Современная антиохия. Антиохия

Антио́хия (Antiochia; Антиохия-на-Оронте, Антиохия Писидийская) - город в Древней Сирии и в средневековой Передней Азии, (с 1516 года - Антакья , на юге Турции), столица государства Селевкидов. Антиохия-на-Оронте была самым известным из шестнадцати древних городов с этим именем. Город был основан в 300 году до н.э. на реке Оронт Селевком I Никатором и назван им в честь отца - Антиоха из Орестии, одного из военачальников Филиппа II Македонского. Антиохия стала столицей государства Селевкидов.

Город делился на четыре квартала, каждый из которых был окружен отдельной стеной, вокруг всего города были дополнительно более высокие и лучше укрепленные стены. Близ Антиохии находилась лавровая и кипарисовая роща Дафна, в которой был выстроен пригород с храмом Артемиды и царским дворцом. В 32 км от Антиохии на берегу Средиземного моря расположился ее аванпорт Селевкия. Находясь на пересечении караванных путей, Антиохия была торговым и ремесленным центром, в годы расцвета не уступала ни Александрии, ни Риму. Число ее жителей доходило до 500 тысяч человек. Город славился зданиями, улицами, освещавшимися по ночам. Соперничая с Птолемеями, Селевкиды построили свой Мусейон.
В 64 году до н.э. город вошел в состав римской провинции Сирия , стал резиденцией наместника. При римлянах здесь возводились храмы, дворцы, театры, акведуки. Центральные улицы города были вымощены мрамором. Император Коммод провел в городе Олимпийские игры. По преданию в 1 веке н. э. Антиохия стала местом крещения апостола Павла, в ней родился евангелист Лука. В городе рано образовалась влиятельная христианская община. В Антиохии находился центр одной из четырех древнейших автокефальных церквей - Антиохийской церкви; здесь было проведено десять Вселенских соборов. После упадка города центр патриархата был перенесен в Дамаск. С Антиохией связана деятельность Иоанна Златоуста.
Разрушительное землетрясение 526 года унесло жизни 25 тысяч горожан. Не успел город оправиться от несчастья, как в 542 году был захвачен сасанидским шахом Хосровом I , который переселил всех его жителей в Персию, где в окрестностях Ктесифона была основана «Хосроева Антиохия». Антиохия была восстановлена императором Юстинианом Великим, хотя и в меньших размерах, но играла в Византии значительную роль.
В 11 веке город был завоеван сельджуками , а в конце того же века оказался на пути участников Первого крестового похода и после длительной осады взят штурмом в июне 1098 года. Тогда же было образовано Антиохийское княжество, которое возглавил Боэмунд Тарентский. Свои претензии на город предъявлял и византийский император Алексей I Комнин, которому удалось добиться вассальной зависимости Боэмунда Тарентского. С 1119 года Антиохийское княжество находилось в зависимости от Иерусалимского королевства. Крестоносцы правили городом до 1268 года, когда он был завоеван мамлюкским султаном Бейбарсом. После этого город потерял свое значение, а в 1516 году был завоеван турками, с этого времени носил название Антакья. Археологические раскопками были открыты сооружения римского времени: городская стена, стадионы, термы Диоклетиана, дома с мозаичными вымостками; в пригороде Антиохии Дафне - театр (2 век н.э.) и раннехристианская церковь; в Селевкии - два эллинистических храма, нимфей (2 век), портовые сооружения 1 века, римский некрополь. В Антакье действует археологический музей.

[греч. ̓Αντιόχεια] (совр. Антакья, Юго-Вост. Турция), город на р. Оронт (совр. Аси), исторический центр Антиохийской Православной Церкви. Поскольку в древности существовало неск. городов с этим названием, А.-на-Оронте обозначалась также как А. Сирийская, А.-при-Дафне (ἡ ἐπὶ Δάφνη - по названию одного из пригородов) и А. Великая. В VI в. переименована в Феополь (Θεούπολις - Божий Град), под этим названием вошла в титулатуру Антиохийских Патриархов.

История

А. основана 30 мая 300 г. до Р. Х. Селевком I Никатором (358 или 354-281 до Р. Х., царь с 305/4 до Р. Х.) в ознаменование победы при Ипсе над Антигоном. Офиц. версия истории основания города изложена антиохийским ритором IV в. Ливанием (Lib. Or. 11. 85 sq.) и визант. историком VI в. Иоанном Малалой (Chron. 198. 23 sq.; 200. 10-11; 233. 11-12). Малала сообщает, что Селевк Никатор, основав в прибрежной Сирии г. Селевкия Пиерия, прибыл в Антигонию, основанную его врагом Антигоном, и вознес молитву к Зевсу с просьбой дать ему знак, сохранить ли этот город под др. именем или на его месте выстроить новый. Увидев знамение, он истолковал его как веление построить новый город, к-рый Селевк назвал в честь своего отца Антиоха. Обломки зданий разрушенной Антигонии использовались в качестве строительного материала, а ее жителей переселили в новый город. Описание основания А., сохранившееся в речи Ливания, лишено подробностей, к-рые есть у Малалы, однако Ливаний добавляет, что, основав город, Селевк выполнил волю Александра Македонского.

Значение А., ставшей в III в. до Р. Х. столицей державы Селевкидов, определилось ее географическим положением на пересечении важных путей: на восток - в Персию и Индию, на север - в М. Азию, на юг - в Египет, на запад - в Средиземноморье (через портовый город Селевкию в устье р. Оронт). А. была одним из 4 городов Сев. Сирии (А., Селевкия Пиерия, Апамея и Лаодикия), создание к-рых было частью плана Селевкидов по колонизации страны греками. Портовые города Селевкия и Лаодикия были связаны с крупными городами в глубине континента А. и Апамеей. А. была расположена в плодороднейшей местности, и торговля различными сельскохозяйственными продуктами играла значительную роль в ее экономике. В город привозили серебро из Испании, медь из Аравии, жемчуг, слоновую кость и драгоценные камни из Индии. Особенно была развита торговля с Востоком.

При Селевке I был выстроен квартал города, огражденный стеной, в к-ром селились греч. колонисты, и неогражденный район, где проживало коренное сир. население. Первыми поселенцами А. стали до 25 тыс. выходцев из Македонии, Крита, Кипра, Аргоса и Афин, а также евреи и арамеи. В III в. с А. были объединены близлежащие греч. колонии (Иополь и Паг Боттия), образовав 2-й квартал города. 3-й квартал был построен на речном о-ве царем Селевком II Каллиником (246-226) и назван Неаполем («новым городом»); 4-й - основан царем Антиохом IV Епифаном (175-164) на склонах горы Сильпий. Каждый из кварталов имел собственные оборонительные сооружения.

Город, делившийся на 18 «демов» (от δῆμος - народ), обладал муниципальной автономией и управлялся собранием местной знати - декурионов (к 360 по Р. Х. их насчитывалось ок. 200). Население А., исповедовавшее различные культы, отличалось фанатизмом и религ. нетерпимостью. В А. преобладало греч. население, и господство города над сельской округой было господством греков над сирийцами, к-рые составляли подавляющее большинство сельского населения; греки-землевладельцы противостояли сирийцам-крестьянам. Сирийцы, проживавшие в городе, составляли значительную часть его населения, но не имели гражданских прав и не пользовались влиянием в элите об-ва. В А. не поощрялось изучение сир. языка. Греч. муниципальная верхушка стремилась не допустить рост в городе сир. населения и охотнее поддерживала дружеские контакты с иудейской общиной, к-рая жила обособленно и имела своих религ. и политических вождей. Видимо, в сер. II в. до Р. Х. они уже были уравнены в гражданских правах с греками и македонцами. О к.-л. столкновениях между иудеями и язычниками в А. в период Маккавейских войн ничего не известно.

В истории А. эпохи Селевкидской династии следует особо выделить период правления Антиоха IV Епифана. Он получил прозвище «второго основателя» А. за строительство Епифании, нового квартала, окончательно определившего внешний облик античного города. Этот квартал был также окружен стеной; Антиох выстроил здесь булевтерий (Malalas. Chron. 205. 14-19; 234. 2-3), и, вероятно, он же построил новую агору в юго-вост. части города. При нем Евтихид, ученик Лисиппа, создал статую богини судьбы Тихе, покровительницы А., образ к-рой воспроизводился на монетах города и сохранился в многочисленных копиях: богиня восседает на скале, символизирующей гору Сильпий, увенчанная диадемой в виде стен и ворот города, юноша у ее ног - символ Оронта. В А. также находились крупные святилища бога войны Ареса, Диониса, Каллиопы и др., одним из главных покровителей города считался Зевс Касийский. Многочисленные храмы имели обширные кухни и трапезные залы, где обычно после религ. церемоний на пирах подавались к столу жертвенные животные.

А. была украшена цветниками, бульварами и парками. В 9 км к юго-западу от города располагался живописный пригород Дафна, окруженный лавровыми и кипарисовыми рощами, с фонтанами и источниками. В Дафне находился храм Аполлона , где ежегодно в августе отмечался религ. праздник в его честь. В правление Антиоха в городе случилась эпидемия некой болезни, и, чтобы остановить бедствие, на горе в виду города была высечена огромная маска, изображающая бога Харона, перевозчика душ умерших в загробное царство, и сделана надпись-заклинание для избавления от несчастья (Malalas. Chron. 205. 8-13). Текст ее Иоанн Малала не сообщает, и на памятнике никакой надписи не сохранилось.

Селевкидский период в истории А. закончился, когда в 64 г. до Р. Х., после победы над царем Митридатом Понтийским, в город вошло рим. войско консула Помпея. Селевкидское царство перестало существовать, а Сирия стала рим. провинцией. Помпей позволил жителям Антиохии сохранить собственное городское управление. При римлянах Антиохия была резиденцией наместника провинции Сирия и местом размещения штаба главнокомандующего военными частями Востока (лат. comes Orientis). Украшению и процветанию города способствовали Цезарь , Август , Тиберий , Антонин Пий и др. правители империи, в т. ч. Константин Великий .

При имп. Октавиане Августе Сирия получила статус имп. провинции, управление к-рой было возложено на наместника (legatus Augusti). Его помощником в адм. делах был прокуратор, непосредственно подчинявшийся императору. Под командованием наместника было неск. легионов, дислоцированных в Сирии. А. была местом постоянного пребывания и наместника, и прокуратора. После рим. завоевания А., сохранив муниципальную автономию, до основания в К-поле новой столицы империи оставалась фактической столицей рим. Востока.

В 1-й пол. I в. по Р. Х. в городе была выстроена центральная улица с портиками по обеим сторонам, к-рая протянулась параллельно реке с севера на юг на 2 рим. мили. Согласно свидетельству Иосифа Флавия (Иуд. война. 1. 425; Иуд. древн. 16. 148) и Малалы (Malalas. Chron. 223. 17-19; 232. 17 ff.), в разное время этим строительством занимались Ирод и имп. Тиберий. Массивная статуя- «божественный император Тиберий», воздвигнутая на этой улице, постоянно напоминала горожанам о верховной власти.

На протяжении I-II вв. по Р. Х. город становится 3-м по величине и значению в Римской империи (после Рима и Александрии) и сохраняет этот статус до VI в. На основании свидетельств авторов I-IV вв. количество жителей города к кон. I в. по Р. Х. предположительно могло составлять от 300 до 600 тыс. чел.

Памятники

Описание древнего города сохранилось в сочинениях Ливания (356 или 360) и Прокопия Кесарийского (О постройках. 2. 10). Раскопки А. производились в 1932 и 1939 гг. совместной экспедицией ученых Франции и США.

В раннехрист. время основной постройкой являлся дворцовый архитектурный ансамбль на острове в сев. части А. Великая церковь («Золотой храм»), входившая в этот ансамбль, представляла собой в плане октагон либо тетраконх с амбулаторием. Заложена имп. Константином Великим в 327 г., освящена в 341 г. Главный христ. памятник города описан Евсевием Кесарийским как постройка невиданных размеров и конструкции, богато украшенная золотом, медью и др. дорогими материалами (Жизнь Константина. 3. 50; Слово на 30-летие царствования Константина. 9. 15). Разрушенная при землетрясении 528 г., она была восстановлена имп. Юстинианом I. Среди др. христ. построек выделяются мартирии: сщмч. Вавилы, основанный вскоре после победы над арианством ок. 379/80 г. (напольные мозаики 387),- крестообразное в плане здание с протяженными равновеликими рукавами; св. равноап. Феклы в портовом пригороде А. Селевкии Пиерии, построенный имп. Зиноном (474-491),- большой тетраконх с амбулаторием и напольными мозаиками. Эти и др. антиохийские мозаики I-VI вв., обнаруженные гл. обр. на виллах Дафны (ныне в музеях Антакьи, Парижа, США), свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры, отражающей проникновение античных мотивов в раннехрист. живопись. В этих образцах раннего александрийского стиля исследователи отмечают также наличие иран. мотивов. Один из источников изучения архитектуры А.- топографический бордюр мозаики «Мегалопсихея» из Экто 2-й пол. V в., иллюстрирующий путь из Дафны в А.

До VI в. А. была крупнейшим центром изготовления церковной утвари. При раскопках обнаружены такие образцы литургических сосудов, как серебряная с позолотой антиохийская чаша 1-й пол. VI в. Среди памятников раннехрист. скульптуры наиболее значительными являются мраморные рельефы из мартирия св. равноап. Феклы рубежа V-VI вв. со сценами из Свящ. Писания, из жизни Константина Великого и др.

В XI-XIII вв. к западу от А. строились греч. и груз. мон-ри (обнаружены остатки построек в мон-рях «Долины камышей» и св. Варлаама), в скрипториях к-рых велась активная лит. деятельность.

Ист.: Iohannes Malalas. Chronographia / Ed. L. Dindorf. Bonn, 1831; idem. Die Römische Kaisergeschichte. Bücher 9-12 / Hrsg. A. Schenk v. Stauffenberg. Stuttg., 1930; Chron. Pasch.; Iohannes Chrysostomus. In S. Ignatium martyrem // PG. 50. Col. 587-596; Guidi I. Una descrizione araba di Antiochia. R., 1897; Iosephi Flavii Opera / Rec. B. Niese. B., 1895. 1955r; Strabo. Geographia / Ed. H. L. Jones. L.; N. Y., 1917; Jalabert L., Mouterde R. Inscriptions grecques et latines de la Syrie. P., 1929-1953. T. 1-3; Ammianus Marcellinus. Rerum gestarum libri qui supersunt / Ed. W. Seyfarth. Lpz., 1978; Eusebius Сaesariensis. Kirchengeschichte / Hrsg. E. Schwartz. Lpz., 19555; idem. Werke / Hrsg. F.Winkelmann. B., 19912; Libanius. Orationes // Opera. T. 1-4 / Ed. R. Foerster. Lpz., 1903-1906. Hildesheim, 1963r; Procopius Caesariensis. De bello Persico // Opera omnia. T. 1 / Rec. J. Haury, G. Wirth. Lpz., 1962; Die Pseudoklementinen. Bd. 2: Rekognitionen / Hrsg. B. Rehm, F. Raschke. B., 1964; Sokrates Scholasticus. Kirchengeschichte / Hrsg. G. Ch. Hansen. B., 1995; Sozomenus. Kirchengeschichte / Hrsg. von J. Bidez. B., 1995; Theodoret. Kirchengeschichte / Hrsg. L. Parmentier, G. Ch. Hansen. B., 1998.

Лит.: Cureton W. Ancient Syriac Documents. L., 1864; Baedeker K. Palästina und Syrien. Lpz., 1910. S. XXVI, 357-362; Paribeni R. Sull"origine del nome Cristiano // Nuovo bullettino di archeologia cristiana. T. 19. 1913. P. 37-41; Bouchier E. S. Syria as a Roman province. Oxf., 1916; idem. A Short History of Antioch, 300 B. C.- A. D. 1268. Oxf., 1921; Foerster R. Antiochia am Orontes // Jb. d. Deutschen Archäol. Inst. . Bd. 12. S. 103-149; Maclean Harper J. Village Administration in the Roman Province of Syria. Princeton, 1928; Bayenes N. H. Constantine the Great and the Christian Church. L., 1929; Schultze V. Antiochia. Gutersloh, 1930; Antioch-on-the-Orontes: The Excavations. L.; Princeton, 1934-1972. Vol. 1-5; Eltester W. Die Kirchen Antiocheias im 4. Jh. //ZNW. 1937. Bd. 36; Cahen C. La Syrie du Nord à l"époque des Croisades et la principalité franque d"Antioche. P., 1940; Lassus J. Sanctuaires chrétiens de Syrie. P., 1947; Levi D. Antioch Mosaic Pavement. Princeton, 1947. 2 vol.; Bickermann E. J. The name of Christians // HarvTR. 1949. Vol. 42; Smith E. B. The Dome. Princeton, 1950. P. 34ff.; Tchalenko G. Villages antiques de la Syrie du Nord. La massif du Belus a l"epoque romaine. P., 1953-1958. T. 1-3; Mattingly H. B. The Origin of the Name Christiani // JThSt. 1958. N. S. Vol. 9; Milliken M. Early Byzantine Silver // Bull. of Cleveland Museum of Art. 1958. March. P. 35ff.; Festugi è re A. Antioche païènne et chrétienne: Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. P., 1959; Downey G. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961; idem. Ancient Antioch. Princeton, 1963; idem. Antiocheia // RBK. 1963. Bd. 1. S. 178-209; Курбатов Г. Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города: (Антиохия в IV-VII вв.). Л., 1971; Liebeschuetz J. H. W. G. Antioch: City and Imperial Administration in the Later Roman Empire. Oxf., 1972; Kleinbauer W. E. The Origin and Function of the Aisled Tetraconch Church in Syria and Northern Mesopotamia // DOP. 1973. Vol. 27. P. 108-114; Джобадзе В. Свидетельства строительной деятельности грузинских мастеров в западных окрестностях Антиохии на Оронте // II Междунар. симп. по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977; Djobadze W. with contrib. by Hendy M. et al. Archaeological Investigations in the Region West of Antioch-on-the-Orontes. Stuttg., 1986; Кривов М. В. К вопросу о восстаниях в Антиохии в 607-611 гг. // ВВ. 1986. Т. 47. С. 82-85; Kondoleon Ch. Antioch: The Lost Ancient City. Princeton, 2000; Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. С. 231-240.

Свящ. Михаил Наджим, Е. В. Сильвестрова, А. Ю. Казарян

Антиохия -

1) город в Северной Сирии (совр. Антакия) на р. Оронт, один из древнейших и крупнейших городов древнего и средневекового Востока. Основана в 301 г. до P. X. Селевком Никатором и названа им в честь своего отца Антиоха, полководца македонского царя Филиппа. Уже в первые века нашей эры Антиохия стала важнейшим экономическим, политическим и культурным центром на востоке Римской империи. Император Юлиан Отступник (361-363) даже избрал его своей резиденцией. В византийское время этот город часто назывался Великой Антиохией, в отличие от Малой Антиохии в Малой Азии на р. Меандр. С V в. Антиохия стала кафедральным городом одного из христианских патриархов. В 526 г. город был разрушен мощным землетрясением и последующим пожаром. В этом стихийном бедствии погибло, по некоторым данным, до 250 тыс. человек. Одной из жертв землетрясения стал антиохийский епископ Евфразий, погребенный под обломками кафедрального собора. При непосредственной помощи императоров Юстина I и Юстиниана I Антиохия была практически заново отстроена и в 529 г. переименована в Феополь («Божий город»), чтобы оградить горожан от бедствий и катастроф. Тем не менее очередное землетрясение, произошедшее в 588 г., унесло жизни еще 60 тыс. антиохийцев. Во время длительных войн Византии с Ираном персидские цари стремились овладеть Антиохией. В 540 г. царь Хосров I Ануширван (531-578 или 579) захватил и раз-рушил Антиохию, но император Юстиниан I восстановил город. Повторно покоряли Антиохию в 613 г. войска персидского царя Хосрова II (590- 628), но византийцы сумели разгромить Иран и ненадолго вернули все свои владения на Ближнем Востоке. В 638 г. Антиохию захватили арабы и владели ею до 969 г., когда Михаил Вурца, полководец императора Никифора II, возвратил город Византии. Однако в 1084 г. город оказался во власти турок-сельджуков и был навсегда потерян для империи;

2) византийская фема-дукат, образованная в X в., после отвоевания г. Антиохия у арабов. Освободитель города Михаил Вурца и стал после смерти императора Иоанна I Цимисхия (969-976) первым антиохийским дуксом с титулом магистра. Дукат охватывал прибрежную полосу, с запада омываемую Средиземным морем, с юга граничившую с владениями эмиров Триполи, а на востоке - с землями эмиров Халеба (Алеппо).

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 99-100.

Княжество Антиохия

Это государство крестоносцев возникло во время . На совете предводителей 5 ноября решено было отдать только что захваченную Антиохию князю Тарентскому Боэмунду.

Антиохийские князья формально признавали над собой сюзеренитет императоров Византии, фактически же были независимыми правителями.

Норманнская династия, 1098-1160 гг.

Боэмунд I 1098-1100

Танкред 1100-1103

Боэмунд I (вторично) 1103- 1104

Танкред (втор., как регент) 1104-1112

Рожер дель Принчипато 1112-1119

Боэмунд II 1119-1124/8

Констанца 1128-1130

Раймон Пуату (муж Констанцы) 1130-1149

Констанца (вторично) 1149-1153

Рене де Шатильон

(второй муж Констанцы) 1153-1160

Констанца (в третий раз) 1160-1163

Аквитано-Норманнская династия, 1160-1268 гг.

Основатель династии был сыном Констанцы и Раймона Пуату.

Антиохия
Из 16 городов, носивших в древности это название, представляют интерес лишь два.

I. АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ, или ГАЛАТИЙСКАЯ
Была пограничным городом между Фригией и Писидией. Ко времени апостола Павла город был отнесен к римской провинции Галатии. Он располагался в самом сердце Малой Азии, в маловодной горной местности северо-восточнее гор Тавра. О его былом великолепии и поныне свидетельствуют величественные развалины римского храма, площадей, триумфальной арки Августа, римского акведука:
1) Основанная сирийскими властителем Селевком I Никатором (312-280 годах до Р.Х.) и названная в честь его отца, Антиохия в 189 году до Р.Х. стала свободным городом (с избираемой администрацией). В 24 году до Р.Х. стала столицей римской провинции. Жители с особым статусом граждан Рима занимали главенствующее положение; местные уроженцы пользовались меньшими правами. Языком общения является греческий – международный язык в восточной части империи. В 11 году до Р.Х. город превратился в римскую колонию – место поселения солдат-ветеранов;
2) Являясь оживленным торговым центром с хорошо развитым кожевенным промыслом, удобно расположенном на торговом пути из Эфеса к Киликийским воротам, Антиохия привлекала к себе многочисленных иудейских торговцев, которые построили здесь синагогу. Кроме того, в городе размещалось множество гражданских и военных учреждений;
3) Антиохия была центром почитания бога плодородия Мена, которого изображали в образе воина с бычьей головой и во фригийском колпаке. Мессианские ожидания, оживившиеся в эпоху императора Октавиана (первого носителя титула Август, 31 год до Р.Х. – 14 год по Р.Х.) и позволившие отождествить бога Мена с императором, сменились после смерти Августа глубоким разочарованием;
4) Павел и Варнава впервые посетили Антиохии во время своего первого миссионерского путешествия (около 48 года по Р.Х.) и основали там христианскую общину, которая, утвердившись, по обыкновению, при иудейской синагоге, оказывала сильное влияние на всю округу (Деян 13:14 и следующие, Деян 13:50 и следующие). Такой успех миссии Павла, вероятно, был отчасти обусловлен и разочарованием в мессианских ожиданиях, связанных с Августом (сравните мессианские моменты в миссионерской проповеди Павла, Деян 13:16-41 ). Как полагают, эта церковь состояла преимущественно из принявших христианство язычников. Во всяком случае, у Павла появились серьезные противники среди осевших в Антиохии иудеев (Деян 14:19 ; 2Тим 3:11 ). На обратном пути Павел вновь побывал в Антиохии (Деян 14:21 ); возможно он еще раз посетил этот город в начале своего второго путешествия (51-52 годах по Р.Х., сравните Деян 15:41 ; Деян 16:1 и следующие, 6).

II. АНТИОХИЯ СИРИЙСКАЯ:
1) Этот некогда великолепный, но утративший былой блеск и значение город (турецкий Антакья) расположен между горными хребтами Ливана и Тавра в плодородной пойме реки Оронт, в 32-х километрах восточнее Средиземного моря и в 300-х километрах севернее Дамаска;
2) Он также был основан Селевком I Никатором (около 310 или 300 года до Р.Х.), в 64 году до Р.Х. стал вольным городом и, одновременно, столицей римской провинции Сирии, где размещалась резиденция римского наместника;
3) Наряду с Римом и Александрией Антиохия считалась третьим главным городом Римской империи и служила своеобразным мостом между Западом и Востоком. Вместе с располагавшимся по соседству портом Селевкией она являлась крупным торговым центром, что привлекало сюда неисчислимые богатства. Ко времени Павла Антиохия могла насчитывать от 150 тысяч до 200 тысяч жителей;
4) Культура Антиохии сформировалась под влиянием эллинизма. Город славился своими школами философии, медицины и риторики, а также великолепной библиотекой. Кроме того, здесь были театр, стадион, термы (горячие бани) и амфитеатр для зрелищ. Через город проходила обрамленная столбами трехрядная дорога длинной 6,7 километров. Имелось даже дорожное освещение! Многочисленные мозаичные полы того периода и поныне свидетельствуют о богатстве и мастерстве жителей Антиохии;
5) Антиохия была известна не только своими достижениями в области культуры. Дурную славу ей приносила моральная распущенность жителей, вошедшая в поговорку. Этому способствовали и знаменитые рощи Дафны. В многочисленные храмах совершались ритуальные оргии. Культ Аполлона способствовал процветанию в Антиохии множества увеселительных заведений. Рабы, составлявшие треть населения города, жили в нищете. Известна была находчивость антиохийцев, которую они охотно ставили на службу пустому острословию. Трудно сказать, что дало им повод назвать последователей Иисуса «христианами» [греческое христианой , Деян 11:26 ] – признание или насмешка;
6) Значительную часть населения Антиохии составляли иудеи, с большим усердием вербовавшие в приверженцы своей религии. К их синагогальным общинам примыкали многочисленные прозелиты. В Деян 6:5 среди семи попечителей о бедных упоминается как прозелит и некий Николай Антиохиец;
7) В ходе гонений, начавшихся с убийства Стефана, преследуемые члены иерусалимской христианской общины бежали и в Антиохию. Здесь они стали активными миссионерами, но в первое время обращались с благовествованием только к иудейской части населения, пока к этим благовестникам не присоединились прибывшие с Кипра и из Киринеи обращенные (вероятно, также из иудеев), которые стали проповедовать Евангелие и среди грекоязычных жителей Антиохии (Деян 11:19 и следующие). Таким образом в этом городе с мировым значением возникла большая и очень активная церковь (Деян 11:21 );
8) Когда об этом узнали в иерусалимской церкви, в Антиохию был направлен Варнава (Деян 11:22 ). Этот исполненный Святого Духа добросердечный человек, пекущийся о спасении человеческих душ, тотчас же оценил возможности для проповеди Евангелия и активно взялся за дело (Деян 11:24 ), а затем привлек и Павла, отыскав его в Тарсе (Деян 11:25 и следующие). В течение года они исполняли миссионерское служение и учили в Антиохии (до 48 года по Р.Х.). Начиная с этого времени связь с Иерусалимом не прерывалась. Оттуда в Антиохию пришли пророки, укрепившие христианскую общину (Деян 11:27 и следующие). В Антиохии проводились сборы пожертвований для страждущих братьев в Иерусалиме (Деян 11:29 и следующие). Когда иудействующие братья внесли раздор в общину (Гал 2:11 ), то Павел и Варнава были направлены в Иерусалим, чтобы прояснить отношение христиан к Закону Моисея (Деян 15:1-3 ). Ответ начальствующих мужей иерусалимской церкви был передан через Иуду и Силу (Деян 15:22,27 );
9) Важнейшим событием для церкви в Антиохии, вероятно, явилось направление Павла и Варнавы, по повелению Святого Духа и по решению общины, на миссионерское служение среди язычников. Данное апостолам поручение было подкреплено возложением на них рук и молитвой (Деян 13:1-3 ). Таким образом эта очень сильная в духовном отношении церковь, в которой не было недостатка в образованных учителях (Деян 13:1 ), стала местом рождения миссии к язычникам, и этому делу Павел в дальнейшем посвятил себя. Из Антиохии он начал и здесь окончил два своих первых миссионерских путешествия (Деян 13:1-3 ; Деян 14:26 ; Деян 15:36 ; Деян 18:22 ). Антиохия была базой его миссионерской деятельности. Благодаря мужественным шагам, предпринятым христианами, вынужденными бежать в Антиохию, и мужеству здешней общины, отважившейся на поиски нового, церковь избежала превращения в одну из малозначительных иудейских сект (как это произошло с иудействующей ветвью христианства после разрушения Иерусалима в 70 году) и смогла начать свое триумфальное шествие по всему миру.

- (Antiochia) на Оронте (Антиохия Писидийская), город в древней Сирии, на юге современной Турции, столица государства Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ). В 32 км от Антиохии ее аванпорт Селевкия. Антиохия на Оронте самый известный из шестнадцати древних… … Энциклопедический словарь

Антиохия. Из 16 городов, носивших в древности это название, представляют интерес лишь два. I. АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ, или ГАЛАТИЙСКАЯ, была погран. городом между Фригией и Писидией. Ко времени ап. Павла город был отнесен к рим. провинции Галатии.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

- (Antiochia, Αντιόχεια). 1) Столица Сирийского царства на р. Оронте, ныне Антакия. Она основана Селевком Никатором около 300 г. до Р.Х. В Антиохии последователи Христа впервые стали называться христианами; Антиохия была также резиденцией одного из … Энциклопедия мифологии

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Антакья Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Антиохия - (Antioch), один из самых процветающих городов античности, основан в 300 г. до н.э. Селевком I. Расположенный на стратегически важных торг, путях, связывавших Восток со Средиземноморьем, был также столицей Селевкидов. В 64 г. до н.э. Помпей… … Всемирная история

Антиохия - название двух городов, которые встречаются в Нов. Завете 1) расположен на реке Оронте, около 40 километров от ее впадения в море. Он основан Селевком Никатором в 300 году до Р. Хр. и назван по имени его отца Антиоха. Этот город был столицей… … Словарь библейских имен

АНТИОХИЯ - [греч. ̓Αντιόχεια] (совр. Антакья, Юго Вост. Турция), город на р. Оронт (совр. Аси), исторический центр Антиохийской Православной Церкви. Поскольку в древности существовало неск. городов с этим названием, А. на Оронте обозначалась также как А.… … Православная энциклопедия

- (противонесущий, противостоящий) (Деян.11:26). Город означенного наименования долгое время был столицею Сирии и основан за 300 лет до Р.Х. Селевком Никатором и был назван Антиохиею, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта,… …

Анти’охия (Деян.6:5 ; Деян.11:19 ,20,22,26,27; Деян.13:1 ; Деян.14:26 ; Деян.15:22 ,23,30,35; Деян.18:22 ; Гал.2:11 ; 2Тим.3:11) город на реке Оронт на север от Дамаска, основанный около 300 г. до РХ Селевком Никатором и названный в честь его… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Путешествия в мультивселенной. сборник рассказов , Андрей Миколайчук. В сборнике собраны впечатления автора от совершенных и вымышленных путешествий. Сюжеты разворачиваются на островах Маргарита и Гаити, в странах Средней Азии и Ближнего Востока, на мистических…