Способы достижения целей западников и славянофилов таблица. Западники и славянофилы: основные идеи и представители. Дальнейшее развитие направлений

Социальная экономика - это отрасль научного знания, деятельность и сфера экономики, основной целью которой является достижение личностного развития, а также способствование прогрессу человечества. Зачастую, подобной экономической деятельностью занимаются отдельные организации, не ставящие приоритетной задачей получение прибыли. Для этих ассоциаций, фирм, кооперативов во главу угла поставлено предоставление для нужд общества товаров и услуг.

Зарождение социальной экономики в истории человечества

Понятие совместного труда зародилось на заре человеческой цивилизации, с тех самых пор, когда люди осознали, что совместными усилиями достичь результатов в какой-либо деятельности существенно проще, чем в одиночку. Коллективный труд и сегодня, спустя века и тысячелетия, стоит в основе всей мировой экономики. А вот роль социальной рыночной экономики, объединяющей разнообразные социальные организации в экономической сфере, во многих странах определяется, как буфер между общественным и приватным секторами.

При этом, говорить о социальной экономике, как отдельном секторе, стоит примерно с середины XIX века - то есть, времени, когда в рамках капиталистического общества начало зарождаться . Именно такого мнения придерживаются ученые-экономисты Джон Стюарт Милль и Леон Вальрас. Предшественники современных социально-экономических организаций возникли в качестве логичного ответа на возникшие проблемы социальной сферы.

Промышленная революция: предчувствие социальной экономики

Ряд европейских государств еще веком ранее ощутил на себе воздействие так называемой промышленной революции: благодаря возникновению машинного производства и мануфактур, производительность труда существенно возросла, что оказало существенное влияние на таких стран, к примеру, как Англия (колыбель промышленной революции), в том числе и экономики социальной сферы. За счет перерождения семейных трудовых артелей, мастерских или цехов в более масштабные фабрики и заводы, трудовые отношения между людьми также изменились, стали более безликими, носящими нейтральный характер, ведь теперь они не были основаны на родстве. Вследствие этого возник отдельный социальный класс - пролетариат, то есть, жители городов, задействованные в промышленности. При этом, основу его сложили бывшие крестьяне, которых привлекали к работе на новоиспеченных мануфактурах, и которые для этого перебрались в городскую черту.

Социальное расслоение в результате подобной миграции достигло своей наиболее выраженной формы: контраст нищенствующих пролетариев, вынужденных трудиться по 12-14 часов в рабских условиях за мизерную оплату, и наживающих свой владельцев фабрик и заводов был очевиден. На его фоне зародилось отдельное философское течение, пристально рассматривающее такие проблемы социального развития экономики, как бедность и незащищенность. Пути их решения философы искали в трансформации всего общества, предлагая использовать самые разные доктрины, от классического марксизма до социальной утопии, от научного социализма до доктрин католической церкви. Результатом подобных изысканий стала, впрочем, далеко не умозрительная борьба за права рабочего класса, постепенно сформировавшая такой значимое на сегодняшний день явление, как профсоюзное течение, поспособствовавшее дальнейшему социально-экономическому развитию экономики. Профсоюз, как орган контроля соблюдения прав пролетариата позволил интегрировать рабочий класс в общество достаточно оперативно - уже в ХХ веке эта проблема была практически решена. Тогда же, под воздействием развития этих философских доктрин выкристаллизировался основной тезис будущей социальной экономики: интересы человека и его права всегда должны стоять выше интересов капитала.

Этап становления социальной экономики: кооперативы и самоорганизация пролетариев

Невозможно не упомянуть в связи с социальной экономикой имени британского промышленника и философа Роберта Оуэна, ставшего родоначальником такого явления, как кооператив. Когда в его попала фабрика, он задумался о том, как оптимизировать распределение доходов среди работников. Этот революционный подход вкупе с попытками перевести и его ресурсы в общественную собственность лег в основу теории кооперативов. Свой опыт по руководству фабрикой и внедрению кооперативных основ Оуэн описал в научной работе под названием «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера», вышедшей в 1813 году. Под воздействием мыслей, изложенных в этом труде, сформировалось немало кооперативов, что стало основной вехой в формировании социально ориентированной экономики.

Другими основателями современной социальной экономики стали сами пролетарии. Их попытки самоорганизации легли в основу доктрины. Так, объединение ткачей из Рочдейла стало пионером, среди социальных организаций такого рода. Они еще в 1844 году создали собственное кооперативное производство, в основе управления которым лежал принцип справедливого распределения прибыли. Успех первого предприятия ткачи закрепили открытием целого ряда подобных кооперативов: они приобрели мастерские с прядильным оборудованием, создали собственные финансовые органы - сберегательную кассу и страховое общество. Их опыт стал показательным для многих других британских и европейских предпринимателей, последовавших их примеру. Так, в Британии к 1832 году уже насчитывалось около 500 кооперативов, а с успехом Рочдейла их количество стало расти в прогрессии.

В Германии в это же время под влиянием ткачей из Рочдейла некто Фридрих Вильгельм Райффайзен основал кооперативную пекарню, а впоследствии - стал еще и родоначальником кредитной кооперации, заложив еще один камень в основание социальной экономики.

Основные понятия современной социальной экономики

Чтобы понять социальную структуру экономики и ее отдельной формы хозяйствования, которой является социальная экономика, стоит ближе познакомиться с ее понятийной базой:

Кооператив - это базовое понятие отрасли. Это социальная организация, осуществляющая деятельность согласно принципов кооперации, которые регулируются и контролируются на уровне международного права.

  • Объединение - форма некоммерческой организации, занимающейся страховой деятельностью на волонтерской основе.
  • Общества взаимопомощи - организации, помогающие вовлекать в трудовой процесс социально незащищенные формы населения за счет развития производства.
  • Профсоюзы - органы объединения рабочих, капитал которых преимущественно принадлежит рабочему классу.
  • Ассоциации - специализированные организации, оказывающие помощь наиболее социально незащищенным группам населения.
  • Фонды - благотворительные некоммерческие организации, занимающиеся сбором денежных средств и распределением их на нужды общественных организаций, реализацию социальных проектов и благотворительных акций.

Принципы социальной экономики

Доминанта человеческих нужд и потребностей над капиталом и его накоплением стала ключевой позицией для социальной экономики. Для предприятий, трудящихся на этой ниве этот постулат послужил основой для демократической, автономной, справедливой и прозрачной экономической деятельности. А это значит, что в отличие от частных организаций и предприятий, вся деятельность таких кооперативов и социальных организаций подчиняется принципам демократии. А за основу распределения полученной прибыли берется не процент от вложенного капитала, а количество затраченного на ее получение труда. То есть, чем больше труда прилагает рабочий, тем выше его оплата, при этом социальная экономика гарантирует стабильность выплаты, сохранения рабочего места, низкую трудовую миграцию и соответствие коллективным нормам. Солидарность труда является еще одним базовым принципом для социальной экономики: только в условиях коллективной работы и взаимопомощи можно достичь максимальной эффективности.

Еще один принцип социальной экономики - максимальное вовлечение социально уязвимых слоев населения к труду, чтобы интегрировать их в социум и избежать вынужденной социальной изоляции. Заодно такой подход дает возможность развивать экономику на локальном уровне города, местности или региона, предоставлять его населению равные права и возможности, коррелировать трудовую деятельность с личными и семейными интересами, чтобы достигать оптимального баланса рабочей и внерабочей активности для человека.

Предприятия социальной экономики

Все предприятия, задействованные в сегменте социальной экономики можно разделить на два условных типа по такому основанию, как :

1) Те, которые конечной целью ставят получение прибыли - кооперативы, общественные объединения, общества с ограниченной ответственностью. Они занимаются производством продуктов и услуг и их реализацией на рынке, при этом, используя труд рабочих из социально незащищенных слоев, демократически распределяя полученную прибыль и обеспечивая социальные гарантии своим работникам. Такой подход к ведению предпринимательской деятельности позволяет одновременно и обеспечивать соблюдение социальных гарантий в обществе, и в то же время вести целесообразный, приносящий прибыль .

2) Второй тип предприятий не связан с получением прибыли, как основной целью. Это - фонды, ассоциации и различные организации благотворительного характера, чьей основной деятельностью является предоставление определенных услуг по низким ценам или на добровольной основе. Преимущественно их основными адресатами становятся семьи участников подобных ассоциаций и фондов. Хотя существует практика и помощи сторонним людям. Они также могут производить свой продукт, но продавать его по более низким социальным ценам и не в основной порядке, а в качестве дополнительной формы деятельности. Основу дохода таких организаций составляют взносы и пожертвования благотворителей, участников фонда или организации, а также регулярное проведение адресных или обще благотворительных мероприятий для сбора средств и ресурсов.

Оба типа предприятий являются частными структурами и регулируют свою деятельность в соответствии с принципами обязательства о социальной ответственности, закрепленного в мировой правовой базе, разработанной многими государствами для четкого правового и юридического определения подобной деятельности. Такая практика общепринята в современном обществе, в том числе, на ней базируется социальная .

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Западники и славянофилы (сравнительная таблица)

В правление императора Николая 1 в российском просвещенном обществе возникло два философско-идеологических течения: славянофилы и западники. Они имели сходства (например, и те, и другие ратовали за ), но еще больше отличались в своих взглядах на прошлое, настоящее и будущее нашей страны. Подробнее о западниках и славянофилах смотрите в этой сравнительной таблице:

Вопросы для сравнительной характеристики

Славянофилы

Западники

Кто относился к движению?

Самарин Ю.Ф.

Хомяков А.С.

А.И.Кошелев

Братья Киреевские

Сочувствовали движению братья Аксаковы, В.И. Даль

А. Островский, Ф.И. Тютчев

Тургенев И.С.

Анненков П.В.

БоткинВ.П.

Грановский Т.Н.

Чаадаев П.А.

Гончаров А.И.

Корш В.Ф.

Панаев И.Н.

Какой государственный строй нужен России?

Самодержавие, власть которого ограничена земским собором. Считали, что это поможет избежать потрясений и революций

Демократическая республика (конституционная монархия). Ставили в пример парламентский строй Англии и Франции

Как относились к самодержавию?

Критиковали монархический строй

Как относились к крепостному праву?

Ратовали за отмену крепостного права с сохранением помещичьих хозяйств

Предлагали полную и немедленную отмену крепостничества, считая, что оно тормозит прогресс

Как относились к капиталистическому строю?

Отрицательно. Однако понимали при этом, что должны развиваться торговля, транспорт, банковское дело

Положительно. Ратовали за бурное развитие капитализма в России

Как относились к гражданским правам народа?

Частично признавали необходимость гарантий гражданских прав со стороны государства

Полностью признавали необходимость гарантированных гражданских прав

Как относились к религии?

Считали, что православие –единственно приемлемая религия для русского народа, также считали ее высочайшей ценностью. Критиковали прагматичный католицизм

Критиковали православие, терпимо относились к другим религиям

Как относились к реформам Петра 1?

Считали реформы Петра 1 подражательскими и искусственно навязанными России

Возвеличивали личность Петра1, считали его реформы прогрессивными

Как относились к крестьянской общине?

Община, основанная на началах равенства – это будущее России

По этому поводу мнения расходились. Большинство предлагало опять же европейский путь развития

Какой путь изменения государственного строя предлагали?

Предлагали мирный путь, изменения в стране должны произойти за счет реформ

Революцию не приветствовали, но некоторые из представителей движения считали, что революция в России неизбежна

Какое место отводили России в мировом историческом процессе?

Ратовали за то, что Россия – особенная страна, и ее путь развития должен коренным образом отличаться от европейского. Ее самобытность должна выражаться в отсутствии борьбы социальных групп

Считали историю России ничем иным, как частью общемирового исторического процесса, исключали народную самобытность

Как относились к отмене смертной казни в России?

Выступали за отмену смертной казни в России

Мнения по этому вопросу разделились

Как относились требованию провозгласить свободу печати?

Положительно, требовали свободы печати и отмены цензуры

Положительно. Также ратовали за свободу печати

Какой основной принцип провозглашали?

«Православие, самодержавие, народность!» Провозглашали духовность и свободу личности в духовном плане

«Разум и прогресс!»

Отношение к наемному труду

Не признавали наемный труд, предпочитая труд в общине на началах равенства

Признавали преимущество наемного труда и здоровой конкуренции

Как относились к прошлому России?

Идеализировали прошлое, считали, что Россия должна вернуться к прошлому

Критиковали историю России, не видя в ней ни одного рационального момента, кроме реформ Петра 1

Заслуги и значение для дальнейшего развития России

Критика преклонения перед Западом. Считали народ вершителем истории, осознавали самобытность истории и культуры своей страны. Критика самодержавия и крепостничества.

Вера в великое будущее России

Беспощадная критика крепостного строя и самодержавия. Признание значения научно-технического прогресса. Способствовали развитию общественно - политической мысли в России.



Задачи занятия: 1. Понять историко-культурный контекст складывания западничества и славянофильства. 2. Установить преемственность центральной темы полемики двух ведущих направлений общественно-политической мысли 30 – 40-х гг. XIX в. 3. Продолжить совершенствование навыков работы с историческими источниками и осуществления рефлексии фактической информации. 4. Выявить сущность идейных разногласий и общности позиций западников и славянофилов.




«Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается её будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение» Начальник Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии А.Х. Бенкендорф






П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, В. М. Майков, П. А. Мельгунов, С. М. Соловьев, И. С. Тургенев, П. А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А. И. Герцен и В. Г. Белинский Представители западников












Главные социально-политические требования: - отмена крепостного права, освобождение крестьян с землёй без выкупа; - реорганизация и усовершенствование системы управления; - введение гражданских свобод, гласного суда, гарантии неприкосновенности личности, свободы предпринимательства. Славянофилы и западники – ОБЩЕЕ:


«Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно! Да, мы были противниками, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту и русскому складу ума». Отношение западников и славянофилов можно определить словами А.И. Герцена:


1) Форма правления: сохранение монархом всей полноты власти при условии созыва сословно-представительного совещательного Земского собора, выражающего мнение народа («Сила власти – царю, сила мнения – народу»). Различия в воззрениях славянофилов и западников: СЛАВЯНОФИЛЫ:


2) Обоснование программы – историческое развитие России и Западной Европы: Нет ничего общего России и Западной Европы. Россия должна сохранить свою национально-историческую самобытность (крестьянскую общину, тесное единение монарха и народа, приверженность подавляющего большинства населения к православию и др.), заимствуя только отдельные достижения западной цивилизации. Различия в воззрениях славянофилов и западников: СЛАВЯНОФИЛЫ:






2) Обоснование программы – историческое развитие России и Западной Европы: Прослеживается единство пути в развитии России и Западной Европы. России необходима европеизация на основе восприятия опыта лучших социально-политических завоеваний западной цивилизации. Различия в воззрениях славянофилов и западников: ЗАПАДНИКИ:







Славянофилов и западников объединяло: 1) Желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. 2) Для достижения процветания и те и другие считали необходимым изменить её социально-политический строй. 3) Признавали необходимость смягчить или даже отменить крепостное право. 4) Наделить крестьян небольшими наделами земли. 5) Считали необходимым ввести свободу слова и совести. 6) Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы. ВЫВОД:

На вопрос Западники и славянофилы... заданный автором Айнур Муллагалиев лучший ответ это В размышлениях об ист. судьбах России, ее истории, наст. и буд. родились 2 важнейш. идейных теч. 40-х гг. XIX в. : западничество и славянофильство. Представители славянофилов – И. В. Кириевский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Сарматин, К. А. Аксаков и др. Представители славянофилов – П. В. Анненков, В. П. Боткин, А. И. Гончаров, И. С. Тургенев, П. А. Чаадаев и др. К ним примыкали А. И. Герцен и В. Г. Белинский.
Сходство:
а) и западники, и славянофилы – горячие патриоты, верившие в великое будущее своей Родины, резко критиковавшие николаевскую Россию;
б) резко критиковали российскую действительность, выступали против крепостного права за освобождение крестьян с землей;
в) ратовали за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти;
г) негативно относились к революции; выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России;
д) в процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. вошли в единый лагерь либерализма.
Различия: расходились в поисках путей развития страны.
СЛАВЯНОФИЛЫ,
а) отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу, на западный мир, который, по их мнению, изжил себя и будущего не имеет, отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения;
б) величайшей ценностью считали православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму;
в) особое внимание уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией, видели великую нравственную ценность в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью;
г) считали, что у русских особое отношение к властям; народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы – общинники, у нас своя жизнь, вы – власть, у вас своя жизнь. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути;
д) славянофилов относят к политической реакции, т. к. их учение содержит три принципа «официальной народности»: православие, самодержавие, народность, но следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды» . При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности.
ЗАПАДНИКИ в отличие от славянофилов
а) русскую самобытность оценивали как отсталость, считая, что Россия, как и большинство других славянских государств, долгое время была как бы вне истории;
б) заслугу Петра I видели в ускорении процесса перехода от отсталости к цивилизации; реформы Петра для них – начало вхождения России во всемирную историю;
в) в то же время понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками; истоки самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы;
г) подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем; поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы;
д) важнейшей задачей считали освобождении личности и создание гос-ва и общ-ва, обеспечивающих эту свободу;
е) сила, способная стать двигателем прогресса, – «образованное меньшинство».

В числе самых известных идейных течений 19 века в России - западники и славянофилы. Каких концепций придерживались те и другие?

Кто такие западники?

Идейные течения западничества и славянофильства сформировались в 30-40 годах 19 века. На их появление повлияло, прежде всего, восстание декабристов. Русские философы и мыслители сформировали 2 подхода к обеспечению развития Российского государства, характеризующихся как схожестью, так и значительными различиями.

Западничество начало формироваться несколько раньше славянофильства - примерно с 30-х годов 19 века. Его основными приверженцами стали дворяне, помещики, купцы, разночинцы. Главными идеологами западничества являлись философ и публицист П. А. Чаадаев, писатель и драматург И. С. Тургенев, публицист, философ и педагог А. И. Герцен. Так, именно Чаадаев составил знаменитый сборник «Философических писем», повлиявший на формирование двух рассматриваемых идеологических течений.

Западники считали, что Россия должна двигаться по тому же пути, который прошли западные страны - прежде всего, европейские. Если ей это удастся сделать, полагали они, Россия даже сможет опередить Европу за счет более оперативного освоения лучшего ее опыта развития.

Среди западников не было единого мнения касательно того, каким образом в государстве должны осуществляться реформы - мирным способом или революционным. В рамках рассматриваемого идейного течения сформировалось 2 крыла с противоположными взглядами на данный вопрос - либеральное и революционное. Первое выступало за мирные реформы, второе - за революционные.

Западники были уверены, что в России нужно ввести конституцию и элементы парламентаризма - по образцу, существующему на тот момент в Англии. Некоторые представители рассматриваемого течения утверждали, что политическая система страны должна развиваться по республиканским принципам.

Западники считали необходимым обязательно отменить в России крепостное право. Кроме того, сторонники данной идеологии полагали, что в стране должны активно внедряться принципы применения наемного труда - это ускорило бы развитие ее экономики.

Западники выступали за активную модернизацию инфраструктуры - в целях, опять же, обеспечения динамичного развития хозяйства. При этом они предполагали использование преимущественно европейского опыта модернизации.

Западники были верующими людьми. Но они считали, что религия и государственное управление не должны зависеть друг от друга.

Приверженцы рассматриваемого течения признавали Петра Первого одним из величайших правителей России, так как ему удалось значительно приблизить государство по уровню развития к ведущим европейским странам.

Кто такие славянофилы?

Славянофильство начало формироваться с 40-х годов 19 века. В принципе, оно опиралось на ту же социальную базу, что и западничество, - основными его приверженцами были помещики, имеющие средний уровень доходов, а также купцы и разночинцы. Главными идеологами славянофильства являлись поэт, богослов и философ А. С. Хомяков, публицист, критик и лингвист К. С. Аксаков, писатель и археограф П. В. Киреевский, общественный деятель В. А. Черкасский. Идеи данного течения поддерживали поэт и дипломат Ф. И. Тютчев, писатель и этнограф В. И. Даль, писатель и общественный деятель С. Т. Аксаков.

Славянофилы полагали, что Россия имеет свой путь, который не должен существенно пересекаться с западным. Как считали идеологи данного течения, страна должна была развиваться с опорой на православие, самодержавие и народность. России необходимо быть, утверждали славянофилы, равноправным, а то и более высокостатусным партнером западных стран. Если в государстве требовались реформы - проводить их нужно было, как предполагали приверженцы рассматриваемого течения, исключительно мирным путем.

Славянофилы отрицали введение в России конституции и элементов парламентаризма. Государственная власть в стране должна была основываться только на самодержавии.

Приверженцы этого течения считали необходимым отменить в России крепостное право - но таким образом, чтобы данный процесс не нарушил устоявшегося уклада крестьянской жизни, во многом опирающегося на общину.

Славянофилы поддерживали инициативы, связанные с модернизацией производства, развитием банковской системы, строительством инфраструктуры в стране. Однако соответствующие преобразования, как полагали сторонники этого течения, должны были осуществляться в экономике государства постепенно.

Исключительно значимым условием успешного развития России славянофилы считали приверженность государственных деятелей религиозным нормам. Они были уверены, что именно православие, вера - основа исторической миссии России.

Славянофилы весьма отрицательно относились к личности Петра Первого, который, «прорубив окно в Европу», привнес в Россию таким образом чуждые, по мнению сторонников рассматриваемого течения, элементы культуры и принципы развития.

Сравнение

Главное отличие западников от славянофилов в том, что первые считали, что Россия должна развиваться, повторяя путь ведущих европейских государств. Вторые были уверены, что страна имеет особый путь. Отсюда - большое количество иных различий между рассматриваемыми идеологическими концепциями.

Сложно однозначно оценить, кто одержал в конечном итоге победу - славянофилы или западники. Но с учетом последующих исторических событий (не только в контексте 19 века, но и 20-го), можно сделать вывод о том, что развитие страны пошло по принципам, в значительной степени более близким к западным концепциям: было отменено крепостное право с последующим активным распространением трудовых правоотношений, инфраструктуру принялись модернизировать с применением европейского опыта, церковь и государство стали более независимыми друг от друга, личность Петра Первого начала оцениваться обществом положительно. Россия перестала быть самодержавной монархией и превратилась в республику.

Отразим ключевые критерии, определяющие то, в чем разница между западниками и славянофилами, в небольшой таблице.

Таблица

Западники Славянофилы
Что общего между ними?
Считали необходимым отменить крепостное право
Предлагали развивать инфраструктуру экономики России
Либеральные западники, как и славянофилы, выступали за мирные реформы
В чем разница между ними?
Считали, что Россия должна развиваться по тому же пути, что и ведущие государства Европы Полагали, что у России - свой путь, основанный на православии, самодержавии и народности
Выступали за то, что в России должна быть принята конституция, учрежден институт парламентаризма, радикальные сторонники предлагали сделать страну республикой Утверждали, что в России не должно быть конституции и парламента
Предполагали, что религия и государство должны быть независимы друг от друга Считали, что религия должна быть основой строительства Российского государства
Положительно относились к Петру Первому Отрицательно относились к Петру Первому