Техника убеждения людей. Техники влияния. Методы психологического воздействия и их различия

Как убедить человека в чем-либо? Будет лукавством утверждать, что мы никогда не пытались склонить кого-то на свою сторону и переубедить ближних. Это происходит повседневно в отношениях: мать-ребенок, муж-жена, начальник – коллектив и других коммуникативных сообществах.

Психология влияния и успех тесно взаимосвязаны. Достижение целей часто сопряжено с необходимостью подключения к процессу других людей. Но цели то наши. Психология влияния и убеждения — это практически равноценные понятия. Как убедить человека и достичь успеха расскажем в этой статье.

Итак, 10 основных методов и психологических способов убеждения

10 методов – последовательность применения

  1. Замотивируете оппонента. В процессе убеждения важно начать с мотивации человека. Хотите, чтобы он сделал то, что нужно Вам? Докажите, что прямую выгоду получит в первую очередь тот, кого Вы просите. «Ты чудо как хороша в этой стильной шапке» — говорить мать дочери, и та, 5 минут назад готовая выйти в 20-градусной мороз без головного убора, с радостью надевает обновку.
  2. Будьте приветливы, вежливы. И улыбайтесь. Агрессивный напор дает в ответ только нежелание подчиняться. Улыбка — признак доброго человека, такой не может действовать из плохих побуждений. Довольные жизнью люди имеют гораздо больший дар убеждения, чем хмурые и не приветливые.
  3. Вдохновение! Опишите как велика и прекрасна цель, в осуществлении которой вы просите помочь. Убеждайте в ценности предлагаемой Вами идеи. Если оппонент заразится Вашими мечтаниями, он будет считать, что принял решение самостоятельно.
  4. Не путайте психологию убеждения с манипулированием. Нельзя задевать самолюбие человека, его скрытые негативные установки. Неглупые люди сразу чувствуют, когда ими манипулируют, и результата Вы не дождетесь. Более того, собеседник может навсегда прекратить с Вами отношения, подопытным кроликом не хочется быть никому.
  5. Сформируйте доказательную базу своей просьбы. Убеждение сильно тогда, когда вы сами верите в то, что говорите. Перед началом разговора подберите железные аргументы и факты. «У нас готова только половина презентации. Если мы не выйдем на работу в субботу, то в понедельник не сможем выиграть на новый тендер».
  6. Мастерство убеждения требует некоторой доли лести. Не нужно открыто лгать о наличии несуществующих достоинств, а вот преувеличить имеющиеся в данном случае необходимо. «Только Вам по силам сделать это в такой короткий срок. Больше мне положиться не на кого!».
  7. Обходите неприятные моменты. Контраргументы могут быть крайне убедительны и тяжело оспариваемы. Если попали в такую ловушку — уводите диалог в другую сторону. «Мы сейчас не об этом говорим, вернемся к теме позднее».
  8. Хитрите. Не стоит в лоб говорит человеку о его неправоте, прямо указывать на грубые ошибки и оговорки. Заметив в ходе беседки явные ляпы и нестыковки, вежливо выскажите свою точку зрения и несогласие по спорным моментам. Собеседник будет благодарен за Вашу тактичность и шансы на его убеждение значительно возрастут.
  9. Покажите свою компетентность в затронутом вопросе. Легче всего убедить в своей правоте, когда крепко знаешь суть предмета. Похвалитесь успехами и достижениями, расскажите, как удалось их добиться.
  10. Начинайте диалог с вопросов, на которые собеседник может ответить только утвердительно. Расслабившийся оппонент, не ожидая подвоха, скажет «да» по главной теме, ради которой все и затевалось.

Перечисленные методы влияния позволят сформировать у человека внутреннее убеждение поступить нужным Вам образом.


От сердца, а не от ума — 10 психологических приемов

Как направить мысли человека в нужное русло мы рассмотрели. Но, применяя техники убеждения, гораздо важнее зацепить эмоции человека. Предлагаем психологически приемы, которые позволят настроить оппонента на нужную волну.

  1. Нет для человека слаще звука, чем звук собственного имени- так говорил великой знаток методов влияния на психику Дейл Карнеги. Если Вы в ходе беседы назовете Ивана Петровича Иваном Васильевичем, то о положительном ходе беседы можете забыть. Люди не прощают таких ошибок, показывающих их малозначительность в глазах оппонента. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени, и Вы обретете в его лице благодарного слушателя.
  2. Слушайте заинтересовано. Это Вы пытаетесь убедить собеседника в выполнении значимого для Вас дела, поэтому внимайте ему с благоговением. Интерес подтверждайте невербально – кивайте, вздыхайте, восклицайте к месту. Задавайте уточняющие вопросы. Покажите, что человек важен и интересен.
  3. Запоминайте ключевые фразы и выражения оппонента и используйте их при дальнейшем разговоре. Это позволит установить между вами тесную связь, обозначить общность взглядов и интересов. Человек будет думать, что Вы с ним из одной социальной общности, а может и выросли где-то в одном дворе. Такие вещи не располагают к отказу в просьбе.
  4. Подмечайте любое движение собеседника. Изучайте невербальные признаки, показывающие настроение человека. Если видите, что на Вашу фразу оппонент подался вперед, раскрыв ладони- продолжайте усиливать значение темы- он заинтересован. Случай, когда визави начал теребить нос или постукивать ручкой по столу должен стать стоп-сигналом! Ему не интересно, он раздражен. Либо смените на время тему, либо подавайте ее под другим углом!
  5. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Метод отзеркаливания давно применяется в психологии влияния. Он заключается в ненавязчивом повторении жестов и мимики собеседника. Отвечайте улыбкой на улыбку, нахмурьтесь, когда человек выразил озабоченность. Это даст понять, что вы одной крови, одинаково реагируйте на ситуации и это поможет приблизить Вас к заветной цели.
  6. «Просите и получите, стучите и Вам откроют». Библейские истины актуальны во все времена. Не стесняйтесь просить о помощи, показаться слабым. Зачастую страх быть навязчивым или получить отказ мешает нам в решении многих вопросов. Человеку будет приятно, что он может помочь, это повысит его самооценку. Есть и другое мнение: «Никогда ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее Вас», но Вы же помните кто это сказал?
  7. Завысьте планку. В психологии есть один простенький, но эффективный прием. Попросите сделать что-то, заведомо зная, что человек этого сделать не сможет: любую глупость, нелепицу. Через некоторое время озвучьте истинную просьбу – собеседник будет рад взяться за дело, испытывая чувство неловкости за не оказанную помощь в первый раз.
  8. Воздействую на подсознание методом ассоциаций. Вызывайте положительные эмоции, связанные с воспоминаниями: чувствами, запахами. «Вы же помните, как пахли те булочки с помадкой в школьной столовой. Почему нам не попробовать продавать такие же». Сходство между предметами как метод психологии давно себя зарекомендовал.
  9. Следите за физическим состоянием оппонента. В состоянии усталости ему легче поддаться на уговоры, а Вам применить мастерство убеждения. Когда заметите, что у человека теряется энергетика- приступайте к главному, трать остатки на споры с Вами он не станет.
  10. «Ахиллесова пята». Предварительно изучите характер собеседника. К человеку с развитым чувством долга легче апеллировать размышлениями об ответственности. Если визави самолюбив, убеждайте его в том, что, выполнив Вашу просьбу, он станет известен в определенных кругах.


В процессе деловых переговоров обычно возникает необходимость убеждать собеседников в обоснованности выдвигаемых положений. Существует множество приемов убеждения. Наиболее действенным из них является показ собеседнику, во имя чего он должен действовать и почему ему это выгодно. Это также доказательство с помощью веских аргументов правильности для обоих вашей позиции.

Для не особенно опытного в делах собеседника, который к тому же миролюбиво настроен, убеждение может принимать форму наставления, формирующего целостную установку на определенную деятельность. Оно при этом может сопровождаться одобрением, прямым или косвенным.

Однако далеко не всех можно убедить столь просто. Прежде всего это те, кто лишен яркого воображения, фантазии и эмоций. Сложно убеждать людей, для которых собственное «я» стоит на первом месте. Сюда же следует отнести социально неконтактных людей. Трудно убеждать и лиц с ярко выраженной агрессивностью и враждебностью по отношению к окружающим. Поэтому в отношении перечисленных категорий людей в целях их убеждения используется специальная психологическая техника, состоящая из ряда правил и особых методов. Начнем их изложение с правил, приведенных в книге В.П. Шейнова «Как управлять другими. Как управлять собой» (Минск, «Амалфея», 1996).

Первое правило (правило Гомера) заключается в том, что очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные - средние - один самый сильный.

Из этого правила следует, что слабыми аргументами лучше не пользоваться, поскольку они обычно приносят больше вреда, чем пользы.

Второе правило (правило Сократа) состоит в том, что для получения положительного решения следует задать вашему собеседнику два коротких (желательно простых для него) вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да».

Установлено, что когда человек говорит или слышит «нет», в его кровь поступают гормоны адреналина, настраивающие его на борьбу. И наоборот, слово «да» приводит к выделению «гормонов удовольствия» (эндорфинов). Получив две порции эндорфинов, собеседник обычно расслабляется, настраивается благожелательно, ему психологически легче сказать «да», чем «нет».

Третье правило (правило Паскаля) рекомендует не загонять собеседника в угол, а дать ему возможность «сохранить лицо». Надо предложить такое решение, которое дает собеседнику возможность с честью выйти из затруднительного положения - это поможет ему принять вашу точку зрения. Паскаль говорил: «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции».

Четвертое правило гласит: «Убедительность аргументов в значительной мере определяется статусом убеждающего». Одно дело, когда убеждающий - человек авторитетный и уважаемый, другое - когда незначительный и потому не принимаемый всерьез. Этим правилом чаще всего пользуется тот, кто ссылается на мнение всеми уважаемого или очень авторитетного человека. Чтобы применять это правило, следует иметь в виду некоторые различия в восприятии статусов в зависимости от обстоятельств.

Так, социологические опросы населения показывают, что избиратели отдают предпочтение (при прочих равных условиях) мужчинам, а не женщинам.

Что же касается судебных заседаний по бракоразводным процессам, то там, наоборот, статус женщины воспринимается судьями в целом как более высокий, чем статус мужчины.

Из пятого правила следует, что не нужно самому занижать свой статус. Надо избегать извинений (без должных к тому при чин), проявлений признаков неуверенности, поскольку такое поведение резко снижает ваш статус, а значит, и убедительность ваших слов. Не следует также и искусственно повышать свой статус или занижать статус собеседника. И в первом, и во втором случае это воспринимается болезненно, а значит, снижает убедительность слов того, кто это правило нарушает.

Шестое правило состоит в том, что к аргументам приятного собеседника мы относимся снисходительно, а неприятного - с предубеждением. Механизм действия этого правила такой же, как и правила Сократа: приятный собеседник стимулирует выработку «гормонов удовольствия» и нежелание вступать в конфронтацию. Неприятный - наоборот.

Седьмое правило утверждает, что, желая переубедить, следует начинать не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы с собеседником согласны. Пусть это будут даже второстепенные моменты в высказывании собеседника. Если же вы совершенно ни с чем не согласны, поблагодарите хотя бы за то, что собеседник четко изложил свою позицию, что вам было интересно познакомиться с его точкой зрения.

В любых случаях не следует говорить: «А у меня на этот счет другое мнение». Эта фраза сразу разведет вас по разные стороны баррикады под названием «самолюбие». Ибо тем самым вы как бы скажете вашему собеседнику: «Сейчас я докажу, что я умнее вас».

Восьмое правило требует быть хорошим слушателем и постоянно проявлять эмпатию, т. е. способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

Девятое правило рекомендует постоянно проверять, правильно ли вы понимаете собеседника и следите за его мимикой, жестами и позами. Существуют простые способы проверить степень понимания собеседника. Это, например, можно сделать, используя фразы: «Правильно ли я вас понял, что...» (и повторить как вы это поняли) или «Другими словами, вы считаете, что...», «Сказанное вами может означать, что...» и т. п. Не грех и просто переспросить: «Что вы имеете в виду?», «Нельзя ли повторить это более подробно?», «А могли бы вы это уточнить?» и др.

Процессу убеждения мешает наше незнание того, что думает собеседник по поводу наших слов. Далеко не всегда собеседни ки бывают откровенными. Помогает здесь знание невербального языка, т. е. языка жестов и поз. Дело в том, что в отличие от речи и мимики мы не контролируем свою жестикуляцию и принимаемые позы, это происходит неосознанно. Знающий язык жестов и поз «читает» собеседника, получая дополнительную информацию. Вместе с тем мы бываем неубедительны, если наши жесты и позы не соответствуют произносимым словам. Многие это несоответствие ощущают, говоря: «Чувствую, что здесь что- то не то...». Знание же жестов и поз позволяет сделать нашу речь более убедительной.

В процессе убеждения полезно также знать классическую схему последовательного воздействия на сознание собеседника: внимание - интерес - желание - действие. Внимание можно привлечь необычностью формы, визуальными средствами. Интерес возникает, когда собеседник поймет, что он может удовлетворить какую-либо из своих потребностей. Желание возникает, когда он увидит, что цель достижима. Действие является результатом желания и подсказки о том, что надо сделать.

Убеждая собеседника в своей правоте, нужно прежде всего говорить простым, ясным языком, точно формулировать мысли, учитывать уровень его образования, культуры и профессиональной подготовленности.

Успеху в деле убеждения собеседника во многом способствует корректный стиль ведения беседы с ним. Что бы ни происходило во время встречи, необходимо сохранять самообладание и вежливость. В споре принято сначала ответить на все замечания другой стороны, а потом уже приводить собственные доводы, причем оперировать следует только теми аргументами, которые противник признает, и излагать их по возможности наглядно. Ошибки лучше всего признать открыто и самокритично - это лишь добавит уважения со стороны окружающих.

Нужно помнить, что сегодня на людей уже не действуют лозунги и призывы, поэтому предпочтительнее наглядно показать преимущества для собеседника своей точки зрения, соизмеряя при этом аргументацию с индивидуальными особенностями человека и способностью ее воспринять. В этом смысле лучше избегать многословия, которое вызывает раздражение и может повлечь неприятие любых, даже хороших, предложений.

Облегчить процесс убеждения можно, применяя ряд методов, которые рекомендует уже упоминавшийся известный отечественный психолог В.Р. Веснин. Укажем некоторые из них: -

«перелицовка» - постепенное подведение партнера к противоположному выводу путем совместного анализа каждого этапа предложенной им процедуры решения; -

получение сначала принципиального согласия по обсуждаемому вопросу, а затем «утряска» отдельных деталей; -

расчленение аргументов собеседника на правильные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности общей концепции, если доля бесспорных доводов не окажется решающей; -

метод классической риторики, который заключается в том, чтобы соглашаться с высказываниями собеседника, а затем, усыпив его бдительность, внезапно опровергнуть доказательства с помощью сильного аргумента; близок к нему и метод «взрыва», основанный на том, что искусственно создается обстановка, поражающая собеседника и заставляющая его в корне менять свои взгляды; -

метод замедленного темпа, состоящий в обстоятельном прого- варивании всех наиболее слабых мест в аргументации партнера, что поможет обратить его внимание на свои ошибки и тем самым укрепит ваши позиции; -

метод «обманутых ожиданий», когда у собеседник целенаправленно формируются в некотором направлении определенные ожидания. Когда напряженность ожиданий достигает предела, ему нужно дать понять их тщетность. За этим неминуемо следует состояние растерянности, при котором собеседник практически без возражений воспринимает любую идею.

Для достижения большей убедительности аргументации следует соблюдать еще несколько простых правил. Перечислим их.

Приспосабливайте аргументы к личности своего собеседника. Избегайте простого перечисления фактов, вместо этого излагайте преимущества или последствия, вытекающие из этих фактов, которые интересуют вашего собеседника (сначала характеристики и особенности, потом преимущества и способы использования).

Употребляйте терминологию, которая понятна вашему собеседнику, так как в противном случае вы не только не убедите его, но и испортите ему настроение тем, что он не в состоянии понять вашу аргументацию.

Не забывайте, что излишняя убедительность вызывает сопротивление со стороны собеседника, особенно если у него агрессивная натура.

Старайтесь как можно нагляднее изложить свои доказательства. Приводя наглядные доводы и яркие сравнения, помните, что сравнения должны основываться на опыте собеседника. Иначе результата не будет, так как собеседник не сможет уловить связь между явлениями, которые сравниваются.

В том случае, когда собеседник, несмотря на ваше стремление убедить его, начинает решительно возражать, полезно вспомнить два тактических приема. 1.

Не торопитесь реагировать на первое же возражение собеседника, учитывая, что возбужденный человек перестает вас слушать, ибо пытается сразу сделать три дела: 1) подсчитать моральный ущерб (даже если он мнимый); 2) найти каверзный ответ, чтобы «уколоть» обидчика; 3) получить удовлетворение от его неловкости, когда тот не может на это ответить должным образом. Поэтому лучше терпеливо выслушать его до конца и постараться понять причину его возражения. Возможно, ваша позиция не очень основательна, доводы неубедительны; собеседник не понял вас, не оценил вашей аргументации по разным причинам, может быть, вы не очень ясно высказались; вы просто несимпатичны собеседнику, и он возражает не по существу, а из-за упрямства, внутреннего неприятия вашей личности.

Универсальные приемы убеждения

Не победить, а убедить – вот что достойно славы.

Когда необходимо убеждающее воздействие

Можно сопротивляться вторжению армий, вторжению идей сопротивляться невозможно.

Убеждение – это психологическое воздействие, цель которого состоит в том, чтобы адресат этого воздействия (убеждаемый) принял точку зрения убеждающего (инициатора воздействия).

В одной из книг я предложил, аргументировали верифицировал следующую общую модель любого психологического воздействия :

Вовлечение (в контакт) – предъявление адресату информации с целью активизации его определенной направленности в соответствии с целью воздействия инициатора.

Фоновые факторы (фон) – использование состояния сознания и функционального состояния адресата и присущих ему автоматизмов, привычных сценариев поведения; создание благоприятного внешнего фона (хорошее настроение, доверие к инициатору, его высокий статус, аттракция и т. и.).

Мишени воздействия – источники мотивации адресата: его актуальные потребности, и их проявления: интересы, склонности, желания, влечения, убеждения, идеалы, чувства, эмоции и т. и.

Побуждение (к активности) – это то, что стимулирует, подталкивает адресата к активности в заданном инициатором направлении (принятие решения, совершения действия). Побуждение может явиться суммарным результатом вовлечения, фоновых факторов, а также воздействия на мишени или стимулироваться специальными приемами – подталкиванием к включению нужного психологического механизма у адресата (внутреннее побуждение), а также прямой актуализацией желаемого мотива, подходящим распределением ролей (позиций), заданием сценариев, включением адресата в соответствующую деятельность или значимую для него группу, подпороговым воздействием и т. и. .

В соответствии с указанной моделью применяемые в процессе убеждения юмористические сюжеты вовлекают убеждаемого в контакт и служат благоприятным фоновым фактором, создавая у него хорошее настроение.

Податливость убеждению с использованием юмора объясняется тем, что к человеку, поднявшему настроение, испытывают благодарность, то есть происходит воздействие на такую мишень, как удовлетворение потребности убеждаемого в положительных эмоциях. В случае, когда убеждаемому незатруднительно принять точку зрения убеждающего, этого воздействия оказывается вполне достаточно для убеждения. Множество таких ситуаций приведено в главе 1. В иных случаях требуются дополнительные аргументы и/или специальные приемы убеждения.

Но когда юмористический сюжет в процессе общения создает лишь предпосылки к убеждению, необходимо использовать универсальные правила убеждения. Им посвящен следующий раздел.

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

ГЛАВА III УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧНЫЕ АСПЕКТЫ

Из книги Техники семейной терапии автора Минухин Сальвадор

Универсальные символы С помощью этого приема терапевт представляет свои вмешательства так, словно их поддерживают те или иные институты или группы единомышленников, более обширные, чем семья. Поэтому создается впечатление, будто он оперирует объективной

Из книги Социальная психология. Интенсивный курс. автора Майерс Дэвид Дж

Глава 9. Поведение и убеждения Что первично - убеждения или поведение? Внутренние установки или внешние действия? Характер или образ действий? Какова взаимосвязь между тем, что мы есть (внутри себя), и тем, что мы делаем (во внешнем мире)?Ответы на эти вопросы (из той же серии,

Из книги Руководство начинающего счастливчика, или Вакцина против лени автора Иголкина Инна Николаевна

Из книги Черная риторика: Власть и магия слова автора Бредемайер Карстен

Глава 12. Два пути убеждения Два пути убежденияСлагаемые убежденияКто говорит? КоммуникаторНадежность источника информацииПривлекательность источника информацииЧто сказал? Содержание сообщенияРассудок против эмоцийЭффект хорошего настроенияЭффект пробуждающегося

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

Из книги Мозг рассказывает [Что делает нас людьми] автора Рамачандран Вилейанур С.

Практические приемы техники убеждения: повторение наиболее важных положений закрепляет их в сознании собеседника Постоянный визуальный контакт с первой и до последней минуты любого важного разговора или выступления. Закончив говорить, следует отвести взгляд от

Из книги Маски судьбы. Роли и стереотипы, которые мешают нам жить автора Смола Василий Петрович

Убеждения-барьеры и убеждения-мосты Можно выявить, удерживать и трансформировать ограничивающие убеждения и «вирусы мышления» точно так же, как мы удерживаем трудные чувства. Вот несколько способов это сделать. Центрироваться и удерживать такие убеждения в более

Из книги Руководство по системной поведенченской психотерапии автора Курпатов Андрей Владимирович

Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий

Глава 6. Эго и убеждения Большую часть своей жизни я был искренне убежден, что я, мой ум, мои эмоции и мое тело не только неразрывно связаны, но и тождественны. А как иначе я могу узнать что-либо о себе самом и об окружающем мире? Только благодаря своему уму я стал тем, что я

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

6. Универсальные формулы «Универсальные формулы» КМ СПП представляют собой специфический инструмент, выполняющий роль структурирования процесса психотерапевтического действия. Поскольку КМ СПП рассматривает поведение как психическую активность человека, возникает

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

Глава 2 Убеждения Разруха в головах… М. Булгаков. Собачье сердце Изначально тебе нужны правильные убеждения относительно твоих коммуникативных навыков.Давай просто примем на веру некоторые полезные убеждения, которые помогут тебе стать эффективным коммуникатором

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Глава 4. Гроссмейстеры убеждения Однажды утром, придя на службу, адвокат обнаружил пакет, ожидающий его на столе. Сняв обертку, он нашел в коробке прекрасные гаванские сигары: подарок от одного из его клиентов за отлично проделанную работу. Сигары эти очень редкие и

Из книги Юмор как способ влияния автора Шейнов Виктор Павлович

Мы воспринимаем собственные убеждения таким же способом, что и убеждения других людей Описывая людей с аутизмом, профессор Кембриджского университета Барон-Коэн отмечает, что они отличаются «психической слепотой». У них есть трудности с интерпретацией

Из книги автора

Из книги автора

Универсальные правила убеждения Всего приятнее для нас слова, которые дают нам какое-нибудь знание. Аристотель Первое правило (правило Гомера) Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедительны аргументы, изложенные в следующем

Можно ли расположить публику и вызывать доверие к себе абсолютно в различных ситуациях, зная, как грамотно воздействовать на людей? Самое главное золотое правило в технике манипулирования мнением человека позволяет добиться благосклонности любой личности и полного доверительного расположения к себе. Оно состоит в том, что главная задача скрытого управления человеком - заставить личность самой себе понравиться.

Чтобы достичь этого золотого правила, надо следовать рекомендациям. Первый совет, непременно в своих высказываниях, во время беседы намеренно, но не принужденно совершите ошибку. Главное, чтобы это выглядело натурально и естественно, и не показалось чересчур наигранным. Например, в произношении какого-либо слова или в строении конструкции предложения. При этом обязательно даем возможность слушателям указать на эти ошибки и внести поправки в речь. Делаем смущенный вид и благодарим за исправления, показывая свою не совершенность.

Когда слушатели имеют возможность во время общения поправлять собеседника, находя с его стороны живой отклик и полное одобрение, они чувствуют себя более уверенно. Тогда они с таким наставником общаются гораздо свободнее. Когда публика видит не идеальность оратора, замечает ошибки в его высказываниях, то она, как это ни странно звучит, становится более расположенной к нему.

Во-вторых, надо обязательно с людьми разговаривать о них самих, надо выказывать им искренний интерес, а не лезть из кожи вон, чтобы заинтересовать их своей персоной. Когда человек ощущает интерес к своей персоне, у него задействованы те же важные мозговые центры удовольствия, что и при приеме лакомой пищи или во время получения больших денежных сумм. Будьте уверены, что благодаря подсознательной благодарности человека, будет обеспечено расположение и полное доверие с его стороны.

Третий совет, во время беседы обязательно от имени третьего лица делайте комплименты, иначе напрямую они будут звучать чересчур навязчиво, а люди будут испытывать лишь дискомфорт. К примеру, говорите, что сотрудники отдела, а ещё лучше кто-то из руководства или администрации об этом человеке очень хорошо отзывается и хвалит заслуги, приводя всем в пример его работу.

Можно обратиться к характеристике положительных личностных качеств и хозяйственных умений в нерабочей обстановке, например, похвалите собеседника от имени третьего лица за вкусные пирожки, сделанные собственными руками, или за красивый ухоженный дачный участок.

Во время беседы обязательно сочувствуйте, разделяя эмоции собеседника, тем самым подтверждая внимательное к нему отношение. Однако, если человек, особенно занимающий руководящую должность, начнет рассказывать про свой трудный день, надо просто молча выслушать собеседника, не причитая, какой он несчастный бедняжечка. Можно обойтись дежурным высказыванием, что действительно день был у человека непростой, однако он молодец и с трудностями сам справился. Ни в коем случае при этом не повторяйте слова за собеседником, иначе это его насторожит, и он легко сможет почувствовать даже едва различимую фальшь в речи.

Пятая рекомендация, просите о небольшой не обременяющей собеседника услуге. Кто однажды сам оказал даже маленькую помощь, скорее всего, охотно поможет снова и в одолжении более крупном, чем если бы наоборот изначально помощь оказывалась им. Такой обратный эффект называется «эффектом Бенджамина Франклина». В ситуации, когда человек оказывает кому-то услугу, он в собственных глазах вырастает, у него растет самооценка, он становится в себе уверенным. Но здесь должна быть тонкая грань, злоупотреблять мелкими просьбами не стоит, даже и о незначительной помощи.

Шестой совет заключается в том, что надо подвести беседу к такому моменту, чтобы человек не удержался и начал сам себя хвалить. К примеру, услышав от человека, как он с утра и до позднего вечера трудился, чтобы сделать работу в срок, в ответ сказать можно, что для этого требуется железная воля. Собеседник обязательно подхватит эту мысль и резюмирует, сколько сил и стараний он затратил на это дело, и не удержится от похвалы себе, считая, что отлично поработал. Подвести беседу к тому, чтобы человек не удержался и похвалил себя сам, такой уровень считается высшим пилотажем расположения собеседника к себе. После такого, получите не просто доверие со стороны собеседника, а полностью понравитесь ему.

Обязательно следует избегать ошибок в общении, которые люди допускают, даже не осознавая этого, и тем самым портят первое впечатление о себе. Надо помнить, что советы по поведению надо применять своевременно и к месту, а иначе получится противоположный ужасный результат.

Особенно важно незримо провести границы дозволенного, чтобы дать понять собеседнику, за какие пределы ему нельзя заходить, что в общении будет абсолютно неприемлемым и даже оскорбляющим. Не надо замалчивать и проглатывать агрессивные и оскорбительные высказывания человека. Установление такой границы, наоборот, вызывает уважительное отношение со стороны собеседника. Например, если слышите откровенно фашистские, сексистские или расистские комментарии в свой адрес, спокойно не повышая голос, скажите, что не одобряете высказывания человека, и твердо попросите его больше так не делать.

Существует правило четырех эмоций, которые следует вызывать у собеседника при первом же общении в определенном порядке. Первой должна быть радость от разговора, позитивный настрой, веселый стиль и использование шуток, чтобы помочь собеседнику пребывать в хорошем настроении. Затем должно следовать доверие собеседника мотивам говорящего. Харизматичный человек не боится быть искренним и не притворяется, что умеет делать то, чего на самом деле выполнить не в состоянии. В беседе должно четко прослеживаться и вербально, и на языке тела уважение к человеку и его чувствам. И лишь четвертой эмоцией будет проявление искреннего интереса к собеседнику. Сначала показав себя с помощью первых трех вызванных эмоций, как бы приоткрываем человеку свою увлекательную личность, которую интересно и стоит слушать.

Использование перечисленных выше небольших психологических хитростей во время беседы, дает людям радость от такого приятного общения. А это в свою очередь позволяет избегать ненужных конфликтов и жить со всеми в мире.