Техники работы со страхами у взрослых. Как проводится работа со страхами — советы и рекомендации психологов. Убираем причины возникновения страхов

Я хочу рассказать вам на примере своего опыта, как я прорабатывала свои внутренние ограничения, свои страхи.

Моя сфера деятельности предполагает общение с большим количеством людей – я провожу вебинары. И когда я искала причины того, почему у меня всегда были проблемы с общением, почему я постоянно пряталась от людей, закрывалась от них, хоть мне есть, что им дать, то обратилась с этим вопросом к своим духовным наставникам, погрузившись в регрессию. В результате я увидела, что была лидером кого-то племени еще во времена неандертальцев. Мне верили, за мной шли, передо мной преклонялись. И на охоте на мамонта случилось непредвиденное, ситуация вышла из под контроля и мамонт просто растоптал меня. И умирая, я испытал сильнейший шок и страх за себя и тех, кого я вёл за собой. Я понял, что сделал ошибку и недостаточно просчитал ситуацию и тем самым подставил под угрозу свою жизнь и жизнь своих соплеменников. А чувствовал себя ответственным за них, за их благополучие, потому что они верили в меня. В результате я нарабатываю сильнейший страх быть первым, быть лидером, вести за собой людей. И в качестве души принимаю решение больше не лезть в первые ряды.

И в этой жизни я боялась брать на себя вообще какую-либо ответственность, не говоря уже об ответственности за чужие судьбы и жизни. Причем страх этот ассоциировался у меня со страхом смерти, потому что я умер в той жизни в момент ощущения этого страха.

И в этой жизни я всегда с самого детства старалась быть в тени, чтобы меня, не дай Бог, кто-нибудь не заметил. Я чувствовала в себе потенциал лидера, но боролась с ним и прятала глубоко от людей. Я предпочитала думать, что мне не нужно быть на виду, что для меня это не важно, как-то проявляться, ведь для меня это было страшно. Теперь я понимаю, почему мне было страшно и почему я давила в себе эти лидерские качества. Почему я испытывала панику, какую-то непонятную вину перед людьми, почему всегда была во всем виноватой. И теперь посмотрите, сколько страхов и комплексов в результате я отработала, посмотрев всего одно лишь воплощение: страх ошибки, страх ответственности, страх лидерства, страх людей, страх привлечь е себе внимание, чувство вины перед людьми. Они были так сильны, что были сравнимы со смертью.

А я долго до этого работала над собой, пыталась проработать свой страх, вплоть до прыжков с моста на резинке, но всё было тщетно. В результате я только испытала сильнейший шок, такой, что от страха всё прыгало в животе и меня трясло как осиновый лист. И я мечтала только о том, чтобы меня поскорее оттуда вытащили, и с тех пор я близко не подхожу к экстремальным видам развлечений, хотя дотого прыжка очень любила и катапульту с парашютом в парке и аттракцион «Клоун», в котором ты крутишься вокруг своей оси назад и вперед. Хотя считается, что страх лечится именно страхом. Если чего-то боишься, сделай это и страх пройдет. И во многих случаях это действительно помогает. Но не в моём. Почему? Да потому что мой страх родился не в этой жизни, а очень давно, хотя и при похожих обстоятельствах (и там и там страх использовался в обстоятельствах, связанных со смертью).

И только когда я нашла истинную причину благодаря регрессии в прошлые жизни, я получила возможность избавиться от него. Только благодаря погружению сейчас я могу легко общаться с людьми, проводить вебинары, делиться своим опытом, помогать другим найти и отработать свои страхи, комплексы и внутренние установки. И я думаю, теперь, на моём примере, вы можете осознать ценность путешествий в прошлые жизни. И почему не всегда возможно решить какие-то проблемы, используя опыт только этой жизни. Хотя психология тоже может во многом помочь, но не так глубоко, как просмотр прошлых жизней. Намного результативнее и быстрее решить свои проблемы позволяет использование обоих мощных инструментов работы над собой одновременно: реинкарнационики и психологии.

материал взят с сайта:http://yadi.sk/d/zf1c1mqBHG8D Q, стр.15-16

Копирование материалов строго с указанием журнала Реинкарнационика .

В мире все подчинено универсальным законам бытия и потому взаимосвязано. Конечно, наследственность и эмоциональное поле близкого окружения имеют значение. Однако работать со своими страхами мы можем только тогда, когда принимаем за них личную ответственность.

На определенном этапе нашего развития страх - это необходимое звено нашей эволюции; это условно негативный полюс наших чувств, в то время как противоположным, позитивным их полюсом выступает любовь. Минус всегда стремится уравновесить плюс, поскольку без взаимодействия противоположностей прогресс невозможен. И потому «бороться» со своим страхом (так же, как и стремиться его «забыть», «вытеснить», «отрезать», «уничтожИть», «не думать о нем») - непродуктивно. Все это не совсем удачные выражения с точки зрения описания желательного результата взаимодействия с этой эмоцией.

Согласно одному из универсальных законов бытия - закону Полярности, нельзя справиться со своими страхами, не осознав потребности Любить. Но многие люди могут осознать значение Любви, только натерпевшись страха. Все в этой жизни для чего-то нам дано. И потому не следует застревать на стадии борьбы с самим собой, даже если отдельные части нашего целого нам неприятны; стоит стремиться к пониманию, целостности и внутренней гармонии всех своих частей.

Поэтому я предпочитаю описывать желательное взаимодействие со страхом следующими словами: «осознать» и «проработать». Проработать свой страх означает объединить полярности, то есть растворить страх в свете радости и любви к жизни, внутренне принять его и смириться с тем, чему ты так долго противился, что пытался контролировать и чего избегал. Этот процесс полностью описан в примерах из практики, приведенных в моих книгах «Ступени сознания» и «Чудеса возможны».

Коротко говоря, когда вы смиряетесь с возможностью того, что «страшное» может случиться с вами или с вашими близкими, и при этом понимаете, что жизнь не закончится и что вы, в той или иной форме, будете жить дальше, - страх становится вам неинтересен. Вы перестаете о нем думать и, соответственно, перестаете притягивать его своими мыслями в вашу жизнь. В таком случае ничего страшного, как правило, и не происходит.

Говоря о смирении, я имею в виду внутреннее, глубинное отношение к «страшным» вещам («Да, и такое возможно; да, и от этого я не застрахован - все в руках Божьих»). Не следует отождествлять смирение с пассивностью и бездействием - на уровне поведения мы можем и должны защищаться от своих страхов (во всяком случае, до тех пор, пока это представляется нам разумным и правильным). Таким образом, лучший рецепт для проработки страха будет звучать так: «Смирение - для души, Действие - для тела, ума и чувств».

Теоретически описать проработку страха просто, а пройти на практике - достаточно сложно. Очень часто для работы с тем или иным видом страха требуется присутствие человека, который проработал его ранее. Поэтому любой разговор по душам с преодолевшим свой страх человеком - другом или родственником, психологом, священником - будет полезен. Помните: даже просто проговаривая то, чего мы боимся, при человеке, способном помочь, мы свой страх уменьшаем.

Фрагмент из интервью
со Станиславом Хохелем в журнале "Колесо Жизни"

Мы привыкли относиться к страхам, как к чему-то враждебному, мешающему жить и успешно достигать своих целей. На самом деле страх охраняет нас и заботится о безопасности, о том, чтобы все было хорошо, чтобы мы жили долго и счастливо. А теперь посудите сами, как-то некрасиво получается: он о нас заботится, а мы его пинками под зад:"Пошел вон, ты нам не нужен". Стоит помнить, что в основе любого страха лежит инстинкт выживания, который оберегает, поэтому страхи - это очень верные защитники.

Страхи - наши верные защитники.

В Японии во время второй образовались партизанские отряды, которые вели свою деятельность на территориях противника. После того как 15 августа 1945 года Япония подписала акт о капитуляции эти отряды отказались верить в поражение своей страны во Второй Мировой Войне и продолжали свою деятельность, сохраняя верность присяге. Ещё перед отправкой на фронт их учили, что противник будет прибегать к массовой дезинформации о конце войны, поэтому они воспринимали все события политического характера под искажённым углом зрения. Так, разведчики думали, что правительство, которое контролирует Японию после 1945 года, - это марионетка США, а настоящее Императорское правительство находится в изгнании на территории Манчьжурии. Начало Корейской войны 1950-1953 годов казалось им началом контрнаступления японцев из Маньчжурии на позиции США на юге Кореи, а затяжная война во Вьетнаме 1959-1975 годов расценивалась им как успешная кампания Императорской армии Японии против американцев, которые вот-вот должны капитулировать.

Когда же эти отряды были обезврежены, а произошло это спустя 30 лет после окончания войны, то их не казнили и не отдали под суд(хотя за эти годы они принесли не мало хлопот своей деятельностью), а депортировали назад в Японию, где с почестями вернули оружие и назвали «образцом армейской верности».

Видеоуроки по математике.

Так вот, наши страхи - это такие же верные партизаны, которые несмотря ни на что пытаются нас охранять и защищать от всего, что считают опасным. Поэтому, отследив у себя какой-либо страх может не стоит "отдавать его под суд", а лучше наградить почестями, любовью и благодарностью за верную службу, а там глядишь он и успокоится?

Подружимся со своими страхами.

Закройте глаза, вызовите в теле ощущение страха (не сдать экзамен, провалиться на собеседовании, опозориться на выступлении и прочее). Представьте себе как он выглядит. Страх - это неприятная эмоция, поэтому и образ чаще всего бывает неприятным. Затем прямо из сердца пошлите ему поток энергии любви и благодарности за заботу о Вас, о Вашем будущем, о безопасности. Если там есть что поцеловать, то поцелуйте его с благодарностью. Понятно, что страх не готов к такому отношению к себе. Его всегда гнали, он настроен на борьбу, на выживание, а тут любовь, поцелуи, благодарность! Так сразу и не поймешь что происходит. Ваш страх может начать сопротивляться: "Подожди, еще столько опасностей вокруг, не мешай мне охранять тебя!" Продолжайте посылать поток любви и благодарности, окутайте нежностью. Уже очень скоро образ страха начнет трансформироваться во что-то другое, более позитивное и чаще всего противоположное по смыслу. Это может быть образ излучающий уверенность, безопасность или любую другую позитивную эмоцию. Задержите этот образ перед глазами, ощутите, прочувствуйте это новое состояние, наполнитесь им. Запомните ощущение и этот новый образ. На вдохе можете втянуть этот новый образ или то, что от него осталось прямо в сердце. При необходимости эту технику можно повторить несколько раз.

Убираем причины возникновения страхов.

В основе любого страха лежит инстинкт выживания, который защищает нас от опасностей. Очень часто страхи и неуверенность являются следствием недоверия к миру и жизни. Мы считаем окружающий мир агрессивной средой, в которой нас на каждом шагу могут ожидать неприятности, опасности и угрозы. И внешне это может выглядеть именно так, но на самом деле мы всегда получаем от мира то, что ожидаем. Правда эти ожидания не всегда осознаны. Избавится от многих страхов, причем в самой их основе, может помочь смена убеждений. Если у Вас получится переориентировать свое сознание на то, мир заботится о вас, что в любом случае все, что происходит к лучшему и, что все имеет свои причины, пусть даже не всегда осознаваемые нами, то очень многие страхи уйдут сами собой. Им просто не от кого будет Вас охранять.

Вот примеры некоторых позитивных утверждений, которые могут поменять взгляд на мир к лучшему.

  • Я иду по жизни играючи! В восторге от себя и Жизни!
  • У меня все получается! Я иду к реализации любых моих замыслов на волне удачи!
  • Ко мне притягиваются только замечательные люди!
  • Энергия переполняет меня! Я живу в расслаблении!
  • Я доверяю людям и миру! Жизнь любит и радует меня!
  • Я играючи нахожу самые лучшие варианты решений любых моих задач!
  • Я благодарна Жизни за заботу обо мне!
  • Мне в этой жизни хорошо! Я живу на волне удачи!
  • Все мои мечты сбываются! Для меня все достижимо!
  • Я живу играючи! Я парю по жизни! Я в восторге от жизни!
  • Я благодарна жизни за то, что я существую!
  • Мир прекрасен! Я в восторге от своей жизни!
  • Я в восторге от окружающих меня людей!
  • Я вижу в людях только их замечательные качества!
  • Я притягиваю к себе только самых лучших для меня людей!

Только прежде чем вставлять в свою голову позитивные утверждение желательно почистится от эмоциональных блоков , потому что негативный опыт прошлого может препятствовать новым позитивным изменениям.

Возвращаемся в прошлое.

Достаточно часто страхи возникают из-за негативного опыта прошлого. Поэтому если Вы помните в какой конкретно ситуации Вы испытали сильное потрясение из-за которого возник страх, то можете мысленно вернуться в прошлое (делать это лучше в расслабленном, медитативном состоянии) и переиграть ситуацию. Можете послать себе в прошлом, в ту ситуацию, любовь, поддержку, ощущение безопасности и защищенности, уверенность в том, что все будет хорошо или любую другую позитивную эмоцию в которой Вы нуждались на тот момент.

Раскопка страхов.

Чаще всего за каждым возникающим страхом лежит более глубокий страх. Техника "диггинг" или "раскопка" помогает отыскать этот глубинный страх и исцелив его убрать все те поверхностные страхи, которые на нем базировались. Например, учитель боится, что его подопечные плохо напишут экзамен. В этом случае можно спросить:

Чего ты боишься, когда боишься, что твои ученики плохо сдадут экзамен?

Боюсь, что меня обвинят в том, что я плохой учитель, что я что-то делаю не так на уроках. Скажут, что я на занятиях занимаюсь чем-то не тем, делаю слишком много посторонних дел: заполняю журналы, пока они пишут контрольные или могу выйти на несколько минут из класса. У меня есть ощущение, что я могу быть более хорошим учителем, но сталкиваюсь с сопротивлением с их стороны.

Тут уже сразу можно тестировать наличие таких установок:

  • Я и только я несу за все ответственность.
  • Я ответственен за все.
  • Я должен все контролировать.
  • Я должен быть идеальным во всем.
  • Чтобы я был доволен результатом абсолютно все ученики должны сдать экзамен на отлично.
  • Стоит только сделать что-то не так, как меня тут же начнут преследовать и упрекать. (Такое убеждение может быть у человека, который в детстве подвергался физическому и моральному преследованию со стороны родителей. Одна клиентка рассказывала, что в детстве ее отец входил в комнату, самодовольно улыбался, потирал руки, говорил:"Тааккк!", оглядывался, выискивал любую мелочь, которая ему казалась не идеальной, и начинал "тиранить": "Я сколько раз тебе говорил, что этот стул должен стоять вплотную к столу. Ты что тупая? С первого раза не понимаешь? Если зайду еще раз и увижу, что этот стул стоит не на своем месте, - ты у меня получишь!!!" В процессе такой тирады он сам себя "накручивал", "заводил", начинал злиться сильнее и сильнее. Все заканчивалось, криками, агрессией, оскорблениями и так далее.)
  • Люди (начальство) ищут любую мелочь, чтобы начать меня в чем-то упрекать.

Понятно, что человек с такими установками будет жить в постоянной тревоге и напряжении. Так как все мы великолепно понимаем, что идеальных людей не существует, как и не существует и идеальных учителей. И что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике.

В данном случае можно помочь уточняющими вопросами:

То есть я вас правильно поняла, что ответственность за результат лежит только на учителе?

Нет, конечно, я мозгами понимаю, что ученики тоже несут ответственность - небольшая пауза - Ммм... Просто понимают ли это родители моих учеников?

Тут сразу "вылазят" на поверхность неосознаваемые клиентом мысли про родителей его учеников. Можно задать еще один вопрос:

Я Вас правильно поняла, что родители Ваших учеников это такие неадекватные люди, которые всю ответственность за образование перекладывают исключительно на учителя?

Да нет. Среди них есть очень много нормальных людей, которые понимают, что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике. Просто понимаете, у нас в школе так принято, что хорошие оценки и знания нужны больше учителю и родителям, чем ученикам.

Хорошо, а что лично Вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Заработок на рецептах! УЗНАЙ КАК!!!

Ммм... Мне надо подумать над этим вопросом и над тем, хочу ли я дальше вообще работать в школе. Спасибо, Вы мне очень помогли. Спасибо.

Понятно, то это достаточно "поверхностная" раскопка. В идеале по-ходу такой сессии необходимо отменять негативные убеждения, исцелять ситуации прошлого, в которых они возникли, обучать жить без страхов и многое другое. Но даже такой простой диалог с уточняющими вопросами может дать человеку многие осознания и заставить задуматься над тем, что лежит в основе его тревожности и неудовлетворенности и какие реальные действия он может совершить, чтобы трансформировать эту ситуацию к лучшему.

Если вдруг в Вашей жизни есть ситуация с которой самостоятельно справится тяжело, то есть возможность записаться на бесплатную консультацию психолога по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В теме письма указать "консультация" и вкратце описать запрос с которым обращаетесь.

Медитации для работы со страхами.

Ну и в завершение еще две небольшие практики-медитации, направленные на работу со страхами. В случае необходимости их так же можно прослушивать по несколько раз при работе с конкретным страхом или ситуацией.

Растворяем страхи.

Отрывок из выступления Натальи Коростылевой на конференции "Найти и принять себя 2.0"

Медитация "Башня"

Если статья понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Что блокирует материальное изобилие.

Как не перечеркнуть счастье и благополучие.

Поглотители жизненной энергии.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Сейчас я очень много времени уделяю проработке своих страхов. В этой статье есть ответы на вопросы:

  • — что такое страх?
  • — зачем он нужен?
  • — можно-ли забыть о страхе?
  • — как правильно прожить страх (личный опыт)?

Иногда задаю вопрос собеседнику чего ты боишься? В ответ почти всегда слышу: «Я уже, наверное, ничего не боюсь. Я столько пережил, да и чего мне бояться?» Ну или что-то подобное, где основная мысль в том, что человек бесстрашен.

Это ещё один прекрасный ход отрицательных систем, которые создали очередную догму о том, что страх — это «плохо», или тот кто боится, тот трус! Конечно, страх создаёт орпределённый дискомфорт, но если он есть, значит для чего-то он нужен!

Всё так красиво обыграно, что человек, находящийся в современном массовом информационном потоке верит в то, что страх — это плохо и его быть не должно. Особенно мужчины хорошо уяснили, что страх — это не «круто». При этом основная масса людей не прорабатывает свои страхи, а пытается поскорее забыть о них, подавляя эти страхи и загоняя их глубоко в подсознание, или отрицая их наличие.

Это прекрасная жизненная позиция, но у меня есть сомнения в её эффективности. Поскольку загнаный в подсознание страх, проявляется в жизненных ситуациях и человек принимает решения под давлением этого страха. Такие решения обычно очень энергозатратны.

Пример: Езжу на недорогом автомобиле, но знаю что есть другие, более престижные модели. У меня есть страх быть недооцененным окружающими, которые видят что я езжу на такой машине. Появляется желание приобрести более дорогое авто, для чего я начинаю откладывать деньги, экономя на необходимом. Или начинаю больше работать, оставляя меньше времени на личную жизнь. Здесь основной страх — быть недооцененным и только чтобы не чувствовать его, я буду искать возможности купить более дорогое авто. Но ведь можно просто прожить этот страх, прочувствовать его и после этого появятся дополнительные внутренние ресурсы для новых начинаний. Или совсем пропадёт желание менять автомобиль.

Страх — набор чувств, вызываемый разными ситуациями. Он может проявляться в различном виде.У меня страх проявляется в виде — холода в ногах, боли в животе, нежелании что-то делать, в пассивности, в бессоннице, в беспокойстве, холод в спине, в потливости рук ну и прочее.

Можно много описывать свои чувства, но для каждого человека чувства, вызываемые страхом индивидуальны. Тут важно прочувствовать какие чувства есть в момент страха, отследить их, прожить, принять, поблагодарить от души и жить дальше!

По большому счету, любое нежелание что-то делать вызвано страхом. Например: нет желания начинать новые отношения — обьяснял себе так:»всё-равно отношения закончатся, опять скандалы, опять нервы тратить. Лучше и не начинать». Тут целый набор страхов:

  • — страх боли от разрыва отношений (для меня это было больно физически и душевно)
  • — страх ощущения неконтролируемости ситуации во время скандала
  • — страх того, что моя нервная система расшатается (условно говоря)
  • — страх, в случае разрыва отношений, перейти из состояния комфорта семейной жизни (вкусная еда, тёплая постель с Любимой, регулярный секс …) в состояние одиночества
  • — страх начинать отношения — «притирка» двух личностей
  • — другие страхи..

Если посмотреть на страх с точки зрения энергетики, то страх — мощный выброс энергии (образно выражаясь), которая в последующем создаст те ситуации, которых я боюсь. Этот факт(для меня это факт) обьясняет то, почему страхи сбываются чаще чем хотелось-бы.

Если смотреть на страх с позиции воспитательного процесса для души, то страх — это то препятствие, пройдя через которое душа получает необходимый ей опыт и программа жизни корректируется в более благоприятном направлении.

Могу сказать следующее — правильно проработав любой страх, вероятность возникновения ситуации в которой будет вызываться этот страх практически равна нулю. Такая ситуация может быть сформирована только для того, чтобы человек понял насколько он усвоил урок.

Пример: пол года назад я видел один интересный клип, там в течении одной минуты показывали в полной тишине какие-то комнаты, передвигаясь по ним и в конце с жутким криком появлялось страшное «лицо». Конечно я пришел в ужас от такого зрелища,но решил прожить это чувство снова и снова чтобы побороть страх. В какой-то момент мне показалось что мне уже не страшно и я почти спокойно мог просмотреть этот клип (скорее всего я просто пдавил страх, не понимая откуда он берёт своё начало).

Примерно месяц назад я смотрел другое видео, там ситуация другая — девушка молодая, привлекательная что-то рассказывает, приближается к камере, отходит в сторону. Через секунд пять появляется эта девушка с жутким,»одержимым» лицом и криком. Это меня опять привело в ужас. Я видел подобные ситуации со стороны — очень смешно, но когда становишься участником ситуации, совсем не до смеха!

Когда я второй раз прочувствовал те-же чувства от просмотра ролика, я понял что страх лежит глубже во мне, начинается он с детства. Я вспомнил много разных ситуаций — это и фильмы ужасов в детстве, и жуткие истории в детском лагере, и самое главное — я вспомнил ситуацию в которой я шел на тренировку с друзьями, потом они внезапно решили пойти другой дорогой. Я пошел дальше и проходил через тихую полянку, поросшую высокими кустарниками. Вдруг из кустов, сзади, с сильными криками на меня выбежали два моих друга. В тот момент я просто оцепенел от страха, сел на землю и просто не мог двигаться пару секунд. Друзья смеялись.

Конечно, то что произошло со мной, задело моё самолюбие и я неосознано подавил тот страх. Я его не прочувствовал, просто прикрыл сверху. Этот детский страх и был причиной того ужаса, который я испытывал от просмотра клипа, но была ещё причина того испуга. Здесь многоуровневая система страхов, её важно увидеть всю. Это возможно если рассмотреть страх очень подробно, заглянуть в глубину.

Когда я понял всё происходящее, то мысленно вернулся в прошлое, в ту самую ситуацию с тихой полянкой. Сначала понял мотив друзей(зачем им меня пугать) — самоутверждение, это нормально в детском возрасте. Они не хотели мне причинить вред, им нужно было просто самоутвердиться и повеселиться. Я мысленно, от всей души, поблагодарил их за тот опыт, который они мне подарили (при этом я почувствовал тёплые волны радости, разливающиеся по моему телу). И снова прожил ту ситуацию, прочувствовав своё тело в момент когда я испытывал оцепенение.
Это было не легко — меня постоянно выносило из воспоминаний.

В конце концов я пришел к тому, что было основой этого страха внезапных криков — страх смерти. Это прекрасное чувство мне подарили мои родители когда взяли меня в 4-х летнем возрасте на похороны не помню кого. Но то, что я увидел на похоронах меня очень впечатлило.

У меня была истерика от всего увиденного тогда. Это было много громко плачущих людей, громко причитающих, траурная музыка, всё в черно-серых тонах, гроб с покойником(О! поэтому я боялся гробов в детстве). Конечно, будучи ребёнком, после увиденного я понял что смерть — это ужасно.

Когда я всё это вспомнил, эмоции на короткое время охватили меня и когда я прочувствовал всё это снова с новым пониманием ситуации, я почувствовал как тёплые волны радости разливаются по телу — необыкновенное чувство. С этим страхом пришлось поработать несколько раз, чтобы закрепить результат.

После такой проработки собственного страха я умышленно нашел несколько очень жутких видеороликов. Просматривая их я не испытывал ни страха, ни отвращения, только принятие того факта что они есть и каждый может сам для себя выбрать как реагировать на них.

Возможно кто-то подумает что изложенная выше информация относится к слишком личной. Думаю что это тоже страх, страх открыться. Ведь некоторые думают, что если сильно открыться, то кто-то может сделать больно. Но я придерживаюсь другого мнения. На мой взгляд, любая причинённая мне душевная боль — это моя недоработка. Так что если больно, значит есть с чем работать.

Я специально описал процесс работы с одним из самых сильных моих страхов — страхом смерти. После такой работы легче работать с остальными, более слабыми страхами.

Желаю всем приятно провести время изучая себя.

К работе со страхами относят техники и упражнения, дающие возможность предупредить боязнь, избавиться от нее либо извлечь позитивные моменты. Чаще всего для этого применяются психотерапевтические или гипнотические методики. Процедура актуальна, если человек самостоятельно волевыми и разумными действиями не может решить проблему.

Стоит отметить, что проработка боязней не всегда уместна. Это связано с тем, что некоторые индивиды длительное время носят страхи в себе, не подозревая о том, что снять их можно за пару сеансов. Другие люди упорно посещают психолога, хотя особой нужды в этом нет. Это касается личностей, которые не привыкли преодолевать трудности, им проще признать, что они чего-то боятся и на этом этапе остановиться.

Боязни есть у всех, однако, сильные личности ими обычно не занимаются. Они ставят перед собой иные задачи: решение житейских проблем, вырабатывание уверенности в себе, преодоление страха. Тревожность значительно осложняет эффективность и качество жизни. Поэтому работа со страхами часто уместна, проводится при помощи разных методик, посредством воздействия на каналы разума, души, тела человека.

Внутренние боязни во многом провоцируются страхом физическим. Особенно это касается неуверенных и нерешительных личностей. Среди основных методик устранения боязней:

  • аутотренинг;
  • десенсибилизация;
  • психолингвистическое кодирование;

Все техники предусматривают работу со страхами путем поиска первопричины проблемы. Достигается это при помощи специальных фраз и предложений, погружением клиента в транс либо посредством парадоксальной интенции.

Как работать со страхами у взрослых?

Формирование взрослого человека идет постепенно, однако, не всегда в рациональном и положительном направлении. В случае с фобиями, организм реагирует на боязнь четырьмя психологическими механизмами. Первый из них - «подключение сознания». В этом случае предполагается осознание личностью боязни с учетом ее характерных проявлений. Преобладать должно понимание того, что страх и его симптоматика - стандартная реакция на реальную, но не мнимую опасность.

Для этого четко характеризуют тревожность по:

  • реальности либо необоснованности;
  • вероятным проявлениям и последствиям;
  • типу реакции на опасность, с учетом имеющегося жизненного опыта и знаний;
  • необходимости посторонней помощи или подключения резервов психики.

Предварительное настраивание

Психология работы со страхом на этом этапе заключается в опережении сознания с подходящим настроем на опасную ситуацию или объект боязни. В итоге формируется фундамент для правильного реагирования организма. Помощь в этом оказывает эмоциональная нагрузка, перемена понятий (например, страха на волнение), поиск позитивных моментов при стрессовых обстоятельствах и тому подобное.

Действие

Третий механизм работы со страхами предполагает проведение манипуляций и действий , направленных на познание внутреннего мира с определением в нем места проявляющейся боязни. В практической плоскости обеспечивается соответствующий настрой на ситуацию. Его сравнивают с телефонным звонком, который можно слушать долго, не узнав звонившего без совершения элементарного действия - поднятия трубки.

Предвидение

Здесь основными факторами выступает прогноз результатов и последствий. По сути, предвидение опережает не только сознание, но и действие с настроем. Прочитывая стрессовую ситуацию, индивид заранее рассматривает возможный позитивный исход. Предварительное планирование течения критических обстоятельств позволяет предотвратить негативный финал либо извлечь полезный урок из ситуации.

Как проработать страхи у детей?

Ребенок до шести лет психоэмоционально развивается в соответствии с внутренними семейными отношениями, без рационального подхода к боязням и тревогам. Решающую роль на этом этапе в преодолении детских страхов играют родители. Важные используемые механизмы:

  • беседа с пояснениями о том, почему не стоит опасаться чего-то;
  • совместное преодоление страхов действием, используя авторитет и личный пример родителя;
  • переключение внимания путем внесения в процесс игры или позитивных эмоций.

У дошкольников и учащихся младших классов боязни характеризуются повышенной глубиной, поскольку тревожность связывается часто с новым и неизведанным. Специфика этого возраста:

  • окончательно формируется сознание;
  • проявляется познание себя и сопутствующих опасностей;
  • боязни трансформируются в голове, оказывают влияние на поведение ребенка и общий эмоциональный фон;
  • появляются инстинктивные тревоги, (опоздания, плохие оценки, конфликты со сверстниками);

Как работать со страхами у детей? Используемые техники предполагают акцентировать внимание на формирование положительного восприятия событий с осознанием и пониманием происходящего. Особенно фобии активно проявляются у подростков. Сюда добавляется боязнь нелепо выглядеть в глазах окружающих, страх публичных выступлений, неудачи на экзаменах. Также продуцируют тревожности потери близких. Устранить проявления испуга можно при помощи традиционных методик, используемых для взрослых.

Рациональная проработка

Для закрепления трансформации иррациональной боязни в адекватную форму, оценивают математическую вероятность реальной реализации фобий. Также представляют проявление существующего страха в его самой тяжелой и опасной форме. Кроме того, учитывают вероятность проявления всех собственных страхов одновременно. В итоге получается мизерный процент (не выше 5–10%), если человек не находится в зоне повышенного риска. Дополнительным доказательством того, что реальность проявления тревожности ничтожно мала, служит успешная деятельность страховых компаний, поскольку контрактные случаи очень редки.

Нужно понимать, что человек сам накручивает свое психологическое состояние, провоцируя неприятные ощущения, связанные с боязнью. Необходимо воспринимать страх, как важный импульс от подсознания. Сама природа дает вам своеобразного союзника, продуцирующего определенную выгоду при возникновении неприятной ситуации. Например, собака чувствует страх человека, поэтому вероятность атаки с ее стороны возрастает. Если воспринимает его, как лидера или превосходящего соперника, нападение маловероятно. Тем не менее носить специальные средства защиты при себе - будет нелишним.

Главное осознать, что проработка боязни, включая представление о возможном развитии событий, позволяет правильно настроиться и отреагировать на ситуацию, к которой подготовлен морально.

Работа с конкретными страхами

В этом разделе представлены несколько боязней, часто встречающиеся у людей. Первая из них - страх перед неизвестным. Он просто объясняется. Человеческое подсознание дает подсказку о том, что дальнейшее продвижение безопаснее, если знаешь, чего ожидать и в состоянии контролировать ситуацию. Неизведанное невозможно изначально подчинить, что и пугает людей больше всего.

Также выделяют следующие боязни:

  1. Страхи бытовые. Сюда входит испуг перед экзаменами, поступлением на работу, трудным семейным разговором, расставанием с близким человеком и так далее. Большинство подобных «фобий» снимается за несколько минут. Нужно просто выписать все боязни этого направления на листочек. Затем преодолевать тревожности друг за другом. Если проблема не решается, обратитесь к специалисту.
  2. Эту боязнь необходимо преодолевать в детстве. Эффективный способ - игра в салки на неглубоком месте водоема. Увлекшись, ребенок забудет о своем страхе, сам не заметит, как начнет плавать.
  3. Боязнь одиночества. Часто она возникает параллельно с другими фобиями. Человек не имеет определенных жизненных целей, нуждается в поддержке или преследует определенные выгоды с привлечением внимания к своей персоне любыми способами.
  4. Страх отношений. Указанную тревожность проще убрать при помощи постепенных шагов начиная с элементарных вещей. К примеру, стоит развивать себя, учиться игре на инструментах, уделить внимание физическому развитию, выбрать увлекательное хобби и тому подобное. Вскоре у вас появится друг или подруга по интересам, постепенно из дружеских, отношения могут трансформироваться в более близкий контакт. Подобный подход способствует наработке положительного опыта общения.
  5. Страх животных. Фобия возникает по отношению к различным представителям живой природы, но медитации и аутотренинги решения проблемы примерно одинаковы. На примере паука рассмотрим способ самостоятельного избавления от тревоги. Необходимо приближаться к объекту на дистанцию видимости его невооруженным глазом. Затем подойти на расстояние вытянутой руки, далее - максимально близко. На финишном этапе прикасаются к животному, доводя время от секунды до нескольких минут.

Работа со страхами у взрослых начинается с осознания причины боязни. Огромную роль в преодолении тревожностей играет отношение и участие в решении проблемы непосредственно индивида. Психотерапевт или гипнолог оказывают лишь помощь в корректировке процесса. Если страх сопровождается паническими атаками, переходит в хроническую стадию - без помощи специалиста не обойтись. Рекомендуем вам психолога-гипнолога