В результате рыхления (1) возникает эффект насоса (2) благодаря (3) которому (4) почва хорошо обеспечивается воздухом

Задание 16

(ВНИМАНИЕ: может быть один ответ)

Вариант 1

1.

Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима (1) классицизм (2) нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран (3) отличаясь в каждой стране (4) своими особенностями.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка - представляет собой (1) хорошо освещённый (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Закинув голову (1) я мог видеть в вышине тёмную деревянную церковку (2) наивно глядевшую на меня (3) с высокой кручи.

Вариант 2

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) направления (5) нового по мировоззрению и средствам изобразительности.

Человек на длительном историческом пути создал такие удивительные виды искусства, как музыка, поэзия, живопись, зодчество, ваяние (1) повествующие своим языком (2) о многообразии мира (3) окружающего нас.

На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.

Архитектура Москвы (1) наследуя черты зодчества наиболее развитых древнерусских феодальных княжеств (2) обрела (3) отличающийся яркой самобытностью (4) стиль.

С высокого берега открываются (1) залитые утренним блеском (2)луга (3) ещё не проснувшиеся от ночной дремоты (4) спокойная синева реки, блеск утренних небес и море травы.

Современники Карла Брюллов a (1) воссозданные им на портретах (2) - русские люди (3) проникнутые (4) благородными устремлениями, жаждой жизни.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель

художников» – первую общественную организацию художников в России

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали по беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.

Старинные решётки были оплетены хмелем и мышиным горошком (1) висевшим целыми бледно-зелёными кучками (2) с (3) разбросанными кое-где (4) бледно-лиловыми кисточками цветов.

Вариант 3

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не зажигая огня (1) я сел (2) у открытого окна (3) выходящего в давно заросший (4) сад.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Степной простор (1) весь осыпанный тонкой золотой пылью (2) кажется безбрежным, в густой траве дрожат (3) переливаясь и вспыхивая (4) бриллианты крупной росы.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По берегам тёмных речушек (1) заваленных (2) буреломом (3) распускаются первые весенние цветы (4) поражающие яркостью красок.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Кругом были поля, глушь исконной, серединной России; среди них (1) зарастая кудрявой муравой (2) уходила вдаль (3) изрезанная заглохшими колеями (4) дорога.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А.Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.

Вариант 4

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В глубоких балках между (1) поросшими редким кустарником (2) обрывами ещё лежат (3) напоминая об ушедшей ночи (4) влажные тени.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На краю неба что-то чернеет, растёт в грозовую тучу и (1) отделившись от горизонта (2) движется очень быстро (3) приближаясь (4) к деревушке.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Знаменитая «Риторика» М.В. Ломоносова (1) включившая лучшие произведения отечественной словесности (2) стала первой в России хрестоматией художественной литературы (3) отражающей также многие теоретические вопросы развития (4) русского литературного письменного языка.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отец Фёдор (1) выбравшись из фиолетового тумана (2) напущенного автомобилем (3) пришёл в совершенное расстройство (4) и проделал остаток пути пешком.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.

Вариант 5

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нет ни одного русского живописца, который (1) побывав у моря (2) не пытался бы изобразить морскую стихию (3) пронизанную лучами (4) восходящего солнца.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Море слилось там с синим небом и крепко спит (1) отражая в себе прозрачную ткань облаков (2) не скрывающих собой (3) золотых узоров звёзд.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой

нашего времени».

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Семейство (1) приехавшее на старенькой «Волге» (2) располагалось на отдых (3) натягивая в виде тента (4) сверкающую белизной простыню.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вронский сумел заметить сдержанную оживлённость (1) играющую в её лице (2) и (3) порхающую между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой (4) изгибавшей её румяные губы.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Напуганный дурными предзнаменованиями (1) наш проводник (2) отказавшись вести нас (3) повернулся и быстро пошёл обратно.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пушкин (1) воспитанный на «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина (2) сказал по поводу русской истории (3) своё собственное слово (4) во многом превзошедшее карамзинское.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несколько лет подряд я проводил летние месяцы вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.

Вариант 6

(в основе заданий – задания из Банка открытых заданий)

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы ХХ века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лес (1) ещё недавно синевший впереди (2) неожиданно побледнел (3) растворяясь (4) в косых потоках ливня.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Громом возвестив весну (1) гроза звенела (2) по траве (3) давно ожидавшей влаги и прохлады.

Вариант 7

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Накинув нарядные уборы (1) берёзы первыми вступили (2) в осенний танец (3) весело и быстро захвативший (4) весь лес.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Под солнцем ярко светились (1) соперничая с ним (2) необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке (3)длинный ряд тёмных килей (4) напоминающих (5) хребты громадных рыб.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами (2) разъярённого ветра (3) трещат (4) иногда царапая (5) иглами по коре дерева.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сразу же за рекой (1) поднимаясь (2) вверх (3) виднелись скалистые горы (4) очерченные внизу (5) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туман (1) редея (2) ползёт вверх (3) сливаясь (4) с быстро несущимися (5) тучами.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал раскидывать (5) белый пух этой ночи и поднимать тяжёлые пласты.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Во время северной ночи (1) напоминающей утренний рассвет (2) стоящий на пригорке посёлок и (3) окружающий его редкий лес (4) кажутся особенно мрачными.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.

Вариант 8

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я шёл пешком и (1) поражённый прелестью природы (2) поминутно останавливался (3) надеясь запомнить её.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нарушая тишину утра (1) гул моря (2) изредка (3) прерываемый криком чаек (4) доносился в открытые окна.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов (1) став по воле Павла Первого (2) вице-президентом Академии художеств (3) широко распахнул двери для людей всякого звания (4) желающих по вечерам заниматься в Академии рисованием.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Подчёркнуто простая геометрическая форма «Чёрного квадрата» Малевича (1) не увязанная ни с каким образом или понятием (2) уже существовавшим (3) в мире до неё (4) свидетельствовала об абсолютной свободе её создателя.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Берёза (1) принаряженная зелёными клейкими листьями (2) стояла посреди поляны (3) радостно подставляя свои ветви (4) весеннему солнышку.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Впечатление от этой глубокой тишины было особенно сильно на опустевшем корабле (1) неподвижно стоявшем (2) посреди (3) наполнившейся редкими льдами (4) бухты.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

О выступы скал бились взволнованные (1) и грозные волны (2) и (3) пенясь (4) разбивались на тысячи мелких брызг.

Вариант 9

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Структура научного произведения (1) обусловленная комплексом факторов (2) связанных со спецификой (3) научного мышления (4) отличается от организации публицистического текста.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несколько лет подряд я проводил летние месяцы на даче под Солотчей вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Избы стояли (1) угрюмо нахохлившись (2) и ветер беспощадно трепал (3) обнажённые ветви берёзы.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старик дремал(1) прикрыв лицо (2) шапкой, а внук (3) подперев подбородок ладонями (4) смотрел на лес (5) черневший вдали.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Приближаясь к роще (1) Дубровский услышал (2) удар топора и треск дерева (3) повалившегося на землю.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уже в наше врем я исследователи творчества Э.А. По (1) получив в своё распоряжение (2) скрывавшиеся прежде (3) материалы (4) смогли установить связь между жизнью и творчеством американского писателя.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3)держась (4) недалеко от берега.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

Вариант 10

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солдаты (1) войдя в деревню (2) увидали (3) дома (4) сгоревшие дотла.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поджав по себя (1) по-турецки (2) ноги (3) хозяин сидел посреди комнаты (4) увешанной коврами.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вокруг расстилались (1) снега (2) блестящие на солнце (3) голубели льды (4) сияя переливающимися обликами.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждое утро (1) просыпаясь на рассвете (2) слышал я знакомые звуки (3) доносившиеся с озера.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Три мальчика (1) хватают четвёртого, тащат его к воде и (2) зайдя до колен (3) начинают раскачивать (4) стараясь бросить его подальше.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Внук Василь (1) подперев подбородок ладонями (2) и (3) сощурив глаза (4) рассеянно смотрел на реку, на сосновый лес (5) резко черневший среди пожара зари.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он вспомнил, что (1) уходя (2) не запер дверь на террасу (3) и (4) возвращаясь назад на дачу (5) в сердцах проклинал и себя, и всех гостей.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он (1) стоя на камне (2) расписанном узором лишайника (3) любовался (4) оживающей природой (5) полярной страны.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сказки бабушка сказывает (1) наклонясь к моему лицу (2) и (3) заглядывая в глаза мне расширенными зрачками (4) точно вливая в сердце моё силу.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каштанка (1) увидев кота (2) отскочила, присела и (3) протягивая к нему морду (4) залилась громким лаем.

Задание 16

Обособленные члены предложения

(в основе заданий – КИМы прошлых лет)

1 тест

2 тест

3 тест

4 тест

5 тест

6 тест

7 тест

8 тест

9 тест

10 тест

1 вариант

13

234

1

3

134

12

14

4

1

12

2 вариант

125

13

12

12

34

123

1234

134

1234

1

3 вариант

13

1234

134

1234

12

12

12

4

4

12

4 вариант

24

34

1234

123

1234

123

1234

14

123

234

5 вариант

123

12

134

123

14

123

124

24

134

14

6 вариант

1

134

1234

134

123

123

124

123

123

13

7 вариант

13

123

124

134

134

34

123

1234

12

1

8 вариант

123

123

124

134

124

12

1234

123

1

34

9 вариант

124

24

12

1345

13

34

14

123

123

123

10 вариант

124

34

234

123

234

145

1245

123

14

1234

Подготовка к ЕГЭ Задание 16 (из Банка заданий)

1.Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

2. Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

3. Нарушая тишину утра (1) гул моря (2) изредка (3) прерываемый криком чаек (4) доносился в открытые окна.

4. Меж голубоватых камней по склону блистает (1) стеснённая каменными берегами (2) вода, которая бурлит (3) пытаясь растечься вширь.

5. В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.

6. Искусство Высокого Возрождения (1) охватывая всего лишь около трёх десятилетий (2) проходит очень большой путь (3) отмеченный творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело (4) и достигает наивысшего расцвета.

7.Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

8. Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

9. Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

10.Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.

11. Ипполит Матвеевич шёл по улице (1) держа в руке пятифунтовый хлеб (2) завёрнутый во владикавказскую газету (3) и (4) чуть волоча левую ногу.

12. Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперёд (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) и затем исчезала (3) в ярко зеленеющих (4) долинах.

13.Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

14.Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу
15. Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.

16.Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

17.Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

18.Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.

19.Несколько лет подряд я проводил летние месяцы вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.

20.За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

21.Нет ни одного русского живописца, который (1) побывав у моря (2) не пытался бы изобразить морскую стихию (3) пронизанную лучами (4) восходящего солнца.

Подготовка к ЕГЭ Задание 17 (из Банка заданий)
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

1.На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.

2.Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности и готовности воспринимать и переживать увиденное.

3. Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».

4. Ветер мягко пронёсся по матово-зелёной ржи и (1) казалось (2) перебежал в осины. С их серёжек (3) вообразите (4) сорвалось белое облако пушинок и понеслось в чащу.

5. Среди поэтов Серебряного века А.А. Ахматова (1) несомненно (2) занимает особое положение. Она черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

6.Стихи (1) вероятно (2) пишут затем, чтобы сказать больше, чем можно выразить в прозе. Ту же мысль (3) как известно (4) высказал и Л.Н. Толстой: «В стихах моя мысль потребовала бы большей законченности».

7.Роман М.Ю. Лермонтова (1) без сомнения (2) проникнут единством мысли, и потому его части нельзя читать не в том порядке, в каком расположил их сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько превосходных рассказов, но не роман.

8. Большинство этюдов (1) к сожалению (2) не вошло в картину, но впечатления от каждого майского рассвета (3) конечно (4) запали в душу.

9.Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть.
Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.

10.В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

11. И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии.
В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным.

12.Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи.
В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

13.Сегодня в литературе (1) по мнению критиков (2) резко меняется тип писателя и тип читателя. Воспитательная миссия литературы (3)
по-видимому (4) уходит в прошлое.

14.Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.

15. Следует признать, что мы живём в мире, где человек не застрахован от опасностей. В настоящее время (1) однако (2) накоплен большой опыт в предотвращении последствий катастроф. В Мексике (3) например (4) землетрясения обходятся почти без жертв, потому что с населением постоянно проводятся занятия.
Гроза (1) по-видимому (2) проходит стороной, и дождь (3) едва ли (4) будет долгим.

16.Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов, но романа знать не будете.

17.Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

18.Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

19.Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно.
Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

20.Я (1) вероятно (2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга (3) как будто (4) открывает передо мною окно в новый, неведомый мир.

21.В липовой аллее печально шелестела под ногами прошлогодняя листва, и в тихих сумерках (1) казалось (2) прятались тени. И вдруг на миг от этой картины повеяло очарованием (3) как будто (4) чего-то очень знакомого, близкого с детства.

Подготовка к ЕГЭ Задание 18 (из Банка заданий)
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

2. Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.

3. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.

4.Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

5. В так называемую Большую семёрку стран Запада (1) на долю (2) которой (3) приходилось около половины мирового промышленного производства (4) входили четыре европейские страны, США, Япония и Канада.

6.Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.

7.Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

8.Роман (1) стержнем (2) которого (3) является любовная история Маши Мироновой и Петра Гринёва (4) стал подлинно историческим произведением.

9.Немного позже (1) Чурсины позвонили по телефону (2) номер (3) которого (4) они узнали в справочной службе (5) и отменили вызов врача.

10.Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

11. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

12.Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

13.Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

14.Семья Шишкиных жила на высоком берегу Тоймы в доме (1) из окна (2) которого (3) была видна петляющая по заливным лугам река.

15.Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.

16.Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

17.Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям.

18.В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1) разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский диплом.

19.Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провёл бульшую часть своей жизни (4) была неузнаваема.

20.Лецитин является веществом (1) дефицит (2) которого (3) влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти.

21.Вспоминается (1) молодая женщина (2) душевная слепота (3) которой (4) превратила её в «попрыгунью».

22.Печорин невольно подмечает человеческие недостатки (1) знанием (2) которых (3) он особенно гордится.

23.На земле (1) существуют холоднокровные животные (2) температура тела которых (3) зависит от температуры окружающей среды.

24.Учёные отмечают положительную роль конфликтов (1) эффективное управление (2) которыми (3) позволяет учесть (4) интересы всех сторон.

25.Уже в Париже М.И. Цветаева написала (1) знаменитую миниатюру в прозе – «Страховка жизни» (2) действие (3) которой (4) происходит не в прошлом, а в настоящем, и не в России, а во Франции.

26.Эстетическую ценность валаамских архитектурных ансамблей прекрасно чувствовали И.Е. Репин и В.Д. Поленов (1) в творчестве (2) которых (3) остров Валаам оставил глубокий след.

27.У аквилегий (1) очень красивы ажурные листья (2) благодаря (3) которым (4) растения привлекательны в течение всего сезона.

28.Известно (1) древнеримское предание (2) согласно (3) которому (4) искусный целитель Пеон (5) излечил от ран бога Плутона после его сражения с Геркулесом.

29.После двух лет работы в одном из московских гаражей (1) он купил по случаю такой старый автомобиль (2) что появление его на рынке (3) можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея.

30.А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

31.При глубоком повреждении коры деревьев (1) обильно выделяется смолистый сок (2) в состав (3) которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты.

32.А.С. Пушкин создал ряд художественных произведений (1) главные герои (2) которых (3) являются подлинно историческими личностями.

33.При производстве шёлка (1) особый состав наносится на ткань в виде геометрической фигуры (2) в пределах (3) которой (4) специальным составом пропитывается изделие.

34.Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о новой прекрасной жизни (1) для создания (2) которой (3) нам надо (4) ещё тысячу лет работать, трудиться, страдать.

35.В отечественной научной и учебной литературе (1) часто приводятся латинские и греческие слова (2) корни (3) которых (4) легли в основу терминов.

36.Государь и генералы (1) отправились осматривать укрепления Дрисского лагеря (2) в удобности (3) которого (4) начинали сомневаться.

37.С первыми лучами весеннего солнца (1) крокусы спешат раскрыть навстречу ему свои «бокальчики» (2) в центре (3) которых (4) виден оранжевый пестик.

38.Нам понадобился проводник (1) в надёжности (2) которого (3) не было бы сомнений.

39.Позже (1) поэт узнал в подробностях трагедию целого поколения (2) лучшие люди (3) которого (4) были сосланы в Сибирь.

40.Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

41.Говорящие фамилии – это классицистический приём (1) благодаря (2) которому (3) автор (4) даёт героям меткую характеристику.

42.Знаменитый медный рудник около Нижнего Тагила – это единственное по своему богатству и мощности месторождение малахита, за исключением Гумешевского рудника (1) запасы (2) малахита (3) в котором (4) уже давно исчерпаны.

43.Для хозяев вишнёвого сада 22 августа не только день продажи имения, но и точка отсчёта (1) по отношению (2) к которой (3) время делится на прошлое и будущее.

44.В естественных условиях (1) лучше всех выживают (2) ботанические тюльпаны (3) семена (4) которых (5) легко рассеиваются по степи.

45.Русский (1) относится к тем языкам (2) в которых (3) ударение играет очень важную роль для правильного понимания слов (4) при восприятии их на слух.

46.Победа приносит Василию Тёркину (1) глубокое внутреннее переживание (2) для выражения (3) которого (4) не нужна патетика.

47.Константин (1) увлечённо излагал идею новой книги (2) основу (3) которой (4) составляла критика всех старых сочинений о хозяйстве.

48.Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.

49.На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.

50.На ровных участках (1) великолепный эффект достигается с помощью высоких клумб (2) стенки (3) которых (4) выложены из природного камня.

51.Потянулись часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности.

52.Ничто (1) не способно повлиять на человека (2) душа (3) которого (4) живёт с убеждением конечного торжества доброты и правды.

53.При лакировании (1) на поверхности изделия образуется прозрачная плёнка (2) через которую (3) просвечивают натуральный цвет и текстура древесины.

54.Нам посчастливилось увидеть (1) древнеегипетскую ладью (2) серповидная форма (3) которой (4) заимствована у папирусных лодок.

55.После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

56.Анна (1) часто руководствовалась (2) принципами (3) при помощи которых (4) она стремилась повелевать событиями.

57.Вокруг дома (1) густо росли кусты орешника (2) сквозь ветви которых (3) были видны окна комнаты и крыльцо (4) между ними.

58.Позже (1) Раскольников сталкивается с Лужиным (2) крайний эгоизм (3) которого (4) не останавливается перед разрушением чужой жизни.

59.По желанию государя на военный совет (1) были собраны люди (2) мнение (3) которых о предстоящих затруднениях (4) он желал знать.

60.Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ.

61.Сегодня в области охраны природы активно развивается направление (1) основой (2) которого (3) является экология – наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания.

62.В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

63.Подросток (1) должен научиться реагировать на новые для него ситуации (2) для разрешения (3) которых (4) нет готовых рецептов.

64.На солнечных участках (1) хорошо развивается дицентра (2) цветки (3) которой (4) напоминают перевёрнутую капельку или сердце.

65.На земле (1) существуют холоднокровные животные (2) температура тела которых (3) зависит от температуры окружающей среды.

66.После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

67. На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.

68.Обычно (1) ирис (2) корневища которого (3) могут залегать довольно глубоко (4) высаживают на глубину 25 сантиметров.

69.Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до нашей эры (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

70.Высаживают шалфей (1) на лёгких почвах (2) к питательности (3) которых (4) растение нетребовательно.

71.Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) не возобновляются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с нашей планеты.

72.В средней полосе России (1) найдётся немало цветоводов-любителей (2) коллекциям пионов (3) которых (4) можно только позавидовать.

73.В результате рыхления (1) возникает эффект насоса (2) благодаря (3) которому (4) почва хорошо обеспечивается воздухом.

74.После перенесённых испытаний (1) князь Андрей возвращается к семье (2) ценность (3) которой (4) в его теперешнем понимании неизмеримо высока.

75.Повесть «Мужики» относится к тем произведениям А.П. Чехова (1) отличительной чертой (2) которых (3) является художественный синтез жизненных явлений.

76.В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1.Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

2.Ручной журавль всё время поглядывал в небо (1) и (2) если показывалась хищная птица (3) издавал тревожный крик (4) который куры и цыплята хорошо понимали.

3.Снег засыпбл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

4. Огурцы настолько нежны (1) что (2) если посмотреть на свет сквозь их кожицу (3) то можно увидеть крупные зёрна (4) которые отливают белизной.

5.Н.В. Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки читателей (4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.

6.Собирали грибы, разговаривали (1) и (2) когда Маша спрашивала
о чём-нибудь (3) то она заходила вперёд (4) чтобы видеть моё лицо.

7.Трудно было оставаться дома в первый зимний день (1) и (2) чтобы мы не заблудились (3) дед проводил нас до опушки (4) которую мы приметили уже давно.

8.Несколько дней лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда.

9.Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

10.Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

11.Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.

12.Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.

13.Лето в самом разгаре (1) и (2) если вы побудете подольше в лесу (3) то увидите пеночку (4) которая мелькает среди ветвей.

14.Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

15.Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

16.А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

17.Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

18.До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

19.Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.

20.Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

21.Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

22.Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

Нарушая тишину утра (1) гул моря (2) изредка (3) прерываемый криком чаек (4) доносился в открытые окна.

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ручной журавль всё время поглядывал в небо (1) и (2) если показывалась хищная птица (3) издавал тревожный крик (4) который куры и цыплята хорошо понимали.

4.Расставьте знаки препинания:

После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

6.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

9.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В результате рыхления (1) возникает эффект насоса (2) благодаря (3) которому (4) почва хорошо обеспечивается воздухом.

10.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Среди поэтов Серебряного века А.А. Ахматова (1) несомненно (2) занимает особое положение. Она черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

подразум..вающий

расчётл..вый

вкладч..к

повизг..вать

12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

подпрыг..вать

крестонос..ц

обид..ться

локт..вой

13. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

застра..вать

горош..на

присва..вать

неряшл..вость

догматич..ский

14. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю .

(кресла) верт..тся

люб..щий (поесть)

(снега) присыпл..т

пил..щий (дрова)

(они) расстав..т

15. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО

Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки и трудны были для людей лестницы, высеченные в склонах священной горы.

(В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг интересов «Мира искусства» был необычайно широк: «мирискусники» много работали в театре, оформляли книги, занимались проектами интерьеров, а ТАК(ЖЕ) выступали в печати по разным вопросам искусства.

В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.

Для И.А. Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л.Н. Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

16. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил;
я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

(С)НАЧАЛА май лес наряжает, (ЗА)ТЕМ лето в гости приглашает.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но (КОЕ)ГДЕ ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

17. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.

Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.

Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

18. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежалипо беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3)кем-то раскалённой (4) печи.

Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, не выделяются запятымина письме: СПУСТЯ РУКАВА, НЕ МУДРСТВУЯ ЛУКАВО, СЛОМЯ ГОЛОВУ, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, НЕ СМЫКАЯ ГЛАЗ, ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ, СЛОЖА РУКИ, СКРЕПЯ СЕРДЦЕ, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ, РАЗИНЯ РОТ.

Пример: Мальчик бежал по коридору сломя голову (= быстро).

Будем работать засучив рукава (= дружно, упорно).

Мы слушали рассказ учителя затаив дыхание (= внимательно).

Алгоритм выполнения задания:

1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы:

· причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному;

· деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.

2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова он находится):

· причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;

· причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.

3) Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в предложении всегда выделяются запятыми.

4) Не забывайте о том, что если два причастных или два деепричастных оборота соединяются союзом И, то чаще всего запятая до или после И не ставится.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____.

Задание 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали и организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России.



Ответ:_____.

Задание 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____.

Задание 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____.

Задание 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____.

Задание 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____.

Задание 7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.
ЗАДАНИЕ 16.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИФормулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес-те которых в предложении должны стоять запятые.
Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.
Ответ:_____
Правильный ответ: 1, 2.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: прежде всего уметь различать причастие и деепричастие как части речи и знать случаи постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами.
1. Итак, для правильного выполнения задания, нужно знать, что такое деепричастие и чем оно отличается от причастия. Вспомнить грамматические признаки этих частей речи вам поможет приведённая ниже таблица.
ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Причастие обозначает признак предмета по действию:
летящий шар = шар, который летит,написанное сочинение = сочинение, которое написали. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым:прочитав книгу, я долго размышлял над её сюжетом = я прочитал (добавочное действие), и я долго размышлял (основное).
Причастие имеет признаки глагола (вид, время, возвратность, переходность) и прилагательного (род, число, падеж).Деепричастие совмещает признаки глагола (вид) и наречия (неизменяемость).
Причастие изменяется по числам, родам и падежам. Деепричастие является неизменяемой формой и не имеет окончания.
Причастия бывают действительными (предмет САМ производит действие) и страдательными (предмет испытывает действие на себе, то есть страдает):
летящая птица (птица, которая САМА летит) - действительное причастие, съеденное папой пирожное (папа съел пирожное) - страдательное причастие. Деепричастия бывают совершенного и несо-вершенного вида:
улыбаясь (что делая?) – несовершенный вид,
покрасив (что сделав)? – совершенный вид.
Действительные причастия в настоящем времени образуются при помощи суффиксов-УЩ-, -ЮЩ- (от исходных глаголов 1-го спряжения) и при помощи суффиксов -АЩ-,-ЯЩ- (от глаголов 2-го спряжения): распускающиеся цветы, строящийся дом. В прошедшем времени действительные причастия образуются при помощи суффиксов - ВШ- и Ш: игра-ть - игра-вш-ий, нести - нес-ш-ий.
Таким образом, действительные причастия в тексте можно найти по их суффиксам:
-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ- , -Ш-.
Страдательные причастия настоящеговремени образуются при помощи суффиксов -ЕМ-, -ОМ- (от глаголов 1-го спряжения) и-ИМ- (от глаголов 2-го спряжения): одеваемая кукла, различимый запах. Деепричастия несовершенного вида обра-зуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов -А-, -Я-:
кричат - крича,
блестят - блестя.
В прошедшем времени страдательные причастия образуются при помощи суффиксов-ЕНН-, -НН-, -Т-:увиденный, услышанный, взятый.
Таким образом, страдательные причастия в тексте можно найти по их суффиксам:
-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т-. Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -В-,-ВШИ-, -ШИ-:
пискнуть - пискнув,
умыться - умывшись, принести – принесши;
а также от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффиксов -А-(-Я-): нахмурясь, заметя.
Обратите внимание на суффикс страдательных причастий -Т- , так как учащиеся обычно с трудом находят причастия с таким суффиксом в тексте: задвинуТый стул, дверь заперТа, открыТое окно, калитка закрыТа. Кроме возвратной формы (улыбающийся человек), причастия еще имеют краткую форму: переведен, создана, нанесено.
Это касается, в первую очередь, страдательных причастий. Деепричастия бывают возвратными и невозвратными:вытираясь - вытирая.
Причастия могут быть как одиночными (распускающиеся цветы), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (школьники, получившие ПРЕМИЮ).
Зависимым является такое слово, к которому от причастия задается вопрос (получившие ЧТО? премию).Деепричастия могут быть как одиночными (улыбаясь), так и иметь зависимые (пояснительные) слова (ВЫСОКО поднявшись В НЕБО, ПАРИЛА птица).
Зависимым является такое слово, к которому от деепричастия задается вопрос (поднявшись КАК? высоко, поднявшись КУДА? в небо).
Полные причастия в предложении чаще всего являются определением (бушующее море), краткие страдательные причастия - сказуемым (здание построено). Деепричастия в предложении являются обстоятельством (Луна, ВСПЛЫВАЯ НА СИНЕЕ НЕБО, осеребрила всю окрестность.).
Алгоритм нахождения в тексте причастий и деепричастий
Чтобы выявить в тексте причастие или деепричастие, проделайте следующие шаги:
1) Задайте к указанному слову смысловой вопрос:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? - вопросы причастия;
ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? - вопросы деепричастия.
2) Найдите в слове суффикс и убедитесь в том, что это суффикс причастия или деепричастия:
-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш- - суффиксы действительных причастий;
-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т- - суффиксы страдательных причастий;
-А-, -Я-, -В-, (-ВШИ-, -ШИ- - очень редко) - суффиксы деепричастий.
3) Определите, от какой части речи образовано данное слово:
если слово образовано от имени существительного, то ни причастием, ни деепричастием оно быть не может, так как и причастие, и деепричастие образуются только от глагола;
если слово образовано от глагола и отвечает морфологическим характеристикам, перечисленным в пунктах 1,2 данного алгоритма, то это причастие или деепричастие.
Знаки препинания при причастном обороте
1. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом и находящиеся в предложении ПОСЛЕ определяемого слова, выделяются на письме запятыми, то есть обособляются.
Книга, написанная известным писателем, уже вышла из печати.
2. Если причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом и не имеет добавочного значения причины, то он не выделяется на письме запятой, то есть не обособляется.
Написанная известным писателем книга уже вышла из печати.
3. Причастие или причастный оборот, стоящие до или после определяемого слова, выраженного личным местоимением, выделяются запятыми.Примеры: Взволнованный переживаниями дня, я_долго не мог заснуть.
Я взволнованный переживаниями дня, долго не мог заснуть
Уставший, я пришёл домой.
Я, уставший, пришёл домой.
4. Если два однородных определения, выраженных причастными оборотами, соединяются союзом И, то запятая перед И и после И не ставится.
Схема: сущ, / причастный оборот / и / причастный оборот /,…..
Эпоха (какая?), / начавшаяся после открытий Галилео Галилея / и / завершившаяся работами Исаака Ньютона /, обозначила важный поворот в истории человечества.
Знаки препинания при деепричастных оборотах
1. Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают.
Пример: Он, смеясь, бежал мне навстречу.
Ипполит Матвеевич стоял (что делая?) под акацией, /погрязая в стыде/, и твердил (что делая?) три заученные фразы, /не глядя на гуляющих/.
2. Однородные обособленные обстоятельства могут быть выражены деепричастными оборотами, и в этом случае, если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед союзом И и после союза И не ставится, однако надо убедиться в том, что деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нём.
Пример: /Перелистывая книги из библиотеки Пушкина/ и /изучая пометки на полях/, невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем. (Ты приходишь к выводу (что делая?) перелистывая и изучая.)
3. Но если деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, то запятые ставятся на их границах:Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, И, улыбнувшись про себя, зашагал ещё быстрее. (Первый деепричастный оборот относится к сказуемому постоял, второй - к сказуемому зашагал.)
Хаджи-Мурат остановился, бросив поводья, Ну привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её.
Александр Владимирович молча протиснулся вперёд, отстранив жену, И, спустившись на две ступениу оглядел свысока поле боя.
4. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «И»у «НО»у «ЧТО», выделяются двумя запятыми (первая запятая ставится после союза «И», «НО», «ЧТО», а вторая - там, где заканчивается деепричастный оборот).
Такой деепричастный оборот и одиночное деепричастие можно оторвать от союза, «изъять» из предложения или переставить в другое место в предложении.
Пример: Оля уже легла и, засыпая, сквозь сон слышала тихие озабоченные голоса. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голосу начал петь. Она вошла в гостиную, ни с кем не поздоровавшись, села в кресло. Каждое облако имело причудливую форму, но, сливаясь с другими, теряло свои очертания.
5. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», выделяются одной запятой, если деепричастный оборот нельзя изъять из предложения.
Он интересовался музыкой, а попав в компанию, всегда затевал разговор о популярных музыкальных группах.
6. Если деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», можно «изъять» из предложения и оно окажется построенным грамматически правильно, то такой деепричастный оборот или одиночное деепричастие выделяются с двух сторон запятыми:
Не увлекайтесь критикой, а, стремясь к преодолению недостатков, предлагайте способы улучшения ситуации.
7. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, не выделяются запятыми на письме: СПУСТЯ РУКАВА, НЕ МУДРСТВУЯ ЛУКАВО, СЛОМЯ ГОЛОВУ, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, НЕ СМЫКАЯ ГЛАЗ, ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ, СЛОЖА РУКИ, СКРЕПЯ СЕРДЦЕ, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ, РАЗИНЯ РОТ.
Пример: Мальчик бежал по коридору сломя голову (= быстро).
Будем работать засучив рукава (= дружно, упорно).
Мы слушали рассказ учителя затаив дыхание (= внимательно).
Алгоритм выполнения задания:1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы:
причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному;
деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.
2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова он находится):
причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;
причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.
3) Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в предложении всегда выделяются запятыми.
4) Не забывайте о том, что если два причастных или два деепричастных оборота соединяются союзом И, то чаще всего запятая до или после И не ставится.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫЗадание 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3)кем-то раскалённой (4) печи.
Ответ:_____.
Задание 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.
Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали и организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России.
Ответ:_____.
Задание 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.
Ответ:_____.
Задание 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежалипо беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.
Ответ:_____.
Задание 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.
Ответ:_____.
Задание 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.
Ответ:_____.
Задание 7. Расставьте знаки препинания:укажитевсе цифры,наместекоторых в предложении должны стоять запятые.
Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».
TOC \o "1-5" \h \z Ответ:_____.
Задание 8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.
Ответ:_____.
Задание 9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внезапно осины зашептались (1) с коротким шумом вздрагивая листьями (2) и заволновались, облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и (3) словно сговорившись с ветром (4) весело понеслось в темнеющую чащу.
Ответ:_____.
Задание 10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей елёным камышом и ивняком (4) реке.
Ответ:_____.
ЗАДАНИЕ 16
№ задания Ответ
1 1 2
2 1234
3 134
4 1234
5 1 2
6 4
7 4
8 1 2
9 1234