Военно морской музей в балаклаве. Стоимость экскурсии на выставку ВМФ. Внутри подводной лодки

Любой мальчишка, будь он матерым дошкольником или молодым пенсионером, с удовольствием примет предложение пройтись по отсекам настоящей боевой субмарины. Жаль только, что на действующую подлодку может попасть далеко не каждый, а кораблей-памятников у нас в России можно перечесть по пальцам.

Один такой стоит у набережной Химкинского водохранилища в Москве. Это настоящая дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 «Б» или «Букаха», как ее любовно и немного фамильярно называют моряки-подводники. Она стала первым экспонатом целого музейного комплекса, посвященного истории военно-морского флота и по совместительству исполняющему обязанности культурно-развлекательного центра.

История музея ВМФ в Москве началась с обращения в апреле 1999 года ветеранов Военно-Морского Флота России к мэру города Ю.М. Лужкову о том, что неплохо иметь в столице свой флотский музей, который популяризировал бы морскую службу и работал на дело патриотического воспитания молодежи. Оно было поддержано правительством Москвы, и уже в 2003 году начались работы по организации мемориального комплекса истории ВМФ в акватории Химкинского водохранилища.

Дело облегчалось тем, что с 1998 года на балансе правительства Москвы числилась выкупленная у Северного флота подводная лодка проекта 641 «Б» с тактическим номером Б-396 и именем «Новосибирский комсомолец», которую ранее планировалось использовать как главный экспонат музея военного кораблестроения.

Музей «Подводная лодка» как административная единица был создан в августе 2003 года, а официально открыт 26 июля (в День ВМФ) 2006 года. Три года ушло на обустройство территории и приведения подводной лодки в приличествующий боевому кораблю вид. На церемонии открытия присутствовали многочисленные официальные лица, в числе которых мэр Москвы Ю.М. Лужков и главнокомандующий ВМФ России В.В. Масорин.

На этом празднике были также офицеры Военно-Морского Флота России, воспитанники Нахимовского и кадетских морских училищ, много москвичей, интересующихся историей ВМФ России.

О главном экспонате

Главным экспонатом является подводная лодка проекта 641 «Б», строительство которых было начато в 1972 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (в те времена город Горький). Всего было построено 18 субмарин этого типа.

Это большие, длиной в 90,2 метра, дизель-электрические подводные лодки океанского класса, способные совершать автономное плавание в течение 80 дней. Они попортили немало крови супостату во время Холодной войны, следуя за американскими Авиационно-Ударными Группами. Лодки этого проекта проходили службу на Северном, Балтийском и Черноморском флотах.

Экспонатом музея стала подводная лодка «Новосибирский комсомолец», имеющая тактический номер Б-396, проходившая службу на Северном флоте. Военно-морской флаг на ней был поднят в 1979 году. Первым командиром стал капитан второго ранга М. Я. Маначинский. Основное вооружение субмарины – электрические самонаводящиеся торпеды калибра 533 мм. Для их пуска в носовом отсеке установлено шесть торпедных аппаратов. На борту лодки размещалось 22 торпеды или 44 мины.

Скорость лодки в надводном положении 13 узлов, в подводном – 16 (около 32 км/час). Она была способна погружаться на глубину 246–300 метров (максимально). На ней служили 78 моряков, из них 17 офицеров. На борту лодки была установлена гидроакустическая система, способная обнаруживать цели на дистанции до пятнадцати километров.

За время службы «Новосибирский комсомолец» неоднократно ходил в боевые походы, нес службу в Северной и Южной Атлантике, Баренцевом и Норвежском морях. Из состава ВМФ подводная лодка была выведена в 1998 году.

«Новосибирский комсомолец» – музей

Поэтому подводную лодку Б-369 «Новосибирский комсомолец» немного реконструировали и привели в вид, пригодный для посещения, в том числе – людьми с ограниченными физическими возможностями.

Лодка поставлена в 10 метрах от берега Химкинского водохранилища на бетонное основание. Ее корпус частично погружен в воду, для осмотра оставлены винты и перо руля. В правом борту первого носового (торпедного) отсека прорезано входное отверстие, достаточное для прохода человека в полный рост. Чтобы осматривать экспозицию музея было удобно, почти все механизмы и помещения по правому борту лодки убраны, там организован широкий проход, а в водонепроницаемых переборках отсеков прорезаны полноразмерные дверные проемы.

Полностью сохранены герметично закрывающиеся люки в переборках отсеков, механизмы и жилые помещения по левому борту субмарины. Верхняя палуба Б-369 ограждена леерами для безопасности посетителей, чего на боевом корабле, конечно же, нет. Для наглядности над ходовой рубкой подняты все выдвижные устройства: перископы, антенны радиотехнических устройств. На лодке подняты флаг и гюйс ВМФ, она украшена флагами расцвечивания. Служба на субмарине не несется, она полностью разоружена и является музеем.

Что можно увидеть на ее борту

Для осмотра доступны все семь отсеков подводной лодки.

Он начинается с первого (торпедного) отсека , где можно увидеть макеты торпед – основного вооружения лодки, приборы управления. Представлен гидрокостюм, в котором осуществляется выход из ПЛ в случае чрезвычайных ситуаций, аварийный буй, также выпускаемый через торпедный аппарат.

Второй отсек – жилой . В нем сохранена каюта командира, на переборке которой закреплен стенд, повествующий о боевом пути корабля. На нижней палубе отсека оборудован конференц-зал, способный вместить 30 человек.

Третий – это центральный отсек , откуда осуществляется все управление субмариной. В нем полностью восстановлены все приборы и механизмы, часть из них подключена и действует. Можно увидеть гидроакустическую и штурманскую рубки, осмотреть окрестности через поднятый перископ. В летнее время люди с хорошей физической подготовкой могут подняться по вертикальному трапу на ходовой мостик субмарины, выйти на верхнюю палубу.

В четвертом (жилом) отсеке устроен выставочный зал, где рассказывается об истории развития подводных сил ВМФ России.

В пятом (дизельном) отсеке стоит один из дизелей, приводящих лодку в движение в надводном положении, а также обслуживающие механизмы. Все механизмы и устройства в отсеке – реальные, которые работали во время службы лодки.

Шестой отсек – электротехнический . Доступен к осмотру электромотор, с помощью которого субмарина передвигается под водой (потому лодка и дизель-электрическая, что в зависимости от положения она двигается под электромоторами или дизелями). В этом отсеке все сохраненные приборы, посты управления и механизмы также соответствуют действительности.

Седьмой отсек – жилой . В нем оставлены для осмотра подвесные койки матросов, стоят приборы и механизмы, обеспечивающие жизнь экипажа и работу устройств подводной лодки. В подволоке этого же отсека доступен для осмотра тубус люка аварийного выхода, а в его кормовой части – дейдвудные сальники и линии валопроводов. Выход из субмарины находится в правом борту седьмого отсека.

Все сохраненные помещения подводной лодки имеют прозрачные двери, чтобы их можно было осмотреть, освещение отсеков изменено для лучшего восприятия. В каждом отсеке есть интерактивные медиасистемы, повествующие об истории подводных сил России и самого корабля. К посещению лодки проявляют большой интерес не только мужчины, но и девушки. На субмарине все можно потрогать руками, никаких ограничений (в пределах разумного) нет.

Что еще можно увидеть

На территории музейного комплекса истории ВМФ кроме подводной лодки можно посетить еще несколько интересных экспонатов.

В 2007 году на территории комплекса был установлен экраноплан «Орленок» – особый тип летательного аппарата, который, используя эффект так называемого аэродинамического экрана, передвигается над поверхностью воды на высоте полуметра. Он способен летать со скоростью 400 км в час не только над водой, но и над тундрой, льдом – любой относительно ровной поверхностью. Внутри экраноплана сохранены все приборы и механизмы, кресла и штурвалы пилотов. В принципе, он способен летать даже сейчас. Для тех, кто хочет попробовать себя в роли его пилота или пассажира, есть специальный компьютерный стенд-симулятор.

Также в 2007 году экспозиция музея была пополнена боевым десантным катером на воздушной подушке «Скат». Он доступен для наружного осмотра.

Где находится музей и как в него попасть

Музей «Подводная лодка» и музейный комплекс истории ВМФ России находится на южной окраине ПКиО «Северное Тушино». Ближайшая станция метро – «Сходненская». От нее надо пройти по Химкинскому бульвару до улицы Свободы, идущей вдоль всего берега Химкинского водохранилища.

В России существует немало музеев, отличающихся тематикой и размахом представленных экспозиций. Один из них, пожалуй, сложно называть музеем в прямом смысле. Это не просто выставочный образец, а настоящая Чем интересен музей подводных лодок в Москве?

Тихая гавань для субмарины

Уникальное дизельное судно марки Б-396 пришвартовано возле набережной. Настоящая военная субмарина, раньше она использовалась в вооружении отечественного флота. Выполняющая функции стоящего она предлагает почувствовать себя частью команды и посмотреть, как устроена служба моряков.

Музей подводных лодок в Москве - не единственная выставка, представляющая бороздящую морские просторы военную технику. Схожая выставка находится в Северной столице. Что касается расположившейся в лодки, она относится к типу современных технических поколений. На протяжении не одного десятка лет Б-396 служила в Музей-подводная лодка расскажет посетителям, что прежде она носила патриотичное название “Новосибирский комсомолец”, а позже была списана, чтобы стать частью невероятной по уникальности выставки.

Современные достижения

Если рассматривать выставку в целом, то Б-396 представляет собой отдельный экспонат. В будущих планах - открытие целого комплекса, приоткрывающего завесу над российским флотом. Много ли мы, простые граждане своей страны, имеем возможностей увидеть воочию подобную технику?

Теперь же музей-подводная лодка в позволяет это делать в любое удобное время. Военная сфера во многом сокрыта от любопытных глаз и, конечно же, увидеть лично место, где служат наши моряки, хотят как взрослые, так и дети. Несмотря на то что огромный флотский спектр представлен на данный момент образцом Б-396, многие выражают надежду, что в рамках программы по совершенствованию музея зрителям предстанут иные военные суда. К слову, в прессе неоднократно появлялась информация, что музей пополнится уникальным самолетом-амфибией.

Сохранение оригинальности

Сегодня музей подводных лодок в Москве привлекает жителей столицы и заезжих туристов. Немногие знают саму предысторию. Ставя на якорь Б-396 возле набережной, основной задачей ставили сохранение максимальной достоверности. Другими словами, лодка представлена так, как выглядит на самом деле. Единственное, пришлось модернизировать внутренние помещения: расширить проходы (включая коридоры, по которым могли передвигаться люди с ограниченными возможностями), отказаться от спальных мест моряков. Это была вынужденная мера, иначе посетителям напросто не хватило бы свободного пространства.

Составные части

Кто из нас представляет, из чего состоит подводная лодка? И если нарисовать картинку в голове все же получится, то угадать, как устроены отсеки в действительности, маловероятно. Музей-подводная лодка Б-396 состоит из настоящих корпусов. Данная модель включает семь отсеков, каждый из которых можно посмотреть. Что они собой представляют?

  1. Торпедная часть. Вмещает боевой запас (мины, торпеды), радиорубку, приборы навигации. Посетители оценят спасательный гидрокостюм, познакомятся с корабельной рындой.
  2. Жилой отсек состоит из палуб, где расположена каюта командира, демонстрационный зал, в котором проводятся лекции.
  3. На центральном посту стоят локационные, акустические и штурманские рубки. Практически каждая деталь находится в рабочем состоянии. По специальному трапу можно выйти на мостик и верхнюю палубу.
  4. Аккумуляторный. Раньше в нем частично размещалась жилая часть. Сейчас сюда перенесли экспозиции и материалы, рассказывающие историю разработки субмарин различных типов.
  5. Дизельный корпус оборудован пультом управления, нескольким сопутствующими системами.
  6. В моторном отсеке находится электродвигатель. Чтобы его оценить своими глазами, предусмотрен специальный вырез.
  7. Завершающая часть, кормовой отсек включает отдельные устройства, люк для аварийного спасения, механизмы всей корабельной системы. И разумеется, часть сохранившихся спальных мест экипажа.

Кроме того, музей “Подводная лодка” в Москве (фото прилагается) содержит жилые каюты, изолятор, где лечились заболевшие моряки, санузел-душевую.

Техническое устройство

Многие посетители заметят большое количество различных приборов. Навигационное оборудование составляет важнейшую часть всего судна. Объяснение этому довольно простое - лодка не содержит иллюминаторов (по крайней мере, в достаточном количестве), поскольку основное подводное ориентирование осуществляет по приборным показаниям.

Особенностью выставки станет приподнятое состояние Б-396. Лодку, превышающую в длине 90 метров, установили на платформу, что позволяет заглянуть на комплекс расположенных на “брюхе” винтов. Субмарина частично сохранила оборонительные орудия, которые всегда имеет в своем запасе.

Приятное дополнение

Б-396 не станет единственным выставочным образцом. Музей подводных лодок в Москве привлечет к другим экспонатам, мимо которых просто невозможно пройти. Так, по соседству располагается штурмовой катер. “Скат” отличается высокой скоростью. Расположенные пропорционально двери предназначены для высадки десантов. Технику можно осмотреть визуально, проход внутрь запрещен.

Набережная музейного комплекса приведет вас к экраноплану, соединившему черты корабля и самолета. “Орленок” способен возвышаться над любой поверхностью. Его предназначение - высадка десанта в труднодоступных местах. Учитывая невозможность заглянуть внутрь, посетителям представят визуальный тренажер, за которым они почувствуют себя командиром этого необычного судна.

Еще одна интересная экспозиция, которую не назовешь музейным экспонатом. В образовательном центре предлагается моделирование важнейших исторических событий. С помощью 3D-графики и компьютерных спецэффектов вы ощутите себя зрителем. “Фарватер” воссоздаст картину подводных сражений, оставляя впечатление, словно вы явились их участником.

Приятных впечатлений!

Несомненно, желающие взглянуть на достижения военно-морского флота и увидеть воочию, как устроена жизнь моряков, не смогут обойти стороной музей “Подводная лодка” в Москве. Отзывы о нем содержат преимущественно теплые отклики. Не уступающая по размаху крейсеру “Аврора”, Б-396 являет собой прекрасную возможность посетить плавучее средство представленного типа. Субмарина как уникальный музей на открытом воздухе не перестанет удивлять зрителей своей мощью и величием.

г. Севастополь, район Балаклава, ул. Мраморная, д. 1, тел.: (+38 0692) 63-75-90.

Выполняя распоряжение Президента Украины от 29 июля 2002 года, связанное с демилитаризацией Балаклавской бухты, Министерство обороны Украины приняло решение создать Военно-морской музейный комплекс «Балаклава».

Для выполнения этой задачи было принято решение использовать находящийся на балансе Министерства обороны бывший завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок, арсенала для хранения морских боеприпасов и казарму личного состава подводной лодки «Запорожье».

После атомной бомбардировки в августе 1945 г. японских городов Херосимы и Нагасаки Советское правительство, оценив масштабы разрушений и последствия ядерных взрывов, приняло комплексный план защиты от ядерного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.

Было принято правительственное решение о постройке в Балаклаве объекта, который мог защитить технику и людей в случае ядерного взрыва. Проект Балаклавского защитного подземного сооружения подготовил Ленинградский проектный институт и в 1953 г. представил на подпись в правительство. Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок.

В послевоенные годы в Балаклаве была организована военно-морская база. Тут базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота СССР.

Строительство секретного объекта началось в декабре 1953 году военным горно-строительным отрядом ЧФ.

Строители работали круглосуточно в три смены. В конце 1955 г. к строительству подключился отряд строителей-метростроевцев, который был направлен в Балаклаву с Кавказа.

Выработка скального грунта из штольни, где проходил канал, составляла 200 тысяч кубометров. В скальной толще западного утёса возникали рукотворные подземные дороги, шлюзные камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док, в который могла войти подводная лодка. Завод строился поэтапно. Строителям давали план строительства по частям. По окончанию строительства вся документация была изъята.

С 1957 г. Балаклава потеряла статус города и стала закрытым для свободного въезда районом города Севастополя, въезд осуществлялся по специальному разрешению.

Весь подземный комплекс состоит из ремонтной части (или Спеццех), где проводился ремонт, обслуживание и подготовка лодки к боевому походу, оружейный арсенал, где готовили вооружение для подводных лодок и наводных кораблей.

Строительство завода завершилось в 1961 г.

Никита Хрущев осмотрев в 1961 году сооружение собственными глазами, махнул рукой и бросил: «Надо отдать все это виноделам!». Однако стараниями тогдашнего руководства ВМФ виноделам грандиозный подземный комплекс все-таки не достался и в том же 1961 году вступил в строй под кодовым наименованием «Объект 825 ГТС» (Спеццех завод «Металлист» с 1969 года).

Завод строился в противоатомном отношении первой категории устойчивости. Толщина бетонных стен составляет от 1 до 5 метров железобетонной отделки. Объект мог выдержать прямое попадание 100-килотонной ядерной бомбы. Это в 5 раз больше чем было сброшено на Хиросиму и Нагасаки. Вся инфраструктура подземного завода позволяла полностью изолировать подземные лодки от внешнего мира с перекрытием подводных шлюзов, а так же укрывать в штольнях при ядерной атаке несколько тысяч человек (до 3000 человек).

Как правило, лодка заходила на завод ночью, когда город спал. Завод обслуживал лодки проектов 613, 633, 615. С правой стороны при входе в канал находился батопорт (морская задвижка) - он закрывал вход в канал и весил около 150 тонн. Его высота составляла 14 м., ширина - 6 м., длина - 18 м. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.

Комбинированный подземный канал завода позволял вводить под гору сразу 7–9 подводных лодок (в зависимости от проекта лодки). Длина канала достигает 505 м. (при общей длине туннеля до 600 метров), ширина 6–22 м., глубина 6–8,5 м.

Канал, по которому проходили лодки в ремонтную часть, пронизывает всю гору насквозь, а выход из канала находится напротив выхода из Балаклавской бухты. При выходе из канала также имеется батопорт другой конструкции - состоит из железобетонных наборных плит, которые с помощью кран-балки ставились друг на друга и закрывали выход из канала.

Оба выхода из канала были закамуфлированы специальными сетками и скальной породой.

В период работы этого объекта там находились различные рабочие участки:
-минно-торпедная часть, где проверяли торпеды на герметичность;
- производственные помещения (токарные, слесарные участки), где могли отремонтировать любую деталь для подводной лодки;
- испытательные стенды для испытания электро- и гидрооборудования;
- сухой док для ремонта подводных лодок.

В Спеццехе имелся неприкосновенный запас продовольствия, воды, медикаментов. В системе вентиляции находились воздушные фильтры грубой и тонкой очистки воздуха. Люди могли находиться на этом объекте автономно до 30 суток.

Преддоковая площадка - начало производственных площадей завода. Площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подводной лодки, находящейся в сухом доке. На ней располагались: большой расточный станок (длина фундамента 15 метров) для расточки сальников гребного вала подводной лодки, стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию для откачки воды из сухого дока при доковании подводной лодки.

На основных производственных площадях размещались станочный парк, участки по проверке электро- и гидрооборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения, а так же пекарня, столовая, лазарет, пункты санобработки, узлы связи.

С 1967 года в производственной части был оборудован защищенный командный пункт (ЗКП) дивизии подводных лодок.

Сухой док - выгородка в канале с габаритными размерами: длина 102 м., ширина 10 м., глубина 8 м. Вход в сухой док закрыт малым батопортом, через кингстоны которого осуществлялась его заполнение водой.

Перед поставкой подводной лодки на ремонт, док предварительно заполняли водой через кингстоны малого батопорта - задвижки, закрывающей вход в док. После выравнивания уровня воды в доке и канале, батопорт отводили в стороны, давай возможность лодке войти в док. Затем батопорт возвращали в исходное положение и откачивали воду из доковой камеры.

Средняя продолжительность ремонта подводной лодки составляла 3–4 недели.

Заводская паттерна - большой транспортный коридор, ведущий к производственным площадям сооружения. Использовался для транспортировки подготовленных торпед из минно-торпедной части и доставки материалов, оборудования в производственную часть завода, а также как убежище для личного состава в случае ведения войны с применением ядерного оружия. Паттерна имеет закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной волны. Протяженность коридора составляет 296 м., ширина 4 м., высота 4,5 м. Заводская паттерна пересекается с малым транспортным коридором, предназначенным для доставки торпед из минно-торпедной части к водному каналу.

Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки боезапаса для подводных лодок. На рабочих участках минно-торпедной части торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения, герметичность. Бассейн-кессон с подсветкой дня использовался для проверки герметичности торпед. Разгерметизацию схемы торпеды определяли по пузырькам воздуха. Подготовленные и проверенные торпеды принимались подводниками и доставлялись в склад подготовленных торпед на территорию арсенальной части комплекса.

Развилка транспортных коридоров завода - паттерн. Основная паттерна длиной 300 м. выводит на территорию производственных площадей. Вторая паттерна, находящаяся напротив входа в штольню, длиной 65 м., связывает топливное хранилище с ремонтной частью.

По коридорам были проложены рельсы для перемещения вручную транспортных тележек с торпедами.

В центре развилки находился поворотный круг, позволяющий менять направление движения тележек.

Двустворчатые арочные защитные ворота предназначены для перекрытия проема размером 4,0x5,6 м. Ворота представляют собой сварные створки (из проката и листовой стали), заполненные бетоном марки «М 500», подвешенные на петлях к закладной раме. В движение створки приводились гидравлическим механизмом. Общий вес одной створки с бетонным наполнением составляет 10 тонн.

Строительство Арсенала (ремонтно-технической базы для подготовки вооружения для подводных лодок и надводных кораблей) началось в 1963 г.

В арсенале хранились боевые головные части для торпед и ракет, в том числе и ядерные, а так же производились регламентные работы по обслуживанию и сборке изделий.

Шлюзовая камера арсенала предназначалась для защиты рабочих помещений от поражающих факторов атомного взрыва.

Камера состоит из противоатомных защитных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки противоатомных защитных ворот.

Противоатомные защитные ворота - двустворчатые арочные, предназначены для перекрытия проема размером 3,0х2,8 м. и восприятия давления P = 60 кгс. / кв. см. Их створки сварены из листовой стали и проката, заполнены бетоном марки «М 500». Общий вес одной створки ворот с бетонным наполнением составляет 10 тонн. Толщина створки 60 см., высота - 3 метра.

Герметичная защитная дверь изготовлена из листовой стали. По периметру она имеет мощную резиновую прокладку, которая обеспечивает герметизацию проемов. Дверь оборудована калиткой для прохождения персонала. Вес двери 480 кг.

Арсенал состоял из локальной и технической зон.

В локальной зоне размещались: хранилище головных частей и зал для сборки изделий.

В технической зоне располагались механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала.

Локальная зона являлась самой секретной зоной арсенала, доступ в которую имели только расчеты, состоящие исключительно из офицеров и мичманов. В помещениях зоны осуществлялось хранение головных боевых частей изделий, проводились регламентные работы по их обслуживанию.

В центре зоны находится поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозились контейнеры с боеголовками. Вес тележки 996 кг. Грузоподъемность 7 тонн. В соответствии с требованиями мер безопасности тележку перемещали только вручную.

В хранилище обычных и боевых ядерных зарядов располагается экспозиция «История становления и развития Военно-морских вооруженных сил Украины».

Хранилище обычных и боевых ядерных зарядов для торпед и крылатых ракет состоит из двух совмещенных помещений. В первом помещении хранились обычные заряды для торпед. Контейнеры с ядерными зарядами хранились во втором помещении на специальном постаменте. В хранилище строго соблюдался и поддерживался температурно-влажный режим (5–15 градусов по Цельсию, влажность 50–60%).

Погрузочная площадка арсенала предназначалась для погрузки торпед на борт подводных лодок, которые укрывались в сооружении в случае нанесения ядерного удара. В мирное время площадка использовалась только в качестве учебно-тренировочной. Основные работы по погрузке торпед проводились на причале.

Погрузочную площадку соединяет с локальной зоной арсенальная паттерна длиной 304 метра.

Самое большое помещение арсенала с рабочей площадью 300 кв. м. Большая его часть разбита на шесть квадратов (план-карт), на каждом из которых разворачивалось рабочее место по сборке определенного вида боевых головок.

Перед входом в сборочный зал с правой стороны расположены кабинеты-сейфы, в которых хранилось имущество, необходимое для проведения сборочных работ (запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент). Кабинеты-сейфы закрывали мощные металлические двери толщиной 18 см., вес двери составляет 300 кг.

Напротив кабинетов-сейфов вдоль стены размещались шкафчики со спецодеждой, в которую переодевался рабочий расчет, состоящий из 6 человек: начальника группы, двух младших офицеров и трех мичманов.

Численность высококвалифицированных работников комплекса достигала сотни человек. Но со временем, не смотря на всю свою уникальность и мощь, подземный завод в Балаклаве начал терять свою стратегическую значимость. Это было связано с переходом Военно-морских сил СССР на подводные лодки других классов, которые были куда более сложными в обслуживании и большими в габаритах. Поэтому завод работал до 1993 года.

В марте 1995 года с балаклавской бухты была выведена последняя подводная лодка, а Военно-морская база подводных лодок перестала существовать, оставшись на разграбление.

В декабре 2002 г. Центральный музей Вооруженных сил Украины Военно-морского музейного комплекса «Балаклава», а с 1 июня 2003 года ВММК «Балаклава» начал работать.

Заведующим Военно-морским музейным комплексом «Балаклава» назначен В. Ф. Садовиченко. В музее на тот момент работало 18 человек.

Экспозиция музея рассчитана на создание разделов, посвящённых истории Военно-морского флота со времён Древней Греции, Рима, Киевской Руси; истории создания Украинского и Российского флотов.

1 августа 2005 г. открылась экспозиция «История образования и становления Военно-морских сил Украины».

В этой экспозиции идёт речь об образовании ВМС Украины. Имеются адмиральские мундиры командующих - Б. Кожина, В. Безкоровайного. Предметы с подводной лодки «Запорожье» - индивидуальный дыхательный аппарат, радиобуй, зимняя форма подводника.

В экспозиционном зале есть стенды с флагами ВМС ВС Украины, нарукавными знаками различных подразделений, корабле, управления ВМС. В залах экспонируется различное вооружение, которое используется подводными кораблями, подводными лодками, морской пехотой, береговой артиллерией.

Все, что связано с подводным флотом, очень интересует любознательных людей. Ведь это одна из военных сфер, да еще такая загадочная. Художественные фильмы о героизме подводников только подогревают интерес, который бывает негде удовлетворить. Поэтому музеи на подводных лодках очень популярны у нас и за рубежом.

Музей «Подводная лодка» открыт на настоящей боевой субмарине. Здесь наглядно можно познакомиться с обстановкой, в которой находятся моряки подводного флота, можно прочувствовать, каково это – нести службу на подлодке. В мире этот музей не единственный из тех, которые оборудованы на подлодке, но в Москве раньше не было ничего похожего.

Организовали музей на подлодке в 2003 году. Тогда военная подводная лодка «Новосибирский комсомолец», двадцать лет достойно отслужившая на Северном флоте, была «отправлена на пенсию» и отбуксирована на стоянку возле набережной, в известном московском парке «Северное Тушино». Эта экспозиция – одна ступень в грандиозном музейном комплексе, посвященном российскому флоту. Когда-то должны открыться для посетителей другие военные суда и самолеты-амфибии. Пока эти грандиозные намерения только в планах. Но и в своем нынешнем виде музей полон посетителями.

В шкуре «морского волка»

Во время экскурсии можно не только увидеть и услышать множество интересных фактов об увлекательной и нелегкой службе подводников. Экскурсантам разрешается трогать почти все экспонаты, можно позвонить в судовой колокол, посидеть в служебном кресле штурмана, постараться за секунду нырнуть в люк (стандартный норматив моряка-подводника). Эти интерактивные действия приводят в бурный восторг детей, взрослым такое нравится не меньше, хотя они ведут себя немного тише.

Для того чтобы музей был удобен для гостей, лодку пришлось немного модернизировать. Сделали вход и выход для экскурсантов, некоторые внутренние люки заменили проходами, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями тоже могли погостить здесь наравне со всеми. Все пространство подлодки-музея имеет семь отсеков.

Посетители могут посетить каюты, осмотреть рубку управления, оценить медицинский изолятор, заглянуть в специфический душ и гальюн.

Особое оживление вызывают торпедные отсеки с боеприпасами – торпедами и минами. Интересно взглянуть на водолазные костюмы. Очень познавательно побывать в отсеках, поддерживающих жизнедеятельность и маневренность судна: это система обеспечения воздухом, рубка гидроакустики, радиорубка и навигационные приборы.

В самой подлодке неожиданно можно увидеть фигуру моряка в военной форме или тельняшке, а на кормовой части вдруг возникает кок в белом халате.

На территории музея в сувенирной лавке можно купить сувениры и книги по морской тематике. Перед лодкой стоят несколько радарных устройств и торпеда. Здесь же можно полюбоваться настоящим, не сувенирным, Андреевским флагом.

Экскурсии проводятся в группах не более 13 человек. Гиды беседуют с гостями не только на русском языке, но и на многих европейских, а также на китайском, корейском, японском, иврите. Поэтому музей популярен как среди россиян, так и на международном уровне.

После посещения музея «Подводная лодка» становятся известны такие потрясающие факты, о которых раньше даже не приходило в голову задумываться. Например, почему каждые десять дней вся одежда подводников утилизируется? После такого понимаешь, что просто служить на подлодке – это уже мужественный поступок. А опасности, которые подстерегают экипаж в бою, просто потрясают. Хочется еще раз почтительно преклониться перед скромными героями – моряками-подводниками.



Фото: Михаил Архипов

Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России (музей ВМФ) находится на территории парка «Северное Тушино», расположенного на северо-западе Москвы, на (относящегося к ), напротив столицы. Был открыт в 2009 году.

В настоящее время Музей истории ВМФ России насчитывает три крупных экспоната: подводная лодка Б-396 «Новосибирский Комсомолец», экраноплан А-90 «Орленок» и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат». Все объекты расположены на акватории Химкинского водохранилища, но для посещения доступна только подводная лодка.

Подводную лодку «Новосибирский Комсомолец» доставили в Москву в сентябре 2003 года из Северодвинска (Архангельская область), а экраноплан «Орленок» и ДШК «Скат» - из города Каспийска (Дагестан) в июне 2007 года.

Согласно первоначальным планам в состав экспозиции музея должен был входить сторожевой корабль «Дружный», доставленный в Москву из Калининграда в ноябре 2003 года, но из-за разногласий с владельцем судно в состав музея не было включено, не эксплуатировалось, и весной 2016 года .

Идея создания в Москве музея военно-морского флота появилась во второй половине 1990-х годов. После исключения подводной лодки из состава Военно-морского флота (Краснознамённый Северный флот) в марте 1998 года лодка была выкуплена московскими властями вместе со сторожевым кораблем «Дружный» (Дважды Краснознамённый Балтийский флот) в качестве экспонатов будущего музея истории отечественного флота и кораблестроения в Москве.

Первоначально планировалось, что музей будет расположен на реке Москве в районе Парка Горького в центре столицы. Но этому помешали несколько обстоятельств. Во-первых, требовались значительные работы по обустройству территории для размещения объектов, на которые нужно было немалое финансирование. К тому же, возникала проблема транспортировки объектов будущего музея в центр столицы. Если доставить туда подлодку проблем не было, то чтобы провести «Дружного» его требовалось почти полностью разобрать. Да и Минобороны, недалеко от здания которого на Фрунзенской набережной хотели разместить плавучий музей, поддерживать проект не захотело.

В итоге согласно постановлению правительства Москвы от 18.11.2003 года «О размещении музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России и культурно-развлекательного центра в акватории Химкинского водохранилища» местом нахождения музея была определена акватория Химкинского водохранилища в районе территории парка «Северное Тушино» (южная часть).

Как добраться до музея ВМФ в парке Северное Тушино: ближайшая станция метро - «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии. Выход из первого вагона в сторону станции «Планерная», далее выход направо, затем пешком по Химкинскому бульвару 15 минут до пересечения с улицей Свободы, затем пешком по парку 5 минут.

На общественном наземном транспорте: остановка «Захарково» (троллейбус №70 от метро «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» или «Сокол»; автобус «Т» и №102 от станции метро «Планерная»).

График работы музея ВМФ: понедельник - выходной; все прочие дни - с 11 до 19 часов, кроме четверга, когда музей работает с 13 до 21 часа. Последний четверг месяца - санитарный день. Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея. Экскурсии для индивидуальных посетителей проводятся в 15:00 и 17:00 (вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье), в 17:00 и в 19:00 в четверг.

Об объекте на основе отзывов туристов:

Тематика музея: ;
Специализация музея: ;
Интересность экспозиции: высокая;
Экскурсионное обслуживание: да ;
Рекомендуемая возрастная группа: от 7 до 70 лет;
Доступность места: ограниченная (кроме людей с ограниченными физическими возможностями, детей грудного и дошкольного возрастов, а также страдающих клаустрофобией);
Сувенирная продукция: нет;
Фото-видео съемка: платно;
Возможность самостоятельного посещения: да
Существующие аналоги: (Вологодская область), подводная лодка С-189 в Санкт-Петербурге, подводная лодка Б-307 в Тольятти (Самарская область).

Большая (океанская) дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец». Построена на заводе в 1980 году. Проходила службу с 1981 года в боевом составе Северного флота. За время несения службы она совершала боевые походы в Средиземное море, выполняла задачи боевой службы в Северной и Южной Атлантике, у западного побережья Африки, а также осуществляла патрулирование советских и российских границ в Баренцевом и Норвежском морях, неоднократно удостаивалась звания лучшего корабля Северного флота. Фото: Михаил Архипов

Транспортно-десантный экраноплан А-90 «Орлёнок». Построен в 1983 году на . До 2006 года был закреплен на Краснознамённом Черноморском флоте, 236-Дивизион Кораблей Экранопланов. Фото: Михаил Архипов

Десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат».