Восемь типологических качеств по юнгу. Ощущение и интуиция. Основные соционические типы

Новые экспериментальные доказательства связи телосложения с темпераментом были показаны в ряде работ, в которых указанная схема выделения типов телосложения была сильно модифицирована благодаря применению современных методов статистики (факторного анализа).

Швейцарский психиатр К. Юнг выделял психологические типы, различая людей по выраженности психических функций мышления, эмоциональности, ощущения и интуиции, а также направленности психики – интроверсии (движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру) и экстраверсии (интерес направлен во внешний мир). В соответствии с этим можно выделить:

1. Мыслительный тип;

2. Эмоциональный тип;

3. Ощущающий (сенсорный) тип;

4. Интуитивный тип.

В зависимости от характера ведущей функции К. Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные. К первым принадлежат мыслительный и эмоциональный типы; ко вторым – интуитивный и сенсорный. Помимо этого, наблюдая своих пациентов, К. Юнг пришел к выводу, что каждый из этих типов может иметь по две разновидности: мыслительный и эмоциональный типы могут иметь сенсорную или интуитивную ориентацию, а сенсорный и интуитивный – эмоциональную или мыслительную.

Учитывая все перечисленные особенности, К. Юнг выделяет 16 типов. Люди в каждой группе объединялись по признаку некой общности психических характеристик, что позволило отнести их к определенному, весьма характерному типу, обладающему устойчивым набором свойств. Способы их восприятия, реагирования, действия (в сходных условиях) должны быть примерно одинаковы.

Представители мыслительных типов действуют главным образом под руководством разума, логического расчёта, интеллектуально осмысленных мотивов. В отличие от них для чувствующих типов основным мотивом деятельности и восприятия являются чувства и эмоции. Общий признак этих двух типов – рациональность – «первенство разумного суждения».

Ощущающие типы ориентируются на реальные события и действия. Они обращают большее внимание на объективные факты, хорошо приспосабливаются к действительным событиям. Интуитивные типы обладают неким «шестым» чувством. Они в объектах и явлениях подчас видят некий скрытый для других типов смысл, идею; они склонны к предсказанию будущих событий; живут больше будущим и прошлым, чем настоящим. Общим качеством этой группы типов, особенно экстравертов, является иррациональность: опора не на суждения разума, а на «абсолютную силу восприятия».

Каждая из психических функций может действовать либо интровертированным, либо экстравертированным образом. У человека с интровертированной установкой интерес, психическая активность направлены во внутренний мир, а восприятие внешнего мира преломляется через внутренние модели. Интроверт, по сути, консервативен, предпочитает привычную домашнюю обстановку, близкие отношения только с ограниченным числом людей. Интроверт характеризуется тем, что ориентируется на свою оценку, определяемую его принципами, на своё мнение о предмете или явлении, а не на внешний объект. Поступки его не зависят напрямую от внешних воздействий: они определяются в первую очередь его собственной внутренней установкой. Внешне интроверсия, пишет К. Юнг, «в норме характеризуется колеблющейся, рефлексивной, застенчивой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции».

У людей с экстравертированной установкой интерес направлен во внешний мир, внешняя реальность изначально оказывается более важной и воспринимается непосредственно, она – источник помощи или объект внимания. Вся психическая энергия экстраверта направлена на объекты, поэтому одно из самых его ярких свойств – во всём себя растрачивать и как бы распространяться. Они чаще производят впечатление активных, деятельных, иногда экспансивных людей. При этом внешний мир оказывает на поступки экстраверта более сильное воздействие, чем на интроверта. Это, например, может выражаться в том, что требования конкретной общественной среды очень часто оказываются для экстраверта важнее, чем общечеловеческие нормы. Каковы бы ни были эти требования, экстраверт может следовать им с одинаковым психологическим комфортом.

В Советском Союзе типология К. Юнга получила известность и развитие благодаря работам Аушры Аугустинавичюте (1982), как бы заново открывшей идеи швейцарского психиатра. В типологии А. Аугустинавичюте, которая возникла на базе типологии К. Юнга и является её современным восточноевропейским вариантом, названия некоторых психических функций изменены: ощущение – на сенсорику, мышление – на логику, а чувство – на этику. Без изменений остались интуиция, экстраверсия и интроверсия. А. Аугустинавичюте использовала ещё одну шкалу – рациональность- иррациональность. К рациональному полюсу этой шкалы были отнесены функции логики и этики, а к иррациональному полюсу – функции сенсорики и интуиции. С иррациональными функциями связывают целостное восприятие и обработку информации, синтетический стиль мышления. В противоположность этому с рациональными функциями связано дискретное, поэлементное восприятие и обработка информации, аналитический стиль мышления.

У любого психологического типа присутствуют все функции, однако развиты они не одинаково. Неизбежно та или иная функция оказывается более выраженной и компетентной, – К. Юнг назвал её ведущей, доминирующей, в то время как остальные остаются подчинёнными, а одна из функций оказывается наиболее подавляемой, наименее развитой. Ведущая и подчинённая функции относятся к разным полюсам одной психологической шкалы. Например, если ведущая функция – логика, то подчинённая – этика; если ведущая – сенсорика, то подчинённая – интуиция, и наоборот. Соответственно, если человек по ведущей функции логик, то этика у него развита слабо. Если он сенсорик, то интуитивный путь познания для него не выражен.

В типологии А. Аугустинавичюте существуют 4 шкалы психических функций: рациональность-иррациональность, логика-этика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия. В различных сочетаниях они образуют 16 типов: (2·2·2·2=16).

В восточноевропейском варианте принято структуру того или иного психологического типа записывать в виде формулы, состоящей из буквенных обозначений ведущих психических функций. Например, этико-сенсорный интроверт (ЭСИ) имеет сильную Этику и Сенсорику. Он Интроверт. Является типом рациональным (на первом месте этика – рациональная функция).

А. Аугустинавичюте назвала модифицированную типологию «соционикой», так как считала, что каждый из типов выполняет в обществе определённую социальную роль. Выяснение этой роли могло бы, по её мнению, способствовать достижению социальной гармонии и прогрессу общества. Достичь этого можно было бы, в частности, за счёт осознанного формирования отношений между различными типами. Несомненным вкладом А. Аугустинавичюте в развитие учения К. Юнга стало построение теории межтиповых отношений. Согласно этой теории, существуют объективные отношения между разными психологическими типами, которые вне зависимости от ситуации рано или поздно трансформируются в межличностные. Эта концепция принципиально важна, поскольку позволяет прогнозировать развитие межличностных отношений в семье и в любых коллективах.

Имеющиеся в настоящее время работы позволяют расценить модифицированную типологию Юнга как одну из самых эффективных при решении самых различных проблем изучения человека и его отношений в коллективе.

Типологическая модель известного швейцарского ученого, психиатра и психотерапевта Карла Густава Юнга связана с движением психической энергии в определенном направлении, в котором тот или иной человек более привычно или предпочтительно ориентируется в мире. С этой точки зрения К. Г. Юнг выделил восемь типологических характеристик: две личностных установки – интроверсию и экстраверсию и четыре функции или типа ориентации – мышление, ощущение, интуицию и чувство, каждая из которых может действовать либо интровертным, либо экстравертным образом.

Интроверсией К. Г. Юнг назвал обращение психической энергии вовнутрь, что выражается в негативном отношении субъекта к объекту и направленности интереса к субъекту. В противоположность этому экстраверсией обозначается обращение психической энергии наружу, вовне, то есть проявление положительного интереса к объекту. Отсюда следует, что у человека с интровертной установкой интерес, психическая активность направлены на внутренний мир, а восприятие внешнего мира преломляется через внутренние модели, а у человека с экстравертной установкой внешние факторы являются преобладающей движущей силой для суждений, чувственных восприятий, аффектов и действий. Как считал К. Г. Юнг, каждый человек более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках.

Согласно представлению К. Г. Юнга, экстравертная и интровертная установки в изолированном виде не существуют. Принадлежность человека к типу определяется в связи с одной из четырех функций, каждая из которых имеет свою собственную область компетентности.

Мышление – это психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь, устанавливает логическую связь, упорядочивает содержание сознания.

Чувство – это психологическая функция, придающая содержанию ценность в смысле его принятия или отвержения, упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя.

Ощущение – это психологическая функция, которая характеризует восприятие, совершающееся посредством чувственных органов, не подчиненное рациональным законам.

Интуиция – это психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем, содержание которой имеют характер данности.

МЫШЛЕНИЕ

ИНТУИЦИЯ

ОЩУЩЕНИЕ

Основные функции психологического типа

Любая из функций может быть помещена наверху; соответственно ей, наиболее характерной для конкретного человека, он ориентируется в мире. Относительная позиция других функций, которые по бокам и внизу, определяется функцией, расположенной наверху.

Как полагал К. Г. Юнг, у каждого человека есть все четыре психологических функции, однако они не являются развитыми одинаковым образом. Неизбежно та или иная функция оказывается более развитой – К. Г. Юнг назвал ее первичной или ведущей, доминирующей , в то время как остальные остаются подчиненными и относительно менее дифференцированными. По мнению К. Г. Юнга, функции, отстающие в развитии, можно охарактеризовать как «неполноценные», но в психологическом, а не в психопатологическом смысле.

В зависимости от характера ведущей функции К. Г. Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные . К первым принадлежат мыслительный и чувствующий типы; ко вторым – интуитивный и ощущающий.

Согласно точке зрения К. Г. Юнга, мышление и чувство являются рациональными функциями , поскольку решающее влияние на них оказывает размышления, рефлексия. Функция «мышление» отражает интеллектуальное суждение, поскольку устанавливает логические связи, а функция «чувство» также означает разновидность суждения, но отличается установлением субъективного принятия или отвержения. Чувство является рациональной функцией, потому что свидетельствует о ценности предмета для человека, а ценности устанавливаются по законам разума точно так же, как и понятия.

К иррациональным функциям К. Г. Юнг отнес интуицию и ощущение , потому что они для достижения полного восприятия должны как можно более отрешаться от всего рационального, и поэтому их сутью является чистое восприятие. Д. Шарп поясняет: ощущение схватывает, сообщает человеку, что нечто есть во внешнем для него мире, а интуиция постигает то, что находится в мире внутреннем.

Поскольку типы могут быть разделены не только в зависимости от доминирования рациональной или иррациональной функции, но и от преимущественного движения психической энергии (то есть от преобладания интровертной или экстравертной установки), по мнению К. Г. Юнга, можно выделить восемь психологических типов: экстравертный мыслительный, экстравертный чувствующий, экстравертный ощущающий, экстравертный интуитивный, интровертный мыслительный, интровертный чувствующий, интровертный ощущающий, интровертный интуитивный типы.

Концепция К. Г. Юнга получила свое развитие в 50-ые гг. XX века в работах американских исследователей Катарины Бриггс (K. Briggs) и ее дочери Изабель Бриггс-Майерс (I. Briggs-Myers). Они внесли важное дополнение к теории К. Г. Юнга: помимо доминирующего процесса (восприятия или суждения), характеризующегося преобладанием рациональной или иррациональной функции, у человека также развит вспомогательный процесс , который обеспечивает равновесие между суждением и восприятием, а также между экстраверсией и интроверсией. Из этого положения следует, что если доминирующий процесс связан с суждением, то вспомогательным является один из процессов восприятия. Если доминирующий процесс связан с восприятием, то вспомогательным будет один из процессов суждения.

Согласно взглядам К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, предпочтение суждения / восприятия (рациональность / иррациональность на основе теории К. Г. Юнга) окончательно дополняет структуру типа. В связи с этим предпочтение рациональности / иррациональности было выделено ими в качестве четвертой дихотомии при оценке типологических характеристик. Вследствие этого типология К. Г. Юнга из 8 типов личности была расширена до 16 психологических типов.

В дальнейших исследованиях К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс разработали специальную методику для практического применения теории К. Г. Юнга и выявления типологических различий между людьми – опросник «Индикатор типов Майерс-Бриггс» (MBTI). Данная методика позволяет диагностировать предпочтения в каждой из четырех шкал: «экстраверсия - интроверсия» (описывает два противоположных предпочтения в отношении того, на чем человек склонен фокусировать свое внимание); «сенсорика – интуиция» (описывает способы восприятия или получения информации), «мышление – чувство» описывает способы принятия решения или формирования суждения о чем-либо; «суждение – восприятие» описывает способ ориентирования во внешнем мире.

Таким образом, согласно взглядам К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, в основе структуры личности лежат четыре предпочтения, связанные с процессами восприятия и суждения. Ими высказана идея о том, что интересы, ценности, потребности и склад ума, которые формируются естественным образом под влиянием ряда предпочтений, определяют развитие характерного набора поведенческих черт и потенциальных способностей. Отсюда следует, по их мнению, что индивидуальность человека может быть описана отчасти с помощью четырех предпочтений, которые складываются в определенный тип.

Нововведение К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс заключалось также в том, что любой вид суждения (мышление – чувство) может сочетаться с любым видом восприятия (ощущение – интуиция), возможны четыре сочетания в зависимости от комбинации предпочитаемых психологических функций (предпочтительного способа восприятия мира и предпочтительного способа вынесения суждения о том, что воспринято). Каждое из этих сочетаний задает особый вид личности, характеризующийся определенными интересами, потребностями, ментальными привычками и поведенческими чертами, которые являются естественным следствием такого сочетания.

Американский психолог Дэвид Кейрси (D. Keirsey, 1989) также внес дополнение к типологии личности К. Г. Юнга. Он пришел к выводу, что 16 психологических портретов, выделенных К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс на основе теории К. Г. Юнга, можно сгруппировать в четыре более обобщенных психологических типа, которые отличаются разнонаправленными мотивами и ценностями, и при этом каждый из типов включает 4 психологических портрета.

Теоретической базой подхода Д. Кейрси явились: 1) представления К. Г. Юнга о наличии двух установок по отношению к окружающему миру (экстраверсия – интроверсия) и двух пар психологических функций (ощущение – интуиция и мышление – чувство); 2) теория К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, которые наряду с 3-мя парами дихотомических признаков, выделенных К. Г. Юнгом, придали значение паре полярных качеств «суждение – восприятие», характеризующих способ ориентирования в окружающем мире, и выделили ее как отдельный дихотомический признак для определения психологического типа; 3) представления о природе темперамента Э. Кречмера и типах ценностных установок Э. Шпрангера.

1. SP - тип («Дионис») (сенсорно-спонтанный тип). Представителей этого типа объединяет стремление к свободе, выражающееся в возможности следовать своим влечениям и желаниям. Они ориентированы на процесс деятельности, а не на результат. Сама деятельность для них является наивысшей ценностью. Они не склонны ставить перед собой отдаленных целей. Для них характерны оптимистичность, чувство юмора, а также реалистичность, склонность к риску. SP-тип включает в себя 4 психологических портрета: ESFP, ISFP, ESTP, ISTP.

2. SJ - тип («Эпиметий») (сенсорно-планирующий тип). Для представителей данного типа характерно чувство долга, стремление быть полезными другим, ответственность. Они предпочитают четкие правила, нормирующие взаимоотношения во всех социальных организациях, включая семью, поддерживают традиции. Реально оценивают ситуацию, могут объективно прогнозировать последствия многих событий. Они ориентированы на достижение практических целей, социальный статус, авторитет и стремятся занять достойное место в определенной социальной структуре. SJ-тип включает в себя 4 психологических портрета: ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ.

3. NT-тип («Прометей») (интуитивно-логический тип). Представителей данного типа объединяет стремление к научному поиску, пониманию законов природы и повышению собственной компетентности. Они хотят не только уяснить, но и объяснять, предсказывать и контролировать явления действительности. В отношениях с другими людьми требовательны, ждут от них постоянного повышения собственной компетентности. Для них характерна разработка идей, новаторство. NT-тип включает в себя 4 психологических портрета: ENTJ, INTJ, ENTP, INTP.

4. NF-тип («Апполон») (интуитивно-чувствующий тип). Людей этого типа объединяет духовность, поиски смысла жизни, стремление к самовыражению и совершенству. В отношениях с людьми их отличает проницательность; они имеют склонность наблюдать за особенностями поведения других людей, способствуют реализации потенциала других людей, стремятся к гармоничным отношениям с ними. NF-тип включает в себя 4 психологических портрета: ENFJ, INFJ, ENFP, INTP.

Опросник «Психологический портрет», разработанный профессором Калифорнийского университета Д. Кейрси, был переведен и адаптирован российскими исследователями Б. В. Овчинниковым, И. М. Владимировой, К. В. Павловым.

Работы Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у группы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебежчиков из лагеря Фрейда.Как и Фрейд, К. Юнг посвятил себя учению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом - отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями - как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях - биологических или духовных - по мере того, как они возникают.Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Эго
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда - то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.
Коллективное бессознательное
И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума” . Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.
Архетипы
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации - например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.
Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.
Персона
Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) - это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.
Тень
В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
Анима и Анимус
В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус - внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.
Самость
Самость - наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.
Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости - это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души - сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
Интроверты и экстраверты
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.
Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру - другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущий силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентации являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им, - это мышление, ощущение, чувство и интуиция.
Мышление и чувство
Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция - чувство - информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-либо или взывает скуку”. По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентированна на построение рациональных суждений, цель которых - определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентированна на вынесение суждений о том, является опыт, прежде всего приятным или неприятным.
Ощущение и интуиция
Вторую пару противоположных функций - ощущение и интуиция - Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их инее объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и несознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как, если бы он фотографировал её. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на несознательные образы, символы и скрытое значение переживаемого.Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность для совладениями с жизненными ситуациями использует все противоположные функции.Две эго-ориентации и четыре психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами.Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа являлся З. Фрейд. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.В отличие от Фрейда, предававшего особое внимание ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей, реализует себя всё более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как “обретение самости”, являющейся результатом стремления всех компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.
Согласно Юнгу, конечная жизненная цель - это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация - это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своём конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому, высвобождается энергия необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

И на преобладании одной из основных психических функций - мышления , чувства , ощущения или интуиции .

Эта типология была разработана швейцарским психиатром К. Г. Юнгом в его работе «Психологические типы », опубликованной в 1921 году .

Целью психологической типологии, по Юнгу, не является простая классификация людей на категории. Типология, по его мнению, представляет собой, во-первых, инструмент исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психологического опыта в некоем подобии координатного пространства («тригонометрической сетки» - пишет Юнг). Во-вторых, типология - инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок .

Для определения типа по Юнгу применяют типологическое обследование (тесты Грея - Уилрайта) и опросник «Индекс юнговских типов » (англ. Jungian Type Index, JTI ).

Типология Юнга была использована при построении типологии Майерс - Бриггс и соционики . При этом сам Юнг уже в 1934 году предупреждал, что его типология не является классификацией людей, но служит только для упорядочения эмпирических данных. .

Классификация по «психологической установке»

Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»). Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в её рамках. «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», - пишет Юнг. Тем не менее, это различие в установках, по Юнгу, «бросается в глаза» и «очевидно даже для профана в психологических вопросах».

Понятие экстраверсии-интроверсии, введённое Юнгом, получило дальнейшее развитие в работах британского психолога Ганса Айзенка и широко используется в современной психологии. В частности, оно находит применение в классификации «большая пятёрка ».

Классификация по преобладающей функции

Понятие «психическая функция», введённое Юнгом, он подробно объяснил на одной из своих лекций в 1923 году :

Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция.

В ощущение я включаю всё восприятие с помощью чувственных органов ; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство - функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне достаточными, чтобы выразить и представить все многочисленные виды сознательной ориентации.

Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу»: работа всех четырёх функций необходима для целостного функционирования индивида . Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.

Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идёт не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа.

Юнг следующим образом определял психические функции:

  • Мышление - та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
  • Чувство - функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.
  • Ощущение - это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
  • Интуиция - функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё - и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным, что в сумме даёт «восемь наглядных психологических типов» .

Основные и дополнительные функции

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума - мышление и чувство, - и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» - ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение - интуицию, и наоборот).

Татьяна Прокофьева

Талантливый ученик и соратник З. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 – 1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия. Это различия в восприятии действительности. Юнг заметил, что структура психики, описанная З. Фрейдом, проявляется у людей не одинаково, ее особенности связаны с психологическим типом. Изучая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге «Психологические типы» , вышедшей в 1921 году.

С точки зрения типологии К. Г. Юнга каждый человек имеет не только индивидуальные черты, но и черты, свойственные одному из психологических типов. Этот тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для конкретного человека. «Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемого образа»,– писал Юнг .

Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. При этом типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров, не устанавливает непреодолимых преград, не мешает людям развиваться, не налагает ограничений на свободу выбора человека. Психологический тип – это структура, каркас личности. Множество разных людей одного и того же типа, имея большое сходство во внешности, манерах, особенностях речи и поведения, не будут похожи друг на друга абсолютно во всем. Каждый человек имеет свой интеллектуальный и культурный уровень, свои представления о добре и зле, свой жизненный опыт, собственные мысли, чувства, привычки, вкус.

Знание своего типа личности при этом помогает людям найти именно свои средства к достижению целей, быть успешными в жизни, выбирая наиболее приемлемые виды деятельности и достигая в них наилучших результатов. По мнению составителя хрестоматии , «юнговская типология помогает нам понять, сколь различным образом люди воспринимают мир, сколь разными критериями они пользуются в действиях и суждениях».

Для описания наблюдений К. Г. Юнг ввел новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению психики. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию:

« Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» .

Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение» .

В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип» .

Далее К. Г. Юнг ввел понятие психологических функций . Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение и определил их так:

Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.

Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей. «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии» .

Если же у человека, например, мышление оказывается на одном уровне с чувством, то, как писал Юнг, речь идет «об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является признаком примитивного состояния духа» .

По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий . Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг утверждал, что «чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства». Здесь мы видим, что Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил и другую пару альтернативных функций: интуиция – ощущение.

Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

« Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему».

Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.

Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.

«Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального. … В соответствии со своей природой [интуиция и ощущение] должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума» .

И рациональный, и иррациональный подход могут сыграть свою роль в решении разных ситуаций. Юнг писал: «слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать возможность разумного разрешения, может помешать его действительному разрешению на иррациональном пути».

Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим». Подробные описания типов Юнг привел в своей книге «Психологические типы». Для лучшего понимания типологии Юнга сведем все 8 типов в таблицу (табл. 1).

Таблица 1. Психологические типы К. Г. Юнга

Не следует забывать, что живой человек, хотя и принадлежащий к какому-то из типов личности, не станет всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества. При этом необходимо знать, что такой путь менее успешен и часто ведет к невротизации. Юнг писал, что при попытках изменить тип личности человек «становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму установки» .

Литература:

1. К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.

2. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: «Бахрах», 1996.