Возникновение и этапы развития социологии. Возникновение и основные этапы развития социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) КемГУ

Контрольная работа

По дисциплине: Социология

Этапы развития социологии

Выполнила:

Студентка гр. Ю - 52

Михель Е.Ю.

Проверила:

Грицкевич Т.И.

Белово 2004

План

Введение 3

1. Западноевропейская социология XIX-начала XX века 4

2. Классическая зарубежная социология 7

3. Современная зарубежная социология 10

4. Социология в России в XIX - начале XX века 18

5. Советская и российская социология 23

Заключение 29

Список литературы 30

Введение

Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и миниатюрными механизмами взаимодействия двух и более человек. Возможно, они делали это с меньшим успехом, чем открывали законы мироздания, ибо социология как самостоятельная наука появилась только в середине XIX века.

Правда, запоздалое возникновение можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения - человеческого общества. Ведь мы толком не знаем, когда именно оно возникло. Историки говорят: 40 тыс. лет назад. Хотя человеческий род возник более 2 млн. лет назад. Не скрыт ли здесь какой-то парадокс?

Что бы там ни говорили историки, мы точно знаем, что первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза прежде, чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеции, И. Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей. Наконец, в XIX веке рождается собственно социоло­гия, вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе и благодаря применению кон­кретно-научных методов продвинувшая наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

К собственно истории социологии относится период с середины XIX по начало XX века, когда жили и творили основатели современной социологии Конт, Маркс, Дюркгейм и Вебер.

Только в современный период социология появляется как точная наука, опирающаяся на эмпирические факты, научный метод и теорию.


1. Западноевропейская социология XIX -начала XX века

Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798 - 1857). В главных своих сочинениях - «Курс позитивной философии» (Т. 1-6, 1830 - 1842) и «Система позитивной политики» (Т. 1-4, 1851 - 1854)- он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей .

Конечно, совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес у историков, философов, правоведов. Но когда четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить роль и место человека в жизни общества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамках различных общностей, социальных групп и социальных организаций в условиях функционирующего гражданского общества.В ответ на поставленные жизнью вопросы в XIX веке родились различные концепции, стремящиеся объяснить сущность происходящего с тех или иных теоретико-методологических позиций.

На разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление. Социологическая теория О.Конта состояла из «социальной статики» и «социальной динамики». Главный интерес французского мыслителя был связан с анализом социальной динамики, основным фактором которой он считал умственное, духовное развитие. Его замысел состоял в стремлении уподобить науку об обществе «социальной физике» , чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, их взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель. Он сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. Особый интерес представляет его размышление о социальной статике и социальной динамике как методе, объясняющем его позитивистский историзм.

Другая концепция - биологическая - связана с именем Г. Спенсера (1820-1903), который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. Его гениальной догадкой было то, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Что­бы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функций, названных впоследствии управлением. Подобно Ч. Дарвину Г. Спенсер поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни .

Вместе с тем концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинист-ские установки Г. Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гумпловичем (1838-1909), Г. Тардом (1843-1904), Г. Лебоном (1841-1931) и особенно Ф. Теннисом (1855-1936), а также в известной степени Дж.С. Миллем (1806-1873).

Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в конечном счете привело к появлению социально-психологической концепции социологии, к анализу социально-психологических явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе .

Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элементарным социальным отношением он считал передачу или попытку передачи верования или желания. Его концепция впоследствии была использована в теории массовых коммуникаций.

Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.

Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию воли, которая и определяет сущность и направление человеческого поведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум .

Географическое направление в социологии представлено Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратцелем (1844-1904). Так, Ратцель преувеличивал влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано геополитиками (например, Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обстом и др.).

В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, названная по имени своего основателя К. Маркса (1818-1883), которая существует уже более полутора сотен лет. Вместе с Ф. Энгельсом (1820-1895) он сформулировал совокупность идей на основе открытого ими материалистического понимания истории, что послужило основой для представлений о формационном (стадийном) развитии общества. Особое значение они придавали структурному строению каждого общества: базису (производственные отношения) и надстройке (политическим, юридическим, религиозным и философским воззрениям). Кроме того, ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им об­щества - пролетариат, буржуазия, крестьянство - и проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину одного общества и одного прогресса - капиталистического .

2. Классическая зарубежная социология

Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном - объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь.

Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был Э. Дюркгейм (1858-1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе - предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исходя из этого он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию существует социальная интеграция, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия, что характерно для всех обществ, переживающих резкое изменение своей структуры. В этой связи применение социологизма как теории общества к исследованию причин самоубийств вскрыло необычные процессы, происхо­дящие как в обществе, так и в индивиде.

Особо следует отметить идеи Дюркгейма о солидарности и о таких ее типах, как механическая и органическая .

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Первоначально различные формы общества описывали философы. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) рассматривал общество с помощью абстрактного и дедуктивного методов, а его ученик Аристотель (384-322 гг. до н.э.) для анализа общественных явлений использовал эмпирические наблюдения. Позже французы Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Анри де Сен-Симон (1760-1825) и шотландец Адам Фергюссон (1723-1816) применяли для этого политические и экономические термины. Но по праву основателем социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). Он не только ввёл в научный оборот термин «социология», но и определил предмет и метод социологии, резко противопоставив эту новую научную дисциплину философии.

Основная идея Конта заключалась в том, что социальные явления, поведение людей подчиняются действию определённых законов. О.Конт сформулировал закон трёх стадий прогресса человеческого общества, в основе которого лежит «прогресс духа», прогресс человеческого разума. Он считал, что развитие общества представляет собой переход от одной стадии развития к другой: теологической, метафизической, позитивной.

Теологическая стадия продолжалась до 1300 г. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Теологическое сознание отождествляло эти силы с властью племенных вождей. Но развитие общества продолжалось, старая система постепенно разрушалась.

Вторая стадия – метафизическая, продолжалась с 1300 по 1800 гг. Но дальнейший прогресс общественного развития положил начало третьей стадии – научной или позитивной, характеризующейся распространением наук, ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремёсел и промышленности.

Процесс становления социологической науки был растянут во времени. По сути О.Конт удачно применил термин «социология» к тому, что уже в течение 2,5 тысяч лет было объектом научного исследования. До О.Конта мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Необходимо отметить лишь то, что О.Конт считал необходимым изучение отдельных социальных фактов, их сопоставления, отрицая роль и значение общей теории в их объяснении.

Позже, благодаря работам К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера, произошло оформление социологии в самостоятельную науку. Именно они сформулировали теоретические основы изучения социальных явлений, опираясь на идеи предшественников социологической мысли.

Таким образом, появление социологии связано со всей историей развития науки. Социология возникает на почве, подготовленной усилиями многих поколений учёных и её развитие можно условно разделить на три периода:

1) предыстория социологии, когда представления о человеке и обществе развивались в рамках социальной философии;

2) этап возникновения социологии как самостоятельной науки, имеющей свой предмет и научный метод;

3) классический период - этап признания социологии как самостоятельной науки, когда были разработаны основные научные концепции, позволяющие объяснить природу социальных явлений.

1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки.

2. Огюст Конт и Герберт Спенсер - основоположники социологии.

3. Классический этап в развитии социологи:

Социально-философская концепция марксизма;

Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма;

Интегральная социология Питирима Сорокина, социальная стратификация и социаль­ная мобильность;

- «понимающая» социология Макса Вебера

4. Основные школы и направления современной социологии:

Эмпирическая социология;

Структурный функционализм;

Конфликтология;

Феноменология.

Начало исследования общественной жизни возникло еще в Античности от работ «Госу­дарство» Платона и «Политики» Аристотеля. Затем более 2-х тысяч лет заметных концепций в области социологии не было. И, наконец, в 16-17 веках появляется достаточно серьезные социологические работы, авторами которых были Н.Макиавелли, Томас Гоббс, Гельвеции, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Ф.Бэкон. И лишь в середине 19 века утверждается понимание социологии как самостоятельной науки об обществе как целостной системе. Заслуга основа­ния новой науки и введение в научный оборот самого термина принадлежит французскому социологу Огюсту Конту.

К предыстории социологии относятся работы античных авторов и Нового времени. К собственно социологии относится период середины 19 века, когда наряду с Контом появляются работы выдающихся ученых, таких как Спенсер, Карл Маркс, М. Вебер и т.д. И только в этот период социология становится точной наукой, опирающейся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют донаучный этап социологии, когда объяснение функционирования и развития общества формировалось в рамках социальной философии. Первых социологов Античности называют социальными философами - Платон и Аристотель, которые также как и современные социологи изучали традиции, нравы, взаимоотношения людей в обществе и строили научные концепции с целью практических рекомендаций по совершенствованию общества.

Заслуга Платона в том, что он подчеркивал особую роль разделения труда и создал пер­вую в истории теорию сгратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высшее, среднее и низшее. Его труды продолжил Аристотель, который считал, чт> опорой любого динамично развивающего общества является средний класс, а несовершенст­во общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением лю­дей. Законодатель должен стремится не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизнен­ных шансов.

Следующий шаг в развитии социологии был сделан в Новом времени (16-17 века) ив эпоху Просвещения (18 век). В лице Макиавелли социология обрела новое измерение, она стала наукой о поведении людей в обществе. Макиавелли известен, прежде всего, своим крылатым изречением, относящимся к области политики: «Цель оправдывает средства».



Следующий шаг сделал Томас Гоббс, который разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе). Однако развитие социологии в донаучный период выражалось в том, что общество рассматривалось как часть природы, а знание о нем как составная часть других уже известных наук. И лишь к середине 19 века сложились предпосылки для появления самостоятельной науки об обществе. Связано это, прежде всего, с именем О. Конта, являвшегося учеником французского социолога-утописта Анри Сен-Симона, который обосновал тезис о том, что в историческом процессе также как и в развитии природы, имеются закономерности, поэтому задачу науки он видел в раскрытии законов, которым подчиняются индивиды. Уже в 17 веке в теории «социальной физики» впервые рассматривается идея об обществе как системе, которая представляет собой неотъ­емлемую часть природы и подчиняется естественно-научным законам. Известные к тому времени законы естественных наук, особенно в механике, геометрии и астрономии, наталкивались на противоречащие им социальные факты, и этим была обусловлена попытка ввести формализацию и в общественные отношения.

В век Просвещения общество часто сравнивали с машиной (так называемая линейно-меха­ническая модель), в которой каждый винтик выполняет свою работу. Именно с таких пози­ций толковалось разделение труда, межличностные связи, теория обмена. Но эти и подобные им концепции не могли с научных позиций объяснить особенности функционирования об­щества и его отличие от природных систем. Появление социологии было подготовлено всем предшествующим социально-политическим и духовным развитием человечества.

Первая половина 19 века, когда возникает социология, - это было время бурного про­мышленного развития стран Европы, что было связано с использованием силы пара и вне­дрением машиной индустрии. Также в этот период были сделаны фундаментальные откры­тия во всех областях знания. Кроме того, это время сложных масштабных социально-политических конфликтов и перемен.

Появление социологии было вызвано общественной потребностью понимания сущности тех социальных перемен, которые происходили в передовых странах Западной Европы и Америки во второй половине 18 - начало 19 веков (американская и французская буржуазные революции, промышленная революция в Англии и других странах Европы). Эти перемены означали цивилизационный сдвиг к индустриальному и гражданскому обществу. Идеология прав человека и гражданина, республиканское и демократическое государственное устройст­во, предпринимательство и конкуренция были той социальной средой, в которой социальная наука должна была обратиться к изучению конкретного человека. На этом фоне было обнаружено отставание знания людей о самих себе и об обществе, в котором они живут. Кроме того, вторая половина 19 века в интеллектуальной истории Запада - это время увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под влиянием которого развивалась тогдашняя социология. Широкое распространение получила эволюци­онная теория Чарльза Дарвина, опирающаяся на представление о единстве законов истории, природы и человека, а также о единстве методов естественных, и общественных наук.

Возникновение социологии как отдельной науки предполагало появление понятия «общества» и разработку теории общества, благодаря познанию естественных основ социально­го развития.

Таким образом, становление социологии как самостоятельной науки было обусловлено следующими предпосылками:

1. Идеи естественного общественного порядка, который обладает собственными зако­нами развития, отличными от законов развития природы.

2. Развитие рыночной экономики, носителем которой является не государства, а граж­данское общество.

3. Идеи историзма и направленности исторического процесса.

4. Разработка современной концепции науки и научного прогресса.

Таким образом, формирующееся гражданское общество составило социальную основу социологии, а позитивистская школа - теоретическую основу. Непосредственной же предпо­сылкой ее рождения стал наивысший уровень развития общественно-политических отноше­ний того времени.

Таким образом, с момента своего возникновения социология стала претендовать на ста­тус научного знания. Информация об обществе отбиралась, изучалась и анализировалась в соответствии с принципами и методами современной науки. Термин «социология» О. Конт впервые употребил в 1839 году. Сам Конт называл социологию - «дитя послереволюционного времени во Франции», поэтому специфическое понимание об­щества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу. Социология Конта возникла в эпоху духовного и политического господства буржуа-зии. Она отражает подъем промышленности и наук, и еще содержит надежду на разрешение социальных конфликтов с помощью разума.

Огюст Конт происходил из мелко буржуазной католической семьи. Большое влияние на формирование его взглядов оказала учеба в Политехнической школе. Принципы этой школы заключались в идее универсальности науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее основа. Предложенный Контом вариант энциклопедической системы всех наук и отражает эти принципы. Будучи секретарем и учеником Анри Сен-Симона, Конт долгое время разделял его идеи. Так же как и Сен-Симон, он считал, что индустриальное общество должно быть организовано на научной основе. В последний период своей жизни он придерживался мистически-религиозной ориентации, хотел придать позитивизму статус своеобразной религии Его основные труды: «Курс позитивистской философии», 6 томов, «Система позитивистской политики», 4 тома, «Завещание Конта», 4 тома. В своем творчестве он выразил идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Для того чтобы преобразовать общество, он считал, необходимым создать такую же точную и объективную науку о законах его развития, какой является естествознание. Конт настолько уверовал в созданную им науку, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину, выше математики, фи­зики, биологии и т.д. Он считал, что преобразующая роль социологии должна состоять в том, чтобы произвести революцию в умах людей, она должна стать новой своеобразной религией! Социология должна открывать универсальные законы функционирования и развития общения, неотделимые от законов природы. Открытия в социологии должны опираться на методы естественных наук: наблюдение, сравнение, эксперимент, а также сравнительный истори­ческий метод. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценоч­ных суждений исследования.

Основная идея Конта - освобождение социологии от умозрительной философии, мета­физики, и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых во­просов, т.е. таких, которые невозможна ни подтвердить, ни отвергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению и проверки. Такой подход к пониманию науки носит название позитивизм.

Социальная теория Конта состоит из двух частей: социальная статика и социальная ди­намика. Статика изучает условия существования социальных систем, а динамика изучает за­коны их развития и изменения. Социальная статика - анатомия общества, теория обществен­ного порядка. Само общество Конт сравнивает с живым организмом. Согласно Конту, в об­ществе как и в живом организме части органично согласованы между собой. Но, будучи уве­ренным, что обществу в большей мере присуща стабильность, Конт тем не менее не отрицает и процессов социальных изменений.) Он считал, что социальные изменения, т.е. социальная динамика, способствует реформам и помогает естественным изменениям, происходящим в результате распада или переустройства социальных систем. Он считал, что первичным эле­ментом развития общества является духовный, умственный элемент - это первый фактор со­циальной динамики, который он называет «состояние человеческих умов». Этот фактор на каждом историческом этапе определяет направление развития общества.Ко вторичным Конт относил все остальные факторы (климат, раса, прирост населения, продолжительность жизни и т.д.). К трем ступеням умственного развития человечества: теологической, метафизиче­ской и позитивной, соответствуют и три стадии исторического прогресса. Центральным зве­ном своих взглядов он считал открытый им закон интеллектуальной эволюции человечества.

Основные методы социологического исследования

3.5.1. Наблюдение

3.5.2. Опрос

3.5.3. Анализ документов

3.5.4. Методы социометрии

3.5.5. Эксперимент в социологии

Наблюдение

Наблюдение - это метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленности, систематическом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке.

Опрос

Опрос - метод получения первичной социологической информации, осно­ванный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования .

Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой -исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Анкетирование . Анкета (от франц. enguete - расследование) это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний в виде опросного листа, вопросника. Первоначально в период становления так называемой политической арифметики, разрабатываемой в XYII в. англичанином У. Петти и его сторонниками, анкетой называли процесс систематического сбора эмпирических данных с помощью формуляров (наборов вопросов).

Интервью. Интервьюирование - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого .

Интервью как метод сбора социологической информации во многом лишено перечисленных выше недостатков, но платой за это является сравнительно высокая стоимость. Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Однако хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность реализации процедуры отбора респондентов для опроса, опытный интервьюер - благоприятную ситуацию опроса,



Анализ документов

Традиционные методы анализа документов. Документальные источники несут уникальную и разнообразную информа­цию о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы, которые позволили бы извлечь некую информацию с достаточной надежностью. Эти методы включают все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования.

Анализ документов - это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач.


3.5.5. Эксперимент в социологии

Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий .

Макросоциология

Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?
Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).

При макросоциологическом подходе применяются различные концепции социальных изменений - теория прогресса и циклические теории; теории линейной и нелинейной социальной динамики (теории катастроф, экстремальных ситуаций,хаоса, социальной синергетики и др.).
На макросоциологическом уровне анализируется социальная структура общества и её основные элементы:

· социальные общности:

· социальные институты;

· социальные организации;

· социальные группы.

В макросоциологии рассматриваются проблемы социального неравенства в связи с неравенством социальных позиций:

· возможностей;

· ресурсов;

· результатов.

[править]Микросоциология

Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос - если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?
Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.

В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.

Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.

Исторические этапы развития социологии

Дело в том, что первоначально социология возникла на Западе, в конкретном месте и конкретном времени - во Франции О. Конта. Однако ее появление лишь частично связано с конкретными обстоятельствами: прежде всего, с именем О. Конта, с его стремлением с помощью этой науки урегулировать конфликты в обществе и не допустить новой революции в современной ему Франции. Вместе с тем, социология отвечала потребностям всех западных обществ не только своей эпохи, но и Запада последующих эпох в той мере, в какой он сохранял свою сущность.

типологию стадий развития социологии :

- универсализм . Это - классическая фаза социологии, при которой доминирует стремление к получению общезначимого знания о человечестве и для человечества (О. Конт, Г. Спенсер).

- национальные социологии. Формирование социологии на профессиональной основе, продолжение ее классического периода, отличающееся развитием социологии в пределах национально-государственных границ (М. Вебер, Э. Дюркгейм). Социологические школы возникли в Германии, Франции, США, Британии, Италии, незападных странах. Производимые идеи не утрачивали универсального характера, но контакты между социологами разных стран были недостаточно развиты; М. Вебер и Э. Дюркгейм игнорировали друг друга.

интернационализм . Являлся ответом на разрушение национальных идеологий и на мировые войны. Представлял собой двусторонний процесс - распространение в незападные страны как западной рациональности и теории модернизации (Т. Парсонс), так и идей социализма

. индигенизация социологии . Это фаза появления местных, локальных социологических концепций. Проявилась в 1970-е годы в отказе социологов стран «третьего мира» внедрять модели,

глобализация социологии. Это - продукт объединения национальных и интернациональных социологических традиций, индигенизации и универсализма - то есть всех четырех прежних стадий. Это - результат свободы социологов мира общаться в научном плане, обмениваться идеями.

7 В структуре социологической науки можно выделить три уровня :

§ фундаментальных исследований , задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

§ прикладных исследований , в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

§ социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, какотраслевые социологии : социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимаютконкретно-социологические исследования . Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

8 Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.

Таким образом, позитивное знание и "положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставится задача развить философию нового типа - позитивную философию.

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ .

С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".
Главное произведение О. Конта "Курс позитивной философии" в шести томах издавалось в 1830-1846г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.
Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

"Закон трех стадий" , согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия - теологическая . Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия , которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая . Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия , по Конту, - позитивная . Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

9 Понимающая социология - в широком смысле одно из основных направлений в социологии в конце 19 - начале 20 вв., в котором акцент сделан на понимание целей и смысла социального действия. В узком смысле - социологическая концепция М. Вебера, предложившего и сам термин «Понимающая социология». Становление понимающей теоретико-методологической парадигмы понимающей социологии связано прежде всего с именами Дильтея и М. Вебера, а также Зиммеля.

Исследовательский интерес понимающей социологии принципиально смещается на уровень анализа непосредственных субъектов социальной активности, акцентируется «рамка личности» в социологическом знании. Социальное действие объясняется осознанием (и/или наличием) смысла, не привносимого извне, а переживаемого субъектом и требующего соотнесения возможного на его основе действия с возможными действиями других. Переплетение таких соотнесений образует «смысловую связь поведения» (М. Вебер). Последняя является непосредственным предметом социологического изучения, задача которого, интерпретируя, понимать социальное действие, что дает наиболее полное понимание социальной реальности.

Маркси́зм - философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.

Традиционно считается , что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения :

· учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),

· материалистическое понимание истории (исторический материализм),

· учение о диктатуре пролетариата (см. также: Научный коммунизм), .

Часто принято разделять:

· Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);

· Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;

· Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую рольпролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общ

Г. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, или органицизма в социологии. Часто говорят о влиянии на его учение эволюционной теории Ч. Дарвина, но история свидетельствует о том, что сам Ч. Дарвин говорил о том огромном влиянии, которое оказали на него идеи Г. Спенсера.

Выступая с позиций крайнего либерализма, Спенсер считает, что конкуренция и выживание лишь тех, кто наиболее приспособлен, обязательны для развития общества. Он называет это положение, по аналогии с естественным отбором в животном мире, основным законом социального развития. Государство, расширяя сферу властного контроля и проникая в образование, охрану здоровья, торговлю, труд и социальное обеспечение, препятствует адаптации человеческого сообщества к среде и выполнению собственных функций.

К 1857 г. у него возникает идея синтеза биологии, психологии, социологии и этики на основе принципа органической эволюции. Эта идея была реализована путем разработки всеобщего закона «естественной причинности», действующего и в природе, и в обществе.

Общество, по Спенсеру, – «реальный предмет», «сверхорганизм», и общественное развитие аналогично развитию организма: от простого и бесформенного к сложному и структурированному.

Этот процесс осуществляется через интеграцию, происходящую параллельно усилению дифференциации частей и разнородности в обществе. На высокой стадии развития социальной дифференциации каждый орган общества, как и живой организм, располагает средствами доставки ресурсов питания, переработки и связи с целым. Структурная дифференциация сопровождается специализацией функций, которая связывается с развитием разделения труда.

СИСТЕМ ТЕОРИЯ (SYSTEMS THEORY) В 1950-е и 1960-е гг. теория систем представляла собой господствующую парадигму в социологии; она ассоциировалась прежде всего с группой социальных теоретиков, объединившихся вокруг Т. Парсонса в Гарвардском университете. Истоки данной теории во многом связаны с попытками провести параллель между физиологическими системами, анализируемыми медицинской наукой, и социальными системами, изучаемыми в науках социальных. У самого Парсонса волюнтаристская теория действия совмещалась с системным подходом к взаимодействию между двумя индивидами (Parsons, 1951). Позднее Парсонс разработал общую теорию социальных систем, увязывающую социальные системы с решением проблем. Это была попытка связать социологическую теорию с разработками в области биологии, психологии, экономической науки и политической теории. Каждая социальная система имеет четыре подсистемы, соответствующие четырем функциональным императивам, а именно потребностям в адаптации (A: adaptation), целеполагании (G: goal-attainment), интеграции (I: integration) и скрытом состоянии или поддержании образца (L: latency). Эти четыре подсистемы могут рассматриваться на различных уровнях, например таким образом, при котором основной AGIL-образец соответствует также экономике, государственному устройству, социетальной общности и институтам социализации. В ходе адаптации социальных систем к внутренней и внешней среде для продолжения своего существования им необходимо разрешить все четыре проблемы.

Социальные идеи и учения казахского народа имеют давнюю традицию, восходящую к самой древности. История развития социологии в Казахстане в полном объеме еще не изучена, это предмет историко-социальных исследований недалекого будущего

Большое влияние на формирование социальных взглядов казахской интеллигенции сыграл присоединение Казахстана к России в 30-40 –е годы ХУ111

В настоящее время в нашей стране состоялась институционализация социологии. В ведущих вузах Казахстана открыты кафедры и подготовлены сотни специалистов. В последние десять лет защищено несколько десятков докторских и кандидатских диссертаций. Открылся ряд частных исследовательских структур

Спецификой развития социологии в нашей стране является то, что на первом этапе ею занимались в основном специалисты в области социальной философии. Это отражало общее состояние в бывшем СССР. Потребность в серьезной теоретической разработке таких важнейших соцйиологических проблем, как социальная структура общества, этнические отношения, механизмы самоидентификации, культурная фрагментация общества, бедность и транзитность весьма велика. Именно теории среднего уровня остаются слабым местом казахстанской социологии. Создана Ассоциация социологов Казахстана, целью которой является: 1. интеграция в международные социологические структуры; 2. создание учебных пособий по социологии; 3. поддержка молодых социологов; 4. знакомство широкой аудитории с современной социологической мыслью.

Введение____________________________________________________________ 3

Становление и основные этапы исторического развития социологии______ 4

Предмет и специфика социологии как науки___________________________ 8

Социология и другие науки об обществе_____________________________ 14

Структура социологии_____________________________________________ 17

Заключение________________________________________________________ 19


Любая сумма знаний людей об окружающем их мире может называться наукой только в том случае, когда существует четко определенный предмет исследования, система знаний, касающихся этого предмета, а также категориальный аппарат, описывающий сущностные основы данного предмета. Большинство современных наук формировали свой предмет и систему знаний в результате длительного исторического периода. В самом начале этого пути мы сталкиваемся с мыслями и идеями, описывающими предмет науки исключительно на уровне обыденного знания. Однако в дальнейшем эти знания выступают в качестве основ науки, ростков новых направлений развития человеческой мысли.

«Социология – одна из самых молодых и содержательных наук об обществе.» Стремление понять, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему было свойственно человечеству на всех этапах его истории. Обычно слово «социология» ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Опрос – важный инструмент исследования в социологии, но основной задачей ученых-социологов считался анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.

Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проведенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах. В отличие от таких наук как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.

Становление и основные этапы исторического развития социологии.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов – в мудрых советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы.Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельно человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

В этот период итальянский философ Д.Вико попытался создать основу новой науки об обществе. Но в основном все исследования в данной области характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Отставание в изучении общественных явлений можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным проведением. Таким образом, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать существующий порядок.

Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, способностью к обучению. Делался вывод о том, что самое главное – научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества и люди смогут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и благоденствие.

Такие наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и так далее. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем.

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства, когда люди столкнулись с ограниченностью ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействие между людьми и результаты таких взаимодействий.

Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем О.Контом в 30-х годах прошлого столетия в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. «В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему в себя все, что относится к обществу. Философия О.Конта получила название «позитивизм». Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась к задаче простого суммирования общих выводов отдельных частных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и систематизации.»

Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки определенной науки, которую назвал социологией. Хотя он не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явления, необходимые для общественного развития и прогресса.

М.Вебер разработал общественную социологическую теорию. Одним из центральных пунктов теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества).

Э.Дюркгейм – основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э.Дюркгейм считал, что существование и закономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Таким образом, «Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.»

Учение об обществе Э.Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и современные ученые справедливо называют его классиком в области социологии.

Таким образом, название науки «социология», столь удачно примененное О.Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера и Э.Дюркгейма. В результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

Предмет и специфика социологии как науки.

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтингу наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемам ценовой политики, удовлетворенностью уровнем жизни и так далее. В регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но только ли этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука?

Начнем с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж.Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей и так далее. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Сначала уточним общие понятия объекта и предмета.

«Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.»

Таким образом, «объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, психологии, экономики и так далее).» Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, деревня, человек, культура, организация и так далее) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки.

Предмет исследования существует только в головеисследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделяемых нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект, существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании – с точки зрения удобства внутренних помещений и так далее. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. В самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г.Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом».Каждая наука отличается от другой предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика и социология и так далее. Все эти науки изучают природу и общество, но каждая из них изучает свою особую сторону или сферу, объективной реальности, специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности. При этом одна и также сторона объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Так, физическая реальность – объект исследования множества общественных и технических наук, социальная – наук общественных и гуманитарных.

Итак, в качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки – это часть объективной или субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательских действий.

«Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Объект социологии – социальная реальность, и потому социология наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология – наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме. »

Принять считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное сточки зрения российского социолога Г.В.Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) – независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии французский мыслитель О.Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения знаменитого немецкого социолога М.Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение по М.Веберу, - это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание т него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов – личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М.,: Мысль, 1990) Г.В.Осипова, написанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов. (с.25).

Выделение предмета исследования из такого крупного и сложного предмета изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющих сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политических наук – крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительства, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека, его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет?

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, то есть не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а «как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах.» Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Наглядно иллюстрирует сущность системы связей между отдельными частями социальной структуры Г.Щедровицкий. Представим себе две дощечки, на которых в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого нами целого. Если шарики расположены просто, без всякой связи, то есть наша система упорядочена организована, но ее части не взаимодействуют, то при изменении положения одного шарика, это никак не скажется на изменении положения остальных шариков. Но если положение шариков зафиксируем пружиной, то каждое изменение в положении одного из них неизбежно приведет к изменению позиций всех остальных шариков. Используя указанную механическую модель для анализа человеческого общества, можно прийти к выводу, что каждый индивид в нем занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и так далее В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (то есть находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостях). Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и так далее), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Совокупность связей и взаиморасположения отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как средства, престиж, объем знаний и другими. Поэтому говорить о социальной структуре – значит говорить о социальном различии и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.

Важным моментом в определении предмета социологии является следующее: при изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положения отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничения поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множеств совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.

Социология и другие науки об обществе

Для того, чтобы разобраться более конкретно в том, что же изучает социология, необходимо рассмотреть взаимоотношение смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. Здесь, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию. Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии.

В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О.Конта и Э.Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера еще очень трудно отличить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией.

Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности, движущих сил и его развития.

У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, под углом зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе и теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.

Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологий, например, экономической теории и экономической социологии. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно она стоит при соотношении психологии и социологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «я», сфера социологии – это проблемы межличностного взаимодействия – «мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций и так далее, он выступает как социолог.

Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связано с ответом на вопрос: когда же она появилась как самостоятельная наука? С точки зрения науковедения, становление любой науки, прежде всего, связано с внешней и внутренней институционализацией данной науки, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института.

В этом процессе можно выделить ряд необходимых моментов, каждый из которых последовательно углубляет институционализацию: 1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования; 2) создание специализированных периодических изданий; 3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и так далее; 4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний; 5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций. Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х годов XIX столетия.

Структура социологии

Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней: 1 – уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности, и принципы данной области; 2 – уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний; 3 – социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. «Макротеоретики» оперируют понятиями общества, культуры, социальных институтов, социальных систем и структур, глобальных социальных процессов.» Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. «Микротеоретики» работают с понятиями социального поведения, акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы групповых действий.» Эти уровни тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.

«Отсюда два совершенно разных подхода к определению социологии: один в направлении развертывания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой – как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций и так далее. Здесь идет речь о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Все крупные сферы общественной жизни исследуются на основе социологических методов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органически связаны теория и практика социального управления трудовой деятельности людей.

Итак, «Социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов.» Социология одна из конкретных наук и имеет практический характер. Социология непосредственно изучает практические отрасли человеческой деятельности и прямо отвечает на вопрос: для чего? – для социального развития, для совершенствования социальных отношений, для формирования всесторонне развитой личности, для социального управления и так далее. Знание проблем социального развития, социального управления, планирования и прогнозирования, а также специальные отрасли социологического знания связаны с социальной политикой партии и государства, то есть ориентированы на решение социальных проблем.

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важными среди них являются познавательная , связанная с изучением закономерностей социального развития, тенденцией изменения различных социальных явлений и процессов; практическая , определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления различными социальными процессами; идеологическая , обусловленная участием социологии в идеологической деятельности.

Практическая функция социологии тесно связана с познавательной. Единство теории и практики – характерная черта социологии. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами и выдвигают научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития.

Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования; во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что способствует совершенствованию общественных отношений.


Фролов С.С. Социология. – Москва, 1998. – С. 5.

Осипов Г.В. Социология. – Москва, 1990. – С. 20.

Фролов С.С. Социология. – Москва, 1998. – С. 19.

Осипов Г.В. Социология. – Москва, 1990. – С. 21.

Ядов В.А. Размышления о предмете социологии. // Социол. исслед.– 1990. – № 2. – С. 3-16.

Фролов С.С. Социология. – Москва, 1998. – С. 21.

Ядов В.А. Размышления о предмете социологии. // Социол. исслед. – 1990. – С. 3-16.

Там же, с. 3-16.

Осипов Г.В. Социология. – Москва, 1990. – С. 25.