Всё самое интересное в одном журнале

Александр Михайлович Зуев, родился 17 июля 1961 года. Бывший капитан ВВС СССР. В 1989 году, угнал истребитель МиГ-29 в Турцию. Получил политическое убежище в США.
Выпускник 1982 года Армавирского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков. Сначала служил на МиГ-23. Затем, одним из первых был отправлен на переучивание на МиГ-29.

В конце 1980-х годов у него начались проблемы на службе и в личной жизни.

На момент угона, он служил в 176-м ГИАП (аэродром Миха-Цхакая (Грузия). В своей книге он описал, что разочаровывался в советском обществе и строе. По его собственным словам, «последней каплей» для него стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 года. Он думал об уходе из вооружённых сил, но в конце концов сделал выбор в пользу угона новейшего советского истребителя на Запад.

Находясь в дежурном звене, в ночь на 20 мая 1989 года, лётчик 1-го класса капитан Зуев, объявил всем находившимся на дежурстве, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом (заряженным снотворным). На посту находился механик, который не ел торт, что нарушило планы Зуева. Зуев попытался обезоружить механика, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку. Зуев взлетел на одном из самолётов находящихся в готовности. После взлёта, что бы предотвратить преследование он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, однако не сумел, поскольку в спешке на закрыл блокиратор оружия.

Зуев успешно приземлился на аэродроме Трабзон, в Турции. Первыми его словами на турецком аэродроме были: «Наконец-то я — американец!». В Турции его судили по обвинению в угоне самолёта и оправдали, сочтя, что его действия носили политический характер. Турецкие власти отказались пустить к МиГ-29 американских специалистов и в кратчайшие сроки вернули самолёт Советскому Союзу. Зуев получил политическое убежище в США.

Аменриканец из Самары

Консультировал ВВС США перед началом военной операции «Буря в пустыне», а в 1992 году в соавторстве с Малькольмом Макконнелом опубликовал книгу о своем побеге.

Погиб в авиакатастрофе 10 июня 2001 года, разбившись на советском учебно-тренировочном самолёте Як-52 в 160 км севернее Сиэттла.

Его звали Александр Зуев…

А ровно год спустя я был потрясён вестью: на турецкий аэродром Трабзон со стоянки дежурного звена на авиабазе ВВС близ грузинского города Миха-Цхакая был угнан истребитель МиГ-29 с полным боекомплектом. И ещё через пару дней по телевизору объявили: угонщик по фамилии Зуев — бывший лётчик этого полка, он ранен и находится под защитой международного Красного Креста. Вскоре ему было предоставлено политическое убежище в США.

Естественно, тогда я задрожал при мысли о возможных последствиях для себя. Не ожидая вызова, я «явился с повинной»… Но работники КГБ, к счастью, оказались не столь глупы, чтобы, услышав обо всём, взяться за меня. И когда я, много позже описываемых здесь событий, прочёл изданную в 1992 году в США его автобиографическую книгу «FULCRUM» (это слово имеет двойное значение: в буквальном переводе с английского оно означает «точка отсчёта», и им же в НАТО принято жаргонно называть наш истребитель МиГ-29), то был «тронут» её предисловием. В частности, там говорится, что он умышленно изменил в тексте имена некоторых своих знакомых, не желая нанести ущерба их карьере… Мне эта мера его предосторожности (ну, спасибо за заботу...) тогда уже показалась излишней.

… Там, в Калифорнии, передо мной стоял он!

На секунду я потерял дар речи… Потом выдавил вопрос:

— Зуич?.. А ты… вроде размордел?

— Да-а.., — начал он отвечать с напускным акцентом (и вторично меня удивила его, уже совсем отличная от той, что была перед тем, манера говорить), — что-то в последнее время содержание холестерина в крови стало выше нормы. Но я скоро его снижу.

Мы пошли вместе на ланч. Я всё время чувствовал напряжение, ощущая среди мельтешивших вокруг людей и наших, и их работников соответствующих служб (я был убеждён в их присутствии). По дороге мы непрерывно болтали о каких-то не откладывающихся в голове пустяках. Он всё время хвалился, какая с ним идёт симпатичная подружка: она живёт тут недалеко, в Сиэтле, штат Вашингтон, и он из Иллинойса к ней часто прилетает — вот и сюда они приехали вместе…

Анкара, Турция, 1989год

Я чувствовал себя в совершенно дурацком положении: меня и тяготил весь этот антураж, и одновременно мучило желание узнать хоть что-то, что помогло бы в моём представлении навести мосточек понимания через пропасть, отделявшую того Саню Зуева от нынешнего — но я даже примерно не мог представить: каким образом сформулировать такой вопрос? В конце концов, от перенапряга я «ляпнул», кажется, самый идиотский из всех возможных вариантов. Оборвав на полуслове их весёленькое американское щебетание, глядя твёрдо в глаза, я выпалил по-нашенски — прямо в лоб единственный вопрос:

— Ну ладно, Зуич, объясни хоть, зачем ты в бойца-часового стрелял?

Выражение его лица резко изменилось. Он тут же попытался натянуть стандартную американскую маску-улыбку, но его губы исказил неестественный зигзаг, в котором угадывалось страдание. А зрачки стали неподвижными, размером с игольное ушко:

— Да ты понимаешь… он не хотел сдаваться!

Я окончательно почувствовал себя не в своей тарелке. Стало обострённо взаимопонятно, что нам больше не о чем говорить.

Мы коротко распрощались. Будучи всё ещё под прессом боязни возможных неприятностей, я поспешил к своему начальству доложить об этой неожиданной встрече…

Раздел «Точка опоры» из статьи Вячеслава Фёдорова «Перелётчики 3»

В позорном ряду угонщиков МиГов есть еще одно имя, которое в пылу перестройки уже подзабыто, хотя сообщение об угоне самолета проскочило по всем радио и телеканалам и было подхвачено газетами. Но тогда уже шла распродажа всего и вся, поэтому летчик-предатель воспринимался с долей грустного юмора, как человек, удачно сделавший бизнес.

Итак, 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев перелетел на МиГ-29 из авиационной базы Цхакая на один из аэродромов в Турции. И если Мунир Редфи, угнавший МиГ-21, мог оправдать свой поступок политическими мотивами, а Юрий Беленко, улетевший на МиГ-25, скорее всего был завербован американскими спецслужбами, то Александр Зуев, покинувший свой аэродром на МиГ-29, был простым угонщиком. Его первыми словами, когда он покинул кабину истребителя, были: ”Я — американец!”.

Когда разобрались что к чему, Зуев все-таки предстал перед турецким судом. Он прикинулся военным диссидентом, его аргументы оказались убедительными и он был оправдан.

Одна из западных газет иронизировала по этому поводу: ”Тех, кто угоняет пассажирские лайнеры, называют воздушными пиратами, их судят, им дают сроки, тем же, кто угоняет военные самолеты, дают политическое убежище”.

Никаким диссидентом Зуев не был. Просто он попал в глубокий жизненный штопор, из которого нашел вот такой выход.

Авиационная карьера его складывалась вполне нормально. Многие летчики мечтали летать на МиГ-29, а тут, пожалуйста, летай. Да еще не просто летай, а участвуй в войсковых испытаниях новой машины.

Сослуживцы отмечали в Зуеве некоторую заносчивость, ну а в общем, он был неплохим парнем - хорошо пел, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности. В 25 лет удачно женился на дочке начальника штаба авиационной дивизии.

Ему не нравилось одно - служить в ”дырах”, куда его заносило. Он хотел вырваться на ”оперативный простор”, и задумал поступить в ШЛИ - школу летчиков-испытателей. Но там незнакомых людей не брали, ему вежливо сказали: ”Послужите, полетайте, а там видно будет”.

Возможно, это его и подорвало. Он загулял, обзавелся любовницей, об этом все узнали, в части начали проводить с ним беседы. Дальше - больше…

В конечном итоге от него ушла жена. Его все чаще стали отстранять от полетов. Рано или поздно ему грозило списание из авиации.

Судя по всему, решение о перелете у него созрело спонтанно.

С 19-го на 20 мая его поставили дежурным по приему и выпуску самолетов. Он понял, что это его шанс.

Притворившись отдыхающим, которого мучила бессонница, он скупал в аптеках ближайших поселков снотворное. Вечером испек торт, начинив его порошками. Заступив на дежурство, он торжественно объявил, что жена родила ему мальчишку (на самом деле это произошло несколькими днями позже) и есть возможность отметить это пока вот тортом. За ужином он лично преподнес каждому механику, технику и дежурившим летчикам по кусочку. Лишь три человека не попробовали угощения: два механика - один стоял на посту, а другого не было - и командир эскадрильи, который готовил документацию к предстоящим полетам.

Снотворное сработало. Отравление было настолько сильным, что утром следующего дня семь человек в тяжелом состоянии были доставлены в больницу.

Убедившись, что все нейтрализованы, Зуев перерезал кабели сигнализации и связи. Теперь предстояло овладеть самолетом. Это оказалось непросто. Часовой не пустил его на стоянку. Уговоры не помогли.

Тогда Зуев отошел, затаился и стал ждать пересменки часовых. Механик, готовившийся заступить на пост, обнаружил, что во всех комнатах люди спят. Он никого не мог растолкать. Так без оружия и двинулся на пост. С трудом объяснив товарищу о происшедшем, он взял его автомат. Зуев выждав пока произойдет смена, снова пошел к самолетам. Сейчас он уже действовал решительно. Стоящий на посту техник знал капитана и подпустил его слишком близко. Зуев схватился за автомат, началась рукопашная. Техник был посильнее и стал скручивать капитана, тогда тот выхватил пистолет, выстрелил и бросился к стоянке самолетов. Раненый часовой пустил длинную очередь вслед, но промахнулся.

Дежурные самолеты все были заправлены и стояли в полной готовности. Надо было только снять заглушки с воздухозаборников, убрать колодки, сдернуть чехлы с фонаря — и запускай двигатели.

Зуеву беспрепятственно удалось взлететь с аэродрома, и теперь нужно было обезопасить себя. Он решил расстрелять самолеты дежурного звена. Развернувшись, промчался вдоль линейки самолетов, но пушка молчала. Как оказалось, она имеет двойную блокировку, угонщик, отключив первую, о второй забыл. Увидев, что по взлетной уже бежит самолет командира эскадрильи, Зуев включил форсаж и отклонился в сторону моря. Беглеца догнать не удалось.

Инцидент с угоном самолета турецкая сторона решила сверхоперативно. Через полтора дня МиГ-29 перегнали на родную авиабазу. Американские спецы так и не смогли договориться осмотреть самолет, турки им отказали.

Потерпев неудачу с самолетом, американская сторона, предоставившая политическое убежище беглому капитану, постаралась выжать из него все, что он знал. Так бывший советский летчик превратился в ”Алекса”, и Пентагон официально заключил с ним контракт. Помощь Зуева в период подготовки к операции ”Буря в пустыне” была оценена очень высоко.

Авианосец Линкольн, 1991 год

Оценка же его поступка российским правосудием однозначна - уголовник. Но возмездие его так и не настигло. Сейчас он спокойно живет в тихом городке Сан-Диего и консультирует бизнесменов, решивших делать бизнес в России. Как водится, написал он и книгу, которую назвал ”Точка опоры”.

Но есть ли таковая у предателей?

Название книги ему явно подсказали. По классификации НАТО МиГ-29 называют ”Fulcrum” - ”точка опоры”. С надежностью и верностью этого самолета предатель ничего общего не имеет.

В позорном ряду угонщиков МиГов есть одно имя, которое в пылу перестройки уже подзабыто, хотя сообщение об угоне самолета проскочило по всем радио и телеканалам и было подхвачено газетами. Но тогда уже шла распродажа всего и вся, поэтому летчик-предатель воспринимался с долей грустного юмора, как человек, удачно сделавший бизнес.

Итак, 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев перелетел на МиГ-29 из авиационной базы Цхакая на один из аэродромов в Турции. И если Мунир Редфи, угнавший МиГ-21, мог оправдать свой поступок политическими мотивами, а Юрий Беленко, улетевший на МиГ-25, скорее всего был завербован американскими спецслужбами, то Александр Зуев, покинувший свой аэродром на МиГ-29, был простым угонщиком. Его первыми словами, когда он покинул кабину истребителя, были: “Я - американец!”.

Когда разобрались что к чему, Зуев все-таки предстал перед турецким судом. Он прикинулся военным диссидентом, его аргументы оказались убедительными и он был оправдан. Одна из западных газет иронизировала по этому поводу: “Тех, кто угоняет пассажирские лайнеры, называют воздушными пиратами, их судят, им дают сроки, тем же, кто угоняет военные самолеты, дают политическое убежище”.

Никаким диссидентом Зуев не был. Просто он попал в глубокий жизненный штопор, из которого нашел вот такой выход.

Авиационная карьера его складывалась вполне нормально. Многие летчики мечтали летать на МиГ-29, а тут, пожалуйста, летай. Да еще не просто летай, а участвуй в войсковых испытаниях новой машины.

Сослуживцы отмечали в Зуеве некоторую заносчивость, ну а в общем, он был неплохим парнем – хорошо пел, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности. В 25 лет удачно женился на дочке начальника штаба авиационной дивизии.

Ему не нравилось одно – служить в “дырах”, куда его заносило. Он хотел вырваться на “оперативный простор”, и задумал поступить в ШЛИ – школу летчиков-испытателей. Но там незнакомых людей не брали, ему вежливо сказали: “Послужите, полетайте, а там видно будет”.

Возможно, это его и подорвало. Он загулял, обзавелся любовницей, об этом все узнали, в части начали проводить с ним беседы. Дальше – больше... В конечном итоге от него ушла жена. Его все чаще стали отстранять от полетов. Рано или поздно ему грозило списание из авиации. Судя по всему, решение о перелете у него созрело спонтанно.

С 19-го на 20 мая его поставили дежурным по приему и выпуску самолетов. Он понял, что это его шанс. Далее события развивались, как в добротном голливудском кинодетективе.

Притворившись отдыхающим, которого мучила бессонница, он скупал в аптеках ближайших поселков снотворное. Вечером испек торт, начинив его порошками. Заступив на дежурство, он торжественно объявил, что жена родила ему мальчишку (на самом деле это произошло несколькими днями позже) и есть возможность отметить это пока вот тортом. За ужином он лично преподнес каждому механику, технику и дежурившим летчикам по кусочку. Лишь три человека не попробовали угощения: два механика – один стоял на посту, а другого не было – и командир эскадрильи, который готовил документацию к предстоящим полетам.

Снотворное сработало. Отравление было настолько сильным, что утром следующего дня семь человек в тяжелом состоянии были доставлены в больницу. Убедившись, что все нейтрализованы, Зуев перерезал кабели сигнализации и связи. Теперь предстояло овладеть самолетом. Это оказалось непросто. Часовой не пустил его на стоянку. Уговоры не помогли.

Тогда Зуев отошел, затаился и стал ждать пересменки часовых. Механик, готовившийся заступить на пост, обнаружил, что во всех комнатах люди спят. Он никого не мог растолкать. Так без оружия и двинулся на пост. С трудом объяснив товарищу о происшедшем, он взял его автомат. Зуев выждав пока произойдет смена, снова пошел к самолетам. Сейчас он уже действовал решительно. Стоящий на посту техник знал капитана и подпустил его слишком близко. Зуев схватился за автомат, началась рукопашная. Техник был посильнее и стал скручивать капитана, тогда тот выхватил пистолет, выстрелил и бросился к стоянке самолетов. Раненый часовой пустил длинную очередь вслед, но промахнулся.

Дежурные самолеты все были заправлены и стояли в полной готовности. Надо было только снять заглушки с воздухозаборников, убрать колодки, сдернуть чехлы с фонаря - и запускай двигатели.

Зуеву беспрепятственно удалось взлететь с аэродрома, и теперь нужно было обезопасить себя. Он решил расстрелять самолеты дежурного звена. Развернувшись, промчался вдоль линейки самолетов, но пушка молчала. Как оказалось, она имеет двойную блокировку, угонщик, отключив первую, о второй забыл. Увидев, что по взлетной уже бежит самолет командира эскадрильи, Зуев включил форсаж и отклонился в сторону моря. Беглеца догнать не удалось.

Инцидент с угоном самолета турецкая сторона решила сверхоперативно. Через полтора дня МиГ-29 перегнали на родную авиабазу. Американские спецы так и не смогли договориться осмотреть самолет, турки им отказали.

Потерпев неудачу с самолетом, американская сторона, предоставившая политическое убежище беглому капитану, постаралась выжать из него все, что он знал. Так бывший советский летчик превратился в “Алекса”, и Пентагон официально заключил с ним контракт. Помощь Зуева в период подготовки к операции “Буря в пустыне” была оценена очень высоко.

Оценка же его поступка российским правосудием однозначна – уголовник. Но возмездие его так и не настигло. Сейчас он спокойно живет в тихом городке Сан-Диего и консультирует бизнесменов, решивших делать бизнес в России. Как водится, написал он и книгу, которую назвал “Точка опоры”.

Но есть ли таковая у предателей?

Название книги ему явно подсказали. По классификации НАТО МиГ-29 называют “Fulcrum” – “точка опоры”. С надежностью и верностью этого самолета предатель ничего общего не имеет.

15 октября 1970 года произошел первый получивший широкую огласку случай угона самолёта в СССР. Отец и сын Бразинскасы захватили самолёт «Аэрофлота» Ан-24. Они убили бортповодницу Надежду Курченко и принудили экипаж к посадке в Трабзоне (Турция). Мы решили рассказать о нескольких самых дерзких угонах самолетов в СССР.



УГОН АН-24

15 октября 1970 года самолет «Аэрофлота» Ан-24 совершал рейс Батуми-Краснодар. На его борту в тот момент находились 46 пассажиров. Пранас Бразинскас, работавший завмагом в Вильнюсе и его 13-летний сын Альгирдас сидели в первом ряду. Оба имели обрезы. Спустя несколько минут после взлета Пранас Бразинскас, который, кстати, имел судимость, вызвал стюардессу и потребовал повернуть самолет и посадить его в Турции. За невыполнение приказа угонщики пригрозили смертью. 19-летняя стюардесса Надежда Курченко закричала «Нападение», но была убита выстрелом в сердце. Позже Надежду Курченко посмертно наградили орденом Красного Знамени, ее именем называли улицы и школы. Бандиты ворвались к пилотам и несколько раз выстрелили в разные стороны. Одна из пуль перебила командиру экипажа позвоночник, в результате ему парализовало ноги. Штурман получил ранения в легкое, руку, плечо. Раненые члены экипажа были вынуждены посадить самолет в турецком Трабзоне.
Турецкие власти отказались выдать преступников СССР. Угонщики были осуждены за угон и убийство, но через четыре года их освободили по амнистии. Позднее они жили в США. В 2002 году Пранас Бразинскас был убит собственным сыном в Калифорнии.

ЗАХВАТ ТУ-134 В УФЕ

20 сентября 1986 года двумя солдатами-дезертирами в аэропорту города Уфы был произведен захват самолета Ту-154. Все террористы служили в одной и той же части внутренних войск, расквартированной в Уфе. Солдаты прошли специальную подготовку в рамках плана «Набат», который вводился в действие при захвате террористами самолёта, поэтому они были уверены в том, что смогут угнать самолёт за границу. дезертиры захватили автомашину такси с водителем. Угрожая ему автоматом, они проехали до поста ГАИ. Остановившись невдалеке от него, они поняли, что проехать его им не удастся. Тогда они решили завладеть автомашиной «УАЗ». С этой целью они стали выжидать. Однако вскоре дезертиры увидели приближавшийся к ним «УАЗ» патрульной милицейской группы, следовавшей своим обычным маршрутом. Все трое открыли огонь. Двое сидевших в «УАЗе» милиционеров были убиты на месте. Один из дезертиров убежал. Двое решили продолжить задуманное.
Добравшись до аэропорта, Мацнев и Ягмурджи пробрались на территорию лётного поля через дренажный канал. Увидев стоявший там самолёт «Ту-134», следовавший маршрутом «Киев-Уфа-Нижневартовск», севший на дозаправку, они направились к нему. Заскочив в салон самолёта, они объявили о захвате, и заставили выдать оружие экипаж судна. В заложниках у дезертиров оказались 81 человек, в числе которых 5 членов экипажа и 76 пассажиров.
Дезертиры потребовали немедленного взлёта самолёта и отлёта за границу. Однако под разными предлогами пилоты затянули время, за которое к самолёту прибыли группа «А» КГБ СССР и внутренние войска. Поняв, что их требования выполнять никто не станет, два солдата решили покончить жизнь самоубийством. Они потребовали сильнодействующие наркотические препараты и, когда они были им предоставлены, приняли их в больших дозах. Ягмурджи потерял сознание, а Мацнев, уже бывший к тому времени наркоманом со стажем, нет. Мацнев начал метаться по салону. Он разрешил выйти всем пассажирам и стюардессам. Когда те вышли, начался штурм. При штурме Мацнев попытался открыть огонь из автомата, но был убит наповал. Одна из пуль раздробила ногу лежавшему без сознания Ягмурджи. Впоследствии ему её ампутировали. Вся операция по освобождению самолёта заняла не более шести секунд.

УГОН ИСТРЕБИТЕЛЯ МИГ-29 В ТУРЦИЮ

В ночь на 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев был дежурным по приёму и выпуску самолётов. Он объявил всем находившимся на дежурстве лётчикам и техникам, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом, куда была добавлена большая доза снотворного. В это время произошла пересмена часовых у дежурных самолётов, и на пост заступил механик, которому не удалось разбудить никого из товарищей. Зуев попытался обезоружить механика, потерпел неудачу, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку, когда механик открыл огонь. Дежурные самолёты были почти полностью готовы к вылету, и Зуев взлетел на одном из них. После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не сумел, поскольку забыл снять с пушки одну из двух блокировок.
Зуев угнал самолёт в Трабзон (Турция). В Турции его судили по обвинению в угоне самолёта и оправдали, сочтя, что его действия носили политический характер. Турецкие власти в кратчайшие сроки вернули самолёт Советскому Союзу. Зуев получил политическое убежище в США. Позднее он был консультантом ВВС США перед началом военной операции «Буря в пустыне».

УГОН МИГ-25

6 сентября 1976 года советский лётчик-перебежчик угнал перехватчик «Миг-25», на котором он перелетел в Японию. Позже он получил политическое убежище в США. Беленко вылетел с аэродрома Соколовка Приморского края для выполнения полётного упражнения. Позже самолёт МиГ-25П совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.

СЕМЬЯ ОВЕЧКИНЫХ

8 марта 1988 года в СССР семья Овечкиных захватила пассажирский самолет. Семья состояла из семи братьев: музыкантов джаз-банда «Семь Симеонов», их матери и сестер. Угонщики, угрожая оружием и бомбой, потребовали направить самолет в Лондон. Экипаж убедил угонщиков, что нужна дозаправка самолета. На самом деле, самолет был посажен на военном аэродроме «Вещево» в Ленинградской области. Овечкиным сказали, что это уже Финляндия. Угонщики самолета увидели солдат в советской форме. Поняв, что их обманули, они расстреляли бортпроводницу. В это время группа захвата проникла в самолет через кабину пилотов и багажное отделение и начала штурм. Решив покончить с собой, братья взорвали бомбу, но от взрыва которой погиб только один из братьев. Остальных членов семьи расстрелял старший брат, после чего застрелился сам. В живых остались только маленькие дети, 28-летняя Ольга Овечкина и 17-летний Игорь Овечкин.


УГОН САМОЛЕТА ТУ-154 В ПАКИСТАН

19 августа 1990 года был совершен угон самолета Ту-154 заключенными из изолятора временного содержания города Нерюнгри. Угонщики потребовали направить самолет в Пакистан.
15 заключённых перевозили в город Якутск самолётом Ту-154. Через пять минут на пульт командира самолёта поступил сигнал «опасно». Террористам удалось пронести на борт самолёта обрез, который передал бандитам один из друзей главаря угонщиков. За бомбу они выдавали кусок хозяйственного мыла. Заключенные захватили в заложники пассажиров и 3 милиционеров-конвоиров, забрав у них оружие. Днем 19 августа самолёт снова приземлился в Нерюнгри. Террористы потребовали автоматы, рации и парашюты. Вечером 19 августа самолёт улетел в город Красноярск, а в 23 часа по Москве приземлился в Ташкенте. Четверо угонщиков, имевших нетяжкие статьи обвинения, предпочли сдаться властям и остаться в СССР. 20 августа самолёт с оставшимися на борту 36 заложниками и 11 террористами вылетел в Пакистан, где приземлился в городе Карачи. После посадки в аэропорту в Пакистане угонщики были арестованы. Позже их осудили. Все террористы были приговорены к смертной казни. Два заключенных повесились в тюрьме, один скончались от теплового удара. В 1991 году смертный приговор заменили на пожизненное заключение. Бандиты сами подавали апелляции о возвращении их в СССР, но им было отказано. В сентябре 1998 года террористы были амнистированы в честь 50-летия независимости Пакистана. Двое уроженцев Украины остались в Пакистане. 6 угонщиков были выданы России. Суд Якутии вынес им максимально строгий приговор - 15 лет лишения свободы.

Миг-29

Происшествие случилось 20-го мая 1989 года. В этот день ранним утром на турецком военном аэродроме в городе Трабзоне приземлился советский истребитель Миг-29. Истребитель остановился в конце взлётно — посадочной полосы. Произошёл угон Миг-29 в Турцию. Из кабины вышел раненый советский военный лётчик, офицер в звании капитана Александр Зуев. Он был сразу отправлен в турецкий военный госпиталь на лечение. В турецком военном госпитале он попросил политического убежища в США.

Миг-29 Отрыв

Событие начало развиваться за год до угона Миг-29 в Турцию, на базе ВВС «Цхакая». В этой части служили два советских молодых офицера Зуев и Саламов. В это время в эту часть поступили на вооружение два новейших советских истребителя Миг-29. В то время, это были истребители с лётно-техническими характеристиками на уровне мировых, поэтому впоследствии Зуеву не составило труда совершить угон Миг-29 в Турцию. В авиаполку полным ходом шло изучение нового истребителя, но Зуев и Саламов были отстранены от обучения на новые машины. Официальная формулировка отстранения звучала так – низкие морально нравственные качества. По инициативе политработников было решено не доверять новые самолёты морально не устойчивым молодым офицерам.

После этого лётчики решили расстаться с армией, подали рапорта и ждали распоряжения об увольнении. В это время у Зуева, совершившего впоследствии угон Миг-29 в Турцию, начались серьёзные трения с женой. Она была против увольнения мужа из авиационной воинской части. Под её влиянием и по просьбам работников отдела кадров, Зуев всё-таки остался, дальше проходить службу в авиационном полку. Но к полётам его по-прежнему не допустили.

Миг-29

Зуев был очень амбициозен и в таком неуравновешенном состоянии находился целый год. Возможно, это и подвигло его на не стандартные действия, которые могли бы заставить обратить на себя внимание. Он стал уговаривать Саламова совершить угон Миг-29 в Турцию на двух новейших советских истребителях. Саламов отказался.

За час до ЧП события на базе ВВС «Цхакая» развивались так. Зуев, в очередной раз, заступил дежурным руководителем полётов. Во время дежурства капитан Зуев объявил всем, что у него родился сын. На самом деле жена должна была родить позже. Под таким предлогом Зуев, купив огромный торт, раздал его всем, находившимся на смене. Торт был накачан сильным снотворным. Когда Зуев убедился, что вся дежурная смена заснула, перерезал кабели сигнализации и телефонной связи и направился к самолёту, чтобы совершить угон Миг-29 в Турцию.

Миг-29 на аэродроме

Самолёт охранял часовой. Часовым оказался солдат солидной комплекции, проходящий первый год службы. Военнослужащие, находящиеся в начале службы в нестандартных ситуациях предпочитают преимущественно поступать по уставу. Часовой, не под каким предлогом не подпускал капитана к боевой машине. Вся тщательно спланированная операция оказалась под угрозой срыва. Тогда Зуев решился на крайнюю меру, чтобы совершить угон Миг-29 в Турцию. Он схватился с часовым и начал с ним бороться. Побороть часового Зуеву не удалось, тогда Зуев выхватил пистолет, который ему было положено иметь по службе, и выстрелил в часового 4 раза. После этого Зуев побежал к самолёту. Часовой с такими тяжёлыми ранениями, в тот момент, оказался всё-таки живым . Он успел выстрелить в Зуева весь рожок, но попал Зуеву только в правую руку и легко царапнул голову.

Миг-29 Взлёт

Зуева эти ранения не остановили. Он сел в самолёт, запустил один левый двигатель и начал выруливать на взлётную полосу, чтобы совершить угон Миг-29 в Турцию. Дело в том, что Миг-29 способен, даже при полном взлётном весе, взлететь на одном двигателе и запустить второй двигатель уже в полёте. Зуев продолжил управлять самолётом. Взлетел, сбросил дополнительный топливный бак, который был установлен на самолёте. Сделал боевой разворот и попытался расстрелять стоящие на аэродроме самолёты, чтобы те не пустились за ним в догонку. Пушка оказалась заблокированной. Выстрелов не последовало. Тогда он больше не стал терять время, продолжая угон Миг-29 в Турцию , снизился на высоту 50 метров, установил скорость 1 000 км/час и взял курс на Трабзон.

На аэродроме, после прогремевшей стрельбы, подняли тревогу. В воздух взлетели два истребителя на перехват. Но было уже поздно. Меньше, чем через 10 минут истребитель уже был над территорией Турции и заходил на посадку на военный аэродром в городе Трабзон.

Миг-29 Полёт

Через сутки самолёт был возвращён на советскую базу ВВС «Цхакая». Но этот раз американским авиационным специалистам не удалось обследовать самолёт.

В Турции состоялся суд над Зуевым, но турецкие власти оправдали капитана. Зуев получил возможность уехать в США.

В СССР Зуева осудили за угон Миг-29 в Турцию заочно. Он обвинялся по нескольким статьям: Покушение на жизнь часового; Шпионаж потому, что у него с собой при побеге были какие-то записи; Нелегальный провоз оружия через границу; Незаконное пересечение государственной границы; Измена Родине. В общем полный букет статей.

В США Зуев устроился военным советником. И как говорили сами американцы, он оказал им неоценимую помощь при проведении операции «Буря в пустыне».

Третье поколение

6 октября 1977 года летчик-испытатель Александр Федотов поднял в воздух новый истребитель, созданный в ОКБ А. Микояна, теперь уже имени А. Микояна. Семью годами раньше генеральный конструктор скончался, но задел, который ему удалось создать, “работал” еще долгие годы. Возглавил осиротевшее конструкторское бюро Ростислав Аполлосович Беляков. МиГ-29 – это полностью его детище. В 1972 году он подписал документацию по тактико-техническим данным новой машины. Через два года началось техническое проектирование, и вот одна из 11 построенных опытных машин “9-12” поднялась в небо. Но дата эта знаменательна не только рождением очередного истребителя. МиГ-29 открывал новое поколение самолетов – третье.

Вид новичка был необычен. Казалось, он отлит из единого куска металла. Формы его были настолько плавными и незримо переходили одна в другую, что самолет можно было скорее отнести к созданию природы, нежели человека. Но пока самолетом любовались лишь на опытном заводе да на испытательном аэродроме. Как всегда, рождение новой машины прошло в режиме строгой секретности.

Мы не увидим ее еще десять лет. Хотя нет, имея в городе авиационный завод, мы-то увидели МиГ-29, пожалуй, вторыми после летчиков и техников испытательного аэродрома. Помнится, как тормозили машины на Московском шоссе, чтобы посмотреть на казалось зависший над дорогой истребитель. Поражала та минимальная скорость, с которой он подбирался к аэродрому. Ну а узнали мы о МиГ-29, как и все, тут вне очереди не пробьешься.

Конечно, и за этим самолетом американские специалисты начали охотиться с момента, как стало известно о его существовании. Естественно, по мелочам они знали многое. Не исключено, что в недрах разведки планировалась операция по его угону, но для этого надо было подождать, когда новые истребители в массовом порядке начнут поступать в авиационные части. Начавшаяся перестройка обезоружила разведку. В 1988 году на международном авиасалоне в Фарнборо (Англия) МиГ-29 продемонстрировали. Это была обвальная сенсация. “Пять лет назад никто ни на Западе, ни в Советском Союзе не мечтал, чтобы советский истребитель показали в стране НАТО, не говоря уже о том, чтобы он стал звездой выставки” – так писал авторитетный авиационный журнал “Флайт интернейшл”.

МиГ-29 вызвал определенный шок в среде специалистов. Одни говорили о нем лестные слова, а другие отмечали, что конструкция самолета “не превосходит стандарта для котлов и сковородок”. У таких неприязнь вызывало все, даже шершавая обшивка самолета. Разве может она быть такой грубой? Оказалось может. Летчики “Люфтваффе”, заполучившие МиГ-29 как подарок к воссоединению Германии от авиаторов Восточной стороны, выяснили в полетах, что такая поверхность создает определенный промежуточный слой, улучшающий летные качества.

На выставке около самолета сновали особо внимательные и немногословные люди, которых интересовало все, но суждения они скрывали. Видимо, так их инструктировали.

Настоящую тревогу и тихий ужас испытали операторы радиолокационных станций, когда МиГ-29 демонстрировал свои летные возможности. Нижегородцы, не раз видевшие пилотаж МиГа над Волгой, хорошо запомнили эффектную фигуру, которую называют “колокол”: самолет на разгоне уходит свечой вверх и там замирает, останавливается, а потом начинает как бы беспорядочно падать. Так и кажется, что самолет неуправляем. Именно в это время отметка самолета на экранах РЛС исчезает. Теперь вы представляете, что было на пункте слежения, когда истребитель будто бы растворился. Для просто зрителей “колокол” яркая фигура высшего пилотажа, а для знатоков – прием воздушного боя. “Эффект Фарнборо” салоном не закончился. Оказывается, гласность имеет широкие и, главное, непредсказуемые возможности. Так, летчики германских “Люфтваффе”, полетав на новых МиГах, всерьез предложили избавиться от американских F-4.

Для американцев это был тревожный сигнал. Надо было принимать все возможные меры, чтобы сбить волну успеха МиГ-29. Как мы знаем, на последующих авиасалонах не обошлось и без катастроф. Спецслужбы будто бы в них не замечены, но кто знает.

У МиГ-29, как и у всех наших истребителей, была одна слабость – электроника. Западные машины, уступая в летных качествах, превосходили компьютерным оснащением. Летчик в полете мог одновременно контролировать восемь целей. МиГ-29 был “привязан” к земле. На цель его наводили операторы РЛС. Этот изъян МИГов проявился во время операции “Буря в пустыне”, когда американские бомбардировщики одним махом уничтожили иракские радарные установки и посты наведения. После этого МиГи стали удобными мишенями, не более. Любопытны в связи с этим признания американского астронавта Олдрина, изложенные им в мемуарах. Он открыто говорит, что “секретным американским оружием” был некто “Алекс”, благодаря которому без особых потерь парализовали авиацию своего противника. Кто же был этот “Алекс”: резидент американской разведки, удачно поработавший в святая-святых ВВС тогдашнего СССР, или очередной предатель?

Точка опоры

В позорном ряду угонщиков МиГов есть еще одно имя, которое в пылу перестройки уже подзабыто, хотя сообщение об угоне самолета проскочило по всем радио и телеканалам и было подхвачено газетами. Но тогда уже шла распродажа всего и вся, поэтому летчик-предатель воспринимался с долей грустного юмора, как человек, удачно сделавший бизнес.

Итак, 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев перелетел на МиГ-29 из авиационной базы Цхакая на один из аэродромов в Турции. И если Мунир Редфи, угнавший МиГ-21, мог оправдать свой поступок политическими мотивами, а Юрий Беленко, улетевший на МиГ-25, скорее всего был завербован американскими спецслужбами, то Александр Зуев, покинувший свой аэродром на МиГ-29, был простым угонщиком. Его первыми словами, когда он покинул кабину истребителя, были: “Я - американец!”.

Когда разобрались что к чему, Зуев все-таки предстал перед турецким судом. Он прикинулся военным диссидентом, его аргументы оказались убедительными и он был оправдан. Одна из западных газет иронизировала по этому поводу: “Тех, кто угоняет пассажирские лайнеры, называют воздушными пиратами, их судят, им дают сроки, тем же, кто угоняет военные самолеты, дают политическое убежище”.

Никаким диссидентом Зуев не был. Просто он попал в глубокий жизненный штопор, из которого нашел вот такой выход. Авиационная карьера его складывалась вполне нормально. Многие летчики мечтали летать на МиГ-24, а тут, пожалуйста, летай. Да еще не просто летай, а участвуй в войсковых испытаниях новой машины. Сослуживцы отмечали в Зуеве некоторую заносчивость, ну а в общем, он был неплохим парнем – хорошо пел, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности. В 25 лет удачно женился на дочке начальника штаба авиационной дивизии.

Ему не нравилось одно – служить в “дырах”, куда его заносило. Он хотел вырваться на “оперативный простор”, и задумал поступить в ШЛИ – школу летчиков-испытателей. Но там незнакомых людей не брали, ему вежливо сказали: “Послужите, полетайте, а там видно будет”.

Возможно, это его и подорвало. Он загулял, обзавелся любовницей, об этом все узнали, в части начали проводить с ним беседы. Дальше – больше...

В конечном итоге от него ушла жена. Его все чаще стали отстранять от полетов. Рано или поздно ему грозило списание из авиации.

Судя по всему, решение о перелете у него созрело спонтанно. С 19-го на 20 мая его поставили дежурным по приему и выпуску самолетов. Он понял, что это его шанс. Далее события развивались, как в добротном голливудском кинодетективе.

Притворившись отдыхающим, которого мучила бессонница, он скупал в аптеках ближайших поселков снотворное. Вечером испек торт, начинив его порошками. Заступив на дежурство, он торжественно объявил, что жена родила ему мальчишку (на самом деле это произошло несколькими днями позже) и есть возможность отметить это пока вот тортом. За ужином он лично преподнес каждому механику, технику и дежурившим летчикам по кусочку. Лишь три человека не попробовали угощения: два механика – один стоял на посту, а другого не было – и командир эскадрильи, который готовил документацию к предстоящим полетам.

Снотворное сработало. Отравление было настолько сильным, что утром следующего дня семь человек в тяжелом состоянии были доставлены в больницу.

Убедившись, что все нейтрализованы, Зуев перерезал кабели сигнализации и связи. Теперь предстояло овладеть самолетом. Это оказалось непросто. Часовой не пустил его на стоянку. Уговоры не помогли.

Тогда Зуев отошел, затаился и стал ждать пересменки часовых. Механик, готовившийся заступить на пост, обнаружил, что во всех комнатах люди спят. Он никого не мог растолкать. Так без оружия и двинулся на пост. С трудом объяснив товарищу о происшедшем, он взял его автомат. Зуев выждав пока произойдет смена, снова пошел к самолетам. Сейчас он уже действовал решительно. Стоящий на посту техник знал капитана и подпустил его слишком близко. Зуев схватился за автомат, началась рукопашная. Техник был посильнее и стал скручивать капитана, тогда тот выхватил пистолет, выстрелил и бросился к стоянке самолетов. Раненый часовой пустил длинную очередь вслед, но промахнулся.

Дежурные самолеты все были заправлены и стояли в полной готовности. Надо было только снять заглушки с воздухозаборников, убрать колодки, сдернуть чехлы с фонаря - и запускай двигатели.

Зуеву беспрепятственно удалось взлететь с аэродрома, и теперь нужно было обезопасить себя. Он решил расстрелять самолеты дежурного звена. Развернувшись, промчался вдоль линейки самолетов, но пушка молчала. Как оказалось, она имеет двойную блокировку, угонщик, отключив первую, о второй забыл. Увидев, что по взлетной уже бежит самолет командира эскадрильи, Зуев включил форсаж и отклонился в сторону моря. Беглеца догнать не удалось.

Инцидент с угоном самолета турецкая сторона решила сверхоперативно. Через полтора дня МиГ-29 перегнали на родную авиабазу. Американские спецы так и не смогли договориться осмотреть самолет, турки им отказали.

Потерпев неудачу с самолетом, американская сторона, предоставившая политическое убежище беглому капитану, постаралась выжать из него все, что он знал. Так бывший советский летчик превратился в “Алекса”, и Пентагон официально заключил с ним контракт. Помощь Зуева в период подготовки к операции “Буря в пустыне” была оценена очень высоко.

Оценка же его поступка российским правосудием однозначна – уголовник. Но возмездие его так и не настигло. Сейчас он спокойно живет в тихом городке Сан-Диего и консультирует бизнесменов, решивших делать бизнес в России. Как водится, написал он и книгу, которую назвал “Точка опоры”.

Но есть ли таковая у предателей?

Название книги ему явно подсказали. По классификации НАТО МиГ-29 называют “Fulcrum” – “точка опоры”. С надежностью и верностью этого самолета предатель ничего общего не имеет.

Энциклопедия самолётов и вертолётов. 2004-2007