Законы воображения в психологии. Виды и процессы воображения. Психология воображения и личность

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений об объектах или событиях, никогда в целом субъектом не воспринимавшихся в действительности, путем переработки материала предшествующего личного опыта; это отражение реальности в новых, необычных сочетаниях и связях 28 .

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на следующей основе:

вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой – как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшение ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человекобык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

конструирование предмета в связи с его назначением, например, копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются). Таким образом, выделим основные приемы создания образов воображения:

Комбинирование (агглютинация) Акцентирование Типизация

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности.

Виды воображения (по уровню психической активности):

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий . Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта – это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

– слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);

– эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

– стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Виды воображения (по результату и характеру процесса):

Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался, например, он никогда не видел моря, но, прочтя его описание в книге, он может себе представить море в более или менее ярких образах.

С помощью воображения человек выполняет следующие действия:

1. Предвосхищение результатов труда.

2. Предвидение будущего, планирование деятельности, программирование поведения.

3. Решение проблемных ситуаций, поиск путей выхода из них.

4. Замена деятельности бесплодным фантазированием.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются. Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее. Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора. Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения. Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые — неповторимые и уникальные.

Виды воображения

В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.

Преднамеренное воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.

Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого, нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.

Функции воображения

Воображение как психический познавательный процесс выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

  • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
  • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
  • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
  • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  • Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности воображения

Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность. Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения. Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации. Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

Развитие воображения

Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие. Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления. Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

  • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
  • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
  • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
  • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект. Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.

Виды и типы памяти. Индивидуальные способности памяти человека.

I. По характеру психической активности:

· двигательная (моторная) – память на движения и их системы

· эмоциональная – память на чувства

· образная – память на представления, картины природы, жизни, звуки, запахи, вкусы

· словесно-логическая – память на мысли

II. По характеру цели деятельности:

· произвольная

· непроизвольная

III. По продолжительности закрепления и хранения материала:

· кратковременная

· долговременная

· оперативная – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.

IV. По характеру поступающей информации:

· слуховая

· зрительная

· моторная

Вклад различных психологических теорий в современные исследования мыш­ления.

Ученые Вюрцбургской школы первыми подошли к проблеме мышления в рамках психологии сознания и метода интроспекции. Они установили, что мышление – активный творческий процесс поиска решения. Однако человек не может одновременно мыслить и наблюдать за этим. Для этого мышление необходимо экстериоризировать. Был изобретен метод рассуждения вслух.

Ассоциативная теория: мышление – это непрерывная цепочка ассоциаций.

Бихевиоризм: мышление – это сложные связи между стимулом и реакцией.

Гештальт-теория: мышление – это интуитивное получение решения за счёт осознания общей структуры и свойств проблемной ситуации. Вводится понятие «инсайта», особенно важное в сфере психологи творчества.

Психоаналитическая теория: мышление зависит от мотива, на него накладывают отпечаток бессознательные влечения.

Деятельностный подход: мышление – это вид деятельности, формирующийся и развивающийся в течение жизни под влиянием общества. Мышление носит познавательный характер.

Воображение и творчество. Закономерности развития воображения у детей.

Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого создаются построения фантазии.

Сравнение воображения и творческого мышления.

Различия:

1. Творческое мышление имеет дело с конкретными задачами, определенной деятельностью. Воображение оперирует образами.

2. При творческом мышлении присутствует чёткая логика в решении задач. В процессах воображения существует высокая вариативность и неточность в решении задач.

Сходства:

1. Зависят от потребностей.

2. Обусловлены социальной средой и уровнем её организации.

3. Являются психическими процессами.

4. Решают задачи – это из функция.

Закономерности развития воображения у детей, проявления воображения в детском творчестве.

Развитие воображения в онтогенезе (Т.Рибо):

Первый период. В младшем дошкольном возрасте воображение только начинает развиваться и во многом компенсирует недостаток жизненного опыта. Происходит бурное развитие фантазии. Кроме того, в этом возрасте ребёнок ещё часто не может отделять образы фантазии от образов реального мира. Он нам известен; это – возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека оно начинается с трех лет. К 4-7 годам у ребёнка развивается воссоздающее возражение, то есть он может воспроизводить реальность такой, какая она есть на самом деле. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чем оно выражается, прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и, особенно, от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента. Начинает развиваться творчество.

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, момент кризиса. В подростковом возрасте происходит полный переход от детского восприятия мира ко взрослому. Человек уже умеет отделять образы воображения от действительности. В подростковом возрасте активно развивается творчество. Оно служит средством самовыражения, человек без труда организует необычные связи между предметами. В подростковом возрасте воображение в своём развитии достигает максимума.

Третий период. Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку. Со временем из-за постоянного развития рационального мышления воображение либо перестаёт развиваться и остаётся на уровне подросткового возраста, либо падает. Зачастую отпадает необходимость создания необычных связей, мышление становится всё более стереотипным.

4.Восприятие как способ познания действительности. Закономерности формирова­ния перцептивного образа. Механизмы пространственного восприятия.

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в целом, в совокупности их свойств и частей.

Восприятие основано на совместной работе органов чувств и синтезе отдельных ощущений в сложные комплексные системы, причем данный синтез не есть простая суммация. Это активный процесс, он предполагает:

Выделение из комплекса действующих признаков основных существенных признаков с одновременным отвлечением от несущественных.

Объединение группа основных существенных признаков и сопоставление воспринятого комплекса с прежними знаниями о предмете.

Восприятие таким образом носит активный опосредованный характер, т.е. оно опосредовано опытом (апперцепция) и представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. Прошлый опыт обуславливает константность восприятия, которое позволяет вносить поправку к тем особенностям, которые может приобретать предмет при меняющихся условиях (ощущения могут быть различны, но восприятие одинаково).

Восприятие также носит обобщенный и предметный характер. Отдельные ощущения синтезируются и предстают в образе целого предмета.

Данные особенности позволяют глубже познавать предметы или явления действительности. [Лурия]

Для построения образа восприятия, необходимо, чтобы предмет выделился как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъекта воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Т.о. в образе присутствуют не только отдельные ощущения, но и функциональные признаки. Иное соединение одних и тех же эмпирических элементов может приводить к наличию у предмета совершенно иной функции. [Рубинштейн]

Закономерности построения образа восприятия

Восприятие – сложный процесс. В него всегда включены двигательные элементы: движения глаз, движения ощупывающей руки, проговаривание слов и т.п. В связи с этим о восприятии говорят как о воспринимающей деятельности.

Þ Движения дают возможность человеку больше информации об объекте (больше ощущений). При воспринимании новых, незнакомых предметов особенно важным становится первый этап – двигательный. Человек старается со всех сторон рассмотреть предмет, ощупать его.

Þ Оживление следов памяти.

Þ Построение гипотез о предполагаемом значении доходящей информации. Одна за другой человек создает гипотезы о предполагаемых свойствах предмета и функций.

Þ Сличение и сравнение актуальных воздействий со сложившимися в прошлом представлениями.

Þ Узнавание предмета. Узнавание, или классификация – есть конечный итог восприятия.

Следует заметить, что в такой своей форме восприятие близко к процессам наглядного мышления, и эта близость тем больше, чем новее и сложнее воспринимаемый предмет.

Восприятие также сильно связано с таким высшим психическим процессом, как речь. Каждый образ восприятия лежит в закрепленном за ним слове, понятии. [Лурия]

Важную роль в изучении построения образов восприятия сыграл немецкий ученый Гельмгольц, выдвинувший теорию бессознательных умозаключений.

Эта теория утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, которое выступает для человека как непосредственное данное, является на самом деле продуктом опыта. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является бессознательным и напоминает ту работу, которую мы производим в процессе мышления, когда делаем умозаключение: мы как бы сопоставляем наше впечатление (меньшая посылка) с какой-то частью прошлого опыта (большая посылка), а затем делаем вывод о том, что же имеет место в данный момент. Гельмгольц указывал на условность термина «бессознательное умозаключение»: оно - результат не сознательного рассуждения, а какой-то игры нервных процессов, неизвестной нам, но которую можно представить по аналогии с умозаключением.

Во-первых, они действуют принудительно, от них нельзя избавиться с помощью мышления. Они возникают бессознательно и не управляются сознанием. Во-вторых, они формируются в опыте, путем многократного повторения, в-третьих, механизмом таких умозаключений являются, по-видимому, какие-то сенсомоторные связи между собственно зрительными ощущениями и ощущениями от движений глаза в процессе восприятия.

Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца имеет большое значение и не только для понимания восприятия: она указывает на существование механизмов, которые хотя и не выступают в самонаблюдении, но составляют действительное содержание таких явлений, как «я вижу», «я слышу» и др. Объективно все это выявляет принципиальную недостаточность самонаблюдения как метода психологии.

5.Выделение компонентов темперамента в различных психологических теориях.

Подход к исследованию темперамента в опроснике структуре темперамента (В.М. Русалов)

Теории интегрирующего типа (по Русалову).

Гипотеза об особом статусе темперамента в структуре индивидуальности. Это специальная теория индивидуальности.

Биологические характеристики подчинены эволюционно-генетическим законам.

Темперамент человека реализуется в двух аспектах:

a. предметный (объектно-ориентированный)

b. социальный (субъектно-ориентированный; коммуникативный).

Русалов выделяет 4 блока темперамента:

1) Энергичность

2) Темп – это скоростные особенности мышления, речедвигательного аппарата во время общения. Зависит от свойств нервной системы.

3) Пластичность – легкость/трудность переключения в работе и общении.

4) Эмоциональность – эмоциональная чувствительность к расхождению между ожидаемым результатом и тем, что получился в плане деятельности, а также чувствительность человека к коммуникативной сфере и оценке окружающих людей в плане социальном.

Каждый блок оценивается с двух сторон – предметной и социальной. Предметная стороны связана с выполнением конкретной предметной деятельности. Социальная сторона – с социальными взаимодействиями, опосредующими деятельность.

6.Закономерности развития памяти в онтогенезе. Способы совершенствования процессов памяти.

Развитие памяти в онтогенезе – не постепенный процесс. В своём развитии память проходит несколько стадий и форм. Нельзя сказать, что память ребёнка хуже, чем память взрослого. Наоборот, у детей гораздо лучше развита эйдетическая память. Однако существенное отличие памяти ребёнка и взрослого состоит в том, что запоминание у ребёнка носит по большей части непроизвольный характер, его трудно организовать, сделать избирательным.

Процесс развития произвольной памяти тесно связан с развитием опосредованного внимания и овладением речью. Развитие произвольной и непроизвольной памяти так же подчинено закономерности, выявленной А.Н. Леонтьевым («параллелограмм развития»). Ребёнок дошкольного возраста для запоминания не использует вспомогательные средства: если ребенку для запоминания слова предложить какой-то вспомогательный объект и проассоциировать его со словом, это не улучшит запоминания.

Школьный возраст является возрастом, когда ребёнок учится создавать логические связи между предметами, развивается опосредованное запоминание. Старшие школьники уже без труда устанавливают вспомогательные связи и могут создавать любые ассоциации между словом и предлагаемыми объектами. Также отличительная черта состоит в том, что они уже не нуждаются во внешних опорах для запоминания, и используют внутренние логические понятийные связи. Старшие школьники укладывают получаемую информацию в определенную структуру, кодируют её в определенные смысловые группы. Механическая непосредственная память преобразуется в словесно-логическую опосредованную.

Итак, память в своём развитии претерпевает коренные изменения: если на ранних этапах она является как бы продолжением восприятия, то с возрастом она всё более приобретает связь с процессами мышления.

Блонский в развитии памяти в онтогенезе выделяет несколько стадий:

· двигательная

· эмоциональная

· образная

· словесно-логическая

· память на мысли

Мнемо́ника (греч - искусство запоминания) (мнемоте́хника) - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

В самом общем приближении мнемоника основана на замене абстрактных фактов на некие понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Не секрет, что слова, значения которых мы не знаем, запоминать очень сложно. Эти слова «пустые», за ними ничего не стоит. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезнет из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием - чем-то, что связано с яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Так человеку бывает сложно запоминать цифры. Но стоит лишь вместо цифр использовать образы, как процесс запоминания существенно упрощается. Например есть методики, которые дают свой образ для каждой цифры. Единица - кол, деревяшка в ошметках коры, шершавая на ощупь. Двойка - лебедь, белоснежный и толстый и так далее для все цифр. Есть методики, где образы даются на двузначные цифры. После создания образного ряда запоминание цифр превращается в игру, похожую на рисование мультфильма. Например, для запоминания числа 21 нужно представить себе лебедя, на которого упал кол, ушиб его и лебедь злобно шипит и щиплет кол. Таким образом вместо абстрактных цифр в памяти появляются движущиеся картинки, которые легко и прочно в ней удерживаются.

Для запоминания длинного списка предметов, их следует мысленно размещать на хорошо знакомой дороге - скажем из дома на работу или в школу. Для запоминания иностранных слов создаются их яркие образы. Например для запоминания слова skirt - англ. юбка - можно представить себе скирду (это русское слово похоже на английское skirt) сена в юбке и удивленного крестьянина рядом.

Так, например, чтобы запомнить числовое выражение величины числа π (~3,14159265358…), можно заучить следующее двустишие, в котором число букв в каждом слове соответствует очередной цифре числа:

«Это я знаю и помню прекрасно
Пи многие знаки мне лишни, напрасны».

7.Информационная теория эмоций П.В. Симонова.

Информационная теория эмоций неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности.