Закрытие заочной формы обучения. «Все это вилами по воде». Вузы и студенты Воронежа – о возможной отмене заочного обучения. Закон об образовании рф. фундамент обучающей системы государства

В наступающем учебном году российские вузы будут вынуждены отказаться от заочной формы обучения и экстерната по большинству гуманитарных специальностей. Соответствующее нововведение уже готовится в Министерстве образования и науки. Данная мера, по мнению экспертов, с одной стороны, может позволить улучшить качество образования, с другой – за последние годы заочное обучение стало всё больше набирать популярность. А это значит, что его отмена сделает высшее образование недоступным для многих потенциальных студентов.

Напомним, что о необходимости повышения качества высшего образования, в том числе и за счёт сокращения или переаттестации вузов, в одной из своих программных предвыборных статей писал и президент Владимир Путин. При этом упор делался на то, что в ближайшие годы в России следует развивать среднеспециальное образование, поскольку предприятиям не хватает высококвалифицированных рабочих. В этой связи неудивительно, что в Минобрнауки улучшать качество образования решили именно с сокращения заочных отделений по гуманитарным специальностям.

В частности, на прошлой неделе соответствующие распоряжения из профильного министерства уже получили вузы Свердловской области – им предписано в два раза сократить количество бюджетных мест за счёт отказа от заочной формы обучения и экстерната по целому ряду специальностей.

«Заочную форму обучения необходимо ликвидировать в принципе. «Заочка» – это подмена образования. У нас же нет среднего заочного образования. Вот и высшей «заочки» не должно быть. Речь идёт о первом высшем образовании», – приветствует нововведение проректор по учебной работе Уральского государственного лесотехнического университета Сергей Колесников.

Интересно заметить, что ещё до инициатив высоких госчиновников, в 2010 году об отказе от заочной формы обучения заявило руководство Санкт-Петербургского государственного университета (СпбГУ).

«В СССР «заочка» была неплохим социальным лифтом для молодых рабочих и крестьян и самым распространённым способом повысить квалификацию без отрыва от производства, однако в нынешних условиях заочное образование де-факто превратилось в способ получения «корочек», – объяснял тогда замначальника управления по связям с общественностью СпбГУ Константин Шолмов.

С тем фактом, что качество заочного образования действительно оставляет желать лучшего, сегодня согласны почти все эксперты отрасли. Причём ликвидация «заочки» для гуманитариев – скорее всего только первый шаг. Эксперты не исключают, что уже в самое ближайшее время Минобрнауки пойдёт ещё дальше в своих начинаниях и заочное обучение будет ликвидировано на всех факультетах. «Заочники – не то что недоспециалсты. Они далеко не специалисты», – констатирует научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Ключевой вопрос, однако, в том, почему качество заочного образования оказывается столь низким. Одна из причин – недостаток финансирования. «Для нашего вуза заочная форма невыгодна в финансовом плане: 60 тыс. рублей, которые мы зарабатываем в семестр на дневном (с одного студента. – Ред.), не сравнить с 12 тыс., получаемыми на заочном. За такую сумму нельзя ничему научить», – не скрывает проректор по учебной работе Уральского государственного университета путей сообщения Евгений Малыгин. Получается, что отказ от заочной формы обучения, который преподносится чиновниками как одна из мер борьбы с низким качеством образования, – не что иное, как попытка оптимизировать, а вернее, сократить расходы на высшую школу. Если предположить, что высвободившиеся от заочников средства будут перенаправлены на дневные отделения, тогда теоретически можно было бы рассуждать о повышении качества образования или по крайней мере об увеличении его финансирования. Однако это никак не согласуется с общими планами Минобрнауки о двукратном сокращении бюджетных мест в вузах.

Интересно заметить, что при этом спрос на заочное образование в России в последние годы сильно вырос. Особенно эта тенденция стала заметна в кризисные 2008–2009 годы. Тогда, по данным Минобрнауки, на заочных отделениях в российских вузах обучались 3,5 млн студентов, при том что всего в высших учебных заведениях тогда получали образование 7,5 млн человек. Этот факт, по мнению экспертов, – свидетельство того, что в период кризиса большинство людей стремятся получить образование, поменять или повысить квалификацию, как говорится, без отрыва от производства. Теперь, похоже, у них такой возможности больше не будет.

«Вузы хотят отказаться от заочной формы обучения» - такое заявление сделала первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова на пресс-конференции в редакции «АиФ-Челябинск». Ликвидация заочной формы обучения коснётся подавляющего большинства вузов по всей стране. На её место придёт очно-заочная форма. Студенты будут посещать пары по вечерам круглый год, при этом стоимость обучения вырастет в почти в два раза.

Получить второе высшее образование или «доучиться» будучи трудоустроенным станет не так-то просто. Шесть недель в году и две экзаменационные сессии уйдут в прошлое вместе с самым доступным по стоимости образованием.

Долой разгильдяйство

1 ноября 2018 года областные вузы опубликуют правила приёма на следующий учебный год. Тогда будет понятно, кто окажется в авангарде этой реформы. Хотя первые заявления уже есть.

«В нашем вузе приём на заочное обучение заканчивается 5 сентября 2018 года, - рассказывает директор Челябинского филиала финансового университета Анатолий Якушев. - С 2019 года заочку сменит очно-заочное обучение. Оно будет проходить по вечерам три раза в неделю весь учебный год. По две пары с 18.20 до 21.30 и по субботам.

Учиться будет сложнее. Представьте, после работы бегом на занятия, голодные и уставшие, ведь вы не хотите опаздывать. Это раз. Второе - цена. В 2018 году заочное обучение в университете стоит в районе 45 тысяч рублей, «очка» - 110 тысяч. Вот и берите среднюю сумму, очно-заочное будет стоить около 80-90 тысяч рублей.

«Вечернее» образование возвращает нас к советскому прошлому, когда неявка на занятия была практически нулевой. На заочке всё-таки ощущается некое российское разгильдяйство по отношению к учёбе».

Процесс запущен

«Изменения связаны с качеством подготовки студентов, - поясняет первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова . - «Заочка» предполагает полную самостоятельность и ответственность самого студента, на очно-заочной форме ответственность за уровень знаний, в том числе ложится и на преподавателей.

Об особенностях реформы мы сможем сказать только к началу следующего учебного года, когда будем ознакомлены со всеми приказами Министерства образования и науки РФ».

Встаёт ещё один вопрос, все ли вузы готовы увеличить нагрузку не только на студентов, но и на преподавателей.

«Вопросов по нехватке профессорско-преподавательского состава не будет, - продолжает Елена Коузова. - У вузов с кадрами сейчас проблем нет. Что касается другого режима работы - за пределами основного времени, у коллег появляется возможность подработать абсолютно легально, официально и в рамках того предмета, который они хорошо знают».

Разговоры об отмене заочного обучения начались с 2016 года. Тогда глава федерального Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября отменяется заочная форма обучения по юридическому, экономическому направлениям, а также направлению «государственное и муниципальное управление».

В ЮУрГУ подтвердили, что в настоящий момент заочной формы обучения не бывает, к примеру, на таких направлениях как архитектура и английский язык, юриспруденция на заочке возможна лишь для тех, кто получает второе высшее. А вот МГУ не ведет прием на заочку уже давно, но это самостоятельное решение руководства вуза.

На территории Российской Федерации могут отменить форму обучения, предусматривающую получение знаний заочно. Ранее заочная форма обучения давала возможность получения высшего образования за минимальную стоимость.

Заочную форму обучения в Российской Федерации могут отменить в 2019 году

Информация о грядущих переменах в системе образования была озвучена Еленой Коузовой, которая является первым заместителем министра образования в Челябинской области. Выступая, чиновница пояснила, что нововведения коснутся не только высших учебных заведений Челябинска, но и всех ВУЗов, работающих на территории страны. Для того, чтобы оптимизировать систему получения высшего образования, будет внедрена очно-заочная форма обучения. Одним из основных отличий от предыдущего обучения станет круглогодичное посещение занятий. Также планируется увеличить стоимость получения диплома по данной форме.

Какие изменения планируют внедрить чиновники в заочную форму обучения?

Анатолий Якушев, который является директором Челябинского филиала Финансового университета, сообщил о том, что на базе данного учреждения планируется внедрить измененную систему уже в 2019 году. На протяжении всего учебного года студенты будут посещать пары в вечернее время. Трижды в неделю — с 6 часов 20 минут до 9 часов 30 минут вечера будет проходить чтение материала. Также планируется увеличение стоимости формы обучения. Если очно студент оплачивает 110 тысяч рублей, а заочно — 45 тысяч рублей, в среднем новая форма обучения будет составлять от 80 до 90 тысяч рублей.

Елена Коузова добавила, что внедрение анонсированных изменений позволит значительно улучшить уровень подготовки студентов. Полная информация о внедрении данной формы обучения будет получена уже в начале следующего года (после окончательного формирования приказов из Министерства образования и науки). На вопрос о том, будут ли справляться преподаватели в ВУЗах с дополнительной нагрузкой, первый замминистра, Елена Коузова, ответила утвердительно. Сейчас в высших учебных заведениях не наблюдается острой нехватки кадров.

Преподаватели воспользуются возможностью получения дополнительных средств, проводя занятия со студентами, принявшими решение об обучении на данной форме. Информация о том, что заочное обучение планируется отменить, активно муссируется чиновниками ещё с 2016 года. Некоторые ВУЗы приняли решение самостоятельно отменить возможность получения образования при нерегулярном посещении учреждения.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов объявил о готовящемся запрете заочного и дистанционного образования в вузах по ряду гуманитарных специальностей. Ограничение планируется ввести уже с 1 сентября текущего года. Оно коснется таких популярных направлений, как юриспруденция, экономика, госуправление и муниципальное управление.

Сергей Кравцов сообщил, что первое высшее образование должно быть очным, и ограничение возможностей для получения заочного или дистанционного образования повысит качество высшего образования в стране. Инициатива Рособрнадзора получила поддержку со стороны министра образования и науки Дмитрия Ливанова, по мнению которого дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины и практическая часть обучения не могут быть обеспечены в заочном режиме.

Планы по тотальному запрету заочного гуманитарного образования являются попыткой контролирующих ведомств продолжить при помощи новых методов кампанию по отсеиванию так называемых «шарашкиных контор» - вузов, осуществляющих сугубо формальное обучение студентов, а на деле являющихся «магазинами» по продаже дипломов. Видимо, позитивный отчет министра Ливанова не вполне соответствует реальному положению в сфере образования. Сомнительно, что запрет заочного обучения поможет решить проблему низкого уровня высшей школы в России, зато лишит возможности получить высшее образование многих молодых людей из малообеспеченных семей и отдаленных регионов.

Улучшение через сокращение

Впервые о планах по запрету заочного образования для юристов и экономистов в Министерстве образования заговорили в марте 2016 года, с такой инициативой выступили представители учебно-методических объединений в области менеджмента, экономики и права. За отмену заочного и дистанционного обучения выступил, в частности, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, по его мнению, до 60% всех студентов-заочников готовятся стать юристами и экономистами.

Представители профессионального сообщества, в свою очередь, осудили данный замысел, с критическим отзывом выступила Федеральная палата адвокатов. По мнению вице-президента ФПА Светланы Володиной, выпускники-заочники не только не уступают своим «очным» коллегам, но даже напротив, зачастую овладевают профессией с куда большей мотивацией, совмещая учебу с работой по специальности. Наличие на юридическом рынке труда плохих специалистов с заочным обучением никак не связано - часто это выпускники как раз очных отделений. Есть примеры юристов, получивших образование заочно, но достигших больших высот в профессии - это, в частности, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, завкафедрой МГЮА имени О.Е. Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский.

Недоумение инициатива Минобразования вызвала и в Госдуме: первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин заявил, что не видит никакого смысла в запрете заочного и дистанционного обучения гуманитарным специальностям. «Надо идти путем оценки качества подготовки. При аттестации студентов приглашайте представителей работодателей, Рособрнадзора, проверяйте качество образования на выходе, не перекрывайте людям искусственно возможность получения образования на входе», - отметил депутат.

По мнению экспертов, среди выпускников очных отделений процент специалистов с низким уровнем профессиональной подготовки ничуть не ниже, чем среди выпускников-заочников: в условиях общего снижения качества образования на первый план выходит личная мотивация студентов. Люди, четко осознающие цель получения диплома о высшем образовании и стремящиеся добиться успеха в выбранной профессии, учатся лучше, чем студенты, поступившие из страха перед срочной службой в армии или просто ради «корочки» - эта закономерность справедлива для любых форм обучения.

Если запрет на заочное и очно-заочное обучение такой специальности, как фармацевт-провизор, еще можно объяснить необходимостью участия студентов в практических занятиях (соответствующее ограничение обсуждается начиная с 2013 года), то подобные ограничения по отношению к гуманитарным профилям выглядят нелогично.

Сторонники простых решений

Проблема снижения качества высшего образования в России действительно существует - большим достижением считается , еще недавно Россия была представлена в международных рейтингах всего пятью учебными заведениями. И это при том, что советское образование по инженерно-техническим специальностям считалось одним из лучших в мире, и .

Тем не менее вряд ли носящая комплексный характер проблема может быть решена при помощи неконструктивных мер точечного характера.

К сожалению, решение о закрытии заочного и дистанционного обучения по ряду специальностей нанесет серьезный удар по социальным лифтам, еще сохранившимся в России: при том что максимальная студенческая стипендия составляет сегодня около шести тысяч рублей, далеко не все молодые люди могут позволить себе учиться на очном отделении. Для многих дистанционное или заочное обучение остается единственным доступным способом повысить свою ценность на рынке труда и перейти на новую ступень социальной лестницы. Конечно, можно возразить, что очники тоже подрабатывают по вечерам, чтобы не быть обузой для семьи, однако финансовая самостоятельность студента, совмещающего учебу на дневном отделении и работу, это, скорее, исключение. Кроме того, не во всех городах существует широкий рынок труда для студентов, возможность такой подработки есть разве что в наиболее крупных административных центрах вроде Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо этого, многие юристы, получив среднее специальное образование, идут работать по профессии, продолжая при этом заочное обучение в вузе - для чего лишать людей возможности карьерного роста?

Ограничивая заочное обучение, кабмин вовсе не спешит повышать стипендии для учащихся дневных отделений. В прошлом году правительство отклонило законопроект, согласно которому предлагалось поднять размер выплат до уровня прожиточного минимума, согласившись лишь проиндексировать их на 4%. В настоящее время государство рассматривает студенческие стипендии не как способ поддержать учащихся во время получения ими профессии, а как «стимулирующую выплату», размер которой может быть сколь угодно низким.

Не умея навести порядок в системе высшего образования (в конце концов, аккредитацию так называемым «шарашкиным конторам» ранее выдал сам Рособрнадзор), не желая поддерживать талантливую молодежь материально, чиновники предпочитают прибегать к бездумным запретам, полагая, что они произведут положительный эффект.

Читайте в рубрике «Общество» Пока чиновники отдыхали на Петербургском экономическом форуме, Россия успешно жила и без их отеческой заботы

В интервью программе «Вести недели» 19 июня заявил, что с 1 сентября 2016 года отменяется заочная форма обучения по юридическому, экономическому направлениям, а также направлению «государственное и муниципальное управление».

К чему такие благие намерения чиновников могут привести, на страницах «Известий» рассказал Алексей Мухин.

«Помимо того, что это, мягко говоря, противоречит Конституции РФ, речь идет еще и о том, что большое количество граждан, желающих получить высшее образование без отрыва от производства, могут распрощаться со своими намерениями.

Среднее профессиональное образование, конечно, помогает молодежи в первоначальном трудоустройстве, однако без заочной формы обучения молодые люди не смогут продолжить карьерный рост по простой причине - совмещать работу и очное обучение не представляется возможным чисто технически. А , понятно, делает его гораздо более конкурентоспособным по сравнению с зарубежными специалистами», - констатирует эксперт.

Мухин поясняет, что заочная форма обучения идеальна для тех студентов, которые не могут посещать занятия при дневной или вечерней форме из-за особенностей профессии и ненормированного рабочего графика. Это военнослужащие, профессиональные спортсмены, сотрудники полиции и другие специалисты с разъездным характером работы. При этом для большинства из них наличие высшего образования, а то и двух, является обязательным требованием для продвижения по службе.

«Продекларированная мера гарантировано ухудшит положение на и, вполне вероятно, приведет к ненужному социальному напряжению в обществе. Ведь во многих населенных пунктах на территории России банально нет центров компетенций, позволяющих удовлетворить потребности молодых людей в образовании.

Далеко не все готовы морально и финансово к переезду в региональный центр, и поступление на заочное отделение в вуз - единственная возможность для жителей таких населенных пунктов получить качественное высшее образование. А сужение выбора специальностей заочной формы обучения поспособствует снижению общего уровня образованности граждан, который в России до сих пор во многом зависит от транспортной доступности образовательных центров», - поясняет Алексей Мухин.

Кроме того, он говорит, что заочное образование часто выбирают люди с ограниченными физическими возможностями, вынужденные обучаться на дому или даже в медицинских учреждениях. В перспективе планируемые сейчас ограничения создадут серьезную проблему, связанную с падением уровня социальной ответственности российских вузов, в том числе в глазах мирового сообщества.

«Заочное и онлайн-образование сейчас набирает популярность по всему миру: создаются новые системы обучения студентов в заочной форме, ведущие зарубежные переводят наиболее популярные образовательные программы в формат онлайн. Отсутствие на международном рынке аналогичных предложений со стороны российских вузов приведет к увеличению числа российских студентов, предпочитающих получать . А это будет означать усугубление ситуации с пресловутой «утечкой мозгов», - поясняет специалист.

То, что предлагает Рособрнадзор, по мнению Мухина, заметно осложнит и процесс евразийской интеграции, в рамках которого особое внимание уделяется возможности жителям стран ЕАЭС получать образование в российских университетах. Отсутствие заочной формы в вузах России будет означать закрытие доступа к качественному высшему образованию для тех граждан СНГ, кто не хочет или не может по тем или иным причинам покидать свою страну.

Вместо закрытия заочных направлений в вузах, куда целесообразнее стимулировать их на повышение качества образования в заочной форме и одновременно следить за повышением качества преподавания.

«Характерно, что зарубежными вузами уже накоплен значительный опыт в данной сфере, и мы можем воспользоваться им, просто адаптируя его под особенности и требования российской системы образования.

Заочная форма образования является одним из важнейших компонентов всемирной стратегии доступного образования «Образование для всех», а исключение заочной формы обучения по ряду направлений станет серьезной угрозой для российского экспорта знаний и высоких технологий в целом в условиях глобализации и продвижения концепции доступного качественного образования для каждого, приведет к сокращению объема экспорта российских образовательных услуг и спаду в области продвижения русского языка и культуры за рубежом», - говорит эксперт.

Он также предрекает, что освободившуюся нишу на рынке образовательных услуг в России гарантированно займут вузы США и Великобритании, которые сегодня активно развивают технологии заочного обучения и предлагают студентам РФ программы на русском языке через интернет.

«Вообще, сегодня нет ни одного проекта подзаконного акта, который мог бы оправдать запрет подобного рода. Кроме того, против запрета выступают члены , Всероссийского студенческого общества и ряд депутатов из комитета Государственной думы по образованию.

Хочется верить, что чиновниками Рособрнадзора двигают благие намерения - повысить качество образования и т.п., однако, вместо того чтобы заниматься осуществлением реального контроля за качеством обучения, просто предлагается реализовать комплекс банальных запретительных мер. И это - печально», - резюмирует Алексей Мухин.

В чем суть инициативы?

О том, что история заочного обучения юристов, экономистов и госуправленцев в России подходит к концу, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов в интервью 19 июня. Известно, что речь идет не обо всех студентах, а только о тех, которые получают свое первое высшее образование.

«С 1 сентября 2016 года планируется исключить заочную форму обучения по таким популярным направлениям подготовки, как экономисты, юристы, менеджеры, по направлению «государственное и муниципальное управление, - сказал С. Кравцов. - Я уверен, что эта мера позволит повысить качество образования, а, во-вторых, серьезно подорвет экономическую основу у псевдовузов».

Никаких законодательных подтверждений тому, что заочное образование окажется под запретом для ряда специальностей, пока не было обнародовано.