20 е годы 19 века. Контрреволюционная интервенция и реставрация абсолютизма. Экономика Валахии и Молдовы

«Ревущие двадцатые», «золотые двадцатые», «сумасшедшие двадцатые» - как только не называли десятилетие, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений. Любой из этих эпитетов подчеркивал особенность наступившего времени с его необыкновенной жизненной энергией, с новыми надеждами, появившимися у людей, переживших первую мировую войну, желанием жить на «полную катушку», получать наслаждение и веселиться так, словно каждый в душе уже понимал, что вскоре мир вновь окажется на «пороге беды».

20-е годы - это переломный период в истории мировой моды. Первая мировая война, оказавшая огромное влияние на формирование моды 20 века, провела четкую границу, отделив понятия, мода и стиль , свойственные 19 веку, от века двадцатого.

Дамская одежда, которую носили до первой мировой войны, была совершенно неприемлема в военное время. Женщинам, работающим в тылу, нужны были удобные, функциональные вещи. Из женского обихода исчезли корсеты, силуэты одежды стали проще, платья и юбки короче, замысловатые прически остались в прошлом.

Одежда, которую шили для военных, приживалась и в повседневной тыловой жизни. Например, плащ тренчкот («траншейное пальто»), хорошо известный и любимый и по сей день, был предложен в качестве обмундирования солдатам британской армии. Это универсальное изобретение Томаса Бёрберри, сшитое в то время из водонепроницаемого габардина, женщины продолжали носить и в мирные 20-е годы .

Новый ритм послевоенной жизни продиктовал рождение нового стиля . Женщины не хотели возвращаться к прежним модным стандартам. Их больше устраивал свободный силуэтплатья - без корсета, укороченный, прямой, с мягкой заниженной талией, с застежками, перенесенными со спины на грудь, гораздо более удобный на работе, в городском транспорте, в очередях.

Эмансипированные женщины 20-х годов стали делать короткие стрижки , заимствовать одежду из мужского гардероба, осваивать мужские профессии.

Они наравне с мужчинами участвовали в спортивных состязаниях, в ралли, садились за штурвал самолета.

Длина женских юбок становилась все короче и короче. В начале 1920-х годов модной считалась длина до щиколотки, в1924 – 1925 годах подолы юбок приблизились к колену, а к 1927 году и вовсе приподнялись выше колен.

Костюмы 20-х годов , как и вся одежда, отличались мягкими прямыми линиями, в моде были плиссировка, мелкие складочки, причем, не только на юбках, но и на жакетах, а также декоративная отделка.

Модная линия пальто - прямая, сужающаяся книзу, с крупным меховым воротником шалькой или круглым боярским воротничком в русском стиле , полы и рукава пальто тоже были оторочены мехом.

Особенно популярной была фетровая шляпка-клош, имеющая форму колокола. Летом такая шляпка могла быть сделана из соломки. Впрочем, в 20-е годы существовало множество разновидностей причудливых шляпок, которые делались из различных материалов.

Своей безумной популярностью замысловатые шляпы, береты, повязки были обязаны знаменитым актрисам того времени, появляющимся на экранах в головных уборах поражающих воображение.

Одна из самых популярных моделей женской обуви 20 годов – туфельки на устойчивом каблучке с перепонкой, пришедшие вместе с танцевальной модой. А чтобы защитить от уличной грязи тонкие и дорогие шелковые чулки телесного цвета, без которых был немыслим гардероб модницы 20-х годов, на них надевали специальные резиновые чехлы.

С ними соперничали предшественники современных рейтуз - шотландские гетры, доходившие длиной до колен.


Брюки пока еще не стали постоянной составляющей дамского гардероба. Это были всего лишь «первые ласточки», предвещающие этой сугубо мужской одежде, огромную популярность у прекрасной половины человечества.
Женщины к 20-м годам, выполняя мужскую работу, уже примерили на себя комбинезоны. Занятия спортом заставили их задуматься о том, что в брюках и шортах их успехи на спортивном поприще могли бы возрасти.

Главными женскими брюками в это время стали брюки пижамные. Пижамы , пришедшие в Европу из Индии, в 20-е были на пике популярности. Сначала в качестве спальной принадлежности их начали носить мужчины.
Но женщинам настолько приглянулась экзотическая одежда для сна, что они быстренько примерили её на себя и начали использовать довольно своеобразно. В пижамах стало принято ходить на пляж.
Модельер Жанна Ланвен , модели которой пользовались большим успехом, в 20-е годы, создавала такие элегантные пижамы, что дамы отваживались выходить в пижамных костюмах на улицу и использовать их как вечернюю салонную одежду. Пройдет еще немного времени и в женском гардеробе прочно укрепится брючный костюм, а пока его роль будут выполнять пижамы, сшитые из струящихся тканей, богато отделанные кружевами, вышивками, бахромой.

Короткая стрижка, уложенная волнами, эффектный макияж, броское украшение, длинный мундштук в руке с кроваво-красным маникюром и шёлковая пижама – этот образ пришелся по душе многим красавицам «безумного» десятилетия.

Пляжная мода «сумасшедших двадцатых» была своего рода вызовом обществу. У женщин появились купальные костюмы, с вырезами на груди, обнажающие руки и ноги.

И женщины с удовольствием наслаждались новизной ощущений, невзирая на недоуменные и осуждающие взгляды тех, кто новые тенденции категорически не принимал.

В 1924 году модельер Жан Пату создавал купальники в стиле кубизма. Дом высокой моды знаменитого кутюрье открылся в1919 году и специализировался именно на спортивной одежде и одежде для активного отдыха. Загар, полученный на модных курортах, стал очень популярным. Еще в довоенное время легендарная, а тогда начинающая свой путь Габриель Шанель, начала ломать сложившийся стереотип, что женщина должна быть бледной и пропагандировать красоту смуглой загорелой кожи.

В 1928 году она выпустит специальное масло для загара, но первопроходцем, все же, был Жан Пату, выпустивший подобное средство в 1924 году. В 1923 году на Лазурном берегу во Франции открылся первый солярий, или как тогда его называли - «соляриум».

Трикотаж! Этот материал стал модным открытием 20-х годов . Непрестижная ткань, из которой еще в конце 19 века, шилось грубоватое белье, и мастерилась одежда простых людей из низов, взяла свое в веке 20-м. Из трикотажа стали делать буквально все – от купальников до пальто.

В 1913 году в курортном городке Довиле открыла магазин, где продавала практичные модели одежды для отдыха и купальные костюмы. В это время текстильный инженер Родье предложил ей новую ткань, что-то типа машинной вязки. Это и была ткань джерси. Шанель точно почувствовала потребности современниц и предложила им вещи из мягкого немнущегося трикотажа. Вскоре началась Первая мировая война и, казалось бы, модная затея должна была провалиться, но неожиданно выяснилось, что война повысила заинтересованность людей в удобной одежде. В Довиль к мадемуазель Коко потянулись заказчики. Патриотичные французские дамы, работающие в госпиталях, хотели, чтобы их костюмы медсестер были элегантными, круг клиентов расширялся.

В 1915 году Шанель перевела свое предприятие в Биарриц. Её стиль обретал все большую популярность. Удобные мягкие жакеты, укороченные юбки, трикотажные туники и льняные летние платья простого покроя казались наиболее подходящими женщинам в новой жизни. В 1916 году нью-йоркский журнал «Harper’s Bazaar» опубликовал первые рисунки моделей мадемуазель Шанель для американской публики.

После окончания войны в 1919 году Коко Шанель открыла в Париже дом высокой моды на улице Камбон. Ее стиль в послевоенные времена оказался актуальнейшим. В моделях Шанель отражались свобода и независимость женщин новой эпохи, просто и в тоже время безупречно скроенные платья и костюмы были предназначены для активной жизни. Шанель говорила, что истинная элегантность всегда предполагает беспрепятственную возможность движения. Удобство и комфорт - вот главное, что отличало её модели от моделей других кутюрье. В 1926 году Шанель предлагает женщинам маленькое черное платье ставшее бестселлером всех времен. И хотя эта уникальная женщина не была единственной, кто создавал моду двадцатых, именно о Габриель Шанель без преувеличения можно сказать, что она олицетворяла свою эпоху.

Продолжила популяризацию трикотажа в конце 20-х. На одной американской знакомой, она увидела отличный вязаный свитер. Оказалось, что его связала простая одна армянская эмигрантка, подрабатывающая вязанием на жизнь. Эльза была в восторге. Она нашла на рукодельницу, и начала сотрудничать с ней. Выйдя в свет в черном вязаном свитере с белым бантом-обманкой, Скиапарелли вызвала всеобщее восхищение. Сви­теры име­ли ус­пех, заказы поступали один за другим. Аме­рикан­ский «Вог» на­звал эту мо­дель «ше­дев­ром». Первые коллекции новоявленного кутюрье, состояли из свитеров, которые были выполнены в африканском стиле, а также в стиле кубизма с крепдешиновыми юбками.


Именно в 20-е годы начинает зарождаться такое понятие как «культ молодости». Пышные женские формы остаются в прошлом. В моде женщины с худой андрогинной фигурой. Поддерживать худобу помогает спорт, дамы страстно увлекаются фитнесом. Но на спортивные занятия все еще ходят в красивом костюме, в шляпке и на каблуках.

Увлечение спортом неизбежно приводит к тому, что все начинают ощущать потребность в специальной удобной спортивной одежде. Знаменитые модельеры и производители одежды быстро улавливают новый настрой и начинают разрабатывать модели для спорта, а для этого как нельзя лучше подходит именно трикотаж.

Жан Пату создаёт костюмы для знаменитой теннисистки Сюзанны Ленглен. В 1921 году чемпионка появляется перед публикой в короткой юбке, белой трикотажной тунике без рукавов и с трикотажной повязкой на голове.


Новая мода , короткие стрижки, обнаженные женские ноги и повсеместное увлечение спортом вызывает бурную полемику в обществе. В прессе публикуются самые разные точки зрения на происходящее. Даже самые просвещенные люди порой негодуют и высказываются крайне негативно. Например, президент университета во Флориде гневно заявляет, что короткие юбки и платья – порождение дьявола и его приспешников. Многие медицинские журналы авторитетно заявляют, что увлечения спортом, фитнесом, модными танцами могут привести женщин к бесплодию.

Культ спорта в университетских городках потеснил пиджаки, заменив их трикотажными джемперами, которые носили с рубашкой и галстуком, часто тонкий джемпер надевали и под пиджак. Вместо классических брюк студенты предпочитали укороченные брюки гольф или широкие оксфорды из серой шерстяной фланели. Очень популярными становятся кепи и мягкие шляпы.

В Европе и Америке кипит ночная жизнь. Многочисленные дансинги и ночные заведения полны народу, отплясывающего модные танцы в модной одежде.

Стиль 20-х годов создавался в знаменитых домах высокой моды того времени «Поль Пуаре», «Жан Пату», «Шанель», «Ланвен», «Люсьен Лелонг», «Жан Рени», «Роша», «Жак Дусе», «Мадлен Вионне», «Сестры Калло», «мадам Пакен», «Люсиль», ателье Сони Делоне. Модели для знаменитых домов высокой моды создаёт выходец из России, художник Дмитрий Бушен, а многие кинематографические дивы 20-х годов, одеты в туалеты, созданные по эскизам Эрте (Роман Тыртов), потомка старинного русского рода, сына адмирала царской армии, уехавшего в Париж в 1912 году.

Первые величины в мире моды 20-х годов 20 века – Жанна Ланвен, Поль Пуаре , Жан Пату, Коко Шанель и др., уловив пульс времени, позволили женщинам выходить в свет в свободных платьях мягкого силуэта с заниженной талией и открытой спиной, на которой часто красовалось эффектное украшение, а также вырезом спереди – округлым, треугольным или прямоугольным, либо с одним обнаженным плечом.

Сверху на вечернюю одежду накидывалось мягкое, широкое пальто, часто такое пальто шилось из той же ткани, что и платье.

Вечерние платья выполняли из легких струящихся тканей, способных создавать движение. Остромодной была отделка длинной бахромой эффектно «волнующейся» во время танца. Украшениями для вечерних платьев служили перья, блестки, цветы, вышивка.

Если в начале 20 века макияж был очень деликатным и малозаметным, то макияж 20-х годов – это вызывающие ярко-красные или роковые темно-красные губы, алеющие на щеках пятна румян, розовая пудра, тонкие и ярко прочерченные дуги-брови, накладные ресницы, украшенные в вечернее время крошечными бисерными шариками, темные тени и черная подводка, делающие взгляд томным и глубоким.

Именно такими глазами смотрели с киноэкранов кумиры немого кино. Олицетворением времени были Клара Боу, Мэри Пикфорд, Лилиан Гиш, Глория Свенсон, Пола Негри, Луиза Брукс, Ольга Бакланова и многие другие кинодивы. Их гриму и прическам подражали толпы поклонниц, копируя броский кинематографический макияж, который своим «роковым оттенком» был обязан косметике не самого высокого качества.

В 20-е годы мода на яркую заметную на лице косметику стимулирует её производство. Появляются цветные лаки для ногтей, которые мгновенно становятся модным хитом, ведь яркие ногти так эффектно сочетаются с модной манерой курить сигареты в длинных мундштуках.

Губная помада, тушь для ресниц, подводка для глаз, пудра – женщины 20-х годов просто не мыслят своего существования без этих «радостей жизни», хотя косметика еще очень далека от совершенства.

В течение 20-х годов, активно развивающиеся косметические фирмы начинают разрабатывать всевозможные новинки, но настоящие открытия появятся лишь в следующих десятилетиях. Две вечные конкурентки Элизабет Арден и Елена Рубинштейн в своих салонах красоты предлагают, так называемые, комплексные подходы по уходу за лицом. Процветает империя Макса Фактора. Салоны красоты становятся излюбленным местом общения женщин.

Первая мировая война внесла свою лепту и в мир красоты. В военное время врачи, спасая раненых, демонстрировали развитие своей профессии. В период между двумя мировыми войнами было разработано большое количество эстетических операций. Новые послевоенные салоны красоты, предлагали своим клиентам не только стрижку и укладку волос и нехитрые косметические манипуляции, но и всевозможные процедуры, продлевающие молодость. Кстати, в области перманентного макияжа в 20-е годы очень модными были "вечные" румяна, вводимые под кожу электрическим аппаратом и обеспечивающие дамам постоянный румянец.

После выхода в 1922 году повести Виктора Маргерита «La Garçonne» («Гарсон» – «Мальчик») новая мода получила четкое определение. Это литературное произведение, вызвавшее в обществе большой скандал, дало жизнь модному направлению, главенствующему в послевоенном мире.

Стало модно не только одеваться «а-ля гарсон», но и вести себя в стиле «а-ля гарсон» - открыто пользоваться косметикой, не прятать свои ноги под одеждой, коротко стричь волосы, курить папиросы в длинных мундштуках, водить машину, делать карьеру, выбирать и менять мужчин и… танцевать, танцевать, танцевать!

В Америке поколение модных эмансипированных, наслаждающихся жизнью женщин, ведущих себя свободно и расковано, готовых реализовывать себя на любых поприщах, даже на тех, которые привычно считались только мужскими, называли флэпперс. Одно из значений слова flapper в разговорном английском языке – это девушка, молодая женщина, являющаяся ветреной особой, взбалмошная, без особых моральных устоев.

Открывались великолепные магазины, где представительницы прекрасного пола могли не только приобрести модную продукцию, но и пообщаться друг с другом.

Стиль Ар Декo, господствовавший в Европе 20-х годов не мог обойти стороной модный женский образ того времени. Этот эклектический стиль, соединивший в себе множество новаций, базировался на основе различных течений в искусстве и дизайне 1900-х годов. Стиль, активно развивающийся между Первой и Второй мировыми войнами, ярко проявлялся в архитектуре, живописи и моде .

Ар Деко современно и смело сочетал в себе восточные мотивы, элементы старины, модерн, русский конструктивизм, абстракционизм, кубизм. В интерьере Ар Деко использовались самые разные декоративные элементы, яркие и дерзкие и в тоже время виртуозно подобранные цветовые сочетания, этнические и геометрические узоры, дорогие, современные материалы, такие как слоновая кость, крокодиловая кожа, редкие породы дерева, серебро, а иногда и алюминий. Экзотический и яркий стиль Ар Деко, вызывающий, как восторг, так и критику очень быстро покорил мир, современные дизайнеры до сих пор черпают из него творческие идеи.

Одним из источников вдохновения для стиля Ар Деко явились восточные мотивы балетных «Русских сезонов» легендарного русского мецената, театрального деятеля, импресарио и подлинного реформатора мирового искусства Сергея Дягилева, которые своим триумфальным шествием с 1909 года по 1929 год покорили мир. Костюмы и декорации, созданные по эскизам Льва Бакста, Александра Бенуа, Натальи Гончаровой и др. завораживали ярким буйством красок, неожиданными сочетаниями и изысканностью мышления, присущего великим мастерам. В моду ворвались совершенно новые цветовые сочетания: ярко-оранжевые, сочно-голубые, лимонно-желтые, насыщенные зеленые и т.д. Нетрадиционные цвета и оттенки стали использоваться в одежде и украшениях.

Первым, кто перенес стиль Ар Деко в искусство одеваться, был знаменитый парижский кутюрье Поль Пуаре, находившийся под сильным влиянием русского театрального искусства, особенно живописи Бакста. Еще до Первой мировой войны он сделал очень многое для пропаганды этого многогранного стиля. Модели Поля Пуаре утверждали идеальный образ богатой и модно одетой современной женщины.

Знаменитая Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала международную жизнь термину «Ар Деко». Хотя само направление Ар Деко существовало и до открытия выставки. Американских берегов оно достигло только в 1928 году и, приобретя там новые характерные черты, стало важнейшим направлением в искусстве 30-х годов.

20-е годы выдвигают целую плеяду женщин-кутюрье. Их произведения на парижской выставке 1925 года демонстрировались в павильоне «Элеганс». Это Мадлен Вионне, мадам Пакен, сестры Калло, Жанна Ланвен, и, конечно, Габриель Шанель.

В павильоне СССР, принимавшего участие в этом масштабном событии, мир смог увидеть платья, созданные самыми яркими творцами моды в советской России - Александрой Экстер, Надеждой Макаровой, Евгенией Прибыльской, Верой Мухиной и, конечно же, легендарной Надеждой Ламановой .

В «Безумные двадцатые» процветает мода на экзотику. Популярнейшая «черная музыка» провоцирует интерес к африканскому и туземному искусству. Способствует этому и знаменитая в те годы темнокожая американская танцовщица Жозефина Бейкер.

Супермодными становятся китайские мотивы в дамских туалетах, аксессуарах и украшениях, китайские вышивки, китайский шелк. Восточные мотивы, взволновавшие европейских модниц еще до Первой мировой, после первой волны балетных «Русских сезонов», были очень популярны и в 20-е годы.

Говард Картер, знаменитый английский археолог и египтолог, совершивший в 1922 году в Долине царей близ Луксора открытие гробницы Тутанхамона, невольно оказался виновником египтомании, охватившей мир. Египетские рисунки и иероглифы красовались на модной одежде, четкие геометрические формы египетского искусства диктовали линии и силуэты, контрастные цветовые сочетания, характерные для египетской культуры мгновенно стали главенствовать в модных туалетах.

Увлечение экзотикой очень ярко проявлялось в ювелирном искусстве, которое переживало в это время настоящий бум, так как без украшений модная женщина не мыслила своего гардероба. Излюбленные украшения 20-х – длинные нити жемчуга и горного хрусталя, броши и заколки, широкие браслеты, крупные серьги в геометрическом стиле, стиле Модерн и Ар Деко. Наимоднейшее вечернее украшение – диадема. В моде платина и белое золото. Этот период в ювелирном искусстве называют «белым».

В западной моде 20-х годов появляется и обретает всемирную любовь модная деталь, заимствованная из русского костюма – кокошник. В Америке и Европе начинают носить головные украшения в форме кокошника-венца.

Особенно, такой головной убор, наравне с длинной фатой (обязательно длиннее платья) моден в свадебном костюме. Жанна Ланвен делает коллекцию шляп в форме русских уборов. Украшения-кокошники создают даже из пластмассы.

Русский стиль и парижский шик, соединившиеся в 20-е годы стали красной нитью в моде десятилетия. Этот уникальный модный период, во многом сформировался под влиянием двух гуманитарных катастроф – Первой мировой войны и грянувшей в России революции.

На благо модной индустрии трудились шляпные артели и мастерицы-надомницы, изготавливающие украшения, сумочки, расписывающие вручную шелковые платки и шали, шьющие отличные платья, отделанные ручной вышивкой. Особо популярны были изделия русских мастериц-шляпниц.

Славянские изделия пользовались спросом. Так как в послевоенные времена ощущался дефицит на нарядные ткани, искусство вышивки, которой мастерски владели русские женщины, имело большой успех. Все это способствовало тому, что в Европе и в Китае стали появляться русские дома моды. Так, например, в 1921 году в Париже появился дом вышивки «Китмир», заключивший эксклюзивный контракт с «Шанель». Этот модный дом объединил русских кустарных надомниц-вышивальщиц, а основала его двоюродная сестра Николая II, великая княгиня Марии Павловна Романова, которая очутившись в эмиграции, сначала была вынуждена вязать свитеры и платья для лондонского магазина готовой одежды.

Многие аристократки, носившие знаменитые дворянские фамилии, пытаясь выжить в новых условиях, начинали работать в модных домах, кто мастерицами, кто моделями, или, как их тогда называли – манекенами. Некоторые открыли собственные дома моды. Такие русские модные заведения появились в Харбине, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке и, главным образом, Париже.

Среди русских модных домов 20-х годов крупнейшими были «Поль Каре» Ольги Эджертон, урожденной княжны Лобановой-Ростовской; «Тао», основанный княгинями Марией Сергеевной Трубецкой, Любовью Петровной Оболенской и Марией Митрофановной Анненковой; «Итеб» фрейлины императрицы Марии Федоровны Бетти Буззард, в девичестве баронессы Гойнинген-Гюне; «Ирфе» основанный княгиней Ириной Юсуповой и ее мужем князем Феликсом Юсуповым; «Арданс» баронессы Кассандры Николаевны Аккурти фон Кенигсфельс, были и другие.

С появлением принципиально нового силуэта женского платья изменилось и женское белье. Огромным спросом пользовались шёлковые панталончики, короткие прямые рубашки-комбинации или узенькие нижние юбки, к которым полагался тугой, несколько сплющивающий грудь бюстгальтер, помогающий формировать модную фигуру «а-ля-гарсон» и пояс для чулок.

Русские эмигрантки изготавливали великолепное женское белье ручной работы для многих модных домов. Некоторым удалось создать собственные ателье, такие как дом белья «Хитрово», основанный Ольгой Александровной Хитрово, уроженки старинного дворянского рода; дом белья «Адлерберг», графини Любови Владимировны Адлерберг; дом белья «Лор Белен», Ларисы Бейлиной и балерины Тамары Гамсахурдиа де Коби и др.

К сожалению, практически все модные дома, открытые русскими эмигрантами, просуществовали очень недолго. Русские аристократки имели отличный вкус, у них было чувство стиля и, как оказалось, умение трудиться и создавать собственные модели. Но все они были неважными бизнесменами.

Знаменитые дома моды 20-х годов такие как «Шанель», «Люсиль», «Люсьен Лелонг», «Поль Пуаре», «Агнесс», «Мартиаль и Арманд» «Дреколь» и многие другие создавали модели «а-ля-рюс». Самые именитые кутюрье того времени сотрудничали с русскими мастерицами, использовали их в своих мастерских, покупали их изделия, а иногда и попросту заимствовали их идеи.

«Ревущие двадцатые», «Золотые двадцатые», «Безумные двадцатые» - это годы переполненные красотой и стилем, утопающие в новизне, изменившие представление о женственности. Годы, положившие в сокровищницу мировой моды огромное количество новаторских идей, ставших со временем вечными ценностями.

Воспроизведение данного материала запрещено -



Примечания:

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

Монро Джеймс (Monroe) (1758-1831), президент США в 1817 - 1825 годы; в 1823 провозгласил Монро доктрину ("Америка американцам". Направлена против "Священного союза" в его борьбе против независимости стран Латинской Америки. В дальнейшем использовалась для вмешательства США в дела других государств американских континентов). В 1811-17 государственный секретарь, в 1814-15 военный министр.

Литература и источники:

Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995

Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.

Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.

Возникновение и организационно-структурное оформление статистической деятельности в России
(конец XVIII века - 20-е годы XIX века)

В шестидесятые-семидесятые годы XVIII века произошли серьезные сдвиги в экономической, политической и культурной жизни России. В царствование Екатерины II (1762-1796) наступило время "просвещенного абсолютизма". Помещичье-крепостнический строй еще не препятствовал росту производительных сил, успешно развивались промышленность и торговля, и к концу XVIII столетия в России начали зарождаться капиталистические отношения.

Существенно изменилась экономическая политика государства, проявлением чего стало оживление свободного предпринимательства. В связи с этим была реорганизована система государственного управления: в 70-х годах были ликвидированы хозяйственные коллегии, в 1775 г. осуществлена губернская реформа, в результате чего центром государственного управления стала губернская администрация, а Правительствующий Сенат из высшего правительственного учреждения страны был преобразован в судебный орган.

Все это, естественно, отразилось на характере российской статистики того времени, на изменении ее функций, организации и методов работы. В ней стали проявляться черты орудия социального познания. Появился новый тип статистических работ, рассчитанных не на удовлетворение узких по содержанию оперативных запросов, а на получение разнообразных статистических данных о состоянии социально-экономической жизни, - возникла так называемая познавательная статистика.

Начиная с 1764 г. в России было проведено несколько уникальных статистических работ, послуживших базой для последующего развития статистической практики и становления российской статистической науки. Важнейшие из этих работ: генеральная опись Малороссии; генеральное межевание и топографические описания губерний, включавшие описания отдельных районов страны с их историческими, географическими, административными и экономическими характеристиками.

Изменения в структуре государственного управления были вызваны необходимостью решать новые задачи экономического и социального развития России. Настоятельная потребность в накоплении учетно-статистических данных, в их изучении и осмыслении, в совершенствовании самих методов организации и проведения исследований способствовали развитию научных статистических разработок.

Первое статистико-экономическое обозрение России было подготовлено Иваном Кирилловичем Кириловым (1689-1737), обер-секретарем Сената, автором уникального исторического, этнографического и экономического атласа России (1734 г.), которым пользовались около 50 лет. В написанной им книге "Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий, отец отечествия, император и самодержец всероссийский и прочая, и прочая, и прочая", завершенной в 1727 г., были широко использованы поступавшие в Сенат учетно-статистические данные, представленные в таблицах, а также обобщающие показатели. В книге использовались данные подворной переписи 1710 г. и первой ревизии 1718 г., но вопрос о том, как организовать наилучшим образом ревизии, автором не был поставлен. Это сделал Василий Никитич Татищев (1686-1750), управляющий казенными заводами на Урале, основатель Екатеринбурга (1723 г.). Ему принадлежит и первый в России научный труд по организации учета населения "Рассуждения по ревизии поголовной и касаючемся до оной" (написана в 1747 г., а опубликована лишь в 1861 г.). Основные идеи, высказанные Татищевым, - создание единого переписного документа, сокращение срока проведения переписей, повышение квалификации переписчиков - в конце концов нашли воплощение в статистической практике.

В 60-е годы идеи Татищева были поддержаны М.В. Ломоносовым и другими учеными того времени. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) разработал в 1760 г. "Академическую анкету" с тридцатью вопросами для сбора статистических данных, характеризовавших отдельные районы России и всю страну в целом.

Почти в то же время вторую анкету, близкую по характеру "академической", подготовил Федор Михайлович Миллер (1705-1783). Анкета, называвшаяся "Экономические вопросы" (65 вопросов, в основном сельскохозяйственного характера), была разослана губернаторам, другим чиновникам, некоторым частным лицам.

Эти анкеты были важны с точки зрения развития статистических работ на местах, а также осознания возможности использования статистики в научном познании. Сами анкеты (содержание и формулировки включаемых в них вопросов) стали своего рода базой формирования экономической статистики.

Развитию отечественной статистики способствовал также русский писатель Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Свои воззрения на статистику он изложил в работах: "Письмо о китайском торге" (1794 г.), "Описание моего владения..." (1799 г.), "О законоположении" (1802 г.). В основном он следовал традициям описательной школы, но, как и "политические арифметики", применял косвенные расчеты: подсчитывал народный доход России, величину его товарно-денежной части и т.д. Им была намечена программа сельскохозяйственной, экономической, внешнеторговой, демографической и судебной статистики.

В зарождающейся статистической науке было представлено не только государствоведческое, но и политико-арифметическое направление.

Вольфганг Людвиг Крафт (1743-1814), академик Российской АН (с 1771 г.) в своих работах сформулировал полные требования, предъявляемые к статистическим данным статистикой населения; разработал показатели плодовитости и смертности; вывел формулу дл вычисления периода роста, в частности, для удвоения числа жителей.

Можно констатировать, что российская статистика в XVIII столетии от изучения описания достопримечательностей государства перешла к всестороннему исследованию процессов общественной жизни, выявлению закономерностей их развития.

Успешное развитие российской статистики во второй половине XVIII века было приостановлено в 90-е годы реакцией, усилившейся в период царствования Павла I (1796-1801). Однако начало XIX столетия, первые годы правления Александра I (1801-1825) были отмечены либеральными веяниями в социально-экономической жизни России, проведением крупных реформ, коснувшихся и системы управления. Наиболее значительным из них следует признать переход к отраслевому управлению государством, созданию министерств.

Высочайшим Манифестом от 8 сентября 1802 г. ("Санкт-Петербургский журнал" №1, 1804 г.) поведено: "каждому Министру в конце года подавать Его Императорскому Величеству через Правительствующий Сенат письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей ". Вместе с новой организацией управления бьна изменена и система статистических работ, восстановлена отчетность губерний. По существу, историю российских административно-статистических учреждении можно начинать именно с 8 сентября 1802 г.

19 сентября 1802 года в циркуляре Министра внутренних дел графа В.П. Кочубея губернаторам дана схема отчета, содержащая сведения о численности населения, податях, произрастании хлебов, о сельских магазинах и народном продовольствии, о фабриках и заводах, о городских доходах и публичных зданиях. Отчетность эта поступала довольно аккуратно, однако достоверность материалов была невысока, что признавали и сами организаторы отчетности, в частности Министерство внутренних дел.

Так, о статистической отчетности, свод которой был подготовлен по материалам 1802 г., писалось: "...трудность и необыкновенность сего предприятия и недостаток многих сведений на самих местах было причиною, что вообще работа сия не имеет еще того совершенства и точности, какой бы желать надлежало. При всем том сей первый опыт подает основательную надежду, что при подробнейшем объяснении предметов, при замечании на недостатки, в первый раз допущенные, при точнейшем означении вопросов посредством рассылки табелей, и при усердии исполнителей, можно будет достигнуть в сих сведениях более точности и единообразия, и тем приближиться к их цели ".

1 ноября 1802 г. при Департаменте Министерства внутренних дел Высочайшим соизволением учреждено Сословие дворян из 10 человек, которому была поручена обработка сведений, поступавших из губерний. В 1810 г. эта группа была переведена в Министерство полиции.

20 марта 1811 г. при Министерстве полиции было создано Статистическое отделение. Возглавил его академик Карл Федорович Герман . (Циркуляр Министра полиции №168 от 20 марта 1811 г.) .

4 ноября 1819 г. Статистическое отделение в прежнем составе придано канцелярии Министерства внутренних дел.

Кроме министерств внутренних дел и полиции, статистические работы вели и другие министерства и ведомства. Наиболее значительными из них были работы Главного управления путей сообщения (данные о перевозках по внутренним водным путям). Министерства коммерции (статистика внешней торговли) и Министерства финансов (статистика горной промышленности и др.).

Материалы правительственной статистики широко публиковались. В 1803 г. вышел в свет статистический сборник Министерства коммерции "Государственная торговля 1802 года в разных ее видах". В дальнейшем подобные сборники издавались ежегодно, сначала Министерством коммерции, а потом, после его ликвидации, Министерством финансов. В 1806 г. был опубликован статистический сборник Министерства внутренних дел "Табели к отчету Министра внутренних дел за 1804 год". 29 ноября 1819 г. на заседании Комитета Министров обсуждался вопрос об издании Статистического журнала и прочих статистических сочинений.

12 мая 1823 г. Статистическое отделение вошло в состав Департамента исполнительной полиции Министерства внутренних дел.

Впервые в 1825 г. Статистическим отделением был составлен Реестр произведенных работ за период с 1811 г. по 1825 г. (Письмо Статистического отделения МВД от 07 октября 7525 г. №18).

Существенные перемены в развитии российской государственной статистики наметились к середине 30-х годов XIX века, когда потребности государства вызвали необходимость приступить к организации статистических работ.

РЕФЕРАТ

на теме:

«Общественные движения в России в 20-30-е годы XIX века»

1. Тайные организации декабристов.

В начале XIX века в России оживилась общественно-политическая жизнь. Ведущую роль в ней играли дворянские реформаторы. Подъем общественно-политического движения обусловливался экономическим и политическим развитием России. После Отечественной войны 1812 года в стране сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, которые тормозили развитие России. Хотя крепостническая Россия и отставала в своем развитии от передовых стран Европы, в ней начал назревать кризис феодально-крепостнического строя и продолжали развиваться капиталистические отношения. В этих условиях передовые представители дворянства выступали за уничтожение крепостничества и самодержавия, которые, по их мнению, являлись главными причинами отсталости России.

Последние годы правления Александра I показали, что правительство не имеет ни сил, ни желания решать вопросы, поставленные всем ходом исторического развития страны. С этого времени начинается противостояние реакционной власти и общества, стремящегося к переменам: ограничению самодержавия, отмене крепостного права.

Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказал подъем патриотизма народных масс во время Отечественной войны 1812 года. Народ, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны, продолжал оставаться в крепостной зависимости. Благодаря заграничным походам русской армии в 1813-1815 гг., в составе которой находились многие будущие декабристы, последние познакомились с революционными идеями, с новым политическим мышлением. Передовые идеи получили распространение в России потому, что здесь уже была подготовлена почва для их восприятия.

В1816 году в Петербурге была создана первая организация дворянских революционеров «Союз спасения». Основателями этого общества стали офицеры А.Н. Муравьёв и И.Д. Якушкин, С.П. Трубецкой, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы. Общество объединило в своих рядах около 30 человек. Основной задачей «Союза» была ликвидация крепостного права и установление в стране конституционной монархии. Общество намеревалось с помощью армии совершить революционный переворот. Замкнутость «Союза» и неопределенный характер деятельности тормозили его развитие. Участники не имели единодушного мнения по вопросу о будущем государственном устройстве России и путях достижения поставленной цели.

В 1817 году «Союз» принял постановление о реорганизации общества. Его преемником стал «Союз благоденствия», образованный в 1818 году. В организацию предполагалось привлечь больше новых людей -дворян, купцов, представителей духовенства, крестьян. Организаторами «Союза» были: А.Н. Муравьев, Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. Вскоре был разработан устав - «Законоположение Союза благоденствия», представляющий собой политическую программу общества. Главная цель программы - уничтожение самодержавия и отмена крепостного права. Осуществить революционный переворот планировалось через 20 лет. С членами «Союза» поддерживали дружественные связи А.С. Пуииаш и А.С. Грибоедов.

Преобразовательные устремления «Союза» не встретили отклика со стороны правительства. Разочарование во власти становилось все сильнее, и в 1821 г. радикально настроенные члены «Союза благоденствия» организуют его роспуск, чтобы избавиться от «миролюбиво» настроенных, колеблющихся, случайных людей и вернуться на путь революционной борьбы.

В 1821-1822 гг. на основе «Союза» возникли новые декабристские организации - «Южное общество» в Украине, во главе с П.И. Пестелем, и «Северное общество» в Петербурге, которое возглавил Н.М Муравьев. Оба общества тесно взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя, как части одной организации. К 1823 году в «Южном обществе» были представлены Тульчинская, Каменская и Васильковская управы. Общество возглавлялось Директорией, в которую были избраны П.И. Пестель, А.П. Юшневский и другие.

«Северное общество» было организовано в 1822 году. В его руководящее ядро вошли Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.И. Тургенев, М.С Лутт. Во главе общества стояла Дума, в которую входили Н. Муравьев, С. Трубецкой, Е. Оболенский.

Основной деятельностью обществ была разработка конституционных проектов и подготовка планов их реализации.

2. «Русская правда» П.Пестеля и «Конституция» Н.Муравьева.

«Русская правда» П.Пестеля - политическая программа революционных преобразований - наиболее радикальный конституционный проект декабристов. Согласно «Русской правде» в стране предполагалось уничтожение самодержавия, крепостного права, сословных привилегий, установление равенства всех граждан перед законом, провозглашение республики. Планировались также ликвидация военных поселений, сокращение срока службы в армии до 15 лет. Всем гражданам гарантировалась свобода слова, печати, вероисповедания. Высшим органом законодательной власти провозглашалось Народное вече, избираемое всеми гражданами страны. Высшая исполнительная власть должна была принадлежать Государственной думе, состоящей из пяти членов, которых назначало Народное вече сроком на 5 лет.

Пестель Павел Иванович (1793-1826} - декабрист, полковник. В 1811 г. закончил Пажеский корпус. Участник войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1815 гг. В марте 1821 г. организовал и возглавил «Южное общество» декабристов, автор его политической программы («Русской правды»). Выступал за свержение самодержавия и установление республиканского строя, ликвидацию крепостничества. Казнен вместе с другими руководителями декабристов.

«Русская правда» предусматривала наделение крестьян землей. С этой целью планировалась конфискация значительной части помещичьих, казенных и церковных земель, и предполагалось создание общественных земельных фондов. Земельный фонд страны включал бы землю как общественную, так и частную.

В общественный земельный фонд должны были войти казенные и монастырские земли, а также земли, частично конфискованные у помещиков. Общественная земля должна была принадлежать всему обществу и подлежала бесплатной раздаче в пользование всем гражданам. Она не могла быть ни продана, ни заложена.

Частная земля находилась бы в свободном товарном обращении и 1 должна была способствовать развитию частной предпринимательской инициативы.

Пестель считал, что все народы России сольются в единый народ, поэтому не затрагивал вопрос о праве наций на самоопределение. Исключение он делал для Польши, которая получала политическую самостоятельность при условии, что она восстанет одновременно с декабристами.

Муравьев Никита Михайлович (1795-1843) - декабрист, один из основателей тайных обществ «Союз спасения» и «Союз благоденствия», член Верховной думы и руководитель «Северного общества». Автор его программы - «Конституции». Приговорен к 20 годам каторги. С 1827 г. - в Нерчинских рудниках. С 1835 г. - на поселении в Иркутской губернии.

Будущая конституционная монархия должна была стать федерацией из 14 держав и 2 областей со своими столицами и самостоятельным управлением. Столицей федерации должен был стать Нижний Новгород. «Конституция» сохраняла монархию, помещичью собственность на землю, высокий имущественный ценз.

«Конституция» обсуждалась на заседаниях «Северного общества» и неоднократно подвергалась критике ее членами. Поэтому в качестве программы «Северного общества» «Конституция» так и не была принята. Программные документы декабристов носили в целом умозрительный, абстрактный характер, основывались не столько на знании реальных условий российской жизни, сколько на отвлеченных теоретических рассуждениях.

3. Восстание 14 декабря в Петербурге и выступление Черниговского полка в Украине.

1824-1825 годы - наиболее напряженный период в деятельности декабристов. Начинается непосредственная подготовка вооруженного восстания. В 1824 году состоялись переговоры об объединении обоих обществ и координации их действий в предстоящем восстании.

В 1825 году в результате переговоров между представителями «Южного» и «Польского патриотического» обществ было принято решение о поддержке выступления декабристов со стороны польских революционеров. В сентябре 1825 года в состав «Южного общества» влилось «Общество соединенных славян», действовавшее в Новоград-Волынске. В программных документах этой организации выдвигались задачи борьбы против крепостничества, за создание республиканской демократической федерации славянских народов. В конце 1825 года члены «Южного общества» развернули агитационную работу среди солдат с цельюподготовки их к предстоящему выступлению.

Выступление декабристов было намечено на лето 1826 года, но неожиданно в Таганроге 19 ноября 1825 г. умер Александр I. На престол должен был вступить брат царя - Константин. Но он еще в 1823 году по настоянию Александра I вынужден был отказаться от своих прав в пользу брата Николая.

Николай 1 (1796-1855) - российский император с 1825 г., третий сын импера­тора Павла I, почетный член Петербургской Академии Наук (1826). Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение (тайная политическая полиция), составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы. Получила распространение так называемая «теория официальной народности», провозглашавшая православие и самодержавие незыблемыми оплотами российской государственности. Во время его царствования были подавлены Польское восстание 1830- 1831 гг., революция в Венгрии 1848- 1849гг. Важной чертой внешней политики стал возврат к принципам Священного союза, установленным Венским конгрессом 1814-1815 гг. В области внутренней политики предпринимал неоднократные попытки подготовить крестьянскую реформу, но они не шли дальше создания «секретных комитетов». В период царствования Николая I Россия участвовала в Кавказской войне 1817- 1864гг., русско-персидской войне 1826- 1828 гг., русско-турецкой войне 1828-1829 гг., Крымской войне 1853-1856 гг., поражение в которой знаменовало крах николаевского режима и начало эпохи реформ 1860-1870-х гг.

Отказ Константина от престола хранился в тайне, поэтому войска были приведены к присяге Константину. После того как он подтвердил свой отказ от престола, Николай назначил переприсягу на 14 декабря 1825 года. Члены общества решили использовать это событие для осуществления своих планов.

В Петербурге на квартире К.Ф.Рылеева члены «Северного общества» разработали план восстания, назначенного на 14 декабря. В этот день предполагалось организовать отказ от присяги офицеров и солдат, которые должны были выйти на Сенатскую площадь с оружием в руках. Руководство восстанием поручалось полковнику С.П. Трубецкому. Начальником штаба был назначен Е.П.Оболенский. Вставшие войска должны были захватить Зимний дворец, а П.Г. Каховский - убить Николая I. К.Ф.Рылеев и И.И. Пущин должны были заставить Сенат передать власть Временному революционному рг правительству и опубликовать «Манифест к русскому народу», в котором были бы изложены основные программные требования восставших.

Утром 14 декабря 1825 г. декабристы уже были в своих воинских частях. В 11 часов Лейб-гвардии Московский полк явился на Сенатскую площадь и построился в боевой четырехугольник (каре). Но к этому времени сенаторы уже присягнули царю и разъехались по домам. К часу дня к восставшим присоединились матросы гвардейского морского экипажа под командованием Н.Бестужева. Последним появился на площади Лейб-гвардии Гренадерский полк. Всего на площади собралось 3 тысячи солдат и матросов с 30 офицерами. До 3 часов дня восставшие ожидали присоединения других воинских частей к восстанию. С.П. Трубецкой не явился на площадь и руководство восстанием приняли на себя К.Ф. Рылеев и Е.П. Оболенский. Их помощниками были П.Г. Каховский, А.А. Бестужев, М.А. Бестужев и др.

На улицах и площадях Петербурга собралось почти 30 тысяч человек, в основном жители города - дворовые, ремесленники, которые сочувствовали восставшим и оказывали сопротивление полиции, пытавшейся их разогнать. Чтобы уговорить восставших разойтись, правительством был послан генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович. Декабрист П.Г. Каховский выстрелом из пистолета смертельно ранил его.

К исходу дня против восставших было стянуто 9 тысяч солдат пехоты и 3 тысячи кавалерии, которые окружили Сенатскую площадь. Атаки конницы восставшие отбили ружейными залпами. Тогда Николай I приказал применить против них картечь. Восставшие, отстреливаясь, были вынуждены отступить. Выступление декабристов было разгромлено. Но события 14 декабря в Детербурге послужили сигналом к восстанию на юге.

Утром 29 декабря 1825 года началось восстание Черниговского полка, расположенного в районе города Василькова в Украине. Его возглавил С. Муравьев-Апостол. Первой выступила 5-я рота Черниговского полка, стоявшая в Трилесах. Вечером она пришла в деревню Ковалевку, где соединилась со 2-й гвардейской ротой. 30 декабря С. Муравьев-Апостол во главе двух рот вступил в Васильков, где к нему присоединились другие роты Черниговского полка.

С. Муравьев-Апостол собрал под свое командование 5 рот Чер­ниговского полка в составе 970 солдат при 8 офицерах. Муравьев-Апостол перед полком прочитал революционный «Катехизис» - прокламацию, составленную в виде вопросов и ответов. Этот документ, составленный на основе священного писания, доказывал необходимость уничтожения монархической власти и установления республики.

Восставшие надеялись, что к ним присоединятся остальные части царской армии, но этого не произошло. Вокруг района действий Черниговского полка были сосредоточены мощные силы правительственных войск. 3 января 1826 года между деревнями Устимовка и Ковалевка полк был расстрелян картечью.

4. Расправа над декабристами. Значение восстания.

После разгрома восстания начались массовые аресты. Всего в Петербурге было арестовано 316 человек. Был образован Следственный комитет по делу декабристов. К следствию было привлечено 579 человек, а виновными признаны 289. Верховный уголовный суд в Петербурге приговорил к смертной казни пятерых наиболее активных деятелей декабристского движения: П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, П.Г. Каховского. 13 июля 1826 г. приговор был приведен в исполнение. 121 декабриста приговорили к каторге, ссылке и поселению в Сибири. Всех их лишили воинских чинов и дворянского звания.

Особые комиссии рассматривали дела солдат, принимавших участие в восстании: 178 солдат прогнали сквозь строй, 23 человека были наказаны розгами. Из остальных участников восстания сформировали полк в составе 4000 человек, который был отправлен на Кавказ в действующую армию.

Итак, первое в России революционное восстание, направленное против самодержавия и крепостничества, потерпело поражение. Декабристы не смогли поднять на борьбу широкие народные массы. Действия дворянских революционеров не всегда были последовательны и решительны. Они хотели произвести переворот в стране во имя народа, но без его активного участия, боясь стихии народного восстания.

5. Формирование направления общественной мысли в России.

Русская общественная мысль в начале 20-30-х гг. XIX века развивалась под влиянием революционного выступления декабристов. Среди передовой молодежи начали создаваться революционные кружки. В 1831 г. сложился кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева.

Герцен Александр Иванович (1812-1870) - российский философ, публицист, писатель. Внебрачный сын помещика И.А. Яковлева. В 1831-1834гг. - руководитель студенческого кружка в Московском университете. В 1835- 1840 гг. - в ссылке. Печатался с 1836 г. под псевдонимом Искандер. С 1842 г. - в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1844-1846) утверждал союз философии с естественными науками. В романе «Кто виноват?» (1841-1846), повестях «Доктор Крупов» (1846) и «Сорока-воровка» (1846) критиковал крепостнический строй. С 1847 года - в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-1849 гг. разочаровался в революционных возможностях Запада, разработал теорию «русского социализма», выступив одним из основоположников народничества. В 1853 году основал Вольную русскую типографию в Лондоне, издавал альманах «Полярная звезда» (1855-1868), в газете «Колокол» {1857-1867) обличал самодержавие, требовал освождения крестьян с землей, содействовал созданию тайного общества «Земля и воля» в 1860-х годах в России, поддержал Польское восстание 1863-1864 гг. Умер в Париже, похоронен в Ницце. Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852-1868) - один из шедевров русской мемуарной литературы.

Участники кружка проявляли интерес к общественно-политическим вопросам. Они бьши убежденными республиканцами и увлекались идеями утопического социализма. Члены кружка читали политическую литературу, изучали историю Французской революции. Попытки Герцена и Огарева развернуть революционную агитацию бьши пресечены в 1834 году. После длительного тюремного следствия Гер­цена выслали без суда в Пермь, Вятку, а затем во Владимир.

Путем массовых репрессий, жестокой цензуры царскому правительству удалось справиться с общественным подъемом 30-х годов. Для этого времени бьши характерны настроения пессимизма, неверия в дальнейшую борьбу. Такие настроения нашли отражение в «Философических письмах» П.Я.Чаадаева, опубликованных в 1836г. в журнале «Телескоп».

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856) - русский мыслитель и публицист, участвовал в Отечественной войне 1812г. В 1821 г. был принят в «Северное общество» декабристов. Публицист в «Философических письмах» размышлял над судьбой России. Разуверившись в возможности общественного прогресса в России, он не видел ничего светлого в настоящем русского народа. Чаадаев утверждал; что в России нет ни своих мыслителей, ни своих ученых. Причина этого заключалась в отрыве России от католического западноевропейского мира, который являлся источником прогресса и цивилизации. Выводы Чаадаева вызвали протест передовых людей того времени, но заставили их выйти из оцепенения, внимательнее вглядеться в прошлое, настоящее России, чтобы осмыслить перспективы ее развития.

В 30-40-е гг. происходит постепенное изменение настроений общества. Оформились два новых течения общественной мысли - западничество и славянофильство.

Кружок славянофилов сложился в Москве. Он объединял небольшую группу дворянских писателей. Ядро его составляли А.С. Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелее. Славянофилы отрицали единые закономерности общественного развития и противопоставляли «самобытную» Россию государствам Западной Европы. Они утверждали, что буржуазные государства находятся в упадке, в них обостряются социальные противоречия и отмечается рост революционного движения. Они не признавали достижений западноевропейской культуры и считали ошибочным сближение России с западной культурой со времен Петра Первого. Славянофилы заявляли, что историческое развитие России идет своим, самобытным путем и указывали, что русская община является защитой от революционных потрясений. Их идеология бьша противоречива и непоследовательна. Они выступали с осуждением крепостного права, но выступления носили чисто декларативный характер.

Общественно-политические взгляды славянофилов не получили широкого распространения.

Против них выступали западники - сторонники западного пути развития. Ядро западников составляли Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Н. Кудрявцев, В.П. Боткин, П.В. Анненков и др. Западники были уверены, что Россия, как и другие страны, должна перейти к буржуазному строю. Они были сторонниками отмены крепостного права, считали необходимым ограничить самодержавную власть, использовать достижения западноевропейской культуры. Для пропаганды своих взглядов использовали кафедры Московского университета, публичные лекции Т.Н. Грановского, журналы «Отечественные записки» и «Современник». Западники признавали только реформистский путь перехода от феодального строя к капиталистическому и сторонились идеологов революционной борьбы.

Споры западников и славянофилов имели большое значение. Они будили общественную мысль, звали к деятельности, прогрессу и зна­меновали собой начало формирования либеральной идеологии в Рос­сии.

В 40-е годы в русской общественной мысли стали выделяться революционно-радикальное и демократическое направления. Революционеры-радикалы призывали к решительным действиям, вплоть До насильственного свержения существующего строя. Будущее России они связывали с социализмом, переход к которому должен был осуществиться через крестьянскую общину. Крестьян должна была вести за собой разночинная интеллигенция. В той или иной степени такие взгляды разделяли А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и другие.

Зарождающееся демократическое движение в стране олицетворял кружок петрашевцев (1845-1849), хотя некоторые его члены были сторонниками радикальных методов борьбы. Основателем кружка был М.В. Буташевич-Петрашевский.

Буташевнч-Петрашевскнй Михаил Васильевич (1821-1866) - русский революционер, социалист-утопист. Учился в Царскосельском лицее, затем стал вольнослушателем в Петербургском университете. Служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. Руководитель общества петрашевцев, выступал за демократизацию политического строя России. В 1849 году осужден на вечную каторгу.

Политический кружок петрашевцев действовал в Петербурге. Он объединял прогрессивную интеллигенцию и состоял из 23 активных членов. Главной задачей петрашевцы считали борьбу против самодержавия и крепостничества, поэтому большое внимание уделяли распространению революционных идей. У Петрашевского сложилась своя концепция подготовки революции: сначала пропаганда, потом создание тайного общества, а затем - революционное восстание. Политическим идеалом петрашевцев являлось республиканское устройство государства с одно­палатным парламентом и выборностью на все правительственные должности. Они высказывались за федеративное устройство будущей России, при котором народам будет предоставлена широкая автономия. Критикуя несправедливость буржуазного общества, они строили штаны освобождения сразу всего человечества, надеясь осуществить их, мирным путем.

В 1845-1846 гг. петрашевцы составили и издали «Карманный словарь иностранных слов», вошедших в состав русского языка. Они написали воззвание к крестьянам («Десять заповедей») и солдатам («Солдатская беседа»), призывавшие к борьбе против помещиков и самодержавия. Царскому правительству удалось раскрыть организацию петрашевцев в 1849 году. 21 человек, в том числе и Петрашевский, были осуждены на смертную казнь, замененную впоследствии длительными сроками каторги. г

Деятельность петрашевцев имела большое значение для активизации борьбы российских демократов. Они внесли определенный вклад в развитие демократической мысли в России.

Список литературы

1. Я. М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С. 111-128.

3. Л.А. Ливанов «Всемирная история» учёбное пособие. 2002 С. 150-164.

4. Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса. ― 6-е изд. ― М.: ООО «ТИД «Русское слово ― РС», 2006 (§ 41).

Британской музы небылицы Тревожат сон отроковицы. А. Пушкин. «Евгений Онегин»

…Искусство приятнъм образом делать вещи странными, делать их чужими и в то же время знакомыми и притягательными - в этом и состоит романтическая поэтика…

ера в гражданские свободы и идеалы в конце XVIII ве­ка, надежда на их осуществление в огне революции и крушение этих надежд, становление империи На­- все это вызвало к жизни художественное на­правление получившее название романтизма.

Романтизм был важной ступенью в развитии искусства всей Европы. Само название говорило о разрыве с классиче­ским наследием античности и повороте к народным тради­циям западноевропейского Средневековья.

В основе романтизма лежало столкновение развитой и жаждущей свободы личности нового времени с косной, туго поддающейся изменению общественной средой, в ко­торой власть чистогана побеждала феодальные привилегии.

В сильных натурах сознание враждебности мира, в котором они живут, вызывало возмущение против существующего

порядка. Оно облекалось в систему утопического социализ­ма (Сен-Симон, Фурье), выливалось в страстные публицис­тические стихи (Байрон, Гейне, Шелли), наполняло поэмы и романы темой тоски, одиночества и усталости, принимало резко политическую окраску, выступая в защиту демокра­тии, прав свободы личности. Его глашатаями были Гюго, Жорж Санд, русские поэты Рылеев, Бестужев-Марлинский, Одоевский, Кюхельбекер, Лермонтов. Гений Пушкина осве­тил все грани этого течения. Романтизм уходил в глубь ис­тории, поэтизируя старину, окружая ее ореолом возвышен­ных чувств.

Литературные журналы, газеты, театры, выставки ис­кусств - все это было самым верным источником, питаю­щим моду и модную промышленность. Стоило только свер­шиться какому-нибудь событию, имевшему общественный резонанс, как мода уже отвечала на него. «Корсар» Байрона произвел в общественном мнении, в театре и в модах значи­тельное впечатление. Восточные имена героинь его баллад пе­ренеслись на холодные берега Невы и далекой Сены. Головы женщин покрылись турецкими чалмами, греческими покры­валами, восточными полосатыми тканями (рис. 162). Появи­лись накидки «корсар», духи «Корсар». В будуарах и гостиных поставили широкие диваны и тахты, застелили полы восточ­ными коврами, набросали на них удлиненные подушки.

Романтизм, всколыхнувший историю, дал моде новый источник вдохновения, а портные и портнихи углубились в изучение исторических альбомов (рис. 163, 164).

«… В украшениях, в одежде воскрес вкус средних веков, столь диаметрально противоположный положительному характеру нашей современности и ее требованиям. Рукава женского платья, прическа мужчин - все подвергалось ро­мантическому влиянию»,- пишет Герцен в статье «Диле­танты романтики»*.

Мода очень тонка в своих нюансах, и если присмотреть­ся, то все то, что привнес романтизм в литературу, живо­пись, театр, получило отзвук и в костюме. Внимательно вглядитесь в мужские портреты этого времени: Кукольника (Брюллова), Байрона, Пушкина (Тропинина и Кипренско­го), автопортрет Брюллова. Вам бросятся в глаза темные одежды, широко распахнутые мягкие воротники рубашек, волосы, свободно подставленные под ветер, небрежно на­кинутый плащ или клетчатый плед (рис. 165, 166, 167, 168).

Непринужденность поз, простота и скромность фраков и сюртуков - таков тон романтической свободы в мужском костюме. Мужская одежда получила точное наименование, определенный состав гардероба, как-то: черный фрак, став­ший с начала века официальной и торжественной одеждой (в обиходе употребляются и цветные фраки), сюртук (фр., означает «надетый на все или поверх всего»), черный и цвет­ной, длинный, ниже колен и короткий приталенный (ре­дингот), жилеты, довольно сильно подверженные модным изменениям в цвете и рисунке материала. Верхняя одежда представлена рединготом, карриком (коротким свободным пальто с несколькими воротниками). Каррики были принад­лежностью щеголей, поэтому число пелерин могло возрас­тать в зависимости от вкуса и фантазии заказчика. «…Служа­щий главным клерком у парижского нотариуса носил каррик с тридцатью шестью пелеринами, облегающие пан­талоны и гусарские сапоги…» (Андре Моруа. «Три Дюма»).

Особое внимание приверженцы моды уделяли жилетам, выбор которых был самым разнообразным Жилеты парад­ные, белоснежные или цветные, полосатые, в мелкую клетку, бархатные, атласные, парчовые с вышивкой ткацким узором и даже с дешевым набивным рисунком. На ногах туфли, башмаки, сапоги мягкие и на каблуках, с гетрами или без них.

В форме шляп также наблюдалось разнообразие: с узкой тульей и высокой конической головкой, с расходящейся квер­ху тульей, пуховые, войлочные, каскетки и двууголки (в на­чале века), которые сохраняются у чиновников и военных вплоть до 30-х годов.

Хотя Россия, как и вся Европа, придерживалась французской и английской моды, индивидуальность и психология человека, национальные свойства его души сказыва­лись в пристрастии к одним или другим формам костюма, к вольности в обращении с ним или к каким-нибудь старинным формам его. Москвичи, в особенности фран­ты, по свидетельству поэта Батюшкова (1810 г.), «фланировали по Кузнецкому мос­ту в лакированных сапогах, в широких английских фраках, в очках (что стало поваль­ной модой) и без очков, растрепанные и причесанные…» А в журнале «Кабинет Аспазии» от 1815 года о публике Петербурга пишут: «Начиная от пожилого купца- русского до самого ветреного франта в Петербурге моды мужчин постоянны, но со всем тем видно чрезвычайное разнообразие: здесь видишь долгие, посредственные, короткие фраки, делающие постепенный переход от кафтана к куртке. Всякий дела­ет по своему вкусу…» Пристрастие к сюртукам, пожалуй, можно объяснить тем, что это была наиболее удобная одежда, не требующая особых ухищрений в отношении других частей туалета; фрак, открывая жилет и ноги, требовал безупречно выполнен­ных панталон и жилета; при сюртуке же, если он был застегнут, туловище плотно прикрывалось до половины. Сюртук в XIX веке для мужчин был тем, чем теперь яв­ляется пиджак - незаменимой во всех случаях жизни одеждой.

«Повседневная одежда Рабурдена - длинный синий сюртук, белый галстук, клет­чатый жилет а-ля Робеспьер, черные панталоны без штрипок, серые шелковые чул­ки и открытые башмаки» (Бальзак. «Чиновники»).

К слову сказать, до 20-х годов включительно талии как у женщин, так и у мужчин оставались завышенными, и если это было резонным у женщин, то у мужчин выгля­дело смешным, особенно в верхних вещах - рединготах, отрезные фалды которых начинались сразу под лопатками. Так или иначе, до указанного периода фраки и сюр­туки были с соответственно завышенной талией.

Любая диспропорция костюма, узаконенная модой, при желании и такте худож­ника может работать на ироническую или комическую характеристику персонажа. Завышенная талия, высокие воротники и рукава «окороком» во фраках 20-30-х го­дов уже сами по себе комичны и с успехом могут быть использованы в спектаклях «Горе от ума», «Мертвые души», «Ревизор».

Остается сказать несколько слов о домашнем костюме. Уже с XVIII века в обиход прочно вошли в моду шлафроки - халаты на вате и меху, покрытые хлопчатобу­мажной набивной тканью, атласом или плюшем. С начала века в моде полосатые ин­дийские и иранские ткани, из которых делаются халаты, надеваемые поверх панта­лон, жилета и рубашки. Маленькая шапочка феской или колпак обычно прикрывали голову, но если утром у знатного вельможи или щеголя был парикмахер, то шевелю­ра тщательно оберегалась.

После 20-х годов из моды окончательно изгоняются пропорции первых лет века; в мужской моде кропотливо отделываются и оттачиваются детали, изменяются фор­ма шляп, ширина и длина брюк.

В 1820-1829 годах панталоны к фраку или сюртуку ста­ли носить светлые - из желтоватой нанки (рис. 169), из бе­лого пике в цветную полоску, из сукна, полусукна, из барха­та; для верховой езды - обтяжные лосины или трико. Последние больше всего встречаются у военных и у щеголей.

К периоду 20-х и 30-х годов XIX века относится много водевильных и комедийных спектаклей («Лев Гурыч Синич­кин». Д. Ленского, «Замужняя невеста» А. Грибоедова и А. Шаховского и др.) с большим количеством действующих лиц и потому требующих тщательной проработки эскизов костюмов. Ниже приводится текст, который вводит худож­ника в мир психологии моды:

«Одежда и экипажи показывают ныне, к которой партии в литературе кто принадлежит. Романтики ездят в ландо, за­пряженных разношерстными лошадьми, любят пестроту, напр., лиловые жилеты, русские панталоны, цветные шля­пы. Дамы-романтики носят пейзанские шляпы, цветные ленты, три браслета на одной руке и убираются иностран­ными цветами. Экипажи их - семейный берлин или трех­местный кабриолет, лошади вороные, платья темных цве­тов, галстуки просто из тонкого батиста с бриллиантовой булавкой. Дамы-классики не терпят пестроты в нарядах, и цветы, которыми они убираются,- роза, лилия и другие цветы классические» - так пишет «Московский телеграф» в главе «Модные обычаи».

Каждый месяц журналы всех стран, и России в том чис­ле, не только специально модные, но и литературные, пуб­ликуют модные картинки, советы, описания туалетов, ри­сунков на ткани, обычаи и все, что подвержено изменению ветреной моды.

Примерно до 1825 года линия талии очень медленно, но методично опускалась. К середине 30-х годов она наконец оказалась на естественном месте.

Уже в 20-х годах в женском костюме ничего не осталось от плавности линий и мягкости тканей начала века. Про­зрачные ткани делались на плотном чехле; муар, тафта, бар­хат, репс, кашемир, довольно плотно прилегая к стану спе­реди, собирались на спине в небольшие складки и образовывали конусообразную юбку, спускающуюся книзу от плотного и затянутого косточками лифа (рис. 171 а, б). Рукава, подол и манжеты становятся предметом тщательно­го внимания мастериц и портных; их убирают аппликация­ми, вышивкой, накладными украшениями, цветами, тесь­мой, а подол подшивают руло - валиком, в который вшита вата. Это средство придать юбке определенный объем, не прибегая к нижним юбкам, на редкость остроумно и удобно (рис. 172). Приходится сожалеть, что в современных театрах совершенно забыли этот прием, который при затрате ми­нимальных средств дает максимум эффекта. Валик-руло расправляет подол и держит его на почтительном расстоя­нии от ног. Ноги, обутые в узенькие туфельки, еще видны из-под платья, и только к 40-м годам они скроются, чтобы вновь выглянуть лишь к 1914 году.

Для художника театра мода - это подспорье в средстве создания определенного образа, характера, духовные каче­ства и индивидуальные свойства которого раскрываются через внешние признаки.

Литература романтизма насыщена галереей женских портретов, но только гений Пушкина сумел сочетать романтику с реализмом, создав чистый образ, недосягае­мый идеал в литературе и в жизни.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Играть и прыгать не хотела,

И часто, целый день одна,

Сидела молча у окна.

Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей…

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все,

Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо.

Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит Свой тайный жар, свои мечты…

Нет, мода не создала подлинного, идеального в лучшем смысле облика женщины периода романтизма. Ни пушкинская Татьяна, ни госпожа Реналь Стендаля не по­служили ее образцом.

Мода - это извлечение поверхностное, среднее. Мода создает идеал, утрируя и акцентируя некоторые качества и атрибуты в целях завоевания симпатий и угожде­ния публике.

«Модная героиня» 20-30-х годов мечтательна. Ее мечтательность и задумчивость придают ее лицу бледность, а взгляду - томность. Склоненная набок головка укра­шена тугими локонами. Светлые ткани ее платьев украшены букетами и гирляндами цветов. Ей нравятся накидки «Вертер» (герой классического романа Гёте), чепчики «Шарлотта» и воротники «Мария Стюарт». Таков портрет, который может получить художник, обращающийся только к модным иллюстрациям. И даже статичная пор­третная живопись, как бы психологична она ни была, не может дать полного проник­новения в образный строй далекого времени. Только литературные источники во

всем своем многообразии помогают художнику стать очевидцем и бытописателем далеких эпох.

Литература романтизма, обращенная к истории и восточной экзотике, давала мо­де повод для новых названий и изобретений экстравагантных форм костюмов.

Восточные тюрбаны и повязки адресовали к Байрону, а береты, сдвинутые набок, напоминали о славе Рафаэля и Леонардо.

Получили исторические названия шляпки и накидки: «…испанскими токами называются такие,- сообщал «Московский телеграф»,- у которых сверху золотая испанская сеточка, а украшение составляет райская птичка… Турецкие токи делают­ся обыкновенно из материи с золотыми и серебряными сеточками или бархатными квадратами… » Само название «ток» говорит об обращении к XVI веку, когда эти надетые набекрень шляпы легкими «шарами» сидели на головах.

Летние хлопчатобумажные ткани только в XIX веке совершенно официально вошли в обиход. «…Жаркое время заставило дам носить летние белые перкалевые платья, кисейные, органдиновые и линовые блузки… на прогулках и в деревнях ча­сто встречают модных дам в платьях из кисеи, жаконна и батиста, цвета голубого, ро­зового… Сверх сих платьев надевают канзу из белой кисеи… » Обилие тонких тканей привело даже к тому, что сверх платьев надевали прозрачные рукавички, пришитые на канзу или к лифу платья (белого или цветного). Шляпы, капот и кибитка довер­шали романтическую внешность.

Так деталями, аксессуарами, цветом и формой костюма мода поддерживала связь с самым сильным течением в искусстве этого периода - с романтизмом.

Следует заметить, что туалет - процесс одевания, причесывания, сбора на бал - был так сложен, что уже сам по себе представлял одну из характернейших черт свое­го времени. Тем ярче эта сторона может прозвучать на театре.

«Лизаньку намащали различными веществами, взятыми в косметической лав­ке - помада, духи, притиранья, румяна,- и перед балом уложили спать… Но вскоре возвестили приход парикмахера. Лизанька вышла в уборную полусонная, полуоде­тая, в легком коленкоровом капоте, который почти ничего не скрывал и в которых видят девушек одни горничные и… хладнокровные парикмахеры. Ее посадили перед зеркалом, окружили полдюжиной девок, осветили свечами. Искусная гребенка про­бежала по собственным ее волосам! К ним присовокупили две косы и восемнадцать буколь, насадили кустарник цветов, вплели бусов и шнурков, а заботливая маменька раз десять переделывала все труды парикмахера и все находила, что прическа не к лицу. Настало время приниматься за шнурование. Сам Франк примерял вырази­тельный корсет, лишнее ушил и урезал; две смены самых здоровых горничных затя­нули двойные шнурки,- Лизанька худела в одном месте, чтобы в другом сделаться роскошней. Наконец, принесли пару белых атласных башмачков от госпожи Рисе

и чудесное произведение модного искусства - прозрачное флеровое платье от мадам Мегрен, обшитое атласными фи­гурками, изображение которых, составляющее предмет гор­дости модных торговок, есть доказательство гения и совер­шенства вкуса. На Лизаньку с почтением надели эфирное вещество сие. Но возможно ли?.. О горе!.. О злодеяние! Оно длинно! Заботливая мать приходит в бешенство, несчастная Лизанька страдает, служительницы падают ниц, подшива­ют платье и открывают ноги, которые уже не раз привлека­ли злодейские лорнеты. Щеки покрыты румянцем. На шею Лизаньке надели заимообразные бриллианты и окурили благовониями… "Не забудь мои советы,- громко сказала матушка, садясь в карету… " "Пошел!" - сказали трехар­шинные лакеи. "Счастливый путь",- прошептали утомлен­ные служанки…» («Московский телеграф», 1826 г.).