Анастази урбина психологическое тестирование читать онлайн. Книга: Анастази А. «Психологическое тестирование

Название: Психологическое тестирование.

Классическая работа Анны Анастази `Психологическое тестирование` по праву считается `энциклопедией западной тестологии`. При подготовке 7-го издания, выпущенного в США в 1997 году, текст книги был основательно переработан. Появилось несколько новых глав,написанных соавтором А.Анастази - С.Урбиной. Содержательные изменения отражают новейшие тенденции развития психологического тестирования, в частности, возрастающее влияние компьютеризации как фактора интеграции психологической науки в целом и методов тестирования в частности. В новом издании уделено значительное внимание компьютеризированному адаптивному тестированию, метаанализу, моделированию структурными уравнениями, использованию доверительных интервалов, кросс-культурному тестированию, применению факторного анализа в разработке тестов личности и способностей и другим широко используемым и быстро развивающимся понятиям и процедурам, которые будут оказывать влияние на психометрическую практику в XXI веке.


В 1982 г. издательство «Педагогика» выпустило русский перевод книги Анны Анастази «Психологическое тестирование», которую редакторы перевода - К. М. Гуревич и В. И. Лубовский - по праву назвали «энциклопедией западной тестологии». Выход книги такого масштаба - всегда событие, а если учесть время и место - событие, как модно сейчас говорить, знаковое, поскольку ее появление было тогда воспринято как снятие негласного табу на широкое использование тестов в практической работе психологов, дефектологов, педагогов и других специалистов. Хотя со времени принятия печально известного постановления ЦК ВКП(б) о педологических извращениях в системе наркомпросов прошло более 45 лет, в начале 1980-х гг. его последствия были еще весьма ощутимы в советской психологии и педагогике. Так или иначе, книга Анастази стала для многих из нас не только источником знаний, но и тем долгожданным глотком свободы, который партия и правительство расчетливо давали сделать советской интеллигенции, дабы она не деградировала в изоляции от остального мира.

Часть 1. ФУНКЦИИ И ИСТОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 15
1. Природа и назначение психологических тестов 16
Области применения и разновидности тестов 16
Что такое психологический тест? 18
Почему необходим контроль за использованием психологических тестов? 24
Проведение тестирования 28
Характеристики тестирующего и ситуационные переменные 33
Тестирование глазами тестируемых 35
Влияние практического обучения на выполнение тестов 39
Источники информации о тестах 44
2. Исторические предпосылки современного тестирования 48
Первые попытки классификации и обучения умственно отсталых 49
Первые психологи-экспериментаторы. 50
Вклад Френсиса Гальтона 51
Джеймс Кэттелл и первые «умственные тесты» 52
А. Бине и появление тестов интеллекта 53
Групповое тестирование 54
Тестирование способностей 56
Стандартизованные тесты достижений 58
Оценка личности 60
Часть 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ 63
3. Нормы и смысловое значение тестовых показателей 64

Статистические понятия 65
Возрастные нормы 71
Внутригрупповые нормы 75
Относительность норм 84
Компьютеры и интерпретация тестовых показателей 91
Интерпретация предметно-ориентированных тестов 93
Минимальные квалификационные требования и критические показатели 98
4. Надежность 103
Коэффициент корреляции 104
Типы надежности 110
Надежность тестов скорости 121
Зависимость коэффициентов надежности от обследуемой выборки 124
Стандартная ошибка измерения 127
Оценка надежности в тестировании владения предметом и критические показатели 131
5. Валидность: основные понятия 133
Развитие понятий валидности теста 133
Методы описания содержания 135
Методы предсказания критерия 139
Методы идентификации конструкта.. 147
Общий обзор и интеграция понятий 158
6. Валидность: измерение и интерпретация 162
Коэффициент валидности и ошибка оценки 163
Валидность теста и теория принятия решений 166
Объединение данных различных тестов 179
Использование тестов для принятия классификационных решений 183
Статистический анализ систематической ошибки теста 188
7. Анализ заданий 196
Трудность заданий 197
Различительная способность заданий 203
Теория «задание - ответ» 211
Анализ заданий тестов скорости 217
Перекрестная валидизация 218
Дифференцированное функционирование заданий 221
Поисковые исследования в области разработки заданий 224
Часть 3. ТЕСТИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ 227
8. Индивидуальные тесты 228

Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине 229
Шкалы Векслера 239
Шкалы Кауфмана 248
Дифференциальные шкалы способностей 252
Система когнитивной оценки Даса-Наглиери 260
9. Тесты для специфических популяций 261
Тестирование младенцев и дошкольников 262
Комплексная оценка лиц с задержкой психического развития 274
Тестирование лиц с физическими недостатками 281
Мультикультурное тестирование 289
10. Групповое тестирование 300
Групповые тесты в сравнении с индивидуальными 301
Адаптивное тестирование и компьютеризованное проведение тестов 304
Многоуровневые батареи 307
Измерение множественных способностей 317
11. Природа интеллекта 324
Значение IQ 325
Наследуемость и изменчивость 327
Мотивация и интеллект 330
Факторный анализ интеллекта 333
Теории организации черт 340
Природа и развитие черт 348
12. Психологические проблемы тестирования способностей 353
Лонгитюдные исследования интеллекта детей 353
Интеллект в раннем детстве 357
Проблемы тестирования интеллекта взрослых 361
Изменение показателей тестов интеллекта на уровне популяции 368
Культурное разнообразие 372
Часть 4. ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ 379
13. Стандартизованные самоотчеты как метод изучения личности 380

Методики, основанные на отборе релевантного содержания 381
Привязка к эмпирическому критерию 382
Применение факторного анализа при разработке тестов 396
Теория личности в разработке тестов 401
Аттитюды тестируемых и систематическая ошибка в ответах 409
Черты, состояния, люди и ситуации... 414
Современное состояние личностных опросников 421
14. Измерение интересов иаттитюдов 422
Инвентари интересов: текущее состояние 423
Инвентарь интересов Стронга (Strong Interest Inventory™- SII) 425
Инвентари интересов: общий обзор и некоторые отличительные признаки 433
Некоторые важные тенденции 440
Опросы мнений и шкалы аттитюдов.. 442
Локус контроля 446
15. Проективные методики 449
Природа проективных методик 449
Методики чернильных пятен 450
Рисуночные методики 458
Вербальные методики 465
Автобиографические воспоминания 467
Методики действия 469
Оценка проективных методик 473
16. Прочие методики психологической оценки 484
Средства определения стилей и типов 484
Ситуационные тесты 492
Представления о себе и личные конструкты 496
Отчеты наблюдателей 505
Биографические сведения 512
Часть 5. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ 515
17. Основные области применения тестов в наше время 516
Тестирование в образовании 516
Типы образовательных тестов 524
Тестирование в сфере профессиональной деятельности 535
Использование тестов в клинической психологии и психологическом консультировании 556
18. Этические и социальные аспекты тестирования 583
Этические проблемы психологического тестирования и психологической оценки 585
Оценка квалификации пользователей и профессиональная компетентность 586
Профессиональная ответственность издателей тестов 588
Защита неприкосновенности личной жизни 590
Конфиденциальность 592
Сообщение результатов теста 594
Тестирование особых популяций 595
ПРИЛОЖЕНИЕ А 602
Алфавитный перечень тестов и других оценочных инструментов 602
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 607
Адреса издателей, распространителей и организаций, связанных с вопросами разработки и использования тестов 607
ЛИТЕРАТУРА 609
АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 674

Психологическое тестирование. Анастази А., Урбина С.

7-е изд. - СПб.: 2007. - 688 с.

Классическая работа Анны Анастази `Психологическое тестирование` по праву считается `энциклопедией западной тестологии`. При подготовке 7-го издания, выпущенного в США в 1997 году, текст книги был основательно переработан. Появилось несколько новых глав,написанных соавтором А.Анастази - С.Урбиной. Содержательные изменения отражают новейшие тенденции развития психологического тестирования, в частности, возрастающее влияние компьютеризации как фактора интеграции психологической науки в целом и методов тестирования в частности. В новом издании уделено значительное внимание компьютеризированному адаптивному тестированию, метаанализу, моделированию структурными уравнениями, использованию доверительных интервалов, кросс-культурному тестированию, применению факторного анализа в разработке тестов личности и способностей и другим широко используемым и быстро развивающимся понятиям и процедурам, которые будут оказывать влияние на психометрическую практику в XXI веке.

Формат: djvu / zip

Размер: 11,2 Мб

Скачать

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к русскому изданию 8
Предисловие 12
Часть 1. ФУНКЦИИ И ИСТОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 15
1. Природа и назначение психологических тестов 16
Области применения и разновидности тестов 16
Что такое психологический тест? 18
Почему необходим контроль за использованием психологических тестов? 24
Проведение тестирования 28
Характеристики тестирующего и ситуационные переменные 33
Тестирование глазами тестируемых 35
Влияние практического обучения на выполнение тестов 39
Источники информации о тестах 44
2. Исторические предпосылки современного тестирования 48
Первые попытки классификации и обучения умственно отсталых 49
Первые психологи-экспериментаторы. 50
Вклад Френсиса Гальтона 51
Джеймс Кэттелл и первые «умственные тесты» 52
А. Бине и появление тестов интеллекта 53
Групповое тестирование 54
Тестирование способностей 56
Стандартизованные тесты достижений 58
Оценка личности 60
Часть 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ 63
3. Нормы и смысловое значение тестовых показателей 64
Статистические понятия 65
Возрастные нормы 71
Внутригрупповые нормы 75
Относительность норм 84
Компьютеры и интерпретация тестовых показателей 91
Интерпретация предметно-ориентированных тестов 93
Минимальные квалификационные требования и критические показатели 98
4. Надежность 103
Коэффициент корреляции 104
Типы надежности 110
Надежность тестов скорости 121
Зависимость коэффициентов надежности от обследуемой выборки 124
Стандартная ошибка измерения 127
Оценка надежности в тестировании владения предметом и критические показатели 131
5. Валидность: основные понятия 133
Развитие понятий валидности теста 133
Методы описания содержания 135
Методы предсказания критерия 139
Методы идентификации конструкта.. 147
Общий обзор и интеграция понятий 158
6. Валидность: измерение и интерпретация 162
Коэффициент валидности и ошибка оценки 163
Валидность теста и теория принятия решений 166
Объединение данных различных тестов 179
Использование тестов для принятия классификационных решений 183
Статистический анализ систематической ошибки теста 188
7. Анализ заданий 196
Трудность заданий 197
Различительная способность заданий 203
Теория «задание - ответ» 211
Анализ заданий тестов скорости 217
Перекрестная валидизация 218
Дифференцированное функционирование заданий 221
Поисковые исследования в области разработки заданий 224
Часть 3. ТЕСТИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ 227
8. Индивидуальные тесты 228
Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине 229
Шкалы Векслера 239
Шкалы Кауфмана 248
Дифференциальные шкалы способностей 252
Система когнитивной оценки Даса-Наглиери 260
9. Тесты для специфических популяций 261
Тестирование младенцев и дошкольников 262
Комплексная оценка лиц с задержкой психического развития 274
Тестирование лиц с физическими недостатками 281
Мультикультурное тестирование 289
10. Групповое тестирование 300
Групповые тесты в сравнении с индивидуальными 301
Адаптивное тестирование и компьютеризованное проведение тестов 304
Многоуровневые батареи 307
Измерение множественных способностей 317
11. Природа интеллекта 324
Значение IQ 325
Наследуемость и изменчивость 327
Мотивация и интеллект 330
Факторный анализ интеллекта 333
Теории организации черт 340
Природа и развитие черт 348
12. Психологические проблемы тестирования способностей 353
Лонгитюдные исследования интеллекта детей 353
Интеллект в раннем детстве 357
Проблемы тестирования интеллекта взрослых 361
Изменение показателей тестов интеллекта на уровне популяции 368
Культурное разнообразие 372
Часть 4. ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ 379
13. Стандартизованные самоотчеты как метод изучения личности 380
Методики, основанные на отборе релевантного содержания 381
Привязка к эмпирическому критерию 382
Применение факторного анализа при разработке тестов 396
Теория личности в разработке тестов 401
Аттитюды тестируемых и систематическая ошибка в ответах 409
Черты, состояния, люди и ситуации... 414
Современное состояние личностных опросников 421
14. Измерение интересов иаттитюдов 422
Инвентари интересов: текущее состояние 423
Инвентарь интересов Стронга (Strong Interest Inventory™- SII) 425
Инвентари интересов: общий обзор и некоторые отличительные признаки 433
Некоторые важные тенденции 440
Опросы мнений и шкалы аттитюдов.. 442
Локус контроля 446
15. Проективные методики 449
Природа проективных методик 449
Методики чернильных пятен 450
Рисуночные методики 458
Вербальные методики 465
Автобиографические воспоминания 467
Методики действия 469
Оценка проективных методик 473
16. Прочие методики психологической оценки 484
Средства определения стилей и типов 484
Ситуационные тесты 492
Представления о себе и личные конструкты 496
Отчеты наблюдателей 505
Биографические сведения 512
Часть 5. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ 515
17. Основные области применения тестов в наше время 516
Тестирование в образовании 516
Типы образовательных тестов 524
Тестирование в сфере профессиональной деятельности 535
Использование тестов в клинической психологии и психологическом консультировании 556
18. Этические и социальные аспекты тестирования 583
Этические проблемы психологического тестирования и психологической оценки 585
Оценка квалификации пользователей и профессиональная компетентность 586
Профессиональная ответственность издателей тестов 588
Защита неприкосновенности личной жизни 590
Конфиденциальность 592
Сообщение результатов теста 594
Тестирование особых популяций 595
ПРИЛОЖЕНИЕ А 602
Алфавитный перечень тестов и других оценочных инструментов 602
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 607
Адреса издателей, распространителей и организаций, связанных с вопросами разработки и использования тестов 607
ЛИТЕРАТУРА 609
АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 674

Анна АНАСТАЗИ (1908 - 2001) - американский психолог, специалист в области общей, клинической и образовательной психологии, статистики и методов оценки и измерения, промышленной и организационной психологии. Разработчик многих психометрических тестов.

Классическая работа Анны Анастази "Психологическое тестирование" по праву считается "энциклопедией западной тестологии" .

Книга первая...... 874 Предисловие к английскому изданию...... 874 Часть первая. Содержание психологического тестирования...... 881 Глава 1. Функции и происхождение психологического тестирования...... 881 Современное использование психологических тестов...... 882 Первые исследователи умственно отсталых...... 888 Первые психологи-экспериментаторы...... 891 Групповое тестирование...... 903 Тестирование способностей...... 907 Стандартизованные тесты достижений...... 913 Измерение личностных характеристик...... 918 Глава 2. Природа психологических тестов и их применение...... 924 Что такое психологический тест?...... 926 Почему необходим контроль за использованием психологических тестов?...... 942 Проведение тестирования...... 947 Экспериментатор и ситуационные переменные...... 965 Тренировка, привычность и искушенность в тестировании...... 973 Глава 3. Социальные и этические аспекты тестирования...... 981 Квалификация людей, использующих тесты...... 983 Процедуры и методики тестирования...... 989 Сохранение тайны...... 993 Конфиденциальность...... 1003 Сообщение результатов теста...... 1012 Тестирование и гражданские права меньшинств...... 1016 Часть вторая. Принципы психологического тестирования...... 1028 Глава 4. Нормы и интерпретация результатов теста...... 1028 Основные статистические понятия...... 1032 Возрастные нормы...... 1043 Внутригрупповые нормы...... 1053 Относительность норм...... 1076 Использование вычислительной техники при интерпретации результатов теста...... 1093 Критериально-ориентированное тестирование...... 1099 Глава 5. Надежность...... 1114 Коэффициент корреляции...... 1118 Типы надежности...... 1132 Надежность тестов на скорость...... 1160 Зависимость коэффициента надежности от тестируемой выборки...... 1169 Стандартная ошибка измерения...... 1175 Надежность критериально-ориентированных тестов...... 1185 Глава 6. Валидность. Основные понятия...... 1191 Валидность по содержанию...... 1193 Валидность по критерию...... 1205 Конструктная валидность...... 1232 Итоги...... 1249 Глава 7. Валидность. Измерение и интерпретация...... 1258 Коэффициент валидности и ошибка прогноза...... 1260 Валидность теста и теория решений...... 1271 Модераторы...... 1292 Объединение данных различных тестов...... 1300 Применение теста при распределении...... 1314 Статистический анализ систематической ошибки теста...... 1327 Глава 8. Анализ заданий...... 1340 Трудность заданий...... 1343 Валидность заданий...... 1360 Внутренняя согласованность...... 1380 Анализ заданий тестов на скорость...... 1387 Перекрестная валидация...... 1392 Взаимодействие между заданием и группой...... 1399 Часть третья. Тесты общего интеллектуального развития...... 1411 Глава 9. Индивидуальные тесты...... 1411 Шкала Станфорд-Бине...... 1414 Векслеровские шкалы интеллекта для взрослых...... 1452 Векслеровская шкала интеллекта для детей...... 1474 Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников...... 1486 Глава 10. Тесты для специфических популяций...... 1496 Тестирование младенцев и дошкольников...... 1500 Тестирование лиц с физическими недостатками...... 1535 Тестирование межкультурных различий...... 1550 Глава 11. Групповое тестирование...... 1578 Групповые и индивидуальные тесты...... 1580 Многоуровневые батареи...... 1594 Тесты для колледжей и более высоких уровней образования...... 1619 Глава 12. Психологические вопросы тестирования интеллекта...... 1637 Лонгитюдные исследования интеллекта...... 1639 Интеллект в раннем детстве...... 1654 Проблемы тестирования интеллекта взрослого...... 1666 Проблемы тестирования межкультурных различий...... 1681 Природа интеллекта...... 1696 Примечания...... 1718

Издательство: "Директ-Медиа" (2008)

ТЕМЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

(Необходимо выбрать 1 тему)


  1. Реферативный обзор по книге А.Анастази «Психологическое тестирование.

  2. Возможности тестов умственного развития в решении школьных проблем .

  3. Сравнительный анализ разных методов диагностики психологической готовности к школе.

  4. Диагностика и коррекция личностной тревожности школьников.

  5. Психодиагностика и психологическое консультирование.

  6. Использование проективных методик в работе с детьми.

  7. Значение психодиагностики в изменении представлений об интеллекте.

  8. Репертуарные личностные методики – новый этап в диагностике индивидуальности.

  9. Дифференциальная диагностика причин неуспеваемости школьников.

  10. Диагностика и учёт основных свойств нервной системы школьников в процессе обучения .

ТЕМЫ ДЛЯ КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТ


  1. Формирование индивидуальности ребёнка в разных социокультурных средах.

  2. Формирование нравственного сознания в дошкольном (школьном) возрасте.

  3. Влияние темперамента и условий развития на структуру фрустрационного поведения ребёнка.

  4. Условия формирования психологической зависимости взрослых индивидов.

  5. Индивидуальные и возрастные аспекты переживания одиночества.

  6. Особенности ценностно-смысловой сферы у агрессивных индивидов.

  7. Жизненная перспектива в подростковом и юношеском возрастах.

  8. Влияние индивидуально-психологических особенностей человека на результаты тренинговой (групповой) работы с ним.

  9. Самооценка жизненного пути и Я-концепция индивидов.

  10. Экологический подход к формированию Я-концепции.

  11. Личностные аспекты защитного поведения.

  12. Механизмы психологической защиты у девиантных подростков .

  13. Влияние условий развития на формирование механизмов психологической защиты.

  14. Особенности временной идентичности в юношеском возрасте.

  15. Психология социального маргинала.

  16. Психология этнического маргинала.

  17. Процессы символизации в современной режиссуре: психологический аспект.

  18. Влияние интеллектуальных характеристик на формирование социальных стереотипов.

  19. Влияние социальных стереотипов на адаптацию россиян к современной действительности.

  20. Представления о мифическом суперэтносе («советский человек», «лица кавказской национальности») и их зависимость от индивидуально-психологических и социальных характеристик.

  21. Субъективная картина жизненного пути у лиц со специальными потребностями (или у подростков с девиантным поведением , или у лиц, склонных к аддиктивному поведению).

  22. Эмоциональный опыт родителей и их личные стандарты в отношении собственных детей.

  23. Особенности субъективного прошлого и его связь с жизненной перспективой в разных профессиональных (или социальных, или возрастных) группах

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ
1. Перечень вопросов к итоговому экзамену (6 семестр)


  1. Предмет психодиагностики, её связь с основными отряслями психологии .

  2. Основные области практического применения психодиагностики.

  3. Классификация и специфические особенности диагностических методов.

  4. Основные требования к психодиагностическим методикам.

  5. Надёжность психодиагностических методик.

  6. Валидность психодиагностических методик.

  7. Прагматическая валидизация психодиагностических методик.

  8. Стандартизация психодиагностических методик. Статистическая норма, её характеристика и значение для психодиагностики.

  9. Популяция и репрезентативная выборка. Правила формирования репрезентативной выборки в психодиагностике.

  10. Независимый внешний критерий, цели и правила его использования.

  11. Теоретические основы психодиагностических методов.

  12. История развития отечественной психодиагностики

  13. Метод индивидуального психологического профиля Г.И.Россолимо.

  14. История развития методов диагностики (опросников и проективных методов).

  15. Тест как один из методов психодиагностики; индивидуальные и групповые тесты.

  16. История возникновения и развития интеллектуального тестирования

  17. Цели применения интеллектуальных тестов.

  18. Контент-анализ как метод психодиагностики .

  19. Анкеты и опросники, их отличительные особенности и классификация.

  20. Проблемы конструирования и интерпретации опросников.

  21. Классификация проективных методик.

  22. Теоретические основы и отличительные особенности проективного метода.

  23. Психодиагностика в клинико-консультационной работе.

  24. Этапы работы психодиагноста, получившего практический запрос.

  25. Метод интервью. Правила составления диагностического интервью.

  26. Метод наблюдения, его достоинства и недостатки. Оценочные шкалы

  27. Специальные способности. Их определение и классификация в зарубежной психологии . Тесты и батареи специальных способностей.

  28. Тест технического понимания Сишора-Беннетта. Двигательный тест Н.И.Озерецкого. Тесты пространственного мышления ТПМ и ЛОГО.

  29. Развитие представлений об интеллекте от Гальтона до наших дней.

  30. Невербальные тесты интеллекта: их разновидности, цели использования.

  31. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауера.

  32. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж.Ваны для младших школьников.

  33. Шкалы интеллекта Д.Векслера.

  34. Когнитивные стили; диагностика когнитивных стилей.

  35. Умственное развитие и его показатели в психологии и психодиагностике.

  36. Возможности диагностики в измерении способностей.

  37. Интеллектуальные тесты, «свободные от влияния культуры».

  38. Нормативныей подход к диагностике умственного развития в отечественных исследованиях (концепция СПН К.М.Гуревича).

  39. Тесты, ориентированные на СПН: специфические особенности построения и анализа результатов.

  40. Принцип коррекционности в психологической диагностике .

  41. Основные принципы разработки и использования коррекционно-развивающих программ умственного развития школьников; характеристика программ (по книге М.К.Акимовой и В.Т.Козловой «Психологическая коррекция умственного развития школьников»).

  42. Диагностика психического развития детей раннего и дошкольного возраста; зарубежный опыт; отечественные методики.

  43. Теоретические источники возникновения психодиагностики.

  44. Основные задачи школьной психодиагностики.

  45. Основные принципы разработки и использования коррекционно-развмивающих программ умственного развития школьников; характеристика программ (по книге М.К.Акимовой и В.Т.Козловой «Психологическая коррекция умственного развития школьников»).

  46. Социокультурные аспекты психодиагностики.

  47. Использование психодиагностики в целях профотбора, профконсультирования, профориентации.

  48. Южнокалифорнийские тесты Д.Гилфорда: теоретическое обоснование и характеристика.

  49. Тесты креативности П.Торранса.

  50. Диагностика креативности в отечественной психологии.

2. Перечень вопросов к итоговому экзамену (7 семестр)


  1. Тесты достижений: характеристика, возможности, правила конструирования.

  2. Критериально-ориентированный подход в диагностике: сущность, история и перспективы. Критериально-ориентированные тесты (КОРТЫ), их отличительные особенности.

  3. Теория основных свойств нервной системы: история и современные подходы. Проявления ОСНС в трудовой и учебной деятельности .

  4. Бланковые методы диагностики основных свойств нервной системы.

  5. ТАТ: характеристика, цели использования, процедура проведения.

  6. ТАТ: принципы анализа результатов, анализ по Мюррею, содержательные и структурные показатели.

  7. Методика чернильных пятен Роршаха: характеристика, цели использования, схема анализа и интерпретации .

  8. Проективные графические методы (Дом-дерево-человек, Кинетический рисунок семьи, Несуществующее животное).

  9. Проективные вербальные методики в работе с детьми (САТ Беллака, Фильм-тест Р.Жиля).

  10. Опросники психических состояний.

  11. Методики диагностики тревожности у детей и взрослых.

  12. Методика рисуночной фрустрации С .Розенцвейга: теоретическое обоснование, характеристика заданий, процедура проведения с детьми и взрослыми.

  13. Методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга: категории анализа и оценочные шкалы.

  14. Методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга: основные показатели и их интерпретация, правила написания психологической характеристики.

  15. Типологические личностные опросники: их отличительные черты, теоретическое обоснование их разработки, характеристика одного из них (на выбор).

  16. ММPI: правила анализа, характеристика контрольных и диагностических шкал.

  17. ММPI: история создания, процедура проведения и обработки.

  18. Прогностические возможности личностных диагностических методик.

  19. Идиографический и номотетический подходы в диагностике.

  20. Методы идиографического исследования индивидуальности.

  21. Метод социометрических измерений: цели и принципы применения, процедура и анализ результатов.

  22. Метод репертуарных решёток в диагностике личности.

  23. Опросники отдельных черт личности: их специфические черты, теоретическое обоснование, анализ одного из них .

  24. Диагностика мотивационно-потребностной сферы: основные подходы и методы.

  25. Психосемантические методы диагностики личности.

  26. Диагностика смысловой сферы личности (опросники ценностей).

  27. Методы диагностики психологической готовности к школе.

  28. Опросники установок: их специфические особенности, анализ одного из них.

  29. Опросники интересов, характеристика одного из них.

  30. Опросник межличностного поведения Т.Лири.

  31. Личностный опросник Г.Айзенка (EPI).

  32. Опросники А.Мехрабиана.

  33. Опросники Р.Кеттелла.

  34. Опросник ценностных ориентаций М.Рокича.

  35. Опросник самоактуализации М.Кроза.

  36. Диагностика акцентуаций личности: теоретическое обоснование, опросники Смишека и ПДО.

  37. Фундаментальная ошибка атрибуции»: её сущность и учёт в работе психодиагноста.

  38. Опросник СЖО Д.А.Леонтьева.

  39. Методы семейной диагностики : опросники супружеских отношений.

  40. Методы семейной диагностики: опросники днтско-родительских отношений.

  41. Опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина пи С.Р.Пантилеева.

  42. Семантический дифференциал Ч.Осгуда.

  43. Опросник САН В.А.Доскина.

  44. КОРТЫ в диагностике умственного развития: два направления работы в отечественной диагностике.

  45. Компьютеризация психодиагностики.

  46. Опросник изучения поведения К.Томаса.

  47. Опросники Роттера и Бажина, Голынкиной, Эткинда.

  48. Типы нервной системы и темперамент.

  49. Морально-этические проблемы в работе психодиагноста.

  50. Перспективы развития психодиагностики.

  1. Общая психодиагностика: учебное пособие. /Под ред. А.А.Бодалёва. В.В.Столина. М., 1987, 2000. – С.304.

  2. Основы психологической диагностики: учебное пособие. /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – М.,2003. – С.320.

  3. Психологическая диагностика: учебник. /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб., 2003, 2005, 2006,2007,2008. – С.651.

  4. Психологическая диагностика: учебное пособие /Под ред. М.К.Акимовой. – СПб.,2005. – С.301.

  5. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учёт и коррекция: учебное пособие. – М., 2002. – С.158.

  6. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. – СПб., 2006. – С.240.

  7. Яньшин П.В.Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности . – СПб., 2004. – С.331.

  8. Акимова М.К. Опросники: методологические вопросы разработки и применения. – Психологическая диагностика. Ежеквартальный научно-практический и методический журнал . – 2003, № 2. – С.3 – 14.

  9. Анастази А. Дифференциальная психология. – М.,2001. – С.742.

  10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.,2002. – С.316.

  11. Гуревич К.М.Проблемы дифференциальной психологии. – М.-Воронеж, 1998. – С.344.

  12. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. – М., 1998. – С.245.

  13. Основы психодиагностики /Под ред. А.Г.Шмелёва. – Ростов н/Д., 1996. – С.3-257, 281-538.

  14. Психологическая диагностика. Ежеквартальный научно-практический и методический журнал. – 2003. - № 1 (Тематический выпуск: Психологическая диагностика интеллекта). – С.3 – 125.

  15. Психологическая диагностика. Ежеквартальный научно-практический и методический журнал. – 2004 - №. 1 (Тематический выпуск: Диагностика креативности). – С.3-135.

  16. Психологическая диагностика. Ежеквартальный научно-практический и методический журнал. – 2004 - № 2 (Тематический выпуск: Психодиагностика в профессиональной деятельности). – С.3-117.

  17. Психологическая диагностика. Ежеквартальный научно-практический и методический журнал. – 2004. - № 4 (Тематический выпуск: Проективные рисуночные методики). – С.47-125.

  18. Психологическая диагностика. Ежеквартальный научно-практический и методический журнал.- 2005. - № 4 (Тематический выпуск: Диагностика семейных и родительско-детских отношений). – С.5-132.

  19. Рауш де Траубенберг Н.К. Тест Роршаха: практическое руководство. – М.,2005. – С.254.

  20. Романова Е.С.Графические методы в практической психологии . – СПб., 2002. – С.415.

  21. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. – М.,2002. С.9-380.