Белый Царь — Красная Русь — Чёрная Земля. Смотреть что такое "Красная Русь" в других словарях

Данный пост был написан летом 2012 года, и многое из сказанного здесь, увы, потеряло актуальность . При этом я не считаю, что сами эти наблюдения и обобщения были заведомо ошибочны - просто я из всех вероятных сценариев тогда верил в наиболее оптимистический , поэтому отчасти это пост не только об ушедшем, но и о несбывшемся .

Вряд ли стоит перечислять, какие ассоциации вызывает Западная Украина у россиян. Между тем, одним из главных открытий в Западенщине для меня стало то, насколько она разная. Достаточно сказать, что "не говорить во Львове по-русски" мне советовали в Луцке и Мукачеве, а я - гость из России - лучше них знал, что нечего там бояться. На самом деле в Западной Украине пять исторических областей - Галиция (Галичина), Волынь, Подолия (Подолье), Буковина и Закарпатье, и я даже не знаю, чего между ними больше - сходств или различий. О чём и попробую сейчас рассказать.


О том, что различия не иллюзорны, говорит как минимум вот эта карта - удивительно, но даже на выборах-2010 в каждой исторической области были свои симпатии. Только сначала мысленно уберите таблички с именами кандидатов, потому что конкретика не имеет значение, только разница цвета - "серая" Галиция, "оранжевая" Волынь, "зелёное" Закарпатье, "розовая" Буковина и "голубая" (как центр и восток) Подолия:

Границы исторических областей сейчас немного отличаются от исторических и совпадают с границами областей.
- Волынская и Ровенская областb, современный центр Ровно, а исторический - Луцк. При этом часть Волыни, от Почаева до Шепетовки, досталась нынешним Галиции (Тернопольская область) и Подолии (Хмельницкая область).
- Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области, Причём к последней прирезаны хорошие куски Волыни и Подолии. Бессменный центр со времён основания - Львов.
, и - соответственно, Закарпатская, Черновицкая и Хмельницкая области. В Закарпатье опять же бессменными центрами остаются Ужгород и Мукачево, на Буковине - Черновцы, а в Подолии исторически главным был Каменец-Подольский, а ныне - собственно, Хмельницкий.

3. Типичный пейзаж Западной Украины - живописная ("червонная") пересечённая местность с необычайно плотным населением.

И каждая 5 провинций отличается от всех прочих неповторимой комбинацией владевших ей империй. Ещё после первого визита у меня возникла мысль записать эти комбинации кодами. Итак:
0. - Киевская Русь.
2. - Галицко-Волынское княжество.
3. - Великое княжество Литовское.
4. - Польша и Речь Посполитая.
5. - Молдавское княжество и Румыния.
6. - Османская империя и Золотая Орда (благо, по времени они не перескались).
7. - независимая Венгрия.
8. - Австрия и Австро-Венгрия.
9. - Чехословакия.
10. - Российская империя и СССР.
1. - независимая Украина
Далее - курсивом выделим хозяев, чьё господство длилось менее 50 лет, болдом - более 200 лет в Средние века и более 100 лет в Новое время. Соответственно, первая группа цифр - Средние века до Люблинской унии (образование Речи Посполитой), вторая - Новое время, третья - ХХ век.
Галиция . 0- 2-7 -4 ... 4 -8 ... 4 -10-1.
Волынь . 0 -2-3 ... 4 -10 ... 4 - 10-1.
Подолия . 0 -6-3 ... 4 -6 -4-10 ... 10-1.
Буковина . 0 -5-6 ... 6 -8 ... 5-10-1.
Закарпатье . 7 -2 ... 7 -8 ... 9 -7 -10-1.
Самые актуальные различия тут, пожалуй, следующие: Галиция, Буковина и Закарпатье никогда не были в составе Российской империи, Буковина и Закарпатье - ещё и никогда не были в составе Речи Посполитой и её предков, Волынь и Подолия - в составе Австрии, а Подолия вдобавок ещё и лидер по смене владельцев. Однако все были в составе СССР, который собственно впервые со времён Монгольского нашествия объедилин эти земли.

То есть, основные метрополии Галиции - Польша и Австрия:

4. Иезуитский костёл времён Речи Посполитой на фоне шедевров австрийской сецессии (Львов)

Волыни и Подолии - Литва, Польша и Россия:

5. Русский собор и польский костёл, поставленные в память о войне Богдана Хмельницкого (Берестечко, Волынь)

6. Русская полковая церковь над польско-литовскими укреплениями Каменца-Подольского.

Буковины - Молдавия (в основном как турецкий вассал) и Австрия,

7.Церковь начала ХХ века в романо-византийском стиле - синтез австрийской и молдавской традиций (Черновцы).

Закарпатья - Венгрия, в том числе в составе Автрии.

8. Венгерские костёл 15 века и реформатская церковь в Хусте.

При этом стоит добавить, что из них только Галиция была ядром сильного независимого государства - Галицко-Волынского княжества, и по сей день остаётся в Западной Украине центром силы, этакой "митрополией второго порядка". Все остальные 4 области обращаются вокруг неё, как спутники вокруг планеты, и отношения между ними совсем не так просты.

9. Домонгольская церковь Святого Пантелеймона в Галиче.

Другой момент, который напрямую следует из перечисленных - религия. А тут стоит сказать, что на Украине существует целых 5 основных конфессий, и все они в разной степени православные. Слышал утверждения, что по общему количеству православных приходов (около 20 тысяч) Украина превосходит Россию... на самом деле это не так, но Украина в этом отношении уступает России лишь на треть, в то время как по населению - втрое. Зато чуть раньше на Западную Украину приходилось около трети действующих православных храмов в Советском Союзе. Западенщина в целом очень религиозна, особенно экс-австрийские провинции.

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (продолжение РПЦ) - безраздельно господствовала на Украине в советское время, так как не абы кто, а Сталин распорядился включить в её состав греко-католические конфессии. Ей принадлежит более 11 тысяч приходов, около 200 монастырей, в ней 46 епархий, а штат священников - около десяти тысяч человек.

11. Центр "московского" православия в Западной Украине - Почаевская лавра.

Ещё две конфессии - украинские "раскольники": в ХХ веке от Московского патриархата дважды откалывались национальные православные церкви Украины, так в итоге и не признанные ни одной конфессией. В Гражданскую войну образовалась Украинская Автокефальная Православная церковь - в 1919 году её провозгласил Симон Петлюра, но лишь в 1921 году удалось провести собор, на котором главой УАПЦ был избран Василий (Липковский), прежде отлучённый от Православной российской церкви. В 1930 году УАПЦ самораспутилась, в 1942 возродилась при поддержке фашистов, которой вскоре лишилась за поддежрку бандеровцев, и была вновь запрещена уже Советами в 1944 году. Тем не менее, фактически она продолжала существовать, и вышла из тени с распадом СССР. Ныне у неё 11 епархий, 561 приход и около 400 священников.
Киевский патриархат же был провозглашён в 1992 году, когда Архиерейский собор в Харькове сместил митрополита Филарета, вокруг которого и объединились сторонники "национального православия". УПЦ КП также никем не признана, но масштабы у неё куда как больше: 34 епархии, 2781 приход, 22 монастыря, более 2000 священников. Между собой у обеих конфессий прекрасные отношения: вот например собор в Самборе, где нижний храм принадлежит КП, верхний - автокефалии, а настоятели у них - родные братья:

Совсем иная сила - Украинская греко-католическая церковь. Её история очень давняя: "греко-католичество" (или униатство) стало находкой польских властей: обращать украинцев в римо-католичество им было невыгодно, да и те сами в основной массе латынянство не принимали, поэтому в 1596 году была подписана Брестская уния - епископы Киевской митрополии и сам митрополит Михаил Рогоза признали главенство Римского Папы при сохранении православной обрядовости. Весь 17-й век на Украине шла бескровная борьба между православием и униатством, и если в Западной Украине к началу 18 века остались буквально единицы православных приходов, в Восточной Украине его позиции были ещё сильны. Наконец, в 1830 и 1860-х годах Россия ликвидировала Унию на своей территории с правом перехода как в православие, так и в католичество (но "по умолчанию" записывали православными), и после этого УГКЦ осталась только в Австрии, став именно галицкой религией, стержнем её идентичности. Ныне УГКЦ имеет 29 епархий, около 4000 приходов, 115 монастырей, около 3500 священников, то есть это вторая конфессия Украины.
Кроме того, в Закарпатье существует отдельная Русинская греко-католическая церковь, созданная Габсбургами в 1646 году - она гораздо меньше и почти не имеет приходов на Украине вне Закарпатья. А вот римо-католиков в Западной Украине немного, больше всего их на "среднем западе" (в Житомирской области - 9%).

13. Собор Святого Юра во Львове - исторически главный храм УГКЦ (несколько лет назад митрополия переехала в Киев).

При этом, как не трудно догадаться, национально-политические различия между конфессиями оказались весомее догматических, и бескровная борьба продолжается. С одной стороны - Московский патриархат, с другой - УГКЦ, КП и УАПЦ (на чьей стороне РГКЦ - я так и не понял). По Украине в целом МП превосходит всех соперников, вместе взятых... но не в Червонной Руси. Тут можно обратиться к знаменитым картам pollotenchegg :

Православные .
Католики .

Тут опять же хорошо видно, что во-первых греко-католичество является отличительной чертой даже не Западной Украины, а именно Галиции (УГКЦ) и Закарпатья (РГКЦ), а уже на Волыни униатов меньше, чем в Донецкой области. Видно и то, какие конфессии где преобладают.

Галиция - УГКЦ, Киевский патриархат и автокефалия (последняя в основном здесь и обитает - 10-15%, в то время как на остальной Украине нигде не больше 5%).

15. Главная особенность Галиции - огромное количество "малых форм": капличек, скульптур, придорожных крестов.

Волынь - Московский и Киевский патриархаты (причём последний там гораздо заметнее).

16. Кафедральный собор в Луцке. "Христос среди нас!" - один из главных девизов Киевского патриархата.

Подолия - хотя численно преобладает МП, ощущение полной поликонфессиальности, но при этом Подолия выглядит наименее религиозной из 5 провинций.

17. В Каменце-Подольском.

Буковина - Московский и Киевский патриархаты, причём тут заметнее, наоборот, Московский.

18. Кафедральный собор в Черновцах, который с тех пор успели покрасить в густой розовый цвет.

Закарпатье - Московский патриархат и РГКЦ. То есть, "московские" почти не проникают Галицию, униаты - почти не выходят за её пределы, а "раскольников" почти нет в Закарпатье. Кроме того, во всех пяти областях, кроме Галиции, высока доля протестанстов, и в Закарпатье протестантство даже историческое - венгерское реформатство кальвинистского толка.

19. Реформатская церковь 14 века и новый "московский" собор в Хусте, Закарпатье.

Кроме того, в Подолии и Буковине живут староверы, которых тут называют липоване... впрочем, они и в Молдавии живут, и в Одесской области.

20. Белая Криница - центр староверия и место зарождения Русской Православной Старообрядческой Церкви, объединяющей ныне 2/3 староверов.

Ещё одна здешняя конфессия - армяно-католичество. Точнее, оно зародилось ещё в 1190 году в Киликии, но в 1630 году поляки, приведя к Папе Римскому православных, решили и армян (которые там жили издавна и слыли лучшими купцами) привести к тому же знаменателю. Вообще, подозреваю, проживи Речь Посполитая дольше и не прервись её экспансия на Восток, сейчас бы мы имели исламо-католиков, иудо-католиков, шамано-католиков и буддистов-католиков.

21. Армянский костёл в местечке Жванец под Каменцем-Подольским.

При этом Галиция, Буковина и Закарпатье, то есть экс-австрийские регионы, очень религиозны. Здесь вообще нет разделения на "верующих" и "не верующих", в церковь ходят все, и ходят туда как на праздник. Религию в школах преподают уже давно. Но религия здорово объединяет людей - ведь на службе могут рядом стоять начальник и его подчинённый.

22. Народ идёт со службы.

Ну а из религии напрямую вытекает, пожалуй, самый интересный момент - идеология. Все 5 провинций Червонной Руси в этом смысле очень отличаются, но по сути своя твёрдая и последовательная идеология есть только у Галиции.

Но и её мы понимаем превратно. Потому что на самом деле её смысл - отнюдь не "Бей русских!", а "Русские - это мы". Да и правда: во Львове, Черновцах, Каменце и много где ещё есть улица Русская. Польское воеводство с центром во Львове называлось Русскими. Ведь дело в том, что когда распалась Киевская Русь, на её руинах возникли два новых центра силы - Владимиро-Суздальское княжество на востоке (из которого позже выросла Россия) и Галицко-Волынское на западе, и оба они претендовали на киевскую преемственность. Причём второе изначально было сильнее, и даже овладело Киевом. Именно из Галича переместилась во Владимир митрополия, позднее ставшая Московским патриархатом. Галицкие мастера занесли в Залесскую Русь белокаменную архитектуру. Даже для униатства есть объяснение: когда христианская церковь распалась на православный Восток и католический Запад, Киевская Русь так и не сделала официального выбора вплоть до своего падения. И пускай Галичина пала семьсот лет назад - но память о своей исключительности осталась.

24. Успенская церковь и доминиканский костёл во Львове, оба 16 века. Слева - Русская улица.

Сыграла роль, разумеется, и Австрия - в те времена вести территориальную экспансию было нормально, и если мы были непрочь разжиться Львовом и Краковом, а там, глядишь, и до Балкан рукой подать, то Габсбургам очень кстати было бы получить Варшаву, Литву с Беларусью, а там недалеко и до Киева, и до Балтийского моря. Австрияки в общем способствовали национальному возрождению Галиции - и как противовес непокорным полякам, и как возможный центр притяжения для польско-литовских губерний России. Именно при Австрии расцвела галицко-украинская литература (первым крупным автором был Маркиян Шашкевич, а известнейшим - Иван Франко), и возникло даже такое специфическое явление, как "галицкое русофильство" - идея единого славянского государства "от Карпат до Камчатки". Первыми "борцами за волю" ХХ века в современном пантеоне значатся Сечевые стрельцы - украинские части австрийской армии в Первую Мировую, из которых затем вышли ОУН-УПА (в просторечие "бандеровцы").

"Отцом нации" в Галичине считают Андрей Шептицкого - греко-католического митрополита, возглавлшего УГКЦ в 1900-1944 годах. Именно он вёл галичан сквозь войны, смуты, смены властей... Царская администрация в 1914 отправила его в ссылку аж в Суздаль, откуда он был освобождён Временным правительством; его арестовывали поляки, его брата с семьёй в 1939 году расстреляли чекисты. В начале войны он поддерживал фашистов, пока не осознал масштабов их зверств - Шептицкий ещё при Австрии опровергал "кровавый навет" на евреев, свободно владел ивритом, и во время войны он укрывал евреев в своих монастырях, был единственным церковным иерархом в Европе, публично призывавшим остановить Холокост... И в общем к концу войны "красных" видел уже "меньшим из двух зол". В 1944 году он встретил советские танки, поздравил Сталина с победой и вскоре умер от инфаркта. Авторитет его был так высок, что фашисты не отваживались его арестовать за поддержку евреев, а Сталину он предлагал, если тот не тронет УГКЦ, "за 3 дня" убедить бандеровцев сложить оружие.
И в целом, как ни крути, а галичан против себя мы настроили сами, в обеих Мировых войнах.

Но в целом, я обнаружил ещё и потрясающую симметрию. Мы считаем галичан "нашими людьми, которых ИСПОРТИЛИ поляки" - а галичане считают нас "своими людьми, которых ИСПОРТИЛА Золотая Орда". Конечно, сейчас силы России и Галиции не сопоставиы и отличаются, наверное, в сотни раз - но всё же стоит иметь в виду, что Галиция - это не "Антироссия", а "Альтернативная Россия". И если до Москвы её влияние вряд ли когда-нибудь дойдёт, то за Украину борьба вполне серьёзная. И всё то, вокруг чего по остальной Украине идут споры, здесь всегда было данностью:

В Галиции очень редко увидишь улицу даже Пушкина, а улицу Ленина тут давно не найти. Самые характерные названия - Бандеры, Сечевых стрельцов, Даниила Галицкого, ну и конечно общеукраинские Шевченко, Хмельницкого и Независимости. Среди памятников преобладают, конечно, памятники ОУН-УПА:

И даже самому Бандере:

На любом большом кладбище найдётся курган Сечевых стрельцов:

Местами есть даже памятники дивизии СС "Галичина", и вот это на мой взгляд уже перебор:

Впрочем, советские могилы здесь, кто бы что ни говорил, по крайней мере сейчас не только не уничтожают, но и даже берегут и возлагают венки. Что ещё бросается в глаза - почти полное отсутствие военной техники, и на "наших", и на "своих" памятниках. Тем, что они избавились от мемориальных танков и боевых самолётов, галичане весьма гордятся. Вот характерный ракурс:

В общем, небольшая Галиция столь заметна в первую очередь потому, что в отличие от России, имеет сейчас свою Национальную идею, причём не насаждаемую из телевизора, а вполне искренне поддерживаемую людьми. Как мне показалось, главные её проводники - отнюдь не депутаты миськой рады, а греко-католическое духовенство. В каком-то смысле, мне даже понятен мотив Сталина, не принявшего предложение Шептицкого - "отец народов" вполне понимал, что бандеровцев можно перестрелять, а вот греко-католическую идею так просто не сломишь.
Тут, впрочем, всплывает куда более интересная тема: с Украиной, возглавляемой "восточными силами" (будь то Донбасс или Поднепровье), у России объективно куда больше противоречий - в первую очередь конкуренция металлургических компаний. С западенцами же объективно нам нечего делить. И в принципе, если "донецкие" будут держать власть долго и перейдут в экономическое наступление на Россию - мне кажется воможным и возрождение галицкого русофильства.

А вот в других регионах всё совсем иначе.
В маленькой и тихой Буковине явной идеологии нет, но отчётливо ощущается некий внутренний стержень. Буковина самодостаточна. В Черновцах спокойно стоит Т-34, есть улицы не то что Пушкина или Толстого, а например Чкалова и даже Московской олимпиады. В целом, Буковина оставляет впечатление дружественного к России региона, да ещё и с сильными позициями православия - что однако не мешает буковинцам сохранять верность мове и иметь ещё более богатые сёла, чем в Галиции. Да и пожалуй, Буковина не "русофильская" - просто здесь идея "дружить со всеми". Как мне кажется, к этому со временем придёт и Галиция.

Закарпатье вообще само по себе, и памятники героям австро-венгерских войн и мадьярским королям с неизменными трёхцветными ленточками тут встретишь куда чаще, чем обелиск Победы... да и вообще-то Закарпатье до 1944 года было в составе Венгрии, проигравшей войну. Закарпатскую идею я бы сформулировал как "а мы за горами!". То есть полнуавтономное существование в рамках более сильного государства, которое при этом к ним не лезет и свои порядки не устанавливает. Именно поэтому Закарпатье стоит в оппозиции к Галичине (тут в 2004 году Янукович набрал около 40% голосов!) - "идите вы куда подальше со своим мессианством".

Какова идеология Волыни, мне сказать сложнее. По "дружественности" к России я бы поставил её между Буковиной и Галицией. Советских названий почти нет (кроме связанных с войной), в топонимике мирно уживаются Бандера и Пушкин, а также очень популярен Сергей Королёв, ибо родился он в Житомире, столице Волынской губернии. При этом на Волыни самый настоящий культ Победы, по которому она даст фору Белоруссии. Хотя бандеровцы на Волыни были особенно активны (в первую очередь против поляков), памятники им тут крайне редки. А вот памятником Великой Отечественной очень много, в том числе новых. Как мне кажется, Волынь похожа на Беларусь, если бы там у власти стояли прозападные силы.

Вообще, Волынь - самая старая из 5 исторических областей, и в Средние века именно она была центром Червонной Руси. Отсюда в восточно-славянский мир пришло высшее образование, здесь Иван Фёдоров отпечатал "Острожскую Библию". Но всё это было давно, и общее ощущение от Волыни - усталость. Даже волынские сёла выглядят гораздо беднее галицких, буковинских или закарпатских.

И совсем иначе воспринимается Подолия. Граница Европы с Великой Степью, дважды бывшая под прямой властью тюрок (а не вассалом, как Россия), веками это был край Бесконечной Войны. Всё же Подолия из областей Червонной Руси самая восточная, в ней появляется казацкая удаль. Да и пребывание в составе СССР в 1920-30-е сказывается - здесь помнят Гражданскую войну и лично Щорса. Памятник победы в Каменце-Подольском даже с Вечным огнём.

Но серьёзно пейзаж меняется только в Винницкой и Житомирской областях. В сёлах исчезают коттеджи и появляются соломенные крыши. В топонимике возникают улицы Ленина, Коммунистическая, Свердлова и прочих. На площадях - памятники Ленину, как например в Бердичеве:

И голодомору, который зацепил и эти края:

А теперь о том, что эти 5 исторических областей объединяет и отличает от Средней и Восточной Украины. Что не русофобия - уже говорено. Не язык, так как во многих областях Центральной Украины встретить русскоговорящего человека сложнее, чем на Львовщине. А - я бы сказал - образ жизни. Здесь не принято выставлять нищету на показ, в отличие от всего остального восточно-славянского мира. Здесь человек может недоесть - но хату построит краше, чем у соседа и хоть на пол-сантиметра выше.
Западенцы трудятся так:

А в Восточной Украине - так:

42. Металлургический комбинат в Днепродзержинске, Днепропетровская область.

Сёла Западной Украины выглядят так:

А Восточной - так:

И что характерно, и те, и другие считают чужой образ жизни ужасным. Западенцу претит мысли ходить от звонка до звонка на вонючий завод, а схидняку - ездить за тридевять земель чинить сантехнику и продавать хот-доги. В Западной Украине наиболее естественные занятия - торговля, малый бизнес (в том числе туристический), заработки, сельское хозяйство... все эти нити ведут к понятию "крестьянина" по Марксу и Ленину - "труженник-собственник ". Нетронутая голодом и раскулачиванием, Западенщина сохранила это начало. А после того, как её покинули поляки, составлявшие основное население больших городов, эта форма стала здесь господствующей. Мне вообще кажется, что в основе противоречий Запада и Востока на Украине - не религии или цивилизации, а именно крестьянское и пролетарское начала.
О западно-украинском образе жизни я много написал в посте "

В старину существовали названия Червонная Русь, Чёрная Русь, Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь. Что означали и откуда пошли такие названия?

В Киевской Руси к середине ХII века сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII века — 50, в ХIV веке — 250. Все эти территории носили свои названия, АиФ.ru рассказывает, откуда произошли названия некоторых из них.

Малороссия и Великороссия

Малороссия (Малая Русь) — название, которое появилось в начале XIV века. После татаро-монгольского порабощения русских земель свободными на Руси оставались лишь две области: Галицко-Волынская и Владимиро-Суздальская, которые активно поддерживали отношения с Константинопольским патриархатом. После того как в 1300 году Киевский митрополит покинул свою резиденцию, галицкие князья стали добиваться создания своей отдельной метрополии. В 1305 году была создана Галицкая метрополия, независимая от Киевской. Чтобы различать одну Русь от другой, в Константинополе установилась практика именовать отошедшую часть территории Галицко-Волынских земель — Малой Русью, или Малой Россией.

Понятия Малая и Великая Русь вошли в официальное употребление в 1361 году: когда были сформированы две митрополии — одна в Великой Руси с центром во Владимире и Киеве, а вторая в Малой Руси с центром в Новгороде и Галиции.

«Малая Русь» включала в себя 6 епархий Галицко-Волынского княжества. Великой Русью стали называть оставшиеся 12 епархий, включая и Киев. По названию территории «Малая Русь» («Малороссия») местных жителей стали звать малороссами.

Белоруссия

Белоруссия («Белая Русь») — историческая область Руси. В XII-XVII веках «Белая Русь» служила названием земель Северо-Восточной Руси. С XVI века «Белой Русью» называют земли Подвинья и Поднепровья.

В отношении современной территории Белоруссии употребление термина «Белая Русь» впервые зафиксировано в XIII веке.

Происхождение названия некоторые историки связывают с цветом волос местных жителей и одеждой жителей этих земель, другие считают, что «белая» в данном случае является синонимом слов «великая», «независимая» и «свободная». Третья версия исходит из того, что белой в далёкие времена называли древнюю территорию, а четвёртая предполагает, что «Белой Русью» называли земли, население которых было христианским, в противоположность Чёрной Руси — русских земель, находившиеся под властью Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Так, на карте мира 1459 года Новгородско-Московская Русь именуется Белой Русью (Rossia Biancha), территория в районе Днепра названа Красной Русью (Rossia Rossa), а северо-западная часть русских земель — Чёрной Русью (Rossia Negra).

Белая Русь (Russia Alba) около озера Ильмень (Lacus Irmen). Фрагмент карты Carta Marina, 1539. Commons.wikimedia.org / Олаф Магнус

В современном понимании термин «Белоруссия» распространяется на земли исторической Белой Руси (белорусские Подвинье и Поднепровье), Чёрной Руси (районы Новогрудка), Завилейской Литвы (районы Гродно и Сморгони), Полесья (районы Бреста, Пинска и Мозыря), а также Северщины (район Гомеля, Чечерска и Рогачёва).

Современное белорусское государство носит официальное наименование «Республика Беларусь». В 1991 году Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической республики установил своим декретом, что новую независимую республику нужно назвать Беларусью (Беларусь) на русском языке и на всей другой языковой транскрипции его имени. Изменение было произведено, чтобы отразить языковую форму названия на белорусском языке.

Красная Русь

Красная Русь (Червоная Русь) — историческая область в XV-XVIII веках на западе современной Украины и востоке и юго-востоке современной Польши — район Галичины (Галиция) или Червенских городов, которые князь Владимир Великий присоединил к Киевской Руси. В 1018 году ими овладела Польша, а в 1031 году они были вновь возвращены в состав древнерусского государства. В 1349 году польский король Казимир III захватил Галичину, и Червонная Русь вошла в состав Польши, в составе которой она пробыла как Русское воеводство вплоть до XVIII века. В XVIII-XIX веках Россия опять вернула эти земли в состав Российской империи.

Название происходит от города Червеня — крупнейшего из червенских городов.

По мнению московского историка Михаила Тихомирова , название города Червен произошло от слова «червень», что означающее тёмно-красную ткань, или от слова «червец», означающего пурпурную или багряную краску, в переносном смысле могло означать красивый город, или город в красивой местности.

Чёрная Русь

Чёрной Русью в XIII-XIV веках называли области, лежавшие в бассейне верхнего течения Немана с городами Городно (Гродно), Новгородком, Слонимом, Волковыйском, Несвижем, Турийском (Турец), Здитовом.

Название происходит от дремучих и тёмных лесов и пущ, покрывавших некогда огромные пространства этой области.

Жемайтия (страна между низовьями Немана и Виндавой) и другие регионы на Carta Marina, 1539 год. Commons.wikimedia.org / UrusHyby

До XIII века Чёрная Русь входила в состав Полоцкого княжества. В 1240-х годах Чёрную Русь захватил литовский князь Миндовг. В XIV веке Чёрная Русь вместе с литовскими землями входила в состав Великого княжества Литовского. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Чёрной Русью, а Великороссию — Белой.

Новороссия

Новороссией (Новая Русь) называли Новороссийскую губернию. Это было историческое название территории северного Причерноморья, присоединённой к Российской империи в результате русско-турецких войн во второй половине XVIII века.

Территория Новороссии включала в себя Херсонскую, Екатеринославскую, Таврическую, Бессарабскую, Ставропольскую губернии, а также Кубанскую область и Область Войска Донского. Название употреблялось до начала XX века.

С середины XX века для обозначения данной территории использовалось географическое определение «Северное Причерноморье», а во второй половине XX века территория Новороссии в пределах Украинской ССР стала обозначаться названием «Южная Украина».

Галичина – область на западе современной Украины. Отделившись от Киевской Руси во время нашествия монголов, она попала под влияние Запада, что предопределило ее исторический облик. Именно эта, Червонная Русь стала прообразом современной Украины.

Происхождение

Этимология слова «Галичина» (или на русский манер «Галиция») до конца не ясна. Некоторые связывают его с названием одного из кельтских племен – галатов. В другом варианте это производное от греческого слова «галис» – соль. Здесь действительно с давних времен шла добыча соли, что подтверждает изображение топок соли на гербе Дрогобыча.

Люди в этом благоприятном с климатической точки зрения и богатом природными ресурсами регионе селились еще со времен палеолита. Уникальная древесина карпатских лесов и плодородные почвы, горные реки и минеральные источники, залежи полезных ископаемых и обилие строительного камня постоянно привлекали на эти земли завоевателей, что наложило свой отпечаток на дальнейшее развития края.

Червенские земли

С середины X века в галицких землях стал выделяться город Червен. В «Повести временных лет» рассказывается, как князь Владимир Святославович отвоевал его у поляков, а вместе с ним и земли, которые позднее в летописных источниках стали именоваться как Червонная Русь. Интересно, что и раньше население этого края контактировало с Русью. Так, белые хорваты совместно с Вещим Олегом участвовали в походе на Царьград.

На облюбованных червенских землях по легенде Владимир решил заложить город «во имя свое» – им стал известный сейчас Владимир-Волынский. Скорее всего, именно с Галичины в Киев стало активно проникать христианство. Известно, что недалеко от этих земель развернулась миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия, а в 982 году (за 6 лет до крещения Руси) там была утверждена православная епархия.
Червонная Русь до конца XI века подчинялась Киеву, выполняя функцию западных рубежей Древнерусского государства. Однако в период ослабления Киевской Руси, переживая бурный демографический и хозяйственный подъем, она приобретает все больше самостоятельности. Наибольших высот в культурном и экономическом развитии эти земли достигают во время княжения Даниила Галицкого (1201-1264).

Боярская власть

Независимое Галицко-Волынское княжество, имеющее выгодное географическое положение стало быстро возвышаться. Благодаря торговым связям с Западом и некоторой изолированности от внешнего влияния особый статус здесь получило местное боярство, которое в своих руках сосредоточило политическую и экономическую власть.

Формально в землях правил князь, однако, бояре, имевшие собственные войска и влиятельный орган власти – совет, могли вмешиваться в княжеские дела. Совет, куда также входили крупные землевладельцы, епископы и высшие должностные лица созывался по инициативе боярства и был призван ревностно защищать его интересы.
Боярская олигархия, несмотря на свою влиятельность, тем не менее, признавала легитимность власти Рюриковичей. Когда в начале XIII века боярин Владислав Кормильчич провозгласил себя князем, он вызвал единодушный протест боярства. «Не есть лепо боярину княжити», – объявили ему на совете. И, несмотря на сильное войско и богатство боярин-выскочка потерпел неудачу.

Полонизация

Постепенно Галичина все больше начала испытывать на себе влияние соседней Польши. Так, ушли в прошлое представители рода Рюриковичей, а на их место стали назначаться польские князья. К середине XIV столетия с восшествием на польский престол Казимира III (1310-1370) Галичина окончательно впала в зависимость от Польши. Нужно отметить, что шляхтичи, проживавшие на территории Галичины, были уравнены в правах с галицко-русским боярством – они не платили налоги и несли только военную службу. Позднее из употребления вышло русское слово «боярин», заменившись на польское – «пан».

Долгое время польское влияние на Галичину не воспринималось как владычество: здесь были сохранены местные законы, традиции и вера. Казимир III даже намеревался создать в Галичине самостоятельную православную митрополию. Однако после Флорентийской унии (1438-1439) и падения Константинополя (1453) Киевская митрополия, куда входила Галичина, все больше стала склоняться к союзу с Римом, что в конечном итоге предопределило судьбу религии. После Брестской унии (1596) на Галичине утвердилась грекокатолическая церковь.

Из рук в руки

Раздел Речи Посполитой в конце XVIII столетия затронул и целостность Галичины. Так, к 1795 году восточная и северная часть Галиции вошли в состав империи Габсбургов. Интересно, что австрийские власти принимают ряд мер, улучшающих положение населения галицких земель: они проявляют веротерпимость к различным религиозным группам, ограничивают в правах помещиков, создают программы по повышению культурного уровня населения.

В начале XIX века перемены снова сотрясают Галичину: в 1809 году вместе с Краковом Наполеон присоединяет ее западную часть к великому герцогству Варшавскому, при этом Тернопольский округ отходит к России. Но в 1815 году Западная Галиция присоединяется к царству Польскому, которое вошло в состав Российской империи, а Тернопольский округ возвращается Австрии.

Революции и политическая нестабильность Европы XIX столетия сказываются и на ситуации в Галичине. Появившаяся в 1848 году Конституция Австрийской империи способствует распространению демократических свобод: в Галиции отменяются крестьянские повинности и другие пережитки феодализма, одновременно набирают силу либеральные и национальные движения.

Беспокойный век

Трагическая первая половина XX столетия, разразившись двумя мировыми войнами, отозвалась и в Галиции. Различные политические силы снова пытаются поделить между собой этот благодатный край. В 1908 году один из российских чиновников с тревогой писал: «Пока в Галиции живёт ещё русский дух, для России украинство не так ещё опасно, но коль скоро австро-польскому правительству удастся осуществить свою мечту, уничтожив всё русское в Галиции и заставить на веки забыть о некогда существовавшей Червонной Православной Руси, тогда будет поздно и России с врагом не справиться».

В 1914 году Россия укрепляет свое присутствие в Галиции, освобождая ее восточную часть от австро-венгерских войск. Однако в 1921 году Галичины лишается и Россия, и Австрия. По Рижскому договору практически вся ее территория отходит к Польше. Обязуясь по договору обеспечивать украинцам равные наряду с поляками права, тем не менее, правительство Польши не выполняет своих обещаний. В ответ на это почти два десятилетия украинское освободительное движение терроризирует польское руководство своими боевыми вылазками.

В конце 1930-х годов Галиции предстояло пережить раздел своих территорий между СССР и Германией, а во время Второй мировой войны вхождение в состав немецкого Генерал-губернаторства. И только весной 1944 года ситуация стабилизируется – Галиция целиком возвращается в состав Украинской ССР.

Современная Галичина это смешение многих культурных и национальных традиций. Сегодня здесь живут как большие этнические группы – украинцы, поляки, евреи, так и малые этносы – русины, лемки, бойки. В силу своего исторического развития Галичина всегда тяготела к Западу, что создавало определенные сложности в ее интеграции с восточной Украиной. Этот факт в своей предвыборной программе учитывал Виктор Ющенко, обещая галичанам скорое и гарантированное вступление в Евросоюз.

География русских мастей

Россия как структуралистское уравнение

Белый, красный и чёрный – это базовые цвета у различных народов мира. В этнопсихологии считается, что остальные тысячи цветовых оттенков (согласно мировоззрению большинства этносов) – это производные от трёх «старших» красок. На их основе можно построить прекрасное структуралистское социологическое и этнопсихологическое уравнение, объясняющее огромное количество русских «загадок».

С точки зрения диалектики демократической и монархической идеи, обсуждаемой нами сегодня, между этими цветовыми мастями (отражающими очень древние представления о социальных стратах людей, о «русских мастях» и, фактически – русских кастах) в Русском мире существуют «специальные отношения».

Белый Царь

Есть представление, что институт «Белого царя», сакральную идею о «белой царской власти» принесли к нам монголы. Действительно, представление о Белом, Священном, Справедливом Царе живёт в мифах тюркских, монгольских, угро-финнских народов.

Однако и у славянских этносов, например, у белорусов, которые напрямую не входили в Золотую Орду тоже есть сказания и песни о «Белом Царе» – священном государе.

Визуально встреча народов нашего пространства с Белым Царём выглядит примерно так: Русская Равнина, наша Русская Чёрная Земля живёт в своём посконном «чернозёмном» мире, но однажды в ней открываются тайные створки, «окна», и падает Белый Свет, как бы «извне» Белый Иной луч – к Чёрной Равнине приходит её Белый царь.

Когда Царь, как представитель Белого Иного приходит на «Чёрную» Равнину – ему выделяют особую территорию, чтобы Иное напрямую не смешивалось с Обществом, Равниной, Землёй, нашим «Чёрным Тамбовом». Чтобы не мешать Белое с Чёрным. «Автохтоны» предоставляют Белому Царю особое Рюриково Городище вне Новгорода или Ольгово городище вне Киева. Отдельно, опрично. На этой опричной территории (которая иногда расширяется) может быть всё что угодно, там правят иные (для «чёрных» местных жителей) трансцендентные законы. Но на чёрной земле, в земщине продолжают жить строго по стародавним неписанным привычкам и понятиям. С коими на опричную территорию заходить запрещено. Например, в Петербург (явная опричная территория «Белого царя» практически вовне Русского мира) в течение столетия не разрешалось заходить «чёрным» людям с бородами.

В Речи Посполитой короли саксонской династии вообще жили вне государства – в германском Дрездене.

Червонная или Красная Русь

Белая Русь и Чёрная Русь. Последние два топоса у нас плавающие. Современную Беларусь несколько столетий назад именовали Чёрной Русью. Великороссия на средневековых картах именуется то Белой Русью, то Чёрной. Но была и есть на русской священной карте и Русь Красная.

У Красной Руси иная географическая фиксация, связанная с окраиной Руси. Иногда ею обозначали всю современную Украину, иногда только Галицию, часто этот «геоколор» распространяется и на Польшу. Но Красной Русью, собственно «рухс-аланами» называли себя сарматы-роксоланы, подарившие нам историческое самоназвание для страны и русского народа.

На территории Красной Руси по сравнению с остальной коренной и царской и Чёрно-Белой – господствовали другие нравы. Более воинственные, рыцарские, на этих окраинных территориях Равнины формировались казачество и исторические мифы о русских богатырях.

Интересно, что эти «сарматские», рыцарские, «богатырские» нравы вошли и в польскую культуру после присоединения ею Галиции, Червонной Руси. С XIV века в Польше и Украине начинается культурный ренессанс «сарматизма».

В Москве восторжествовала «бело-чёрная» цветовая парадигма: Белый «вертикальный» Царь и Чёрный «горизонтальный» народ, которые живут в жёсткой дуалистической Чёрно-Белой системе.

История Речи Посполитой и казачьих войск – это параллельный русский «красный проект». Его вполне можно именовать «сарматским» или «скифским».

Красная Русь – «сетевая» система, отражающая архетип «аристократического анархизма», «мужских братств», военных орденов, лихих пограничников. Казаки Степана Разина и Емельяна Пугачёва несли народам России правду и волю Красной Руси. Это были не «крестьянские войны», а мятежи региональных кшатриев, аристократов-рыцарей (коими, безусловно, являлись казаки) против Белого Царя; с попыткой чёрный Народ склонить на свою сторону.

К этому «сектору» органично относятся и все наши кавказские племена, породнившиеся с казаками и живущие по принципу «идейного сарматизма» («нартского эпоса»).

В широком смысле – «красные» — это элита и контр-элита. «Золотые» и «худые» роды. «Красные пограничники» бунтуют не против царской власти, но против царской власти, в которой пропадает Священное. Тогда они начинают апеллировать к Сокрытому Царству и экстренно искать Белого Царя со стороны или из своей среды. Так и появился в оренбургских степях «спасшийся царь» Пётр Фёдорович . Ну, а Степан Разин «мутировал» в своих походах из донского атамана в настоящего «Царя-брата», наделённого колдовскою Силою.

Язык мастей

Трактат о взаимодействии бело-красной социальной диалектики есть у французского исследователя Граса Д`Орсе в книге «Язык птиц»

Он описывает диалектику борьбы двух орденов – менестрелей Мюрси и менестрелей Морвана в Европе и Франции.

Менестрели Мюрси готовили приход Белого короля во Франции, ориентировались на союз короля с народом. Единение власти и народа – это и глубоко русская тема. А менестрели Морвана жили в башнях, это была европейская знать, для коей главное было отстаивание собственных вольностей. Они устраивали по уверению Д`Орсе своему народу время от времени Голодомор, дабы поставить «чёрную кость» на место. Тоже достаточно близкий нашему дворянству архетип. Их цветом был – красный.

Война между «Белым королём» Карлом и его католическим «чёрным народом» против «красных» дворян-гугенотов и пограничников-гасконцев прекрасно описана в разных источниках и знакома русскому читателю по романам Дюма . Д`Орсе описывает конспирологическую подоплёку событий. А квинтэссенцией этой войны была Варфоломеевская ночь.

Параллельно схожий процесс происходил в России. Иван Грозный устроил своей знати, своей «красной руси» и «золотым родам» опричнину и «русскую варфоломеевскую ночь», затянувшуюся на годы. Ответом Грозному было рождение «из ниоткуда» мифа о Который то ли в облике крымского хана, то ли в своём собственном сжигает Москву и способствует разгону Опричнины.

И даже с точки зрения геральдической мы видим между Русью и Францией массу аллюзий. Герб Екатерины Медичи – Белый Единорог, герб Ивана Грозного – Белый Единорог. Зато на тамге Андрея Курбского – вождя русских аристократов, поселившегося в ходе войны с Грозным в Ковеле – в Червоной Руси – стоит Красный лев – символ менестрелей Морвана. Т.е. цветовая чёрно-красно-белая гамма несёт в себе устойчивые универсальные символы социальных групп и партий.

Царь Красной Скифии

Представим на секунду, что Красная Русь не окраина Руси Чёрно-Белой, а самостоятельный топос, «страна-в-себе». Географически эта территория будет совпадать с Великой Скуфью и Золотой Ордой. После включения этих территорий в состав Москвы и России — они стали «Казатчиной», бесконечной пустыней, откуда приходит лихой человек. Но топос, мир, населённый образами, духами, жертвенными кострами предков и половецкими бабами — священный мир Великой Степи никуда не делся! Он вошёл в Россию и пропитал её своим странническим духом, скитальческим светом. С точки зрения руководителей нового Российского государства этой страны вроде бы и нет, но она есть и постоянно заявляет о себе. Тюрки-несториане из Царства пресвитера Иоанна стали казаками и дворянами-однодворцами, стражами-пограничниками. Но куда в Московии делся их Царь — романтический скифский скиталец — степной священник-каган?

Россия согласно евразийской геополитике строится на двух месторазвитиях — Лесе и Степи.

У Леса свой государь — Московский Белый Царь Малыя и Белыя и Великия. А у Степи?

Царская фигура Степи в Русской Империи никуда не исчезла, она сопоставима архетипическому месту Царя Немейского Леса в Империи Римской, где были Сенат и Август, но все «понимающие» граждане шли к Королю Золотой ветви. К Тайному императору Рима и Альби-Лонги. Только в отличии от героя Фрэзера наш «тайный царь» не привязан к волшебному дереву или иному конкретному месту. Он беспрестанно кочует. Тревожная фигура Степного Царя время от времени обрастает сказками, песнями, а затем и плотью, шашками, пиками и штыками.

Степной Царь Дешт-и-кипчака (Красной Руси) никуда не делся, не подарил и не продал просто так золотую чашу и корону Колаксая своему московскому лесному собрату. Он превратился в Агасфера , в короля-странника, в Тайного Царя, носителя миссии Пресвитера Иоанна, . В царя-разбойника, императора-партизана, коронованного Красным петушиным гребнем степного поджигателя.

В борьбе за возрождение своего престола Царь Беловодья опирается на контр-элиту Красной Руси, на «худые роды». Красный Царь бросает вызов Белому!

Белые-Чёрные-Красные

Давайте рассмотрим Октябрьскую революцию с точки зрения описанной нами «цветовой парадигмы». Мы привыкли думать – что это Чёрный народ восстал против Белого царя и устроил ему кровавое пиршество. Но ведь люди, организовавшие революцию, были классическими представителями «красной масти» в основном, кстати, родом из географической «скифской» окраины Равнины – из «Красной Руси»: поляки, кавказцы, евреи и русские «худые дворяне». И возглавил её Владимир Ленин — даже ликом — калиброванный Кудеяр-разбойник!

А в 1937 году, пришедшая к власти в 1917 красная элита, пускается под нож новым Белым царём. Сталин изначально был «красным», но потом заработали русские архетипы, он становится вождём, архетипическим царём, народ и белая эмиграция его обожествляют. Слухи о попытках «военного путча Тухачевского » и «троцкистско-зиновьевского заговора» против «преображения Сталина» в «Белого царя» видимо верны. У нас нет прямых доказательств, но структуралистский анализ подтверждает присутствие политической борьбы сквозь историю репрессий 30-х гг. прошлого века. Видимо «красные» не очень хотели идти под «белый нож». Но их заговоры не удались.

А «Голодомор», организованный «красным поляком» Косиором против украинского крестьянства вполне укладывается в описанную нами историко-социологическую схему.

Цветущая сложность

Но есть один удивительный период в истории нашей страны, когда энергия трёх русских мастей: чёрной-белой-красной была объединена на общие социальные, геополитические и культурные усилия. Это эпоха начала правления Ивана Грозного. Время Избранной Рады, Земского и Стоглавых Соборов. «Красная» знать, «чёрный люд», «Белый Царь» поставили перед страной невероятные задачи и их сверх-усилия принесли плоды: были завоёваны Казанское и Астраханское ханство, присоединён Урал и Северный Кавказ – всё то, что сегодня составляет остов России и русской цивилизации. Получается, что импульсы разных страт, «цветов», «мастей» нашего общества не всегда оппозиционны и перед лицом невероятных свершений и опасностей, всё общество способно объединяться и удивить весь мир небывалым и неисповедным русским духом Такое единение нашему обществу необходимо именно сегодня. Но, видимо, для этого на Руси должен появиться колор, которого сейчас нет – Белый Царь.

Гармония трёх цветов, футуристическая «цветовая синестезия» трёх социальных страт Руси – это единственная возможность для нашей цивилизации выжить в крайне неблагоприятных условиях.

Каждый должен быть верен своему цвету и всей Руси целиком. И тогда расцветёт чаемая нами «цветущая сложность» десяти тысяч цветов России-Евразии, как производная от палитры Красного-Белого-Чёрного.

Но для этого все евразийцы и скифы должны стать ещё и немного художниками.

Резюме

«Колоритный» структурный анализ показывает нам очень важную вещь. Белый Царь и просто Царь не равнозначные фигуры. «Просто царь» — это типологически один из представителей элиты, первый среди равных русской «красной» знати. Священный и безумный «Белый Царь» — это действительно Иное. Приходя, он не уничтожает «красную власть», но по сути её реструктурирует, оставаясь в состоянии географической «инаковости», сохраняя вокруг себя «тайное пространство» апостола Фомы.

И Священное такой Царь сам через себя открывает и воссоздаёт. Все страты Руси оживают и действуют слаженно, ориентируясь на вселенские и мессианские цели Русского Народа. Поэтому фигура «Белого царя» (как мы уже отмечали) связана с мобилизацией русского мира.

Чёрно-белое — это пространство Священного. Одежда Арлекина. Полосы бегущих зебр вгоняют других животных в состояние транса. А красная граница Скифской Пустыни оберегает Царский топос «подрайской землицы» космической бесконечностью.

Россия — священная страна и потерянное Беловодье. Она давно организована по принципу Священного Царства. Русские люди должны однажды об этом вспомнить. Раз и навсегда.

Павел Зарифуллин

Иллюстрации Родченко и Малевича


Александр Блок. Кудеяр и Тайна Распутина

Часть Руси, расположенная на западе современной Украины и востоке Польши. Синонимами Червонной Руси являются исторические названия Галичина (Галиция) или Червенские города. Червенские города упомянуты в летописях 981 года, когда великий князь Владимир Великий присоединил их к Киевской Руси. В 1018 году ими овладела Польша, однако уже в 1031 году они были возвращены в состав древнерусского государства. После распада Киевской Руси эти земли стали частью Галицко-Волынского княжества, с 1240 года под номинальной властью Золотой Орды.

На изображении: Червонная Русь (Rotreussen) на немецкой карте 1892 года, отображающей Речь Посполитую в 1660 году


В 1349 году началась Война за галицко-волынское наследство. Польский король Казимир III Великий организовал против Галицко-Волынского княжества большой поход и захватил Галичину. Червонная Русь вошла в состав Польши, в составе которой она пробыла как Русское воеводство вплоть до XVIII века.

Червенские города включали в себя Червен, Волынь, Холм, Броды, Сутейск, Луческ, Ярославль, Угровеск, Столпье, Всеволож, Верещин и другие.

Червен — крупнейший из червенских городов. Располагался на левом берегу реки Хучва, притока Западного Буга. Впервые упоминается в 981 году, когда Владимир I Святославич отвоевал его у поляков (в летописи название города появляется только в форме Червенъ). В последний раз упоминается в 1289 году. Вероятное местонахождение — городище у польского села Чермно (польск. Czermno), Люблинского воеводства.

Волынь — один из важнейших червенских городов. Время основания неизвестно. Впервые упоминается в 1018 году, когда Болеслав I Храбрый захватил его. Впервые упоминается в древнерусской летописи под 1018 годом в связи с междоусобной борьбой Ярослава и Святополка Владимировиче за киевский престол на Волынской земле. Волынь — центр восточнославянского племени волынян, столица Волынской земли. В XI века значение города падает и политическим центром становится Владимир, основанный в княжение Владимира Святославича. В последний раз упоминается в 1077 году. Дальнейшая судьба города неизвестна. В настоящее время — село Грудек-над-Бугем (польск. Gródek nad Bugiem), Хрубешувской гмины Люблинского воеводства.

Сутейск — один из важнейших червенских городов, располагавшийся непостредственно около границы с Польским королевством. Впервые упоминается в 1069 году. По некоторым данным, в Сутейске с поляками заключил мирный договор киевский князь Владимир Мономах. Городище Сутейска расположено близ польского села Сонсядка (Sąsiadka) Люблинского воеводства, около слияния рек Пора и Вепша. Площадь его укреплённой части, состоящей из трёх площадок, составляет около 3 га. Детинец обнесён шестиметровым валом и рвом с юго-восточной стороны. Сохранились следы окольного города и въездов. Кроме обычных орудий труда и предметов быта обнаружено оружие, украшения и свинцовые печати волынского князя Давыда Игоревича.

Угровеск, Угровск — древнерусский город, относившийся к Червенским городам и располагавшийся при впадении реки Угер в Западный Буг. В 1213 году был присоединён к Галицко-Волынскому княжеству князем Даниилом Галицким.

Хельм - Археологические раскопки в окрестностях Хелма подтвердили, что первые поселения в этом районе появились еще в палеолите (30 тыс.лет до н.э.). Основан в первой половине XIII века князем Даниилом Галицким как резиденция правителя Галицко-Волынского княжества. После смерти Даниила в 1264 г. Холмщина была поделена между его сыновьями, затем внуками. В XIV веке Холмское княжество перешло к Польскому королевству. Холм стал центром Холмской земли в составе Русского воеводства.
Официальный статус города Хелм имеет с 1392 года. В Хелмском сражении 1794 года Ласси разбил Зайончека. С 1795 по 1809 гг. — владение Габсбургов, после 1815 г. — гарнизонный город Царства Польского.
При российском управлении Холм уступил свои административные функции Люблину. В 1912 года сделан центром Холмской губернии Российской империи (как Холм), в 1975—1998 годах — Хелмского воеводства Польши.
До Второй мировой войны в Хелме проживало большое число евреев. В еврейских анекдотах город предстаёт столицей дураков. Для уничтожения хелмских евреев нацистами был создан концлагерь Собибор.

На изображении: Православное кладбище в Хельме


Броды - первое письменное упоминание 1084 г. в «Поучении Владимира Мономаха…». Населенный пункт находился на границе Галицкого и Волынского княжеств.

В 1441 г. переходит польскому шляхтичу Яну Сенинскому. С 1511 г. принадлежит Каменецким — подольским воеводам. В 1584 г. Броды покупает Станислав Жолкевский — белзкий воевода. Он получил от короля Стефана Батория право на основание города c магдебургским правом и основал город Любич (в честь фамильного герба). Но название города Любич не прижилось и меньше чем через 10 лет город снова называют (по документам) Броды.

В 1629 г. от Жолкевских Броды переходят к Станиславу Конецпольскому, который в 1631 г. занимает должность великого гетмана коронного Речи Посполитой (третья особа в Польше после короля и канцлера) и превращает Броды в свою резиденцию. По проекту французского инженера де Боплана, под наблюдением Андреа дель Аквы, Броды превращаются в город-крепость. Планировка была произведена по плану «идеального города». Броды окружал земляной оборонный вал каплевидной формы с десятью бастионами. Оборонную систему города увенчивал Бродский замок (построенный по новоголландской системе), расположенный на западной окраине города. Замок имеет форму пятиугольника с бастионами на углах. Город был серьёзной военной базой поляков в ходе Освободительной войны Б. Хмельницкого. Отражал татарско-турецкую агрессию во второй половине XVII века.

После раздела Польши Броды отошли к Австрии. Это был пограничный город с Российской империей. С 1779 г. по 1880 г. Броды имели статус «вольного торгового города». Это был второй по значению (после Львова) город Галиции.

До 1918 г. граница между Австро-Венгрией и Россией проходила возле Бродов. До 1939 г. Броды входили в состав II Речи Посполитой.

В июле 1944 г. под Бродами первый и последний раз в бой с частями Красной Армии вступила Дивизия СС «Галичина». В упорных боях в бродовском котле она была почти полностью уничтожена.

Ярослав - княжеский город, основанный в 1031 году князем киевским Ярославом Владимировичем. В летописях упоминается 1152, 1231 (Ипатьевская летопись). Под Ярославом состоялась в 1245 году Ярославская битва между войсками Даниила Галицкого и войском венгров. Последние были разбиты на голову. С XIV века в составе Польши. Городские права Ярослав получил 1323, а магдебургское право в 1375-м. В 1625 пожар вызвала большие опустошения в городе. В XVI—XVII веках у Яровлава происходили международные ярмарки. Походы казаков (1649), шведов и венгров (1656—1657) не способствовали развитию города. К концу XVI века в Ярославе действовало при церкви св. Успения братство св. Онуфрия, которое содержало школу (просуществовало до XIX века). C 1772 года (после третьего раздела Польши)- в составе Австрии. Ярослав богатый на архитектурные памятники и старинные церкви и костелы. До XX века сохранялось городище там, где теперь монастырь Доминиканцев. XVI—XVII веками датируются ренессансу дома (каменный Орсеттих, 1580), в 1714 году построена церковь Преображения Господня, которую после 40-летнего перерыва в 1987 году возвращена верующим. В 1930-х годах в городе проживало 52 % поляков, 34 % евреев, 14 % украинцев/русинов. В Ярославе с 1965 года существует душпастырская ячейка греко-католической церкви, с 1985 кружок УСКТ и пункт обучения украинскому языку. В начале 1945 года из Ярослава принудительно выселены в СССР украинцы, главным образом в Ивано-Франковскую область, а в начале 1947 остатки крестьян вывезли на Ольштынщину в северо-восточной Польше. В эмиграции выходцы из Ярославщины в 1965 году создали Объединение «Ярославщины и окраины Засяння» в диаспоре, с центром в Чикаго (США).

Луцк - время основания летописного «Луческа Великого на Стыри» не известно. Согласно одним источникам, он основан дулебами в VII веке, а по другим — Владимиром Великим около 1000 года. В летописи впервые упоминается под 1085 годом, когда был уже укрепленным городом, выдержавшим в конце 1060-х годов. 6-месячную осаду Болеслава Смелого. Первоначальными его жителями были представители восточнославянских племен дулебов и волынян. В 1097 году Святополк II отдал Луцк Давиду Святославичу, который вскоре был выгнан Давидом Игоревичем. С тех пор Луцк до середины XII века оставался пригородом Владимир-Волынского княжества, несмотря на притязания князей киевских.

К 1150 году в Луцке жил Ярослав Изяславич, при котором Луцк стал самостоятельным уделом и центром всей восточной половины Волыни. Выдержал шестинедельную осаду весной 1150 года полками Юрия Долгорукого. Во время этих событий едва не погиб его сын — юный князь Андрей. В 1227 году Ярослав Ингваревич, внук Ярослава Изяславича, принужден был уступить свой удел Даниилу. В 1259 году город выдержал осаду хана Куремсы. В 1320 году Луцк был взят войсками Гедимина; в 1324 Луцкий удел достался Любарту Гедиминовичу, при котором город Луцк получает превосходство над Владимиром.

К концу XIV столетия Луцк стал выше Владимира и по торговле. Купцы наезжали сюда изо всех стран, а некоторые селились здесь; появились кварталы, населенные немцами, поляками и др. В 1429 году в Луцке состоялся известный съезд монархов, целью которого было «рассуждение о мерах против общего врага, турок»; присутствовали король польский Ягайло, Великий князь Литовский Витовт Великий, император германский Сигизмунд, великий князь московский Василий II со многими удельными князьями и митрополитом Фотием, король датский, папский легат, гроссмейстер прусский, воевода валахский, хан перекопский и византийский посол. Сигизмунд приглашал государей и вельмож к взаимному примирению и единению церквей восточной и западной, к борьбе против турок и к оказанию помощи Византии, но предложения эти были отклонены поляками. Продолжение этого съезда было в 1430 году в Троках и Вильне.

С 1440 года Луцком овладел Свидригайло, а после его смерти (1452) Луцкая земля не имела более своего удельного князя. В конце XV века Луцк считался одним из лучших городов края, но с половины XVI века благосостояние его стало упадать. Ещё около 1569 года в Луцком повете считалось панов и дворян 226, а во время присоединения его к России в 1795 году в нём было только 50 мещанских домов; остальные принадлежали евреям и караимам.

С 1795 голда Луцк — уездный город волынского наместничества, а с 1796 — Волынской губернии. Луцкая епархия упоминается впервые в 1288 голду. В начале XV века в Луцке было до 15 православных церквей, из которых многие во время литовско-польского владычества были разрушены или обращены в униатские, а потом в костёлы. Католические епископы прочно утвердились в Луцке не ранее второй половины XVI века. В 1617 году, для борьбы с иезуитами, призванными сюда в 1609, возникло луцкое братство, просуществовавшее до 1803 года.

В те времена он был важным экономическим и культурным центром Волыни. Много талантливых людей родилось и выросло в этом городе и его окраинах. Они были творцами культурных ценностей. Яркий пример этого — Икона Волынской Богоматери, шедевр мировой культуры. Интересным явлением в жизни города было принятие Магдебургского права в 1432 году. К 1569 году был ознаменован в жизни Луцка вхождением города в состав Польши. Но не останавливалась борьба народных масс за свое национальное и социальное освобождение. Примером этого было восстание Криштофа Косинского, которое состоялось в 1591 году. Следует добавить, что широкий размах приняло восстание на Волыни Северина Наливайко, в 1594—1596 годах. Война 1648—1654 года под флагами Богдана Хмельницкого порождала за собою новых мстителей и героев, защитников своего народа.

В 1795 году в результате третьего раздела Польши волынские земли вместе с Луцком вошли в состав Российской империи.

Во время Отечественной войны 1812 год в Луцке размещался штаб второй Русской армии под командованием легендарного полководца Багратиона. 30-40 годы XIX века в жизни Луцка отметились тем, что поднялся культурный уровень жизни. В 1832 году была открыта гимназия. Здесь прошли детские года известной поэтессы Леси Украинки. В ходе гражданской войны (с 1917 по 1920) Луцк неоднократно переходил из рук в руки. С 1921 по 1939 годы город находился в составе Польши.

На изображении: Часть Старого Города и Замка Любарта


В марте 1921 Луцк становится столицей нового Волынского воеводства. После образования воеводства город сразу отстраивается после серьезных военных разрушений. Возводится много новых зданий для новообразованных воеводских и городских учреждений. Построенные в то время здания в основном в стиле популярного в то времы конструктивизма и сегодня являются заметными в образе города. (школа № 1, Национальный банк, почтамт, городской совет (бывший почтамт), дирекция «Укртелекома», Волынский краеведческий музей (укр.)русск. (быв. Земельное управления), дом офицеров (быв. Земелный банк), старый корпус университета (быв. гимназия), здание СБУ (быв. Polska Macierz Szkolna). Строятся целые жилые районы для офицеров (между проспектом Перемоги и улицей 8 Марта) и госслужащих (между ул. Шопена и Ярощука). К этому периоду относится также большая часть застройки улиц Кривой Вал, Винниченко, Сенаторки Левчанивской, Бандеры, Ярощука, Шопена. В городе открываются польские и европейские банки, многочисленные торговые фирмы, театр, кинотеатры, школы и гимназии, медицинские учреждение, стадион, аэродром. Основывается краеведческий музей. В 1928 году Луцк получает железнодорожное сообщение со Львовом, устанавливается регулярное пассажирское судоходство до Колок и Пинска и регулярное междугородное автобусное сообщение. Население города увеличилось с 30 тыс. сразу после войны, до 40 тыс. в 1939 году.

В 1928—1938 годах должность Волынского воеводы занимал Генрик Юзевский — известный государственный деятель Польши и бывший вице-министр внутренних дел в Правительстве УНР, имеющий много заслуг в деле экономического развития края и взаимопонимания между поляками и украинцами. В 1939 году в соответствие с Секретным дополнительным протоколом к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом был занят Красной армией и вошёл в состав УССР. Во время Великой Отечественной войны город в 1941 г. был оккупирован немецкими войсками, а в 1944 г. освобожден Советской армией.

Ещё в XX веке Церковь Иоанна Богослова обратила на себя внимание археологов. Особый интерес предрасполагали гробницы семьи князя Любарта Гедиминовича и «умерших» русских (руських) князей. Это уникальный памятник домонгольского периода.

На сегодняшний день отреставрированы Луцкий замок Любарта с Владычьей башней, Кафедральный Петропавловский костёл, Крестовоздвиженская церковь, синагога «Маленький Замок».