Царь ярослав мудрый. Князь ярослав мудрый - владимир - история - каталог статей - любовь без условий

Ярослав Владимирович "Мудрый" — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. В Русской православной церкви почитается как благоверный князь; день памяти — 5 марта .

Ярослав Мудрый - сын Владимира I, стал киевским князем, после княжения в Ростове и Новгороде в результате очередной междоусобицы.
Ярослав мудрый ещё ребёнком княжил в городе Ростове.
Как-то он путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города Ярославль.

Его брат Святополк Окаянный убил братьев святых Бориса и Глеба, а в 1019 году Ярослав Мудрый изгнал его из Руси и сам стал княжить вместо него. Он княжил с 1019 по 1054. Надо сказать, что когда Ярослав княжил в Новгороде, у него были очень трудные отношения с отцом святым князем Владимиром. Так Ярослав отказался своему отцу Киевскому князю платить налоги. А после смерти отца он из Новгорода пошёл войной на Киев, где правил его родной брат Святополк "Окоянный", тот самый, который убил братьев Бориса и Глеба. Ярослав изгнал Святополка и овладел городом своего отца, Киевом.

Надо заметить, что Ярослав Мудрый основал не только город Ярославль, но он является и основателем Эстонского города Тарту. Этот город в современной Эстонии заложил Ярослав Мудрый и первоначально он назывался Юрьев. Ведь латинское имя Юрий, это славянское Георгий, а как уже писал выше, в крещении князь Ярослав был Георгием и город в Эстонии он назвал своим именем, Юрьев.

Ярослав Мудрый известен прежде всего как законодатель. При нем был создан первый русский свод законов «Русская правда» .

Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов — Русскую Правду . Свод касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых на Руси было так много в эти смутные времена. Русская Правда Ярослава Мудрого строго наказывала за умышленное убийство. Причем допускалась еще кровная месть. За убийство можно было мстить убийце и даже убить его. Но это могли сделать только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя), а дальним родственникам кровная месть запрещалась. Так ограничивался этот обычай племенного строя. Если близкой родни не было, то убийца платил штраф в 40 гривен. На Руси его называли вирой. Большими денежными штрафами наказывались побои, увечья.
Однако не все статьи этого сборника принадлежат Ярославу, законы в «Русскую правду» добавлялись его потомками.

Также Ярослав Мудрый прославился созданием «лествичного» порядка наследования. Согласно этому порядку, княжеский престол переходил к старшему рюриковичу в роду. Также Ярослав Мудрый разделил свои земли на пять уделов и дал своим сыновьям по одному.

Сам князь был женат на шведской принцессе Ингигерде . Она родила князю шесть сыновей и три дочери. Дети князя Ярослава Мудрого:

Владимир (князь Новгородский), ныне святой князь Владимир Ярославович. Именно он в Новгороде построил Софийский собор, который стоит по сегодняшний день.

Анастасия, вышедшая замуж за Венгерского герцега.
Изяслав в крещении Димитрий, князь Туровский.
Елизавета , Королева Норвегии .
Святослав , князь Черниговский и Киевский, ныне святой Православной Церкви.
Всеволод в крещении Андрей, князь Киевский и Всея Руси. Он же отец Владимира Маномаха .
Игорь , в крещении Григорий, князь Смоленский. Погребён в Чернигове.
Вячеслав , Великий князь Киевский. (отец польской королевы Вышеславы ).
Анна, Королева Франции .

Таким образом, к концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии, Византии, а дочери выданы замуж за правителей разных стран. Анна — за французского короля Генриха I. Анастасия стала женой венгерского короля Андрея. А младшая Елизавета сначала была женой норвежского короля Гарольда, а после его гибели на войне стала женой датского короля.

Надо отметить, что супруга князя Ярослава, шведская принцесса Ингигерда, приняла православное крещение с именем Ирина, а позже она и приняла монашество с именем Анна и сейчас известна нам больше, как прославленная в лике святых, святая княгиня Анна Новгородская .


Святые княгиня Анна Новгородская и князь Владимир Ярославович Новгородский. Супруга и старший сын Ярослава Мудрого .

Во время правления Ярослава Мудрого Киев стал великим городом наравне с Константинополем. Также возрос международный авторитет Руси. Ярослав Мудрый породнился со многими монархами того времени.

Ярослав Мудрый впервые на Руси сам, без согласия константинопольского патриарха, назначил Иллариона на должность митрополита русской церкви. Также в его время активно переводились религиозные книги на древнеславянский язык.

Наконец, заслугой Ярослава Мудрого была борьба с кочевниками. К примеру, в 1036 году он побил печенегов. А через год в честь этой победы был построен Софийский собор в Киеве.


Также во времена Ярослава была построены Золотые ворота в Киеве.

ФОТО: В часовне над Золотыми воротами, я в роли "мудрого"))

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде и прожил 75 лет .

Умер Ярослав Мудрый 20 февраля (5 марта) 1054 года в Вышгороде , в ночь с субботы на воскресенье точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерд и на два года старшего сына Владимира.

После правления Ярослава Мудрого еще больше усилилась междоусобная борьба князей из-за разделения земель на части, несмотря на наставления Ярослава своим детям и новый порядок наследования княжеского престола сыновья его прожили в мире только 15 лет .


Саркофаг (гроб) Ярослава Мудрого

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Этот гроб из белого мрамора в Киев привёз отец Ярослава, святой Князь Владимир, как святыню, в которой в Крымском городе Херсонес, а ныне Севостополь, покоялись мощи святого священномученика Климента Папы Римского. В гроб святого Климента и был положен святой князь Ярослав .


Софийский собор внутри

Гроб князя Ярослава открывали трижды в Советское время в 1936 , 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя. Рост князя был 175 см. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот (практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко), резко выступающий подбородок. Известно также, что он был хромым (из-за чего плохо ходил): по одной из версий — от рождения, по другой — в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.

По сообщению журнала Newsweek , при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года, учёными Украины, Швеции, Англии и США было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды . В ходе проведенного журна листами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата ).



Памятники Ярославу Мудрому в городах Украины и России

Результатом деятельности Ярослава Мудрого можно считать и возвышение Киева как города и Руси как государства. Также он оставил после себя сборник законов, что я считаю важным, так как прежде на Руси разрешали конфликты только согласно обычаям и традициям. Во время правления Ярослава русская церковь проявила независимость от византийской .

Почему же князя Ярослава прозвали МУДРЫМ?

Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей , которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.

Ярослав Мудрый объединил славянский мир и предупреждал, чтобы не было на земле русской ни распрей, ни ненависти . Это был человек великого ума, прекрасный администратор, имевший обширную библиотеку. В летописях сказано, что он считал книги «реками, способными напоить мудростью». Стержнем внутренней деятельности святого князя было содействие распространению Христианства на Руси .

Конечно же, самые большие торжества в день памяти святого князя Ярослава проходят 5 марта в Ярославле, в городе носящем имя Князя.

Ярослав Мудрый изображён как на Российских, так и на Украинских денежных банкнотах.

Князь Ярослав Мудрый начал почитаться на Руси Святым сразу после смерти . Первое упоминание об этом есть в источнике XI века. Однако Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви; 9 марта 2004 года в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля (5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Киевский Патриархат так же князя Ярослава прославил в лике святых в 2008 году.

Молитва

О святый благоверный, великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю! Вознеси сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Своей Церкви живый дух Православныя веры, любовь, благочестие, в добрых делех преуспеяние; да дарует пастырям ревность попечения о спасении людей, яко неверущия просветити, заблудшия наставити и отпадшия обратити; изряднее же, да вся чада Церкви Православныя чисты сохранит от мирских искушений, суемудрия, суеверий и наваждений вражиих. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем и, тако благоугодно на земли поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, благоверне княже Ярославе, добре во благочестии пожив, веру непорочну соблюл еси, и храм пречуден Премудрости Божия в стольном граде Киеве устроив, ныне на Небесех предстоиши Престолу Святыя Троицы, молися ниспослати нам велию и богатую милость.

Кондак, глас 4

Измлада явился еси, богомудре Ярославе, Божественный сосуд избран Богови, во благочестии жительствовавши, многия святыя церкви устроил еси; темже похваляем тя, княже наш, яко народу твоему ты еси удобрение, Киеву - слава и всей Русстей земли - утверждение.

Великий князь Ярослав Мудрый

А. Кившенко. «Чтение народу «Русской правды» в присутствии великого князя Ярослава»

Софийский собор в Киеве, где находится гробница Ярослава Мудрого

1035 лет назад родился Ярослав Мудрый, четвёртый сын великого Киевского князя Владимира, прозванного в народе «Красно Солнышко», и полоцкой княжны Рогнеды. Детство Ярослава было трудным - у него болели ноги, он позже других детей научился ходить. Мальчик выучился грамоте, очень любил читать книги.

На шестом году жизни совершили над Ярославом обряд пострижения: отрезали прядь волос - в знак того, что повзрослел княжич и будет отныне не матерью воспитан, а наставником. Становился он с каждым годом в присутствии великого князя Ярослава» всё сильнее и мудрее. Да только от прежней болезни хромота осталась, за что и получил княжич прозвание - хромец.

А в 11 лет был отправлен отцом княжить в город Ростов, а потом и в Новгород. И платил Ярослав отцу, князю Киевскому, ежегодную дань в 2 тысячи гривен серебра. В 1014 году он перестал подчиняться отцу, а через 5 лет сам стал великим князем Киевским.

За время своего правления он объединил почти все русские земли. Успешно воевал с Польшей, победил племена ятвягов, литовцев, мозовшан, разгромил печенегов.

При Ярославе Мудром появились на славянской земле первые письменные законы. По повелению князя были собраны и записаны те обычаи, по которым судили на Руси. Ярослав хорошо знал церковные и гражданские уставы, действовавшие в русских княжествах. Так в 1020 г. написан первый сборник законов «Русская правда». Это был перечень наказаний и штрафов за те или иные проступки, провинности и преступления.

Князь был очень образован. Он основал первую государственную библиотеку на Руси. Она была не только хранилищем книг, но и книгописной мастерской: здесь трудились переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры.

Ярослав заботился об образовании детей. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей и устроить в Новгороде школу для 300 мальчиков.

Князь основал города Ярославль, Юрьев (сейчас г. Тарту), украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив в них знаменитые Золотые ворота.

Ярослав занимал почётное место среди европейских государей. При нём о Руси знали во всех концах земли. Правители первых стран мира искали дружбы русского князя и считали за честь с ним породниться. Дочь князя Анастасия стала королевой Венгерии, Елизавета - Норвегии, а Анна - Франции, сын Изяслав женился на польской принцессе, Всеволод - на византийской.

За ум и начитанность, за построение городов и храмов, за мудрость в управлении землями русскими князя назвали «Мудрым». Ярослав Владимирович правил Киевской Русью 37 лет - до 1054 - года и сделал свою страну одной из самых больших, сильных и культурных государств Европы.

Похоронен Ярослав в мраморной гробнице в Киевском Софийском соборе.

Материал подготовлен Центральной детской библиотекой им. Ярослава Мудрого, г. Ярославль

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ по прозванию Мудрый (978−1054) — князь ростовский, великий князь киевский и новгородский. Основатель Ярославля.

Благоверный князь Ярослав Мудрый. Художник С.Н.Гусев. Иконописная мастерская "София" (Ярославль). 2009

Четвертый сын Владимира I Святославовича от Рогнеды, княжны полоцкой. Княжил в Ростове с конца X в. или самого начала XI в. и до 1010, когда принял новгородское княжение по смерти Вышеслава, старшего сына Владимира I. В годы княжения в Ростове на устье речного пути от Волги к Ростову как военный княжеский форпост основал Ярославль , в окрестностях которого располагались военно-торговые фактории союзных Ярославу скандинавов и словен-новгородцев.

Легенда об основании Ярославля, дошедшая в списке XVIII в.(публикуется ниже ), показывает Ярослава в роли князя-жреца в ритуале жертвоприношения священного племенного медвежьего культа и одновременно как князя-христианина, обратившего местных язычников в христианскую веру. Данные легенды говорят в пользу ранней даты возникновения Ярославля в конце X — начале XI в., в пору христианизации Руси при жизни Владимира I Святославича, когда Ярослав контролировал Ростов и верхневолжский путь к Новгороду. По старо-ярославскому преданию построил первую в Ярославле деревянную церковь во имя св. пророка Илии на Волге при устье оврага Медведица.

Опираясь на наемные скандинавские дружины и новгородцев, с 1016 утвердился на великокняжеском столе в Киеве, одержав победу над старшим братом Святополком — убийцей братьев-князей Бориса и Глеба. Создал предпосылки их будущей канонизации как страстотерпцев, первых святых патронов Русской земли. Будучи новгородским князем, Ярослав совершил в 1024 поход в Суздальскую землю для подавления антихристианского и антифеодального выступления жрецов старого языческого племенного культа.

В 1026 Ярослав утвердился в Киеве, «разделиста по Днепръ Русьскую землю» с братом Мстиславом, а после его смерти в 1036 «перея власть его всю и бысть самовластець Русьстеи земли». В 1037 построил собор св. Софии в Киеве, при котором учредил митрополию, книгописную школу и библиотеку. Покровительствовал распространению книжно-христианской культуры на Руси, за что получил прозвание« Мудрый». Летописная статья« Повести временных лет» под 1037 содержит похвалу книгам и князю Ярославу Мудрому.

Способствовал поставлению митрополитом в Киеве первого митрополита-русина Илариона, проповедь которого на освящение св. Софии в Киеве — «Слово о законе и благодати» — стала программным манифестом русского младохристианства.

Благоверный князь Ярослав Мудрый начал почитаться на Руси сразу после смерти, хотя формально не входил в число святых Русской православной церкви. 9 марта 2004 года, в связи с 950-й годовщиной смерти, он был внесён в святцы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, а в следующем году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля(5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Определением Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого.

ПУБЛИКАЦИИ

Сказание о построении града Ярославля

(По книге: А. Лебедев. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. — Ярославль, 1877. )

В тех летех, егда великий князь Киевский Володимир просвети землю русску светом христианския веры, тогда сей христолюбивый князь даде сыном своим каждому град во одержание, и град великий Ростов со областию предаде сыну своему Борису, а последи брату его Ярославу. Во области же сей не на мнозе пути от града Ростова, яко на 60 поприщ при брезе рек Волги и Которосли лежаше некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль. И сие место бысть зело пусто: зане высокая древеса растуща, да травяны пажити точию обретахуся. Человек же обители единой бысть. И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя веры языцы, зли суще. И вельми страшно место сие бысть, зане онии человецы живяше точию по своей воли, яко мнози и грабления и кровопролития верным твориша. В делание же смысленна прилепляхуся егда на зверя или лов рыб исходише, держаше же сии людии и мнозии скотии, и сими себя насыщаху.

Идол, ему же кланястася сии, бысть Волос, сиречь скотий бог. И сей Волос, в нем же бес живя, яко и страхи мнози твори, стояше осреди логовины, нарицаемой Волосовой, отселе же и скотии по обычаю на пажити изгоняше. Сему многокозненному идолу и кереметь створена бысть и волхв вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури. Такое гда прииде первый спут скотия на пажити, волхв закала ему тельца и телицу, в обычное же время от диких зверей жертвенное сожига, а в некиих зело больных днех и от человек. Сей волхв яко пестун диавола, мудрствуя силою исконнаго врага, по исходищу воскурения жертвенного разумева и вся тайная и глагола словеса приключившимся ту человеком, яко словеса сего Волоса. И вельми почтен бысть сей волхв у языцев. Но люто и истязуем бываше, егда огнь у Волоса преста: волхва по том же дне и часе реши керемети, и по жребию избра иного, и сей закла волхва и, ражже огнь, сожига в сем труп его, яко жертву точию довольну возвеселити сего грозна бога. Тако исконный враг рода человеческого омрачи сердце сих человеков, и тако сии человецы жиша мнози леты.

Но в некоем лете прилучися благоверному князю Ярославу плыти на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у праваго берега оной, идеже стоя то селище, зовомое Медвежий угол. Князь узре, яко некии люди жестоци наноси гибель судом, шествовавшим с товары по Волге; купцы же на суднех сих крепко обороняшеся, но невозможе одолети силу окаянных, яко разбойницы сии и суда их предаваху запалению огненну. Согляда вся творимая, благоверный князь Ярослав повеле дружине своей устрашити и разгнати шатание сих беззаконных, да спасутся неповиннии. И дружина Князя храбро приступи на врагов, яко сии окаяннии нача от страха трепетати и в велии ужасе скоро помчеся в ладиях по Волге реце. Дружина же Князя и сам Князь Ярослав погнася за неверными, да оружием бранным погубит сих. И, о велия Божия милости, и сколь неизреченны и неисследимы судьбы его, и кто исповесть милость его к христианам! молитвами пречистыя Богородицы и святых угодников его княжее воинство победи врагов на месте, идеже некое сточие водно исходи в Которосль, за ним же и селище то стояше. И Благоверный Князь поучи людей оних, какожи ти и обиды не творити никому же, а наипаче, дозна богомерзку веру их, моли их креститися. И людии сии клятвою у Волоса обеща князю жити в согласии и оброцы ему даяти, но точию не хотяху креститися. И тако Благоверный Князь отыде в престольный град свой Ростов.

Не по мнозем же времени Князь Ярослав умысли паки прибыти в Медвежий угол. И прибы семо со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники, мастеры и с воины; но егда входи в сие селище, людие сего испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут Князя и сущих с ним, Но Господь сохрани Благоверного князя; сей секирою своею победи зверя, а пси, яко агнцы, не прикоснулися никомуждо от них. И виде безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц Князю и быша аки мертвы. Благоверный же Князь мощным гласом сим людем возгласи: кто убо вы, не суть ли тии людии, кои клятвою уверяше пред вашим Волосом верно служить мне, Князю вашему? Кий же он бог, яко и клятву при ним створенну сами преступи и попра? Но весте, яко аз не на потеху зверину или на пир многоценна пития испивати пришед, но победу сотворити. И слыша глаголы сия, невернии людии невозможе отвещевати ни единаго словесе.

По сем Благоверный Князь опасно согляда все место пусто, на утрии же из шатра своего изнесе икону Богоматери с предвечным Ея Младенцем Господом нашим Иисусом Христом, и со епископом, и со пресвитеры, и со всем духовным чином, и с мастеры и с воины прииде на брег Волги, и тамо на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное, постави на месте уготованном икону Богоматери и повеле епископу сотворити пред нею молебное пение и святити воду и сею кропити землю; сам же Благоверный Князь водрузи на земле сей древян крест и ту положи основу святому храму пророка Божия Илии. A храм сей посвяти во имя сего святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его. По сем христолюбивый Князь повеле народу рубити древеса и чистити место, идеже умысли и град создати. И тако делатели нача строити церковь св. пророка Илии и град созидати. Град сей Благоверный Князь Ярослав назваво свое имя Ярославлем, насели его христианами, а в церкви постави пресвитеры, диаконы и клирики.

Но егда же и построися град Ярославль, насельницы Медвежияго угла не приобщашеся граду, живяше особь и кланяшеся Волосу. Бысть же во дни некия во области сей велия засуха, яко от люта зноя и травы и всяк злак сельный погоре, и бысть в тое время скорбь велия в людех, понеже и скотии к смерти от глада доходиша. В сицевой печали невернии сии человецы моли слезно своего Волоса, да низведет дождь на землю. В сие время, по некоему случаю, проходи у керемети Волосовой един от пресвитер церкви пророка Божия Илии, и сей, узре плачь и воздыхание многое, рече к народу: о несмысленная сердцем! Что слезите и жалостно вопите богу вашему? Или слепи есте, яко Волос крепко успе, тако возбудят ли его моления ваша и воня жертвенная? Вся сия суетно и ложно яко и сам Волос, ему же вы кланяетесь, точию есть бездушный истукан. Тако тщетно трудите себе. Но хощете ли зрети силу и славу Бога истиннаго, ему же мы кланяемся и ему же служим? Сей Бог и небо и землю сотвори, такочесо не может сотворити и дати? Идем во град, да узрим силу и славу Его.

И невернии хотяху посрамити пресвитера, яко ложь проглагола, пойдево град. И егда прииде ту, благочестный пресвитер народу неверному повеле стати особь от храма св. пр. Илии, а сам соедини весь священный духовный чин и с ним затворисяво храме. Оболчшася тамо во одежды священны, и много и слезно молишися в Троице славимому Богу, пречистей Матери Господа нашего Иисуса Христа и святому славному пророку Божию Илии, да обратятся невернии сии людии ко истинной вере Христовой и просветятся светом крещения. И, сотворив молитвенная, пресвитер повеле ударяти в тяжкия била церковныя и изнести из храма св. иконы и поставити сии на аналогии у места, где стояше невернии. Вся сия устрои, благочестный пресвитер с крестом, в руце держимом, возгласи; аще предстательством пресвятыя Богородицы и святого пророка Илии, их же начертание зрите, Господь восприимет моление нас, грешных раб своих, яко в день сей дождие излиется на землю, то уверуете ли в истиннаго Бога и крестится ли кийджо от вас во имя Отца и Сына и Святаго Духа? И сии люди рекоша: уверуем и крестимся!

И тако пресвитер со иными пресвитры и диаконы и клиром церковным и со всеми христианы пред иконы сотвори молебныя службы и, преклонь колена с плачем и воздыханием велиим, яко и руце свои к небу воздевающе, моли Господа и творца всяческих, да повелит дождю излиятися на землю. И той час бысть туча чревата и грозна зело, и пролияся дождь велий; видев же пресвитеры и вся христианы бывшее вкупе прослави Бога и Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа и св. пророка Божия Илию. Невернии же людии, зряще сие чудо, взываху: велий Бог христианский! И изшед из града, много пакости сотвори Волосу, яко и плююще нань и растеса его на части и кереметь сокруши и предаде огненну запалению. Последи же людии сии с радостию идяху на реку на Волгу и тамо пресвитеры, на брезе реки стояше и молитвенная возгласше, крести всяки возраст и пол мужеск и женск во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тако благодатию Божиею вера истинная воссия зде и жилище безбожное обителию христианскою соделася.

Но по некоем времени, егда восприя сии человецы христианскую веру, ненавистник всякаго добра диавол, не хотя зрети веры сия в людех, чини им мнозии страхования на месте, идеже некогда стояше Волос: ту и сопели и гусли и пение многажды раздавашеся и плясание некое видимо бываше; скотии же, егда на месте сем хождаху, необычно худобе и недугу предавашеся. И о сем человецы сии велие скорбя, поведа пресвитеру бывающая, и молвиша, яко вся сия напасть бысть гнев Волоса, яко сей претворися в злаго духа, да он сокрушит людии, скотие их, како сокрушиша его и кереметь. Пресвитер же уразуме ту прелесть диавола, яко сим злокозненным омрачением и страхом и недугом скотия сей исконный враг токмо хощет погубити людии Христовы. И пресвитер не мало поучи народ, а последи совет сотвори, да просят сии человецы Князя и епископа на месте, идеже стоя кереметь, построити ту храм во имя святаго Власия, епископа Севастийскаго, яко сей угодник Божий вельми силен своим ходатайством к Богу разорити наветы диавола и сохранити скотие людей христианских.

И тако людии сии моли Князя, да повелит построити храм, а Князь моли епископа дати благословение построити церковь древяну во имя священномученика Власия. И, о велие чудо! Егда освяти храм, бес преста страхования творити и скотие на пажити сокрушати и за сие зримое чудо людие восхвалиша Бога, тако благодеющего, и благодариша его угодника святаго Власия чудотворца.

Тако построися град Ярославль и создася сия церковь великаго угодника Божия Власия, епископа Севастийского.

ПУБЛИКАЦИИ

Ярослав I Владимирович Мудрый

(Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона )

Ярослав — сын св. Владимира и Рогнеды, один из наиболее знаменитых древнерусских князей. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, Владимир посадил Ярослава в Ростове, а потом, по смерти старшего сына Вышеслава, перевел его в Новгород, помимо старшего — Святополка Туровского, который, по свидетельству Дитмара, был тогда под гневом отца и даже в заключении.

Будучи князем новгородским, Ярослав хотел порвать всякую зависимость от Киева и стать совершенно независимым государем обширной Новгородской области. Он отказался(1014 г.) платить отцу ежегодную дань в 2000 гривен, как делали все посадники новгородские; его желание совпадало и со стремлением новгородцев, которые всегда тяготились зависимостью от южной Руси и налагаемой на них данью. Ярослав был недоволен еще тем, что отец оказывал предпочтение младшему его брату, Борису. Разгневавшись на Ярослава, Владимир готовился лично идти против него и велел уже исправлять дороги и строить мосты, но вскоре заболел и умер. Великокняжеским столом завладел старший в роде Святополк, который, опасаясь любимого тевлянами Бориса и желая сделаться единодержавным правителем всей Руси, умертвил трех братьев(Бориса, Глеба и Святослава); такая же опасность грозила и Ярославу.

Между тем Ярослав поссорился с новгородцами: причиной ссоры было явное предпочтение, которое Ярослав и его жена, шведская принцесса Ингигерда(дочь шведского короля Олава Скёткокунга), оказывали наемной варяжской дружине. Варяги, пользуясь своим влиянием, возбуждали против себя население жестокостью и насилиями; дело доходило до кровавого возмездия со стороны новгородцев, а Ярослав в таких случаях обыкновенно принимал сторону наемников и однажды казнил многих граждан, заманив их к себе хитростью. Считая борьбу со Святополком неминуемой, Ярослав искал примирения с новгородцами; последние легко согласились идти с ним против брата; отказать Ярославу в помощи и вынудить своего князя к бегству — значило бы возобновить зависимые отношения к Киеву и принять оттуда посадника; кроме того Ярослав мог вернуться из-за моря с варягами и отомстить Новгороду. Собрав тысяч 40 новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников, которых нанял раньше для войны с отцом, Ярослав двинулся против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов, в злой сече одолел его под г. Любечем, вступил в Киев и занял великокняжеский стол(1016 г.), после чего щедро наградил новгородцев и отпустил их домой.

Бежавший Святополк возвратился с полками своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, который рад был случаю вызвать смуту на Руси и ослабить ее; вместе с поляками пришли еще дружины немцев, венгров и печенегов. Сам польский король шел во главе войск. Ярослав был разбит на берегах Буга и бежал в Новгород; Болеслав отдал Киев Святополку(1017), но сам вскоре ушел из Киева, узнав о новых приготовлениях Ярослава и потеряв много поляков, убитых киевлянами за насилия. Ярослав, получив опять помощь от новгородцев, с новым большим войском разбил наголову Святополка и его союзников-печенегов, на р. Альте(1019), на том месте, где был убит Борис. Святополк бежал в Польшу и по дороге умер; Ярослав в том же году стал великим князем киевским.

Только теперь, по смерти Святополка, Ярослав прочно утвердился в Киеве и, по выражению летописца, «утер пота со своею дружиной». В 1021 г. племянник Ярослава, кн. Брячислав Изяславич полоцкий, объявил притязания на часть Новгородских областей; получив отказ, он напал на Новгород, взял и разграбил его. Услышав о приближении Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода со множеством пленников и заложников. Ярослав нагнал его в Псковской обл., на р. Судоме, разбил его и освободил пленных новгородцев. После этой победы Ярослав заключил с Брячиславом мир, уступив ему Витебскую волость.

Едва окончив эту войну, Ярослав должен был начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом тмутараканским, прославившимся победами над касогами. Этот воинственный князь требовал от Ярослава раздела русских земель поровну и подошел с войском к Киеву(1024). Ярослав в то время был в Новгороде и на севере, в Суздальской земле, где был голод и сильный мятеж, вызванный волхвами. В Новгороде Ярослав собрал против Мстислава большое войско и призвал наемных варягов, под начальством знатного витязя Якуна Слепого(см.). Войско Ярослава встретилось с ратью Мстислава у местечка Листвена(близ Чернигова) и в жестокой сече было разбито. Ярослав снова удалился в свой верный Новгород. Мстислав послал ему сказать, что признает его старшинство и не добивается Киева. Ярослав не доверял брату и воротился лишь собрав на севере сильную рать; тогда он заключил с братом мир у Городца(вероятно, близ Киева), по которому земля русская разделена на две части по Днепру: области по восточную сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по западную — к Ярославу(1025).

В 1035 г. Мстислав умер и Ярослав стал единовластно править русской землей(«был самовластцем», по выражению летописца). В том же году Ярослав посадил в «поруб»(темницу) брата своего, кн. Судислава псковского, оклеветанного, по словам летописей, перед старшим братом. Причина гнева Ярослава на брата неизвестна; вероятно, последний изъявлял притязания на раздел выморочных волостей, переходивших целиком к Ярославу В руках Ярослава были соединены теперь все русские области, за исключением полоцкого княжества.

Кроме указанных войн, связанных с княжескими междоусобицами, Ярославу пришлось еще совершать много походов против внешних врагов; почти все его княжение наполнено войнами. В 1017 г. Ярослав успешно отразил нападение печенегов на Киев и затем боролся с ними, как с союзниками Святополка Окаянного. В 1036 г. летописи отмечают осаду Киева печенегами, в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, Ярослав поспешил на помощь и наголову разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого поражения нападения печенегов на Русь прекращаются.

Известны походы Ярослава на север, против финнов. В 1030 г. Ярослав ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера; он построил здесь город и назвал его Юрьевым, в честь своего ангела(христианское имя Ярослава — Георгий или Юрий). В 1042 г. Ярослав отправил сына Владимира в поход на Ямь; поход был удачен, но дружина Владимира вернулась почти без коней, вследствие падежа.

Есть известие о походе русских при Ярославе к Уральскому хребту, под предводительством какого-то Улеба(1032).

На западных границах Ярослав вел войны с Литвой и ятвягами, по-видимому — для прекращения их набегов, и с Польшей. В 1022 г. Ярослав ходил осаждать Брест, успешно или нет — неизвестно; в 1030 г. он взял Бельз(в сев.-вост. Галиции); в следующем году с братом Мстиславом взял червенские города и привел много польских пленников, которых расселил по р. Роси в городках для защиты земель от степных кочевников. Несколько раз Ярослав ходил в Польшу на помощь королю Казимиру для усмирения восставшей Мазовии; последний поход был в 1047 г.

Княжение Ярослава ознаменовалось последним враждебным столкновением Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими. Не получая удовлетворения за обиду, Ярослав послал к Византии большой флот(1043), под начальством старшего сына — Владимира Новгородского и воеводы Вышаты. Буря рассеяла русские корабли; Владимир истребил посланный для его преследования греческий флот, но Вышата был окружен и взят в плен при г. Варне. В 1046 г. был заключен мир; пленные с обеих сторон возвращены, и дружественные отношения скреплены браком любимого сына Ярослава, Всеволода, с греческой царевной.

Как видно из летописей, Ярослав не оставил по себе такой завидной памяти, как его отец. По отзыву летописи, «он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр»; при этом прибавлено еще, что он сам книги читал — замечание, свидетельствующее об его удивительной для того времени учености.

Княжение Ярослава важно как эпоха высшего процветания Киевской Руси, после которого она быстро стала клониться к упадку. Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом не на удачных войнах и внешних династических связях с Западом, а на его трудах по внутреннему устройству земли русской. Он много содействовал распространению христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских. Ярослав основал в Киеве, на месте своей победы над печенегами, храм св. Софии, великолепно украсив его фресками и мозаикой; построил там же монастырь св. Георгия и монастырь св. Ирины(в честь ангела своей супруги). Киевский храм св. Софии построен в подражание цареградскому. Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Вообще он украсил Киев многими постройками, обвел его новыми каменными стенами, устроив в них знаменитые Золотые ворота(в подражание таким же цареградским), а над ними — церковь в честь Благовещения.

Ярослав прилагал немало усилий и для внутреннего благоустройства православной церкви и успешного развития христианской веры. Когда в конце его княжения надо было поставить нового митрополита, Ярослав велел собору русских епископов поставить митрополитом священника с. Берестова Илариона, родом из русских, желая устранить зависимость русской духовной иерархии от Византии. Чтобы привить в народ начала христианской веры, Ярослав велел переводить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их покупал. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им Софийского собора для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков. При Ярославе приехали в Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному(демественному) пению.

Наиболее известным остался Ярослав потомству как законодатель: ему приписывается древнейший русский памятник права — «Устав» или« Суд Ярославль» или« Русская Правда». Большинство ученых(Калачев, Бестужев-Рюмин, Сергеевич, Ключевский) по весьма веским соображениям полагают, что« Правда» есть сборник действовавших тогда законов и обычаев, составленный частными лицами. Как видно из самого памятника, «Правда» составилась не при одном Ярославе, но и после него, в течение XII в.

Кроме« Правды» при Ярославе появился церковный устав или Кормчая книга — перевод византийского Номоканона. Своей законодательной деятельностью, заботами о распространении христианства, о церковном благолепии и просвещении Ярослав так возвысился в глазах древнерусских людей, что получил прозвание Мудрого.

Немалую роль в деятельности Ярослава играли и заботы о внутреннем благоустройстве земли, ее спокойствии и безопасности: он был князем-«нарядником» земли. Подобно отцу, он заселял степные пространства, строил города(Юрьев — Дерпт, Ярославль), продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Ярослав огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 г. начал ставить здесь города, поселяя в них пленных поляков.

Время Ярослава было эпохой деятельных сношений с государствами Запада. Ярослав был в родственных связях с норманнами: сам он был женат на шведской принцессе Ингигерде(в православии Ирина), а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку его дочери Елизаветы. Некоторые сыновья Ярослава также были женаты на иностранных принцессах(Всеволод, Святослав). Принцы и знатные норманны находили приют и защиту у Ярослава(Олав Святой, Магнус Добрый, Гаральд Смелый); варяжские торговцы пользуются его особым покровительством. Сестра Ярослава Мария была замужем за Казимиром Польским, вторая дочь его Анна — за Генрихом I Французским, третья, Анастасия — за Андреем I Венгерским. Есть известия иностранных летописцев о родственных связях с английскими королями и о пребывании при дворе Ярослава двух английских принцев, искавших убежища.

Столица Ярослава, Киев, западным иностранцам казалась соперником Константинополя; ее оживленность, вызванная довольно интенсивной для того времени торговой деятельностью, изумляла писателей-иностранцев XI в.

Ярослав умер в Вышгороде(под Киевом), 76 лет от роду(1054), разделив землю русскую между сыновьями. Он оставил завещание, в котором предостерегал сыновей от междоусобиц и убеждал жить в тесной любви.

Ярослав Мудрый был великим Киевским князем (1015-1018, 1019-1054), ростовским князем (989-1010), Новгородским князем (1010-1034).

Ярослав родился примерно 982 года, был вторым сыном князя Владимира Святославича из династии Рюриковичей от полоцкой княжны Рогнеды.

В 10 лет Владимир отправляет сына занять ростовский княжеский стол, а в 1100 — Ярослав стал новгородским князем.

В конце правления Владимира Великого 1014, Ярослав отказался платить ежегодную дань Киеву, что составила 2000 гривен, и выступил против своего отца походом. Во время приготовления к походу, Владимир умер.

После смерти своего отца Владимира 26 ноября (день св. Георгия) 1015 Ярослав Мудрый в жестокой борьбе за киевский престол разбил войска Святополка у Любеча и занял киевский престол, но 1018 под натиском польских войск короля Болеслава й, которых взял себе в помощь Святополк, должен покинуть Киев и бежал в Новгород. После окончательной победы в битве у реки Альтой 1019 Ярослав Мудрый стал киевским Великим князем.

Стремясь объединить все русские земли под своей властью, Ярослав Владимирович вел борьбу против своего брата Мстислава Владимировича, князя Тмутараканского и Черниговского. После битвы, которую Ярослав проиграл во Лиственом у Чернигова 1024 Ярослав вынужден был отступить Мстиславу Черниговскую и все земли к востоку от Днепра, кроме Переяславщины. Впоследствии, после заключенного 1026 в Городке под Киевом мира, началось понимание и сотрудничество между братьями. Ярослав Мудрый помогал Мстиславу в борьбе зкасогамы и ясами в 1029 году, распространив свои владения до Кавказских гор; а Мстислав — в связывании и распространении государства Ярослава Мудрого к западу от Днепра. 1030 года на севере Ярослав занял земли между Чудским озером и Балтикой и там основал м. Юрьев (ныне — Тарту), в 1030 — 1031 годах войска Ярослава и Мстислава отвоевали Червенские огороды, которые 1018 захватил Болеслав 1. Тогда же Ярослав получил от королевства польского полосу земли между реками Саном и Бугом. По сведениям, содержащимся в «Повести временных лет», он в 1030 году отвоевал город Белз, а в 1031 заложил город своего имени Ярослав.

1036 — после смерти Мстислава Ярослав становится единственным обладателем Киевского государства, кроме Полоцкого княжества, которое выделено Владимиром Святым в удел рода Изяслава. 1036, по летописи, Ярослав Мудрый разгромил возле Киева печенегов и якобы, по летописи, на месте победы над ними начал строить в 1037 году Софийский собор. Хотя последние исследования Софии Киевской опровергли это утверждение летописи.
В 1038-1042 годах Ярослав вел успешные походы против литовских племен — ятвягов, против Мазовии, против прибалтицько-финских племен ямь и чудь. 1043 он подготовил под руководством своего сына Владимира и воеводы Вышаты поход на Византию, который закончился поражением, много воинов попало в плен или погибли. Чтобы охранять свое государство против нападений кочевников, Ярослав укреплял южную границу, строя города над реками Роси и Трубежем Корсунь, Канев, Переяслав; также как вторую фортификационное линию над Сулою Лубны, Лукомль, Воинь.

Последние годы жизни Ярослав провел в Вышгороде. Умер 20 февраля 1054, а между его пятью сыновьями развернулась борьба за власть. Этот период известен в историографии как Триумвират Ярославичей, с которого начался распад Киевской Руси и через полтора века она фактически перестала существовать как единое государство.

Ярослав Мудрый значение деятельности

Во время его правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могучее европейское государство. Для скрепления власти в государстве и упорядочение правовых и социальных отношений граждан в княжение Ярослава Мудрого был заключен сборник законов, так называемую Правду Ярослава, составляет древнейшую часть законов русского права — Русской Правды.

Совершено начатое Владимиром Святым расширения границ столицы Руси — Киева, насыпаны новые оборонительные валы были еще при Владимире Святом (исследования П. Раппопорта) (по одному из них проложены современную улицу Ярославов Вал), а Ярослав поставил на них только забрала.

Построено Золотые ворота, Польские ворота, Еврейские ворота, Георгиевский и Ирининский соборы, Софийский собор. Создал библиотеку Софийского собора. Во времена его правления основано города Корсунь, Гьюрг (ныне — Белая Церковь), развита Чернигов, Переяслав, Владимир-Волынский, Туров, установлено династические связи с королевскими дворами Швеции, Норвегии и Франции.

Продолжалась чеканка серебряных монет.

Один из самых почитаемых князей на Руси, великий любитель просвещения, создатель первого русского свода законодательных указов, основателей храмов святой Софии в Новгороде и Киеве, человек, что сумел преодолеть все трудности и все-таки установить законный порядок наследования престола, что и определило развитие страны на ближайшие несколько столетий. Вот кто такой Ярослав Мудрый, Владимиров сын, принадлежащий к роду Рюриковичей, получивший в крещении имя Георгий и взявший себе за герб изображение этого библейского персонажа, поражающего копьем дракона.

Биография и исторический портрет Ярослава Мудрого

В древней истории зачастую случается так, что мы не можем точно определить, когда родился тот или иной человек, или даже произошло какое-либо событие. Опираться можно только на летописные свидетельства очевидцев, которые зачастую писали исходя из собственного видения ситуации, а то и по прямой указке «заказчика». Тем не менее складывая несколько источников вместе, собирая крупицы истины меж «плевел» своего отношения, можно выяснить наиболее вероятную картину происходящего. Первые упоминания о княжиче можно отыскать в «Повести временных лет», которая датирует события 980 годом.

Нужно понимать, что Нестор описывает события, что произошли около сотни лет назад до его появления на свет, потому следует учитывать этот факт. Женитьба любвеобильного батюшки его Владимира на полоцкой принцессе Рогнеде, дочке князя Рогволода, датируется именно 980 годом. Далее летописец перечисляет всех детей, что появились от этого брака, и князь Ярослав Владимирович стоит на третьем месте по старшинству.

Происхождение князя Ярослава

Доподлинно неизвестно, в какой момент именно Владимир взял в жены Рогнеду, уничтожив ее отца и мать, до того, как отправился «за море» для того, чтобы собрать варяжскую армию и захватить Киев или уже по возвращении. Более вероятен второй вариант, потому наиболее подходящим годом рождения Ярослава многие считают 978-ой или 979-ый. В свитке за 1054 год, что повествует о смерти Ярослава можно отыскать сведения, что умер он на семьдесят шестом году. Путем простых математических расчетов можно выяснить, что указанные даты действительно являются наиболее вероятными.

Однако некоторые историки считают, что общепринятые варианты можно оспорить, ввиду их несостоятельности. По исследованиям, к примеру, Василия Татищева, изучающего Иоакимовскую летопись, которая до наших дней не сохранилась, а многими и вовсе считается подделкой и фальсификацией, в 1016 году началось княжение Ярослава Мудрого в возрасте 28 лет – это ошибка. Он считает, что к этому времени он должен был быть по крайней мере на десять лет старше. При этом он имел в распоряжении множество манускриптов, которые тоже не сохранились. Согласно Голицынской, Хрущевской и Раскольничьей летописи, возраст князя на момент восшествия его на престол, мог составлять 28, 34 или 23 года.

Если учесть тот факт, что новейшие исследования устанавливают дату брака Владимира с Рогнедой в 978 году, а сам Ярослав являлся третьим по старшинству сыном, то появиться на свет в том же году он никак не мог. То есть и смерть князя, скорее всего, датирована неверно, вернее возраст, в котором он отправился в мир иной. Многие ученые считают, что эта ошибка закралась не случайно, а с определенной целью. Нужно было представить Ярослава старше, чем Святополк, чтобы оправдать его права на киевский престол. Но ведь не даром даже брат Борис говорит, подойдя под стены Киева, что «не буди мнѣ възнѧти руки на брата старъшаго · аще и отецъ ми умре · то сь ми буди въ отца мъсто». То есть, он говорит, что не поднимет руки на старшего брата, ведь он после смерти отца займет его место.

Детство и личные качества

Как бы там ни было, Ярослав Владимирович Мудрый воспитывался наравне со всеми детьми Владимира. Вокруг него никогда особо не бегали мамки и няньки, но и старшие дружинники у него в друзьях не числись. Это был довольно самостоятельный, молчаливый ребенок, который всегда находил, чем себя занять. Он всегда крепко любил свою Родину и народ, за что тот отвечал взаимностью. Ведь совсем недаром этот человек получил именно такое прозвище от людей, которые Святополка, к примеру, прозвали Окаянным, хотя вина его ни в чем не доказана.

Некоторые историки читают, что Ярослав был вовсе не сыном Рогнеде, а ее пасынком, от византийской принцессы Анны. Такое мнение высказывал известный французский историк-медиевист, большой специалист по древней Руси и современной России, Жан-Пьер Арриньон. Именно этим фактом можно объяснить вмешательство князя во внутренние византийские дела в 1043 году, к которым он, как бы и не имел никакого отношения, но об этом мы поговорим чуть позже.

Ярослав Мудрый: годы правления и основные достижения

Как и большинству его братьев, назначенных отцом на княжества, отроку Ярославу пришлось рано покинуть отчий дом в Киеве. Обычай и традиция требовала становиться взрослым уже к четырнадцати годам, но на деле зачастую получалось так, что мальчики становились мужчинами уже в десять. «Повесть временных лет» говорит, что в 988 году Владимир Святославич уже посадил своих сыновей на княжение, то есть, пристроил к делу. В качестве «стола» Ярослав получил Ростов, но историк Алексей Карпов считает, что отправиться он туда в указанное время никак не мог и попал в город только к 998 году.

Начало княжения: ростовские будни

Нужно понимать, что ранние годы жизни Ярослава Мудрого в Ростове не описываются ни в каких исторических документах. Те сведения, которые можно из них почерпнуть, в большинстве своем, представляют собой более поздние вставки. Достоверность их настолько мала, что многие специалисты называют их легендарными, а не реальными. Тем не менее, стоит озвучить и эти рассказы, так как сведения в них вполне могут быть правдивыми.

Так как на княжение Ярослав был отправлен еще маленьким, то скорее всего, власть на время принадлежала его опекуну, которого называли наставником. С юным князем отправлен был «кормилец и воевода именем Будый». Историк и исследователь древней Руси Алексей Карпов считает, что упоминание в летописи в 1081 году этого имени явно свидетельствует о том, что речь идет о ростовском наставнике, так как впоследствии он просто оказался бы уже не нужен. Потому скорее всего, воевода был с Мудрым с самого детства и остался предан ему и в дальнейшем.

Продолжалось княжение Ярослава Мудрого в Ростове до тех пор, пока его старший брат Вышеслав, который сидел в Новгороде, благополучно не отдал богу душу. «Повесть временных лет» о дате этого трагического события умалчивает, а вот в «Степной книге» пятнадцатого-шестнадцатого века указывается, что он умер раньше Рогнеды, своей бабушки, а она, как известно из летописи, скончалась в 1000 году на заре нового тысячелетия. Василий Татищев, великий русский историк, считал, что смерть Вышеслава наступила позже, приблизительно в 1010-1011 годах, что и принято считать правильным. Понятно, что после старшего брата, на его место в более крупном княжении мог занять и младший и Ярослав отправился в Новгород.

Легенда о Ярославле

Как раз к правлению Ярослава Мудрого некоторые исследователи древности приурочивают легенду об основании города с характерным названием Ярославль. Впервые это местечко, которое на тот момент представляло себе просто укрепленный поселок над Волгой, упоминается все в той же «Повести временных лет». Там описывается мятеж или бунт, устроенный волхвами из-за голода. В 1071 году выдалось тяжелое лето, засушливое и жаркое, потому ввиду колоссального неурожая, продовольствия, чтобы банально накормить людей не хватало.

Там же в «Повести…» мы находим сведения, будто два волхва просто науськивали народ на бояр, в нашем случае, нескольких «знатных жён», что прятали продукты от простого люда. Тогда приехавший на «разборки» Ян Вышатич, ставленник третьего сына Ярослава, потребовал выдать юродивых и повесил их на дубу, чтобы «иным неповадно было». Однако это случилось гораздо позже, а вот с самим основанием городка историки связывают более раннюю легенду.

История начинается с того, что Ярослав однажды плыл по Волге от брата из Новгорода к себе в Ростов. Когда остановились ладьи для привала и обеда, на стан княжича молодого напал медведь. Тот не испугался и при помощи своих людей, секирой зарубил мощного хищника. На пригорке же на том же месте, он приказал срубить крепость, которую так и назвали – Ярославль. Такую легенду описывает «Сказание о построении града Ярославля», которое было опубликовано в 1877 году, то есть спустя восемь столетий после вышеозначенных событий. Даже на современном гербе Ярославля изображен медведь с секирой на плече.

Ярослав Мудрый в Новгороде

Вопреки догадкам, вторым по старшинству после Вышеслава был вовсе не Ярослав Мудрый, а Святополк, прозванный в народе Окаянным. Однако ему повезло и брат был обвинен в измене. Его бросили в темницу, вместе с супругой и духовником, под предлогом того, будто они желали отвратить народ русский от византийского обряда. Но и после этого, по старшинству следовало бы выбрать Изяслава, но и тут князя снова настигла удача. Отец не желал видеть его на новгородском престоле, потому в княжение ему был выделен пресловутый Полоцк, да и сам к этому моменту приказал долго жить. Потому Владимир посадил Мудрого в Новгороде, надеясь на его благоразумие. Следует понимать, что это княжество было особое, почти наравне с Киевом.

Интересно

К тому времени Новгородское княжество платило Киеву дань, размером ровно три тысячи гривен, причем две трети этой суммы приходилось только на сам город, а остальное на его окрестности. Из этих средств содержалась и дружина. На ее экипировку и вооружение, питание и все остальное уходило не менее, чем по тысяче гривен. Именно потому этот удел можно было смело считать стратегическим, ведь дружина крупнее была только в стольном Киеве.

Деятельность Ярослава Мудрого в Новгороде, как и ростовский период правления в летописях описывается довольно скупо. Похоже на то, что Владимир вызвал сына из Ростова в Киев, а только потом отправил в Новгород. Было это по догадкам историков приблизительно в 1011 году. Где-то в то же время Мудрый заключил первый брак. Причем имя его супруги осталось неизвестным, хотя многие историки склоняются к тому, что ее звали Анна.

Как к этому периоду относится первая по времени найденная археологами печать Ярослава Мудрого. Скорее всего она была прикреплена к какой-то грамоте и была изготовлена из легкоплавкого свинца. На одной стороне этой печати был изображен символ князя – Георгий Победоносец, а на другой молодой мужчина с усами и без бороды. Современные исследователи считают, что это и есть сам правитель. Изображение было погрудным, а вокруг шла надпись: «Ярослав. Князь русский». После проведения раскопок, русский советский историк, археолог, антрополог и скульптор Михаил Герасимов впоследствии восстановил внешность мужчины. Он имел властное волевое лицо, с выпирающим подбородком и горбатым, будто у сокола клюв, носом.

Отказ платить дань: бунт против отца

Все шло своим чередом, пока князь новгородский Мудрый, неожиданно для всех в 1014 году отказывается вносить полагающиеся две тысячи гривен из годового урока в Киев. С чем было связанно такое решение, достоверно неизвестно, однако историки имеют свое мнение по данному вопросу. Дело в том, что Владимир Святославич открыто объявил, что посадить на киевский престол он собирается Бориса Владимировича.

Он уже несколько лет до этого был командующим личной дружины, что фактически и означало признание прямым наследником. Возможно именно потому, был схвачен и брошен в темницу Святополк, а не из-за предательства, о котором очень мало сведений, фактически только одни слухи. Скорее всего и Мудрый тоже опасался отправиться вслед за братом в заключение, а то и того хуже, на тот свет, потому он решил не сидеть сложа руки, а открыто, перед всем честным народом выступить против собственного отца, что было неслыханно по тем временам.

Однако дружина в Киеве была намного сильнее, чем новгородская и победить в сражении Ярославу удалось бы едва ли. Потому он принял решение, спасшее однажды Владимира, то есть последовал по его стопам в борьбе с ним. Он отправился за море и нанял варягов, которые вскоре и прибыли, возглавляемые пресловутым Эймундом. Услышав о такой неслыханной наглости, Владимир приказал «требить путь и мостить мосты», чтобы отправиться в новый победоносный поход, но неожиданно заболел и слег.

Пока суд да дело, в пределы княжества начали вторгаться печенеги, отошедшие от былых неудач. Тогда Борис, управляя делами во время болезни отца, перебросил собранную для «наущения непокорного сына» на другие позиции, чтобы отогнать проклятых кочевников. Они, недолго думая, сразу же убрались восвояси и пока подошла рать, разгонять уже было некого, трусливые псы степей «паценаки» попросту убежали.

В то же время в Новгороде начало твориться нечто невообразимое. Приглашенное варяжское воинство изнывало от праздности. Они пили меды, пиво и ели мясо, горлопанили песни и пугали ребятню своим грозным видом, а еще, от скуки и бездеятельности, стали вытворять всяческие беззакония. В Новгородской первой летописи даже указывается, что они насиловали женщин без разбору, замужем те или же девицы. В итоге жители города просто не выдержали, они собрались ночью и стали избивать, валяющихся в пьяном угаре варягов, в то время, как сам Ярослав находился за городом в Ракоме.

Когда он вернулся и узнал об этом, то созвал всех знатных горожан, пообещав им прощение за содеянное. Когда же они явились перед его светлые очи, но жестоко расправился с каждым. Согласно летописи, произошли все эти события приблизительно в июле или августе 1015 года. Как раз после этого Мудрый получает весточку от сестрицы Предславы, которая рассказывает о смерти отца и о том, что случилось после этого. Тогда умный князь решает восстановить отношения с новгородцами и даже выплачивает виру – мзду за убийство, за каждого, кто пострадал.

Война за киевский престол

Как только Владимир умер, несмотря на попытки сохранить это событие в тайне, пока не вернется Борис, отправившийся лупить половцев, киевляне взбунтовались. Они добыли из темницы Святополка и усадили его на престол, хотя тот не особо и сопротивлялся. Ярослав же, сделав ставку на новгородскую дружину, подкрепленную помощью варягом Эймунда, не прогадал. В 1016 году он в щепки разбил рать Святополка, поблизости от родины их бабушки Малуши, местечка Любеча. Глубокой осенью он занял Киев и думал, что обосновался там на века.

Святополк оказался не так прост, как казалось, он отправился к печенегам и банально купил их услуги. К 1018 году на помощь ему также пришел и отец его супруги, польский король Болеслав Храбрый. Далее история довольно туманна. Есть два варианта развития событий, которые кажутся историкам наиболее вероятными. В первом варианте Болеслав захватил Киев и утвердился в нем, причем отдавать его зятю он как бы совсем не торопился. Но гордые киевляне не захотели с этим мириться, ведь поляки неистовствовали не меньше, чем варяги в Новгороде, и стали при любом удобном и неудобном случае убивать и лупить захватчиков.

Король посмотрел, что численность его армии постоянно уменьшается и процесс этот совершенно необратим и решил ретироваться обратно «на свои ляхи». Однако тем самым он напрочь лишил несчастного Святополка военной поддержки. Тем временем Мудрый вернулся в Новгород и готовил свое бегство «за море» по примеру отца, но не успел. Новгородцы, во главе с Константином Добрыничем, призвали его и выказали желание сражаться с Болеславом и Святополком до самой смерти.

Пришлось снова звать конунга Эймунда с варягами и создавать новую армию. В огромном сражении ранней весной 1019 года на речке Альта войско Святополка во главе с Борисом (?) было разбито. Знамя было захвачено, но Святополку удалось скрыться, а Ярослав дал понять своему приятелю-варягу, что за убийство его братца никто не был бы наказан, фактически, дав Эймунду прямое указание уничтожить Святополка.

На троне: личные достижения Ярослава Мудрого

Как только Ярослав Мудрый паоселися в Киеве, он первым делом решил жениться заново. В жены он выбрал шведскую принцессу Ингигерде, дочку короля Олафа (Улофа) Шетконунга, сына знаменитого Эрика Победоносного. Он практически из-под носа увел ее у конунга Олафа Харальдсона, который сочинял ей песни, но впоследствии женился на ее младшей сестрице. В крещении она получила имя Ирина. Чтобы ублажить невесту и ее родню, Ярослав подарил своей будущей жене город Альдейгаборг (Ладога), со всеми землями и наделами, прилегающими к нему. С того момента все они получили название Ингерманландии (земли Ингер). Но и после этого, спокойной и счастливой жизни князь не получил.

  • В 1020 году сын Изяслава Брачислав решил отбить Новгород для себя у дяди. Однако, когда возвращался из похода, тот настиг его войска, после чего племянник сбежал, оставив и своих ратников, и пленных и добычу. Но Мудрый на этом не остановился, он на протяжении года преследовал Брачислава, после чего в 1021 заключил с ним мир ит даже дал два города в княжение – Витебск и Усвят.
  • Спустя два года, в 1023-ем, брат Мситслав, сидевший князем в городе Тмутаракань, подкрепившись союзом с хазарами и касогами, ударил с фронта и приступом взял Чернигов, а также практически весь левый берег Днепра. В 1024 он разгромил отряды Ярослава под руководством варяга конунга Якуна. Мстислав сделал столицей Чернигов и помирился с братом, пообещав, что если тот не будет предъявлять претензий к левобережью, то и Киева он тоже не тронет, ведь он младший брат. Мудрый, естественно, на такие условия согласился, не даром же он получил в народе такое прозвище.
  • В 1025 году в Киев приехали два поляка – Безприм и Отто, что бежали от захватившего трон их брата Мешко II Ламберта.
  • Начиная с 1028 года, вплоть до 1036-го, киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый, предпочитал более времени проводить в Новгороде, чем в столице. В том же году сюда же явился и беглый король Норвегии Олаф с сыном Магнусом, после возвращения его на войну, супруга князя Ирина оставила мальчика у себя и оказалась права, так как тот погиб в 1030 году, разгромленный в боях за престол.
  • В 1029 году Ярослав помог брату Мстиславу выбить кочевых угров-ясов из Тмутаракани.
  • В 1034 году Мудрый решает поставить на княжение в любимый Новгород своего сына Владимира.
  • Необычные события стали происходить опять в 1036 году, когда внезапно, прямиком на охоте, погибает Мстислав, по неизвестной причине. Летописец делает несколько предположений. В одном из текстов случился у князя «припадок сердечный», по иной версии он был отравлен вином, а по третьей банально попал в несчастный случай с кабаном или лосем. Тем не менее, для острастки, Ярослав сперва решил бросить оставшегося брата, а равно и последнего претендента на престол в поруб (в темницу). Только тогда он собрал двор и перебрался полностью в Киев. В том же году князь окончательно избавился от печенегов, в честь чего заложил собор Святой Софии, для украшения которого художники были «выписаны» из самого Константинополя.
  • В 1043 году был совершено поход сына Ярослава мудрого, Владимира на императора Царьграда, как гласит летописец «за убийство одного русского», но завершился он в итоге заключенным, весьма выгодным для Руси, мирным договором.
  • В 1047 году Ярослав решил полностью разорвать союзнические отношения с Польшей, а спустя год в Киев прибыли послы короля Генриха I Французского, чтобы просить руки дочки Мудрого Анны.

Всего на троне князь провел тридцать семь долгих лет. Итоги правления Ярослава Мудрого говорят сами за себя. Он основал множество городов, полностью избавил страну от набегов печенегов, а также всячески нес новую религию в массы. При его правлении на Руси появились первые скиты и монастыри, как мужские, так и женские. При нем была издана «Русская правда» и Церковный устав.

Ярослав Владимирович Мудрый: личная жизнь, семья и смерть

О личной жизни князя Ярослава, как и о многих других до него, не считая его отца Владимира, известно мало, но достаточно, чтобы делать какие-то выводы. Первой женой его была неизвестная женщина, предположительно по имени Анна, которая скорее всего умерла в 1019 году. Но возможно, что во время знакового сражения, когда Святополк захватил мачеху и супругу Мудрого, ее просто увезли в Польшу, после чего она так никогда более не вернулась.

Семейная жизнь и дети

Второй раз Ярослав женился в 1019 году на норвежской принцессе, что была крещена, как Ирина. Причем с ней у князя уже было множество детей, которые рассеялись по знатным домам всей Европы. Считается, что она в конечном итоге приняла иночество и имя Анна.

Дочери

  • Анастасия, ставшая супругой венгерского короля Андраша I.
  • Елизавета, отданная за норвежца, короля Харальда III Сурового.
  • Анна вышла замуж за французского короля Генриха I, а в городке Санлис ей даже установлен памятник, который можно посмотреть и сегодня.

Сыновья

  • Илья родился еще до 1018 года, но точная дата неизвестна.
  • Владимир Ярославич 1020 года, ставший впоследствии князем новгородским.
  • Изяслав, получивший в крещении имя Дмитрий, родился в 1024 году и был женат на сестрице польского короля Гертруде.
  • Святослав (Николай в крещении) 1027 года рождения, князь Черниговский, после смерти Мстислава.
  • Всеволод, получивший в крещении имя Андрей, что родился в 1030 году. От его брака на греческой царевне и родился впоследствии Владимир Мономах.
  • Вячеслав 1033 года рождения, князь смоленский.
  • Игорь родился в 1036 году, но некоторые историки утверждают, что он был пятым по старшинству, а в летописях закралась досадная ошибка.

Резиденция и смерть князя Ярослава

Большую часть времени все князья, что правили в Новгороде до вокняжения Ярослава Мудрого, преимущественно проживали, то есть имели свои палаты, в Городище, небольшом поселке за городской стеной. Там было чисто, просторно, а главное тихо и подходы «со всех сторон видны», как указывает летописец. Однако сам Ярослав решил обосноваться внутри городских стен, устроив себе новую резиденцию. Он расположил ее на Торговой (Славенской) стороне полноводной реки Волхов. На левом берегу был Торг, то есть рынок, из-за этого и весь берег носил такое название. Близ Новгорода, в деревушке Ракома, князь тоже имел загородный домик, где мог проводить время в уединении и отдыхе.

После переезда в Киев, Ярославу тоже потребовалось организовать для себя резиденцию. Сегодня на территории Детинца в Киеве ведется реконструкция Великого Ярославова Двора. К огромному сожалению, оригинальное строение до наших дней не сохранилось, однако в летописях имеется множество его описаний. Это был огромный двор, в котором с легкостью можно было бы и «конные рыстания» проводить. На данное время возведен частокол и сторожевая башня. Также была у него загородная резиденция в Вышгороде.

Считается, что умер Ярослав Владимирович Мудрый своей смертью 20 февраля 1054 года в своем загородном доме. Он скончался на руках у сына Всеволода, который очень убивался по смерти отца. Причем на тот момент его супруга Ирина уже была мертва четыре года, а сын Владимир – два. В надписи на центральном нефе, где похоронен князь, есть такие слова «В 6562 мца феврари 20 успен(и)е ц(а)ря наш(е)го в в(оскресенье) в (н)еде(лю) (му)ч Феодора». Однако многие историки называют датой смерти 19 число. Вся неразбериха возникла потому, что умер этот добрый муж с субботы на воскресенье ночью. Мраморный саркофаг Ярослава весит более шести тонн и до сегодняшнего дня стоит в соборе святой Софии.

Память народная о князе Мудром

Интересная история касается пропажи останков (мощей) Ярослава Мудрого. Саркофаг открывался в двадцатом веке не менее трех раз: в 36, 39 и 54 годах. В 2009 году было решено провести новые исследования и оказалось, что в гробу нашлись газеты, датированные последним вскрытием могилы, а также скелет, составленный из двух женских. Причем одни кости подходят по времени, а другие принадлежали женщине более раннего, скифского происхождения. Мощи Мудрого не были отысканы, но многие историки считают, что их след стоит поискать в США, куда уехали представители УГКЦ (украинская греко-католическая церковь) в 1973 году, прихватив с собой немало ценностей.

Однако память народная хранит много свидетельств о деяниях и достижениях Ярослава Мудрого. Почитать его на Руси стали сразу же, после кончины. При этом статус святого он получил уже в 1075 году, если верить «Деяниям первосвященников Гамбургской церкви», принадлежащим перу современника князя, великому хронографу Адаму Бременскому. Имеется упоминание его также в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (1030-1050 годы). В соборе святой Софии ранее была прижизненная фреска Ярослава, однако сама она не сохранилась. Правда, была сделана копия ван Вестерфельдом в 1651 году, а уже тот видел оригинал и работал по нему. Скульптуры в честь князя Мудрого имеются в Ярославле, Белой Церкви, Харькове, Киеве и Чернигове.

Образ его неоднократно обыгран в музыке, к примеру, кантата «Ярослав Мудрый» Александра Розенблата была представлена в 2002 году в Большом зале Московской консерватории. Художественные киноленты 1978, 1981 и 2010 годов тоже отражают жизнь и свершения «сего мужа доброго». Кроме того, государственный университет в Новгороде носит имя Ярослава Мудрого, как и Национальный юридический университет и один из сторожевых кораблей.