Д представляющих собой системное описание. Системный подход в управлении. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

Применительно к управленческой деятельности, по определению известного ученого А. И. Берга, под системой следует понимать «организованное множество структурных элементов, взаимосвязанных и выполняющих определенные функции». Отсюда следует, что системе как категории теории управления присущи: а) наличие составных частей (элементов, подсистем); б) наличие тесных связей между ними; в) целостность, которая обусловливается взаимосвязью и взаимодействием отдельных структурных элементов; г) сочетание относительной самостоятельности каждого отдельного элемента системы с обязательным выполнением им функций, необходимых для существования системы в целом.

Для менеджмента и менеджера, государственного служащего особый интерес представляют социальные системы, образующие особый класс систем. Возникновение и целостность, особенности функционирования и развития социальных систем определяются взаимодействием людей. Главным элементом этих систем любой степени сложности (от семьи до страны и человечества в целом) является человек со своими потребностями и интересами, своим видением мира, своими ценностными ориентациями. Вот почему к общим условиям образования и существования систем добавляется наличие осознанных целей или совпадающих интересов, что имеет решающее значение для совместной деятельности людей.

С учетом этих обстоятельств можно следующим образом определить общие признаки (системообразующие факторы) любой социальной системы, в том числе трудовой, хозяйственной организации:

· конкретная общая цель всей совокупности элементов;

· подчинение задач каждого элемента общей цели системы;

· осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

· выполнение каждым элементом своих функций, вытекающих из поставленной задачи;

· существование конкретных отношений между элементами системы;

· наличие органа управления;

· существование обязательной обратной связи.

Следует подчеркнуть, что общность целей в социальной системе – это не просто их механическое совпадение, а нечто более сложное. Необходимо иметь в виду, что, объединившись в силу каких-то своих интересов и имея в связи с этим намерения решать именно свою определенную проблему, люди вынуждены для этого решать уже общую задачу для всего объединения, то есть добиваться чего-то такого, что прямо, непосредственно в их личные интересы могло и не входить. Именно в этом и заключается одна из важнейших особенностей социальной системы: создавая ее с одной целью, мы вынуждены решать и некоторые другие задачи.

«Утешением» может служить, во-первых, то, что без реализации общей цели нельзя достичь своих целей. Во-вторых, возможности системы шире, чем простая сумма возможностей составляющих ее элементов. Это свойство обусловливает особый эффект, ради которого создается большинство систем. Его называют, как уже было сказано, эффектом эмерджентности. Особенно значительным эффект целостности может быть в крупных производственных и территориальных организациях.

И теоретики, и практики системного подхода достаточно единодушны в том, что его достоинства и преимущества получили такое широкое подтверждение и признание, что излишне приводить дополнительные аргументы в его пользу.

Известный американский ученый, Нобелевский лауреат Василий Леонтьев в одном из своих выступлений по проблемам совершенствования управления подчеркнул: «Чтобы прогнозировать развитие экономики, нужен системный подход. Экономика каждой страны – это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждая из них что-то производит – промышленную продукцию, услуги и т.д., которые передаются другим отраслям. Каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что оно получает что-то от других ».

Системный подход может применяться при решении социально-экономических, социально-политических, инженерно-технологических и иных задач, предполагающих изучение или создание системных объектов высокой сложности, а также управление ими.

Что касается системного подхода в исследовании управления, то его можно представить в виде совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенности системного подхода .

1. Принцип целостности заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т. е. отграничении его от других явлений и от внешней среды. Это можно сделать только посредством определения и оценки отличительных свойств явления и сравнения этих свойств со свойствами его элементов. При этом объект исследования не обязательно должен носить название системы. Например, система управления, система работы с персоналом и т.д. Это может быть механизм, процесс, решение, цель, проблема, ситуация и пр. Напомним, что системный подход – это установка на изучение, это комплекс принципов и методов исследования. Целостность – это не абсолютная характеристика, она может выражаться в определенной мере. Системный подход предполагает установление этой меры. Этим он и отличается от аспектного, многоаспектного, комплексного, концептуального и других подходов, в рамках которых целостность выступает не как реальное и объективное свойство, а как некоторое условие его изучения. Здесь целостность имеет условный характер.

2. Принцип совместимости элементов целого. Целое только тогда может существовать в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие его элементы. Именно их совместимость и определяет возможность и наличие связей, их существование или функционирование в рамках целого. Системный подход требует оценить с этих позиций все элементы целого. При этом совместимость следует понимать не просто как свойство элемента как такового, а его свойство в соответствии с положением и функциональным статусом в этом целом, его отношение к системообразующим элементам. Системообразующим элементом для социально-экономической системы является человек. Его отношения с другими людьми по самым различным поводам (техника, технология, информация, социальная принадлежность, психология, стоимость, деньги и т.д.) и характеризуют и связи в социально-экономической системе и ее целостность. Управление, так же как и производство, общество, фирма и т.д., т.е. некая общность людей, объединенных одной из их потребностей, является социально-экономической системой. В исследовании этой системы можно использовать как аспектный, так и системный подход.

3. Принцип функционально-структурного строения целого заключается в том, что при исследовании систем управления необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, то есть видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов. В двух идентичных системах с одинаковым набором элементов и их одинаковым строением может быть различным содержание функционирования этих элементов и их связи по определенным функциям. Это часто и оказывает влияние на эффективность управления. Например, в системе управления могут быть неразвитыми функции социального регулирования, функции прогнозирования и планирования, функции связей с общественностью. Особым фактором использования этого принципа является фактор развитости функций и степень их обособления, которая в определенной мере характеризует профессионализм ее реализации. Исследование функционального содержания системы управления обязательно должно включать и определение дисфункций, которые характеризуют наличие функций, не соответствующих функциям целого и тем самым могущих нарушить устойчивость системы управления, необходимую стабильность ее функционирования. Дисфункции – это как бы лишние функции, иногда устаревшие, потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие. Их необходимо выявлять при исследовании.

4. Принцип развития . Любая система управления, которая является объектом исследования, находится на определенном уровне и этапе развития. Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития. И это нельзя не учитывать в проведении исследования. Как это можно учесть? Очевидно, посредством сравнительного анализа прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего. Конечно, здесь возникают трудности информационного характера, а именно: наличие, достаточность и ценность информации. Но эти трудности могут быть уменьшены при систематическом исследовании системы управления, позволяющем накапливать необходимую информацию, определять тенденции развития и экстраполировать их на будущее.

5. Принцип лабализации функций. Оценивая развитие системы управления, нельзя исключать возможность изменения ее общих функций, приобретения ею новых функций целостности, при относительной стабильности внутренних, т.е. их состава и структуры. Такое явление характеризует понятие лабильности функций системы управления. В реальной действительности нередко приходится наблюдать лабильность функций управления. Она имеет определенные пределы, но во многих случаях может отражать как положительные, так и отрицательные явления. Конечно, это должно быть в поле зрения исследователя.

6. Принцип полифункциональности. В системе управления могут быть функции полифункционального назначения. Это функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта. Его иначе можно назвать принципом функциональной совместимости. Но совместимость функций определяется не только ее содержанием, как нередко принято считать, но и целями управления и совместимостью исполнителей. Ведь функция – это не просто вид деятельности, но и человек, который реализует эту функцию. Часто функции, казалось бы несовместимые по своему содержанию, оказываются совместимыми в деятельности определенного специалиста. И наоборот. При исследовании полифункциональности нельзя забывать о человеческом факторе управления.

7. Принцип итеративности. Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций, использования методов, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных. Это характеризует итерационное строение процесса исследования. Его успех зависит от того, как мы выберем эти итерации, как будем их комбинировать.

8. Принцип вероятностных оценок. В исследовании не всегда существует возможность достаточно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи, иначе говоря, представить объект исследования в детерминированном виде. Многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, многие явления можно оценить лишь вероятностно, если учитывать современный уровень, современные возможности изучения явлений социально-экономического и социально-психологического плана. Поэтому исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки. Это означает широкое использование методов статистического анализа, методик расчета вероятности, нормативных оценок, гибкого моделирования и пр.

9. Принцип вариантности вытекает из принципа вероятности. Сочетание вероятностей дает различные варианты отражения и понимания действительности. Каждый из таких вариантов может и должен быть в фокусе внимания исследователя. Любое исследование может быть ориентировано на либо на получение единственного результата, либо на определение возможных вариантов отражения реального положения дел с последующим анализом этих вариантов. Вариантность исследования проявляется в разработке не единственной, а нескольких рабочих гипотез или разнообразных концепций на первом этапе исследования. Вариантность может проявляться и в выборе аспектов и методов исследования, различных способов, скажем моделирования явлений.

Эти принципы системности только тогда могут быть полезны и эффективны, могут отражать действительно системный подход, когда они сами будут учитываться и использоваться системно, т.е. во взаимозависимости и в связи друг с другом. Возможен такой парадокс: принципы системного подхода не дают системности в исследовании, потому что используются эпизодически, без учета их связи, субординации, комплексности. Принципы системности надо использовать тоже системно.

Управление на основе применения системного подхода включает четыре последовательных этапа (стадии):

1. На первом этапе определяется сфера системного подхода, уточняются область и масштабы деятельности субъекта управления, устанавливаются (ориентировочно) адекватные сфере, области и масштабам деятельности информационные потребности;

2. На втором этапе осуществляют необходимые исследования (системный анализ);

3. На третьем этапе разрабатываются альтернативные варианты решения определенных проблем, и делается выбор оптимального варианта по каждой задаче (применяются экспертные оценки, в том числе независимая экспертиза).

Разумеется, в каждом конкретном случае системный подход должен реализоваться в виде некоторого конкретного (адаптированного к особенностям системы) системного метода (анализа, информационного поиска), т.е. набора правил, процедур, инструкций, эталонов, приемов исследования и технологий подготовки и принятия решений с учетом качественного своеобразия объекта и субъекта управления.

При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса», и характеристик «выхода».

На основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.

Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных). Она определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути совершенствования.

Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем «входа», процесса и «выхода». Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

А теперь рассмотрим другие подходы, используемые в исследовании систем управления.

Комплексный подход предполагает учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации. Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы – экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Факторы – важные аспекты при анализе организаций и, к сожалению, не учитываются не всегда. Например, часто социальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются либо откладываются. При внедрении новой техники не всегда принимаются во внимание показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости рабочих и в итоге – к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности, проблемы мотивации труда. Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексный подход является необходимым условием при решении анализа организации.

Для исследования функциональных связей информационного обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

Под интеграцией понимается объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. При таком подходе появляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, более конкретные задания. Например, управляющая система задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих показателей достигаются поставленные цели.

Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта по горизонтали требует формирования единой и четкой информационной системы управления, которая должна включать, прежде всего, показатели качества и количества затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, а также показатели собственно производства, внедрения, эксплуатации и снятия изделий с производства.

Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления.

Интеграция по вертикали представляет собой объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обеспечивается, во-первых, объединением усилий людей, т.е. синергетическим эффектом, во-вторых, созданием новых научно-экспериментальных баз, внедрением новых технологий и нового оборудования. Это, в свою очередь, создает условия для улучшения связей по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и отдельными организациями, особенно в производственной и социальной сферах деятельности. Такая интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в процессе реализации новых указов, постановлений и другой регламентирующей документации. Интеграция дает организациям дополнительные возможности для повышения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для развития и внедрения новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реализации принятых решений.

Применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления: на уровне холдинга, отдельных компаний и конкретных организаций.

Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа является конкретные ситуации, широкий диапазон которых существенно влияет на эффективность управления. При таком подходе система управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик.

Объектами анализа в данном случае могут быть:

· Структура управления: в зависимости от ситуации и на основании проведенных объемных расчетов выбирается структура управления с преобладанием либо вертикальных, либо горизонтальных связей;

· Методы управления;

· Стиль руководства; в зависимости от профессионализма, численности и личностных качеств сотрудников выбирается стиль руководства, ориентированный либо на задачи, либо на человеческие отношения;

· Внешняя и внутренняя среда организации;

· Стратегия развития организации;

· Технологические особенности производственного процесса.

Маркетинговый подход предполагает проведение анализа организаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе является ориентация управляющей системы на потребителя. Реализация поставленной цели требует прежде всего совершенствования деловой стратегии организации, цель которой обеспечить своей организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый подход призван выявить эти конкурентные преимущества и факторы их определяющие.

Как показала практика проведения исследований, к таким факторам относятся следующие:

· Качество продукции или услуг;

· Качество управления самой организации;

· Маркетинговое качество, т.е. свойство товара соответствовать реальной потребности населения.

При этом важно учитывать конкурентную позицию, т.е. позицию исследуемой организации в отрасли на данный период времени, поскольку конкурентная борьба – мероприятие дорогостоящее, и рынок характеризуется высокими входными барьерами.

Таким образом, значение маркетингового подхода в том, чтобы обеспечить организацию всей необходимой информацией, знание которой позволит надолго удержать и сохранить свою конкурентную позицию в отрасли.

Инновационный подход основан на умении организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой. Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта. Залог успешного функционирования любой организации в том, что она должна идти не только вровень с техническим прогрессом, но и опережать его.

Внедрение инноватики также требует проведения системного анализа, а именно определения возможностей организации для внедрения того или иного новшества. Процесс анализа при инновационном подходе весьма сложен и охватывает все стадии жизненного цикла продукта.

Рассмотрим эти стадии:

Анализ возможности проведения научно опытно -исследовательских и -конструкторских работ. Здесь необходимо определить, располагает ли данная организация необходимыми финансовыми ресурсами, поскольку расходы на разработку инновационных идей и их внедрение все интенсивнее возрастают. Как правило, финансирование осуществляется инвестиционными компаниями, частными и государственными фондами, при этом финансируется определенный проект или новая научная идея. Финансирование осуществляется в несколько этапов: сначала прикладные исследования, затем опытные разработки и на заключительном этапе – финансирование массового производства. Поиск надежных финансовых инвесторов имеет немаловажное значение, поскольку наукоемкое производство таит в себе большую неопределенность. Многие нововведения не доходят до массового производства из-за того, что отвергаются рынком, и финансовый риск здесь достаточно велик.

На этой стадии также необходимо выяснить, имеется ли в команде исполнителей специальная группа людей, которая будет заниматься разработкой и реализацией инновационных проектов и какова их профессиональная подготовка.

Анализ возможности внедрения в производство результатов НИОКР. Здесь необходимо определить техническую, организационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники либо технологии;

Анализ возможности вывода нового продукта на рынок. Особую роль здесь должен сыграть маркетинговый подход. Необходимо изучить требования рынка, характер продукции подобного типа, пользующейся спросом, определить, где она производится и в каком количестве.

Немаловажную роль играет и собственная конкурентная позиция. Именно на этой стадии анализа должна в наибольшей степени проявить себя деловая (конкурентная) стратегия организации, от которой зависит продолжительность жизни товара – от первых продаж до насыщения спроса и ухода с рынка.

При инновационном подходе необходимо помнить: чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возможность изобретателям создавать новые вещи, свободно творить и доводить свои изобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателей необходима определенная свобода творчества: право принимать решения и отвечать за конечные результаты. Управление организации должно быть направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений.

Сущность нормативного подхода заключается в следующем. Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с учетом совокупности важнейших нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности аппарат компании. Это и установленные для каждой отрасли нормативы, например нормы управляемости и нормативы, разрабатываемые самими проектировщиками. (Положение об организации, должностные инструкции, штатное расписание и др.). Нормативы могут иметь целевую, функциональную и социальную направленность. К целевым нормативам относится все то, что обеспечивает реализацию поставленных перед организацией целей. Это, прежде всего, показатели качества продукции, ресурсоемкость продукции, эргономические показатели, показатели надежности, а также технический уровень производства.

К функциональным нормативам относится качество и своевременность проработки планов, четкая организованность подразделений, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразделении организации.

Нормативы в социальной среде должны обеспечить оптимальные условия для специального развития коллектива. Сюда включаются показатели стимулирования и охраны труда, показатели обеспеченности всех сотрудников необходимыми техническими средствами для успешной работы. Сюда также относится необходимость систематического повышения профессионального роста, хорошая мотивация, правовые и экологические нормативы. Таким образом, нормативный подход при проведении анализа требует учета всей совокупности нормативов при управлении ресурсами, процессом и продуктом. Чем больше будет научно обоснованных нормативов по всем аспектам деятельности организации, тем скорее придет успех в достижении поставленных целей.

Целью поведенческого подхода является создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией. Важное значение для менеджеров здесь приобретает изучение различных поведенческих подходов, которые рекомендует общий менеджмент и исследование возможности их применения в процессе анализа организации. Необходимо помнить, что человек - это самый важный элемент в системе управления. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способных понимать и внедрять идеи своего руководителя, - важнейшее условие экономического успеха .

Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход.

Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, "Правильно заданный вопрос - половина ответа". Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные понятия системного подхода: "система", "элемент", "состав", "структура", "функции", "функционирование" и "цель". Раскроем их для полного понимания системного подхода.

Система - объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.

Элемент - внутренняя исходная единица, функциональная часть системы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы. "Элементарность" элемента состоит в том, что он есть предел членения данной системы, поскольку его внутреннее строение в данной системе игнорируется, и он выступает в ней в качестве такого явления, которое в философии характеризуют какпростое. Хотя в иерархических системах элемент тоже может быть рассмотрен как система. А от части элемент отличает то, что слово "часть" указывает лишь на внутреннюю принадлежность чего-либо объекту, а "элемент" всегда обозначает функциональную единицу.Всякий элемент - часть, но не всякая часть - элемент.

Состав - полная (необходимая и достаточная) совокупность элементов системы, взятая вне ее структуры, то есть набор элементов.

Структура - отношения между элементами в системе, необходимые и до­статочные для того, чтобы система достигла цели.

Функции - способы достижения цели, основанные на целесообразных свойствах системы.

Функционирование - процесс реализации целесообразных свойств системы, обеспечивающий ей достижение цели.

Цель - это то, чего система должна достигнуть на основе своего функционирования. Целью может быть определенное состояние системы или иной продукт ее функционирования. Значение цели как системообразующего фактора уже отмечалось. Подчеркнем его еще раз:объект выступает как система лишь относительно своей цели. Цель, требуя для своего достижения определенных функций, обусловливает через них состав и структуру системы. К примеру, является ли системой груда строительных материалов? Всякий абсолютный ответ был бы неверным. В отношении цели жилья - нет. А вот как баррикада, укрытие, вероятно, да. Грудой строительных материалов нельзя пользоваться как домом, даже при наличии всех необходимых элементов, по той причине, что между элементами нет нужных пространственных отношений, то есть структуры. А без структуры они представляют собой только состав - совокупность необходимых элементов.

В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней. В целом же основные моменты системного подхода следующие:

1. Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов.

2. Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода.

3. В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный анализ системы.

4. Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.

Особое место в методологии науки занимают методы построения и обоснования теории. Среди них важное место занимает объяснение - использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих. Объяснение может быть:

а) структурным, например, как устроен мотор;

б) функциональным: как действует мотор;

в) причинным: почему и как он работает.

При построении теории сложных объектов важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному.

На начальном этапе познание идет от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы умерщвляетего, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли.

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов :

1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемого объекта;

3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты;

4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой;

5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы;

6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность;

7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данного объекта с другими, то есть, его связей с окружающей средой;

8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Основные допущения системного подхода:

1. В мире существуют системы

2. Системное описание истинно

3. Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано

Основные принципы системного подхода:

Целостность , позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения , т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность , позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Уровни системного подхода:

Существует несколько разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный. Необходимо развести эти понятия.

Комплексный подход предполагает наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни отношения между компонентами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов с целым.

Структурный подход предполагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения подсистем (частей) и системы (целого). Декомпозиция систем на подсистемы производится не единственным образом.

При целостном подходе изучаются отношения не только между частями объекта, но и между частями и целым.

От слова "система" можно образовать другие - "системный", "систематизировать", "систематический". В узком смысле под системным подходом понимается применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем. Системный подход в широком смысле включает, кроме этого, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методология, специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

1970-е годы были отмечены бумом использования системного подхода во всем мире. Системный подход применяли во всех сферах человеческого бытия. Однако практика показала, что в системах с высокой энтропией (неопределенностью), которая в большей степени обусловлена "несистемными факторами" (влиянием человека), системный подход может не дать ожидаемого эффекта. Последнее замечание свидетельствует о том, что "мир не так системен" как его представляли основатели системного подхода.

Профессор Пригожин А.И. так определяет ограниченность системного подхода:

1. Системность означает определенность. Но мир неопределенен. Неопределенность сущностно присутствует в реальности человеческих отношений, целей, информации, в ситуациях. Она не может быть преодолена до конца, а иногда принципиально доминирует над определенностью. Рыночная среда очень подвижна, неустойчива и лишь в какой-то мере моделируема, познаваема и поддается контролю. То же характерно и для поведения организаций, работников.

2. Системность означает непротиворечивость, но, скажем, ценностные ориентации в организации и даже у одного ее участника иногда противоречивы до несовместимости и никакой системы не образуют. Конечно, различные мотивации вносят некоторую системность в служебное поведение, но всегда только отчасти. Подобное мы нередко обнаруживаем и в совокупности управленческих решений, и даже в управленческих группах, командах.

3. Системность означает целостность, но, скажем, клиентская база оптовых, розничных фирм, банков и т.п. никакой целостности не образует, поскольку она не всегда может быть интегрирована и каждый клиент имеет несколько поставщиков и может бесконечно их менять. Нет целостности и у информационных потоков в организации. А не так ли обстоит дело и с ресурсами организации?".

35. Природа и общество. Естественное и искусственное. Понятие «ноосфера»

Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество – особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации.

Сущность системного подхода

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Сущность системного подхода
Рубрика (тематическая категория) Образование

В современной научной литературе системный подход чаще всœего воспринимается как направление методологии научного познания и социальной практики, в базе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

Системный подход ориентирует исследователœей на раскрытие целостности объекта͵ на выявление многообразных связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Сущность системного подхода состоит по сути в том, что относительно са-мостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. С изменением одного компонента системы изменяются и другие. Это позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

На базе подхода разработан принцип системности. Принцип системного подхода состоит в рассмотрении элементов системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения глобальной цели функционирования системы. Особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всœей системы в целом.

Системный подход базируется на целостном видении исследуемых объектов или процессов и представляется наиболее универсальным методом исследования и анализа сложных систем. Объекты рассматриваются как системы, состоящие из закономерно структурированных и функционально организованных элементов. Системный подход есть систематизация и объединœение предметов или знаний о них путем установления существенных связей между ними. Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в базе рассмотрения лежит конкретная конечная цель, для достижения которой формируется данная система. Такой подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных разобщенных подсистем.

Основные понятия системного подхода: ʼʼсистемаʼʼ, ʼʼструктураʼʼ и ʼʼкомпонентʼʼ.

ʼʼСистема - ϶ᴛᴏ совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее этим компонентам по отдельностиʼʼ.

Под компонент понимают любые объекты, связанные с другими объектами в сложный комплекс.

Структура трактуется как порядок оформления элементов в систему, принцип ее строения; она отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств. Структура связывает, преобразует элементы, придавая некую общность, обуславливая возникновение новых качеств, не присущих ни одному из них. Объект является системой, в случае если он должна быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты. Эти части, в свою очередь, обладают, как правило, собственной структурой и в связи с этим бывают представлены как подсистемы исходной, большой системы.

Компоненты системы образуют системообразующие связи.

Основными принципами системного подхода являются:

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на базе подчинœения элементов низшего уровня элементам высшего уровня.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделœей для описания отдельных элементов и системы в целом.

К примеру, система образования воспринимается как система включающая следующие компоненты: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные госу-дарственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы раз-личных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителœей (законных представителœей) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъек-тов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере обра-зования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере обра-зования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оцен-ку качества образования; 5) объединœения юридических лиц, работодателœей и их объединœений, общественные объединœения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В свою очередь каждый компонент системы образования выступает как система. К примеру, система организаций, осуществляющие образовательную деятельность включает следующие компоненты: 1) дошкольные образовательные организации 2) общеобразовательные образовательные организации 3) профессиональные образо образовательные организации высшего образования.вательные организации 4) образовательные организации высшего образования.

Образовательные организации высшего образования так же можно рассмотреть как систему, включающие следующие компоненты: институты, академии, университеты.

Представленная иерархия систем входящий в состав в систему образования расположены на базе подчинœения компонентов низшего уровня компонентам высшего уровня; всœе компоненты тесно связаны между собой, образуют целостное единство.

Третий уровень методологии - конкретно-научный - это методология конкретной науки, в ее базе лежат научные подходы, концепции, теории, проблемы специфические для научного познания в конкретной науке, как правило, эти основания разработаны учеными данной науки, (бывают ученые других наук).

Для педагогики данным уровнем методологии являются, прежде всœего, педагогические и психологические теории, концепции для частных дидактик (методик преподавания отдельных предметов) – теории в области дидактики, для исследований в области методики воспитания – основныеконцепции, теории воспитания. Такой уровень методологии в конкретном научном исследовании чаще всœего является его теоретической основой исследования.

Конкретно-научный уровень методологии педагогики включает: личностный, деятельностный, этнопедагогический, аксиологический, антропологический подходы и др.

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы его деятельности. Предполагает включение обучающих в рахнообразную деятельность: учение, труд, общение, игру.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он на­стоятельно требует признания уникальности личности, ее интел­лектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора на естествен­ный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Аксиологический (или ценностный) подход означает реализацию в исследованиях, в образовании общечеловеческих и национальных ценностей.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление исследований, процесса воспитания и обучения с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения.

Антропологический подход, который означает системное использование данных всœех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Для осуществления преобразования человеку крайне важно изменить иде­альный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он исполь­зует особое средство - мышление, степень развития которого определяет сте­пень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта дея­тельности, активно преобразующего мир и себя на базе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности.

Это, в свою очередь, требует использования диалогического подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Диалогический подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно. Οʜᴎ развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.

Реализация вышеназванных методологических принципов осуществляется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Культура при этом принято понимать как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.

Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определœенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В такой трансформации проявляется единство общечеловеческого, национального и индивидуального.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который означает системное использование данных всœех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Технологический уровень методологии составляют методика и техника исследования, ᴛ.ᴇ. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного опытно-экспериментального материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. Данный уровень включает методы исследования.

Методы педагогического исследования - способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Методы педагогического исследования делятся на группы:

1.Методы изучения педагогического опыта: наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации, тестирование, эксперимент и др.

2.Теоретические методы педагогического исследования: индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение, работа с литературой (составление библиографии; реферирование; конспектирование; аннотирование; цитирование) и др.

3.Математические методы: регистрация, ранжирование, шкалирование и др.

Сущность системного подхода - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сущность системного подхода" 2017, 2018.

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы……………….2

2. Организационная система: основные элементы и типы…………………………3

3. Теория систем………………………………………………………………………5

  • Основные понятия и характеристики общей теории систем
  • Характеристики открытых организационных систем
· Пример: банк с точки зрения теории систем

4. Значение системного подхода в управлении …………………………………………...7
Введение

По мере того, как развивается промышленная революция, рост крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять. Сегодня имеется разработанная теория, которая дает направления для достижения эффективного управления. Первую появившуюся теорию обычно называют классической школой управления, также существуют школа социальных отношений, теория системного подхода к организациям, теория вероятностей и др.

В своем докладе я хочу рассказать о теории системного подхода к организациям, как идеи для достижения эффективного управления.

1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается со­вокупность взаимосвязанных элементов, образующих оп­ределенную целостность, некоторое единство.

Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке - системного подхода.

Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изуч. формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало кот. положил австралийский биолог Л. Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из кот. можно вывести общесистемные закономерности.

Определим черты системного подхода :

1. Сист. подход - форма методологического знания, связ. с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - «собственный» ур-нь; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - «вышестоящий» ур-нь; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - «нижестоящий» ур-нь.

3. Сист.подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

С учётом сказанного определим понятие системного подхода :

Сист. подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в кот. выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что системный подход - это такое направление методо­логии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-эко­номической системы.

Обратимся к истории.

До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители принимая решения руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой объект управления более или менее системно. Но тем не менее до XX в. в управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

Таким образом, ситуативный подход - это ориентация на ближайший положительный результат ("а дальше видно будет..."). Мыслится, что "дальше" опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.

Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом, когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации. Но тем не менее в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновре­менно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - эле­ментам высшего уровня. Реализация этого принципа хо­рошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управ­ляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкрет­ной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойства­ми самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать мно­жество кибернетических, экономических и математиче­ских моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

2. Организационная система: основные элементы и типы

Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы и определенное количество внешних связей. Следует дать определение понятию «организация». В истории были различные попытки идентифицировать это понятие.

1. Первая попытка строилась на идее целесообразности. Организация - есть целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель.

2. Организация - социальный механизм для реализации целей (организационных, групповых, индивидуальных).

3. Организация - гармония, или соответствие, частей между собой и целым. Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.

4. Организация - целое, которое не сводится к простой арифметической сумме составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше суммы своих частей (всё зависит от эффективности связей).

5. Честер Бернард (на Западе считается одним из основоположников современной теории менеджмента): когда люди собираются вместе и официально принимают решение объединить свои усилия для достижения общих целей, они создают организацию.

Это была ретроспектива. Сегодня организация может быть определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе определённых процедур и правил.

Исходя из данного ранее определения системы, определим организационную систему.

Организационная система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают:

·производство

·маркетинг и сбыт

·финансы

·информация

·персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.

Эти элементы являются основными объектами организационного управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:

Люди . Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и интеграции человеческой деятельности.

Цели и задачи . Организационная цель - есть идеальный проект будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация- инструмент для достижения целей.

Неизвестный студент конца ХХ-го века

Введение

2. Организационная система: основные элементы и типы

3. Теория систем


  • Основные понятия и характеристики общей теории систем
  • Пример: банк с точки зрения теории систем

  • Введение

    По мере того, как развивается промышленная революция, рост
    крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей
    относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять.
    Сегодня имеется разработанная теория, которая дает направления для достижения
    эффективного управления. Первую появившуюся теорию обычно называют классической
    школой управления, также существуют школа социальных отношений, теория
    системного подхода к организациям, теория вероятностей и др.

    В своем докладе я хочу рассказать о теории системного подхода
    к организациям, как идеи для достижения эффективного управления.


    1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

    В наше время происходит невиданный прогресс знания, который,
    с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений
    из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед
    необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в
    изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде
    под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих
    определенную целостность, некоторое единство.

    Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование
    нового подхода в науке - системного подхода.

    Системный подход как обще методический принцип используется в
    различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой
    (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания)
    является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог
    Л.Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал
    изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге
    "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный
    подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание"
    (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной
    жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в
    общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске
    структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из
    которых, можно вывести общесистемные закономерности.

    Определим черты системного подхода :

  • Системный подход - форма методологического знания, связанная с
    исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
  • Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета:
    изучение самого предмета - «собственный» уровень; изучение этого же предмета
    как элемента более широкой системы - «вышестоящий» уровень; изучение этого
    предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами -
    «нижестоящий» уровень.
  • Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в
    единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и
    отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
  • С учётом сказанного определим понятие системного подхода :


    Системный подход - это подход к исследованию объекта
    (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы,
    внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на
    исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя
    из общего предназначения объекта.

    Можно также сказать, что системный подход - это такое
    направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе
    которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной
    социально-экономической системы.

    Обратимся к истории.

    До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители,
    министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией,
    опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие
    решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать
    пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой
    объект управления более или менее системно. Но, тем не менее, до XX в. в
    управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам.
    Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого
    решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации
    полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно
    после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

    Таким образом, ситуативный подход - это ориентация на
    ближайший положительный результат ("а дальше видно будет..."). Мыслится, что
    "дальше" опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но
    решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только
    ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.

    Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот
    (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер
    вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он
    фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

    Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам
    неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и
    оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта
    заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом,
    когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС
    часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации.
    Но, тем не менее, в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и
    должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.

    1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как
      единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
    2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере,
      двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня -
      элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере
      любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет
      собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна
      подчиняется другой.
    3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их
      взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило,
      процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных
      элементов, сколько свойствами самой структуры.
    4. Множественность, позволяющая использовать множество
      кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных
      элементов и системы в целом.

    2. Организационная система: основные элементы и типы

    Любая организация рассматривается как
    организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное
    количество внешних связей. Следует дать определение понятию «организация». В
    истории были различные попытки идентифицировать это понятие.

  • Первая попытка строилась на идее целесообразности. Организация - есть
    целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель.
  • Организация - социальный механизм для реализации целей (организационных,
    групповых, индивидуальных).
  • Организация - гармония, или соответствие, частей между собой и целым.
    Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.
  • Организация - целое, которое не сводится к простой арифметической сумме
    составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше суммы
    своих частей (всё зависит от эффективности связей).
  • Честер Бернард (на Западе считается одним из основоположников современной
    теории менеджмента): когда люди собираются вместе и официально принимают
    решение объединить свои усилия для достижения общих целей, они создают
    организацию.
  • Это была ретроспектива. Сегодня организация может быть
    определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество
    индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе
    определённых процедур и правил.

    Исходя из данного ранее определения системы, определим
    организационную систему.

    Организационная система - это определённая совокупность
    внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

    Основными элементами организационной системы (а значит и
    объектами организационного управления) выступают:

  • производство
  • маркетинг и сбыт
  • финансы
  • информация
  • персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством, от
    них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.
  • Эти элементы являются основными объектами организационного
    управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:

    Люди. Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и
    интеграции человеческой деятельности.

    Цели и задачи . Организационная цель - есть идеальный проект
    будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и
    их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация-
    инструмент для достижения целей.

    Организационная структура . Структура - это способ объединения
    элементов системы. Организационная структура - есть способ соединения различных
    частей организации в определённую целостность (основными видами организационной
    структуры являются иерархическая, матричная, предпринимательская, смешанная и т.
    д.). Когда проектируем и поддерживаем эти структуры, мы управляем.

    Специализация и разделение труда . Это тоже объект
    управления. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на
    составляющие, которые предполагают специализацию человеческого труда.

    Организационная власть - это право, способность (знания + навыки)
    и готовность (воля) руководителя проводить свою линию при подготовке, принятии и
    реализации управленческих решений. Каждый из этих компонентов необходим для
    реализации власти. Власть - есть взаимодействие. Функцию координации и
    интеграции деятельности людей бессильный и неэффективный менеджер организовать
    не может. Организационная власть - не только субъект, но и объект управления.

    Организационная культура - присущая организации система традиций,
    верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми.
    Организационная культура придаёт организации индивидуальность, собственное лицо.
    Что немаловажно, она объединяет людей, создаёт организационную целостность.

    Организационные границы - это материальные и
    нематериальные ограничители, которые фиксируют обособленность данной организации
    от других объектов, находящихся во внешней среде организации. Менеджер должен
    обладать способностью расширять (в меру) границы собственной организации. В меру
    - значит брать только то, что сумеешь удержать. Управлять границами - значит
    вовремя их очерчивать.

    Организационные системы можно разделить на закрытые и
    открытые:

    Закрытая организационная система - это та система,
    которая не имеет связи со своей внешней средой (т. е. не обменивается с внешней
    средой продуктами, услугами, товарами и др.). Пример - натуральное хозяйство.

    Открытая организационная система имеет связи с внешней
    средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней
    средой.

    Таким образом, организация как система представляет собой
    совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее
    единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой
    системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей
    среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования
    т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с
    помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и
    услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

    3. Теория систем

    Напомню, что теория систем была разработана Людвигом фон
    Берталанфи в XX веке. Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и
    функционированием систем - самостоятельных хозяйственных подразделений, которые
    образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями.
    Ясно, что любая организационная форма бизнеса отвечает этим критериям и может
    изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

    Любое предприятие - система, которая превращает набор
    вкладываемых в производство ресурсов - затрат (сырье, машины, люди) - в товары и
    услуги. Она функционирует внутри более крупной системы - внешнеполитической,
    экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает
    в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также
    взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части
    системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является
    системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и
    связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка
    являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы
    банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в
    конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности
    банка в целом.

    Основные понятия и характеристики общей теории систем:


  • Компоненты системы
  • (элементы, подсистемы). Любая система, независимо
    от открытости, определяется через её состав. Эти компоненты и связи между ними
    создают свойства системы, её сущностные характеристики.
  • Границы системы - это разного рода материальные и нематериальные
    ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды. С точки зрения общей
    теории систем, каждая система выступает частью бóльшей системы (которая
    называется сверхсистемой, суперсистемой, надсистемой). В свою очередь, каждая
    система состоит из двух или более подсистем.
  • Синергия (от греческого - вместе действующий). Это понятие
    используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше,
    чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор,
    пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического
    характера.
  • Вход - Преобразование - Выход. Организационная система в динамике
    представляется в качестве трёх процессов. Взаимодействие их даёт цикл событий.
    Любая открытая система имеет цикл событий. При системном подходе важное
    значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е.
    характеристик «входа», «процесса» («преобразования») и характеристик «выхода».
    При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются
    параметры «выхода» , т.е. товары или услуги, а именно что
    производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в
    какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть
    четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная
    продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа» , т.е.
    исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и
    информационных), которая определяется после детального изучения
    организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники,
    технологии, особенности организации производства, труда и управления) и
    параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной,
    экологической и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает
    исследование параметров «процесса» , преобразующего ресурсы в готовую
    продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования,
    рассматривается производственная технология, либо технология управления, а
    также факторы и пути ее совершенствования.
  • Цикл жизни. Любая открытая система обладает циклом жизни:

    • возникновение Ю становление Ю функционирование Ю кризис Ю
      крах


  • Системообразующий элемент
  • - элемент системы, от которого в
    решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и
    жизнеспособность системы в целом.

    Характеристики открытых организационных систем


  • Наличие цикла событий
  • .
  • Негативная энтропия (негоэнтропия, антиэнтропия)
  • а) под энтропией в общей теории систем понимается общая тенденция
    организации к смерти;
  • б) открытая организационная система, благодаря способности заимствовать
    необходимые ресурсы из внешней среды, может противодействовать этой тенденции.
    Эта способность и называется негативной энтропией;
  • в) открытая организационная система проявляет способность к негативной
    энтропии, и, благодаря этому некоторые из них живут столетиями;
  • г) для коммерческой организации главным критерием
    негативной энтропии является её устойчивая прибыльность на значительном
    временном интервале.

    Обратная связь. Под обратной связью понимается
    информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой
    для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности.
    Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или
    реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс
    её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху
    организации. Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации,
    интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают
    колоссальной властью.

    Открытым организационным системам присущ динамический
    гомеостаз
    . Все живые организмы проявляют тенденцию к внутреннему
    равновесию и балансу. Процесс поддержания самой организацией сбалансированного
    состояния и называется динамическим гомеостазом.

    Открытые организационные системы характеризуются
    дифференциацией
    - тенденцией к росту, специализации и разделению функций
    между различными компонентами, которые формируют данную систему.
    Дифференциация - это ответ системы на изменение внешней среды.

    Эквифинальность. Открытые организационные системы
    способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей
    различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и
    быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может
    быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными
    скоростями.

    Приведу пример: рассмотрим банк с точки зрения теории систем.

    Исследование банка с точки зрения теории систем началось бы с
    уточнения целей, чтобы помочь понять характер решений, которые необходимо
    принять, чтобы этих целей достичь. Нужно было бы исследовать внешнюю среду,
    чтобы осознать способы взаимодействия банка со своим более широким окружением.

    Затем исследователь обратился бы к внутренней среде. Чтобы
    попытаться понять главные подсистемы банка, взаимодействие и связи с системой в
    целом, аналитик проанализировал бы пути принятия решений, самую важную
    информацию, необходимую для их принятия, а также каналы связи, через которые эта
    информация передается.

    Принятие решений, система информации, каналы связи особенно
    важны для системного аналитика, потому что, если они функционируют плохо, банк
    будет в трудном положении. В каждой сфере системный подход обусловил появление
    новых полезных понятий и технических приемов.

    Принятие решений

    Системы информации

    Каналы коммуникации


    Принятие решений

    В области принятия решений системное мышление способствовало
    классификации различного типа решений. Были разработаны понятия определенности,
    риска и неопределенности. Были внедрены логические подходы к принятию сложных
    решений (многие из которых имели математическую основу), что оказало большую
    помощь менеджерам в улучшении процесса и качества принятия решений.

    Системы информации

    Характер информации, находящейся в распоряжении принимающего
    решения, имеет важное влияние на качество самого решения, и неудивительно, что
    этому вопросу уделялось большое внимание. Те, кто разрабатывают системы
    управленческой информации, пытаются дать соответствующую информацию
    соответствующему лицу в соответствующее время. Чтобы осуществить это, им нужно
    знать, какое решение будет приниматься, когда информация будет предоставлена, а
    также как скоро эта информация дойдет (если скорость является важным элементом
    принятия решений). Предоставление соответствующей информации, которое улучшало
    бы качество решений (и устраняло бы ненужную информацию, просто увеличивающую
    издержки) - весьма существенное обстоятельство.

    Каналы коммуникации

    Каналы коммуникации в организации являются важными элементами
    в процессе принятия решений, поскольку они передают требуемую информацию.
    Аналитики систем дали много полезных примеров глубокого понимания процесса
    взаимосвязи между организациями. Значительные успехи были достигнуты в изучении
    и решении проблем «шума» и помех в средствах связи, проблем перехода из одной
    системы или подсистемы с другую.

    4. Значение системного подхода в управлении

    Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры
    могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом,
    если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального
    директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое
    равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей
    организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю
    систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход
    помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет
    средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

    Современный руководитель должен обладать системным мышлением,
    так как:

  • менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный
    объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих
    решений;
  • руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы
    соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не
    допускать квазиоптимизации управленческих решений;
  • менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над
    повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней
    среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой
    является;
  • системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно
    реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование,
    организацию, руководство, контроль.
  • Системное мышление не только способствовало развитию новых
    представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось
    интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и
    важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических
    средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений,
    использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом,
    системный подход позволяет нам комплексно оценить любую
    производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на
    уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в
    пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и
    выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать
    процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

    Несмотря на все положительные результаты, системное мышление
    все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно
    позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не
    реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень
    сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда
    влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри
    предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно,
    слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных
    данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Нелегко будет
    сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с
    точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое
    логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее,
    системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.