Детство и юность гения. Самые распространенные патологии детского возраста

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге, в семье купца Павла Егоровича Чехова. Дед будущего писателя был крепостным графа А.Д. Черткова и откупился на волю в 1841 году.

Отец писателя, Павел Егорович, пошел по "торговой части". Он отслужил в приказчиках, а потом открыл в Таганроге бакалейную лавку. По воспоминаниям сестры писателя, Марии Павловны Чеховой, он был человеком "требовательным и взыскательным. Не обходилось иной раз и без наказания ремнем провинившихся братьев. Доставалось иногда от отца и Антоше. Впоследствии, уже взрослым, будучи исключительно деликатным и мягким по натуре, избегавшим причинять людям даже моральную боль, Антон Павлович порицал отца за его методы детского воспитания. Но не нужно забывать, что во времена нашего детства была своя эпоха. Нужно помнить, что дед наш Егор Михайлович прошел суровую жизненную школу крепостного крестьянина у помещика, что отец наш в юности своей до выкупа на волю также был крепостным. Поэтому строгость, суровость семейного уклада нашей жизни была отголоском той жестокой подневольной жизни, какую испытал наш отец в своем детстве. Впоследствии, я даже удивлялась, откуда у отца произошла его артистическая натура, любовь к музыке, пению, его светлые моральные принципы…"

Павел Егорович играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками -- словом, искусству глава семьи отдавал большую часть времени. Причем хор был его главным увлечением, в него он вкладывал всю свою душу. И сыновей он заставлял петь в хоре, посещать все спевки, которые происходили почти каждый вечер.

Деспотические порядки, заведенные отцом, принуждали детей жить по строгому расписанию, как в казарме. Телесные наказания, бывшие в большом ходу в доме Чеховых, унижали личность детей, входили в привычку.

Отец знал цену образованию и поэтому, стремился учить всех детей. Помогая торговать в лавке, обучаясь ремеслам, исполняя разные домашние обязанности, братья Чеховы одновременно учились. Осенью 1867 года Антона и Николая определили в приготовительный класс греческой школы. Содержавший школу грек Вучина был невежественным и жестоким человеком. Он заставлял бессмысленно зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.

С 1868 года братьев Чеховых перевели в Таганрогскую гимназию. Но и там учителя были не лучше. Управлялась гимназия тупыми чинушами; один из деятелей ее, инспектор Дьяконов, явился позднее прообразом Беликова -- "человека в футляре". Преподаватель латыни Урбан шпионил за гимназистами, донимал их долгими увещеваниями; учитель греческого языка Зико был взяточником; учитель географии Крамсаков заставлял детей учить "отсюда и досюда", никогда не объясняя материал. Лишь один законоучитель Ф.Н. Покровский вызывал симпатии гимназистов: иногда на уроках он вместо священной истории рассказывал о литературе -- о Пушкине, Гете, Шекспире. У Покровского были свои странности: он любил давать ученикам смешные прозвища. Это он прозвал будущего писателя "Антошей Чехонте" -- имя это стало позднее одним из литературных псевдонимов молодого Чехова.

Время каникул Чехов проводил в лавке. На душе у него бывало тоскливо -- хотелось уйти на море, где можно было ловить бычков (Антоша был страстным рыболовом), купаться, играть в камешки, но эти желания приходилось подавлять.

Летом 1872 года Антон ездил на каникулы к дедушке, управляющему имением графа Платова. Но и там пришлось работать -- записывать вес обмолоченного паровой молотилкой зерна.

Уже в гимназические годы Чехов увлекается театром и литературой. В театр Антон обычно ходил с братом Иваном. Часто они гримировались, чтобы не быть узнанными надзирателями гимназии: посещение театра допускалось только с разрешения гимназического начальства и в сопровождении родителей. Возвращаясь из театра, братья оживленно обсуждали спектакль, а утром следующего дня Антон разыгрывал сцены, мастерски перевоплощаясь то в старика, то в женщину, то в юношу.

Семья Чеховых была очень талантливой: старший брат Александр был писателем, Николай -- художником, Михаил -- способным литератором, Иван -- выдающимся педагогом, сестра Мария обладала незаурядными художественными способностями. О себе, своих братьях и сестре Чехов писал: "Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери".

Чехов-гимназист был неистощим на выдумки, любил импровизировать, обладал даром перевоплощения.

Четырнадцатилетний Чехов пробует свои силы в драматургии, организовывая домашний театр.

С августа 1875 года Чехов выпускает рукописный журнал "Заика", в котором помещает юмористические рассказики и сценки. Журнал этот читали знакомые Чеховых, он посылался и старшим братьям в Москву. Будучи уже в последних классах гимназии, Чехов пишет пьесы "Безотцовщина", "нашла коса на камень", водевиль "Недаром курица пела". К сожалению, эти юношеские произведения до нас не дошли.

Денежные дела семьи совсем ухудшились в 1875 году, когда два старших брата уехали учиться в Москву. Антон и Иван осенью этого года не могли внести плату за обучение и их некоторое время не допускали в занятиям. Весной 1876 года Павел Егорович вынужден был признать себя несостоятельным должником и, чтобы избежать долговой ямы, тайно уехал в Москву к сыновьям. Несколько позднее в Москву переехали и другие члены семьи. Шестнадцатилетний Антон Чехов остался один в Таганроге, чтобы кончать здесь гимназию.

Без родных Антон Павлович прожил в Таганроге три года, отказывая себе в самом необходимом, зарабатывая на жизнь репетиторством. Давать уроки он ходил на самую окраину города, по непролазной грязи и, занимаясь с учениками, старался спрятать под стол грязные рваные сапоги.

В эти трудные годы Чехов выдержал первое серьезное испытание характера. Он не пал духом, оставался бодрым, деятельным юношей, умевшим в самых неприятных вещах находить комическую сторону.

В 1879 году Чехов сдал выпускные экзамены в гимназии и получил аттестат зрелости. К этому времени таганрогское управление установило стипендию для одного из своих уроженцев, отправляющихся продолжать высшее образование. Антон Чехов, выхлопотав себе стипендию, уезжает в Москву, чтобы проступить в университет.

Семья Чеховых в это время снимала квартиру в подвальном этаже дома на трубной улице, в районе, который в московском просторечии назывался Грачевкой или Драчевкой. В квартире было сыро, а в окна, расположенные под самым потолком, как вспоминал позднее младший из братьев, Михаил, были видны только пятки прохожих. Чехов старался не замечать окружающей нищеты и убожества -- его привлекали в Москве университет с его шумной студенческой вольницей, Малый театр, не сцене которого можно было увидеть лучшие пьесы классического репертуара в великолепном исполнении. Москва становится постоянным местом жительства Чехова, любовь к ней писатель пронес через всю жизнь. Впоследствии он писал таганрогскому приятелю: "Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич". И в творчестве Чехова Москва заняла большое место.

С сентября 1879 Чехов учится на медицинском факультете Московского университета. Стройный студент с продолговатым чистым лицом, с густой копной темно-русых, слегка вьющихся волос, с проницательным взглядом карих глаз внимательно слушал лекции. Он много занимался и успешно сдавал экзамены.

Чехов не стремился к политической активности, хотя общественными вопросами интересовался, посещал студенческие сходки и был хорошим товарищем.

Чехов написал на пятом курсе интересную зачетную работу -- историю болезни одного из пациентов нервной клиники. В ней он проявил себя вдумчивым, наблюдательным и чутким врачом. Его товарищ по университету, профессор-невропатолог Г.И. Россолимо, позже отметил в своих воспоминаниях, что Чехов "подошел к своей задаче не как заурядный студент-медик", а заявил в ней себя дельным и умным врачом.

Проводя летние каникулы 1882--1883 годов в г. Воскресенске, Чехов посещал находившуюся поблизости земскую больницу и принимал участие в приеме больных. Врач этой больницы П.А. Архангельский вспоминал позднее: "Он часто проводил в лечебнице время с утра и до окончания приема… Все он делал со вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. Он всегда терпеливо выслушивал больного, ни при какой усталости не возвышал голоса…"

В июне 1884 года Чехов закончил университетский курс и получил звание лекаря и уездного врача. Он заказал табличку "Доктор А.П. Чехов" и прибил ее на входной двери. Старики родители были счастливы; они даже не сразу могли свыкнуться с мыслью, что их сын стал настоящим доктором. Они надеялись, что теперь он займется лечением больных, будет много зарабатывать и семья забудет о нужде и лишениях. Чехов действительно начал врачебную работу, но чем дальше, тем больше он отходил от медицины -- литературная работа захватывала его сильнее и сильнее.

  1. Рождение поэта
  2. Родители поэта
  3. Бабушка Елизавета Алексеевна
  4. Одаренный ребенок
  5. Созидание божьего дара
  6. Юность поэта

Рождение поэта

Это был особенный для России год – год русской военной славы. В этот год русские вернулись из Европы победителями, они не только прогнали Наполеона и его войска из Москвы и очистили всю территорию страны от врагов, они прославили себя на весь мир.

В это время в Москве в семье обедневшего капитана в отставке родился мальчик, чье имя навсегда вошло в историю русской культуры.

Можно написать о детстве Лермонтова кратко, можно написать очень подробно, но мы постараемся соблюсти в этом описании «золотую середину».

Родители поэта

Младенчество поэта было невеселым. Его мать Марья Михайловна принадлежала к богатому и знатному роду Арсеньевых.

Семья матери была против неравного брака Марии Михайловны и бедного капитана Лермонтова, поэтому вскоре бабушка юного Михаила потребовала, чтобы ее дочь с сыном вернулись в родительский дом.

Мария Михайловна не смела не подчиниться этому приказу. Однако ее жизнь в доме матери Елизаветы Алексеевны сложилась безрадостно: мать была настроена против зятя, поэтому упрекала дочь за ее брак. В 1817 году Мария Михайловна скоропостижно скончалась.

После ее смерти Елизавета Алексеевна добилась от отца поэта отказа от сына ради богатого наследства рода Арсеньевых.

Сам поэт позже признавался, что переживал смерть матери глубоко и болезненно и даже просил у Боженьки вернуть ему родительницу обратно.

Также трагически юный Миша воспринял разлуку с отцом. В течение своих детства и юности он постоянно искал встреч с ним, однако встречи были редки и непродолжительны, а в 1831 году Юрий Петрович Лермонтов умер.

Михаил Лермонтов посвятил смерти любимого отца такие строки:

«Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!»

Бабушка Елизавета Алексеевна

Детство и юность Лермонтова прошли в имении его бабушки, в селе Тарханы.

Бабушка, на тот момент уже овдовевшая, была сильным и волевым человеком, настоящей хозяйкой дома и строгой воспитательницей всех домашних. Она была сурова до беспощадности с крепостными и дворовыми людьми, но во внуке души не чаяла и баловала его.

В детстве Лермонтов часто болел, бабушка панически боялась, что мальчик последуют за своей матерью в иной мир, поэтому она заставляла няню Миши – пожилую немку Христину Осиповну – дежурить у постели больного ребенка неотлучно.

Няня исполняла поручения хозяйки с немецкой педантичностью, она сама готовила лекарства, поэтому благодаря ее усилиям Мишенька всегда выздоравливал.

Бабушка требовала, чтобы дворовые люди всегда следили за ее внуком, оберегали его и потешали мальчика. Специально для Лермонтова устраивались народные гуляния, праздники и пляски, а когда Миша заболевал, бабушка освобождала от работ всех своих крепостных и приказывала им молиться Богу об исцелении молодого барина.

Специально для Миши бабушка собрала детей крепостных, которые стали чем-то вроде потешного полка для Лермонтова. Он всегда командовал этими ребятами, придумывая новые интересные затеи и шалости.

Однако крестьяне любили Лермонтова за его доброе сердце, видя нищету и бедствия дворовых людей, Миша всегда просил у бабушки помочь этим людям, и бабушка соглашалась.

Одаренный ребенок

Уже в детстве маленький Миша проявлял необыкновенные дарования. Он любил говорить в рифму, и окружающие удивлялись тому, как у мальчика это удачно и красиво получается.

А еще Лермонтов любил рисовать. Это стало его страстью. Он рисовал то, что видел вокруг: поля и равнины, реки и холмы, нежные березы и задумчивые дубы.

Бабушка поражалась его талантам и сохраняла рисунки любимого внука.

Вместе с дворовыми ребятами Лермонтов зимой любил лепить монументальные фигуры из снега, а потом раскрашивал их. Получались фигуры воинов и известных людей. Он освоил науки и иностранные языки, научился играть на музыкальных инструментах, даже создал свой кукольный театр вместе с маленькими помощниками из крепостных детей.

Созидание божьего дара

Молодой Лермонтов был хорош собой. Его темные волосы обрамляли светлое лицо с голубыми глазами, он был строен и, несмотря на небольшой рост, очень крепок.

Стихи запоминал наизусть легко и читал их потом бабушке. Елизавета Алексеевна слушала внука со вниманием. Он рассказывал ей о своих первых стихотворных опытах, и бабушка относилась к ним с мягким благоговением.

Кроме красоты родной среднерусской природы, юный поэт выделял суровую природу Кавказа.

Из-за болезненности Миши, бабушка старалась как можно чаще вместе с ним бывать на Кавказе.

Лермонтову нравились не только высокие горы, уходящие своими вершинами в облачные выси, но и песни мужественных горцев, их традиции обряды.

По свидетельству самого поэта, именно здесь в 10 лет он ощутил чувство первой влюбленности. Позднее он сам так писал об этом: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей».

Потом все это проявиться в творческом даровании поэта. Большинство его стихотворений, посвященные миру природы, прекрасны и гармоничны. Поэт рисует целостные зрительные образы, понятные и близкие читателям:

«Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.»

Или из другого стихотворения под названием «Русалка»:

«Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.»

А это строки из стихотворения «Кавказ»:

«Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..»

«Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее, будто рыцари, сопровождающие Армиду в замок, полные ревности и беспокойства», – признавался поэт в своих записках.

Юность поэта

Юность настигла Лермонтова тогда, когда он вместе с бабушкой поехал в Москву: поступать Университетский благородный пансион.

Это случилось осенью 1828 года: в жизни поэта все круто поменялось: вместо привычной обстановки дворянского имения его окружал шумный и разноликий город, лица товарищей и… одиночество, которое Лермонтов уже познал.

Именно 1828 год сам поэт позже называл годом начала своего осознанного творчества. Позже в дневнике он запишет: «Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они ещё теперь у меня».

Помимо стихотворений Лермонтов пишет в этого год две поэмы «Кавказский пленник» и «Черкесы», в которых наблюдается тесная связь с произведениями А.С. Пушкина.

В 1830 году Лермонтов оставляет пансионом, летом этого же года он знакомится с Е.А. Сушковой и влюбляется в нее без памяти.

Гордая красавица не отвечает на чувства пылкого юноши, Лермонтов испытывает глубочайшее разочарование за всю свою жизнь.

В тот же год молодой Лермонтов поступает в Московский университет.

Это были годы его плодотворного творчества, дружбы и любви. Он знакомиться с передовыми людьми того времени, такими как В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др. Он увлекается двумя очаровательными девушками – В.А. Бахметьевой и Н.Ф. Ивановой, однако получает отказы с двух сторон. Он пишет стихи и поэмы (в частности, в поэме «Странный человек» выносит строгий приговор власти и крепостному строю). Однако поэт не выдерживает очередной сессии и вынужденно покидает университет.

Тургенев родился в старинной дворянской семье в городе Орле 28 октября (старого стиля) 1818 г. Он был вторым сыном Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны Тургеневой, урожденной Лутовиновой.

Сергей Николаевич служил в Елисаветградском кавалерийском полку и вышел после свадьбы в отставку со званием полковника. Принадлежал он к старинному дворянскому роду, по преданию, его предки были татарами - выходцами из Орды. Мать не была столь родовита, как отец, зато превосходила его богатством: Варваре Петровне принадлежали обширные земли в Орловской губернии. Сергей Николаевич отличался светской утонченностью и изяществом манер, душу имел тонкую, был красив и пользовался успехом у женщин. Нрав Варвары Петровны был не таков. Она рано лишилась отца, в отрочестве испытала страшное потрясение, когда отчим пытался соблазнить юную девушку. Тогда Вареньке пришлось бежать из дому. Пережившая притеснения и унижения, Варвара Петровна пыталась с лихвой воспользоваться властью, которую природа и закон дали ей над сыновьями. Отличалась силой воли. Мать любила детей деспотично. С крепостными Варвара Петровна была не просто строга, но жестока и часто наказывала поркой за самые ничтожные провинности. Воспоминаниями о Варваре Петровне будет навеян образ матери главного героя в повести "Первая любовь", черты тургеневской матери различимы в женщинах-помещицах, героинях повестей "Пунин и Бабурин", "Степной король Лир", "Контора".

В 1822 г. семья Тургеневых с прислугой - целый поезд из двух карет и фургона - отправилась в заграничное путешествие. В швейцарском городе Берне четырехлетний Ваня едва не погиб. Отец поставил его на перила ограды, окружавшей большую яму, в которой обитали городские медведи, неизменно привлекавшие внимание заезжей публики. Мальчик не удержался на перилах, сорвался с них. В последний момент Сергей Николаевич успел схватить ребенка за ногу.

Из заграничной поездки Тургеневы воротились в материнское имение Спасское-Лутовиново, что в десяти верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. "Возвратившись в Спасское, семья Тургеневых зажила деревенской жизнью, <…> дворянской, медленной и мелкой жизнью, <…> - с обычной обстановкой гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек", - вспоминал Тургенев о той поре первоначального детства в автобиографии, написанной за восемь лет до смерти, в 1875 г.

Орловская и примыкающие к ней губернии - Воронежская, Курская, Тульская, Калужская, Рязанская - подарили России множество писателей, поэтов, литературных критиков. И.А. Бунин, сам уроженец этих мест, с гордостью перечислял их имена: "Жуковский и Толстой - тульские. Тютчев, Лесков, Тургенев, Фет, братья Киреевские, братья Жемчужниковы - орловские, Анна Бунина и Полонский - рязанские, Кольцов, Никитин, Гаршин, Писарев - воронежские <…>. Даже и Пушкин с Лермонтовым отчасти наши, ибо их родичи, Воейковы и Арсеньевы, тоже из наших мест, из наших квасов, как говорят у нас". А писатель Б.К. Зайцев, уроженец Орловской губернии, в эмиграции создавший художественное описание жизни Тургенева (1929-1931), так написал об этой земле: "Орловская губерния не весьма живописна: поля, ровные, то взбегающие изволоками, то пересеченные оврагами; лесочки, ленты берез по большакам, уходящие в опаловую даль, ведущие Бог весть куда. Нехитрые деревушки по косогорам, с прудками, сажалками, где с жару под ракитами укрывается заленившееся стадо - а вокруг вся трава вытоптана. Кое-где пятна густой зелени среди полей - помещичьи усадьбы. Все однообразно, неказисто. Поля к июлю залиты ржами поспевающими, по ржам ветер идет ровно, без конца без начала, и они кланяются, расступаются, тоже без конца-начала. Васильки, жаворонки… благодать.

Это предчерноземье. Место встречи северно-средней Руси с южною. Москвы со степью. К западу заходя в Калужскую, к северу в Московскую, области Тулы и Орла являются как бы Тосканою русской. Богатство земли, тучность и многообразие самого языка давали людей искусства. <…> Тургеневы, Толстые, Достоевские порождены этими щедрыми краями".

В Спасском-Лутовинове маленький Ваня открыл для себя изящную словесность: один дворовый, крепостной человек Варвары Петровны, читал ему на старинный манер, мерно и распевно, поэму стихотворца Хераскова "Россиада". В торжественных стихах Херасков, создавший свое творение лет за пятьдесят до рождения Вани, воспевал битвы русских и татар за Казань в дни царя Ивана Васильевича. Многими годами позднее Тургенев наделил горячей любовью к "Россиаде" и старинной манере декламации стихов одного из героев своей повести "Пунин и Бабурин" (1874).

Конец 1820-х и первую половину 1830-х гг. семья Тургеневых проводит в Москве. Ивану пятнадцать лет - уже не ребенок, еще не взрослый. Живут на даче Энгель против Нескучного сада. Соседи - княгиня Шаховская и ее дочь, княжна Екатерина, тремя годами старше Ивана. Екатерина кажется ему прекрасной, пленительной. Юный Тургенев опален огнем первой любви. Он благоговеет перед Екатериной, боится признаться в томительном и сладостном чувстве, им овладевшем. Внезапно пришел конец и мукам и радостям, и надеждам и страхам: влюбленный юноша случайно узнал, что княжна Шаховская - возлюбленная его отца. Боль узнавания этой правды долго преследовала Тургенева. Свою историю любви к Екатерине Шаховской писатель подарит юному герою повести "Первая любовь" (1860). Екатерина в этой повести скрыта под именем княжны Зинаиды Засекиной.

В сентябре 1834 г. Тургенев сдал экзамены на словесный факультет императорского Московского университета. Учебой в университете он доволен не был. Ему нравились преподаватель русского языка Дубенский, преподаватель математики Погорельский. Но большинство преподавателей и читанные ими курсы оставили студента Тургенева совершенно равнодушным. А иные преподаватели вызывали и явную антипатию. Особенно старик Победоносцев, долго и нудно рассуждавший о литературе и не продвинувшийся в своих вкусах дальше Ломоносова. Пройдет пять лет, и Тургенев, приехав продолжать обучение в Германию, скажет о Московском университете: "он полон дураками".

В Московском университете Тургенев проучился всего лишь год: летом 1834 г. он перебрался в Петербург, где состоял на военной службе брат Николай, и продолжил обучение в Санкт-Петербургском университете. В октябре 1834 г. после трехдневных мучений от приступа почечно-каменной болезни в Петербурге, на руках и Ивана и его брата Николая, умер отец, Сергей Николаевич. К тому времени он и Варвара Петровна уже жили врозь: влюбчивый Сергей Николаевич давно охладел к властной и резкой супруге; Варвара Петровна не могла простить мужу многочисленных измен и, преувеличивая свои болезни и несчастья, представляла себя жертвой его безответственности и бессердечия.

Смерть отца оставила глубокую рану в душе юного Тургенева. Ходили смутные слухи, что Сергей Николаевич умер не своей смертью, что это было самоубийство, вызванное отношениями отца с княжной Екатериной Шаховской. Иван Тургенев задумывается о смысле бытия, о смерти и жизни. В то время его живо привлекали яркие характеры, могучие страсти, борения и метания души, выраженные языком возвышенным, необычным. Он упивался романтическими повестями А.А. Бестужева-Марлинского и стихами Н.В. Кукольника и В.Г. Бенедиктова. (Много позже Тургенев с иронией будет отзываться об этих ультраромантических писателях, и направление, к которому принадлежали они, окрестит "ложновеличавой школой".) В подражание английскому поэту Дж.Г. Байрону - автору драмы "Манфред" - Тургенев пишет драматическую поэму "Стено", о которой тридцать с лишним лет спустя скажет: "совершенно нелепое произведение".

Зимой 1834-1835 г. Тургенев тяжело заболел. Он испытывал страшную слабость во всем теле, не мог спать и есть. Выздоровев, он необычно переменился и физически, и духовно: сильно вытянулся; потерял всякий интерес к прежде привлекавшей его математике и привязался к изящной словесности. Стал писать много стихов - но еще слабых, подражательных. В это время он живо увлекся республиканскими идеями, много читал о деятелях Великой французской революции. Крепостное право, существовавшее в России, Тургенев ощущал как величайшую несправедливость и позор. В нем угнездилось чувство вины перед крестьянами: ведь его собственная мать часто поступала с ними жестоко, по-самодурски. Тургенев дал себе клятву, которую назвал "Аннибаловой" - по имени древнего карфагенского полководца Аннибала, или Ганнибала, поклявшегося до последнего вздоха воевать с ненавистным ему Римским государством. Тургенев же обещал себе сделать всё, чтобы в России не стало сословия "рабов".

На третьем курсе студент Тургенев близко познакомился с профессором русской словесности Петром Александровичем Плетневым - поэтом, литературным критиком, другом Пушкина, посвятившего Плетневу роман в стихах "Евгений Онегин". На литературном вечере у Плетнева начале 1837 г. он столкнулся с передней с человеком среднего роста, белозубым, с живыми, быстрыми глазами. Это был Пушкин.

В первом и четвертом номерах журнала "Современник" за 1838 г. Плетнев напечатал, без подписи автора, два тургеневских стихотворения: "Вечер" и "К Венере Медицейской". Публиковал он стихи Тургенева и после того. Первые произведения, удостоенные печати, не принесли автору известности: написанные гладко, они отзывались подражанием слогу прославленных русских поэтов. Внимательный читатель мог найти в них и отголоски пушкинских стихов, и эхо поэзии Жуковского.

В годы петербургской студенческой жизни Тургеневу довелось видеть Лермонтова. В конце 1839 г. Тургенев встретил его на бале-маскараде. Впечатление от этой случайной встречи хорошо запомнилось будущему писателю; спустя тридцать лет создавшему выразительный портрет автора "Героя нашего времени": "В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий. <…>. Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале <…> ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки… и т. д.".

Словесное отделение философского факультета Петербургского университета Тургенев закончил в 1837 г. Он не был доволен полученным образованием, ощущая в своих знаниях зияющие провалы. В то время эталоном считалось образование, полученное в германских университетах. В России и Европе была распространена мода на немецкую философию. Особенно увлекал, завораживал мыслитель Г.Ф.В. Гегель, учивший, что весь мир, все бытие есть развертывание, самовыражение абсолютной божественной Идеи. Философия Гегеля способна была примирить туманные юношеские идеалы Тургенева с действительностью, часто неприглядной и даже отвратительной. Молодой Тургенев, как и большинство его образованных сверстников, был горячим поклонником Гегеля.

Выбор был предрешен: весной 1838 г. Тургенев отправился в Германию, чтобы продолжить обучение в Берлинском университете, где преподавалась гегелевская философия. Тургенев полюбил Германию романтическую - Германию художников и поэтов. На склоне лет в предисловии к изданию своих произведений на немецком языке писатель назовет ее своим "вторым отечеством".

За границей он близко познакомился с поэтом и мыслителем Н.В. Станкевичем, с которым был поверхностно знаком еще во время учебы в Московском университете. Подружился с М.А. Бакуниным - в то время еще молодым человеком, пылким гегельянцем, который позднее станет известным революционером, социалистом-анархистом. Беседы на философские и исторические темы вел с еще одним знакомым - Т.Н. Грановским, будущим знаменитым историком. В годы, проведенные за границей, укрепилась такая черта Тургенева, как душевный идеализм - устремленность к миру идеальному, к миру красоты природы, искусства и любви. Во взглядах на отношения России и Европы Тургенев стал убежденным западником: он уверен в превосходстве европейской цивилизации над культурой и порядками России и считает, что Россия должна учиться у Европы - долго, трудно избавляясь от невежества, лени, некультурности.

Вернувшись в 1841 г. в России, Тургенев задумал преподавать философию и сдал магистерские экзамены, дававшие право на защиту магистерской диссертации и на преподавание в университете. Однако этим планам не суждено было сбыться: кафедра философии Московского университета, на которую намеревался поступить Тургенев, не была восстановлена, а диссертацию он не написал. 8 июня 1843 г. Тургенев был зачислен на службу в Министерство внутренних дел. В то время в этом правительственном учреждении изучался вопрос о возможности освобождения крестьян, и Тургенев с энтузиазмом отнесся к будущей службе. Еще готовясь к занятию должности, он составил записку "Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине", в которой рассуждал о необходимости реформ в крестьянском хозяйстве и перемен в юридическом положении крестьян. Тургенев был определен "для занятий по особенной канцелярии министра", его непосредственным начальником был писатель и этнограф В.И. Даль - создатель "Толкового словаря живого великорусского языка". Прослужил Тургенев в министерстве недолго: он быстро разочаровался в полезности своей службы. Необходимость неукоснительно исполнять не только служебные обязанности, но все указания начальства (а В.И. Даль был начальником не только строгим, но и придирчивым) Тургенева стала тяготить. 18 апреля 1845 г. он вышел в отставку в чине отставного коллежского секретаря. Больше Тургенев никогда на государственной службе не состоял.

В 1840-х гг. Тургенев стремился играть в обществе роль светского льва: всегда аккуратный, ухоженный, с безукоризненными манерами аристократа. Он жаждал внимания и успеха, потому часто говорил неестественно, наигранно, манерно; во время разговора отдавался во власть фантастических выдумок, ошарашивающих признаний и суждений. Так, однажды он заявил, что перед великими произведениями искусства чувствует зуд под коленями и ощущает, что его икры превращаются в треугольники; когда ему напомнили об этом странном заявлении, Тургенев стал уверять, что такого никогда сказать не мог. "Никто, конечно, не смешивал его с Хлестаковым, простейшим типом лжи, <…>, который употребляет ложь как средство обмануть себя и других относительно своей ничтожности, - вспоминал приятель Тургенева, литератор П.В. Анненков. - <…> Цели юного Тургенева были ясны: они имели в виду произведение литературного эффекта и достижение репутации оригинальности".

В возрасте от трех до восьми лет на ребенка оказывают влияние дополнительные агенты социализации: учителя, лидеры скаутских организаций, воспитатели в летних лагерях, врачи, дантисты, новые приходящие няни. В это время не только растет количество агентов социализации, но и меняется программа их действий. Все больший упор делается на овладение мыслительными и познавательными навыками; ребенок учится употреблять буквы и числа, осваивает сложные системы правил. Когда дети достигают зрелости, главными /116/ агентами социализации могут стать для них не родители, а сверстники.

Средства массовой информации . Исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей; этот факт вызывает удивление многих родителей. Телевидение является наиболее распространенным средством массовой информации. Дети в возрасте от двух до одиннадцати лет проводят у телевизора в среднем около 27,6 часа в неделю. Телевизионные передачи служат важным источником информации. Некоторые программы - научно-популярные фильмы, телевизионные постановки классических романов, экстренные выпуски, документальные фильмы, охватывающие множество событий, - одинаково полезны для детей и взрослых, так как расширяют их знания о мире. Благодаря этим передачам дети воспринимают ролевые модели, сложившиеся в незнакомой для них социальной среде.

Школа. В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях.. Школа представляет собойобществов миниатюре - именно здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует их попыткам искать козлов отпущения и другим проявлениям антиобщественного поведения; во многом это напоминает как в большом социуме устанавливаются правила, регулирующие поведение в общественных местах (Парелиус и Парелиус, 1978).

Поскольку социализация, осуществляемая в школе, значительно отличается от домашнего воспитания, переходный период от дома к школе может быть связан с трудностями. Адаптация к этим различиям между домом и школой - часть процесса социализации и подготовки к жизни в большом обществе. /118/

Психология социализации

Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Имитация не ограничивается тем, что ребенок, скажем, пытается печь хлеб, видя, как это делает его отец; вероятно, через 30 лет он сам станет отцом и по примеру своего отца будет учить сына печь хлеб. Иногда имитация связана с неприятными сторонами жизни - обычно взрослые, обижающие детей, сами подвергались оскорблениям в детстве.

Как правило, образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но дети могут брать пример и с учителей или других людей, обладающих властью или высоким статусом, если между ними сложились теплые, эмоциональные отношения. Дети также склонны копировать поведение взрослого, который наказывает их. Если учитель ставит девочку в угол, придя домой, она может запереть свою куклу в чулан.

Иногда взрослые просят детей слушаться их совета и не делать так, как делают сами взрослые. Дети склонны слушаться, если взрослые проявляют к ним теплое или нейтральное отношение (Данцигер, 1970). Например, пока дети любят и уважают отца, он способен удержать их от курения, даже если он сам не может избавиться от этой привычки.

Идентификацией называется способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других людей, с которыми тесно связаны. Например, если ваша мама выбрала профессию адвоката, потому что глубоко верит, что бедные достойны защиты, вы можете последовать ее примеру и тоже стать юристом или участвовать в различных программах помощи бедным (Сильверстайн и Крэйт, 1975).

Имитация и идентификация - позитивные механизмы, так как способствуют формированию определенного поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Вы испытываете стыд, если вас застают "на месте преступления", когда вы без разрешения берете печенье из вазы; вы чувствуете себя подавленным /119/ и униженным. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили.

Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Не важно, поймали вас "на месте преступления" или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что стащили печенье, - это значит, что вас мучает собственная совесть.

Подобно имитации и идентификации, чувства стыда и вины надолго западают в душу. Если маленькую девочку наказали за то, что она играла "в доктора" с соседским мальчиком, то, возможно, когда она вырастет, секс для нее какое-то время будет связан с неясным чувством стыда или вины.

    Девиантное поведение и его типы. Причины девиантного поведения: обзор теорий.

Введение

М.С. Горбачев - инициатор

перестройки»

Работу подготовила:

студентка 1 курса

лечебного факультета

111 группы Крутских Е.Н.

Москва 2013

1. Введение (стр. 3)

2. Детство и юность (стр. 3 - 4)

3. На партийной работе и государственной службе (стр. 4 - 7)

4. М. С. Горбачев и перестройка (стр. 7 - 10)

5. Внешняя политика (стр. 10 - 11)

6. Итоги внешней политики (стр. 11)

7. Список использованной литереатуры (стр. 11 - 12)

Михаил Сергеевич Горбачёв - советский, российский государственный, политический и общественный деятель мирового масштаба.

Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Первый и последний Президент СССР.

Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых - Нобелевская премия мира 1990 года.

В период деятельности Горбачёва на посту главы государства и руководителя КПСС в Советском Союзе произошли серьёзнейшие изменения, повлиявшие на весь мир, которые стали следствием следующих событий:

ñ Окончание холодной войны.

ñ Масштабная попытка реформирования советской системы. Введение в СССР политики гласности, свободы слова и печати, демократических выборов.

ñ Вывод советских войск из Афганистана (1989).

ñ Отказ от государственного статуса коммунистической идеологии и преследования инакомыслящих.

ñ Распад СССР и Варшавского блока, переход большинства социалистических стран к рыночной экономике и демократии.

Родился 2 марта 1931 года в селе Привольное Медведенского района Ставропольского края (тогда Северо-Кавказский край), в крестьянской семье. Отец - Горбачёв Сергей Андреевич (1909-1976), русский.

Мать - Гопкало Мария Пантелеевна (1911-1993), украинка.

Дед по отцу, Андрей Моисеевич, крестьянин-единоличник; за невыполнение плана посева в 1934 году отправлен в ссылку в Иркутскую область.

Дед по матери, Пантелей Ефимович Гопкало (1894-1953), происходил из крестьян Черниговской губернии, был старшим из пяти детей, в 13 лет потерял отца, позднее переселился в Ставрополье. Стал председателем колхоза, в 1937 году был арестован по обвинению в троцкизме. Находясь под следствием, провёл в тюрьме 14 месяцев, вынес пытки и издевательства. От расстрела Пантелея Ефимовича спасло изменение «линии партии», февральский пленум 1938 года, посвящённый «борьбе с перегибами». В итоге в сентябре 1938 года начальник ГПУ Красногвардейского района застрелился, а Пантелей Ефимович был оправдан и освобождён. Михаил Горбачёв заявлял, что рассказы деда послужили одним из факторов, склонивших его к неприятию советского режима.



Во время войны, когда Михаилу было 10 с лишним лет, отец ушёл на фронт. Через некоторое время в село вступили немецкие войска, семья пять с лишним месяцев провела в оккупации. 21-22 января 1943 эти районы освобождены советскими войсками ударом из-под Орджоникидзе. После освобождения пришло извещение, что отец погиб. А через несколько дней от отца дошло письмо, выяснилось, что он жив, похоронку прислали по ошибке. Потом отец в трудные моменты жизни не раз Михаила поддерживал.

С 13 лет совмещал учёбу в школе с периодической работой в МТС и в колхозе. С 15 лет работал помощником комбайнёра машинно-тракторной станции. В 1949 году за ударный труд на уборке зерновых награждён орденом Трудового Красного Знамени. В десятом классе, в 19 лет стал кандидатом в члены КПСС, рекомендации дали директор и учителя школы. В 1950 году поступил без экзаменов в МГУ имени М. В. Ломоносова. После окончания юридического факультета МГУ в 1955 году был направлен в Ставрополь в краевую прокуратуру, но по распределению не работал. Работал заместителем заведующего Отделом агитации и пропаганды Ставропольского крайкома ВЛКСМ, первым секретарём Ставропольского горкома комсомола, затем вторым и первым секретарём крайкома ВЛКСМ (1955-1962).

Во время учёбы в МГУ познакомился и в 1953 году женился на студентке философского факультета Раисе Максимовне Титаренко (1932-1999).

На партийной работе и государственной службе

В 1952 году был принят в КПСС. С марта 1962 года - парторг крайкома КПСС Ставропольского территориально-производственного колхозно-совхозного управления. В ноябре 1961 года был делегатом XXII съезда КПСС. С 1963 года - заведующий отделом партийных органов Ставропольского крайкома КПСС. В сентябре 1966 года избран первым секретарём Ставропольского горкома партии. Окончил экономический факультет Ставропольского сельскохозяйственного института (заочно, 1967) по специальности агроном-экономист.

Дважды кандидатура Горбачёва рассматривалась для перехода на работу в КГБ. В 1966 году его предлагали на пост начальника управления КГБ Ставропольского края, но его кандидатура была отвергнута Владимиром Семичастным. В 1969 году Юрий Андропов рассматривал Горбачёва как возможного кандидата на пост заместителя председателя КГБ СССР.

Сам Горбачёв вспоминал, что до избрания первым секретарём крайкома у него «были попытки уйти в науку... я сдал минимум, написал диссертацию».

С августа 1968 года второй, а с 10 апреля 1970 года первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС.

В 1970 году избран членом Верховного Совета СССР, где до 1974 года входил в комиссию по охране природы одной из палат, затем по 1979 год председатель Комиссии по делам молодёжи Совета Союза Верховного Совета СССР.

В 1973 году секретарь ЦК КПСС Пётр Демичев делал ему предложение возглавить отдел пропаганды ЦК КПСС, где несколько лет Александр Яковлев был исполняющим обязанности заведующего. Посоветовавшись с Михаилом Сусловым, Горбачёв отказался.

По свидетельству бывшего председателя Госплана Николая Байбакова, он предлагал Горбачёву пост своего заместителя по вопросам сельского хозяйства.

После снятия члена Политбюро Дмитрия Полянского с поста министра сельского хозяйства СССР (1976), ментор Горбачёва Фёдор Кулаков заговорил о посте министра сельского хозяйства, но министром был назначен Валентин Месяц.

Административный отдел ЦК КПСС предлагал Горбачёва ещё на пост Генерального прокурора СССР вместо Романа Руденко, но кандидатура будущего генсека была отвергнута членом Политбюро, секретарем ЦК КПСС Андреем Кириленко.

В 1971-1991 был членом ЦК КПСС. По мнению самого Горбачёва, ему покровительствовал Юрий Андропов, способствовавший его переводу в Москву.

Как свидетельствовал Евгений Чазов, в разговоре с ним после смерти Ф. Кулакова в 1978 году Брежнев «стал перебирать по памяти возможные кандидатуры на освободившееся место секретаря ЦК и первым назвал Горбачёва».

27 ноября 1978 года был избран секретарём ЦК КПСС, 6 декабря того же года переехал с семьёй в Москву. С 1979 года по 1980 год - кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Председатель Комиссии законодательных предположений Совета Союза Верховного Совета СССР в 1979-1984 годах.

С начала 1970-х годов Горбачёв (будучи первым секретарём Ставропольского крайкома КПСС) с супругой неоднократно посещали страны Запада. В 1971 году Горбачёвы совершили многодневную поездку по Италии. В 1972 году Горбачёв посетил Бельгию, в 1975 - ФРГ, в 1976 - Францию. В сентябре 1977 года по приглашению Французской коммунистической партии чета Горбачёвых совершила на легковой машине с переводчиком трёхнедельный тур по десяткам городам Франции. Ни в одной из этих поездок Горбачёва не принимали первые лица государств, однако он много общался с политиками и представителями гражданского общества на региональном уровне, что влияло на его мировоззрение.

Настоящую известность на Западе Горбачёву впервые принёс его визит в мае 1983 года в Канаду, куда он отправился на неделю с разрешения генсека Андропова. Премьер-министр Канады Пьер Трюдо, по воспоминаниям Александра Яковлева, был первым крупным западным лидером, который лично принял Горбачёва и отнёсся к Михаилу Сергеевичу с нескрываемой симпатией. Встретившись также и с другими канадскими политиками, Горбачёв приобрёл репутацию амбициозного и энергичного политического деятеля, резко контрастирующего с престарелыми коллегами по Политбюро ЦК КПСС, проявляющего активный интерес к западным методам управления экономикой и к западным моральным ценностям, включая демократию. В значительной мере успеху Горбачёва на первых международных смотринах и формированию его позитивного имиджа на Западе способствовал посол СССР в Канаде, будущий соратник генсека Александр Яковлев.

Следующий важный по своему содержанию и последствиям визит Горбачёв совершил в декабре 1984 года, когда после длительного периода охлаждения советско-британских отношений посетил Лондон. По приглашению премьер-министра Маргарет Тэтчер, с которой познакомился в феврале того же года на похоронах Андропова, Горбачёв прибыл в Великобританию во главе небольшой парламентской делегации, в качестве председателя Комиссии по иностранным делам Совета Союза Верховного Совета СССР (этот пост он занимал в 1984-1985). Согласно опубликованным свидетельствам Леонида Замятина в книге «Горби и Мэгги» (1995), в ходе переговоров с Тэтчер, проходивших в неформальной и доверительной атмосфере в загородной резиденции Чеккерс, Горбачёв сосредоточился на разоруженческой проблематике, а для убедительности продемонстрировал собеседнице карту направлений ракетных ударов по Великобритании, подготовленную в СССР на случай войны. Придя к общему выводу о недопустимости подобного развития событий, переговорщики условились о продолжении диалога, заложили фундамент современных отношений между Востоком и Западом, сделали исторический вклад в прекращение «холодной войны».

С октября 1980 года по август 1991 года - член Политбюро ЦК КПСС, с декабря 1989 года по июнь 1990 года - Председатель Российского бюро ЦК КПСС, с 11 марта 1985 года по 24 августа 1991 года - Генеральный секретарь ЦК КПСС. 15 марта 1990 года на третьем внеочередном Съезде народных депутатов СССР Горбачёв был избран Президентом СССР. Одновременно до декабря 1991 являлся Председателем Совета обороны СССР, Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил СССР. Полковник запаса.

Во время событий августа 1991 года был отстранён от власти ГКЧП во главе с вице-президентом Геннадием Янаевым и изолирован в Форосе, после ареста членов ГКЧП вернулся из отпуска на свой пост. 24 августа 1991 года объявил о сложении полномочий Генерального секретаря ЦК и о выходе из КПСС. После подписания в начале декабря Беловежских соглашений Горбачёв 25 декабря 1991 года в телеобращении к народу объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР и подписал указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием президенту России Борису Ельцину. После этого над Кремлём был спущен государственный флаг СССР.

Избирался делегатом XXII (1961), XXIV (1971) и всех последующих (1976, 1981, 1986, 1990) съездов КПСС. С 1970 по 1989 год был депутатом Верховного Совета СССР 8-11 созывов. Член Президиума Верховного Совета СССР с 1985 по 1990 год; Председатель Президиума Верховного Совета СССР с октября 1988 по май 1989 года. Председатель Комиссии по делам молодёжи Совета Союза Верховного Совета СССР (1974-1979); Председатель Комиссии законодательных предположений Совета Союза Верховного Совета СССР (1979-1984); Народный депутат СССР от КПСС - 1989 (март) - 1990 (март); Председатель Верховного Совета СССР (сформирован Съездом народных депутатов) - 1989 (май) - 1990 (март); депутат Верховного Совета РСФСР 10-11 созывов (1980-1990).

4 ноября 1991 года начальник управления по надзору за исполнением законов о государственной безопасности генеральной прокуратуры СССР Виктор Илюхин возбудил против Горбачёва уголовное дело по статье 64 Уголовного Кодекса РСФСР (Измена Родине) в связи с подписанием постановлений Госсовета СССР от 6 сентября 1991 года о представлении независимости Латвии, Литве, Эстонии; Генеральный прокурор СССР Николай Трубин закрыл дело, а через два дня Илюхин был уволен из органов прокуратуры.

Деятельность на посту генсека ЦК КПСС и президента СССР

Находясь на вершине власти, Горбачёв в январе 1987 года на пленуме ЦК КПСС дал старт политике «перестройки», в развитие которой проводил многочисленные реформы и кампании, которые в дальнейшем привели к рыночной экономике, свободным выборам, уничтожению монопольной власти КПСС и распаду СССР. По мнению некоторых исследователей, одним из факторов, которые сказывались на его поступках и решениях в качестве главы государства, являлось сильное влияние жены, Раисы Горбачёвой.

Список инициатив и событий, прямо или косвенно ассоциируемых с Горбачёвым:

Ускорение - выдвинутый 20 апреля 1985 года лозунг, связанный с обещаниями резко поднять промышленность и благосостояние народа за короткие сроки; кампания привела к ускоренному выбыванию производственных мощностей, способствовала началу кооперативного движения и подготовила перестройку.

Антиалкогольная кампания в СССР, начатая 17 мая 1985 года, привела к повышению на 45 % цен на алкогольные напитки,сокращению производства алкоголя, вырубанию виноградников,исчезновению сахара в магазинах вследствие самогоноварения и ввода карточек на сахар, но и увеличению продолжительности жизни среди населения, снижению уровня преступлений, совершенных на почве алкоголизма.

8 апреля 1986 года состоялся визит Горбачёва в Тольятти, где он посетил «Волжский Автозавод». Результатом этого визита было решение о создании на базе флагмана отечественного машиностроения инжинирингового предприятия - отраслевого научно-технического центра (НТЦ) ОАО «АВТОВАЗ», что явилось значимым событием советского автопрома. На своём выступлении в Тольятти Горбачёв впервые внятно произносит слово «перестройка», это было подхвачено СМИ и стало лозунгом начавшейся новой эпохи в СССР.

15 мая 1986 года началась кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами, которая на местах понималась как борьба против репетиторов, продавцов цветов, шофёров, подвозивших пассажиров, и продавцов домашнего хлеба в Средней Азии. Кампания была вскоре свёрнута в связи с введением первых элементов рыночной экономики в СССР.

Возвращение в конце 1986 года из политической ссылки советского учёного и диссидента, лауреата Нобелевской премии А. Д. Сахарова, прекращение уголовных преследований за инакомыслие.

Перевод предприятий на хозрасчёт, самоокупаемость, самофинансирование - введение первых элементов рыночной экономики в СССР, повсеместное внедрение кооперативов - предвестников частных предприятий, снятие ограничений с валютных операций.

Перестройка с чередованием нерешительных и резких мер и контрмер по введению или по ограничению рыночной экономики и демократии.

В январе 1987 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, обсуждавшем ответственность высших партийных кадров, происходит первый острый публичный конфликт Горбачёва и Ельцина. С этого времени Горбачёв регулярно подвергается критике со стороны Ельцина, начинается противостояние двух лидеров.

Реформа власти, введение выборов в Верховный Совет СССР и местные Советы на альтернативной основе.

Кадровые изменения в Политбюро ЦК КПСС, отставка многих партийных функционеров преклонного возраста (1988).

Гласность, фактическое снятие партийной цензуры на средства массовой информации и произведения культуры.

Жёсткие меры по локализации национальных конфликтов, - в частности, разгон митинга молодёжи в Алма-Ате, ввод войск в Азербайджан, разгон демонстрации в Грузии 9 апреля 1989 года, начало многолетнего конфликта в Нагорном Карабахе (1988), противодействие сепаратистским устремлениям прибалтийских республик, а затем признание 6 сентября 1991 года их независимости от СССР.

На горбачёвский период приходится резкое уменьшение воспроизводства населения СССР.

Исчезновение продуктов из магазинов, скрытая инфляция, введение карточной системы на многие виды продовольствия в 1989 году. Для периода правления Горбачёва характерно вымывание товаров из магазинов, в результате накачивания экономики безналичными рублями, а впоследствии - гиперинфляция.

При Горбачёве внешний долг Советского Союза продолжил расти. Примерные данные такие: 1985 год, внешний долг - 31,3 млрд долларов; 1991 год, внешний долг - 70,3 млрд долларов (для сравнения, общая сумма российского внешнего долга на 1 октября 2008 г. - 540,5 млрд долларов, в том числе государственный внешний долг в иностранной валюте - около 40 млрд долларов, или 8 % от ВВП- более подробно см. в статье Внешний долг России). Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП).