Домашнее обучение за рубежом. Что такое домашнее обучение и как на него перейти? Причины перехода на домашнее обучение

Ни для кого не секрет, что качественное образование в наши дни играет очень большую роль. Люди с высоким уровнем квалификации востребованы всегда и везде, они нужны в профессиях как гуманитарной, так и сугубо научной сферы.

Школа и домашнее образование

Одним из первоначальных этапов получения базы систематизированных знаний является школа. Заканчивая ее, человек получает минимум тех навыков и качеств, которые необходимы ему в жизни. На протяжении многих лет не возникало даже и вопроса о том, нужно ли вообще посещать школу и является ли это обязательным, ведь данный факт считался непреложным, являлся обязанностью каждого ребенка и подростка. Сегодня люди все чаще слышат фразу "домашнее обучение в школе". Что это такое - миф или реальность?

Как оказалось, такой вид образования становится все более популярным в нашей стране. Все больше и больше детей совместно с родителями решают выбрать обучение на дому.

Причины перехода на домашнее обучение

Это происходит по большей части из-за несовпадения интересов школы и учеников: многие считают, что школа не дает действительно нужных знаний и полезных навыков, и предпочитают организовывать свое расписание самостоятельно. Другие - талантливые дети-спортсмены или художники и пр., которые не могут ежедневно посещать школу и тратить время на выполнение объемных домашних заданий, поскольку много работают над достижением поставленной цели. Иные вынуждены прибегнуть к индивидуальному обучению на дому по причине тяжелой болезни, инвалидности. Иногда возникают ситуации, когда ребенок категорически отказывается посещать учебное заведение из-за постоянных конфликтов с одноклассниками и учителями, и тогда выходом может служить семейное обучение. Но как перейти на домашнее обучение в школе, какие могут быть последствия? Домашнее обучение в школе - что это такое и чем отличается от других, эти и прочие вопросы лучше изучить заранее.

Виды и характеристики домашнего обучения

В мире приняты шесть разновидностей обучения на дому:

  • Семейное обучение. Оно предполагает организацию учебного процесса родителями, выступающими в роли учителей самостоятельно, либо приглашения преподавателей. В этом случае ученик прикрепляется к школе и имеет право посещать ее. Однако, по решению семьи ему будет лучше проходить Учеба проходит на основании официально установленной программы с ежегодной аттестацией. Также для того, чтобы получить настоящий диплом, подтверждающий окончание школы, ребенку нужно будет сдать экзамен.
  • Домашнее обучение с частичным посещением школы. Такой вариант подходит для детей, имеющих определенные медицинские показания, ограничивающие посещение учебного заведения. Ребятам с рядом болезней разрешается частично посещать занятия, чтобы не сильно отставать от своего коллектива.
  • Домашнее обучение в школе. Что это такое: по состоянию здоровья некоторым детям показано надомное обучение. В этом случае ребенок изучает общеобразовательную программу школы, в которой он зарегистрирован, с учителями, но также допустимы варианты самостоятельного обучения ребенка. Сдача контрольных и экзаменов тоже осуществляется на дому. Такой вариант разработан специально для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но получить разрешение на такую форму образования представляется возможным только при наличии соответствующего постановления медицинской комиссии.
  • Экстернат. Идеально для ребят с высоким уровнем знаний, которым намного легче дается среднестатистическая школьная программа. Ребенок сдает экзамены сразу (часто на два-три года вперед) без каких-либо промежуточных контрольных и прочих испытаний. Он может быть оформлен для детей любого возраста.
  • Дистанционный способ. В эпоху высоких технологий этот метод обучения отлично подойдет ученикам, проживающим далеко от школы или желающим получать знания от более квалифицированных педагогов. Это может стать как дополнением к посещению школы, так и полностью заменить его. Обучение и общение с преподавателями проходит дистанционно. Все необходимые материалы можно будет получать из своеобразной онлайн-системы. Но ребенок может и напрямую общаться с преподавателями (например, через такие приложения, как Skype), а все контрольные будут проходить в режиме онлайн. Все детали данного метода согласуются с администрацией школы.
  • Анскулинг. Он является самым радикальным вариантом обучения. Основывается на полном исключении школы из жизни. Родители самостоятельно обучают детей, без ориентации на какую бы то ни было программу. Из-за этого неизвестно, сможет ли ребенок полноценно развиваться и жить в обществе дальше. По вышеизложенной причине данный вид индивидуального обучения на дому запрещен во многих странах мира.

Законные основания перехода на домашнее обучение

Возможность перехода на домашнее обучение подтверждена га законодательном уровне. Данный вопрос регулируется в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 21.12.2012 года с изменениями и поправками 2016-2017 года.

Государственная помощь

Федеральный гласит, что государство оказывает помощь семьям, в которых дети перешли на домашнее обучение.

Можно узнать больше о государственной поддержке детей, состоящих на домашнем обучении, изучив разъяснительное письмо Министерства образования Российской Федерации "Об организации получения образования в семейной форме".

Переход на домашнее обучение

Как перейти на домашнее обучение правильно, без вреда для ребенка? Это один из первых вопросов, который задают родители, решив перевести детей на домашнее обучение. К теме хоумскулинга в России предвзятое отношение. На основании сложившихся традиций и методик образования, культуры в целом и устоев общества это считается не то чтобы неприемлемым и неправильным, а, скорее, непривычным. Хотя сейчас и происходит ориентация на Запад и формы преподавания "за бугром", российский народ еще не совсем готов к такому способу получения элементарных знаний. Однако, если решение принято, а тем более нужно домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, то нужно неотложно приступать к действию.

Алгоритм действий

Обычно все одинаково, за исключением варианта, когда обучение на дому требуется детям с ОВЗ:

  • Нужно твердо знать, какой вид обучения в домашних условиях подходит ребенку.
  • Если причиной является инвалидность, необходимо собрать весь пакет документов, подтверждающих это (полный список справок и медицинских показаний можно взять в департаменте образования).
  • Получив удовлетворительный ответ комиссии, написать заявление на имя директора выбранной школы или в департамент образования, ссылаясь на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 21.12.2012 года и приложив все медицинские документы.
  • Надо найти школу, в которой принято положение о надомном обучении.
  • Далее обязательно составление рабочей программы домашнего обучения, которая удобна и необходима конкретному ребенку. Будут отобраны учителя, которые смогут обучать его дома, а родители будут вести учет успеваемости.
  • Если же у детей нет каких-либо ограничений по здоровью, мешающих посещению школы, то достаточно решения родителей и заявление на имя школьного директора. Также будет собрана комиссия, куда, скорее всего, пригласят и самого ребенка с целью узнать его отношение к вышеизложенной идее. После заседания будет вынесен окончательный ответ, и тогда ученик будет прикреплен к школе, куда будет приходить для обязательной аттестации

Важные моменты

Родителям желательно знать некоторые тонкости перед тем, как устроить ребенка на домашнее обучение:

  • Дети, состоящие на семейном обучении, на основании договора, заключенного с администрацией выбранной школы, имеют право вернуться на очное школьное обучение в любое время.
  • Договор о семейном образовании, подписанный администрацией школы, может быть расторгнут ею в случае неудовлетворительных результатов пройденной аттестации.
  • Если ребенок, переходя на домашнее обучение, вынужден покинуть учебное заведение, в которое ходил ранее, его администрация может заставить написать заявление об исключении. Но это не подкреплено юридически, а значит, дает право не выполнять просьбу. Ведь иногда переход на хоумскулинг не дает ожидаемых результатов, и возникает потребность вернуть ребенка на очное обучение, а прежняя школа является самой удобной.

Преимущества и недостатки

  • Удобный, гибкий график учебы.
  • Отсутствие принуждения со стороны учителей и унижения, насилия со стороны учеников.
  • Более углубленное изучение любимых предметов.
  • Шанс предотвращения дурного влияния со стороны сверстников.
  • Снижение общего риска ухудшения здоровья (проблем со зрением, позвоночником, нервной системой);
  • Возможность ускоренного освоения школьной программы.
  • "Не-принадлежность" к серой, общей массе со стандартизацией знаний.
  • Отсутствие жесткой дисциплины.
  • Полный родительский контроль, большая ответственность.
  • Возможность развития комплексов неполноценности из-за обучения в одиночку.
  • Нет постоянной социализации со сверстниками, что делает ребенка менее опытным в жизни (хотя с этим можно поспорить, учитывая, что ребенок будет посещать различные кружки по интересам, мероприятия, если ему организуют развлекательную программу, а также дружеские и родственные встречи).
  • Знаний родителей не всегда бывает достаточно для полноценного образования ребенка.

Все чаще родители, стараясь индивидуализировать образовательный процесс своих детей, обращаются к понятию «домашнее обучение». Особенно это характерно для начальной школы, когда малыш может быть морально и физически не готов к одновременному смену образа жизни, качественному усвоению потока новой информации, необходимости социализации и активной конкуренции в среде сверстников.

Некоторые родители еще только обдумывают возможные последствия принятия на себя роли педагогов, а другие уже активно включились в работу, составляя планы на следующий год.

Домашнее обучение - что это такое?

Не секрет, что десятилетняя программа школы может быть изучена значительно быстрее при индивидуальном подходе к образовательному процессу. Понимая это, родители выбирают домашнее обучение как реальную возможность помочь детям сэкономить время и приобрести более широкие и полезные в современном мире знания. Осваивая стандартные предметы, ребенок одновременно овладевает дополнительными навыками альтернативной направленности, поэтапно формируясь в разностороннюю личность.

Надомная подготовка временного или постоянного характера вызвана необходимостью: медицинскими противопоказаниями к посещению школы ребенком. В этом случае ученик официально закреплен за образовательным учреждением, и оно несет полную ответственность за его знания и успешную аттестацию.

А вот «семейное обучение» как раз является синонимом homeschooling, предусматривая открепление ребенка от школы и возложение ответственности за его подготовку целиком на родителей. Учебное учреждение может быть только одной из сторон контракта в случае организации аттестации - промежуточной или итоговой.

Правовые нормы подготовки учащихся по очно-заочной форме

В 2012 году вышел "Закон об образовании". Его суть в том, что дети теперь могут получать образование в организованном порядке: в школах и вне их. Обучение в школах делится на очное, заочное (система экстерната) и очно-заочное (надомное, домашнее). Подготовка учащихся вне учебного заведения определяется терминами «семейное образование» и «самообразование», с адекватно вкладываемым в них смыслом.

Ребенок по медицинским показаниям имеет право на индивидуально разработанные параметры преподавания ему предметов, в соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об образовании".

Домашнее обучение законом предусмотрено в следующих случаях:

  • необходимость длительного лечения;
  • инвалидность;
  • операция и последующая длительная реабилитация;
  • психоневрологические нарушения (эпилепсия, неврозы, шизофрения).

Для больных детей могут быть созданы как условия для обучения на дому, так и облегчение требований к посещению школы: дополнительные выходные дни, освобождение от уроков.

Количество часов нагрузки определяется специальными стандартами в зависимости от класса (обычно от 8 до 12 уроков в неделю).

Закон также предусматривает:

  • заключение контракта родителей с учебным заведением;
  • предоставление ребенку необходимой техники для дистанционного формата получения знаний;

  • правила приема ребенка с ограниченными возможностями в школу;
  • смену учебного заведения;
  • нормы аттестации и выдачи документов об образовании.

Готовясь по индивидуальной программе, дети осваивают предметы в соответствии со школьным планом, а также пишут контрольные, самостоятельные, творческие работы, сдают промежуточные тестирования.

Чтобы перевести на домашнее обучение своего ребенка, родители предоставляют в школу заявление и справку, выданную медкомиссией, на основании которой дирекция издает приказ и составляет расписание уроков.

Подготовка больных детей

В соответствии с диагнозом педагоги разрабатывают рабочие программы домашнего обучения по всем предметам.

Подготовка по такой системе может происходить как персонально, через визит педагога к ребенку, так и дистанционно.

Программы учитывают:

  • достижение к концу процесса определенных поставленных задач;
  • количество часов по каждой теме;
  • формы контроля знаний.

Основное внимание при разработке индивидуальных схем подготовки больных детей уделяется следующим направлениям:

  • умению выражать собственные мысли;
  • освоению терминологии конкретного предмета;
  • тренировке памяти;
  • стимулированию творческого мышления.

Большую роль играет воспитательный процесс: развитие силы воли, коммуникабельности, ответственности, понимания значимости изучаемой дисциплины.

Семейное образование: пункты закона

Домашнее обучение в России реализовывается также формой получения знаний вне школы.

Родители обязаны в письменной форме уведомить местные органы самоуправления и дирекцию образовательного учреждения, что они берут на себя полную ответственность за дальнейшую подготовку своих детей. Для прохождения промежуточных и итоговой аттестации заключается также контракт со школой об экстернате. С этих необходимых процедур начинается процесс семейного образования.

Наличие просроченных академических задолженностей недопустимо. Это может быть прецедентом для перевода на очную систему обучения в школу без возможности выбора способа подготовки в дальнейшем.

"Закон об образовании" регламентирует правовые нормы семейного обучения в следующих статьях:

  • Статья 17 - о видах учебного процесса.
  • Статья 33 - о системе экстерната.
  • Статья 44 - о правах родителей и детей.
  • Статья 58 - о неудачной аттестации и ее последствиях.
  • Статья 63 - о необходимости извещения органов самоуправления.

Также имеется письмо Министерства образования с разъяснениями, как перейти на домашнее обучение. Homeschooling в России, таким образом, регламентирован законодательными актами и полностью реализует демократические права и свободы граждан.

Почему родители решают учить детей самостоятельно?

Подготовка детей вне школы - серьезный шаг семьи и требует понимания всего комплекса проблем, которые могут сопровождать процесс образования.

Причины, в связи с которыми выбирается домашнее обучение:

  • идеологические - нежелание воспитывать ребенка в рамках общей системы;
  • религиозные;
  • перегрузка ребенка в спортивных, музыкальных, художественных школах, вызванная основным увлечением и планируемой дальнейшей карьерой;
  • психологическая неготовность малыша к адаптации в большом коллективе;
  • желание родителей защитить ребенка от пагубного влияния школы (стрессов, плохих компаний);
  • возможность учиться далеко за пределами цивилизации - в глухих родовых поместьях, так популярных в последнее время;

  • ребенок может перемещаться вместе с родителями к их местам работы в разных концах мира;
  • недовольство семьи качеством школьного образования.

Плюсы домашнего обучения детей полностью зависят от причин перехода на него.

А вот к минусам следует отнести возлагаемую на семью ответственность не только за образовательный процесс ребенка, но и за его последующую адаптацию в обществе, возможный дефицит общения со сверстниками и отсутствие опыта выстраивания отношений с системой, существующей за пределами семейного мира. Стоимость необходимых частных услуг репетиторов также может быть весомым фактором.

Возможно, минусы носят субъективный характер и вполне преодолимы?

История семейного образования, или «Мы все учились понемногу...»

Домашняя подготовка по разным предметам - давняя традиция русского общества досоветского периода, пришедшая из Византии вместе с христианством. Штудировали тогда церковные книги: Псалтырь, Часослов, Евангелие.

В Петровскую эпоху широкое распространение академического образования инициировало стремление к просвещенности в разных кругах общества. В качестве учителей и гувернеров привлекались иностранцы. Целая серия сатирических произведений, высмеивающих принципы провинциального воспитания, раскрывает убожество и недалекость мелкопоместного дворянства и нанимаемых им «педагогов». Тем не менее в качестве учителей могли выступать и очень талантливые люди, как баснописец Крылов или поэт Жуковский (детский наставник императора Александра II).

В целом домашнее обучение детей имело задачей привить манеры, дать начальные знания в математике, письме и иностранных языках, научить выражению своих мыслей (устному и письменному), то есть подготовить к следующей ступени получения знаний - академической.

Образование в семье в свое время получили многие известные люди России: Пушкин, Бунин и даже более близкие к современной эпохе, например физик Гинзбург, основоположник космонавтики Циолковский, конструктор Королев, маршал Рокоссовский, создатель водородной бомбы Сахаров.

В советский период учить детей можно было только в школах. Это позволяло государству регулировать воспитательный процесс подрастающего поколения.

А как за рубежом?

Пожалуй, всем известна легенда о Томасе Эдисоне, которого школьные педагоги признали неспособным к наукам, вследствие чего его подготовкой занималась мать, причем весьма успешно.

Истории известны другие знаменитые иностранцы, получившие семейное образование (homeschooling): Франклин Рузвельт, Луи Армстронг, Чарльз Диккенс, Уолт Дисней, Агата Кристи, Авраам Линкольн, Пьер Кюри, Клод Моне, Чарли Чаплин.

Все эти прекрасные примеры лишь подтверждают, что хорошее домашнее обучение детей - залог их успешного будущего.

К сожалению, несмотря на то что homeschooling - термин англосаксонского происхождения, в большинстве европейских стран разрешенный законодательно процесс семейной подготовки детей по факту имеет много проблем. Среди них можно назвать навязчивый контроль со стороны инспекторов, особенности организации аттестации, умышленное занижение баллов при тестировании.

Наиболее демократичный подход к системе семейного образования в США. Для поступления в вуз ребенок может представить анкету, заполненную родителями, со списком изученных предметов и проходить испытания по необходимым наукам в общем потоке. Другими словами, государственный аттестат не нужен вообще.

Как выстроить процесс семейной подготовки

После прикрепления ребенка к школе, которая будет проводить промежуточные тестирования, надо переходить к обучению. Основные подготовительные этапы состоят в:

  • получении учебников;
  • выяснении у учителей списка необходимой дополнительной литературы по изучаемым темам;
  • определении возможных требований на экзаменах;
  • составлении программы домашнего обучения;
  • формировании расписания занятий с перечнем дисциплин к освоению.

Как может быть построен процесс:

  1. Чтение и пересказ параграфа в учебнике, ответы на вопросы.
  2. Просмотр видеоролика по теме урока.
  3. Выполнение теста или творческого задания по материалам Интернета.

В день обычно проводится 2-3 занятия по разным предметам. Свободное время можно посвятить спорту, развитию творческих навыков: музыке, танцам, рисованию, углубленному изучению интересного материала, иностранных языков, а также общению со сверстниками и прогулкам на свежем воздухе.

Плюсы налицо: не нужно покупать школьную форму, сдавать деньги на шторы, ремонт класса и подарки учителям. В условиях домашнего обучения занятия проходят в максимально комфортных условиях как по времени проведения, так и по выбору удобной позы, допустимости выражения любого мнения, с возможностью перекусов и отдыха.

Обязательные тесты проводятся в 9 и 11 классах, поскольку предполагают выдачу документов об образовании. Также может быть осуществлен контроль знаний за начальную школу (после 4-го класса). Остальные экзамены не являются обязательными.

Учиться дома - это просто!

Информационная среда предлагает в широком доступе возможности для овладения не только школьными предметами, но и серьезными академическими дициплинами.

Она также насыщена:

  • тематическими библиотеками;
  • фондами видеороликов;
  • on-line курсами;
  • ресурсами дистанционного обучения в образовательных учреждениях;
  • различными форматами широкого общения.

Поэтому домашнее обучение маникюру, парикмахерскому мастерству, вязанию, столярному делу, ремонту помещений - обычная практика интересующихся людей, которым нужны практические знания.

К сожалению, получить диплом пока можно только в аккредитованных учреждениях, оплатив им стоимость обучения или тестирования.

Будущее семейного образования

Современный мир требует большей поворотливости от школьной системы, которая десятилетиями остается практически неизменной - стандартный набор предметов с постоянным количеством учебных часов.

Между тем в некоторых странах для поступления в вузы требуется сдать тестирование по ограниченному кругу дисциплин: родному и иностранному языку, истории, математике, информатике. Получается, что остальные изучаемые в школе предметы могут оказаться нужными только в случае специализации абитуриента по какой-то тематике.

Семейное образование в настоящее время стремится к преодолению разрыва между школьной системой и требованиями, предъявляемыми быстро развивающимися технологиями с узкоспециализированной направленностью. Эти процессы происходят во всем мире.

Поэтому домашнее обучение будет набирать сторонников, по крайней мере в интеллектуальной среде, а объемы его с течением времени увеличатся, подталкиваемые процессами глобализации:

  • упрощением перемещения между странами;
  • возможностями быстрых коммуникаций;
  • снижением стоимости информационных ресурсов;
  • распространением системы freelance как наиболее удобной в ряде хозяйственных областей;
  • переходом торговли на основные обороты в Интернете;
  • развитием дистанционных форм обучения;
  • перестройкой мышления современных детей с процесса запоминания на умение находить и структурировать нужную информацию;
  • более высокими требованиями к специализации знаний в промышленности и народном хозяйстве;
  • растущим стремлением людей к независимости от государства и его институтов.

Семейное образование - перспективная система подготовки детей, обеспечивающая широкие горизонты для развития творческого потенциала, независимого мышления, одновременного прохождения программ российских и иностранных школ с параллельной аттестацией.

Главное, чтобы оно не походило на сатирический короткометражный фильм «Домашнее обучение», где родители выглядят сумасбродами с сумасшедшими идеями, а ребенок ограничен в общении со сверстниками, ведя навязанную ему жизнь отшельника.

Обучение на дому год от года набирает всё большую популярность по всему миру. Отказ от школы: хорошо или плохо? Модель воспитания без четко прописанной программы называется хоумскулинг. Для начала разберёмся, что содержит в себе этот международный термин.

Итак, существует несколько видов хоумскулинга.

Семейное обучение

Родители заключают со школой договор, согласно которому ребёнок может посещать любые занятия на выбор. При этом он должен проходить аттестации, сдавать экзамены, практические и лабораторные работы в установленные школой сроки.

Экстернат

Ребёнок изучает школьную программу самостоятельно, без участия школы и учителей, в удобном для него темпе и никак не зависит от сроков, установленных для детей, посещающих школу. Таким образом, учащийся может за полгода освоить двухгодичную школьную программу.

Надомное обучение

Такая модель обучения возможна при наличии медицинских показаний. Выделяются часы для посещения ребёнка школьными учителями. Преподаватели могут проводить занятия на дому от 8 до 12 часов в неделю – в зависимости от возраста ребёнка.

Анскулинг

Образование не определяется школьной программой или учебным планом. Родители выступают «посредниками» в процессе обучения. Они помогают детям познавать окружающий мир, ставить перед собой цели и реализовывать возможности. Модель основана на природном любопытстве детей.

Нонскулинг

Полное отсутствие какой-либо программы обучения. Ребёнка ни к чему специально не готовят, ничего не запрещают, не заставляют подчиняться установленному учебному алгоритму. Все желания и действия ребёнка рассматриваются как естественная потребность в получении знаний.

Преимущество домашнего обучения очевидно.

Хоумскулинг гарантирует индивидуальный подход к каждому. Ведь у всех разные способности и таланты. Ребёнок может с первого урока понять правило по русскому языку и ему не нужно тратить время на закрепление знаний, прописывая десятки упражнений.

И наоборот: если есть пробелы в какой-то дисциплине, вы можете уделить сколько потребуется внимания проблемным моментам, не озираясь на одноклассников. Учебная методика и ритм занятий «подгоняются» специально под вашего ребёнка.

Наконец, некоторые родители полагают, что обучаясь по «домашней системе», ребёнок скорее поймёт, какое профессиональное направление выбрать в будущем.

Момент спорный:

если ребёнок растёт вне конкуренции, как же он поймёт, что выигрывает именно в этом направлении? И ещё: если вы заранее выбрали определенный предмет для углубленного изучения, откуда вам знать, что именно эта дисциплина – призвание вашего ребёнка. Возможно, будь у него выбор, со временем он заинтересовался бы другим направлением и проявил иной талант.

Домашнее обучение может стать полезной альтернативой для старшеклассников.

Если вы решили отдать ребёнка в определённый вуз и предпочитаете уделить внимание отдельным предметам и не распыляться на «ненужные» дисциплины. С другой стороны, вы можете выбрать подходящее профильное направление в любой московской школе.

Многие родители, выбравшие для своих детей хоумскулинг, уверены, что обучение в стенах школы напрочь отбивает естественное желание получать знания. То есть школьная дисциплина и стремление к хорошим отметкам подменяют природную любознательность.

Противники школьного обучения также считают, что учебное заведение унифицирует детей. Более того, социализация в рамках школы абсолютно не похожа на нормальную социализацию, поскольку школьное сообщество разительно отличается от «взрослого» человеческого общества.

Между тем психологи утверждают, что школа – это обязательный этап социальной адаптации ребёнка.

Да, «школьное сообщество» зачастую бывает непохожим на общество, к которому мы привыкли. Стрессовые ситуации в школе нередко случаются, это ни для кого не секрет. Но именно такие ситуации готовят ребёнка к реалиям взрослой жизни. Выращенному в тепличных условиях индивиду будет труднее адаптироваться в суровых условиях нашей жизни.

Обучаясь в коллективе, ребёнок учится завоевывать лидерство, выдерживать конкуренцию и давать отпор противникам. Жизнь «в изоляции» навряд ли научит детей находить общий язык с разными социальными группами и темпераментами. Интеллект и навыки коммуникации далеко не одно и то же.

Наконец, отказываясь от школы, мы не только лишаем ребёнка общения со сверстниками, но берём на себя огромную ответственность.

Репетиторы и дополнительные занятия – это большие деньги. Если денег нет, получается, нет и качественного образования. Зачем рисковать, когда школа сегодня – это компетентные педагоги и выработанная годами система образования. Причём абсолютно бесплатно.

Что же касается индивидуального подхода, это один из основных принципов столичных учебных заведений. Московская школа давно отказалась от советской «строгой» модели преподавания и перешла на дружественный диалог учителя с учеником.

Если ваш ребёнок хочет уделить внимание конкретной дисциплине, он может выбрать подходящее профильное направление.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик уверен, что школьная среда способна влиять не только на ребёнка, но и на общественную жизнь в целом.

По мнению специалиста, дети на подсознательном уровне усваивают в школьный период нормы поведения в обществе, подражают, отождествляют себя с отдельными людьми или группами. Иными словами, учащиеся не только получают базовые научные знания, но вольно или невольно знакомятся с социальными ролями, осваивают моральные устои и ценности. То есть с одного школьника начинается целое общество, нормальное, цивилизованное общество.

Как это всегда бывает, однозначного ответа на вопрос «Хорошо или плохо?» не получилось. Во всех вариантах обучения есть свои плюсы и минусы.

Одно ясно наверняка: при выборе модели воспитания необходимо учитывать желания и особенности вашего ребёнка. Для начала поинтересуйтесь у вашего ребёнка, хочет ли он учиться отдельно от своих сверстников.

В предыдущем номере журнала мы начали цикл бесед о семейном образовании в России. Но Россия не единственная страна в мире, где растет популярность домашнего обучения. О том, в каких условиях оно развивается в разных странах, является ли престижным, наш корреспондент беседует с Павлом ПАРФЕНТЬЕВЫМ, председателем Межрегиональной общественной организации «За права семьи».

Павел Александрович, в каких странах домашнее обучение разрешено на государственном уровне? Где это происходит успешнее: в США, Японии, Великобритании, Испании, Швеции, других европейских странах?

Говорить тут о «разрешении» не вполне правильно, поскольку в большинстве правовых систем (как и в России) разрешенным в сфере гражданского права является все, что не запрещено законом. Домашнее обучение на законных основаниях существует во многих странах. При этом степень свободы у семьи, обучающей детей дома, в разных государствах может быть разной. Пожалуй, наиболее свободно чувствуют себя семьи в странах англосаксонской правовой семьи - США, Канаде, Великобритании.

Запрещение домашнего образования - довольно редкое явление, и связано это, как правило, с ростом тоталитарности государства, его стремлением контролировать все сферы жизни граждан. Скажем, в Германии, где домашнее образование до сих пор запрещено, запрет восходит к временам Гитлера и исторически связан с желанием нацистского государства сохранить полный контроль над умами детей. В 2010 году почти полностью было запрещено домашнее образование в Швеции - что тесно связано с шведской семейной политикой, вообще для семьи крайне неблагоприятной. Этот запрет вполне справедливо назвать проявлением нового тоталитаризма. Неслучайно, семьям, бегущим из Швеции в связи с преследованием за обучение детей дома, уже начали предоставлять статус беженцев.

Но в большинстве стран домашнее образование существует, и это естественно - ведь право родителей выбирать вид образования для своих детей предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека.

В России, в целом, с 1992 года неплохая правовая ситуация для развития домашнего образования. Но ее можно назвать несколько «половинчатой», и я являюсь сторонником изменений, более благоприятных для семей, обучающих детей дома.

Известно, что корни освоения домашнего образования в Великобритании глубоки, уходят в ХVI век. Почему же теперь обучение на дому не является там престижным, в отличие от обучения в колледжах и частных школах?

Корни домашнего обучения вообще очень глубоки, и оно существует столько, сколько существует само образование. Совершенно нельзя согласиться с теми, кто считает домашнее образование суррогатом школы, - исторически как раз все наоборот. Школы стали возникать там, где семьи не хотели или не могли дать детям домашнее образование, и именно они являются своего рода заменителем домашнего образования.

Понятие «престижности» образования сейчас вообще является скорее «маркетинговым». С этой точки зрения домашнее образование не может быть «престижным» просто потому, что его на «образовательном рынке» никто специально не продвигает. При том, что это вполне уважаемая форма образования: дети, отучившиеся дома и желающие продолжать образование, успешно поступают в колледжи и университеты, учатся, получают хорошую работу. «Непрестижным» его назвать точно нельзя. Кроме того, большинство семей, выбирающих домашнее образование, хотят не столько «престижного», сколько хорошего во всех отношениях образования для своих детей. «Престижность» как маркетинговый элемент, пожалуй, их просто не интересует.

В целом можно отметить, что сегодня домашнее образование - самая быстрорастущая по популярности форма образования в мире.

Чем объясняется растущая популярность домашнего обучения в США? Cвязано ли это с религиозными убеждениями или недоверием родителей к государственной системе школьного образования?

В США действительно популярность домашнего образования (homeschooling) растет: от 93 тыс. домашних учеников в начале 80-х до примерно 2 млн. в последние годы.

Популярность эта - и не только в США - вызвана целым рядом факторов. Во-первых, это высокая эффективность домашнего образования. Неоднократно американские исследования национального масштаба показывали, что уровень академических достижений, качество знаний детей, обучающихся в семье, в среднем значительно выше, чем обучающихся в школах. Кстати, вопреки распространенным представлениям, исследования подтверждают - и социализация у домашних учеников не хуже, а в чем-то лучше, чем у школьников. Например, у них выше показатели зрелости личности и независимости от дурного влияния сверстников, автономности действий.

Во-вторых, и это тоже фактор, домашнее образование укрепляет семейные связи, отношения в семье, позволяет более полно передать детям ценности, существующие в ней. Эта возможность, разумеется, привлекает верующие семьи. Но говорить, что религиозная мотивация доминирует при выборе домашнего образования, неверно. В США очень многие родители выбирают домашнее образование по мотивам, не связанным с религией, - просто из-за качества такого образования. В некоторых странах - например в Швеции, - большинство семей, выбиравших образование дома, делало это именно из академических соображений.

Трудно сказать, насколько на рост популярности домашнего образования влияет снижение качества школьного образования, но это, конечно, тоже фактор. Причем во всех странах, включая и Россию. Качество школьного образования и школьного преподавания почти везде падает, школы становятся все более опасным местом - не только в нравственном, но и чисто в физическом отношении. Понятно, что в этих условиях родители ищут альтернативу, и многие находят ее в семейном образовании.

О чем свидетельствуют статистические данные по домашнему обучению детей за рубежом? Велик ли процент обучающихся?

Реальные статистические данные есть только по США. На 2010 год детей, обучающихся дома, там было около 2 млн., что составляет около 3 процентов от общего числа учащихся.

В России последние (относительно надежные) данные есть за 2007 год. Если не считать детей, обучающихся дома по состоянию здоровья (таких было около 75 тыс.), дома училось где-то 25 тыс. детей. В процентном отношении это немного - примерно в три раза меньше, чем общее число учеников частных школ по стране.

На мой взгляд, интереснее статистика не столько по общему количеству, сколько сравнительная. Такая статистика есть по США, и нет оснований считать, что другие страны тут радикально отличаются. Скажем, академические успехи домашних учеников в среднем на 25-30 процентов выше, чем у их сверстников-школьников. При этом проводился анализ по разным факторам, и он тоже очень интересен. Так, успешность домашнего образования практически не зависит от уровня образования родителей и степени государственного контроля над домашним обучением (в разных штатах США она различна - от почти полного отсутствия контроля, до строгого контроля, близкого к российским реалиям). Очень интересно и то, что успехи домашнего обучения мало зависят от количества денежных средств, затрачиваемых семьей в связи с домашним обучением. При увеличении этих средств успехи учеников росли, но очень незначительно. На мой взгляд, главный фактор в домашнем образовании - сама семья, ее ценности и отношения в ней.

В России обучение на дому называют семейным образованием, а за рубежом - домашним обучением. Скрывается ли за названиями принципиальное различие или нет?

Нет, принципиального различия нет. Я всегда использую термин «домашнее образование» как наиболее полно охватывающий реальность. В разных странах бытуют разные термины для описания тех или иных видов домашнего образования, они зависят от традиций национального законодательства, просто от языковых традиций. В Европе чаще говорят о «домашнем образовании», в США - о «домашней школе» (homeschooling).

В России сложился термин «семейное образование» или «семейное обучение», но юридически сейчас не вполне корректно использовать именно его. Дело в том, что в российском законодательстве существуют несколько форм получения образования дома, в семье: семейное образование, экстернат, самообразование. Эти формы отличаются юридическими деталями - например, в некоторых регионах семьям, использующим форму семейного образования, выплачивают денежные компенсации, - но суть их одна: ребенок обучается дома, а в школе проходит только аттестацию.

В новом проекте закона «Об образовании в РФ» семейное образование, благодаря усилиям общественности, сохраняется (его было забыли в первой версии проекта). А вот разнообразие юридических форм домашнего образования уменьшится: в проекте экстернат перестает быть отдельной формой обучения и становится просто формой аттестации при семейном образовании. В целом можно сказать, что если закон не претерпит в этом отношении существенных изменений по пути к принятию, положение семейного образования в стране в худшую сторону не изменится. Но, к сожалению, не изменится и в лучшую.

Павел Александрович, а какие изменения в законопроект предложили бы вы, чтобы условия для домашнего образования стали оптимальными?

Мы предлагали изменения, причем неоднократно и при большой поддержке общественности. К сожалению, до сих пор их не учли, но еще можно надеяться, что эти предложения учтут по пути закона в Госдуму или непосредственно там.

Во-первых, мы настаиваем на возвращении федеральной нормы выплаты компенсации семьям, которые обучают детей дома. Конституция (ст. 43) предусматривает обязательство государства поддерживать, а не только разрешать разные формы образования. Сейчас получается несправедливая ситуация: родители, обучающие детей дома, платят те же налоги, что и все остальные, требования к результатам домашнего обучения со стороны ФГОС - те же, что и к школам, а финансового обеспечения образования детей при этом - никакого. До 2004 года в федеральном законе существовала норма о такой компенсации, затем ее убрали, передав вопрос на усмотрение регионов. Но регионы этот вопрос не решают. Сейчас всего в нескольких регионах предусмотрена подобная компенсация, в том числе в Москве. Чтобы конституционное обязательство выполнялось, нужно вернуть ее в федеральное законодательство.

Во-вторых, мы предлагаем четко указать в законе, что обязательными являются только итоговые аттестации в конце каждой ступени образования, а промежуточные ежегодные аттестации проводятся по желанию семьи. Сегодня существует юридическая неясность: закон не относит к обязательным промежуточные аттестации, но от семей требуют их проведения. При этом все зарубежные исследования четко показывают, что от количества аттестаций, уровня госконтроля результаты домашнего образования не меняются. В этом смысле обязательность промежуточной аттестации - это пустая трата бюджетных денег. Ее надо оставить как право, а не как обязанность, для тех семей, которые без нее чувствуют себя неуверенно в образовательном процессе. К тому же существующая ситуация с промежуточными аттестациями попросту не учитывает специфику домашнего образования. В нем вовсю реализуется индивидуальный подход, индивидуальная образовательная траектория, а аттестации требуют проводить по программе конкретной школы. Из-за этого трудно построить индивидуальную программу ребенка, иначе распределить материал - все это снижает эффективность домашнего обучения, уменьшает его преимущества.

Есть еще детали: например, нужно четко указать, что родители, имеющие детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, тоже вправе учить их дома. К сожалению, прогрессивные тенденции - в сторону инклюзивного образования таких детей - сейчас часто становятся насильственными, а это ненормально. У семьи должен быть выбор, и она сама должна решать, что лучше для ребенка: инклюзивное образование в обычной школе, обучение в малых группах в специальных школах для детей-инвалидов или домашнее образование. Должен быть доступен весь спектр возможностей.

- Есть ли будущее у домашнего обучения, или это хорошо забытое наследие прошлого?

Да, безусловно, у домашнего образования - большое будущее. Как подход оно не устаревает и не может устареть, как не может устареть семья. Напротив, в последние годы мы наблюдаем новый виток его популярности и развития. Не случайно сейчас начинаются процессы консолидации сторонников домашнего образования на международном уровне при всем различии их взглядов, мировоззрений и подходов.

Осенью 2012 года планируется провести в Европе всемирную конференцию по домашнему образованию с участием экспертов и практиков из разных стран. Кстати, пройдет она при поддержке, в том числе, и нашей организации - это первое событие такого глобального уровня. Но и на местном уровне семьи объединяются, обмениваются опытом, выстраивают понемногу собственную образовательную инфраструктуру и среду. Например, с прошлого года начал работать родительский клуб «Домашнее образование в Санкт-Петербурге», скоро официально откроется еще один проект - специализированная социальная сеть «Учимся дома» (в тестовом режиме она уже работает). Все это говорит о том, что у домашнего образования впереди большое будущее.

Беседовала Галина Кныш-Ковешникова.

http://www.ghec2012.org/cms/ru

Приветствую вас, родители юных школьников! Буквально недавно все мамы и папы были абсолютно уверены в том, что получить образование, как детсадовское, так и школьное, можно исключительно в стенах государственных учреждений. Наши родители неслись по утрам в детский сад или в школу, таща за руку нас, спящих на ходу, а потом спешили на работу, чтобы после окончания рабочего дня успеть забрать своё дитятко обратно домой.

Сегодня в качестве альтернативы учебным государственным стенам приходят платные элитные детсады и школы, где за определённую денежку с вашим ребёнком будут заниматься уже «на другой волне». Но и такое обучение требует посещать учебное заведение.

А встречались ли в вашей жизни случаи, когда абсолютно здоровые (не беру за основу примеры детей с ограниченными возможностями) ребята учились и получали аттестаты, не выходя из дома? Что такое домашнее обучение, или по-модному сегодня «хоумскулинг», и доступно ли оно рядовому школьнику?

План урока:

Существует ли российский хоумскулинг?

Домашнее обучение без прямого участия образовательного учреждения давно распространено в странах Западной Европы и Америке. В российском государстве хоумскулинг лишь набирает обороты. Для отечественного домашнего обучения не хватает наработанных научных методик.

Главными экспертами в семейном образовании пока остаются лишь сами родители, как правило, мамы и папы, которые своим хребтом через собственные пробы и ошибки проверяют альтернативную форму обучения.

Примеряя на себя западный опыт, российское законодательство с 1 сентября 2013 года предусмотрело в новом образовательном законе право каждой отдельной ячейки общества получать семейное образование. Система отечественного хоумскулинга сегодня даёт выбрать условия обучения ребёнка. Так, сделать это можно, либо полностью не выходя из дома, обучаясь заочно, либо в очно-заочной форме.

Что требует домашнее образование?

Прежде чем захлопать в ладоши от такой интересной идеи, когда про так поднадоевшую школу можно забыть, стоит задуматься о том, что весь груз ответственности за учебный процесс ляжет на плечи родителей. Готовы ли вы взвалить на себя такую ношу?

Ведь очень часто мамы и папы учеников начальной школы жалуются, что им приходится вечерами делать уроки с детьми, а иногда они и вовсе не способны объяснить ребёнку материал.

Для домашнего обучения от родителей потребуется либо стать самим «семи пядей во лбу», либо им придётся раскошелиться на репетиторов, которые очень даже не забесплатно, но с удовольствием придут на помощь.

Готовыми надо быть не только материально, но и морально. Как вы себе представляете, обрадуется ли родимая школа, если вы вдруг заявите, что ходить на уроки ребёнок больше не будет, а педагогам придётся принимать у него промежуточные экзамены?! Я пока это вижу с трудом.

Как указывает закон, учебное заведение не вправе вмешиваться в домашний образовательный процесс, поэтому выбирать и давать задания родители смогут на своё усмотрение. Как мамы и папы справляются с обучением своих детей на дому, покажет аттестация школьника. Как и все обычные дети, домашние ученики по окончании выпускных классов сдают ГИА и ЕГЭ.

Только после успешной сдачи экзаменов им будет выдан заветный аттестат.

Непрошедшие контроль качества будут вынуждены вернуться обратно в школу. Будет ли непредвзятым отношение педагогов при проведении экзаменационной проверки знаний, чтобы «слишком умным» родителям показать их место, – ответить сложно. Но абсолютно уверена, что трудности не заставят себя долго ждать.

Как можно учиться дома?

Сегодня у родителей, желающих дать своему школьнику индивидуальное обучение, есть выбор, каким из его видов заняться, учитывая особенности ребёнка.

Семейная учёба

Такой учебный процесс предполагает получение знаний дома при помощи родителей, или просто самостоятельно. В школу домашние ученики являются лишь на сдачу аттестации.

Обычно к семейному виду обучения приходят дети, значительно опережающие сверстников по интеллектуальному развитию.

Учатся дома и те, которые профессионально занимаются спортом, музыкой или ещё чем-то, когда совмещение серьёзного увлечения и школы невозможно. Решают приобретать знания, не посещая школу, дети тех родителей, чья работа связана с частыми переездами, и ребёнку приходится по несколько раз в год менять учебное заведение.

Бывают и такие ситуации, когда учиться вместе со всеми мешают религиозные или идеологические причины.

Надомная учёба

Такой вид образования рассчитан на детей, которые ходить в школу не могут по состоянию здоровья.

В России насчитывается более 600 тысяч инвалидов в возрасте до 18 лет, и лишь около 25% из них получают образование дома, получая аттестаты зрелости. Остальные же, к сожалению, остаются без документов.

Учатся дети с ограниченными возможностями по одной из двух программ. Общая предусматривает изучение всех дисциплин и сдачу контрольных и экзаменационных работ, как в обычной школе. Только уроки могут быть сокращены до 20-25 минут либо, наоборот, совмещаются вместе с продолжительностью до 2 часов. Всего преподают от 8 до 12 занятий в неделю.

При вспомогательной программе планирование обучения выстраивается индивидуально и зависит от состояния здоровья и сложности заболевания.

Дистанционная учёба

Появилась благодаря развитию информационных технологий и предполагает получение образования посредством интернета и телевидения. Этот вид домашнего обучения подходит только тем детям, которые способны самостоятельно интенсивно работать. Дистанционная форма не привязана к определённому месту, связь с педагогами происходит посредством телефона, электронной и обычной почты.

Хоть российский закон и предполагает возможность получить образование дистанционно, на самом деле такая форма присутствует в школах лишь в виде эксперимента. Более того, чтобы оказывать услуги по дистанционному обучению, школьное учреждение должно пройти аттестацию. Нет на сегодня и единых программ, спецлитературы, технических средств и ловких специалистов.

Так что для начальной школы учёба на дистанции — это не лучший вариант, зато хороший способ получить высшее образование.

Что сделать, чтобы учиться дома?

Тихим вечером в тёплом семейном кругу вы вместе с ребёнком решили, что домашнее обучение – подходящий вариант, и вы «на ура» справитесь без школы. Непременно встанет единственно важный на первом этапе вопрос: как на него перейти и куда бежать?

Для перехода на семейное обучение родители стучатся в региональный Департамент образования, который после принятия решения о возможности сделать такой шаг в своём приказе прикрепляет домашнего ученика к образовательному учреждению. Делается это для того, чтобы сдавать промежуточные аттестации.

Конечно, можно прийти прямо в близлежащую школу к директору, но нельзя быть уверенным «на все сто», что он возьмёт на себя такую ответственность без вышестоящих органов.

Между школой и родителями появится официальная бумага, где помимо прав и обязанностей сторон, описываются детали учёбы, в том числе сроки сдачи проверочных работ и аттестаций, перечень практических занятий для обязательного присутствия.

Родителям, желающим учить ребёнка в семье, нужно помнить: школьные педагоги не обязаны ходить к вам домой, но школа должна предоставить учебные пособия и литературу из !

Для перевода ребёнка на надомное обучение придётся собрать медицинские заключения и предоставить их в школу по месту жительства. Учебное заведение назначает из состава учителей тех педагогов, которые будут ходить домой. Родителям выдают журнал, где все учителя отмечают пройденный материал и ставят отметки. По окончании учебного года журнал сдаётся в школу.

Конечно, у домашнего обучения есть и плюсы и минусы. Подходя к образованию в индивидуальном порядке, мы устанавливаем детям свободный график, но одновременно даём соблазн раз за разом откладывать учёбу на потом. В любом случае, быть в рядах первопроходцев или остаться классиком – дело каждого родителя, ведь никто лучше вас не знает возможностей ребёнка.

Думаю, что прекрасным дополнением к статье будет сюжет из программы «Утро России», который как раз посвящен рассматриваемой сегодня теме. Смотрим видео.

А вы смогли бы решиться учить своего школьника дома? Хотелось бы услышать «за» и «против» хоумскулинга. Ваше мнение очень важно, ведь в споре рождается истина!

Удачи вам и вашим маленьким школьникам в новом учебном году!

Всегда ваша, Евгения Климкович.