Древние славяне на пути к государственности. Хазарская дань

«Повесть временных лет» причислила киевских «полян» к тем восточнославянским племенам, которые платили дань Хазарии. Впрочем, хронологические рамки даннической зависимости от хазар летописцем не определены, а с содержательной стороны этот период исчерпывается сказанием о дани мечами. После смерти Кия, Щека и Хорива хазары «наидоша» полян, «седящих на горах сих, в лесах», и сказали им: «Платите нам дань». Поляне «сдумавше… и вдаша от дыма меч». Хазары отнесли мечи «ко князю своему и к старейшинам своим» и сказали им: «Вот, добыли дань нову». Те же спросили их: «Что суть вдали?» Хазары показали мечи. «И реша старцы хазарские: «Не добра дань, княже! Мы взяли ее при помощи сабель, а у этих людей оружие обоюдоостро. Будут они брать дань с нас и с иных стран». Так все и случилось, заключает летописец, «владеют хазарами русские князья и до днешнего дня», ибо старцы хазарские «не от своея воли рекоша, но от Божья повеленья».

Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь:

Обращаю внимание, что вклад в проект — это не благотворительность, а инвестиция:). За приобретенные акции предусмотрены подарки и бонусы.

Вообще говоря, легенда о полянской дани, выплаченной хазарам мечами, вполне могла принадлежать не славянскому, а сарматскому населению Среднего Поднепровья. Упоминание меча, как характерного предмета вооружения скифо-сарматских народов, прослеживается в письменных памятниках со времен Геродота. Между тем археологические исследования в Среднем Поднепровье говорят о том, что меч «не имеет местных корней в культуре предшествующей поры» (Кирпичников А. Н., Медведев А. Ф. Вооружение//Древняя Русь: Город, замок, село. М., 1985. (Археология СССР). С. 320 ), а массовое вооружение мечами восточнославянских ополчений состоялось не ранее Х в., то есть тогда, когда Русская земля уже избавилась от даннической зависимости от хазар. Следовательно, легенда о дани мечами возникла у народа, который поселился в Среднем Поднепровье в VII - VIII вв. и с давних пор исповедовал культ меча. Этим народом могли быть, например, аланы или асы.

Но, к сожалению, использовать летописное сказание о дани мечами для каких-то исторических заключений практически невозможно, потому что под пером монаха-летописца народная легенда превратилась в развернутую поэтически-богословскую метафору, насыщенную библейскими отголосками. Противопоставление двулезвийного меча однолезвийной сабле, конечно, не могло иметь чисто военного смысла. Военная история свидетельствует, что сабля вовсе не была такой уж беспомощной перед мечом, более того, именно ей принадлежало будущее в кавалерийском деле. Но обоюдоострый меч — один из самых значимых библейских символов, атрибут народа-избранника. В 149-м псалме говорится: «…благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия — всем святым Его». В Откровении Иоанна Богослова упоминается «острый с обеих сторон меч», который выходит из уст Христовых и является, таким образом, мечом духовным, который, по словам апостола Павла, «есть слово Божие» (Ефес., 6: 17).

Древнерусский читатель «Повести временных лет» воспринимал сказание о хазарской дани отнюдь не в военно-политическом аспекте. Слова о превосходстве обоюдоострого меча над саблей, вложенные летописцем в уста старцев хазарских, имели для него религиозный, эсхатологический смысл. Противопоставляя полянский меч своей сабле, вожди хазар (принявшие иудейство), «не от своея воли» признавали превосходство христианства над иудаизмом, «двух лезвий» нового меча духовного (Ветхий и Новый заветы) над «одним лезвием» Ветхого завета. Такой смысловой подтекст легенды ставит под сомнение содержащиеся в ней исторические сведения, в частности, как и чем хазары взымали дань с «полян» (Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). Курс лекций. М., 1999. С. 334 - 335 ).

Освобождение славян Среднего Поднепровья от хазарской дани, по всей видимости, было тесно связано с событиями, происшедшими в конце VIII - начале IX в. в Хазарии.

В это время перед правящей верхушкой Хазарского каганата с особой остротой встал вопрос о государственной религии. Каждый из двух могущественных соседей Хазарии пытался навязать ей свою веру: Византия действовала через крымские епископии, халифат посылал на Северный Кавказ свои армии. Стремясь обеспечить себе культурную, а вместе с тем и политическую независимость, хазары выбрали третью религию — иудаизм.

Евреи издавна составляли заметную прослойку населения в южных областях Хазарского каганата. В Крыму и на Таманском полуострове еврейские памятники известны с I в. н. э. Со второй трети VI в. на Кавказе появились еврейские беженцы из Сасанидского Ирана — участники подавленного восстания маздакидов. А преследование евреев, начатое в Византии Ираклием еще в 20-х гг. VII в. и затем возобновленное Львом II Исавром (717 - 741 гг.), сделало еврейскую общину в Хазарии еще более многочисленной.

В Крыму, на Кавказе и в Поволжье евреи занялись тем же, чем занимались всюду, — торговлей и финансовыми спекуляциями. Их вклад в экономический рост Хазарии был весьма велик. Кроме того, раввины и отдельные представители еврейского купечества, как люди грамотные и бывалые, часто привлекались ко двору кагана для исполнения различных государственных, в том числе и международных, поручений. Но все же их влияние на дела в каганате никогда не было решающим, а националистический оттенок религии «избранного народа» исключал активный прозелитизм: для последовательных талмудистов исповедующие иудейство иноплеменники все равно оставались «проказой Израиля». Укоренение иудаизма со статусом государственной религии в стране с преобладающим нееврейским населением было уникальным явлением в мировой истории, которое стало возможным лишь благодаря совершенно исключительному стечению обстоятельств, внешних и внутренних.

К обстоятельствам внешним относилось настойчивое желание византийского императора и багдадского халифа видеть хазар в числе своих единоверцев. К обстоятельствам внутренним — кризис политической системы каганата. «Быстрый рейд» Марвана 737 г. в глубь хазарских владений (зеленые стрелки на карте), закончившийся военным разгромом Хазарии и принятием каганом мусульманства, вызвал рост патриотических настроений среди хазарской знати. Поборники независимости сплотились вокруг бека. В поисках религиозно-идеологического символа возрождения Хазарии они остановились на звезде Давида. Иудаизм стал для них религией, которая обеспечивала хазарам «вхождение в круг средневековых цивилизаций и вместе с тем самостоятельное положение между борющимися сторонами» — Византией и халифатом (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 264 ). Согласно традиции, основатель иудейской династии хазарских беков носил имя Обадия.

Хазары в большинстве своем обратились по примеру знати в иудаизм. Но кроме хазар, в каганате проживало еще 25 народов, многие из которых исповедовали ислам; в городах значительным влиянием пользовались христианские общины. Религиозная реформа Обадии вызвала среди них открытое недовольство. В начале IX в. в Хазарии вспыхнула гражданская война. Противники иудаизма, которых, возможно, поддерживал каган, призвали на помощь мадьяр; бек противопоставил им печенежские сабли. Доселе несокрушимая хазарская плотина, воздвигнутая между Уралом и Каспием, дала трещину, и в нее хлынули заволжские кочевые орды.

Хазарская смута длилась почти два десятка лет. Константин Багрянородный с лаконичностью государственного человека записал ее последствия: «первая власть» (правительство) одержала победу; побежденные бежали к мадьярам; все, кто не убежал, перебиты. Мятеж был подавлен дорогой ценой. Значительная часть собственно хазарского населения была истреблена, и власть бека, фактически полностью отстранившего кагана от дел, могла теперь опереться только на наемников — печенегов и гузов.

Западные окраины каганата в период междоусобицы были брошены на произвол судьбы. Византия, например, почти без усилий вернула себе Крым. Вероятно, днепровские славяне также воспользовались случаем, чтобы заявить о своей независимости от кагана. Случилось это, по всей видимости, в первой четверти IX в.

У Хазарии не было сил привести своих бывших данников к покорности. Напротив, в Итиле принимались срочные меры для охраны своей территории, дабы удержать западную границу каганата хотя бы на линии Дона. С этой целью на донском левобережье, ближе к низовью реки, во второй половине 830-х гг. была сооружена крепость Саркел. Какое важное значение имела эта твердыня в глазах хазарского правительства, видно по тому, что возглавить ее строительство были приглашены лучшие византийские инженеры во главе с братом жены императора Петроном Каматиром. Но объединенные хазаро-византийские усилия уже не могли отдалить неумолимое превращение Дона в «Русскую реку», а Понта — в «Русское море».

Вятичи, кривичи, поляне, дреговичи... Кем были наши предки до того, как стали русскими, украинцами и белорусами.

Вятичи

Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vęt- «большой», как и названия «венеды» и «вандалы». Согласно «Повести временных лет» вятичи произошли «от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра. В бассейне реки Ока они основали собственное «государство» – Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.

Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырех раз.

Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.

Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.

Кривичи

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.

Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало «изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.

Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.

Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.

Поляне

Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.

По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.

Легенда может объяснить нам и происхождение полян. Известно, что славяне, жившие в лесисто-болотистых областях от Вислы до Карпаты «как споры» расселились по всей Европе. Щек мог стать олицетворением чехов, Хорив - хорватов, а Кий - киевлян, то есть полян.

Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике. Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.

Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Белые хорваты

Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая (Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Отсюда Европу заселили красные, черные и белые хорваты. Первые отправились на юг, вторые - на запад, а третьи - на восток. Борьба с аварами, германцами и другими славянами заставила каждого искать свою дорогу.

Согласно «Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году «ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.

Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.

Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.

Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как «четыре мести Ольги древлянам».

Древляне могли быть потомками легендарных дулебов - племени от которого произошли все остальные славянские племена. И слово «древний» здесь ключевое. Интересно, что древляне являются наряду с полянами далекими предками современных украинцев.

Дреговичи

Название дреговичи произошло от балтского корня «дрегува» - болото. Дреговичи - одно из самых загадочных союзов славянских племен. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи «вошли» в состав Руси без сопротивления.

Судя по всему, дреговичи были очень старым племенем. На острове Пелопоннес в Греции жило племя с таким же названием, и вполне возможно, что в древности это было одно племя. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.

До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Радимичи

Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами - балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.

К VIII-IX веку с запада приходят уже славянские племена, которые с ними сливаются. Возможно, летописи правы: эти немногочисленные «колонисты» пришли «от ляхов», то есть с верховьев Вислы, откуда расселялись многие племена славян.

До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.

В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племен освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их.кровь до сих пор течет в современных белорусах

Словене

Словене (или ильменские словене) - самое северное восточнословянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.

Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.

В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Уличи

Уличи жили на землях легендарных антов. Они назывались множеством имен - «угличи», «улучи», «ульцы» и «лютичи». Изначально они заселяли «угол» между устьем Днепра и Буга, благодаря чему, возможно, получили одно из названий. Позднее кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении. Главным «стольным» городом уличей был Пересечень, находившийся в степной полосе.

С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.

Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда – печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.

Волыняне

Волыняне жили в конце X - начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремеслами, но при этом известно, что племена владели более чем 70 крепостями.

Волыняне участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году, правда, в качестве переводчиков. В отличие от многих других племен, захваченных к этому времени князем киевским, волыняне делали это добровольно.

Волынян захватили лишь в 981 году, когда киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли.

1. Расселение восточно-славянских племен

2. Соседи восточных славян

3. Занятия славян

4. Нравы и обычаи древних славян

5. Община и её характеристика

6. Города

7. Общественный строй

8. Славянское язычество

1. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке. От Невы и Ладожского озера на севере до среднего Поднепровья на юге. В 6-9 веках славяне объединились в общности, носившие не только родовой, но и территориально-политический характер. Названия таких общностей происходили либо от названия местности (поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи). В "Повести временных лет" названо 15 племенных союзов восточных славян. Каждый союз включал по 120-150 племён. Каждое племя состояло из родовых общин и занимало территорию 40-60 км.кв. К 8-9 веку эти племенные союзы имели свои центры-грады. Племенные союзы расселились следующим образом:

Словене ильменские: район озера Ильмень, река Волхов и Мста. Центр - Новгород, возникший приблизительно в 859 году.

Кривичи: вокруг южной части Чудского озера, в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Центр-Смоленск, основан в 863 году.

Вятичи: по реке Оке и Волге, верховья реки Москвы. Их главные города: Ростов (862 г.), Суздаль (1024 г., как говорит летопись).

Радимичи: жили по рекам Сож, Сейм, Десна и Днепр.

Северяне: жили по рекам Десна, Рось, по левому берегу Днепра. Главный город-Чернигов (с 9 века).

Поляне: среднее течение Днепра. Главный город-Киев (приблизительно 5 век).

Древляне: располагались по правому берегу Днепра, южнее р.Припяти. Главный город -Искоростень (9 век).

Дреговичи: расселились к северу от р.Припяти, по правому берегу Днепра.

Полочане: по реке Полота. Главный город-Полоцк (862 год).

Волыняне и бужане: по правому берегу Днепра, в бассейне реки Южный Буг.

Уличи: нижнее Поднепровье, между Днепром и Прутом.

Тиверцы: между Днестром и Прутом.

Хорваты, дулебы: Прикарпатье. Главный город-Ужгород (9век).

2. До появления славян в Восточной Европе она была заселена другими племенами. Эти племена были многочисленные, но слабые и разбросанные по необъятным просторам. На западе это были эсты, чудь, водь, ижора, лопари, емь, финны. На севере: югра, остяки, вогулы. В районе Белоозера: весь. В Волжско-окском бассейне: мещера, мурома (финно-угорское племя!), меря, черемисы, мордва. В Пермском краю: вотяки, зыряне, пермяки. Все эти племена были финно-угорскими. Они были миролюбивы, поэтому восточные славяне, поселившись здесь, обложили их данью, но постепенно началась ассимиляция с этими народами.



На юго-восточном побережье Балтийского моря жили балтские племена. Это литва, латыши, жмудь, пруссы, ятвяги, жемайты и др. Эти племена были воинственны и нередко производили набеги на славянские земли. Важнейшими соседями здесь были скандинавские племена варягов. Происхождение варягов (викингов или норманнов, руссов) спорно. Есть точка зрения, что они являются предками славян. Они нападали на поселения славян, часто выступали в роли наемных дружинников, участвовали в торговле с Хазарией и Византией. Занимались разбоем на торговых путях. Типичными поселениями скандинавов были торговые места-вики, они основали их в Ладоге, а затем на Днепре под Смоленском. Считается, что главным их занятием была международная торговля, но славяне, столкнувшись с варягами, стали строить свои укреплённые поселения для борьбы с ними. Так возникли поселения Ладога, Изборск, Белоозеро, Новгород.

Таким образом, варяги оказали значительное влияние на культуру славян и развитие торговых отношений.

Западными соседями славян были поляки (ляхи). Жили по берегам Вислы. Наиболее тягостными и опасными соседями славян были юго-восточные народы, орды кочевых азиатских народов, которые непрерывным потоком шли через урало-каспийские степи - "ворота народов". Начиная с аваров(6-начала 7 века) (обры), которые "примучили" славян, они не давали покоя населению Русской равнины. На территории современной Венгрии авары создали своё государство - Аварский каганат. Это было непрочное объединение, держалось на военном подчинении. Авары нападали на дулебов. Но в 7-8 веках объединённые войска франков и славянских племен разбили аваров. Вместо них в 7 веке в нижнем Поволжье создали своё государство тюрко-язычные хазары - Хазарский каганат. Столица - город Итиль. Оно существовало до 10 века и было уничтожено Святославом. Славяне платили дань хазарам от "дыма". Особенность хазар заключается в том, что они часто меняли кочевой образ жизни на оседлый. Весной и летом - кочевали, а осенью возвращались в свои города. Город Итиль стал крупным торговым центром на Волжском торговом пути. В 8 веке хазары приняли иудаизм.



Хазарский каганат закрыл "ворота народов" и на 2,5 столетия прекратились нашествия с Востока.

С начала 9 века славяне стали сталкиваться с прорывавшимися через хазарские земли другими кочевниками: болгарами, торками, печенегами. Часть из них сумели обосноваться в северном Причерноморье, например печенеги. Они до 11 века, а именно 1036 г., постоянно совершали нападения на славянские земли. Они жили в Крыму и северном Причерноморье; там где были Днепровские пороги, они устраивали засады и жили за счёт грабежей торговых караванов. Особенно активной деятельность печенегов была в 10-11 веках .

В 11-13 веках половецкие орды заняли Северное Причерноморье и со второй половины 12 века принудили часть славян уйти из среднего Поднепровья на северо-восток, где были суровые условия для жизни.

На Средней Волге племя болгар создало своё государство - Волжскую Булгарию, которая просуществовала до 1236 года. Столица-город Булгар (ныне Казань) был построен по восточному образцу. Булгары приняли ислам в 10 веке, у них была арабская письменность. Город Булгар находился на Волжском торговом пути и был своеобразной "перевалочной базой", поэтому он и процветал. Болгары совершали нападения на славянские земли, но немногочисленные. Отношения со славянами в основном были мирные.

Важную роль в жизни восточных славян играли отношения с Византийской Империей. Константинополь - Царьград поражал славян красотой и величием. Отсюда Русь вывозила вина, фрукты, золото, металлические изделия, шёлк, керамику и т.д. В Византию ввозили, в основном, рабов. Кроме торговых отношений были и военные столкновения. В 9 веке князья Оскольд и Дир побывали в Константинополе (860 г.), поход был удачным, Византия официально признала Русь как государство.

ВЫВОД: колонизация славян носила, в основном, мирный характер. Славяне проживали по соседству с многими племенами и оказывали взаимное влияние друг на друга. Славянские племена были многочисленными, более развитыми, поэтому они большее влияние оказывали на финно-угорские племена.

3. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими находками, обнаружившими семена злаков: рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха. Выращивали технические культуры: лён, коноплю. Огородные культуры: капуста, свёкла, репа. Неурожай репы приводил к голоду. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом. Отсюда название зерновых культур: "жито". Южные земли обгоняли в своём развитии северные. Большая часть заселённой славянами территории была покрыта лесами, поэтому сначала необходимо было вырубить деревья, оставшиеся пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок. Такая система земледелия называлась подсечно-огневая . Она была распространена на севере и в центральных районах. Основными орудиями труда здесь были топор, мотыга, соха , борона-суковатка, заступ, которым рыхлили землю, серпы. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотёрками и ручными жерновами. Работать сохой было тяжело, но в лесной зоне нужна мелкая пахота, поэтому соха была незаменима. Земля отдыхала 10-15 лет, потом к ней возвращались. Рубка, сжигание лесов - трудоемкая работа, поэтому подсечное земледелие всегда связано с коллективным трудом мужчин.

Ведущей системой земледелия в южных районах был перелог. Здесь были плодородные земли в большом количестве, и с истощением почвы "перекладывались" на новые участки. Здесь инструменты были другими: рало, деревянный плуг с железным наконечником. В качестве рабочего скота использовали валов, а на севере-лошадей. В лесостепной полосе существовала паровая система с двупольным севооборотом. В 8-9 веках в лесостепной полосе возникло пашенное земледелие , где использовался плуг с отвалом, способный переворачивать пласт земли.

Второе занятие - скотоводство, имеющее подсобное значение; было оседлым. Слово "скот" означало "деньги". Лошади были только тяжеловесами. В качестве денег использовали также мех куницы и шкурки ценных зверей, т.е. пушнину.

Третье занятие - промыслы (лесные и речные): охота, рыболовство, собирательство, бортничество .

Большую роль в экономике восточных славян в это время играла военная добыча. Племенные вожди совершали постоянные набеги друг на друга и на Византию. Именно под ударами славянских племен Византийская Империя ослабела.

Пятое занятие - торговля. Существовало 2 торговых пути: "Из варяг в греки" и Волжский торговый путь. Путь "из варяг в греки" шёл из Балтийского моря в реку Неву, затем в р.Волхов, после - в оз.Ильмень, по реке Ловать, волоком до Днепра, а по Днепру до Чёрного моря. Этот путь - своеобразная "столбовая дорога", связывающая Северную и Южную Европу. Он возник в конце 9 века. Наиболее развитые земли славян контролировали его. Главными городами-контрольными пунктами были Новгород, Смоленск, Киев. Другой путь - Волжский, связывающий Русь со странами Востока. Шёл из Новгорода в Торжок, Москву-реку, Волгу, через Ярославль, Булгар, Итиль.

Вывозили : меха (пушнина), мёд, воск, рабов. В Западную Римскую Империю вывозили хлеб (злаковые культуры: пшеницу, рожь измеряли с помощью четверика ; мера заимствована у римлян).

Ввозили : предметы роскоши, оружие, вина, серебряные монеты.

Торговля постепенно развивалась от меновой к денежной форме. Сначала эквивалентом служили скот и меха, а затем - слитки серебра(гривны). Киевские – 300 грамм, новгородские – 400. Мелочь из обрезков серебряной гривны носила название ногаты ирезаны. При отсутствии собственных месторождений серебра и золота славяне покупали иностранные монеты и переплавляли их. Внешняя торговля обслуживала потребности знати, а основная масса славян жила в условиях натурального хозяйства , поэтому внутренняя торговля была развита слабо.

Хазарский каганат в средние века был полновластным хозяином огромной территории Евразии, заключенной между Аральским морем на Востоке до Киева на Западе и от Кавказа на Юге до Урала на Севере. Но откуда хазары берут свое начало, где лежат их корни? В 454 году н.э. умер знаменитый завоеватель, наводивший ужас на всю Европу, имя ему Аттила, в восточных источниках - Идиль (запомните это имя). После кончины Бича Божьего его империя распалась на отдельные народы и племена, в числе которых были и хазары. В середине VII века в Западно-Тюркском каганате происходила эпоха раздора и ослабления в это время многие народы, входившие в него, начали отделяться. Объявили себя независимыми и хазары, создав свое государство - Хазарский каганат, столицей стал город Итиль (вспомните как в восточных источниках называли Аттилу).

После появления государственности у хазар они приступили к агрессивной завоевательной политике. Под "горячую руку" хазарских каганов попали многие соседние племена. В это время на территории Кавказа появились мусульманские миссионеры, а вслед за ними арабские полчища. Хазары, объединившись с тюрками дали массированный отпор арабам. Хазары вели войны с могущественной в то время Византийской империей. Была завоевана братская Булгария, разбиты греческие войска, захвачен Крым, подчинены южные и центральные части восточнославянских земель и такие племена как вятичи, радимичи и поляне. Была образована огромная держава. Завоеванные и подчиненные народы платили дань хазарам.

Многочисленные народы, населяющие земли Хазарского каганата имели разную культуру, и, что более всего настораживало хазарских правителей - религию. Религия во все времена играла центральную роль в объединении народов, в превращении их в "монолит" с едиными целями и идеалами. Хазары на тот момент являлись язычниками, их религия называлась Тенгрианство - общая вера для многих тюркских племен. Не было единого Бога, следовательно, не было и единства. Каган начал искать новую монотеистическую религию, которая бы привела к идеологическому сплочению. Выбор стоял между тремя верами: христианством, исламом и иудаизмом. Ислам каган не мог принять из-за того, что хазары вели непрекращающиеся войны с мусульманами. Византийские императоры своими действиями и ревностными поступками в отношении религии дискредитировали христианство, поэтому оно тоже не рассматривалось как серьезная альтернатива Тенгрианству. Выбор пал на иудаизм. Кто знает, как бы развивалась история, если бы каган выбрал христианство.
Печальное положение было у восточных славян - они находились в тисках меж двух мощных на тот момент объединений - варяжских завоевателей и хазар. Таким образом произошло разделение на сферы влияния. Северные и западные племена становились зависимыми от скандинавов, южные и восточные от хазар. Славянские племена, занимавшие Стольный град Киев - поляне выплачивали дань хазарам. Большого количества источников по этому вопросу не было обнаружено, но до нас дошли сведения о том, что славяне платили дань серебром и мехами. Эти товары представляли особенное богатство и их можно было продать на других рынках. Наибольшей популярностью во всем мире пользовались меха. Также существует легенда о выплате дани обоюдоострыми мечами. Повествует она о следующем: однажды поляне решили выплатить дань мечами. Но хазарские старейшины увидели в этом неладное. Они сказали, что наши сабли, заточенные с одной стороны отражают веру только в Ветхий Завет, их же мечи, заточенные с двух сторон показывают веру в два Завета - Ветхий и Новый. Старцы посчитали, также, что такой вид меча символизировал сбор дани с двух сторон, одна из них была направлена на хазар. Эти мысли были пророческими.

В годы правления на Руси Святослава славяне значительно усилились, а князь затеял военный поход против Хазарского каганата. В 965 году славяне в союзе с огузами совершили поход на хазар, в результате чего последние понесли тяжелое поражение, но не были разгромлены окончательно. Завершил же дело Святослава его сын, крестивший Русь, Владимир. В 985 году в союзе с теми же огузами Хазарский каганат был окончательно разгромлен, а сами хазары стали платить дань Владимиру.

На этом закончилась эпоха владычества Хазарского каганата. Хазары расселились по многим территориям Евразии. Большая часть была расселена в Крыму, где остается и по наши дни, следует сказать, что их культура осталась практически без изменений, только называются они сейчас караимами. Это один из народов, являющихся чистыми, то есть без смешивания с другими племенами и народами. По сей день они являются иудаистами, хотя и не признают Талмуд. Таким образом народ наводивший страх и ужас на многие государства средневековья не исчез по прошествии более 10 веков. В результате заключения браков только с представителями караимов их культура осталась той, которая была у них боле 1000 лет назад.