Эссе на педагогическую тему «Я и моя профессия. Эссе «Моя педагогическая профессия
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
Раздел первый ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава I
ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ
Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее „ появления не представляется возможным.
Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего поколения, поэтому целесообразно сделать небольшой исторический экскурс, чтобы выяснить, когда в человеческом обществе возникла потребность в воспитании и обучении детей. При этом следует подчеркнуть, что в течение большого исторического отрезка времен» воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими.
Материалы археологических раскопок, данные этнографии позволили ученым сделать предположение, что воспитание как объективный процесс начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. Орудийная деятельность влияла на биоморфологическое развитие человека, способствовала изменению его сознания, появлению членораздельной речи. Эволюция в хозяйственной деятельности сказалась на общих условиях жизни людей: улучшилось питание, стали возникать постоянные стойбища. Эти перемены повлекли за собой рост численности детей, удлинение периода детства.
В обществе стала формироваться объективная потребность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни.
Первоначально эта потребность удовлетворялась в совместной деятельности взрослых и детей. Раннее приобщение младшего поколения к хозяйственной деятельности взрослых облегчалось тем, что и сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.), и орудия, с помощью которых он осуществлялся, были достаточно примитивны. Заботу о подрастающем поколении сначала проявляли все взрослые члены общины. Затем она концентрируется в руках представителя старшего, умудренного опытом поколения.
Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и поведение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты. Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания, целью которого становилась не только передача опыта трудовой деятельности, но и развитие у детей таких качеств, форм поведения, которые соответствовали требованиям общества, особенностям хозяйствования.
Долгое время подготовка ребенка к жизни не отделялась от его практического участия в коллективной и трудовой жизни сообщества. Однако, по утверждению исследователей-этнографов, к периоду первобытного общества относятся возникновение и накопление эмпирических средств воспитания и обучения (игрушки, ритуалы, обряды, произведения устного народного творчества).
С упорядочением брачных отношений, появлением парного брака зарождаются домашне-семейные формы воспитания, где функцию воспитания выполняют родители, родственники. Усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человечества форма воспитания и обучения - инициация. Инициация - это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Это был (у многих народов сохранился и поныне) своеобразный экзамен на взрослость. Для успешной сдачи экзамена надлежало усвоить обширную программу, состоявшую из определенных знаний, практических умений, физической, ритуальной, социально-нравственной подготовки. Главным в подготовке мальчиков было формирование навыков и умений той деятельности, которая им предстояла во взрослой жизни (земледелие, охота, скотоводство, воинское дело и др.). Девочки овладевали секретами домоводства, учились тка-* честву, гончарному делу, плетению и т.д.
Значительную часть требуемых инициацией умений дети приобретали в семье, в общине. Но непосредственно перед
инициацией мальчиков и девочек собирали (раздельно) в специальные дома или лагеря молодежи, где шла поэтапная подготовка. Эти дома и лагеря можно считать прообразом школы. Тогда же в общине выделились лица, посвятившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Конечно, это еще не учителя в полном смысле слова, но они, несомненно, являлись историческими предшественниками педагогов-профессионалов.
Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В этой колыбели человеческой цивилизации в состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образованного раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома. Дома раб следил за ребенком, за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель.
Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя. Таким образом, слово «педагог» утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей.
Для любознательных
В древнерусском языке слово «учитель» употреблялось обычно в его высшем значении - наставник на жизненном пути, человек, проповедующий «учение», слово Божие. К учителю ученик обязан был всю жизнь испытывать чувства почитания, уважения, благодарности. Со времен Киевской Руси из рукописи в рукопись переписывалось «Слово о том, яко не забывать учителей своих» Кирилла Туровского: «Если ты научился и от простого человека, а не от иерея, то держи в своем сердце и уме память о нем до исхода души своей...» (Рукопись гр. А.С.Уварова. - СПб., 1858. - Т. 2. - С. 131).
Людей же, профессионально занимавшихся обучением детей грамоте на Руси, называли чаще всего не «учитель», а «мастер грамоты» или просто «мастер». Для таких мастеров преподавание, как правило, не было основным видом деятельности. Ими становились люди разных профессий, владевшие грамотой, - книжные писцы, иконописцы, дьяки и др. Профессиональные навыки дети, как правило, получали в семье или в ближайшем сословном окружении. Иногда ребенка отдавали в обучение мастеру-профессионалу. Таким образом, обучение осуществлялось в рамках народной трудовой «педагогики» и сословных традиций.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля значение слова «учитель» определяется как наставник, преподаватель.
Наставник наставляет, как надо жить, как вести себя, чтобы стать настоящим человеком, т. е. воспитывает. Преподаватель вооружает детей знаниями, помогает овладеть элементами разных культур, человеческими ценностями, т.е. обучает. Эти две составные части (воспитание и обучение) деятельности по передаче подрастающему поколению об- щественно-исторического опыта, по формированию ценностных ориентаций и подготовке его к жизни и труду осуществляет одно лицо - учитель. Таким образом, в современном понимании учитель - это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.
В «веере» тесно переплетающихся педагогических профессий достойное место занимает воспитатель. Воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека. Профессия воспитателя известна, как отмечалось выше, со времен античности. В средние века и в новое время в некоторых учебно-воспитательных учреждениях (гимназия, институт для благородных девиц, кадетский корпус и др.) воспитательные функции выполняли особые должностные лица - классные дамы, классный надзиратель, наставник и др. В состоятельные семьи приглашались (и приглашаются в настоящее время) домашние воспитатели - гувернеры, бонны и др.
В современной системе общественного воспитания утверждены специальные должности, реализующие воспитательные функции. Это воспитатель в детском доме, интернате, дошкольном учреждении. Однако следует учесть, что в педагогическом процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, в силу чего функции воспитания осуществляет каждый педагог, работающий в детском саду, школе, колледже, вузе.
Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массовых современных педагогических профессий. Она возникла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе, в том числе и в России, такие учреждения первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-приюты в России). Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей. Лица, которые осуществляли присмотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е. выполняли воспитательную работу, в разных странах именовались по-своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями. Примечательно, что среди первых педагогов дошкольных учреждений лиц мужского пола было больше, чем в дальнейшем.
1840 г. ознаменован в истории педагогики тем, что Ф.Фребель (1782-1852), выдающийся немецкий педагог, дал своему дошкольному заведению (год открытия - 1837-й) в г. Бланкенбурге название детский сад. Однако новым было не только название дошкольного учреждения, но и его на значение, а именно: обучить матерей с помощью практического руководства и показа приемов правильному воспитанию детей. Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира. Не составила исключение и Россия, где были организованы детские сады по системе Ф. Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Воспитательниц, работавших во фребелевских детских садах, стали называть садовницами или «фребеличками».
Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. В развитых странах (Франция, Великобритания, США) охват детей дошкольными учреждениями составляет 80-90%. Необходимость расширения сети дошкольных учреждений диктуется не только педагогическими, но и социально-экономическими причинами (возрастание притока женщин на рынке труда, необходимость оказания помощи в воспитании детей малоимущим семьям и др.). Тенденция дальнейшего развития общественного дошкольного воспитания сопряжена с постоянным ростом численности профессиональных воспитателей. Учитывая возрастающие требования к образовательным функциям дошкольного учреждения, более высокий уровень профессиональной подготовки современного воспитателя, его все чаще называют педагогом.
Слова «учитель», «педагог», «преподаватель», «воспитатель» очень близки по значению, поскольку ими называют людей, которые посвятили себя педагогической деятельности, выбрали служение педагогической профессии.
Педагог, где бы он ни трудился - в дошкольном учреждении, школе, колледже, университете, художественной студии, спортивной секции, на курсах повышения квалификации и т.п., является, представителем одной из самых социаль но значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.
В современной науке принято деление профессий на те, представители которых заняты в производственной сфере (в создании материальных ценностей), и те, представители которых не заняты в этой сфере. Учитель, воспитатель дошкольного учреждения, преподаватель университета и др. не участвуют непосредственно в общественном производстве. Но они, содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.
Однако, чтобы по-настоящему содействовать прогрессивному развитию общества, педагоги, как и образовательная система (дошкольные учреждения, школы, колледжи и др.), в которой они трудятся, должны быть устремлены, ориентированы на будущее. Дети, посещающие сегодня детский сад, ученики школы вступят в самостоятельную жизнь по прошествии более или менее значительного числа лет. Студент колледжа, который овладевает содержанием учебно-воспитательной работы, вступит в пору своей самостоятельной профессиональной деятельности, находясь уже не в современной школе, не в нынешнем дошкольном учреждении. Какой станет тогда жизнь, так стремительно меняющаяся в последнее время? Насколько сегодняшние воспитанники, ученики, студенты окажутся подготовленными к ней?
Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом. Например, во многих странах мира, не исключая и нашу, наблюдается всплеск насилия, терроризма, экстремизма. Эта проблема постоянно муссируется в средствах массовой информации, рассматривается на государственном уровне и т. д. Но не грубая сила и попрание прав человека, а ростки гуманизма, символом которого стала всемирно известная мать Тереза, - вот основа прогресса общества. И именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания должно строиться сегодняшнее воспитание.
В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).
Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Десятилетие назад известный социолог И. В. Бестужев-Лада назвал детские сады «камерами хранения», подчеркнув тем самым, что они годятся лишь для присмотра за детьми. Сегодня функция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях - одна из важных для общества, но не единственная, школа требует, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялась полноценная подготовка к школе. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы педагог изучал индивидуальные особенности детей и соответственно строил процесс воспитания, чтобы их дочери и сыновья получали широкое образование, выходящее за рамки традиционного (иностранные языки, спортивные занятия, приобщение к искусству и т.д.). Не менее остро стоит вопрос о подготовке «эффективного учителя», способного в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании. Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.
Таким образом, в современном мире растет объективная социальная значимость профессии педагога. Однако, справедливости ради, необходимо сказать, что одновременно отмечается и недооценка педагогического труда со стороны общества.
Педагогическая деятельность имеет черты, общие с любой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей.
Эссе на педагогическую тему “Моя профессия – учитель”
В каждом учителе должна сиять и никогда не угасатьмаленькая искорка ребенка.
В.А. Сухомлинский
В определенный момент жизни каждый человек стоит перед выбором профессии. В этот момент важно прислушаться к себе, к своему сердцу, почувствовать притяжение и ощутить веру к делу, которое в дальнейшем составит большую часть жизни… И только тогда успех такого важного выбора позволит личности реализоваться на пике своих возможностей.
Мое призвание, потребность души и мой сознательный выбор - быть учителем начальных классов. Именно БЫТЬ И ПРОЖИВАТЬ этот путь, отдаваясь всецело, а не быть «случайным попутчиком» в профессии с целью обеспечить свое существование.
Учитель - это сложная и ответственная профессия. О работе учителя можно много рассказывать. Здесь с одной стороны - педсоветы, методические объединения, родительские собрания, планы, отчетная документация, проверка тетрадей, ежедневные домашние подготовки к урокам, а с другой - творческие встречи, проекты, открытия малые и большие, и каждый день общение с ребятами. Это мир, полный шумных детских голосов, искренняя любовь, это блеск в глазах, это неутолимый интерес ко всему новому, нечто большее, чем просто работа…
Чем мне нравится моя профессия? Нравится тем, что я нужна своим ученикам каждый день, каждый час. Ещё мне нравится моя профессия тем, что я живу в удивительном мире, который не даёт мне останавливаться ни на миг, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждая секунда – это поиск нового, безумно занимательного. Где все время надо быть интересным для окружающих и оставаться таким всегда, где просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей и задумок. Поэтому в этом мире уживаются только самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие люди! Ведь это особый мир - это мир детства!
Чем я руководствуюсь
? Когда я начинала делать первые шаги в педагогике, ведущими принципами я выбрала для себя:
1) Не отмахнись. Даже разбитая коленка или утерянная ручка могут стать для ребенка причиной трагедии;
2) Улыбайся, что бы ни случилось. У нас много поводов для разочарований, важно научиться смотреть на всё философски и с юмором. Никакие проблемы не должны убить улыбку, которую учитель дарит ученикам;
3) Каждый ребенок - личность. Свободно мыслить и иметь своё, собственное мнение, правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать решение может только личность.
4) Учись учиться. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития общества. Человек мыслящий - наивысшая ценность сегодня. Современная школа и новые стандарты, по-моему, требуют от современного учителя не только идти в ногу со временем, а на шаг впереди.
Достаточно продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на "среднего" ученика. В этой ситуации личностные качества учащегося не всегда учитывались в должной мере и в недостаточной степени развивались. Для современного общества необходимы перемены в системе образования. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является важным элементом в этом процессе. Отсюда и главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Для своих учеников я должна быть не просто учителем, но и наставником. Не просто давать знания детям, но и воспитывать их. Но чтобы добиться результата, мне необходимо стать другом для ученика. Душа ребенка - это как мозаика, состоящая из многих частичек, которую учитель должен собрать в одно целое. Я получаю истинное наслаждение и здоровый азарт, когда на уроке дети отвечают наперебой, когда пытаются высказать свои мысли, когда загораются в их глазах искры радости от полученной похвалы. Не упрекаю ребенка за неправильный ответ, за чрезмерное желание высказаться, выслушиваю и даю совет, оценку. Чтобы на уроке было интересно, учу ребенка трудиться. Мы с моими учениками тесно сотрудничаем, дружим, совместно добываем знания.
Почему учитель именно начальных классов?... А разве можно отказаться от слов: “Вы моя первая учительница, и я Вас буду помнить всю жизнь”, “Вы такая добрая, как моя мама”, “Я так скучал”… Дети всегда вызывали во мне самые теплые и нежные чувства. Иногда мне говорят, что невозможно любить чужих детей. Но как тогда назвать те чувства, с которыми идешь в класс?!... Это и предвкушение нового дня с новыми открытиями; и желание удивить и увидеть горящие глаза; возможность обменяться частичкой тепла и заботы; в конце концов, получить заряд непосредственности, открытости, желания научиться чему-то еще… Не это ли любовь? А ведь помимо прочего именно этого в большей степени не хватает нашим детям, так как многие родители вынуждены проводить много времени на работе в поисках средств на содержание семьи, дабы дать детям все самое необходимое. А если к этому факту присовокупить стремление современной женщины ко всякого рода независимости, то становится очевидным, насколько ребенку не хватает внимания. И в этот момент я осознаю, что, то, как сложится школьная жизнь ребёнка, зависит во многом от учителя, а значит - от меня. И я много думаю о том, как помочь ребёнку в самом начале его пути, его развитии, в его умственном и духовном росте и становлении.
Так пусть любовь согреет моих учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить.
“Урок окончен”, – говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь...
Эссе на тему:
«Моя профессия – педагог»
Работу выполнила
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Детский центр»
Глебова Екатерина Геннадьевна
п. Новоорск
2015 г.
Моя профессия – педагог.
Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счёту, и письму,
И верности родной Отчизне.
В. Викторов
На свете существует много интересных и значимых профессий. Кто-то работает в промышленности, кто-то в торговле, для кого-то дело всей жизни лечить людей, много людей трудится в сфере образования. Моя профессия-педагог и это мое призвание.
Профессия учителя одна из важных, нужных и благородных профессий на свете. Профессию педагога можно назвать древнейшей, потому что учителя были нужны всегда и везде.
Еще в древности когда люди занимались охотой на диких зверей, над ними стоят мудрый человек племени, который обчал их этому занятию. Пока развивалась эволюция человеческой жизни, необходимость в профессии педагога становилась все ботльше и больше. В Древнем Риме и Древней Греции педагоги играли не малую роль. Именно оттуда произошло большое колличество философов и ученых. В давние времена учителей превозносили, ценили и уважали.
В наше время, к большому сожалению, к учителю не относятся с таким же уважением как даже десять лет назад. Во времена Советского Союза и даже, после развала, в девяностные года учитель считался эталоном, на него равнялись, его слушали и уважали. Нынешнее же поколение не испытывает того уважения к учителю, которое было раньше. Уже на этапе начального обучения, дети позволяют себе разговаривать на уроке, нарушать дисциплину, опаздывать на занятия и не выполнять домашнее задание, а некоторым даже хватает смелости поспорить с учителем. Конечно, печально, что наше общество деградирует и не поддерживает те нормы и правила, которые были заложены давно.
Быть учителем - нелегкий труд, это особое предназначение. Нужно уметь почувствовать каждого ребенка, найти к каждому, свой, индивидуальный подход, расположить к себе детей так, чтобы они слушали тебя с «раскрытым ртом». Быть учителем – это значит полностью отдаваться своей работе, приходя к детям на урок, забывать о своих проблемах и быть только с ними здесь и сейчас, отдавать всю себя им. Уметь успокоить, дать правильный и нужный совет, научить даже в самой сложной ситуации оставаться человеком. Уметь быть и учителем и другом одновременно. Учитель должен быть авторитетом в глазах детей, он должен расположить к себе детей так, чтобы они его уважали, но не боялись. Быть учителем это значит быть ответсвенным, терпеливым и выносливым, обладать воображением, иметь творческий потенциал. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
Учитель работает не только с детьми, но и с родителями. К родителям тоже нужен особый подход, ведь они доверяют нам самое дорогое, что у них есть – своих детей. Учитель должен уметь работать с родителями, ведь каждый родитель знает своего ребенка лучше всех на свете и для него он самый лучший. Не каждому родителю хочется идти на собрание и слушать перед остальными, как его ребенок баловался на уроке, поэтому учитель должен индивидуально работать по таким вопросам с родителями. А собрании, не выдлять конкретных деток, а о каждом суметь сказать что-то хорошее, чтобы родители ушли домой в хорошем настроении.
Люди, работающие в сфере образование – это уникальные люди. Им дано несколько раз проживать детство – самую прекрасную пору нашей жизни - снова удивляться, познавать и восхищаться вместе с детьми. Профессия педагога – это почва для самореализации, здесь можно раскрыть себя с разных сторон: быть и учителем, и актером, и певцом. Педагог, каждый свой день проживает по-разному, ищет что-то новое, интересное, чтобы увлечь каждого ребенка, чтобы на уроке не было времени для разговоров и посторонних дел, чтобы дети не скучали, а с интересом проникали в тему занятия, чтобы могли с интересом путешествовать и в увлекательный мир сложнейших наук и вычислений и с легкостью познавать мир поэзии и искусства.
С малых лет нас воспитывают родители, растят и заботятся о нас. Многих детей отдают в детские сады, где на помощь родителям приходят воспитатели. Они вкладывают свою душу в воспитание наших детей, обучают их, подготавливают к переходу на следующую ступень образования – школу. А в школе на смену воспитателям приходят учителя начальных классов, а затем и старших.
Почему же я выбрала профессию педагога? Это мечта с самого детства….
Я никогда не ходила в детский садик, к школе меня готовили родители. Они учили как вести себя, говорили, что нужно слушаться учительницу. Когда мы пришли на первое собрание в школу и расселись по местам с мамами, вошла она, моя первая учительница Чехонина Ирина Ивановна. Эта приветливая, добродушная, светлая женщина сразу расположила к себе всех. Она сказала, что мы все её детки, а она для нас как вторая мама. И, действительно, после тех самых слов в моей, тогда еще, детской головке, отложилось, что учительница – это вторая мама.
Мы всегда боялись ее огорчить, старались никогда не опаздывать, вовремя выполнять домашние задания. На уроках всегда была строжайшая тишина, потому что все увлеченно слушали, как она объясняет новую тему, а когда задавался вопрос, все поднимали руки чтобы ответить и порадовать Ирину Ивановну тем, что мы слушаем ее, что нам интересно.
Она учила нас читать, красиво писать, приучала к порядку. Каждый в классе был назначен ответственным за какое-либо дело. Если возникали конфликты, то всегда мирила нас. Мы могли обратиться к ней с любой проблемой и она давала нам ценные советы. Она нашла общий язык и с нами и с нашими родителями.
Я помню тот момент, когда мне захотелось стать учителем. Шел урок русского языка. Мы учились уже в 3 классе. Ирина Ивановна вызвала меня к доске, записать предложение. Когда задание было выполнено, она похвалила меня перед всем классом, за красивый и ровный подчерк и безошибочное написание. Мне было безумно приятно, что она выделила меня. С того самого времени, Ирина Ивановна всегда вызывала меня к доске записывать какие-либо правила и тексты. А в четвертом классе, когда мы готовились к итоговому экзамену, я записывала тексты билетов на доске, и Ирина Ивановна сказала, что я, наверное, буду в будущем учительницей.
Тогда это были всего лишь мечты и бесконечные игры в школу с соседскими детьми, и исписанные белым мелом, который мама постоянно покупала мне, ворота гаража.
Но вот, спустя время, мечта превратилась в реальность. Я поступила на факультет начального образования и через четыре года обучения получила диплом бакалавра педагогического образования.
Сейчас, я работаю в МБОУ ДОД «Детский центр» педагогом дополнительного образования с детьми разного возраста, начиная с детского садика и заканчивая средним звеном школы, и мне это нравится!
Конечно, возникают трудности, ведь опыт работы у меня мал. Но с каждым днем я влюбляюсь в свою профессию все больше и больше. Стараюсь, чтобы каждое занятие было интересным и познавательным. Я ликую когда у детей что-то получается, стараюсь не опускать руки если есть пробелы, с нетерпением жду их на каждом занятии и расстраиваюсь если кого-то нет.
Я работаю всего два месяца, а уже столько раз окунулась в детство, успела побывать и актрисой, и певицей. А сколько еще предстоит мне пройти?! Но я не боюсь трудностей, ведь я сама выбрала это путь, а главное что мне это нравиться, ведь дети это наше будущее, наша жизнь!
Мечтайте больше, и ваши мечты сбудутся, как сбылась моя! Моя профессия педагог – это моё призвание и я горжусь своей профессией!!!
Дети - это счастье, дети - это радость,
Дети - это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.
Дети, как ни странно, также испытанье,
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье,
Дети - это время, дети - это труд.
Дети - это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети - это опыт. Дети - это мы.
Но одного желания работать с детьми, любви недостаточно. Необходимы качественные знания в области возрастной педагогики и психологии, основы профессионального мастерства, развитие творческого потенциала педагога. Поэтому начальной ступенью в овладении педагогической профессией для меня стало обучение в Борисоглебском педагогическом училище и Борисоглебском государственном педагогическом институте.
Переступив впервые порог детского сада, я поняла, что это моя «стихия» и в другом месте я себя не представляю. Самое главное – это любовь к детям, к своей профессии.
А чтобы понять и овладеть детскими умами и сердцами, нужно просто быть искренним и честным. Всем известно, что обмануть ребенка невозможно. Дети – это живые детекторы лжи – они точно чувствуют, от кого исходит искренность, а от кого - притворство. Если ты испытываешь неподдельный интерес, внимателен, то и они ответит тебе тем же. Очень важно понять детскую душу, а тепло своей души подарить детям. Поэтому мое общение с детьми строится не на уровне «ребенок-ребенок» или «взрослый-взрослый», а с позиции равенства. Это когда воспитатель легко готов себя поставить на место ребенка, мыслить его понятиями, быть ему не только наставником, но и другом.
«Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, - плохой воспитатель». (М.Эбнер - Эшенбах)
Именно такими должны быть отношения воспитателя и его воспитанников. А каким должен быть сам педагог? Считаю, что современный педагог, а особенно педагог-дошкольник, должен быть добрым и любящим, терпеливым и толерантным, справедливым и понимающим. А еще трудолюбивым, дисциплинированным, ответственным, жизнерадостным, веселым, обладать чувством юмора. Он должен быть образованным, творческим, мобильным, то есть идти в ногу со временем. Воспитатель должен быть таким, который не представляет себе жизни без детского смеха, шуток, бесконечных «почему», «зачем» и «как». А главное, он должен быть сам воспитан, потому что только личность может воспитать другую личность.
Конечно, главное счастье в жизни каждой женщины – это дети. Помимо 30 пытливых, озорных, любознательных, любимых и дорогих моих дошколят, у меня растут два прекрасных сыночка, которых я люблю безгранично. Ведь именно от них я заряжаюсь жизненной энергией, детской непосредственностью, искренностью. Взамен даю им свою любовь, заботу, поддержку. Вместе мы проходим уроки добра, они учат меня, а я их. Вместе с материнством у меня появился бесконечный поток нежности к каждому ребенку. Если мое женское счастье – это мои сыночки, то главное счастье в моей работе - это мои детсадовские дети. Каждого из них я воспринимаю как «потенциального» ребенка, то есть возможного сына или дочку.
Главное правило в моей жизни – никогда не отчаиваться, смело преодолевать любые трудности и находить выход из любых ситуаций. Считаю себя оптимистом. А если у нас в душе царит мир, покой и любовь, то и окружающие будут «впитывать» только позитив и отвечать тем же. «Как внутри, так и снаружи»