Готы и гунны в восточной европе. Готы против гуннов: кто оказался сильнее. Роль гуннов в истории

История Крыма

К III веку нашей эры античные государства были уже так ослаблены войнами и неудачами в экономике, что больше не могли сдерживать напор сильных северных и восточных кочевников. Когда-то эти племена жили в дремучих лесах или засушливых степях, не знали ни городов, ни письменности, ни наемной армии. Но на рубеже тысячелетий их захватила волна переселений, они двинулись на юг и на запад, чтобы занять, разрушить, поглотить весь античный мир. Только на его руинах была создана современная цивилизация.

Готские воины

В начале второго века нашей эры со Скандинавского полуострова, с берегов Балтийского моря на материк медленно и неумолимо двинулись готы .

Готы — группа германских племен, до II века живших в низовьях Вислы и затем переселившихся в Причерноморье. Восточные готы в III веке пришли в Крым и осели на Южном берегу. Они постоянно грабили приграничные земли Римской империи, вовлекая в переселение германские племена. За ними шли все, кто был падок на скорую добычу, кого манили богатые города на берегах далеких теплых морей.

Античный мир зашатался под натиском готов. Неслабый в военном отношении Боспор не смог закрыть готским всадникам проход через Керченский полуостров и даже предоставил им свои корабли, чтобы варвары могли пиратствовать в Черном и Средиземном морях, нападать на приморские города, беспощадно разоряя их. В 267-268 годах 300-тысячная готская армия дошла через Малую Азию до Греции.

Но постепенно, с приходом на Крымский полуостров, готы растеряли свой воинственный пыл. Постепенно они занялись мирным трудом. В IV веке на территории современного Керченского полуострова появилось несколько готских поселений; не исключено, что эти северные племена заселили Боспорское царство. Не в силах сдерживать натиск варварских племен, в начале III века римляне вывели свои гарнизоны из далеких колоний и тихо, без боев покинули берега Черного моря. Уже с 342 года о Боспорском царстве ничего не известно.

На рубеже I-II веков из-за Дона стали надвигаться аланы — так называлось одно из кочевых сарматских племен. Аланы — ираноязычные кочевые племена. Предполагают, что аланы — предки современных осетин. Вместе с готами прошли они всю Западную Европу, даже теперь в Испании есть провинция Каталония (Гото-Алания), где люди и языком и образом жизни отличаются от всей остальной страны.

В Крым аланы пришли, вероятно, в Ⅲ веке — их могильники находят в предгорьях, а основанное в 212 году поселение на восточном побережье аланы назвали «чистый, святой», что на их языке звучало как «Сугдея». Город этот живет и теперь — мы называем его «Судак». Есть источники Ⅵ века, утверждающие, что аланы заселили опустевшую в раннем средневековье Феодосию.


Гунны

К концу Ⅳ века покинули волжские степи и ворвались в Причерноморье — потомки древних среднеазиатских племен «хунну», самые дикие и страшные из завоевателей. Гунны — союз кочевых племен, сложившийся в первых веках новой эры. На гуннах была всегда одна и та же одежда и не подогнанная, кое-как сшитая обувь. Всадники сидели на подушках вместо седел, питались полусырым мясом, которое разогревали, закладывая между собственной ляжкой и горячей от бега спиной коня...

Движение гуннов открыло новую эпоху в истории Европы — эпоху Великого переселения народов. Так называют самое крупное миграционное движение германских, иранских, тюркских и даже славянских племен, которое в Ⅳ-Ⅶ веках полностью изменило этническую картину континента, — на место одних народов пришли другие.

Воины шли вместе с семьями и не собирались возвращаться. Ведь это был поход на войну, это было переселение, при котором люди разрушали и уничтожали на своем пути все. Не мастерством, не особым военным искусством, а упорством, дикарским бесстрашием и, главное, своей ужасающей численностью сокрушали гунны какую угодно оборону и побеждали! Вихрем налетали они на стройные, подготовленные для привычного боя отряды противника, стреляли из луков, метали копья, набрасывали арканы... и вдруг рассыпались по степи, волоча за собою пленных и оставляя грозных воинов в растерянности: с кем воевать? Потом снова нападали, разом со всех сторон — и опять разбегались поодиночке...

Даже внешний вид гуннов наводил ужас. Не удивительно, что наслышанные о кровожадности этих «двуногих зверей» правители предпочитали откупиться от них, не вступая в бой. Так, скорее всего, и поступили Боспорские владыки, потому что гуннские племена стали мирно переселяться в крымские степи, потеснив готов, аланов и сарматов глубже, в труднодоступные горные районы.

Разрушением непобедимой Римской империи оставили гунны свой главный след в истории. Все были в страхе; казалось, в мире нет силы, чтобы остановить натиск этого звериного племени. Однако в 451 году, после тяжелейшего поражения в Галлии (современной Франции) и смерти предводителя гуннов Аттилы, созданная им держава распалась. Гунны возвратились в Северное Причерноморье, а часть их осталась в Таврике и, как водится, ассимилировалась с местными, взбодрив их потомство своей дикарской кровью.

Великое переселение народов продолжалось до V века; оно привело к разделению Римской империи в 395 году, к завоеванию варварами ее западной части и самого Рима. Восточную часть империи стали называть Византией, по имени города Византия, на месте которого в 30-х годах Ⅳ века император Константин построил свою новую столицу — Константинополь.

Побывали на крымской земле также готы и гунны. На границах огромной Римской империи приходилось сдерживать натиск варварских племен. В конце 2-го века германское племя готов начало движение с берегов Балтийского моря на юго-восток. Это событие положило начало эпохе Великого переселения народов.

Готы и одно из сарматских племен – аланы вторглись в Крым. Археологически засвидетельствована практически одновременная гибель почти всех поселений Крымской Скифии. Готы и аланы разорили окрестности Херсонеса, но сам город защитникам удалось отстоять. Разноплеменный готский союз более чем на столетие стал хозяином Северного Причерноморья. Тысячи пленников и несметные сокровища стали добычей варваров.

Часть аланов и готов осели в Юго-Западном Крыму. Они занимались земледелием и скотоводством. Ученые отмечают различия в их похоронных обрядах. Аланы хоронили своих покойников в скорченном положении в ямах особой формы.

Готы же сжигали мертвых соплеменников, а пепел предавали земле в керамических сосудах. Характерными для готских погребений являются различные изделия, украшенные орлиной головой с сильно изогнутым клювом. Постепенно среди готов начинает распространяться христианство.

Расцвет могущества причерноморских готов приходится на середину 4 века. К этому времени они создали огромную державу, подчинившую все окрестные племена. Но вскоре пришел конец владычеству готских королей в Северном Причерноморье.

В конце 4 века начинается вторжение кочевников – гуннов, пришедших из степей Центральной Азии. Они были прирожденными наездниками. Начиная сражение, гунны осыпали врагов тучами стрел, а затем с отчаянной храбростью схватывались в ближнем бою. Готы не смогли устоять против сильного врага. Часть покорилась гунам, а другие подались в бега. В Крыму готы и аланы нашли убежище в горах полуострова. Место их нового расселения позже стало называться Готией.

Пройдя через Крым, гунны двинулись на запад, разоряя римские провинции. Смертельная опасность заставила объединиться различные европейские народы. Около 100 лет борьба шла с переменным успехом. Но во второй половине 5 века, потерпев сокрушительное поражение от германцев, гуны отхлынули назад, в степи Причерноморья и в Крым. Завоеватели проникли даже в горную часть полуострова, потеснив аланов, готов, и . Херсонесу удалось выстоять, но жизнь во враждебном окружении была полна лишений и опасностей.

Под ударами готов и гуннов распалась великая Римская империя. Восточная её часть, отделившаяся в 395 году, просуществовала как самостоятельное государство более тысячи лет. Современные историки называют это государство Византийской империей, или просто Византией. Важное значение Византия предавала , который в то время начали называть Херсоном.

Выгодное расположение города позволяло контролировать варварские народы Северного Причерноморья и предупреждать их вторжение в империю. В 488 году Херсон был разрушен сильным землетрясением. Император Зенон выделил большую сумму на его восстановление. Для защиты Херсона и земледельческого населения Юго-Западного Крыма Византия построила крепости, называемые теперь «пещерными городами». Основные пещерные города – Мангуп, Эски-Кермен, Чуфут-Кале и Бакла, Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, Сюреньская крепость и Каламита.

На рубеже II и III вв. н.э. начался неотвратимый упадок влияния сарматских племен, что связывают главным образом с поселением готов в причерноморских степях. Сложную проблему готов пытались решить многими гипотезами с разной степенью правдоподобности. Чаще всего принято считать, что готы прибыли из Скандинавии, поселяясь в начале новой эры на противоположных берегах Балтийского моря, на территории Померании. Потом они предприняли переселение к юго-востоку и несколько десятков лет спустя, еще до истечения половины III в., дошли до Черного моря. Оттуда они предпринимали грабительские походы за Дунай, не оставляли в покое и население причерноморских греческих колоний, а также захватили большую часть Крыма, где кстати вышло им продержаться дольше всего - аж до конца XVI в. в Крыму сохранялись небольшие остатки населения пользующиеся готским языком.

В IV в. начались упорные и кровавые войны готов с антами. Готы к тому времени делились на восточных готов, или остроготов, которые жили именно в Крыму и к северу от Черного моря, и на западных готов, или визиготов, которые из своих первоначальных поселений вдоль Днепра переселились в Апеннины и Пиренеи. С антами воевали остроготы; где-то в половине IV в. их племенной союз, в который входили не только готы, но и алане и фракийцы, представлял собой немалую силу. Правитель остроготов, король Эрманарик, подчинил себе антов в среднем Приднепровье и склавян. Земли последних представляются по разному и с большой неопределенностью, но в общем их считают комплексом племен расположенных дальше всего к юго-западу от Днепра, даже до берегов Савы. Существует и диаметрально противоположная теория, согласно которой склавяне, под готским натиском, переселились к северу и осели возле озера Ильмень. Согласно этой теории от них произошли поздние ильменские славяне, а само название склавяне стало собирательным для всех славян (отсюда латинское Sclavini и греческое???????o?).

Эрманарик многого достиг мечем, но и погиб от меча, при чем своего собственного - покончил самоубийством после разгрома его государства гуннами (375 г.) Нашествие этого комплекса народов на Европу заполнило целое столетие. Отрицательное и часто катастрофическое в своих последствиях, оно ввело неописуемое смятение, перемешение и уничтожение различных племен, и беспрерывные внутренние войны, в т.ч. именно остроготов с антами. Уступая к западу перед нашествием гуннов остроготы жестоко разбили антов живущих вдоль Южного Буга. Плененный антский царь Боз (или Бокс) был распят на кресте вместе с сыновьями и 70 представителями антской знати. Это произошло после 385 г. Позже гунны окончательно покорили остроготов и лишь когда в начале второй половины V века государство гуннов исчезло с исторической сцены, началась впечатляющая, можно сказать - стремительная, карьера остроготов, которые в 493 г. основали свое государство в Италии; но 60 лет спустя от него не осталось ни следа.


Исчезновение гуннов из Европы позволило также и антам восстановить свои силы; их внешним проявлением стали походы вглубь Балканского полуострова. Кроме военных походов развивалось и переселенческое движение; разными путями и в разное время, гл.обр. между V и VII вв. туда попали предки нынешних болгар, македонцев, сербов, хорватов и словенцев. С половины VI в. новая опасность нависла над Восточной Европой. Опасность эту несли тюркские авары из Средней Азии. После опустошительного перехода причерноморскими степями авары осели на Паннонской Низменности; там возник центр их племенного союза, впрочем так же далекого от полной интеграции, как и все предыдущие. Несмотря на это аварский ханат (или каганат) продержался более 250 лет и лишь Шарлемань в начале IX в. стер его с лица земли. Уже в начальной стадии своего развития анты получили сокрушительные удары со стороны аваров. К VII столетию их название исчезло из источников уступая названию с новой этимологией: Рось или Русь. Дальнейшее развитие восточнославянских племен входящих в пределы этого названия приблизилось уже к государственным формам. Несколько десятков лет после падения аварского каганата на землях антов возникло древнерусское государство.

Характерно еще и то, что процесс формирования предгосударственных структур в Восточной Европе развивался и тогда, когда авары оставались в силе. Однако их занимали постоянные грабительские походы, главным образом на византийские провинции. Со временем они становились всё труднее. Против аваров выступали франки, восставали покоренные племена. К концу VII века возникло за Дунаем на Балканах болгарское государство. Благодаря этому перед восточными племенами открылась возможность свободного развития, а и некоторые неславянские племена сумели использовать ситуацию. Это выразилось в формировании еще двух государственных организмов VII в. - хазар и поволжских (камских) болгар.

В середине III в. в Крым переселяются готы. «Готами» назывался союз германских племен. Среди них были племена острготов (остготов), везеготов (вестготов), герулов, боранов, карпов и других. Прародина готов находилась на территории современного Скандинавского полуострова. Какие причины побудили готов начать продвижение на юг, в точности неизвестно. Высказывают предположения об изменении климата Скандинавии, о возрастании численности населения полуострова, скудные почвы которого не могли прокормить ставших многочисленными готов. В любом случае в I в. н. э. готы переселяются на южный берег Балтийского моря, а к середине III в. они заняли огромные территории от Нижнего Дуная на западе до Днепра на востоке.

Граница между владениями готов и Римской империей проходила по Дунаю. В 250 г. огромная армия готов переправилась через реку и обрушилась на провинции империи. Так началась серия кровопролитных войн между германцами и римлянами. Союзниками готов в этих войнах выступали различные племена и союзы племен, например, сарматы. Для спасения важных балканских провинций римляне были вынуждены задействовать все резервы. На помощь дунайским армиям были переброшены, в частности, легионеры, составлявшие гарнизоны Херсонеса и Харакса. Таким образом, позиции империи на Крымском полуострове были серьезно ослаблены, чем не преминули воспользоваться готы. Варвары, участвовавшие в событиях на Дунае, вскоре появились в Крыму. С собой они принесли захваченные в сражениях с римлянами трофеи. Один из варваров закопал у современного с. Долинное Бахчисарайского района 119 римских серебряных монет, серебряную фибулу и стеклянный сосуд. По каким-то причинам он так и не вернулся за своим имуществом, и только в 1971 г. при прокладке нового русла р. Качи, клад был извлечен на поверхность земли. Самые последние монеты из клада датированы 251 г., т. е. в Крыму готы появились в этом году или несколько позже.

Поздним скифам не удалось оказать готам достойного сопротивления. Их поселения были разрушены, а жители перебиты или захвачены в плен. Затем готы напали на Боспор. Некоторые боспорские города понесли от варваров серьезный ущерб. Не помог даже ловкий ход царя Рескупорида IV (242/243 - 276/277 гг.), взявшего в соправители Фарсанза, вероятно, вождя одного из живших поблизости иранских племен, заключившего с боспорцами антиготский союз.

Готы пришли на Боспор отнюдь не в поисках земель для поселения. Варвары хорошо понимали стратегическое значение этих мест: отсюда можно было совершать походы против богатых городов и провинций, находившихся на побережье Черного моря. Для таких походов весьма пригодился бы боспорский флот, потому что своего у готов не было. Германцы силой принудили Рескупорида предоставить им корабли вместе с командами. Вероятно, у боспорского царя просто не было другого выхода - победить готов самостоятельно он не смог, а на помощь Рима рассчитывать было нельзя. Так Боспор стал базой, откуда на протяжении третьей четверти III в. германцы совершили ряд набегов на римские провинции.

Целью первого похода (255/256 г.) стал богатый город Питиунт в Восточном Причерноморье. Осада крепости не принесла ожидаемых результатов, и готы, разграбив неукрепленные окрестные поселения, вернулись на Боспор. Через год они совершили новый поход, захватили Питиунт и другие близлежащие города. В 264 г. готы на кораблях достигли южного берега Черного моря, отсюда совершили молниеносный переход в глубь Малоазийского полуострова, опустошили римские провинции Каппадоккию и Вифинию и вернулись на Боспор с богатой добычей. В 268 г. жившие в Крыму готы поучаствовали в организованном коалицией различных германских племен, обитавших в Северном Причерноморье, походе против римских провинций на западном берегу Понта. В результате этой экспедиции были опустошены огромные территории и разграблены десятки городов. В 276 г. готы отправились в новый поход, на этот раз снова против малоазийских провинций. Однако теперь им противостояли отборные отряды римской армии. В сражении с ними варвары были разбиты. Довершил разгром возвращавшихся на Боспор готов царь Тейран (275/76 - 278/79 гг.). Ему удалось восстановить Боспорское царство в прежних пределах и наладить дружественные отношения с Римской империей. В это же время римские императоры нанесли несколько поражений дунайским варварам и таким образом ликвидировали готскую угрозу. Теперь римляне получили возможность возобновить свое военное присутствие на Крымском полуострове. В конце III в. в Херсонесе вновь появляется римский гарнизон. Потерпевшие поражение в борьбе с империей готы расселились в Северном Причерноморье и Крыму.

К началу войн с Римом готы были язычниками. Они поклонялись различным божествам, олицетворявшим силы природы. Верховным богом был повелитель грома и молнии Тор. В III в. среди населения Римской империи быстро распространялось христианство. Во время походов в Малую Азию германцы захватили множество пленных, в числе которых были и христиане. От этих пленных новую религию восприняли и крымские готы. Через некоторое время понадобилось упорядочить деятельность церкви в их владениях. С этой целью в 400 г. патриарх Константинопольский, знаменитый Иоанн Златоуст, принял решение создать отдельный церковный округ - епархию. Первым епископом готов стал Унила.

Постепенно христианское вероучение распространилось и среди жителей Боспора и Херсонеса. Вероятно, не последнюю роль в этом процессе сыграли контакты с христианами-готами. Первая христианская община возникла на Боспоре в первой четверти IV в. Когда в 325 г. в мало-азийском городе Никее для решения спорных богословских вопросов был созван первый Вселенский собор, в нем принял участие и представитель боспорских христиан епископ Кадм. В V в. христианство было уже официальной религией Боспорского царства: изображения креста помещали на надписях царей и высших государственных чиновников.

В Херсонесе первые христиане столкнулись со значительными трудностями. В течение IV в. большая часть населения города оставалась язычниками. В христианство переходили в основном представители городской верхушки, рассчитывавшие получить за это различные привилегии от покровительствовавших христианам византийских властей. В 381 г. епископ Херсонский, Эферий, участвовал во втором Вселенском соборе в Константинополе. Попытка крестить жителей города насильственным образом была предпринята при императоре Феодосии I (379-395гг.). Этот император стремился обратить в христианство все подвластное ему население. Поэтому когда преемник Эферия, Капитон, начал искоренять в Херсонесе язычество, большую помощь оказали ему присланные императором в город войска. По легенде, для того, чтобы доказать правоту христианского вероучения, Капитон вошел в горящую печь и вышел оттуда невредимым. Пораженные язычники тут же приняли решение креститься, правда, не вполне понятно, что в большей степени побудило их к этому решению, ведь пока Капитон совершал свое чудо, византийские солдаты взяли в заложники детей херсонеситов. Легенды о жизни и деятельности первых христиан Херсонеса гораздо позже, в VII или VIII в., были переработаны и легли в основу так называемых «Житий епископов Херсонских». Память о «подвиге епископа Капитона» сохранилась среди жителей города. При раскопках Херсонеса обнаружены остатки храма VI в., построенного над печью для обжига извести, в которую, как считали херсонеситы, входил Капитон. Окончательно христианство утвердилось в городе в конце V-VI вв., в первую очередь благодаря усилиям византийской администрации.

Во второй половине IV в. правитель остроготов Герма-нарих объединил различные племена и основал обширное государство, получившее название «державы Германариха». В ее состав входили многочисленные племена варваров, обитавших в Северном Причерноморье, в том числе и жившие в Крыму германцы. Просуществовало новое объединение очень недолго, уже в середине 70-х гг. IV в. готы потерпели поражение в борьбе с пришедшими с востока гуннами.

2.2. Великое переселение народов (аланский период: 200-800 гг. н. э.)

В первые века новой эры, когда западной границей Сарматии была река Висла, а восточная доходила до Инда и Ганга (по Аммиану Марцеллину), в низовьях Волги и Дона началось зарождение новой государственности.

О том, что здесь сложилось новое политическое объединение, свидетельствует смена этнонима: с I в. н. э. жители Донской области стали носить имя «аланы» вместо старого «сарматы». Впоследствии аланами называли всех сарматов, что ясно показывает ключевую роль в политической жизни Великой Скифии, которую всегда играл Волго-Донской регион.

Относительно аланов нет сомнения, что это были сарматы, создавшие новые государственные образования. В начале н. э. в районе Волги-Дона продолжала существовать та же Прохоровская культура, что и в прежнее сарматское время — археологическая преемственность сохранялась. Источники твердо считают аланов и сарматов, как, впрочем, аланов и скифов, одним и тем же народом.

Так, описывая войны аланов против Римской империи в 68-69 гг. н. э., современник событий Иосиф Флавий писал: «ПЛЕМЯ АЛАНОВ ЕСТЬ ЧАСТЬ СКИФОВ, ЖИВУЩИХ ВОКРУГ ТАНАИСА И МЕОТИДСКОГО ОЗЕРА» 88 . По свидетельству Флавия, одна из алано-сарматских армий в 68 г. н. э. вторглась в римские владения в Мезии (территория современной Болгарии), а другая одновременно ворвалась через Дербент в Закавказье и Иран, причем аланы полностью захватили этот регион. Активные и успешные военные действия аланов-сарматов в Закавказье, свидетельствующие о могуществе их государства, известны по источникам также в 30-е и 130-е гг. н. э.

В этом регионе аланы проводили самостоятельную политику и вступали в спор с такими «сверхдержавами», как Парфия и Рим. С другой стороны, западная группа аланов-сарматов в то же время сдерживала натиск Рима в дунайско-днестровском регионе.

По свидетельству Тацита, в те же 68-69 гг. сарматы-языги, правившие племенами на границе Мезии, предлагали свою конницу одной из соперничающих в Римской империи партий; однако римляне отказались от помощи, опасаясь усиления сарматского влияния 89 . Из этого свидетельства (как и из многих других) следует, что сарматы доминировали в дунайском регионе к северу от римских владений и были достаточно сильны, чтобы сдерживать натиск Рима и вмешиваться в его внутренние дела.

Хорошо известно, что сарматы оказывали содействие восстанию придунайских даков против Римской империи (начало II в. н. э.); по сути, это была война консолидированного Средиземноморья против Великой Скифии-Сарматии, а не только против ее небольшого задунайского региона. Перевес сил сложился в пользу Рима: император Траян завоевал Дакию и воздвиг в честь победы знаменитую колонну, на которой среди врагов Рима были изображены всадники в чешуйчатых доспехах — сарматы.

Однако римлянам удалось продержаться за Дунаем не более полтораста лет. Первые века н. э. были для Сарматии временем стабильного процветания: страна успешно защищала границы, процветала и достигла высокого культурного уровня, особенно заметного в городах Приазовья-Причерноморья. Все изменилось на рубеже II и III столетий, с которого и следует начать отсчет новой — «аланской» эпохи.

Агрессия против Великой Алании: готы и гунны

В 180-е гг. н. э., двигаясь с южнобалтийского Поморья, на территорию Украины вторглисьготы. Они разбили западные группы сарматов и заняли земли на востоке вплоть до реки Дон. Собственно аланское государство отбило удар и сохранило независимость в регионе Нижнего Поволжья, Дона, Кубани и Северного Кавказа.

Вокруг загадочных готов в историографии было немало спекуляций. Поскольку первый историк VI столетия н. э. Иордан утверждал, что готы прибыли на трех кораблях с острова Скандзы , нашли, что они весьма похожи на скандинавов. Еще недавно утверждали, чтоскандинавский народ готов чуть ли не полностью заселял территорию современной Украины.

Но от этого «скандинавского народа в степях Украины» не осталось следов, даже лингвистических. За отсутствием фактов пытались выдать за «германоязычные» названия двух подразделений причерноморских готов, гревтунгов и тервингов…

Но на этот счет сохранилось свидетельство авторитетного источника: византийский император Константин Багрянородный сообщил, что Тервуния на славянском языке означает «сильное место», ибо эта страна обладает множеством укреплений ! 90 (Точнее, «тервинги» — это слав, «дервинки» или «древники». Этимология ясная, тем более что «тервинги» характеризуются как «лесные готы». Наших исследователей всегда смущали суффиксы-окончания типа «-нги», звучащие «по-западному». Фактически русское «-нки, — ники» естественно переходит в «западное» «-нги». Пример тому не только «дервинки»=«тервинги», но и «викинки» (жители виков, висей, весей) = «викинги».

Безусловно, звонкая согласная «г» придает славянским этнонимам и топонимам «заграничную» звучность, столь любимую у нас, но истоки архаичны, народны и просты.

И второе, главное, автор отстаивает теорию абсолютной идентичности скифов — русских. Это правильно. Но не надо забывать, что те же «скандинавы» и «западные русы», от которых автор почему-то открещивается, не признавая их участия в этногенезе русских, есть всё те же русскоязычные скифы-индоевропейцы, которые ушли из Северного Причерноморья на Север и Запад, заселили Северную и Центральную Европу, а затем, не меняя своих этнокультурно-языковых и антропологических признаков, то есть, оставаясь русами-скифами, вернулись в Восточную Европу и замкнули кольцо: северные русы сомкнулись с южными, юго-восточными.

И тот факт, что русы-скифы пришли из Скандинавии, не должен нас смущать — никаких «дойчеязычных», «инглишговорящих» племен и народностей в Скандинавии не было до XIII-XIV вв. н. э., Скандинавия — это исконная земля русов, и сами русы-скандинавы своей родиной всегда считали Великую Скифию. Ещё, и ещё раз! Мы должны преодолеть навязанный нам комплекс германофилии и германомании! Не было в тацитовой «Германии» никаких «германцев» современного «немецкого» типа. Центральную и Северную Европу заселяли русы и вычленявшиеся из их суперэтноса при смешении с реликтовыми автохтонами славяне.

Это чрезвычайно важно понимать, славяне относительно русов-ариев вторичны. Именно поэтому среди языкового массива славян мы видим и ославяненных угро-финнов, и балкано-кавказцев, и кельтов. Готы же, вне всякого сомнения, были одним из могучих родов русов-скифов — крупнейшим выселком на запад и на север из этнокультурно-языкового ядра русов-индоевропейцев.

Юная «немецкая народность», образовавшаяся к XVIII-XIX вв. и обретшая свой язык только к сер. XIX в., в своих империалистических устремлениях сочинила германоцентристскую «историю» и, ничтоже сумняшеся, включила в число своих предков все роды и племена русов и славян, которые вершили судьбы Евразии. «История» эта — плод компиляции и узурпации чужой, Подлинной Истории. Суть махинации романо-германских псевдоисториков давным-давно прояснилась. И нам не стоит тратить время на дискуссии с апологетами дойчецентризма и политтехнологами. Наша задача выявить свои корни, создать ясную картину этногенеза русского народа и отсечь всё лишнее, ненужное и не наше. Чужого нам не надо. Но и своего мы отдавать не должны.

А русы-скандинавы, русы-вандалы, русы-готы — это наше, кровное, родовое, исконное, русское, в не меньшей степени, чем русы-скифы… из которых и исходят вышеперечисленные. Русы — государствообразующий народ. Это они, а, точнее, мы создали все значительные государства Евразии и дали ей княжеские и царские династии — от Рюриковичей до Меровингов (Меровинков) — Примеч. Ю. Д. Петухова. )

Археологические исследования показали, что ни о каких «шведах на Украине» не может быть и речи. В период, когда в причерноморских степях существовало государство готов, здесь действительно сложилась новая культура — Черняховская (III-IV вв. н. э.).

Однако носители этой культуры сохраняли прежний, сарматский, антропологический тип (почти не отличающийся от типа современных жителей Южной России) и обряд погребения; ничего собственно «скандинавского» обнаружить не удалось. Вывод однозначен: основную массу населения, оставившего эту культуру, составляли, как и прежде, сарматы 91 .

Это и неудивительно, если вспомнить, что Иордан рассказывал о «миграции готов» всего на трех кораблях. Маловато для заселения Украины… Но, как оказалось, вполне достаточно для основания новой династии. Очевидно, правящая элита готского государства в самом деле имела скандинавское происхождение, как это следует и из самого названия «готы» (= шведы), и из исторической традиции, выводящей их с «острова Скандзы». (Шведов не было. Шведы как народность появились к XVII в.

Скандинавы были русами, древнескандинавский язык — флективный, славянский. Свевы-свеи были русами. Кстати, даже норманисты признают, что этноним «свей» от славянского «свои». И потому если кто и мог «выйти из Скандзы», то только русы, славяне — потомки тех русов-скифов, что заселили до того Скандинавию, — с учетом, разумеется, бореального этновкрапления русов более древнего происхождения — первых, доклассических выселков из Северного Причерноморья. — Примеч. Ю. Д. Петухова. )

Начало экспансии реальных готов-скандинавов относится к I в. н. э. Именно в это время на южном побережье Балтики, заселенном венедами, возникла новая, Вельбарско-Цецельская культура с элементами, указывающими на скандинавское влияние 92 . Это вполне сопоставимо с рассказом Иордана о том, как готы высадили десант на южнобалтийском Поморье, победили местных венедов и ругов и основали свое государство. (Не надо забывать, что русские Киевской Руси с боем брали Киев, и Иван Грозный с боем брал Новгород… в эпохи раздробленности русы били русов, это были усобные войны.

И когда анты воевали с готами — это была междоусобица, война между разными родами русов. Познавая свою историю, мы не должны её идеализировать. Порою русы дрались с русами, русские с русскими так, что земля дрожала и окрестные дикие предэтносы и этносы слагали сказания о «битвах богов с титанами» и т. д. — Примеч. Ю. Д. Петухова. )

Во II в. н. э. отчетливо прослеживается распространение Вельбарско-Цецельской культуры на юго-восток, которое можно связать с экспансией готов. Конечно, к III в. н. э., когда волна нашествия докатилась до Днепра, собственно «готического» в ней уже оставалось мало. В сущности, элита готского государства в Причерноморье была не столько «готской», сколько «венедской».

Фактически в III-IV вв. н. э. Западная Сарматия попала под власть венедов , то есть вошла в сферу политического влияния славянской (вендской) Германии. Насколько далеко простерлось гото-венедское влияние на восток? Иордан сообщает, что в правление короля Германариха (середина IV в. н. э.) государство готов чрезвычайно усилилось, и под его властью оказались народы «меренс», «морденс», «тиуданс», «роги», «кольды», «васинабронки»… — меря, мордва, чудь, угры, весь. Они занимали огромные земли от Восточной Прибалтики до бассейна Верхней Волги и Камы до Урала 93 .

Если учесть, что готы подчинили всю территорию современной Украины, так что пограничным городом на востоке стал Танаис в низовьях Дона, то их держава в IV столетии заняла большую часть Восточно-Европейской равнины, кроме ее степного юго-востока от Дона до Кавказа и Волги-Урала, оставшегося за русами-аланами. Столь огромные размеры «империи Германариха» принято ставить под сомнение: дескать, не могло быть у «северных варваров» таких больших государств.

Но если бы «варвары» не имели больших и сильных государств, каким бы, интересно, образом им удалось одержать победу над огромной Римской империей? Что-то не видно, чтобы маленькие и слабые государства побеждали большие и сильные, скорее наоборот, и нет оснований сомневаться, что в древности было по-другому… Создание на Восточно-Европейской равнине огромного государства готов имело негативные последствия для Великой Скифии. Аланы не смогли удержать свою империю, и вакуум власти был немедленно заполнен.

События на западе следует сопоставить с катастрофическим ухудшением положения на востоке. Уже в первые века н. э. южносибирский центр Великой Скифии был разгромлен и подчинен «неизвестными» народами. Великая империя Евразии распадалась на части. Только волго-донские аланы, находившиеся в самом ее центре, еще удерживали независимость, пока в 370 г. не произошел окончательный обвал. Конец государства аланов наступил одновременно с концом государства готов. Им на смену пришла империя гуннов, почти восемьдесят лет (с 370 по 450-е гг.) доминировавшая в Восточной Европе от Волги до Дуная, вторгавшаяся во Францию и угрожавшая Риму.

Относительно гуннов существует столько же мифов, как и относительно готов. Наиболее распространенная легенда связывает их происхождение с центральноазиатским монголоидным племенем хунну , разбитым во II в. н. э. другим монголоидным племенем,сяньби ; якобы разгромленные хунну ускакали на север, в Сибирь, там почему-то невероятно усилились и завоевали почти всю Европу 94 .

Поход гуннов на Рим чуть ли не от китайской границы выглядит еще более сказочным. Тем не менее эти сказки повторяются и тиражируются. Кому-то очень хочется представить себе территорию России проходным двором, через который проходили все кому не лень. Да так, кажется, и пишут: якобы низовья Волги-Дона представляли собой в прошлом «коридор», через который на Европу одно за другим обрушивались нашествия варваров!

Пройти этот «коридор» было непросто. И стоило это большой крови. Как же гуннам удалось прорвать оборону и сокрушить государство аланов? Источники ясно указывают: агрессия гуннов обрушилась не с востока, а с севера. У Иордана гунны — местный, причерноморский народ; якобы они являются потомками неких женщин, изгнанных королем готов «за колдовство». Из этого следует, что гунны изначально входили в готское государство.

Известно, что гунны находились в Северном Причерноморье уже в 160—180-е гг. н. э. (их упоминают Дионисий Периегет и Птолемей — в Поднепровье, западнее роксаланов). Это исключает возможность путешествия от китайской границы, потому что на него просто не остается времени… Если гунны оказались на Днепре в середине II в. н. э. , с какой стороны был нанесен удар по аланам-сарматам Волги, Дона и Приазовья, удар, в результате которого пало Боспорское царство (конец IV в. н. э.)? Уж точно не с востока…

Очевидно, гунны изначально были участниками готского движения от берегов Балтики к берегам Черного моря. Этим движением были охвачены многие народы Центральной Европы, и, похоже, гунны были самым западным из них. В самом деле, «гуннами» называлось в древности одно из племен Фрисландии; все имена вождей гуннов — европейские, кельтского типа.

Историко-эпическая традиция Западной Европы всегда считала гуннов «своими», в отличие от славян. Так, памятник германского эпоса, «Сага о Тидреке Бернском», описывает гуннов вполне дружески, Аттила изображен положительным героем и назван выходцем из Фрисландии; в то же время русские в этой саге выступают как основные противники гуннов и «германцев» 95 . Такими же «положительными» гунны выступают и в «Песни о Нибелунгах»…

Реальные факты указывают, что ГУННЫ ПРИШЛИ В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ НЕ С ВОСТОКА, А С ЗАПАДА. Но почему тогда все источники отмечают «монголоидный» облик гуннов и называют их орды именами угорских племен? Если вспомнить, что в состав готского государства II-IV вв. н. э. входила почти вся Восточно-Европейская равнина, то это объяснимо.

Очевидно, гуннам (как части готской политической общности) досталось владычество над северной лесной периферией, населенной в основном угро-финнами («меренс», «морденс», «рогами», упомянутыми Иорданом в качестве подчиненных короля Германариха). Именно угро-финны Верхнего Поволжья и Приуралья, организованные гуннами в государство, и составили ту самую «орду», которая обрушилась на алан и причерноморских готов, сокрушив их города.

Гунно-гото-аланские войны следует рассматривать как внутрисистемные, в каком-то смысле «гражданские». Нашествие гуннов в южнорусские степи было мощным давлениемпериферии империи на ее центр , проявляющимся обычно в моменты острого кризиса. Последствия оказались самыми катастрофическими.

Вот что сообщают современники о том, как обошлись гунны со своими противниками: «ПОБЕЖДЕННЫЕ СКИФЫ БЫЛИ ИСТРЕБЛЕНЫ ГУННАМИ И БОЛЬШИНСТВО ИХ ПОГИБЛО. ОДНИХ ЛОВИЛИ И ИЗБИВАЛИ ВМЕСТЕСТЕ С ЖЕНАМИ И ДЕТЬМИ, ПРИЧЕМ НЕ БЫЛО ПРЕДЕЛА ЖЕСТОКОСТИ ПРИ ИХ ИЗБИЕНИИ; ДРУГИЕ, СОБРАВШИСЬ ВМЕСТЕ, ОБРАТИЛИСЬ В БЕГСТВО» 96 .

Археология полностью подтверждает это сообщение. Скифские города Крыма оказались внезапно покинуты жителями, не успевшими взять необходимые вещи. Города были полностью разрушены; некоторые погибли навсегда, другие восстановились только через несколько столетий. Уральским уграм — в самом деле «варварам» — города были не нужны.

В результате 80-летних гото-гуннских войн значительная часть степного населения оказалась «выметена» на запад. Невольной жертвой событий в южнорусских степях оказался Рим, вернее — уже Византия. «Нашествие варваров на Рим» довольно хорошо известно по источникам; правда, не все знают, что аланы фигурируют в них не только под своим собственным именем, но и под названием «готов» (поскольку «простыми готами» были именно они), и под общим наименованием «скифов».

Представители «цивилизованного Средиземноморья» в IV-VI вв. н. э. прекрасно понимали, что так называемые варвары-готы, положившие конец Римской империи, представляют собой, по сути, очень большой, но единый народ. Так, современник событий Прокопий Кесарийский (VI в.) прямо писал, что готы есть не кто иные, как прежние скифы-сарматы, только под новыми именами: «В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были ГОТЫ, ВАНДАЛЫ, ВИЗИГОТЫ и ГЕПИДЫ.

В ПРЕЖНЕЕ ВРЕМЯ, ПРАВДА, ОНИ НАЗЫВАЛИСЬ САВРОМАТАМИ И МЕЛАНХЛЕНАМИ. Некоторые называли эти племена ГЕТАМИ. Все эти народы, как было сказано, ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ТОЛЬКО ИМЕНАМИ, НО ВО ВСЕМ ОСТАЛЬНОМ ОНИ СХОДНЫ. ВСЕ ОНИ БЕЛЫ ТЕЛОМ, ИМЕЮТ РУСЫЕ ВОЛОСЫ, РОСЛЫЕ И ХОРОШИ НА ВИД; У НИХ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЗАКОНЫ И ИСПОВЕДУЮТ ОНИ ОДНУ И ТУ ЖЕ ВЕРУ. Все они ариане и ГОВОРЯТ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному» 97 .

Многочисленный «готский» народ в описании Прокопия (середина VI в. н. э.) — это, конечно, тот самый многочисленный аланский народ , который был описан незадолго до того Аммианом Марцеллином (конец IV в. н. э.). Очевидно, что готский язык , общий для всех «варваров», обрушившихся на Рим, к современной германской группе не имел отношения 98 . Ведь на этом языке говорил народ, прежде называвшийся скифами и савроматами. Язык готов-савроматов не мог принадлежать и к иранской группе: ведь в Европе, по которой взад и вперед прокатилась волна нашествия, не осталось никаких «иранских» следов. А Прокопий, да и другие авторы, подчеркивали, что готы были весьма многочисленны и оставались таковыми уже в эпоху раннего Средневековья.

Точно так же греко-римляне воспринимали и гуннов. Как писал тот же Прокопий, Аттила вторгся на территорию Римской империи с войском «массагетов и других скифов»… 99 Этнический состав гуннского войска ничем не отличался от состава готского войска; разница была только в государственно-политической организации.

Относительно «гуннского» языка у нас есть более точные сведения, чем относительно «готского». Византийский посол Приск (середина V в. н. э.) записал пару слов, которые употребляли воины Аттилы: «мед», «квас» (это у «гуннов» были такие напитки), «страва» (поминальная трапеза у славян)… Отсюда следует один вывод: готский язык= гуннский язык= славянский язык, готы и гунны = славяне, славяне=скифы=сарматы=аланы…

Почему этот вывод не хотели и не хотят делать историки, придерживающиеся прозападной традиции, достаточно понятно. Не стоит удивляться также, что эта русофобская традиция выдвинула абсурдный тезис: «готские» племена в IV-Vbb. якобы полностью покинули степи Южной России и расселились в Европу (где «растворились в местном населении»…). Якобы никакой преемственности с последующим средневековым периодом не было.

Гото-аланская волна нашествия зашла далеко и достигла Франции, Испании й Северной Африки. Но из этого не следует, что аланы совсем покинули южнорусские степи. На запад отправлялись армии, и далеко не все возвращались домой… Но большая часть народа, как это и всегда бывает, оставалась на родине.

И не только осталась, но сохранила память о прошлом. Московские источники XV-XVI вв. упоминают, как о чем-то само собой разумеющемся, о войнах римского императора Феодосия (380-е гг. н. э.) с русскими. Так, официальный историко-генеалогический справочник московских царей, «Степенная книга» (XVI в.), сообщает: «Еще же древле и царь Феодосий Великий имеяще брань с русскими вой»… Исходившее из официальных же церковных кругов «Поучение митрополита Фотия великому князю Василию Дмитриевичу», написанное в начале XV в., также содержит утверждение, что Феодосий «брань имеаше с русскыми вой преже крещения их»… 100 Нет сомнений, что речь в этих сообщениях идет о нашествии на Балканы гото-аланского войска в конце IV столетия н. э. Это значит, что подлинно национальная русская историография прямо отождествляла готов и аланов с русскими.

***

88 Иосиф Флавий, Иудейские древности, VII, 7, 4 // ВДИ, 1947, № 4, с. 277.
89 Тацит, История, III, 5. Тацит. Сочинения. Л.: Наука, 1969. Т. 2, с. 97.
90 Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991, с. 490.
91 Седов В. Скифо-сарматские элементы в погребальном обряде Черняховской культуры // ВДиС Восточной Европы, с. 99, 107; Алексеева Т. Славяне и германцы в свете антропологических данных // ВИ, 1974, № 3, с. 65.
92 Щукин М. Б. Блуждающие готы // Знание — сила, 1995, № 8, с. 58-59.
93 Седов В. В. Этногеография Восточной Европы середины I тыс. н. э. по данным археологии и Иордана. М.: Наука, 1978, с. 9—15.
94 Романы о «пассионарных» гуннах см. в сочинениях Л. Н. Гумилева.
95 Кузьмин А. Г. Комментарии. В сб.: Откуда есть пошла Русская земля. М.: Молодая гвардия, 1986, кн. 1, с. 542, 547.
96 См.: Латышев В. В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т. 1. СПб., 1893, с. 726.
97 Война с вандалами, кн. 1, II (2-6). См.: Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука, 1993, с. 178.
98 Все попытки «разыскать» готские письменные памятники ни к чему не привели. А ведь готы IV-Vbb., христиане, несомненно имели письменность. Дело в том, что искалигерманский язык, но его на территории Римской империи в то время не было…
99 Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. 1, IV, 24., с. 187.
100 Клосс Б. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М.: Наука, 1980, с. 186-187.

Юрий Дмитриевич Петухов ; Нина Ивановна Васильева

Историки Прииск и Иордан тюрков порой называли христианами, вероятно, по их символу-кресту, обозначенному на знаменах, а некоторые тюркские племена называли гетами или готами. По описанию Византийского историка Прииска жители Алтая и Хакасии в V в. относились к европеоидному типу, чуть скуластые, рыжевато-белокурые, голубоглазые. Сами гунны в основном были светлыми. Он отметил также рыжую бороду Атиллы. Часть тюркских племен вошла в состав нового обьединения под названием «славян» (болгары, чехи, поляки, словены, анты, поляне, торки и др.). Многие скифские и гунские (тюркские) степняки перемешались с родственными эллинами и этрусками и стали называться греками и итальянцами. Многочисленные археологические раскопки обнаружили в основном древнетюркскую письменность в виде клинописей и рун. Древнетюркские руны были обнаружены на территории Восточной Франции, в бывшем Бургундском королевстве, Румынии и Украине. Руны, зафиксированные на бумаге, приходятся как раз на V век при царствовании Атиллы, хотя древнетюркская письменность в рунах зафиксирована более 2,5 тыс. лет назад.

После распада Гуннской державы образовались новые господствующие тюркские державы: Аварская (их потомки дагестанцы) на территории от Адриатического моря до Днепра, Хазарская от Днепра до Аральского моря и Западных тюркских племен к востоку от Аральского моря. Дети Атиллы, разделив земли, властвовали в Европе свыше 90 лет, возглавляя раздробленные государства. Одоакр около 10 лет возглавлял Римскую империю. Последующие потомки свыше 200 лет создавали улусы, каганаты, королевства и княжества с тюркскими названиями типа: Бургундия, Фракия, Хунгрия, Болгария, Алимания, Чехия, Бельгия и другие. Тюркская культура Степи с ее поселениями, городами, станицами и дорожными станциями во II-V вв. доминировала от Байкала до Альп. Появились объединенные германцы, состоящие из тех же тюркских племен. Они занимали территорию от Рейна до Дона. В число германцев входили: геты (готы), кельты, скифы, сарматы, анты и другие. Ф. Исповедник (VIII-IX в.) не делил и не различал готов, скифов, гуннов, называл их всех тюрками. Агафий считал гуннов и бургундов одним родом, а Прокофий называл бургундов германцами. Очевидно, все они на тот период имели этнически единые корни и говорили на тюркском языке. Древние тюркские племена бесследно не исчезли, они ассимилировались, появились племена-потомки с новыми названиями. По некоторым источникам, язык тюрков был понятен баварцам, австрийцам, саксонцам, англичанам. Он был родным для сербов, хорватов, болгар, украинцев, венгров и чехов…

Известно, что документы бургундов или лангобардов написаны тюркским письмом. Они выставлены в музеях Франции и Италии как экспонаты Средневековья.