Hearts of iron 4 основы игры

Это небольшой экскурс для новичков по интерфейсу и механикам в Hearts of Iron IV . Для более детальной информации по механикам, включая разбор некоторых формул, по которым рассчитываются многие игровые параметры, переходите по приведённым ссылкам на конкретные статьи, посвящённые этим аспектам игры.

Начало игры

Как только вы запустите игру, то увидите меню из пяти кнопок. Кнопка ВЫХОД закрывает игру. АВТОРЫ покажет вам список всех, кто работал над разработкой, производством и распространением Hearts of Iron IV . Наиболее важны оставшиеся три кнопки.

Одиночная игра - это то, что вы нажмёте, если захотите сыграть в Hearts of Iron IV в одиночку. Все остальные нации будет контролировать компьютер. Меню одиночной игры позволяет вам продолжить или загрузить предыдущие игры, которые вы сохранили, но не завершили. Здесь же можно пройти обучение.

Мир в 1939 году

1939 сценарий начинается 1 сентября 1939 года. Германия уже укрепила свою мощь в Центральной Европе и готова напасть на Польшу . Если вы хотите игру о Второй Мировой войне, которая (хоть и не в точности) будет развиваться как и в реальной истории, вам стоит выбрать этот вариант. Этот сценарий больше о создании, снабжении и управлении вашими армиями.

Выбор нации

После выбора сценария, вам откроется меню с семью основными игровыми странами (Великобритания , Франция , Соединённые Штаты Америки , Германия , Италия , Советский Союз , и Япония) вместе с возможностью выбрать любую другую нацию. Не важно что вы выберете, вам будет показана карта мира с возможностью изменить своё мнение. После этого жмите Играть в нижнем правом углу.

Интерфейс

Вам будет предложено выбрать национальный фокус для вашей страны. Вам понадобится 70 дней, чтобы завершить национальный фокус, и это будет стоит одно очко политической власти в день. Национальные фокусы весьма схожи с технологическими деревьями в других играх, но имеют принципиально другой смысл, задавая направление развития вашего государства. Возможно, вы захотите сосредоточиться на росте промышленного производства, или же, в случае Германии в большинстве игр, будете стремиться к расширению границ за счёт соседей. Некоторые национальные фокусы являются взаимоисключающими; например, Советский Союз не может одновременно дружить и с Японией, и с Китаем.

В этом же меню вы можете потратить очки политической власти на изменение государственных законов или наём политических, военных и промышленных советников. Большая часть изменений стоит как минимум 150 политической власти, а самые лучшие советники могут стоить и 250.

Законы и правительство

  • Законы о призыве: влияют на доступное количество людских ресурсов
  • Законы, регулирующие торговлю: влияют на скорость исследований, скорость строительства фабрик и прочих сооружений, а также доступное для торговли количество ресурсов
  • Законы, регулирующие экономику: влияют на количество заводов, производящих товары широкого потребления, доступное число людских ресурсов, а также военное производство

Окно выбора политических советников.

Также у вас есть три ячейки для политических советников, которые дают определённые бонусы государству

Исследования и производство

Можно добавить конструктора танков, кораблей и авиаконструктора, а также конструктора материального обеспечения для получения бонуса в производстве определённых систем вооружения, или эффекта к боевым навыкам.

Вы также можете добавить промышленный концерн и теоретика для ускорения какого-то определённого направления исследований.

Военное руководство

Вы можете добавить главнокомандующих армией, флотом и авиацией для ускорения исследований военных навыков в наиболее важных сферах. Всего можно нанять трёх представителей высшего командования.

Исследования

Окно исследований.

Серая кнопка в верхней части экрана, отмеченная иконкой химической колбы (), открывает ваше окно исследований . У вас изначально будет три или четыре ячейки для исследования определённых технологий, но при открытии особых национальных фокусов могут появиться дополнительные.

Всего существует одиннадцать категорий исследований. Каждая нация начинает с исторически верным уровнем развития технологий и теории, в зависимости от сценария.

Все деревья исследований (исключая доктрины) отмечаются на хронологической оси времени. Исследование технологии или боевой единицы в историческую для них дату появления займёт больше времени, чем после неё. Этот штраф можно сократить с помощью определённых национальных фокусов.

Окно технологий пехоты.

Пехота : исследуйте улучшенное пехотное вооружение и различные типы пехотных дивизий. Здесь вы сможете открыть моторизованную пехоту, парашютистов, морскую пехоту, горнострелков и так далее.

Чем больше заводов вы привлечёте к производству конкретного объекта, тем быстрее вы будете его производить. Пехотное снаряжение, бронетехника и артиллерия, которые вы произведёте, будут направлены в соответствующие дивизии, новые создающиеся подразделения или на пополнение и улучшение других подразделений, находящихся на поле боя. Самолёты, которые вы произведёте, будут зачислены в резервный пул. Военно-морские подразделения будут автоматически помещены в порт, который вы сможете выбрать самостоятельно.

Производительность заводов зависит от наличия стратегических ресурсов, необходимых для самых лучших боевых единиц, а также от общей эффективности вашей промышленности. Новым производственным линиям потребуется время, чтобы наладить эффективное производство, и если вы добавите новую фабрику в производственную линию, то потеряете часть эффективности. Вы можете повысить производительность фабрик и их эффективность, исследуя промышленные технологии.

Набор войск и развёртывание

Серая кнопка с рисунком танка открывает меню планировщика армий для набора и развёртывания войск. Это меню, где вы решаете, какие типы дивизий вы хотите нанять. Эти подразделения будут обеспечены оборудованием и транспортными средствами, создаваемыми в меню производства. Вы можете увидеть, что требуется для завершения новой боевой единицы, наведя курсор на зеленую полоску прогресса.

Вы начинаете с несколькими дивизиями по умолчанию, которые можете построить. Вы можете потратить опыт армии для создания новых шаблонов армейских дивизий или редактирования уже существующих.

В начале игры одинаковый приоритет отдаётся как переоснащению и усовершенствованию старых дивизий, так и строительству новых. Если же вы хотите сконцентрироваться на формировании новых боевых единиц из только что построенных танков и артиллерии, вместо отправки снаряжения в поле, то вы сможете изменить приоритеты переоснащения в этом меню.

Логистика

Серая кнопка с рисунком журнала и ручки () открывает меню логистики . Это меню дает общую информацию о накопленном вами оборудовании и снаряжении, возможности какого-либо дефицита, а также краткую информацию о том, сколько стратегических ресурсов вам не хватает для ваших производственных линий.

Контроль армии

Вы можете передвигать боевые единицы, выбрав их левой кнопкой мыши, и затем указав на пункт назначения правой. Если вы выделите прямоугольник, в который попадёт группа дивизий, то сможете сразу отдать приказы им всем. Вы также можете перемещать войска через океан на дружественную территорию, разместив войска в провинции с портом, а затем указав порт назначения.

Ваши войска будут более эффективны, если свести их в группу армий под командованием генералов . Такие группы армий могут выполнять планы операций.

Создание групп армий

Группой армий можно управлять, как и любой другой группой боевых единиц, отдавая по правой кнопке мыши приказ о порядке перемещения к месту назначения. Тем не менее, группы армий сражаются лучше, если им дают "план " - это общий приказ, который координирует их поведение на фронте - либо двигаться вперед, либо держать оборону.

При выборе группы армий, игрок увидит ряд общих приказов, которые появляются в нижней части экрана. Каждый из них имеет описание при наведении, и подробно объясняет, как ими пользоваться. Это руководство будет сосредоточено на наиболее важных из них.

Советы для начала игры Германию , то скорее всео захотите побыстрее пройти ветки, дающие вам претензии на Австрию и Чехословакию . США нужно выйти из Великой Депрессии. Франции остро требуется политическая стабильность. Держите в голове более долгосрочные задачи.

  • Каждая нация в игре имеет доступ к дополнительным исследовательским ячейкам, если активирует особый национальный фокус. Они легко определяются по иконкам колб. Чем раньше вы их откроете, тем сильнее будет ваша армия.
  • Во время исследований, постарайтесь сильно не опережать время и идти в одну сферу, так как за это полагаются значительные штрафы к скорости. Однако, если вы исследуете компьютеры из линейки электроинженерии, то сможете легко оторваться от конкурентов в скорости исследований.
  • является лёгким способом нарастить боевую мощь - если, конечно, у вас достаточно снаряжения, чтобы переоснастить имеющиеся части.
  • В военное время зачастую гораздо эффективнее направлять снаряжение новым частям вместо пополнения и улучшения старых. Отрегулируйте переоснащение и улучшение боевых единиц в зависимости от желаемого результата - более активные части на поле боя сейчас или мощный удар всего через несколько месяцев.
  • Демократии должны стремиться изменить свои экономические законы , как только появится возможность, чтобы освободить как можно больше гражданских фабрик , нацеленных на производство гражданских товаров.
  • Не забывайте давать своим войскам отдохнуть, как только они достигнут своих текущих целей. Несколько дней бездействия отлично отразятся на организации, переоснащении и снабжении.
  • Выхода Hearts of Iron 4 ждали очень многие игроки. Тем более, что разработчики старательно подогревали интерес довольно большого фанатского сообщества в различных интервью, дневниках и т. п. Шестого июня наконец то состоялся долгожданный релиз. Поклонникам предложили на выбор приобрести игру в трех комплектах — Cadet Edition, Colonel Edition и Field Marshal Edition. На любой вкус, как говорится. А уже к 20 июня Paradox Interactive отрапортовали о 200 тысячах проданных копий игры. Неплохой старт для нишевой стратегии, правда? Так что, давайте разбираться в этой знаковой игре подробнее.

    Hearts of Iron 4 — симулятор стратега

    Hearts of Iron 4 – это невероятно мощный и всеобъемлющий стратегический симулятор, посвященный событиям Второй Мировой Войны. Благодаря отличной графике и простому в использовании интерфейсу Hearts of Iron 4 окунает игрока в боевые действия, стратегическое планирование и расстановку сил, а также достаточно тонкую экономическую и политическую составляющие.

    На огромной карте мира присутствует более 11 000 уникальных территорий, морских областей и воздушных зон. Климат, местность, цикл «день и ночь», погодные условия и линии снабжения – все это есть, да еще и зачастую показано таким образом, чтоб точно соответствовать определенной территории. При этом, все складывающиеся условия влияют на то, как в режиме реального времени передвигаются и ведут бой ваши армии. К примеру, на максимальном уровне сложности, необходимо будет дождаться подходящей погоды, чтоб сделать перерыв перед тем как начать масштабное наступление с участием множества бронетехники.

    По традиции вы можете сыграть за любое государство, которое существовало в период с 1936 по 1939. Такие мощные государства, как СССР, Германия, Соединенные Штаты и Англия детализированы получше, но все же, более увлекательно играть за государства помельче, так как это отличный игровой опыт, когда-либо реализованный в подобных играх от Paradox Interactive.

    Одной из самых интересных игр к примеру, может стать партия за любое маленькое государство Европы. Так как население подобной страны весьма малочисленное, на поле боя у игрока будет совсем немного подразделений, но у них наверняка будет такое соотношение убийств/смертей, что даже самый опытный игрок в любой шутер вспотеет. Огромное количество ветеранского опыта и карточки юнитов украшенные черепами. И в итоге, мы имеем такое количество первосортных ублюдков, которого не соберешь со всего Восточного или Западного фронтов.

    Подобные великолепные, гибкие и не особо исторические функции существуют также и для титанов. Тратя политические силы на национальные компании и разных реально существовавших министров, вы можете играть за Германию, испытывая судьбу до тех пор, пока этого требуют политические нужды, но вы так и не спустите курок по-настоящему.

    И это только один из альтернативных путей развития истории, ведь Paradox предвидел и поддержал множество альтернативных путей развития истории, каждый из которых имеет свой уникальный флаг, название страны и своего квазиисторического лидера. Если к альтернативным сценариям, которые охватывают события Второй мировой в 1936-1948 годах, мы добавим просто сумасшедшую реплейабилити, то получим — целую альтернативную историю!

    Стоит сказать, что высокоуровневая схватка между народами и идеологиями в Hearts of Iron 4 – это нечто совершенно не интуитивное. И дело тут не в командующих или пикирующих бомбардировщиках, или танковых батальонах, но живое бьющееся сердце игры – это сложная симуляция индустрий и логистики, ведь без этих составляющих война бы не смогла существовать. Даже самые талантливые командиры с лучшими технологиями и большим количеством самых элитных солдат должны будут очень постараться, чтоб «выбить» более многочисленного оппонента в кратчайшие сроки, так как мудрое распределение ресурсов и индустриальное развитие, в конечном счете, и позволяют выиграть этот долгий «забег».

    Кроме того, очень часто приходится поломать голову, например над тем, какие корабли нужно строить, и сколько морских пехотинцев нужно, чтоб взять Иводзиму. Игрок должен понимать, что для него важнее в данный момент важнее — оружейное производство или развитие инфраструктуры в Оклахоме.

    Палка о двух концах и чудо логистики

    Как бы то ни было, высокоуровневая фокусировка становится палкой о двух концах по мере увеличения количества игровых часов. Когда вы должны управлять миллионами людей и сотнями заводов по всему земному шару, тактически великолепные действия 7-й танковой дивизии или роты Эйбл просто теряются во всей этой кутерьме. Баллады о героизме отдельных индивидуумов остаются заглушенными скукой статистики войны. Кроме того, отчеты о результатах отдельных кампаний – это редкая роскошь. Интерфейс Hearts of Iron 4 не позволяет эффективно прослеживать определенную информацию. Например, сложно сказать, насколько хорошо новая артиллерия показала себя в бою, или, как песчаная буря повлияла на ваши корпуса.

    Все это происходит «под капотом» в Hearts of Iron 4 и почти незримо для геймера, что странно, учитывая такой прицел на симуляцию. В результате, важные решения приходится принимать исходя из личного опыта, здравого смысла и того, как должны работать бомбы, танки, противовоздушная оборона и т. д. О том, насколько удачно было то или иное решение можно судить только на уровне «выиграл или проиграл».

    Так же негативный эффект минимизации сказывается на некоторых других аспектах Hearts of Iron 4. Можно кастомизировать каждую дивизию, установив необходимое количество танков и пехотных рот, а также выбрать нужный вид экипировки, которую они понесут с собой. Можно нарастить количество орудий на линейном корабле или создать вариант Норт Америкэн Р-51 Мустанг с более мощными двигателями. Но это все настолько незаметно в игре, что такое чувство, что добавляется крошечный стикер «+0,1» к боевым возможностям солдат или боевых машин. Чувствуешь себя большим генералом, подчиненные которого не могут ответить на самые простые вопросы – нет нужной детализации отчетов.

    А вот логистический интерфейс, наоборот, выдает очень точный фидбэк. Начиная от экранов, которые легко читаются и заканчивая тем, как много винтовок, джипов и воздушных судов в производстве. Хватает ли всего этого, чтоб укомплектовать новые дивизии и переправить тем, которые уже находятся в бою. И сколько устаревших моделей осталось в запасе на черный день. Режим карты доставки позволяет легко прослеживать направления, при описании которых учитываются разнообразные факторы, среди которых, особенности территории, погода, доступность транспортной инфраструктуры и т. п.

    Думай, планируй, побеждай!

    Вам необходимо контролировать порты и крупных городах, иметь возможность создать мощную авиацию для поддержания превосходства в воздухе, также желательно, чтоб у страны был доступ к природным ресурсам (через владение областью, либо торговлю), так как все это влияет на исход каждой битвы. Кто думает и планирует, тот выигрывает.

    Политические системы – это как всегда, не самая сильная сторона игр от Paradox, но это все-таки больше чем просто попытка бегло эмулировать реалии 20-го века, которые привели к разгоранию самого большого вооруженного конфликта в истории человечества. Речь идет о механизме под названием Мировое напряжение, которое вылилось в такие события, как аннексия Судетской области Чехии или японское наступление на Нанкин, что и вызвало решительные действия со стороны демократических стран.

    Мы все знаем, что будет дальше. Соединенное королевство, Франция и Америка решат надрать Гитлеру зад. Им придется ждать, пока он не разыграет свои карты, явив миру свое безумие. Напряженность растет, открывая перед союзниками новые возможности, благодаря которым на защиту таких небольших стран как Бельгия от иноземной агрессии посылаются отряды добровольцев. Что касается, таких стран, как США, то в начале игры они находятся в «спящем» положении, ожидая своего Перл Харбора.

    Теперь про некоторые недостатки. Интерфейс управления для сражений в воздухе и морях, не так интуитивно понятны, как интерфейсы управления наземными силами. Система запуска морских вторжений, к примеру, никуда не годится, так как требует от игрока слишком много кликов. И к тому же не дает никаких объяснений того, почему ваш «день D» стартует именно в утесах Дувра. Тоже самое касается отдачи приказов воздушным группам, особенно, если речь идет о палубной авиации.

    Когда игрок управляет таким сложным конфликтом, хочется отдавать приказы своим кораблям, самолетам и морскому транспорту в минимально возможное количество кликов. И если клики не становятся действиями, я хочу, чтоб на экране простым языком писали, зачем я их вообще сделал.

    В итоге

    Hearts of Iron IV – это игра, которая точно понравится многим любителям больших компьютерных войнушек. По моему мнению, все ее нынешние проблемы связаны с производительностью, так как из-за них закладывается медленный и часто разочаровывающий финал того, что задумывалось детализированным стратегическим симулятором каждого аспекта глобальной войны 20-го века. Обучающий сценарий в игре совсем крохотный и многим новичкам требуется потратить довольно много времени на изучение того, как управлять всеми многочисленными частями этого гигантского симулятора, чтоб все работало, как отлаженная военная машина. Но когда вы все освоите, а разработчики выпустят с пяток самых важных фиксов, эта игра может стать вашим основным пожирателем времени на очень долгое время. Впрочем, как и остальные стратегии от этих, не знающих устали ребят.

    С троительство

    Промышленная база - самое главное перед грядущей войной. Не поставив страну на военные рельсы, вы, скорее всего, потерпите сокрушительно поражение. Вступить в противостояние, конечно, можно и 37, и в 39, и в 41 или даже 43 году.

    Все зависит от того, насколько ваша страна нужная потенциальному врагу (в основном, это фашистские государства) и насколько вы хотите воевать. Но в среднем с 36 года у вас есть 3-5 лет, чтобы воздвигнуть мощную промышленность.

    Как уже упоминалось, с самого начала нужно строить фабрики, так как именно от них зависит скорость строительства любого объекта. Ставьте их вплоть до полтора-одного года до начала войны, а на оставшиеся +- 400 дней устанавливайте в первую очередь военные заводы, затем ПВО (в самых «промышленно-густых» местах), если у вас мало авиации, нефтеперерабатывающие заводы, если у вас мало нефти и резины.

    Вместо военных заводов, если вам нужен большой флот, ставьте верфи. Не менее важна и инфраструктура, регулирующая скорость поставки снабжения вашим войскам и их передвижения.

    Подсказки по строительству

    - Ваши фабрики занимаются строительством как новых фабрик, так и всех остальных сооружений.

    - На одну постройку максимум ставится 15 фабрик, каждая из которых ускоряет её строительство;

    - Постройки, которым не хватило фабрик, становятся в очередь. Добавление новых сооружений также идет в общую очередь. Если вам нужно построить что-нибудь как можно быстрее, просто нажмите по стрелочке в очереди и перенесите её выше. (зажмите shift + ЛКМ, чтобы перенести постройку на самый верх).

    - В зависимости от экономической политики, некий % от фабрик в любом случае уйдёт на нужны населения. То есть для вас они будут закрыты.

    - Военные заводы строятся в два раза быстрее фабрик.

    - Фабрики можно конвертировать в военные заводы. Уместно в том случае, если у вас слишком много фабрик, но мало заводов, а война в самом разгаре.

    Подсказки по строительству

    На этой вкладке вы размещаете линейки производства, непосредственно создавая технику, припасы и оборудование. Построенные фабриками военные заводы и верфи задействуются именно здесь, производя самолеты, танки, пехотное снаряжение, дополнительное оснащение, артиллерию, корабли и так далее.

    Открыв вкладку производства, вы обнаружите четыре эмблемы: пехота и артиллерия, танки, самолеты, флот. Нажмите по эмблеме и выберите нужную линейку, а затем выставьте на ней свободные военные заводы. Их количество ускоряет производство.

    Наверху вкладки же показаны проценты эффективности ваших заводов, объем их производства, защиту от авиационных атак и другое. Все это регулируется в исследованиях «Промышленность».

    Подсказки по производству

    - У военных заводов присутствует система эффективного производства. Только созданная линейка имеет минимальную отдачу и лишь со временем выйдет на нормальные показатели. У верфей же такой системы нет - они работают сразу на полную мощность.

    - Сменив пехотное снаряжение 1 уровня на 2, будьте готовы к уменьшению эффективности производства на 50% (только в этой линейке и на время).

    - Полученный сухопутный, авиационный и морской опыты можно тратить на улучшение техники. Выберите список новых линеек и, прежде чем выставлять, к примеру, танки на производство, кликните по круглому значку в правой части (скрещенные отвертка и гаечный ключ).

    - Нехватка ресурсов не останавливает производство линейки, но существенно замедляет её.

    - Улучшив технику за опыт, вам придется выставить её новый вариант, а прежний удалить. Полной замены техники, как будто вы изучили новую и поставили на поток, не будет, но во время пополнений вся следующая техника начнет заменяться модернизированной.

    П роизводство в HoI 4

    В данной вкладке вы обнаружите шаблоны ваших дивизий. Дивизия - это основная боевая единица армии. Она состоит из полков, которые, в свою очередь, собраны из батальонов. Тут же вы увидите полоски «Пополнение» и «Перевооружение».

    В правом углу раздела представлены базовые шаблоны армии. В основном, это пехота, танковая, конная, моторизированная и горнострелковая дивизии. В будущем вы сможете создать дивизии ВДВ, морпехов и так далее. Новичку лучше работать с уже имеющимися шаблонами, изменяя их по своему желанию.

    Нажав кнопку «Изменить», вы перейдете к экрану «Конструктора дивизий». Здесь можно изменить название дивизии, её символ, а также задать состав, на что требуются очки опыта. В процессе модернизации армии вы сможете добавить в пехотную дивизию, помимо самой пехоты, конницу или танки, саперную или ремонтную роты и так далее.

    Чтобы забить все открытые окна в дивизии, вам понадобится много опыта и времени впоследствии, чтобы создавать новые дивизии. Зато они будут гораздо сильнее обычных, базовых дивизий.

    Закончив изменение, сохраните шаблон и начните обучать дивизию. Справа есть «светофор», определяющий приоритет. Нажмите на зеленый кружочек, чтобы данная дивизия вперед всех получала снаряжение для обучения (это повысит скорость её производства). Но не забывайте и о верхних шкалах «Пополнения» и «Перевооружения».

    У дивизий есть две шкалы - организация (тот же боевой дух) и боеспособность (оснащение). Чем больше батальонов в вашей дивизии, тем больше она имеет боеспособности. Плохое пополнение уменьшает боеспособность. Организация же тратится во время движений и сражений.

    После долгого похода войскам необходимо отдохнуть и восстановиться, в противном случае они не будут сражаться в полную силу. Повысить организацию можно в исследованиях.

    Подсказки по набору и размещению

    - Конструируя шаблон дивизии, выберите приоритет её пополнения - «Резервный», «По умолчанию», «Элитный». Этот пункт влияет не на скорость создания дивизии, а на скорость пополнения уже существующей.

    - Для замены батальонов требуется 5 очков опыта, для создания новых - 25 (последующие стоят 5), для удаления - 10.

    - Размер дивизии определяет её ширину фронта. К примеру, если у противника будет 5 маленьких дивизий, он сможет выставить их все (в зависимости от локации), а вы же, имея полностью забитые дивизии, только 2 или 3.

    - Батальоны поддержки не имеют ни скорости, ни ширины. Так что не забывайте ставить батальон «Поддержка артиллерии».

    - Ракетная артиллерия, в отличие от обычной, наиболее эффективна в наступлении.

    - В большинстве своем сражения проигрываются из-за того, что какая-нибудь дивизия потеряла всю организацию и вышла из боя. Следите за этим.

    - Благодаря полевым госпиталям вы будете терять меньше солдат.

    - Дивизии с атакой 10+ дороже обычных. На них придется тратить много ресурсов.

    - Конструируйте дивизии, коррелируя свои решения с выбранной доктриной. При массированном наступлении понадобится много обычной пехоты и артиллерии. Для «Блицкрига» - моторизированная пехота и танки.

    - Для повышения организации танковой дивизии добавляйте туда и пехотные батальоны. Однако лучше всего сделать отдельную танковую и пехотную дивизии, отправляя их в атаку одновременно.

    - Обычную пехоту в идеале нужно заменить моторизированной. Она гораздо быстрее движется, но требует автотранспорт для пополнений. Это дополнительная нефть и резина.

    - Перед началом войны начните тренировку армии. Только что созданная дивизия будет иметь статус «Необстрелянные». С помощью тренировки её можно сделать «Обученной», а затем «Регулярной», что повысит характеристики. До «Ветеранов» же дивизия может дойди лишь в бою.

    - Во время создания дивизия получает необходимую технику и обучается. Её можно выпустить раньше, но тогда она будет иметь статус «Необученные» (ещё ниже, чем «Необстрелянные»).

    - В одной дивизии всего может быть 5 рот поддержки, поэтому распределяйте их грамотно. Если фронт проходит по тернистой местности, то закрепите за дивизиями инженеров. В горах же лучше воевать исключительно горнострелковыми войсками.

    - Кавалерия отлично работает против пехоты. Создайте отдельную кавалерийскую дивизию с полицейской ротой и отправьте её подавлять восстания.

    - Сопротивление в провинциях может сильно ударить по вашей промышленности. Бунтующие всегда будут ломать ваши фабрики, инфраструктуру и заводы, так что либо оставьте в провинции войска для подавления, либо смягчите оккупационную политику.

    - Если в стане ваших врагов есть страна с сильным флотом - расставьте дивизии в береговых провинциях. Достаточно по 1 штуке в каждой, что поможет хотя бы заметить, куда конкретно враг хочет высадиться.

    Подсказки по производству

    В конструкторе дивизий можно прочитать о всех характеристиках какого-либо подразделения. Базовые параметры, определяющие вес, прочность, организацию и так далее, боевые параметры, где описаны показатели атаки и защиты, а также общая стоимость в людских и продовольственных ресурсах - именно эти показатели задействуются во время боя.

    В экране битвы показано следующее: кто наступает, а кто обороняется, применяющиеся тактики боя, командующие и их модификаторы (если имеются); в самом верху нарисована прямоугольная картинка, показывающая местность, в которой проходит сражение.

    Чуть ниже - в чью пользу разворачивается бой; в центре показана цифра - это количество дивизий с каждой стороны, какое они могут распределить на фронте. По обе стороны от показателя отмечена непосредственно ширина фронта у обеих армий.

    В отличие от других игр Paradox, здесь битва начинается в тот же момент, когда вы приказали дивизии напасть. Армия не тратит время на переход в провинцию, как есть в тех же Crusader Kings 2, Europa 4 и Victoria 2, а атакует сходу. Отступить можно также практически сразу - через 2-3 дня.

    Подсказки по сражению

    - Наведя на дивизию в отдельности, вы можете узнать показатели её прочности и организации. Та же информация указана в открывшемся с лева окошке, где расположены сведения и о весе дивизии.

    - Если вы хотите быстро переправить дивизию, нажмите на неё, а затем на значок рельс, что в левом окошке. Ваша армия потеряет всю организацию, но зато доберется до точки в считанные часы.

    - По ходу сражения командующие применяют разные тактики, влиять на которые вы не можете. Однако разнообразие этих тактик зависит от того, насколько глубоко вы прокачали сухопутную доктрину.

    - Существует показатель инициативы. Первым применять тактику будет тот командир, который имеет её (инициативы) большее число.

    - По ходу передвижения ваши войска тратят больше ресурсов. Плохое снабжение приведет к истощению, а затем и полной потери боеспособности дивизий.

    - Во вкладке снабжения показано количество войск, которое вы можете разместить в определенной провинции (знак канистры). Развитая инфраструктура позволяет быстрее доставлять припасы на фронт.

    - Местность также влияет на % истощения. Горы и зима - худшие враги командующего. Не стоит нападать в горы и болота, а также через реки, если не имеете двукратного превосходства над противником.

    - Если ваша дивизия попала в окружение, её снабжение начнет уменьшаться.

    - Поддержка с воздуха ваших армий увеличивает показатель атаки, а также уменьшает защиту противника.

    - В прибрежной провинции можно использовать флот для поддержки войск во время сражения.

    Н абор и размещение

    «Батлпланы», или боевые планы - новая механика в серии Hearts of Iron. Благодаря ей вы можете снизить нагрузку на себя, передав часть руководства над армией непосредственно компьютеру.

    Для этого выберите сколько-нибудь дивизий и создайте новую армию (зеленый плюсик, на фоне которого виден силуэт генерала).

    Затем выберите значок «Линия фронта» и начертите её на границе потенциального или уже действующего врага.

    После, по желанию, выберите либо «Полосу обороны» и начертите план, что именно дивизия должна оборонять, либо «Линию наступления» и проведите стрелочки в том направлении, куда хотите вести атаку.

    Остается только начать войну и нажать на стрелочку, чтобы армия приступила к выполнению плана.

    Сами по себе планы дают определенный бонус вашим войскам. Чем больше они готовятся к обороне или наступлению, тем эффективнее будут претворять приказ в действие.

    Армию нужно создавать в любом случае, так как только таким образом можно прикрепить к дивизиям командующего. А они, что очевидно, дают бонусы и постепенно обучаются. Приказы же отдавать необязательно - никто не запрещает вам управлять войсками вручную.

    Подсказки по стратегии и планированию

    - Чтобы отменить нарисованный план, нажмите на значок мусорного ведра и кликните по линии фронта, либо линиям наступления (что нужно удалить).

    - Если хотите, чтобы ваша армия сконцентрировалась на конкретном участке фронта, то во время движения зажмите Alt.

    - Красный восклицательный знак на дивизии говорит о том, что у неё нет приказов.

    - Желтый восклицательный знак говорит о том, что дивизия по какой-то причине не может выполнить приказ.

    - В «Планах операций» вы также можете выбрать «Морское вторжение», чтобы высадиться к врагу с моря. Для этого отправьте дивизию в провинцию с портом (значок якоря), нажмите на «Морское вторжение, затем на значок якоря и на конечную провинцию, куда вы желаете высадиться.

    - Чтобы высадиться к противнику с моря, необходимо обеспечить более 50% превосходства в конкретной морской зоне. Чтобы посмотреть свой % превосходства, выберите в интерфейсе справа другой режим карты - «Морской стратегический» и наведите на морскую область.

    - Для проведения «Воздушно-десантной операции», отправьте вашу армию в провинцию с аэродромом. Кликните по значку «Воздушно-десантной операции», затем по аэропорту и на конечную провинцию, куда хотите дислоцироваться.

    - Для сброса ВДВ вам понадобятся транспортные самолеты (необходимо производить самому в линейке производства), которые впоследствии надо перевести в аэродром, где стоит ваша ВДВ-дивизия.

    - Сбросить с воздуха можно только ВДВ-дивизию. В шаблоне не должно быть танков, машин, конницы или артиллерии.

    Нашли ошибку?

    Сообщите нам, выделив фрагмент мышкой и нажав CTRL+ENTER. СПАСИБО!

    В этом гайде для Hearts of Iron IV вы узнаете различные советы для новичков относительно каждой игровой механики.

    Помните, что для каждого сценария имеются национальные фокусы, которые всегда одинаковы для каждой страны. Если начать свою кампанию в 1939 году, у вас будет больше времени, чтобы подготовить страну к войне. В случае сценария в 1939 году, ни один национальный фокус не будет завершен до начала кампании.

    Начало игры

    1. При выборе нации следует обратить внимание на модификаторы, которые влияют на игровой процесс каждой конкретной нации, и использовать их/бороться с ними соответствующим образом.

    2. Изучите сочетания клавиш. Правильное управление временем является наиболее важным аспектом игры, если вы не хотите все время полагаться на активную паузу.

    3. Помните, что клавиша Пробел - это самый большой ваш союзник. Используйте активную паузу всякий раз, когда сталкиваетесь с важным решением.

    4. Укрепляйте промышленный аспект вашей нации. Больше заводов даст намного больше возможностей, чем просто несколько дополнительных юнитов.

    5. Изучайте шпионаж. Дополнительная информация, которую вы сможете собрать о ваших союзниках и врагах, может оказать существенное влияние на ваши будущие решения и поможет вам решать опасные ситуации.

    6. Проверьте все политические опции (и их модификаторы), которые уже установлены.

    7. Выберите национальный фокус в соответствии с тем, как вы хотите развивать свою страну, а также на основе ваших текущих потребностей.

    8. Контролируйте уровень мировой напряженности. Только после достижения определенного уровня станут доступны его определенные политические варианты.

    9. Постоянно разрабатывайте новые юниты, которые будут более технически продвинутыми как с точки зрения исследований, так и во время развертывания на поле боя.

    10. Все время продолжайте исследовать новые технологии. Вы можете запустить несколько проектов одновременно.

    Дипломатия

    1. Национальный центр ничего не будет вам стоить, но вам нужно время, чтобы его создать. Не забывайте отслеживать его состояние, чтобы предотвратить ситуацию, в которой вы потратили даже один день без выбранной национальной направленности.

    2. При условии, что вы не хотите менять идеологию страны, вы должны выбрать такие политики, которые будут уменьшать время исследований.

    3. Проверьте все имеющиеся политические опции и их модификаторы, чтобы у вас было полное представление о возможностях вашей нации.

    4. Вы можете выбрать политики таким образом, что это приведет к изменению идеологии страны.

    5. Если у вас есть возможность создать фракцию, вы должны найти союзников и улучшить свои отношения с ними как можно быстрее.

    Экономика

    1. Перед тем, как начать массовое производство оружия, вам необходимо развить промышленную инфраструктуру. Больше заводов позволит ускорить процесс производства товаров народного потребления и строительство других элементов инфраструктуры.

    2. В начале игры не отдавайте все заводы торговле. Это парализует экономику вашей страны и значительно замедлит процесс строительства новых зданий.

    3. Убедитесь, что военные заводы работают все время, и распределите здания в соответствии с оборудованием, которое вам потребуется для логистики.

    4. Изменение политических опций может существенно повлиять на время, необходимое для развития сильной экономики. Проверьте все возможные варианты и их условия.

    5. Делайте торговый фокус на локацию вашего потенциального партнера. Если вы используете конвои для транспортировки товаров, которые можно приобрести в пределах континента, игра будет препятствовать вам в создании военно-морского флота в конце игры.

    Исследования

    1. Ваши первые исследовательские проекты должны касаться сокращения времени исследований, необходимого для завершения проекта.

    2. В начале игры вы должны выбрать модель вашей армии: как именно вы хотите развиваться и какой будет главная сила вашей страны. Если начать научно-исследовательские проекты, касающиеся конкретных доктрин, вы должны сосредоточиться на их развитии, чтобы получить доступ к разным юнитам из этой отрасли.

    3. Во время исследований, разберитесь с вопросом, которые касается графика. В противном случае вы можете заблокировать исследовательский слот в течение нескольких лет, не получая от него ничего существенного.

    4. Лучше всего выделять исследовательские слоты таким образом, чтобы каждый из них имел значительную роль. Один из слотов должен быть сосредоточен на изучении вещей, связанных с промышленностью/технологиями, еще один - на открытии новых юнитов и оружия, а остальные на военных доктринах. После начала войны исследовательские слоты может изменить.

    5. В некоторых странах, например, во Франции, могут быть ограничения, наложенные на время, необходимое для выполнения определенных научно-исследовательских проектов. В этом случае вы должны выбрать для своей страны другую стратегию и игнорировать эти проекты.

    Армия

    1. Для того, чтобы добиться успеха поле боя, у вас должны быть все типы оборудования. Не стоит делать упор только на бронированные батальоны или пехотные подразделения.

    2. Воздержитесь от создания шаблонов дивизий, пока не закончите научно-исследовательские проекты, которые позволяют добавить в шаблон по крайней мере 2-4 новых юнита.

    3. Помните, что юниты, функционирующие в организованной армии, являются гораздо более эффективными в бою.

    4. Убедитесь, что во время подготовки к войне у вас достаточно ресурсов во время подготовки. Помните, что вы можете превратить гражданские заводы в военные.

    5. Расширяйте диапазон гражданского набора, когда ваши солдаты начинают умирать на передовой. Если вы не настроите его в соответствии с текущими потребностями, это может привести к ситуации, в которой вам не будет хватать солдат, чтобы создать дивизию.

    Для получения достижений необходимо:

    • Начать одиночную игру с 1 января 1936 года;
    • Выбрать уровень сложности сержант, офицер или элитная;
    • Включить режим Ironman;
    • Не использовать модификаций.
    Для упрощения получения некоторых достижений можно играть на более старых версиях, для этого нужно:
    • Зайти в свойства игры в библиотеке Steam;
    • В графе «Бета-версии» выбрать необходимую версию;
    • Для возвращения на последнюю версию выбрать пункт «ОТКАЗАТЬСЯ – Выход из всех бета-программ».
    Список достижений, доступных с версии 1.0.0:
    • Friends in Need;
    • Time is on our side;
    • We"ll build it in a day;
    • Transport Tycoon;
    • Wunderwaffen;
    • Destroyer of Worlds;
    • Master of War;
    • Mine is bigger than yours;
    • No country for old men;
    • New World Order;
    • Canada First;
    • True Blitzkrieg;
    • Operation Sea Lion;
    • Nobody expects;
    • The bell tolls for us;
    • United Netherlands;
    • Forge of Victory;
    • Vive la France;
    • Big Entente;
    • Poland can into space
    • Bearer of Artillery;
    • The Revolution Triumphant;
    • Duce Nuked"em;
    • Once More Mate;
    • One Empire;
    • Northern Light;
    • Med plutonium;
    • Party like it"s 1520;
    • The Revenge of Montezuma;
    • Sunset Invasion.
    Список достижений, доступных с версии 1.3.0:
    • The Puppetmaster;
    • Cut The Strings;
    • It"s 1812 All Over Again;
    • Braaaaains;
    • The weapons of the Third Emu War;
    • The Empire Strikes Back;
    • Rule Britannia;
    • Our Words Are Backed With Nuclear Weapons;
    • I Am the Tong Master;
    • District 9;
    • Crusader Kings;
    • Crusader Kings 2;
    • Freegypt.
    Список достижений, доступных с версии 1.4.0:
    • Lethal Straight;
    • The Balkan Powder Keg;
    • Huge-oslavia;
    • The Munich Disagreement;
    • Czechmate;
    • Miklos Horthy and the Habsburg Prince;
    • Better than the Szent István;
    • Neither Death nor Dishonor;
    • Death or Dishonor or Cake;
    • En Svensk Tiger.
    Список достижений, доступных с версии 1.5.0:
    • Monarchy is Back in Fashion;
    • Our Other Place in the Sun;
    • Australia-Hungary;
    • I Swear I"m Not a Byzantophile;
    • My Ships Don"t Lie;
    • Tojo Shot First;
    • Sunrise Invasion;
    • The Dragon Swallowed the Sun;
    • The Good, the Bad and the Weird;
    • Hail to the Qing;
    • Awake and Angry;
    • Romance of the Three Kingdoms;
    • The People Have Stood Up;
    • Made in China;
    • Sun Tzu Reborn;
    • Battlecry;
    • Panda-monium;
    • Make a Man Out Of You.

    Необходимо присоединиться к любому альянсу. Для этого будет необходимо либо объявить войну государству, с которым уже воюет интересующий вас альянс и принять приглашение, либо просто иметь такую же идеологию и самому к ним попроситься.

    Time is on our side

    We"ll build it in a day

    Transport Tycoon

    Нужно иметь в своём распоряжении 1000 конвоев. Просто ставим все верфи на их производство и ждём.

    Destroyer of Worlds

    Mine is bigger than yours

    Заиметь в своём альянсе 20 участников. Марионетки считаются, так что можете при каждом завоевании плодить их и делать сателлиты.

    The Puppetmaster

    Иметь 26 марионеток. Похоже на прошлое достижение, но если раньше нам нужны были также свободные государства для альянса, то теперь они лишь цели для войны, из территорий которых мы получим требующиеся нам марионетки и сателлиты.

    No country for old men

    Необходимо иметь закон о призыве "Всех под ружье" и 0 людских ресурсов. Придётся создавать максимальное количество дивизий, авиакрыльев и флотилий.

    Cut The Strings

    Нужно освободиться от статуса марионетки. В качестве примера возьмём Британскую Индию. Нам понадобиться лишь взять в политические советники фашиста-демагога и развязать гражданскую войну.

    New World Order

    Создать мир победившего фашизма. Достижение долгое, но интересное. Для начала нужно будет избавиться от основных преград в лице Франции, Великобритании, Соединённых штатов и Советского союза, а в дальнейшем, как правило, вы будете дольше ждать оправдания цели войны, чем воевать. Также будет полезным поддерживать фашистские партии и совершать перевороты в тех странах, к которым вам будет тяжело подобраться вручную.

    Lethal Straight

    Получить лицензию от 5 основных держав из 7 (Третий рейх, Италия, Япония, Советский союз, Британия, Франция и Соединённые штаты). Достаточно будет попросить у них устаревшего пехотного снаряжения и достижение ваше.

    Играя за Канаду, присоединиться к Оси. Становимся фашистом с помощью советника, выходим из Союзников и присоединяемся к Оси, где нас уже ждёт с распростёртыми объятиями дядя Адольф.

    It"s 1812 All Over Again

    Играя за Канаду, нужно контролировать Вашингтон. Является отсылкой к Англо-Американской войне 1812-1815 годов. Хорошо сочетается с предыдущим достижением. Объявляем войну Соединённым штатам и прорываемся к столице. Можно воспользоваться ВДВ, но до 1942 года Америка является относительно слабым противником, а потому, особых проблем с прорывом их обороны быть не должно.

    Играя за Канаду нужно взять фокус «Отправить зомби на фронт». Достижение отсылает к кризису воинского призыва 1944 года.

    True Blitzkrieg

    Играя за Германию, заставьте Францию и Польшу капитулировать до 1 января 1940. С учётом начальной мощи Третьего рейха - достижение не представляет какой-либо сложности. Можете наращивать силы, а потом вести войну на два фронта и обходить линии Мажино, а можете смести Францию практически в самом начале игры. Для этого нельзя демилитаризировать Рейнскую область, так как это поднимет мировую напряжённость. По достижению отметки в 48 политической власти начинайте оправдывать цель войны, а войска отводите к Франкфурту. После объявления войны, ждём пока французы повылезают из своих бункеров и пойдут по нашей земле. После того, как они приблизятся к Франкфурту, мы начнём активные действия, суть которых будет сводится к уничтожению как можно большего числа французских войск в котлах. После чего пробиться через их бункеры будет легко, а там уже рукой подать до Парижа. На мирной конференции необходимо захватить все регионы, ибо при создании марионетки достижение не будет засчитано. Затем перебрасываете ваши войска к границе с Польшей, а там уже по старинке.

    Operation Sea Lion

    При игре за Германию занять весь Британский остров. Является отсылкой на планируемую, но так и не состоявшуюся немецкую высадку на Британские острова. Здесь всё также просто, как и с прошлым достижением. Лучше покончить с Францией с самого начала, подготовить морские высадки и объявить британцам войну. Как только у вас получится занять порт – перебрасывайте туда все свои войска. Пехота у англичан слабая и вы спокойно пройдётесь по всему острову.

    Monarchy is Back in Fashion

    Играя за Германию, вернитесь к монархическому строю и поставьте во главе Италии Виктора Эммануила III. Для получения достижения, необходимо будет выиграть гражданскую войну и взять фокус на убийство Муссолини. Лучше не затягивать с выбором фокуса, так как для получения достижения необходимо, чтобы у власти находился Вильгельм II, а он умирает достаточно рано.

    Our Other Place in the Sun

    Играя за Германию, вернитесь к монархическому строю и оккупируйте остров в Карибском море. Ближайшая к нам хозяйка таких островов – это Франция. Используем ту же стратегию, что и в «True Blitzkrieg». Забираем все территории и только после этого можем брать фокус «Свержение Гитлера». Также, перед взятием фокуса, можно захватить Италию, так как она может вмешаться в гражданскую войну. После победы берём фокус «Место под солнцем» и получаем достижение. Необходимо DLC Waking the Tiger.

    Nobody expects...

    Играя за Франкистскую Испанию, состоять в Оси и взять Париж раньше немцев. Достижение отсылает на серию скетчей шоу «Монти Пайтон», в которой фигурировала испанская инквизиция, которую «никто не ожидает». Сложность достижению прибавляет неизбежная гражданская война, но за франкистов она переживается куда легче. В ней серьёзным подспорьем вам станут горно-стрелковые дивизии, которых стоит обучить как можно больше, но не развёртывать до начала войны. Во время самой войны, большую часть дивизий необходимо держать вокруг Мадрида, не давая коммунистам брать территории, а остальных отправить очищать зоны Наварры и Каталонии. Как только перечисленные регионы станут вашими, отправляйте эти дивизии пытаться пробиться к остальным портам со стороны Каталонии. Республиканцы перекинут туда большую часть дивизий, так что вы сможете отправить в атаку ту армию, которая раньше держала оборону. После победы в войне, вступайте в Ось и ждите, когда Германия начнёт заварушку. Тут есть два способа: либо сбросить в окрестности Парижа ВДВ и действительно занять его раньше немцев, либо же просто попросить у них потом регион.

    The bell tolls for us

    Выиграть гражданскую войну за Республиканскую Испанию. Отсылает на роман Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Республиканская Испания слабее Франкистской, но при должной сноровке одержать победу можно. Либо же, можно поступить хитрее: пройти гражданскую войну за националистов, а потом взять в советники коммуниста-революционера и путём референдума стать республиканцами.

    United Netherlands

    Играя за Нидерланды, необходимо завоевать Бельгию и Люксембург. Является отсылкой на существующую идею о расширении Нидерландских территорий. С самого начала берём фокус на развитие политики для получения власти, на которую мы возьмём фашиста-демагога. После смены идеологии начинаем оправдывать цель войны на Бельгию и Люксембург. Единственной проблемой может стать прилетевший не вовремя гарант от Британии, если вы не успеете объявить обе войны до 25% мировой напряжённости. В этом случае, лучше будет просто начать сначала.

    Forge of Victory

    При игре за Бельгию необходимо иметь 50 заводов. Достижение учитывает фабрики, военные заводы и верфи. Можно повторить те же действия, что и при игре за Нидерланды. Полученных территорий вам должно хватить для застройки. Также можно вступить в Ось, и вместе с Германией напасть на Францию. Немцы быстро возьмут Париж, обойдя линию Мажино и оставляя за собой территории, оккупированные вами, а вместе с ними и французские фабрики.

    Играя за Францию, не капитулируете до 1948 года. Необходимо укрепить бункерами территории, граничащие с Италией, Испанией и Бельгией. Не забываем оборонять порты, дабы предотвратить морское вторжения. Распределяем дивизии по 4 фронтам и просто ждём.

    Играя за Францию, необходимо создать свой альянс "Малая Антанта" и завладеть национальной территорией Германии самостоятельно или через членов нашего альянса. Изначально нужно будет выдвинуть протест из-за ремилитаризации Рейнской области, дабы не вступить в Союзники и взять фокус «Малая Антанта», чтобы создать альянс, в который смогут войти Югославия и Румыния. Далее нам следует избавиться от разделённого правительства путём назначения советником демократа-реформатора и взятия фокуса «Оборонительная стратегия». В вопросе укреплений нам определённо понадобиться укрепить границу с Италией, а дальше уже зависит от того, какой стратегии вы придержитесь: сидеть и ждать, пока Ось проиграет, или же самому со всем разобраться. Если вам по душе первый вариант, то можете поступить также, как и с предыдущим достижением, но с одной оговоркой: нам нужно будет совершить демократический переворот в Германии и успеть пригласить результат наших трудов в свой альянс. При выборе атакующей тактики, понадобиться около 20 дивизий, чтобы держать итальянский фронт, ещё столько же, чтобы быть готовым к тому, что Испания внезапно решит присоединиться к общему веселью. Оставшимся дивизиям предстоит некоторое время сдерживать немцев у Мажино, а когда те ослабнут и переключатся на Польшу и ваших союзников – атаковать. Если Япония вступит в войну, то всё может сильно затянуться, но это не критично. Главным пунктом в получении достижения остаётся Республика Германия, которая заберёт территории Третьего рейха после войны, а мы заберём достижение.

    Poland can into space

    При игре за Польшу необходимо изучить всю ветку ракетных технологий. Можно особо не заморачиваться с участием в войне, ибо капитуляция вам не помешает заниматься исследованиями. Главное: вступить в какой-нибудь сильный альянс.

    Bearer of Artillery

    Играя за Польшу, назначить Войтека командиром. Достижение отсылает на найденного в Иране медведя, который, по легенде, помогал польским артиллеристам разгружать ящики с боеприпасами и подносил снаряды во время боя. Для того, чтобы заиметь Войтека как командира, необходимо:

    • Завершить фокус «Модернизация артиллерии»;
    • Иметь нейтральную идеологию;
    • Не состоять в Коминтерне;
    • Польша или её союзник должен владеть регионом Хамадан;
    • Воевать с Италией;
    • Иметь хотя бы одну дивизию в Тоскане, Абруцци и Лацио.
    Единственным важным фокусом будет «Польский реваншизм», позволяющий оправдывать цель войны с 10% мировой напряжённости. Постараемся в начале игры забрать всё, что сможем, не ввязываясь в глобальную войну. Так как и СССР, и Третий рейх имеют планы на Польшу, выживать будет сложно, но можно построить бункеры, вступить в Союзники и объявить войну Ирану. Лёгким способом будет откатить версию игры подальше, ибо тогда существовал баг, что если вы заберёте Чехословакию раньше, чем Германия потребует Судетскую область, то Адольф не сможет брать фокусы, связанные с претензиями. Если всё получится, то можно со спокойной душой воевать с Советским союзом, затем с Ираном, а потом идти на Италию. Когда произойдёт событие "Войтек никогда не роняет ящики", назначьте медведя командиром.

    The Revolution Triumphant

    При игре за Советский союз сделать Германию марионеткой. Задача не сложная, но затяжная. Для начала нужно провести чистку офицеров, в которой, к сожалению, придётся положить приличную часть хороших командующих. Сразу фабрикуем претензии на Польшу, затем на Германию. Дивизий у Советского союза предостаточно, так что вы их просто сметёте. Италию пока можете оставить, так как Германия, скорее всего, не успеет аннексировать Австрию и прохода к ним не будет, так что сразу перебрасывайте войска к Японским границам, попутно поддерживая коммунистическую партию во Франции, ибо именно ей предстоит разобраться с Италией. Разбираетесь с японскими марионетками и путём переворота в месте, где есть порт, успешно проводите японскую кампанию. После капитуляции стран Оси, делаем Третий рейх своей марионеткой.

    При игре за фашистскую Италию, сбросить атомную бомбу на Калифорнию. Отсылает к серии компьютерных игр "Duke Nukem". Лучше всего выполнять в составе собственного альянса Новая Римская империя, так как в 1942 году США объявят войну Третьему рейху. С самого начала нужно будет объявить войну Франции до того, как им кинет гарант Великобритания. Если Германии мешают взять Францию бункеры, то проблема Италии заключена в её слабой боевой мощи, а потому придётся действовать хитростью. Изучаем ВДВ, ставим на производство истребители и транспортные самолёты, а также переводим всю имеющуюся авиацию максимально близко к границам. Нашим пехотным дивизиям нужно будет держать оборону на границе, пока наши бравые десантники высаживаются в Париже и других крупных городах, вынуждая Францию капитулировать (способ был актуален до версии 1.5.0). Следом идут Соединённые королевства, оформляем морские и воздушные высадки, берём порт и перекидываем туда дивизии. Единственный нюанс, который стоит здесь подчеркнуть - это участие в войне Канады, нужен хотя бы 1%, чтобы забрать их территорию. Можете попробовать организовать высадки, что может быть очень проблематично. Придётся подождать и не доводить Англию до капитуляции, пока наша цель не сделает хоть что-то. При успехе забираем всю Канаду, а Британию можно сделать марионеткой, так как они могут быть очень полезны. Дальше до 1945 занимаемся своими делами, разрабатывая атомное оружие, строя бункеры, ПВО, инфраструктуру и авиабазы на границе с Америкой. Можете помочь другу Адольфу с СССР, чтобы он тоже мог поучаствовать в предстоящей войне. Создав большое количество ядерных бомб, самолётов и дивизий мы будем готовы к войне, которая обещает быть очень тяжёлой. Сразу начинайте бомбардировку всех территорий США, ибо в вашу сторону сразу полетят такие же бомбы, какими и вы готовы их закидать. Разбомбив достаточное количество авиабаз мы должны получить необходимое преимущество в небе над Калифорнией, для того чтобы наконец сбросить бомбу рядом с Лос-Анджелесом и получить это долгожданное достижение.

    Необходимо, играя за Австралию, захватить Галлиполи. Отсылает на события Первой Мировой войны, когда солдаты австралийского и новозеландского корпуса произвели высадку на Галлипольский полуостров. Для начала делаем акцент на политику и берём коммуниста-революционера. После референдума входим в состав Коминтерна и перебрасываем дивизии в район Севастополя. По прибытии готовим морскую высадку в Стамбул и объявляем войну. Также необходимо пригласить СССР поучаствовать, чтобы получить превосходство в море. После занятия Стамбула вы получите достижение.

    The weapons of the Third Emu War

    Играя за Австралию, сбросить ядерную бомбу на собственную территорию. Является отсылкой на австралийскую операцию по истреблению птиц Эму. Дожидаемся момента, когда у нас появятся бомбы, начинаем гражданскую войну и сбрасываем бомбу на собственную землю. Достижение учитывает только материк, острова не засчитываются.

    Australia-Hungary

    Играя за Австралию, аннексируйте Венгрию. Просто по окончанию войны забрать территории Венгрии. Проблема лишь в том, что она находится в самом центре Европы и без союза не обойтись. Главное, чтобы хватило очков на конференции, иначе необходимые территории отойдут кому-то другому и придётся вновь воевать.

    The Balkan Powder Keg

    Играя за Югославию, начать Вторую Мировую войну. Отсылка к событиям, предшествующим Первой Мировой войне, когда Балканы находились в постоянном напряжении, ввиду претензий множества стран на эти территории. Достижение очень простое: становимся фашистом, вступаем в Ось и объявляем войну Великобритании раньше всех.

    За Югославию оккупируйте все соседние страны. Для получения достижения достаточно их оккупации во время войны. Необходимо захватить все территории следующих стран:

    • Австрия;
    • Болгария;
    • Греция;
    • Турция;
    • Италия;
    • Румыния;
    • Албания;
    • Венгрия.
    Становимся фашистом и захватываем Болгарию. Затем начинаем войну с Грецией и отправляем часть войск сдерживать атаку румын. После капитуляции греков бросаем все войска на Румынию. Затем придёт черёд Венгрии, но главное: не ввязываться в войну с Союзниками. Когда начнутся угрозы со стороны Германии, нужно будет вступить в Ось, но не в их войну. Ждём, когда СССР начнёт войну из-за Бессарабии. Вместе с Рейхом разбираемся с Союзом. Далее нам нужно готовиться к широкомасштабной войне с нашими бывшими союзниками. Когда будем готовы – покидаем Ось, а дальше Третий рейх сам припомнит нам все старые обиды и начнёт войну. Забираем территорию Албании и понемногу захватываем Германию и Италию. Поддерживаем фашизм в Турции, чтобы они вступили в Ось и тоже попали под удар. Если войска Союзников заберут необходимые вам территории, есть смысл взять демократического советника, вступить в их альянс и попросить регион. Необходимо DLC Death or Dishonor.

    The Munich Disagreement

    Играя за Чехословакию, оккупировать Мюнхен. Отсылает к Мюнхенскому соглашению 1938 года, согласно которому Германии отходила Судетская область. Но, как и говорит нам название достижения, мы её отдавать не будем, а с самого начала организуем оборону со стороны Германии и Австрии. Когда оборона будет готова, создаём ВДВ, транспортные самолёты и истребители. Отказываем Германии, и ждём, пока к нашим границам стянутся их основные силы. Затем сбрасываем десант и занимаем Мюнхен.

    Играя за Чехословакию, оккупируйте Канберру. Ставить "чешский мат" предстоит во время войны с Великобританией. Лучшим вариантом будет стать фашистом и вступить в Ось, тем самым избежав войны с Германией. Далее, нужно будет захватить территорию с выходом к морю и самыми близкими вариантами будут Румыния и Югославия (после ликвидации Венгрии). Если повезёт, то получится забрать все Балканы. Главное: не влезть в войну с Союзниками раньше времени. Строим подводные лодки и готовим морские вторжения с, ближайших к Австралии, японских островов. Когда всё будет готово: вступаем в войну, высаживаемся на материк и движемся к Канберре, столице Австралии.

    Miklos Horthy and the Habsburg Prince

    Играя за Венгрию, воссоздайте Австро-Венгрию. Название достижения отсылает на серию книг «Гарри Поттер». Берём фокус "Пригласить Габсбургов" и параллельно становимся фашистом. Главное, чтобы фокус завершился раньше переворота. Затем берём "Военный захват Австрии", берём Вену и захватываем все регионы. Затем фокус "Защита Чехословакии" и, главное, чтобы Богемия встала под нашу корону и мы получили всю территорию, иначе придётся начинать заново. Вступаем в Ось, чтобы, когда Германия потребует Судетскую область, мы могли её спокойно не отдавать. Когда начнётся война, помогаем Адольфу с Польшей, Бенилюксом и Францией, параллельно готовим ВДВ, которое скидываем в порт британцев. Перевозим дивизии и захватываем остров. Нам понадобиться взять у Англии Иорданию и Палестину, остальное по желанию. Затем становимся коммунистом и готовим дивизии для атаки на три стороны: Германию, Италию и Югославию. Присоединяемся к Коминтерну и объявляем войну Оси. По окончанию войны нам понадобятся следующие территории:

    • Ломбардия, Эмилия-Романья и Тоскана (Италия);
    • Верхняя и Нижняя Силезия (Германия);
    • Франш-Конте (Франция).
    Необходимо DLC Death or Dishonor.

    Better than the Szent István

    Необходимо, играя за Венгрию, построить линкор и назначить его командующим Миклоша Хорти. Достижение отсылает на святого Стефана, первого короля Венгрии, а также, на одноимённый линкор австро-венгерского флота. Необходимо взять фокус «Приглашение Габсбургов», чтобы Хорти стал командующим флотом, изучить линкор и получить выход к морю. Необходимо готовиться к войне с Югославией или Румынией. Заполучив верфи, строим линкор и назначаем Хорти его капитаном. Необходимо DLC Death or Dishonor.

    Neither Death nor Dishonor

    Играя за Румынию, после 1942 года, сохранить свои изначальные территории и оккупировать Москву или Берлин. Под сохранением территорий здесь подразумевается то, что враг не только не должен занять вашу территорию, но и вы не должны ничего завоёвывать. Оккупация во время войны не считается. Лучшим вариантом будет пораньше вступить в Ось. Необходимы бункеры и дивизии на границах с Венгрией и СССР. Ни в какие войны не вступаем. Когда подойдёт время войны с Венгрией – не наступаем, лишь обороняемся и ждём, пока Германия закончит с ними. Во время войны с Советским союзом тоже не высовываемся, ждём, пока их дивизии ослабнут. Когда будем уверены в собственных силах и мощи Третьего рейха – идём в атаку. Если не получится занять Москву раньше Германии, то просто попросите её после начала 1942 года. Необходимо DLC Death or Dishonor.

    Death or Dishonor or Cake

    Играя за Румынию, сохраните власть Кароля II и заберите по кусочку земли у каждого из ваших соседей. Необходимо будет завладеть любой частью территорий следующую стран:

    • Болгария;
    • Венгрия;
    • Чехословакия;
    • Югославия;
    • Советский союз;
    • Польша.
    Чтобы сохранить Кароля II у власти, необходимо оставить правящей партией нейтралитет и не брать следующие фокусы:
    • Конец всем балам;
    • Вынужденное отречение;
    • Сдерживание короля;
    • Переворот Короля Михая.
    С самого начала игры нам нужно очень много дивизий на полях сражений. Для этого нужно быстро создать много кавалерии и, как только она закончит развёртываться, изменять их состав на обычную пехоту. Эти действия понадобиться нам для следующих фокусов, на которые мы делаем приоритет:
    • Марионеточная Болгария (делаем марионеткой, застраиваем территории и аннексируем их);
    • Дружественный режим в Венгрии (нужно получить отказ и завоевать их);
    • Раздел Чехословакии (проделываем тоже самое, что и с Болгарией);
    • Структура Югославии (тоже самое, что и с Венгрией).
    Когда Германия начнёт войну с СССР, оправдываем цель на Союз и принимаем приглашение в Ось. После капитуляции, помимо советских территорий, нам будет доступен ещё крошечный кусочек Польши. Необходимо DLC Death or Dishonor.

    I Swear I"m Not a Byzantophile

    Играя за Грецию, воссоздайте Византийскую империю. Для формирования Византии, вам будет необходимо принять решение, которое появится после того, как вы будете контролировать территории следующих стран:

    • Югославия;
    • Болгария;
    • Албания;
    • Румыния;
    • Турция.
    Необходимо DLC Waking the Tiger.

    Объединить весь мир под британской короной. Необходимо возглавлять альянс и чтобы все страны мира входили в него. Достижение похоже на New World Order. Можно оставаться демократом, наращивать идеологии, совершать перевороты и воевать с теми, кто создавал мировое напряжение. Либо же можно, уже находясь в войне, стать фашистом и объявить войну всем, до кого сможем дотянуться, главное не переусердствовать, дабы вас не задавили числом. Главное, по окончанию любой большой войны, успеть стать демократом, иначе ваши союзники покинут альянс. Всего предстоит две больших войны: со странами Оси и Коминтерном, а дальше уже всё будет просто.

    The Empire Strikes Back

    Играя за Британию, объявить войну одному из своих бывших марионеток. Название отсылает нас к пятой части эпопеи "Звёздные войны". Берём фашиста-демагога и наблюдаем, как после референдума Канада, Австралия, Южная Африка и Новая Зеландия выходят из нашего альянса. Объявляем войну кому-нибудь из них. Необходимо отключить DLC Together for Victory.

    Играя за любой британский субъект, оккупируйте всю Великобританию. Как поётся в одноимённой песне:
    Правь, Британия! Правь волнами:
    Британцы никогда не станут рабами.

    Только теперь нам как раз и предстоит сделать их своими рабами, играя за Канаду, Австралию, Индию, Новую Зеландию или Южную Африку. Достижение идентично по требованиям с "Operation Sea Lion", то есть, нужно захватить все территории Англии на Британских островах. Стратегия за любую страну будет одна:

    • Получить независимости до начала войны с Германией;
    • Не вступать в войну, но оставаться в альянсе, для того чтобы следить за передвижениями британцев;
    • Развивать армию, флот и авиацию.
    • Объявить войны Соединённому королевству лишь в случае полной уверенности в своих силах.
    Можно вступить в Ось, для того, чтобы получить порты и авиабазы на территории стран Бенилюкса. Это упростит вторжение.

    Играя за одну из Скандинавских держав, создать свой альянс, в который должны войти Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия. Самой выгодной страной для получения достижения является Швеция. Для получения возможности создавать альянсы нам понадобиться фокус «Идеологический фанатизм», становимся фашистом и, при отсутствии гарантов от других стран, захватываем территории Дании и Норвегии, создавая маленькие марионетки. В Финляндии просто совершаем переворот и приглашаем к себе свежеиспечённое государство.

    Med plutonium...

    Сбросить ядерную бомбу на Данию, играя за Швецию. Также можно стать фашистом и, дождавшись появления бомб, объявить войну Дании.

    En Svensk Tiger

    Party like it"s 1520

    Необходимо, при игре за коммунистическую Данию, взять Стокгольм. Достижение отсылает нас на событие 1520 года, когда в Стокгольме состоялась массовая казнь шведской знати по приказу датского короля Кристиана II. Начинаем с фокуса на развитие политики и становимся коммунистом через советника. Готовим дивизии: нескольким предстоит оборонять Копенгаген, остальным разбиться на две армии и готовиться к морскому вторжению в прилегающие к Стокгольму местности. Объявляем войну, только когда всё будет готово. При удачной высадке берём столицу и получаем достижение. При неудачи второй шанс высадится дастся нам нескоро, учитывая наш слабый флот. Однако затянув войну, Швеция вступит в Союзники, а нас пригласят в Коминтерн. С учётом помощи советского флота, проблем с превосходством в море возникнуть не должно.

    The Revenge of Montezuma

    Играя за Мексику, восстановите старые границы. Название отсылает на последнего императора ацтеков Монтесуму II, убитого испанскими конкистадорами, а само достижение на Американо-Мексиканскую войну 1846-1848 годов. Необходимо будет захватить следующие регионы США:

    • Техас;
    • Нью-Мексико;
    • Калифорния;
    • Невада;
    • Аризона.
    Становимся фашистом, создаём армию и сразу после переворота начинаем войну. Можно вступить в Ось, но особого подкрепления вы не получите, зато морских высадок Союзников будет хоть отбавляй. Можно не становиться фашистом, а дождаться 40% мировой напряжённости и объявить войну Третьему рейху, тем самым получив приглашение в Союзники, а затем уже начать воевать с Америкой. Необходимые территории достаточно просто оккупировать во время войны. Если с выполнением достижения возникают большие трудности, можно откатить версию игры до более старой, когда ИИ был менее проработанным.

    Sunset Invasion

    Оккупируйте морскую провинцию в Европе, играя за Мексику. Достижение является отсылкой на игру Crusader Kings II, а конкретнее, на одноимённое DLC, в котором Ацтеки вторгаются в Западную Европу. Становимся фашистами и захватываем все территории ниже нас, пока не дойдём до Панамы. Строим верфи и развиваем подводные лодки. Когда наберём достаточно сильный флот: объявляем войну Португалии и оформляем морское вторжение сначала на Азорские острова, а с них на Мадейру. Далее придётся выбирать: либо продолжить попытки занять порт в Португалии, либо переключиться на Испанию, Францию или Германию и вторгнуться к ним. Действуйте исходя из ситуации. Главное: не вступайте ни в чей альянс.

    Our Words Are Backed With Nuclear Weapons

    Играя за Индию и имея национальный дух «Вон из Индии», сбросить ядерную бомбу. Является отсылкой на «Ядерного Ганди» из серии игр Civilization. Изучаем фокус "Движение «Вон из Индии!»" и разрабатываем ядерное оружие. Когда придёт время – сбрасываем ядерную бомбу на врага. Для получения достижения достаточно просто взять фокус, не обязательно оставаться всю игру британским субъектом, чтобы национальный дух присутствовал. Необходимо DLC Together for Victory.

    I Am the Tong Master

    Играя за Южную Африку, стать свободной от влияния Британии и создать марионетку. Выходим из союзников и становимся фашистом, строим конвои, субмарины и готовим морские вторжения в Либерию. После её капитуляции делаем марионетку. Необходимо отключить DLC Together for Victory.

    Играя за Южную Африку, иметь в Трансваале 9 фабрик. Является отсылкой на фильм "Район №9". Конвертируем имеющиеся там военные заводы в фабрики и изучаем технологии на промышленность, чтобы увеличить количество фабрик в районе.