Имена прилагательные делают нашу. Прилагательные делают нашу речь ярче, образнее, богаче, точнее. У лукоморья дуб, пушистых

В речи,

формирование умения использовать в речи имена

ных; повышение познавательной и творческой активности,

учащихся;

2) развитие коммуникативных навыков, активизация

лексического запаса, развитие устной и письменной речи.

3) воспитывать любовь, интерес к изучению языка.

Задачи: обогащение словарного запаса учащихся, формирование

Тип урока: урок изучения новой темы

Оборудование: ИД, учебник, загадки, таблица, ОК

Ход урока

I. Организационно-мотивационный момент

1. Сообщение темы и цели урока

2. Толкование слова «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Как вы думаете, почему эта часть речи называется так: «прилагательное »?

В самом названии части речи – имя прилагательное – уже содержится намёк

на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

К каким же словам присоединяются прилагательные?

Для чего прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они

нам необходимы?

3. Ситуативная сценка-диалог

1) Уходя на работу, мама торопливо «отдаёт приказания»:

Нурай, свари, пожалуйста, кашу, а ты Бахтияр, сходи в магазин за

Но вдогонку ей слышится вопрос:

Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшенную или гречневую?

И Бахтияр тоже спешит спросить:

А какого хлеба купить, белого или чёрного?

И мама уточняет: кашу надо сварить рисовую, а хлеба купить

Вывод : Очень важной частью речи является существительное, дающее

имена всем предметам, явлениям окружающей действительности. Но как

беден был бы наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его

названия.

Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, нас всюду сопровождают

вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Отвечая на эти вопросы, мы называем

различные признаки , которыми обладает предмет: человек какой? добрый,

чуткий, умный… Погода какая? морозная, солнечная, ветреная… Все эти

слова, которые «прилагаются» к именам существительным для обозначения

различных признаков, и получили название прилагательных.

4. Ознакомление с теоретическим материалом (с. 127)

1) Составление ОК

Имя прилагательное

самостоя - обозначает какой? зависят от определение

тельная признак какая? существительных или

часть речи предмета какое? (род, число, падеж) сказуемое

имена прилагательные делают нашу речь более

точной, выразительной

III. Закрепительные упражнения

1. Выработка навыков сочетания прилагательных с существительными

Подбери нужное слово

У лукоморья дуб, пушистых

цепь на дубе том. снежною

И днём и ночью кот зелёный

Всё ходит по цепи кругом. белой

златая

На ------- ветках учёный

----- каймой

Распустились кисти

----- бахромой.

2. Выпишите из словаря учебника 5 прилагательных. Подберите к

ним существительные женского, мужского, среднего рода. С любыми из них составьте 2 повествовательных предложения.

Сочинения-миниатюры (описания, повествования)

Каким я видел(а) снег Зимние каникулы

Снеговик

Деревья в снегу

2.Вывод о 2-х типах текстов, понятие о рассуждении

Название типов речи

На какой вопрос даётся ответ в высказывании

О чём говорится в высказывании

Описание

Каков предмет, человек, природа?

О признаках (предмета, человека, природы…)

Повествование

Что происходит с человеком, предметом, природой?

О событиях и действиях

Рассуждение

Почему предмет, человек, природа таковы?

О причинах признаков, событий, действий

V . Работа с текстом (Упр.8)

Что такое искусство?

1. Чтение текста

2. Словарная работа

3. Беседа, составление ОК

Что такое искусство

https://pandia.ru/text/78/068/images/image002_31.jpg" width="693" height="528 src="> (энциклопедия, интернет)

Отгадайте загадки

краткое содержание других презентаций

«Русские устаревшие слова» - Они во мне звучат едва-едва, старинные, забытые слова. Выпишите устаревшие слова. Цели и задачи урока. Дворня высыпала из людских изб. Устаревшие слова. Как вы понимаете название темы урока. Архаизмы. Устаревшие слова используются в художественном фильме. Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. В Толковом словаре устаревшие слова даются с пометой « устар». Исчезнувшие слова. Долонь – ладонь.

«Употребление фразеологизмов» - Назови фразеологизм, объясни его значение. Родственники за рубежом. Фразеологизм. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний. В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. Подбери к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика. Что такое фразеологизм. Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом и почему. «С головы до ног». Подберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы.

«Склонение количественных числительных по падежам» - Словарный распределительный диктант. Правописание. Проверка. Склонение количественных числительных. Формы рода. Падеж. Числительное. Небольшое задание. Корни с чередованием. Внимание. Упражнение.

«Местоимение «себя»» - Дополнительный материал. Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом. Фразеологизмы. В каком местоимении два звука, но буква одна. Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания. Возвратное местоимение себя. Знакомство с теоретическим материалом. Синтаксическая функция. Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь. Небольшая физзарядка – для вас хорошая разрядка.

«Антонимы в русском языке» - Проблемные вопросы. Цели и задачи. На противопоставлении антонимов построены многие пословицы. Выводы. Проведем опыт. Ход исследования. Дело – безделье. Результат исследования. Гипотеза. Антонимы.

«Склонение имён числительных» - Проверка упражнения. Безударные гласные. Основные понятия. Каникулы. Таблица. Проверка. Слова. Закрепляем правило. Теоретический материал. Автомобиль. Окончание. Имя числительное. Закрепляем правило упражнением. Корни с чередованием. Целое число. Правило.

Тема урока

Роль имен прилагательных в речи

Педагогическая
цель

Создать условия для умений распознавать имена

прилагательные и правильно их употреблять

Тип урока

Развитие знаний и способов действий, решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Имеют первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства России, о языке как основе национального

самосознания; проявляют позитивное отношение к правильной устной и

письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции

человека

Личностные
результаты

Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную

отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; осознают роль

языка и речи в жизни людей; эмоционально «переживают» текст, выражают свои

эмоции

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные:

общеучебные – владеют навыками смыслового чтения текстов

различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строят

речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты

в устной и письменной форме; логические – осуществляют сравнение, находят различие

и сходство текстов; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Регулятивные:

умеют прогнозировать, предвосхищать результат и уровень

усвоения, его временные характеристики.

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной и письменной форме

(на уровне предложения или небольшого текста)

Основное содержание темы, понятия
и термины

Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Типы текстов: научный, художественный. Текст-описание. Ромашка

Образовательные
ресурсы

Учебник, презентация; карточки для исследовательской работы; для тренировочных упражнений и для проверки усвоения знаний учащимися.

Ход урока

    Орг. момент.

У нас на парте все в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

    Актуализация знаний.

Прочитайте стихотворение.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная,

Опишу любой предмет –

В этом равных со мною нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить

Мною нужно дорожить!

О какой части речи говорится в стихотворении? (Об имени прилагательном).

II I . Постановка учебной задачи.

Игра «Узнай»

    Серый, хищный, жадный…

    Ловкая, хитрая, рыжая…

    Косой, слабый, трусливый…

    Большой, косолапый…

Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идет речь?

Какой частью речи они являются? Что вы знаете о прилагательных?

- Как вы думаете, ребята, какая роль имён прилагательных в речи? (Имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.)

Сформулируйте тему урока. (Роль имен прилагательных.)

Чему будем учиться? (Определять роль имен прилагательных.)

IV . «Открытие» детьми нового знания. Работа в группе.

- Чтобы лучше понять (уточнить) это предлагаю вам прочитать небольшой текст.

В зоопарке ребята издали увидели животное. У него уши, нос. Оно живет в странах.

- Понятно о каком животном идет речь? Интересно читать такой текст?

-Слова, какой части речи нам необходимо вставить, чтобы догадаться о ком идет речь? (Имена прилагательные).

- Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о животном и помогли бы гораздо раньше догадаться, о ком говорится в тексте?

В зоопарке ребята издали увидели огромное животное. У него широкие уши и длинный нос. Оно живет в жарких странах.

- Как изменился текст?

- Озаглавьте и спишите текст.

( Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание. (Работа проводится на интерактивной доске.)

- Какая часть речи помогла определить животное? (Имя прилагательное). - Нужны ли нам имена прилагательные в речи?
Вывод: имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.
-
Какие признаки предметов называют имена прилагательные в этом тексте?

V . Первичное закрепление.

Работа в группах.

- Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о животном.

Карточка 1.

Подбери и вставь в текст имена прилагательные, чтобы получился рассказ о медведях.

Медведи.

____________ медведи живут в лесу. Они _______ хищники. Хотя _______ медведи имеют ___ вид, они являются растительноядными животными, потому что в ________ количестве поедают ягоды, грибы, орехи. ________ медведи - _____ рыболовы .

Слова для справок: крупные, бурые, травоядные, опасные, прекрасные, большом, страшный.

Карточка 2.

Вставь подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получился рассказ о волке.

Волк.

Волк_________ зверь. Он живет в лесу. У волка __________ , ___________ зубы, _______ , ________ шерсть. Хвост у волка _________. Ноги _________ , __________. Мы видели волка. У-У-У -______________ какой!

Слова для справок: хищный, трусливый, серая, острые, быстрые, большие, сильные, длинный, густая, трусливый, страшный.

Алгоритм выполнения по карточке

    Вписать пропущенные слова.

    Подчеркнуть главные члены.

2. Работа со словом из словаря

а). Отгадайте загадку.

Кто тебя не знает,

Полевой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок. (Ромашка.)

- Найдите слово ромашка в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Составьте предложение со словом ромашка, запишите.

3. Работа по учебнику

Упр. 119 (с. 68).

- Прочитайте тексты.

- Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте.

- Сравните имена прилагательные, данные в текстах. Что вы заметили?

- В каком тексте даётся более точное описание? Обоснуйте свой ответ.

- Какая часть речи даёт более полное описание растения?

- Что такое текст-описание?

VI . Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа.

- Прочитайте текст.

В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

(И.Соколов-Микитов)

Спишите. Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их волнистой линией. Взаимопроверка.

VII . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осуществляется анализ и творческая переработка полученных знаний.

(Работа в парах)

- Давайте попробуем систематизировать все наши знания об имени прилагательном и заполнить таблицу

Имя прилагательное

Отвечает

Обозначает

Сочетается

Изменяется

Роль в речи

VIII . Итог урока.

Обобщение: Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении…

Завершите предложения:

Сегодня я узнал(а)….

Теперь я могу…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Домашнее задание: упр. № 120