Интерпретация данных. Интерпретация информации

— сложное, трудоемкое и дорогостоящее дело. Социологу предстоит определить направление поиска, пути и средства поиска информации, осуществить исследование и получить информацию. Однако трудности на этом не заканчиваются. Перед социологом встает непростая проблема интерпретации фактов. Социологическая и социально-политическая интерпретация данных требует не только высокого профессионализма социолога, но и его всесторонней образованности, культуры.

Обязательно должно быть репрезентативным, т.е. представительным и достоверным. Иными словами, характеристики, полученные в результате частичного обследования какого-либо объекта, должны соответствовать характеристикам этого объекта в целом, что позволяет распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект.

Кроме того, чтобы использовать полученные социологические данные, их необходимо всесторонне и правильно объяснить. На этой стадии качество исследования прежде всего определяется глубиной знаний объекта, с которым социолог работает, а также его профессиональным опытом, склонностью к анализу и умением обобщать обычно весьма мозаичную эмпирическую информацию.

На стадии интерпретации перед социологом стоит задача превращения социологических данных в показатели. Полученные числовые величины (проценты, среднее арифметическое и т.п.) должны приобрести определенное смысловое содержание. Их необходимо соотнести с первоначальными замыслами исследователя, целью и задачами исследования, т.е. перевести в индикаторы. Социологические данные становятся показателями только в том случае, если исследователь «вносит» в них содержательный смысл, т.е. соотносит их с изучаемой проблемой, наиболее важными сторонами предмета исследования. Отклонение от этих требований ведет к формированию показателей, ошибочно трактующих полученные результаты, так как любые данные обладают свойством многозначности, их можно истолковать по-разному. Как правило, при обсуждении результатов исследования среди социологов возникают жаркие споры. Одни считают, что полученные данные имеют позитивный характер, другие уверены, что данные негативны, а третьи вообще избегают однозначных оценок. Заметим, что на интерпретации социологических данных сказывается обоснованность выдвинутых ранее гипотез исследования.

Рассмотрим в связи с этим данные об участии россиян в практиках самоорганизации (рис. 1.4).

В результате социологического исследования выявлено, что более половины россиян (54 %) вообще никогда не участвовали в мероприятиях, связанных с самоорганизацией по месту жительства. Много это или мало? Очевидно, что много как по абсолютным параметрам (больше половины), так и по относительным (в сравнении с другими показателями).

Как интерпретировать полученные данные? Позиция интерпретатора может быть такой: «Подавляющее большинство россиян пассивно, поскольку они интересуются только собственным благополучием или не верят в то, что их действия могут что-то изменить к лучшему. Поэтому в современной России нет реальных перспектив для функционирования гражданского общества».

Рис. 1.4. Вовлеченность граждан, %, в общественные практики самоорганизации по месту жительства

Однако возможна и более оптимистичная интерпретация: «Для проявления общественной активности, направленной на коллективное решение проблем, возникающих по месту жительства, должна присутствовать реальная основа для объединения — острые и нерешенные проблемы, неспособность управлений жилищно-коммунального хозяйства самостоятельно и эффективно решать вопросы. Можно полагать, что уровень общественной активности — это индикатор качества оказания соответствующих услуг».

Этот пример показывает, что в интерпретации важную роль играет позиция исследователя. Очевидно, что в рассмотренном случае целесообразно провести дополнительное исследование с целью определения качества услуг, предоставляемых ЖКХ, и оценки этих услуг самими жильцами. Так, если жильцы не удовлетворены работой ЖКХ, то более предпочтительной окажется пессимистичная позиция исследователя.

Интерпретация тесно связана с проблемой обоснованности критериев социального исследования. Понятие «критерий» здесь имеет два смысла: О качественный признак, внутренне присущий предметам или явлениям одного класса; о качественный признак, по которому судят об уровне развития исследуемого явления (мерило).

В социальных исследованиях всеобщим мерилом выступает общественная практика. Хотя правомерность данного критерия не вызывает сомнений, но этот критерий имеет существенный недостаток — неопределенность и неоперативность. Например, неэффективность общественной собственности на средства производства в СССР была выявлена в результате исторической практики лишь спустя семь десятилетий. За это время выросло несколько поколений людей со специфической общественной психологией и нравственно-психологическими ориентациями (достаточно назвать проблемы бюрократизма, социального иждивенчества, отсутствия инициативы, лень и повальное пьянство). Ясно, что такой критерий неудобен для оперативного анализа и оценки социальных процессов. Нужны более гибкие и мобильные критерии.

По мнению социологов, такими критериями могут выступать: социальные и экономические интересы, а также правовые гарантии их защиты. Главное основание для такого выбора — их повседневная актуальность и необходимость для жизни социальных групп и каждого человека в отдельности. Насыщенность рынка товарами, доступность цен на товары повседневного спроса, удовлетворительный уровень доходов, обеспеченность работой, жильем, медицинским обслуживанием, доступность образования — степень удовлетворенности данных интересов образует такой качественный признак, как «социальное здоровье» общества, представляющего собой диагностический инструмент, с помощью которого можно постоянно оценивать уровень и стабильность этого «здоровья».

В критерии «социально-экономические интересы» в нашем обществе приобретают приоритетное значение следующие эмпирические показатели: имущественное положение различных слоев населения, тенденции и темпы развития экономики страны (региона, коллектива) и жизненно важных отраслей (энергетики, топливной промышленности, транспорта, легкой, пищевой промышленности, связи, сельского хозяйства, строительства), соотношение различных форм собственности и типов производства, состояние хозяйственных связей между регионами, отраслями, уровни дохода и профессиональная квалификация кадров и др.

В критерии «правовые гарантии» интересов особо значимы такие эмпирические показатели, как равноправие форм собственности, обозначение в действующих законах организационных структур контроля за исполнением норм и требований законов, соответствие существующих политических, правовых, хозяйственных структур нормам и требованиям законов, определение в законах прав и обязанностей органов власти и управления, наличие в законах гарантий и санкций правовой ответственности должностных лиц на всех уровнях государственного управления, реальные возможности государственных служб и правоохранительных органов для реализации законов и других правовых актов (укомплектованность правоохранительных органов квалифицированными кадрами, степень удовлетворения их социальных нужд, заполнение штата налоговых служб квалифицированными кадрами и т.д.).

Таким образом, сама интерпретация полученных данных означает разъяснение одной системы данных (событие, факт, текст) с помощью другой, более конкретной и понятной.

В социологической практике нередко интерпретация выступает синонимом объяснении. Однако интерпретация как формулирование выводов, обобщений и оценок не всегда вытекает из полученных эмпирических результатов. В таких случаях она осуществляется с помощью дополнительной научной информации, полученной из других исследований, что дает возможность выяснить, например, незафиксированные в результатах исследования социальные последствия изучаемых процессов. В частности, интерпретация с привлечением дополнительной эмпирической информации зачастую позволяет истолковать мотивацию рассматриваемых типов социального поведения.

Отчет составляется после интерпретации и объяснения результатов исследования и представляет собой документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, ее выполнение, полученные в конечном итоге научные выводы, практические рекомендации, возможности их внедрения. Отчет является и юридическим документом, в котором фиксируются данные, содержащие авторские права исследователей. В то же время отчет — это административный и финансовый документ, по которому определяются объем, сроки, содержание, качество выполненных работ, обоснованность использованных средств.

Отчет составляют руководитель и исполнители по отдельным разделам. В отчете рекомендуется указать всех лиц, принимавших участие в исследовании, и конкретные формы их участия. При использовании в отчете результатов других исследователей необходимо либо указать на соавторство, если работы выполнены совместно, либо дать ссылки на источники.

Исследовательская работа социолога с неизбежностью рождает некоторые этические вопросы, зачастую не имеющие однозначных ответов. Например, как ответить на вопрос: может ли социолог прибегать к обману и недомолвкам, собирая информацию? Ведь многие из тех, к кому обращается социолог с вопросом (респонденты), занимаются деятельностью, о которой предпочитают умалчивать. Торговля оружием, порнобизнес, наркобизнес, деятельность религиозных сект, жизнь некоторых сексуальных меньшинств — эти и другие сферы «теневой» жизни общества малодоступны, и, если социолог не прибегает к каким-то уловкам, сбор данных здесь будет невозможен. Нередко исследователи вводят респондентов в заблуждение, опасаясь, что в противном случае они сообщат о себе ложные сведения, т.е. исказят информацию.

Весьма значима регламентация деятельности социологов во время избирательных кампаний, где злоупотребления особенно заметны.

Где же пределы допустимого вмешательства социолога в общественную и частную жизнь? Могут ли быть оправданы сомнительные действия социолога, который для того, чтобы добиться расположения опрашиваемых, сообщает о себе невер- ныс сведения, выдает себя за кого-то другого? Сопоставимы ли полученные результаты с возможным психологическим или физическим ущербом, который может быть нанесен респондентам? Профессиональный кодекс этики российских социологов разработан давно, но редко применяется на практике. Социолог не свободен от моральных норм и этических принципов исследовательской работы. Если существует риск нанести вред обследуемым, он должен отказаться от проекта или прекратить исследование. Профессионализм, компетентность, порядочность и ответственность — нравственные характеристики профессионального социолога.

Некоторые обобщения информации

Представленная выше информация, необходимая для выбора , бывает полезной лишь при следующих условиях: о исследовательский процесс должен рассматриваться как единое целое, а не как применение одного или нескольких методов. Каждому изучаемому явлению необходимы интегрированные объяснения; о любое исследование начинается с изучения литературы по социальным наукам, имеющей отношение к исследуемой проблеме, и учебников по практике проведения эмпирических исследований;

О сравнение информации, полученной из литературных источников, с реально наблюдаемым явлением позволяет выдвинуть исследовательские гипотезы, которые должны быть подтверждены или опровергнуты в результате исследования; о при выборе методов исследования следует опираться на необходимые интеллектуальные и материальные ресурсы; О обязательное условие исследования — разработка программы, в которую обычно включаются: цель и задачи исследования; основные и второстепенные гипотезы; решение о том, какие конкретно собирать данные и каковы методы организации сбора и обработки полученных данных.

Вооружившись методологией и методами исследования, социолог может успешно провести эмпирический анализ. Многим начинающим исследователям это кажется трудным и непреодолимым, но на практике все существенно проще. Преподаватель во время общения со студентами на лекциях и семинарских занятиях такие проблемы может решать в процессе обсуждения различных тем, включенных в программу по социологии.

Таким образом, завершающий этап всякого социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию полученной информации. Интерпретация — сложная операция объяснения данных, требующая от исследователя глубоких теоретических знаний и практического социального опыта, научной объективности и творческой интуиции, гражданской ответственности и непредвзятости. Правильная интерпретация социологической информации позволяет исследователю сделать объективные обобщения и выводы, предложить соответствующие рекомендации, обосновать возможности их внедрения, выстроить прогнозы развития событий. Интерпретация соответствует реальному положению вещей только в том случае, ест и на всех этапах исследования соблюдаются необходимые научные требования и моральные нормы.

  • 7. Характеристика идеографического и номотетического подходов к исследованию в психологии.
  • 8. Классификация методов исследования в психологии.
  • 9. Требование к методу наблюдения в психологии. Технология разработки программы наблюдения.
  • 10. Технология составления диагностической беседы.
  • 12. Технология составления тестов достижений. Коэффициент трудности теста.
  • 14. Понятие надежности исследования. Характеристика надежности ретостовой, надежности параллельных форм, надежности как гомогенности теста.
  • 15. Понятие валидности исследования. Характеристика видов внешней валидности.
  • 16. Понятие валидности иссл-ния.Хар-ка внутренней валидности
  • 17. Объем понятия эп
  • 18. Предмет, задачи эп как науки
  • 19. Исторические вехи развития экспериментальной психологии. История развития экспериментальной психологии
  • 20. Понятие переменной в псих-м иссл-нии. Хар-ка промежуточной и полномочной переменных
  • 21. Хар-ка независимой переменной в псих-м иссл-нии
  • 22. Хар-ка зависимой переменной в псих-м иссл-нии
  • 23. Способ контроля переменных в исследовании.
  • 24. Виды взаимосвязи переменных в психологическом исследовании.
  • 25. Характеристика видов данных в психологическом исследовании.
  • 26. Способы представления данных в исследовании.
  • 27. Схема экспериментального исследования.
  • 28. Правила формулирования гипотезы в исследовании. Требования к формулированию каузальной гипотезы.
  • 29. Суть корреляционной гипотезы и гипотезы о наличии явления. Требования к их формулированию.
  • 30. Понятие эксперимента. Особенности эксперимента как метода исследования в психологии.
  • 34. Характеристика экспериментальной выборки. Требование к выборке психологического исследования.
  • 35. Стратегии формирования выборки.
  • 36. Факторы, нарушающие внутреннюю валидность выборки.
  • 38. Хар-ка доэкспериментальных планов
  • 39. Хар-ка квазиэксперимента
  • 40. Суть исследования ex – post – facto.
  • 41. Понятие корреляционного исследования. Характеристика многомерного корреляционного исследования и исследования по типу сравнения двух групп.
  • 42. Понятие простого корреляционного исследования. Характеристика корреляционного исследования попарно эквивалентных групп.
  • 43. Понятие сравнительного корреляционного исследования. Характеристика структурного корреляционного исследования и лонгитюдного корреляционного исследования.
  • 44. Характеристика межгрупповых планов экспериментального исследования.
  • 45. Характеристика внутригрупповых планов экспериментального исследования.
  • 47. Обработка эмпирических данных в психологическом исследовании. Виды обработки данных.
  • 48. Интерпретация данных. Виды объяснения в психологии.
  • 49. Генетический и структурный методы интерпретации данных.
  • 50. Функциональный и комплексный методы интерпретации данных.
  • 48. Интерпретация данных. Виды объяснения в психологии.

    За количественной обработкой данных следует решающая фаза научного исследования - интерпретация результатов. Качесттвенная, теоретическая обработка данных.

    Теоретическая обработка выполняет две главные функции: 1) преобразование статистически подготовленных данных («вторичных данных», результатов) в эмпирические знания и 2) получение на их базе теоретических знаний.

    Описание (интерпетация) дает констатирующее представление об объекте в целом. Далее следует найти объяснение обнаруженным фактам и раскрыть сущность объекта. Именно в выяснении сущности объекта заключается смысл объяснения

    Виды объяснения в психологии:

    Ж.Пиаже предложил выделить два основных типа объяснений: 1) редукционизм - упрощающие объяснения и 2) конструктивизм - построение объяснительных моделей, дополняющих редукционистские объяснения. Внутри этих двух типов имеются разновидности:

    I. Редукционизм

    Психологический редукционизм.

    Внепсихологический редукционизм:

    а) физические (физикалистские) объяснения;

    б) физиологические (органические, срганистские) объяснения;

    в) социологические (психосоциальные) объяснения.

    II. Конструктивизм

    Модели прижизненного опыта.

    Модели врожденного опыта (генетические).

    Абстрактные модели.

    Психологический редукционизм заключается в сведении в психологических рамках сложного к простому.

    Внепсихологический редукционизм - объяснение психологических факторов причинами непсихологического характера

    Физические объяснения являются сведением психического к физическому. (физические гештальты напр.)

    Физиологические объяснения состоят в сведении психического к физиологическому.(теория эмоций Джеймса Ланге)

    Социологические объяснения - поиск причин индивидуальных реакций и индивидуального поведения в сфере микросредовых (а в некоторых случаях и макросредовых) социальных взаимосвязей (концепция мотивации Маслоу)

    Объяснение через модели прижизненного опыта. Объяснение здесь сводится к обращению к приобретаемым формам поведения, однозначно определяемым воздействиями среды, т. е. через феномен научения. (Бихевиоризм)

    Объяснение через генетические модели. Объяснительный принцип - врожденные поведенческие конструкции (Импиртинг)

    Объяснение через абстрактные модели. Производится отвлечение от разнообразия в формах поведения и реакций и апелляция к наиболее общему их выражению.

    49. Генетический и структурный методы интерпретации данных.

    интерпретация и обобщение результатов исследования означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему?

    Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель метода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим. Так что везде, где требуется выявление временной динамики психических явлений, генетический метод является неотъемлемым исследовательским инструментом психолога. Генетический метод особенно характерен для различных отраслей психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической психологии. Понятно, что и любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого метода. Генетический подход может также рассматриваться как реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития. При таком видении другие варианты реализации принципа развития допустимо рассматривать как модификации генетического подхода. Например, исторический и эволюционный подходы.

    Структурный метод – это направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношению между ними. В итоге строиться система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.

    Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. Важным достоинством структурного метода является возможность наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и др. Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по З. Фрейду, типы личности по К. Юнгу, «круг Айзенка» и пр.

    Структурный метод – атрибут любого исследования, посвященного изучению конституциональной организации психики и строения ее материального субстрата – нервной системы. Здесь можно упомянуть о типологии ВНД И.П. Павлова и ее развитии Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими.

    Интерпретация - это научная процедура, посредством которой в социальной действительности выделяются признаки социальных явлений (или чаще их классов), составляющие содержание данных понятий. Такие признаки называются индикаторами (показателями). Интерпретация является обычно составной частью процедур социологического наблюдения (если оно формализовано и осуществляется по определенной программе) или измерения. По своей основной направленности (от содержания понятий к эмпирическим явлениям).
    В отличие от дефиниций, контекстуальных понятийных связей (логических методов раскрытия содержания понятия, его интенсио- нала), эмпирическая интерпретация, как и концептуализация, имеют практическую природу, иначе говоря, их эффективность может быть обоснована лишь последующими шагами исследователя, в конечном счете - результатами всего исследовательского цикла. Для ин-терпретации (или концептуализации) не может быть построена дискурсивная логическая последовательность действий, поскольку сама суть этих операций заключена в выходе за пределы логических связей. Тем не менее интерпретация может иметь более или менее развитую логическую часть, обычно предваряющую собственно практические шаги или действия. Степень развитости логического механизма интерпретации зависит от уровня абстрактности и степени общности понятий, вида эмпирического исследования, накопленного исследовательского опыта, стандартизации инструментов наблюдения или измерения. Практический механизм интерпретации уточняется на программной стадии исследования. При подготовке инструментов формализованного наблюдения или измерения определяется состав индикаторов, служащих эмпирическому обоснованию понятий, способ обоснования (методы записи, контроля и преобразования информации, методы анализа), характер разделения труда между исследователем, вспомогательным персоналом (интервьюер, наблюдатель, счетчик, эксперт, кодировщик, программист) и респондентом (если используется саморегистрация).
    Отношение между содержанием понятия и его эмпирическими индикаторами в гносеологическом плане раскрывается в диалектике общего и специфичного, абстрактного и конкретного. Любой набор индикаторов данного понятия рассматривается как выборка из всех возможных его индикаторов (универсума индикаторов, предметной области понятия, его экстенсионала). Индикаторы делятся на прямые и косвенные. Прямые индикаторы непосредственно характеризуют содержание понятия, косвенные, или сопутствующие, делают это в силу известной (практически доказанной) связи с интересующим исследователя свойством.
    Для многих областей социальной реальности прямые индикаторы либо отсутствуют (субъективный мир, явления индивидуальной психики, общественного сознания, традиционных общественных институтов и культуры), либо в силу своих масштабов выходят за пределы возможностей индивидуального наблюдения и подлежат косвенному измерению (степень бюрократизации общества, уровень преступности и т.п.). Эти обстоятельства, а также зачастую неопределенность классификации индикаторов на прямые и косвенные в социологии приводят к необходимости использования множества индикаторов при интерпретации ставят проблемы взаимозаменяемости индикаторов, их разной валидности. Отражением этих методологических проблем является стратегия особых средств измерения (тестов, индексов, шкалирования) в психологии, социологии и др. науках, а также особые требования к сравнительным, повторным и т.п. исследованиям, где возникает проблема сопоставимости данных /4/ . В каждом конкретном случае интерпретация осуществляется усилиями коллектива людей, опытными социологами. Она связывается с объективными и субъективными факторами, действующими в обследованной группе населения или регионе, опирается не только на итоги проведенного социологического исследования, но и на стати-стический материал, результаты других исследований. Одним словом, на все то, что позволяет проверять и уточнять правильность интерпретации полученных результатов, усиливать степень обоснованности сформулированных на их основе выводов.
    Таким образом, сами по себе полученные данные показателями не являются, а представляют собой лишь обобщенные по заданным логическим и математическим правилам числовые величины, которым еще только предстоит приобрести определенное смысловое содержание. Кроме того, каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения. Поэтому социологические данные превращаются в показатель только в том случае, если исследователь «вносит» в них содержательный смысл, то есть соотносит их с изучаемой проблемой, с наиболее важными сторонами объекта и предмета исследования.
    Литература
    См.: Процесс обработки данных анкетных опросов на ЭВМ. М., 1986;
    Энциклопедический социологический словарь. М., 1995, с.459-460.
    См.: Основы прикладной социологии. М., 1996, с.88.
    Там же., с.89, 94-99.
    Энциклопедический социологический словарь. М., 1995, с.235-236.

    Еще по теме 3.3. Интерпретация полученных данных:

    1. Способы анализа и интерпретации данных, получения эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций

    Комментируя полученные результаты обследования, диагност часто полностью учитывает специфику метода, которым пользуется, не анализирует полученных данных, не имеет представления о том, что такое интерпретация. На эти данные накладывает свое видение процессов и явлений, которые исследовали или замеряли. Результаты интерпретаций почти всегда есть объектом острой критики и дискуссий ученых.

    Интерпретацию понимают как совокупность значений (смыслов), которые предоставляют соответствующим способом разным данным (в широком смысле теориям, символам, формулам и т.д.), то есть, интерпретировать то - значит приписать (присвоить) этому содержание.

    Роль и значение интерпретации очень важны. Правильная, объективная интерпретация позволяет сопоставлять и сравнивать научные концепции с описываемыми ими фрагментами реального мира, порождать практические рекомендации, прилагать оптимальных способов действий, поскольку интерпретация основывается на восходящих данных. Исследователи выделяют два их уровне: содержательный и формальный. Содержательный уровень данных - это совокупность эмпирических объектов, которые рассматривают вместе с отношениями, которые интересуют исследователя. Эмпирическая система с отношениями - это модель реальности, в которой каждый объект является носителем явлений и отношений, которые нас интересуют. От других отношений мы абстрагируемся, не учитываем их, считая несущественными .

    Интерпретация проблемно ориентированным и логично обоснованным выводом о личности испытуемого. В этом заключении психолог должен объяснить поведение, прослеживается у исследуемого, опираясь на результаты экспериментально-психологического обследования. Другими словами, интерпретация описанием психологических механизмов, которые управляют поведением отдельного субъекта исследования, и поэтому может быть использована для прогноза и коррекции индивидуального поведения. Необходимость интерпретации возникает в связи с тем, что на практике требуют заключение и рекомендации по отдельным индивидов, а все модели прогноза и диагностики имеют вероятностный характер, то есть правильные только средние показатели для выборки субъектов исследования, а не для отдельного человека. Это основная проблема психодиагностики - как от выводов, правильных при средних показателях, перейти к выводам, которые правильные в индивидуальных случаях.

    К этому времени эта проблема не имеет формального решения.

    Писал выводы, психолог должен оперировать всей совокупности данных: педагогическими, медицинскими, социальными, биографическими и другими, а не только результатами обследования. Данные тестирования надо использовать как вспомогательные для объяснения и систематизации Анамнестические существующей информации.

    Работая над интерпретацией, психолог должен также учитывать всю совокупность психологических знаний о факторах личности и способы их взаимодействия при формировании реального поведения. Например, в некоторых видах деятельности низкий уровень оценок по одного фактора может компенсироваться высокими оценками по другому и тому подобное.

    Если взять формальный уровень, то в процессе измерения каждому объекту приписывают некоторое формальный символ (чаще математический). Отображение эмпирической системы в математическую происходит в процессе измерения. В основном в этом процессе мы присваиваем числа соответствующим психическим свойствам и их отношением. Формальный уровень данных ~ это совокупность результатов замеров. Принято восходящими данным называть данные содержательного уровня.

    Используя тот или иной математический метод, мы допускаем, что элементы математических систем, которые применяем при замере, позволяют реализовать многие условия.

    Отношения между элементами математической системы (например, числами) отражают соответствующие отношения между эмпирическими объектами. Например, применяя порядковую шкалу для замера удовлетворенности межличностными отношениями, мы допускаем, что отношение "больше-меньше" между ответами обследуемых (т.е. между реальными "удовлетворенности" тех самых испытуемых.

    Соответствующие отношения между элементами математической системы отражают соответствующие эмпирические отношения даже тогда, когда соответствующего намерения моделировать последние в процессе замера не было. Подобная уверенность основывается на содержательных гипотезах, которые опираются на интуицию исследователя.

    Явления, интересующие исследователя, отражены в математической модели для идентификации (распознавания) параметров, которыми пользуется соответствующий метод. Например, применяя анализ линейных корреляций, мы допускаем, что между значениями зависимой и независимой переменных являются линейные связи.

    Возможность идентификации параметров модели, которую определяют математическим методом, связана со многими допущениями: о характере распределения признаков, рассматривают (например, требование нормальности распределения значений параметра), с механизмом формирования восходящих данных (например, допущение о наличии среди обследуемых некоторого "идеального "объекта позволяет выявить сходство значимости объекта, ранжируют). Часто такие допущения не подлежат практической проверке, а исследователю недостаточно интуитивной оценки их правильности.

    В процессе интерпретации данных следует применять два принципа интерпретации. Принцип согласованной интерпретации - по этому принципу интерпретацию результатов применения математического метода надо согласовывать с интерпретацией восходящих данных; принцип дополнения формализма - в соответствии с упомянутым принципа, если содержательные соображения не отразились при интерпретации результатов применения метода .

    Результативную интерпретационную схему предложила Л. Н. Собчик, используя целостный подход в понимании личности как единства биологических и социальных факторов. В основу подхода положен положение С. Л. Рубинштейна, согласно которому формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, переламываясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. Основа схемы - концепция личности, в которой основными типологическими признаками являются сквозная присутствие на всех уровнях личности соответствующего эмоционально-динамического паттерна, который проявляется тенденциями.

    Ведущая тенденция этой концепции - стойка, стержневая качество личности, которая входит в типа высшей нервной деятельности, в конституционно заданные свойства нервной системы и предоставляет индивидуальную окраску стиля переживания, мышления, межличностного поведения, определяет основную направленность и силу мотивации, тип реакции на стресс, особенности механизмов адаптации. Эти устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают соответствующее русло, которое ограничивает количество степеней свободы при формировании высших уровней организации личности - социальной направленности, иерархии ценностей, осознанной мотивации, нравственных ориентиров. Интегральный центр этого конструкта - самосознание, которое охватывает осознание "Я" в контексте социальных отношений. Баланс между собственным Я и окружением реализуется через самооценку и самоконтроль.

    Разработанная на этой методологической основе индивидуально-личностная типология основывается на сопоставлении конкретных свойств: интроверсия - экстраверсия, тревожность - агрессивность, лабильность - ригидность, сензитивность - спонтанность. Эти свойства соотносятся со свойствами нервной системы: активность - инактивности, лабильность - инертность, динамичность возбуждения - динамичность торможения, и с типами высшей нервной деятельности - слабым и сильным (рис. 5.7).

    Каждому индивидуально-типологическом варианта соответствует определенный стиль переживания, мышления, мотивационной направленности, вида профессиональной деятельности, соответствующая избирательность в направлении жизненных ценностей, то есть свойства, которые формирует ведущая тенденция. Понятие "тенденция" - более емкое, чем "черта", "свойство", "состояние", хотя в то же время объединяет их. Тенденция - дефиниция, которая содержит и условия, способствующие формированию той или иной личностной свойства, а само свойство и то состояние, которое могут развиться в продолжение индивидуально-личностное свойство. При убыточной эмоциональной напряженности, в состоянии дистресса и нарастание признаков социально-психологической дезадаптации типологические особенности как некоторая предиспозиции могут помочь успешно адаптироваться или перерасти в дезадаптивный состояние .

    Первая группа показателей (вектор) - континуум качественных характеристик устойчивых свойств личности (Айзенк ЭРИ).

    Вторая группа показателей (вектор) отражает степень гармоничности и уровень адаптированности личности (ММРИ, FPI).

    Третья группа показателей (вектор) характеризует взаимосвязь индивидуально-типологических тенденций со свойствами личности, которые формируются на этой почве (преобладающие: стиль переживаний, сила и направленность мотивации, стиль мышления и межличностного взаимодействия, тропизм относительно жизненных ценностей и видов профессиональной деятельности) (лире, ТАТ).

    Четвертая группа (вектор) - отражает взаимосвязь сознательных и бессознательных разных уровней личности (неосознанные переживания, субъективная самооценка и социальные установки).

    Пятая группа показателей (вектор) - психобиографии, диапазон колебания личностных свойств в онтогенезе (в лонгитюдному исследовании), либо на основании сопоставления актуальной и ретроспективной оценки субъектов исследования своих личностных свойств и состояний.

    Итак, если психолог сумеет учесть все данные и психологические закономерности, то полученный вывод будет достаточно надежным и объективным без специальных вычислений. Поэтому умение глубоко, содержательно интерпретировать результаты тестирования можно рассматривать как один из важных показателей профессиональной квалификации психолога-практика.