История россии.иван i данилович калита

Книга представляет собой сборник исторических миниатюр о знаковых фигурах в истории России. Может быть рекомендована для внеклассного чтения в старших классах средней школы и колледжей.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История России в лицах. Книга третья (С. И. Бестужева-Лада) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Первые великие князья Московские

Внук Александра Невского, сын московского князя Даниила Александровича, князь Московский, князь Новгородский и Великий князь Владимирский, он в течение долгого времени он оставался в тени своего старшего брата князя Юрия, но после его гибели в 1325 году Иван I занял великое княжение в Москве.

Времена его правления были эпохой усиления власти Москвы и ее возвышения над другими русскими городами. Иван Данилович обеспечил безопасность Москве тем, что заслужил расположение и доверие Узбека.

«Перестали поганые воевать русскую землю, – писал летописец, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

Так кто же был Иван Калита – патриот или предатель? Стяжатель или щедрый благотворитель? Второе – менее известное – прозвище у него было «Добрый». Так может быть, попробуем разобраться?


У Александра Невского было четыре сына: старший, Василий, княжил в юности в Новгороде, а впоследствии в Костроме, где и умер. Димитрий и Андрей вели между собою кровавый спор за великое княжение; последний отличился тем, что дважды наводил на Русь татар, которые произвели в ней ужаснейшие опустошения (1282 и 1294 гг.), отозвавшиеся на целые десятилетия.

Четвертый сын Невского, Даниил остался после смерти отца ребенком. Ему в удел досталась Москва, считавшаяся незначительным «пригородом» города Владимира. Даниил был первый князь, начавший укреплять позиции Москвы на Руси, и положил начало тому расширению владений, которое затем так последовательно вели все его преемники.

Даниил умер в 1303 году, приняв перед смертью схиму. По летописным известиям он погребен был в деревянной церкви Св. Михаила, которая стояла на месте нынешнего Архангельского собора в Москве; а предание, записанное в его Житии, помещает его могилу в Данииловом монастыре, будто бы им основанном. Он оставил пятерых сыновей: Юрия, Ивана, Александра, Бориса и Афанасия

Впервые Иван Данилович (еще не Калита и не Добрый) упоминается в новгородской летописи в 1296 году в связи с поездкой в город Новгород Великий. В начале XIV века княжил в Переяславле-Залесском. В 1305 году он разбил под Переяславлем войско тверского боярина Акинфа, который пытался захватить город.

В Москве княжили сперва его отец, а затем – старший брат Юрий. С братом своим Иваном Юрий всю жизнь жил дружно, но с другими братьями, Александром и Борисом, не поладил до того, что они убежали в Тверь к его непримиримому врагу. Этот враг в 1308 году еще раз покусился на Москву и опять не взял ее. Взаимная злоба еще более усилилась после нового нападения на Москву и, наконец, прорвалась отчаянною борьбою по поводу Новгорода.

Со времени татарского завоевания Новгород, пользуясь своею внутреннею самостоятельностью, принужден был допускать у себя пребывание на Городище великокняжеских наместников и платить великому князю дань в качестве участия в общем платеже выхода хану. С этих пор отношения между Новгородом и великим князем всегда были натянутые и нередко делались открыто враждебными.

До самого падения Великого Новгорода в конце XV века не было ни одного великого князя, за исключением Юрия Даниловича, с которыми бы новгородцы находились в дружелюбной и искренней связи.

Но весною 1315 года пришло Юрию приказание явиться в Орду. Князь не посмел ослушаться и поехал. Ему пришлось прожить в Орде более двух лет. Последствием такого долгого пребывания было то, что Юрий вошел в милость к хану Узбеку и женился на его сестре Кончаке, которая приняла в крещении имя Агафии.

На Русь Юрий возвратился… вместе с татарским войском, которое бесчинствовало на пути в Костроме, Ростове, Дмитрове и Клине. С татарами были хивинцы и мордва. Но тверской князь Михаил сумел дать отпор: князь Юрий бежал в Торжок, а оттуда пробрался в Новгород.

Новгородцы дружно принялись за дело своего союзника; к ним присоединились псковичи. Недавно был заключен новгородцами мир с Михаилом; нападать на Михаила было бесчестно: поэтому новгородцы решили прежде послать к Михаилу требование сделать все угодное Юрию, а вступить с ним в войну предполагали только тогда, когда он откажет.

Михаил был сговорчив, потому что боялся ханского гнева. Отпустить жену Юрия было невозможно: она умерла в плену; говорили, что ее там уморили зельем. Михаил выдал Юрию только тело ее. При посредстве новгородцев, соперники порешили на том, чтобы им обоим идти в Орду, к хану Узбеку.

Хан приказал рассудить дело Михаила Ярославича с Юрием. Михаилу предъявили такое обвинение: «Не давал царевой дани, бился против царского посла и уморил княгиню жену Юриеву». Михаил был казнен, а Юрий, получив от хана великое княжение, возвратился в Русь с большою честью.

Юрий, сделавшись великим князем, послал в Новгород брата своего Афанасия, но после смерти последнего в 1322 году сам переехал в Новгород и остался в нем. Он уступил Москву брату Ивану и, считаясь великим князем, жил в Новгороде. Но через три года князь Юрий был убит сыном князи Михаила Дмитрием. Тело Юрия было привезено в Москву, а убийцу казнили по приказанию хана Узбека.

Иван I Данилович наследовал Московское княжество. В первый же год своего правления он, желая положить благое начало своему княжению, призвал в Москву из Владимира митрополита Петра. Это сразу сделало Москву духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», а Петр способствовал Ивану в проведении политики централизации русских земель.

В отличие от своего старшего брата, Иван любил Москву. Именно при нем был построен дубовый Кремль, который защищал центр города и посад за его пределами. С большой скоростью возникали села. Бояре с радостью отправлялись к Московскому князю и получали от него земли. Иван Данилович заботился о безопасности своего княжества, строго преследовал и казнил разбойников, поэтому купцы могли спокойно ездить по русским дорогам.

Свое вошедшее в историю прозвище Иван Данилович получил еще при жизни и прежде всего от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту»), чтобы раздавать милостыню бедным. Позже Калитой его стали называть и враги – за огромные богатства, которые он использовал для расширения своей территории покупкой чужих княжеств.

Но первоначальным своим возвышением Иван Данилович был обязан благоволению к нему ордынского хана. В 1327 году Иван Калита вместе с другими князьями отправился в поход на Тверь совместно с золотоордынскими карательными отрядами для подавлении народного восстания против монголо-татар . За это был награжден в 1328 году ханом Узбеком: получил Костромское княжество и право контроля над Новгородом Великим.

В том же году Иван Данилович – опять совместно с ордынцами! – предпринял поход на Тверь, где убили татарского посла со свитой, сжег города и села, взял в плен множество тверичан и… получил в награду титул князя Новгородского. Правда, ярлыка на великое княжение ему так и не дали, несмотря на щедрые дары хану и его окружению.

Пришлось временно удовольствоваться только городом Владимиром и Поволжьем, но потраченные на взятки средства хотелось чем-то компенсировать. Иван Данилович потребовал от новгородцев дань в увеличенном размере, получил отказ и пошел войной на недавних союзников, заняв города Торжок и Бежецкий Верх. После чего, призвав на помощь митрополита Феогноста, Иван Калита заключил с городом Новгородом мир. В 1336 году новгородцы призвали его своим князем и выплатили все требуемые деньги.

Мир скрепили браком старшего сына Ивана – Симеона – с дочерью литовского князя Гедемина Айгустой (во святом крещении нареченной Анастасией). Помимо этого Иван Калита выкупил в Орде из плена брата Айгусты-Анастасии Наримунта, заручился его расположением и отправил в Литву, к отцу Гедемину. Новгородцы же, опасаясь как Калиты (в то время только титульный Новгородский князь) с ордынцами, так и шведов, пригласили Наримунта на северные волости, дав ему в отчину Ладогу, крепость Орешек, Корельскую землю и половину Копорья.

Но Наримунт предпочел жить в Литве, передоверив управление своими землями свекру своей сестры. А еще до этого Иван отдал двух своих дочерей замуж за Василия Ярославского и Константина Ростовского для того, чтобы распоряжаться и их уделами. Так при помощи династических браков, взяток и прямых набегов Иван Калита укреплял свою власть и расширял владения. И добился многого: согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы. Даже татары перестали совершать набеги на Русь, опасаясь ханского гнева: Узбек настолько доверял князю Ивану, что даже поручил ему сбор податей с населения.

Наконец, Калита добился у Узбека ярлыка на признание себя великим князем Всея Руси. За мирные отношения с Золотой Ордой он собирал для нее с населения огромную дань, а все народные недовольства, вызывавшиеся тяжелыми поборами, Иван беспощадно пресекал. Также с помощью татар он устранил многих своих политических соперников – других князей.

Иван неуклонно стремился к расширению территории своего княжества и в собирании русских земель вокруг Москвы. Накопленные средства он расходовал на покупку территорий своих соседей. Влияние князя распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Новгородская земля, Ростов, Тверь, Углич, Галич, Псков, Белоозеро). И хотя в этих городах правили местные князья, они, по существу, являлись лишь наместниками московского князя.

Собственно, Иван Данилович лишь продолжал то, что было начато его старшим братом Юрием. Тот тоже избирал «другие пути» к усилению своей власти и своей Москвы. Тотчас после смерти отца он захватил Можайск и привел пленным в Москву тамошнего князя Святослава. В 1306 году он удушил рязанского князя Константина, взятого в плен отцом его Даниилом и содержавшегося в Москве в неволе.

Московский князь думал вместе с тем присвоить себе и Рязань: но это не удалось ему: молодой рязанский князь Ярослав выпросил у хана ярлык на рязанское княжение. Тем не менее, Юрию удалось присоединить к Москве Коломну, принадлежавшую до того времени рязанским князьям.

Годы правления Ивана были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами. В Москве, помимо Кремля, были построены Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенская церковь, а при ней открыт монастырь. Свято-Данилов монастырь был перемещен на новое место. В Переяславле-Залесском Иван основал Горицкий (Успенский) монастырь.

Летописцы отмечали, что князь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим. За это он получил второе свое прозвище – Добрый.

Иван Калита являлся крупным политическим деятелем своего времени. Хотя его деятельность неоднозначно оценивалась историками. В. О. Ключевский скороговоркой занес Ивана Даниловича «в череду серых личностей на великокняжеском престоле». М. Н. Тихомиров, напротив, полагал, что этот князь «…заложил основы могущества Москвы, будучи блестящим политиком и дипломатом».

Кому верить? Истина, скорее всего, находится где-то посередине. Иван Данилович действительно способствовал заложению основ политического и экономического могущества Москвы, и начала экономического подъема Руси. Например, он ввел в действие земледельческий закон и установил новый порядок наследования. После смерти Ивана великокняжеский престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам. Именно с княжения Ивана Калиты можно начинать отсчет самодержавного правления на Руси.

Что же касается дипломатии… Принципы этого князя целиком и полностью укладываются в нехитрый постулат: с волками жить – по-волчьи выть. Ему удалось добиться длительной и прочной благосклонности Золотой Орды, что само по себе было не простым делом. И вопрос заключался даже не в деньгах: все русские князья так или иначе «кланялись деньгами» ордынским ханам, в очень большой степени зависели от их расположения.

Кто приходился по нраву властителю, того он, не стесняясь ничем, мог назначить великим князем. Но в Орде, как вообще в азиатских деспотических государствах, милость властителя и доступ к нему покупались угождением и задариваньем близких к царю вельмож; и русский князь, искавший в Орде какой бы то ни было ханской милости, а тем более первенствующего сана, должен был достигать своей цели, во-первых, обещанием большого выхода (дани) хану, а во-вторых, подарками и подкупом разных лиц, имевших при ханском дворе влияние.

Так что в те времена титул великого князя мог купить любой, у кого было достаточно денег и не слишком много гордости. Тем не менее, при благоприятном раскладе титул великого князя мог и утвердиться в одной княжеской линии и сделаться фактически наследственным. При этом великий князь продолжал зависеть от произвола ордынских владык и должен был отдавать себе в этом трезвый отчет. Помимо этого, нужно было умело распоряжаться своим богатством, постоянно поддерживать дарами доброе расположение к себе влиятельных лиц в Орде и тем самым подготовить своему сыну и наследнику благоприятную почву для получения ярлыка на великое княжение. А такая преемственность почти автоматически делала «счастливое княжество» первым среди всех остальных.

Подло? Не более, чем все остальное, происходившее в те времена между многочисленными князьями и княжатами на Руси. Заметьте: спорные вопросы между русскими князьями решались татарами в Золотой Орде. Ханы, в зависимости от своих прихотей, решали: дать тому или иному князю ярлык на княжение и поддержать его или отказать и отдать на растерзание соотечественникам. Причем частенько это растерзание было буквальным. Знали ордынцы принцип «разделяй и властвуй» или нет, но пользовались они им весьма грамотно, а иногда даже виртуозно. Слишком независимых и сильных князей убирали руками других князей, даже не утруждая себя в большинстве случаев организацией набегов на Русь. Сами все привезут и сложат в ханском шатре к ногам хана.

За примерами далеко ходить не надо. В 1337 году главный противник московского князя, князь Александр Тверской покорился, наконец, хану и тем самым вернул себе тверское княжение. Но спустя два года князь Иван Данилович поехал в Орду с доносом на князя Александра, составленным, по-видимому, очень умело и убедительно. Александр Тверской получил приказ явиться к хану и отправился в Орду вместе со старшим сыном Фёдором. Оба были казнены «за измену».

Иван Калита, вернувшись из Орды, прежде всего приказал снять с тверской церкви Святого Спаса колокол и привезти его в Москву. Брат Александра Тверского, Константин, вновь был вынужден подчиниться. Вот так, не ведя никаких военных действий, интригами и символическими поступками московский князь взял верх над тверским. Дипломатический талант? Или – обычное везение? Ведь все могло обернуться совершенно иначе, не зря же на Руси с давних пор бытовала поговорка: «Доносчику – первый кнут».

Другой пример: город Владимир во времена Ивана Калиты уже почти потерял статус главного города Руси: князья, получавшие от хана ярлык на владимирское княжение, не обязаны были пребывать во Владимире; они могли быть великими князьями и жить в прежних своих уделах.

Но главным в то время было то, что Орда, несмотря на все свое видимое могущество, уже пошатнулась, признаки разложения были отчетливо ощутимы. Уже на берегах Черного моря возникла другая Орда, Нагая, не желавшая признавать власти волжских ханов. Это было началом дальнейших отложений и распада монгольской монархии. В самой Волжской Орде достоинство хана перестало переходить по наследству и там все чаще происходили государственные перевороты с многочисленными жертвами.

История вообще – прелюбопытнейшая штука, точнее, не она сама, конечно, а то, как те или иные события толкуются потомками. Немецкие рыцари захватили современную Прибалтику давным-давно, когда татарские набеги на Русь еще не стали трагически-регулярными. Местное население находилось в таком положении, в какое русских не ставили даже в самые лихие времена распроклятого ига. Не существовало местной знати или правителей – все эсты, латы и литы были нищим и бессловесным быдлом, их даже в города не пускали. В полон не угоняли – это правда, но и только.

Вы слышали что-нибудь о немецком иге применительно к коренному населению Прибалтики? Лично мне не доводилось. А вот о татаро-монгольском – сколько угодно, с такими красочными подробностями, что только диву даешься, как они сохранились в памяти абсолютно порабощенных и раздавленных чужеземных гнетом людей.

Пока Орда была сильна единовластием, она могла диктовать свою волю не столько покоренным, сколько покорившимся ее воле русским князьям. Тем более, что те предпочитали выклянчивать и покупать свои «ярлыки» у «проклятых захватчиков», не гнушаясь при этом никакими средствами в борьбе с другими князьями. Должно было пройти несколько столетий кровавых и разорительных междуусобиц плюс естественное вырождение и ослабление власти Орды, чтобы из среды русских князей выдвинулся человек, способный собрать вокруг себя если не всех, то бОльшую часть русских князей.

Пока еще Орда была еще относительно сильна, власть великого князя могла утвердиться в одной княжеской ветви и в одной из русских земель, исключительно при посредстве этой ордынской силы, поскольку добровольного объединения под стягами какого-то князя от соотечественников ждать не приходилось. А получив «благословение» татар, следовало копить деньги, приращивать слабо защищенные земли соседей и ни в коем случае не давать им бегать ябедничать в ту же Орду.

Русские бояре, кстати, очень быстро смекнули, что хранить верность слабому князю по меньшей мере глупо и никак не вознаграждается. Наметилась тенденция перехода бояр «под боле сильную руку», причем они тянули за собой и людей, составлявших их дружину и получивших в эти времена название детей боярских. Вряд ли они понимали, что с падением Орды хана естественным путем заменит самый сильный и ловкий из князей, но Иван Данилович понял это, пожалуй, раньше всех остальных. И помимо неуклонного накапливания богатств и приращения земель к Московскому княжеству, приложил все силы, чтобы его великое княжение не «ушло с молотка» после его смерти, а досталось наследникам законным путем.

Пока еще подобного закона не существовало, его еще только предстояло принять. Начало XIV века было той роковой эпохой, когда был поставлен к разрешению вопрос: какая из княжеских линий выдвинется выше всех и какая русская земля со своим главным городом сделается средоточием русского мира и будет стягивать к себе разрозненные его части?

Одной из главных черт характера Ивана Даниловича была гибкость в отношениях с людьми и настойчивость в достижении поставленной цели. Он очень часто ездил в Орду с «дружескими визитами» и, естественно, богатыми дарами, ничего при этом не выпрашивая у хана, и вскоре добился его полного расположения и доверия. Поэтому в то время когда другие русские земли время от времени подвергались внезапным и опустошительным ордынским набегам, владения князя Московского оставались спокойными, их население и благосостояние неуклонно росли.

Иван Данилович сам собирал со своих земель дань для Орды, подавляя при этом народное недовольство быстро и жестко, но уж, конечно, не так, как это делали татары с непокорным народом. Так же стремительно и жестко московский князь расправлялся со своими политическими противниками – другими русскими князьями, которые не смогли обзавестись столь сильным покровителем, как Орда.

Смело можно говорить о том, что Иван I усилил московско-ордынское влияние на ряд земель Севера Руси (Тверь, Псков, Новгород). Он к тому же сумел накопить огромные суммы, которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях. Его внук Дмитрий Иванович Донской в своей духовной грамоте сообщил, что Иван Калита купил Углич, Галич Мерский и Белоозеро.

Кроме того, Иван Данилович покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова и даже в Новгородской земле, пренебрегая законом, запрещавшим князьям покупать там земли. Более того, он заводил в Новгородской земле слободы, населял их своими людьми, и распространял таким образом свою власть в этих землях де-факто.

При этом Иван Данилович не забывал и о духовном возвеличивании Московского княжества. Помимо строительства храмов, монастырей и украшения Кремля (о чем говорилось выше), он приказал написать так называемое «Сийское евангелие», сохранившееся и по сей день в архивах Академии Наук. Сделано это было в качестве вклада в монастырскую библиотеку. Содержащаяся в конце рукописи памятная запись указывает на её заказчика – «написано быс (ть) си Еуа (н) г (ели) е въ граде Москове поведением княжим..»

Евангелие написано на пергаменте и, содержит 216 ненумерованных листов. Текст написан в два столбца по 24 строки. На полях имеются приписки, выполненные уставной скорописью. Рукопись сохранилась в полном объеме, за исключением первого листа Евангелие заключено в простой переплёт, обтянутый пергаменом, без каких-либо украшений.

К моменту смерти – а скончался Иван Данилович в весьма почтенном для того времени возрасте шестидесяти пяти лет – Великий князь Московский оставил богатую казну, почти вдвое увеличенное Московское княжество. И десять детей от двух браков – пятерых сыновей и столько же дочерей. Один сын – Даниил – правда, умер в раннем возрасте, но Симеон, Иван, Андрей и Владимир пережили своего отца, который был погребен в Архангельском соборе Кремля в начале апреля 1341 года.

Но за год до смерти успел организовать поход на Смоленск против князя Ивана Александровича, вступившего в союз с Гедемином и, главное, отказавшегося платить дань Орде. Порядок был наведен не столько с помощью ордынских войск, сколько при активном участии дружины рязанского князя, который предпочитал дружбу с набиравшей силы Москвою традиционным распрям.

Сразу после смерти Ивана Даниловича почти все русские князья рванулись в Орду к хану Узбеку, надеясь получить вожделенный ярлык на великое княжение. Желание это было тем более острым, что при жизни Московский князь сумел «обидеть» едва ли не всех своих коллег: кого материально, а кого и физической расправой. Немудрено, что все князья Владимирской Руси, не желая наследника Калиты – Симеона Ивановича, – едва ли не впервые объединились в стремлении добыть ярлык на великое княжение князю Константину Суздальскому. Хан обещал «подумать».

Через несколько месяцев этих раздумий хан выдал ярлык… Симеону, по которому «вси князи Русскии под руце его даны» . А Симеон прежде всего заключил договор с… родными братьями «бысть им за один до живота и безобидно владеть каждому своим». И лишь аосле этого, обезопасив тылы, Симеон венчался шапкой Мономаха во владимирском Успенском соборе на великое княжение.

Симеон явно унаследовал дипломатические таланты отца: когда обеспокоенный усилением Москвы великий князь литовский Ольгерд, занявший престол после борьбы между братьями Гедиминовичами, отправил брата Кориата в Золотую Орду с просьбой послать войско против Москвы, новому хану Джанибеку была послана из Москвы «ябеда»:

«Ольгерд опустошил твои улусы и вывел их в плен; теперь то же хочет сделать и с нами, твоим верным улусом, после чего, разбогатевши, вооружится и на тебя самого…»

Хан Джанибек, уже безнадежно погрязший во внутренних разборках Орды, ничтоже сумняшесе, выдал Кориата Симеону «головою», что заставило Ольгерда просить мира у московского князя.

Уже овдовевший к тому времени Симеон женился вторично на дочери Александра Михайловича Тверского и даже поддержал претензии его сына Всеволода на тверское княжение. Объяснялось это просто: прямого наследника у Московского князя пока не было, ибо все его дети умирали в младенчестве, и Симеону нужно было обеспечить непрерывность правления и политики своего отца.

Увы, этим планам не суждено было сбыться. Симеон умер от «моровой язвы» (великой эпидемии чумы) в 1353 году. От той же болезни погибли два его малолетних сына и младший брат Андрей.

Московский, а затем и владимирский престол перешёл к младшему брату Симеона, Ивану по прозвищу Красный, отцу Дмитрия, который впоследствии вошел в Историю под именем Дмитрия Донского.

Но это уже совсем другая история…

О жизни Ивана Калиты известно совсем мало, зато буквально всем, кто не ленился читать в детстве школьный учебник. Итак, что же мы знаем? Калита был внуком Александра Невского. Он получил в наследство крохотное государство и многократно его увеличил, а также добился для него сорокалетнего мира. Князь получил у татарского хана право самому собирать с Руси дань и тем самым прекратил набеги баскаков. Наконец, он был первым собирателем русских земель, великим человеколюбцем и убеждённым христианином. Правда, иные историки говорили о нём и как о жестоком тиране, предателе Родины и прислужнике иноземных захватчиков, готовом на любую подлость, лишь бы набить потуже свой знаменитый кошелёк. Воздержусь называть всё это враньём, попробуем разобраться.

Князь Московский Иван I Данилович

Мудрец богат чужим опытом

В 1263 году дедушка Ивана Калиты Александр Невский отрезал от своего Владимиро-Суздальского княжества небольшой пограничный городок Москву с прилежащими землями в качестве наследства для своего младшего сына Данилы. Почти сразу вслед за этим Александр умер, а Данила с двухлетнего возраста стал удельным князем. Правда, территория тогдашнего Московского княжества сильно уступала нынешней Москве-городу, а сама столица занимала территорию примерно современного Большого Кремлёвского дворца. Однако сыну Данила Александрович оставил получить почётное место на небесах в качестве видного миротворца, а сыну оставить уже вполне завидное наследство. Московское княжество выросло территориально в несколько раз, а его статус уже позволял князю претендовать и на новгородский, и даже на владимирский престол, то есть на звание номинального верховного правителя Руси. Так что Иван Калита никак не мог быть первым собирателем русских земель. Одно несомненно: его политика оказалась намного успешнее политики предшественников, ведь он уже был богат не только их завоеваниями и приобретениями, но и их опытом.

Существует минимум четыре мифа об Иване Калите, которые необходимо развенчать. Во-первых, Калита никак не мог стать первым московским князем, получившим ярлык на великое княжение, так как до него великим князем уже был его старший брат Юрий. Во-вторых, не мог Иван и договориться о самостоятельном сборе татарской дани, раз и до него это было общепринятой на Руси практикой. Более того, весь смысл борьбы удельных князей за владимирский престол в том и состоял, чтобы контролировать финансовый поток в Орду. Сам же по себе Владимир как владение давно уже ценности не представлял, не говоря уже о титуле, ставшем со времени нашествия Батыя чисто номинальным. Опровергается тем самым и третий, возможно, самый популярный в России миф – о регулярных татарских набегах на Русь за данью. На деле историками их зафиксировано сорок за всё время власти ханов, причём абсолютное большинство – это обыкновенный разбой либо участие татарских наёмников в княжеских усобицах.

К слову, сам образ татарского баскака на коне с плёткой и арканом тоже не совсем соответствует действительности. Есть лишь одно сохранившееся описание баскаков, появившихся в Курске. По косвенным данным, это были предприимчивые парни числом около трёх десятков, выкупившие право собирать дань. Причем нерусскими среди них были только глава миссии и писарь.

Наконец, и идея «перетянуть» в Москву митрополичью кафедру тоже, оказывается, принадлежит не Ивану Калите, а его старшему брату Юрию. Другое дело, что лишь осторожному Ивану удалось её воплотить, а его брату пришлось отдать за неё и титул, и жизнь.

Сам с усами

Ивана Даниловича с детства готовили к участию в политике и войнах. Готовили, похоже, неплохо: в тринадцать лет он уже был наместником отца в Новгороде, а в двадцать командовал обороной Переяславля и разгромил у его стен тверскую дружину. Надо думать, что сделал он это не в одиночку, но всё-таки… Когда умер отец, старший брат стал князем и подолгу отсутствовал в столице: войны с Тверью и визиты в Сарай отнимали немало времени. Фактически Москвой управлял именно Иван, с делом этим неплохо справлялся. Во всяком случае, Юрий без боязни оставлял на него текущие государственные дела.

Правда, гибель брата застала Ивана в ханской ставке. Но когда учебник мрачно намекает, что он присутствовал, но не помешал, – это явная инсинуация. По своему характеру Калита был на многое способен ради выгоды, но прямой выгоды эта гибель ему уж точно не сулила. Опять-таки, убийство Юрия было внезапным, если не спонтанным. Такому помешать трудно. А уж тем более не в силах был Иван помешать хану низложить брата с владимирского престола. Так что принципу древних – искать, кому выгодно, – не всегда стоит следовать буквально. В данном случае разумнее считать, что князю просто повезло и самому уцелеть, и стать выгодоприобретателем этой трагедии.


Тверь – проблема №1

Борьба тверского дома Рюриковичей с московским затянулась на несколько поколений. Для Ивана Калиты победа над Тверью стала главной целью всей жизни. Однако Калита не спешил. Пока он «тренировался» на москворецких ушкуйниках – биче московской торговли. Он, как теперь сказали бы, объявил войну организованной преступности. Никаких «последних предупреждений», «справедливых судов» и уж тем более «отступных». Дружина просто совершает военный поход по окрестным лесам и уничтожает там всех взрослых мужчин, пойманных с оружием. Жестоко? Безусловно. Порой несправедливо? Да! Но зато крайне выгодно. В конце концов, своих ушкуйников и на Волге хватает, но в Подмосковье их бьют нещадно. Тверь же, занятая подготовкой реванша, вообще данную проблему игнорирует. Так что есть смысл сделать крюк, чтобы хоть часть Великого серебряного пути проделать в относительной безопасности. Купцы резко потянулись в Москву. Тверь утратила свою торговую монополию, а Москва начала на глазах богатеть. Впрочем, в стратегии Ивана Калиты борьба с преступностью казалась тогда не более чем вспомогательной операцией. Вскоре Тверь ждал настоящий удар – дипломатический.

На самом деле Иван лишь повторил действия покойного врага Москвы Михаила Тверского. Тот почти неотлучно ошивался при ханском дворе, водя дружбу с тогда ещё юным наследником Узбеком. Став ханом, тот приблизил его и некоторое время проводил антимосковскую и протверскую политику. Отныне же в друзьях у Узбека ходил Иван Данилович, впрочем, предусмотрительно взявший на себя роль не старшего, а младшего товарища, восторженного и преданного. Теперь хитрому московскому правителю оставалось лишь терпеливо ждать, когда конкурент оступится.

Долго ждать не пришлось, в 1327 году Тверь посетил мурза Чол Хан (Щелкан). Это была одна из немногих официальных фискальных миссий: княжество изрядно задолжало хану, его слуга явился выбивать долг любой ценой. Цена оказалась высока не только для должников. В ходе разразившегося восстания всю команду с мурзой во главе перерезали прямо на княжеском дворе. Понимая, чем это светит лично ему, великий князь Тверской и Владимирский Александр Михайлович (сын Михаила и брат Дмитрия, погибших в Орде) бежал без оглядки сперва в Новгород и Псков, а потом и в Литву. Тверское государство и его войско остались без лидера против пятидесятитысячного татарского карательного отряда. Пусть слово «отряд» не смущает – ни один из русских князей не имел даже близко сравнимого войска. Правда, последние статистические подсчёты учёных показали, что не имел его и хан. Но и то, что имел, и числом, и умением превосходило любую русскую дружину. Из князей никто не решился бы выступить против этого отряда. Зато один решился выставить своё не столь многочисленное войско в его поддержку. Вы уже догадались, что звали его Иваном.

Феликс Бабицкий

Продолжение в №5/2017 журнала «Тайны и преступления», стр.11-19

Иван I Данилович Калита Добрый (в Крещении Иоанн, в схиме - Ананий)
Годы жизни: 1283 - 31 марта 1341
Годы правления: 1328-1340

Из рода Московских великих князей.
Сын Даниила Александровича. Мать – Мария. Внук Александра Невского.
Великий князь Московский в 1325 - 1341 годах.
Великий князь Владимирский в 1328 - 1341 годах.
Князь Новгородский в 1328 - 1337 годах.

ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА – второй сын князя, заложивший основы политического и экономического могущества Москвы. Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим («даяше нищим сколка вымётся») и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории «куплями» в чужих княжествах.


Иван Калита, раздающий милостыню.Кошелев Р.


Калита

В 1296-1297 годах наместник своего отца в Новгороде.
В 1304 году, в отсутствие своего старшего брата, Иван отправился в Переславль оборонять его от тверских князей. Вскоре под городом появились тверские полки под началом боярина Акинфа. Три дня тот продержал Ивана в осаде, на четвёртый день явился из Москвы боярин Родион Несторович, зашёл тверичам в тыл, а Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел полное поражение.

В юности долго был в тени старшего брата, московского князя Юрия Даниловича, но сумев оборонить принадлежащий княжеству Переяславль от тверичей, доказал брату свою способность удерживать завоеваннное. В 1320 году Иван Данилович впервые ездил в Орду к Узбек-хану, утверждаться в качестве наследника Московского княжества. Юрий Данилович получил ярлык от хана на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана.


В.П. Верещагин. Великий князь Московский Иван Калита

В 1321 году Дмитрий Тверской признал власть Юрия Даниловича и передал ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий, вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её в Новгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали Узбек-хана, и он передал ярлык на великое княжение Дмитрию. Находящийся в это время в Сарай-Берке Иван Данилович демонстративно ни во что не вмешивался, полностью отстранившись от дел брата. При попытке Юрия вернуть ярлык он был зарублен Дмитрием в Сарай-Берке 21 ноября 1325 года, в канун дня гибели Михайла Тверского, и Иван стал московским князем. Ещё спустя год (1326) в Орде был убит сам Дмитрий, а ярлык был передан его брату Александру.

С этих пор он и показал себя властным, жестоким, хитрым, умным и упорным в достижении своих целей правителем В 1325 Иван унаследовал Москву по завещанию умершего Юрия. Годы его управления княжеством (около двадцати) стали эпохой усиления и возвышения Москвы над остальными русскими землями. В основе его лежало особенное умение Ивана ладить с ордынским ханом. Часто ездил в Орду, отчего заслужил расположение и доверие хана Узбека. В то время как другие русские земли страдали от вторжений ордынских численников и баскаков, владения князя московского оставались спокойными, пополнялись численно иммигрантами из других княжеств и земель. («Перестали поганые воевать русскую землю, – говорится в летописи, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле»).

Вскоре после начала единоличного управления Иваном московской землей, в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра (1325). Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси. Князь сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что с 1326 тот переехал в Москву, в ней умер и был погребен. Новый митрополит Феогност также выразил желание остаться в Москве, чем вызвал глухое недовольство удельных князей, боявшихся усиления Московского княжества.


А.Васнецов.Московский Кремль при Иване Калите.

Иван ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличивать свои владения, с другой – оказывать влияние на князей в прочих русских землях. Главным соперником его был тверской князь Александр Михайлович, попытавшийся встать на защиту своих земляков, в 1327 убивших ордынского посла Чолхана и его свиту за то, что те «пожгли города и села и людей повели в плен».
Узнав об этих событиях в Твери, Иван сам поехал в Орду к Узбеку, торопясь выразить готовность помочь ордынцам в расправе с непокорными. За такую преданность хан Узбек дал Калите ярлык на великое княжение, право самостоятельно собирать дань для отправки в Орду и 50 000 войска. Объединив его со своим, присовокупив к нему еще и войско князя суздальского Александра Васильевича, Калита пошел на Тверь и там «положил пусту всю землю». Присланные позже из Орды новые отряды баскаков довершили разгром.


Щелкановщина. Народное восстание против татар в Твери. 1327. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.

Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву (на полтора года).

В 1328 году хан поделил великое княжение между Иваном, получившим Великий Новгород и Кострому, и Александром Васильевичем Суздальским, получившему сам Владимир и Поволжье (предположительно Нижний Новгород и Городец). После его смерти в 1331 или 1332 году князем Суздальским и Нижегородским стал его брат Константин, начавший раболепно угождать московскому правителю, а Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения.

В 1328-1330 годах Иван отдал двух своих дочерей замуж за Василия Давыдовича Ярославского и Константина Васильевича Ростовского для того, чтобы распоряжаться их уделами.
В таком же положении оказались князья Ростово-Суздальской земли. Это позволило Калите после смерти суздальского князя Александра в 1332 удержать за Москвой Владимир.

От двух жен (первый раз Калита женился в 1332 на Елене; второй женой была некая Ульяна) московский князь имел семеро детей, в том числе дочерей – Марию, Евдокию, Феодосию и Фетинью. Их он сумел сделать «дорогим товаром» и выгодно выдать замуж: одну за ярославского князя Василия Давыдовича, другую – за ростовского князя Константина Васильевича. При этом он поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев. Повиновалась Москве и Рязань: стоявшая на окраине Руси, она за свою строптивость могла первой подвергнуться жестокой каре Орды.

Углич был присоединен Калитой посредством купли. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, на реке Мете, Киржаче. Приобретение Калитой городов Галича, Углича и Белозерска сомнительно, так как их он впоследствии не упомянул в своих духовных грамотах (возможно, это были купли с правом временного пользования).

Особенно настойчивыми были его попытки прибрать к рукам земли Великого Новгорода. Вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям других земель покупать там собственность, он сумел завести в Новгородской земле несколько слобод и населить их своими людьми. В 1332 даже начал было войну с Новгородом, поскольку новгородцы отказывались платить старинную дань (так называемое «закамское серебро»), но вскоре вынужденно заключил мир. В конце княжения он сделал еще одну попытку подчинить своей власти этот свободный город и вновь потребовал от новгородцев большую сумму денег. После их отказа он отозвал своих наместников из города, и распрю эту суждено было завершить уже после смерти его сыну Семену Ивановичу Гордому. Последним актом, направленным на расширение владений княжества была отправка в 1340 войска (возможно, по приказу хана) на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и опустошение москвичами совместно с татарами Смоленской земли.

В 1337 тверской князь Александр решился помириться с ордынцами и попытаться заполучить обратно свое княжество. Но Калита опередил тверича: в 1339 он сам первым поехал в Орду с доносом на Александра. Александр получил приказ явиться к хану в Орду. Там и он сам, и его сын Федор были казнены. Калита же вернулся в Москву «в великой радости» и немедленно послал в Тверь за главным колоколом с церкви св. Спаса. Колокол был снят и привезен в Москву как символ победы над соперником.


Аполлинарий ВАСНЕЦОВ. В Московском Кремле.

В самой столице за 1325–1340 были отстроены и центр города, и посад за его пределами. Быстро росло число сел вокруг Кремля, самому князю принадлежало их более 50. Бояре охотно переходили к Калите, получали от него земли с обязанностью службы; за ними следовали вольные люди, годные к оружию. Даже ордынские мурзы стремились быть «под его рукой», в том числе так оказался в Москве Чет – по преданию, предок Бориса Годунова. Летописи упоминают об активном церковном и светском каменном и деревянном строительстве. Так, на княжеском дворе деревянная церковь Спаса Преображения в 1330 была заменена каменной и основан монастырь (сюда были переведены архимандрития и монахи из Данилова монастыря).
В 1333 по приказу Калиты была заложена и отстроена церковь Иоанна Лествичника «под Колоколы».


Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.

В благодарность за избавление Москвы от голода был воздвигнут каменный храм на краю Боровицкого холма на месте деревянной церкви Михаила Архангела (в настоящее время – кремлевский Архангельский собор). Чуть позже рядом был заложен и Успенский собор.

В 1339 в Москве завершилось строительство дубового Кремля. При этом князь был неплохо разбирался «в книгах». По его приказу церкви не только строились, но и пополнялись ценными библиотеками (Сийское пергаментное Евангелие, снабженное по его распоряжению немалым числом киноварных заставок и зарисовок ныне хранится в Рукописном отделе библиотеки РАН).


Успенская звонница Московского кремля

Перед смертью Иоанн принял пострижение и схиму. Все свое движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женой: Москву он оставил в общее владение наследникам, причем главным «печальником» и первым среди равных назначался старший сын Семен Иванович (в будущем – Гордый). Ему он дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану Ивановичу (будущему Красному) – Звенигород, Кремичну, Рузу и еще 10 волостей, Андрею – Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми – 14 волостей.

Калита умер 31 марта 1340 в Москве и был погребен в отстроенном по его приказу Архангельском соборе.


Собор святого Архистратига Михаила.(Архангельский собор) в Кремле

Историки высоко оценили деятельность Калиты на московском престоле (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, М.Н.Тихомиров), отметив также его просвещенность и содействие не только росту политического могущества княжества, но и превращения последнего в культурный и религиозный центр.

У Ивана Даниловича было 2 жены:
1) княгиня Елена;

Елена (Олена) († 1 марта 1331) - великая княгиня-инокиня, первая жена князя Московского и Великого князя Владимирского Ивана I Калиты.

Откуда была родом Елена - неизвестно. В миру носила имя Елена (Олена), в иночестве - Соломонида. Не сохранились также данные о годе её рождения и дате свадьбы с И. Калитой.

Именовалась великой княгиней - инокиней. Умерла 1 марта 1331 года, приняв перед кончиной монашеский постриг.

В браке с Иваном I Калитой родила восьмерых детей: 4-х сыновей и 4-х дочерей:

Симеона, (1318-1353)
Даниила, (род 1320 - умершего в раннем возрасте)
Ивана, (30 марта 1326 - 13 ноября 1359)
Андрея, (июль 1327 - 27 апреля 1353)
Марию (ум. 1365), замужем с 1328 года за Константином Васильевичем (князем Ростово-Борисоглебским).
Евдокию (1314 - 1342) , была замужем за князем Ярославским Василием Давыдовичем Грозные Очи
Феодосию, была замужем за Белозерским князем - Фёдором Романовичем.
Феотинию

Оставила вдовцу - князю троих малолетних сыновей: 13-летнего Симеона, 5-летнего Ивана и 3-летнего Андрея.

Похоронили княгиню Елену в стенах собора Спасского монастыря Москвы.

Умирая, в феврале 1340 Иван Калита завещал второй супруге Ульяне с «меньшими детьми» города и сёла, а также золото первой жены Елены:

А что золото княгини моее Оленине, а то есмь дал дочери своей Феотиньи, 14 обручи и ожерелье матери ее, монисто новое, что есмь сковал...

Под 1332 годом Рогожский летописец сообщает: «Того же лета в другое оженися князь великий Иван Данилович». Второй женой князя стала Ульяна.

2) княгиня Ульяна,

Ульяна († середина 1360-х годов)- великая княгиня Московская, вторая жена князя Московского и Великого князя Владимирского Ивана I Калиты.

Происхождение Ульяны - неизвестно. После смерти в марте 1331 года первой жены великой княгини-инокини Елены, князь Иван I Калита, через год в 1332 году повторно женился на Ульяне. Рогожский летописец под 1332 годом сообщает: «Того же лета в другое оженися князь великий Иван Данилович».

Брак этот длился до смерти князя Калиты в марте 1341 года. Предчувствуя смерть, Иван I в феврале 1340 составил духовную грамоту, по которой разделил Московское княжество между своими тремя сыновьями и второй супругой Ульяной с «меньшими детьми», перечислив города, сёла и слободы, а также золото первой жены Елены:

«А се даю княгини своей с меншими детьми…»

Княгиня Ульяна после смерти супруга жила ещё около 20 лет.

Княгиня-вдова Ульяна владела уделом, в который входили 14 волостей на востоке и севере Московского княжества. Ей принадлежало более десяти сёл в Подмосковье. В пользу княгини проводился сбор московского торгового налога. Все эти владения и налоги княгиня получила по завещанию своего мужа Ивана Калиты. Доставшиеся ей города, волости и веси (в частности, Сурожик, Бели, Лучинское, Мушкова гора, Ижва, Раменка, слободка княжа Иванова, Воря, Корзенево, Рогож или Ротож, Загарье, Вохна, Селна, Гуслица, Шерна-городок, Луцинское на Яузе с мельницею, Деунинское) сумела сохранить в своих руках до смерти. Хотя старшие сыновья Калиты и Елены и их внуки, ставшие впоследствии великими князьями, были её пасынками, до своей кончины Ульяна оставалась старшей княгиней и пользовалась у них почётом и уважением и даже пережила многих из них.

После смерти удел, составлявший собственность Ульяны, в середине шестидесятых годов XIV в. был поделен между внуками Ивана Калиты - Дмитрием Ивановичем Донским и князем серпуховским Владимиром Андреевичем.

В браке с Иваном I Калитой Ульяна родила дочь Марию.
По другим источникам, ряд историков, в частности, директор Центра по истории Древней Руси Института российской истории РАН, доктор исторических наук В. А. Кучкин, высказывают предположение, что под «младшими детьми» в завещании Калита имел ввиду двух своих дочерей, родившихся в браке с Ульяной - Марию-меньшую и Феодосию.


***
Основные даты жизни и деятельности Ивана Калиты
Около 1288 г.– рождение Ивана Даниловича.
1293 – «Дюденева рать», разгром татарами 14 русских городов.
1303, 5 марта – умер отец Ивана князь Даниил Александрович.
1304 – сопровождал старшего брата Юрия в походе на Можайск.
1304 – разгромил тверское войско в битве у Переяславля-Залесскою.
1310 – участвовал в церковном соборе в Переяславле-Залесском.
1315, весна – 1317, осень – управляет Москвой в отсутствие Юрия.
1317 – родился сын Семен.
1317 – ездил в Новгород по поручению Юрия.
1319 – родился сын Даниил.
1320 – сопровождал Юрия в походе на Рязань.
1320 – 1321 – жил в Орде при дворе хана Узбека.
1322 – вернулся на Русь с отрядом ордынского «посла» Ахмыла.
1322 – начал самостоятельно управлять Москвой.
1326 – поездка в Орду.
1327, 14 августа – освящение Успенского собора в Москве.
1327, 15 августа – восстание против татар в Твери.
1328, начало – вместе с татарами участвовал в разгроме Твери.
1328, лето – получил в Орде ярлык на великое княжение Владимирское.
1329, весна – посещение Новгорода и поход на Псков.
1329, 1 сентября – освящение церкви Иоанна Лествичника в Москве.
1331, 1 марта – умерла княгиня Елена, первая жена Калиты.
1333, 20 сентября – освящение Архангельского собора.
1335 – поездка Ивана Калиты в Новгород.
1339 – вместе с сыновьями ездил в Орду.
1339, 25 ноября – закладка новых стен московского Кремля.
1340, 31 марта – смерть Ивана Калиты.

Для этого, как решили в Орде, Москве требовался новый правитель, человек более смиренный и менее воинственный. Таким удельным князем должен был стать Иван Данилович. За полтора года его прожива­ния в Орде хан Узбек успел хорошо присмотреться к молодому русскому князю и прийти к выводу, что он идеально соответствует политическим видам Орды на состояние Руси, самого богатого данника и самого опасного в силу своего возрождения.

Теперь великое княжение предназначалось для Дмитрия Тверского. Хан Узбек, ссылаясь на то, что князь Юрий Данилович «обманул» его и оклеветал перед ним Михаила Тверского, лишил его не только ярлыка на великое княжение, но и московского сто­ла. Узнав об этом, Дмитрий Тверской в 1322 году по­спешил в Орду и вернулся оттуда обладателем завет­ного ярлыка на Владимирский «стол».

Оказавшись в Новгороде, опальный Юрий Дани­лович не утратил присущей ему княжеской энергии. Найдя общий язык с новгородским боярством, он во главе рати «добрых молодцев» пошел летом 1322 года брать шведскую крепость Выборг. Но взять камен­ную твердыню без помощи большого числа стенобит­ных машин (их у новгородцев оказалось всего шесть) не смог. При возвращении в Вольный город Юрий Данилович получил печальное известие - умер его брат Афанасий. Теперь в живых оставались из Дани­ловичей только он да Иван.

Собрав в Новгороде немалую казну, опальный рус­ский князь решил отправиться в Орду, чтобы найти там «правду» у хана Узбека. Однако тверские лазут­чики выследили путь небольшого отряда из новго­родцев. На реке Урдоме, притоке Волги, Юрия Дани­ловича перехватила дружина князя Александра Ми­хайловича, брата Дмитрия Грозные Очи. Новгородцы в жаркой сече были разбиты, а казна захвачена. Толь­ко добрые кони и глухие леса спасли бывшего вели­кого князя и немногих его спутников.

Юрий Данилович укрылся в Пскове. Оттуда его «позвали» в Новгород, который уже 30 лет вел затяж­ную войну со шведами на Карельском перешейке. Война прежде всего сказывалась на торговле Вольно­го города. Беглый князь вместе с новгородцами ле­том 1323 года построил крепость на Ореховом остро­ве, у входа в Неву из Ладожского озера. Здесь и был заключен со Швецией знаменитый Ореховецкий до­говор. В его тексте Юрий Московский был назван «великим князем».

В 1324 году, после похода во главе новгородской рати на Устюг, князь Юрий Данилович на судах по Каме спустился в Волгу, прибыл в Сарай и стал там ожидать ханского суда. Узнав об этом, в Орду неза­медлительно прибыл великий князь Дмитрий Твер­ской. Он явно опасался, что Юрий «и его самого, яко отца его, оклеветает».

Однако Юрий Данилович ханского суда так и не дождался. 21 ноября 1325 года Дмитрий Грозные Очи, повстречавшись с Юрием где-то неподалеку от са-райского православного храма, в порыве гнева убил опального князя.

Хан Узбек не мог простить самосуд, устроенный в его столице. Дмитрий Тверской был взят под стражу и через год казнен. Историк В. Н.Татищев писал о содеянном: Дмитрий убил Юрия «мстя кровь отчу».

Место великого князя Владимирского вновь осво­бодилось. В Сарай прибыли - из Москвы брат уби­того Иван Данилович, из Твери брат казненного Алек­сандр Михайлович. Но золотоордынский хан медлил с выдачей великокняжеского ярлыка. На ханское окру­жение «сыпались» дорогие московские и тверские подарки.

В этом споре победил князь Александр Тверской. Он вернулся на Русь с ярлыком великого князя, но и с толпой жадных сарайских кредиторов, которые тре­бовали платы по векселям. Ханский ярлык стоил боль­ших денег.

Вернулся домой и Иван Данилович. Он остался на московском престоле, но и без долгов. Он мудро отступил от открытого спора с Тверью за великое княжение Владимирское. Однако княжеское чутье и знание внутренних ордынских дел подсказывало ему, что время тверских князей на Руси подходит к концу. Оставалось только терпеливо ждать своего часа и не допускать тех поступков, которые совершал его стар­ший брат Юрий.

Иван Данилович большую часть своего времени проводил в стольном граде небольшого Московского удела. Много занимался хозяйственными делами, се­мьей. Он слыл «христолюбивым» человеком, ища дружбу и поддержку у церковных иерархов. Особое почтение он оказывал митрополиту Петру, который все чаще наезжал в Москву.

Один из самых авторитетных и популярных лю­дей на Руси, митрополит Петр обосновался в Москве на своем подворье в 1322 году. Князь выстроил для митрополита новый обширный «двор» в восточной части Московского Кремля. Иван Данилович и пра­вославный иерарх много времени проводили в час­тых беседах. Именно здесь московский удельный пра­витель стал превращаться в «собирателя Руси» Ивана Калиту. В беседах вырабатывалась стратегия Моск­вы, намечались азы ее исторической поступи.

Новый, по исторической хронологии, князь Мос­ковский свои деяния начал не с военного похода на соседний удел и не с княжеской охоты с неизменным многодневным пиром в заключение. Иван Данило­вич Калита начал свое долгое правление с каменного строительства в столице. 4 августа 1236 года в Москве был заложен первый камень в Успенский собор пока еще деревянного Кремля.

(1325-1340 или 1341) наследовал власть после своего старшего брата Юрия Даниловича , который погиб в Орде от руки князя тверского Дмитрия Грозные Очи. Вслед за убийством Юрия мстивший за гибель своего отца Дмитрий был казнён татарами, однако ярлык на великое княжение хан оставил за Тверью. Там сел брат казнённого Дмитрия, Александр Михайлович, и чаша весов в московско-тверском соперничестве опять качнулась в сторону Твери – но ненадолго.

В 1327 году к князю Александру в Тверь приехал с большой свитой ордынский посол Чолхан (по-русски – Щелкан), двоюродный брат ордынского хана Узбека. Татары вели себя в городе нагло, задирая и обижая русское население. Чаша терпения жителей вскоре переполнилась, и одна стычка с иноплеменниками, задумавшими отнять кобылу у дьякона Дудко, закончилась общим нападением тверичей на свиту Чолхана. Часть татар была перебита. Остальные заперлись на княжьем дворе и были сожжены там разъярённой массой вместе с самим Щелканом.

Татарские баскаки. Картина С. Иванова, 1909

Хан Узбек тут же двинул на Русь 50-тысячное войско. К нему присоединил свои дружины и соперник Твери, Иван Калита московский. Против таких сил тверичи не могли устоять. Вся их область была жестоко опустошена (1328). Князь Александр Михайлович бежал во Псков. Хан отнял у Твери ярлык на великое княжение и передал его Москве.

Эти события стали переломным моментом московско-тверского соперничества за главенство над русским Северо-Востоком. После погрома 1328 года Тверь никогда больше вполне не оправилась. На тверской стол сел брат Александра Михайловича, Константин. По приказу хана Иван Калита и другие русские князья потребовали во Пскове выдать беглого Александра татарам. Когда псковичи отказали в этом, дружественный Калите митрополит Феогност отлучил их от церкви. Александру пришлось на время бежать в Литву к князю Гедимину , но вскоре он вернулся во Псков и стал править им как удельный подручник литовцев.

В 1337 году Александр Михайлович сумел вымолить прощение у хана и вернулся княжить в родную Тверь. Иван Калита, стараясь предотвратить новое возвышение этой старой московской соперницы, завёл в Орде интриги с целью очернить Александра. Они увенчались успехом. В 1339 Александр тверской был вызван в Орду. В октябре ему и его сыну Федору отрубили там головы . Твери вновь пришлось склониться перед московским могуществом. На тверской престол вместо деятельного Александра опять сел смирный, осторожный и неопасный для Калиты Константин Михайлович.

Изо всего этого, однако, нельзя делать вывод, что Иван Калита предавал Русь татарам. Вслед за разорением Твери в 1328 и утверждением на русском Северо-Востоке прочной московской гегемонии зависимость Руси от Орды стала не крепче, а слабее. Татарские вторжения, шедшие на рубеже XIII-XIV веков непрерывной чередой, после 1328 прекратились примерно на 40 лет. По словам летописи, «седе на великое княжение Иван Данилович [Калита] – и бысть тишина христианам на многа лета, и престаша татарове воевати Русскую землю». Степень самостоятельности Руси в отношениях с Ордой явно поднялась. Татарская дань («выход»), которую ранее взимали в русских землях приезжавшие от хана мусульманские и иудейские откупщики, стала теперь собираться и отвозиться в Орду самим князем московским. Это сильно облегчило жителей, избавив их от насилий иноплеменных сборщиков.

Объединение Северо-Восточной Руси Москвой 1300-1462

Взяв верх в соперничестве с Тверью, Иван Калита сильнее подчинил Москве и другие соседние княжества . Он расширил московские земли скупкой многих деревень и городов у обедневших владетелей. По некоторым сведениям, им были приобретены Углич, Галич Мерский и Белозерск. Московские бояре свободно распоряжались в Ростовской земле, чей князь женился на дочери Ивана Калиты. Иван Данилович притеснял и богатый Новгород. В 1332 Калита потребовал с новгородцев увеличенной дани и в ответ на отказ захватил новгородские пригороды Торжок и Бежецкий Верх. Начавшаяся война прекратилась лишь от угрозы вмешательства в неё сильного Гедимина литовского. Но в самом конце правления Калита вновь поссорился с новгородцами и опять готовился воевать с ними. Одновременно он во главе коалиции большинства прочих соседних князей собирался выступить против вступившего в союз с Литвой Смоленска.

Бережливый и крутой нравом Иван Данилович строго преследовал воров и разбойников, установил прочный порядок и скопил немалые сокровища. От своего денежного богатства он, видимо, и получил прозвище Калита, что означает «денежный мешок», «кошель».

Важнейшим для возвышения Москвы обстоятельством был переезд в неё из Владимира русского митрополита. сразу после прибытия в Северо-Восточную Русь (1309) поссорился с тверскими князьями, которые хотели возвести на митрополию своего же тверского епископа, литвина Андрея. Вражда с Тверью сблизила Петра и Москву. Имея официальную резиденцию во Владимире, митрополит часто и подолгу жил у москвичей. В Москве Пётр и умер (1326). Его преемник, грек Феогност, приехавший на Русь в 1328, в момент торжества Ивана Калиты над Тверью, окончательно перенёс в Москву митрополичью кафедру .

Митрополит Пётр. Икона XV века