Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А. П. Чехова

Образ Сталина в стихах и прозе Мандельштама. Попытка внимательного чтения (с картинками) Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) Лахути Д.Г.
На основе сопоставления и анализа стихотворений и прозаических фрагментов делается вывод, что наиболее адекватной представляется точка зрения И. Бродского: "Ода" Сталину есть "одновременно и ода и сатира".
207 руб

Клады остались и со времени не столь отдаленных исторических событий, докатывавшихся и проносившихся через степь: один зарыли разбойники, ограбившие караван с золотом для Петра I, строившего в Воронеже флот; другой припрятали донские казаки, не желая отдавать добычу, захваченную во время Отечественной войны. Так степь наполняется историческими ассоциациями, а на зарытые клады ложится печать запретности и греховности из-за их преступного происхождения. Итак, равнодушная к человеку степь таит в себе его счастье, которое, однако, никогда не дастся ему в руки (клады «заговорены»). Его лишены одинаково и молодой чебан Санька, и восьмидесятилетний старик, уже кончающий свой жизненный путь. В целом же степная жизнь предстает бесплодной из-за своей выключенности из времени. Бескрайняя степь порождает у людей «овечьи» мысли - «длительные, тягучие, вызываемые представлениями только о широкой степи и небе» и которые «угнетали их самих до бесчувствия» (6, 211). Лишь вдали виднеется другая жизнь: Солнце еще не взошло, но уже были видны все курганы и далекая, похожая на облако Саур-Могила с остроконечной верхушкой. Если взобраться на эту Могилу, то с нее видна равнина, такая же ровная и безграничная, как небо, и не будет ждать лучшей ведь лучшей и не бывает! Прекрасная природа, грезы, музыка говорят одно, а действительная жизнь другое. Очевидно, счастие и правда существуют где-то вне жизни надо не жить, надо слиться в одно с этой роскошной степью, безграничной и равнодушной, как вечность, с ее цветами, курганами и далью, и тогда будет хорошо »(9, 324). Итак, в степи нужно прежде всего отказаться от личного счастья и слиться с вечностью степи, усвоив себе ее равнодушие к единичной человеческой жизни Подведем окончательные итоги. степь в чеховском творчестве - всеохватна, как сама жизнь человеческая, неисчерпаемая в своей полноте (она вбирает в себя и море, и небо, и бури, и человеческую историю с войнами (каменные бабы, курганы), и вольную разбойную жизнь, она прячет в себе и человеческое счастье в виде кладов и удивительных красавиц - все ценности жизни, которые Чехов утверждал всем своим творчеством - «торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни» (ср. Эту цитату из «Степи» с финалом рассказа «Студент») - но они недоступны, не даются человеку, он не может овладеть ими, как не даются ему заговоренные клады. Поэтому в степи все отзывается человеку тоской и одиночеством, «тоскливым, безнадежным призывом». Современный человек отчужден от истоков и корней своей собственной жизни и пытается заменить их цивилизацией, «окультурив» и саму степь, вырвать у ней тайну своей жизни и своего счастья. И Чехов верит в прогресс, в возможность и необходимость этого движения, ибо возврата к прошлому нет, у современных «степных» людей осталась только «первобытная» жестокость без первобытной цельности. Но для самих «цивилизаторов», строителей будущего, подлинная жизнь и счастье еще долго, на протяжении многих поколений будут только романтическим сном. Список литературы Чехов М.П. Антон Чехов и его сюжеты, М. 1923. С. 14. О «равнодушии» природы у Чехова см. у P. hierge: Zum Begriff «Gleichgul igkei « bei Cechov // F o P.

Благодаря этому проза и поэзия - замкнутые семантические категории; прозаический смысл всегда отличен от поэтического; с этим согласуется тот факт, что и синтаксис, и самая лексика поэзии и прозы существенно различны. Но при внесении в стих прозаических принципов конструкции (а равно и при внесении в прозу стиховых принципов) несколько меняется соотношение между деформирующим и деформируемым, хотя замкнутые семантические ряды поэзии и прозы и не нарушаются, - так происходит обогащение прозы новым смыслом за счет поэзии и обогащение поэзии новым смыслом за счет прозы. (Ср. приведенное выше письмо. Ив. Киреевского.) Таким образом, в прозе и в поэзии звучание и значение слова неравноценны: изучение отдельно то семантики, то звучания в поэзии и прозе (может быть, необходимое при первичном расчленении материала и полезное педагогически) в сущности расчленяет взаимно обусловливающие друг друга и притом неоднозначащие элементы. Изучая звучание в прозе, мы не должны упускать из виду, что оно деформировано семантикой; говоря о поэтической семантике, мы обязаны помнить, что имеем дело с деформированным смыслом

И чем обыкновеннее, чем пошлее, так сказать содержание повести, слишком заинтересовывающей внимание читателя, тем больший талант со стороны автора обнаруживает она В самом деле, заставить нас принять живейшее участие в ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем, насмешить нас до слез глупостями, ничтожностью и юродством этих живых пасквилей на человечество – это удивительно; но заставить нас потом пожалеть об этих идиотах, пожалеть от всей души, заставить нас расстаться с ними с каким-то глубоко грустным чувством, заставить нас воскликнуть вместе с собою: «Скучно на этом свете, господа!» – вот, вот оно, то божественное искусство, которое называется творчеством; вот он, тот художнический талант, для которого где жизнь, там и поэзия » (1, 289-290). Основа высшей нравственности, по Белинскому, в том, что художник рисует вещи так, как они есть, и эту емкую формулу «где жизнь, там и поэзия» он повторит, вновь говоря о Гоголе, уже в цикле статей, посвященных Пушкину: «Тот еще не художник, которого поэзия трепещет и отвращается, прозы жизни, кого могут вдохновить только высокие предметы.

От Чехова до наших дней. Литературные портреты, характеристики. СПб., 1908. 338 См. статьи Шкловского, указ. в прим. 50 к "Литературному сегодня". Известно, что Горький любил Дюма. См., напр., в его письме А. И. Груздеву от 28 дек. 1928 г. с просьбой прислать новое издание ("Academia") "Трех мушкетеров": "Люблю папашу Дюма. Конечно - стыжусь, но - люблю!" (Переписка А. М. Горького с А. И. Груздевым. М., 1966, стр. 164). В данном случае Тынянов намеренно говорит только о герое Горького 1890-х годов, значительно отличающемся от позднейшего его героя. О прозе Горького 20-х годов см. в "Литературном сегодня". В статье "Алексей Максимович Горький", посвященной двухлетней годовщине со дня смерти писателя, Тынянов писал о его ранних произведениях: "Русские провинциальные города жили от рассказа до рассказа Горького. Вдруг стали читать и говорить о нем люди, ничего никогда не читавшие, а на окраинах учились грамоте, чтобы прочесть его. Литература переменилась, потому что переменилось ее значение, - новый читатель стал ждать немедленных и прямых ответов: как жить" ("Литературный современник", 1938, № 6, стр. 171). 339 Подразумевается главным образом ранняя проза Вс

Колесный транспорт и проблема этнической и социальной истории древнего населения южнорусских степей // ВДИ, 1974, № 4. 91. Кузьмина Е. Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических данных // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (2 тысячелетие до н. э.). М., 1981. 92. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Новосибирск: Наука, 1991. 93. Курдаков Е. «Влесова книга» - реликт русской мифологии // Молодая гвардия, 1997, № 7. 94. Кызласов Л. Р. Проблемы археологии Сибири эпохи металла // Вестник МГУ. Сер. 8. История, 1993, № 1. 95. Ларичев В. Е. Пещерные чародеи. Новосибирск: Наука, 1980. 96. Ларичев В. Е. Лунно-солнечный календарь погребения Мальты и проблема палеокосмогонических аспектов семантики образов искусства древнекаменного века Сибири. В кн.: История и культура Востока Азии. Новосибирск: Наука, 1985. 97. Лебедев Г. С. Вернемся к началу // Знание - сила, 1986, № 10. 98. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1986. 99. Лелеков Л. А. Термин «арья» в древнеиндийской и древнеиранской традициях. - В кн.: Древняя Индия

Подобные отношения владельцами земли, станков и пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл производственно–экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей.Подсистемы общества, сферы общественной жизни. Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных людей, вещей, символов. Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство. Материальное производство создает средства деятельности, которые используются во всех её видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность. Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. (Использование новой производительной техники в Европе нового времени привело к зарождению и утверждению капиталистических отношений, которые создали не политики, а работники материального производства). В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования. Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни.

Византия: образ мира Основой средневекового мировоззрения как в Западной Европе, так и в Византии было христианство. Уже к концу IV в. оно утвердилось как государственная религия, хотя отдельные пережитки языческих верований сохранялись на протяжении столетий: еще в XII в. канонисты осуждали распространенный в деревнях обычай призывать Диониса во время уборки урожая винограда. Полемическая страсть византийских богословов X-XII вв. направлялась, разумеется, не столько против языческих обрядов и мифов, сколько против ислама и иудейства и особенно против вероисповедных отклонений внутри самого христианства - против так называемых ересей. Христианские мифы и символы стали своеобразной знаковой системой эпохи: в них оформлялись не только сложные богословские конструкции, но и обыденные элементы быта. Крест как символ искупительной смерти Христа не только чеканился на монетах, не только украшал императорскую диадему, но и ставился на купчих грамотах и на частных письмах. Ему придавали магическое значение: считалось, что знак креста отвращает демонов. Анна Комейна рассказывает, что ее мать, жена императора Алексея I, почувствовав приближение родов, осенила живот знаком креста и воскликнула: «Дитя, подожди отцовского возвращения» (император еще не вернулся из похода) - и плод в материнской утробе подчинился магической силе крестного знамения.

А бунтарки - чаще всего безмерные гордячки, в порыве оскорбленного чувства идут против здравого смысла, кладут на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее,- благополучие своих детей. Такова мать Нелли из романа «Униженные и оскорбленные», Катерина Ивановна из «Преступления и наказания». Это еще «пограничные» характеры от христианского смирения к открытому бунтарству. Изображая судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Катерины Ивановны и Сони Мармеладовой, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просветленное смирение и с другой - непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Эти два ответа наложили отпечаток и на художественную структуру романов: вся линия Ихменевых - Сонечки Мармеладовой окрашена в лирические, местами в сентиментально-примирительные тона; в описании истории Нелли, злодеяний князя Валковского, злоключений Катерины Ивановны преобладают обличительные интонации. Все типы представил писатель в своих повестях и романах, но сам остался на стороне кротких и слабых внешне, но сильных и не сломленных духовно.

Вспомним ее волнение перед своим первым балом, ее чистоту и открытость, которая сразу бросалась в глаза всем гостям. На балу Наташа переполнена чувствами: здесь и радость, и восторг, и страх, и отчаяние, - и все эти чувства можно прочитать на ее лице, как в раскрытой книге: "Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной детской улыбкой". Я думаю, может быть, именно в этот раз зародилось в Наташе чувство глубокой благодарности к Пьеру, перешедшее в любовь? Сцена бала прекрасно раскрывает удивительное ощущение счастья, умение жить каждый миг полноценно. Знакомство Ростовой и Болконского сильно повлияло на ее дальнейшую судьбу. Андрей часто бывает в семье Наташи и вскоре просит ее руки. Но молодых людей ждало испытание: старый Болконский потребовал отложить свадьбу на год. Девушку сильно взволновало это известие. Она была еще так молода и не умела владеть своими чувствами! К тому же князь Андрей уезжает за границу, и долгое ожидание становится для Наташи мучительным, даже в какой-то степени невыносимым. "Ах, поскорее бы он приехал.

Это чувство и спасло Пьера. “Оба они в эту минуту смутно предчувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, сто они оба дети человечества, что они братья”. Когда Л.Н. Толстой говорит об отношении историков к “великим людям”, и в частности к Наполеону, он оставляет спокойную эпическую манеру повествования и мы слышим страстный голос Толстого – проповедника. Но при этом автор “Войны и мира” остается последовательным, строгими и оригинальным мыслителем. Нетрудно иронизировать над Толстым, оказывающим в величии признанным историческим лицам. Труднее разобраться в существе его взглядов, оценок и сопоставить их. “И никому в голову не придет, - заявлял Толстой, - что признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости”. Многие упрекали Л.Н. Толстого за его необъективное изображение Наполеона, но, насколько нам известно, никто не опроверг его аргументов. Толстой, как это ему свойственно, переводит проблему из объективно-отвлеченной плоскости в жизненно-личностную, он обращается не только к разуму человека, но к целостному человеку, к его достоинству.

Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой приоткрывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги. Это касается тех полутора страниц книги, где "князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся". Несомненно, главное место. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского "от жизни". По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дремавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его. Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала "моментом истины" его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и торжественно написаны эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: "Где он теперь?"

Определенные черты его характера легко угадываются в Константине Левине из "Анны Карениной". Они получили окончательное оформление в образе Дмитрия Нехлюдова из "Воскресения".



К исследованию прилагаются таблицы образов божественных детей в древнегреческой мифологии, карты распространения культовых центров, каталог изображений божественных младенцев и детей в античном художественном ремесле и на монетах.
3051 руб

В первой главе рассматривается программный аспект ранней прозы Чехова, выразивший взгляд автора на проблему соотношения творчества и псевдотворчества в жизни и искусстве.
2626 руб

В первой части предлагается оригинальный анализ 16 повестей и рассказов А. П. Чехова, которые последовательно рассматриваются на трех уровнях.
409 руб

В данной монографии проза Чехова исследуется как целостный художественный мир и рассматривается в широком контексте русской классической литературы второй половины XIX века.
317 руб

Книга адресована широкому кругу читателей: студентам, аспирантам, преподавателям, а также всем, кого интересуют проблемы детства и культурно-исторические традиции отечественного воспитания, воплощенные в художественной форме классики автобиографической прозы.
334 руб

Монография посвящена исследованию семантики понимания в творчестве А. П. Чехова в лингвистическом аспекте.
289 руб

Роман Весна на Одере - лирический и одновременно драматический рассказ о последних боях в Германии, о нескольких днях из жизни военной комендатуры в небольшом немецком городке.
124 руб
Герман и Доротея: Избранные сочинения: В 3 тт: Т. 3: Страдания молодого Вертера: Роман; Рейнеке-лис; Эпические поэмы; Гец фон Берлихинген с железной рукой; Клавиго: Драмы в прозе (пер. с нем. Рачинского Г. , Ярхо Б. , Фета А. и др. ; комм. Петровского М. , Габричевского А. , Розанова М.) Золотая серия Золотая серия Мир книги,Литература Гёте И.
Ему принадлежит заслуга создания немецкой исторической драмы, современного романа и лирики.
250 руб

Пошлость понимается писателем как лень души человека, как узость его взглядов на мир, как ограниченность его личности в сочетании с неутолимым желанием обладать и нередко завышенной самооценкой. Невозможность существования любви в мире пошлых людей очевидна. Чехов доказывает это, по сути «аксиомное», убеждение в рассказах «Ионыч», «Супруга», в повести «Дуэль». Однако в каждом произведении эта тема умирания любви, перерождения прекрасного чувства в скуку решается сложно и неоднозначно, как это и присуще реальной жизни.

Сюжет рассказа «Ионыч» строится на двух признаниях в любви, каждое из которых оказывается отвергнутым. Вначале Он признается в любви Ей и не встречает взаимности. А спустя несколько лет Она, поняв, что лучшего человека, чем Он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви - и с тем же отрицательным результатом. Этот «сценарий» развития действия очень древний (вспомним еще народную сказку о журавле и цапле, так же поочередно и неудачно объяснявшихся в любви, так строится сюжет в пушкинском «Евгении Онегине»). Но каждый раз причины этой несвоевременности или неуместности любви одного человека к другому, конечно, разные. Однозначно ответить на вопрос, кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, интересный, полный сил и жажды активной жизни Дмитрий Старцев, каким он предстает перед нами в начале рассказа, превратился в Ионыча в конце произведения, нельзя. Насколько случайно или закономерно это превращение? «Среда ли его заела», а он был не в состоянии ей воспротивиться? Или же зачатки его изменившегося образа жизни лежали в нем самом, были частью его натуры, тем, что является неотъемлимой, во многом определяющей, частью природы характера человека? Или причина в чем-то другом?

Безусловно, и то и другое имеет место, а некая третья сила многократно увеличивает их влияние. В.Б. Катаев считает этой силой время.

* «Чехов включает в ситуацию «герои и среда» течение времени, и это позволяет иначе оценить произошедшее… Чехов вводит в рассказ испытание героя самой обыкновенной вещью - неспешным, но неостановимым ходом времени»

Время опять оказывается против человека: оно затягивает человека в трясину своей бесконечной тягучести, вязкости, однообразности, «мало-помалу», незаметно переделывая человека. И весь «протестантский запал молодости» (Катаев В.Б.), который свойственен Дмитрию Старцеву, оказывается неспособным долго держаться против хода времени и может даже превратиться в свою противоположность, как это и происходит в рассказе. Время осуществляет постепенный переход от живого, еще не устоявшегося и подвижного, к заведенному, раз и навсегда застывшему в жестких рамках усвоенных жизненных правил. Перед нами мотив превращения человека в вещь, механическую куклу, который станет очень актуальным в искусстве ХХ века.

Старцев, находясь среди механических заводных кукол (дом Туркиных, шире - все обитатели города С.), постепенно проникнется и усвоит запрограммированность, заведенность времени, которая структурирует жизнь, доводя свой процесс «упорядочивания» до абсолюта, лишая жизнь жизни, по существу, убивая ее. Можно условно назвать жителей города С. духовными мертвецами.

Поэтому отчасти признание Старцева было обречено на неудачу. Он не принял во внимание (так как сам еще не видел этого), что, как и все в этом городе, Котик следует своей программе, заранее определенной, составленной из прочитанных книг, питаемой похвалами ее музыкальных способностей и незнанием жизни. Ошибочность ее программы, возможно, станет очевидной для нее позже, а пока у нее есть цель стремиться к чему-то высшему и блестящему, а вовсе не стать женой обыкновенного, невыдающегося человека.

А потом он, уподобившись сам бездушной вещи, уже не испытывает потребности в чьей-то любви, внимании, тепле, и своеобразное «прозрение» Екатерины Ивановны насчет бесцветности и скудности ее жизни, желание связать свою жизнь со Старцевым, естественно, остается без ответа. Возникает ощущение, что судьбу человека в чеховском мире определяют силы, сопротивление которым заведомо превышает его возможности. В неравной борьбе с ними человек погибает, потому что сопротивляться времени, в котором ты живешь и от которого зависишь, невозможно, так как оно делает свое дело превращения «незаметно, мало-помалу».

Выход из создавшейся ситуации может быть найден при условии, что герои произведений Чехова преодолеют столь характерные для них качества, как заинтересованность только собой, своими интересами, своими чувствами и проблемами, разрушат те невидимые, но очень ощутимые, перегородки между собой и другим человеком, собой и миром, которые делают взаимопонимание невозможным.

В рассказе «Супруга» пошлость и развращенность характеризуют героиню Ольгу Дмитриевну, которая приносит много страданий своему мужу Николаю Евграфовичу. Моральный (а точнее аморальный) облик героини исключает возможность существования любви, семейного счастья в доме супругов. Нарушены элементарные основы уважения другого человека. Пресыщенность мужским вниманием, роскошью, праздностью той жизни, которую ведет Ольга Дмитриевна, ощущение своей правоты и стремление повелевать другими превращают эту женщину в животное-хищника, жаждущего получить свой «кусок мяса» любой ценой. Кстати, в рассказе есть интересная деталь, которая подтверждает в героине ее сходство с животным. Это замечание героя о том, что его жена, «несмотря на свою воздушность, … очень много ела и пила». (VIII, 390). Здесь на этой особенности внимание как будто не задерживается. В рассказе «Ариадна», героиня которого очень напоминает своей хищностью, хитростью, корыстностью супругу Николая Евграфовича, тема потребления пищи становится яркой характеристикой ее ненасытной сущности. В рассказе перечисляются все блюда с указанием времени, когда поедаются. То есть процесс поглощения пищи начинает напоминать какой-то ритуал жертвоприношения чудовищу.

* «Ели мы ужасно много. Утром нам подавали cafe complet. В час завтрак: мясо, рыба, какой-нибудь омлет, сыр фрукты и вино. В шесть часов обед из восьми блюд с длинными антрактами, в течение которых мы пили пиво и вино. В девятом часу чай. Перед полуночью Ариадна объявила, что она хочет есть, и требовала ветчины и яиц всмятку.»

Удивительным образом сочетаются в семье Николая Евграфовича беспринципность, наглость и ветреность жены с глубокой порядочностью и достоинством мужа, который из-за своих твердых жизненных принципов и внутренней ответственности перед своей совестью оказывается в положении зависимого человека, в положении жертвы, которой приходится страдать и чувствовать стыд за недостойное поведение своей жены.

Финал рассказа выполняет функцию капли, переполнившей терпение, или искры, достаточной для взрыва бочки с порохом. Он демонстрирует абсолютную «непробиваемость» натуры Ольги Дмитриевны, нечувствительность и эгоистичность внутреннего «я» этой женщины. Тем незавиднее положение ее мужа, ему остается только сочувствовать.

Внутренняя неустроенность героя произведений Чехова, крайняя зависимость его от обстоятельств внешнего мира, противостоять которым он не в силах, неверие в себя, замкнутость, отчужденность от других, одиночество, скука - то есть те «признаки», которые рисуют нам психологический портрет человека, потерявшегося в чужом, непонятном, бессмысленном мире, объясняют пессимистический взгляд Чехова на разрешение темы любви.

Человек в неразумном и несовершенном мире, страдающий от отсутствия гармонии, веры в красоту и добро, не выдерживает испытания любовью. Он бежит от нее, от других, от самого себя, и это бегство загоняет его в еще более одинокий угол. В чем можно найти выход из этого почти тупикового положения? В. Франкл видит три «способа» сделать жизнь достойной называться Жизнью: 1) то, что мы даем миру (творческая работа); 2) то, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе. Причем ценности отношения наиболее важны. К ним человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить.


Страница: [ 1 ]

Текст сочинения:

Пошлая жизнь одно из явлений, с которым Чехов зачастую борется в своих рассказах. Скучное, обывательское
существование, в котором человек изо дня в день совершает одни и те же поступки, скорее по привычке, нежели по
надобности вот образ той жизни, которая неприязненна автору.
Произведения, в которых затрагивается тема пошлой жизни, как правило, наполнены грустью, хотя Чехов мастер
сатиры и юмора. Таковы, например, Ионыч, Дама с собачкой, О любви. Для автора пошлая жизнь не смешна,
ему действительно жалко людей, живущих пусто и бесцельно, которые не понимаюҭ, что теряюҭ настоящую жизнь, и
это их личная трагедия.
В своих рассказах Чехов вырисовывает образ обывателя. Его герои будто движуҭся по некоему заколдованному
кругу. Изо дня в день они повторяюҭ неменяющиеся поступки, в одно и то же время едят, ездят в гости, играюҭ в
карҭы. Так в рассказе Ионыч дважды Чехов описывает визиҭ Ионыча к Туркиным, и дважды Вера Иосифовна читает
гостям свои однообразные романы, а лакей по указанию Ивана Петровича изображает перед Старцевым сценку.
Если у таких персонажей и есть цель, то она абсурдна, и ни капли не прибавляет им в жизни счастья. Так Ионыч
променял свою любовь к Екатерине Ивановне на хрустящие бумажки. Он не понимает, что деньги это не цель, а
лишь одно из многих средств, помогающих человеку приблизиться к счастью, прожить яркую, насыщенную жизнь.
Ионыч же лишь покупает на свои деньги дома, по суҭи лишь скорлупу, внешнюю оболочку жизни, да ездиҭ на званные
обеды, где даже вино ему подаюҭ всегда одно и то же.
У Чехова человек, ведущий пошлую жизнь, боиҭся всего нового, ему страшно даже выглянуть за пределы той
маленькой норки, в которую он сам себя зарывает, хотя за ее пределами неизведанный восхиҭительный мир, который
каждый может для себя открыть - стоиҭ только захотеть.
Такому человеку кажется, что любое собыҭие или
поступок, выходящий за грани привычного, выработанного годами распорядка дня, непременно приведет к чему-то
плохому, поколеблет устои его жизни. Так он отгораживает себя от всего прекрасного, что мог пережить,
испытать.
Анна Алексеевна в рассказе О любви влюбляется в Алехина, и им достаточно сделать один шаг к
счастью, открыться друг другу, но героиню пугает то неизвестное, что ее ждет. Ей кажется, что и без того
плохая жизнь станет еще хуже, она находиҭ себе мелочные оправдания, чтобы не отдаться любви, всячески пытается
отогнать свои чувства, обрекая себя на продолжение бессмысленной, скучной жизни.
В противоположность таким обывателям стоят герои рассказа Дама с собачкой. Гуров после курорта, где он
знакомиҭся с Анной Сергеевной, окунается в московскую жизнь игра в карҭы, обжорство, пьянство. Это самое
настоящее пошлое существование. Но тень Анны Сергеевны начинает настойчиво его преследовать, и, наконец, после
слов чиновника об осетрине Гуров внезапно понимает, какую бесполезную, пустую, никчемную жизнь он ведет. И он
едет в С. к возлюбленной. Гуров делает тот шаг, который может совершить каждый, но решается далеко не всякий.
Он вырывается из этой пучины обывательщины, и его жизнь наполняется новым смыслом, новыми красками. И вот Анна
Сергеевна и Гуров тайно ото всех встречаюҭся, они ищуҭ выход, чувствуюҭ, переживаюҭ. И хоть пока они далеки от
счастья, это действительно настоящая жизнь. Тайна их встреч подчеркивает, что нормы общества лишь надуманные
условности, глупые препятствия на пуҭи к счастью.
Так в своих произведениях Чехов вырисовывает образ пошлой, бессмысленной жизни, и показывает, что лишь
ищущий, деятельный человек может прожить по-настоящему, открыть для себя мир во всем его многообразии чувств и
переживаний.

Права на сочинение "Пошлая жизнь в ҭворчестве Чехова" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из самых любимых жанров писателя.
Характерной чертой рассказа как литературного жанра являются сравнительно небольшой объём, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих огромную смысловую нагрузку. Виртуозность использования А.П.Чеховым художественных деталей и закрепила за ним славу мастера рассказа.
Творчество А.П.Чехова приходится на так называемую эпоху «безвременья». В истории русского освободительного движения, что периоды правительственной реакции - арестов, казней, ссылок, преследований, подавления общественной мысли, кризиса освободительных идей. «Безвременье» ещё и потому называется так, давит на личность, заставляет всё больше и больше дорожить и трудно обретённой профессией, и материальным благополучием, и положением в обществе. «Безвременье» изо всех сил нашептывает человеку: “Высокие идеалы? - Чепуха! Гниль! Плюнь на это и живи, как все – сытно, покойно, сегодняшним днём. Цени своё неповторимое существование!” Такую жизненную позицию А.П. Чехов называл «пошлостью, мещанством». Средствами художественного слова он пытался сказать своим читателям: в любых условиях человек должен всегда оставаться человеком! Более того, величие человеческой души или, наоборот, её унижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или не зависимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам.

А.П.Чехов – обличитель мещанства и пошлости

Никто не понимал так ясно и тонко,
Как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни,
Никто до него не умел так беспощадно
Правдиво нарисовать людям позорную и
Тоскливую картину их жизни в тусклом
Хаосе мещанской обыденщины.
Его врагом была пошлость; он всю
Жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её
Изображал бесстрастным, острым пером,
Умея найти прелесть пошлости даже там,
Где с первого взгляда, казалось, всё устроено очень хорошо, удобно, даже – с блеском…

Максим Горький

Мещанство, не как сословная принадлежность, а как образ мыслей и образ жизни, - явление многоликое «Мещанин – это взрослый человек с практичным умом, корыстными, общепринятыми интересами и низменными идеалами своего времени и своей среды» (Владимир Набоков). Замена высокого низменными – сущность мещанства синоним, которого служит «пошлость». «У пошлости нет доброты, нет идеальных стремлений, нет Бога» (Иннокентий Анненский).
Отсутствие «идеальных стремлений» проявляется по отношению к самому важному в жизни, определяющему состояние общества в настоящем и являющимся условием будущего благосостояния страны, - к труду. А.М. Горький вспоминает слова Чехова: «Чтобы хорошо жить, по-человечески – надо же работать! Работать с любовью, с верой. А у нас не умеют этого…» Создание картины неприглядного, серого, скучного, унылого существования обывателя, Чехов подмечает, что в основе этой скуки лежит неумение и не желание трудиться.
Когда Старцев, герой Рассказа «Ионыч», в обществе «говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрёк и начинал сердиться назойливо спорить. При всём том обыватели не делали ничего, решительно ничего…» между тем сам Дмитрий Ионыч Старцев, понимая истинное значение труда, в своей врачебной
практике изменяет ему, превращая благородный труд врача в средство наживы.
В начале молодой доктор, назначенный в Дялиж Земским врачом, честно выполнял свой долг, работая с утра до вечера, и в будни, и в праздники («Весной, в праздник, - это было Вознесение, - после приёма больных, Старцев отправился в город…») «Вы так любили говорить о своей больнице», - вспоминает Котик. С течением времени страсть к наживе изменила его отношение к труду. Наскоро приняв больных, он препоручал их фельдшеру и на целый день уезжал в город, где у него была частная практика, которая приносила ему большой доход. Своё единственное удовлетворение он получает в пересчитывании денег – «и, случалось, бумажек - жёлтых и зелёных, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, - было понапихано во все карманы рублей на семьдесят.»
Набрав изрядную сумму он покупал доходные дома. Гуманный врач превратился в бездушного дельца, сострадание к больным сменилось раздражением и грубостью. Изменив своему назначению, Ионыч стал таким же пошлым обывателем, как и те, перед кем он говорил о необходимости трудиться. Ведь даже тогда, когда он собирается жениться на горячо любимой девушке, думает о приданом («А приданого они дадут, должно быть, немало», - думал Старцев). «Пошлая натура отличается тем, что она никогда не упустит своей выгоды» (Ницше).
Людям, опошляющих само содержание труда, Чехов противопоставляет своих любимых героев, бескорыстно преданных своему делу, как доктор Дымов, «великий, необыкновенный человек» и ученый, «какого теперь с огнем не найдешь» («Попрыгунья»), или известный в России садовод Песоцкий из рассказа «Черный монах». Сад Песоцкого – это чудо природы в сочетании с искусством садовода. «Таких удивительных роз, лилий, камелий, таких тюльпанов всевозможных цветов, начиная от ярко-белого и кончая черным, как сажа, вообще такого богатства цветов, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте». Изумительно декоративный сад, фруктовый сад, приносящий большой доход, и награду, и славу. «Сад действительно прекрасный, образцовый… Это не сад, а целое учреждение, имеющее высокую государственную важность. Потому что это, так сказать, ступень в новую эру русского хозяйства и русской промышленности…
… Весь секрет успеха… в том, что я люблю дело – понимаешь? – люблю, быть может, больше чем самого себя».
Бессмертие человека – в его делах. Поэтому Песоцкий так удручен мыслью о будущем своего детища. Таких людей, как Песоцкий, думающих о государственной пользе, любящих свою работу и умеющих «дело делать» в России очень мало. Они, с точки зрения обывателя, чудаки.
«Вообще, брат, я большой-таки чудак», - говорит о себе Песоцкий. К таким чудакам относится и обаятельный, тонкий, благородный доктор Астров из пьесы «Дядя Ваня», который помимо лечения больных («от утра до ночи все на ногах, покоя не знаю, а ночью лежишь под одеялом и боишься, как бы к больному не потащили») увлечен лесоводством:
«… когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которых я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью, и я … Все это, вероятно, чудачество, в конце концов».
Человеку вдохновенного труда жить интересно, обывателю, погруженному в мелочные заботы, скучно «Он одинок. Живется ему скучно, ничто ему не интересует» - таков итог жизни Дмитрия Ионыча Старцева.
Скрывая свое духовное убожество, бездушный мещанин желает самоутвердиться в том, что в обществе считается престижным. Быть причастным к искусству – это всегда модно и возвышает обывателя в собственных глазах. Оленька из рассказа «Попрыгунья» окружает себя знаменитостями, артист, певец, несколько художников, виолончелист, литератор – «ее друзья и знакомые были не совсем обыкновенные люди». На фоне этих талантов ее муж, скромный доктор Дымов, кажется ей незначительным и неинтересным. Ему она предпочла довольно пошлого, но известного художника Рябовского. И только тогда, когда Дымов умирает, она, наконец, со слов его коллег, узнает. Какой это был необыкновенный человек и великий ученый. Ольга Ивановна не оценила в нем его « чистую, добрую, любящую душу», любить она только может выдающегося человека. Любовь – самое бескорыстное чувство – заменяется суетными, эгоистическими стремлениями сделать женскую карьеру за счет успехов и славы своего мужа». « Никто не хочет любить в нас обыкновенных людей… А это скверно…» - сетовал Чехов.
Точно также Екатерина Ивановна («Ионыч») сначала отвергает Старцева, потому что быть женой провинциального доктора – по сравнению с той жизнью, о которой она мечтает: «Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы…». Через четыре года, когда Екатерина Ивановна убедилась в своей бездарности, она уже Старцева считает «лучшим из людей», у которого «благородная цель в жизни». И в том и другом случае она так же, как и Ольга, Ивановна, проглядела человека: в первый раз – хорошего, доброго, любящего; в последний раз – одинокого, страдающего от непонимания, жаждущего обрести сочувствие, потому что она всегда думает только о себе. «У пошлости одна мысль о себе, потому что она глупа и узка и ничего, кроме себя, не видит и не понимает» (И. Аннескин)
Равнодушие становиться нормой жизни
У обывателя неодолимо стремление принадлежность к избранному кругу. Семья Туркиных, по мнению местных жителей губернского города С., самая образцовая и талантливая. Однако пошлость этой семьи обнаруживается при первом же знакомстве, когда раз и навсегда заведенной очередности угощают гостей обедом, красивой дочерью, остроумием, романами, музыкой, тающими во рту печеньями. Все это – в одном роду ценностей.
Каждый из членов семьи демонстрирует свой талант, невольно обнаруживая свою бездарность.Шутки Ивана Петровича, выработанные « долгими упражнениями в остроумии», раздражали назойливыми повторениями и были не смешны; игра Котика на рояли очень технична, но лишена души и вдохновения, будто «с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, ему хотелось чтобы они поскорее перестали сыпаться». Так передает свое впечатление от игры Котика Дмитрий Ионыч. Вера Иосифовна читает свой очередной роман о том, «чего никогда не бывает в жизни». Банальное начало – «Мороз крепчал» - и дальше развивается банальный сюжет о том, как богатая графиня полюбила бедного художника и как они стали устраивать школы, больницы и библиотеки …
Бездарность романа Веры Иосифовны обнаруживается при сопоставлении с подлинным искусством: «В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то пять минут молчали и слушали « Лучинушку», которую пел хор, и эта песня предавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни».
Искусство Туркиных отвлекает от общественных вопросов, усыпляет совесть, создает душевный комфорт. И как может их искусство волновать людей, если их самих не волнуют судьбы мира, если они живут в замкнутом мирке собственного благополучия «Равнодушие – это паралич души («Скучная история»), оно проникает в искусство и губит его, делает его бездарным и пошлым. Бездарность и пошлость применительно к искусству синонимы. Пошлостью являются и претензии Туркиных на роль жрецов искусства, и взгляд на искусство как на способ заработать деньги (на вопрос: « Вы печатаете свои произведения в журналах?» - Вера Иосифовна отвечает: « Для чего печатать?... Ведь мы имеем средства») или славу («я хочу быть артисткой, хочу славы, успехов, свободы»,- говорит Котик).
Мещанин равнодушен, благодушен, уживчив, неопасен до тех пор, пока не нарушаются его интересы. В противном случае, когда кто-то покушается на его покой, он становится агрессивным и злобным. «Пока с обывателем играли в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, в политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Идеи, которыми живет человечество, недоступны их пониманию. Например, как это сможет человечество обходиться без паспортов и без смертной казни? «Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?» - спрашивал обыватель.
Когда Старцев стал избегать разговоров с обывателями, то «за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был». Свою неприязнь мещанин всегда мотивирует враждебностью к людям другой национальности: «Когда в нас что-нибудь неладно, то мы ищем причин в не нас и скоро находим: «Это француз гадит, это жиды, это Вильгельм», - писал Чехов в письме к издателю Суворину, давнишнему другу, с которым он порвал отношения в связи с делом Дрейфуса, носившим явно антисемитский характер.
Консерватизм обывателя, приверженность к собственности. Деньгам, чинам делает его человеком несвободным, зависимым. Рабская психология мещанина высмеивается Чеховым в таких рассказах, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». Если Беликов («Человек в футляре») «боится, как бы чего не вышло», если что-то дойдет до начальства, господин директор, то в этих рассказах никакой опасности от генерала («Смерть чиновника») или тайного советника («Толстый и тонкий») не исходит. Добровольное чинопочитание, раболение вошли в плоть и кровь и «тонкого» и Червякова, который становится жертвой своего пресмыкательства. Червяков страдает от того, что его могут заподозрить в нежелании унижаться, в неуважении к вышестоящим. Это духовное рабство особенно ненавистно было Чехову, который на себя с детства влияние мещанской среды. «Воспитанный на чинопочитании», всю жизнь по капли выдавливал из себя раба «и, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
Чехов страдает оттого, что болото мещанства медленно, часто незаметно для самого человека, но неуклонно затягивает в свою трясину людей. Процесс деградации Ионыча длится около одиннадцати лет и завершился физическим ожирением и духовной смертью. В конце рассказа это злобный обыватель, который изменил даже памяти о своей любви к «Котику», которая была первой и единственной радостью в его жизни. Когда при нем заходила речь о Туркиных, то Ионыч с оскорбительным равнодушием спрашивал «Это вы про каких Туркины? Это про тех, что дочка играет на фортепьяно?» Он становится хуже тех, кого презирал, обличал, против кого негодовал. Не снимая ответственности со среды, Чехов все-таки в первую очередь винит самого человека, вовремя не обратившего внимание на свои недостатки, которые позже развились в пороке. Тяга Ионыча к материальным благам, комфорту, физическому и душевному, сказывалось в нежелании противостоять общему мнению: вслед за гостями он восхищается игрой Котика на рояли, хвалит роман Веры Иосифовны, хотя отлично понимает их бездарность. И даже в самый патетический момент своей жизни, собираясь на свидание с любимой девушкой, он, как футлярный человек, боится осуждения: «… к лицу ли ему земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости, над которыми смеются теперь даже гимназисты? К чему поведет это роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»
Любовь часто бывает противоядием, спасающим человека от пошлости. Так случилось с героями рассказа «Дама с собачкой» с Гуровым и Анной Сергеевной, которых возродила любовь, одарила их самым ценным в жизни: «это нежнейшая пара, преданнейшие друзья». Беда же Ионыча не только в том, что Котик оказалась неспособной полюбить невыдающегося человека, а, очевидно, и в том, что и сам он не одарен талантом любви. Ведь после неудачного сватовства он промучился всего-навсего три дня, а потом, вспоминая, говорил: «А хорошо, что я тогда не женился».
Чехов понимал, «что лишь тот может победоносно бороться с обывательским загниванием человеческих душ, кто сам очистит себя от этого гноя…» Самому Чехову удалось полностью освободиться от всяких следов раболепства, подхалимства, угодничества, самоунижения и льстивости и обрести чувство собственного достоинства. В своих произведениях Антон Павлович Чехов не читает ни морали, ни проповеди, но всем строем своей лирической прозы он говорит нам, что «человеку нужно не три аршина земли, ни усадьба, а весь земной шар, вся природа, где он на просторе мог бы проявить все свойства и особенности своего собственного духа». («Крыжовник»).

Список использованной литературы.

1. Катаева В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. М., 1998г.
2. Полоцкая Э.А. Пути человеческих героев: Кн.для учащихся. М.,1983г.
3. Семанова М. Л. Чехов- художник. М.,1976 г.
4. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.,1972г.
5. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.,1971 г.