Как гуси рим спасли сообщение. Как гуси Рим спасли (древнеримская легенда)

В 1875 году в книге для детского чтения Л. Н. Толстой поместил рассказ, написанный на основе работы римского историка Тита Ливия, «Как гуси Рим спасли». В нем он привел исторический пример, как в 390 году до н. э. птицы помогли одолеть галлов. На самом деле Рим спасли не гуси – это лишь легенда, а победил галлов отважный полководец Марк Фурий Камилл, который за изгнание галлов получил титул «второго основателя Рима». Но гуси тоже были...

Преданье старины глубокой

алльские племена, в те далекие времена заселявшие север Италии, двинулись на Рим. Под предводительством короля Бренна сеноны вторглись в Северную Италию, затем встали лагерем около города Клузий, дружественного Римской республике. Напуганные жители обратились к римлянам за помощью. Римские послы пытались уладить конфликт. Но Бренн ответил, что римляне в своей политике сами следуют «древнейшему из законов, который отдает сильному имущество слабого и которому подчиняются все, начиная с бога и кончая диким зверем» .

ZOO БИЗНЕС №7/2014

    Преданье старины глубокойОбъективная реальность…Древний миф развеян?

Тогда римляне спровоцировали ссору, в которой от руки римского посла погиб один из галльских вождей. Столкновение стало неизбежным – галльские и римские войска сразились около реки Аллия. И 21 июля 387 год до н. э. Бренн нанес римлянам сокрушительное поражение, поставившее под удар само существование Рима: город в то время был лишен значительных укреплений и практически беззащитен. Галлы сожгли и практически разорили Вечный город. В середине Рима оставался лишь Капитолий, где заседали римские сенаторы, решавшие судьбы Империи. Здесь было много языческих святилищ, память о которых осталась во всемирной истории. В том числе и храм Юноны, где чеканились деньги. Коварные захватчики намеревались разграбить его, поскольку знали, какие несметные сокровища хранились в этом храме. Капитолий возвышался на холме: с одной стороны – стены и ворота, с другой – крутой обрыв. Ночью отряды галлов поднялись на Капитолийский холм. Кругом стояла тишина: усталые защитники крепости и дозорные спали. Не почуяли ничего и сторожевые собаки. Но вдруг послышалось громкое гоготание. Это закричали священные гуси при храме богини Юноны, услышавшие бряцание оружия. Гогоча и хлопая крыльями, птицы подняли такой шум, что разбудили консула Марка Манлия – он первым ринулся в схватку, сбил появившегося на холме галла, и тот, покатившись вниз, увлек за собой других. Из-за криков ужаса проснулись и другие воины. Враги бросились бежать. Этот подвиг сделал из Манлия народного героя, и его по праву стали называть Капитолийским. Он имел много наград и был очень почитаем среди плебса...

С той поры римляне относятся к гусям очень уважительно и в честь этого дня учредили праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех нор, пока она не издохнет». А еще в честь этих птиц в Риме был установлен памятник...

Однако побегом галлов с Капитолийского холма битва за Рим не закончилась. Римский полководец Марк Фурий Камилл с войском был еще в пути, а в Риме уже начались переговоры между защитниками и нападавшими. Виной всему послужил голод, который терзал обе стороны. И тогда враждующие стороны договорились, что римляне откупятся золотом, и галлы уйдут. Но галлы принесли фальшивые гири. Когда горожане стали возмущаться, предводитель галлов Бренн в доказательство своей правоты бросил на весы меч: «Горе побежденным!» – воскликнул он. Именно в этот момент появился Камилл со своим войском. «Рим надо защищать железом, а не золотом» , – сказал он, и началась последняя битва, в которой вражеские войска были полностью разбиты. За изгнание галлов Марк Фурий Камилл получил титул «Второго основателя Рима».

Если сегодня подняться на Капитолийский холм по крутым ступеням лестницы Арачели, то вы попадете в одну из самых древних и истинно Римских церквей – церковь Базилика Санта-Мария-ин-Арачели. Она находится на том месте, где во времена древнего Рима стоял храм Юноны. Здесь, кроме статуи Младенца Христа «Санто Бамбино», вы увидите тех самых «знаменитых римских гусей», о которых шла речь в нашей статье.

Объективная реальность…

С детских лет мы все знаем эту удивительную историю. И в школе на уроках истории нам ее рассказывали, и Льва Толстого мы читали (Собр. соч. в 22 т., т. 10 – прим. авт.). Но вот возникает интересный вопрос: почему же так опозорилась и стража, и сторожевые псы? Допустим, стража заснула. А собаки? Картина вырисовывается такая...

Как известно, собачий слух у собаки не в пример человеческому. Ну, разве что уступает только волчьему: нижняя граница установлена точно – от 24 м, верхняя – в процессе исследования. Некоторые охотники утверждают, что в безветренную тихую погоду их охотничий пес слышит дичь до 150 м – видимо, в зависимости от породы. При этом надо учесть, что в качестве сторожевых оставили в Капитолии далеко не самых глухих псов...

Многие из нас на собственном опыте знают, что сторожевая цепная собака начинает беспокоиться, когда кто-либо подходит к охраняемой зоне (к забору участка) метров на 20. Это при условии, что запах «пришельца» ей знаком, и она не видит в нем врага. Просто надо подать сигнал хозяевам – для проформы. Когда же «гость» вышагивает вдоль забора, метров за 10 до будки начинается такой концерт, что его слышно на другом конце деревни через рев трактора, даже если этот Буян или Серко спал в будке беспробудным сном.

А как насчет гусей? Вот что сообщает по этому поводу неопровержимый авторитет мира животных Леонид Павлович Сабанеев: «Конечно, и пролетные гуси, раз-другой побывавшие в переделках, уже не станут подпускать ни в телеге, ни навершне (то есть верхового), тем не менее, несмотря на то, что они редко проводят на озерах более недели, их убивается несравненно более, нежели коренных гусей. Последние на открытом месте редко подпустят охотника с ружьем и на 150 шагов» . Ну, про гусиное великолепное зрение мы наслышаны. Охотники по птице подтверждают, что оно у диких гусей – порядка двух человеческих «единиц», то есть в два раза острее, причем цветное и с обзором на 360 градусов. Поэтому их очень трудно скрадывать, да и на верный выстрел они налетают, лишь когда вы замаскированы. Умение профессионально охотиться на гусей приходит, как правило, после 10 лет охоты на них. Плюс надо учесть, что в отдыхающих на полях или болотах гусиных стаях всегда есть и опытные «дежурные», этакая служба ВНОС – воздушного наблюдения, оповещения и связи. Слухом эти птицы тоже не обделены – он у них более чем отменный. Они слышат друг друга на отражающей поверхности воды и переговариваются на расстоянии до 3 км! Но это дикие гуси. А что же домашние? А они тоже не уступают своим диким собратьям: в некоторых источниках сообщается, что «слух у них лучше, чем у собак, они реагируют на малейший шорох и гоготом предупреждают хозяина о приходе «гостей». Ну, вот и все, вроде бы. Вопросов нет. Но...

Отдыхая в селе, я не замечала, чтобы домашние гуси беспокоились дальше 10 метров от меня, даже шествуя навстречу по улице. За пять метров начинают недовольно гоготать, хлопать крыльями, выказывая недовольство, и топают подальше – на всякий случай. А если они в сарае (ну нет у нас в Украине храма Юноны с гусями)? Загадка... Однако и на этот вопрос нашлось объяснение в виде наблюдений биолога Игоря Прохорова, в молодости большого любителя экстрима и экспериментов. «Когда я служил в армии, однажды ночью пошел в деревню в самоволку, вот там как раз и натолкнулся на феномен с гусями. Проходил по задворкам мимо одного сарая, а там сидели гуси. И когда я переступил некоторую незримую черту, они начали потихоньку галдеть. Я сразу остановился и стоял не шелохнувшись, даже дышать перестал. Думал – они успокоятся, и я пойду дальше. Ничего подобного! Они гоготали (негромко, правда) все то время, что я там стоял. Меня это заинтересовало, и я стал исследовать этот феномен. Вот что вышло. Громкость их гогота прямо пропорциональна степени приближения к ним, начиная с некоторого граничного расстояния. По моим прикидкам, эта граница проходит на удалении 6-7 метров. Если производишь какие-то звуки на большем расстоянии, они не реагируют. Но когда переходишь эту границу, сразу поднимают гвалт. Слишком близко к сараю я не приближался, так как боялся, что они так разорутся, что всю деревню на ноги поднимут. А я-то был в самоволке!»… То есть у домашних гусей есть собственная зона безопасности, соизмеряемая особенностями каждой стаи, но в пределах не менее 5 метров.

Красивая легенда или историческая правда?

Власти Китая призывают граждан разводить побольше... гусей. Особенно эффективны гусиные «патрули» в сельских районах. «Гуси славятся среди всех представителей пернатых своими сторожевыми способностями, а еще они очень сообразительный и храбры, поэтому атакуют любого чужака, кто войдет во двор или дом», – утверждает шеф уездной полиции Шован Чзан Цюаньшень. Обычно семьи держат одну-две собаки, которых можно без особого труда усыпить или убить отравленной приманкой. С гусями эта хитрость не пройдет, потому что, во-первых, их значительно больше, а во-вторых, они плохо видят в темноте и просто могут не заметить смертельные дары. Полицейский привел случай, когда гуси помогли задержать преступника, который попытался угнать мотоцикл прямо из сельского управления полиции. Он усыпил двух полицейских собак, и уже перебрался через стену, когда встретился во дворе с десятком гусей. При виде чужака птицы подняли такой шум, что разбудили дежурного. Воришка был схвачен на месте преступления.

А вот теперь перейдем к римлянам. Гуси в Риме жили в храме Юноны и были священными животными древнегреческой богини брака, рождения и материнства. В качестве сторожей их никогда не использовали по причине выявленной закономерности: они начинают гоготать, лишь когда незнакомец подойдет к ним на расстояние менее 3-4 м. А сторож должен реагировать на гораздо большую дистанцию. Храм этот, где обитали гуси, стоял впритык к городской стене. И когда галлы уже перелезли через стены, они оказались слишком близко от гусей. Вот те и подняли гогот. Если бы галлы перелезли через стены хотя бы на расстоянии 15 метров от храма, гуси промолчали бы. Но даже если это и так, все рано надо было успеть проснуться, взять оружие, подойти к стене... А ведь галлы должны быть уже на стене, чтобы гуси на них отреагировали. Нет, не успевает консул Марк Манлий, чей подвиг так ярко живописал Тит Ливий, к стене. Значит – тупик?
Древний миф развеян?

Вовсе нет, ибо все гениальное – просто! Если верить первоисточникам, премией Марку от благодарных защитников крепости было не золото, которого в Капитолии лежали сотни килограммов, а дополнительная пайка хлеба и вина. Осажденные римляне давно голодали, в пищу уже пошли кожаные сандалии и щиты из дубленой бычьей кожи. Не трогали только гусей, боясь гнева Юноны. Вот они и разорались, когда кто-то из воинов решил закусить гусиком, пока братья по оружию крепко спят. Но спали-то они вместе. Шевеление и долгое отсутствие товарища могло вызвать вопросы. У кого автоматически оставалось безупречное алиби? У стражи, ведь она «стояла на стенах»!

Дальше разворачивается следующая картина. Голодная стража во главе с начальником отправляется ловить и жарить гуся. Гуси, почуяв расправу над своими тушками, орут так, что будят Марка Манлия. Тот застает начальника стражи на месте преступления с гусем в руках, как Остап Бендер – Паниковского. Кричит: «Брось птицу!» и кидаетсяна неохраняемую стену, к самому опасному месту – потайной тропе наверх. И – о счастье! – успевает вовремя: римляне, вскочившие от этого переполоха, успешно отражают атаку галлов, так кстати и некстати пришедшуюся на гусиные разборки.

Римляне – образцовые воины, с которых брали пример во все времена – и вдруг такой пассаж! Что ж потом Тит Ливий напишет? Да и начальник стражи совершил святотатство, покусившись на храмового гуся, и жертва Юноне просто необходима. И вот начальника стражи сбросили в пропасть – что и было зафиксировано историками. Таким образом, и честь спасли, и преступника наказали, и богиню ублажили...

Да, интересный все-таки народ – историки. Ливий для них – авторитет, а вот биологию они, похоже, со школы не очень-то чтили, чтобы перепроверять всякие там пустяки с собачьим и гусиным слухом.

Но если вы думаете, что на этом исследования закончены – вы ошибаетесь! Есть еще много-много иных версий. И у вас, дорогие читатели, наверное, тоже?

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Главные герои рассказа Льва Толстого «Как гуси Рим спасли» — обычные домашние гуси, жившие в городе Риме. В далекие времена галлы напали на римлян и захватили город Рим. Не захваченным оставался только Капитолий, стоявший на крутой горе и окруженный стенами.

Ночью галлы взобрались по обрыву и стали перелезать через стену. Они делали это настолько тихо, что даже собаки не услышали их. Но галлов услышали гуси, жившие в Капитолии. Они стали громко гоготать и разбудили римлян. Римляне отбили нападение галлов на Капитолий, а вскоре к ним подоспела помощь, и галлов прогнали из Рима.

С тех пор римляне отмечают особый праздник в честь гусей, которые спасли их город от врагов.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Толстого «Как гуси спасли Рим» заключается в том, что в условиях военных действий никогда нельзя терять бдительность, даже будучи уверенным, что враг не нападет. Римляне, оборонявшие Капитолий, были уверены, что галлы не нападут на них со стороны крутого обрыва, но галлы именно это и сделали, чуть не захватив Капитолий. Только чуткий слух гусей помог избежать беды.

Рассказ Толстого учит быть бдительным и осторожным, не переоценивать уровень своей защищенности.

Какие пословицы подходят к рассказу Толстого «Как гуси Рим спасли»?

Беспечному сон сладок.
Бдительного воина врасплох не застанешь.
Держи ухо востро.

Гуси спасли Рим

Несколько тысячелетий назад галльские племена напали на Рим, получили его штурмом и окружили Капитолий (цитадель, центр религиозного культа), в котором скрывалось населения города. И заставить защитников Капитолия сложить оружие им не удалось. Тогда они втайне ночью пробрались к Капитолийского холма и разоружили стражу. Галлы сделали это так тихо, что даже собаки не слышали. И гуси, которых забыли днем накормить, не спали. Заґелґотавшы, они разбудили римских воинов, и те вовремя отбили нападение врага. Фразеологизм «гуси спасли Рим" употребляют, когда характеризует незначительную вещь или ситуацию, неожиданно может иметь серьезные последствия.

Далеко коротком к зайцу

Слово "короткий" ассоциируется с зайцем, у него короткий хвост. Однако раньше так называли охотничьих собак. Куцый медленнее зайца, потому что он только бегает, а заяц еще и прыгает, поэтому в погоне за добычей короткий всегда отставал. Значение фразеологизма "далеко коротком к зайцу" - не ровня.

Дамоклов меч

Происхождение фразеологизма связано с именем Дамокла, придворного любимца греческого тирана Дионисия. Однажды во время обеда Дамоклов очень восхвалял обладателя, с завистью говорил о нем, считая его самым счастливым человеком в мире. Дионисий решил проучить завистника. Во время пира он приказал слугам посадить Дамокла на трон. Тот был на седьмом небе от радости. И вдруг увидел, как над его головой на конском волосе повис острый меч, в любой момент мог оборваться и убить. Дионисий объяснил, что это символ опасности, всегда нависает над тем, кто имеет безграничную власть.

С тех пор выражение "дамоклов меч" употребляют, когда речь идет о постоянной смертельной опасности,

Данте ад

Самым известным произведением итальянского поэта Данте Алигьери является "Божественная комедия", в которой описаны реалии потустороннего мира, куда человек попадает после смерти. Поэт очень подробно рассказал о девяти кругов ада, в каждом из которых души умерших терпят муки за определенный грех.

Фразеологизм "Данте ад" употребляют в двух значениях: пороки любого общества - эгоизм, несправедливость, мстительность, алчность, распущенность; тяжелые, трагические, смертельно опасные для человека ситуации, в которые она попадает.

Двуликий Янус

Древние римляне верили в существование бога времени Януса. Согласно мифу, когда он был царем страны латинян Лациума, от всесильного Сатурна получил дар видеть прошлое и будущее. За эту способность Януса стали изображать двуликим: его молодое лицо обращено в будущее, а старое смотрит в прошлое. Впоследствии этот герой превратился в двуликого бога времени, начала и конца, охранника входа и выхода. Он также был покровителем военных начинаний, имел храм, двери которого открывались во время войны, а в мирное время были закрыты.

Впоследствии словосочетание "двуликий Янус" потеряло первоначальное значение. Теперь этот фразеологизм используют, когда говорят о человеке неискреннее, лукавую, Двуликий.

Девять муз

Музами древние греки называли девять дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, которые стали покровительницами разных искусств и наук. их изображали в виде прекрасных женщин с вдохновенными лицами. Каждая из них держала атрибут (предмет или инструмент) своей отрасли: Калиопи (муза эпической поэзии) - табличку и палочку для письма; Клио (муза истории) - большой свиток папируса; Эвтерпа (покровительница лирической поэзии и музыки) - флейту; Терпсихора (муза танца и хорового пения) - большую лиру; Эрато (муза любовной поэзии) - малую лиру; Мельпомена (муза трагедии) - трагическую маску; Талия (муза комедии) - комическую маску; Полигимния (муза религиозной поэзии) имела покрывало на голове; Урания (муза астрономии и геометрии) держала шар и циркуль. Руководил музами бог Аполлон.

Музы должны были исполнять художников вдохновением, поэтому, когда нет вдохновения, художники говорят: меня покинула муза.

Как гуси Рим спасли

Подлинной бедой для Рима стало нашествие дикого племени галлов. Говорят, что оно перешло Альпы, привлеченное сладостью италийских фруктов и особенно - вином, удовольствием, прежде им не известным. Впервые услышали о них римляне от жителей Клузия, когда те обратились в Вечный город за помощью. На Клузий надвигались полчища галлов, и, видя, насколько многочисленны враги и велики ростом, клузийцы просили помощи в Риме, хотя не связывали их ни союзнические, ни любые иные договоры. Сенат постановил военной помощи Клузию не давать, но отправить к галлам послов, чтобы попробовать решить дело миром, а главное - увидеть таинственных галлов воочию.

Послами к галлам прибыли трое знатных юношей, от имени всего города потребовавших не нападать на их друзей, не причинивших галлам никакой обиды. Искренним желанием Рима провозгласили они в мирной тиши познакомиться с галлами, но обещали, если потребуется, защищать клузийцев с оружием в руках. Галлы отвечали, что впервые слышат о Риме, но, видно, город этот и впрямь богат и славен, если к жителям его клузийцы бежали за помощью. Сами галлы готовы были отказаться от войны, если Клузий уступит им часть пашен, в которых галлы нуждались, и право у них на эту землю одно - это право оружия. На возмутительные эти требования римляне согласиться не могли, и завязалась ссора, вылившаяся в большое сражение.

Римляне в той битвы воевали на стороне клузийцев, чем оскорбили свой статус мирных послов и уронили честь Рима, тем более что в битве один из юношей самолично пронзил копьем галльского вождя. Оскорбленный нарушением обычаев, новый вождь галлов по имени Бренн оставил осаду Клузия и двинулся прямиком к Риму. При виде шумного воинства галлов крестьяне в страхе бежали, а горожане хватали оружие, галлы же оповещали встречных, что им нечего бояться, ибо цель у них одна - Рим.

Пораженные стремительностью галлов, римляне едва успели выставить наспех собранное войско, которое галлы одолели с такой легкостью, что Бренн долго не верил своей победе. Наконец удивленные галлы собрали с павших доспехи и с закатом подошли к Вечному городу, а выжившие в бою римляне отступили к разрушенных Вейям. В Риме же поднялся плач: не осталось в городе необходимого числа защитников, чтобы отразить нашествие галлов. Наконец, скрепя сердце, приняли тяжелое решение: все крепкие юноши и сенаторы, что помоложе, собрав продовольствие, с семьями укрылись в Капитолийской крепости, где собирались держать осаду, ибо только так оставалась надежда спасти от неприятеля богов и честь Рима.

Плебеям места на маленьком Капитолии не хватило, и они нестройно бежали из города на Яникул, откуда рассеялись по окрестным деревням. Рим опустел: остались лишь старики, бывшие консулы и триумфаторы, слишком немощные, чтобы обороняться в крепости, слишком гордые, чтобы бежать, и пожелавшие погибнуть вместе с отчизной.

В 390 году до н. э. галлы вступили в пустынный город, где жизнь, на первый взгляд, теплилась на одном лишь Капитолии. Смущенные, бродили они по улицам, сбиваясь в группки, словно опасались засады. С трепетом вступали в распахнутые двери, благоговейно взирали на стариков, сидевших на порогах в торжественных одеждах, с лицами, слишком строгими для смертных. Не выдержав, один из галлов погладил старца по бороде, и тот в возмущении ударил его жезлом. Тут с галлов словно бы спало оцепенение: немногих встречных они начали резать, из домов выносили награбленные богатства, и скоро Рим заполыхал пожарами.

Несколько дней продолжались грабежи и поджоги. Беспомощно взирали с Капитолия защитники на гибель отечества, не в силах остановить врага. Галлы же, вдоволь навоевавшись против одних лишь домов, задумали взять Капитолий приступом, но крутые склоны холма и ярость защитников не позволили им этого сделать. Тогда вождь галлов Бренн разделил войско: часть оставил осаждать Капитолий, часть разослал по округе за продовольствием, которое в разграбленном городе подходило к концу.

По воле судьбы один из рыщущих в поисках хлеба галльских отрядов заметили рядом с Ардеей, где жил в то время попавший в опалу и изгнанный из Рима бывший диктатор Камилл. Перепуганные появлением галлов ардеяне собрались на совет, и Камилл, ранее никогда не принимавший участия в жизни города, решил выступить перед гражданами.

«Только добро я видел от вас, ардеяне, - сказал Камилл, - и теперь хочу за все отплатить. Прежде в войнах я слыл непобедимым, так беритесь же за оружие, и я поведу вас в бой. Дикие галлы не знают порядка, и лишь закатится солнце, падают спать, не выставляя караула. Ночью они беспомощны, словно дети. И если мы не перережем галлов, как скот, то пусть в Ардее со мной поступят так же, как поступили в Риме!»

Бренн и его доля добычи. Художник П. Иамин

Ардеяне поверили Камиллу Лишь только спустилась ночь, вооруженный отряд вышел из города и нашел галлов спящими на берегу реки. С боевым кличем бросились ардеяне убивать безоружных и сонных. Эта страшная резня, которую не назвать даже сражением, заставила чудом выживших галлов в беспорядке бежать от Ардеи.

В Риме меж тем было тихо. Одно только событие поразило и осажденных, и осаждавших: в роду Фабиев принято было приносить жертвы на Квиринальском холме, и вот, когда подошел срок, юноша из рода Фабиев, бывший в числе защитников крепости, со священной утварью в руках спустился с Капитолия. Галльские часовые сурово окликнули наглеца, но тот прошел мимо них, не изменившись в лице. Смущенные галлы пропустили его, а он, исполнив обряд, столь же суровый и строгий с виду вернулся обратно. Пораженные, надо полагать, несравненной его выдержкой, галлы позволили юноше невредимым подняться в крепость.

Остатки же римского войска, ставшие лагерем в Вейях, прослышали о дерзкой вылазке Камилла и захотели призвать его из Ардеи. Однако каким бы трагичным ни было положение Рима, вернуть Камилла из ссылки без одобрения сената в войсках не могли. С просьбой к сенату отправился в Рим смелый лазутчик, который, обернувшись древесной корой, вошел в Тибр и течением его был прибит к римскому берегу. Там, поднявшись по прибрежной скале, лазутчик проник в крепость и получил позволение сената провозгласить Камилла диктатором. Солдаты отправились за Камиллом и вскоре доставили его в Вейи.

Пока же продолжалось это дело, крепость подверглась большой опасности. Галлы сумели разглядеть следы там, где прошел лазутчик из Вей, и так нашли тропинку на вершину холма. Под покровом ночи галлы подкрались к крепости. Там, где подъем был слишком крут, они подставляли друг другу плечо и передавали оружие, умудрившись подобраться так тихо, что их не услышали ни люди, ни даже собаки. И наверняка галлам удалось бы захватить спящую крепость, если бы не священные гуси из храма Юноны. Только великое уважение к богине не позволило оголодавшим защитникам съесть этих гусей, и Юнона отплатила городу за благочестие: заслышав галлов, гуси загоготали и захлопали крыльями, и от шума этого проснулся Марк Манлий, прославленный воин.

Схватив оружие и криком поднимая товарищей, он ринулся вперед и сбил с вершины первого из галлов - тот полетел вниз, сшибая других. Так Марк Манлий выиграл несколько судьбоносных мгновений, а тут уж подоспели и прочие римляне. Камнями и стрелами они сбросили галлов с холма и тем опрокинули их нападение. Марку Манлию же за спасение крепости каждый из воинов наутро принес по полфунта полбы и по кварте вина - дар, смехотворный в сравнении с его подвигом, но бесценный в крепости, где уже начинался голод.

Со временем голод и болезни стали мучить не только римлян, но и галлов, а поскольку войско из Вей все не подходило, стали вести переговоры. Галлы твердили, что крепость все равно сдастся из-за голода. Разгневанные римляне стали кидать во вражеские караулы хлеб, опровергая эти слова, но дни шли, и вскоре голод невозможно стало скрывать. Наконец сторговались на выкупе, за который галлы соглашались снять осаду. Вождь галлов Бренн оценил римский народ в тысячу фунтов золота, но когда стали взвешивать, обнаружили, что галльские гири фальшивые. Возмущенные подлостью Бренна римляне заспорили, а тот, насмехаясь, промолвил знаменитое: «Горе побежденным!» - и бросил на весы вдобавок собственный меч, зная, что у римлян нет иного выхода, кроме голодной смерти.

Однако унижению этому не суждено было стать последним словом в войне. Еще до того, как выплачен был чудовищный этот выкуп, к Риму подошли войска во главе с диктатором. Видя, до чего дошло отчаяние осажденных, Камилл велел забрать золото и выпроводить галльских послов, а защитникам города строиться для сражения. Обескураженные галлы тоже взялись за оружие, но боевая их ярость, благодаря которой они обыкновенно побеждали, разбилась о выучку и железную дисциплину римлян: в первой же схватке галлов разбили, а после захватили их лагерь и перерезали всех до одного, так что некому было даже поведать их соплеменникам о том поражении.

Камилл с триумфом вернулся в Рим, и шедшие следом за его колесницей солдаты величали его вторым основателем города. Пытливые же умы не раз с тех пор выносили на суд истории вопрос о том, кто в действительности спас Вечный город: священные гуси Юноны, воинское искусство Марка Фурия Камилла или беззаветное мужество защитников крепости.

Из книги Предводитель энгов автора Этлар Карит

О ТОМ, КАК ВРАГИ СПАСЛИ СВЕНА, А ДРУЗЬЯ ЕГО ПРЕДАЛИ Пока в хижине Свена происходил описанный разговор, какой-то человек ползком перебирался через земляной вал, окружавший замок Юнгсховед. Это был Свен. После захода солнца сильно подморозило, часовой скрылся от холода в

Из книги Хождение к морям студёным автора Бурлак Вадим Николаевич

Прилетали из Арктики гуси Много на свете добрых чудаков. И слава Богу! Без них, как без шуток, без песен, без веселых розыгрышей и забав, жизнь была бы унылой. А еще долгие годы странствий убедили меня, что необходимы они даже в серьезных и опасных путешествиях. Порой в

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Английские корни немецкого фашизма автора Саркисянц Мануэль

1938 г..: Как англичане спасли Гитлера от прусских генералов Так и случилось: сохраняя мир, мы спасли Гитлера. Сэр Невилл Гендерсон По той же имперской британской «логике», согласно которой чехи сами были виноваты в постигшей их злой судьбе, для имперских англичан и

Из книги Тайны войны автора Картье Раймонд

Х II. Как итальянские моряки спасли Суэц Одной из главных ошибок Гитлера была переоценка - и страшная переоценка - Италии.В глубине этого заблуждения лежала личная привязанность фюрера к дуче. Набрасывая в первой главе портрет Гитлера, я старался показать характер и силу

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

Тринадцать монахов спасли императора Одна из фресок монастыря рассказывает, как тринадцать здешних монахов спасли Ли Шимина – будущего основателя прославленной династии Тан. Узурпатор захватил Ли Шимина в плен и держал его в заключении в Лояне. Благодаря владению

Из книги Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари автора Кузнецов Сергей Олегович

Глава 17 «Детей не сохранили, а лошадей спасли» У летчиков есть такое понятие - «точка невозврата». Для самолета в полете это ситуация, когда экипаж на борту понимает, что топлива уже не хватит, чтобы вернуться или долететь до запасного аэродрома. Машина теряется.

Из книги Противостояние фюреру. Трагедия руководителя немецкого Генштаба. 1933-1944 автора Ферстер Вольфганг

«Вы спасли немецкий народ» Над Германией опустилась завеса террора и конформизма, но никто не хочет этого признавать. Люди, побывавшие в лагерях и тюрьмах, тоже молчат, но их лица не могут скрыть следов того ужаса, что они пережили. Бывшие узники открывают рот только для

Из книги Дикая полынь автора Солодарь Цезарь

НАЦИСТСКОГО ПАЛАЧА СПАСЛИ СИОНИСТЫ 18 мая 1945 года австрийские партизаны в Вейсенбахе арестовали Бехера и передали оперативной группе американских войск № 801 СК. У арестованного отобрали чемодан и большую коробку. В чемодане нашли много ценностей и валюты, а коробка была

Из книги Дикая полынь автора Солодарь Цезарь

УЗНИКОВ ГЕТТО СПАСЛИ СОВЕТСКИЕ ВОИНЫ А кто же в действительности вырвал из рук гитлеровцев и спас от смерти сотни тысяч венгерских евреев?Прославляя "спасителей" кастнеровского толка, современный международный сионизм всячески старается скрыть истину. Не может же

Из книги Дикая полынь автора Солодарь Цезарь

"СПРОСИТЕ РАНЬШЕ - СКОЛЬКИХ МЫ СПАСЛИ!" С присущим ему клеветническим толкованием отметил международный сионизм 40-летие Победы над гитлеровским фашизмом. Многочисленные "исторические изыскания" были направлены на то, чтобы по указке организаторов антисоветского

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Как католическая церковь создала западную цивилизацию автора Вудс Томас

Глава 3 Как монахи спасли цивилизацию Монахи сыграли ключевую роль в развитии западной цивилизации. Однако в самом начале существования католического монашества вряд ли можно было предсказать, какое огромное влияние оно окажет на внешний мир. Но этот исторический факт

Из книги Тайны войны автора Картье Раймонд

Х II. Как итальянские моряки спасли Суэц Одной из главных ошибок Гитлера была переоценка – и страшная переоценка – Италии.В глубине этого заблуждения лежала личная привязанность фюрера к дуче. Набрасывая в первой главе портрет Гитлера, я старался показать характер и силу

Из книги НИЛИ - верный израилев не скажет неправды автора Голан Авиэзер

КОРАБЛИ, КОТОРЫЕ НЕ СПАСЛИ В Каире Арон почуял неладное. Он не знал, что произошло, но решил, что пора спасать тех, кого еще можно. В силу своего авторитета у англичан он получает не одно, а два судна для рейса к берегам Атлита. Ему обещано, что в случае критического положения,

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Гетра. Мятеж дойчев («немцев») против Гуси По одной из версий летописи на месте Ретры находится Приливец («Прильвиц»), впоследствии саксонская крепость. Ретра стояла на девяти холмах. От Гамбурга до Ретры 20 миль.Раньше уровень воды был на 2–3 человеческих роста выше и холмы

В 390?м году до р. X. дикие народы галлы напали на римлян. Римляне не могли с ними справиться, и которые убежали совсем вон из города, а которые заперлись в кремле. Кремль этот назывался Капитолий. Остались только в городе одни сенаторы. Галлы вошли в город, перебили всех сенаторов и сожгли Рим. В середине Рима оставался только кремль – Капитолий, куда не могли добраться галлы. Галлам хотелось разграбить Капитолий, потому что они знали, что там много богатств. Но Капитолий стоял на крутой горе: с одной стороны были стены и ворота, а с другой был крутой обрыв. Ночью галлы украдкою полезли из?под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали друг другу копья и мечи.

Так они потихоньку взобрались на обрыв, ни одна собака не услыхала их.

Они уже полезли через стену, как вдруг гуси почуяли народ, загоготали и захлопали крыльями. Один римлянин проснулся, бросился к стене и сбил под обрыв одного галла. Галл упал и свалил за собою других. Тогда сбежались римляне и стали кидать бревна и каменья под обрыв и перебили много галлов. Потом пришла помощь к Риму, и галлов прогнали.

С тех пор римляне в память этого дня завели у себя праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех пор, пока она не издохнет.