Как научиться хорошо и быстро читать. Скорочтение: как научиться быстро читать — методика, обучение, упражнения. Скорочтение Методика обучения для ребенка в домашних условиях

Раньше люди читали не торопясь, размеренно, при неровном свете свечи. Быстрота чтения не была необходима. Но мы живем в стремительное время, нам нужны довольно большие объемы информации, уже со школы дети должны читать не только художественную литературу, но и учебники, технические описания к разным гаджетам, статьи и так далее.


Если читать медленно, времени учиться в хорошем темпе может не хватить. Как же быть? Неужели придется с утра до вечера сидеть над книгами и учебниками? На самом деле есть несколько секретов, которые помогут научиться читать быстро с полным пониманием прочитанного. Сегодня мы ими поделимся.

1. Определяем скорость.

Вы читаете медленно или считаете, что можете быстрее? Определите вашу скорость. Включите таймер и прочитайте полстраницы текста. Запишите ваш результат. Это нужно для того, чтобы следить за прогрессом обучения и правильно подбирать упражнения, которые помогут улучшить навыки.


Не старайтесь ускоряться до предела, важно достичь равновесия скорости и понимания прочитанного. Контролируйте ваше чтение, чтобы точно знать, что вы движетесь.


Стремитесь стать быстрее, но при этом не терять в понимании текста.

2. Читаем слова группами.

Причина замедлений в чтении по слову, остановках на каждом слове, движении взгляда обратно, чтобы прочитать строчку еще раз. Часто нам кажется, что так мы лучше поймем смысл. Но это не так. Читая отдельными словами, а не конструкциями, мы просто замедляем темп. Старайтесь читать словосочетаниями, цепляйте взглядом группы слов.


Обратите внимание, что даже сложные предложения в русском языке разделены на смысловые единицы – простые предложения, причастные и деепричастные обороты, обособления. Все эти конструкции обычно отделяются от остальной части предложения запятыми. Попробуйте охватывать кусок текста от запятой до запятой, затем следующий. Потихоньку вы привыкнете сразу замечать интонационные паузы и впитывать информацию блоками.


Установите для себя правило: каждое предложение делить на 2-3 части.

3. Без остановок.

Почему мы останавливаемся? Вероятно, потому что не очень уверены, что правильно поняли смысл. Так тоже бывает, если читать сложную теоретическую литературу, но вряд ли смысл ускользнет от вас в процессе чтения художественных произведений.


Приучите себя читать без остановок. Скользите глазами по строчкам, не спотыкайтесь о каждое слово. Если вам сложно побороть привычку, возьмите себе в помощники карандаш и водите по строкам. Пусть глаза двигаются за указкой, так вы понемногу привыкнете читать подряд, без топтания на месте.


Вот увидите, ваши страхи потерять смысл скоро останутся позади. Наоборот, концентрация внимания повысится, а скорость чтения увеличится (напоминаем про пункт 1, следите за вашим прогрессом).


Тренируйте себя. Чтение – это почти как спорт. Чем больше тренировок, тем больше результат.

4. Знакомимся с терминами.

Художественная литература обычно не требует знания каких-то особых слов. Конечно, в ней встречаются незнакомые, устаревшие, диалектные слова, но не очень часто, поэтому всегда можно быстро понять их значение по контексту или остановиться и использовать словарь.


Но что делать, если вы читаете учебники или другую обучающую литературу? Здесь встречаются не просто незнакомые слова, но терминология, причем, для каждого предмета и направления она своя.

Совершенно не важно, изучаете вы курс биологии за 7 класс или проходите курс маркетинга, постарайтесь сначала познакомиться с особыми словами, которые будут вам встречаться в тексте. Не бросайтесь в омут понятий с головой, вы быстро устанете разгадывать смысл и остановитесь.


Но как же выяснить, какие слова требуют особого знакомства? Возможно, первую-вторую главу вашего трактата нужно прочитать медленно, найти научные термины и профессионализмы, посмотреть в словаре их значение. Теперь, если вы встретите их снова, вам не нужно будет останавливать чтение. Добавляйте в свой словарный запас новые слова и скоро вы привыкнете к особому языку научных и обучающих изданий.


Познакомьтесь с новыми словами и терминами заранее, иначе быстрое чтение превратится в неприятную поездку по плохой дороге, от которой останутся только синяки.

5. Не проговариваем!

Еще одна популярная ошибка читателей – проговаривание слов про себя .


С одной стороны, артикуляция важна, особенно если вы читаете стихи или классическую прозу. Артикуляция помогает почувствовать звучание речи, ритм и стиль текста. Поэтому полностью отказываться от нее не нужно. Но мы часто читаем тексты, где нужно понять смысл, а не вдохновиться красотой слова. В этих случаях проговаривание нам не нужно.


Если вы уже попробовали читать не по слову, а словосочетаниями, избавиться от артикуляции будет легче. Мы переходим на зрительное восприятие, образное. Чтобы добиться переключения на такое восприятие, попробуйте несложное упражнение. Читайте любой текст (допустим, газетную статью), одновременно “мешая” самому себе артикулировать. Произносите не те слова, которые видите, а что-то другое. Можно считать до десяти, можно говорить “лалалала”, можно крутить в голове популярную песню. А потом, после того, как ваши глаза закончат считывать информацию, спросите себя – вы поняли содержание статьи? Скорее всего, да, возможно, не целиком. Потренируйтесь еще, и вы увидите, что начали впитывать текст и быстрее, и четче.


Обманите свой мозг: пойте песню, пока читаете книгу.


Способов увеличить скорость чтения немало. Можно заниматься самостоятельно, можно отправиться на курсы скорочтения.

Оптимальный вариант достичь скорости – 150-200 в минуту . Но, стремясь, читать быстрее, не забывайте, что некоторые произведения все же требуют медленного, вдумчивого чтения, понимания художественного языка.

Сомневайтесь, какая методика скорочтения применима для вас? Позвольте мне занять пару минут вашего свободного времени. Объяснение находится в конце статьи.

Совет

Воспользуйтесь бесплатной литературой для того чтобы научиться скорочтению. Сделайте соответствующий запрос в поисковые машины и скачайте несколько книг о скорочтении. Внимательно прочитайте их. Сделайте выводы. По наиболее интересной на ваш взгляд методике вы можете заниматься.

Когда возникают вопросы, то обсудите их на форумах.

В случае, если вы проделали все что написано выше, но эффекта не получили, то прочитайте специальное предложение в конце статьи.

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Давайте рассмотрим принципы, на которых базируется быстрое чтение :

  1. Для быстрого чтения нужно иметь широкий угол зрения, для того чтобы за одну фиксацию взгляда охватить как можно больше текста и, конечно же, быстро обработать воспринятую текстовую информацию. Примечание: Проверить угол зрения можно при помощи упражнения " ", а так же при помощи .
  2. Быстрому чтению мешают возвратные движения глаз. Медленно читающий человек читает одну и ту же фразу несколько раз, а это существенно снижает скорость чтения.
  3. Быстро читающий человек должен читать совершенно молча без проговаривания текста. Как утверждают теоретики скорочтения, проговаривание текста - это серьезный недостаток.
  4. Быстро читающий человек (скорочитатель) должен практиковать алгоритмы обработки текстов, например, интегральный и дифференциальный алгоритм чтения.

Книга Сергея Михайлова о скорочтении

Книга "Эффект скорочтения без чтения "

В книге вы найдете отвыеты на вопросы, которые задавали подписчики и покупатели курса скорочтения. А вы знаете, что методики быстрого чтения неправильно интерпретируются и неправильно используются?

В этой книге я расскажу, как получать знания без чтения, а лишь «подкручивая настройки» восприятия действительности в своем сознании.

Советы по обучению технике быстрого чтения:

Ваш взгляд должен охватывать весь текст, а не небольшие области. Он должен быть обширным, охватывающим как можно больше информации;

Учитесь видеть весь текст, не совершая постоянных движений глазами, т.е. глаза не должны двигать по всей горизонтальной строчке текста;

Если в тексте вы невольно обратили внимание на какое-то слово, остановитесь (возможно, сигнал подает ваше подсознание, и вы должны более внимательно прочитать нужное место). В дальнейшем, вспоминая это слово, вы будете вспоминать и весь текст вокруг него;

Следуйте технике избирательного чтения – в течение максимум двадцати секунд вы должны прочитать всего пару строк на странице. Из прочитанных слов формулируйте фразы, раскрывающие всю суть текста на странице. Это существенно сэкономит время чтения;

Не фиксируйте взгляд на оборотах речи, которые не несут никакой полезной информации. Например, «таким образом», «вследствие этого», «в качестве вывода...». Они нужны для того, чтобы соединять ключевые мысли в тексте, но при скоростном чтении на них не стоит обращать внимание;

Не возвращайтесь к уже прочитанному тексту. Это может запутать. Старайтесь запоминать максимум со страницы, уделяя каждой из них одинаковое количество времени.

Если у вас нет возможности или особого желания самостоятельно овладеть данной техникой, можно записать на специальные курсы. Работа с профессионалом поможет избежать тех ошибок, которые вы можете совершать, обучаясь самостоятельно.

Как научиться скорочтению? - больше заниматься, читать, перерабатывать информации

Во-первых, при скоростном чтении вы должны читать не слова, а абзацы, и полностью страницы текста. Это возможно в том случаи, если вы научитесь читать не по строкам, а вертикально, вдоль текста.

Чтение – не только увлекательное занятие, но и определенное обязательство человека. Благодаря умению читать человек в своей жизни получает максимум информации – определяет формат магазина, состав продукта, узнает о поставленном диагнозе и многое другое.

Вопрос, как научиться быстро читать, рассматривается еще в детстве, однако и для взрослого человека этот навык или приобщение к нему оказывается немаловажным. Далее будут рассмотрены способы быстрого чтения, ведь быстро читать, значит больше успевать и узнавать.

Важность скорочтения

Техника быстрого чтения называется скорочтением . Зачем оно необходимо в принципе? Дело в том, что человек овладевает новыми познаниями только при условии видимого восприятия.

Более 95% информации, поступающей в мозг человека, обеспечивается возможностью видеть.

В то же время не исключением является и чтение важной информации, которая необходима для осуществления своей цели.

Представьте ситуацию: у вас неприятности юридического характера, и в помощь идут только брошюрки с Уголовным, Налоговым, Трудовым или Гражданским Кодексами РФ. В какой книге смотреть интересующую вас информацию – неизвестно, а время для решения проблемы ограничено. Как поступить в такой ситуации?

В таком случае нетренированный мозг не найдет нужного ответа на вопросы, а если и найдет, не сможет воспринять его в должной степени. В результате возникшие проблемы только усугубятся.

Специалисты утверждают, что человек, который не просто много читает, а владеет техникой скорочтения:

  • уверен в себе;
  • имеет адекватную самооценку, несколько самокритичен, что тоже только полезно в большинстве ситуаций;
  • добивается поставленных перед собой целей.

Подобные утверждения не беспочвенны – для этого специалисты различных систем проводили многочисленные исследования. Они пришли к выводу, что получить достойное в жизни образование можно только при помощи большого количества прочитанных книг .

Образованный человек всегда может найти работу по душе и с хорошим материальным обеспечением. Успешный человек стремится к самосовершенствованию, что также достигается путем чтения определенной обновленной литературы.

Получить необходимую информацию можно только из газет или других источников, которые необходимо не просто прочитывать, а читать быстро. Люди с навыком скорочтения быстрее учатся новому.

Почему человек медленно читает

Не всегда даже специальные упражнения в скорочтении помогают добиться желанного результата. Существуют определенные причины, в которых методика скорочтения оказывается «бесполезной». К ним относят:

  • низкий словарный запас – проблему можно устранить путем чтения интересной литературы (художественной или научной );
  • отсутствие должной концентрации внимания на тексте – в данном случае проблема объясняется слабым артикуляционным аппаратом, который легко натренировать с помощью специальных упражнений;
  • нетренированная память – можно развить только путем постоянного чтения книг и обсуждением или простым воспоминанием прочитанного;
  • сложное содержание книги – не всегда ребенок или даже взрослый человек может воспринять запутанный сюжет или большое количество сложных предложений в тексте;
  • постоянное возвращение к определенному слову – зачастую в тексте встречается какое-либо непонятное слово, его необходимо разъяснить.

Разъяснение сложного и неизвестного слова в тексте должно происходить родителями, если читает и задается вопросом ребенок. В противном случае следует обратиться к толковому словарю или интернету.

Вся правда о скорочтении. Видео:

Основные трюки в быстром чтении

Обучение скорочтению должно начинаться с изучения основных моментов в технике. К подобным основам относят следующие моменты:

  • Необходимо читать только полезные книги. Если есть желание стать успешным, значит, следует останавливать свой выбор на автобиографиях талантливых предпринимателей и так далее.
  • Выбирают книги только с простым для восприятия изложением – к ним относятся рукописи современных авторов. Классика в данном случае окажется неуместной, поскольку в тексте будет присутствовать большое количество уже устаревших слов.
  • Выбранную книгу необходимо прочитать быстро 2 раза. Первый раз является ознакомлением с информацией, а второй раз – это уже техника скорочтения.
  • Читайте только в удобных для вас местах – желательно дома и не менее 1-1,5 часов без отрыва на важные дела.
  • Не следует читать не понравившееся произведение, а также «лишнее» — не следует человеку, желающему добиться успеха, начинать чтение фантастики.

Это только основные моменты, которые помогут освоить скорочтение в домашних условиях. Далее следует изучить тонкости в методике.

Техники скорочтения

По факту, скорочтение – это комплекс многочисленных методик, которые используются для освоения навыком.

Методики подразделяются на группы – предназначенные для детей или взрослых. Если же говорить о взрослых, можно выделить следующие методы освоения скорочтения:

  • Прочтение книги с начала и до конца, а после наоборот – с конца до начала. В данном случае подразумевается возможность увеличить скорость чтения.
  • Чтение по диагонали – методика весьма интересная, но чтение наискосок помогает в быстром пролистывании книг. В основном такой способ используется в изучении художественной литературы.
  • Вождение пальцем по низу строчки – этот способ используется еще в изучении техники чтения в дошкольном возрасте. Объясняется подобное помощью в концентрации внимания.
  • Техника присвоения – основывается на выделении в тексте ключевых слов, которые в дальнейшем уже не прочитываются, но воспринимаются.
  • Техника сопереживания – важно визуализировать главного героя книги, прочувствовать его. Представленные действия позволяют легче воспринимать читаемый текст.

Существует еще интересный метод, как быстро читать книги. Способ называется просто: «Метод штурма» . Его используют разведчики, когда им необходимо понять и усвоить большой объем информации. Способ заключается в использовании книги научной литературы.

Объем книги – не менее 100 страниц. Техника заключается в предварительной подготовке страниц – необходимо на каждой странице строго посередине провести вертикальную линию карандашом.

Представленной технике обучается отдельный человек, но может освоить каждый желающий.

Также можно читать специальные книги по скорочтению – это работы многочисленных специалистов, предлагающих различные методы и способы для улучшения скорости чтения. Каждый найдет для себя наиболее интересный вариант, который поможет в большей степени.

Как научиться быстро и лучше запоминать прочитанное? Видео:

О важности восприятия прочитанной информации

Мало знать, как научиться скорочтению, необходимо воспринимать быстро прочитанную информацию, что достигается непросто.

Во-первых, необходимо научиться попросту извлекать полезную информацию из прочитанного текста. Это помогает воспринимать смысл прочитанного гораздо быстрее.

Во-вторых, важно воспользоваться уясненной информацией на практике – в этом случае человек начинает применять скорочтение с пользой для себя. Подобные действия и основы идут в сравнении с изучением иностранных языков – если не будет практики, заученные слова быстро позабудутся.

Выделяют следующие правила, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное:

  • Рассказывать о прочитанном знакомым и друзьям.
  • Делать пометки по ходу чтения – необходимо выделять важные для себя словосочетания или целые абзацы.
  • Читать только в часы усиленной работы мозга – в зависимости от типа человек делится на «сову» или «жаворонка». Выбирать следует время, когда мозг активнее всего работает.
  • Никогда не читать вслух – это отвлекает от восприятия информации.
  • Важно сосредоточиться на чтении – если человека терзают более важные события, воспринять и запомнить информацию будет гораздо сложнее.

Как научить ребенка быстро читать и правильно?

Скорочтение для детей тоже существует, причем использовать технику следует сразу же, как только малыш готов к обучению навыка. В дальнейшем это поможет быстрее и легче воспринимать информацию, получаемую в школе.

Когда начинать обучение?

Приучать ребенка к чтению следует только после полноценного и самостоятельного анализа его состояния. Ребенок готов к обучению, если присутствуют следующие моменты:

Здесь больше полезной информации.

  • Малыш владеет речью в полном объеме – он может говорить целыми предложениями, использует нераспространенные слова в разговоре со взрослым.
  • У него развит фонематический слух — хорошо ли малыш воспринимает слова на слух, может ли назвать начальную и последнюю букву в произнесенном для него слове.
  • У малыша нет проблем со слухом и произношением – все звуки в речи ребенка поставлены, сохраняется правильный темп предложений (ребенок делает акцент на ключевых словах в предложении ).
  • Ребенок свободно ориентируется в пространстве – у него хорошо развит вестибулярный аппарат, он знает понятие «влево», «вправо», «вверх» и «вниз».

Получается, что научить ребенка читать и обучить его методике скорочтения можно только при отсутствии проблем в развитии. Не следует начинать обучение в раннем возрасте, если крохе это неинтересно – работа не принесет должных результатов, а обучение может вообще «встать».

Пошаговая инструкция

Чтобы привить ребенку навыки скорочтения (обучать его в дошкольном возрасте этой технике в полной мере не рекомендуется ), необходимо проделать следующие шаги:

Определите, какая техника ему дается проще – ее и используйте в первое время. По мере развития скорочтения меняйте методы более сложными вариантами.

Когда до школы остается совсем мало времени, а ребенок еще не умеет читать, родители начинают паниковать, ведь малыш поступит в первый класс не подготовленным. Возникает проблема, как быстро его научить читать. Сделать это можно и в домашних условиях, не прибегая к помощи педагогов. В статье мы ответим на основные вопросы, которые могут возникнуть у родителей, старающихся быстро научить ребенка читать.


Как понять, что ребенок готов к обучению?

Интерес к чтению возникает у детей около 5 лет. Но все мы знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Некоторые готовы к обучению уже в 4 года, а некоторым придется отложить этот процесс до 6-7 лет. Родителям очень важно не упустить этот момент, ведь именно в этот период научить чтению будет намного проще.

Поспособствовать пробуждению интереса к чтению у ребенка можно личным примером. Дома должны быть книги и журналы, ребенок должен видеть, что родителям процесс чтения доставляет удовольствие. Отвечая на вопросы ребенка, можно говорить ему о том, в какой книге есть этот ответ.


Лучший стимул для ребенка научиться читать - пример родителей

Понять, готов ли ребенок к обучению чтению, можно, если проанализировать ряд факторов:

  • Умеет ли ребенок достаточно владеть речью: он должен иметь богатый словарный запас, уметь строить фразы, согласовывать слова, понятно выражать свои мысли, уметь рассказывать об окружающих его предметах и явлениях;
  • Достаточно ли развит фонематический слух. Обратите внимание, может ли малыш различать звуки речи, назвать первый или последний звук в слове, может ли он воспроизвести услышанные звуки;
  • Нет ли проблем со слухом и произношением. У ребенка должны быть поставлены все звуки, соблюден правильный темп речи, ритм;
  • Малыш должен свободно ориентироваться в пространстве, знать понятия право-лево, верх-низ.

Если все эти факторы выполняются в полной мере – ваш ребенок готов учиться читать.


Лучший способ - обучение чтению в игровой форме

Все обучающие и развивающие занятия с дошкольниками должны проходить играя. В таком возрасте ребенок просто не способен воспринимать новую информацию по-другому. Игра – это самая активная форма, с помощью которой дошкольник познает мир. Она является естественным состоянием для ребенка такого возраста. Все занятия должны быть ненавязчивыми, устроены по принципу «как бы, между прочим», тогда ребенок усвоит информацию более полно.

Для обучения чтению можно использовать массу игровых пособий и игр. Используя игровую деятельность в обучении, мы создаем положительный эмоциональный фон, который поможет ребенку усвоить полученные знания. С помощью игры мы сможем привить любовь к чтению. В игре нет обязательности, ребенок развивается так, как он может.

Если, к примеру, малыш пока не может перейти от чтения по слогам к чтению слов слитно, значит он пока не готов. Не стоить завышать требования. Если вдруг у ребенка возникает стойкое нежелание учиться читать, значит, взрослый где-то допустил ошибку. В этом случае следует остановить обучение, сделать паузу и попробовать заново, предлагая малышу интересные игры.

Видеообзор самых популярных методик обучения чтению смотрите в видео:

Обзор эффективных игр и методик

Учите ребенка не буквам, а звукам. Малышу будет сложно понять, что буква «эм» (или даже «мэ») читается как «м», и слово МАМА он будет читать ЭМАЭМА. Сначала только звуки и только когда ребенок поймет, как нужно читать, переходите к изучению правильного названия букв.


Ребенок должен знать, как звучат буквы, а уже потом - как называются

Эффективные методики

Кубики Зайцева

Современные родители много слышали окубиках Зайцева. Это одна из популярнейших методик в настоящее время, с помощью которой можно обучить ребенка чтению довольно быстро. Этот способ обучения подходит для активных малышей, которым трудно усидеть на одном месте. Склады, написанные на кубиках, принимаются за одну единицу. Это отличает эту методику от обычных, где одна единица – это одна буква. Произносить эти склады сможет говорящий ребенок практически в любом возрасте.

На кубиках Зайцева есть разные типы складов:

  • склады, в которых только одна буква,
  • склад, сочетающий две буквы: согласную и гласную, согласную и мягкий знак, согласную и твердый знак.


Кубики Зайцева считаются одной из самых быстрых методик обучения чтению

Кубики имеют различный цвет и в зависимости от него называются по-разному. Кубики с гласными называются золотыми, их цвет – золотистый. Склады, которые звучат звонко, называют железными, их цвет – серый. Деревянные, или коричневые кубики – склады с глухим звучанием. Знаки препинания обозначают белые и зеленые кубики.

Кубики имеют свое наполнение и, в зависимости от него, свое звучание и различный вес. Они могут наполняться:

  • палочками из дерева;
  • колокольчиками;
  • песком;
  • камнями;
  • маленькими предметами из металла;
  • крышечками и пробками.

Также кубики различаются по размеру. Если кубик обычного размера, это значит, что склад на нем мягкий. Если кубик сдвоенный, то склад на нем будет твердый.

Кроме кубиков, используются таблицы, на которых написаны все склады. Эти таблицы всегда на виду у детей.

Посмотрите видеообзор покупательницы набора Кубиков Зайцева:

Уже с 2 лет можно использовать кубики, чтобы познакомить ребенка с чтением. Чем старше ребенок, тем меньше занятий ему понадобится для обучения чтению. Так, дети до 3 лет смогут освоить этот навык приблизительно за полгода, в то время как шестилетнему ребенку для овладения навыком чтения понадобится только лишь 5-6 занятий.

Занимаясь, дети не проводят время на одном месте. Они всегда в движении. Все занятия проводятся только в игровой форме.

Самыми популярными играми с кубиками являются:

  • Веселый паровоз. Дети складывают из кубиков с гласными складами паровоз. Паровоз начинает движение тогда, когда все склады на кубиках будут пропеты.
  • Колобок . Ребенок кидает кубик-колобок в любое место комнаты. Ему нужно догнать кубик и прочитать тот склад, который оказался сверху.
  • Найди пару. К любому понравившемуся складу на кубике нужно найти в таблице такой же.
  • Голоса животных. Ищем на кубиках склады, которые соответствуют звукам, издаваемым животными (ме, мяу, бе, му).


Благодаря издаваемым звукам кубиками Зайцева интересно играть даже самым маленьким

Отзывы родителей о данной методике не однозначны. Кто-то говорит о том, что с помощью этой методики малыш полюбил чтение. Они помогли развить в ребенке логику, мышление, умение мыслить критически, и поспособствовали его всестороннему развитию. Заниматься с ребенком таким родителям оказалось абсолютно не сложно, они отметили, что дети с легкостью перешли на самостоятельное чтение.

Ряд родителей не увидели результатов в обучении по кубикам. Дети не поняли суть такого чтения, им было сложно перейти на чтение по слогам. Для этих ребят не подходила индивидуальная форма обучения, возникали сложности. При коллективной форме обучения успехов было больше.

Посмотрите еще одно занимательное видео о кубиках Зайцева:

Логопедическая методика Н. Жуковой

Еще одной, не менее популярной, методикой быстрого обучения чтения является методика, разработанная Н. Жуковой. В ее основе логопедический подход. С его помощью можно предупредить появление дефектов речи. Обучение происходит с помощью Букваря, героем которого является «Веселый мальчик». Мальчик помогает ребенку осваивать правильное чтение, процесс этот происходит очень быстро. Начинается Букварь с обучения чтения слогов. Постепенно появляются слова и в конце предлагаются для чтения тексты.

В Букваре минимум ненужной информации, отвлекаться от процесса ребенку не на что, в нем немного развлекательных игр и картинок. Методика подойдет только высокомотивированным пятилетним детям, которые хотят быстрее пойти в школу.

Игры, способствующие быстрому обучению ребенка чтению

Игры для изучения букв

  • Создать совместно с малышом яркие и запоминающиеся образы букв, с которыми потом он сможет играть. Для таких целей можно воспользоваться готовыми карточками, на которых изображены красочные буквы.

Можно заниматься с букварем Елены Бахтиной. Она предлагает цветные буквы, которые можно вырезать, занимательные картинки и интересные рассказы о каждой букве. Можно воспользоваться раскрасками, где буквы напоминают различные предметы.


  • Для запоминания букв можно использовать короткие стихи, рассказывающие о букве.
  • Конструирование букв из спичек, счетных палочек, пластилина, проволоки.


  • Создать с ребенком таблицу «напоминалочек» о каждой букве.

Таблица-"напоминалочка" о буквах

  • Создать альбом, в котором будут жить буквы. Каждая страница – это жилье для отдельной буквы. Жилье можно украсить картинками, начинающимися на эту букву, раскрасками, написать стихи о этой букве.


  • Назови буквы, которые спрятались. Ребенку предлагается картинка, на которой он должен найти различные буквы.




  • Вместе с ребенком можно создать дом для букв. В доме для каждой буквы должно быть окошечко-кармашек. После изучения буквы, мы заселяем картонную букву домой. Изученным буквам можно предлагать то угощение, которое с нее начинается (А – абрикос, ананас). Сказочные герои могут ходить в гости к той букве, с которой начинается их имя (Л – Леопольд, М – Маша). С помощью такого домика для букв ребенок будет учиться узнавать изученные буквы, определять первую букву в слове.


  • «Поймай звук» Кидаем ребенку мяч, называя разные слова. Если в слове есть изучаемая буква, то мяч ловим. Если буквы нет, мяч необходимо отбивать.


  • Для изучения букв можно использовать настольные игры. Хорошо в этом помогают лото и домино с буквами. Идеальным вариантом будет лото, которое не содержит картинок, а только буквы. Так этап запоминания букв пройдет намного быстрее. Такое лото вы можете сделать самостоятельно. Для него потребуется 6-8 карточек с написанными буквами и маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках.





  • Загадки, в которых часто повторяется изученный звук.

Слон по Африке гулял,

Длинным хоботом вилял,

А потом раз! – и исчез:

Превратился в букву… (С)

  • «Рыбалка ». В тазик складываются картинки, к которым прикреплены магниты. Задача ребенка: поймать все слова, в названии которых есть изученная буква.

Пример еще одной обучающей игры смотрите в видео:

Игры, направленные на умение складывать слоги

После того, как вы с ребенком изучили все буквы, наступает следующий этап – складываем слоги.

  • По такому же принципу, как и сделано лото для букв, можно сделать слоговое лото.
  • Можно использовать игры-ходилки. Такие игры можно сделать самостоятельно, используя готовые игры-ходилки в качестве основы. В пустые клеточки, по которым необходимо передвигать фишку, надо вписать различные слоги. Во время игры ребенок как обычно кидает кубик. Отличие в том, что он должен читать слоги, которые встретились на его пути. Так могут получиться звуковые дорожки, состоящие даже из 6 слогов. По такому же принципу можно изготовить гоночную трассу. Ребенок должен передвигать машинку, читая слоги, встретившиеся на его пути. Кто быстрее прочитает все слоги, тот быстрее доедет до места назначения и победит в гонке.

  • Игры «Магазин» и «Почта». На монетках для игры в магазин напишите различные слоги. Покупатель должен дать монетку, на которой написан слог. С этого слога должно начинаться название товара (монетка со слогом ба – покупаем банан, монетка со слогом ма – покупаем машинку, монетка со слогом пла – покупаем платье). Принцип игры «Почта» такой же, как и игры «Магазин». Здесь для игры необходимо приготовить конверты, вместо адреса на которых будут написаны слоги. Адресатами являются игрушечные животные. Задача игры – правильно доставить почту (конверт со слогом со – собаке, конверт со слогом ли – лисичке).
  • Домики со слогами. Для этой игры потребуются домики, на которых написаны слоги; вырезанные из картона фигурки человечков с написанными именами; вырезанные из журналов картинки с мебелью, фруктами, овощами и другими различными предметами. Во время игры для каждого домика нужно найти жильца, человечка, имя которого начинается со слога, написанного на домике. При этом человечек сходит в магазин и купит себе что-нибудь, что начинается с этого же слога. Например, Дима поселится в домике со слогом ди и купит себе диван, Полина поселится в домике со слогом по и купит себе помидоры.
  • Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на картонных карточках и разрезать их пополам по горизонтали. Карточки перемешать. Задача ребенка собрать карточки и прочитать слоги, написанные на них.
  • «Закончи слово». На карточках пишем слова, разделенные на слоги. Лучше использовать слова из двух слогов, например каша, лужа, поле, перо. Разрезаем карточки на отдельные слоги. Слоги с началом слов отодвигаем в одну сторону, слоги с окончанием слов – в другую. Для игры берем карточку с началом слова, громко читаем слог, который написан на ней и слово, которое ребенок должен составить. Например, КА – КАША. Задача ребенка найти карточку со слогом, которым заканчивается слово. В данном случае, карточку со слогом ША.


Домик со слогами

На этапе обучения чтению ребенком слов и предложений приходится много заниматься по книгам. Для того, чтобы привить любовь к чтению такие занятия необходимо разбавлять игровой деятельностью. Здесь можно предложить следующие игры.

  • Найди загаданное слово. Правила: выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Его задача выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «лук, стол, качели, кот», найти «живое» слово, овощи, предмет мебели, детское развлечение на улице. После каждого поиска карточку лучше положить обратно и слова перемешать для того, чтобы ребенок не показывал карточки по памяти.
  • «Слово в слове». Ребенок должен найти в слове слово. Например, ТОВАРИЩИ – ТОВАР, ВАРИ, ЩИ, СМЕХ – МЕХ.
  • «Составь слово» Разноцветные круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением моря. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог МО, на втором – РЕ. Картинка с изображением неба. Ребенок выбирает круги со слогами НЕ и БО.

Развивающая игра "Продолжи слова"

  • «Следы со словами». Добраться из одного конца комнаты в другой можно только по следам с написанными на них словами. Наступая на след необходимо прочитать слово на нем.
  • «Собери слово». Ребенку предлагаются буквы, из которых он должен собрать слово. Например, ХСЕМ – СМЕХ, ИНКО – КИНО.
  • «Аэропорт» или «Парковка». Для игры нужно подобрать похожие слова, например, КОТ, КРОТ, РОТ, КОРТ, которые нужно разложить по полу. Это необходимо для того, чтобы ребенок не делал выбор по памяти, а читал слова. Самолетик летает из одного аэропорта в другой. Названия аэропортов-слов говорите ребенку вы. Если это игра «Парковка», то машина ребенка паркуется на предложенное ему парковочное место.

Можно самостоятельно или совместно с ребенком придумать такие игры, опираясь на увлечения вашего малыша. Игры нужно постоянно менять. Ваша фантазия обязательно поможет вам в столь не легком процессе обучения ребенка чтению.


Самым эффективным обучением для дошкольников является игра

Упражнения и игры для закрепления навыков чтения

Для закрепления первоначальных навыков чтения детям можно предложить поиграть в следующие игры:

  • «Составь слово». Ребенку предлагается составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – Лисичка решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел ветер и все перемешал. Давай поможем лисичке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами букв и слогов слова. РТОТ – ТОРТ, ФЕ КО ТЫ Н – КОНФЕТЫ, ВЕ Ц ТЫ – ЦВЕТЫ, КИ Ч О – ОЧКИ, Ч РО КУ КА – КУРОЧКА….
  • Игра «Ремонтируем слова»

Мы - обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву «а»

Трижды или дважды.

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня.. Ну и ну!

Все они сбежали!

БРБН СТРТ СТКН КРТ

В этом стихотворении можно заменить букву «а» на любую другую гласную.

  • Упражнения с чтением коротенького рассказа с пропущенными буквами.
  • «Буквенная арифметика»

Ко + мир – ир + на + таня – ня = Комната

К + нить – ть + гам – м = Книга


Карточка для обучающего лото может выглядеть примерно так

  • Упражнение «Прочти быстро»

Соль, соль, соль, сел, соль.

Сыр, сыр, сыр, мир, сыр.

Пила, пила, пила, липа, пила.

Река, река, рука, река, рука.

  • «Шифровальщики » Детям предлагается расшифровать написанное слово. 3124 – ГРИА (ИГРА), 461253 – УРЦОЕГ (ОГУРЕЦ).
  • «Догадайся, что неверно». Ребенку можно предложить картинки, на которых изображены животные или любые другие предметы. Названия на картинках подписаны неправильно (вместо корова – корона, вместо барабан – баран). Ребенок должен найти ошибку, внимательно читая и задумываясь о смысле написанного слова.
  • «Граница стран» . В игре на листе необходимо написать различные слова. Эти слова будут жителями стран. Необходимо, чтобы группы написанных слов были полной противоположностью друг друга. В качестве примера можно взять живое-неживое, дикие и домашние животные, летние явления – зимние явления и пр. Задача ребенка прочитать названия всех жителей и провести границу между странами. Такая игра будет способствовать не только закреплению навыков чтения, но и заставит ребенка читать вдумчиво, рассуждать.

Посмотрите полезное видео с уроком чтения Светланы Орочко:

  • «Составь пословицы»

Потехе, делу, а, время, час – Делу время, а потехе час.

  • Чтение слов наоборот ВЕСНА – АНСЕВ, ЗИМА – АМИЗ.
  • Можно воспользоваться серией книг-блокнотов «Письма от гномика Гоши «Я научу тебя читать». Здесь на третьем уровне сложности гномик пишет большие по объему письма для ребенка, читая которые ребенок будет также закреплять приобретенные навыки.

Самое главное на этом этапе – не сделать чтение скучным занятием. Добавьте ребенку сказки, волшебства… Увлеките его игрой… Даже чтение текста несколько раз, как рекомендуется для лучшего его понимания, можно сделать интересным читая по разному.

В видео, представленном ниже, рассказано несколько секретов, как привить малышу любовь к чтению:

Стоит ли смотреть видео-уроки?

Ответ на этот вопрос – конечно стоит. С помощью видео-уроков вы сможете разнообразить процесс обучения. Ребенок с удовольствием будет смотреть видео, внимание ребенка при этом будет полностью на нем сосредоточено. Как правило, такие уроки короткие по времени, но эффект от их использования – максимальный.

При обучении ребенка чтению необходимо использовать любую возможность, чтобы этот процесс стал красочным и увлекательным. Использование видео-уроков поможет вам в этом нелегком деле.

Например, посмотрите этот обучающий мультфильм "Лунтик учит буквы":

Как научить запоминать прочитанное?

Умение запоминать прочитанное – это важный аспект в обучении ребенка чтению. Часто можно столкнуться с тем, что ребенок умеет очень быстро читать. Однако, когда ему задашь вопрос по прочитанному, он не может на него ответить. Это объясняется механическим чтением, ребенок не вдумывается в прочитанный текст. Такое чтение доставит ребенку много проблем в будущем, ведь в школе необходимо не просто читать, а пересказывать тексты и отвечать на вопросы по ним. Необходимо понимать, о чем ты читаешь.


Ребенок должен читать в тихой и спокойной обстановке

Как же можно научить запоминать прочитанное? Постараемся ответить на этот вопрос.

  • Во время чтения не должно быть никаких отвлекающих моментов. Читать лучше в тишине и спокойной обстановке.
  • Необходимо, чтобы ребенок понимал то, что он читает. Для этого каждое прочитанное предложение необходимо проанализировать. Можно прочитать предложение несколько раз. Если в тексте есть непонятные для ребенка слова, следует объяснить ему их значение.
  • На начальном этапе обучения чтению и запоминанию прочитанного можно предложить нарисовать иллюстрацию к каждому прочитанному абзацу. Глядя на такую иллюстрацию, ребенок сможет вспомнить о том, что он прочитал.
  • Если у ребенка возникают проблемы с запоминанием прочитанного, то можно предложить делить текст на части . Сначала прочитаем первый абзац, проанализируем его, поймем смысл прочитанного, нарисуем иллюстрацию. Дальше сделайте перерыв, хотя бы небольшой, чтобы ребенок смог отвлечься. После перерыва приступаем к чтению второго абзаца. Также разъясняем смысл прочитанного, анализируем, рассказываем, рисуем иллюстрацию. После просим ребенка рассказать первую и вторую части, которые он прочитал. В качестве подсказки можно использовать иллюстрации. Снова делаем перерыв. И так читаем до конца текста. Короткие тексты легче для прочтения и запоминания прочитанного.
  • Читать лучше всего утром. К вечеру мозг ребенка уже перегружен информацией и не способен запоминать ее. Поэтому вечером ребенку будет намного тяжелее запомнить прочитанное.
  • Самое важное – понимать прочитанное! Не надо заставлять ребенка рассказывать весь текст из предложения в предложение. Самое главное, чтобы ребенок смог пересказать основную мысль прочитанного абзаца, понял, о чем там говорится.
  • Во время рассказа ребенком прочитанного ни в коем случае его не перебивайте. Ребенок может очень легко сбиться с мысли и забыть о том, что он прочитал.

В этом видео Шамиль Ахмадуллин рассказывает, почему ребенок плохо понимает и запоминает прочитанные тексты, и как с этим бороться:

  1. Хорошо помогает избежать механического чтения упражнения с заполнением пропущенных слов. Чтобы подобрать подходящее по смыслу слово, ребенку необходимо вдумчиво прочитать текст. Например, Коля купил … конфет (здесь ребенок подбирает слова самостоятельно, это может быть сладких, вкусных, шоколадных, сосательных…). Сегодня был … день. (подходящие слова подбираются из контекста: дождливый, солнечный, прекрасный, веселый, теплый …).
  2. Еще одним эффективным упражнением будет использование смысловых несуразиц в тексте. Здесь ребенку вместе с правильными предложениями предлагаются предложения со смысловыми ошибками, делающие его смысл нелепым.

Пример:

В одной деревне жил у хозяев верный пес Барбос. Хозяева его очень любили и баловали. Они угощали его парным молотком и свежими дровами. Однажды Барбос пошел гулять – подышать свежим ветром и погреться на сковороде.

Следует итать текст, закрывая несколько первых и последних букв каждой строчки. Ребенку необходимо догадаться по смыслу о спрятанных буквах.

Определите, какой вид памяти у ребенка развит лучше: зрительная или слуховая. Иногда детям для запоминания лучше дополнительно прослушать прочитанный текст.


Как ускорить темп чтения школьников

В настоящее время учеников нагружают все больше и больше. Для успешного обучения школьники должны уметь читать осознанно и быстро. Помогая ребенку ускорить темп чтения, вы можете помочь ему преуспеть в учебе, ведь, как говорят психологи, лучше всего запоминается тот текст, который прочитывается в темпе произносимой речи.

При низком темпе чтения текст не запоминается первоклассником. Причиной этого является то, что когда он прочитает весь текст до конца, он уже забудет что было в начале. При слишком высокой скорости чтения ребенок «проглатывает» большую часть прочитанного, не понимая ее.


Часто на начальном этапе обучения дети не запоминают то, что только что прочитали

Нормой техники чтения, когда ребенок оканчивает 1 класс, считается чтение 35-40 слов в минуту. Читая ребенок должен понимать о чем он прочитал, читать надо не торопясь, правильно. К концу учебного года ребенок должен перейти от слогового чтения к чтению отдельными словами.

В конце второго года обучения ребенок должен прочитывать не менее 55-60 слов в минуту. Сейчас читать он должен целыми словами, осознанно, не допуская ошибок. В 8-9 лет ребенок уже должен уметь соблюдать необходимые паузы, логическое ударение и интонационную окраску текста.

В конце третьего класса темп чтения должен увеличиться до 75-80 слов в минуту. При этом ребенок 10 лет должен уметь показать понимание прочитанного, соблюдая паузы, интонации, логическое ударение.

К окончанию начальной школы ребенок должен читать бегло, осознанно, правильно. Ученик уже должен уметь показать с помощью интонаций свое отношение к прочитанному, соблюдая паузы, логические ударения. В 11 лет ребенок уже должен уметь использовать все необходимые средства выразительности устной речи.

Родители должны понимать, что при проверке техники чтения скорость, с которой читает ребенок, не будет главным показателем. Помимо скорости чтения, проверяется способ чтения (слоговое или чтение словами), осознанность чтения (ребенок должен понимать, о чем он читает), выразительность, наличие ошибок во время чтения.

Ниже представлено довольно полезное видео об обучении детей скорочтению:

Для того, чтобы ускорить темп чтения ученика, при котором он будет понимать прочитанное, необходимо разобраться с причинами, мешающими ребенку прочитывать текст в быстром темпе и с пониманием прочитанного.


Ребенку может мешать :

  • Плохая память. Пока ребенок дочитает предложение, он уже забыл, что читал в его начале. Ему приходится читать снова и снова, до тех пор, пока он не поймет смысл этого предложения. В этом случае необходимо развивать память ребенка. Для этого есть много различных упражнений.
  • Невнимательность. Ребенок читает автоматически, не сосредоточившись на чтении. В его мыслях в этот момент что-то абсолютно другое. В итоге получается, что текст прочитан, но не понят. Внимательность – это то качество, от которого очень сильно зависит понимание и запоминание текста. Внимание, так же как и память, необходимо развивать. Для этого есть эффективные приемы и рекомендации. Но в первую очередь, нужно исключить все отвлекающие факторы при чтении, создать соответствующую обстановку.
  • Ребенок мало читает дома, не любит читать . Увлекайте ребенка чтением. Например, начните ребенку читать рассказ с захватывающим сюжетом и остановитесь на самом интересном месте. Если он хочет узнать продолжение, то должен прочитать сам. Вы, конечно, продолжите, но не сегодня, не сейчас, может быть завтра.… Предлагайте ребенку как можно больше интересной художественной литературы для чтения. Своим примером показывайте, что любите читать. Положительным моментом выступит то, что если ребенок будет много читать, расширится его словарь.
  • Ограниченность поля зрения. Выражаться это может в том, что ребенок не видит слова, которое следует за читаемым. Время уходит на то, чтобы это слово увидеть, прочитать и понять. В решении этой проблемы могут помочь занятия с таблицами Шульте.
  • Регрессия движений глаз . Ребенок взглядом возвращается на уже прочитанные слова. Помочь в решении этой проблемы можно, если закрывать каждое уже прочитанное слово листом бумаги или линейкой. При постоянном повторении глаза ребенка привыкнут к правильному движению и не будут смотреть на прочитанный текст.
  • Артикуляционный аппарат развит недостаточно. Здесь можно порекомендовать занятия с педагогом-дефектологом. Дома вы должны стремиться к тому, чтобы ребенок говорил не торопясь, спокойно, проговаривая каждое слово до конца. Учите скороговорки, чистоговорки, пойте песни вместе с ребенком для тренировки растягивания слов.
  • Логопедические проблемы. В их решении вам может помочь логопед. Не оставляйте занятия с логопедом пока не увидите закрепленного результата. Возможно, ребенку будет необходим курс массажа.

Внимательно посмотрите, нет ли каких-то из выше перечисленных проблем у вашего ребенка. Если вдруг таковые обнаружились, то не медлите, принимайте меры для их решения. Это будет важным шагом в помощи вашему ребенку научиться читать быстро и осознанно.


В следующем видео показаны задания для тренировки внимания с помощью таблицы Шульте.

Несколько советов, как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать и делал это без напоминаний и с удовольствием, смотрите в видео:

  1. Устраивайте читательские пятиминутки. Несколько раз в течение дня попросите ребенка прочитать маленький текст. Ребенку при этом совсем не обязательно читать вслух. Здесь можно практиковать и чтение про себя. Затем попросите его рассказать о том, что он прочитал.
  2. Слова, в которых много согласных подряд (например, иНСТРумент) вызывают у первоклассника огромные затруднения при чтении. Такие слова можно выписать на отдельные карточки и разучивать с ребенком до тех пока он не сможет их быстро прочитывать и четко проговаривать.
  3. Просмотр диафильмов, в которых небольшая фраза заменяется красочной картинкой, не дает ребенку устать во время чтения . Здесь роль играет быстрая переключаемость с чтения на просмотр.
  4. Если ребенок не может долго читать, то разделите текст на 1-2 предложения и читайте их с перерывами. Во время перерыва ребенок отдыхает и после готов к чтению следующих предложений.
  5. Учите ребенка пересказывать прочитанные тексты. Тексты для пересказа не должны быть большими.

Диафильм, в котором малышу потребуется самостоятельно прочитать текст, представлен ниже:

Родителям, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, нужно быть очень деликатными в процессе обучения. Здесь приведены правила и советы для тех родителей, которые не хотят, чтобы у ребенка пропал интерес к чтению, а хотят привить ребенку любовь к нему.

Начинать обучение чтению можно даже тогда, когда ребенок еще не говорит.

Чем раньше вы начнете, тем лучше. В раннем возрасте можно по всему дому развесить карточки с буквами и называть их ребенку по несколько раз в день. Можно купить озвученный плакат «Алфавит» с веселыми стишками, песенками о буквах. Пальчиком ребенка обводить контур буквы, называя ее.

Занимайтесь, только играя с ребенком!

Это самое важное правило. Вся информация, которую дошкольник получает через игру, усваивается намного быстрее, чем информация, которая преподнесена ему в форме скучного занятия.

Возможно, представленное ниже видео поможет понять причины того, почему ребенок не любит читать:

Заинтересовывайте ребенка чтением.

Если вы начнете заставлять ребенка читать, то у него навсегда отпадет это желание. Заинтересуйте ребенка. Читайте ему сами как можно больше интересных рассказов, сказок, стихов. Дома должен быть богатый выбор художественной литературы для детей. Рассказывайте ему о том, что все ответы на его вопросы можно найти в книгах. Читайте сами, ребенок должен видеть, что окружающие его близкие любят читать. Именно с них он берет пример, стремится быть похожим на своих родителей.

Попробуйте учить слоги, а не буквы.

Некоторым детям порой проще научиться читать слогами, чем буквами. Можно самостоятельно сделать карточки с различными слогами и расположить их по всей квартире. В течение дня показывайте ребенку эти слоги, называйте их. Можно попробовать составлять слова из слогов. Пусть ребенок поищет указанный слог в слове. Меняйте карточки со слогами каждый день.

Закреплять полученные знания нужно как можно чаще.

Чем чаще вы это делаете, тем скорее ребенок научится читать.

Действуйте, постепенно переходя от простого к сложному.

Не требуйте от ребенка прочтения слова, если он еще плохо знает звуки. Занимайтесь поэтапно. Выучите с ребенком все звуки. После этого переходите к чтению по слогам, научите его сливать слоги. Только после того, как ребенок будет с успехом справляться с этой задачей, можно переходить к обучению чтению целых слов.


Начинайте учить с простого.

Начинать надо с самых простейших слов с повторяющимися звуками: МАМА, ПАПА, БАБА. Далее переходите к обучению чтению слов состоящих из слога и согласной: ДЕД, КОТ, РОТ. После переходите к словам, состоящим из 2-3 и более слогов. Когда ребенок начнет хорошо читать отдельные слова, можно переходить к чтению простых предложений, МАМА МЫЛА РАМУ. Слова с буквами Ь, Ъ, Й читайте в последнюю очередь.

Играйте в дидактические игры.

Можно найти массу игр на изучение какой-либо буквы. Самым простой игрой можно назвать поиск изучаемой буквы в тексте. Лото, домино… Используйте все возможности.

В видеозаписи, представленной ниже, показан пример, как трехлетний ребенок научился читать по логопедическому Букварю Е. Костиковой:?

Создавайте ситуации, когда ребенку будет необходимо знание букв.

Пусть бабушка передаст ребенку записку, он может получить письмо от Деда Мороза, поздравительную открытку. Покажите ребенку, что умение читать очень важное в жизни каждого человека.

Давайте ребенку стимул для чтения.

За успехи в обучении чтению ребенку можно давать небольшой подарок. Только не делайте из этого привычку. Ребенок должен сам захотеть научиться читать, полюбить чтение, а не читать за что-то.

Закрывайте прочитанный текст.

Это нужно, чтобы избежать регрессии движений глаз. Ребенок отвлекается от чтения, когда его взгляд возвращается к прочитанному. Глаза должны двигаться только вперед. Закрывайте линейкой, закладкой или просто полоской белого листа каждое прочитанное слово.

Будьте всегда терпеливы и доброжелательны к ребенку.

Если у ребенка что-то не получается, значит он еще не готов к этому. Не надо его ругать и сравнивать с кем-то, кто смог научиться быстрее. Этим вы отобьете у ребенка желание читать навсегда.


Посмотрите следующие видео Светланы Орочко, в которых она рассказывает о том, как родители в домашних условиях могут быстро научить ребенка-дошкольника читать.

Привет, друзья! Помните, недавно мы разбирались с устройством и методами улучшения мозговой деятельности? Надеюсь, тогда вам пригодилась информация об альтернативном восстановлении памяти с помощью несложных упражнений. Так что сегодня предлагаю немного расширить «мозговую» тему и поговорить о том, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное. Настойчиво приглашаю к беседе тех, кто регулярно имеет дело с текстами. Готовы запомнить все нижеописанное? Ну, поехали!

Ранее я писал о том, что существуют некие . Сегодняшняя тема как бы дополняет ту, предыдущую.

Вспомним, как в школе нас заставляли зубрить фрагменты различных учебников: историю, литературу, иностранный язык и т. п. Получалось далеко не всегда и, как правило, удовольствия от этого процесса было не много. А если у тебя еще и талант в совсем других областях проявляется, так это вообще прискорбно, правда?

Так вот, друзья, все дело в интересе к чтению. Вместо мучительной зубрежки можно научиться качественно читать и запоминать важную информацию, просто разбудив в себе интерес к текстам. Это тот случай, когда скорость и объем прочитанного не имеет значения, ведь если вы полюбите чтиво, с которым имеете дело, то и время найдется, и скорость со временем увеличится.

Однако, не всегда получается полюбить суровые учебные или рабочие тексты. Скоро узнаем, что же делать, если экзамен нужно сдавать уже завтра, а интерес коварно дремлет.

Согласитесь, первой задачей, которую мы ставим перед собой при чтении, является применение прочитанного на практике (исключение составляет художественная литература и различные развлекательные тексты). Даже если вы успеваете проглотить сразу несколько книг на протяжении месяца, но при этом в мозгу остается лишь пара ключевых моментов или ассоциаций, вызванных этими книгами – ваши дела с чтением оставляют желать лучшего.

Привычка читать разумно и с удовольствием, извлекать из текстов все необходимое и применять полученные знания в жизни – действительно ценное умение в нашем мега-информационном мире. Самое время выяснить, взаимосвязана ли скорость чтения с запоминанием прочитанного.

Учимся быстро читать и запоминать прочитанное

Согласно статистике компании Staples, средний показатель чтения у взрослого человека составляет около 300 слов в минуту. В то же время мастер скорочтения способен прочитывать до 1500 слов в минуту. Быстрому чтению несложно научиться: при больших объемах и регулярной практике это под силу и детям.

Но у меня возникает следующий вопрос: зачем вам стремиться к скорости, если прочитанное не только не запоминается, но и не осмысливается в процессе чтения? Так давайте сначала развивать качество чтения и интерес к нему, а затем, при необходимости, увеличивать скорость. Думаю, это правильный путь к запоминанию большого количества текстов.

Техники для увеличения скорости чтения и запоминания

Если на сегодняшний день вы достаточно развили память и умеете читать осознанно, пора разобрать пару-тройку техник для увеличения скорости чтения.

  • Методика Тима Феррисса

Тим Феррисс, автор нескольких бестселлеров (в числе которых «4-часовая рабочая неделя»), учит своих последователей просто вести карандаш по строкам во время чтения, как бы подчеркивая прочитанное (помните, именно так мы и учились читать?), при этом он призывает «экономить» на первой и последней паре слов в каждой строке (не вести под ними карандашом). Таким образом включается наше периферийное зрение, и методика Тима направленна именно на это.

Думаю, это действительно одна из лучших методик для увеличения скорости чтения. Здесь главное не забывать осмысливать прочитанное, ведь со временем глаза начинают бегать по строкам как на автомате — эти быстрые и согласованные движения глаз называются саккадами Видели, именно так и читают люди с отлично развитой скоростью?

  • Методика Spritz

На их сайте есть видеоуроки по установке скрипта в ваш браузер. Современная методика, название которой Spritz, открыла читателям удивительную возможность быстрого чтения в интернете. Чтобы, подобно методу Феррисса, минимализировать лишние движения глаз во время чтения, Spritz представил собой компактный электронный прямоугольник, в центре которого мгновенно появляются и исчезают слова текста (впрочем, скорость можно регулировать).

Фишка в том, что в каждом слове, по центру, красным цветом выделяется одна буква, помогающая сконцентрироваться на всем слове и прочитать его.

Эта методика позволяет здорово развить скорость чтения (до 600 слов в минуту, как минимум), однако, мне кажется, это подойдет исключительно для рабочих текстов, требующих «сухого» подхода, но никак не для поэзии и другой вкусно-читабельной литературы.

  • Приложение Blinkist

Не менее прогрессивная программа для гаджетов носит имя Blinkist. Суть методики — в максимальном ужатии текста и фильтрации его на ключевые фрагменты. Очень напоминает краткий пересказ текста из той же школьной истории. При этом скорость здесь не принципиальна, главное – взять из книги самое важное.

Примечательно, что программа предусматривает переводы различных языков. Думаю, Blinkist отлично подойдет, если хочется быстро узнать сюжет какого-нибудь огромного романа.

  • Методика Станислава Матвеева — рекордсмена России по запоминанию

«7 эффективных техник запоминания» Станислава Матвеева можно смело отнести к предыдущим мировым методикам, поскольку курс направлен на . Это будет как нельзя кстати, если ваша задача не только в запоминании текстов, но и в развитии памяти в целом. Кстати, руководство бесплатное.

Друзья, считаю нужным напомнить вам несколько прописных и важных истин на пути к идеальному чтению.

  1. Замените телевизор, частый шопинг и другие непродуктивные развлечения чтением. Вы удивитесь, но сэкономленное на интерактивных действиях время откроет вам дополнительные 30-50 часов в неделю!
  2. Обыкновенная электронная книжка способна подарить вам в два раза больше текстов, чем обычная. Объяснение простое: читалка гораздо легче и удобнее, что позволяет читать в любую свободную минуту (например, в транспорте).
  3. Чтобы лучше запоминать прочитанное, учтите три ключевых процесса памяти: ассоциации, впечатления и повторения. Ассоциации помогают нам запоминать прочитанное, просто сравнивая новую информацию с давно знакомой и привычной. Для впечатлений требуется эмоциональная связь с героями или событиями из книги – прорабатывая прочитанное на чувственном уровне, мы гораздо лучше его запоминаем. Здесь также классно внести элемент игры и подключить воображение для усиления эффекта. Повторение действенно практически всегда и лишний раз гарантирует лучшее запоминание любого текста.
  4. Заметки на полях. Попробуйте выделять ключевые фрагменты текста – это поможет быстро вспомнить сюжет и восстановить в памяти наиболее важные знания, полученные из конкретной книги. Аналогично работают и закладки.
  5. Как ни банально, а индивидуальный режим чтения так же важен, как и правильный распорядок дня. Раннее утро, обеденный перерыв или ночь – согласно своим биологическим часам вы можете определить свой самый продуктивный час для чтения. В идеале стоит выбирать и спокойную созидательную обстановку.