Как научиться отстаивать свое мнение и точку зрения. Отстоять своё мнение: дуэль с нерешительностью

Как отстоять свою точку зрения и мнение: советы психолога

Содержание

1. Волшебство слова «нет»
2. Проигрывая – побеждайте!
3. Как подчинить того, кто подчинил вас?
4. Семья – уютный очаг или постоянные дрязги?
5. Мяукающие львы: как научить волевому общению ребенка

Волшебство слова «нет»

Каждый сталкивался с ситуацией, когда требовалось отстаивать свое мнение в спорах или переговорах. В споре с опытным оратором вы теряетесь в расставленных им психологических сетях. О том, как отстоять свою точку зрения, отказавшись от статуса марионетки в чужих руках, психологи давно составили универсальный набор рекомендаций.

Умейте отличить эмоциональные дискуссионные выпады от манипуляций. Изучайте людей – и удивитесь, насколько методы воздействия одинаковы в своих основах.
Не терзайтесь взвешиванием «за» и «против»: чем дольше колеблетесь – тем сильнее поддаетесь внушению. Уверенность – ключ к победе.
Если доказываете свою правоту оппоненту, то прежде сами должны твердо сформировать и осознать собственную позицию.

В том, как иметь свое мнение и отстаивать его, ключевой элемент – «иметь». Прежде сформируйте точку зрения, и лишь потом учитесь сражаться за нее. Большинство людей, испытывающих трудности с манипуляторами, проигрывают словесные баталии потому, что не имеют четкой позиции.

Проигрывая – побеждайте!

Ситуации складываются по-разному. Не всегда победа в дуэли взглядов – инструмент достижения цели. Нужно взвешивать положение, и, как завещал великий Сунь Цзы, стремиться к выигрышу не битвы, но войны. Если вас склоняют к неприемлемой позиции, и нельзя отказаться прямо, «обтекайте» тему. Не «бейте» в лоб своей позицией – уступите сейчас, чтобы выиграть потом.
Не отказывайте, но и не соглашайтесь. Да, банальное «я подумаю» часто не срабатывает. Но если модифицировать этот заезженный паттерн, введя его в контекст беседы и расширив до целой речи, вы сможете отстоять свое мнение так, что противник даже не поймет, как его «сделали».
Как правильно лавировать в такой схватке, вы можете узнать из спецлитературы, посвященной НЛП – в Сети можно запросто найти опубликованные в открытом доступе учебники и пособия. Главное – помнить, что всегда следует оставаться тактичным и вежливым.

Как подчинить того, кто подчинил вас?

Отстаивать позицию на переговорах с партнерами, конкурентами или инвесторами – задача относительно простая в психологическом аспекте. Оратор, готовясь к бизнес-встрече, «накачивается» установками, и, войдя в конференц-зал, автоматически включает «режим обороны». Дилеммы о том, как научиться отстаивать свое мнение в споре с коллегами, тоже «не тянут» на рабочие споры – ведь вы по умолчанию равноправны.
Но вот начальство вызывает противоречивые эмоции... Главная ошибка в общении с боссом – это считать его этаким властелином вашей покорности с 9 до 18 с перерывом на обед. На большинстве предприятий, независимо от формы и устава, культивируется корпоративная культура. И если вам каждый день говорят, что вы – равноправный член команды, это стоит взять «на ус».
Пока шеф не предъявил дисциплинарную претензию, не стоить считать потенциальным конфликтом попытку отстоять свою точку зрения перед начальником. Ну а если тот не терпит возражений и не уважает подчиненных – вы не реализуете потенциал под его началом. Лучше сменить босса-тирана, найдя новую должность.

Семья – уютный очаг или постоянные дрязги?

Считается, что женщины более управляемы и подчиняемы мужчинами. Но это – лишь стереотип, базирующийся на стыде: какой мужчина согласится признать, что жена его «строит»? И мужчинам, и женщинам в семье регулярно приходится отстаивать свою точку зрения. И это касается разных сфер, в числе которых:
Личное время и деньги. Каждый волен распоряжаться собственными ресурсами и временем, как пожелает. Держаться своего, не уступая – важно, но важнее – помнить, что аналогичное право есть и у других, включая младшее поколение.
Секс. Наравне с голодом и славой – основная движущая сила человечества. Трудности в этом вопросе – старт семейных проблем, и разногласия нужно решать не смирением, а лишь компромиссом.
Дети. В спорах о потомстве – от планов появления их на свет до аспектов воспитания уже родившихся – акцентируйте внимание на том, что ребенок ваш, как родителя, ровно наполовину. Вы можете решать, как развивать его, но не забывайте, что это – пусть маленькая, но самостоятельная личность.
В любом семейном споре вы должны осознавать, что вы – вольная птица, но семья – союз, где не место тоталитаризму.

Мяукающие львы: как научить волевому общению ребенка

Дети – «глина», податливая и мягкая; они максимально подвержены стороннему влиянию – особенно со стороны личных авторитетов – родителей, друзей, учителей и т.д. Научить малыша сказать нет и отстоять свое мнение – главная цель воспитания в нем лидерских качеств. Но детская психика кардинально отличается от взрослой, и вполне безобидные моменты способны оказать непредвиденное – и губительное – воздействие на будущего члена общества.
Если у вас нет четких инструкций, обучение твердости характера стоит доверить грамотному специалисту. «Обработка» дома также важна, но и о методах того, как научить ребенка отстаивать свое мнение, лучше проконсультироваться с детским психологом.
В остальном же все мы подобны детям – неоперившиеся, неопытные и полные сомнений. Если вы сможете воспитать себя, то без труда передадите свой запал и потомству. Будьте уверены в себе – и ребенок не сможет не брать с вас пример.


Человек, который всегда со всеми соглашается либо неопытный, либо стесняется заявить о своём мнении вслух. Это не проблема, если вы ученик младших классов – впереди много тренировок, внепланового опыта и возможность победить эту чёрту, но речь идёт о людях взрослых (25+). Попробуем разобрать с чего начать, чтобы научиться говорить то, что хочется.

Синица в небе

В религии есть выражение: «Дело Божье поднять человека, дело дьявола держать человека в упадке». Метафорический перевод этого предложение, состоит в том, что попытка уже есть начало пути, а шаги навстречу – испытанием на прочность. Типичная ошибка состоит в преждевременном разочаровании не восхождения на Олимп с первого раза. Сосредоточьтесь приучая себя к диалогу в котором доминировать будет ваше «Я», а не страх быть не как все. Будьте благодарны своей воле за самые короткометражные диалоги, из которых ваша точка зрения выходить победителем сомнений и стеснения.

Диалог с другом

Начинать упражняться проще с тем, к кому вы испытываете доверие. Попросите друга помочь вам в этом. Составьте тему для разговора и камень спотыкания для дискуссии – таким образом, не выходя из зоны комфорта можно упражнять свой характер, и отстаивать своё мнение.

Методом индукции

Если проблема внутреннего диалога решена, можно пойти философским методом индукции, который упростит практику усвоенных навыков.

Индукция – , в основе которого лежит осознание общего путём исследования частичного.

Это значит, что некие усвоенные практики пора применить в ином масштабе. Например, вы усвоили уроки из вышесказанного, но их суть была в контактах лишь с близкими людьми, вам не приходилось выходить из зоны комфорта, потому что рядом были надёжные люди. Сейчас нужно начать упражнять свою смелость и вступить в диалог широкого масштаба. Условно я обозначаю этот приём методом индукции – из простого, к существенному.

А я думаю…

Изменение формата использования навыков – это главный шаг для достижения успеха. Осуществив вышесказанное в «уютном» для себя кругу – дома, с друзьями, в диалоге с собой, пора перенестись в свет. Неловкость удалось победить и время начать говорить вслух свои мысли и отстаивать своё мнение на работе. Начните с простого: дискуссии с коллегами, внесение своих идей в рабочие планы, проекты. Медленно, но уверенно заявите о своей позиции. Не стоит всегда идти своим путём, в рамках разума соглашайтесь с тем, что не возражает вашим принципам, но также учитесь говорить «нет», если несогласны. Очень важно чувствовать меру в общении, разницу манипуляции и навязывания мнения. «Не верь мнению других о себе больше, чем веришь себе» считал древний философ Дионисий Катон, пользуйтесь этой мудростью каждый раз, когда неуверены в себе.

Чистая совесть

Очень важно уметь говорить правду и отстаивать свою точку зрения. Иногда, если это не получается, человек чувствует себя колесом все разрушающей машины, которая катится, неся цель уничтожить, сломать. Поскольку колесо не может само перестать быть частью машины, нужны камни спотыкания, что помогли бы ему быть проколотым, заменённым. В жизни тоже очень часто для кардинальных изменений нужно сильно споткнуться, чтобы встать и заявить о себе по-другому. Практика отстаивать свою позицию означает умение оберегать покой своей души и гармонию в целом. Решить проблему можно если возбудить в себе желание к самоликвидации недостатков.

Удачи вам и своего мнения. Если у вас есть свои советы, как справиться с нерешительностью и чрезмерной скромностью, как отстоять своё мнение – пишите и будем дискутировать.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Уметь постоять за себя в словесной баталии очень полезный навык. Как отстаивать свое мнение? Чем отличается здоровая дискуссия от беспочвенных обвинений друг друга? Что вам поможет всегда находить общий язык с людьми? Все это и многое другое в моей сегодняшней статье.

Здоровый спор

В споре очень важно уметь правильно подбирать аргументы, слушать своего оппонента, не играть на эмоциях и уметь признаваться в своей неправоте.

Чем отличается здоровый спор от пустой болтовни? Оба человека спокойно описывают свою точку зрения, внимательно слушают друг друга и стараются найти истину. Ведь, как говорят, она рождается именно в споре.

Умение аргументировать свою точку зрения помогает не просто огульно высказываться обо всем подряд, а показать человеку как вы пришли к такому выводу, что вас подтолкнуло к подобным выводам.

В нормальной дискуссии нет места лишним эмоциям. Если человек плохо относится к своему оппоненту, то и его точку зрения он будет воспринимать негативно. Это неверный подход к делу. Всегда нужно стараться немного отстраниться и попробовать услышать, о чем вам пытается сказать человек.

Не всегда нам на ум приходят подходящие слова. Бывало у вас такое, что придя домой, в голову приходит остроумный ответ, который бы пришелся вовремя в разговоре с начальником с утра. Умная мысля приходить опосля. Предлагаю вашему вниманию статью « ». Она поможет вам не только понять, как и когда стоит отвечать, но и научит вас находить нужные слова вовремя.

Помните, что умение аргументировать свою точку зрения - это навык. Если у вас сейчас не всегда все выходит так, как вам бы хотелось, не отчаивайтесь. С практикой у вас обязательно все получится.

Что необходимо помнить

Очень важно уметь слышать другого человека. Иногда люди спорят с пеной у рта, пытаясь отстоять свое мнение, хотя на самом деле, если прислушаться, то они говорят совершенно о разных вещах. Неважно, разговариваете вы с мужем или тушуетесь перед начальством. Первое, что вам следует освоить - умение слышать о чем говорит ваш оппонент.

Всегда задавайте уточняющие вопросы, не бойтесь переспрашивать, просите более подробно объяснить, если у вас остаются какие-либо пробелы. Очень хорошая методика — повторение главной мысли в виде вопроса.

Например, когда начальник говорит вам, что не поднимет зарплату, пока не будет открыт новый филиал, вы можете смело задать вопрос: правильно ли я понимаю, что как только филиал откроется, вы поднимите мне зарплату?

Каждый человек привыкает общаться на своем языке. Он выражает мысли так, как ему удобно. Если вы хотите донести свое мнение до человека, то старайтесь говорить на его языке. Если вы общаетесь с врачом, то постарайтесь привести ему пример из его профессиональной сферы, так вы быстрее добьетесь успеха.

В семье ли возник спор или на работе, старайтесь не настаивать на своей правоте. Помните, что у каждого свое мнение и на одну и ту же проблему два человека смотрят по-разному. Поэтому важно понять вашу конечную цель данного спора:

  • просто высказать свое мнение,
  • переубедить человека,
  • найти новое решение и так далее.

Если вы будете точно знать, чего хотите добиться, тогда вам будет гораздо проще подбирать аргументы и доводы.
В споре необходимо быть уверенным, но и оставлять долю сомнения в своих словах. Учитесь шире смотреть на окружающий мир.

Что делать, если вас не понимают

Как минимум, перестать спорить. Чем больше вы будете защищать свое мнение перед человеком, который ничего не слышит, тем больше будет накаляться обстановка. Следите за своим поведением. Попробуйте как-нибудь во время спора отследить свои реакции, свои слова на контраргументы, на провокации и манипуляции. Научитесь быть хладнокровным и максимально спокойным.

Если оппонент начинает переходить на грубость, плохо отзывается о вас, как о личности, то в этот же момент прекращайте разговор. Чтобы быть более подготовленным к подобному повороту событий, рекомендую вам ознакомиться со статьей « ». Ваше поведение не должно провоцировать человека на негативную реакцию.

Кроме всего прочего, очень важно научиться отказывать. Как сказать нет, если человек выглядит очень убедительно? Во-первых, если не можете прямо сейчас отказать, попросите паузу, скажите, что вам нужно подумать. Не принимайте решение впопыхах.

Научиться решать конфликты дело не простое. Есть люди, которые быстро и легко находят общий язык почти со всеми окружающими. Другим приходиться долгое время общаться и узнавать друг друга, прежде чем понять. Как говорится, терпение и труд все перетрут.

Будьте терпеливы и работайте над собой. Попросите друзей провести дебаты. Можете выбрать совершенно любую тему, например, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Попробуйте найти аргументы за и против.

Что мешает вам отстоять свою точку зрения? С какими людьми вам тяжелее всего спорить? На какую тему в вашей жизни чаще всего развиваются конфликты?

Удачи вам и всего наилучшего!

Споры на работе – это всегда испытание. При этом одно дело, если вы отстаиваете свою позицию в противостоянии с коллегой и совершенно другое, когда у вас возник спор с руководителем.

Ведь далеко не каждый начальник готов признавать свою неправоту и адекватно воспринимать вашу настойчивость. А тогда с успешной карьерой в этой компании можно попрощаться...

Прежде чем вступить в спор с руководителем, задайте себе несколько вопросов:

  • Я действительно прав?
  • Я хочу доказать свою правоту не для того, чтобы потешить собственное эго?
  • Меня будут слушать или я просто напрасно потрачу свои силы и время?
  • Если я буду отстаивать свою точку зрения, это поможет компании достичь поставленных целей?

Вы ответили на все вопросы и убедились в том, что начальник не прав? Действуйте. Однако помните, что в любом споре важно не доказать свою компетентность и убедить руководителя в том, что он ошибается. Главное – найти единственно правильное решение. Причём оно не должно быть результатом компромисса или приспособленчества ради сглаживания острых углов или попытки «замять» конфликт. Важно, чтобы и вы, и ваше руководство приняли это решение потому, что оно самое лучшее. Что для этого нужно?

Выберите «правильного» руководителя

Конструктивный диалог можно вести лишь с тем человеком, который с уважением относится к мнению других людей, при этом он готов не только слУшать, но ещё и слЫшать собеседника. Если ваш начальник не прислушивается к точке зрения подчинённых и даже более того – не терпит, когда ему возражают, нет смысла что-то доказывать.

Спорьте, если в предмете спора вы компетентнее собеседника

Чем глубже вы разбираетесь в тонкостях обсуждаемых вопросов, тем выше ваши шансы доказать свою правоту и найти единственно правильное решение. Помните первое правило Диксона, согласно которому «шеф всегда прав»? В этом непременно что-то есть. При прочих равных вы проиграете спор с руководителем просто потому, что в служебной иерархии он находится выше вас. Поэтому чтобы доказать свою правоту, следует обладать глубокими профильными знаниями и быть настоящим специалистом в своём деле – собственно это то, за что вы и получаете свою зарплату.

Используйте особенности характера своего руководителя

Относитесь к другим так, как хотите, чтобы они относились к вам. Забудьте об этом. В данном случае эта формула не работает. Вы сможете достичь поставленной цели, если дадите человеку то, что он хочет. Например, ваш начальник обладает аналитическим складом ума. Зная об этом, подготовьте всю исчерпывающую информацию, которая преподносит вашу идею в выгодном свете, структурируйте данные и только после этого отправляйтесь на встречу. Если же ваш руководитель ориентирован на достижение идеального результата, расскажите о выгоде, которую получит предприятие, когда он прислушается к вашим доводам.

Не согласны? Не надо соглашаться

Только при этом будьте последовательны и внутренне подготовьтесь к тому, что вам придётся аргументировано отстаивать свою точку зрения. Не тушуйтесь и сохраняйте самообладание, когда выслушиваете доводы начальника, высказанные уверенным тоном. Если вы правы и сможете грамотно это доказать – вы заслужите репутацию настоящего профессионала. После этого к вашему мнению будет прислушиваться и руководитель, и коллеги, присутствовавшие при вашем с ним споре.

Научитесь слушать

Помните, что ваша задача заключается не в том, чтобы доказать, что начальник не прав. Важно принять лучшее решение. Лучшее, в первую очередь, для компании. Поэтому даже если вы отлично ориентируетесь в теме спора и умело отстаиваете свою позицию, будьте готовы спокойно выслушать аргументы руководителя и откорректировать ваше понимание вопроса. Ведь у начальника может быть своя точка зрения, и она может быть частично правильной.

Не используйте жёсткие фразы

«Вы ошибаетесь», «ваша точка зрения ошибочна» или «вы не правы» - в вашем лексиконе этих слов быть не должно, тем более, если вы спорите с руководителем в присутствии коллег. Любую из этих фраз начальник может принять за неуважение, поэтому его первой реакцией будет агрессивный отпор. Затем он захочет поставить вас на место и наверняка сделает это очень виртуозно. Можете не сомневаться - такой спор с руководителем вы проиграете.

Вступая в дискуссию, мы всегда используем соответствующую ситуации, определенную стратегию, подчас даже не задумываясь об этом. Рассмотрим практические приемы аргументации и выражения собственной позиции: различные советы, испытанные и проверенные методы, а также типичные ошибки, которые могут возникнуть при ведении переговоров и помешать успешному завершению дискуссии.

Все мы ведем переговоры каждый день: с друзьями, коллегами по работе, знакомыми. Большую часть времени мы даже и не осознаем, что делаем это, потому что это повседневное занятие. Вступая в дискуссию, мы всегда используем соответствующую ситуации, определенную стратегию, подчас даже не задумываясь об этом.

Для некоторых людей сам факт, что дело, которое они собираются предпринять, названо «переговорами», заставляет их нервничать и беспокоиться. Однако можно выработать «иммунитет» к переговорам как к обычному и повседневному делу. Ниже перечислены практические приемы аргументации и выражения собственной позиции: различные советы, испытанные и проверенные методы. Этот список может быть дополнен по мере накопления коммуникативного опыта.


Тактика аргументации

1. Установка по отношению к партнеру должна быть не только доброжелательной, но и не эгоцентричной. Только при взаимном уважении и учете интересов друг друга общение будет по-настоящему партнерским, основанным на взаимном уважении и учете интересов друг друга. Эгоцентризм препятствует этому, не позволяя человеку сменить угол зрения при восприятии и оценке событий, увидеть их с разных сторон и во всей полноте. Он вынуждает человека действовать в своей «системе координат», подходить к высказываниям партнера с собственной меркой, интерпретировать поступающую от него информацию в выгодном для себя свете. Позицию человека, который общается в такой манере, нельзя назвать объективной, а его аргументы - убедительными.

2. Следует относиться с уважением к собеседнику и его позиции, даже если она неприемлема. Ничто не действует так разрушающе на коммуникацию, как высокомерное и пренебрежительное отношение партнеров друг к другу. Если в ответ на свой довод партнер уловит ноту иронии или презрения в речи оппонента, то вряд ли можно рассчитывать на благоприятный исход беседы.

3. Аргументацию следует вести «на поле» собеседника, т. е. работайте непосредственно с его аргументами. Демонстрируя их несостоятельность или нежелательные последствия их принятия, следует выдвигать взамен свои, более приемлемые в интересах общего дела. Это даст лучший эффект, чем многократные повторы собственных аргументов.

4. Убедить партнера легче человеку убежденному. Отстаивая свою точку зрения, можно быстрее повлиять на собеседника. В этом случае, помимо логики, воздействующей на рациональные пласты психики, подключается механизм эмоционального заражения. Увлеченный своей идеей, человек говорит эмоционально и образно, что играет не последнюю роль в убеждении. Таким образом, апелляция не только к уму, но и к сердцу собеседника дает результат. Однако излишняя эмоциональность, свидетельствующая о недостатке логической аргументации, может вызвать отпор со стороны оппонента.

5. Возбужденность и взволнованность при убеждении интерпретируются как неуверенность убеждающего, и потому снижают эффективность аргументации. Вспышки гнева, крик, брань вызывают негативную реакцию собеседника, заставляя его защищаться. Лучшие средства - вежливость, дипломатичность, тактичность. Но при этом вежливость не должна переходить в лесть.

6. Фразу аргументации лучше начинать с обсуждения тех вопросов, по которым легче достичь согласия с оппонентом. Чем больше партнер будет соглашаться, тем больше шансов добиться желаемого результата. Лишь после этого следует переходить к обсуждению спорных вопросов. Главные, наиболее сильные аргументы следует повторять многократно, в разной формулировке и контексте.

7. Эффективно работает структурирование информации: сортировка, выделение первостепенных аргументов и их организация. Можно скомпоновать аргументы в логические, временные и другие блоки.

8. Полезно разработать подробный план аргументации, принимая в расчет возможные контраргументы оппонента. Наличие плана поможет выстроить логику разговора - стержень для своих аргументов. Это организует внимание и мышление собеседника, облегчит ему понимание позиции партнера.

9. В речи лучше использовать простые, ясные выражения, не злоупотребляя профессиональной терминологией и иностранными словами. Беседа может «утонуть» в «море» размытых по смыслу понятий. Непонимание вызывает у собеседника раздражение и скуку. Легко найти компромисс, если принять в расчет образовательный и культурный уровень своего оппонента. Использовать слова настойчиво, твердо и решительно - такова тактика успешного дипломата.

10. Неуверенность, нечеткость может восприниматься собеседником как неискренность. Следует вести переговоры, используя разум и ощущая свою силу, подчеркивая уверенность в своей точке зрения, но проявляя уважение к точке зрения своего оппонента.

11. Каждая новая мысль должна облекаться в новое предложение. Предложения не должны иметь форму телеграфного сообщения, но и не стоит их слишком растягивать. Растянутые аргументы обычно ассоциируются с наличием сомнений у говорящего. Короткие и простые по конструкции фразы следует строить не по нормам литературного языка, а по законам разговорной речи. Наиболее важные моменты можно выделить интонационно.

12. Поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание и интерес собеседника. Активизируют же их умело расставленные паузы. Если необходимо подчеркнуть какую-то мысль, то лучше высказать ее через паузу и чуть задержать речь после обнародования мысли. Партнер сможет воспользоваться вовремя сделанной паузой и вступить в разговор, приводя свои замечания. Нейтрализовать претензии собеседника по ходу дела значительно проще, чем разматывать клубок из них в конце аргументации. Затянувшаяся пауза заставляет собеседника напрягаться, внутренне суетиться.

13. Очень эффективен принцип наглядности при изложении аргументов. Наглядности изображения способствует активизация воображения собеседника. С этой целью полезно использовать яркие сравнения, метафоры, афоризмы, помогающие раскрыть смысл слов и усиливающие их убеждающее воздействие. Выявлению истины способствуют разнообразные аналогии, параллели, ассоциации, когда они уместны и учитывают опыт собеседника. Удачно подобранные примеры и факты самой жизни усилят доводы. Их не должно быть много, но они должны быть наглядны и убедительны.

15. Никогда не следует говорить человеку, что он не прав. Это не убедит его, но лишь заденет его самолюбие, и он займет позицию самообороны. После этого вряд ли удастся его убедить. Лучше действовать дипломатичнее: «Быть может, я не прав, но давайте посмотрим...» Это хороший способ предложить собеседнику свой аргумент. Собственную неправоту лучше признавать сразу и открыто, даже если это невыгодно, зато в дальнейшем можно рассчитывать на аналогичное поведение партнера.

16. Честность или упорство, мягкость или агрессивность - способ поведения в переговорах. Это то, к чему люди будут готовы в следующий раз и с чем они приготовятся иметь дело. У людей долгая память, особенно в тех случаях, когда они чувствуют, что с ними обошлись в какой-то степени нечестно. Человек, прибегающий к агрессивному подходу, всегда старается получить как можно больше от другой стороны и стремится отдавать как можно меньше. Продуктивность такого подхода противоположна: потенциальные партнеры менее склонны к сотрудничеству и обычно не будут иметь дело с этим человеком больше, чем один раз.

16. Грубый подход к ведению переговоров дает ограниченные и недолговременные результаты. Подталкивание или вынуждение партнера принять решение может иметь обратный эффект: оппонент будет упрям и непреклонен. Плавное подведение собеседника к принятию решения, несомненно, потребует больше времени, терпения и настойчивости, но этот путь более вероятен для достижения удовлетворительного и устойчивого результата.

17. Не стоит заранее делать ставку на разрешение проблемы в свою пользу. Когда двое людей вовлечены в дискуссию, они оба чувствуют, что им предоставляется удобный случай и что им нужно получить как можно больше от этих переговоров. Каждый человек может считать, что правда на его стороне, что у него более выгодное положение для обоснования своих предложений или выдвижения требований. Возможно, придется отстаивать свою точку зрения в споре с человеком, ведущим переговоры вызывающе и грубо. Излишняя твердость может при этом помешать: важно быть готовым пойти на уступки, чтобы достичь желаемого результата.

18. Чтобы преодолеть негативное отношение собеседника, можно создать иллюзию, что предлагаемая идея, точка зрения принадлежит ему самому. Для этого достаточно лишь навести его на соответствующую мысль и дать ему возможность сделать из нее вывод. Это отличный способ заручиться его доверием к предлагаемой идее.

19. Опровергнуть замечание собеседника можно еще до того, как оно высказано - это избавит от последующих оправданий. Однако чаще это делается после высказывания. Не следует парировать тотчас же: это может быть воспринято партнером как неуважение к его позиции. Можно отложить свой ответ на замечания и до более подходящего с тактической точки зрения момента. Не исключено, что к тому времени оно утратит свое значение, и тогда необходимость ответа на него вовсе отпадет.

20. При необходимости высказать критические замечания оппоненту следует помнить, что цель критики - помочь собеседнику увидеть ошибку и ее возможные последствия, а не доказать, что он хуже. Критика должна быть направлена не на личность партнера, а на ошибочные действия и поступки. Критику следует предварить признанием каких-либо заслуг партнера, это поможет избавить от обид.

21. Вместо того чтобы выражать свое недовольство, лучше предложить путь устранения ошибки. Этим можно добиться следующего:

  • захватить инициативу в выборе средств решения возникшей проблемы и наилучшим образом защитить свои интересы;
  • оставить возможность для дальнейшей совместной деятельности.

22. Для разрешения конфликтов полезно переменить позицию «я против тебя» на позицию «мы против общей проблемы». Данный подход подразумевает готовность обсуждать условия, но при этом он помогает достичь решения, как можно более удовлетворяющего обе стороны.

23. Умение завершить разговор, если он принял нежелательное направление, тоже имеет немаловажное значение. Необходимо знать пункт, в котором следует отступить, прекратить ведение переговоров в связи с невозможностью принять требуемые условия.

Может случиться и так, что результат переговоров не оправдал надежд одного из партнеров. Вероятно, причина скрывается не в отсутствии взаимопонимания, а в ошибочной тактике ведения дискуссии. Вот несколько типичных ошибок, которые могут возникнуть при ведении переговоров и помешать успешному завершению дискуссии:

  • Импровизация при подготовке к разговору.
  • Неясность цели разговора.
  • Плохая организация речи.
  • Необоснованность аргументов.
  • Недостаток внимания к мелочам.
  • Недостаток искренности.
  • Отсутствие такта.
  • Переоценка собственной позиции.
  • Неуважение к позиции собеседника.
  • Нежелание идти на компромисс.

Особенно следует избегать подобных ошибок тем, кто выступает в активной роли. Это поможет сделать аргумент более убедительным, заручиться доверием слушателя, предстать перед ним цельной личностью.

Александр Владимирович Mopoзoв , заведующий кафедрой социальной психологии Института гуманитарного, член-корреспондент Международной Академии психологических наук.