Капитолийская волчица легенда. Реконструкция Новой Хронологии. Памятник и копии

Легенда основания Рима связана с одной из самых известных скульптур мира - бронзовой волчицей, вскармливающей молоком двух младенцев. Пожалуй, ни одна статуя не вызывала столько вопросов и споров, как эта. В настоящее время эта скульптура находится в Капитолийском музее на Капитолийской площади во дворце Палаццо деи Консерватори.

Легенда основания Рима

По легенде, Нумитор, царь древнего города Альба Лонга, был свергнут с престола братом Амулием, а Рею Сильвию, дочь Нумитора, свою племянницу он заставил уйти в весталки, которые обязаны были поддерживать священный огонь богини Весты и хранить целомудрие.

Но вскоре Рея родила двух близнецов и клялась, что их отец - бог войны Марс. Тогда Амулий велел убить Рею, а ее детей утопить в Тибре.

Но корзину с мальчиками унесли быстрые воды Тибра, а потом выбросило на берег волной, где ее подобрала волчица, которая вскормила их. Позже детей нашёл пастух, он дал им имена Ромул и Рем и воспитал их отважными и сильными. Когда же братья стали взрослыми и узнали всю правду о своем рождении, они убили Амулия, вернули власть Нумитору, а сами возвратились к тому месту, где были вскормлены волчицей, чтобы основать там город.

Ромул начал строить оборонительную стену, а Рем в насмешку перепрыгнул через неё, за что Ромул убил своего брата и сказал: "Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!"

Ром основал город и назвал его своим именем Roma – Рим и стал первым римским царем. Еще в древности римские ученые определили дату основания Рима как 754 – 753 годы до нашей эры.

Скульптура римской волчицы

Ученые считают, что по стилю изготовления скульптура волчицы, находящаяся в Капитолийском музее, относится к V веку до нашей эры и изготовлена древними народами современной Италии этрусками, а фигуры близнецов были выполнены позднее, предположительно в XV веке, взамен утерянных.

Вместе с тем, возник вопрос, как могли греки в те древние времена отлить скульптуру высотой 65 сантиметров, если тогда технологии изготовления таких фигур не было? Если бы волчица была отлита по частям, то вопросов не было бы, но ее фигура цельная.

В 2006 году специалист по металлургии Анна Мария Карруба, проводившая реставрацию статуи, доказала, что она изготовлена не ранее VIII века нашей эры, а не в V столетии до нашей эры! Так, капитолийская волчица помолодела сразу на 1200 лет.

Единственное, о чем точно можно сказать – это то, что фигура Волчицы стояла в Латеранском дворце, об этом свидетельствуют труды римских летописцев. Основатель монастырей запада Бенедикт пишет о судилище, в котором проходили суды и казни и где стояла Капитолийская волчица - так ее называл монах. Никаких упоминаний о младенцах, сосущих молоко матери, в его трудах не было.

Согласно исследованиям, их фигуры изготовили значительно позже – в XV веке нашей эры и были добавлены к скульптуре. Более того, они выполнены в другом стиле мастером Антонио дель Поллайоло.

По мнению ученых, скорее всего, и фигура волчицы была отлита в XV веке.

Грот волчицы в Риме

В 2007 году итальянские археологи нашли пещеру, в которой волчица выкормила близнецов Ромула и Рема, основателей Рима. Министр культуры Италии Франческо Рутелли сообщил, что Пещера Луперкале найдена в самом центре города под руинами дворца Августа. Название Луперкале происходит от латинского слова Лупа, что означает волчица.

Архитекторы объясняют, что император Август хотел, чтобы его дворец был построен в священном для Рима месте – на холме, под которым был грот Волчицы.

Почти два года проходили обследования пещеры Луперкале с помощью зонда и на ее стенах были обнаружены мозаика, раковины и цветной мрамор. Эта находка подтверждает известный миф о волчице, которая нашла близнецов на берегу Тибра и принесла их в эту пещеру, где вскормила их своим молоком.

Правда, найденный грот совсем не похож на пещеру, но, как говорится, легенды не переписывают.

Для большинства людей яркая и красивая легенда основания Рима все же останется мифом – ведь доказать в каком году была изготовлена скульптура Волчицы вряд ли когда-нибудь удастся.

Один из главных символов Вечного города – капитолийская волчица. Скульптура животного, вскармливающего младенцев-основателей Рима, посвящается одной из главных героинь мифа о создании итальянской столицы. Хранится статуя в Капитолийском музее – отсюда происходит и название памятника. Иногда ее называют «матерью римлян». Это одна из немногих достопримечательностей, которая в научных кругах вызывает горячие споры, задает множество вопросов и оставляет историков, археологов и искусствоведов без ответов.

Предание старины глубокой

Версии о рождении двух братьев Ромула и Рэма отличаются деталями, но большинство из них сходится в целом. Так, согласно легенде, в троянском городе Альба-Лонга правил царь Нумитор. Его брат Амулий был завистлив к успехам старшего брата и решил захватил власть, а после посадить родственника в заточение (по некоторым источникам убить). Детей Нумитора, опасаясь мести, он тоже не пощадил. Так, царский сын пропал без вести, а дочь царя, Рея Сильвия, была определена в весталки с 30-летним обетом безбрачия.

Но случилось чудо и бог плодородия Марс, навестив молодую жрицу, оставил ее беременной. Через 9 месяцев Рея родила двух близнецов: Ромула и Рэма. Гнев Амулия был безграничным: молодая мать оказалась в темнице (по некоторым источникам казнена), а младенцев положили в корзину и бросили в воды Тибра. Но боги защитили малышей. Корзину с новорожденными прибило в речных зарослях у Палатинского холма, где по громкому плачу голодных младенцев нашла их волчица.

Она не только не обидела их, но как мать, выхаживала их и выкармливала своим молоком в пещере Луперкале.

Подросших детишек нашел пастух Фаустул, который давно мечтал о детях. А боги не посылали им с женой своих (или свой ребенок умер). Супруги продолжили воспитание царских внуков. Когда юноши подросли, они узнали тайну своего рождения. После чего они вернулись домой, убили вероломного Амулия, а царский трон вернули родному деду. Затем отправились в путешествие, решив по дороге создать Рим. В горячем споре о месте заложения Вечного города Ромул убил Рэма. В итоге город был основал на , в том месте, где волчица нашла корзинку с младенцами.

Легенда гласит, что событие произошло в 754 году до н. э. Рим был назван в честь Ромула (на лат. «Рим» звучит как «Рома»), который стал первым царем Латинов. На самом деле, чем глубже вникать в суть сказания, тем больше шансов потерять нить повествования, поскольку сюжеты о создателях Вечного города очень отличаются между собой. Но фактом остается следующее: с тех пор на Капитолийском холме, как символ Рима, появилась бронзовая статуя.

Мнение ученых мужей

Пожалуй, капитолийская волчица– один из немногих памятников Рима, о происхождении которого нет единого мнения. Так, словно доказывая мифическое происхождение Вечного города, в 2007 году под слоем развалин дворца императора Августа была найдена пещера, якобы в которой волчица кормила своим молоком младенцев. Забраться внутрь археологом не удалось – слишком опасен обсыпающийся грунт. Зато с помощью зондов, и фотороботов были сделаны снимки. Предполагается, что в этом гроте древние римляне проводили культовые мероприятия, прославляя двух братьев – создателей Рима. Желающие смогут посетить некоторые участки пещеры Луперкале. Название происходит от латинского слова «волчица».

Что касается возраста статуи, то и здесь не все понятно. Много веков считалось, что статуя была отлита в V столетии до Рождества Христова. Но недавние работы по реставрации опровергли эту информацию. Специалист по литью, металлу и реставрации Анна Мария Карруба утверждает, что возраст памятника датируется VII-X веком новой эры. Ее доводы основаны на способе литья. Во времена Античности сплавы делали частями, а после соединяли их. Волчица же отлита целиком.

К этой же дате пришли и российские ученые Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко. Свои сомнения на счет возраста памятника высказывал еще в XVIII столетии немецкий историк Иоганн Иохим Винкельманн. Его данные были основаны только на сравнительно-описательных свойствах волчицы.

Что касается младенцев, то их добавили намного позже – в XV столетии. Об этом говорит и совершенно другой стиль литья, и углеводородный анализ, и записи современников. Создателем волчицы считается некий Вулка, авторство младенцев уже документально приписывается флорентийцу Антонио дель Поллайо.

Есть вероятность и того, что в древности в Риме была другая статуя, о которой писал историк Тит Ливий. В его описании можно найти расхождение с современным памятником. Античная волчица смотрит на детей, взгляд современной устремлен прямо. Можно предположить, что первая статуя была утеряна.

Как выглядит достопримечательность?

Капитолийская волчица отлита из бронзы. Высота памятника составляет почти 75 см, длина около 114 см, что соотносится с натуральными размерами животного. Напряженные мышцы, хищный оскал, передние лапы упираются в землю, – внешность говорит о силе характера волчицы, заменившей мать полубогам, основавшим Рим. Завитки шерсти выстрижены, открывая под натянутой кожей ребра. Вполне реалистичным орнаментом повторяются закрученные волоски вдоль всего тела, торчат острые уши, когти впиваются в землю. Такое внимание к деталям в скульптуре было присуще работам древних римлян, любившим натурализм. Маленькие Ромул и Рэм тянутся к соскам, в которых течет живительное молоко. Тела малышей отлиты в совершенно другой манере. И это заметно даже человеку далекому от искусства.

Как увидеть статую?

Оригинал статуи находится в Капитолийском музее по адресу Piazza del Campidoglio, 1. Доехать туда можно на метро (линия B, остановка «Colosseo»). Далее – прогулочным шагом порядка 10 минут.

Также можно добраться до Капитолийского холма можно на одном из автобусов (№ 30, 51, 81, 87, 118, 160, 628) или на трамвае №8. Остановка в обоих случаях – «Площадь Венеции».

Музей открыт каждый день с 9.30 до 19. 30, кроме государственных праздников (1 января, 1 мая и 25 декабря). В предпраздничные дни график работы сокращен до 14 часов. Стоимость входного билета составляет 15 евро, студентам и пенсионерам предусмотрены – скидки до 18% (13 евро). Дети до 12 лет проходят бесплатно. Цена входного билета включает бесплатный путеводитель по музею.

Есть ли копии у памятника?

Символ Вечного города, копию капитолийской волчицы, можно увидеть и в других местах Рима, а также других городах Италии (Пизе, Сиене). Статуя настолько полюбилась миру, что теперь ее копии украшают другие страны: США (Нью-Йорк, Цинциннати, Рим), Румынию (Бухарест, Тельмишор), Японию (Токио), Бразилию (Бразилиа), Казахстан (Алма-аты), Испанию (Сеговия), Великобританию (Сомерсет), Аргентину (Буэнос-Айрес) и Россию (Москва, станция метро «Римская» и музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина).

Вам также может понравиться:

Последние изменения: Декабрь 1, 2018

История любого города глубока и интересна, ведь это не только войны, реформы, научные и архитектурные достижения, но и вековые легенды и их персонажи. Главным и одним из самых знаменитых в Риме является образ Капитолийской волчицы, облик которой уже почти три тысячелетия связан с этим удивительным городом.

Луперкал – пещера римской волчицы

Луперкалом (на лат. Lupercus) называют святилище-грот у подножия Палатинского холма, где римляне поклонялись богу Луперку (от лат. Lupus – «волк»), предположительно обустроенного на том месте, где римская волчица вскормила Ромула и Рэма.

В январе 2007 года в ходе работ по реконструкции Дома Августа на территории археологического парка «Палатин» на глубине 15 метров был обнаружен древний грот, являющийся, по заключениям исследователей тем самым легендарным луперкалом. На его своде до сих пор сохранились фрагменты мозаичной отделки. Святилище, высотой 9 и диаметром 7,5 метров, на сегодняшний день закрыто для посещения.

Капитолийская волчица в Риме – главные скульптуры

В современной столице Италии, городе, который на протяжении многих веков оставался центром великой Римской империи, сегодня практически на каждом шагу можно встретить скульптуры и изображения капитолийской волчицы с близнецами. И это не удивительно, ведь образ этого легендарного животного, является олицетворением города, а саму волчицу называют матерью римлян.

В античных документах были обнаружены упоминания о существовании двух бронзовых скульптур. Одна из них, согласно найденным свидетельствам, находилась в Луперкале. В записях, датированных 295 годом до н.э., указано, что к данной скульптуре были добавлены фигуры близнецов Ромула и Рэма, а это означает, что сама бронзовая волчица была создана раньше. Данная скульптурная группа была повреждена молнией в 65 году до н.э., данных о ее восстановлении или замене обнаружено не было.

Другая античная бронзовая статуя, представляющая собой главный символ города, сегодня хранится в Капитолийских Музеях. О ней и пойдет речь ниже.

Скульптура римской волчицы в Капитолийских Музеях

Одну из самых важных скульптур легендарной волчицы в Риме можно увидеть, посетив знаменитые Капитолийские Музеи. Не смотря на то, что относительно ее возраста уже на протяжении десятилетий ведутся споры, данное произведение считается древнейшим из всех известных на сегодняшний день.

Бронзовая скульптура волчицы появилась на Капитолии благодаря Сиксту IV. Данное изваяние изначально украшало фасад дворца. Позже, в связи с работами по реставрации здания, порученной Микеланджело, волчицу переместили внутрь. Тогда же к ней добавили и скульптуры близнецов. Так римская волчица, являвшаяся до этого «перевоплощения» символом справедливости, стала «Матерью Римлян» (на лат.Mater Romanorum). Данное произведение, изначально не имевшее ничего общего с легендой об основании города, вероятней всего было создано этрусками или греками предположительно в V веке до нашей эры.


Вокруг Капитолийской волчицы уже многие десятилетия не утихают споры. Некоторые исследователи предполагают, что эта скульптура является той самой, пораженной молнией, располагавшейся в Луперкале. Доказательством этому служат повреждения на лапах волчицы, появившиеся в результате удара разряда атмосферного электричества. Другие же придерживаются мнения, будто представленная в городском музее римская волчица была изготовлена в средневековье как копия древнегреческой или этрусской скульптуры.

Во всем мире знаменитая статуя волчицы, вскармливающей Ромула и Рема, хорошо известна. Однако немногие люди могут похвастаться тем, что хорошо знают историю ее появления. Это не значит, что ученые не проводили исследований, просто после таких научных трудов появлялось больше вопросов, чем ответов по поводу происхождения этой скульптуры.
Сама статуя, полностью отлитая в бронзе размером в 75 см в высоту, стоит в Капитолийском музее, в Риме. Она сделана в натуральную величину. Все экскурсоводы, приводящие каждый день туристов к этой статуи, уверяют, что волчица стоит на том месте, где ее в V в до н.э. установили изначально, привезя в Рим из. При этом даже неискушенный в тонкостях художественных стилей зритель может заметить, что сама волчица, и младенцы, которых она кормит, выполнены в разной стилистике.
Исследования ученых доказывают, что в V в до н.э. еще не было техники литья цельных изделий из бронзовых сплавов, а этруски, согласно легенде о возникновении «Вечного города» не могли быть его основателями. Однако последние археологические исследования Палатинского холма, на котором расположен Рим, свидетельствует о пребывании здесь этрусских племен во времена образования будущей столицы Римской империи. Да и сама волчица выполнена в стиле этрусских традиций. Поэтому вполне вероятно, что основателями Рима был именно этот загадочный народ, от которого до наших дней дошли произведения искусства и другие артефакты, найденные археологами. Сделанный углеродный анализ скульптуры позволил точно определить время отлития фигуры волчицы. Оно относится к эпохе Высокого Средневековья- 10 – 13 вв.
В этом случае история создании города двумя братьями может быть подвергнута определенной исторической корректировке.

Легенда об основателях Рима
Согласно легенде, основателями Рима были близнецы Рэм и Ромул, сыновья бога Марса и весталки Реи Сильвии. Злой брат Реи Амулий приказал бросить детей в реку. Волна прибила детей к берегу, где близнецов и вскормила волчица.
В Римской империи бога Марса принято было считать богом войны. Но не всегда это божество было таким воинственным. Во времена этрусков и сабинов Марс был богом плодородия, а волчица считалась тотемным животным сабинов и этрусков. Перенос статуи на римскую площадь был демонстрацией единения этих народов с римлянами.
Подтверждение версии о том, что марс был богом плодородия в более древние времена, можно найти в названии первого весеннего месяца – марта. Только в Римской империи, которая впитала в себя традиции этрусков и сабинов, он превратился в грозного бога войны. Однако, это лишь одна из версий происхождения Ром и Ремула, которая не всегда состыковывается с историей статуи волчицы.

Проблема периодизации изготовления Капитолийской волчицы
Официально известно, что фигурки младенцев, которых вскармливает волчица, были сделаны в 14 веке скульптором Антонио дель Поллайло. Но упоминания младенцев в скульптуре Капитолийской волчицы можно встретить еще в «Естественной истории» Плиния Старшего, где он рассказывает от том, как в скульптуру волчицы с младенцем, стоящую в священной смоковницы, попала молния.
Исходя из новых открытий итальянских историков, можно с уверенностью сказать, что городское поселение на месте современного Рима появилось еще во времена этрусков и сабинов. Культы бога плодородия Марса и тотемного животного волка, которые были у этрусских племен, в полной мере отражается в Капитолийской волчице. Такая трактовка существенно подправляет историю происхождения «Вечного города».
Этруски давно жили на территории, где потом был построен Рим и наверняка имели свое городское поселение. Возможно, произошло объединение племен, что и нашло свое отражение в почитании этрусского тотемного животного – волчицы. Но скорее всего настоящая статуя была утрачена во времена поздней античности. Технология цельной отливки Капитолийской волчицы подтверждает, что скульптуру сделали гораздо позднее эпохи античности, используя какие-то старинные оригиналы. Об этом свидетельствует исследование Анны Марии Карруба, которое было проведено в 2006 году. Углеводородный анализ существенно снизил возраст знаменитой скульптуры, назвав датой ее оливки 8 -10 век нашей эры. Но стиль, в котором выполнена фигурка волчицы, полностью соответствует этрусскому искусству. Возможно, ее отлили в эпоху Раннего средневековья с утраченного оригинала.

Научные гипотезы происхождения Капитолийской волчицы
О том, что статуя волчицы действительно стояла под священной смоковницей во дворе Латеранского дворца свидетельствуют исторические документы. Это было священное место, на котором проводили судилища. Упоминания об этом можно встретить у Плиния Старшего и других древнеримских авторов, а также христианских монахов, которым были доступны недошедшие до нас древнеримские письменные источники.
То, что младенцы были установлены на статуе дошедшей до наших дней гораздо позднее, рождает сомнения в достоверности легенды о Ромуле и Реме. Возможно сама волчица была символом Рима, так как это был тотем этрусков, которые были первыми царями этого города. Исследование исторических источников все больше заставляет сомневаться в достоверности официальной легенды об основателе Древнего Рима.
Однако, пока никто из исследователей не дал точной версии тех событий и не указал происхождения Капитолийской волчицы с полной определенностью. У Плиния старшего в его «Естественной истории» вместе с волчицей упоминается и младенец, но нет слова о том, что это основатель Древнего Рима.
Итальянские ученые в 2007 году открыли новый исторический памятник, принадлежавший культуре ранней эпохи Рима и назвали его храмом волчицы. Он представляет из себя затопленный грот, поэтому спуститься в него ученым не удалось. Но они смогли опустить камеру, которая позволила с полной определенностью заявить, что в храме поклонялись Ромулу, Рему и волчице. Близнецов считали детьми Марса, который в те времена был еще богом плодородия.

Храм называется луперкале, имеет овальную форму, на стенах имеется цветная мозаика, которая частично разрушилась. Храм принадлежит дохристианской эпохи и доказывает, что первые римляне действительно преклонялись основателям Древнего Рима и их кормилице.
Но находка не позволила историкам объяснить причин возникновения такого культа. Однако, не смотря на оставшиеся вопросы о происхождении Капитолийской волчице и основателе Рима, министр культуры Италии в 2007 году сказал в своей речи о значении открытия луперкале, который подтверждает легенду происхождения Рима, который был основан братьями-полубогами.
До этого исторические открытия, сделанные в отношении капитолийской волчицы поставили под угрозу величие самого Рима его древней истории, которая основывалась на известной легенде. Но тем не менее, точной даты отливки волчицы установить теперь не получиться, так как оригинал, с которого сделана сегодняшняя скульптура, наверняка утрачен.
Такое не до конца понятное происхождение символа вечного города делает его в определенной степени легендарным, что, наверное, тоже неплохо для вечного города, основанного полубогами. Он остается загадкой для современных людей, требующей своего решения.

Опальные братья Ромул и Рем, посланные на смерть и спасенные обычной волчицей, стали легендарными основателями Вечного города – Рима.

Легенда о двух братьях

Эти события знакомы многим из учебника по истории. Но сегодня историки сомневаются – а не легенда ли это?..

В городе Альба-Лонга, основанном еще троянцами, правил царь Нумитор . Но был у Нумитора брат, который спал и видел – как отобрать власть у старшего брата, и после самому стать главой города. И однажды в результате предательства своих подданных царь Нумитор оказывается убитым, а Амулий, так рвавшийся к власти, оказался на троне.

Не пощадил Амулий и детей Нумитора: от сына бывшего правителя он приказал избавиться, а свою племянницу, Рею Сильвию, насильно заставил дать обет безбрачия и стать жрицей Храма Весты.

Однако через 4 года Рея Сильвия рожает мальчиков – причем от самого бога плодородия Марса. Кстати, Марс изначально считался у этрусков богом плодородия (не зря в его честь назван март, начало весеннего сезона и работ в полях), и лишь спустя время его назвали богом войны.

Амулию не нужны были лишние проблемы с возможными претендентами на трон, и он отдает приказ – умертвить ослушавшуюся племянницу, а от детей ее избавиться. Слуги по его приказу положили детей в большую корзину и вынесли к реке Тибр , чтобы бурные воды разливавшейся реки унесли корзину течением.

Однако то ли река не разлилась в полной мере, то ли боги защитили мальчиков, – но только они остались живы. Корзину с детьми вынесло на берег, к , в тень старой смоковницы, и голодный плач детей вскоре услыхала волчица. Она не только не причинила братьям вреда, но и выкормила их своим молоком.

Через несколько дней на корзину с детьми наткнулся местный пастух и унес детей домой – они с женой давно были бездетны, и теперь восприняли появление детей как дар свыше.

Позже братья выросли, вернулись в Рим и отвоевали право на престол. А волчицу, спасшую будущих римских правителей, увековечили в бронзе.

А вы знаете, что в Риме находится еще одна знаменитая достопримечательность — ! Прочитав наш обзор, вы узнаете, почему о ней говорят — «138 ступеней к успеху».

История статуи, фото

Первые упоминания о скульптуре Капитолийской волчицы (Lupa Capitolina) в документальных источниках относятся к IX-X векам, в работах «Естественная история» Плиния (Старшего) – 77 год до н.э. Он описывает, что скульптура была установлена на главной площади Рима – . Возле этой статуи находилось место, где свершалось правосудие.

Есть упоминания о волчице и у Цицерона. Он указывает в своих работах на то, что статуя была установлена на Капитолийском холме. Особо подчеркнут факт, что однажды в скульптуру угодила молния и повредила ее . У Цицерона есть также упоминание о том, что «волчица вскармливала молоком младенца». Правда, только одного…

Позже с открытого места – Римского форума – фигуру переместили в Латеранский дворец (Lateran Palace), где скульптура также исполняла роль места судилища. Согласно документальным источникам, такие показательные суды упоминаются вплоть до 1450-51 годов.

В 1473 году статую переместили в Palazzo dei Conservatori по особому распоряжению Папы Римского Сикста IV. В то же время скульптура была дополнена бронзовыми изваяниями близнецов.

Факты и домыслы о скульптуре

Капитолийская волчица является символом Вечного города — . Но она вызывает сегодня очень много споров и различного рода мнений относительно событий из легенды. Чем больше проводится исследований, касаемых датирования скульптуры, тем больше вопросов и загадок, связанных с нею, возникает у исследователей.

Lupa Capitolina была отлита этрусками из бронзы еще в V веке до нашей эры. Но позже эта версия была оспорена историками: при детальном исследовании выяснилось, что изготовлена статуя не тем способом, который использовали этруски.

В 2006 году мастер-реставратор и специалист по обработке металлов Анна-Мария Карруба с помощью многочисленных исследований установила, что возраст статуи гораздо меньше, чем предполагалось ранее – примерно VIII-IX века нашей эры .

Древние римляне, греки и этруски не владели технологией выплавки по воску. Дело в том, что этруски при изготовлении больших и объемных статуй сначала изготавливали небольшие детали, и затем сваривали их между собой.

А статуя Капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема, отлита целиком , и такой способ не использовался раньше времен Средневековья, технология полной отливки начала применяться только в эпоху правления династии Каролингов. Этот факт ставит под сомнение версию, что волчицу отлили этруски. Хотя именно у этрусков волк был священным и неприкосновенным животным. Но в облике зверя присутствуют детали, которые относятся и к греческой культуре, и к римской.

В IX веке на западном склоне Палатинского холма была обнаружена небольшая статуя животного, похожего на собаку. В работах Цицерона есть упоминание о том, что однажды в статую волчицы попала молния и повредила лапу животного. У найденной статуи тоже была повреждена передняя лапа…

Существует еще одна версия: скульптура действительно отлита в эпоху Средневековья, но вместо утерянной или разрушенной временем оригинальной скульптуры кормилицы Ромула и Рема. Этим объясняются нестыковки в технологиях и датировании.

Неизвестные мастера очень точно передали облик хищного зверя: напряженность позы, втянутые бока и выступающие ребра, оскаленная пасть.

Высота бронзовой скульптуры – 75 сантиметров, а длина – 114 сантиметров, т.е. волчица выполнена практически в натуральную величину. Шерсть выстрижена на боках, открывая ребра.

Некоторые детали – шерсть, уши зверя, когти и завитки шерсти – выполнены весьма реалистично , что указывает на римское происхождение статуи – римлянам была присуща склонность к точной прорисовке деталей изваяний.

А вот фигуры детей-близнецов выполнены гораздо позже , чем статуя волчицы – в XIV-XV веках (предположительно, взамен якобы утерянных ранее).

Но любой человек, даже мало смыслящий в искусстве, поймет – скульптуры волчицы и скульптуры близнецов выполнены в совершенно разных стилях. Но были ли ранее статуи детей? В документальных источниках упоминается лишь статуя волчицы. Никакие дети, вскормленные животным, в летописях не упоминаются.

Фигуры Ромула и Рема отлиты позже флорентийским скульптором , живописцем и ювелирных дел мастером Антонио дель Поллайоло (Antonio Pollaiuolo, 1432-1498).

Где находится, как добраться

Сама статуя Капитолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема, находится в одном из залов Капитолийского музея Рима, на втором этаже. Его адрес: Piazza del Campidoglio, 1, 00186 Roma, Italy.

Чтобы добраться до музея на метро, нужно сесть на ветку А и следовать до станции «Colosseo» (а подробная карта метро Рима находится ).

До Площади Капитолия можно добраться и на автобус е – в этом направлении идут маршруты № 30, 51, 81, 87, 118, 160, 628. Нужная остановка – «Ara Coeli-Piazza Venezia».

До остановки «Venezia» ходит и трамвай №8 (эта остановка конечная).

Пешком до Капитолийского музея можно добраться от , Римского форума или Площади Венеции – пешая прогулка занимает максимум 10 минут прогулочным шагом.

Время работы музея, стоимость билетов

Капитолийский музей открыт для посещений ежедневно с 9.30 утра . Время закрытия – 19.30 (кассы закрываются в 18.30, тогда же в музей перестают пускать посетителей).

В предпраздничные дни музей открыт лишь до 14 часов (особенно в предрождественские и предновогодние дни – 24 и 31 декабря).

Музей закрыт для посещений в дни новогодних и национальных праздников, а именно – 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Стоимость билетов – 15 евро.

Дети до 12 лет проходят бесплатно, а студенты и пенсионеры могут приобрести билет по льготной цене – 13 евро.

Вместе с билетом можно получить проспект-путеводитель по музею, поэтому ориентироваться в залах довольно просто.

Но примечательно еще и то, что аналогичная статуя (а точнее – ее копии) находятся в других крупных городах мира. Идеологом этого был большой поклонник искусства диктатор Бенито Муссолини. Он провозгласил себя «отцом Новой Италии», свято уверовав, что Римская империя возродится, и в знак этого рассылал копии знаменитой итальянской скульптуры в разные города Италии, и даже в другие страны.

В Соединенные Штаты Америки копии были отправлены в 1931 году – в американский Цинциннати (установлена в Эден-парке), в Нью-Йорк, Рим (США, штат Джорджия).

Помимо этого, скульптуры капитолийской волчицы установлены в следующих городах:

  • Москва, станция метро «Римская». Архитектурное решение этой станции выдержано в духе древнеримской эпохи. Все колонны имеют обтекаемую форму, светильники «под бронзу» дают мягкий рассеянный свет, а керамические фигуры целиком копируют оригиналы, находящиеся в Риме – Капитолийская волчица, статуя Мадонны, стилизованные руины и фонтан.
  • Бронзовый слепок со статуи хранится и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Высота статуи-копии – 95 сантиметров.
  • Тельмишор, Бухарест (Румыния). В Бухарест статуя прибыла в 1906 году по случаю дня рождения короля Карла I, в Тельмишор – двумя годами позже (установлена перед кафедральным собором города).
  • Сеговия (Испания).
  • Токио (Япония). Прибыла в Японию по случаю проведения «Дней Италии в Японии» в 2001 году, торжественно открыта рядом с токийским Олимпийским стадионом.
  • Бразилиа (Бразилия). В 1981 году рядом с открывшимся памятным мемориалом Жуселину Кубичека (Джи Кей) был открыт и памятник римской волчице.
  • Графство Сомерсет (Англия).
  • Буэнос-Айрес (Аргентина). Здесь скульптура появилась в Ботаническом саду в 1910 году, приурочена к столетнему юбилею Майской революции, давшей начало независимости Аргентины.

Священную волчицу изображали на монетах – и в древние времена (на древнеримских денариях, датируемых 129 годом до н.э.), и уже в наши дни. В 1960 году она стала символом олимпийского Рима – ее изображениями украшались плакаты и эмблемы Олимпиады.

Несмотря на то, что точной даты римского символа не удается определить до сих пор, тем не менее, она остается легендой Вечного города, и загадкой для тех, кто пытается разгадать ее тайну…

Вконтакте