Когда лучше начинать учить ребенка английскому языку. Когда начинать учить ребенка английскому языку? Советы родителям, которые сами не владеют английским. Карапуз учит язык бессознательно

Дарья Попова

Каждый, кто задавался вопросом, когда начинать , обязательно встречал ответ специалистов – чем раньше, тем лучше. Однако многие родители все равно сомневаются, а нужен ли он – английский – до школы? В ход идут распространенные мифы и «перепутаница» фактов. Сегодня же мы подробно рассмотрим почему правильнее начинать занятия английским в раннем возрасте.

Каковы же плюсы и минусы раннего обучения иностранному языку ?

Аргументы «ЗА» раннее обучение английскому языку детей

1. Полушарная западня

Мозг ребенка постоянно растет и интенсивно меняется. В начале жизни ребенка не наблюдается сильной разницы в активности правого и левого полушарий. Но ребенок начинает взрослеть, и две половинки начинают строго распределять обязанности, в том числе и связанные с речью.

Левое полушарие – сознательное и речевое. Оно в речи «главное». В его обязанности входит:

  • хранение смысла слова
  • логика
  • грамматика
  • чтение
  • письмо

Правое полушарие – бессознательное и творческое. В речи оно отвечает за:

  • произношение
  • интонацию
  • мимику
  • жесты
  • и что самое главное – языковую догадку

Таким образом, правое полушарие отвечает за бессознательное понимание смысла неизвестной фразы из контекста, «судя по тому, что происходит».

До 7 лет восприятие речи ребенком, в том числе и иностранной вызывает активность в обоих полушариях мозга, с 7 до 9 лет наблюдается угасание возбуждения в правом полушарии, а с 10 лет иностранная речь записывается только левым.

Таким образом, ребенку, начавшему изучать иностранный язык в 8 лет, как предлагает наша школа, не просто сложно, а противоестественно природе мозга , способностью легко различать иностранные слова, заморскими интонациями и языковой догадкой, то есть пониманием основной сути сказанного, даже если вы и не знаете значения некоторых слов.

2. Мнение тренера по английскому

Для меня вопрос «Когда начинать обучение английскому языку?» звучит точно так же как «Когда ребенку начинать заниматься физкультурой?». Все дело в том, что большинство родителей воспринимают английский язык как физику или химию, то есть набор знаний, которые нужно понять, и применять там, где надо. На самом деле, английский язык – это не математика, это – физкультура.

Можно очень много знать про технику и стратегию игры в баскетбол, но так и не научиться в него играть. Обучение английскому в российской школе, как правило, сводится именно к получению знаний о том, как прыгать и бегать, но не занятиям прыжками и бегу. А теперь подумайте – насколько успешно сможет ваш ребенок овладеть игрой в мяч, если вы ему дадите этот спортивный предмет только в 8 лет?

Запомните, английский – не учат. Его тренируют. И чем раньше начаты тренировки, тем совершеннее навык.

3. Умный барьер не перепрыгивает. Он его не создает

Лучший способ преодолеть языковой барьер – не формировать его. У детей, начавших изучать английский язык хотя бы в 5 лет, а то и раньше, языковой барьер формируется очень редко. В первую очередь, это связано с тем, что у них с самого начала присутствует опыт успешности в английском языке. Языковые задачи настолько просты, что дети с легкостью с ними справляются. Причем, чем младше ребенок, тем меньше он чувствует разницу в успехе между родной и иностранной речью.

Малыши и в русском-то не все слова понимают, поэтому ситуация, когда они не знают значение сказанного, а догадываются – естественна, ежедневна и не представляет большого стресса.

Сама же родная речь детей еще не пестрит изысканностью и сложностью. И первые диалоги, которые дети учатся строить на английском, по своей сути являются иностранной копией их обычных ежедневных ролевых игр в дочки-матери, доктора или магазин.

5. Переливание из словарика в словарик

Обычно для родителей главным результатом обучения английскому детей является то, сколько слов ребенок на нем знает. На самом деле, гораздо важнее не сколько слов ребенок говорит (активный словарь), а сколько понимает в речи собеседника (пассивный словарь).

У взрослого человека, как правило, эти словари почти не различаются. А вот у малышей сначала формируется пассивный (вспомните, как долго ребенок произносит всего несколько слов, но понимает уже практически все, что вы ему говорите), а затем слова из него переходят в активный словарь, то есть в речь. Так же и с английским – дети-дошкольники при грамотном обучении формируют в огромный пассивный словарь, который затем колоссально экономит время на изучение новых слов (они просто со временем переливаются в активную речь)

6. Губкообразная память

Известно, что дети впитывают все, как губки. Но мало, кто задумывается, что губка легко высыхает, если не держать ее постоянно в воде.

Память ребенка, действительно, способна усвоить огромный пласт иноязычного материала, но только при условии, что малыш регулярно погружается в языковую среду (слышит иностранную речь, пытается говорить на ней, понять, о чем говорят).

Вы уже догадались, что с возрастом, память теряет свою губкообразность?

7. Трудности перевода при обучении английскому языку детей

Взрослый человек мыслит словами. Дети от 7 до 12 лет – по большей части картинками или образами, но словесное мышление уже набирает обороты. От 3 до 7 лет – дети думают картинками, образами.

Когда дошколенок встречает иностранное слово, он в первую очередь связывает его не с переводом, как делает это взрослый, а с картинкой, игрушкой, действием, свойством предмета, то есть чем-то реальным. Таким образом, у дошкольников нет посредственников-переводчиков в виде русских слов между английским языком и действительностью (при правильной организации занятий, конечно).

Чтобы быть успешным в английском, нужно научиться думать на нем, а не мыслить по-русски, а затем, что получилось переводить на иностранную речь.

Ребенку научиться думать по-английски гораздо легче, чем взрослому, потому что ребенок думает вот так:

До школы:

  • Ребенок думает «кошка» = ребенок представляет себе кошку.
  • Ребенок думает «a cat» = ребенок представляет себе кошку.

С 7 лет по нарастающей:

  • Ребенок думает «кошка» = ребенок представляет себе кошку и вспоминает ее свойства (животное, 4 лапы, любит мышей и т.п.)
  • Ребенок думает «a cat»= ребенок вспоминает, что это переводится как «кошка»= возможно, затем он представит себе кошку.

А вот переводить дошколят научить – задача сложная. Для них это двойная работа: вспомнить, что обозначает слово, а потом еще вспомнить, как это по-русски называется.

Аргументы «ПРОТИВ» раннего обучение английскому языку детей

Однако, несмотря на убедительные аргументы в пользу раннего обучения иностранному языку, не менее убедительны и доводы «ПРОТИВ»:

  1. Дети путают языки. Английский мешает развитию родной речи.
  2. Двуязычие создает такую путаницу в голове у ребенка, что это мешает развитию его интеллекта.
  3. Дети путают буквы русского и английского языков. Английский мешает научиться читать по-русски.
  4. Английский – это сложно. Дети все равно не поймут грамматические правила. Не лишайте ребенка детства.
  5. Для логопедического ребенка (а таких нынче много, к сожалению) английский мешает постановке правильного произношения.
  6. Толку от английского до школы мало. Затем, в школе, все равно все выравниваются.
  7. Английский нужно учить «правильно»: с колыбели или с носителем языка (человеком, который родился и вырос в англоязычной стране), и погружаться в английский по несколько часов в день, тогда ребенок овладеет английским как родным. А все остальное – просто «игрулечки» до школы.

Узнаете в каком-то пункте свою точку зрения? Поздравляю вас с развенчанием очередного заблуждения! Все эти доводы имеют в своей основе только мифы и «перепутаницу» фактов. Но об этом –

Когда начинать учить английский с ребенком? Этим вопросом сейчас задается каждый родитель, потому что английский нынче надо знать всем детям. Некоторые родители считают, что «у ребенка должно быть детство», и не нагружают его в дошкольном возрасте никакими занятиями. Другие же, наоборот, стараются как можно больше знаний вложить в свое чадо, записывая его во всевозможные кружки и секции. В том числе и на английский. Я поддерживаю последних.

И мое мнение основывается на необходимости всесторонне развить ребенка до школы, особенно, когда речь идет об английском языке. У наших детей другое будущее – их будущее, где знания английского языка будут такими же необходимыми, как например, математики. Поэтому и детство их совсем другое, не похожее на наше. Если родители пускают на самотек подготовку ребенка по английскому, оставляя эту роль воспитателям, и, впоследствии, учителям школы, то через несколько лет они рискуют поплатиться лишними тратами на или курсы английского языка. Ведь если Вы не занимаетесь английским с ребенком, то сосед – занимается! Маленьким детям ХХІ столетия слишком много надо будет еще узнать в скором будущем, для того чтобы стать конкурентоспособными в этом мире. Так зачем же еще и изучение английского оставлять на потом? Тем более, что сейчас практически каждый родитель либо знает, либо учит английский. Поэтому рекомендую запастись терпением и начинать учить английский с ребенком как можно раньше. Главное, чувствовать меру и соотносить нагрузку на детский мозг согласно возрасту.

Существует такое мнение среди педагогов и психологов, что начинать учить английский с ребенком нужно после 3 лет – чтобы не путал с родным, чтоб произношение было правильным (если младше 3 лет, то еще плохо разговаривает)…. И еще много всяких причин. Но, как подсказывают мне опыт работы с маленькими детьми (3 года в детском саду преподавала английский) и наблюдения последних 5 лет (личный опыт с собственными детьми), начинать учить английский с ребенком нужно тогда, когда Вы впервые задались этим вопросом. Считаю, что неважно, сколько лет ребенку – 1 год или 4 года. Чем раньше, тем лучше. Вспомните историю — в странах бывшего Советского Союза в каждой республике с детства все поголовно учили 2 языка (кроме России): в Украине — русский и украинский, в Узбекистане – русский и узбекский и т. д. И прекрасно справлялись. Точнее сказать, не учили 2 языка, а разговаривали на 2 языках . Так почему бы не сделать английский таким вторым языком для ребенка с самого детства?

Наверное, каждый сталкивался или слышал про 2-язычные семьи, где мама говорит на русском, а папа на немецком, например. И все друг друга понимают, потому что если создать необходимую для изучения языка среду , то и запоминаются сами собой. Желательно, конечно, чтоб мама в таком случае хоть немного знала немецкий, а папа — русский.

И помните! Если ребенок усваивает родной язык вместе с чужим до 3-4 лет, то оба языка становятся для него родными!

Добавить статью в закладки — CTRL + D

Маленькие дети активно познают пространство вокруг себя, мир, пробуют все на вкус в прямом и переносном смысле. Младенец не умеет разговаривать, но уже к году способен произнести первые несколько слов, причем он будет понимать, что они означают. Мы не задумываемся, как научить ребенка родному языку, но беспокоимся, как учить ребенка английскому. Хотя принципы тут очень похожи.

Ребенку не нужна мотивация, чтобы начать говорить, просить что-то у родителей или общаться с друзьями в песочнице. Главная мотивация детей - развитие. Языковое развитие происходит независимо от того, занимаются родители этим целенаправленно, или ребенок просто общается внутри семьи. Обычно этого достаточно, чтобы заговорить и понимать речь других без переводчика.

Когда ребенок уже разговаривает, может отвечать на вопросы и формулировать свою речь в предложения, самое время начать учить второй язык. По мнению отечественных и зарубежных экспертов, лучший возраст для этого - пять лет. Если изучения языка будет активным и успешным, у родителей есть все шансы воспитать билингва.

Сегодня есть много программ для обучения английскому и для самых маленьких. Буквально - с трех месяцев. Пока нет точных данных, насколько это полезно и эффективнее ли начала обучения в пятилетнем возрасте. И, конечно, речь не идет о детях, которые живут не в русскоязычной стране или родственники которых общаются на еще одном языке.

Многие преподаватели, специалисты по детскому развитию и логопеды считают, что лучше начинать изучение второго языка, когда ребенок уже хорошо говорит на русском, выговаривает большинство звуков, а также у него достаточно развит фонематический слух.

Как учить ребенка английскому

От того, как будет организована учеба пятилетнего ребенка, зависит очень многое. В этом возрасте дети неусидчивы, главное - удержать их внимание. Это вряд ли получится, если занятия будут неинтересными. К тому же, ребенок быстро устает. Поэтому уроки должны быть короткими.

Программа не может быть похожа на программу, по которой учились бы взрослые. К примеру, пятилетнему ребенку бесполезно объяснять принципы построения предложений, так как в этом возрасте он не знает таких тонкостей и о родном языке, что не мешает на нем говорить.

Поэтому до школы самое лучшее - это просто расширять словарный запас. Для этого можно слушать песни, смотреть на английскому мультики, читать простые книжки. Используйте правило «минус двух»: для семилетнего ребенка используйте английские книги, рассчитанные на пять лет, для пятилетнего - на три года.

Чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее должна становиться программа.

Коммуникативный

Его суть в общении. Чем больше ребенок будет слышать английскую речь, тем лучше. Постарайтесь дать такую возможность ребенку. Причем важно не только слушать, но и говорить.

Принцип дифференцирования

Можно показывать ребенку разницу между устной и письменной речью, между восприятием речи на слух и произнесением английских слов.

Интеграционный принцип

Этот принцип гласит, что надо объединить все главные составляющие языка - грамматику, фонетику и лексику.

Билингвальный принцип

Его главная идея - обеспечить ребенку постоянное общение сразу на двух языках. Английский в этом случае станет таким же привычным и простым для восприятия, как и родной русский.

Какой бы принцип вы не выбрали основным, важно, чтобы занятия проходили в игровой форме. Не стоит заставлять учиться. А вот искать мотивацию, чтобы ребенок учился с удовольствием, наоборот, стоит.

Хорошо если ребенок будет понимать, зачем ему учить язык. Если для одного из родителей английский родной язык, то мотивацию искать не придется. Но учиться английскому можно, чтобы читать любимые книжки или смотреть мультфильмы, которых нет в русском переводе.

Как учить ребенка английскому в разном возрасте

5-6 лет

Главный упор делайте на игровые способы обучения. Ребенку будет легко учить английский, если на уроках получится изучать окружающий мир. Занятия должны быть интересными и полезными не только для изучения языка. Если ребенок будет получать от них удовольствие, то в дальнейшем уроки английского будут ассоциироваться с удовольствием.

7-11 лет

В начальной школе занятия могут усложниться, но они должны оставаться, прежде всего, интересными. И в этом возрасте ребенок может выполнять в основном творческие занятия.

В этом возрасте дети идут в школу, но очень редко у учителя получается адаптировать школьную программу для этого возраста, совмещать игру и обучение. Так как ученик начальной школы привыкает учиться, не так быстро устает, можно устроить ребенка на хорошие языковые курсы. Также отличный вариант для этого возраста - онлайн-школы. Это очень удобно, так как не надо тратить время на дорогу после уроков, а родители смогут контролировать ход занятий. Во многих онлайн-школах, например, в Genius English, есть программы для детей.

Старше 12 лет

Начало подросткового возраста меняет интересы ребенка. У подростка появляются любимые артисты, музыка, фильмы. Если использовать это для обучения, то мотивация точно никуда не денется.

Блокбастеры на английском интереснее документальных фильмов, а тексты любимых песен интереснее переводить, чем тексты про историю Лондона. Хорошо, если родители, учитель или преподаватели в языковой школе это понимают и думают, как привнести удовольствие в учебу подростка.

Дети с легкостью осваивают все новое. Если учить английский язык с детства, результаты могут превзойти все ожидания. Используйте принцип погружения в языковую среду и сами говорите на английском. Возможно, вы захотите подтянуть свои знания. Это будет не только примером для ребенка, вы сможете заниматься вместе.

Обязательно составьте программу занятий, найдите качественные ресурсы и способы изучения языка. Если выбираете курсы, убедитесь, что на них используют правильную систему повторения пройденного. По статистике, через месяц забывается 80% нового материала, а в долгосрочной памяти остается лишь 20%.

Вряд ли вы найдете бесплатные курсы, на которых действительно хорошо научат говорить на английском. Хорошие языковые курсы и онлайн-школы дадут намного больше, чем просто знание языка. Изучение английского это по-прежнему - лучшая инвестиция в будущее.

Лучше всего прививать любовь к иностранному языку с детства. Ребенок, который еще в дошкольном возрасте узнал, что английский язык или любой другой иностранный - это не страшно, не сложно, а очень весело и интересно, будет с удовольствием изучать его в школе, избежит проблем с непониманием иностранной речи в поездке, будет более открыто общаться на языке и с удовольствием продолжит обучение. Главное правило здесь - не заставлять ребенка, избежать наказаний за нежелание учить новые и пока непонятные слова. Но с какого же обучение лучше всего?

Чем раньше - тем лучше!

На этот счет есть много мнений. Но самое верное среди них - обучение иностранным языкам можно начинать с любого возраста, но чем ранее родители возьмутся за решение этого вопроса, тем проще ребенку будет начать говорить на английском языке или любом другом. Давно замечено, что маленькие дети запоминают иностранный язык проще, чем взрослые. Малыши мыслят образами и воспринимают любой язык без разделения на лексику и грамматику, без понимания правил. А потому им проще преодолеть языковой барьер и начать просто говорить - сначала с ошибками, коверкая слова и их значение, но все же говорить. И это очень правильный процесс, который почти недоступен взрослым людям, скованным боязнью ошибиться и показаться смешными.


Конечно же, идеально начинать обучение иностранным языкам с рождения. Именно в период с 0 до 3 лет мозг ребенка наиболее пластичен и способен усваивать огромные объемы информации, которые в него вкладываются без специального заучивания слов и напряжения. Вспомните хотя бы примеры, как обучали языкам в царской России. У каждого ребенка-аристократа с рождения была гувернантка, зачастую иностранка, которая общалась с малышом исключительно на французском языке. Такие дети с младенчества осваивали два языка и назывались билингвами - для них было одинаково привычно общение на русском и французском языках. С той же легкостью ребенок освоит и два, и три, и даже десять иностранных языков, которые будут восприниматься им, как родные.

Дошкольный возраст

Естественно, подобные идеальные условия для обучения ребенка иностранному языку доступны далеко не каждому родителю. Поэтому в дошкольном возрасте английский язык обычно вводится с 3-5 лет. С одной стороны, дети в 3 года запоминают язык на подсознательном уровне, а впоследствии более свободно начинают говорить на нем. Но с другой стороны, дети в возрасте 4-5 лет уже более усидчивы, дисциплинированны и сознательны. С ними можно поиграть в интересные игры, они понимают, как себя нужно вести во время урока и лучше отзываются на разнообразные задания.


Стоит добавить, что с детьми дошкольного и младшего школьного возраста занятия английским языком нужно проводить только в игровой форме. Это значит, что во время урока можно использовать яркие картинки, рассказывать истории, привлекать для занятия игрушки, петь с детьми песенки, ставить сценки и рассказывать стихи. Тогда малыши будут с радостью ожидать каждого урока на иностранном языке.

В необходимости изучения английского языка, наверно, уже давно никто не сомневается. Существуют различные мнения по поводу возраста, с которого его лучше всего начинать учить и методиках обучения детей. Те, кто придерживаются традиционных взглядов на обучение считают, что иностранный язык надо начинать изучать с 12 лет. Когда ребёнок уже знает части речи в русском языке, ему объясняют английскую грамматику, сравнивая её с русской. Произношению обучают по учебникам фонетики. С момента, когда ребёнок уже психологически готов и утвердился в своём родном языке.

Другие говорят, что начинать обучение языкам надо с самого раннего возраста .

Давайте подумаем над этим вопросом вместе. Ребёнок проходит через определённые этапы развития. Его мозг продолжает формироваться, раскручивая программы, которые заложены в ДНК . В определённом возрасте (с 1,5 – 3 месяцев ) он должен начать говорить первые слоги , с 8 месяцев он должен начать говорить элементарные слова , а в возрасте 2 х лет , ребёнок начинает строить первые предложения . Дальше по мере развития ребёнка его речь становится более сложной, словарный запас растёт, количество грамматических конструкций для выражения различных эмоций и чувств увеличиваются. Это всё, конечно, происходит, если ребёнок развивается в нужной социальной среде. Дети-маугли , воспитываясь в среде животных, даже обладая человеческим потенциалом, не могут его развить. Они так и не учатся говорить, если не научились это делать до определённого возраста, 3-x лет.

Ребёнок смотрит на мир и воспринимает его как он есть. Концепция “табула раса ” (чистой доски) Томаса Гоббса имеет высокую объяснительную способность. Она прекрасно объясняет, почему дети являются гораздо более талантливыми лингвистами, чем взрослые. Они воспринимают мир как он есть , не пропуская его через уже сформировавшуюся призму своего субъективного восприятия (опыта). Они не сравнивают и не критикуют, а воспринимают всё естественно, органично, во всех своих проявлениях. Позже Готфрид Вильгельм Лейбниц выдвинул ещё более интересную модель, в которой сравнил личность младенца не с чистой доской, а с глыбой мрамора , где прожилки являются теми предрасположенностями, которые имеет ребёнок.

По причине открытости дети являются очень хорошими лингвистами. В семьях, где родители говорят на двух языках, у детей родными становятся два языка. Если эту цифру увеличить до 3 или 4-х, то суть не изменится. Ребёнок может воспринять любые языки и сделать их своими родными. Секрет этого кроется в особенностях развития человеческого мозга. До определённого времени память и сознание открыты всему новому. По мере формирования мышления, ценностей и других аспектов человеческого существования эти способности начинают исчезать . Чтобы оставаться открытым, необходимо серьёзно над этим работать.

Следующим вопросом остаётся вопрос методики . Какую методику применить для обучения ваших детей?

Существует много различных методик для обучения английскому языку детей. Все они рассчитаны на определённый возраст и на определённые цели. Если вы сами владеете языком, то начинайте говорить с вашим ребёнком с самого детства. Ставьте ему фильмы и мультфильмы на английском языке, пойте песни, которые вам нравятся.

Если вы не владеете языком, но хотите, чтобы ваши дети на нём говорили, то начните статья о методах обучения английскому языку поможет вам в этом разобраться.

Начинайте обучать своих детей иностранным языкам с самого раннего возраста . Чем раньше вы начнёте, тем проще им будет их освоить. Также, помните об индивидуальных особенностях ваших детей и о методике, по которой они будут обучаться.