Копинг стратегии лазарус тест. В адаптации Крюковой и соавт. Результаты экспериментальных исследований

Досада – это эмоция, свойственная человеку и относящаяся к негативному спектру эмоциональных переживаний. Слово досада часто употребляется синонимично таким понятиям, как раздражение или разочарование, неудовольствие, возникающее вследствие неудачи или неприятности, а также обиды. При этом следует учитывать, что подобное употребление данного термина не является совершенно корректным, поскольку все вышеперечисленные чувства имеют яркую аффективную окраску и всегда направлены на внешний источник раздражения.

Досада может проявляться на осознаваемом уровне, и тогда она обычно трансформируется в агрессивные реакции в сторону окружающего пространства с целью изменить условия, приведшие к досадным переживаниям. Также чувство досады может быть совсем неосознанным или малоосознаваемым и проявляться актами автоагрессии и другой разрушительной и самоуничижительной деятельности.

Что это такое

Значение слова досада даётся в лингвистических и психологических словарях. Относительно трактовки первых досада является чувством огорчения или , она может копиться под воздействием многих факторов или возникать резко после единичного эпизода, неудовлетворяющего желаемую картинку вселенной.

В психологии досада рассматривается не как отдельное чувство, синонимичное и подходяще для замены других, а как сложное эмоциональное образование, возникающее вследствие смешения чувства обиды и раздражения. Досада тиха в своем проявлении и горька по проживанию – это взято из обиды, при этом она является чувством плохо переносимого крайнего недовольства – эта часть исходит из раздражительности. Интересным моментом является то, что обида чаще всего является хронической, т.е. относится не к конкретному инциденту, а скорее характеризует общее отношение человека к жизни или его эмоциональный фон. Раздражительность при хроническом фоне обиды появляется уже ситуативно, имеет факты, способствующие появлению и всегда объясняющие причины.

Это чувство не относится к аффективным и никогда не застилает разум человека, поэтому чаще всего тот, кому досадно, осознаёт, что виноватых нет, а произошедшее является неприятным стечением обстоятельств, однако в силу сочетания предыдущих факторов не может абстрагироваться от негативных переживаний. Проживание досады связано с ситуациями прошлого или настоящего, т.е. она никак не может захватить будущее, как например, тревога, когда человек переживает о возможном исходе дела. Будущее в данном феномене задействовано исключительно в качестве желаний и предположений, т.е. тех планов, которые строит человек относительно даже самых простых ситуаций. Т.е. по большому счету ощущение досады может возникать даже в нормальном стечении обстоятельств, но при этом не соответствующим ситуации, представляемой человеком заранее.

Причины возникновения данного чувства

Основываясь на знании того, из каких проявлений складывается ощущение досады можно сделать вывод о вероятных причинах, провоцирующих её появление. Изначальным толчком является отсутствие в реальности возможностей для реализации важных внутренних потребностей личности. Масштабы данных желаний точно также как и объективность невозможности их реализации может быть различной, но внутренняя картинка для человека остаётся одинаковой – он не получает того, что ожидал, требовал или хотел.

Помимо блокированности возможности достижения желаемого, досада может появиться, когда человек попадает в ситуацию, ограничивающую проявление его свободы в достижении важных внутренних или жизненных целей. В лёгком варианте эти ограничения исходят из внешнего мира – препятствия на пути. В таком случае досада быстро трансформируется в открытый гнев, а , недовольство и раздражительность трансформируются в энергию, направляемую на преодоление возникших ситуаций. При наличии каких-либо дополнительных рамок, ограничивающих человека (временные или материальные факторы, воздействовать на которые не представляется возможным), досада может возникать при любой мелочи, появляющейся на пути. Так происходит из-за высокого уровня внутреннего напряжения.

Но помимо активных и реальных событий, происходящих непосредственно в жизни человека, досада может возникать в пассивном процессе мира. Так, когда человек наблюдает, читает или слушает поступающую об окружающем мире информацию или происходящие факты (например, новости или рассказ знакомых), несоответствующую его пониманию моральных ценностей или концепции правильного устройства мира, гамма чувств, возникающая в качестве отклика, в итоге приводит к досаде.

При высоком напряжении нервной системы, усталости, предварительной раздражительности, ощущение досады может быть вызвано даже температурой окружающего воздуха, запахами, собственной усталостью, дискомфортом любого уровня (от звука, света, поверхности, требований окружающих).

Как бороться с досадой

Переживание досадных эмоций не является чем-то, что может порадовать человека или принести какую-либо выгоду, поэтому, начиная испытывать это чувство, многие сразу же начинают искать выход из сложившегося состояния. Несмотря на то, что это является нарушением эмоциональной и психической сферы, помогают выкарабкаться из проживания досады довольно простые приёмы, доступные каждому.

Наиболее доступным и простым вариантом являются физические нагрузки. Каждый индивидуально может выбрать, что именно поможет ему справиться с досадой. Если преобладает чувство раздражительности, то необходимо снятие агрессии – единоборства, бокс, поколачивание подушек, игровые тренажеры в развлекательных центрах, где необходимо бить по движущимся мишеням. Тем, кто больше погружается в обиду, рекомендованы нагрузки, неправленые на снятие напряжения.
Тут хорошо подходит бег (в ситуациях ощущения тупика и безнадёжности), плавание (когда досада возникает на фоне затянувшегося стресса), отжимания и упражнения на пресс при мышечном напряжении (появляется, когда долго сдерживаются эмоции) или прыжки на месте (это помогает встряхнуться и ощутить себя живым).

Механизм физической нагрузки действует по принципу снятия физического напряжения, вслед за чем уменьшается напряжение эмоциональное. Кроме этого регулируется гормональный баланс, начинают вырабатываться эндорфины, заставляющие почувствовать прилив сил, бодрости и счастья, что несовместимо с переживанием досады.

Хорошо помогает стабилизировать эмоции употребление сладких продуктов, богатых глюкозой. Часто состояние досады может возникать из-за банальной нехватки энергии в специфических мозговых отделах, поэтому при поступлении быстро усваиваемых веществ настроение стабилизируется. Кроме глюкозы настроение можно поменять, употребляя шоколад и бананы, способствующие выработке гормонов счастья.

Кроме физических способов есть ряд психологических приёмов, помогающих справиться с досадой. Тут важен момент переключения привычного алгоритма реагирования на позитивный лад. Так если заменить самокопания и жаления, а также мысли о негативе на приятные вещи (поцеловать любимого человека, поиграть с домашним питомцем, заняться творчеством), то мозг автоматически настроит эмоциональную сферу на позитив.

Мы привыкли так реагировать, чтобы наши действия совпадали с эмоциональным фоном, соответственно если поменять хотя бы одну составляющую, то вторая также изменится. Вторым вариантом может быть обращение к окружающим, с целью узнать их взгляд на сложившуюся ситуацию, что поможет выяснить, накручиваете ли вы себе или все действительно плохо. Обычно ситуация изнутри воспринимается менее реально, чем это может быть объективно, поэтому выслушать чужое мнение может помочь в изменении своего состояния.

И конечно не стоит забывать о профилактике любых негативных эмоций, в том числе досады. Для этого важно максимально стараться не придумывать себе варианты развития событий и подгонять реальность под свои собственные убеждения и планы. Готовность к переменам, гибкость во взаимодействии, толерантность относительно чужой точки зрения – всё это является не только залогом внутреннего спокойствия, отсутствия досады по поводу неосуществления желаемого, но и обеспечением собственной свободы в проявлении индивидуальности.

Досада и раздражительность представляют собой психическую реакцию, которая появляется в тех случаях, когда человек испытывает травмирующие переживания. Чувство досады обычно посещает человека в момент неудачи, проблем, препятствий и разочарования. Каждый человек рано или поздно сталкивается с этими чувствами, и некоторые переживают их проще, а некоторые – сложнее. Что означает досада? Это чувство связано с эмоцией расстройства, раздражения и переживания.

Досада: значение

Досаду психологи рассматривают с двух точек зрения. Исходя из первой, это – патологическая реакция или особенность психики человека. С другой стороны – это только ответ на внешний раздражитель.

То есть, если углубиться в первую точку зрения, то досада или раздражительность будет не соответствовать внешнему раздражителю по количеству или качеству. Такую реакцию можно рассматривать как патологию, то есть психоз. В настоящее время нередко выделяют отдельные виды досады и раздражительности, и по мнению ученых, в большинстве из них четко прослеживается психогенный тип реагирования.

Досада по своей сути является эмоций, а значит, как и все остальные эмоции, она зависит от обстоятельств и не может возникать сама по себе, а требует каких-либо предпосылок. Такое сильное эмоциональное переживание требует и внешних, и внутренних факторов, предшествующих его возникновению. Причем не обязательно это затрагивает какие-то принципы: досада и раздражительность может быть вызвана даже просто повторяющимся действием другого человека (постукиванием пальцами и т.д.). При этом, даже если группу людей раздражает одно и то же, речь идет лишь о совпадении их внутренних личностных установок, но никак не о существовании некоего раздражителя, действующего на всех.

Характерно также и то, что досада возникает в процессе сочетания следов патопсихического воздействия и связи с последующим раздражителем. Это – важная часть нервно-психического процесса вне зависимости от степени его сложности. Именно с этой особенностью связано такое свойство досады и раздражения, как умение накапливаться – когда один за другим несколько связанных или не связанных факторов воздействуют на человека в течение некоторого времени. Зачастую более ранние переживания наслаиваются на последние, поздние, и выражение досады от этого становится крупным и сокрушающим.

Причины досады и раздражительности

Интересно, но даже самые дорогие и близкие люди нередко вызывают досаду и раздражение, а иногда это чувство столь сильно, что кажется, досаждает все вокруг, целый мир. Иногда же досаду вызывает собственная ошибка или неудача в каком-то предприятии. Многие воспринимают досаду как данность, которая мешает жизни, но с которой ничего нельзя сделать, иные занимаются самолечением, третьи обращаются к психологу. На самом деле, разобраться с корнями этого чувства способен только врач-психотерапевт, который способен оказать реальную помощь.

Причинами чувства раздражения или досады могут быть:

Важна правильная диагностика реакций для того, чтобы суметь перебороть их, и в этом может помочь только специалист.

Замечено, что чувства повышенной раздражительности и досады одинаковы для всех людей, независимо от вероисповедания, благосостояния, характера, места жительства, социального положения, культуры, образования и пола.

Чувство раздражения и неудовольствия вследствие неудачи, обиды или какой-нибудь неприятности. «Руслан, досаду в сердце кроя, грозит ей молча копием.» Пушкин . Такая досада мне на него! Он даже заплакал от досады. «Мартышка тут с досады и печали об камень так хватила их (очки), Что только брызги засверкали.» Крылов .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ДОСАДА" в других словарях:

    См. неприятность... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. досада гнев, неприятность, недовольство, неудовлетворение; раздражение, неудовлетворенность, неудовольствие,… … Словарь синонимов

    досада - жестокая (Короленко); ревнивая (Майков); холодная (Надсон) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. досада Бешеная, великая, видимая, внутренняя,… … Словарь эпитетов

    ДОСАДА, ы, жен. Чувство раздражения, неудовольствия вследствие неудачи, обиды. Д. берёт кого н. С досады чуть не плачет. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    досада - досада. досадовать. досадный. досадно. с досадой. раздосадовать. | досадливый (# жест). обидный (# недосмотр). обидно … Идеографический словарь русского языка

    досада - бешеная досада большая досада великая досада горькая досада жгучая досада крайняя досада … Словарь русской идиоматики

    Сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? досады, чему? досаде, (вижу) что? досаду, чем? досадой, о чём? о досаде 1. Если вы испытываете досаду, значит, вы раздражены, огорчены или недовольны тем, что что либо получилось не так, как… … Толковый словарь Дмитриева

    Др. русск. досада iniuria, ὕβρις , русск. цслав. досадити, досаждати, сюда же досадный (ср. Гоголь: досадные волосы докучающие, досаждающие волосы). Из до и садить; ср. нем. jemandem zusetzen приставать, досаждать к. л … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Ж. Чувство неудовольствия, раздражения, вызванное неудачей, обидой и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Досада, досады, досады, досад, досаде, досадам, досаду, досады, досадой, досадою, досадами, досаде, досадах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    Удовлетворение … Словарь антонимов

Книги

  • Екатерина II без ретуши , . Славу царствования Екатерины II не смог затмить ни один из последующих российских монархов. В войнах она была победительницей, присоединив к России богатейшие области на юге и западе; как…

Методика предназначена для определения копинг - механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг - стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Процедура проведения:

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Обработка результатов:

Подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале: никогда - 0 баллов; редко - 1 балл; иногда - 2 балла; часто - 3 балла

Вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов: - это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

Можно определить по суммарному баллу:

6 - низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга; 7-12 - средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии; 13-18 - высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

  • 1. Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
  • 2. Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.

Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.

Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.

Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.

Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.

Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.

Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.

Интерпретация результатов:

Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.

Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Стимульный материал:

ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я...

Сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше - на следующем шаге

Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь

Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации

Критиковал и укорял себя

Пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть

Надеялся на чудо

Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

Вел себя, как будто ничего не произошло

Старался не показывать своих чувств

Пытался увидеть в ситуации что-то положительное

Спал больше обычного

Срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

Во мне возникла потребность выразить себя творчески

Пытался забыть все это

Обращался за помощью к специалистам

Менялся или рос как личность в положительную сторону

Извинялся или старался все загладить

… составлял план действии

Старался дать какой-то выход своим чувствам

Понимал, что сам вызвал эту проблему

Набирался опыта в этой ситуации

Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

Рисковал напропалую

Старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву

Находил новую веру во что-то

Вновь открывал для себя что-то важное

Что-то менял так, что все улаживалось

В целом избегал общения с людьми

Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

Спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

Отказывался воспринимать это слишком серьезно

Говорил о том, что я чувствую

Стоял на своем и боролся за то, чего хотел

Вымещал это на других людях

Пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации

Знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

… отказывался верить, что это действительно произошло

Я давал обещание, что а следующий раз все будет по-другому

Находил пару других способов решения проблемы

Старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

Что-то менял в себе

Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось

Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

Молился

Прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

Думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему

Приложение 3. Методика С. Бэм "Исследование маскулинности - фемининности личности

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает "да" или "нет", оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями - людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Психологический пол

Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы "бесполыми", универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов - андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов - биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом "психологический пол" - маскулинность, фемининность, андрогинность.

Маскулинность. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено, что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано, что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности - физическое Я.

Фемининность. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемининности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Процедура проведения

"Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас".

Обработка и интерпретация результатов

мускулинность ("да"): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58

фемининность ("да"): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами. F = (сумма баллов по фемининности): 20 М = (сумма баллов по маскулинности): 20

Основной индекс IS определяется как:

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности.

Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о маскулинности.

А если индекс IS больше +1 - о фемининности.

При этом, в случае когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности.

А если IS больше +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.

Стимульный материал:

  • 1. Верящий в себя
  • 2. Умеющий уступать

Способный помочь

Склонный защищать свои взгляды

Жизнерадостный

Независимый

Застенчивый

Совестливый

Атлетический

Театральный

Напористый

Падкий на лесть

Удачливый

Сильная личность

Преданный

Непредсказуемый

Женственный

Надежный

Аналитичный

Умеющий сочувствовать

Ревнивый

Способный к лидерству

Заботящийся о людях

Прямой, правдивый

Склонный к риску

Понимающий других

Скрытный

Быстрый в принятии решений

Сострадающий

Искренний

Полагающийся только на себя (самодостаточный)

Способный утешить

Тщеславный

Привлекательный

Мужественный

Теплый, сердечный

Торжественный, важный

Имеющий собственную позицию

Умеющий дружить

Агрессивный

Доверчивый

Малорезультативный

Склонный вести за собой

Инфантильный

Адаптивный, приспособляющийся

Индивидуалист

Не любящий ругательств

Не систематичный

Имеющий дух соревнования

Любящий детей

Тактичный

Амбициозный, честолюбивый

Спокойный

Традиционный, подверженный условностям

Приложение 4. Первичные данные по методике для психологической диагностики копинг - механизмов Э. Хейма

  • 1. Игнорирование - 1 (4,3%)
  • 2. Смирение - 0 (0%)

Диссимуляция - 2 (8,7%)

.Сохранение самообладания - 5 (21,7%)

5. Проблемный анализ - 1 (4,3%)

Относительность - 3 (13,1%)

Религиозность - 2 (8,7%)

Растерянность - 1 (4,3%)

Придача смысла - 2 (8,7%)

.Установка собственной ценности - 6 (26,1%)

  • 1. Протест - 2 (9,5%)
  • 2. Эмоциональная разрядка - 1 (4,8%)

.Подавление эмоций - 5 (23,8%)

  • 4. Оптимизм - 6 (28,6%)
  • 5. Пассивная кооперация - 2 (9,5%)

Покорность - 0

Самообвинение - 2 (9,5%)

Агрессивность - 3 (14,3%)

  • 1. Отвлечение - 2 (8,7%)
  • 2. Альтруизм - 2 (8,7%)

.Активное избегание - 4 (17,4%)

  • 4. Компенсация - 6 (26,1%)
  • 5. Конструктивная активность - 1 (4,3%)

Отступление - 2 (8,7%)

.Сотрудничество - 4 (17,4%)

8. Обращение - 2 (8,7%)

Когнитивные копинг - стратегии:

  • 1. Игнорирование - 0
  • 2. Смирение - 2 (10%)

.Диссимуляция - 3 (15%)

4. Сохранение самообладания - 1 (5%)

.Проблемный анализ - 4 (20%)

6. Относительность - 1 (5%)

Религиозность - 1 (5%)

Растерянность - 2 (10%)

.Придача смысла - 3 (15%)

10. Установка собственной ценности - 3 (15%)

Эмоциональные копинг - стратегии:

  • 1. Протест - 2 (10%)
  • 2. Эмоциональная разрядка - 0

.Подавление эмоций - 5 (25%)

  • 4. Оптимизм - 10 (50%)
  • 5. Пассивная кооперация - 0

Покорность - 2 (10%)

Самообвинение - 1 (5%)

Агрессивность - 0

Поведенческие копинг - стратегии:

  • 1. Отвлечение - 2 (10%)
  • 2. Альтруизм - 2 (10%)

Активное избегание - 2 (10%)

Компенсация - 1 (5%)

Конструктивная активность - 0

.Отступление - 4 (20%)

  • 7. Сотрудничество - 7 (35%)
  • 8. Обращение - 2 (10%)

Приложение 5. Первичные данные по методике "Копинг - тест Р. Лазаруса

№Копинг - стратегииМужчины Женщины1Конфронтационный копинг7 (11,1%)7 (10,8%)2Дистанцирование7 (11,1%)7 (10,8%)3Самоконтроль9 (14,3%)10 (15,5%)4Поиск социальной поддержки7 (11,1%)9 (13,8%)5Принятие ответственности11 (17,5%)9 (13,8%)6Бегство - избегание5 (7,9%)4 (6,1%)7Планирование решения проблемы12 (19,1%)13 (20%)8Положительная переоценка5 (7,9%)6 (9,2%)

Приложение 6. Первичные данные по методике С. Бем "Исследование маскулинности - фемининности"

№МужчиныЖенщины1-0,280,0220,130,0230,17-0,044-0,110,045-0,11-0,176-0,060,247-0,020,198-0,04-0,249-0,04-0,13100,020,0211-0,1301712-0,110,1713-0,09-0,2114-0,040,2615-0,13-0,0416-0,240,13170,930180,04-0,04190,04-0,04200,350,11

Приложение 7. Вычисления ч2 - критерия Пирсона

) Расчет теоретической частоты (ѓT)

) Подсчитана разность между эмпирической и теоретической частотой по каждому разряду

) Определено число степеней свободы. Внесена поправка на "непрерывность" (если v=1)

) Полученные разности возведены в квадрат

) Полученные квадраты разностей разделены на теоретическую частоту (последний столбец)

) Полученная сумма является ч2Эмп

NЭмпирическая частотаТеоретическая частота(ѓЭ - ѓT)(ѓЭ - ѓT)2(ѓЭ - ѓT)2/ѓT111.110.950.150.020.002210.810.95-0.150.020.002311.110.950.150.020.002410.810.95-0.150.020.002514.314.9-0.60.360.024615.514.90.60.360.024711.112.45-1.351.820.146813.812.451.351.820.146917.515.651.853.420.2191013.815.65-1.853.420.219117.970.90.810.116126.17-0.90.810.1161319.119.55-0.450.20.01142019.550.450.20.01157.98.55-0.650.420.049169.28.550.650.420.049Суммы200200--1.136

Результат: ч2Эмп = 1.136

Критические значения ч2 при v=7: 14.067, р

Вывод: т.к. эмпирическое значение ч2 попадает в зону незначимости, то в этом случае принимается нулевая гипотеза Н0 об отсутствии различий. Т.е. копинг - стратегии мужчин не отличаются от копинг - стратегий женщин.

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса

(Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто - 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

Это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Ключ

  • Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
  • Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.
  • Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
  • Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.
  • Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.
  • Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
  • Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.
  • Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.

Описание субшкал

  • Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  • Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
  • Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
  • Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  • Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  • Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  • Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  • Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса

Данная методика направлена на выявление предпочитаемых Вами способов поведения в трудных жизненных ситуациях. Отметьте, пожалуйста, рядом с каждым из следующих утверждений, насколько часто Вы так действуете в трудных ситуациях. Для этого обведите цифру в соответствующем столбце.

Ф.И.О.___________________________________возраст_______________________

ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я…

никогда

редко

иногда

часто

1. Сосредотачивался на том, что мне нужно было делать

2. Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет

Работать: главное – делать хоть что-нибудь.

3. Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они

Изменили свое мнение.

4. Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации.

5. Критиковал и укорял себя.

6. Пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно

Есть.

7. Надеялся на чудо.

8. Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет.

9. Вел себя, как будто ничего не произошло.

10. Старался не показывать своих чувств.

11. Пытался увидеть в ситуации и что-то положительное.

12. Спал больше обычного.

13. Срывал свою досаду на тех, кто повлек на меня проблемы.

14. Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь.

15. Во мне возникла потребность выразить себя творчески.

16. Пытался забыть все это.

17. Обращался за помощью к специалистам.

18. Менялся или рос как личность в положительную сторону.

19. Извинялся или старался все загладить.

20. Составлял план действий.

21. Старался дать какой-то выход своим чувствам.

22. Понимал, что я сам вызвал эту проблему.

23. Набирался опыта в этой ситуации.

24. Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой

Ситуации.

25. Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой,

Курением или лекарствами.

26. Рисковал напропалую.

27. Старался действовать не слишком поспешно, - доверяясь

Первому порыву.

28. Находил новую веру во что-то.

29. Вновь открывал для себя что-то важное.

30. Что-то менял так, что все улаживалось.

31. В целом избегал общения с людьми.

32. Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не

Задумываться.

33. Спрашивал совета у родственника или у друга, которого

Уважал.

34. Старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела.

35. Отказывался воспринимать это слишком серьезно.

36. Говорил с кем-то о том, что я чувствую.

37. Стоял на своем и боролся за то, что хотел.

38. Вымещал это на других людях.

39. Пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже

Попадать в такие ситуации.

40. Знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить.

41. Отказывался верить, что это действительно произошло.

42. Я давал себе обещание, что в следующий раз все будет по-

Другому.

43. Находил пару других способов решения проблемы.

44. Старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в

Других делах.

45. Что-то менял в себе.

46. Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось.

47. Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться.

48. Молился.

49. Прокручивал в уме, что мне сказать или сделать.

50. Думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему.