Кто является автором произведения барышня крестьянка. Уездная барышня Лиза Муромская. Образ Лизы Муромской

Повесть А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка» завершает цикл произведений, именуемых «повестями И. П. Белкина» . Главные герои повести – барин Иван Петрович, его сын Алексей, барин Муромский, его дочь Лиза (Бетси) , гувернантка мадам Жаклин и служанка Настя. Действие разворачивается в «одной из отдаленных наших губерний» . Барин Берестов, живущий в деревне, утешается хозяйственными делами. Его любят, уважают, хотя и считают гордым. Не ладит он только с Григорием Муромским, своим ближайшим соседом. Муромский жил когда-то в Москве, но потом, промотав большую часть имения, уехал в деревню. Здесь он развел английский сад, конюхов одевал «английскими жокеями» , поля обрабатывал «по английской методе» , а дочь свою называл не Лиза, а Бетси. Именно эта «англомания» и претила больше всего Берестову, и он нелестно отзывался о Муромском. Муромский, узнав об этом, назвал Берестова медведем, и стал его заклятым врагом. Вскоре сын Берестова приехал в деревню. Он недавно окончил университет и намеревался «вступить в военную службу» , но так как его отец был против, то молодой человек решил «жить покамест барином» . Алексей – именно так звали молодого человека, был собою весьма красив, и вскоре в губернии барышни «сходили по нему с ума» . Дочь англомана Муромского бала наслышана об Алексее, и ей очень захотелось познакомиться с ним поближе. У Лизы была служанка Настя, молодая девушка, «столь же ветрена, как ее барышня» , но Лиза очень ее любила и «открывала ей все свои затеи» . Однажды Настя поведала своей барышне, что в ближайшее время пойдет в гости в Тугилово, к Берестовым, потому как «поварова жена - именинница и звала отобедать» . Услышав это, Лиза попросила Настю посмотреть на Алексея Берестова, «дабы рассказать потом, что он за человек» . Целый день она с нетерпением ждала Настю. Вернувшись, Настя долго и подробно рассказывала о именинах, и лишь потом – о Алексее. По ее словам, он был очень «хорош собою» , одна беда, «за девушками слишком любит гоняться… » Послушав Настю, Лиза с грустью говорит ей, что «очень хотелось бы его видеть» . В ответ служанка предлагает барышне прогуляться как–нибудь утром в том лесу, где часто Алексей «ходит с ружьем на охоту» . Но Лиза, будучи девушкой неглупой, понимает, что простому знакомству мешают две причины – ссора их отцов, и то, что Алексей может подумать, что Лиза «за ним гоняется» . Тогда Лиза решает переодеться крестьянкою. На следующий день вся девичья кроит для нее обнову. К вечеру Лиза примерила обнову, а потом некоторое время училась у Насти говорить на крестьянском наречии. … Прошла ночь. На заре Лиза, уже одетая крестьянкою, не бежала, а почти летела к роще. С собой она взяла кузовок, якобы для грибов. Ближе к лесу она сменила бег на тихий шаг, а потом вовсе впала в задумчивость. Из страны грез ее вернул лай собаки. Лиза испугалась и закричала, но ее успокоил подошедший Алексей. Она разговорились. Лиза назвалась Акулиной, дочерью кузнеца Василия. Молодому барину очень приглянулась молодая крестьянка, и они договорились встретиться на следующий день. Всю ночь думал Алексей о «своей смуглой знакомке» , и едва наступило утро, как побежал к месту свидания. Вскоре свидания их стали повторяться почти каждый день. В это время произошло примирение между Иваном Берестовым и Григорием Муромским. А дело было вот в чем: лошадь Муромского, испугавшись оврага, сбросила своего седока.

В одной из отдалённых губерний в имении своём Тугилове живёт отставной гвардеец Иван Петрович Берестов, давно овдовевший и никуда не выезжающий. Он занимается хозяйством и почитает себя «умнейшим человеком во всем околотке», хотя ничего не читает, кроме «Сенатских ведомостей». Соседи любят его, хотя и считают гордым. Лишь ближайший его сосед Григорий Иванович Муромский не ладит с ним. Муромский завёл у себя в имении Прилучине дом и хозяйство на английский манер, консервативный же Берестов не любит нововведений и критикует англоманию соседа.

Сын Берестова, Алексей, кончив курс в университете, приезжает в деревню к отцу. Уездные барышни заинтересовываются им, и более всех - дочь Муромского Лиза, но Алексей остался холоден к знакам внимания, и все объяснили это его тайной влюблённостью. Наперсница Лизы, крепостная девушка Настя, отправляется в Тугилово в гости к знакомым, дворовым Берестовых, и Лиза просит ее хорошенько разглядеть молодого Берестова. Вернувшись домой, Настя рассказывает барышне, как молодой Берестов играл с дворовыми девушками в горелки и как целовал каждый раз пойманную, как он хорош, статен и румян. Лизой овладевает желание увидеть Алексея Берестова, но сделать это по-простому нельзя, и Лизе приходит в голову идея нарядиться крестьянкой. На другой же день она приступает к осуществлению плана, приказывает шить себе крестьянское платье и, примерив наряд, находит, что он очень к лицу ей. На рассвете следующего дня Лиза в крестьянском наряде выходит из дому и направляется в сторону Тугилова. В роще на неё с лаем бросается легавая собака, подоспевший молодой охотник отзывает пса и успокаивает девушку. Лиза прекрасно играет свою роль, молодой человек вызывается ее проводить и называет себя камердинером молодого Берестова, но Лиза распознает в нем самого Алексея и уличает его. Себя она выдаёт за дочь прилучинского кузнеца Акулину. Сметливая крестьянка очень нравится Алексею Берестову, он хочет увидеть ее опять и собирается посетить ее отца-кузнеца. Перспектива быть уличённой пугает Лизу, и она предлагает молодому человеку встретиться на следующий день на этом же самом месте.

Вернувшись домой, Лиза почти раскаивается, что дала Берестову опрометчивое обещание, но боязнь того, что решительный молодой человек явится к кузнецу и там найдёт его дочь Акулину, толстую и рябую девку, страшит ещё больше. Воодушевлён новым знакомством и Алексей. Раньше назначенного времени приходит он на место свидания и с нетерпением ожидает Акулину, которая является в подавленном состоянии и пытается убедить Алексея, что знакомство следует прекратить. Но Алексей, очарованный крестьянкой, не хочет этого. Лиза берет с него слово, что он не будет разыскивать ее в деревне и добиваться других встреч с нею, кроме тех, что она сама назначит. Два месяца продолжаются их встречи, пока одно обстоятельство едва не разрушило этой идиллии. Выехав на верховую прогулку, Муромский встречает старого Берестова, охотящегося в этих местах. Сброшенный понёсшей лошадью Муромский оказывается в доме Берестова. Отцы молодых людей расстались во взаимной симпатии и с обещанием Берестова посетить Муромских вместе с Алексеем. Узнав об этом, Лиза приходит в смятение, но вместе с Настей вырабатывает план, который, по ее мнению, должен спасти ее от разоблачения. Взяв с отца обещание ничему не удивляться, Лиза выходит к гостям густо набелённая и насурьмлённая, нелепо причёсанная и экстравагантно одетая. Алексей не узнает в этой жеманной барышне простую и естественную Акулину.

На другой день Лиза мчится на место свиданий. Ей не терпится узнать, какое впечатление произвела на Алексея прилучинская барышня. Но Алексей говорит, что барышня по сравнению с ней - урод уродом. Между тем знакомство стариков Берестова и Муромского перерастает в дружбу, и они решают поженить детей. Алексей встречает сообщение отца об этом с душевным содроганием. В душе его возникает романтическая мечта о женитьбе на простой крестьянке. Он едет к Муромским, чтобы решительно объясниться с ними. Войдя в дом, встречает он Лизавету Григорьевну и считает, что это его Акулина. Недоразумение разрешается ко всеобщему удовлетворению.

«Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку», - заканчивает повесть автор.

Полна легкости, юмора и простоты пушкинская «Барышня-крестьянка». Отзывы, которые появились сразу выхода в свет повести, позиционируют произведение, как новаторское как по части формы, так и по содержанию. Вообще «Повести Белкина», в составе которых и находится данное произведение, - первый прозаический опыт Пушкина, увидевший свет. Какое новшество привнес Александр Сергеевич в литературу, разберем на примере повести «Барышня-крестьянка». Отзывы критиков однозначно говорят о ее простоте и в то же время глубине смыслов. Разберем и эти аспекты.

История написания

Болдинская осень… Это один из самых продуктивных периодов творчества Пушкина. В это время из-под его гениального пера выходят «Повести Белкина». Оказавшись на лоне природы, в окружении ярких красок осени, наблюдая жизнь русской деревни, далекий от петербургской жизни с постоянными слежками тайной полицией, писатель здесь расслабляется и пишет «как давно уже не писал». За эти три недолгих месяца А. С. Пушкин создает как стихотворные произведения, так и драматические. Именно здесь, в Болдине, писатель пробует себя в качестве прозаика.

Идею о том, что проза должна быть простой и лаконичной, Пушкин вынашивает давно, ею же он не раз делится со своими друзьями. Писатель считает, что подобные творения должны описывать русскую действительность, такую, каковой она является, без прикрас. Путь к написанию художественных прозаических произведений был нелегким, ведь в то время большее предпочтение отдавалось поэзии и соответствующему ей поэтическому языку. У Пушкина была очень непростая задача: обработать языковые средства таким образом, чтобы они подходили к «языку мысли».

Обратимся к последней повести из цикла «Барышня-крестьянка». Отзывы говорят о том, что читается она легко и отличается простым сюжетом.

Произведение рассказывает о двух помещичьих семьях: Берестовых и Муромских. Они не ладят между собой. В семье первого барина воспитывается сын Алексей. Лиза - дочь второго. Помещики-отцы очень отличаются друг от друга. Если Берестов преуспевающий делец, его любят и уважают в округе, то Муромский - типичный представитель помещичьего сословия - неумелый управленец, настоящий барин.

Молодой Берестов готовится стать военным, но отцу эта идея не совсем нравится, поэтому он держит сына в деревне, возле себя. Приятная, располагающая внешность делает Алексея популярным среди дочерей местных дворян. О его существовании Лиза Муромская узнает от служанки Насти (ее сердце тоже покорил молодой барин). Девушка так описала Алексея своей хозяйке, что для нее он также стал романтическим идеалом. Лиза, мечтая встретиться с молодым Берестовым, переодевается в крестьянский наряд и направляется в рощу, где он обычно охотится.

Молодые люди встречаются и влюбляются друг в друга. Юная Муромская представляется дочерью местного кузнеца Акулина. Алексея не пугает ее социальное положение, он жаждет продолжения встреч с девушкой. В привычный ход вещей вмешивается несчастный случай. Во время совместной охоты лошадь Муромского понесла, на помощь ему пришел Берестов - так и начали теплеть между ними отношения. Все дошло до того, что они сговорились поженить своих детей.

Приехав с отцом на обед к Муромским, Алексей не узнает в Лизе Акулину: девушка сильно изменяет свою внешность, жеманится во время беседы. Встречи молодых людей продолжаются. Алексей принимает решение жениться на крестьянке, о чем сообщает ей в письме. Приехав объясняться к Муромским, он встречает Лизу-Акулину, читающую его письмо.

Основные герои

Вот такая она - пушкинская «Барышня-крестьянка». Содержание, как видим, не осложнено дополнительными смыслами, все четко обрисовывает обычную жизнь дворян и крестьян.

Разберем подробнее основных персонажей повести. Лиза Муромская - семнадцатилетняя девушка, дочь помещика. Следует сказать, что А. С. Пушкин - первый, кто заговорил о дочерях помещиков. Такая и Татьяна Ларина в «Евгении Онегине». Эти девушки чисты, мечтательны, они воспитываются на французских романах. В то же время Лиза способна любить по-настоящему, отдаваться этому чувству, она не умеет врать и лукавить - все ее чувства искренние. Следует сказать, что она еще и весьма сообразительная. Правила приличия, существовавшие в XIX веке, не позволяли девушке знакомиться с молодым человеком без объявления и представления, поэтому Лиза и придумывает комедию с переодеванием.

Следующий герой повести «Барышня-крестьянка», отзывы о котором всегда положительны, - это Алексей Берестов. Изначально о нем читатель узнает из уст Насти, служанки Лизы. Она представляет его неприступным сердцеедом, овеянным различными тайнами. На самом же деле, молодой человек - искрений юноша, способный по-настоящему любить, искренний, не ставящий сословных рамок.

Отцы молодых людей, с одной стороны, очень похожи (вдовцы, всю жизнь положившие на воспитание единственных детей, хлебосольные, амбициозные), но с другой - совершенно разные. Сказывается это на манере ведения хозяйства. Если Берестов - предприимчивый в хозяйственной деятельности, успешный и процветающий, то Муромского увлечение английскими манерами не довело до преуспевания: даже имение его заложено. Однако, помирившись, помещики понимают, что способны создать весьма влиятельный союз с помощью брака детей.

«Барышня-крестьянка» - повесть, пародирующая известные многим «сквозные» сюжеты. В первую очередь, это тема двух враждующих семейств, восходящая к творчеству Шекспира. Однако Пушкин переосмыслил сюжет, и его повесть оканчивается примирением и счастливым союзом молодых людей.

Есть еще одна сквозная тема: «Барышня-крестьянка» поднимает и социальные проблемы. О такой неравной любви писал еще Карамзин в знаменитой «Бедной Лизе». Однако Пушкин опять обыгрывает сюжет, и его повествование не оканчивается трагическим разрывом на основе различий в происхождении героев. Не случайны название и эпиграф к повести: они указывают, что кроме платья, деревенского и помещичьего, Лизу от Акулины ничто больше не отличает - социальная грань стерта.

Жанровое своеобразие

По жанру «Барышня-крестьянка» - повесть. Докажем это. Имеются два основных героя, объединенные одной сюжетной линией, причем характеры их на протяжении произведения остаются неизменными (в отличие, например, от романа).

Важно здесь другое: Пушкин противопоставляет реальную жизнь романтическому отношению к ней, воспетому предшествующими авторами. До читателя он пытается донести мысль о непредсказуемости жизни, невозможности загнать ее в определенные рамки. Отсюда иногда откровенное осмеяние черт романтических произведений.

Ярким примером тому является молодой Берестов - таинственный, ведущий замкнутый образ жизни, переписывающийся с незнакомкой из Москвы. Однако он оказывается пылким, искренним молодым человеком, с проступающим загаром на лице (эта ироническая деталь подчеркивает ложность первоначальных суждений читателя).

Анализ художественных средств

Что касается использования средств выразительности, то здесь Пушкин весьма скуп. Чтобы добиться простоты прозы, не перегружать повествование лишними деталями, автор не использует поэтические украшения. Сам он говорил об этом: «Проза должна не петь, а говорить».

Пушкин отказался от восклицаний, пышных метафор, пылких сравнений, как это было, например, у Карамзина. Именно поэтому произведение «Барышня-крестьянка», равно как и весь цикл «Повестей Белкина», отличается скупостью художественных средств. Знакомство с героями происходит без лишних прелюдий - читатель сразу погружается в повествование.

Основной акцент писатель делает не на подробном описании внешности и психологического портрета героев, а на их поступках, которые характеризуют персонаж намного лучше простых слов.

Место в "Повестях Белкина"

«Барышня-крестьянка» завершает «Повести Белкина» не случайно. Она является своеобразной точкой во всех этих сюжетах, дополняя их, вселяя читателю надежду на лучшее.

В отличие от «Станционного смотрителя», родители и дети воссоединяются, а судьба не вмешивается в ход жизни - Лиза творит ее сама, переодеваясь, играя роль.

На уроке используется прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к познанию его мира. Маска сильна своей наглядностью, очевидной материальностью и формой, вызывающей у носителя маски определенный эмоциональный отклик. Маска сложна своей многофункциональной направленностью. Она может являться одновременно произведением искусства, культурным знаком, игровым инструментом, частью ритуала. Дети с легкостью воспринимают и играют маскированных героев мифов, сказок, фильмов, мультфильмов. Взрослые связывают с игрой в маске розыгрыш, ребячество, юмор, но серьезно относятся к дериватам маски – психологическим маскам – имиджам. Имиджу свойственны элементы маскировки – прическа, макияж, костюм, детали туалета, не говоря о языке тела – пластике, манере держаться и стиле поведения. Маскировка разнообразна и универсальна как один из способов познания мира. На уроке используются элементы работы с маской в качестве стимуляции творческой активности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)

Цели:

1.Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.

2.Формировать умение анализа художественного текста.

3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.

Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей.

Ход урока

  1. Слово учителя

Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение учащегося о роли Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.)

На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

  1. Беседа

«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. (Словарная работа – что такое пародия?) Значит, мы будем читать не совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее в нем Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором.

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

- Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

  1. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1.Ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».

2.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

  1. Англоман:

«…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.)

2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

Младшее поколение

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

1 .Характеристика персонажа, портрет :

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1. Характеристика персонажа, портрет:

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

- Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

  1. Работа в группах

Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.

Берестов - старший – медведь (Муромский называл его «… медведем и провинциалом»).

Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).

Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».

Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.

Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.

  1. Работа над композицией и сюжетом повести

Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? (Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.)

А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:

На доске:

Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и - эпилог (не обязателен).

Э .: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

З .: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

К .: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.

Р. : Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»

Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома .

  1. Домашнее задание
  1. Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
  2. Прочитать повесть «Выстрел».

Человеческая ценность повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы.

Цели урока:

    Расширить представление учеников о творчестве А.С.Пушкина;

    Учиться видеть за внешней простотой текста его глубину;

    Развивать умение анализа прозаического текста;

    продолжить знакомство с жизнью поместных дворян 19 века.

Задачи урока:

    Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

    Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

    Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Оборудование урока: портрет А.С.Пушкина , музыка - к одноименному кинофильму, 1995г., кинофильм «Барышня-крестьянка», выставка творческих работ учащихся «Портреты уездных барышень».

Оформление доски: Во всех ты, Душенька, нарядах хороша

Организационный момент.

Чтобы определить тему урока нам необходимо разгадать кроссворд. По горизонтали даны десятки, по вертикали единицы. Расшифруйте тему урока. Каждому числу соответствует определённая буква.

Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с повестью «Барышня – крестьянка», написанной 19-20 сентября 1830 году, в дни знаменитой Болдинской осени. Удивительно! Повесть создана всего лишь за два неполных дня! Это единственное произведение, созданное под другим именем.

История создания «Повестей Белкина».

В “Повестях Белкина” показана жизнь, разнообразная и непредсказуемая, провинциальных пушкинских героев.

В 1831 году Пушкин анонимно издает 5 повестей, приписав авторство выдуманному герою, некому И.П. Белкину, жителю села Горюхина. Взяв эпиграф из “Недоросля” “Он еще сызмала к историям охотник”, автор пишет предисловие, в котором убеждает нас о существовании никому не известного автора.

Выступление ученика с объяснением предисловия:

От друга и соседа Белкина узнаем, что Иван Петрович родился в добропорядочной семье, вырос и вел обычную жизнь помещика после их смерти, был человек честный и кроткий, был сердечно привязан к другу А.П.; оставил после внезапной смерти много рукописей, одна из которых и досталась А.П. Это первый литературный опыт Ивана Петровича, и друг в предисловии просит читателя отнестись к нему снисходительно.

Вопрос учителя:

Для чего в предисловии так правдиво и искренне рассказана история И.П. Белкина? В чем А.П. хотел нас убедить?

Вывод:

Конечно же, в том, что Белкин существовал реально, жил и сочинял на самом деле и что именно ему принадлежат эти повести. Все заглавия: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка” четкие, в них заключен основной смысл каждой повести.

Учитель.

Пушкин завершает цикл повестей легкой и радостной “Барышней-крестьянкой”, в которой мы снова попадаем в мир дворянской усадьбы, где действие одновременно происходит и в шутку и всерьез. Повесть эту можно назвать водевилем. Водевиль – это весёлая пьеса с музыкой и танцами.


Слово учителя:

Вся повесть наполнена особым очарованием и притягивает к себе двумя героями – не помещиков, отцов, а образами Лизы и Алексея.

Лиза Муромская – живая, умная, смелая дворяночка, не побоявшаяся переодеться в крестьянское платье и очаровать молодого барина да так, что Алексей полюбил Акулину, собравшись на ней жениться. И когда в конце повести обман раскрылся, перед нами предстали милые русские люди:

    Герои: старшее поколение – Иван Петрович Берестов и

Григорий Иванович Муромский,

    младшее поколение – Алексей Берестов и Лиза Муромская

    Сюжет: «Первая встреча Лизы-Акулины и Алексея в лесу»

«В гостях у Муромских»

«Вторая встреча Алексея с Лизой»

Проблемный вопрос:

Повесть «Барышня-крестьянка» настолько легка в восприятии, что кажется – здесь нет ни особой глубины, ни особых авторских приемов, появляется ощущение, что перед нами просто веселое произведение со счастливым концом. Так ли это? Ответу на этот вопрос мы и посвятим свой урок.

Расскажите о быте старинной дворянской усадьбы19 века.

Где живут герои повести? Давайте попробуем составить карту местности, где проживали герои нашей повести, нанесем на нее Прилучино и Тугилово с полями, рощами, оврагами, дорогами и рекой.

Что нужно знать для того, чтобы правильно нанести на карту Прилучино? (Прилучино- значит: при луке, излучине, изгибе реки)

Опишите героев. Старшее поколение – Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский.

Иван Петрович Берестов -

«В одной из отдаленных губерний… …Вообще его любили, хотя и почитали гордым»

Каков же его сосед?

Григорий Иванович Муромский – подготовленный пересказ ученика:

«Это был настоящий русский барин… …оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым»

Каковы отношения между ними?

«Из всех людей, осуждавших его /Муромского/, Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера»

Как реагировал Муромский?

«Англоман выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты. Он бесился и… прозвал своего зоила медведем и провинциалом»

Вывод: пред нами типичные помещики того времени: один – настоящий хозяин своего поместья; другой – оригинал, живущий на иностранный манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени, а описание уклада их жизни – позволяет познакомиться с миром русской усадьбы.

Вернемся к сюжету: но между ними непримиримая вражда!

Каково же молодое поколение?

Алексей Берестов – выразительное чтение учащимися описания героя:

«Алексей был в самом деле молодец… …ходил по рукам список с адреса одного из его писем: Акулине Петровне Курочкиной, в Москве, напротив Алексеевского монастыря, в доме медника Савельева, а вас покорнейше прошу доставить письмо сие А.Н.Р.»

Какая-то тайная любовь? Но ощущаете ли вы иронию автора? Что здесь не соответствует стилю любовной драмы?

немножко смешное имя – Акулина Петровна Курочкина и медник Савельев

Лиза Муромская (Бетси) –– выразительное чтение учащимися описания героини:

«Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое очень и приятное лицо…и

приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон…»

Просмотр фрагмента кинофильма « Барышня-крестьянка»

(«Первая встреча Лизы и Алексея в лесу»)

Чтение сцены «В гостях у Муромских»:

«Лиза, его смуглая Лиза…не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барыне»; поведение Лизы: «Лиза жеманилась…говорила только по-французски»

Что такое жеманность? (отсутствие простоты)

Что не понравилось Алексею в Лизе? (жеманность, неестественность поведения, манерничанье, позирование)

Почему Алексей решился объясниться с Лизой? На что он был готов ради Акулины? (отец требовал его женитьбы на Лизе Муромской, Алексей готов был жениться на крестьянке!)

Сцена «Вторая встреча с Лизой» - выразительное чтение учащимися описания героини:

«Все будет решено…» - до конца повести.

Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза - одна и та же девушка. Теперь герои могут не скрывать своих чувств. Повесть заканчивается счастливо.

Учитель:

Вывод: глубина повести в том, что Пушкин провозглашает главными ценностями в человеке простоту, ум, живость, способность быть верным своим чувствам, таких людей автор «награждает» счастьем. А Лиза – привлекательная, артистичная девушка, представшая и в образе крестьянки, и в образе дворянки - действительно заслуживает слов эпиграфа.

Мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной: оно говорит о ценности простоты в человеке, естественности в проявлении чувств, о верности в любви.