М алимбаев ты чей сын. Конспект занятия Чтение стихотворения М. Алимбаева «Летят, летят
Ортанғы тобында ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в средней группе
Өткізу күні/Дата проведения:27.09.2018г
Тәрбиеші/Воспитатель: Аксакалова Н.Б
Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация
Пән/Предмет: Художественная литература
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: Мебель
Тақырыбы/Тема: Чтение стихотворения М. Алимбаева Кто что любит.
Мақсаттары/Цели: Закрепить знания детей о литературном жанре - стихотворении. Знакомить с творчеством казахского поэта М. Алимбаева.
1.Тәрбиелік-воспитательная: Слушать друг друга
2.Дамытушылық-развивающая: Развивать речь, память, мышление.
3.Оқыту-обучающая: Познакомить детей с новым видом малого фольклорного жанра - загадками. Закрепить знакомые слова на казахском языке. Формировать чувство заботливого отношения к животным.
Педагогикалық технологиялар/пед.технологии;
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение:картинки
Билингвалдық компонент ортаңғы. Билингвальный компонент: кто что любит-кім нені жақсы көреді.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/Ход организационной учебной деятельности:
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/Организационный момент: Воспитатель достает из плоской коробочки, украшенной под книгу, картинки-схемы.Спрашивает что это
Проявляют интерес.
Отвечают.
Предлагают справиться со схемами.
2.Негізгі бөлімі/Оснавная часть: Воспитатель. Ой, а я догадалась, к какому стихотворению эти картинки. Это стихотворение написал Музафар Алимбаев и называется оно Кто что любит?. Хотите, я вам его прочитаю
Воспитатель читает стихотворение и показывает картинки-схемы.
КТО ЧТО ЛЮБИТ
Орлу
Всего милей
Вершины гор,
А соловью -
Листвой шумящий бор.
Любой рыбёшке
Всех милей река,
Как ни была бы
Та река мелка.
Воспитатель. А теперь давайте поиграем в игру Кто что любит? (С картинками схемами).
Воспитатель задает вопросы словами из стихотворения.
Слушают стихотворение
3.Қорытынды/Итоговая часть: Воспитатель. Хорошо поиграли и узнали, кто, что любит кушать. А во что любят играть животные? Маленькие щенки (показ на прикрепленную картинку) любят играть с мячами. Давайте мы с вами сделаем много мячиков, но не простых, а из цветной бумаги и подарим их нашим гостям.
Отвечают, чем занимались, что понравилось.
Күтілетін нәтиже;
Жаңғыртады:литературный жанр - стихотворение
Түсінеді:знакомые слова на казахском языке
Қолданады:чувство заботливого отношения к животным
Музафар Алимбаев
Литературный час
«Народный писатель Казахстана»,
Цели: познакомить с жизнью и творчеством М. Алимбаева; пробудить интерес к чтению литературы нашего края.
Оформление: книжная выставка «С любовью к родной земле»; музыкальное сопровождение; презентация.
1 ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено любимому автору детских книг, известному поэту, писателю Музафару Алимбаеву.
2 ведущий: Маралды! Это звучное слово не раз воспевалось в песнях, легендах, стихах. Много здесь маленьких пресных озер и ручьев.
В середине этой чаши - соленое озеро Маралды. Совсем недалеко находится одноименное село. Именно здесь, в селе Маралды Щербактинского района родился известный казахский поэт, народный писатель Казахстана, почетный гражданин Музафар Алимбаев, один из авторов первого Гимна суверенного Казахстана.
1 ведущий: «С годами особо осознаешь тоску о малой Родине, о земле, которая взрастила тебя, - сказал поэт в один из последних визитов в Павлодарскую область. – Мне очень хотелось вдохнуть воздух родной земли, пройтись по берегу озера Маралды, и я очень счастлив, что приехал на свою малую Родину».
Чтец 1. Стихотворение «Глаза голубые земли»…
Глаза голубые земли-
Так мы называем озера.
Здесь детские годы прошли
В степном приозерском просторе.
Купался я, рыбу ловил,
Слон муравью уступает дорогу:
Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!
Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
Вы, ата, устали, сядьте на скалу.
А орел ответил:- Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я,-
Пусть тебе поможет вежливость твоя.
В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настает,
Скоро взойдет золотая луна…
Доброй вам ночи. Спокойного сна.
2 ведущий: Живой, динамичный язык, сюжетная занимательность, отличное знание детской психологии сразу сделали творчество М. Алимбаева для юных читателей популярным. Пишет ли он о каких-либо чертах характера ребенка, его поступках или о различных явлениях жизни, он пишет конкретно и убедительно.
Прежде всего, дети ищут ответы на свои многочисленные вопросы. Об этом хорошо знает поэт:
И у меня сосед растет
курносый
Узнать все сразу
хочется ему.
Не мальчуган, а фабрика
вопросов:
«Что? Где? Зачем?
Откуда? Почему?»
1 ведущий: Ответы на эти важные вопросы дети находят во многих стихотворениях познавательного характера, которые написал очень добрый, мудрый, все понимающий Муз-ага, Музафар-ата!
За годы активной творческой деятельности М. Алимбаевым выпущены поэтические сборники: «Моему сопернику», «Выше-выше», «Лирика», «Подснежник», «Мой Казахстан», «Урак-неумейка», «Дивная пора — детство», «Аксерек и Коксерек» и многие другие.
2 ведущий: Особое место в творчестве Музафара Алимбаева занимают произведения, навеянные казахским народным творчеством. Это сказки в стихах, легенды, небылицы, загадки. Вот послушайте небылицы:
Выросла смородина
Прямо на сосне,
То ли вправду выросла,
То ли снилось мне.
Улитка лань обогнала-
Летела без оглядки.
Медведя заяц уложил
В два счета на лопатки.
С земли на небо дождик шел
И капал беспрестанно,
И было в небе много луж,
Как все это ни странно…
1 ведущий: Много лет М. Алимбаев собирал народные пословицы и поговорки. Среди монографических трудов М. Алимбаева есть книга «666 пословиц и поговорок». Немало загадок сочинил для детей поэт. Послушайте и отгадайте их.
Я от ваших тумаков
Улечу до облаков!
Силач на спину
Взвалил травину,
И тащит в кучу
Силач могучий.
(Муравей)
Не останет,
Если убегаешь;
Побежишь вдогонку –
Не поймаешь.
Ворота запри - стужа внутри.
Ворота открой – зной с жарой.
(Холодильник)
Развалились толстяки,
Спят на солнцепеке, –
Полосатые пиджаки,
Кругленькие щеки.
Если нос его уткнется,
То уже не повернется.
Он магнитный, этот нос –
Раз уткнулся, то всерьез!
Невелик он, но для многих
Лучший друг в большой дороге.
Из земли растет огонь –
Лучше ты его не тронь.
Ну, а если прикоснешься –
Непременно обожжешься.
(Крапива)
2 ведущий: Музафар Алимбаев известен как поэт-песенник. На стихи поэта написано более трехсот замечательных песен, многие из которых стали по-настоящему народными. Велика популярность целого ряда его песен: «Ақмандайлым», «Ақсұңқарым», «Аяжан», «Алматы кешінде», «Қара қыз», «Маралдым» и множество других – веселых и щемящих сердце, грустных и философских, о любви и дружбе, о родине и счастье.
Звучит песня «Маралдым»
1 ведущий: Закончить наше мероприятие мне бы хотелось пожеланием Музафара Алимбаева, которое он адресовал своим читателям в книге «Песенка по кругу». Оно актуально всегда:
«Юный мой друг!
Пусть не по словам, а по делам твоим сами люди поймут, что ты – сын или дочь своего народа! Твори доброе, живи по совести.
И пусть в этом тебе поможет Поэзия – чистая, как родниковая вода, мудрая, как народная пословица! Поэзия – спутница всех поколений!
Какое счастье хоть одной строкой войти в такую высокую Поэзию! Вот о чем я думаю всю жизнь».
Воспитатель Тюмейко Галина Витальевна мини – центр «Балапан» село Пресное.
Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Күні/ Дата: _______________________________
Білім беру саласы / Образовательная область: « Коммуникация».
Бөлім / Раздел: Художественная литература.
Тақырыбы / Тема: Заучивание стихотворения М. Алимбаева «Сорока и её сынок».
Мақсаты / Цель : Помочь детям выучить наизусть стихотворение, читать выразительно.
Міндеттері/ Задачи: Продолжать знакомить детей с творчеством казахского поэта М. Алимбаева, формировать представления о материнской любви и заботе о своём ребёнке, учить анализировать произведение с позиции выразительности языка, настроения автора, закрепить правила по безопасности в повседневной жизни, закрепляя знакомые слова на казахском языке, развивать речь, мышление, память, воспитывать бережное отношение к птицам.
Көрнекіліктер /Оборудование и материалы: цветные иллюстрации.
Билингваль құрауыш / Билингвальный компонент: Ана – мать, балапан – птенец, рахмет – спасибо.
Іс-әрекет кезендеріЭтапы
деятельности
Тәрбиушінің іс-әрекеті
Действия воспитателя
Балалардың іс-әрекеті
Действия детей
Учёт
Мотивациялық-қозғаушы
Мотивационно –побудительный
Поддерживаю интерес детей к предстоящей работе, вместе определяю жанр произведения. Предлагают познакомиться с ещё одним стихотворением М. Алимбаева «Сорока и её сынок». Все вместе вспоминают названия уже знакомых стихотворений поэта.
Проявляют интерес к предстоящей работе. Определяют и закрепляют свои знания об особенностях жанра нового литературного произведения. Знакомятся с названием стихотворения, вспоминают названия уже знакомых стихотворений поэта.
Іздену-ұйымдастырушы Организационно-поисковый
Читаю стихотворение .
Провожу беседу с детьми.
Вопросы: - Понравилось ли стихотворение? – Чем понравилось стихотворение?
– Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?
– Какие советы давала Сорока своему птенчику? – Как вы думаете, почему она учила своего малыша быть внимательным и осторожным?
– Вспомните пожалуйста, а какие правила безопасности должны соблюдать дети?
– Как вы считаете, сынок у Сороки воспитанный или нет?
– Почему вы так считаете?
– А ваши учат вас правилам дорожного движения и другим правилам безопаности?
Даю детям установку на повторное внимательное прослушиваниетекста стихотворения для заучивания наизусть.
Все вместе заучивают стихотворение . После нескольких раз прошу детей по желанию прочитать стихотворение наизусть. При этом учу детей обращать внимание на выразительность стихотворного текста.
Физминутка.
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают(машем руками как крылышками).
Буйный ветер налетел (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону),
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) –
Там не тронет их никто.
Помогаю детям найти знакомые слова на казахском языке из текста стихотворения: ана – мать, балапан – птенец, рахмет – спасибо.
Провожу индивидуальную работу.
Слушают стихотворение. Выражают своё мнение о стихотворении. Активно включаются в обсуждение содержания стихотворения. Определяют настроение автора, тон стихотворения. Сосредотачиваются для поиска ответов на вопрос о правилах безопасного поведения. Закрепляют правила безопасности в повседневной жизни. Пытаются оценить поведение сыночка мамы Сороки, а также убедить окружающих в правильности своего отношения к данному вопросу. Пытаются вспомнить наставления своих мам по той же проблеме.
Сосредотачиваются для запоминания и заучивания текста стихотворения. Запоминают текст, читают наизусть целое стихотворение. Пытаются читать выразительно.
Принимают участие в физминутке, имитируя движения птичек. Заряжаются положительными эмоциями, выражают радость.
Закрепляют знакомые слова на казахском языке: ана – мать, балапан – птенец, рахмет – спасибо.
Рефлексивтік-коррекциялаушы
Рефлексивно – корригирующий
Сообщаю, что время ОУД истекает, благодарю детей за активную совместную работу..
Благодарят, делятся своими впечатлениями о совместной работе.
Күтілетін нәтіже / Ожидаемый результат:
Воспроизводят: Фамилию автора стихотворения, его название, содержание стихотворения, характерные особенности стихотворного
жанра, названия уже знакомых стихотворений поэта, знакомые слова на казахском языке из текста стихотворения.
Понимают: Информацию о многообразии стихотворений поэта М. Алимбаева, о проявлении нежных и тёплых чувств матери к своему
ребёнку, о постоянной заботе матери, о необходимости соблюдения правил безопасного существования в окружающей среде.
Применяют: Свои познания об отношениях между матерью и ребёнком в процессе беседы, собственный опыт по определению и
оцениванию поведения персонажей в социуме; коммуникативные способности при заучивании и чтении наизусть стихотворения,
обсуждении проблемных вопросов; реализуют свои творческие способности при чтении стихотворения с интонационной выразительностью.
0 Литературная гостиная Музафар Алимбаев
Название:
Литературная гостиная Музафар Алимбаев
Класс:
4
Год:
2012
Цель: Углубленное изучение творчества Музафара Алимбаева
- познакомить со стихотворением «Юрта»; формировать умение работать с персональным компьютером, с дополнительными источниками информации;
- развивать выразительные средства языка, способствовать развитию активного словарного запаса;
- воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину;
воспитывать культуру межличностного общения, интерес к предмету
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, практический, видео метод, программированный, проблемный
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Оборудование: выставка книг, рисунки детей, фотогалерея, музыка, ПК
Ход урока:
- I. Организация класса(Звучит народная музыка, слайд №1)
II.Учащиеся весь урок заполняют лист активности (самооценка).
III.Актуализация знаний (слайд №2)
1)Из какого стихотворения эти строки?
2)Прочти наизусть.
3)Определи тему стихотворения.
(На экране у уч-ся задания, выбирают знакомые стихотворения).
Покуда сердце бьется……… 1класс
Наша Родина Казахстан……
Родник земли родной…….. 2класс
Кто если не ты?...........
Я сын степей………………
Глаза голубые земли……… 3класс
(На экране учебники за 1,2,3 класс)
Сегодня мы продолжим изучать жизнь и творчество аксакала Казахстанской поэзии Музафара Алимбаева. В любом школьном учебники, хрестоматии вы найдете его яркие, легко запоминающиеся строки, над которыми не властно
(На доске учебник 4 класса)
IV.Формирование новых знаний
1) –Вы прочитали стихотворения М.А.Как вы думаете, какая тема затронута в этих произведениях?
Тема Родины, любви к родной земле, патриотизма.
(Звучит музыка, ученик читает стихотворение)
Лишь раз воды из родника пригубишь -
Всего лишь раз в родном лесу побудешь -
К нему всегда душой тянуться будешь.
И первый раз целуя наше знамя,
Душой запомнишь трепетное пламя.
И это все, покуда сердце бьется,
Для нас так просто Родиной зовется.
(На экране: родник, лес, знамя, Родина.
2) Знакомство с биографией (читает уч-ся)
1 ученик
Музафар Алимбаев родом из Павлодара, учился в Павлодарском педучилище, степи Прииртышья вдохновляли его.
Учась в Павлодарском педучилище начал живо интересоваться богатством лексики русского языка. Начал собирать казахские и русские пословицы, составлять для себя русско-казахский словарь.
2 ученик
Имя Музафар – арабского происхождения оно означает «Победитель».Быть может, отец будущего поэта желал видеть сына сардаром-полководцем, но он стал поэтом. С детства он заучивал поэзию великого Абая, на запоминал народные поэмы «Енлик-Кебек» и «Калкаман-Мамыр».По просьбе матушке превозили ему из города книжечки набранные арабским шрифтом - сказки Толстого, стихи Пушкина и Лермонтова. Позднее он их перевел на казахский язык.
1 ученик
В 1958 году в Казахстане в первые начал издаваться журнал для ребят «Балдырган». Музафар Алимбаев стал главным редактором журнала, в котором проработал 28 лет. «Балдырган» стал центром развития казахской детской литературы и школой молодых поэтов и писателей.
2 ученик
Лучшие стихи М.А. переложены на музыку, среди них есть ставшие подлинно всенародными.
(На доске «Маралдым», «Ясноликая», «Белый сокол», «Чудной же ты, джигит», «Он наш учитель».
В 1984 году удостоился звания лауреата государственной премии имени Абая.
В 1994 году присвоено звание народного писателя.
3) Дополнения уч-ся –опережающее задание
(На доске выплывает фотогалерея, уч-ся выбирают фото и рассказывают о нём)
Ответы уч-ся
Павлодарцы любят и ценят своего земляка. Подарком на 80-летие М.А. стал научный проект на сайте одной ученицы Павлодарской школы.
Если мы изучим творчество народного писателя М.А., духовный мир каждого из нас, граждан Казахстана, станет богаче.
Во время службы в армии всего 3 с половиной месяца он был рядовым, потом стал замполитрука, проводил полит беседы на русском языке, выступал на собраниях. Был заместителем командира минометной батареи, воевал на Калининском
фронте, политруком вошёл в Берлин. Ему грозила военная карьера.И тут выручило поэтическое слово.Осенью 1948 года Музафар Алимбаев был демобилизован по просьбе казахстанского правительства.
М.А. перевел пословицы и поговорки 58 народов земли. В 1978 году вышла его книга жемчужница слов.
У казахов есть пословица «С кем молодым вышел перед народом, с тем и седину приобретай».М.А. скоро справит золотую свадьбу. Шапау-апа –историк. Она и первый критик, и читатель и помощник. Жизнь посвятила и мне и детям – сказал Музафар Алимбаев.
Учитель
Музафар Алимбаев писал:
«Писатель должен быть мыслителем, философом. Оценить прошлое, разобраться в настоящем, думать о будущем
Музафар не стал сардаром-полководцем, но он стал победителем: он победил Великую войну, вернувшись с неё живым, и победил великое расстояние - от сердца поэта к сердцу своего читателя.Большая любовь к родной земле делает его произведения искренними и незабываемыми.
Отправим наши пожелания, рисунки,творчество М.А.(слайд №)
4)Знакомство со стихотворением «Юрта»(Звучит музыка, читают уч-ся наизусть)
Вопрос перед чтением:
Какое чувство наполняло поэта, когда он писал это стихотворение?
5) Ассоциации к слову юрта
верное жилище кочевников
восхищение человеком,который
создал юрту
воспоминания об отце
сердце казаха
Мир - огромная юрта
любовь к родным степям
Давайте определим, какие это приёмы и способы.
V.Работа в микрогруппах (слайд №)
обращение
сравнение
восклицание -накал чувств. Стой!
вопрос - Когда это было?
повторение, обращение
сравнение
восклицание
метафора
олицетворение
восклицание
сравнение
восклицание
8)Обобщение
Кто определил главную мысль произведения?
9) Какая пословица подходит к этому стих-ию?
v Нет краше Родины нашей
v Для Родины своей ни сил ни жизни не жалей
v Дорог даже дым над очагом родным
VI.Рефлексия
Учитель предлагает учащимся завязать ленточку на шанырак юрты и сказать афоризм,
запомнившийся на уроке
(Звучит кюй Курмангазы, уч-ся выходят и становятся, образуя макет юрты)
VII.Итог урока (самооценка уч-ся)
Подведение итогов по шкале активности
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Животный мир A. Егеубаева. «Перелет птиц»; С. Буранбаева. «Козленок»; М. Алимбаева. «Кто что любит»; Л. Толстого. «Хотела галка пить», «Лев и человек»; B. Сутеева. «Кто сказал мяу»; К. Ушинского. «Бишка» (пересказ); К. Ушинского. «Гуси» (пересказ); Братьев Гримма. «Заяц и еж», «Сорока и ее сынок»; «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», русские народные сказки; C. Маршака. «Детки в клетке», «Усатый - полосатый»; «Уж ты котя-коток», «Киска», русские народные потешки (наизусть). B. Хорол. «Козочка» (наизусть); А. Аленова. «Жеребенок» (наизусть); Т. Рахимова. «Ақ лақ»; C. Сауытбекова. «Лақтың кеңесі»; А. Дуйсенбиева. «Ақ тайлақ»; Т. Жексенбаева. «Лақ пен бұлақ», «Бақа мен балық»; С. Касиманова. «Төрт түлік»; «Ат пен есек», «Адасқан құмырсқа» казахские народные сказки; «Мақтаншақ қоян», узбекская народная сказка; М. Жаманбалинова. «Кім не жейді?»; С. Кобеева. «Құстың ұясы»; О. Аскара. «Мысықпен тілдесу»; «Лиса, заяц и петух», русская народная сказка, (пересказ); «Козлятки и волк», русская народная сказка, (пересказ).Растительный мир Т. Молдагалиева. «Жапырақтар»; М. Алимбаева. «Қоңыраугүл»; М. Торежанова. «Шие тергенде»; Б. Адетова. «Ағаштың беті»; Т. Молдагалиева. «Өрік гүлдеп»; К. Елемеса. «Біp тал шөп» (сказка); Ж. Абдикерейулы. «Жауқазын»; Н. Кумара. «Тәтті алма»; К. Ахметова. «Золотое зерно»; К. Баянбаева. «Земляника»; Ю. Тувима. «Овощи»; Е. Серова. «Одуванчик», «Колокольчик»; «Травка-муравка», русская народная потешка (наизусть); «Колосок», украинская народная сказка.Неживая природа «Сосульки»; И. Сурикова. «Зима» (наизусть); Я. Тайца. «Послушный дождик»; «Дождик, дождик», «Иди весна», русские народные потешки, (наизусть); И. Токмаковой. «Как на горке снег»; М. Алимбаева. «Кемпірқосақ», «Мұз cүңгісі»; К. Копишева. «Мұз айдыны»; Б. Жакыпа. «Сырғанақ».Рукотворный мир А. Дуйсенбиева. «Озорной мячик»; Н. Алимкулова. «Барабан»; А. Табылдиева. «Корабль», (наизусть); А. Барто. «Барабан», «Кораблик», (наизусть); Е. Благининой. «Флажок», (наизусть); К. Мырза-Али. «Ойыншықтар»; Б. Искака. «Ойыншықтар»; Г. Океева. «Топ, топ, добым»; Ш. Смаханулы. «Қуыршақ»; Ж. Смакова. «Погремушки»; К. Чуковского. «Федорино горе»; Е. Чарушина. «Как лошадка зверей катала», (пересказ); «Лисичка со скалочкой», русская народная сказка, (пересказ); «Рукавичка», украинская народная сказка, (пересказ); Б. Житкова. «Что я видел» (главы из произведения).Познаю себя М. Алимбаева. «Не обижайся»; К. Ушинского. «Умей обождать»; С. Калиева. «Принесла машину мама»; Н. Саконской. «Где мой пальчик», (наизусть).Мир человеческих отношений А. Дуйсенбиева. «Однажды у речки»; Б. Данабекова. «Отзывчивый мальчик»; Н. Кадырбаева. «Түсінісу»; «Два жадных медвежонка», венгерская народная сказка; «Гуси-лебеди», русская народная сказка, (пересказ); К. Чуковского. «Айболит», «Федорино горе»; К. Ушинского. «Вместе тесно, а врозь скучно»; «Петушок и бобовое зернышко», русская народная сказка, (пересказ).Общество Мой дом, моя семья С. Шаймерденова. «Инет»; Н. Исахметова. «Әже»; A. Тажибаева. «Менің атам»; 3. Александрова. «Про маленькую Таню»; Т. Волгина. «Про бабушку», (наизусть); «Расти коса», «Уж ты котя-коток», русские народные потешки, (наизусть); Ш. Перро. «Красная шапочка»; П. Воронько. «Пирог».Труд людей Ш. Бейшеналиева. «Азиз и папа чабан»; М. Алимбаева. «Все работы хороши»; М. Жаманбалинова. «Вы мастер - золотые руки», (наизусть); С. Мауленова. «Все на работе», (наизусть); О. Турманжанова. «Еріншек егінші мен еңбекқор құмырсқа»; И.Алтынсарина. «Әке мен бала»; Ф. Онгарсынова. «Зергер»; С. Оспанова. «Бақыт деген немене?»; И. Алтынсарина. «Бұл кім?»; Я. Тайца. «Послушный дождик»; К. Идрисова. «Послушный дождик»; B. Сухомлинского. «Моя мама пахнет хлебом»; А. Барто. «Помощница», (наизусть).Явление общественной жизни Я. Тайца. «Праздник», (пересказ); Е.Трутневой. «Елка», (наизусть); Е. Благининой. «Флажок», (наизусть); К. Идрисова. «Менің елім», «Джайляуда»; М. Алимбаева. «Асфальттағы суреттер»; А. Дуйсенбиева. «Ашық күн», «Шырша да жылайды»; С. Калиева. «Аққала», (наизусть).Временные понятия А Табылдиева. «Времена года», (наизусть); Ш. Ахметова. «Когда это бывает»; К. Ушинского. «Летнее утро»; Л. Толстого. «Пришла весна», (пересказ); Б.Абилова. «Көктем сәні»; И.. Жансугурова. «Жаз»; А Асылбека. «Көктем», (наизусть).ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Слушание «Мой любимый дедушка», «Весёлый извозчик», Е. Кусаинова; «Баю - бай», А. Менжанова; «Милый мой малыш», казахская народная мелодия в обработке К. Шилдебаева; «Домбра», К. Шилдебаева; «Весёлый марш», Б. Жусубалиева; «Грустная песня», Б. Жусубалиева; «Грусть куклы», Б. Жусубалиева; «Будем кувыркаться», И. Сац; «Плач куклы», Т. Потапенко; «Полька», И. Глинка; «Қамажай», казахская народная песня; «Ах ты, берёза», русская народная песня в обработке М. Раухвергера; «Прогулка», М. Раухвергера; «Марш», Д. Кабалевского; «Грустный дождик», Д. Кабалевского; «Первый вальс», Д. Кабалевского; «Труба, барабан», Д. Кабалевского; «Сказочка», Д. Кабалевского! «Чемпион по прыжкам», Д. Кабалевского; «Прогулка», И. Мамакова; «Мелодия осени», Д. Ботбаева; «Скакалка», А. Хачатуряна; «Колокольчики звенят», В. Моцарта; «Дождь идет», К. Каутбаева; «Дождь идет», И. Арсеньева; «Дождик», Г. Лобачёва; «Зима прошла», Н. Метлова; «Ах вы, сени», русская народная музыка; «Здравствуй, дедушка Мороз», Б. Балденбаева; «Сани с колокольчиком», В. Агафонникова; «Зима», Антонио Вивальди, (фрагмент); «Звуки природы», оркестровый вариант; «Петрушка», И. Брамса; «Медвежата», «Воробушки», М. Красева; «Ақсақ құлан», казахская народная мелодия; «Красная Шапочка и Серый волк», «Гроза», А. Жилинского; «Колыбельная», «Вальс», А. Бестибаева.Пение «Хороший дедушка», О. Байдильдаева; «Колыбельная», Н. Тлендиева; «Поздравляю, мамочка», Б. Кадырбекова; «Вкусный хлеб», Б. Аманжолова; «Осень наступила», «Про грибы», Л. Абеляна; «Дождик», Д. Ботбаева; «Ойыншықтар» И. Сапарбаева; «Хомячок», Л. Абеляна; «Яблоко», русская народная песня; «Ёжик», «Зима», К. Шилдебаева; «Снег идёт», А. Новикова; «Ёлочка», Е. Бахутова; «Мысығым», О. Байдильбаева; «Мен бақшаға барамын», Т. Тайбекова; «Зимнее утро», «Снег - снежок», Е. Макшанцева; «Белый снег», К. Куатбаева; «Зимушка», М. Красева; «Лошадка», американская народная песня.Игра на детских музыкальных инструментах «Камажай», казахская народная музыка; «Во - кузнице», русская народная музыка; «Найди высокие и низкие звуки» - на металлофоне; «Дождик», в ладоши, на треугольнике; «Мой щенок», в ладоши, на барабане; «Светит месяц», русская народная мелодия; «Колокольчики звенят», В. Моцарта; «Снег-снежок», хлопки в бубен; «Калинка», русская народная мелодия (на треугольнике, бубне, маракасах, металлофоне); «Ветер холодный и тёплый», на металлофоне; «Дождик грустный и грибной», на треугольнике, бубне; «Вот все ребята собрались», подыграть на инструментах по выбору детей; «Кернегей», в ладоши, на бубне; «Наурыз», в ладоши, на бубне; «Цветики-цветочки», игра на бубне и на фортепиано.Музыкально-ритмические движения «Сылдырмақпен ойын», Е. Омирова; «Жүгіру», К. Шилдебаева; «Биз(в соответ. с ориг.) билейміз», Е. Андосова; «Жаңбыр», «Күн мен түн», казахская национальная мелодия; «Джигитовка», казахская национальная мелодия; «Бала бақшада», (парный танец); «Наурыз тойы», казахская национальная мелодия, парный танец; «Марш», Е. Тиличеевой; «Бег», И. Гуммеля; «Вертушки», украинская народная мелодия; «Покажи ладошки», латвийская народная мелодия; «Матрёшки»; «Капитошка»; «Песенка зайчика»; «Песенка ветра»; «Танец листиков»; «Мяч, скакалка, самолёт»; «Пружинка», Т. Ломовой; «Ах вы, сени», русская народная мелодия; «Гномики», танец для мальчиков; «Рождество», танец для девочек; «Ёлочка-красавица», Л. Бахутова; «Шёл по лесу музыкант»; «Найди себе пару», Т. Ломовой; «Займи домик», М. Магиденко; «Танец батыров», Е. Брусиловского; «Мы танцуем», Е. Андосова; «Түлкі мен қаздар», К. Куатбаева.ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР
«Стать первым»; «Слушай сигнал»; «Великаны - карлики»; «Ворота»; «Подарки»; «Колпачок и палочка»; «Догони голубя»; «Цветные автомобили»; «Найди себе пару»; «Мы весёлые ребята»; «Стань первым»; «Совушка»; «Поезд»; «Кони»; «Птички и кошка»; «Зайцы»; «Скок-поскок»; «Вороны»; «Прыгни - повернись»; «Не боюсь»; «Достань до мяча»; «Кто соберёт больше лент?»; «Сбей кеглю»; «Кто дальше?»; «Шарики и столбики»; «Подбрось - поймай»; «Лови, бросай»; «Скользкая цель»; «Попади в цель»; «Мыши в кладовой»; «Проползи в тоннель»; «Не опоздай!»; «Кролики»; «Кольцеброс»; «Перелёт птиц»; «За высоким, за низким»; «Бабочки, лягушки»; «Козлики на мосту»; «Донеси, не урони»; «Трудный переход»; «У медведя во бору».