Методическая разработка по автоматизации звуков

С физиологической точки зрения этап автоматизации зву­ка представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. По­ставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автома­тизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, пред­ложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизно-шения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует ак­тивного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильно­го артикуляционного уклада. Она осуществляется по прин­ципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Прежде всего включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом.

Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что об­легчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых от­крытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат пос­ледовательность иная: сначала автоматизация в обратных сло­гах, затем - в прямых открытых. Позже отрабатывается про­изношение звука в слогах со стечением согласных!

На ЭТОМ ""Этапе большое место занимает работа по имита­ции слогов с отрабатываемым звуком: сначала слогов без

стечений, затем - со стечением согласных. Например, при автоматизации звука с предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, эс, вые, сол, воет, оск и др.

Предлагаются упражнения на произношение слогов с пе­реносом ударения: саса, саса.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опо­рой на слоги (са - сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук- в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем - в словах со стечением согласных.

На следующем этапе звук автоматизируется в словосоче­таниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включе­нием звука, в дальнейшем автоматизация проводится на ре­чевом материале, насыщенном данным звуком.

Во вспомогательной школе этап автоматизации звуков очень длительный, что обусловлено психофизиологически-ми особенностями умственно отсталых детей.

На этом этапе проводится работа и над сложными фор­мами звукового анализа и синтеза, по формированию уме­ния выделять звук из слова, определять его место по отно­шению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуко­вую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматиза­ция звуков очень трудна для умственно отсталых детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подгото­вить артикуляторные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук нахо­дится в середине или конце слова.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автомати­зации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над инто­нацией при закреплении произношения звука в предложе­нии, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогаще­ние словаря, его систематизация, формирование грамма-

тического строя речи (см. раздел "Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи"). Эта работа тесно связана с уроками русского языка.

Особенностью этапа автоматизации во вспомогательной школе является тщательное планирование уроков, распре­деление тем. В системе уроков по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и рече­вого материала.

Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и сло­вах предусматривается следующая тематика занятий (1 класс):

    Автоматизация звука с в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.

    Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус и др.

    Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.

    Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кос и др.

    Автоматизация звука с в слогах со стечением соглас­ ных: ста, ска, ист, ост, уск и др.

    Автоматизация звука с в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.

    Автоматизация звука с в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

    Автоматизация звука с в односложных словах со сте­ чением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

    Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.

    Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.

    Автоматизация звука с в двусложных словах со стечени­ ем согласных: сумка, свекла, стакан, стайка, каска и др.

    Автоматизация звука с в трехсложных словах без сте­ чения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.

    Автоматизация звука с в трехсложных словах со стече­ нием согласных: скамейка, ступени, капуста и др.

Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.

Этап дифференциации звуков речи

Этап дифференциации звуков речи является обязатель­ным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями

симптоматики нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей. Известно, что в массовой школе дифферен­циация звуков проводится лишь в том случае, когда звуки заменяются в устной речи. А во вспомогательной школе этап дифференциации звуков проводится даже в том случае, ког­да звук искажается. Это связано с недоразвитием речеслухо-вой дифференциации звуков речи, которое приводит к боль­шому количеству замен в письменной речи умственно отста­лых детей.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в сле­дующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формиро­вание фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетичес­ки близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, сви­стящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их со­став, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифферен­циации звуков: б-п,д - т,г - к,з - с,ж-ш,с - ш,з - ж, ц - с, ч - т, ч - щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлага­ются задания на имитацию слогов, например при дифферен­циации с - з: са - за - са, за- са- са к т.д. Эффектив­ным методом, работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова и асеман-тичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сход­ными звуками (кольцо - кольсо, ластощка - ласточка и т.д.).

Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предвари­тельный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации сме­шиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произноси­тельный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: а) уточнение арти­куляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактиль­ное восприятие, кинестетические ощущения, б) выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатыва­емого звука.

На втором этапе сравниваются конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане. Большое мес­то отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Конкретная методика работы представлена в разделах "Раз­витие фонематического восприятия", "Развитие фонемати­ческого анализа и синтеза".

Особенности коррекции нарушений произношения различных групп звуков

2.Игровые приемы3

3.Мнемотехника7

4.Заключение8

Введение

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Игровые приемы

"Кто дольше?" Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

"Кто больше?" Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.

"Научи Петрушку" Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка - ученика.

"Поедем на машине" Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.

"Повтори для мишки" На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.

"Давай проверим!" При выполнении домашнего задания ребенок должен каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, логопед проверяет и отмечает старательность и усердие ученика. Дома такое задание выполняется под контролем родителей.

"Пальчики здороваются" Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

"Маленькие ножки бежали по дорожке…" Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.

"Говорящие руки" Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

"Ступеньки" В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

"Ромашка" В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

"Раз - шажок, два - другой…" Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

"Прокати мяч" Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

"Телеграмма" Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша - са, ко - го, зу - жу - зу и др.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно практиковать использование:

“Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Педагог ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА - передает палочку ребенку - он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА;

Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО

РУ-РУ-РУ-РУ-РУ

РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы - очень громко.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

“Рыбалка”, в аквариуме находятся рыбки на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку и на данный звук подбираем слова. Поймав “рыбки” - слова (т.е. рыбку с картинкой), дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

Не менее интересна игра “Веселый огород”. На полянке находятся две корзинки, в которых находятся синие буквы - согласные и красные - гласные. В двух других находятся овощи и фрукты. Берем любой овощ или фрукт выкладываем его на полянку, а дети должны выложить это слово. Можно смешать овощи и фрукты, а дети должны разобрать по корзинкам.

Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом - это герой, (его можно нарисовать или какую-то игрушку назвать «Звукоед») который “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук - вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла...а - глаЗа, к...от - кРот, Алёну...ка - АлёнуШка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом.

Мнемотехника

На логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков для точного повторения стихотворного текста, достаточно схематичного изображения отдельных частей. Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;

Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Для автоматизации звуков на этапе работы с небольшими стихотворениями можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы. Для этого подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают стихотворения. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Заключение

Использование игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Применять игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

Список литературы

1.Большебратская Э.Э. Организация логопедической работы в ДОУ общеобразовательного вида - Петропавловск, 2010. - 40 с.

2.Егорова О. В. Звуки П, Пь, Б, Бь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет: - Гном; 2012 г., 32 стр.

3.Епифанова О. Автоматизация и дифференциация звуков. Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет: - Учитель; 2010 г., 180 стр.

4.Комарова Л. А. Автоматизация звука "Ль" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника:- Гном; 2013 г., 32 стр.

5.Комарова Л. А. Автоматизация звука "Р" в игровых упражнениях. Альбом дошкольника: - Гном; 2012 г., 32 стр.

6.Комарова Л. А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника: - Гном; 2011 г., 32 стр.

7.Комарова Л. А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника:- Гном; 2013 г., 32 стр.

8.Комарова Л. А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника: - Гном; 2012 г., 32 стр.

9.Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп: - Детство-Пресс; 2011 г., 112 стр.

10.Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп: - Детство-Пресс; 2009 г., 160 стр.

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или взрослого произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.

ВАЖНО!!!

Ошибки при автоматизации звуков часто допускают родители, пытающиеся самостоятельно исправить неправильное произношение у своего ребенка10 ошибок и 10 правил автоматизации звуков:

1 ошибка . Звук начинают автоматизировать, когда ребенок произносит его изолировано не четко.

Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.

2 ошибка . Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.

Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

3 ошибка . Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.

Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.

Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно:

· звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);

· губно-зубные звуки (В, Ф);

· сонорные звуки (Р, Л);

· заднеязычные звуки (К, Г, Х).

При нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно:

· звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных;

· звуки из группы шипящих и звуки из группы сонорных;

· звуки Д, Т и сонорные звуки.

4 ошибка . Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).

Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем в более сложных.

Последовательность автоматизации звуков:

Автоматизация звука в слогах:

· открытых слогах (ША, ШО, ШУ);

· закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);

· в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).

Автоматизация звука в словах:

· в начале слова (шапка, шея);

· в конце слова (камыш, финиш);

· с средине слова (ошибка, машина);

· в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).

Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).

Автоматизация звука в стихотворениях.

Автоматизация звука в скороговорках.

Автоматизация звука в самостоятельной речи.

5 ошибка . Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.

Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом. А так же на начальных порах необходимо, утрированно выделять звук (например: Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).

6 ошибка . Звук автоматизируется на одном и том же материале.

Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному . Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.

7 ошибка . Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.

Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе, не какие звуки вы ребенку не автоматизируете. Проверить речевой выдох можно здесь.

8 ошибка . Звук автоматизируют без показа наглядного материала.

Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность . Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.

9 ошибка . Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.

Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность . Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

10 ошибка . Звуки в речи автоматизируется, но не проводиться работа над их дифференциацией.

Правило 10: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией) . У детей с ФФНР не возможно автоматизировать звук не научив его различать среди других звуков.

Игры для автоматизации звуков:

Колокольчик – ребенок называет картинки с автоматизируемым звуком. Если ребенок произносит слово не правильно – взрослый звенит в колокольчик.

Поезд – ребенок читает сам или произносит за взрослым слоги.

Эхо ребенок повторяет за взрослым слова, слоги или предложения громко или тихо.

Волшебная веревочка – ребенок наматывает веревочку на пальчик и одновременно без остановки произносит слоги и слова.

Кнопочки – проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные кнопочки, нарисованные на листе бумаги, сколько нарисовано кнопочек, столько раз нужно повторить.

Шарик – произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.

Веселый мяч – произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.

Лабиринт – проводя пальчиком по лабиринту, ребенок произносит предложения, чистоговорки, скороговорки.

Узоры – ребенок выкладывает или рисует разные фигурки. Каждая фигурка обозначает слог или слово.

Часы – ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

Пирамидка – нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слоговые ряды или слова.

Бусы – нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог, слово или предложение. Каждая бусина обозначает отдельный слог или слово.

Палочки или счеты – ребенок проговаривает заданный слог или слово столько раз сколько отложено палочек или косточек на счетах.

Улиточка ребенок проговаривает слоги, слова, предложения проводя пальчиком по домику улитки.

Большой маленький – ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку – ребенок говорить громко, выкладывая маленькую – говорит тихо.

Желаем Вам успехов и терпения в обучении вашего ребёнка правильной речи!

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения

Подготовительный этап

Артикуляция. Совокупность движений и положений органов речи - губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка (в лингвистике).

Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием. Необходимо научиться напрягать и расслаблять язык, удерживать его в нужном положении, направлять в нужное русло воздушную струю, координировать согласованную работу различных органов артикуляции.

Этой цели служит артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений для губ и языка.

Артикуляционная гимнастика призвана в увлекательной форме развить умения ребенка управлять собственными органами речи: языком, губами, нижней челюстью и речевым дыханием.

Для эффективности подобной работы необходимо соблюдение некоторых условий.

Выполнение артикуляционной гимнастики должно быть обязательным в период подготовки артикуляционного уклада и постановки звука.

Она должна проводиться регулярно.

Продолжительность занятий – 3-5 минут.

Упражнения выполняются в умеренном темпе с обязательным зрительным контролем. Желательно, чтобы и ребенок, и взрослый могли находиться перед зеркалом: взрослый показывает образец выполнения упражнения, ребенок повторяет за ним.

Движения кончика языка и губ в представлении малыша можно связать с уже знакомыми образами, развивая его воображение и эмоциональную сферу, и превратить непростую работу в увлекательный познавательный момент.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи, как и на подготовительном этапе, проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги со стечением согласных (которые правильно произносятся).

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. С учетом уровня овладения фонематической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа: определить какой по счету звук в словах, нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). Продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.

Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающий правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляторного уклада.

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений.

Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на подготовительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений.

После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад.

Выделяют несколько способов постановки звука:

1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.

2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, ребенок произносит звук с, логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.

3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку.

4. Постановка звука от артикуляционного уклада . Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.

5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука.

Этап автоматизации звука

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

    автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

    автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

    автоматизация звука в предложениях;

    автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

    автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

    автоматизация звука в разговорной речи.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: са-са, са-са, са-са-са, са-са-са, са-са-са. На первых порах следует активно проводить работу по слоговым таблицам. Приложение №.2.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

На данном этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Для примера на этапе автоматизации звука с в слогах и словах можно предложить следующую тематику занятий:

Автоматизация звука «с» в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.

Автоматизация звука «с» в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус и др.

Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.

Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кас.

Автоматизация звука «с» в слогах со стечением согласных: ста, ска, ист, ост, уск.

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух.

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.

Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.

Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.

Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.

Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.

Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных.

Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

Этап дифференциации звуков речи

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б - п, д - т, г - к, з - с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов, например при дифференциации с – з: са-за-са, за-са-са и т.д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо – кольсо, ласточка – ластощка и т.д.).

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Сравнивается звучание звука со свистом ветра.

2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове . Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, зависящей от положения его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.

Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания: поднять букву на заданный звук; отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова на заданный звук.

4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения

По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Дифференциация звуков Ш и Ж.

Гусь шипит: ш-ш-ш. Жук жужжит: ж-ж-ж.

Как шипит гусь? Как жужжит жук? Чья песенка звонкая? Чья глухая?

Произносить слоги.

ша-жа аша-ажа

шо-жо ошо-ожо

шу-жу ушу-ужу

ше-же аше-аже

ши-жи иши-ижи

Произносить слова.

шить - жить

шаль - жаль

шалить - жалить

шутка - жутко

житьё - шитье

жито - шито

лежа - Леша

мажут - машут

наживка - нашивка

жаба - шапка

ежата - мышата

лежать - мешать

ложа - лошадь

лужа - Луша

кожа - ноша

лужок - пушок

дружок - вершок

рожок - горшок

пирожок - порошок

дружок - петушок

Женя - шея

ложечка - кошечка

бумажечка - букашечка

пружинка - пушинка

ужин - уши

лыжи - мыши

Произносить предложения.

Луша обходит лужу.

Ты бежать мне не мешай.

Нельзя шалить с пчелой: она ужалит.

Летит снежок, легкий, как пушок.

Мой дружок от земли вершок.

Малыши встали на лыжи.

Сереже подарили карандаши.

Без этой пружины не поедет машина.

Произносить тексты.

Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди. Выйди, выйди, солнышко, золотое донышко.

Живой уголок.

В нашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб.

наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенкакаждый новый звук проходит этот этап:«Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок.«Скажи ШШШапка» - «ШШШШ… Сапка», - упс!Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенокмог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собачки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука»), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звукапроходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизацияидет дольше.

Постановка и автоматизация звуков являются основой коррекционной работы при , и .

В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.В легких случаях (физиологическая возрастная дислалия) каждый этап может занимать по 3-5 минут: «зарычал», 5 слогов произнес, по 5 слов на каждое сочетание сказал – можно сразу рассказывать стихи. НО – все эти слоги и слова всё же произнесены, взрослый убедился, что во всех возможных сочетаниях звук получается, все этапы присутствуют.

Последовательность автоматизации звуков.

1. Автоматизация изолированного звука.

2. Автоматизация звука в слогах.

7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

1. Автоматизацияизолированного звука.

Сначала звук необходимо закрепитьизолированно, т.е. отдельно от всех других звуков (поскольку в потоке речи звуки испытывают взаимные влияния – сравните произношение звука С в словах «сыр» и «сумка»). Как при постановке, так и на начальных этапах автоматизации обязательно используются дополнительные анализаторы – зрительный,тактильный…«Для образования новых речевых связей используются наиболее эффективные в данном случае анализаторы. Нередко нормально слышащие дети неправильно произносят некоторые звуки потому, чтоне различают ихна слух. Тогдана первых порах преимущественнопользуются зрительным анализатором, т.е. показывают ребенкуартикуляцию звука и одновременно произносят звук.Таким образом, на основе зрительных раздражителей, которыми ребенок до этого в речи малоили совсем не пользовался, образуются новые, правильные зрительно-двигательные и связанные с ними слухо-речевые рефлексы» (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).Т.е. сидим перед зеркалом, чтобы ребенок видел лицо взрослого и свое лицо, и контролируем правильность артикуляции. Разумеется, автоматизировать звук изолированно нужно в игровой форме: « Как шипит змея? А чья змея шипит дольше – твоя или моя? ШШШШШ».Недостаточно простопроизнести звук для того, чтобы малыш нам правильно его повторил – в некоторых случаях нужно подробно объяснить, как поставить органы артикуляции для того или иного звука, в других случаях лучше пользоватьсяаналогиями («сделай из зубов заборчик»), или же имитируем движения рукой(вверх или вниз, язык широкий или узкий). И некоторое время необходимо напоминать ребенкутеми же жестами и словами (которые называются «раздражители»), как произнести этот трудный звук.

«Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук), тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому.

Так, если звук Ш вызывался такими раздражителями, как произнесение воспитателем этого звука, показ артикуляции перед зеркалом и имитация движения языка рукой, то впоследствиидостаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнесэтот звук. Но когда один из группы новых раздражителей стереотипа некоторое время не применяется, а затем вновь пробуется, то возникает старый стереотип. Таким образом, разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и взаимно соперничают. Следовательно, для закрепления нового слова или звука требуется систематическая тренировка их» (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).Вот почему логопеды настаивают на ежедневном выполнении домашних заданий – так устроен человеческий мозг.

2. Автоматизация звука в слогах.

После того, как ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные движения, и звук получается правильно, приступаем к автоматизации в слогах.Учитывая, что слог не имеет для ребенка никакого смысла – заранее придумайте, как его увлечь этим делом – соединением двух звуков в одно целое.

Автоматизациюв слогах можно начинать как с прямых (согласный +гласный) так и с обратных (гласный + согласный) слогов. Это будет зависеть от того, какой звук вводится в речь, от способа постановки и от возможностей ребенка.

Следует учитывать, что гласные О и У дают соседнему с ними согласному дополнительную лабиализацию (огубление). Поэтомусначала отрабатывают слоги типа СА, СЭ, СЫ и только потом СО и СУ. Кстати,твердые согласные отрабатываются в слогах с гласными А, Э, Ы, О, У, а мягкие – в слогах СЯ, СЕ, СИ, СЁ, СЮ. А вот слоги со стечением согласных(ШКА, ПША…) либо отдельно вообще не отрабатывают, т.к. хватает автоматизации в словах, либо(в случае общего недоразвития речи) слоги со стечением отрабатываются после слов с открытыми слогами.

7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь тоже необходимо соблюдать некоторые правила.

Некоторое время ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать. Он прибегает домой и начинает взахлеб рассказывать о каком-либо событии. Событие, разумеется, важнее, чем какие-то там звуки. Достаточно трудно заставить ребенка включить самоконтроль за звуками в такой ситуации. И даже если вам это удастся – поверьте, вы испортите малышу всю радость от общения. Поэтому лучше сначала самостоятельной речью считать только вами созданные, немного искусственные ситуации: «расскажи, что было в садике?». И если там не было ничего особо эмоционально значимого для ребенка, он спокойно начнет отвечать на ваши наводящие вопросы, а вы сможете не спеша исправлять его произношение. Поначалу следить за звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатываетсят.н. «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения.Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне масынку» - «МаШШШинку» - «Да, маШШШинку» - «Молодец!». Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать,где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.Считается, что на всю автоматизацию нового звука – от слогов до самостоятельной речи – как на замену одной привычки другой уходит в среднем 35-45 дней. Учтите, что эти сроки относятся только к Дислалии , при более серьезных нарушениях (Дизартрии, Ринолалии ) сроки автоматизации обычно увеличиваются, кроме того при более сложных нарушениях автоматизация звуков имеет свои особенности (речь с движениями, правильное дыхание…).

Вне зависимости от этапанужно помнить несколько моментов:

Звук, слог, слово, стишоксначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не долженна этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. «При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребенком. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратитьположительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедаютназойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приемом»(М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).

Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы, ипо возможности в детском саду (если у васв детском саду грамотные, понимающие воспитатели, попросите их следить за речью вашего малыша, подбирать стихи для праздников с учетом речевых возможностей ребенка). Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог- как будтоникогда ничему и не учился!То есть сложился стереотип – «в кабинете говорюхорошо, а в жизни как привык».

Следите за качеством предъявляемого материала – в словахне должно быть двух оппозиционных звуков. Например, если мы автоматизируем звук Р, который ранее ребенок произносил как Л, ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука: роль, зеркало…«Конфликтующими» звуками могут оказаться практически любые пары:С – Ш, С – Сь, С – Ц, С – Т, С – Щ, С – Ч, С – З. Поэтомудля каждого ребенка нужно делатьотдельную подборку. Если же попалось такое слово или фраза – не настаивайте на правильном произношении обоих звуков. Оппозиционные звуки необходимо будет дифференцировать, и для этого существуют специальные приемы.

Первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий» - это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.

- «И.П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые (картавость, шепелявость, заикание). В подобных случаях необходимо поддерживать новые речевые рефлексы подсказом, напоминанием и т.п.логопедические занятия при таком состоянии ребенка проводить нельзя».

В логопедических занятиях, и в автоматизации звуков очень важна мотивация ребенка, т.е. насколько важно это для него, нужно ли это ему самому и зачем. Конечно, иногда встречаются замечательные дети, которые сами просят родителей сходить к логопеду. Но это уникальные случаи. Чаще инициатива исходит от родителей – это МЫ понимаем, зачем нужно правильно говорить, а малышу это пока неведомо, его жизнь и так хороша.Без должной мотивации логопедические занятия могут растянуться на неопределенный срок.Мотивация – это не «позанимаешься хорошо, я тебе конфету дам», а«ты ведь хочешь хорошо учиться в школе \ читать стихи на празднике \ быть взрослым…»и много других вариантов, которые подходят именно вашему ребенку. Поэтому оченьважно отношение окружающих, не только мамы и папы, к занятиям ребенка.«Чтобы предупредить угасание звука, следует чаще подсказывать правильное произношение его, подкреплять его живым примером окружающих. В этих случаях нередко помогают другие раздражители, так или иначе связанные с этим звуком, например, напоминание о необходимости говорить правильно, установка окружающих на ясную речь ребенка, их требовательность в отношении произношения, наконец, установка самогоребенка на определенного собеседника».

На первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять малышу произносить их без подкрепления и контроля. В этом отношении большую опасность представляют домашние задания, которые не контролируются старшими. Даже если ребенок ходит в школу и сам читает – нельзя позволять ему самому читать слова «с листа», нужно чтобы взрослый прочитал ему слово, после чего ребенок может это повторить.Точно так же необходимо, чтобы взрослый слушал и отслеживал правильность произношения. Подчас это правило относится и к взрослым занимающимся – им тоже нужен «слушатель».

Большое спасибо Бадертдиновой Гульназ Юнусовне, логопеду МБДОУ "ЦРР" Детский сад № 89 республика Татарстан из г. Нижнекамск, которая
помогла в наборе словарного материала.