Методологические принципы и методы психологической науки. Теоретические и эмпирические методы в психологии

Методологические уровни.

Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Обычно различают три уровня методологии любой науки.

Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология позволяет конкретной науке формулировать внутринаучные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода .

Принцип детерминизма , т. е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.

Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе развития.

Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.

Частной методологией психологической науки выступают ее методы и методики исследования конкретных психологических явлений.

Уровень Основные особенности
1.Общая методология Общий философский подход, общий способ познания явлений действительности. Предусматривается рассмотрение явлений и процессов в развитии, во всем многообразии связей и отношений. В "качестве общей методологии исследователи принимают различные философские системы. Проводится мировоззренческое обобщение полученных результатов
2.Частная (специальная) методология Совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте
3.Совокупность конкретных методов, методик и процедур исследования Связана с практикой исследования. В практике исследования все методики рассматриваются вместе с общей и специальной методологией, Любой методический прием (например, тест) всегда рассматривается вместе с решением ряда более принципиальных вопросов исследования

Обладая относительной самостоятельностью, они зависят от теоретических позиций исследователей и от той научной школы, в рамках которой были созданы.

Эффективность исследования определяется правильной взаимосвязью методологии, методов исследования и методик.

Основные теоретико-методологические принципы:

1. Принцип детерминизма - зависимость психических явлений от производящих их факторов (биологических, социальных). Формами детерминизма являются: системный, статический, целевой. Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется прежде всего его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.

2. Принцип единства психики и деятельности : психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте). Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.

3. Принцип системности - принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом (зависимость компонентов от свойств целого). Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя «слепить» из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.

4. Принцип целостности . Ни один психологический процесс не является независимым, самостоятельным или автономным. Особенность психических процессов состоит в их целостности, взаимопроникновении; нерасчлененность психических процессов - специфическая характеристика психики. Психика изучается целостно, в единстве всех своих внутренних и внешних проявлений - это является опорной базой всей методологии.

5. Принцип развития . Является существенным принципом методологии (С.Л.Рубинштейн): только с позиции поэтапного развития можно фиксировать различные уровни психического отражения, вскрыть эволютивную динамику психических процессов, проследить закономерности функционирования психики. Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.

6. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий : любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).

7. Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).

Теоретические и эмпирические методы в психологии:

Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. Выделяется в качестве самостоятельного метода, имеющего собственную специфику, моделирование. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления и обработки данных. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т. д. Теоретическая работа совершается "в уме" при помощи методов или операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения.

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Ученый здесь взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно образным аналогом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпирического исследования, экспериментатор так же, как и теоретик, работает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном "во внешнем плане действия", рисуются схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр. В теоретическом исследовании проводится "мысленный эксперимент", когда идеализированный объект исследования (точнее умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные) и анализируется его возможное поведение путем логических рассуждений.

Метод моделирования отличен как от теоретического метода, дающего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпирического. При моделировании исследователь пользуется методом аналогий, умозаключением "от частного к частному", тогда как экспериментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного вывода). Для исследователя, применяющего моделирование, модель – аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. Иногда модель выбирается исходя из принципа удобства, большей простоты и экономичности проведения исследования. Так, вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть на модели (с учетом принципиально важных масштабных искажений). Вместо того чтобы исследовать особенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют для этого "биологические модели": крыс, обезьян, кроликов и даже свиней.
К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.

1. Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение является методом, на основе которого можно реализовать номотетический или идеографический подход к познанию реальности. Идеографический подход требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий. Номотетический подход - исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов.
Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от "нормальных". Наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь, используя метод наблюдения, не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия. Наблюдение применяется тогда, когда-либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Главные особенности метода наблюдения:
непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
сложность (порой невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие исследователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведение.

Эксперимент и измерение позволяют объективировать процесс, т.к. они проводятся с использованием специальной аппаратуры и способов объективной регистрации результатов в количественной форме.

Измерение проводится в ходе приборно-опосредованного взаимодействия объекта и измерительного инструмента: естественное "поведение" объекта не модифицируется, а контролируется и регистрируется прибором. При измерении невозможно выявить причинно-следственные зависимости, но можно установить связи между уровнями разных параметров объектов. Так измерение превращается в корреляционное исследование.
Измерение обычно определяют как некоторую операцию, с помощью которой вещам приписываются числа. Измерение - эмпирический метод выявления свойств или состояний объекта путем организации взаимодействия объекта с измерительным прибором, изменения состояний которого зависят от изменения состояний объекта. Измерительная методика - тест на интеллект.

В психологии под измерением понимаются два совершенно различных процесса.

1. оценка величины тех или иных параметров реальности или оценку сходств и различий объектов реальности, которую производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь "измеряет" особенности субъективной реальности испытуемого. В этом смысле "психологическое измерение" является задачей, данной испытуемому.

2. проводится исследователем для оценки особенностей поведения испытуемого. Это - задача психолога, а не испытуемого.

В естественных науках следует различать, как предлагает С.С. Папоаян, три вида измерения

1. Фундаментальное измерение - это измерение, основанное на фундаментальных эмпирических закономерностях, позволяющих непосредственно вывести систему числовых отношений из эмпирической системы.

2. Производное измерение - это измерение переменных на основе закономерностей, связывающих эти переменные с другими. Для производного измерения требуется установление законов, описывающих связи между отдельными параметрами реальности, позволяющих вывести "скрытые" переменные на основе непосредственно измеряемых переменных.

3. Измерение по определению - измерение, проводимое в случаях, когда произвольно предполагается, что система наблюдаемых признаков характеризует именно наблюдаемое, а не какое-либо другое свойство или состояние объекта.

Эксперимент - "активный" метод изучения реальности.

Эксперимент - спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор (субъект) воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует изменение его состояния. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры измерения и наблюдения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.

Эксперимент - основной метод современного естествознания и естественно-научной ориентированной психологии. Эксперимент (в психологии) (от лат. experimentum - проба, опыт) - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Разделяют традиционные и факторные планы проведения эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном - несколько.
Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте (пилотажное исследование), результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

Варианты классификации методов.

Исторически наиболее старой классификацией является выделение следующих трех методов как основных структур организации психологического исследования. Идеи интроспекции были обоснованы в трудах Р. Декарта, который говорил о непосредственном познании собственной душевной жизни, и Дж. Локка, выдвинувшего концепцию двух типов опыта: внутреннего, или рефлексии, который дает нам знания о деятельности нашего "разума", и внешнего, или ощущения, который дает нам знания о мире внешнем.

1) интроспекция - особый способ познания человеком своего сознания, который заключается в якобы "непосредственном" восприятии его феноменов и законов.

2) экстероспекция - это наблюдение за другим человеком и группой людей или внешнее наблюдение.

3) понимание - это общее название для ряда форм познания, предполагающих "непосредственное восприятие чужой души" (интуиция).

С.Л. Рубинштейн, "Основы общей психологии" (1946) :

Классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова (уровневое деление способов)

Классификация Б.Г. Ананьева.
1) организационные. сравнительный, лонгитюдный и комплексный.
2) эмпирические: обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); эксперимент (лабораторный, полевой, естественный), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод
3) способы обработки данных: методы математико-статистического анализа данных и качественного описания
4)интерпретационные: генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация).

Классификация М.С. Роговина и Г.В. Залевского, метод - это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они сводят число основных психологических методов к шести герменевтический, биографический, наблюдение, самонаблюдение, клинический, эксперимент).
1) герменевтический - соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны);
2) биографический - выделение целостного объекта познания в науке о психике;

В.Н. Дружинин:

1. Теоретические методы - методы, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования).
2. Эмпирические методы - методы, при которых осуществляется реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
3. Интерпретация и описание - методы, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами), это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Продуктом интерпретации является факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.

Теоретические методы:
дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный) - метод, при котором осущ. восхождение мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Его результат - теория, закон и др.;
индуктивный - метод, при к-м осуществляется обобщение фактов, восхождение мысли от частного к общему. Его результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и \ или доступный для исследования. Его результат - модель объекта, процесса, состояния.
Сущ. два основных вида моделирования: структурно-функциональное и функционально-структурное. При структурно-функциональном моделировании исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению и для этого выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) - другую систему, обладающую сходным поведением. Такое поведение позволяет сделать вывод (на основе правила вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании.
При функционально-структурном моделировании исследователь по сходству структур модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Этот метод распространен во многих науках, в частности в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологии и т. д.
Дружинин предлагает все эмпирические методы психологического исследования разделить по двум основаниям, связанным с познавательной деятельностью исследователя:
активность - пассивность;
наличие средств - непосредственность.

По мнению Дружинина, все эмпирические методы психологического исследования удобно располагать в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования:
первый - наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (исследователь и исследуемый - одно лицо).
второй - объективированность и субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и "чистое" понимание поведения другого человека путем чувствования, эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Эти два специфических признака, разделяющие эмпирические методы психологического исследования на типы, можно назвать и по-другому. Первый образует ось: "два субъекта - один субъект" или
"внешний" диалог - "внутренний" диалог. Второй образует ось: "внешние" средства - "внутренние" средства или "измерение - интерпретация". В квадратах, образованных этими осями, можно расположить основные эмпирические методы психологического исследования.

© А.А. Озерина, 2008-2009

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

А.А. Озерина

Проблема выбора является актуальной для психологической практики. Результаты исследований проблемы выбора востребованы в практике психологического консультирования и в психотерапии. Особенно широко они применяются в управленческой и административной сферах. Разрабатываемые здесь тренинговые программы направлены на оптимизацию и рационализацию управленческой и менеджерской деятельности. Данные, полученные при исследовании личностного выбора, также имеют важное прикладное значение в сфере профессионального консультирования.

Но для создания эффективной программы сопровождения клиента необходима последовательная и согласованная теория. Вместе с тем формулирование основных положений такой теории сталкивается с рядом трудностей.

Во-первых, выбор является междисциплинарной категорией. Наряду с психологией он рассматривается в социологии, математике, экономике. Эти научные дисциплины предлагают собственное определение выбора и связанной с ним проблематики. Поэтому в теоретическом анализе проблемы выбора необходимо выделять именно психологический аспект.

Во-вторых, выбор редко является самостоятельным предметом психологического исследования. Он рассматривается в контексте других проблем. Например, выбор является сопутствующей категорией при исследовании особенностей мышления либо рассматрива-

ется в контексте постижения человеком смысла жизни и т. д.

В-третьих, в тех исследованиях, где выбор все же является предметом исследования, внимание обращается, скорее, на частные аспекты, чем на создание целостной теории. Например, американский психолог С. Мадди описывает типологию поведения человека в условиях выбора. Данная модель, безусловно, интересна, но не может являться основой для построения целостной теории выбора и принятия решений, так как она объясняет только способ совершения выбора человеком.

Анализ научной литературы, посвященной проблеме выбора, позволяет назвать два основных направления теоретизирования в этой области психологического знания.

В первом направлении выбор рассматривается в контексте классических теорий рационального выбора (Г.Н. Солнцева, Ю. Ко-зелецкий), когнитивной теории (Саймон, Кинч), интеллектуальных теориях выбора (Т.В. Корнилова, О.К. Тихомиров, О.В. Степаносова, Лахманский). Этими авторами выбор как теоретическое понятие отождествляется с другим понятием, а именно с конструктом «принятие решения». Критериями эффективного принятия решения являются показатели успешности и оптимальности деятельности. Далее это направление мы будем называть теориями рационального выбора.

Второе направление мы называем теориями личностного выбора. К нему относят-

ся экзистенциально-гуманистические теории выбора (И. Ялом, Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй). В них отрицается существование рационального универсального выбора. Основанием в процессе выбора являются субъективные ценностно-смысловые образования. Среди теорий данного направления можно выделить культурно-историческую теорию (Л.С. Выготский), личностно-мотивационные теории (А. Маслоу), ценностно-смысловой подход (С. Мадди).

Для различения этих двух направлений мы применили следующие критерии: а) категориальный аппарат, используемый для описания характеристик выбора; б) детерминанты выбора, обусловливающие процесс и результат принятия решения; в) описание позиции человека, делающего выбор.

Если принимать во внимание первый критерий, то можно выявить определенные различия в категориальном аппарате выявленных направлений. Например, понятия риска, рациональности, когнитивно-личностных усилий стали объединяющими для исследований процесса принятия решений в теориях рационального выбора. В теориях личностного выбора используются понятия, отражающие собственно личностные характеристики: личностный рост, субъективность выбора, рефлексивность, ответственность. Также в этом направлении важными признаются такие образования, как самодетерминация, осмысленность жизни и субъективное качество совершаемого выбора.

Таким образом, категории, которые выступают ведущими при описании и исследовании рационального выбора и личностного выбора, различны. Более того, каждое из направлений имеет специфичный категориальный аппарат, обладающий собственной внутренней динамикой и научноприкладным значением.

Вторым критерием сравнительного анализа выступают детерминанты выбора.

В теориях рационального выбора детерминантами процесса принятия решения выступают, прежде всего, объективные характеристики ситуации и когнитивные способности личности, принимающей решение (А.В. Тягунов). Наряду с этим, некоторые исследователи считают, что выбор может

быть опосредован и различными психическими процессами: эмоциями, волей, памятью и т. д. (А.В. Карпов).

В теориях личностного выбора также употребляются ситуационные детерминанты. Однако в большей степени выбор соответствует уровню интерпретаций, а не событийному или стимульному уровню. В то же время он не ограничивается ситуационным контекстом. В теориях этого направления существенная роль отводится собственно личностным детерминантам, за счет чего выбор становится более субъективным и уникальным по своей природе.

Третьим критерием при исследовании различий теорий рационального и личностного выбора является описание позиции человека в ситуации определения дальнейших действий и полученного результата.

В рациональных теориях выбора человек преимущественно выбирает в условиях заданной ситуации. Выбор осуществляется на основе непосредственных предпочтений. Принятие решений предполагает объективно рациональное разрешение проблемной ситуации. Тем самым позиция человека, совершающего выбор, является в большей степени пассивной, нежели активной. Для исследований в рамках данного направления большую значимость представляют сопутствующие выбору когнитивные процессы.

В теориях личностного выбора человек выступает субъектом в процессе выбора. Он самостоятельно конструирует и сами альтернативы, и их критерии и оценивает качество выбора со своей субъективной позиции.

Таким образом, нами выявлены явные различия в положениях различных теорий на причинную обусловленность выбора и роль личности, совершающей выбор. На наш взгляд, теории личностного выбора более применимы для психологической консультативной практики. Выбирая, человек самостоятельно должен решить, что же из существующих потенциальных возможностей он сделает реальностью. Причем трудность выбора связана именно с осознанием неизбежной потери, особенно если приходится выбирать между двумя и более равными по значимости альтернативами. Усилия, которые сопровождают выбор, происхо-

дят не на уровне когнитивной, рациональной сферы, а на личностном уровне.

Возможно, деление существующих теорий, исследующих проблему выбора, на два направления не универсально, так как на стыке описанных направлений существуют различные концепции, как например, «теория ограниченной рациональности» Г. Саймона, концепция О.К. Тихомирова. Данные расхождения еще раз указывают на сложность проблемы выбора в психологическом знании.

Итак, нами была выявлена проблема, связанная с отсутствием систематизированной целостной теории выбора и принятия ре-

шений. Мы выявили и проанализировали два основных направления в исследовании проблемы выбора в психологии. Каждое из направлений включает достаточно широкий спектр теоретических концепций и практических оснований. Результатом данного теоретического исследования являются выявленные существенные различия во взглядах на выбор как на научную категорию.

Дальнейшее исследование категории выбор будет эмпирическим. В качестве теоретической основы выступит теория личностного выбора, что соответствует требованиям практической психологии и авторской позиции.

Определение понятия исследования.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности - научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание исследовательской работы или заключения). Исследование предполагает работу с несколькими источниками информации и проведение собственных экспериментов.

Научное исследование- способ получения объективных знаний об окружающей действительности выступает.

Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.

В своей работе за основное мы взяли следующее определение: Исследование – форма познания реальности, которая опирается на методологию конкретной науки, имеет четкие цели, гипотезы и направлена на решение конкретных задач.

В психологической науке выделяют несколько видов исследования. Мы будем придерживаться классификации видов психологического исследования, предложенной В. Н. Дружининым.

По способу организации : эмпирическое и теоретическое исследования, но стоит разметить, что это разграничение является условным. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер.

Ведущим методом познания теоретического исследования является рассуждение, обобщение, классификация, а эмпирического – эмпирические методы сбора информации, методы активного воздействия. Цель теоретического исследования– получение обобщенного знания о каком-либо психологическом явлении. Базируется это исследование на уже имеющихся внауке описаниях и объяснениях фактов психической жизни, выдвинутых ранее гипотезах и предположениях. В зависимости от исследовательской задачи и претензий ученого, его квалификации и способностей и в немалой степени от удачи получают результат в виде более или менее стройных и доказательных обобщений. Уровень этих обобщений может быть различным: гипотеза, концепция, теория. Ведущие методы теоретического исследования – работа с соответствующими публикациями и научные дискуссии и консультации, неэкспериментальное моделирование, классификация, систематизация.

Эмпирическое исследование имеет своей целью получение фактического материала, впоследствии либо обобщаемого теоретическими проработками, либо используемого в прикладных целях. Ведущие методы – наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, беседа, моделирование. На выходе стремятся получить предельно строгое описание психологического факта, для чего очень тщательно ведется сбор данных об изучаемом явлении. Обычно эти данные имеют массовый характер (получают их путем многократных обращений к объекту исследования), что при грамотном использовании математического аппарата при их обработке повышает надежность конечных результатов.



Исследования по их характеру можно разделить на фундаментальные и приклад­ные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знании, а также на выявление общих и специфических закономерностей строения психики, разработку методологического аппарата. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае - психологии). Как и междисциплинарные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значи­мых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, ис­следование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов. К первому типу относятся поисковые исследования. Второй тип - критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель - установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Последний тип - воспроизводящее исследование. Его цель - точ­ное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

Существует несколько основных целей, для достижения которых нужна такая наука, как психология. С помощью неё можно научиться познавать себя, других людей, а также регулировать отношения между ними. Эти знания, как и любые другие, преподаются человеку в и практики. Последняя представляет собой несколько видов эксперимента в психологии, благодаря которым можно сделать полный анализ поведения личности в определенной среде.

Представление о видах эксперимента

Что такое виды эксперимента в психологии? Под этим понятием подразумевают длительное исследование одного или нескольких объектов. Причем результат может быть совершенно непредсказуемым.

Например, когда математик начинает решать задачу, то он точно знает, какое в ответе у него получится значение. каким станет раствор, если он смешает несколько компонентов. Физик может рассказать наперед результат любого явления, происходящего вокруг.

С этой гуманитарной наукой ситуация обстоит немного иначе. Существуют основные виды эксперимента в психологии. Каждое исследование может стать самым непредвиденным.

Эксперимент, происходящий в лабораторных условиях

Можно выделить три самых основных вида эксперимента в психологии: лабораторный, естественный и формирующий. Первый является самым эффективным. Для его проведения создаются определенные условия в замкнутом пространстве. Например, необходимо завести в кабинет небольшую группу людей и попросить их сделать несколько конкретных действий.

В результате практического занятия можно определить реакцию личности на определенное действие, схожесть и различие характеров двух или более людей, скорость реакции каждого из них и многие другие индивидуальные особенности.

Можно выделить в каждом виде эксперимента в психологии достоинства и недостатки. В лабораторных условиях могут получиться самые точные результаты. Все практические занятия при необходимости можно повторять неоднократно. Уже через некоторое время все они будут повторяться, в дальнейшем их уже можно будет предугадывать. Также в этом методе не будет присутствовать какой-либо скрытности, все участники эксперимента будут знать о его проведении.

Есть и существенный недостаток - результаты могут заметно отличаться о тех, которые обычно происходят в реальной жизни. Именно по этой причине зачастую такой способ называют неоправданным.

Примеры исследования

Существует самый распространенный пример лабораторного вида эксперимента в психологии и педагогике. Группу людей заводят в заранее обустроенную студию и рассаживают её таким образом, чтобы каждый из них находился в одинаковых условиях. Далее включают телевизор, на котором показывают картинки с деталями определенного объекта. Каждый человек должен догадаться, что именно их объединяет, и предугадать название предмета, который из них состоит. С помощью такого исследования можно определить скорость реакции мышления каждого участника.

К лабораторному методу также можно отнести ролевые игры на мероприятиях в детском саду. Создаются определенные условия, а каждому участнику задается определенная роль. Появляется возможность определить манеру поведения каждого ребенка.

Самый простой пример - это создание для человека определенных условий (завести его в незнакомое место) и анализ его реакции на них.

Эксперимент, происходящий в естественных условиях

В большей степени современные специалисты отдают предпочтение естественному методу в психологии. Эксперимент и его виды имеет несколько особенностей.

  • Исследования проходят в стандартных условиях, в которых привык существовать каждый человек.
  • Личность, над которой ставят эксперимент, не обязательно должна знать о его проведении. Это может быть абсолютно любой прохожий человек.
  • Метод проведения его может наступить абсолютно в любой момент.

Исследование в естественных условиях больше приближено к реальности, именно по этой причине в психологии он используется достаточно часто.

Положительные и отрицательные качества

Всего можно выделить несколько основных плюсов такого вида эксперимента в психологии. В первую очередь - это простота проведения. Нет необходимости создавать специальные условия и искать определенного человека.

Однако, в отличие от лабораторного метода, здесь экспериментатор не сможет полностью проконтролировать ситуацию. Также не будет шанса повторить еще одно аналогичное исследование, которое будет соответствовать всем этим же параметрам. Анализ в естественных условиях является достаточно сложным, так как не всегда он может привести к определенному результату, но, тем самым, он интереснее.

Примеры исследования

В качестве естественного метода можно использовать абсолютно любую трудовую структуру: магазин, больницу, парикмахерскую и т.д. Можно определить, как несколько рабочих справляются с одними и теми же обязанностями, за какой срок они решат определенную задачу и как общаются с клиентами. По результату их поведения можно создать общую картину о человеке.

Формирующий эксперимент

Формирующий метод - это единственный вид эксперимента в психологии, результат которого можно предугадать заранее. Для его проведения необходимо набрать небольшую группу людей и заранее дать каждому участнику процесса определенное задание, учитывая все самые важные детали его выполнения.

Экспериментатор будет пытаться предсказать, какое действие совершит каждая личность, а потом определит, оправдано ли его предположение. Подобное исследование может проводиться на любой людей от 5 до 70 лет.

Положительные и отрицательные качества

Всего можно выделить несколько положительных и отрицательных сторон подобного метода. В основном, он применяется из-за того, что все полученные навыки можно впоследствии будет применять на практике. Для проведения исследования не обязательно собирать большое количество исследуемых объектов, достаточно двух-трех человек.

Этот эксперимент достаточно интересный, так как его можно повторять неоднократно, а при одинаковых условиях результат может получиться разнообразным. Существует один недостаток. Его нельзя назвать эффективным, так один из участников может слукавить.

Примеры исследования

Психологи настоятельно рекомендуют проводить формирующий детского сада, где возрастная категория исследуемых объектов составляет от 3 до 5,5 лет. Для них разыгрывается небольшая сценка. Главные персонажи из неё говорят разными голосами, постепенно снижая и увеличивая громкость звука.

Цель исследования - узнать, насколько четко каждый малыш может распознавать определенную речь. С помощью этого метода можно выявить психологическое заболевание на ранней стадии развития.

Уровни осознанности эксперимента

Для того чтобы узнать, как поведет себя личность в определенной ситуации, необходимо провести специальный эксперимент. Виды и особенности в психологии подобных исследований заметно отличаются друг от друга. В лабораторном, формирующем и естественном методе существует несколько вариантов осознанности личности.

  • Явное исследование. При нем человека, над которым будет проводиться эксперимент, полностью посвящают во все его подробности. Он будет знать ровно столько же, сколько и психолог, который будет наблюдать за ситуацией.
  • При скрытом исследовании, наоборот, объект ничего не знает о том, что ему предстоит делать.
  • Существует также промежуточное исследование, при котором объекта погружают в подробности частично.

Самым реалистичным является именно скрытый эксперимент, при нем личность не сможет как-то повлиять на его результат.

Эксперимент с камерой сенсорной депривации

Очень интересен, увлекателен и универсален каждый вид эксперимента в психологии. Кратко описать каждый из них практически невозможно. Например, существует самый популярный в психологии метод с использованием камеры сенсорной депривации, о котором можно рассказывать бесконечно.

Впервые это исследование в 1950 году применил Он создал определенные условия, которые полностью изолируют человека от внешней среды. На личность, над которой проводится эксперимент, надевается специальная непроницаемая маска и наушники, из которых доносится практически незаметный шум. Практикующий врач из медицинского института в результате своих опытов смог выяснить, что у объекта полностью изменяется восприятие всего происходящего. Например, при попытке определить вид объекта на ощупь он становился рассеянным, невнимательным и у него даже появлялось чувство тревоги.

Все эти условия для испытуемых казались невыносимыми, ни один из них не смог просидеть в камере более трех суток. Существуют и положительные стороны этого эксперимента: человек начинает лучше познавать себя, может полноценно расслабиться и даже значительно улучшить состояние своего здоровья.

Психология в настоящее время имеет большое значение для каждого человека. Благодаря этой уникальной науке человек может лучше понять себя, что ему нужно от жизни, как правильно поступить в определенной ситуации, наладить отношение с партнером, устранить конфликт, а также решить многие важные проблемы. Эксперименты в этой области позволят добиться положительного эффекта.

Обычно выделяют три основных вида психологического исследования: 1) теоретическое, 2) эмпирическое, 3) прикладное. Цель теоретического исследования – получение обобщенного знания о каком-либо психологическом явлении. Базируется это исследование на уже имеющихся в науке описаниях и объяснениях фактов психической жизни, выдвинутых ранее гипотезах и предположениях. В зависимости от исследовательской задачи и претензий ученого, его квалификации и способностей и в немалой степени от удачи получают результат в виде более или менее стройных и доказательных обобщений. Уровень этих обобщений может быть различным: гипотеза, концепция, теория. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее дальнейшей проверки на опыте и (или) дополнительного теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. Концепция – это система аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание изучаемого явления. Теория – это обобщение опыта, на доказательном уровне отражающее сущность изучаемой реальности. В нашем случае речь идет о психологической реальности, включающей в себя и объективные, и субъективные факты и закономерности. Ведущие методы теоретического исследования – работа с соответствующими публикациями и научные дискуссии и консультации, неэкспериментальное моделирование, классификация, Эмпирическое исследование имеет своей целью получение фактического материала, впоследствии либо обобщаемого теоретическими проработками, либо используемого в прикладных целях. Ведущие методы – наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, беседа, моделирование. На выходе стремятся получить предельно строгое описание психологического факта, для чего очень тщательно ведется сбор данных об изучаемом явлении. Обычно эти данные имеют массовый характер (получают их путем многократных обращений к объекту исследования), что при грамотном использовании математического аппарата при их обработке повышает надежность конечных результатов. Прикладное исследование направлено на получение практического эффекта в конкретных ситуациях жизнедеятельности человека. Это могут быть исследования в производственно-экономической и политической сферах, в системе услуг и организации досуга, во врачебно-медицинской практике, в сфере образования, в области межличностных отношений, в том числе семейных. Обычно эти исследования производятся по специальному заказу со стороны заинтересованных лиц или организаций (заказчиков), продиктованному запросом практики. Конечный результат представляет собой рекомендации, реализация которых должна привести к ожидаемому эффекту (экономическому, политическому, организационному, психологическому, медицинскому, педагогическому, спортивному, военному и т. д.). В этих исследованиях используются теоретические и эмпирические знания данной науки (или совокупности наук), применяются разработанные и апробированные ею методы и методики. Главное здесь не получение нового знания, а помощь заказчику в текущей жизни и практических делах.Таким образом, разделение психологических исследований на указанные три вида производится преимущественно по их целям: теоретическое – обобщение психологических фактов, эмпирическое – получение этих фактов, прикладное – использование полученных фактов и обобщений.



Классификация основных методов психологического исследования В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы:

1 . Всеобщий метод научного исследования - диалектический. В этом пункте система методов психологии тождественна методологии и методам любого научного познания. 2 . Методы исследования, применяемые в психологии и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными логическими методы познания. 3 . Частные методы психологии, присущие только психологии.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Наблюдение Внешнее (наблюдение со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включенное Стороннее Опрос Устный Письменный Свободный Стандартизированный Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный тест Эксперимент Естественный Лабораторный Моделирование Математическое Логическое Техническое Кибернетическое

Наблюдени е имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение -- это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опро с представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма -- анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их. Свободный опрос -- разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

4 Эксперимент в психодиагностическом исследовании. Виды эксперементов.

Эксперимент - наиболее объективный метод в психологии. Он проводится над испытуемым в специально организованной ситуации, т.е. здесь есть активное вмешательство исследователя. Эксперимент – метод сбора фактов в специально заданных условиях. Специфика психологического эксперимента В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что: Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения. При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему). В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым. Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Виды1 . По условиям проведения различают лабораторный и естественный виды эксперимента, отличающиеся друг от друга наличием (или отсутствием) специальных приборов, а также искусственно или естественно созданной ситуацией. Достоинством лабораторного эксперимента является его высокая точность, возможность получить недоступные глазу наблюдателя факты, которые выявляются с помощью специальных приборов. Достоинством естественного эксперимента являются привычная обстановка и деятельность, что повышает его достоверность, особенно в случае, когда испытуемые тревожные люди, деятельность которых нарушается в лабораторных условиях.2 . По виду выявляемых результатов эксперименты делятся на констатирующие и формирующие. Констатирующие показывают (констатируют) наличие или отсутствие какого-то параметра и его развитие. Направлен на установление состояния, уровня развития или особенностей психического явления в данный момент. Формирующие выявляют фактор, который оказывает наиболее важное, эффективное воздействие на становление того или иного психического процесса (памяти, внимания, например) или психологического качества. Направлен на изучение психического явления непосредственно в процессе его развития. Большое распространение среди констатирующих экспериментов имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда имеется возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени. Например, можно исследовать развитие памяти, или самооценки, или какого-то другого параметра, изучая одну и ту же группу на протяжении пяти, а то и двадцати лет.Срезовый эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновременно изучить динамику становления определенной функции, взяв группы людей разного возраста (5, 6, 7 лет и т.д.). Но здесь есть один недостаток: поскольку все люди имеют свои индивидуальные особенности, эти данные не будут такими же точными, как при лонгитюдном исследовании, хотя с другой стороны большое количество испытуемых позволяет получить более объективные значения. Что же представляет из себя формирующий эксперимент? При таком виде эксперимента испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента, а потом анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия и выявляется фактор, который оказывает наибольшее влияние на уровень развития изучаемого параметра (какого-то психического процесса или психологического качества), например, на формирование той или иной способности. 3 В зависимости от этапа исследования: Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование) иСобственно эксперимент 4 В зависимости от уровня осознанности можно разделить на -те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования, -те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную), -и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Преимущества и недостатки эксперимента Достоинства: высокая точность результатов, полный контроль, возможность проведения повторных исследований в аналогичных ситуациях. Недостатки: испытуемые знают, что над ними проводят исследования; искусственно созданные условия не всегда соответствуют реальности.

5 Основные методы формирования экспериментальных групп.

Существует три подхода к формированию групп. Во-первых, это точный подбор соответствий . Определив, какие характеристики могли бы оказать воздействие на реакцию испытуемых в отношении независимой переменной, мы отбираем для эксперимента ряд испытуемых. Для каждого выбранного испытуемого в состав контрольной группы подбирается другой испытуемый, имеющий то же самое сочетание характеристик. В результате возникает две группы, тождественные с точки зрения характеристик, которые могли бы повлиять на их реакцию в эксперименте. В идеале их оценки в предварительном тесте должны быть очень близки, и мы можем использовать степень близости, реально установленную в ходе предварительного теста, чтобы оценить свои усилия по достижению соответствия.В связи с этой процедурой возникает ряд проблем. Во-первых, если нам необходимо контролировать большое число характеристик, может оказаться крайне трудно выбрать испытуемых, в точности соответствующих всем этим характеристикам (как это требуется при подборе соответствий). Например, мы могли бы найти людей, одинаковых с точки зрения пола, возраста и расовой принадлежности, но оказаться не в состоянии подобрать их так, чтобы они обладали всеми этими характеристиками и при этом имели одинаковую профессию, уровень образования и одинаково долго жили в данном сообществе. Кроме того, если мы хотим применить программу исследования, предусматривающую наличие более чем двух групп, может оказаться чрезвычайно трудно найти трех или четырех испытуемых с одинаковыми характеристиками. Если только мы не располагаем очень большим фондом потенциальных испытуемых или не имеем дело с самым простым экспериментом, подбор соответствий как способ распределения испытуемых по экспериментальным группам может оказаться невозможным.Второй метод – метод контроля за частотным распределением . В этом случае мы не проводим сопоставление каждого испытуемого с каким-либо другим по всем характеристикам. Вместо этого испытуемые распределяются по группам таким образом, чтобы было гарантировано наличие в каждой группе одних и тех же средних характеристик и одинаковое распределение каждой характеристики. Может так случиться, что не найдется двух испытуемых с одинаковым набором характеристик пола, возраста, расовой принадлежности и профессии, однако каждая группа будет характеризоваться одним и тем же количеством мужчин и женщин, одинаковым средним возрастом и т. п. Более того, группы будут характеризоваться очень близким распределением этих характеристик среди их членов. Контроль за распределением частот практикуется чаще, чем точный подбор соответствий, однако у него есть два существенных недостатка. Во-первых, он позволяет одновременно контролировать только одну переменную. Пользуясь методом распределения частот, можно, например, получить две группы с одинаковым количеством испытуемых в возрасте старше 40 лет и одинаковым количеством чернокожих граждан, однако нет никакой гарантии, что все испытуемые старше 40 лет не окажутся неграми в одной группе и белыми в другой. Если именно так и случится, две группы в действительности не будут сходными. Во-вторых, данный метод не дает возможности контролировать факторы, которые воздействуют на реакции испытуемых, но не были выделены исследователем.Если окажется так, что контрольная и экспериментальная группа систематически различаются по этой неконтролируемой переменной, могут быть получены искаженные результаты.Третий метод формирования групп более гибок по сравнению с точным подбором соответствий. Это метод рандомизации. Испытуемый, выбранный из списка всех подходящих испытуемых, включается в группу посредством некоторого случайного процесса, например с помощью таблицы случайных чисел. Настоящая рандомизация не может быть достигнута с помощью процедур, имеющих случайный характер (вроде того, чтобы отобрать первых 30 человек, выразивших желание участвовать в эксперименте, в экспериментальную группу, а следующих 30 – в контрольную).

Рандомизация имеет большое преимущество, создавая у нас чувство уверенности, что все наши группы сходны между собой во всех отношениях, а не только с точки зрения переменных, которые мы считаем релевантными для эксперимента, поскольку при отборе большого числа испытуемых случайное распределение по группам гарантирует нейтрализацию различий между испытуемыми. Таким образом, рандомизация позволяет исключить любую альтернативную конкурирующую гипотезу, утверждающую, что наблюдаемые результаты объясняются какими-то систематическими различиями между группами, она является ключом к успешным лабораторным экспериментам.

6 Планирование и логика проведения психологического исследования.

Исследование в области психологии - сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленной на выявление, проверку и использование в практике новых способов, средств и приемов развития личности. Это - большой и трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных, истинных результатов, обусловлена замыслом исследования. Замысел исследования - основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения, организацию исследования, его этапы. Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит из трех основных этапов. Первый этап включает в себя выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования.. Второй этап работы содержит выбор методов и разработку методики исследования, проверку гипотезы, непосредственно исследование, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Третий , заключительный этап строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется. Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Обозначенные этапы, их содержание и специфика находят свое отражение при осуществлении планирования психологического исследования. Как известно, план исследования – это не только формальное административное требование или требование, вызванное необходимостью контроля, план является необходимой составной частью научной работы и начинающего, и опытного психолога-исследователя. Внутреннюю структуру плана исследования в принципе определяет логика научного познания.

План научно-исследовательских работ - основной документ управления всеми процессами психологического исследования. Сетевой график - документ планирования работ. С его помощью устанавливается последовательность и координация выполнения отдельных этапов, процедур, операций. План стимулирует психолога-исследователя к четкому определению целей и задач исследования, его ведущей идеи, проблем и гипотез. Он требует обоснованного решения вопроса об отношении гипотез и методов исследования, предопределяет единую логику всей работы. Научное исследование представляет собой познавательный процесс, имеющий свою логику и структуру деятельности. Однако это лишь самая общая характеристика исследовательского процесса. В каждом конкретном случае научный подход к проблеме и система методов находятся в прямой зависимости от предмета и цели исследования, задач и конкретных условий. Но все-таки можно обозначить некоторые необходимые фазы планирования психологического исследования, структурные особенности исследовательского процесса.

1. Начальная фаза планирования исследования - определение и формулировка проблемы. Обычно научный работник исходит из сформулированного в общих чертах центрального вопроса, который развивает в ряде частных, конкретных проблем. Этот этап исследования включает и разработку ведущей его идеи, т.е. главного направления. Ведущая идея должна обеспечить возможность всестороннего исследования проблемы.

2. Последующая фаза планирования исследования заключается в определении его цели, задач и гипотез. Исследователь формулирует цель и задачи исследования. Целью исследования является уточнение проблемы, вычленение на основе классификации и анализа отношений основных зависимостей, характеризующих явление, формулировка первичной гипотезы.Точной формулировке конкретных задач исследования и его гипотез уделяется особое внимание. При этом прежде всего важно определить теоретический уровень намечаемой научной работы, от чего зависит дальнейший план исследования. Существенной составной частью хода исследования является движение от гипотез, сформулированных в общем виде, к гипотезам, которые можно проверить при помощи эмпирического исследования.

3. Следующая фаза планирования исследования - выбор методов. На этой фазе исследователь выбирает и обосновывает методы, которые будут использованы, он определяет область сбора материала и планирует срок проведения исследования. Срок зависит от предмета исследования и его цели. Наиболее точная формулировка задач работы и гипотез позволяет исследователю провести этот выбор обоснованно. Методы исследования организуют его, объединяют все его этапы. В конкретной исследовательской работе научные работники пользуются не отдельно взятыми методами. Исследование представляет собою сложную деятельность, в которой применяется целая система методов. Выбор методов исследования, их система и способ использования зависят от общей направленности исследования.

4. На основе избранной системы методов планируется накапливание психологических фактов . Источником фактографического материала может быть, например, изучение психологических явлений, создание новой реальности путем экспериментирования и т.д. Надлежащая обработка фактографического материала - самая трудная часть исследования. Эта обработка включает качественный и количественный анализ данных в их различии и единстве. В числе исследовательских методов и способов могут применяться устные, письменные и практические испытания (тесты), психологический анализ документов, метод наблюдения, метод беседы, личностные опросники и т.д. Полученные таким образом первичные данные массового обследования могут упорядочиваться и обрабатываться методами математической статистики, при этом устанавливаются абсолютные и относительные частоты явлений, среднее арифметическое и другие средние величины, отклонения от средних значений и т.п. Так предполагается получение вторичных данных. Далее планируется теоретическое оценивание этих данных.

5. На следующей фазе научной работы исследователь определяет оценку ее результатов, сравнивает их с предшествующими теоретическими знаниями. Он ставит перед собой вопрос о реализации полученных теоретических знаний на практике. Таким образом, планирование психологического исследования в общих чертах выражает определенный целостный цикл развития научного познания. Вместо плана исследования в настоящее время часто используется исследовательский проект. Проект (исследовательский проект) - документ, который в отличие от плана включает не только вопросы содержания исследования, но и организационные и финансовые вопросы.

7 Программа и рабочий план психологического исследования.

Первое и главное требование - программа исследования должна быть, без программы, исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. При отсутствии ясной и четкой программы участники исследования не могут найти общего языка, тратят время на увязывание и уточнение вопросов. Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Это означает, что все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.

Четвертое требование - гибкость программы. Отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. Нередко программа разрабатывается в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, примерной формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная программа.Сама программа является серьезной частью научной работы и может быть опубликована как самостоятельная научная работа. Публикация программы подобна передаче лицензии на производство научного знания последовательности операций для их проверки

В.А. Ядов предлагает различать следующие элементы теоретико-прикладного исследования. Методический раздел программы: 1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. 2. Определение цели и постановка задач исследования 3. Уточнение и интерпретация основных понятий 4. Предварительный системный анализ объекта исследования 5. Развертывание рабочих гипотез Процедурный раздел программы: 1. Принципиальный (стратегический) план исследования 2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения 3. Набросок основных процедур сбора данных (методов и техник) 4. Схема анализа исходных данных

Рабочий план исследования - органическая часть программы. В нем поэтапно намечаются сроки проведения работы, если нужно фиксируются исполнители, составляется смета расходов, обосновывается численность сотрудников. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов исследования. При организации прикладного исследования важно четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что с точки зрения социологов может быть реализовано точно, что предположительно или вовсе не удастся. Если цель, задачи и возможные результаты не будут согласованы с заказчиком, то могут быть проблемы при подведении итогов.

8 Основные понятия дифференциальной психометрики в психодиагностике. Понятие об измерении

Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения, регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности, надежности и пр. выявляемых психологических свойств. Целесообразно разделять психометрию. на "общую" и "дифференциальную". Первая устанавливает числовые соответствия между каким-то свойством стимула (например, интенсивностью света, звука) и соответствующим ощущением определенной силы (яркостью, громкостью и т.п.). Дифференциальная психометрия выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми. Понятие "психометрия" впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом. Христиан Вольф впервые указал на возможность измерения в психологии. В области дифференциальной психологии психометрия является технологической основой для измерительной психодиагностики. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Психометрические требования :1) использование шкалы интервалов; 2) надежность; 3) валидность; 4) дискриминативность; 5) наличие нормативных данных.. Валидность методики означает соответствие ее тому, что с ее помощью изучается. "Валидность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме". Существуют разные типы и виды валидности, в которых отражены эти сведения. Ниже приведены некоторые типы. 1) Практическая валидность х арактеризует тест не столько со стороны его психологического содержания, сколько с точки зрения его ценности в отношении достижения определенной практической цели. Выделяют подтипы практической валидности: прогностическая и совпадающая. Тест с высокой прогностической валидностью позволяет сделать прогноз, насколько успешно испытуемый будет выполнять определенную деятельность впоследствии. Тест с высокой совпадающей валидностью позволяет ответить на вопрос: "Какова вероятность того, что индивид Х обладает свойством У в настоящий момент времени?" 2) Валидность по объему показывает, в каком объеме, в какой мере психическое свойство отражено в методике. 3) Оценочная валидность выражает степень корреляции (соответствия) между показателями, полученными испытуемыми по данному методу, и оценками измерительного свойства со стороны экспертов. 4) Внешняя валидность означает , что впечатление, которое создается у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом и сугубо внешней стороной тестирования, соответствует заявленному содержанию метода. Эффективная методика может быть создана, если она прошла все этапы валидации, то есть когда приняты меры для придания ей как содержательной валидности (см. общее значение понятия валидности выше), так и практической. Требование надежности Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем же результатам при использовании этого метода разными людьми или при повторном применении данного метода одним и тем же человеком с целью оценивания одного и того же психологического свойства". О высокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен. В качестве критериев точности можно отметить следующие: 1) При повторном применении метода к тем же самым испытуемым в одних и тех же условиях через определенный интервал времени результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой. 2) Действия случайных посторонних факторов не оказывают существенного влияния на результаты тестирования. 3) При повторном применении метода к тем же самым испытуемым через определенный интервал времени в измененных условиях результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой. Под измененными имеется в виду следующие условия: другой экспериментатор, состояние респондента и др. 3. Дискриминативность Дискриминативность - это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно ""максимального" и "минимального" результатов теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей (d=1). При помощи тщательного конструирования теста можно обеспечить соответствующий уровень дискриминативности, а это именно то, в чем тесты значительно выигрывают по сравнению с другими формами испытаний. 4. Достоверность теста Особой разновидностью валидности является достоверность, которая требует специальных усилий и процедур по ее обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит 6 тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого и есть достоверность теста. Особенно остро эта проблема стоит в случае тестов-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

ИЗМЕРЕНИЯ Сначала нужно вспомнить, что представляет собой измерение. Измерить - значит определить какой-либо мерой величину измеряемого. Для этого нужно, чтобы были соблюдены по крайней мере два условия. П е р в о е у с л о в и е касается самого измерительного инструмента: он должен иметь на протяжении всего измерения одну и ту же, тождественную самой себе меру. Нельзя измерять инструментом, у которого нет такой тождественной с