Международный день памяти холокоста. История нелюбви к евреям. Международный день памяти жертв Холокоста

«Спасибо за жизнь» - слова, выведенные на траурной ленте венка, с которым ехали в деревню Поречье Пуховичского района бывшие малолетние узники Минского гетто, все время притягивали взгляд. Почему спасибо именно этой деревне? В конце октября 1943 года жители Поречья приняли в своих домах и спасли от смерти 40 мальчиков и девочек - пленников Минского гетто, которым удалось выйти из узилища. Однако и дальше детей ожидала бы неминуемая гибель, если бы в море смерти, захлестнувшем тогда мир, не сохранилась людская доброта.

Пока автобус с участниками мемориальной акции, посвященной Международному дню памяти жертв Холокоста и организованной благотворительным объединением «Гилф», иудейской религиозной общиной «Бейс Исроэль», международными благотворительными общественными организациями «Диалог» и The Together Plan (Беларусь - Великобритания), неспешно, но уверенно пробирался по залитой солнцем зимней дороге, обрамленной высокими заснеженными елями, больше хотелось думать о чем–то сказочном, приятном, чудесном. Всего–то сто километров от Минска - и такая девственная природа. Красиво! «Да, красиво...» - соглашается Майя Исааковна Крапина, одна из тех сорока детей, спасенных крестьянами Поречья, и сегодня уже вообще одна оставшаяся из них здесь, в Беларуси (трое еще живут за пределами страны). И добавляет: «Мы по этой дороге от самого города шли пешком, в конце пути старшие меня несли на руках...» Всё! Какая сказка, когда здесь такая беспощадная реальность. И уже снова взгляд приковывает не пейзаж за окном, а тот самый траурный венок с надписью «Спасибо за жизнь» и стоящие рядом с ним корзинки с цветами памяти...

Они всегда вместе: Раиса Семашко, Виктор Черный – Праведники народов мира (крайние слева и справа) и бывшие малолетние узники Минского гетто Фрида Рейзман и Майя Крапина (в центре)

Потом Майя Исааковна деловито подсказывает водителю, на каком повороте куда сворачивать. Дорогу в Поречье она выучила лучше некуда. И не потому, что прошла ее пешком - то было как страшный сон. Уже после войны часто приезжала в деревню, как в родной дом, к родным людям, к своей Насте - Анастасии Зиновьевне Хурс, в доме которой полуживая девочка когда–то вернулась к жизни. Спустя годы Майя Исааковна и Фрида Вульфовна Рейзман, еще один чудом выживший в пламени Холокоста ребенок войны, поставили в Поречье памятник в благодарность жителям за спасение. На черном мраморе выбиты слова: «Во время Великой Отечественной войны (1941 - 1944) жители д. Поречье совершили подвиг, спасая еврейских детей, бежавших из Минского гетто. От спасенных...» Теперь за святым местом присматривают сами сельчане и, конечно, помогает местная пуховичская власть.


Елена Хурс

Фрида Вульфовна тоже называет Поречье родным домом. Из этих мест, из Шацка, родом ее отец, здесь погиб дед - его застрелил нацист. И сама она спасалась после Минского гетто в партизанском отряде под командованием Израиля Лапидуса - совсем рядом с Поречьем. Так что «привязка к местности» и у нее ого какая! Выступая на митинге, Фрида Вульфовна обратилась с трогательным призывом к местной власти: давайте назовем Поречье «Деревней Доброты». Но, думается, усилия административных структур здесь не понадобятся. Доброту приказом или постановлением не «учредишь», она либо есть, либо ее нет. А Поречье давно уже получило свой почетный статус - в сердцах людей, потому как всем нам воздается по делам нашим.

Уже после окончания митинга памяти я услышала, как стоявшая в сторонке женщина в годах - местная жительница - негромко произнесла: «У нас дома тоже прятались еврейские дети...» К сожалению, их дальнейшей судьбы 82–летняя Елена Хурс не знает. Даже имен не запомнила, хотя вместе жили, играли. И диплома Праведника народов мира в семье нет. Но Елена Францевна по такому поводу не переживает: не ради наград и почестей забрала к себе в дом тех несчастных детей ее мама: просто - а как по–другому? Как выставить за порог голодного, замерзшего, больного, осиротевшего ребенка. Пусть чужого. Пусть «опасного». Но - страдающего.

«Это было событие далеко не маленького масштаба, это был необыкновенный подвиг, ведь каждый спаситель находился под прицелом. Спасенные дети никогда не забывали о том, и мы тоже помним» - как реквием звучали слова председателя иудейской религиозной общины Минска «Бейс Исроэль» Давида Старобинского.

Традиционно в память о 6 миллионах жертв нацистского геноцида, жертв Холокоста, зажигаются 6 символических поминальных огней. В Поречье, а затем в музее–галерее в Марьиной Горке на встрече со школьниками одну из таких сакральных свечей зажигали Праведники народов мира Раиса Кирилловна Семашко и Виктор Алексеевич Черный. Теперь в белорусском списке праведников значится более 900 имен. И каждый год он пополняется. Но только строками списка. Живых людей остается все меньше и меньше: в Минске - десять, по стране - около сорока...

Майя Крапина и Фрида Рейзман возле памятника благородным жителям Поречья

Небольшой холм, на котором находится памятник жителям Поречья, можно назвать пантеоном. Здесь же расположен мемориал, посвященный партизанам бригады имени Калинина, чуть в сторонке - могилы погибших защитников Родины и священника пореченской православной церкви Якова Слабухо. В войну батюшка также получил награду - медаль «Партизану Отечественной войны» I степени - за то, что помогал партизанам и у себя за церковными стенами прятал еврейских детей во время немецких облав. Свои действия священник объяснял просто: «Перед Богом все едины».

Едина и наша общая память о тех годах и событиях.

Дата

27 января - Международный день памяти жертв Холокоста. Установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года и приурочен к дате освобождения советскими войсками узников нацистского лагеря смерти Аушвиц, жертвами которого в 1941 - 1945 годах стали не менее 1,4 миллиона человек, из которых 1,1 миллиона - евреи.

Вторая мировая война, в которой принимала участие большая часть европейских государств, стала периодом жестокого геноцида еврейского народа. По общеизвестным данным, Холокост пережило такое же количество евреев, как и погибло. Только в бывшем СССР в годы войны было уничтожено более полутора миллионов человек этой национальности. Этому трагическому явлению посвящен всемирный памятный день.

Когда проходит

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Он был установлен 1 ноября 2005 г. резолюцией № 60/7 Генеральной Ассамблеи ООН. В 2020 году дату справляют 15-й раз.

В некоторых странах есть свои дни почтения памяти пострадавших в период Холокоста, связанные с конкретными событиями:

  • Израиль - 27 нисана (еврейский календарь);
  • Латвия - 4 июля;
  • Венгрия - 16 апреля;
  • Румыния - 9 октября.

Кто празднует

27 января жители всей планеты вспоминают о мучениках Холокоста: почитают оставшихся в живых и скорбят по погибшим.

История и традиции праздника

Дата Международного дня памяти жертв Холокоста имеет символическое значение. Она приурочена ко дню освобождения узников нацистского концлагеря в Освенциме советскими войсками. Данное событие произошло 27 января 1945 года.

Само слово «холокост» взято из древнегреческого языка и в переводе на русский означает «всесожжение, уничтожение огнем». В современном мире оно используется в контексте жестокой политики нацистов, направленной на уничтожение еврейского народа.

С каждым годом участников ужасных событий становится все меньше, но воспоминания о них продолжают оставаться в сердцах многих людей. Это не просто памятная дата, но и международный протест любым проявлениям антисемизма и геноцида.

В мире возведено множество памятников и организована работа музеев в честь памяти более 6 млн. евреев, ставших жертвами нацистов.

В этот день проходят международные конференции, всемирные тематические форумы под девизом «Жизнь народу моему». Главной целью таких заседаний и сопутствующих мероприятий является формирование соответствующей культуры предупреждения подобных событий в будущем, борьба с предрассудками и воспитание толерантности к традициям и культуре других народов. Человечеству стоит научиться извлекать уроки из прошлого. Начинать нужно, как известно, с самих себя.

Международный день памяти жертв Холокоста отмечают 27 января. Праздник был утвержден в 2005 году на специальном заседании генеральной Ассамблеи ООН, приуроченной к шестидесятой годовщине освобождения нацистского концлагеря. За основу даты был взят день освобождения советскими войсками Освенцима - печально известного концлагеря, находившегося в годы войны на территории Польши.

Печальная статистика свидетельствует, что за период своего действия Освенцим погубил не менее полутора миллионов невинных людей, в числе которых женщины и маленькие дети. Во многих странах 27 января проходят траурные церемонии. Почитая память невинных жертв, граждане возлагают венки и цветы к мемориальным доскам и памятникам.

В Германии День памяти жертвам концлагерей существует с 1969 года, а в Британии его отмечают с 2001. Печальная праздничная дата не позволяет забыть о жертвах Холокоста и дает возможность гражданам всего мира почтить их память.

В конце января есть скорбная дата -
Мы чтим память тех, кто не должен уйти,
Мы чтим души тех, кто ушел прямо в небо
От злых, бессердечных, жестоких людей
Холокост... Это страшное слово,
Это слезы из глаз миллионов детей,
Это крики и редкие стоны погибших,
Это сотни разрушенных судеб людей.
Гуманизм - это слово нацисты не знали,
Ими правили гнев и безумство крови,
Они любили себя лишь, и точка,
Истребляли другие народы земли.

Свечи зажгли - печальных россыпь звезд
Мы память чтим минутою молчанья,
Всех жертв беды с названием Холокост,
Которой не находим оправдания.

Печаль о них в сердцах своих несем.
Мы не забыли, нет, ми не смирились.
Спустя года готовы сделать все,
Чтоб это никогда не повторилось.

Сегодня в этот скорбный день
Мы вспомним всех жертв Холокоста,
Тех, кто в концлагерях погиб,
Помянем и детей, и взрослых,
Они прошли ад на земле
И испытали страха море,
Помолимся, чтоб никогда
Не повторилось это горе!

Забвению предать нельзя, нельзя оставить в прошлом
Ту боль и кровь, что Холокост принес,
Мученья узников... Кричат они истошно...
Истерзанными полнится погост.

Пусть помнят в этот день народы мира
Про страшный геноцид нацистского зверья.
И пусть хранят наш мир святые силы,
Глаза от слез пусть никогда не заблестят.

Сегодня скорбный день,
Мы вспомним о погибших,
Всех жертвах Холокоста,
В сердцах навек застывших.

Помолимся тихонько,
Прощения попросим,
За каждого и всех,
Имен у них не спросим.

Жертв Холокоста нынче вспомним,
И сердце боль сожмет в тиски,
Сегодня день вселенской скорби,
Большого горя и тоски.

Пусть не сотрет события память,
И мир пусть дань свою отдаст,
Всегда пусть мир и понимание
Господствуют везде у нас.

Жестокость тех безумных лет
Нам вспоминать непросто.
Помянем нынче все, друзья,
Мы жертв несчастных Холокоста.

Пускай не забывает мир
Людей невинных тех страдания.
Пусть понимание придет
И в жизни наши, и в сознание.

Сегодня жертвы Холокоста
Мы вспоминаем, да, непросто
Боль эту переоценить,
Нам повезло, что в мире жить
Сейчас мы можем повсеместно,
Пусть же не будет вновь известно
Нигде истории такой,
Пусть счастлив будет люд любой
Национальности и веры,
И пусть подобные примеры
Нам всем не встретятся нигде,
Нет, не бывать такой беде!

Сегодня для многих трагический день.
История бросила здесь свою тень.
О том, что случилось в годы войны,
В день памяти все мы вспомнить должны.

Как немцы, фашисты, людей собирали,
Евреев, поляков они выбирали,
Вели на расстрел, на сожжение тех,
За то, что жили на территории их.

Расправы чинили еще и над теми,
Кто в плен попадал или над безнадежно больными.
И только за то, что господство решили
Устроить свое во всем этом мире.

Вспоминать тяжело всем нам те времена,
Особенно тем, у кого и жена,
И дети, и братья в концлагерях тех погибли.
Родные военнопленных им в Терезине мемориал воздвигли.

27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Это дата – первый всемирный день памяти, посвящённый жертвам нацисткой жестокости. В 2007 году его утвердила Генеральная Ассамблея ООН. Это было необычное заседание, оно началось минутой молчания в память о жертвах Холокоста. И самое главное – на нём присутствовали не только политики, там были люди, которые знают о Холокосте не понаслышке: им удалось пережить пытки нацистов. Заседание Ассамблеи в тот день было настоящим историческим событием.

Что такое "Холокост"

Слово «Холокост» было заимствовано в английский из латинской Библии, оно означает «всесожжение» или «жертва всесожжения». Хо-ло-кост, прислушайтесь, как страшно оно звучит… Сегодня под этим термином понимают массовое уничтожение различных социальных и этнических групп во время существования нацистской Германии.

Холокост представляет собой чудовищную попытку нацистов полностью истребить еврейский народ. Гитлеровцы сумели создать масштабную, хорошо отлаженную систему по уничтожению людей, которая почти никогда не давала сбоев. Бесперебойно функционировали гетто, концентрационные лагеря, создавались бесчисленные списки потенциальных жертв.

Холокост по праву может быть назван одним из самых чудовищных и непростительных преступлений, которые когда-либо были совершены человечеством. Сегодня уже очень трудно говорить о точных цифрах жертв Холокоста. Общепринятыми считаются данные о шести миллионах загубленных судеб. Это число фигурировало в обвинительных заключениях Нюрнбергского процесса. Шесть миллионов - это лишь сухие цифры. Горе нельзя измерить. За этими цифрами кроется боль, отчаяние, сломанные жизни.

Концлагерь "Освенцим"

Дата 27 января выбрана неслучайно. Именно в этот день произошло освобождение Освенцима . Генеральная Ассамблея призывала страны-участники никогда не забывать страшные уроки Холокоста, проводить активную просветительскую работу среди населения, в особенности, среди молодёжи. Создание памятников, мемориалов, проведение траурных мероприятий позволит предотвратить геноцид в будущем.

Освенцим – это самый большой по количеству жертв концентрационный лагерь в истории. Это целый комплекс, состоящий из нескольких подсистем. Туда входили: лагеря смерти, лагеря принудительного труда и, собственно, концентрационный лагерь.

Одной из форм геноцида в лагере являлся труд, который между собой нацисты именовали «уничтожением работой». Условия содержания заключённых были поистине нечеловеческими. Бараки были всегда переполнены, на одну койку приходилось около пяти пленников. Бараки не защищались ничем ни от холода, ни от жары, ни от влаги. Заключённые испытывали постоянный голод. Скудная еда зачастую вызывала у них диарею. В таких условиях молниеносно развивались инфекционные заболевания. Большинство пленных в Освенциме оставались в живых всего несколько недель. «Механизм смерти» работал на полную мощность.

Побег из Освенцима был нереален. Лагерь окружали заборы с натянутой под напряжением колючей проволокой. Было возведено большое количество вышек с часовыми.

27 января концлагерь Освенцим был освобождён советскими войсками под командованием маршала Конева. И по сей день страшные снимки огромных груд личных вещей жертв Холокоста сеют подлинный страх в душах людей всего мира.

Сегодня в Освенциме открыт музей. Его посещают те, чьи близкие провели здесь последние дни своей жизни. Сюда приходят и те, чьи судьбы Бог уберёг от этого зловещего места, где много лет назад все человеческие ценности утратили всякий смысл.

День памяти жертв Холокоста в разных странах чаще всего приурочен к событию, произошедшему в этом государстве. Так, в Венгрии это 16 апреля. Именно в этот день 1944 г. евреи стали массово переселятся нацистами в гетто.

В Израиле это 27 нисана по еврейскому календарю. В этот день произошло восстание в Варшавском гетто.

Латвийский день памяти жертв Холокоста отмечается 4 июля. В этот день в 1941 г. все рижские синагоги были сожжены нацистами.

Для нас Холокост сегодня – это память. Память о торжестве человеческого духа над палачами, о непростительном и чудовищном преступлении. Это и предостережение для каждого из нас.

Холокост – давно устоявшийся термин, который означает массовое уничтожение нацистами еврейского населения Европы (в переводе с греческого это слово означает “всесожжение”, другое значение – катастрофа). В 1933-1945 годах систематическим преследованиям подверглись 60 процентов еврейского населения Европы. На территории бывшего Советского Союза погибло около двух миллионов 900 тысяч человек еврейской национальности.

Известно, что почти столько же человек еврейской национальности пережило оккупацию, сколько и погибло. Каждому из тех, кому удалось спастись, кто-то помог укрыться, рискуя собственной жизнью.

С 1953 года Израиль присуждает людям, скрывавшим евреев в годы Холокоста, почетное звание Праведника народов мира. На сегодняшний день в мире насчитывается около 15 тысяч праведников, в том числе около 3,5 тысяч граждан бывшего СССР.

1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 60/7, в которой постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста. 27 января был избран потому, что именно в этот день в 1945 году Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша). За время существования этого концлагеря в нем погибло, по разным оценкам, от 1,5 до 2,2 млн человек.

“Холокост, приведший к истреблению одной трети евреев и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем народам предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предвзятость”, – говорится в резолюции ГА ООН. Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия и США, а их соавторами – еще более 90 государств.

Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.

Антиеврейская политика нацистской Германии (1933-39 гг.)

Антисемитская идеология была положена в основу программы Национал-социалистичеcкой партии Германии (NSDAP), принятой в 1920, и обоснована в книге Гитлера «Моя борьба». После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Ее первой жертвой стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 тыс. человек. «Окончательное решение» (от нем. Endlosung) еврейского вопроса в Германии, а позднее в оккупированных нацистами государствах предполагало несколько этапов. Первый из них (1933-39) состоял в принуждении евреев к эмиграции посредством мер законодательного характера, а также пропагандистских, экономических и физических акций против еврейского населения Германии.

1 апреля 1933 нацисты организовали по всей стране «бойкот еврейских магазинов и товаров». Спустя 10 дней был принят Декрет, определяющий статус «неарийца», который был присвоен евреям. Они изгонялись с государственной службы, из школ и университетов, медицинских учреждений, средств массовой информации, армии и судебных учреждений. Нацистская пропаганда небезуспешно создавала из евреев образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах страны. 10 мая 1933 в Берлине состоялось массовое сожжение книг, написанных «неарийцами».

Принятые в сентябре 1935 на съезде нацистской партии в Нюрнберге законы «О гражданах рейха» и «Защите немецкой чести и немецкой крови», а также принятые два месяца спустя поправки к ним юридически оформили лишение евреев Германии всех политических и гражданских прав. Последующие законодательные акты принудительно обязывали евреев владельцев предприятий и фирм передать их «арийцам». Мужчинам и женщинам с нееврейскими именами предписывалось вписать в паспорта «Израиль» или «Сара» (впоследствии также букву «J», от нем. Jude еврей). После аншлюса Австрии создается специальное бюро для «добровольной эмиграции евреев» во главе с начальником «еврейского отдела» Управления Имперской безопасности Рейха (РСХА) К. Эйхманом.

Состоявшаяся 5 июля 1938 во французском городе Эвиан-ле-Бен международная конференция по проблемам еврейских беженцев показала, что ни одна страна Запада не готова принять евреев Германии. Символом равнодушия к их судьбе стал пароход «Сент-Луис» с еврейскими беженцами на борту, не допущенный в территориальные воды сначала Кубы, а затем США.

В ноябре 1938 мир был потрясен событиями «Хрустальной ночи», организованными гестапо в ответ на убийство в Париже немецкого дипломата, совершенное после насильственной депортации в Польшу 15 тыс. евреев. В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. 91 еврей был убит, несколько тысяч ранены, десятки тысяч отправлены в концентрационные лагеря. На еврейскую общину Германии была наложена контрибуция в 1 млрд. марок «за причиненный ущерб». 24 января 1939 Геринг издал распоряжение «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». В целом накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев. Более быстрым темпам эмиграции препятствовали высокая степень ассимилированности немецких евреев, невозможность массового выезда не только на территорию Палестины, находившейся под мандатом Великобритании и незаинтересованной в еврейских переселенцах, но и в другие государства мира.

«Окончательное решение» еврейского вопроса в Европе

После захвата Польши под контролем нацистов оказалось более 2 млн. евреев этой страны. 21 сентября 1939 был издан приказ шефа РСХА Р. Гейдриха о создании специальных еврейских кварталов (гетто) в городах вблизи крупных железнодорожных станций. Туда же переселялись евреи из прилегающей сельской местности. Первое гетто было создано в г. Петроков-Трибунальский в октябре 1939. Самое крупное гетто Европы находилось в Варшаве (создано в конце 1940). Здесь 500 тысяч евреев треть населения города были размещены на улицах, составлявших не более 4,5 % территории Варшавы. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. На проведенной 20 января 1942 в пригороде Берлина Ван-Зее конференции, подготовленной Гейдрихом и Эйхманом, был вынесен смертный приговор 11 млн. евреям 33 стран Европы. Для их уничтожения на территории Польши (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме) создавалось 6 лагерей смерти. Главным из них (с использованием газовых камер и крематориев) стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, где погибло свыше 1 млн. 100 тысяч евреев из 27 стран.

Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, заключались в гетто, концентрационные лагеря или депортировались. В лагерях смерти и гетто на территории Восточной Европы (включая оккупированные области СССР) были уничтожены 200 тыс. евреев Германии; 65 тыс. Австрии; 80 тыс. Чехии; 110 тыс. Словакии; 83 тыс. Франции; 65 тыс. Бельгии; 106 тыс. Нидерландов; 165 тыс. Румынии; 60 тыс. Югославии; 67 тыс. Греции; 350 тыс. Венгрии. Подавляющее число мирных граждан всех этих стран, погибших от рук нацистов и их пособников, составили евреи. Наиболее ощутимые жертвы (свыше 2 млн. человек) понесла еврейская община Польши (помимо этого более 1 млн. бывших польских евреев погибли на территориях, отошедших осенью 1939 к Советскому Союзу).

Холокост на территории СССР

Систематическое уничтожение мирного еврейского населения нацистами было начато (впервые в Европе) сразу же после нападения Германии на Советский Союз. В нем участвовали 4 айнзацгруппы СС «А»,«В», «С» и «D», приданные соответствующим группам войск вермахта, полицейские батальоны СС и тыловых частей вермахта, местные коллаборационисты, союзники нацистской Германии. Тезис о борьбе с «жидобольшевизмом», при помощи которого советские евреи отождествлялись с коммунистами как главными врагами рейха, стал одним из лейтмотивов нацистской пропаганды, в т. ч. в периодических изданиях для жителей оккупированных советских территорий. Любые акты сопротивления оккупантам в первые месяцы войны объявлялись «еврейскими акциями», а жертвами ответного террора становились преимущественно евреи (так мотивировались расправы с евреями Киева, где в Бабьем Яре 29-30 сентября 1941 было уничтожено несколько десятков тысяч евреев, и Одессы).

Айнзацгруппы уничтожали всех евреев в сельской местности, а также в городах в зоне немецкой военной администрации (восточнее Днепра). Уничтожение зачастую проводилось в самих населенных пунктах, на глазах у других жителей. В зоне гражданской администрации было создано несколько сот гетто, самые крупные из которых в Минске, Каунасе и Вильнюсе просуществовали до середины 1943. Они изолировались от остального населения колючей проволокой, внутреннее самоуправление осуществляли «юденраты» (советы старейшин), назначавшиеся нацистами для сбора контрибуции, организации рабочей силы и предотвращения эпидемий, а также распределения продуктов питания. Периодически проводимые расстрелы узников гетто, а затем и ликвидация всех их обитателей (за исключением переведенных в рабочие лагеря нескольких тысяч специалистов) свидетельствуют, что нацисты рассматривали гетто как промежуточный этап в «окончательном решении» еврейского вопроса. Лишь на территории Транснистрии, захваченной румынскими войсками, уцелело около 70 тыс. узников гетто. Более 2 млн. евреев, проживавших на территории СССР на 22 июня 1941, погибли от рук нацистов и их пособников (уже в первые дни войны нацисты инспирировали еврейские погромы силами местных националистов в Литве и Западной Украине).

Еврейское Сопротивление

Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто, начавшееся 19 апреля 1943, первое городское восстание в оккупированной нацистами Европе. К его годовщине приурочен День памяти евреев жертв нацизма и героев Сопротивления, отмечаемый ежегодно во всех еврейских общинах мира. Восстание продолжалось несколько недель, почти все его участники погибли с оружием в руках. Успешным было восстание и побег нескольких сот узников из лагеря смерти Собибор, организованное советским военнопленным евреем А. Печерским. Подпольные группы, организовавшие вооруженное сопротивление, а также побеги узников и снабжение партизан оружием и медикаментами, существовали в минском, каунасском, белостокском, виленском гетто. Еврейские партизанские отряды и группы общей численностью около 30 тыс. чел. сражались в лесах Белоруссии, Литвы, Украины. Полмиллиона советских евреев воевали с нацистами на фронтах Великой Отечественной войны.

Мемориалы Холокоста

В память 6 млн. евреев жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Вашем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме.

https://www.inmoment.ru/holidays/holokost.html