Национальная политика александра 2 план параграфа. Внешняя политика Александра II

Цель данной статьи - познакомить кратко читателя с внутренней и внешней политикой Александра II. Александра второй по праву называют царем-освободителем и царем-реформатором. Перемены, произошедшие в России при его правлении, носили радикальный характер и значительно изменили характер ее развития. Внешняя политика была довольно успешной, Россия значительно укрепила свои позиции и расширила сферы влияния.

  1. Видео

Внутренняя политика Александра II

Внешняя политика Александра II

  • Главной задачей Александра II при воцарении стало более или менее достойное завершение позорной Крымской войны, во время которой выявилась чудовищная отсталость России. Потеря по итогам войны флота и баз на Черном море, значительный удар по позициям России в восточном вопросе определили дальнейшую внешнюю политику в плане пересмотра итогов Крымской войны.
  • Александр II придерживался тактики накапливания и собирания сил перед решающим выступлением. Проведение необходимых внутренних реформ наряду с военными преобразованиями позволили ему в 1877 г. под предлогом защиты славянского населения объявить войну Турции. Начался новый этап в разрешении восточного вопроса. Военные действия показали, что Россия вновь является серьезным участником мировых событий.
  • Победоносное и достаточно уверенное завершение войны в 1878 г. дало независимость части славянских народов Турецкой империи. Россия получала огромную контрибуцию с Турции, ей возвращались территории, потерянные в Крымскую войну. Положения предварительного мирного договора были правда существенно пересмотрены при участии западных стран, боявшихся усиления России, на Берлинском конгрессе (1878), однако факт возрождения российского могущество был признан всеми.
  • Другим направлением внешней политики Александра II стало укрепление позиций на Дальнем Востоке и в Средней Азии, окончательное формирование территории Российской империи. В Средней Азии соперниками России выступали три мусульманских царства: Кокандское, Бухарское и Хивинское. Ряд русских военных походов привели к их разгрому. К середине 80-х гг. Средняя Азия полностью вошла в состав империи. На Дальней Востоке Россия действовала с помощью соглашений и договоров с Китаем. Удачная дипломатия привела к присоединению к России Амурской области и Уссурийского края.

Значение внутренней и внешней политики Александра II

  • Александр II получил в свои руки страну, потерпевшую поражение в войне, находящуюся в тяжелом положении, отстающую от западных держав по целому ряду показателей. Успешность его политики выразилась в том, что к концу его правления в стране были осуществлены важнейшие преобразования, которые при дальнейшем развитии могли бы сделать Россию мировым лидером. К сожалению, плодотворная политика была свернута.
  • Россия добилась серьезных успехов на мировой арене. Были устранены последствия Крымской войны, закреплены окончательные границы Российской империи на окраинах. Россия занимает свое место в новой системе складывающихся военно-политических союзов.

Национальная политика Александра II

9 класс

Цели :

    Образовательные

    формировать у учащихся знания об особенностях национальной политики правительства Александра II

    подвести к пониманию проблем России как многонационального и многоконфессионального государства

    создавать у школьников представление о положении некоторых народов, входящих в состав Российской империи (поляки, евреи, украинцы, белорусы, горцы)

    обеспечить усвоение новых понятий и терминов: "сепаратизм", "антисемитизм", "громады"

    напомнить и закрепить такие понятия и термины как: "империя", "имам", "имамат", "Сейм"

    Развивающие

    продолжить формировать умение сравнивать и обобщать

    развивать память, внимание и воображение учащихся

    развивать и обогащать речь учеников

    Воспитательные

    воспитывать толерантное отношение к другим народам

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этап урока

Методические приемы

Хронометраж

Основное содержание

Деятельность учеников

Примечания

(для самоанализа)

Орг. Момент

Приветствие

Перекличка

Настрой

(1 мин.)

Добрый день! Я рада вас видеть! Присаживайтесь.

Ребята, кто сегодня отсутствует? (отмечаю)

приветствие

сообщают, кто отсутствует

слушают, достают всё необходимое, успокаиваются, настраиваются

Домашнее задание

(1 минута)

Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание

ДЛЯ ВСЕХ: параграф 20, устно ответить на вопросы после него

ПО ЖЕЛАНИЮ: письменно выполнить творческое задание "Петиция к царю" (напишите прошение императору от лица польского, украинского народа, с просьбой о тех или иных привилегиях; обязательно обоснование)

Отвечаю на вопросы

Записывают, задают вопросы

Проверка д/з

(проверка – 7 мин плюс 1 мин. инструктаж по выполнению работ = 8 мин)

Уплотненный опрос:

    тестирование

    работа по карточкам

    контрольная беседа

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, проверим то, как вы усвоили предыдущий. Сделаем это следующим образом: часть будет решать тесты, часть работать по карточкам, и с троими "счастливчиками" мы побеседуем. Делать это мы будем одновременно. Я раздаю вам работы, вы их подписываете, пишете в этих же листах. Читайте внимательно, там все написано: где подписать, сколько времени дается на выполнение, сколько правильных вариантов. Один раз я озвучу, потом читайте сами, чтобы не было лишних вопросов. Показываю бланк и комментирую: здесь подписываете, вариантов ответа может быть несколько, выполняете в течение 7 минут. Варианты разные, вопросы разные, отсюда вас всех прекрасно видно, после 2-ух замечаний я, не принимая вашей, работы ставлю "2", поэтому лучше худо бедно, но зато сами.

Убираем всё со столов, оставляем только пишущую ручку.

Вопросы есть? Работайте внимательно, аккуратно и тихо. Можете начинать.оценку по пройденной теме.

Одновременно:

Часть учащихся пишет тест,

часть - работает по карточкам, 3-4 человека (первые парты второго ряда) беседуют со мной (контрольная беседа)

.

Национальный вопрос этой эпохи стоял очень остро не только в России, но и в Европе. В это время были совершены революции в Греции, Хорватии и в других регионах. Общая волна либеральных идей и революций не могла не затронуть Россию, которая была многонациональной страной, и многие народы которой тайно или явно мечтали о самостоятельности. Поэтому национальная политика Александра 1 строилась таким образом, чтобы давать народам, особенно проживающим на окраинах, такое количество свобод и прав, которые бы соответствовали и их интересам и интересам России.

Положение в Финляндии

Национальные европейские революции 40-х годов 19 века побуждали Российскую Империю искать особые пути управления своими окраинами. Наиболее ярко это выразилось в национальной политике Александра 2 в Финляндии. Этот император продолжил политику Николая 1 и Александра 1, которые наделили этот регион обширной автономией. При Александре 2 активно начал работать финский сейм, который при Николае 1 созывался всего несколько раз. Для решения национальных проблем в данном регионе, император наделил Финляндию широкими правами и полномочиями:

  1. Великое княжество финляндское получило право иметь собственную армию. Случилось это в 1878 году с созданием финских стрелковых батальонов.
  2. Армия финляндского княжества состояла исключительно из местных жителей. Она подчинялась местному генерал-губернатору, имела собственный устав, и фактически была самостоятельной единицей, несильно подконтрольной Российской империи.
  3. Княжеству позволялось вести независимую политику в области образования. Во всех учебных заведениях обучение велось на финском языке.
  4. В 60-х годах XIX века в Финляндии были введены собственные деньги.
  5. В княжестве создавалась собственная таможня, которая контролировала не только грузы, направляемые за границу и получаемые оттуда товары, но и пересечение финской границы с Российской Империей.

Александр Второй дал Финляндии огромную самостоятельность. Если раньше можно было говорить о том, что автономия имела только ряд привилегий, то сейчас Финляндия была полноценным государством в государстве. Она никак не зависело от Петербурга и могла отлично существовать самостоятельно.

Польские земли

Национальная политика России этого периода в Польском царстве заключалась в усиление контроля над регионом. Если в Финляндии расширялись права автономии, то в Польше, наоборот, шло ужесточение центральной власти. Это связано не с отсутствием последовательности в руководстве страны, а с очень сильными националистическими идеями поляков. Ещё при Александре 1 они высказывали недовольство очень либеральной для своего времени Конституцией, которую император даровал этому региону, а при Николае 1 случилась первая польская революция. При Александре 2 прошла вторая польская революция.

События в Европе, когда в целом ряде государств произошли революции, нашли отражение во взглядах Польши. Местное дворянство по-прежнему вынашивало идею создания независимой Речи Посполитой. В это время всю элиту и всё население Польши можно было разделить на два больших лагеря:

  • Правые. Боролись за полную отмену крепостного права и полную независимость Польши. Эти люди были с чем-то схожи с большевиками, уверенными, что независимость страны можно получить только за счёт революции и террора.
  • Левые. Боролись за отмену крепостничества и за предоставление региону автономии в составе России.

В 1863 году в Польше вспыхнуло восстание. Его поддержали и Правые и Левые, но Правые очень быстро объявили себя Временным правительством, объявили о полной свободе крестьян и о свободе Польши. Это был очень тонкий ход, поскольку они не просто освободили крестьян, а сделали их собственниками своих земельных участков. Это делалось для того, чтобы крестьяне встали на сторону Революции и поддержали польское дворянство в борьбе с Россией . Нужного эффекта это не привело, поскольку Александра 2 сработал на опережение. Он признал все положение, изданные в Польском царстве. Он признал крестьян свободными и наделил их земельными участками. В результате крестьяне в Революцию не были вовлечены, а дворянство без поддержки населения очень быстро проиграло. Революция была подавлена в 1864 году.

Польское восстание оказало огромное влияние на политику Империи не только в польских землях, но и во всех центральных районах страны. Понимая, что националистические идеи Польши очень сильные, Александр 1 после подавления восстания ещё больше урезал самостоятельность этого региона:

  1. Теперь на все ключевые посты в управлении Польшей назначались русские.
  2. Польское царство было официально отменено. Вместо него появился другой административный термин Привислинский край .
  3. Церковь оставалась католической, но назначались в эти церкви для служения русские священники.
  4. Польское дворянство было лишено всех привилегий, свойственных дворянам из других губерний Российской Империи.
  5. Польскому населению было полностью запрещено покупать или даже арендовать земли в других губерниях.

Западные губернии

Основные центры западных губерний Российской Империи эпохи правления Александра 2:

  • Киевский.
  • Белорусский.

Оба региона были пограничными, в результате чего здесь принимались особенные законы и особенные положения. Начнем с того, что крепостное право здесь было полностью отменено в 1863 году. Политика власти в отношении данного региона в 1860-70 годы имела следующие особенности: правительство старалось создать максимально комфортные условия для жизни простого населения, чтобы исключить здесь польский сценарий с революцией. Для этого было отменено было отменено крепостное право, крестьяне были наделены землей, барщина и оброк по-прежнему сохранялись, но величина их была снижена на 20%. Другими словами, здесь также как и в Финляндии шло расширение прав местного населения. Но если Финляндия воспринимала это как способ развития собственного государства, то Западные губернии, особенно украинские, использовали это исключительно для поднятия национальных и националистических движений.

Уже в 1860 году в Украине начинается нелегальное издание националистических книг и журналов на украинском языке. Это были откровенно националистические вещи, которые призывали бороться за независимость, за отмену русского языка и за отчуждение от России. Здесь важно отметить, что националистические идеи Украины возникли не из-за политики Александра 2. Это процессы, которые складывались десятилетиями и столетиями. Достаточно сказать, что еще в период Северной войны, немалая часть украинцев воевало на стороне шведов против России.

Еврейский вопрос

Либеральная политика в национальных вопросах, проводимая Александром 2, затронула и еврейскую проблематику. Правительство изменило свою политику в отношении к евреям и предприняло новую попытку приобщение их к русской культуре и к русскому языку. Были предприняты попытки ввести для еврейского населения русский язык, русскую культуру, русские традиции и обычаи. В массе своей результата это не дало, лишь незначительная часть молодежи откликнулась на эти идеи.

Начиная с 1860 года был принят закон о проживания евреев вне черт оседлости. Теперь купцы 1 гильдии с еврейским происхождением получали право жить где угодно. Аналогичную привилегию получили ученые с присвоенной ученой степенью, а также некоторые ремесленники. Большие послабления для евреев были сделаны в плане проживания в Польше. В этом регионе они могли селиться где угодно.


Вместе с политикой определенных послаблений, шла и политика ограничений:

  • Евреям был запрещен доступ в органы управления в качестве чиновников.
  • Начиная с 1873 года евреям был ограничен доступ в Высшие образовательные учреждения.
  • Еврейские школы, созданный в 1844 году, были закрыты.

Кавказ

Изучая кавказскую политику России в плане национальных отношений, следует понимать, что в этот момент шла Кавказская война. Россия на десятилетия застряла в кровавых сражениях с горными народами за право присоединить их территории к Российской империи. Национальная политика здесь была сформулирована военным министром Милютиным, который заявил, что несмотря на то, что Россия хочет присоединить себе эти регионы, необходимо сохранить интересы горных народов в плане их религиозных верований, традиций и обычаев . Поэтому Даже несмотря на то, что Кавказскую войну выиграла Россия, горные народы сохранили свою самобытность.

Национальная политика России на Кавказе распространялось только на те регионы, которые удавалось отвоевать. Здесь сразу же строились крепости, а также частично происходило переселение народов из других областей.


Во многих учебниках говорится, что на кавказских приграничных землях при Александре 2 были созданы казачьи войска, чтобы поддержать порядок, а также разбавить местное население. Это является верным утверждением, но нужно отметить, что кавказские войска здесь были основаны еще в 1832 году. При Александре 2 произошло разделение казачества на Кубанское и Терское, которые располагались в регионе Кавказа. Сложность в управлении кавказскими народами и землями, на которых эти народы обитали, заключалась в том, что здесь проживало огромное количество различных народностей, которые каждый по-своему и вместе оказывали сопротивление. Если на войне с другим государствам достаточно захватить его столицу, чтобы одержать победу, то для победы на Кавказе, требовалось полностью захватить каждый народ, здесь проживающий. Борьба шла за каждый аул. Поэтому здесь и была предпринята попытка ведения политики, когда на освобожденных землях появляются другие народы, которые должны своей культурой, традициями и обычаями разбавить местное население.

Реформы в области образования.

Университетская реформа 1863 г. Университетам вернули автономию. Вводится выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров. Полиция не имела права входить на территорию университета.

Были основаны новые университеты – «Новороссийский » в Одессе (1862–1865 гг.) и Томский (1888 г.). В Мо­скве в 1861 г. открылась Петровская земледельческая академия , а в Петербурге в 1891 г. – Электротехнический ин­ститут . Было поло­жено начало высшему женскому образованию: открылись 7 высших жен­ских курсов. В Петер­бурге в 1878 г. основаны Бесту­жевские курсы профессора К. Н. Бестужева-Рю­мина ; в Москве в 1872 г. – курсы профессора В. И. Герье . Образование на женских курсах не уступало университетскому, но диплома о высшем образовании курсистки не получали. В 1897 г. в Петербурге открылся Женский медицинский институт.

Школьная реформа 1864 г. Автор реформы: министр просвещения А.В. Головнин . В 1862 г. открылись жен­ские гимназии. Было разрешено откры­вать частные школы. В 1864 г. утверждены Положение о начальных народных училищах и Устав гимназий и прогимназий .

Начальное образо­вание осуществляли школы трёх типов: государственные, церковно-при­ходские и земские. Срок обучения: 1–3 года. Преемственности между начальными школами и гимназиями не было.

Среднее образование : 4-классные прогимназии и 7-классные гимназии. Гимназии делились на классические с гуманитар­ным уклоном (преподава­нием «классических» языков – латинского и греческого), и реальные с углублённым изучением естественных наук. В 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища .

Численность учебных заведений возросла с 8 тыс. в середине XIX века до 79 тыс. к концу века, а число учащихся, соответст­вено, с 23 тыс. до 3,8 млн. Грамотность выросла с 1–2 % до 22 %. Интелли­генция шла в земские школы в надежде помочь народу. Большое значение имела деятель­ность талантливого педагога К. Д. Ушинского .

Национальный вопрос в Российской империи стоял довольно остро.

Польское восстание 1863–1864 гг. В 1863 г. подпольный Центральный на­циональный комитет во главе с Я. Домбровским, 3. Сераковским и др. начал восстание в Польше и Литве под лозунгом возвращения независимости Речи Посполитой в границах 1772 г. Повстанцы уничтожали русские гарнизоны. Поляков были готовы поддержать Англия и Франция, но 164-тысячное русское войско жёстко подавило восстание. Погибло 4,5 тыс. русских солдат, 30 тыс. повстанцев, 1 тыс. поляков была казнена, 12.721 отправлены на каторгу и ссылку.

Царское правительство усилило политику русификации Польши: насаждался русский язык; важные посты занимали только русские чиновники. В 1874 г. Царство Польское переименовали в Привислинский край (самодержавие избегало напоминания о польской государственности). Политика русификации усилила русофобию, ненависть поляков к России. Поляки подчёркивали своё цивилизационное и культурное превосходство: «Прочь в Азию, потомки Чингисхана!» – эти слова из польской песни 1863–1864 гг. передают стереотип польского сознания в отношении русских. С другой стороны, восстание вызвало в России полонофобию .


Поляки принимали активное участие в российском антиправительственном революционном движении. В 1881 г. член «Народной воли» выходец из бывшей Речи Посполитой Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II. Это вызвало в России стихийные погромы поляков как виновников убийства царя.

Россия и Финляндия. В 1863 г. Великому княжеству Финляндскому были дарованы законодательное учреждение – Сейм (парламент) и конституционная монархия. Жители получили широкие гражданские и политические права, о которых в России можно было только мечтать.

Государственныйо антисемитизм . По отношению к евреям (иудеям) самодержавие проводило политику государственного антисемитизма. В 1791–1917 гг. существовала «черта оседлости » – граница территории, за пределами которой запрещалось жительство евреям.

В XIX в. в Восточной Сибири были созданы «инородные управы » для управления «инородцами » – коренными народами Сибири.

Слайд 2

План урока.

  1. Польское восстание;
  2. Финская автономия;
  3. Украина и Белоруссия;
  4. Еврейский вопрос;
  5. "Культурническая русификация".
  • Слайд 3

    Задание на урок.

    Докажите,что национальная политика самодержавия носила противоречивый характер?

    Слайд 4

    Польское восстание.

    Буржуазные реформы не затронули окраины страны. Острая ситуация сложилась в Польше, где стали возникать тайные общества. «Красные» выступали за реформы, «Белые» - против. И те,и другие хотели Восстановить Польшу в границах 1772 г. В 1862 г. наместником стал Константин Николаевич, а управление возглавил маркиз Великовский, сторонник Конституции 1815 г.
    Польские повстанцы.

    Слайд 5

    Борясь с антирусскими на строениями он закрыл Земледельческое общество и призвал в армию революционную молодежь. В ответ вспыхнуло восстание.
    Национальный Комитет дал крестьянам землю, но,русские направили в Польшу войска и «белые» сделали руководителем ген. Лянгевича.
    Подавлением мятежа руководил ген. Муравьев, расстреливавший восставших несмотря на протесты Англии.
    Муравьев-вешатель.

    Слайд 6

    В сен. 1863г. восстание возглавили «красные». Но Александр II поручил провести в Польше аграрную реформу и крестьяне отвернулись от повстанцев.
    После подавления восстания остатки автономии были ликвидированы а Королевство Польское переименовано в Привислинский Край, где началась про водиться насильственная русификация населения.
    Подавление восстания.

    Слайд 7

    Финская автономия.

    Опасаясь повторения в Финляндии «польского» варианта, власти в 1863 г. созвали финский сейм не собиравшийся более 30 лет.
    Был ликвидирован церковный контроль над образованием, введено обучение на финском языке. Создавались финские воинские части в составе русской армии, появилась своя денежная система и таможня даже на границе с Россией.
    Финский герб.

    Слайд 8

    Украина и Белоруссия.

    В 60-е гг. начался ромт национального самосознания украинцев и белоруссов. Правительство считало эти территории «исконными землями» и отказывало местным народам даже в культурной самостоятельности. В 1860-е гг. на Украине возникают просветительские организации-громады. В ответ правительство запретило печатать книги на украинском языке. Лидеров киевской «Старой громады» уволили из Киевского университета.
    Памятник Владимиру-Крестителю на берегу Днепра.

    Слайд 9

    После восстания в Польше были ограничены права католиков в Белоруссии, где разгорелся конфликт православной и католической церквей утверждавшими, что белорусы - это часть русского, или польского народов.
    Но среди интеллигенции возникла уверенность в самостоятельности белорусского народа. Вскоре стали появляться книги на белорусском языке.
    Киево-Печерская лавра.

    Слайд 10

    Еврейский вопрос.

    Изменения произошли и в еврейском вопросе. Если раньше проводилась политика христианизации, то теперь был взят курс на «просвещение».
    Части еврейского населения разрешили проживать вне черты оседлости. Вскоре появилась прослойка еврейской буржуазии и интеллигенции. Но в 70-е г еврейские школы стали закрываться, и был ограничен доступ евреев в городские думы.
    В еврейской школе. (фото к.19 в.)

    Слайд 11

    «Культурническая русификация».

    Насильственная христианизация народов Поволжья показала свою несостоятельность. Многие новокрещенцы возвращались к старой вере. Тогда Александр II взял курс на приобщение поволжских народов к русской культуре. Это привело к формированию местной интеллигенции. Каюм Насыри заложил основы татарского литературного языка и открыл 1-ю татарскую школу. В 1869 г. И.Яковлев основал Чувашскую учительскую школу.
    Развалины Булгара.

    Слайд 12

    Формирование национальных культур шло на основе тесного взаимовлияния с русской культурой. Университет в Казани был одним из цент ров русской науки. Здесь учились А.Бутлеров, Л.Толстой, М.Балакирев и др. Сходные процессы проходили и в др. районах. Была создана алтайская письменность. В Петербурге возникли центры по изучению армянской и грузинской культур. Но было отменено освобождение от армии.
    Казанский Кремль.

    Посмотреть все слайды