Основные эмоции человека. Базовые эмоции и эмоции нового времени

«Все наши решения основаны на эмоциях».

Эти слова Тома Снайдера (Tom Snyder), основателя VorsightBP, произнесенные с главной сцены ежегодного саммита по внутренним продажам (AA-ISP"s Inside Sales Leadership Summit ), заставила целый зал слушателей одобрительно закивать головами.

Термин inside sales, или «внутренние продажи», имеет неоднозначную трактовку. Кто-то использует его для обозначения продаж существующим, или внутренним клиентам компании за счет увеличения суммы чека ( и кросс-сейлс), генерации повторных продаж, повышения удовлетворенности покупателей и т. п. Но изначальное значение слова inside в этом сочетании было ничем иным, как продажа «от души», «от себя», путем эмоционального воздействия и убеждения.

Несмотря на то, что все мы очень серьезно относимся к принятию решений, особенно если речь идет о клиентах B2B-сектора, люди далеко не всегда руководствуются одним лишь разумом и логикой. Это самообман — думать, что мы рациональнее, чем есть на самом деле.

В чем ошибся Декарт

В своей книге «Ошибка Декарта» (Descartes Error ) Антонио Дамасио, профессор нейропсихологии в Университете Южной Калифорнии, утверждает, что эмоции — необходимый фактор, влияющий на принятие решений. «Когда перед нами стоит задача выбора, наш прошлый опыт оказывает эмоциональное воздействие на наши рассуждения. Эмоции создают предпочтения, которые ведут к определенному решению», — пишет Ноэль Мюррей (Noel Murray) в своей статье для Psychology Today.

Соотнесите это представление с тем, что профессор в Гарварде, писатель и доктор психологии Стивен Пинкер (Steven Pinker) говорит о явлении когнитивного диссонанса:

Словом, страх часто верховодит нашим поведением. Вот как это можно обыграть:

  1. Помогите людям осознать цену бездействия. Пользователи часто так держатся за статус кво, что даже не осознают, насколько это невыгодно им самим. Задавайте им вопросы, например: «Как долго вы еще продержитесь, если оставите все как есть?» или «К чему приведет ваша нерешительность? ».
  2. Расскажите о печальном опыте других. Если у вас есть пугающая история о чьей-то неудаче или сбившейся с пути компании, поведайте ее.
  3. Подчеркните личные последствия. Что может случиться, если пользователь откажется от покупки? В каком положении он находится в своей компании? Свяжите ваш продукт и личные перспективы.
  4. Обсудите возможные потери. Благодаря такой особенности психики, как избегание неудач, люди сильнее реагируют, когда вы говорите им о возможных потерях, чем о вероятном выигрыше.
  5. последствие », «потеря », «ухудшаться », «снижаться », «страдать », «цена » и «ущерб ».

Альтруизм

Обувная компания TOMS применила альтруистический мотиватор, решив дарить по паре обуви нуждающимся людям за каждую покупку. Эта идея «one for one», основанная на взаимопомощи, резко увеличила количество продаж, так как покупатели чувствуют, что не только приобретают обувь, но совершают благородный поступок.

С каждой проданной пары обуви TOMS дарит новую пару бедным детям.

Помимо обуви, TOMS также делает пожертвования для поддержания программ восстановления зрения, здоровых родов и сохранения воды в развивающихся странах. Все эти акции делают продукт компании не просто товаром, но символом доброты, который ярко отзывается в сердцах ее клиентов.

Несмотря на некоторую сложность применения в B2B-секторе, альтруизм может стать оригинальным способом сменить модель вашего бизнеса. Нет ничего невозможного, а наши советы помогут вам в этом:

  1. Подчеркните пользу для сотрудников. Ваш продукт помогает экономить рабочее время или избавляет от нудной рутины? Упомяните обо всех преимуществах, которые могут быть полезны как отдельным людям, так и группе в целом.
  2. Опишите выгоду для клиентов и партнеров. Если ваше предложение может сделать их счастливее, не забудьте сказать об этом.
  3. Расскажите о миссии вашего оффера, какому общему благу содействует ваша компания.
  4. Говорите о командных ценностях. Хотя за раз вы имеете дело только с одним клиентом, укажите на важность сделки для всех заинтересованных сторон.
  5. польза », «широко распространенный », «давать », «помощь », «улучшать » и «развивать ».

Зависть

Если компания не испытывает даже намека на желание обойти своих конкурентов, вряд ли она долго продержится на плаву. Продавцы, занимающие один сегмент бизнеса, как правило, живо интересуются, какими услугами и сервисами пользуются их соперники. Поверните эту ситуацию в свою пользу.

Эти подсказки заставят ваших потенциальных клиентов позеленеть от зависти:

  1. Назовите имена конкурентов. Если вы уже работаете с одной из известных конкурирующих компаний, то пусть все знают об этом.
  2. Расскажите о преимуществах перед соперниками. Важно, чтобы покупатели видели в вашем продукте возможность вырваться вперед — упомяните (с разрешения) достижения клиентов в результате сотрудничества с вами.
  3. Поделитесь бизнес-отчетами. Отраслевые аналитики периодически публикуют отчеты о применении различных новейших практик и сервисов, которые отличают лидеров от отстающих. Отслеживайте, когда выходят эти публикации и делитесь ими с покупателями — особенно, если они подчеркивают успехи конкурентов.
  4. Используйте такие слова и фразы, как «конкуренция », «лучший », «лидер », «отстающий » и «вытеснить ».

Гордость

Чувство гордости — намного более эффективный инструмент продаж, чем это принято думать. Недавнее исследование CEB (Corporate Executive Board ) установило, что люди, испытывающие прилив гордости и повышение самооценки от использования продукта, намного чаще соглашались на покупку, чем когда в оффере речь шла только о ценности для компании.

Эту личную заинтересованность в предложении (identity value ) объясняют в своей статье для Harvard Business Review авторы Брент Адамсон (Brent Adamson), Карл Шмидт (Karl Schmidt) и Анна Берд (Anna Bird):

«Identity value — то, как ваш оффер влияет на восприятие людьми самих себя. Например, он может вызывать у них чувство гордости, способствовать уважению других людей или чувствовать свою причастность к группе», — говорится в статье HBR. — «Эта последняя эмоция отличается от двух первых: она скорее создает представление о том "Кто я", чем о "Что делаю я/моя фирма"».

Следующие советы помогут спровоцировать гордыню у ваших покупателей:

  1. Выразите прибыль в терминах личного имиджа. Например, если ваш продукт позволяет ускорить процессы, то здесь подойдет фраза «Вы прославитесь как человек, который сэкономил 200 часов на закупках!»
  2. Разместите на сайте награды, которые получили клиенты благодаря вашему офферу.
  3. Предложите упомянуть компанию. Ваш клиент ищет славы? Пообещайте упомянуть его команду в кейсе, исследовании или другом маркетинговом отчете... если он купит ваш продукт, естественно.
  4. Используйте такие слова, как «имидж », «уважение », «сильный », «репутация », «известный », «влияние » и «престиж ».

Стыд

Компании осторожничают с этой эмоцией, так как обращаться к ней — идти по тонкому льду. Кому понравится быть пристыженным? Так же и покупатели, как правило, не особо радуются, когда продукт или продавец заставляет их чувствовать себя дураками.

Однако, есть способы, как (очень деликатно) задействовать эту эмоцию в продажах:

  1. Намекните на прошлые ошибки. Особенно те, которые ваш оффер теперь поможет избежать или предотвратить.
  2. Предскажите печальное будущее. Никто не хочет проблем для своей компании. Обрисуйте тревожную картинку возможного будущего и тех последствий, к которым может привести текущее бездействие.
  3. Расскажите о том, как могут пострадать другие. Если отложенное решение может иметь негативный эффект на сотрудников или клиентов, мягко подтолкните покупателя к мысли об ответственности за это.
  4. Используйте такие слова, как «ошибка », «избежать », «инерция », «расстройство », «сожаление » и «неудача ».

Задайте этот вопрос своим друзьям и знакомым и, я вас уверяю, вы вряд ли получите общий список. Тем не менее, психологам уже давно удалось придти к согласию в этом вопросе: Радость, Печаль, Гнев, Страх, Удивление и Отвращение .

Что позволяет базовым эмоциям носить это фундаментальное название:

1. Их испытывают люди разной этнической принадлежности по всему миру, т.е. они универсальны.
2. То как люди выглядят при этом, или, как мы это называем в , какие "калибровки" демонстрируют, также достаточно похоже проявляется у разных людей вне зависимости от пола, расы или происхождения.
3. У этих эмоций всегда есть предназначение, то есть они чему-то служат.
4. Избыточное стимулирование этой эмоции может приводить к разрушительному поведению.

Каждая из базовых эмоций сформировалась в результате борьбы человека за выживание в ходе его эволюционного развития. Нашим предкам приходилось ежедневно иметь дело:

    со страхом, чтобы избежать гибели от когтей и зубов хищников,

    с гневом, для того, чтобы противостоять сопернику,

    с отвращением, чтобы избежать заболеваний,

    с эмоцией печали, которая помогала пережить серьезные потери,

    с эмоцией радости, которая была своеобразным поощрением за удовлетворение инстинктивных потребностей для выживания (победа в поединке, сытость, сексуальная удовлетворенность),

    с эмоцией удивления, которая давала понять, что существовавшие до какого-то момента знания могут быть расширены за счет нового опыта.

Однако перед современными людьми давно уже перестали стоять задачи физического противостояния конкуренту за пищу или жилье, в чем помогал нам раньше гнев, да и отвращение давно уже перестало выполнять свое первичное назначение - предохранять от испорченной пищи или отворачиваться от возможного источника заболевания. Функцию наблюдения за качеством еды и сохранностью здоровья взяли на себя государственные институты (которые несут их с большим или меньшим успехом, но мы сейчас не об этом).

Любопытным фактом является то, что базовые эмоции , перестав выполнять свои изначальные функции, стали перекочевывать в смежные области жизни людей. Эти области порой никак не связаны с изначальными функциями. Например, гнев стал "топливом" в борьбе человека за его социальные или материальные преимущества, а также в противостоянии между "своими" и "чужими".

Отвращение теперь на службе у тех, кто в собственных, часто меркантильных целях, сеет рознь между людьми. Ксенофобия - или неприязнь к иностранцам, - также стала поводом для стимулирования этой эмоции. Чего стоят хорошо всем известные карикатуры, в которых "они" -"чужие" представлены в образах крыс, пауков, тараканов, гидр, гиен и пр.

То есть мы с вами оказываемся перед фактом, что если эмоция не может быть удовлетворена напрямую, человек удивительно изощренным способом находит возможность ее "попрактиковать" в своей жизни.

С одной стороны это повод серьезно задуматься, есть ли в вашей жизни место для безопасного выражения палитры базовых эмоций? Или, может быть, список привычных эмоций ограничивается социально приемлемым набором "комфортно"- "некомфортно"? С другой стороны, в нашей с вами действительности уже давно появились другие эмоции , решающие для нас новые, современные задачи. Смущение, жадность, скука, беспокойство, ревность, депрессия и любовь в нашей жизни играют более заметную роль, чем базовые эмоции.

Среди них, как минимум, пять новых эмоций могут претендовать на то, чтобы занять свое место среди Большой шестерки, так как они являются универсальными, легко узнаваемыми и служат определенной цели.

Среди таких эмоций находится Душевный подъем , или воодушевление. Несмотря на то, что эту эмоцию мы испытываем не так часто, все равно, это очень легко распознаваемое чувство. Мы словно впитываем все происходящее, у нас захватывает дух от внезапно открывшегося потрясающего вида природы. Когда мы слушаем любимого музыканта, на глазах выступают слезы восторга, по телу пробегают мурашки и в груди разливается удивительное тепло, знаменующее собой хлынувший поток чувства любви, надежды и восхищения. Многие помнят свои ощущения во время событий 1991 года во время путча, когда удалось отстоять Белый дом, благодаря тому всплеску душевного единства, который вывел людей на улицы и позволил им остановить танки.

Исследования показывают, что воодушевление является универсальным чувством , его испытывают люди в разных странах и принадлежащие к разным вероисповеданиям. Чаще всего это чувство возникает в связи со значимыми позитивными событиями в жизни семьи, общества или во время религиозных ритуалов. В результате тестирования, проводимого в Университете Вирджинии Джонатаном Хайдтом, было выявлено, что у людей, испытывавших эту эмоцию, приходил в возбуждение комплекс нервных окончаний в области шеи и горла, а также то, что в это время в кровоток поступало значительное количество гормона окситоцина, который способствует усилению поведения, направленного на эмоциональное сближение. У людей возникает желание прикасаться друг к другу, обнимать и больше доверять другим людям.

Таким образом, Душевный подъем является очень мотивирующей и сближающей людей эмоцией, несмотря на то, что по статистике, мы испытываем его нечасто - в среднем, один раз в неделю .

Мы можем стимулировать эту эмоцию, вспоминая о самых трогательных и волнующих моментах нашей жизни, при этом черты нашего лица смягчаются, расправляются мышечные напряжения и мимические морщины и, иногда, слегка приподнимаются брови. Это великолепный способ обрести доступ к живительной жизненной энергии, которая всегда находится внутри нас самих.

Другая эмоция, которая также имеет серьезные "претензии" на то, чтобы быть среди Базовых - это Интерес . Это чувство толкает нас на освоение новых знаний, исследование новых территорий или на использование новых стратегий в нашей жизни. Голова чуть склоняется набок, как будто мы пытаемся рассмотреть ситуацию в новом ракурсе, речь ускоряется и активизируется мимика верхней части лица, приподнимаются, "играют" брови, глаза приобретают особую зоркость за счет большей фокусировки и тонуса глазных мышц, вне зависимости от того, пытаетесь ли вы разобраться с новым техникой или с законом термодинамики.

Кроме того, что интерес стимулирует выход за рамки существующих знаний о мире, он в значительной степени способствует снижению уровня стресса и беспокойства, который наступает от огромного объема информации, стремительным потоком рвущимся в наше сознание благодаря СМИ и интернету.

При избыточном стимулировании интереса, в свою очередь возможно возникновение повторяющегося, потребительского и компульсивного поведения (например, шопоголизм).

По словам Паула Сильвиа, психолога из Университета Северной Каролины, наиболее важной для нас является способность интереса, снижать уровень стресса от контакта с чем-то неизведанным, что позволяет человеку продолжать интеллектуально развиваться в условиях обрушивающегося на него потока новой информации.

Благодарность - это эмоция, которая питает взаимоотношения между партнерами, супругами, детьми и родителями, сотрудниками и т.д. Во многих культурах выражение этой эмоции связывается с улыбкой и легким поклоном, иногда люди еще прикасаются ладонью к области сердца или совершают на масте, как в индуистской или буддийской традициях. Благодарность очень сильно стимулирует развитие принципа брать - давать в отношениях. Кроме того, это чувство стимулирует интерес к другому человеку и заставляет нас думать о возможности дальнейшего развития отношений. Надо отметить, что по словам Барбары Фредриксон, книга "Позитивность" (Positivity, 2009), чувство благодарности не только способствует углублению отношений в парах, но и усиливает гармонизацию работы в группах людей, сокращает текучку кадров, стимулирует волонтерскую деятельность в обществе. Чувство благодарности также опосредованно способствует снижению проявления насилия, сокращению загрязнения окружающей среды и разбазаривания природных ресурсов.
Гордость
- Двуликая эмоция. Гордыня названа одним из смертных грехов в христианстве. Тем не менее, гордость может проявляться и в глубоком удовлетворении от того вклада или достижения, который сделал человек. Каждому знакомо это чувство, иногда оно связано с повышением по работе, а иногда и с тем, что мы сделали что-то своими руками: победили в состязании или отгадали какое-то сложное слово в кроссворде.
Чем же отличается Гордыня от Гордости? Интересно, что внешнее, телесное выражение выглядит очень похоже. В обоих случаях человек приподнимает подбородок, расправляет плечи и слегка отводит руки от тела, как бы пытаясь выглядеть больше, чем он есть на самом деле. Любопытно, что в отличие от базовой шестерки, выражение гордости практически не затрагивает лицо, лишь легка улыбка может скользнуть по лицу. Еще одно различие состоит в том, что гордость, так же как и стыд, чувство вины или смущение, требует осознание своего вклада и оценки себя. По словам Джессики Трейси из Университета Британской Колубии в Ванкувере: "Для того чтобы испытать чувство гордости, мне необходимо осознать кем я являюсь, кем я хочу стать и как событие, которое произошло только что, отражается на моих амбициях". Тем не менее, Трейси считает, что у гордости есть основание претендовать на место среди 6 базовых эмоций. Ее исследование рассматривает проявление гордости даже у представителей племен, не имевших контактов с цивилизацией и не создавших свою письменность. Также в исследовании есть примеры, когда чувство гордости испытывали люди, слепые от рождения, таким образом, Трейси предполагает, что это чувство является скорее врожденным, чем научаемым.

Так в чем же смысл чувства гордости, и зачем нам нужны гордость и гордыня, которые чувствуются по разному, а выглядят похоже? В большинстве случаев, когда люди видят выражение гордости, это ассоциируется у них с высоким статусом. Таким образом гордость мотивирует нас к развитию для того, чтобы завоевывать уважение других людей. Есть два различных способа к достижению этого, что возможно и объясняет существование двух сторон гордости.

По словам антрополога Джо Хенриха, статус фигурирует в двух формах. Первый базируется на доминировании и его часто можно наблюдать среди не-человекообразных приматов, когда более крупных и сильных особей почитают, так как они могут напасть или даже убить других. Если проводить аналогию к нашей с вами действительности, то мы можем говорить о поведении жесткого и надменного босса в офисе. Второй тип социального статуса - это престиж. В этом случае, уважение и влияние приобретаются за счет больших знаний или навыков. "Такое описание подходит к двум видам гордости", говорит Трэйси. "Одна ассоциируется с агрессией и с чрезмерной самоуверенностью, тогда как другая мотивирует достижения, усердный труд и альтруистичное поведение".

Сомнение /Confusion - эмоция времени перемен. Это чувство, которое все мы испытываем время от времени, находимся ли мы в лектории или в картинной галерее или исследуем незнакомый город, но его довольно сложно описать. Датчер Келтнер из Университета Калифорнии (Беркли), предполагает, что мы испытываем это ощущение, когда информация, которую мы получаем из внешней среды недостаточна или противоречива. Но является ли замешательство эмоцией?

Для некоторых физиологов, сама эта мысль является скандальной. Некоторые описывают Сомнение, как наиболее пограничное состояние. Тем не менее, Сильвиа считает, что есть достаточно оснований для того, чтобы рассматривать СОМНЕНИЕ среди базовых эмоций, не только потому, что его довольно легко распознать. Мы морщим брови, прищуриваемся, иногда начинаем покусывать губы - вы узнаете СОМНЕНИЕ в то же мгновение, когда видите его на чьем-то лице. В действительности, как показало одно исследование, Сомнение является второй из наиболее легко узнаваемых повседневных эмоций, после радости.

Так чему может служить сомнение? "Сомнение родом из "семейства" эмоций, основанных на знаниях - интерес, удивление", - говорит Сильвиа. Он считает, что таким образом наше сознание говорит нам о том, что способ нашего мышления не срабатывает, что наша ментальная карта мира дала трещину или неадекватна реальности. "Иногда это приводит нас к тому, что мы останавливаемся в своей деятельности, но также сомнение мотивирует нас сменить фокус внимания или изменить стратегию обучения", - говорит он. Есть еще один любопытный аспект этой эмоции. Когда окружающие распознают это выражение лица, это стимулирует их к тому, чтобы помочь человеку, испытывающему сомнение. Если это действительно так, то сомнение стимулирует нас к получению новых знаний и к укреплению социальных связей, делая тем самым эту эмоцию наиболее актуальной эмоцией 21 века.

И помните, чем чаще вы испытываете ту или иную эмоцию, тем больше вы в ней "практикуетесь", тем сильнее те нейронные и биохимические связи, которые вы стимулируете в своем мозге. На чем концентрируется ваше внимание, туда и течет ваша жизненная энергия. И если вы легко раздражаетесь или печалитесь, а хотели бы чаще радоваться или удивляться, то что вы можете изменить в своей жизни и работе, для того, чтобы стимулировать те эмоции, испытывать которые вам хочется больше? Так что выбор за вами: быть влекомым привычным потоком бессознательных реакций или начать осознавать эмоции , которые вы испытываете и делать свой выбор в пользу тех, которые являются для вас желанными.

Кстати, медицинские исследования убедительно доказывают, что люди, которые чаще испытывают эмоцию интереса и высоко ценят и радуются новым знаниям, во много раз реже страдают от расстройств деятельности головного мозга и сердечно-сосудистых заболеваний.

С.К. С использованием материала журнала New Scientist (Jan 2010)

Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения. Критика идеи базовых эмоций с позиций социального конструктивизма.

План ответа

    Базовые эмоции.

    1. Критерии выделения.

    Теории базовых эмоций.

    1. Подход К. Изарда.

      Подход П. Экмана.

      Подход Плутчика.

Ответ:

    Базовые эмоции.

    1. Изучение и основные характеристики.

Эмоции можно определить как особые субъективные состояния, в которых отражается отношение субъекта к тому или иному предмету.

Есть идея, что существует ограниченный список основных эмоций, которые имеют врожденную основу.

Попытки определить набор “фундаментальных”, или “базисных” (“базальных”), эмоций имеют давнюю традицию в Европе. Этим занимались многие психологи. Во всех случаях предлагалось и разное число эмоций, и самые различные способы их классификации.

Врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных сос­тояний и отношений человека к чему-либо. В 80-х гг. XX в. Была проведена целостная исследовательская программа, исходящая из представлений о существовании ограниченного набора базовых эмоций и сконцентрированную на анализе выражений лица. Эту программу предлагают называть Программой исследований выражений лица 1997. Ее основные постулаты формулируются по-разному в зависимости от того, что находится в центре внимания конкретных авторов. Попробуем привести список положений, которые представляются наиболее типичными для Программы исследований выражений лица.

1. У человека существует ограниченный набор базовых эмоций. К ним чаще всего относят: радость, гнев, страх, горе, удивление, отвращение. Несколько реже: презрение, стыд. Иногда и некоторые другие эмоции. Как правило, в список входит от 5 до 10 названий.

2. Основные признаки БЭ: врожденность, более раннее возникновение в онто- и филогенезе, отчетливая и специфическая нейроанатомическая основа, кросс-культурная универсальность, специфическое мимическое проявление.

      Критерии выделения.

    Наличие специфических выражений лица является необходимым и достаточным признаком для выделения БЭ. На статус базовых могут претендовать только эмоции, имеющие свои специфические мимические выражения, и, напротив, выявление устойчивого мимического паттерна свидетельствует о том, что он выражает некоторую БЭ. Выражения лица, связанные с БЭ, являются генетически детерминированными; они запускаются врождёнными программами и универсальны для всех культур.

    Выражения лица, специфичные для БЭ, легко узнаются представителями различных культур, в том числе и далеких друг от друга. Существуют культурно обусловленные правила выражения эмоций, приводящие к усилению, ослаблению или изменению отдельных мимических паттернов. Однако БЭ легко проникают через эти искажения и распознаются наблюдателями.

    Значение «базовых» выражений лица инвариантно и не зависит от контекста. Это означает, что БЭ узнаются по выражениям лица даже в тех случаях, когда другая информация (о ситуации, о поведении человека и т.п.) не соответствует мимике.

    Все остальные человеческие эмоции являются вариантами базовых или результатом их смешения. Так, вариантами гнева являются раздражение и ярость. Тревога может интерпретироваться как смесь страха, горя, гнева, стыда и интереса.

    Субъективное переживание эмоций возникает под воздействием эфферентных сигналов, поступающих в ЦНС от мимических мышц. Именно благодаря этой информации человек «знает», какую эмоцию он испытывает. Данное положение является прямым наследником периферической теории эмоций Джеймса-Ланге. Из него следует, что преднамеренное конструирование и удержание человеком определённого мимического паттерна порождает паттерн эфферентных сигналов, соответствующих определенной эмоции, что, в свою очередь, приводит к субъективному переживанию этой эмоции.

    Теории базовых эмоций.

      Подход К. Изарда.

Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда. Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов: 1.Основную мотивационную систему человека составляют десять базовых эмоций.2. Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.3.Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.4.Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние. (Драйвы – это физиологические потребности или нужды).5.В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса. В рамках дифференциальной теории эмоции - не только мотивационная система организма, но и базовые личностные процессы, которые придают смысл человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты.1. Нейрофизиологический аспект определяет эмоцию как функцию соматической нервной системы.2. На нервно-мышечном уровне - проявляется в виде мимической активности. 3.На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием.

Критерии базовых эмоций (Изард): 1.Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.2.базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики). 3.базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.4.базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.5.базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации. Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

      Подход П. Экмана.

Для Экмана основным критерием для выделения базовых эмоций служили универсальные способы мимического выражения. Экман выделяет следующие базовые эмоции: гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление. Экманом была создана система кодирования выражений лица (FACS), которая очень надежно описывает разные выражения лица. Он проводил эксперименты, в которых испытуемые разных национальностей успешно распознают эмоции, скрывающиеся за выражениями лица. Особенно хорошо узнают радость, печаль. Часто путают страх, удивление. Эти эксперименты были подвержены критике. Дискуссия ведется до сих пор.

      Подход Плутчика.

Плутчик рассмотрел эмоции как средство адаптации, играющее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях (психоэволюционная теория эмоций). Каждая эмоция связана с комплексом адаптивного поведения. Ниже приводятся базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (аффективно-когнитивные структуры).

Протипический адаптивный комплекс

Первичная эмоция

Инкорпорация – поглощение пищи и воды

Принятие

Отвержение – реакция отторжения, рвота

Отвращение

Разрушение – устранение препятствия на пути удовлетворения

Защита – первоначально в ответ на боль или угрозу боли

Репродуктивное поведение – реакции, сопутствующие сексуальному поведению

Депривация – утрата объекта, приносящего удовольствие

Ориентировка – реакция на контакт с новым, незнакомым объектом

Исследование – более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды

Надежда или любопытство

Таким образом, Плутчик выделяет 8 эмоций, 8 адаптивных механизмов.

Плутчик определяет эмоцию как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов.

      Суммарная таблица по подходам.

Подборка списков эмоций из статьи А. Ортони, Дж. Клоура, А. Коллинза “Когнитивная структура эмоций”.

Фундаментальные эмоции

Основания для отбора

Арнольд М.Б.

гнев, отвращение, мужество, удрученность, желание, отчаяние, страх, ненависть, надежда, любовь, печаль

отношение к тенденциям действия

Экман П.

гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление

универсальные способы мимического выражения

Фрижда Н.

желание, радость, гордость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд

формы готовности к действию

ярость/ужас, беспокойство, радость

врожденность

Изард К.Э.

радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина

врожденность

Джеймс В.

страх, горе, любовь, ярость

физическое ощущение

МакДугалл В.

гнев, отвращение, приподнятое настроение, страх, подавленность, эмоция нежности, изумление

отношение к инстинктам

Морер О.X.

боль, удовольствие

неусваиваемые эмоциональные состояния

Отли К., Джонсон-Лэрд, П.Н.

гнев, отвращение, страх, счастье, печаль

Не требуют пропозиционального содержания

Панксепп Дж.

ожидание, страх, ярость, паника

врожденность

Плучик Р.

принятие, отвращение, гнев, страх, радость, горе, испуг, надежда или любопытство

отношение к адаптивным биологическим процессам

Томкинс С.С.

гнев, интерес, презрение, отвращение, страх, радость, стыд, удивление

плотность нейронной активности

Уатсон Дж.Б.

страх, любовь, ярость

врожденность

Уейнер Б.

счастье, печаль

атрибутивно-независимое

    Позиция социального конструктивизма.

В целом, идея социального конструктивизма состоит в том, что вещи становятся известны нам (или ученым) под определенными именами – подвергаются интерпретации и попадают к нам как свои собственные репрезентации. Конструкция как метафора (у Сисмондо) позволяет указать, откуда берется верование в «объективную реальность» (будь то представления о «неизменном и объективном характере физического мира» или о «порядке вещей, естественном устройстве общества»). Такие представления возникают в ходе развития как результат проб и ошибок, закрепляются в языке и сознании и транслируются в новом эпистемологическом статусе.

Социальный конструктивизм критикует идею существования базовых эмоций. В разных культурах существуют разные эмоции, которые представителям этих культур кажутся базовыми. Анализируется культура, отношение к эмоциям. В разных культурах в центре внимания людей оказываются разные эмоции. Например, японская эмоция амае (полное принятие меня другим человеком, чувство принадлежности, любви со стороны кого-то, чувство, что кто-то о тебе позаботиться). Можно сказать, что для японцев эта эмоция – базовая. У нас она базовой не является. Нет слов, чтобы ее обозначить.

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

ЭМОЦИИ Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.Наиболее

Из книги Психотерапия нового решения [Теория и практика] автора Гулдинг Мэри М

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

ЭМОЦИИ Особенностью эмоциональной жизни шизоидного ребенка является отсутствие обратной связи. Он удивительно неэмоционален, и мы никогда не знаем, плохо ему или хорошо. Он не высказывает ни радости, ни печали, ни гнева.Трудно понять, как он относится к другим людям. При

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

ЭМОЦИИ Для эмоций истероида часто типична некоторая поверхностность, инфантильность, причем чувствуется преобладание инстинктов, сферы бессознательного, а не голоса разума, сознания.На первый взгляд он чрезвычайно эмоционален. Но на самом деле усиленная жестикуляция,

Из книги «Да» в ответ. Технологии конструктивного влияния автора Моносова Анна Жоресовна

Эмоции Юнг подчеркивает, что основную роль в психологии должно играть изучение эмоций:«Только психология стала наукой, принимающей во внимание фактор ценности (т. е. чувства), потому что именно чувства связывают жизнь с тем, что происходит в психике. Психологию часто

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Эмоции Адлер описывал два вида эмоций: не связанные с обществом (socially disjunctive), которые относятся к достижению индивидуальных целей, и связанные с обществом (socially conjunctive), которые способствуют социальному взаимодействию. Не связанные с обществом эмоции, такие, как гнев,

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Эмоции Как психоаналитик Эриксон подчеркивает эмоциональный компонент психологических процессов. Осознание значения эмоций присутствует во всех его теоретических разработках. В области теории его привлекало объединение новых когнитивных и исторических данных и

Из книги автора

Эмоции Согласно теории Райха, хронические напряжения блокируют поток энергии, который лежит в основе всякой сильной эмоции. Панцирь не позволяет человеку переживать сильные чувства, он ограничивает и искажает их проявление. А от блокированных эмоций невозможно

Из книги автора

Эмоции Маслоу утверждал, что для самоактуализации важны положительные эмоции. Он призывал своих коллег к серьезному изучению воздействия на человека эмоций счастья, радости, внутреннего спокойствия, а также всевозможных забав, игр и развлечений. Он считал, что

Из книги автора

Эмоции Учение йоги направляет энергию на духовный рост человека.«Пока эти страсти (гнев, похоть и так далее) направлены к миру и его объектам, они - наши враги. Но когда они направлены к Богу, то становятся лучшими друзьями человека, так как тогда они ведут его к Богу. Жажду

Из книги автора

Эмоции Важной целью буддистского обучения является научение тому, как контролировать свои эмоции, избавившись от их власти. В большинстве эмоций нет ничего плохого; однако немногие люди проявляют свои эмоции должным или адекватным образом. Большая часть людей гневается

Из книги автора

Из книги автора

Эмоции Как и прочие феномены психической жизни человека, эмоции Курт Левин не рассматривает отдельно от других зон, входящих в жизненное пространство в данный момент времени. Вероятность появления эмоциональных реакций он связывает с количеством регионов, входящих в

Из книги автора

Эмоции Эмоции не возникают по приказу. Хочу радости - цель

Из книги автора

Эмоции Если бы Ариэль не получила результатов от проработки своей головной боли, мне следовало бы спросить ее: «Как ты думаешь, какие эмоции скрываются за твоей головной болью?» Она могла бы мне ответить: «Злость, грусть, горе», и мы проработали бы эти эмоции.Иногда за

Из книги автора

Эмоции Идеальное состояние для выступающего – это состояние потока. По словам психолога Михая Чиксентмихайи, это «состояние, в котором человек так увлечен своей деятельностью, что все остальное утрачивает для него всякое значение». Это очень тонкое состояние между