Основные методы этнографических исследований. Этнографический метод в отечественных социологических исследованиях

Е. В. Полухина, аспирантка Института социологии РАН

Отвечая на вопрос, как люди воспринимают, чувствуют окружающий их мир в естественных, повседневных условиях и взаимодействии, рассмотрим специфические черты этнографических методов в социологии. Главенствующим принципом можно назвать "естественность" сбора данных; суть его заключается в следующем: чем более приближенной к повседневной жизни будет ситуация исследования, тем в большей степени собранные материалы (и их последующая интерпретация) будут отражать реальное существование вещей . Именно это объясняет методический выбор исследователей, работающих с этнографическими данными. Их задача: используя имеющийся арсенал, в деталях описать поведение и придаваемые ему смыслы обитателей изучаемой общности. При этом категория "естественность" представлена тремя равноправными элементами: 1. изучаемыми индивидами (репрезентация повседневных практик); 2. методами (не нарушающие привычные действия людей); 3. исследователем (использующим "естественные" установки, лежащие в основе исследовательской ориентации) .

Неформализованный подход к сбору и анализу полевых наблюдений, отсутствие жестких стандартов исследовательской деятельности (что в большинстве случаев является основанием для критики этнографии), - своеобразное следствие "in situ studies". Заранее невозможно знать нормы поведения, обычаи изучаемых людей, поэтому дизайн исследования всегда гибок . Специалист-исследователь в этой ситуации свободно переключается с одного метода на другой в зависимости от необходимости уточнения гипотезы, ситуации исследования. Также легко претерпевают изменения и его отношения с изучаемыми "аборигенами", тактика коммуникации в изучаемой среде.

Неформализованный подход включает в себя и т.н. "неконтролируемость" используемых методов. В полевых условиях исследователь способен только лишь фиксировать факты,

без возможности уточнения и подтверждения: естественный процесс наблюдения или беседы лимитирует возможности применения стратегии верификации гипотез [Романов П., 1996].

Этнографическое повествование отличает детальность, нарративная природа, контекстуальность. Контекстуальность описания действительности подразумевает, что произведенное описание должно быть максимально соотнесено с тем, в каких стр. 143 условиях, ситуации, на каком социальном "фоне" происходило изучаемое взаимодействие "исследователь - индивид". Многие дневниковые записи, фотографии служат основанием для воспроизведения исторического, социального, эмоционального контекста, который позволяет детальнее описать и понять действия людей. Поэтому ценность для социолога представляет практически каждое изменение в исследуемой среде. Предполагается, что если контекст не был зафиксирован, возможно производство неверной интерпретации событий и действий. Иначе говоря, понять наблюдаемые события можно только при помещении их в более широкий контекст .

Особое значение роли исследователя характерно для этнографического метода: понимание и соотнесение изучаемого явления, встраивание его в социальный контекст, взаимодействие с индивидами осуществляет непосредственно он. В рамках этнографического подхода именно ему отводится ключевая роль на протяжении всех стадий исследовательской работы. В данной традиции предполагается, что социолог готов к особому роду исследовательской рефлективности, способствующей более глубокому изучению повседневной жизни определенной группы людей .

Вопрос "рефлексивности" до сих пор остается недостаточно ясным моментом в качественной традиции. Главная идея заключается в предположении, что полученные материалы никогда не могут быть отделены от исследователя и всегда связаны с ним.

Исследователи называют данный процесс "автоэтнографией" [Шанин Т., 1999].

Собранная информация представляется особо. Привычный для позитивистской традиции термин "данные" заменяется термином "эмпирические материалы". Из этой формулировки можно вывести характеристики полученной информации - фрагментарность и разнохарактерность. Собранными материалами являются: записи в дневниках, аудио-, фото-, киноматериалы, документальные свидетельства (письма, документы) [Романов П., 1996]. При этом получение материалов осуществляется таким образом, чтобы "обследуемые" воспроизводили свое повседневное поведение. Часто сбор информации осуществляется без предварительного информирования, преимущественно на "партизанских" принципах.

Таким образом, этнографический метод в качественных исследованиях представлен своеобразным рефлексирующим подходом, где в центр помещен сам исследователь.

Собираемые им материалы об изучаемом сообществе характеризуются неформальностью и контекстуальностью подхода. На их основе социолог выстраивает детальные описания жизненного мира изучаемой общности.

Сформулированные принципы применимы на всех стадиях исследования. Практика применения данного подхода показывает, что исследование имеет следующие основные стадии:

* формулирование исследовательского вопроса или гипотезы;

* принятие решения о том, кто будет изучен и где;

* получение доступа к "полю" изучения;

* выбор исследовательской роли;

* вступление в коммуникацию с информантами;

* проведение этнографических интервью .

Эти принципы позволяют предложить типологию отечественных социологических исследований (см. рис.). Важно отметить, что подходы различаются не только на уровне формулировок исследовательских вопросов и методических стратегий, исследования различаются по количеству участников, объему изучаемой совокупности, положению исследователей относительно поля, сроку и другим параметрам. Поливариантность позволяет говорить об отсутствии единых правил в данном подходе. Определение границ и правил - самостоятельное решение исследователей.

В предлагаемой классификации российских работ ключевыми критериями для дифференциации являются "включенность/невключенность" в объект исследования, а также формальность/неформальность сбора данных. Руководствуясь этими критериями, была построена своеобразная карта применения этнографических методов в социологии.

Так, наиболее отстраненной и автономной представляется т.н. "дистанционный" метод этнографии в социологии. К этому типу можно отнести работу В. Тишкова, остававшегося вдалеке от поля исследования. Второй тип - "исследование - экспедиция".

Он представлен двумя проектами: изучение крестьянства Т. Шанина и проектом под руководством М. Рожанского. Они отличаются четкими географическими стр. 144

Рис. Типология применения этнографических методов в социологических исследованиях границами поля, значимым объемом визуальных данных (картографирование местности),

работой со свидетельствами жизни (быт, одежда, условия труда изучаемого сообщества).

Экспедиции как тип исследования характеризуются необходимостью "проживать" в поле изучения, а также наличием масштабной группы исследователей-экспедиторов.

Междисциплинарность обеспечивает возможность триангуляции - обсуждение наблюдаемых феноменов с различных научных аспектов и парадигм.

Следующий тип - "проектно-институциональный". Сюда включены исследования,

характеризуется наличием Центра как социального института, в рамках которого предусмотрена тематическая специализация. Проекты проходят, как правило, в рамках единой методологии, единого тематического приоритета. Так, проекты ИСИТО Самары посвящены трудовым отношениям, а саратовский Центр специализируется, в основном, на вопросах социальной политики. Промежуточное положение занимает НИЦ Регион (ввиду масштабного исследования по теме наркомании, он близок к типу "исследование - экспедиция"). Но последние работы НИЦ Регион позволяют говорить о специализации по тематике "Молодежь", что относит его ближе к "проектно-институциональному" типу. Отметим, что упомянутые исследовательские Центры часто опираются на количественные данные с целью подтверждения выработанных гипотез/формулирования новых. Таким образом, если в предыдущем типе исследований ("экспедиции") интерпретация характеризуется междисциплинарной триангуляцией, то в данном типе, как правило, - обращением к статическим данным.

Также промежуточное положение в данной типологизации у ЦНСИ В. Воронкова. Ввиду проведения исследований в проектном режиме его можно отнести к "проектно-институциональному" типу, но особенность методологии и интерпретации, необходимость "вживаться в шкуру информанта" позволяет отнести Санкт-Петербургских исследователей к "идентификационному" типу. Его отличает важность всецелого погружения в жизнь сообщества, эмпатия к смыслам и образу жизни информантов. Сюда же можно отнести работы американского антрополога Н. Рис и социолога стр. 145 А. Алексеева. Оба эти исследователя погружались в многолетнее изучение неизвестной культуры, становясь частью сообществ, они обрастали контактами и привязанностями, вели ежедневные записи, что сказывалось и на способе интерпретации данных (исследователь находился один на один с собой и главные выводы его работы - самоощущения). Чем длительное наблюдение по временной протяженности, тем более неформальный характер носят собираемые данные и интерпретации. Исследователь становится частью изучаемого сообщества, ему всё сложнее отличить, где заканчивается исследование и начинается реальная жизнь.

Мы выделили специфические типы исследователей:

Этнограф-журналист - например, Н. Рис наименее формально подошла к процедуре сбора данных, больше внимания уделяя фактическому материалу, что ближе жанру журналистики, нежели научному наблюдению. Супервайзер/менеджер проекта - роль характерна для "дистанционного" исследования, где сотрудник занимается скорее руководящей работой, оставляя не посещенным фактическое поле изучения, делегируя эту возможность другому. Экспедитор - исследователь определенной местности, уклада жизни. Акцент делается на сборе визуальных данных, картографировании, образе жизни и быта сообществ. Провокатор - изучение происходит путем провокации изучаемого сообщества, созданием условий, позволяющих через реакцию на провокацию понять правила и смыслы milieu. Близнец - данный тип предполагает "погружение" и постепенное сближение информантов и исследователя.

Рассмотренная карта российских исследований позволила сделать вывод о тематических приоритетах. Наиболее узкой и конкретной темой являются трудовые отношения. Также фокус применения этнографического метода в социологических исследованиях концентрируется на современных социальных проблемах - наркомания, инвалидность, этническая миграция, война - наиболее острых, но "зарытых" от взглядов исследователей. В более общем виде изучается культура как феномен определенной общности.

Список литературы

1. Романов П. В., Ярская Е. Р. Антропология профессий. Саратов. 2005. С. 14.

2. Романов П. В., Ярская Е. Р. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. N 1/2. С. 161.

4. Silverman D. Qualitative Research. Theory, Method and Practice. SAGE Publications. 2002. P. 18.

5. Hammersley M. What Wrong with Ethnography. Sociology. V. 24. 1990. P. 598.

6. Miller D., Jackson P., Thrift N., Holbook В., Rowlands M. Methodology. Ethnography. Vol. III. Alan Bryman. SAGE Publications. 2001. P. 61 - 66.

7. Романов П. В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии". Социологический журнал. 1996. N 3/4. С. 141.

8. Denzin N.K. The Research Act. University of Illinois , Urbana - Champaign . 1989. P. 39. 9. Baszanger I. , Dodier N. Ethnography: Relating the Part of the Whole. Qualitative Research: Theory, Method and Practice, edited by Silverman D. London. SAGE Publications. 1997. P. 10. 10. Miller D., Jackson P., Thrift N., Holbook В., Rowlands M. Methodology. Ethnography. Vol. III. Alan Bryman. SAGE Publications. 2001. P. 61 - 63. Bruman, 1998, 61 - 63. 11. Hammersley M., Atkinson P. Ethnography. Principles in Practice. Second Edition. London. 1995. P. 88 - 104.

12. Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни. Качественные методы в полевых социологических исследованиях.

Ковалев Е. М., Штейнбер И. Е. М. Логос. 1999. С. 329.

13. Романов П. В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии". Социологический журнал. 1996. N3/4. С. 141.

14. Marvasti A.B. Qualitative Research Sociology. SAGE Publication. 2004. P. 43. 15. Маслова О. М. Современная ситуация: Проблема совмещения количественных и качественных методов. Социология в России. М., 1966. С. 70.

16. Этнография: Учебник для студентов исторических специальностей вузов // Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.: Высш. шк. 1982. С. 224.

М. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. N 1/2. С. 148. 18. Ядов В. А., Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб: Норма, 2005. С. 13.

19. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2006. стр. 146 20. Максимов Б., Алексеев А. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб. Норма. 2005. С. 35.

21. Рывкина Р. В., Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб. Норма. 2005. С. 38.

22. Воронков В. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас. 2004. N3(35).

23. Воронкова В., Паченкова О., Чикадзе Е. Невидимые грани социальной реальности. К 60-летию Эдуарда Фомина // Сб.ст. по материалам полевых исследований. Выпуск 9.

24. Центр независимых социальных исследований. Официальный сайт www.cisr.ru 25. Воронков В. Существует ли этническая экономика? // Под ред. О. Бредниковой, В.

Воронкова, Е. Чикадзе. ЦНСИ. Труды. Вып. 8. СПб., 2000.

26. Hamersley M. What"s Wrong with Ethnography? Routledge. London and New York . 1992. P. 33.

27. Гончарова Н. Полевая кухня: как провести исследование. Ульяновск: Симбирская книга, 2004. С. 11.

28. Рожанский М. Байкальская Сибирь: фрагменты социокультурной карты. Альманахисследование. Иркутск, 2002. С. 17.

29. Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

30. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Круткин В. Л. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007.

31. Сайт американских научных изданий. Cornell University Press. http://www.cornellpress.cornell.edu/cup_detail.taf?ti_id=2993 32. Утехин И., Рис И. Русские разговоры: Культура и речевая повседневность эпохи перестройки. М.: НЛО, 2005. С. 5.

33. Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография Чеченской войны. М.: Наука, 2001.

34. Козина И. М. Особенности применения стратегии "исследования случая" (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология 4. М., 1991. С. 65 - 90.

35. Центр социальной политики и гендерных исследований. Официальный сайт www.socpolicy.ru стр. 147

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Этнографический метод в отечественных социологических исследованиях

Е. В. Полухина, аспирантка Института социологии РАН

Отвечая на вопрос, как люди воспринимают, чувствуют окружающий их мир в естественных, повседневных условиях и взаимодействии, рассмотрим специфические черты этнографических методов в социологии. Главенствующим принципом можно назвать "естественность" сбора данных; суть его заключается в следующем: чем более приближенной к повседневной жизни будет ситуация исследования, тем в большей степени собранные материалы (и их последующая интерпретация) будут отражать реальное существование вещей . Именно это объясняет методический выбор исследователей, работающих с этнографическими данными. Их задача: используя имеющийся арсенал, в деталях описать поведение и придаваемые ему смыслы обитателей изучаемой общности. При этом категория "естественность" представлена тремя равноправными элементами: 1. изучаемыми индивидами (репрезентация повседневных практик); 2. методами (не нарушающие привычные действия людей); 3. исследователем (использующим "естественные" установки, лежащие в основе исследовательской ориентации) .

Неформализованный подход к сбору и анализу полевых наблюдений, отсутствие жестких стандартов исследовательской деятельности (что в большинстве случаев является основанием для критики этнографии), - своеобразное следствие "in situ studies". Заранее невозможно знать нормы поведения, обычаи изучаемых людей, поэтому дизайн исследования всегда гибок . Специалист-исследователь в этой ситуации свободно переключается с одного метода на другой в зависимости от необходимости уточнения гипотезы, ситуации исследования. Также легко претерпевают изменения и его отношения с изучаемыми "аборигенами", тактика коммуникации в изучаемой среде.

Неформализованный подход включает в себя и т.н. "неконтролируемость" используемых методов. В полевых условиях исследователь способен только лишь фиксировать факты,

без возможности уточнения и подтверждения: естественный процесс наблюдения или беседы лимитирует возможности применения стратегии верификации гипотез [Романов П., 1996].

Этнографическое повествование отличает детальность, нарративная природа, контекстуальность. Контекстуальность описания действительности подразумевает, что произведенное описание должно быть максимально соотнесено с тем, в каких стр. 143 условиях, ситуации, на каком социальном "фоне" происходило изучаемое взаимодействие "исследователь - индивид". Многие дневниковые записи, фотографии служат основанием для воспроизведения исторического, социального, эмоционального контекста, который позволяет детальнее описать и понять действия людей. Поэтому ценность для социолога представляет практически каждое изменение в исследуемой среде. Предполагается, что если контекст не был зафиксирован, возможно производство неверной интерпретации событий и действий. Иначе говоря, понять наблюдаемые события можно только при помещении их в более широкий контекст .

Особое значение роли исследователя характерно для этнографического метода: понимание и соотнесение изучаемого явления, встраивание его в социальный контекст, взаимодействие с индивидами осуществляет непосредственно он. В рамках этнографического подхода именно ему отводится ключевая роль на протяжении всех стадий исследовательской работы. В данной традиции предполагается, что социолог готов к особому роду исследовательской рефлективности, способствующей более глубокому изучению повседневной жизни определенной группы людей .

Вопрос "рефлексивности" до сих пор остается недостаточно ясным моментом в качественной традиции. Главная идея заключается в предположении, что полученные материалы никогда не могут быть отделены от исследователя и всегда связаны с ним.

Исследователи называют данный процесс "автоэтнографией" [Шанин Т., 1999].

Собранная информация представляется особо. Привычный для позитивистской традиции термин "данные" заменяется термином "эмпирические материалы". Из этой формулировки можно вывести характеристики полученной информации - фрагментарность и разнохарактерность. Собранными материалами являются: записи в дневниках, аудио-, фото-, киноматериалы, документальные свидетельства (письма, документы) [Романов П., 1996]. При этом получение материалов осуществляется таким образом, чтобы "обследуемые" воспроизводили свое повседневное поведение. Часто сбор информации осуществляется без предварительного информирования, преимущественно на "партизанских" принципах.

Таким образом, этнографический метод в качественных исследованиях представлен своеобразным рефлексирующим подходом, где в центр помещен сам исследователь.

Собираемые им материалы об изучаемом сообществе характеризуются неформальностью и контекстуальностью подхода. На их основе социолог выстраивает детальные описания жизненного мира изучаемой общности.

Сформулированные принципы применимы на всех стадиях исследования. Практика применения данного подхода показывает, что исследование имеет следующие основные стадии:

* формулирование исследовательского вопроса или гипотезы;

* принятие решения о том, кто будет изучен и где;

* получение доступа к "полю" изучения;

* выбор исследовательской роли;

* вступление в коммуникацию с информантами;

* проведение этнографических интервью .

Эти принципы позволяют предложить типологию отечественных социологических исследований (см. рис.). Важно отметить, что подходы различаются не только на уровне формулировок исследовательских вопросов и методических стратегий, исследования различаются по количеству участников, объему изучаемой совокупности, положению исследователей относительно поля, сроку и другим параметрам. Поливариантность позволяет говорить об отсутствии единых правил в данном подходе. Определение границ и правил - самостоятельное решение исследователей.

В предлагаемой классификации российских работ ключевыми критериями для дифференциации являются "включенность/невключенность" в объект исследования, а также формальность/неформальность сбора данных. Руководствуясь этими критериями, была построена своеобразная карта применения этнографических методов в социологии.

Так, наиболее отстраненной и автономной представляется т.н. "дистанционный" метод этнографии в социологии. К этому типу можно отнести работу В. Тишкова, остававшегося вдалеке от поля исследования. Второй тип - "исследование - экспедиция".

Он представлен двумя проектами: изучение крестьянства Т. Шанина и проектом под руководством М. Рожанского. Они отличаются четкими географическими стр. 144

Рис. Типология применения этнографических методов в социологических исследованиях границами поля, значимым объемом визуальных данных (картографирование местности),

работой со свидетельствами жизни (быт, одежда, условия труда изучаемого сообщества).

Экспедиции как тип исследования характеризуются необходимостью "проживать" в поле изучения, а также наличием масштабной группы исследователей-экспедиторов.

Междисциплинарность обеспечивает возможность триангуляции - обсуждение наблюдаемых феноменов с различных научных аспектов и парадигм.

Следующий тип - "проектно-институциональный". Сюда включены исследования,

характеризуется наличием Центра как социального института, в рамках которого предусмотрена тематическая специализация. Проекты проходят, как правило, в рамках единой методологии, единого тематического приоритета. Так, проекты ИСИТО Самары посвящены трудовым отношениям, а саратовский Центр специализируется, в основном, на вопросах социальной политики. Промежуточное положение занимает НИЦ Регион (ввиду масштабного исследования по теме наркомании, он близок к типу "исследование - экспедиция"). Но последние работы НИЦ Регион позволяют говорить о специализации по тематике "Молодежь", что относит его ближе к "проектно-институциональному" типу. Отметим, что упомянутые исследовательские Центры часто опираются на количественные данные с целью подтверждения выработанных гипотез/формулирования новых. Таким образом, если в предыдущем типе исследований ("экспедиции") интерпретация характеризуется междисциплинарной триангуляцией, то в данном типе, как правило, - обращением к статическим данным.

Также промежуточное положение в данной типологизации у ЦНСИ В. Воронкова. Ввиду проведения исследований в проектном режиме его можно отнести к "проектно-институциональному" типу, но особенность методологии и интерпретации, необходимость "вживаться в шкуру информанта" позволяет отнести Санкт-Петербургских исследователей к "идентификационному" типу. Его отличает важность всецелого погружения в жизнь сообщества, эмпатия к смыслам и образу жизни информантов. Сюда же можно отнести работы американского антрополога Н. Рис и социолога стр. 145 А. Алексеева. Оба эти исследователя погружались в многолетнее изучение неизвестной культуры, становясь частью сообществ, они обрастали контактами и привязанностями, вели ежедневные записи, что сказывалось и на способе интерпретации данных (исследователь находился один на один с собой и главные выводы его работы - самоощущения). Чем длительное наблюдение по временной протяженности, тем более неформальный характер носят собираемые данные и интерпретации. Исследователь становится частью изучаемого сообщества, ему всё сложнее отличить, где заканчивается исследование и начинается реальная жизнь.

Мы выделили специфические типы исследователей:

Этнограф-журналист - например, Н. Рис наименее формально подошла к процедуре сбора данных, больше внимания уделяя фактическому материалу, что ближе жанру журналистики, нежели научному наблюдению. Супервайзер/менеджер проекта - роль характерна для "дистанционного" исследования, где сотрудник занимается скорее руководящей работой, оставляя не посещенным фактическое поле изучения, делегируя эту возможность другому. Экспедитор - исследователь определенной местности, уклада жизни. Акцент делается на сборе визуальных данных, картографировании, образе жизни и быта сообществ. Провокатор - изучение происходит путем провокации изучаемого сообщества, созданием условий, позволяющих через реакцию на провокацию понять правила и смыслы milieu. Близнец - данный тип предполагает "погружение" и постепенное сближение информантов и исследователя.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Е. В. ПОЛУХИНА ПОЛУХИНА Елизавета Валерьевна - аспирантка Института социологии РАН (Аннотация. В работе дана типология применения этнографического метода в качественных социологических исследованиях, проанализированы этнографические исследовательские подходы к получению данных. Ключевые слова: этнографический метод * методология * отечественная этнография * качественные методы Отвечая на вопрос, как люди воспринимают, чувствуют окружающий их мир в естественных, повседневных условиях и взаимодействии, рассмотрим специфические черты этнографических методов в социологии. Главенствующим принципом можно назвать "естественность" сбора данных; суть его заключается в следующем: чем более приближенной к повседневной жизни будет ситуация исследования, тем в большей степени собранные материалы (и их последующая интерпретация) будут отражать реальное существование вещей . Именно это объясняет методический выбор исследователей, работающих с этнографическими данными. Их задача: используя имеющийся арсенал, в деталях описать поведение и придаваемые ему смыслы обитателей изучаемой общности. При этом категория "естественность" представлена тремя равноправными элементами: 1. изучаемыми индивидами (репрезентация повседневных практик); 2. методами (не нарушающие привычные действия людей); 3. исследователем (использующим "естественные" установки, лежащие в основе исследовательской ориентации) . Неформализованный подход к сбору и анализу полевых наблюдений, отсутствие жестких стандартов исследовательской деятельности (что в большинстве случаев является основанием для критики этнографии), - своеобразное следствие "in situ studies". Заранее невозможно знать нормы поведения, обычаи изучаемых людей, поэтому дизайн исследования всегда гибок . Специалист-исследователь в этой ситуации свободно переключается с одного метода на другой в зависимости от необходимости уточнения гипотезы, ситуации исследования. Также легко претерпевают изменения и его отношения с изучаемыми "аборигенами", тактика коммуникации в изучаемой среде. Неформализованный подход включает в себя и т.н. "неконтролируемость" используемых методов. В полевых условиях исследователь способен только лишь фиксировать факты, без возможности уточнения и подтверждения: естественный процесс наблюдения или беседы лимитирует возможности применения стратегии верификации гипотез [Романов П., 1996]. Этнографическое повествование отличает детальность, нарративная природа, контекстуальность. Контекстуальность описания действительности подразумевает, что произведенное описание должно быть максимально соотнесено с тем, в каких стр. 143

2 условиях, ситуации, на каком социальном "фоне" происходило изучаемое взаимодействие "исследователь - индивид". Многие дневниковые записи, фотографии служат основанием для воспроизведения исторического, социального, эмоционального контекста, который позволяет детальнее описать и понять действия людей. Поэтому ценность для социолога представляет практически каждое изменение в исследуемой среде. Предполагается, что если контекст не был зафиксирован, возможно производство неверной интерпретации событий и действий. Иначе говоря, понять наблюдаемые события можно только при помещении их в более широкий контекст . Особое значение роли исследователя характерно для этнографического метода: понимание и соотнесение изучаемого явления, встраивание его в социальный контекст, взаимодействие с индивидами осуществляет непосредственно он. В рамках этнографического подхода именно ему отводится ключевая роль на протяжении всех стадий исследовательской работы. В данной традиции предполагается, что социолог готов к особому роду исследовательской рефлективности, способствующей более глубокому изучению повседневной жизни определенной группы людей . Вопрос "рефлексивности" до сих пор остается недостаточно ясным моментом в качественной традиции. Главная идея заключается в предположении, что полученные материалы никогда не могут быть отделены от исследователя и всегда связаны с ним. Исследователи называют данный процесс "автоэтнографией" [Шанин Т., 1999]. Собранная информация представляется особо. Привычный для позитивистской традиции термин "данные" заменяется термином "эмпирические материалы". Из этой формулировки можно вывести характеристики полученной информации - фрагментарность и разнохарактерность. Собранными материалами являются: записи в дневниках, аудио-, фото-, киноматериалы, документальные свидетельства (письма, документы) [Романов П., 1996]. При этом получение материалов осуществляется таким образом, чтобы "обследуемые" воспроизводили свое повседневное поведение. Часто сбор информации осуществляется без предварительного информирования, преимущественно на "партизанских" принципах. Таким образом, этнографический метод в качественных исследованиях представлен своеобразным рефлексирующим подходом, где в центр помещен сам исследователь. Собираемые им материалы об изучаемом сообществе характеризуются неформальностью и контекстуальностью подхода. На их основе социолог выстраивает детальные описания жизненного мира изучаемой общности. Сформулированные принципы применимы на всех стадиях исследования. Практика применения данного подхода показывает, что исследование имеет следующие основные стадии: * формулирование исследовательского вопроса или гипотезы; * принятие решения о том, кто будет изучен и где; * получение доступа к "полю" изучения; * выбор исследовательской роли; * вступление в коммуникацию с информантами;

3 * проведение этнографических интервью . Эти принципы позволяют предложить типологию отечественных социологических исследований (см. рис.). Важно отметить, что подходы различаются не только на уровне формулировок исследовательских вопросов и методических стратегий, исследования различаются по количеству участников, объему изучаемой совокупности, положению исследователей относительно поля, сроку и другим параметрам. Поливариантность позволяет говорить об отсутствии единых правил в данном подходе. Определение границ и правил - самостоятельное решение исследователей. В предлагаемой классификации российских работ ключевыми критериями для дифференциации являются "включенность/невключенность" в объект исследования, а также формальность/неформальность сбора данных. Руководствуясь этими критериями, была построена своеобразная карта применения этнографических методов в социологии. Так, наиболее отстраненной и автономной представляется т.н. "дистанционный" метод этнографии в социологии. К этому типу можно отнести работу В. Тишкова, остававшегося вдалеке от поля исследования. Второй тип - "исследование - экспедиция". Он представлен двумя проектами: изучение крестьянства Т. Шанина и проектом под руководством М. Рожанского. Они отличаются четкими географическими стр. 144 Рис. Типология применения этнографических методов в социологических исследованиях границами поля, значимым объемом визуальных данных (картографирование местности), работой со свидетельствами жизни (быт, одежда, условия труда изучаемого сообщества). Экспедиции как тип исследования характеризуются необходимостью "проживать" в поле изучения, а также наличием масштабной группы исследователей-экспедиторов. Междисциплинарность обеспечивает возможность триангуляции - обсуждение наблюдаемых феноменов с различных научных аспектов и парадигм.

4 Следующий тип - "проектно-институциональный". Сюда включены исследования, характеризуется наличием Центра как социального института, в рамках которого предусмотрена тематическая специализация. Проекты проходят, как правило, в рамках единой методологии, единого тематического приоритета. Так, проекты ИСИТО Самары посвящены трудовым отношениям, а саратовский Центр специализируется, в основном, на вопросах социальной политики. Промежуточное положение занимает НИЦ Регион (ввиду масштабного исследования по теме наркомании, он близок к типу "исследование - экспедиция"). Но последние работы НИЦ Регион позволяют говорить о специализации по тематике "Молодежь", что относит его ближе к "проектно-институциональному" типу. Отметим, что упомянутые исследовательские Центры часто опираются на количественные данные с целью подтверждения выработанных гипотез/формулирования новых. Таким образом, если в предыдущем типе исследований ("экспедиции") интерпретация характеризуется междисциплинарной триангуляцией, то в данном типе, как правило, - обращением к статическим данным. Также промежуточное положение в данной типологизации у ЦНСИ В. Воронкова. Ввиду проведения исследований в проектном режиме его можно отнести к "проектноинституциональному" типу, но особенность методологии и интерпретации, необходимость "вживаться в шкуру информанта" позволяет отнести Санкт-Петербургских исследователей к "идентификационному" типу. Его отличает важность всецелого погружения в жизнь сообщества, эмпатия к смыслам и образу жизни информантов. Сюда же можно отнести работы американского антрополога Н. Рис и социолога стр. 145 А. Алексеева. Оба эти исследователя погружались в многолетнее изучение неизвестной культуры, становясь частью сообществ, они обрастали контактами и привязанностями, вели ежедневные записи, что сказывалось и на способе интерпретации данных (исследователь находился один на один с собой и главные выводы его работы - самоощущения). Чем длительное наблюдение по временной протяженности, тем более неформальный характер носят собираемые данные и интерпретации. Исследователь становится частью изучаемого сообщества, ему всё сложнее отличить, где заканчивается исследование и начинается реальная жизнь. Мы выделили специфические типы исследователей: Этнограф-журналист - например, Н. Рис наименее формально подошла к процедуре сбора данных, больше внимания уделяя фактическому материалу, что ближе жанру журналистики, нежели научному наблюдению. Супервайзер/менеджер проекта - роль характерна для "дистанционного" исследования, где сотрудник занимается скорее руководящей работой, оставляя не посещенным фактическое поле изучения, делегируя эту возможность другому. Экспедитор - исследователь определенной местности, уклада жизни. Акцент делается на сборе визуальных данных, картографировании, образе жизни и быта сообществ. Провокатор - изучение происходит путем провокации изучаемого сообщества, созданием условий, позволяющих через реакцию на провокацию понять правила и смыслы milieu. Близнец - данный тип предполагает "погружение" и постепенное сближение информантов и исследователя. Рассмотренная карта российских исследований позволила сделать вывод о тематических приоритетах. Наиболее узкой и конкретной темой являются трудовые отношения. Также фокус применения этнографического метода в социологических исследованиях

5 концентрируется на современных социальных проблемах - наркомания, инвалидность, этническая миграция, война - наиболее острых, но "зарытых" от взглядов исследователей. В более общем виде изучается культура как феномен определенной общности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Романов П. В., Ярская Е. Р. Антропология профессий. Саратов С Романов П. В., Ярская Е. Р. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал N 1/2. С Marvasti A.B. Qualitative Research Sociology. SAGE Publication P Silverman D. Qualitative Research. Theory, Method and Practice. SAGE Publications P Hammersley M. What Wrong with Ethnography. Sociology. V P Miller D., Jackson P., Thrift N., Holbook В., Rowlands M. Methodology. Ethnography. Vol. III. Alan Bryman. SAGE Publications P Романов П. В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии". Социологический журнал N 3/4. С Denzin N.K. The Research Act. University of Illinois, Urbana - Champaign P Baszanger I., Dodier N. Ethnography: Relating the Part of the Whole. Qualitative Research: Theory, Method and Practice, edited by Silverman D. London. SAGE Publications P Miller D., Jackson P., Thrift N., Holbook В., Rowlands M. Methodology. Ethnography. Vol. III. Alan Bryman. SAGE Publications P Bruman, 1998, Hammersley M., Atkinson P. Ethnography. Principles in Practice. Second Edition. London P Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. Ковалев Е. М., Штейнбер И. Е. М. Логос С Романов П. В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии". Социологический журнал N3/4. С Marvasti A.B. Qualitative Research Sociology. SAGE Publication P Маслова О. М. Современная ситуация: Проблема совмещения количественных и качественных методов. Социология в России. М., С Этнография: Учебник для студентов исторических специальностей вузов // Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.: Высш. шк С М. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал N 1/2. С. 148.

6 18. Ядов В. А., Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб: Норма, С Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, стр Максимов Б., Алексеев А. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб. Норма С Рывкина Р. В., Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб. Норма С Воронков В. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас N3(35). 23. Воронкова В., Паченкова О., Чикадзе Е. Невидимые грани социальной реальности. К 60-летию Эдуарда Фомина // Сб.ст. по материалам полевых исследований. Выпуск 9. СПб., Центр независимых социальных исследований. Официальный сайт Воронков В. Существует ли этническая экономика? // Под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова, Е. Чикадзе. ЦНСИ. Труды. Вып. 8. СПб., Hamersley M. What"s Wrong with Ethnography? Routledge. London and New York P Гончарова Н. Полевая кухня: как провести исследование. Ульяновск: Симбирская книга, С Рожанский М. Байкальская Сибирь: фрагменты социокультурной карты. Альманахисследование. Иркутск, С Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Круткин В. Л. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, Сайт американских научных изданий. Cornell University Press Утехин И., Рис И. Русские разговоры: Культура и речевая повседневность эпохи перестройки. М.: НЛО, С Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография Чеченской войны. М.: Наука, 2001.

7 34. Козина И. М. Особенности применения стратегии "исследования случая" (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология 4. М., С Центр социальной политики и гендерных исследований. Официальный сайт стр. 147


Полухина Е.В. Этнографическая фокус - группа как метод исследования внегородских поселений региона В статье показаны возможности одного из методов качественной социологии - этнографической фокус группы,

Ложникова Е.В., Миков Ю.В., г. Екатеринбург ХАБИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ) В 2009 2010гг., в г. Екатеринбурге нами было проведено исследование на тему «Свободное время

ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОНИМАНИИ ПРОСТРАНСТВА МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР (ОПЫТ ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ) Гарифзянова Альбина Раисовна канд.филос.наук, доцент кафедры философии и социологии Елабужского института

Исследовательский дизайн как баланс эмпирических возможностей и теоретических лакун Елизавета Полухина доцент департамента социологии НИУ ВШЭ [email protected] НУГ «Стратегии смешивания методов в социальных

Балаковский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный

УДК 316.3 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ 2016 г. Е. Н. Лузгина Санкт-Петербургский государственный экономический университет

ПРОБА ПЕРА. СОЦИОЛОГИЯ В XXI: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКЕ ИСЛЛЕДОВАНИЯ. Артеменков Ф.А, Обвинцева В.О., г. Москва ПАРТИСИПАТОРНЫЕ МЕТОДЫ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» 1 ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Калугина Т.Н. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: Глобализация, затрагивая социокультурные стороны общественной жизни, проводит к смешению национальных традиций и возникновению

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра «Психология и прикладная социология»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

«Молодежь в эпоху социальных перемен: диахронный анализ индивидуальных стратегий выбора жизненного пути в российской городской провинции с 1991 по 2012 гг.» Соглашение 14.B37.21.0011 от 25 июня 2012 г.)

Фомин Андрей Анатольевич аспирант Покатов Дмитрий Валерьевич д-р социол. наук, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» г. Саратов, Саратовская область

1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире является подготовка выпускника, обладающего широкими знаниями в области культуры и взаимодействия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Западно-Казахстанский государственный университет им.м.утемисова РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА SOS UPR Социология организаций 050501 Социология кредита

УДК 316:614 `.b. pос2о"а* МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В статье рассматриваются основные подходы к изучению гендерных отношений: системный, структурнофункциональный, компаративный, синергетический,

Содержанием специальности 22.00.06 - «Социология культуры, духовной жизни» является исследование социальных взаимодействий в сфере культуры и духовной жизни, социальных условий создания, трансляции и воспроизводства

ПАСПОРТ фонда оценочных средств по учебной дисциплине Б1.Б.14 Межкультурная коммуникация 42.03.02 Журналистика. Профиль Периодическая печать Перечень компетенций: способность использовать знания в области

ЛИТЕРАТУРА 1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с. 2. Ушкин С.Г. Визуальная социология: интеракционистский, семиотический и постструктуралистский подходы / С.Г. Ушкин

Заглавие документа: Уланович О.И. ВЕРБАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ КОНСТРУКТ СОЗНАНИЯ КАК ОЦЕНОЧНОЕ ПОЛЕ МЫШЛЕНИЯ, ОТНОШЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Культурно-психологические закономерности социального развития личности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский государственный университет систем управления

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ» Анохин С.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОНЛАЙНОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ПРОБЛЕМА ЕГО ИЗУЧЕНИЯ Anokhin S. THE ARTICLE

Выпускная квалификационная работа Выпускная квалификационная работа самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, которая выполняется на последнем, выпускном

Сулейманов Р.Ф. Соискатель степени кандидата экономических наук, кафедра маркетинга Санкт- Петербургского государственного экономического университета МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ Аннотация

УДК 911.3 НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ Нефедов М.А. Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург Изучение российской национальной идентичности началось

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL 2015 VOL. 12 # 2 УДК 159.923.2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ УЧАЩИХСЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ Ращупкина Юлия Валерьевна

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Абрамова Александра Петровича «Модернизация среднего специализированного военного образования в условиях реформирования российской армии», представленную на

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова» Битюцкой Екатерины Владиславовны о диссертации Некрасовой

Введение За время существования российского государства нет поколения, которое являлось бы очевидцем военных действий. У каждого поколения война своя, со своими потрясениями, оставившими глубокий след

Отзыв на диссертацию Ильиной Елены Валерьевны на тему «Роль петербургской архитектурной школы в культуре Москвы и Петербурга второй половины XIX века», представленной на соискание учёной степени кандидата

Анализ данных Анализ данных является одним из этапов исследования и включает проверку соответствия между эмпирическими данными и выбранной ю исследования социального явления. Визуализация является одним

êöñöçáàà ÖÇêéèÖâëäàÖ àëëãöñéçäçàü: ÇáÉãüÑ àá Çéëíéóçéâ ÖÇêéèõ Introduction to European Studies: A New Approach to uniting Europe / еd. by D. Milczarek, A. Adamczyk, K. Zajaczkowski ; Centre for Europe,

ПСИХОЛОГИЯ (Статьи по специальности 19.00.05) 2009 г. А.Ю. Смирнова ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА ДАННЫХ В ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Проводится теоретический

Отзыв официального оппонента на диссертацию Шевцовой Елены Владимировны «Молодежная миграционная политика: специфика Новосибирской области» на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности

Аннотация к дисциплине «Социология, психология и педагогика» Направление подготовки (специальность) 09.03.02 «Информационные системы и технологии» Профиль Информационные системы и технологии в строительстве

УДК 001 Журавлева А. В. студент, Ульяновский Государственный Технический Университет Аннотация: ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Россия, г.ульяновск Проблема познания является одной из важнейших в философии.

Познание Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010 3.1. Познание мира Познание особая деятельность, в результате которой люди приобретают

FOM 2015. All rights reserved LABS Лабораториум социологических проектов и коммуникаций СЕЗОН 2015 Мы хотим научить людей, занимающихся социальными науками, представлять свои исследования с помощью творческих

Общительность как одно из проявлений социальной активности личности следует рассматривать в качестве совокупности личных потребностей. Движущей силой в развитии общительности выступает диалектическое единство

Общая социология Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.М. Вышегородцева Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном

Методические указания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам С П б 2 0 0 7 Печатается по решению Методической комиссии факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета

ПРОЕКТ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 209.002.09 (ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ) НА БАЗЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ ЭТЮДЫ КУЛЬТУРЫ Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов,

Фролова Н.Ю. Белорусский государственный университет, Минск ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА Становление дизайна как культурного феномена совпало с профессиональной ориентацией современного

И. И. Новикова МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Феноменологический подход позволяет лучше понять сущность управленческого потенциала и способы

В.Е. Чернова г. Смоленск СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РУСЛЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Ю.М. ЛОТМАНА Решающим фактором народной культуры является процесс антропогенеза и происхождения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» УТВЕРЖДАЮ Проректор

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ УТВЕРЖДЕНО: на заседании Ученого совета факультета социологи Протокол 6 от 19 февраля

УДК 02:004(075.8) ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Редькина Н.С. заместитель директора по научной работе, доктор педагогических наук ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск, Россия,

1. Вопросы программы вступительного экзамена в аспирантуру по направленности 22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы 1. Социология системе гуманитарных и общественных наук. Структура

Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Е. Д. БЕСПАНСКАЯ В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением Я- концепции подростков, их познавательной

РОЛЬ ТЕАТРА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА Юрьева Алёна Викторовна канд. социол. наук, г. Новоуральск E-mail: Yr.Alyona @ yandex.ru ROLE OF THE THEATRE IN LIFES OF THE MODERN SCHOOLBOY Alyona Yuryeva candidate

УДК 316.35 ББК 60.543 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС КОНСТРУИРОВАНИЯ Хитрин Кирилл Леонидович аспирант кафедры теории и социологии управления Уральский институт управления филиал Российской академии

И.А.Хоменко к.п.н., зав. каф. педагогики и психологии семьи (Санкт-Петербург) Экзистенциально-гуманистическая направленность подготовки специалистов к работе с семьей Современный этап развития системы

Коркина О.А., Ересько М.Н., г. Тюмень ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В процессе модернизации и динамичного

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ: МЕТОД ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОТРАЖЕНИЯ Макарова Дарья Андреевна Донской государственный технический университет Ростов-на-Дону, Россия PROGNOSIS IN DESIGN: METHOD OF ANTICIPATORY REFLECTION

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ

Ведущей организации Федерального государственного бюджетного учреждения науки Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук на диссертационную работу Кара-оол Чинчи Александровны

Демонстрационный вариант и методические рекомендации по направлению «Социология» Профиль: «Прикладные методы социального анализа рынков» ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ Время выполнения задания 180 мин. ЧАСТЬ

М А Г И С Т Р А Т У Р А и А С П И Р А Н Т У Р А В.М. Сырых СОЦИОЛОГИЯ ПРАВа Учебник Пятое издание, переработанное и дополненное МОСКВА 2018 УДК 340:115(075.8) ББК 60.56я73 С95 Сырых, Владимир Михайлович.

Таким образом, эффективность и доступность информации при использовании современных электронных носителей позволяет перейти на более новый качественный уровень обучения. П. Ф. Калашников ЗНАЧЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО

Секция 6. Средства массовой информации региона Кавказских Минеральных Вод в информационном пространстве России (кафедра международных отношений, связей с общественностью и журналистики) О.Ф. Волочаева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБЪЕДИНЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЕМ Д. Вандзинскайте Н. Мажейкене В настоящее время университеты

Методы исследования - это средства анализа, а так же способы проверки и оценки теории. Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники. Одним из основных методов изучения жизни народов являются полевые исследования или полевая этнография.

Полевая этнография-- исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определенной системы.

Этот метод стал широко использоваться в середине XIX в., когда возникла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных народах, их хозяйстве, общественном устройстве, обычаях, психологии, верованиях -- с целью решения задач по управлению населением зависимых стран. Метод полевого исследования заключается в длительном пребывании исследователя на месте проживания изучаемого этноса. К примеру, американский исследователь Льюис Морган долгое время жил и изучал племя ирокезов, русский учёный Николай Николоевич Миклухо-Маклай несколько лет прожил среди папуасов Новой Гвинеи, а советский этнолог Лев Яковлевич Штернберг 8лет изучал народы острова Сахалин. Ценность таких опытов заключается в том, что этнолог, работая на территории его исследования, становится свидетелем и соучастником повседневной жизни этноса, этнической группы. Современные исследования этим методом обычно применяются в виде срочных и сезонных выездов для полевых исследований, причём маршрут выбирается так, чтобы охватить максимальную этническую территорию. Именно эти срочные и сезонные выезды несут в себе главный недостаток метода -- исключается наблюдения этноса в межсезонный период.

Во время полевых этнографических исследований используют конкретные социологические методы:

  • 1) Наблюдение-- метод, при котором исследователь вживается в изучаемую среду, наблюдает со стороны или внутреннее, принимая участие в жизни изучаемого социума.
  • 2) Опрос -- метод сбора первичной информации. Этнограф сначала составляет вопросник, а потом беседует по нему с жителями.
  • 3) Анкетирование -- метод, при котором исследователь не лично беседует с информатором, а путем анкеты (через почту, путем раздачи листовок или прессы).
  • 4) Интервью-- личная беседа с использованием вопросника.
  • 5) Метод пережитков-- изучение тех или иных явлений, которые ещё остаются у народов, но потеряли свое прежнее значение.
  • 6) Сравнительно-функциональный (или кросс-культурный) метод, позволяющий путем сравнения выявлять общее в развитии народов, а также их причины.

Социологические данные дают оперативную картину по изучаемому вопросу и широко используются в практических целях государственными и общественными институтами.

С середины XIX века в изучении народов всё большее внимание уделяется статистическим источникам, а в особенности, переписи населения, благодаря которой учёные получают этническую информацию по самому широкому кругу вопросов. Впервые использование такого метода предложил географ и статистик П.П. Семёнов-Тян-Шанский.

При переписи населения задаются множество вопросов, главные из которых -- это вопросы о возрасте, социальном положении, образовании, профессии и т.д. Такие данные отражают, прежде всего, самоидентификацию человека, а так же позволяют установить общую этническую картину, определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей. Для проведения качественных переписей существует ряд правил:

  • 1)Централизованность переписи, т.е перепись должна проводится под руководством правительства страны
  • 2)Охват определённой территории, границы которой должны быть строго зарегламентированы правительственным постановлением и решениемстатистических органов.
  • 3)Всеобщность, т.е. охват переписью всех лиц, проживающих на территории, для максимального исключения ошибок.
  • 4) Одномоментность, т.е. приуроченность к определённому промежутку времени, в который проводится перепись.
  • 5) Наличие установленной программы переписи и её единство. Т.е сбор сведений с населения проводится по одним и тем же признакам и одинаковой методике.
  • 6)Индивидуальность при регистрации и непосредственное получение сведений у населения. Это делается для фиксации самоопределения каждого участника переписи.
  • 7)Обработка и публикация данных по административным подразделениям страны и по основным социально-демографическим признакам. Т.е. все данные сначала обрабатываются, а потом публикуются централизованно и единообразно. ,

Для восстановления этнической истории какого-либо народа применяется метод реконструкции. Материалы, добытая таким методом, является наиболее достоверной -- археологические находки позволяют довольно точно определить время некоторых исторических событий или возраст предметов культуры.

Важным методом является сравнительное языкознание. С его помощью определяют границы соотношения близких языков и степень их родства. Вследствие разных темпов развития, одни языки создают много новых слов и принимают слова из чужих языков, а другие языки остаются неизменными. Такие процессы служат важными показателями взаимодействия культур. Сложность метода заключается в том, что от исследователя требуется безупречное знание соответствующего языка и основ этнолингвистики.

Особо интересными и важными для этногеографии представляются результаты топонимических исследований. Сравнение топонимов -- географических названий, в различных областях объясняет их этническую принадлежность к тому или иному народу.

Изучение письменных источников -- один из самых важных методов в изучении народов, ценность которого заключается в разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. В качестве письменных источников используются обычно история народов, написанная ими самими, или описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес ученых-этнологов. Однако, такого рода историко-культурные описания не единственный тип письменных источников, представляющих интерес для этнологов. В настоящее время существует огромное количество еще не исследованных письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных стран и эпох. К такому роду материалам относятся доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.

Нужно уметь оценивать предметы, идеи или высказывания, которые отдельные народы взяли у других и интегрировали в собственную историю, как реальные исторические события. Но для этнологов даже такие заимствования имеют ценность, так как они представляют собой свидетельство связей между этими народами.

Изучение устных преданий несёт в себе значительную ценность. Она состоит в том, что народный фольклор являются выражением исторического сознания. Опыт этнологических исследований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних народов. Так, сказители в некоторых африканских племенах еще в середине XX века сохраняли и передавали своим потомкам имена, даты, дела и поступки своих правителей и события жизни своих народов за последние 400 лет.

Устные предания, как источник получения этнологических материалов, исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро этот источник иссякнет вовсе. Основная причина исчезновения преданий заключается не только в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется и прекращает жить в памяти народа, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по капле утрачивается и обедняется история.

Системы программного обеспечения не существуют изолированно от окружающего мира. Они эксплуатируются в определенной социальной и организационной среде, поэтому системные требования должны разрабатываться с учетом этой среды. Учет социальных и организационных требований часто имеет большое значение для успеха системы на рынке программных продуктов. Многие представленные на рынке программные системы практически не имеют спроса именно потому, что не учитывают важности социальных и организационных требований.

Этнографический подход к формированию системных требований используется для понимания и формирования социальных и организационных аспектов эксплуатации системы. Разработчик требований погружается в рабочую среду, где будет использоваться система. Его ежедневная работа связана с наблюдением и протоколированием реальных действий, выполняемых пользователями системы. Значение этнографического подхода заключается в том, что он помогает обнаружить неявные требования к системе, которые отражают реальные аспекты ее эксплуатации, а не формальные умозрительные процессы.

Обычно людям трудно четко описать все аспекты выполняемой работы, поскольку способ выполнения часто определяется их характером и практическим опытом. Они понимают свою работу, но не могут объяснить ее взаимосвязь с другими видами работ, выполняемых в организации. Социальные и организационные факторы, которые оказывают влияние на работу, но не являются очевидными, могут стать явными, если описаны беспристрастными наблюдателями.

В этнографический подход использован для изучения работы офиса. Показано, что фактическая работа, выполняемая в офисе, более сложна и динамична, чем предусматривает простая модель, принятая для системы автоматизации делопроизводства. Это расхождение между реальной работой и моделью послужило причиной того, что офисные системы автоматизации не показывали той эффективности, на которую были рассчитаны.

Этнографический подход также применялся при формировании требований для систем управления воздушными перевозками , систем управления диспетчерскими службами метрополитена , финансовых систем и других .

Этнографический подход к формированию требований можно объединить спрототипированием (рис. 5.15). Этнографический подход позволяет получить требования, которые учитываются в разрабатываемом прототипе. Кроме того, этнографический подход используется при решении конкретных проблем прототипирования и при оценивании созданного прототипа.

Этнографический подход позволяет детализировать требования для критических систем, чего не всегда можно добиться другими методами разработки требований. Однако, поскольку этот метод ориентирован на конечного пользователя, он не может охватить все требования предметной области и требования организационного характера. Поэтому он не является всеохватывающим подходом в формировании требований и должен использоваться совместно с такими подходами, как анализ вариантов использования.

Рис. 5.15 Использование этнографического подхода и прототипирования для формирования требований