От чего произошло название поляне. Древнеславянские племена

Населяли земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля, расселились по западному берегу Днепра.

Имя свое получили от слова «поле». Обработка полей стала главным их занятием, следовательно, у них было хорошо развито сельское хозяйство и скотоводство.

По данным археологии, территория полян ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на западе они граничили с древлянами, на северо-западе - с дреговичами, на юго-западе - с тиверцами, на юге - с уличами.

О них больше всего написано в «Повести временных лет»:

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно… Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

… Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий - славянский».

Между прочим, были еще западные поляне - племя в районе Гнезно, которые впоследствии дали своё имя полякам и Польше.

По летописи известно, что в середине VIII века поляне платили дань хазарам, однако племя оказалось способным не только свергнуть эту зависимость, ной к концу IX века подчинить себе окрестные славянские племена: древлян, дреговичей, северян и других.

«По прошествии времени, - пишет летописец Нестор, - после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?». Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?». Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению».

У полян ранее других появилось и христианство. Главным городом полян был Киев; другие города: Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков)и прочие.

После захвата власти Олегом, убившим киевских властителей Аскольда и Дира, земля полян с городом Киевом стала новым центром владений Рюриковичей. Произошло это в 882 году. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944 годом, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется именем Русь (Рось). Западные поляне на Висле в последний раз упоминаются в Ипатьевской летописи под 1208 годом.

Поляне занимались пашенным подсечным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей, важное место занимала торговля, в том числе международная.

Нестор очень положительно описывает полян, в отличие от других славянских племен: «Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают».

ПОЛЯНЕ - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева.
С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в "Повести временных лет". Ученые считают "поляно-русскую" версию более древней, чем "варяжская легенда", и относят ее к кон. X в.
Древнерусский автор этой версии считал полян славянами, пришедшими из Норика (территория на Дунае), которые стали первыми называться именем "русь": "Поляне яже ныне зовомая русь ". В летописи резко противопоставляются обычаи полян и других восточнославянских племен, объединяемых под именем древлян .
В Среднем Поднепровье близ Киева археологами обнаружена культура 2-й четв. X в. с характерным славянским погребальным обрядом: для курганов была свойственна глиняная подмазка, на которой разжигали костер и сжигали покойников. Границы культуры простирались на западе до р. Тетерев, на севере - до г. Любеч, на юге - до р. Рось. Это и было, очевидно, славянское племя полян.
Во 2-й четв. X в. на этих же землях появляется другой народ. Ряд ученых местом его первоначального расселения считает Среднее Подунавье. Другие идентифицируют его с рутами-русами из Великой Моравии. Этот народ был знаком с гончарным кругом. Умерших хоронили по обряду трупоположения в подкурганных ямах. В курганах часто находили нательные кресты. Поляне и русы со временем смешались, русы стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное именование - поляне-русь.


Для более детального просмотра карты дважды "щелкните" по ней мышкой

Ответ от Благосостояние [гуру]
такой народ был


Ответ от SD SD [гуру]
в упрощенном варианте поляне -жители полей или возделыватели полей, древляне живущие в лесу. Скорее всего не понятно кем данное название племенам


Ответ от шеврон [гуру]


Ответ от Ник Шевцов [активный]
Поля́не - название восточнославянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. То же название имело западнославянское племя в районе Гнезно - западные поляне, впоследствии давшие своё имя полякам и Польше.
Расселение
Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на западе она прилегала к деревской земле, на северо-западе - к южным поселениям дреговичей, на юго-западе - к тиверцам, на юге - к уличам.
Письменные источники
Летописи говорят о происхождении полян, наряду с дреговичами, древлянами, и кривичами (полочанами) , от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках. Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху» . Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… . брачные обычаи имеяху» , тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям» , и браков у них не было. Летописная история застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов - общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян - охоте, рыболовстве и бортничестве - у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля.
Археология
Об обширности торговых связей полян и их контактах с другими народами существуют различные теории. Академик Пётр Толочко по монетным кладам делает вывод, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке - прекратилась же во время усобиц удельных князей. Однако историк Э. Мюле возражает, что эти монеты попали в землю не ранее X века - то есть уже после установления в Киеве варяжской власти - и в качестве дополнительного доказательства указывает на нумизматические исследования В. Л. Янина.
Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI-VII веках корчакская и пеньковская культура, ассоциируемые соответственно с дулебами и антами, граничили здесь с колочинской культурой, распространенной на левом берегу Днепра. В VII веке племенные союзы дулебов и антов распались под ударами аваров. По-видимому, это способствовало сближению антов и дулебов, проживавших на правом берегу Днепра, при одновременном обособлении как от древлян и дреговичей, ранее входивших в союз дулебов, так и от уличей и тиверцев, входивших в союз антов. Такой ход событий подтверждается как упоминанием в ПВЛ о притеснении дулебов обрами (аварами) , так и легендой о братьях Кие, Щеке и Хориве, из которых Щек или Чех ассоциируется с легендарным прародителем чехов (на западе владения дулебов простирались до современной Чехии) , а имя Хорива, как и наименование хорватов, указывает на культ Хорса, бога антов.
Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской земли был Киев; другие её населённые пункты - Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка) , Звенигород, Треполь (ныне село Триполье) , Василев (ныне Васильков) и прочие.
После захвата власти варягом Олегом земля полян с городом Киевом стала новым центром владений Рюриковичей с 882. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце X век

Поляне - восточнославянское племенное объединение VI-IX вв. в лесостепной области Приднепровья, между устьями pp. Десны и Роси. Этноним «Поляне» летопись объясняет: «зане в поли седяху», противопоставляя полян соседним древлянам - обитателям Полесья.

Поляне - восточнославянское племенное объединение VI-IX вв. в лесостепной области Приднепровья, между устьями pp. Десны и Роси.

Этноним «Поляне» летопись объясняет: «зане в поли седяху», противопоставляя полян соседним древлянам - обитателям Полесья.

Центром Полянской ("польской") земли был Киев; другие населенные ее пункты - Вышгород, Белгород, Звенигород, Треполь, Василев и пр.

Область полян входила в зону древней земледельческой культуры. По летописным и архивным данным, поляне занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей, более чем у других славян у них были распространены скотоводство, земледелие, "древоделие" и торговля. Последняя была довольно обширна не только с славянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась еще в VIII в. - прекратилась же во время усобиц удельных князей. Сначала, около половины VIII в., платившие дань хазарам, поляне благодаря культурному и экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное. Древляне, дреговичи, северяне и др. к концу IX в. были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство.

Остатки их поселений с небольшими квадратными жилищами-полуземлянками располагались обычно на невысоких речных берегах. С развитием феодальных отношений у полян стали возникать укрепленные городища-займища.

Эволюция полянских древностей

Полянам принадлежат курганы с трупосожжениями. Ювелирные изделия полян, известные по кладам VI -VIII вв., и распространение в IX и. гончарного круга свидетельствуют о значительном развитии у них ремёсел. Летопись неоднократно отмечала, что экономические и общественные порядки у полян находились на более высокой ступени развития, чем у соседей. С Полянами связана летописная легенда о начале Руси, о первых русских князьях, об основании Киева, передающая историческую обстановку VI-VII вв. В это время земля полян становится ядром древнерусской государственности, впоследствии объединившей вокруг себя др. восточно-славянские области. В последний раз имя полян упомянуто в летописи под 994 г., после чего их сменил этноним «Русь».

По свидетельству Нестора, поляне пришли с Дуная еще во времена родового быта: они, при первоначальном поселении, сели у Днепра по-дунайски, врассыпную, каждый род отдельно, по горам и по лесам, и занимались звероловством. Об этом прямо сказано у Нестора: «Поляном живущим особе и володеющим роды своими, и живяху каждо с своим родом и на своих местах, владеюще каждо родом своим; и бяху ловяще зверь». Но чужая земля скоро принудила Полян отступиться от родового быта. Между ними скоро усилился один род, примыкавший своими поселениями прямо к Днепру. Старейшие представители этого рода, братья: Кий, Щек и Хорив, сделались главными начальниками, князьями всех полянских родов, и выстроили в этом краю первый город Киев. По смерти Кия и его братьев, власть, приобретенная ими, перешла в их род: «почаша род их держати княжение в Полях». Таким образом, еще в первых поколениях Дунайских переселенцев последовало соединение полянских родов в одно целое, a с тем вместе и первоначальное родовое их устройство потерпело сильное изменение. A когда вымерли потомки Кия, управлявшие полянами, то общинные начала в этом племени получили полное развитие - поляне начали уже управляться вечем; так что Нестор уже сравнивает их с новгородцами: «Новгородцы бо и смолняне и кияне, и вся власти, якоже на думу на вече сходятся, на что же старейшии сдумают, на том же пригороды станут».

Таким образом, с пресечением Киева потомства все племя полян составило союз общин и прежнее родовое старейшинство обратилось в новое старейшинство - общинное, основанное сколько на старейшинстве, столько же на могуществе и богатстве; старшим сделался не род и не его представитель - родоначальник, а город, послуживший первою основою общины, младшими же - его выселки, пригороды. Родовой быт здесь решительно потерял свое прежнее значение, общество пошло совсем иным путем, выгоды его совершенно разошлись с выгодами рода. Род требовал разъединения и удаления от других, a общество искало общения и соединения в одно целое и нашло его в подчинении пригородов старшему городу. У полян представителем и руководителем целого племени сделался не родоначальник, a старший в том краю город - Киев; о родах же как представителях родового быта нет сведений во всей последующей истории полян. Первое известие об общинном устройстве у Полян, засвидетельствованное историею, мы встречаем при нападении хазар. Нестор говорит: «Наидоша я козаре, седяща на горах сих, u реша козари: «платите нам дань». Сдумавше пoляне и вдаша от дыма меч». Вот первое известное нам Киевское вече. Второе вече встречаем при нашествии Аскольда и Дира.

При общинном устройстве поляне стали усиливаться, чему способствовали выгоды местности, занимаемой ими при торговом пути от Варяг к Грекам. Поляне стали представителями общинного быта, начала которого стали проникать и в семейную их жизнь. Самое устройство семьи у полян было особенное. Брак определялся по договору, которым определялось количество приданого за невестой, a договор - дитя общины. Семейные отношения у полян отличались особенною строгостью, чинностью: «Поляне бо своих отец обычай имут кроток и тих и стыдение к снохам своим, и сестрам, и к деверем великой стыдение имяху, брачныя обычаи имяху. не хожаше зять по невест, но проводяху вечер, и заутра приношаху ей, что вдадуче». Самая религия полян подверглась влиянию общинного устройства. По свидетельству Прокопия, славяне на Дунае не изменяли древних обычаев и строго соблюдали их, тогда как поляне, переселившись, изменили свою религию. Первоначально религия их состояла в поклонении озерам, рекам, лесам, горам, но впоследствии мы видим у них других богов - Перуна, Стрибога, Волоса и др., которых они заимствовали у Литовцев, и финских племен. Это заимствование чужих богов, немыслимое при родовом быте, служит неопровержимым доказательством, что племя Славян перешло от отчуждения и замкнутости к общине, в самых широких размерах.

Русская Цивилизация

Поляне - восточнославянское племенное объединение VI-IX вв. в лесостепной области Приднепровья, между устьями pp. Десны и Роси. Этноним «Поляне» летопись объясняет: «зане в поли седяху», противопоставляя полян соседним древлянам - обитателям Полесья.

Поляне - восточнославянское племенное объединение VI-IX вв. в лесостепной области Приднепровья, между устьями pp. Десны и Роси.

Этноним «Поляне» летопись объясняет: «зане в поли седяху», противопоставляя полян соседним древлянам - обитателям Полесья.

Центром Полянской ("польской") земли был Киев; другие населенные ее пункты - Вышгород, Белгород, Звенигород, Треполь, Василев и пр.

Область полян входила в зону древней земледельческой культуры. По летописным и архивным данным, поляне занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей, более чем у других славян у них были распространены скотоводство, земледелие, "древоделие" и торговля. Последняя была довольно обширна не только с славянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась еще в VIII в. - прекратилась же во время усобиц удельных князей. Сначала, около половины VIII в., платившие дань хазарам, поляне благодаря культурному и экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное. Древляне, дреговичи, северяне и др. к концу IX в. были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство.

Остатки их поселений с небольшими квадратными жилищами-полуземлянками располагались обычно на невысоких речных берегах. С развитием феодальных отношений у полян стали возникать укрепленные городища-займища.

Эволюция полянских древностей

Полянам принадлежат курганы с трупосожжениями. Ювелирные изделия полян, известные по кладам VI -VIII вв., и распространение в IX и. гончарного круга свидетельствуют о значительном развитии у них ремёсел. Летопись неоднократно отмечала, что экономические и общественные порядки у полян находились на более высокой ступени развития, чем у соседей. С Полянами связана летописная легенда о начале Руси, о первых русских князьях, об основании Киева, передающая историческую обстановку VI-VII вв. В это время земля полян становится ядром древнерусской государственности, впоследствии объединившей вокруг себя др. восточно-славянские области. В последний раз имя полян упомянуто в летописи под 994 г., после чего их сменил этноним «Русь».

По свидетельству Нестора, поляне пришли с Дуная еще во времена родового быта: они, при первоначальном поселении, сели у Днепра по-дунайски, врассыпную, каждый род отдельно, по горам и по лесам, и занимались звероловством. Об этом прямо сказано у Нестора: «Поляном живущим особе и володеющим роды своими, и живяху каждо с своим родом и на своих местах, владеюще каждо родом своим; и бяху ловяще зверь». Но чужая земля скоро принудила Полян отступиться от родового быта. Между ними скоро усилился один род, примыкавший своими поселениями прямо к Днепру. Старейшие представители этого рода, братья: Кий, Щек и Хорив, сделались главными начальниками, князьями всех полянских родов, и выстроили в этом краю первый город Киев. По смерти Кия и его братьев, власть, приобретенная ими, перешла в их род: «почаша род их держати княжение в Полях». Таким образом, еще в первых поколениях Дунайских переселенцев последовало соединение полянских родов в одно целое, a с тем вместе и первоначальное родовое их устройство потерпело сильное изменение. A когда вымерли потомки Кия, управлявшие полянами, то общинные начала в этом племени получили полное развитие - поляне начали уже управляться вечем; так что Нестор уже сравнивает их с новгородцами: «Новгородцы бо и смолняне и кияне, и вся власти, якоже на думу на вече сходятся, на что же старейшии сдумают, на том же пригороды станут».

Таким образом, с пресечением Киева потомства все племя полян составило союз общин и прежнее родовое старейшинство обратилось в новое старейшинство - общинное, основанное сколько на старейшинстве, столько же на могуществе и богатстве; старшим сделался не род и не его представитель - родоначальник, а город, послуживший первою основою общины, младшими же - его выселки, пригороды. Родовой быт здесь решительно потерял свое прежнее значение, общество пошло совсем иным путем, выгоды его совершенно разошлись с выгодами рода. Род требовал разъединения и удаления от других, a общество искало общения и соединения в одно целое и нашло его в подчинении пригородов старшему городу. У полян представителем и руководителем целого племени сделался не родоначальник, a старший в том краю город - Киев; о родах же как представителях родового быта нет сведений во всей последующей истории полян. Первое известие об общинном устройстве у Полян, засвидетельствованное историею, мы встречаем при нападении хазар. Нестор говорит: «Наидоша я козаре, седяща на горах сих, u реша козари: «платите нам дань». Сдумавше пoляне и вдаша от дыма меч». Вот первое известное нам Киевское вече. Второе вече встречаем при нашествии Аскольда и Дира.

При общинном устройстве поляне стали усиливаться, чему способствовали выгоды местности, занимаемой ими при торговом пути от Варяг к Грекам. Поляне стали представителями общинного быта, начала которого стали проникать и в семейную их жизнь. Самое устройство семьи у полян было особенное. Брак определялся по договору, которым определялось количество приданого за невестой, a договор - дитя общины. Семейные отношения у полян отличались особенною строгостью, чинностью: «Поляне бо своих отец обычай имут кроток и тих и стыдение к снохам своим, и сестрам, и к деверем великой стыдение имяху, брачныя обычаи имяху. не хожаше зять по невест, но проводяху вечер, и заутра приношаху ей, что вдадуче». Самая религия полян подверглась влиянию общинного устройства. По свидетельству Прокопия, славяне на Дунае не изменяли древних обычаев и строго соблюдали их, тогда как поляне, переселившись, изменили свою религию. Первоначально религия их состояла в поклонении озерам, рекам, лесам, горам, но впоследствии мы видим у них других богов - Перуна, Стрибога, Волоса и др., которых они заимствовали у Литовцев, и финских племен. Это заимствование чужих богов, немыслимое при родовом быте, служит неопровержимым доказательством, что племя Славян перешло от отчуждения и замкнутости к общине, в самых широких размерах.

Русская Цивилизация