Открытый урок баяниста в муз школе. Занятие по классу баяна на тему "работа с произведением"

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» №1 города Тайшета

Открытый урок по специальности

(Отделение народных инструментов)

По теме: «Работа над художественным образом в разнохарактерных произведениях».

Преподаватель: Гумирова О.В.

Тайшет 2016

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Форма урока: индивидуальная.

Тема: «Работа над художественным образом в разнохарактерных произведениях».

Открытый урок проводится с учащимся 8-го класса Рудаков Григорий, баян.

Цель: создание условийдля развития навыка работы над художественным образом в разнохарактерных произведениях.

Задачи:

1. Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (дать определение понятию «художественный образ произведения»), продолжить формирование практических навыков (научить раскрывать замысел произведения, работа над средствами музыкальной выразительности, исполнение в среднем темпе с поставленными задачами).

2. Развивающие: развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, координацию движений, образное музыкальное мышление, творческую активность через различные виды деятельности.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, усидчивость, трудолюбие, собранность.

Методы обучения:

1. Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2. Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3. Практический: музыкально-дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы:

Словесный, наглядный, практический;

Активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

Развитие мышления, творческой инициативы;

Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Технические средства обучения:

Инструмент (баян), стул, пульт, нотные пособия,ноутбук, видео и аудио приложения.

Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, благоприятный психологический микроклимат на уроке.

Применение педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающая технология:

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.

Рациональная организация урока: гимнастика для глаз, упражнение на расслабление мышц шеи со свободными поворотами головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

2. Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

3. Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4. Технология формирования мотивации или игровая технология:

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информацию. Включения в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

Репертуарный план урока :

1. Хроматическая гамма для правой руки и упражнения для левой руки.

2. Я.Френкель «Русское поле» из к/ф «Новые приключения Неуловимых».

3.«Выйду на улицу» р.н.п. обр. О. Бурьян

План урока:

1) Организационный момент.

2) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3) Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии).

4) Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5) закрепление пройденного материала.

6) Итог урока.

7) Домашнее задание.

Ход урока:

1) Организационный момент. Приветствие, посадка за инструмент, настрой на активную творческую работу.

Определение цели и задач урока, предварительно опросив ученика о том, что он знает о «средствах музыкальной выразительности». Что их связывает и как они взаимодействуют друг с другом.

2) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

- хроматическая гамма правой рукой с динамическими оттенками;

- игра хроматической гаммы правой рукой с динамическими оттенками, разными штрихами;

- повторение басового хода в левой руке, используемый в произведении с динамическими оттенками.

Следим за качеством звукоизвлечения, ритмическим рисунком и свободой пальцев правой руки.

3) Работа с музыкальным материалом.

Прослушивание музыкального произведения на ноутбуке. Я.Френкель «Русское поле» из к/ф «Новые приключения Неуловимых».

Обсуждение художественного образа произведения. При диалоге возможно использовать картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.

1. Как ты думаешь, о чем это произведение?

2. Знаешь ли ты слова песни?

3. Что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
4. Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?
5. На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?

6. Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?

Совместное изучение динамических линий и построений фразировки, штриховых особенностей.

Определение кульминации произведения, графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ педагога на инструменте; метод игры-сравнения (сравнивается игра педагога и ученика, анализ). Исполнение с поставленными задачами произведения по частям.

Исполнение произведения «Русское поле» из к/ф «Приключения неуловимых мстителей» с выполнением раннее поставленных задач:

1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;
2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными знаками пальцы;
3.точно выдерживать все длительности;
4.держать единый темп исполнения;
5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст.
- физ. разминка (с использованием здоровьесберегающей технологии):

Упражнение для глаз – подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, закрыть их, открыть. Посмотреть на самый ближайший предмет, потом на самый дальний предмет. Повторить несколько раз.

Упражнение на расслабление мышц шеи со свободными поворотами головы (вправо, влево, вверх, вниз)

4) Проблемная ситуация на основе учебного материала.

Выявить самостоятельно в следующем произведении художественный образ. Определить кульминационные точки и движение фразировки без помощи компьютерных технологий.

«Выйду на улицу» р.н.п. обр. О. Бурьян.

5) Закрепление пройденного материала.

Обсуждение всей проделанной работы на уроке. Повторением и закреплением пройденного материала.

6) Итог урока.

Все средства музыкальной выразительности имеют большое значение в определении замысла композитора, т.к. непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его внутреннее содержание. Одновременная концентрация внимания в работе над разнообразными средствами музыкальной выразительности значительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению, который способствует правильно определить художественный образ произведения. Эмоциональное переживание музыкального произведения помогает развитию восприятия музыки и положительно сказывается на творческом процессе, что способствует развитию интереса и воспитанию чувства любви к музыке с формированием художественно-эстетического вкуса.

7) Домашнее задание, проставление оценки.

Самоанализ и самооценка учащегося о проделанной работе на уроке с корректировкой преподавателем. Определение домашнего задания.

План – конспект открытого урока

Преподавателя Осиповой Е.В.

Место проведения: МОУ ДОД КДШИ класс №

Дата проведения: 28.04.2014г.

Тема урока: « Работа над штрихами».

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока: Совершенствование навыков исполнения штрихов «legato» и «staccato».

Задачи урока:

1.Образовательная: отрабатывать навыки исполнения штрихов «legato» и «staccato»; научиться правильному меховедению в заданных пьесах.

2. Развивающая: развитие творческих способностей. Развитие коммуникативной и нравственной культуры поведения.

3. Воспитательная: прививать любовь к музыкальной культуре; воспитание внимания, усидчивости.

Методы: проблемный; практический, репродуктивный.

План урока:

1. Организационный этап:

  1. приветствие; психологический настрой учащегося;
  2. сообщение темы урока и его задач.

2. Основная часть урока:

  1. работа над гаммой F – dur; арпеджио; аккордами.
  2. работа над штрихом «legato» в современной русской народной песне «Грушица».
  3. работа над штрихом «staccato» в «Менуэте» Боккерини.

3. Заключительный этап:

  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.
  3. Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы.

Оборудование:

Баян, пюпитр, стол, стулья, нотная литература, планшетный компьютер.

1. Организационный этап.

Урок проводится с учащимся 4 класса баян Кажуро Сашей.

2. Основная часть урока.

Учитель: С чего обычно начинается наш урок?

Ученик: С исполнения гаммы, арпеджио, аккордов.

Учитель: А что такое гамма?

Ученик: Это последовательность музыкальных звуков в восходящем или нисходящем движении.

Учитель: Правильно. Сегодня мы с тобой будем исполнять гамму F – dur в две октавы штрихами «legato» и «staccato». (Работа над гаммой – штрихи, смена движения меха).

Учитель: А зачем мы играем гаммы, арпеджио, аккорды?

Ученик: При исполнении гамм, арпеджио и аккордов совершенствуется техника владения инструментом, навыки игры на инструменте.

Учитель: Правильно. Теперь играем арпеджио и аккорды в две октавы разными штрихами.

(Работа над арпеджио и аккордами – следить за рукой, погружением пальцев в клавиши до самого дна; за мягкостью и свободой руки, сменой движения меха).

Современная русская народная песня «Грушица».

Учитель: Как ты думаешь, что такое современная русская народная песня?

Ученик: Это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор – это сам народ. А современная, потому что эту песню поют сейчас, дома, за праздничным столом.

Учитель: А теперь послушаем запись сов.нар. песни «Грушица».

Тебе понравилось? Видишь как напевно, плавно исполнено. Вот и мы с тобой будем учиться так играть. Наша с тобой задача – добиться штриха «legato». «legato» - что обозначает этот штрих?

Ученик: Плавное, связанное исполнение.

Учитель: Правильно. Надо играть плавно, связанно все нотки, а чтобы этого добиться надо соблюдать правильную аппликатуру.

(Работа по фразам над штрихом «legato». Следить за мягкой свободной рукой, сменой движения меха).

«Менуэт» Боккерини

Учитель: Что такое «Менуэт»?

Ученик: Менуэт – это танец.

Учитель: Правильно. Менуэт – старинный народный французский танец, названный так вследствие своих маленьких па. С середины XVII в. – бальный, широко распространился в Европе. И сейчас мы его послушаем.

Прослушивание записи менуэта Боккерини.

Учитель: Как видишь – это легкий, воздушный танец и если не подчеркнуть это соответствующим штрихом «staccato» (остро, отрывисто), то нужного характера пьесы не получится. Штрих «staccato» состоит из трёх основных частей:

  • Замах пальца;
  • Удар пальцы;
  • Отскок от клавиатуры;

Работа по фразам над штрихом «staccato». Следить за правильной сменой движения меха.

3. Подведение итогов и результатов занятия.

Учитель: Что нового ты узнал на уроке? Что больше всего запомнил? Что было трудно? Что было легко? Что понравилось? Оцени свою работу?

Задание на дом.

Присутствовали на открытом уроке:

Сиверская В.В.

Иванова О.Н.

Малинина Т.В.

Михайлова О.В.

Судовикова Г.С.

Смирнова И.В.


Актуальность.

Неоднократное проигрывание пьес от начало до конца, без понимания художественной и технической сторон произведения и умелого использования, нужных для этого исполнительских средств не приводит к желаемым результатам. Нельзя заниматься одним лишь механическим заучиванием аппликатуры. Такая работа напрасна затраченное время и лишь утомляет учащегося. Всю работу по заучиванию музыкальных произведений следует разделить на три этапа.

Цель: музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей.

Мы предполагаем что,механическое заучивание аппликатуры является не эффективной работой, поэтому требуется разнообразить методы и приемы, применяемые в процессе занятия.

Задачи:

Учить играть, выразительно передавая характер произведения;

Развивать музыкальный слух, чувство ритма;

Формировать эстетический вкус и эмоциональное восприятие к музыке;

Создавать радостное настроение на занятии.

«Работа с произведением»

Предварительное ознакомление с произведением

Работа в этом этапе заключается в следующем:

  1. Точно прочитать нотный текст со всеми терминами, указывающими темп и оттенки исполнения. Особенно важно уточнить название и высоту нот, и их место на клавиатуре.
  2. Усвоить длительность нот разучиваемого отрывка или часть музыкального произведения.
  3. Уточнить аппликатуру-расстановку пальцев на клавиатуре. Проигрывание одного места то одним, то другим пальцем вредно для дальнейшего разучивания, т.к. следствием этого могут оказаться срыв и остановка.
  4. Проследить глазами путь движения пальцев и кисти с целью утончения места положения нужных клавишей и расстояния между ними. Следует отметить, что зрительное представление имеют при разучивании большое значение.

Работа над техникой исполнения

Этот этап работы состоит из проигрывания пьесы и ее отдельных мест с точным соблюдением длительности. Разбор пьес без учета соотношения длительности вреден и не допустим.

Основные методы работы:

  1. Внимания учащегося в этот период сосредотачивается на каждом отдельно звуке или аккорде при безостановочной игре и точном соблюдении указанных длительностей нот с тем, чтобы исполнить каждый звук или аккорд четко по длительности и характеру звучания. Надо стараться извлекать звуки певучие, а не крикливые, ровные по темпу движения от начала до конца и равные по силе между собой.
  2. Все начальные проигрывания осуществлять без ошибок, срывов и остановок, в медленном темпе. Медленный темп необходим для слухового освоения произведения, т.к. ошибки и срывы появляются часто в связи с тем, что многие элементы текста, в особенности аккорды, в начале лежат в не слухового восприятия учащегося и только в дальнейшем усваиваются слухом. Можно рекомендовать, когда представляется возможность, прослушать пьесу в хорошем исполнении заранее зная, чего он должен добиваться при разучивании пьесы в медленном темпе, он сможет заниматься более осмысленнее и целеустремленнее.
  3. Произведение следует проигрывать по фразам или другим относительно заключенным фрагментам, добиваясь безошибочного исполнения сначала каждой рукой отдельно, а позднее- обеими руками вместе. Все проигрывания проводить в одном и том же темпе, т.к. различие темпов может помешать дальнейшей игре обеими руками.

Трудные места следует выделить и в работе обратить на них большое внимание. Соединение двух отрывков может начаться с того момента, когда два рядом стоящих отрывка разучены безупречно. Заканчивается этот этап работы исполнением всего произведения в медленном темпе, без ошибок и остановок; чувство утомления и трудности будет сигнализировать о том, что работа на данном этапе еще не закончена.

Дальнейшее внимание учащегося должно быть обращено на освоении скорости музыкального движения, т.е. темпа:

  • а) сохраняя безошибочность исполнения, следует начать ускорения и довести исполнения до нормального темпа с большой осторожностью, не нарушая правильности игры. Ускорения должны идти постепенно и быть почти незаметными;
  • б) следует помнить, что в принципе быстрые темпы являются преимущественно результатом общего роста техники играющего, а не проработке данного задания быстрый темп, который будет доступен учащемуся завтра, может быть сегодня не досягаем; не понимание этого обстоятельства и стремление учащегося к чрезмерным ускорениям приводят к сумбурной игре и нарушают процесс нормального роста исполнителя;
  • в) каждый новый ускоренный темп следует закреплять повторными проигрываниями, прежде чем перейти к следующим.

Существуют два признака, определяющие границы ускорения:

  • а) появление срывов, неверных нот, заплетание пальцев, общие искажение звучности и другие внешние недочеты;
  • б) появление у учащегося ощущения трудности исполнения и некоторой не уверенности.

В подобных случаях учащиеся должен всякие ускорения прекратить, не пытаясь возобновить их ранее, чем через два-три дня. Работа над ускорением вообще имеет предел, который учащийся на данном этапе должен переходить.

Дальнейшее увеличение темпа данного произведения будет происходить вместе с общим техническим ростом и музыкальным развитием учащегося, а не за счет дальнейшей работы над разучиваемой пьесой.

Художественная отделка исполнения

Основные элементы художественного исполнения следующие:

  • а) Точное выполнения указания на громкость звука, на его усиления и ослабления (тихо-громко; усиливая-ослабляя), т.е. динамических оттенков;
  • б) точное соблюдение скорости движения, указаний ускорения и замедления темпов, т.е. агогических оттенков;
  • в) выразительное исполнение музыкальных произведений, членение его на небольшие, осмысленные части (фразы), т.е. фразировка. Фразировка содействует ясной передачи содержания музыки.

Одним из частых недостатков исполнения учащихся является отсутствие настоящего "пианиссимо" (очень тихо- рр), с одной стороны, и отсутствие настоящего "фортиссимо" (очень громко-ff)- с другой. Обычно в исполнении случается незначительное отклонение от средней по силе звучности. Поэтому учащийся должен старательно работать над выработкой "пианиссимо", не боясь ни прекращения звука передачи, ни потери легато. Все эти навыки должны вырабатываться как на отдельных звуках, аккордах, гаммах, так и в пьесах, согласно имеющимся в нотах указаниям.

Особенно внимательно следует работать над фразировкой, которая на аккордеоне связана с техникой владения мехом, т.к. каждая фраза должна быть целиком уложена в одно определенное движение меха -сжим или разжим.

Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сперва проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения (нюансами) самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых результатов, прибавлять партию аккомпанемента.

На практике работы над художественной отделкой произведение находится в тесной связи с технической работой. Техническое совершенство является неотъемлемой частью художественного исполнения, его необходимым условием. Художественное исполнение невозможно без понимания данного произведения; это понимание иногда появляется не сразу, в процессе работы над произведением, и зависит главным образом от музыкального роста учащегося и от музыкальной культуры. Желающие приобрести хорошие навыки в области художественного исполнения следует запомнить, что внимательное и систематическое слушание музыки (в оперном театре, на концертах, по радио) является одним из самых лучших способов развить в себе тонкое понимание музыки и художественный вкус.

Пренебрежительные отношение учащихся к самой технике дела, упражнений и всему тому, что создает техническое совершенство, приводит к неполноценным результатам работы учащегося.

Прежде всего, необходимо играть гаммы. Именно гаммы являются удобной, легкой и спокойной формой, которая облегчает в начальном периоде знаний работу, связанную с правильной посадкой, постановкой рук, владением меха, удобной аппликатурой и т.п.

Исполнение гамм в первом периоде занятий не следует рассматривать как техническое средство для развития одной лишь беглости или мелкой техники.

Проигрывание гамм имеет значение:

  • а) для развития певучего, красивого звука;
  • б) для выработки легато и стаккато;
  • в) для освоения тональностей.

Кроме того, гаммы дают возможность добиться игры равными длительностями в разных темпах. С этой целью необходимо играть гамму ровными четвертями, в самом медленном темпе; сохраняя единицу счета и темп, играть ту же гамму ровными восьмыми, триолями из восьмых шестнадцатыми; по мере выработки всех этих навыков, сохраняя тоже соотношение длительности, следует увеличивать и скорость движения (темп) Для успешного овладения игры на аккордеоне и разучивание музыкальных произведений существенное значение имеет также количество времени уделяемое учащимися занятиям. здесь нужно учесть следующее.

Многочасовая беспрерывная игра на аккордеоне вредит здоровью, снижает качество работы и притупляет процесс освоения и разучивания музыкального материала. Лучше заниматься понемногу, с перерывами, ограничивая каждое занятие выполнением определенного задания продуктивнее работать утром или днем, чем вечером.

Учащимся музыкально-профессиональных школ следует уделять игре на аккордеоне в общей сложности не менее 3-4 часов ежедневно.

Примерное распределение времени по видам работы:

  • а) работа над техникой (гаммы, двойные ноты, аккорды)-15 минут.
  • б) работа над усвоением соотношения длительности (ритмом)-15 минут
  • в) работа над звуком-15 минут
  • г) работа над техническим разучиванием пьесы-45 минут
  • д) работа над художественным разучиванием пьесы-45 минут
  • е) повторение и закрепление ранее разученных пьес-45 минут

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Ученик 3 класса Мамайко Никита

Преподаватель Андриянова Татьяна Вячеславовна

Тема урока: « Основные этапы работы над музыкальным произведением»

Цель урока: Систематезировать методы и способы работы актуальные при разборе, разучивание и окончательном художественном оформление пьес. Заострить внимание учащегося на важности каждого этапа изучения музыкального произведения.

Задачи:

Обучающая: Уметь самостоятельно делать грамотный анализ нотного текста.

Развивающая: Правильно подбирать методы работы для воплощения технических и художественных задач.

Воспитательная: Воспитание архитектонического чувства - умение охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в стройном целом.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ:

Музыкально-образовательная: Объяснения основных этапов работы над произведением.

Исполнительство: Исполнение произведений.

Восприятие: Показ учителя, аудио и видео материал.

Творчество: Умение самостоятельно делать анализ и подбор методов работы для воплощения технических трудностей и передачи художественного замысла (на основе легкой пьесы).

Начальный этап : Общее представление о произведении.

Выявление основных трудностей.

Эмоциональное восприятие его в целом.

Рассказ о композиторе, эпохе, стиле, манере исполнения, характере, сюжете, об основном темпе, форме, структуре, композиции.

Второй этап: Более глубокое изучения произведения, отбор средств выражения и овладения ими. Детальная работа над пьесой по частям, отрывкам, целиком.

Третий этап: Целостное и законченное исполнительское воплощение замысла пьесы, основанное на глубоком и детальном предварительном его изучении.

Четвертый этап: Достижение эстрадной готовности пьесы, т.е. мастерское ее исполнение на концерте или экзамене(много раз).

ХОД УРОКА

C - Dur терциями (аппликатура с большим пальцем)

| - 4 звука на мех.

|| - октава на мех.

Играя гамму мы преследуем цель в ускорении темпа через увеличение длительностей. Также играя гамму, мы ведём звук к Q , т.е. через темп показывая движение звука на crescendo и diminuendo .Здесь учитель слышит и видит, как ученик владеет движением меха, как осуществляет смену меха. Ученик умело распределяет звук на crescendo и diminuendo . Ярко показывает Q точку.

Гамма исполняется штрихами legato, staccato, 2 legato, 2 staccato.

Исполняет ученик C - Dur дуолями, триолями, квартолями (на один бас лев.руки приходится ll , lll , llll в правой руке, т.е. делается акцент после двух, трех и четырех звуков.)

Выполняет игру || в 2 октавы на мех. Здесь цель у ученика на одном нюансе удержать силу ведения меха и распределить силой звука 2 октавы на мех.

Далее ученик исполняет длинное арпеджио с применением большого пальца. Также старается сделать фразировку (движение звука к Q (Т)). Ученик справился с этим заданием.

Аккорды исполняет в 3 октавы, выполняет > (рывок мехом) на сильную долю. Смену меха производит через три аккорда, т.е. через октаву.

Работа над произведением, прежде всего приобщает ученика к миру прекрасного и раскрытию его творческой индивидуальности.

Цель работы-яркое, содержательное, технически совершенное исполнение.

«Полька» - танец живой, быстрый, размер 2/4, среднеевропейский. Жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Польки писал И. Штраус I и его сын И. Штраус II . Много полек встречается в творчестве чешских композиторов – Б. Сметаны, А. Дворжака.

Название от чешского слова puilka , означает «половинный шаг», ритм польки требует быстроты переступания с ноги на ногу. Из-за созвучности польку путают с польским танцем, но это не так.

В России полька появилась в 1845 году. Тогда этот танец был моден во Франции, его привёз из Парижа танцовщик императорской группы Петербурга Ник Осипович Гольц. Полька бывает разных видов.

А. Деварьдье «Полька» - тональность D - dur простая трёхчастная форма (3 часть – повторение первой).

Технические трудности – исполнение триоли, чёткое исполнение Staccato , группировка длительностей ||| . Выполнение акцентов и замедление темпа.

Цельно, эмоционально-художественное восприятие – лёгкий, бодрый характер, быстрый темп.

Данное произведение находится на I этапе работы. Сделав устный анализ, определив технические трудности, преступаем ко II этапу. Учитель проигрывает произведение целиком, обращая внимание на основные выразительные способности. Вместе с учеником делаем разбор с инструментом. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор – это основа для дальнейшей работы. Особое внимание требует метроритмическая тонкость исполнения. Сначала педагог проигрывает мелодию по нотам, потом ученик прислушивается к ритмическому рисунку мелодии. Далее глядя в ноты ученик называет длительности, прохлопывает ритмический рисунок. У ученика создаётся связь: слышу-вижу-ощущаю-передаю.

При разборе звучание «по возможности» должно быть содержательным, музыкальным. Ученик должен вслушиваться в музыку, понимать её хотя бы в общих чертах.

Сразу нужно обращать внимание на фразировку, иначе игра будет лишена всякого смысла.

По мере возможности выполнять штрихи. На этом этапе про темп говорить не приходится, об динамических нюансах, агогике. Но точное прочтение нотного текста,то есть звуковысотная точность и метроритмическое прочтение нотных знаков, применение штрихов, элементарная осмысленность фразировки, слушание гармоничной основы – обязательны при разборе любых произведений.

Анализ авторского текста следует проводить, используя следующие методические приемы: счет вслух, простукивание ритмического рисунка каждого голоса, сольфеджирование с игрой на инструменте. Игра вне ритма с названием каждого пальца, Проигрывание мелодии одним пальцем левой рукой вне ритма. Технические средства музыкального исполнения это штрихи, динамика, звук, мех и темп.

«Вдоль да по речке» - русская народная песня. Слова и музыка народные. Период состоящий из 2х предложений. Вариация второго предложения на основе темы. Народные черты – вариационность. Каждая фраза начинается по новому (добавляется нюанс, характер меняется, штрихи).

Эта пьеса у нас перешла на 2й этап работы, т.е. техническая отделка. Доработка аппликатуры (там, где необходимо). Звук – основное средство выразительности. Н. Метнер сказал: «Всё должно выходить и рождаться из тишины… Слушать, слушать и слушать. Втягивать звуки слухом из тишины».

Сделав разбор, изучив аппликатуру, перешли к работе над звуком.

Работая над пьесой, ученик разобрал её по фазам, определил Q в каждой фразе и Q всей пьесы. Выполняя работу по звукоизвлечению и смене меха, ученик не прерывает мелодическую линию и не теряет силу ведения меха при его смене. Выполняет штрихи: 1 фраза portamento и staccato , 2 фраза legato . Во 2 предложении были небольшие технические трудности в вариации (вариация построена по звукам арпеджио). Педагог предлагает ученику поиграть данную фразу изменив ритмический рисунок и штрихи ||||. Штрих legato заменили на 2 legato 2 staccato .

Работая над фразировкой, ученик старался правильно распределить crescendo и diminuendo на данный отрезок мелодии, стремился к Q и показывал её.

Ученик исполняет эту пьесу в нужном заданном темпе. Выучил хорошо наизусть.

В. Беньяминов Этюд a moll . Размер 4/4. Простая 2х частная форма (во 2й части повторяется мотив темы 1 части).

Этюд – от французского слова etude – «Изучение». Инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Этюды бывают не только упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность. На этот уровень этюд как жанр вывел Ф. Шопен.

Работая над этюдом ученик сделал тщательный устный анализ (размер, тональность, форма, аппликатура, фразировочные лиги, фразы, темповые отклонения, штрихи и т.д.) – 1 этап.

На втором этапе мы с учеником отработали фразировку, т.е. движение звука к Q и показ её. Всё это неразрывно связанно с меховедением. При этом ученик слушал и следил за смещением меха, не терял силу ведения меха перед Q в каждой фразе. Правильно подобранная аппликатура дала положительный результат, т.к. рука ребёнка при штрихе Legato шла плавно, мягко, как бы лаская кнопки инструмента. Небольшие трудности были при исполнении staccato . Но поиграв эти такты в медленном темпе (соблюдая нюансы) у ученика получился этот пассаж. Ребёнок постоянно себя слушает и понимает что делать.

Немного дольше работы было с мехом, распределяя силы на Р и С при соблюдении фразировки. Важно было, чтобы ученик понял, что перед Q сила движения меха не меняется. Это удалось ему путём прослушивания произведения, которое играл педагог. Путём тактильных прикосновений педагога к баяну ученика. Педагог помогал вести инструмент ученика.

Темповые отклонения ritenuto , a tempo ученик выполнять умело, вслушивась в своё исполнение

В целом этюд выучен наизусть и переходим к 3 этапу – шлифовке всего произведения, т.е. синтезу того, что было проделано ранее. Исполнение наизусть, осмысленное целостное исполнение – ощущение общей линии развития произведения.

Мелодия во фразе идёт к опорному звуку, а большое построение идёт к своей смысловой вершине, целенаправленное развитие всего произведения. Ученик это знает и чувствует.

Теперь ученик будет выгрываться в произведение, чтобы свободно исполнять его на концертах, понимать, ощущать и чувствуть, что он исполняет.

Играть не бездушно, а с душой.

Чтобы выучить наизусть нужно:

Зрительно воспринимать нотный текст

Отмечать опорные пункты произведения

Умственная работа и вдумчивая игра – залог успешного запоминания произведения наизусть.

«Хорошо запоминается то, что хорошо понятно».

Исламов Тимур Шаукатович
Должность: преподаватель по классу баян
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская Школа Искусств"
Населённый пункт: с. Инзер, Белорецкий район
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Развитие технических навыков учащихся- баянистов в ДШИ"
Дата публикации: 27.02.2017
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ БАЯН

Преподавателя отделения народных инструментов

Исламова Тимура Шаукатовича

Тема: «Развитие технических навыков учащихся-баянистов в ДШИ»

Методическая разработка

Открытого урока

по специальности БАЯН

тема

урока:

«Развитие

технических

навыков

учащихся-баянистов

ДШИ»

Урок провел преподаватель ДШИ

Исламов Т.Ш.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: индивидуальная

является

основной

организации

воспитательной

деятельности, это индивидуальное занятие учителя с обучающимся, целью

которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие

любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора

и, как следствие, – повышение интеллекта.

Цель

урока

выявление

основных

элементов

Определение

основных

принципов

развитием

совершенствованием технического мастерства обучающегося.

Задачи урока:

Образовательные:

закрепление

изученных

теоретических

ритм, мелодия, динамика);

продолжение формирования практических навыков (игра штрихами non

legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение

произведения в заданном темпе).

Развивающие:

развитие слуха;

координация движений;

активизирование образного музыкального мышления через различные

виды деятельности.

Воспитывающие:

воспитывать любовь к музыке;

воспитывать эстетический вкус;

воспитывать усидчивость, собранность.

Здоровьесберегающая:

развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память;

рациональная

организация

физкультминутка,

упражнения

расслабление мышц;

чередование

различных

деятельности

упражнений

сменяется

повторением

выученных

разбором

нового музыкального материала).

Методические приемы:

словесный, наглядный, практический;

активизация

обращение

музыкальному

восприятию

обучающегося;

прямая и наводящая формы воздействия;

развитие мышления.

Оборудование: 2 баяна (обучающемуся и преподавателю), 2 стула, нотные

пособия, пульт.

Репертуарный план урока:

1. Упражнения.

4. Пьесы, этюды

Структура урока.

Организационный момент.

Представление обучающемуся круга задач, стоящих перед ним.

Основная часть:

1) Упражнения.

«Разучивая только художественный материал, и не занимаясь технической

работой, обучающийся будет отставать в технической стороне исполнения,

исполнительское

искусство

музыканта

определенных хорошо отработанных двигательных навыков» (В.Демченко).

Материалом

приобретением

двигательных

развития различных элементов техники служат гаммы, арпеджио, аккорды,

специальные упражнения, этюды. В процессе работы над этим материалом, а

также и при исполнении музыкальных произведений, необходимо помнить,

что успешное техническое развитие обучающегося – баяниста зависит от

многих факторов:

постановка инструмента и рук,

техника ведения меха,

аппликатура,

координация движений правой и левой руки,

обучения

необходимо

правильностью посадки обучающегося. Посадка рассчитана на то, чтобы

обучающийся чувствовал себя как можно удобнее.

«Постановка

формирование

свободных

рациональных движений на клавиатуре. Прежде, чем перейти к занятиям на

музыкальном

инструменте,

мышечную

управлять мышцами в самых простейших движениях рук.

Начинать можно с подготовительных упражнений без инструмента. Любое

действие

производится

сокращением

определенной

Необходимо добиваться того, чтобы сокращение одних мышц не вызывало

напряжения других, не участвующих в работе. Такие упражнения я провожу с

обучающимися и им они очень нравятся:

1. Исходное положение: руки свободны. Поднять и вытянуть их перед собой.

остаётся

горизонтальном

положении,

расслабленном состоянии падает вниз и качается подобно маятнику.

2. Руки опущены вниз и полностью расслаблены, Резко сжать в кулак пальцы

левой руки, а затем, расслабляя мышцы, разжать кулак, в это время правая

рука совершенно свободна.

3. Упражнения для кистей и пальцев рук, сидя за столом:

Приподнять кисть и дать ей упасть на подушечки пальцев. Повторить

руками одновременно.

«Считалка»

ритмизация

выполняется

поочередно

одновременном

произнесении текста вслух.

4. Упражнения (с инструментом):

«Кисточка»

расслабления

запястья.

Свободное

скольжение

клавиатуре вверх и вниз.

«Перелёты и приземления» - дугообразные и волнообразные перемещения

по клавиатуре.

Упражнения

воздушным

клапаном

(«Самолет

«Ветерок»,

«Ветер», «Буря»)

Упражнения,

способствующие

развитию

технических

разделить

определённые

обучения,

прохождения

материала

соразмерно

способностям

конкретного

обучающегося.

упражнений

поделить

несколько

этапов. Начальный этап работы включает в себя следующие учебные задачи:

знакомство с элементами музыкальной грамоты;

организация

двигательного

аппарата,

формирование

инструментальных навыков;

развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти.

воспитание

самостоятельности,

инициативности,

самоконтроля

работе с инструментом.

Работа идёт от простого к сложному.

На следующем этапе появляются новые задачи:

тщательная отработка начальных упражнений;

мажорных

хроматических,

знакомство

минорными

овладение штрихом стаккато, сочетание различных штрихов;

введение упражнений для овладения арпеджио мажорных и минорных

освоение аккордовой техники.

2). Гаммы, арпеджио.

начальных

упражнений,

обучающийся

более осознанно, основной акцент ставится на работе над гаммами.

ежедневное

необходимое

успешного

технического

продвижения

Систематическая

последовательная

материалом

необходимое

выработки основных игровых навыков и умений.

Успешная

арпеджио

аккордами

помогает

преодолеть многие технические трудности:

1) позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;

2) создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;

3) способствует координации движений обеих рук;

4) плавности ведения меха и смены направления его движения;

помогает

исполнению

различных

разнообразными приёмами звукоизвлечения.

Исполнение гамм разными штрихами помогает обучающимся развивать

качественную артикуляцию. Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов

способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у

обучающихся чувство лада и метроритма.

Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если перед обучающимся

проигрывании

арпеджио

определённую

музыкальную задачу.

3) Проведение физкультминутки.

утомляется,

необходима

деятельности. Для этого хорошо подходят физические упражнения в виде

игры. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки

вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед.

Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-

«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде

«Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик.

«Медвежонок»

расслабить,

округлить

толстенького медвежонка.

Так же к смене деятельности можно отнести ритмические упражнения:

Я проигрываю пьесу, обучающийся определяет характер. По нотам разбираем

ритмический

повторном

проигрывании

аккомпанемент, а обучающийся отстукивает ритм мелодии. Я играю мелодию

– обучающийся стучит сильные и слабые доли.

Данное упражнение поможет развитию навыка чтения с листа: вижу – узнаю

Слышу- играю.

4) Пьесы, этюды

Обучающемуся будет полезно узнать на конкретных примерах, как

используют

композиторы

гаммаобразные

последовательности

произведениях

насколько

разнообразно

музыкальном контексте.

При разборе нотного текста я приучаю своих обучающихся к определенному

Обязательно

название

информация

опускается.

что вижу – говорю сразу. Обучающийся должен узнавать строение мелодии –

поступенное движение, скачками, интервалы, движение по звукам гаммы,

трезвучия.

необходимо

проговорить

(выдерживая длительности), простучать ритмический рисунок.

Такой детальный разбор облегчает и делает понятным первое проигрывание

нотного текста.

5.Заключение

Ученик справился с поставленными перед ним задачами: постарался

передать

художественный

произведений,

научился

самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки,

трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Ученик понял, что

для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить текст,

нужно много уделять внимания работе над динамикой, фразировкой, ритмом,

штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем

планируется

самостоятельная

раскрытию

художественного образа произведений.

упражнениях

неуклонно

наблюдай за красотой звука. Упражнение важно играть с напором и даже с

некоторым спортивным увлечением.

наоборот,

небрежная

должного

контроля

качеством

выполнения

определённых

звуковых

дезорганизует

вредно отражаясь на исполнении разучиваемых произведений».

Непременным

условием

осознанной

баяниста

начальной

стадии разучивания инструктивного материала является игра в медленном

темпе. При такой игре исполнитель успевает осмыслить извлекаемые звуки,

метро-ритмическую

организацию,

аппликатуру,

целесообразность

движений.

Осознанная,

вдумчивая

способствует

скорейшему

приобретению и закреплению навыков, автоматизации движений.

Автоматизация

движений

является

непременным

условием

достижении технического мастерства.

6. Домашнее задание.