Переход внешних предметных действий во внутренние умственные. Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина

Малоимущей семьей считается семья, чей средний общий доход, разделенный на каждого члена семьи, оказывается ниже минимального прожиточного уровня. Для установления этого факта следует обратиться с соответствующим заявлением в органы социальной защиты населения по адресу проживания. Государственная материальная поддержка оказывается семье, официально заключившей договор с органами соц. защиты.

Такая помощь предоставляется следующим категориям граждан:

  • дети меньше 18 лет; в случае их дальнейшего стационарного обучения, продлевается до 23 лет;
  • лица, занимающиеся уходом за маленькими детьми до трех лет;
  • инвалиды с трудовым ограничением;
  • пенсионеры в возрасте 65 лет.

Для признания семьи малоимущей и, как следствие, имеющей право на материальную помощь государства, нужно подать следующие документы:

  • справку с перечислением всех членов семьи;
  • документы об их фактических доходах;
  • документы, позволяющие оценить степень родства всех входящих в семью людей;
  • для безработных - копии трудовой книжки и справку о постановке на учет в центре занятости;
  • для пенсионеров - данные о размере пенсии;
  • для учащихся - справки с учебных учреждений.

Выплаты семье, средний доход которой меньше 50% от прожиточного минимума, составит 150 рублей на каждого нетрудоспособного в ней. Выплачивается они каждый месяц. Одноразовая помощь семье, с доходом ниже минимального на 50 или 100%, составляет 1500 тыс. руб. Выплачивается один раз в год. Детям из малообеспеченных семей государство должно выплачивать деньги на питание в размере 450 руб. ежемесячно.

При этом дополнительно потребуется предоставить в органы социальной защиты документы родителей и свидетельства рождения ребенка. Также есть возможность получить одноразовую государственную помощь, в случае если семья находится в тяжелом материальном положении, размером 1000 руб., предоставив такой же пакет документов, как и в предыдущем случае. В данной статье мы подробно разберем все вопросы связанные с малоимущими семьями.

Законодательством России предусмотрены нормы, по которым отдельные семьи признаются малоимущими. Отнесение семьи к данной категории сулит различного рода поддержкой со стороны государства, преимущественно - в материальном плане.

Какая семья считается малоимущей

Малоимущими признаются семьи, средний доход которых на одного человека не превышает прожиточного минимума. Чтобы определить этот показатель, необходимо сначала высчитать общий семейный доход, полученный в натуральном и денежном виде за предыдущие 3 месяца. Учитываются:

  • заработные платы;
  • пособия;
  • различного плана выплаты;
  • доходы от имущества (например, от аренды);
  • авторские вознаграждения;
  • прибыль по акциям и др.

Общая сумма дохода делится на 3 и количество человек в семье. Полученное значение должно быть меньше прожиточного минимума, который устанавливается 2–3 раза в год для каждого региона в отдельности. Так, к примеру, в III квартале 2016 года для москвичей данный показатель в зависимости от категории населения составил: 10813 рублей - для пенсионеров, 13159 рублей - для детей, 17487 рублей - для трудоспособного населения. Для регионов эти показатели ниже и в среднем варьируются от 7 до 10 тысяч рублей.

Следующий важный критерий, которому должна соответствовать семья для признания ее малоимущей, - наступление тяжелого материального положения по причинам, от них не зависящим. Это означает, что семьи, в которых трудоспособные люди не трудоустроены из-за своего нежелания (например, алкоголики или наркоманы), не вправе претендовать на льготы, предназначенные для действительно нуждающихся семей.

Быть признанной малоимущей и рассчитывать на государственную поддержку может только та семья, в которой все взрослые работают или, по крайней мере, числятся на учете в службе занятости. Исключение составляют женщины, находящиеся в декретном отпуске.

Что касается состава малоимущей семьи: поскольку законодательством понятие «семья» точно не определено, то вариантов много. К числу малоимущих может быть отнесена семья:

  • с одним родителем, воспитывающим одного или нескольких детей;
  • с двумя родителями и с детьми либо без них;
  • многодетная;
  • состоящая из бабушек/дедушек и внуков; мачех/отчимов и пасынков; опекунов и подопечных.

Помощь малоимущим семьям

Социальная помощь малоимущим семьям предоставляется в довольно разнообразных формах. Это могут быть и прямые денежные выплаты в виде пособий или стипендий, и помощь в натуральном виде (например, одежда, лекарства, обувь, топливо и др.).

При получении помощи в качестве малоимущей семьи не утрачивается право на получение выплат и пособий, предназначенных для всех семей с детьми. Имеются в виду единоразовые и ежемесячные пособия при рождении и воспитании детей, материнский капитал и др.

Кроме того, льготы малоимущей семье предоставляются на различных уровнях - и на региональном, и на федеральном. Региональная помощь разрабатывается для каждого субъекта федерации отдельно и планируется каждый год. Она довольна разнообразна. Зачастую на детей из малоимущей семьи выплачивается пособие. Его размер зависит от численности и состава конкретной семьи, а также возраста ребенка.

Федеральная помощь предоставляется в следующих формах:

  1. Налоговые льготы. Их суть заключается в освобождении от налогообложения пособий и дотаций, получаемых малоимущими семьями из федеральных и местных бюджетов. Обязательное условие, необходимое для использования данной льготы, - выплаты должны осуществляться в рамках утвержденных программ.
  2. Жилищные субсидии. Они состоят в помощи малоимущим семьям по оплате коммунальных платежей и самого жилья. Государственная помощь касается и собственников жилья, и арендаторов. По законодательству расходы на оплату жилья возлагаются на самих проживающих в размере не больше 22% от общего дохода семьи. Для малоимущих семей этот размер уменьшается с помощью специальных коэффициентов и расчетов. Данное субсидирование оказывается в течение 6 месяцев. По истечении этого времени выплата субсидий может быть возобновлена.
  3. Юридическая помощь , оказываемая бесплатно. Малоимущие семьи имеют право на консультацию профессионального юриста в любой форме - письменной либо устной. К тому же, они вправе рассчитывать при необходимости на представление своих интересов в суде на безвозмездной основе. Это право позволяет малоимущим семьям получить консультацию и по поводу выплаты пособий.
  4. Льготы в образовании. Дети из малоимущих семей могут поступить в высшие и средние учебные заведения без участия в общем конкурсе абитуриентов. Однако для этого требуется выполнение условий:
    • в семье только один родитель, который является инвалидом первой степени;
    • ребенок во время ЕГЭ или экзамена в вузе набрал хотя бы минимально допустимое количество баллов, позволяющее считать прохождение испытания успешным;
    • ребенок младше 20 лет.

Как получить социальную помощь от государства?

Чтобы получить статус малоимущей семьи, а значит - возможность получать помощь от государства, сначала следует обратиться в отделение социальной защиты населения по месту прописки и подать пакет документов:

  • паспорта;
  • соответствующее заявление;
  • свидетельства о рождении лиц до 18 лет и о браке;
  • выписку из домовой книги;
  • уведомление о составе семьи;
  • документы о подтверждении полученных доходов по установленной форме;
  • документы о нахождении в собственности имущества;
  • в некоторых случаях - трудовые книжки, справки из центра занятости, свидетельства об инвалидности и др.

Вся представляемая информация должна быть достоверной и полной. При выявлении фальсификации или подачи заведомо ложных данных семья не может быть признана малоимущей.

Если документы представлены в нужном объеме, комиссия в течение 10 дней принимает решение о возможности присвоения семье статуса малоимущей. Лишь в особых случаях этот срок может быть продлен до месяца.

Если местонахождение какого-либо члена семьи неизвестно, это не позволяет корректно определить среднедушевой доход. Поэтому пособие малоимущим семьям выплачивается только при условии возбуждения уголовного дела по розыску органами УВД.

Кроме того, для получения некоторых льгот и преференций необходимо обратиться и в другие государственные органы и подать более полный пакет документов. Например, вопрос о жилищном субсидировании решается местным органом исполнительной власти. Сюда дополнительно следует представить документ, подтверждающий отсутствие задолженности по коммунальным платежам.

Что изменится для малоимущих семей в 2017 году

В 2017 году беременные женщины из малоимущих семей могут рассчитывать на пособия в таком размере:

  • за постановку на учет до 12 недель - 581 рубль (для регионов);
  • ежемесячное декретное пособие для безработных, если увольнение произошло по не зависящим от нее причинам (ликвидация фирмы, банкротство), - 534 рубля;
  • единовременная выплата при рождении ребенка - на счет женщины зачисляется 15 500 рублей (для москвичек);
  • единоразовое пособие женам военнослужащих в III триместре беременности - 24 500 рублей;
  • при воспитании родителями из малообеспеченной семьи приемных детей ежемесячно выплачивается на каждого иждивенца по 15 500 рублей.

Малоимущие семьи с детьми в 2017 году ежемесячно получают помощь в таких размерах:

  • на ребенка до 1,5 лет - одному из родителей 40% от среднего заработка, но не менее 2 900 на первого ребенка и не менее 5 800 рублей - на второго и последующего;
  • на третьего и каждого последующего ребенка до 3 лет - 9396 рублей;
  • на ребенка младше 5 лет из семьи военнослужащего, несущего службу по контракту, - 10 500 рублей;
  • пособие при потере кормильца-военнослужащего - 2 117 рублей;
  • на ребенка от 7 до 16 или 18 лет - от 100 до 1 000 рублей.

Родители из малоимущих семей в 2017 году сохраняют право на:

  • работу со льготными условиями труда;
  • снижение пенсионного возраста;
  • освобождение от необходимости уплаты регистрационного сбора для предпринимателей.

Для малоимущей семьи в целом сохраняется право на:

  • льготную ипотеку;
  • внеочередной садовый участок;
  • субсидии для оплаты коммунальных платежей на срок до полугода;
  • право на посещение музеев, выставок, парков 1 раз в месяц.

Главным нововведением 2016 года было расширение списка социально значимых услуг, финансируемых из городского бюджета, на оплату услуг няни молодым малоимущим семьям. Это новшество было воспринято весьма положительно, особенно неполными семьями и семьями, которые не могли определить ребенка в детский садик.

В 2017 году новшества в первую очередь коснулись образовательной сферы. Была решена проблема с детскими садиками для малообеспеченных семей. Это произошло благодаря решению определять детей из таких семей в дошкольные учреждения вне очереди.

Еще одно важное новшество: ребенок из малообеспеченной семьи может поступить в высшее государственное учебное заведение при следующих условиях:

  • возраст до 20 лет;
  • успешная сдача школьных экзаменов (ЕГЭ) и набор минимального проходного балла при вступительных экзаменах в вуз;
  • один из родителей имеет первую группу инвалидности и является единственным кормильцем в семье.

Помимо этого в текущем году для детей из малоимущих семей сохранится право на:

  • поступление в дошкольное учреждение вне очереди;
  • приобретение питания на молочной кухне;
  • бесплатное двухразовое питание в школьной столовой;
  • получение нужных лекарств (при наличии детей младше 6 лет);
  • бесплатную школьную и спортивную форму;
  • 50%-ю скидку 1 раз в год на проезд ребенка и одного родителя в междугороднем транспорте для прохождения лечения или оздоровления и обратно.

Что касается прожиточного минимума, от которого зависит возможность отнесения семьи к разряду малоимущих, то в 2018 году он существенно не изменится и сохранится на уровне 8 700 рублей на душу населения.

В России законодательно утверждена возможность получения малоимущими семьями некоторых льгот и пособий. Малоимущей может быть признана такая семья, где величина дохода в месяц (на одного человека в среднем) является меньшей, чем прожиточный минимум, принятый в конкретной местности. При этом для признания малоимущей семьей нужно, чтобы члены этой семьи проживали совместно и вели совместное хозяйство. Потребуется собрать некоторые документы для признания семьи малоимущей.

Условия присваивания семье требуемого статуса

Соответствующий статус семье присваивается на тех условиях, что определяются Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи <…> для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Прежде чем признать малоимущей конкретную семью, потребуется выполнение следующих условий:

  • средний доход в семье, рассчитанный на одного человека, меньше минимума, установленного для проживания в данной местности;
  • члены семьи, учитываемые при расчете среднего дохода, живут в одном месте и имеют совместное хозяйство (не считаются при этом военные-призывники, курсанты, заключенные и лица на гособеспечении в соответствии со ст. 14 ФЗ № 44);
  • члены семьи зарегистрированы на постоянной основе в одном месте;
  • все трудоспособные члены семьи либо работают, либо числятся на бирже труда.

При одновременном выполнении всех перечисленных условий можно подавать заявку на получение семьей статуса малоимущей.

Куда обратиться для присвоения статуса малоимущей семьи

Для того чтобы получить статус малоимущей семьи, следует обратиться:

  • в отдел социальной защиты населения;
  • в многофункциональный центр;
  • на сайт государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru).

При обращении в эти инстанции потребуется написать заявление на присвоение статуса «малоимущая семья» и предоставить пакет копий определенных документов. Оплата государственной пошлины при присвоении статуса малоимущей семьи не взимается. Затраты могут быть лишь на ксерокопирование документов, однако в некоторых учреждениях нужные бумаги копируют на месте.

Какие документальные подтверждения потребуется собрать

Для подачи заявки на присвоение статуса малоимущего нужен следующий перечень бумаг (оригиналов и копий):

  • паспортов всех членов семьи;
  • свидетельств о рождении лиц до четырнадцатилетнего возраста;
  • свидетельств о заключении или прекращении брака либо судебных решений о прекращении брака;
  • справок о доходах в течение истекшего трехмесячного срока (справок с работы – 2-НДФЛ, для ИП – 3-НДФЛ, из пенсионного фонда – о пенсии, с мест учебы – о стипендиях, из органа соцзащиты – о страховых выплатах, с места работы или от судебных приставов – сведений об алиментных выплатах (или нотариально заверенного соглашения),
  • из ЖЭКа или отдела УФМС (паспортного стола) – справки о составе семьи;
  • трудовых книжек всех трудоспособных или справки из Центра занятости населения, если кто-то из членов семьи официально безработный;
  • документальных подтверждений права на проживание в данном жилище;
  • выписки из ЕГРП в отношении каждого о составе и стоимости налогооблагаемого имущества (из Росреестра или с сайта госуслуг);
  • справки МСЭ в случае инвалидности кого-либо из семьи;
  • банковских реквизитов или данных сберегательной книжки;
  • ИНН (необязательно).

ВАЖНО! При подаче документов из приведенного списка необходимо предоставлять не только копии, но и сами документы, иначе они могут быть не приняты.

Как присваивают специальный статус малоимущей семье

Заявку на присвоение статуса заполняют и подают непосредственно на месте, в том учреждении, куда подается вест пакет документов. Заявка считается принятой с того момента, как ее зарегистрируют. После этого она рассматривается в десятидневный срок (считаются только рабочие дни). После того, как орган социальной защиты принимает решение по поводу конкретной семьи, он должен сообщить о нем заявителю в трехдневный срок.

В результате принятия решения семья вносится в базу соцзащиты, и заявителю выдается справка о присвоении семье соответствующего статуса. Если же орган социальной защиты принял решение отказать, то об этом направляется уведомление.

Для чего нужен статус малоимущей семьи

Такой статус дает семье право на некоторую помощь от государства. Она может быть выражена в:

  • денежных выплатах;
  • помощи в натуральном выражении;
  • льготах по оплаты коммунальных услуг;
  • жилищных льготах;
  • налоговых льготах;
  • льготах при поступлении в вузы;
  • льготах при зачислении в дошкольные организации;
  • льготных путевках в профилактории;
  • бесплатной помощи юриста.

В общем, рассмотренный статус получать стоит, если есть такая возможность. Он предоставляет довольно широкий спектр государственных льгот и субсидий. Основным в получении такого статуса является сбор необходимого пакета документальных доказательств права семьи на соответствующий статус. Если все нужные бумаги будут предоставлены, а требуемые условия – выполнены, то органом соцзащиты семье будет предоставлен статус малоимущей со всеми прилагающимися бонусами в виде государственных субсидий и льгот.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компонент Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 83. /Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: Педагогическое общество России, 1999..

Сейчас происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложных умственных действий; в то же время труд современного исследователя - деятельность специально познавательная, умственная - все более наполняется процессами, которые по форме своей являются внешними действиями Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Стр. 100./ А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат. 1977..

В деятельностном подходе имеется «принцип единства внешней и внутренней деятельности» Психология. Словарь. Стр. 101/Под общ. Ред. .А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: Политиздат, 1990..

Внутренняя деятельность, происходя из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, а сохраняет принципиальную, двустороннюю связь с ней Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Стр. 101./ А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат. 1977. . По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать действия в уме, направленные вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризации). Процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные называется интериоризацией. Переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами называется экстериоризацией Гамезо М.В.. Атлас по психологии. Стр. 81-82. / Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г.. Неразрывная связь интериоризации и экстериоризации расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения Гамезо М.В.. Атлас по психологии. / Гамезо М.В., Доношенко И.А. Москва: педагогическое общество России, 1999г. стр. 83. .

Интериоризация и экстериоризация

Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе рассматриваются как механизмы усвоения общественно-исторического опыта Психология. Словарь. Стр. 101/ Под общ. Ред. .А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.. Мысль о происхождении внутренней(интериоризация) психической деятельности, деятельности человеческого сознания из деятельности внешней, практической возникло на основании изучения общественно-исторического опыта. Человеческая деятельность: трудовая, учебная, игровая, - связана с кооперированием в труде, с использованием орудий труда, с созданием общественно значимых продуктов. Передача социального опыта невозможна без его выражения во внешней форме: в речи, демонстрации. Благодаря этому человек «впитывает» в себя опыт поколений. И это не просто копирование, перемещение внешней деятельности во внутреннюю, это процесс формирования сознания, сознания как со-знания - знания, совместного, общего с другими людьми, раздельного с ними, знания, воспринимаемого человеком как известного другим Попов А.Л. Психология. Стр. 86./ А.Л. Попов, М.: Издательство «Флинта». 2001. .

Преобразование деятельности внешней, практической в деятельность внутреннюю, психическую, в деятельность сознания получило название интериоризации Попов А.Л. Психология. Стр. 86./ А.Л. Попов, М.: Издательство «Флинта». 2001. . Интериоризация - переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможной внешней деятельности Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Стр. 95./ А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат. 1977..

Ж. Ж. Пиаже кратко обозначил понятие интериоризации - «переход, ведущий от сенсомоторного плана к мысли» Пиаже Ж. Ж. Роль действия в формировании мышления. Стр. 33./ «Вопросы психологии», 1995 г., №6. .

Процесс трансформации деятельности внутренней, психической в деятельность внешнюю, практическую, предметную называют экстериоризацией Попов А.Л. Психология. Стр. 86. / А.Л. Попов, М.: Издательство «Флинта». 2001. . Экстериоризация - это процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека Психология. Словарь. Стр. 459./Под общ. ред. Я.А. В Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990..

Принцип единства строения внешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации - экстериоризации рассматривается в деятельностном подходе, как уже отмечалось, как механизм усвоения общественно-исторического опыта Психология. Словарь. Стр. 102./Под общ. ред. Я.А. В Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990..

Деятельность и психические процессы

В деятельности…все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. Стр. 436. / Л. С. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. . …Деятельность органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Стр. 175./В. Г. Крысько. - Мн.: Харвест. 1999..

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна: человеку нужно представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Стр. 156./ Р.С. Немов. М: Владос, 2000 г..

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Манипулирование ребенка объемными, близлежащими и удаленными предметами дает познание измерений предмета: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы.

Воображение также связано с деятельностью. Только посредством опыта, практической деятельности человек в состоянии представить или вообразить что-либо. Воображение есть отражение опыта практической деятельности.

Память и ее два основные процесса - запоминание и воспроизведение непосредственно связано с практической деятельностью. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет деятельность, которая содержит действия и операции, направленную на подготовку материала к запоминанию - это структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами и т. п. Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Причем воспроизведение деятельности облегчает процесс припоминания.

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (т. н. «ручное», или практическое, мышление). В более развитых формах - образной и логической - деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность Немов Р.С. Психология. Кн.1. Стр. 157-158./ Р.С. Немов. М: Владос, 2000 г..

Изучение процесса формирования умственных действий, а затем на их основе и других психических явлений началось относительно недавно. Развитие советской психологии исподволь вело к нему разными путями. Одновременно с развитием теоретической мысли экспериментальные исследования, проводившиеся в самых разных областях, накапливали материал, который в дальнейшем послужил для уяснения отдельных сторон формирования умственных действий.

Во-первых, эти исследования показали, что условия успешности психических процессов поразительно сходны с такими же условиями внешней деятельности. Значение внешней организации материала, разных опорных вех, внешней организации самого процесса, внешней фиксации его отдельных этапов и результатов - все это как бы растягивало психический процесс в пространстве и времени, внутренне увязывало его с определенными преобразованиями материала и заставляло представлять себе его структуру по типу внешней деятельности.

Во-вторых, все чаще выступало явление, которое было обнаружено в самых разных областях - наступающий со временем, процесс сокращения психической работы. Сокращенные формы психической деятельности совсем непохожи на свои начальные формы; их расшифровка в качестве сокращенных форм таких действий, первоначальное предметное содержание которых совершенно очевидно, бросает свет и на происхождение многих психических процессов, и на их истинное содержание и природу. Процесс сокращения позволяет перекинуть мост от совершенно раскрытых форм психической деятельности к ее наиболее скрытым формам.

Третья группа фактов говорила о том, что новое задание не одинаково доступно ребенку на разных уровнях его выполнения - в действии про себя, при выполнении действия в громкой речи и при действии с предметами. Нередко указывают определенную последовательность ступеней, по которым идет процесс усвоения какого-нибудь нового действия. Лестница таких ступеней наглядно показывает путь, посредством которого это действие, первоначально, внешнее и материальное, становится внутренним достоянием сознания.

Совокупность этих эмпирических фактов: сближение внутренней структуры психической деятельности со строением соответствующего внешнего действия, поразительные изменения действия в процессе его сокращения, лестница постепенного восхождения от внешнего действия к внутреннему - как бы вплотную подводила к мысли о конкретном содержании психической деятельности.

Однако следует признать, что такую группировку и такое значение эти факты получают лишь с точки зрения гипотезы о поэтапном формировании умственных действий и, следовательно, лишь после того, как эта гипотеза уже сложилась. Без связи с ней те же факты выступают в другой связи и толкуются иначе. Поэтому, чтобы установить ближайшие истоки гипотезы о поэтапном формировании умственных действий, мы должны обратиться к линии развития теоретических взглядов.

Общей основой взглядов А. Н. Леонтьева и его сотрудников было стремление изучать психическую жизнь в связи с конкретной, внешней, предметной деятельностью. Это положение в применении к психическим функциям означает требование понять их как процесс решения тех или иных задач. Процесс решения задачи состоит в целенаправленном преобразовании исходного материала, а такое преобразование достигается с помощью определенных предметных действий, совершающихся в уме. Отсюда - психологическая проблема заключается в уяснении того, как эти предметные действия становятся нашими умственными действиями и, главное, конечно, как при этом образуется новый конкретный психологический процесс.
На это отвечает гипотеза поэтапного формирования умственных действий. Ее основное положение состоит в том, что психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения - в план восприятия, представлений и понятий. Процесс такого переноса совершается через ряд этапов, на каждом из которых происходят систематические преобразования по четырем первичным свойствам человеческого действия. Каждое из этих свойств имеет ряд показателей и, следовательно, представляет собой то, что называется отдельным параметром.

По каждому параметру наличное действие характеризуется каким-нибудь одним показателем, а сочетание показателей по всем параметрам характеризует наличную форму действия в целом. Таким образом, действие, одно и то же по своему предметному содержанию, может осуществляться в разных формах. Даже у одного и того же человека мы обычно находим его во многих формах (хотя каждый раз оно выполняется, конечно, только в одной из них). Эти разные формы одного и того же действия находятся в определенной функциональной связи, которая вместе с тем есть их генетическая связь. А именно: полноценное действие более высокого порядка не может сложиться без опоры на предшествующие формы того же действия и в конечном счете на его исходную форму. Последняя представляет собой действие, выполняемое в полном составе своих операций как внешний, чувственно воспринимаемый материальный процесс.

Четыре первичных, свойства человеческого действия, четыре его параметра суть уровень, на котором оно выполняется, мера его обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера его освоения. В первом параметре различаются три показателя, три уровня действия: 1) с материальными предметами (или их материальными изображениями), 2) в громкой речи (без непосредственной опоры на предметы) и 3) в уме; очевидно, эти уровни намечают основные преобразования действия на пути его становления умственным. Три остальных параметра определяют качество: оно тем выше, чем больше обобщение, сокращение и освоение действия.

В настоящее время на основе ряда экспериментальных исследований, проведенных на разном материале, разных возрастах, на нормальных и умственно отсталых детях, процесс формирования умственного действия представляется в следующем виде.
А. Всякое обучение новому действию, даже путем «слепых проб и ошибок», предполагает какое-то ознакомление с заданием и начинается с него. Усвоить действие - значит не просто вспомнить, как оно было показано, а суметь повторить его с новым материалом и заново получить из этого материала указанный продукт . Для этого задание должно не только содержать в себе указание на образец (действия и его продукта), но и сопровождаться такой разметкой, которая позволила бы правильно выполнить с ним заданное действие.

Такое деление производится с учетом прежде всего объективного содержания действия, состава его отдельных операций, но еще большее значение имеют при этом возможности учащегося самостоятельно проследить и выполнить действие на каждом его участке. Поэтому действие сначала разбивается на такие операции, которые посильны для учащегося, приспособлены к его наличным «знаниям, умениям и навыкам».

Такая разметка составляет то, что мы называем ориентировочной основой действия . Ее образование есть главная задача и главное содержание первого этапа формирования действия. При выполнении действия эта ориентировочная основа определяет процесс ориентировки в задании. В совместной работе с Н. С. Пантиной (1957) и А. Н. Дубровиной (1957) мы на разном материале установили три основных, предельных, или «чистых», типа ориентировочной основы действия и соответственно им три основных типа ориентировки в задании. Оказалось, что каждый из них однозначно и в решающей степени определяет ход и результат обучения.

Ориентировочную основу первого типа составляют только образцы - действия и его продукта. Никаких указаний, как правильно выполнить это действие, не дается. Ученик ищет их сам, вслепую, устанавливает очень медленно, постепенно и не осознавая этого. В конце концов выполнение отдельного задания может получить значительную точность, но действие остается очень неустойчивым к изменению условий. Поэтому хорошие результаты никогда не достигают 100% и действие почти не дает переноса на новью задания.

Ориентировочная основа второго типа содержит не только образцы действия и его продукты, но и все указания на то, как правильно выполнить действие с новым материалом. Естественно, что при строгом соблюдении этих указаний обучение идет в принципе без ошибок и значительно быстрее. Таким образом, ученик приобретает известное умение анализировать материал с точки зрения предстоящего действия, и это ведет к тому, что последнее обнаруживает заметную устойчивость к изменению условий и переносится на новые задания. Однако этот перенос ограничен наличием в составе новых заданий элементов, идентичных с элементами уже освоенных заданий.

Ориентировка третьего типа отличается тем, что здесь на первое место выступает планомерное обучение такому анализу / новых заданий, который позволяет выделить опорные точки, условия правильного выполнения заданий; затем по этим указаниям происходит формирование действия, отвечающего данному заданию. Таким образом, обучение с ориентировкой по третьему типу несколько осложнено по сравнению с предыдущими типами, зато, когда после нескольких первых заданий достаточно осваивается предварительный анализ условий каждого из них, последующие задания сразу выполняются правильно и вполне самостоятельно. Если обучение охватывает достаточно большой ряд заданий, то после нескольких первых заданий темп обучения резко возрастает, ошибки незначительны, встречаются лишь в начале обучения и почти целиком относятся к обучению анализу условий нового задания. Сформированные действия обладают высокой (хотя и не абсолютной) устойчивостью к изменению условий и в пределах той же области обнаруживают практически неограниченный перенос.

Б. Теперь, опираясь на так или иначе сложившуюся ориентировочную основу действия, ученик приступает к его выполнению.

Известно, что в раннем возрасте обучение действию ведется на предметах, т. е. начинается с его материальной формы. Исследования Л. Р. Приндуле (1957) и Н. Ф. Талызиной (1957) показали, что и в значительно более старшем возрасте новое действие - подчеркиваем: действие, а не просто «знание» - успешно формируется сначала только в его внешней форме. Но здесь эта форма обычно становится уже другой. Здесь мы большей частью пользуемся не самими вещами, а лишь их изображениями; это всякого рода схемы, диаграммы, чертежи, макеты и модели, просто записи. Материализованная форма действия является разновидностью материального действия и сохраняет его основные достоинства.

Чтобы выделить подлинное содержание действия (теснейшим образом связанное с его объектами), нужно подвергнуть действие довольно сложной обработке, а именно, во-первых, развернуть и, во-вторых, обобщить его. Развернуть действие - значит показать все его операции в их взаимной связи. Обобщить действие - значит выделить из многообразных свойств его. объекта именно те свойства, которые одни только и нужны для выполнения этого действия.

Лишь в результате развертывания действия и его обобщения подлинное содержание действия становится ясно учащемуся. Но после этого действие должно быть достаточно освоено. А когда и это будет достигнуто, наступает очередь обратного процесса - некоторые операции действия начинают сокращаться. Так, например, поскольку сложение в качестве арифметического действия имеет в виду не само соединение слагаемых, а лишь дальнейшее определение количества, которое получится после их объединения, то именно объединение слагаемых первым исключается из факти-ческого выполнения арифметического действия.

В. Сокращение операции, перевод ее на положение условно выполненной не означает перехода этой операции в умственный план. Пока сохранившиеся операции требуют хотя бы незначительных вещественных опор, действие задерживается на материальном (или материализованном) уровне. А так как наша задача заключается в формировании умственного действия, то после достижения наивысшей материальной или материализованной формы (наиболее обобщенной, сокращенной и достаточно освоенной) действие отрывают от его последних внешних опор. С этого начинается его третий этап.

Переход к нему может происходить и «сам собой», благодаря запоминанию средств действия и его объекта. Однако большей частью действию без непосредственной опоры на предметы приходится специально учить. Если, к примеру, ребенка учат сложе-нию, то перед ним раскладывают две небольшие группы предметов, просят сосчитать каждую из них, а затем, отвернувшись (или закрыв глаза, или закрыв предметы), сосчитать, сколько их всего. В начале такого обучения, оставшись без предметов, ребенок старается представить их себе «наглядно» и так же считает их в представлении, как раньше считал реальные предметы. Однако в дальнейшем, как показали исследования Н. И. Непомнящей (1956) и В. В. Давыдова (1957), лишь у немногих детей представления сохраняются надолго и служат постоянной опорой действия. У большинства они являются промежуточным и скоро проходящим эпизодом. Было установлено также, что и в представлении хороший счет можно воспитать лишь при условии тщательной одновременной отработки действия в громкой речи; с другой сто-роны, громкий счет остается и после того, как ребенок перестает пользоваться «представлениями», но без громкой речи, про себя, ребенок хорошо считать еще не может. Таким образом, действительное содержание этого нового этапа заключается в перенесении действия в план громкой речи без опоры на предметы , который еще нельзя назвать собственно умственном, потому, что как раз в уме-то ребенок выполнить действия еще не может.

Этот этап может иногда и не выделяться в самостоятельный период обучения, может совмещаться по времени с этапом материального действия. Но дело не в этом внешнем объединении или разделении, а в содержании работы, которая относится к данному этапу и которая должна быть выполнена. Эта работа заключается в том, чтобы придать речи новую функцию. На первом и втором этапах задачей ученика было разобраться не в словах, а в явлениях, разобраться в них и овладеть ими. Теперь же речь становится самостоятельным носителем всего процесса: и задания, и действия. Не только само действие, но и его отражение в общественном сознании, установленные речевые формулы действия впервые становятся прямым объектом сознания учащегося.

Речевое действие строится как отражение материального действия. Для этого последнее снова развертывается и шаг за шагом переносится в речевой план. Задача воспитания речевой формы действия заключается в том, чтобы научить выполнять действие в плане языка как объективной действительности общественного сознания, чтобы создать для этого новые «орудия» и научить пользоваться ими.

Задачей воспитания речевого действия является не только устранение необходимости всегда манипулировать с предметами. Настоящее преимущество речевого действия заключается в том, что оно с необходимостью создает для действия новый предмет - абстракции. Абстракции же, создавая неизменный предмет, обес-печивают далее высокую стереотипность действия и его быструю автоматизацию. Формирование абстракции происходит в меру обобщения действия (что производится уже на его материальном уровне). Как уже было отмечено, обобщение означает, что из конкретного содержания предметов выделяются черты и свойства, которые существенны для действия и являются его специфическим объектом. Выделяются, но не отделяются! Когда же действие переносится в речевой план, эти свойства закрепляются за отдельными словами, превращаются в значения слов, отрываются от конкретных вещей и таким путем становятся абстрактными.

Таким образом, перенесение действия в речевой план означает не только выражение действия в речи, но прежде всего речевое выполнение предметного действия - не только сообщения о действии, но действие в новой, речевой форме. Речь есть форма предметного действия, а не только сообщение о нем. Здесь сообщение еще не отделено от действия.

Сложившись в развернутой форме, действие в громкой речи должно пройти ряд изменений по другим параметрам. Прежде всего должно быть обеспечено его разностороннее обобщение, потому что его речевая форма тоже меняется, приспосабливаясь к разным частным обстоятельствам. После этого оно должно под-вергнуться последовательному сокращению. Обычно эти сокращения даются легче, чем на предыдущем уровне, однако и они должны быть сознательно отработаны и достаточно освоены, чтобы стать надежным основанием для переноса действия в собственно умственный, внутренний план индивидуального сознания.

Г. Изменения действия на этом новом, последнем уровне и необходимые для этого мероприятия заставляют выделить здесь два последовательных этапа, которые переходят один в другой без резкой грани. Первый из них (и четвертый по общему счету этапов) начинается с перенесения громкоречевого действия во внутренний план и заканчивается свободным проговариванием действия целиком про себя.

Казалось бы просто: «речь минус звук». На самом же деле это требует довольно значительной перестройки речи. «В уме» звуковая форма речи становится представлением, звуковым образом слова. Правда, он более прочен и устойчив, чем зрительные представления, но только потому, что сохраняется его материальная причина, речевая артикуляция. Однако теперь она не производит звук и, следовательно, должна быть несколько иной артикуляцией, чем при внешней речи, - в каком-то отношении более сильной, чем производящая звук, и вместе с тем беззвучной.

Как и всегда, такое изменение условий требует сначала нового развертывания исходного действия, в этом случае громкоречевого. Оно - то шаг за шагом и воспроизводится в умственном плане. Поэтому первой формой собственно умственного действия оказывается четко, развернутая внешняя речь про себя . В своей внешнеречевой форме и в своем предметном содержании такая речь для ученика ничем не отличается от громкоречевого действия. Поэтому как только она будет несколько освоена, все достижения предыдущего этапа (по линии обобщения и сокращения) непосредственно на нее переносятся, и «действие про себя» сразу достигает наивысшей формы громкоречевого действия - действия по формуле.

Д. С этого момента, начинается последний, пятый этап формирования умственного действия; его дальнейшие изменения наступают немедленно. Если в речи, обращенной к другому (или к самому себе как другому), сохранение полной речевой формулы совершенно обязательно, то на этом этапе, где такого обращения уже нет, сокращается сама речевая формула. От нее в сознании остаются ничтожные и притом непостоянные обрывки. Речь внешняя начинает превращаться во внутреннюю речь. Исследование внутренней речи как последнего этапа и заключительной формы умственного действия (Гальперин, 1957) приводит к выводу, что причудливые речевые фрагменты, имеющие столь своеобразный вид, составляют не самое внутреннюю речь, а лишь остатки «внешней речи про себя» или частичное возвращение к ней.

Характерно, что эти фрагменты появляются там, где нужно задержать стереотипное и быстрое течение речевого процесса и снова выделить некую часть действия для его сознательного приспособления к индивидуальным обстоятельствам. Что же касается внутренней речи в собственном смысле, то ее характеризует не фрагментарность словесного компонента, а то обстоятельство, что она течет автоматически и в основном за пределами самонаблюдения.
Так предметное действие, отразившись в разных формах внешней речи, в конце концов становится актом внутренней речи.

Таким образом, порядок формирования идеальных действий возвращает нас к формуле Маркса: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Теперь, изучая процесс этого «пересаживания и преобразования», мы начинаем конкретно представлять себе его психологическое содержание. Каждый этап означает отдельную форму отражения - объекта действия и его самого каждое обобщение, каждое сокращение, каждая новая степень освоения означают дальнейшие изменения внутри каждой из этих форм. Прой-денные ступени не отпадают, но в снятом виде образуют восходящую систему, стоящую позади наличного действия и составляющую основную часть его психологического содержания.

Поэтапное формирование идеальных, в частности умственных, действий является ключом не только к пониманию психических явлений, но и к практическому овладению ими. Воспитание требуемой формы действия в заданных условиях составляет для нас в сущности, единственное средство анализа и доказательства его природы. Но, очевидно, такое познание явления означает вместе с тем и овладение им.

ЛИТЕРАТУРА

Гальперин П. Я., Пантина Н. С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании.- «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2.

Гальперин П. Я., Дубровина А. И. Тип ориентировки в задании и формирование грамматических понятий.- «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 3.

Гальперин П. Я. К вопросу о внутренней речи.- «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 4.
Давыдов В. В. Образование начального понятия о количестве у детей.- «Вопросы психологии», 1957, № 2.

Непомнящая Н. И. К вопросу о психологических механизмах формирования умственного действия -«Вестник МГУ»,1956, №2

Приндуле Л.-Р. Формирование алгебраических понятий. Автор, канд. дис. М., Изд-во МГУ, 1957.

Талызина Н. Ф. К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий. Материалы совещания по психологии (июль 1955). М., 1957.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компонент.

Сейчас происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложных умственных действий; в то же время труд современного исследователя – деятельность специально познавательная, умственная – все более наполняется процессами, которые по форме своей являются внешними действиями.

В деятельностном подходе имеется «принцип единства внешней и внутренней деятельности».

Внутренняя деятельность, происходя из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, а сохраняет принципиальную, двустороннюю связь с ней. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать действия в уме, направленные вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризации). Процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные называется интериоризацией. Переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами называется экстериоризацией. Неразрывная связь интериоризации и экстериоризации расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

Характерологические черты больных ранним алкоголизмом
В клинической литературе перечисляются различные черты молодых алкоголиков. В наблюдениях Маскау (1961) в качестве характерных черт личности пациентов были отмечены: возбудимость, агрессивность, импульсивность, депрессивные реакции; сексу...

Влияние поощрения и наказания
Оперантное обусловливание – это форма научения, при которой поведение формируется под влиянием его последствий. Эта форма в некоторых существенных отношениях отличается от выработки классических условных рефлексов, но наиболее важно то, ч...

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
1. Императивноеобщение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение...