Позиционная техника 3 стульев уолта диснея примеры. Креативная стратегия Уолта Диснея – метод трех мыслительных стульев. Переход по позициям Мечтатель-Реалист-Критик совершайте до тех пор, пока полученным проектом по реализации вашей мечты будут удовлетво

Стратегия Уолта Диснея

Уолт Дисней по праву считается одним из самых креативных людей XX века. Используя свои навыки генерации успешных бизнес-идей, он создал один из крупнейших медиаконгломератов в мире. Фантастические идеи Уолта Диснея казались безумными и неосуществимыми на первый взгляд. Обдумывая, как воплотить эти фантазии в жизнь, он проходил через три стадии мышления: мечтатель, реалист и критик.

Мечтатель генерирует креативные идеи. Это безграничное поле для воображения, которое может унести вас куда угодно. Представьте, что у вас есть волшебная палочка. У мечтателя кошки умеют летать, дома сделаны из мороженого, телевизоры танцуют и у них есть ноги. На этом этапе ваша цель – создать и записать как можно больше идей, и чем они безумнее – тем лучше. Потом вам еще не раз представится возможность взвесить все свои идеи, но, став мечтателем, отключите аналитическое полушарие.

Реалист отвечает на вопрос: «Как воплотить эту идею в жизнь?» На этой стадии вы решаете, как приспособить или модифицировать идею таким образом, чтобы она продалась на рынке. Даже если потом вы откажетесь от нее, сначала нужно поразмыслить, каким образом ее можно осуществить и как объединить с другими вашими идеями. Каждая идея имеет право на существование, прежде чем будет раскритикована.

Став критиком, вы должны выявить все возможные недостатки идеи. Почему она может провалиться? Какие потенциальные проблемы и препятствия могут возникнуть на пути к ее осуществлению?

Самое главное – перейти к критике и оценке только после того, как вы прошли стадии мечтателя и реалиста. Большинство критикует свои идеи уже на первом этапе, тем самым не только блокируя процесс развития идеи, но и зарубая ее на корню. Часто идея, которая сначала кажется безумной, вырастает в успешное предприятие, если ее слегка модифицировать или объединить с другими идеями.

В 1943 году Эдвин Лэнд сфотографировал свою трехлетнюю дочь. Она спросила: «Пап, почему я не могу сразу посмотреть фотографию, которую ты сделал?» Эдвин размышлял над тем, как претворить эту идею в жизнь, и через 4 года появился первый фотоаппарат Polaroid. Если бы дочка Эдвина Лэнда знала, почему фотографии не делаются мгновенно, или если бы Эдвин не задумался над ее вопросом, мир никогда бы не увидел фотоаппарата Polaroid.

Всегда разделяйте понятия «мечтать» и «судить», которые несовместимы друг с другом. Эта простая стратегия мышления может существенно повлиять на количество и качество ваших идей.

Из книги Психология трейдинга. Инструменты и методы принятия решений автора Стинбарджер Бретт

Консолидация Уолта В психотерапии Уолта консолидация произошла уникальным образом. Мы создали диалог между Уолтом и его телом. Я намекнул Уолту, что он состоит из двух «я»: 1) человека, которого он привык считать Уолтом, со всеми его обычными мыслями и чувствами; и 2) его

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

12 отличий между «медленными» (стратегия «богатей не спеша») и «быстрыми» миллионерами (стратегия «богатей, пока молодой») 1. У «медленных» миллионеров уходит 30 и более лет на то, чтобы заработать свои миллионы. «Быстрым» миллионерам требуется 10 и менее лет.2. «Медленные»

Из книги Победить финансовый рынок: как зарабатывать каждый квартал. «Короткие» инвестиционные стратегии автора Аппель Джеральд

Стратегия 2. Трехмесячная направленная стратегия выбора между рынками Европы, Японии и развивающихся стран Как мы рассматривали в главе 4, вложение капитала в инвестиционные активы, продемонстрировавшие наибольшую доходность в предыдущем квартале, способствовало

Из книги Пять шагов к богатству, или Путь к финансовой свободе в России автора Эрдман Генрих Викторович

Стратегия инвестирования Ваши инвестиции я рекомендую разбить на две части. Первую часть - 20% - размещайте в интервальных фондах акций. Не трогайте эти деньги на протяжении 30 лет - программа «Калькулятор мечты» покажет какой пенсионный фонд вы

Из книги Игра на бирже автора Дараган Владимир Александрович

Из книги Маркетинг. А теперь вопросы! автора Манн Игорь Борисович

36. Что такое маркетинговая стратегия и чем она отличается от просто стратегии? Когда мы говорим о лидерах по издержкам и дифференциаторах – это стратегия маркетинга или стратегия бизнеса? Вопрос терминологии.Маркетинговая стратегия есть стратегия маркетинга.

автора Армстронг Майкл

СТРАТЕГИЯ Чтобы стратегия человеческого капитала стала руководством к действию, ее необходимо дополнить данными измерения человеческого капитала и их анализом. Согласно модели организационной эффективности Mercer (Институт персонала и развития – CIPD, 2004), стратегия

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СТРАТЕГИЯ Чтобы достичь желаемого соглашения, следует четко спланировать стратегию ведения переговоров, включая максимум того, что участник переговоров готов уступить, отойдя на подготовленную для отступления позицию. Необходимо принять два решения:1. Какие шаги

Из книги Бархатная революция в рекламе автора Зимен Сержио

СТРАТЕГИЯ Эффективная стратегия торговой марки начинается с тщательной экспертизы элементов, несущих о ней первичную информацию, то есть с экспертизы ДНК марки. ДНК вашей марки - это ее строительные блоки, определяющие образ вашей компании в глазах потребителей и то,

Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

Южная стратегия? Caterpillar отрицает, что следует «южной стратегии» при размещении новых предприятий в штатах, где не охваченные профсоюзом сотрудники имеют право на работу, – прежде всего на юге США. Компания в своей деятельности даже не употребляет этот термин. Тем не

Из книги Турбостратегия. 21 способ повысить эффективность бизнеса автора Трейси Брайан

«Стратегия цитадели» В древности города окружали стенами, защищавшими живущих в них людей от мародерствующих племен и вражеских армий. Города росли, их население увеличивалось, и, чтобы защитить новых жителей, строились дополнительные концентрические круги защитных

Из книги Ключевые стратегические инструменты автора Эванс Воган

77. Хорошая стратегия, плохая стратегия (Румельт) Инструмент«У многих людей, занятых в бизнесе и образовании или работающих в органах власти, слово “стратегия” вызывает оскомину. Но на самом деле слово, которое может означать все что угодно, уже перестало быть

автора Лайонс Томас

Стратегия развития Стратегия развития IA предполагает обучение ремесленников навыкам, улучшающим и расширяющим степень их профессионализма в области бизнеса. Успех достигается за счет следующих факторов: Связывания доступа на рынокс новаторскими методами обучения.

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Стратегия будущего Цель 1: создание и масштабирование в стране поддерживающих сетей для экологических компаний на ключевых развивающихся рынках. New Ventures успешно вовлекала стратегических партнеров и заинтересованных лиц в строительство сильного поддерживающего

Из книги Вся правда об ИКЕА. Что скрывается за успехом мегабренда автора Стенебу Юхан

«Тефлоновая» стратегия Несколько лет назад один из номеров Newsweek был посвящен ИКЕА. В частности, описывалось наше неожиданное сотрудничество с Гринписом. ИКЕА назвали «тефлоновой», а под «тефлоном» подразумевалась хорошая компания. Компания, которая стремится

Из книги Самосаботаж. Преодолеть себя автора Берг Карен

Шаг 3: Стратегия Что вы собираетесь делать теперь? Я ни за что не посоветую вам тут же начинать искать новую работу. Разве вы хотите быть отчаявшимся человеком, который напился в баре и так нуждается в комфорте, что готов отправиться домой с первым встречным(ой)? Ну уж нет!

Описание Александр Любимов

Роли в технике:

Мечтатель

Творчески мечтает на "полную катушку". Он создаёт максимально совершенную и восхитительную мечту. При этом он может быть довольно сильно оторваны от "текущей" реальности. Мечтатель не отвлекается на мысли о том, как этого можно достичь или какие могут быть проблемы – это задачи Реалиста и Критика соответственно.
Мечтатель по типу Визуал .

Реалист

Человек дела. Фокусируется на достижении поставленной цели. Думает о том что нужно сделать. Не отвлекается на возможные препятствия – это задача Критика.
Реалист по типу Кинестетик .

Критик

Критик фокусируется на возможных препятствиях. Но при этом он остаётся максимально "конструктивным" по отношению как к самой мечте, так и к способам её достижения. Его задача найти и сообщить о возможных трудностях и ошибках.
Критик преимущественно говорит в форме "что добавить".
Реалист по типу Дигитал .

Наблюдатель

Нейтральное лицо. Эта позиция служит в первую очередь для "разбивки" состояний.
Метапозиция (3-я позиция в трёхпозиционном описании).

По шагам

0. Цель.

Определите цель или желание, которую вы хотели бы реализовать.

1. Определите четыре места в пространстве для каждой роли

Чаще всего используются четыре стула, каждый из которых является пространственным якорем . Но так же можно просто передвигаться в пространстве. В принципе, можно вообще обойтись без передвижений, но при этом крайне важно разделить и заякорить каждое состояние.

2. Войдите в позицию Мечтателя

Создайте максимально восхитительную и привлекательную мечту. Разрешите себе быть максимально творческим.

3. Войдите в позицию Наблюдателя

Кратко сообщите о том, что придумал Мечтатель.

4. Войдите в позицию Реалиста

Подумайте и расскажите о том, что нужно сделать для достижения цели, описанной Мечтателем.

5. Войдите в позицию Наблюдателя

Кратко сообщите о том, что рассказал Реалист.

6. Войдите в позицию Критика

Подумайте и расскажите о возможных препятствиях и трудностях. Старайтесь говорить преимущественно о том, что нужно добавить.

7. Войдите в позицию Наблюдателя

Кратко сообщите о том, что рассказал Критик.

8. Повторение цикла

Войдите опять в позицию Мечтателя, но трансформируйте свою мечту с учётом полученной информации.

Продолжайте перемещаться по шагам 2-7 до тех пор, пока проектом реализации мечты не будут удовлетворены все "участники" его разработки.

9. Интеграция

Поочерёдно войдите в позиции Мечтателя, Реалиста и Критика, минуя позицию Наблюдателя. Сфокусируйтесь на характерных особенностях каждого состояния. Интегрируйте их в себе.

11. Подстройка к будущему

Каковы будут ваши первые шаги по реализации задуманного?

Уолт Дисней (5.12.1901 г.–15.12.1966 г.) –создатель Микки Мауса - вошел в историю не только как «мышиный король» и отец еще более чем двух сотен героев мультфильмов, но и как автор одной из методик активизации творческого мышления. Известный режиссер, художник и продюсер в области мультипликации был человеком, все делающим по-своему, революционером, ломающим стереотипы своего времени. Он сумел построить свой бизнес на креативности, превращении фантазий в реальный продукт. Творческий успех Уолта Диснея сопровождался успехом коммерческим - в 53 года он стал миллионером, а первый «Диснейленд» сделал миллиардерами его наследников. Секрет преуспевания Уолта Диснея кроется в особенностях его мышления и оригинальном подходе к решению сложных задач, который он выработал еще в те времена, когда был молод и беден, но переполнен идеями.

Секрет преуспевания Уолта Диснея кроется в особенностях его мышления и оригинальном подходе к решению креативных задач, который он выработал еще в те времена, когда был молод и беден, но переполнен идеями. Собственно, благодаря ему методика Уолта Диснея и стала известной.

Залогом успеха в решении сложных творческих задач является не только умение генерировать новые идеи, но и осмысливать, анализировать их. Метод Уолта Диснея основывается на так называемом трехтактном мышлении. Это мышление включает в себя три взгляда на проблему, которые являются одновременно и тремя этапами ее решения.

Первый взгляд – взгляд Мечтателя, генерирующего различные, нередко совершенно фантастические идеи. Мечтатель не имеет никаких ограничений и преград, для него все возможно, его воображение способно отрываться от реальности. Мечтателю позволено все, он может жонглировать идеями, переворачивать проблему с ног на голову, вообще не относиться к ней серьезно.

Второй взгляд – взгляд Реалиста. Реалист - человек дела. Он точно знает, что нужно сделать и всегда может выбрать из многообразия предложений те, которые возможно реализовать в условиях данной реальности. Оценивая идеи мечтателя, он старается каждую из них «примерить» к решению проблемы.

Третий взгляд – взгляд Критика. Задача Критика - предупредить возможные трудности и ошибки, связанные с воплощением в жизнь идей мечтателя. Он должен предусмотреть все «подводные камни» на пути реализации решений, увидеть все опасности, почувствовать все угрозы.

Эта методика сейчас используется и в группе, но изначально она предназначалась для одного человека. Преимущество данной методики в том, что она создает обстановку, в которой один человек может выступать с трех различных позиций, анализируя, оценивая, критикуя собственные мысли и идеи.

Для облегчения перехода от одной позиции к другой Уолт дисней предложил использовать три стула, стоящие в разных углах комнаты (или в разных комнатах. Прежде чем начинать работать над проблемой необходимо «привязать» каждый из этих стульев к определенной позиции. Посидев на каждом из них и представив себя в роли Мечтателя, Реалиста и Критика, вы как бы поставите «якорь». Теперь в любое время, сев на соответствующий стул, вы сможете войти нужную позицию. Поэтому данная методика еще называется «метод трех стульев»

Для лучшей организации процесса и установления связи между позициями можно ввести роль Наблюдателя, который будет беспристрастно следить за процессом со стороны, записывать идеи Мечтателя, оценку их Критиком и конкретные способы их реализации, предложенные Реалистом.

Самый известный режиссер, художник и продюсер в области мультипликации Уолт Дисней был человеком, все делающим по-своему, революционером, ломающим стереотипы своего времени. Он сумел построить свой бизнес на креативности, превращении фантазий в реальный продукт. Творческий успех Уолта Диснея сопровождался успехом коммерческим — в 53 года он стал миллионером, а первый «Диснейленд» сделал миллиардерами его наследников.

Секрет преуспевания Уолта Диснея кроется в особенностях его мышления и оригинальном подходе к решению креативных задач, который он выработал еще в те времена, когда был молод и беден, но переполнен идеями. Дисней жил в убогом отеле в маленькой комнатке, платой за которую была уборка дома. В этой комнатке Уолт сам с собой разыгрывал спектакль, воплощаясь поочередно в разных героев — Мечтателя , Реалиста и Критика .

Место Мечтателя — самый светлый уголок комнаты. Поместившись в него, Дисней предавался фантазиям, давал полную волю воображению, генерировал идеи и мечтал.

Следующая роль — роль Реалиста , чтобы сыграть ее, Уолт Дисней перемещался в другой угол своей каморки. Теперь его задача — отобрать из идей Мечтателя те, которые можно воплотить в жизнь, определить конкретные пути их реализации.

И, наконец, перейдя в самый темный закуток своего жилища, Дисней становился Критиком , который отыскивал слабые места и недостатки в полученных идеях и планах.

Позже подобный подход к работе над мультфильмами Уолт Дисней внедрил и в своей корпорации. Мечтатели работали в светлом помещении, стены которого были увешаны картинами, рисунками и плакатами с вдохновляющими изречениями. Здесь допускался творческий беспорядок, отсутствовали жесткие требования к дисциплине. Затем идеи и предложения передавались в другое помещение, где трудились Реалисты. Тут все было по-другому — деловая обстановка, современное техническое оснащение. Реалисты дорабатывали идеи Мечтателей, доводя их до состояния, полностью подготовленного к реализации. В конце концов, уже готовые проекты попадали к Критикам, комната которых, окрещенная персоналом «каморкой», располагалась под лестницей. Критики оценивали риски, выявляли слабые места и недостатки.

Если требовалось, проект возвращался опять к Мечтателям и Реалистам — движение по этому кругу продолжалось до тех пор, пока проект не становился безупречным. Интересно то, что сам Уолт Дисней мог подключиться к сотрудникам на любом этапе творческого процесса. По словам одного из его мультипликаторов, «…на самом деле Диснеев было три: мечтатель, реалист и критик. И невозможно было угадать заранее, который из них придет на совещание».

Стратегию творчества Уолта Диснея подробнейшим образом изучил Роберт Дилтс, американский исследователь когнитивных систем, признанный специалист в области НЛП (нейро-лингвистического программирования). Благодаря исследованиям Роберта Дилтса стратегия решения творческих задач Уолта Диснея была смоделирована и описана в виде методики, доступной для применения в самых различных областях человеческой деятельности, в том числе и в маркетинге.

По оценкам психологов, именно такое сочетание — Мечтатель + Критик при слабом Реалисте наиболее характерно для нашего менталитета. А финансовый взлет Японии объясняют тем, что в середине 50-х гг. прошлого века там сделали ставку на построение системы реализации, внедрения новых технологий и идей (отечественных и зарубежных) в сочетании с жестким контролем качества.

Из этих трех ролей мне больше всего близка роль Мечтателя - генератора идей, Критиков - вокруг хоть пруд пруди, а Реалистов не хватает!

Иногда отличная идея - близко, но найти её не получается. Что делать? Устроить мозговой штурм и отыскать не один, а миллион удачных вариантов. Держите 8 техник креативного мышления из наших книг: они разгонят ваше воображение на всю катушку.

Техника: вопросы



Гибкий ум


1. Сформулируйте свою задачу.

2. Выделите 10 минут и без остановки записывайте все вопросы, которые приходят в голову относительно нее. Если практиковать технику регулярно, можно заметить, как вопросы меняются. Становятся более глубокими и точными. А вы учитесь сосредотачиваться и внимательно изучать предметы.

Какие бывают вопросы

Почему? Этот вопрос помогает понять настоящее положение вещей, поставить под сомнение общепринятое мнение.

  • Почему принято работать 40 часов в неделю?
  • Почему наши конкуренты обходят нас со своим новым продуктом?
  • Почему закрыли любимую телепередачу?

Что, если?.. Помогает исследовать новые возможности, представить, что будет с миром, если вы что-то измените или воплотите в жизнь новую идею.

  • Что, если мы будем продавать абонемент, а не разовый продукт?
  • Что, если в этом году биржа вырастет на 15%?
  • Что, если наша компания откажется от собраний?

Почему нет? Этот вопрос поможет понять ограничения и факторы, стоящие на пути позитивных перемен.

  • Почему не так много медбратьев?
  • Почему сотрудники нашей компании не разделяют спорные идеи?
  • Почему бы не предложить клиентам бесплатную мойку машины, если они покупают ее у нас?

Пять «почему», чтобы добраться до сути проблемы

Попробуйте задать пять «почему» о вашей проблеме. Например, вы выпускаете картошку фри. Вопросы могут быть такими.

  1. Почему люди предпочитают картошку фри конкурентов, а не нашу? Потому что она вкуснее.
  2. Почему она вкуснее? Потому что их приправы лучше наших.
  3. Почему их приправы лучше наших? Потому что их шеф-повар лучше.
  4. Почему наш шеф-повар хуже? Потому что мы считали не важной
  5. смену шеф-повара, и вот уже двадцать лет у нас работает бездарный сотрудник.
  6. Почему мы до сих пор не наняли нового шеф-повара? Потому что никто не осмеливался предложить это владельцу.

«Круг благоприятных возможностей»

1. Четко сформулируйте стоящую перед вами задачу. Допустим, вы пытаетесь создать новый вид упаковки продукта.


3. Выберите 12 атрибутов, связанных с вашей задачей. Напишите их рядом с числами на циферблате. К примеру, какая бывает упаковка: дорогая, кричащая, прямоугольная, легкая, пользующаяся спросом, голубая, экзотическая, консервативная, строгая, пористая, спокойная и прочная.

Атрибуты связаны с качествами продукта или явления. Они могут отражать^

  • структуру, цвет, форму, строение, звук, вкус, запах, размеры и плотность;
  • маркетинг, продажу, производство, функцию;
  • обязательства, расчеты, запреты.

4. Бросьте кости и выберете первый атрибут, на котором сосредоточите свое внимание.

5. Бросьте кости еще раз, чтобы выбрать второй атрибут.

6. Допустим, у вас выпала на круге шестерка - экзотическая упаковка, и четверка - пользующаяся спросом. Рассмотрите эти атрибуты по отдельности и в сочетании друг с другом. Абстрагируйтесь и дайте волю воображению.

Например, от слов «экзотическая» и «пользующаяся спросом» могут возникать ассоциации:

  • яркие рубашки,
  • тропические острова,
  • экзотическая музыка,
  • пользующиеся спросом экзотические товары,
  • пользующийся спросом мой продукт,
  • пользующиеся спросом упаковки компании,
  • пользующиеся спросом пакеты,
  • пользующаяся спросом экзотическая упаковка…И так далее.

Продолжайте развивать мысль, создавая связи, пока не переключитесь на новую идею или начало новой вереницы размышлений. Рассуждая об экзотической упаковке, можно прийти к решению: а почему бы не сделать саму упаковку товаром? Почему бы не продавать упаковку? Можно выпускать красивую и стильную упаковку, чтобы люди могли приобретать её вместе с товаром.

Техника Уолта Диснея

  • Перспектива мечтателя: позвольте своему воображению парить, не беспокоясь о том, как воплотить придуманные идеи.
  • Перспектива реалиста: спуститесь на землю и постарайтесь понять, как реализовать на практике то, что создало ваше воображение.
  • Перспектива критика: задавайте вопросы и ищите слабые места вашей идеи.


Попробуйте взглянуть на проблему с трёх точек зрения - и увидите то, чего не замечали.

Пример

Представьте, что вы менеджер группы, и хотите, чтобы сотрудники чаще приходили в ваш кабинет кабинет, потому что хотите знать, как они себя чувствуют и как работают.

  • Перспектива мечтателя: летающие стулья. Сотрудники могли бы садиться на них в коридоре компании и прибывать ко мне по воздуху.
  • Перспектива реалиста: летающие стулья на сегодня невозможны. Может, мне стоит купить более удобные стулья, чтобы сотрудники чаще ко мне заходили?
  • Перспектива критика: сколько будут стоить такие стулья? А что, если сотрудники захотят забрать эти стулья в свои кабинеты? А вдруг они расслабятся настолько, что перестанут обращать на меня внимание?

Попробуйте применить эту технику к вашей проблеме: вы увидите, ситуация раскроется с разных точек.

Вычитание



Я хочу больше идей!


Иногда, чтобы получить новое, нужно что-то убрать.

1. Вам потребуются стикеры; по желанию можно использовать рабочие листы.

2. Перечислите все элементы вашего проекта (людей, ресурсы и т. д.), каждый на отдельном стикере. Приклейте их на листок бумаги и обведите рамкой.

3. Теперь запишите вокруг рамки все факторы (людей и ресурсы), которые являются частью вашего проекта, но находятся под рукой. Они образуют «замкнутый мир» непосредственно вокруг вашего проекта.

4. Попробуйте простое вычитание: снимайте поочередно один из стикеров, убирая фактор, который вам казался неотъемлемой частью проекта. Спросите себя, какие преимущества может иметь такая «облегченная» версия. Кто может захотеть использовать ее и почему? Целесообразна ли она?

5. Далее попробуйте вычесть и заменить - уберите один фактор из рамки. Каковы выгоды «облегченной» версии? Обратитесь к замкнутому миру вокруг рамки. Есть ли там что-то, что могло бы восполнить пробел, образовавшийся после удаления фактора?

6. Есть ли среди этих новых идей жизнеспособные? Повторите задание с другим элементом в рамке.

Пример

Вот пример простого вычитания. Чтобы сделать мобильный телефон дешевле, Motorola удалила из одной модели передатчик. Модель Mango могла принимать звонки, но позвонить с нее было нельзя. Кому мог пригодиться такой? Оказалось, что родителям с детьми младше подросткового возраста, а также менеджерам по продажам, работающим вне офиса.


Так выглядела когда-то Motorola Mango.

Ящик идей



Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно


Попробуйте создать необычную комбинацию. Объединить котика и шоколадную пасту, например.

1. Сформулируйте задачу.

3. Составьте список вариаций. Распишите: из какого материала бывают корзины - из пластика, металла, сетки, какой формы - квадратной, цилиндрической, кубической. Напишите всё, что сможете придумать.

Имейте в виду, что даже ящик с десятью параметрами, каждый из которых имеет десять вариаций, дает 10 000 000 000 потенциальных комбинаций. Ого!

4. Выбирайте параметры и придумывайте разные сочетания. Перебирайте самые экстраординарные варианты. Эти случайные комбинации могут высветить идею или возможное решение.

Пример

Первое решение: можно выпустить поваренную книгу типа «потрогай-понюхай», предназначенную для раздачи клиентам крупных продуктовых компаний в качестве премии. Рецепты в книге должны включать в себя продукты определенной компании. Каждый рецепт будет сопровождаться иллюстрацией, причем читатель сможет узнать не только то, как будет выглядеть блюдо, но и как оно будет пахнуть. Попробуйте сами и вы увидите, как идея за идеей наполнят ваш мозг.

Боковое подталкивание

1. Вам потребуются ручки и бумага, а также визуальные стимулы, например открытки, загруженные из интернета. Это упражнение можно выполнять как в группе, так и индивидуально.

2. Сформулируйте задачу. Разделите участников на группы от 2 до 4 человек и попросите их записать как можно больше идей решения проблемы.

3. Через пять минут остановите их и выдайте каждому по открытке.

4. Попросите написать, что может символизировать данное изображение;

5. А затем попросите каждого из участников представить еще по одной идее, вдохновляясь своей открыткой. Проиллюстрируйте задание заранее подготовленным примером (вот фотография пляжа с грозовыми облаками… она может означать приближение бури… или летние каникулы… или исследование новых горизонтов… или луч надежды… какая буря может ожидать ваш проект?).

6. Когда останется 10 минут до конца, попросите группы остановиться на двух идеях и представить их остальным. Дело за главным: выбрать сильнейшую.

Каша метафор

1. Вам потребуются визуальные стимулы, например открытки или предметы. Открытки можно найти и скачать в интернете.

2. Раздайте каждому по фотографии или предмету. Попросите участников поработать молча в одиночку и записать всё что можно о своем предмете: функции, формы, текстуру, что он им напоминает, что может символизировать или обозначать.

4. Спросите, что он может делать, как он может выглядеть, что может символизировать и т. д. Позвольте участникам обсудить это в парах в течение нескольких минут и записать новые свойства, которые придут им на ум.

5. Попросите участников выбрать свойства всех увиденных изображений, которые им больше всего понравились.

6. Подумайте, как эти свойства могут стать отправной точкой для генерации новых идей или вдохновить на поиск решения проблемы?

7. Когда останется 10 минут до конца, попросите группу отобрать сильнейшие идеи.

Техника случайного слова

2. Нарисуйте свое видение этого слова. Так вы начинаете использовать правое полушарие мозга.

3. Запишите рядом с рисунком все признаки этого понятия.

4. Потом перечислите все ассоциации, которые вызывает это слово. Примените эти свойства и ассоциации к творческой задаче.


Техника случайного слова задействует правое полушарие мозга.

Пример

Ваша творческая задача: придумать новую зубную щетку.

Ваше случайное слово: собака.

Характерные признаки собаки: лохматость, черный нос, четыре лапы, виляние хвостом, закапывание костей.

Ассоциации с собакой: ласка, верность, храбрость, помощь.

Связь признаков и ассоциаций с творческой задачей: может быть, предложить щетку, которая также будет делать массаж лица (виляние хвостом, ласка)?

Техники креативного мышления помогут развить творческие способности. Вы сможете придумывать классные ходы в любой сфере: от рекламы - до строительства, от создания десертов - до мойки машин. И постепенно процесс генерации идей превратится из хаотичного - в эффективное и продуктивное путешествие по миру необыкновенных решений.