Психологическая сущность внимания и его свойства. Психологическая сущность мышления

Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве. Воспитание подчиняет развитие человека определенной заданной цели. Влияние педагогов приводит к нацеленным результатам. Чаще всего это выявление склонностей и дарований в ребенке, его талантов, способностей. Но здесь важно учитывать то, что воспитание может обеспечить развитие, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание всегда опирается на уже достигнутый уровень развития. Эффективность воспитания зависит от уровня подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, а это в свою очередь зависит от последовательности и среды.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель выступает как общая, когда она должна быть сформулирована у всех людей, и как индивидуальная, когда происходит воспитание отдельного человека. Современная психология выступает за совмещение этих двух целей воспитания.

В современном мире существует очень много разнообразных целей воспитания и воспитательных систем. Каждая цель для своей реализации требует определенных условий и средств. Формирование целей происходит за счет объективных причин. Это закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие, формирование педагогической мысли, уровень общественной культуры.

Цель воспитания выражает историческую обусловленную потребность общества в подготовке подрастающего поколения для выполнения определенных общественных функций. Цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества, так как потребности общества зависят от производства, уровня развития производительных сил. Также на формирование целей воспитания оказывает влияние и научно-технический прогресс, социальный, экономический. Важной целью воспитания является обеспечение человеку всестороннего и гармонического развития личности.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания – формировании всесторонне развитой личности – потребовали частичного сужения цели, пересмотра задач и настрой их на конкретные цели и задачи.

Школа пытается выработать у ученика осознание гражданской позиции, готовности к жизни, труду, творчеству, патриотизм, ответственность за судьбу страны.

Составные части воспитания. Умственное воспитание развивает у детей систему знаний разных наук. В основе усвоения научных знаний у ребенка формируется мировоззрение. Формирование мировоззрения является определяющим фактором, так как это система взглядов человека на природу, общество, познание, идеологию. Система знаний способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей. Физическое воспитание – очень важная составляющая воспитательной системы в целом. Современное общество требует физически сильного и здорового молодого поколения, которое будет готово к работе на предприятиях, к защите страны. Трудовое воспитание формирует трудовые действия. Труд выступает как ведущий фактор развития личности, как способ творческого освоения мира.


  • Психологическая сущность воспитания , его критерии . Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве.


  • Н.И. Вессель в воспитательном Психологическая сущность воспитания , его критерии .


  • Психологическая сущность воспитания , его критерии . Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества.
    Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии - и никакой экзамен вам не страшен!


  • Психологическая сущность воспитания , его критерии .
    Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную).


  • Правовые системы на постсоветстком пространстве. … Теория сравнительных преимуществ. … Психологическая сущность воспитания , его критерии


  • Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных.
    Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций пси- хологии воспитание есть...


  • Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективну... подробнее ». Психологическая сущность воспитания , его критерии .


  • Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные р. Психологическая сущность воспитания . Дети в начальной школе усваивают не только знания о предметном мире и способы овладения этим миром...


  • Сущность бихевиоризма. Бихевиоризм - психолого-педагогическая концепция техно- кратического воспитания , под которым понимается воспитании
    Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял вид- ный американский философ и психолог Дж.


  • Сущность процесса обучения, его цели. Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.
    Общность психологии и дидактики состоит в том, что они имеют единый объект – процесс обучения и воспитания ; их различие определяется...

Найдено похожих страниц:10


59. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО КРИТЕРИИ

Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве. Воспитание подчиняет развитие человека определенной заданной цели. Влияние педагогов приводит к нацеленным результатам. Чаще всего это выявление склонностей и дарований в ребенке, его талантов, способностей. Но здесь важно учитывать то, что воспитание может обеспечить развитие, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание всегда опирается на уже достигнутый уровень развития. Эффективность воспитания зависит от уровня подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, а это в свою очередь зависит от последовательности и среды.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель выступает как общая, когда она должна быть сформулирована у всех людей, и как индивидуальная, когда происходит воспитание отдельного человека. Современная психология выступает за совмещение этих двух целей воспитания.

В современном мире существует очень много разнообразных целей воспитания и воспитательных систем. Каждая цель для своей реализации требует определенных условий и средств. Формирование целей происходит за счет объективных причин. Это закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие, формирование педагогической мысли, уровень общественной культуры.

Цель воспитания выражает историческую обусловленную потребность общества в подготовке подрастающего поколения для выполнения определенных общественных функций. Цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества, так как потребности общества зависят от производства, уровня развития производительных сил. Также на формирование целей воспитания оказывает влияние и научно-технический прогресс, социальный, экономический. Важной целью воспитания является обеспечение человеку всестороннего и гармонического развития личности.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания – формировании всесторонне развитой личности – потребовали частичного сужения цели, пересмотра задач и настрой их на конкретные цели и задачи.

Школа пытается выработать у ученика осознание гражданской позиции, готовности к жизни, труду, творчеству, патриотизм, ответственность за судьбу страны.

Составные части воспитания. Умственное воспитание развивает у детей систему знаний разных наук. В основе усвоения научных знаний у ребенка формируется мировоззрение. Формирование мировоззрения является определяющим фактором, так как это система взглядов человека на природу, общество, познание, идеологию. Система знаний способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей. Физическое воспитание – очень важная составляющая воспитательной системы в целом. Современное общество требует физически сильного и здорового молодого поколения, которое будет готово к работе на предприятиях, к защите страны. Трудовое воспитание формирует трудовые действия. Труд выступает как ведущий фактор развития личности, как способ творческого освоения мира.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПС) автора БСЭ

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 25. Критерии истины Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

59. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО КРИТЕРИИ Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве. Воспитание подчиняет развитие

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

31. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях),

Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Как сделать свой сайт и заработать на нем. Практическое пособие для начинающих по заработку в Интернете автора Мухутдинов Евгений

Критерии отбора и регистрация В качестве примера партнерки по продаже видеокурсов мы выбрали партнерскую программу Евгения Попова. Выбор пал на нее неслучайно: она обладает многими признаками хорошей партнерки. Простая регистрация в партнерской программе.

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

18 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ В предлагаемой главе рассматриваются различные виды психотерапии, поведенческой и когнитивной терапии, а также некоторые близкие методы, такие как релаксация. Эта тема обширна, и чтобы читателю было легче в ней разобраться, следует обратить

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

1.4. Понятие истины, ее критерии Гносеология – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм – философское учение, признающее

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Из книги Простукивание активных точек – метод пробуждения целительной энергии. С подробным атласом автора Коваль Дмитрий

Психологическая настройка Чтобы начать психологическую настройку, а заодно подготовить массирующую руку к монотонному простукиванию, проделаем зарядку для пальцев. Ниже приведенное упражнение должен выполнять массажист перед началом любой мануальной практики:

Из книги Рынок продовольственных товаров автора Власова Ольга Викторовна

9.1. Сущность сегментации и критерии выбора целевого сегмента рынка Сегмент рынка – это группа потребителей, обладающих одним или несколькими общими устойчивыми признаками, определяющими поведение потребителей на рынке.Признак сегментации – однотипные различия в

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Диагностика психологическая см. Психодиагностика.

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Критерии Солидная международная тусовка неврологов под названием ILAE – Международная лига борьбы с эпилепсией предложила в 2014 году три набора критериев, любого из которых как бы достаточно для постановки диагноза:1. Два неспровоцированных приступа, между которыми

Раздел I. Психология

Тема 1. Введение в психологию

1.1. Предмет, объект и методы психологии

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Это область знаний о внутреннем, психическом мире человека. В переводе с греческого она означает "учение о душе" (psyche – душа, logos – учение). Психология – молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, отвечая на запросы современности.

Психология в своем развитии прошла четыре этапа:

  • Первый – психология как наука о душе.

Древние наделяли каждый предмет душой. В ней они видели причину развития явления и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. В те далекие времена люди различали особенности психического склада человека.

Демокрит полагал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем у физического тела. Познание мира происходит через органы чувств.

По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Он считал ее как нечто божественное, которое находится в высшем мире, вбирает идеи – вечные и неизменные сущности. Затем она начинает вспоминать все виденное до рождения. Познание окружающей действительности – это то, с чем душа уже встречалась.

Позже сложилось две точки зрения на психику – материалистическая и идеалистическая .

  • Второй – психология как наука о сознании.

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных дисциплин. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.

Р. Декарт говорил, что индивид обладает сознанием и в процессе мышления обнаруживает у себя наличие внутренней жизни.

Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

  • Третий – психология как наука о поведении.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон заявил, что психология должна сосредоточить свое внимание на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

  • Четвертый – психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизм психики.

Для него характерно превращение этой науки в многоотраслевую область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей.

Психология как экспериментальная наука начинается с 1879 г., когда Вильгельм Вундт в Лейпциге создал первую в мире лабораторию (экспериментальную). В1885 г. Владимир Михайлович Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Перед психологией всегда стояли очень сложные задачи. Основная из них: изучение закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

Выдающиеся ученые психологи:

Отечественные: Б. Г Ананьев, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. Н. Ланге, К. К. Корнилов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. П. Павлов, А. П. Нечаев, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов и др.

Зарубежные: А. Адлер, Э. Берн, В. Вундт, У. Джеймс, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, Д. Уотсон, Ф. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг, и др.

1.1.1. Объект психологии

Хотя психология означает науку о душе, вопрос о наличии этого феномена спорен. Пока не удается ее обнаружить и доказать. Она остается эмпирически неуловимой. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится. Она оказывается столь же не подвластной. Однако очевидно существование мира психических явлений в форме мыслей, представлений, чувств, побуждений, желаний и пр. Это и можно считать объектом психологии.

Психология имеет свой предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В сферу ее изучения входят:

  1. Психика;
  2. Сознание;
  3. Бессознательное;
  4. Личность;
  5. Поведение;
  6. Деятельность.
  • Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений внешнего мира.
  • Сознание – высший этап психики и продукт общественно-истори­ческого развития, результат труда.
  • Бессознательное – форма отражения действительности, в ходе которого индивидом не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
  • Личность – человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
  • Поведение – внешнее проявление психической деятельности.
  • Деятельность – совокупность действий индивида, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Психологию, можно подразделить на житейскую и научную .

Житейская – знания, почерпнутые из обыденной жизни. Они характеризуются:

  • конкретностью – привязанностью к определенным ситуациям, людям, задачам деятельности;
  • интуитивностью – недостаточной осознанностью их происхождения;
  • ограниченностью – слабыми представлениями индивида о специфике функционирования психических явлений;
  • Основываются только на наблюдениях и размышлениях.

Научная – знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики. Им присущи свои особенности:

  • обобщенность – осмысленность явления на основе специфики его проявления у многих людей, в разнообразных условиях, применительно к каким-либо задачам деятельности;
  • рационализм – знания максимально исследованы и осознаны;
  • неограниченн ость – ими может пользоваться большое количество людей;
  • Базируются на эксперименте.

1.1.2. Направления зарубежной психологии

Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) – основывается на положении о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным;

Бихевиоризм (Д. Уотсон, Б. Скиннер) – отрицает сознание как предмет исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешнего мира;

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Левин) – предусматривает изучение психики с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Например, внутренняя системная организация восприятия определяет свойства ощущений, в него входящих.

Гуманистическая психология (К Роджерс, А. Маслоу) – противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Она утверждает, что индивид изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология (С. Гроф) – претендует на роль "четвертой силы", объявляет психические явления "мистическими переживаниями", "космическим сознанием", т.е формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую множество дисциплин и направлений, которые выступают в виде отдельных отраслей:

  • Зоопсихология; Нейропсихология; Патопсихология;
  • Психогенетика; Психодиагностика; Психолингвистика;
  • Психология – военная, возрастная, космическая, инженерная, искусства, историческая, медицинская, общая, педагогическая, социальная, труда, управления, экономическая, юридическая;
  • Психотерапия; Сексология и др.

1.1.3. Методологические и теоретические основы психологии

Каждая наука опирается на конкретные исходные положения, в роли которых выступают методология и теория. Различают три уровня методологии: общая, специальная и частная. К специальной относятся следующие ее принципы и методы.

Принципы:

  1. Принцип детерминизма (предполагает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов);
  2. Принцип системности (психические явления выступают как внутренне связанные компоненты целостной организации);
  3. Принцип единства сознания и деятельности (сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. А последняя выступает, как форма активности сознания);
  4. Принцип развития (означает признание преобразований, изменение психических процессов, возникновение их новых форм);
  5. Принцип активности (утверждает, что деятельность – это активный, целенаправленный процесс);
  6. Принцип личностного подхода (ориентирует на исследование всех индивидуальных и социально-психологических особенностей человека) и др.

Методы:

  1. Обсервационные (от лат obsevatio – наблюдение): наблюдение и самонаблюдение;
  2. Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
  3. Биографический: анализ событий, фактов, дат жизненного пути человека;
  4. Психодиагностотические: беседа, тесты, опросники, интервью, экспертные оценки и др.

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого исследуют проявления чувств, поведения, действий и поступков индивида в различных условиях его жизни и деятельности. Применяется в различных формах и может быть:

  • Непосредственным , проводимым самим ученым, и опосредованным, если он обобщает сведения, полученные от других лиц;
  • Сплошным – при фиксировании всех психических проявлений человека в течение определенного времени и выборочным, когда исследуется только один вопрос, непродолжительно, в какой-либо конкретной ситуации;
  • Житейским – при котором регистрация фактов носит случайный характер, и научным – если продумывается организация, составляется план, фиксируются результаты;
  • Включенным – предусматривается участие ученого в деятельности, и не включенным, где этого не требуется.

При наблюдении обычно получают объективные данные. К тому же все явления и процессы изучаются в естественных условиях, не нарушается их нормальное течение. Наряду с достоинствами этот метод имеет и недостатки: длительность, трудность в привлечении объектов, сложность сбора материала и его обработки.

Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в исследуемый процесс. Заранее создается (моделируется) ситуация, в которой будет находиться испытуемый. Это научный опыт в точно учитываемых обстоятельствах, находящихся под контролем. Эксперимент может быть лабораторным, естественным, смешанным.

В лабораторном – искусственно создается совокупность условий, вызывающих нужное явление (пример, изучение психических реакций на специальных аппаратах /космонавтика/). В естественном – исследования проводятся в нормальной обстановке, изменяются лишь отдельные элементы программы.

Различают констатирующий и формирующий (воспитывающий или обучающий) эксперименты. Констатирующий – выявляет знания, навыки, умения, черты характера личности. О направленности индивида, например, можно судить, поставив его в условия, где неизбежно возникает борьба мотивов. Через свое отношение он раскрывает себя. Простые жизненные ситуации (например, сказать родителям о своем проступке или промолчать) дают материал для изучения морально-психологических особенностей. Формирующий – сочетает в себе изучение психологии человека и организацию воздействий с целью привития тех или иных качеств.

Опрос – способ получения сведений из ответов испытуемых в ходе непосредственного иди опосредованного общения.

Разновидности:

По форме проведения

    • Устный (беседа, интервью);
    • Письменный (анкетирование).

По степени доверительности

  • Анонимный;
  • Персонифицированный.

По количеству опрашиваемых

    • Индивидуальный;
    • Экспертный;
    • Групповой.

Обобщение независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений о психических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Тестирование – во время его проведения испытуемые выполняют определенные действия по заданию психолога. Оно бывает проективным (изучаются проявления психики) и психокоррекционным (применяются методики поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализ и др.).

Анализ результатов деятельности – опосредованное исследование психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности человека.

Общая методология отечественной психологии исходит из того, что:

  1. Внешний мир материален;
  2. Материя первична, а сознание вторично;
  3. Материя непрерывно движется и развивается;
  4. Внешний мир и психика прошли длительный путь эволюции.

Специальная методология психологии подчеркивает:

  • Психика – свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;
  • Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений реальной действительности;
  • Сознание – высший этап развития психики;
  • Психика, сознание социально обусловлены.

Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности (психофизиология), которая базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина: психические и физиологические процессы составляют единое целое.

Психология опирается также на биологические и медицинские дисциплины, так как они лучше помогают понять психику.

1.2. Сущность психики, ее функции и структура

О природе психических явлений на протяжении веков идет спор между материалистами и идеалистами. С точки зрения материализма психика – свойство не всякой, а особым образом организованной материи – мозга. Мозг – есть орган психической жизни, носитель нашего мышления, чувств, воли.

Психика индивида – это все то, что составляет его субъективный внутренний мир (его мысли, переживания, намерения), который проявляется в действиях и поступках, во взаимодействии с другими людьми. Она прошла длительный путь – от самых элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека. Это продукт общественно-исторического развития, результат и условия трудовой деятельности и общения.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом внешнего мира, в построении им (субъектом) неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием среды (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором. В нем поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. это активное, субъективное, избирательное отражение окружающей действительности, т.к. принадлежит индивиду, вне его не существует, и зависит от его особенностей.

Психика – это субъективный образ объективного мира.

Психика, понимаемая как отражение внешней среды, имеет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. В данном случае мы ведем речь о ней как о субстанции. Субстанция (от лат. substantia – сущность), первооснова, сущность всех вещей и явлений. Материалисты признают субстанцию, как вечно движущуюся и изменяющуюся материю. Но в этимологии термина психика содержится и другое понятие. Если прислушаться к таким выражениям как “душа вышла из тела”, “душа ушла в пятки от страха”, “волнение души”, то можно почувствовать движение. А движется всегда что-то, должен быть и субстрат данного явления. Субстрат (от лат. substratum – букв. подстилка, подкладка) – 1) философская общая основа многообразных явлений; 2) биологическая основа (предмет, вещество), на которой обитают животные, растения, микроорганизмы. В этом смысле субстрат психики древние связывали, например, с процессами питания, дыхания (его субстратом – воздухом), с мельчайшими атомами и.т.д.

И в сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается этот вопрос. Проблема может ставиться так: психика – просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или она имеет также свой субстрат? Как предполагают некоторые ученые – им могут быть микролептоны – мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Тесная связь психики и головного мозга не подлежит сомнению, повреждение последнего приводит к психическим нарушениям. Хотя мозг – это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но ее содержание производится не им самим, его источником служит окружающая действительность. Психические свойства несут в себе характеристики внешних объектов, а не физиологических процессов, при чьей помощи психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающихся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, в пространстве и мире.

Согласно теории психофизиологического параллелизма психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые соответствуют один другому, но вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие “души”, которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, подчеркивает, что психические явления, по сути, есть физиологические, т.е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень – желчь. Ее представители, отождествляя психику с нервными процессами, не видят никаких отличий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические явления возникают одновременно, но они различны. Психические процессы соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим актом, а с организованными их совокупностями, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через его многоуровневые функциональные каналы, которые формируются у субъекта в ходе жизни, овладения им социальным опытом и формами деятельности через свою активную позицию.

Психика не дана в готовом виде индивиду с момента рождения, не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от общества. Только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми у него формируется человеческая психика (феномен Маугли). Специфические качества – сознание, мышление, речь, память формируются только прижизненно в процессе усвоения культуры, созданной многими поколениями.

Психика человека включает:

  1. Внешний мир, природу;
  2. Их отражение;
  3. Деятельность мозга;
  4. Взаимодействие с людьми (активная передача новым поколениям способностей и культуры).

Рис. 1. Основные функции психики

Особенности психического отражения:

  1. Оно дает возможность правильно воспринимать действительность, что подтверждается практикой;
  2. Сам психический образ формируется в процессе активных действий человека;
  3. Психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  4. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  5. Оно преломляется через индивидуальность личности;
  6. Носит опережающий характер.

Существуют разные подходы к пониманию того, кто обладает психикой:

  • Антропопсихизм (Декарт) – психика имеется только у человека;
  • Панпсихизм (фр. материалисты) – всеобщая одухотворенность природы (камень);
  • Биопсихизм – психика это свойство всего живого (растения);
  • Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика присуща всем, у кого есть нервная система;
  • Мозгопсихизм (К. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (у насекомых нет);
  • А. Леонтьев – критерием зачатков психики является наличие чувствительности.

Табл. 1. Этапы развития психики у животных:

На стадии элементарной чувствительности: животное реагирует на отдельные свойства предметов, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

На стадии предметного восприятия: отражение осуществляется в виде образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

На стадии интеллекта: животное может отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, способно обходить препятствия, “изобретать” новые решения двухфазных задач, требующих подготовительных усилий (обезьяны, дельфины). Но все это не выходит за рамки биологической потребности и действует в пределах наглядности.

Таким образом, психика у животных возникает и развивается потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика со всеми проявлениями сложна и многообразна. Но она всегда выступает в единстве внешних и внутренних процессов (мысль или чувство могут вести к действию).

В структуре психики различают:

  1. психические процессы;
  2. психические состояния;
  3. психические свойства;
  4. психические образования.

Психические процессы – обеспечивают первичное отражение и осознание индивидом воздействий внешнего мира;

Психические свойства – наиболее устойчивые особенности, обусловливающие поведение и деятельность, типичные для данной личности;

Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека;

Психические образования – знания, навыки и умения, формирующиеся в процессе социального опыта.

Рис. 2. Основные формы проявления психики человека

1.3. Психика и деятельность

Развитие психики индивида происходило в процессе трудовой деятельности, которая имеет продуктивный характер. Труд запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит воплощение, опредмечивание духовных сил и способностей людей. Деятельность человека, его активность существенно отличаются от действий животных.

Деятельность животных

Деятельность человека

Инстинктивно-биологический характер. Направляется познавательной потребностью, имеет субъективную значимость (субъектность).
Нет совместной деятельности. Каждое действие приобретает смысл лишь в силу того, какое место оно занимает в совместной деятельности (предметность).
Руководствуются наглядными впечатлениями. Индивид абстрагируется, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости между ними.
Типичны наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты). Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков).
Зачатки орудийной деятельности. Не создают никаких новых операций. Изготовление и сохранение орудий труда, преемственность их последующими поколениями.
Приспособление к окружающей среде. Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями.

Табл. 2. Важнейшие особенности деятельности животных и человека

Психика людей познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни, прежде всего как творец, созидатель, независимо от того, каким видом труда занимается. При этом раскрывается богатство его духовного и психического мира, глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Индивид сознательно выделяет себя из природы. Он ставит пред собой цели, формулирует мотивы, побуждающие его к активности. Личность и складывается, и проявляется, и совершенствуется в деятельности.

Деятельность – это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с внешним миром. Она чрезвычайно разнообразна, не всегда однозначна.

1.3.1. Сущность деятельности

Деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Виды деятельности:

  • Игра;
  • Учение;
  • Труд.

Игра – деятельность в условных ситуациях, направленная на усвоение социального опыта;

Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения деятельности;

Труд – деятельность, обусловливающая создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Особенности деятельности:

  • Общественный характер;
  • Целенаправленность;
  • Плановость;
  • Систематичность.

1.3.2. Структура деятельности


Рис. 3. Структура деятельности

Мотивы – внутренние побудительные силы индивида, заставляющие его заниматься деятельностью.

Способы и приемы – действия , предпринимаемые человеком, чтобы добиться определенных целей и результатов. Способы и приемы могут состоять из одной или нескольких операций.

Цели – наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи, объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности.

Умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план (интериоризация). Пример: ребенок учится считать. Вначале он использует палочки. Проходит время, когда надобность в них отпадает. Почему? Счет превращается в интеллектуальные операции. Объектом становятся слова и числа. Постепенно накапливаются мыслительные действия, которые и составляют умственную деятельность.

Действие – структурная единица деятельности. Это произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие осуществляется с помощью способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией и условиями (низший уровень деятельности).


Рис. 4. Структура и функции действия

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия сенсорные (восприятие объекта), моторные (двигательные), волевые, мыслительные, мнемонические (память), внешние предметные (направлены на изменение состояния или свойств предметов окружающего мира), умственные (выполняемые во внутреннем плане сознания).

По способу функционирования действия подразделяют на произвольные и преднамеренные. В ходе их выполнения возможно появление новых целей деятельности и изменение конкретного места.

В характеристике действия обычно наблюдают такие аспекты:

  • Действие – одновременно акт сознания и поведения;
  • Действие – активно и не сводится к одним только реакциям на внешние раздражители;
  • Цель действия может быть биологической и социальной.

Психология как наука о закономерностях возникновения, совершенствования и функционирования психики имеет свой предмет, объект, принципы, методы. Психика прошла длительный путь развития – от элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека. Она – продукт общественно-исторический, результат и условие труда и общения. Основные ее функции заключаются в отражении индивидом внешнего мира, регуляции им поведения и деятельности, осознании своего места в окружающей действительности.

Предметом данной науки являются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В сферу ее изучения входят: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность. В структуре психики человека можно различить психические процессы, свойства, состояния, образования.

Литература по теме

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.:1980
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:1998
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т./Пер. с фр. М.:1992
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: 1972
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1975
  6. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х т. М.:1999
  7. Общая психология./Сост. Рогов Е.И. М.:1998
  8. Психология. Учебник./Под ред. Крылова А.А. М.:1999
  9. Психология. Учебник./Под ред. Дружинина В.Н. М.:2000
  10. Реан А.А. и др. Психология и педагогика. Учебник. М.:2000
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997
  12. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособ. М.:1996

Версия для печати

Хрестоматия

Название работы Аннотация
Психология как наука// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 12-26.

Методология научного познания. Научные и ненаучные психологические знания. Формирование науки как социального института. Парадигмы. Ценности и нормы науки.

Объяснительные принципы психологии. Принципы взаимодействия, детерминизма, целостности, активности, субъектности, реконструкции.

Предмет и методы психологии. Определение предмета психологического исследования. Экспериментально-реконструктивный метод и методики психологического исследования. Общенаучный характер метода психологии и специфика ее предмета.

История психологии// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 28-55.

Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV - V вв. до н. э. - 60-е гг. XIX в.). Развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов. Учение о душе. Учения об опыте и о сознании. Общая характеристика допарадигмального периода формирования психологического знания.

Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. - настоящее время). Этап формирования первых парадигм. Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). Современное состояние психологии. Основные направления развития психологической науки.

Психологическая наука и психологическая практика. Фундаментальная психология и прикладная психология. Основные направления практической психологии. Сферы практического применения психологического знания.

Структура психики// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 86-102.

Функции психики. Объективная и субъективная реальности. Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики. Концепция психической функциональной системы деятельности.

Психические процессы, состояния и свойства. Процессы психической регуляции. Эмоциональные процессы. Процессы принятия решения. Процессы контроля. Познавательные процессы. Коммуникативные процессы. Основные группы психических свойств: особенности темперамента, способности, личностные черты. Основные характеристики психических состояний.

Сознание и бессознательное. Подходы к исследованию сознания и бессознательного. Классификация состояний сознания. Исследования сознания в нейронауке.

Измененные состояния сознания. Спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные ИСС. Сон. Употребление психоактивных веществ.

Обучение - целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

В связи обучения и развития ребенка выделяют:

    саморазвитие есть сложный процесс, в ходе которого происходят прогрессивные, интеллектуальные, личностные, поведенческие, изменения в самом человеке;

    развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Основная цель обучения - развитие личности, его психического развитие .

Движущей силой психич. развития человека явл. противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой.

Уровни развития:

1. Уровень актуального развития - характеризуется тем, какие задания ученик может самост-но выполнить. Данный уровень определяет: обученность, воспитанность и развитость ребенка;

2. Зона ближайшего развития - обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но справляется с небольшой помощью. Определяет: обучаемость, воспитуемость и развитость;

В экспериментальной системе развивающего обучения (по Л. В. Занкову) заложены следующие принципы:

    Принцип обучения на высоком уровне трудности - предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизация у изучаемых явлений. Содержание этого принципа м.б. соотнесено с проблемностью обучения.

    Принцип ведущей роли теоретич-их знаний - в кот-ом отработка понятий, отношений, связей внутри учеб-го предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Содержание этого принципа м.б. соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия.

    Принцип осознания школьниками собственного учения - направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа м.б. соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции.

    Принцип работы над развитием всех учащихся - д.б. учтены индивид, особенности, но обучение должно развивать всех. Содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образоват-го процесса.

12. Характеристика педагогической деятельности

Стиль деятельности - устойчивая система способов, приемов, проявл-ся в разных условиях ее осуществления. На стиль пед. деятельности влияют индивидуально-психологические особенности преподавателя, включающие индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности; особенности самой деятельности; особенности обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.)

Виды стилей педагогической деятельности:

    Демократический стиль . Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

    Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Индивидуальный стиль пед. деят. - это те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, кот. выбирает педагог, учитывая свои индивидуальные склонности.

Основн. признаки индивид-го стиля пед. деят-ти проявляются :

в темпераменте (время и скорость реакции, индивид, темп работы, эмоц. откликаемость); в хар-ре реакций на те или иные пед. ситуации; в выборе методов обучения; в подборе средств воспитания; в стиле педагогического общения; в реагировании на действия и поступки учащихся; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний; в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Любой педагогический опыт копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т.е. яркой педагогической индивидуальностью. Урок (занятие) - основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся.

Анализ урока – способ осознания, объективизация этой деят-ти ее участниками, и прежде всего учителем. Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, т.к учитель получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности.

Психологич. анализ урока позв-ет учителю применить свои теоретич-ие знания для осмысления способов, приемов работы, используемых им в обучении и во взаимодействии с классом. Псих.анализ урока формирует у учителя аналитич-ие способности, проективные умения, развивает познават. интерес, опред-ет необходимость самотоят. изучения псих, проблем обучения и воспитания.