Психология поведения толпы. Коммуникации в толпе. Психологические особенности индивида в толпе

admin

Человеческая жизнь обладает множеством различных форм. Определенные из них привычны и понятны. А другие немало отличаются от того, что понимается под обыденной нормой. Есть формы поведения личностные, которые в серьезной мере зависят от желаний человека. Но встречаются такие, где выражения воли и желаний личности оказываются под серьезным воздействием других личностей.

Люди или отдельные личности иногда не испытывают давление со стороны других, но воспринимают их поведение, заражаясь им, следуя ему и подчиняясь. Мнение о толпе часто возникает из индивидуального опыта человека. Почти каждый из нас участвовал в толпе или наблюдал ее. Толпой называется сосредоточение индивидов, у которых нет явной общности целей, но их связывает схожие эмоции или объект внимания.

Формирование толпы

В процессе создания из малых групп личностей, которые недовольны чем-либо, крупной группы, немало растет шанс создания стихийного поведения. Это направляется на показ испытываемых эмоций, суждений. Нередко субъектом подобного поведения выступает толпа.

В формировании толпы участвует:

публика. Это крупная общность, которая возникает на базе общих целей, без определенной организации, но в условиях, затрагивающих общие интересы. Здесь допускается рациональность обсуждения;
контактное, с виду неорганизованное общество, которое действует очень эмоционально;
совокупность личностей, которые составляют аморфную группу с большим числом участников. Последние не имеют непосредственных контактов между собой, но их связывает общий интерес. Сюда относятся массовая истерия, лжепатриотический или патриотический экстаз.

В масштабной форме действий коллектива серьезное значение получает неосознанность. На базе эмоционального волнения появляются стихийные действия из-за событий, которые затрагивают . Главными факторами образования толпы и ее развития выступают слухи и цепная реакция.

Существуют этапы создания толпы:

создание ядра. Появление толпы нечасто выходит за рамки причинных связей общественных событий. Но толпа формируется чаще с определенного ядра, т.е. с зачинщиков;
процесс кружения. Дальнейший этап идет рядом с процессом кружения. В процессе него идет обострение чувств, появляется готовность отзываться на данные, поступающие извне. Растет волнение, люди готовы к немедленным коллективным действиям;
возникновение нового совместного объекта внимания. Второй этап готовит следующий. Он проявляется в возникновении общего объекта, что становится центром внимания. На нем концентрируются чувства и воображение толпы;
возбуждение. Финальным этапом выступает активизация личностей вспомогательными стимулами путем возбуждения импульсов. Это случается из-за действий лидеров.

Классификация толпы

Как и в других общественных явлениях, существует классификация толпы по разным мотивам. Если в качестве базы брать управляемость, то выделяются следующие типы толпы:

стихийная. Создается и выражается без организации со стороны лидера;
ведомая. Появляется и выражается под воздействием изначально или вследствие действий ;
организованная. Подобный тип рассматривают в виде собрания людей, которые вступили в организацию.

Если брать за основу природу действий людей в толпе, то выделяются такие виды:

окказиональная. Появляется на базе интереса к внезапным происшествиям;
конвенциональная. Основывается на интересе к анонсированному развлечению. Временно придерживается нечетких норм;
экспрессивная. Создается с теми же условиями, что и конвенциональная. Она показывает общее мнение об определенном событии;
экстатическая. Это крайнее проявление экспрессивной толпы. Отличается общим экстазом;
действующая. Создается аналогично с конвенциональной, но производит действия, направленные на конкретный объект.

Последняя разновидность имеет несколько подвидов:

агрессивная. Объединяется ненавистью к одному объекту, способна на погромы и другие ;
паническая. Спасается от придуманного или истинного источника опасности;
стяжательная. Становится участников конфликта для обладания определенными ценностями. Провоцируют власти, что игнорируют интересы народа;
повстанческая. Образовывается на базе общего недовольства работой органов власти.

Психологические свойства толпы

Эксперты выделяют некоторые психологические свойства толпы, что относятся ко всей структуре данного образования. Они видны в разных сферах:

волевой;
эмоциональной;
когнитивной;
моральной.

Серьезной чертой толпы выступает безотчетность и инстинктивность. Если отдельные люди часто почти не поддаются разумным посылам, руководствуясь эмоциональными порывами, то толпа вообще не имеет разума, а существует на эмоциях, без присутствия логики. Здесь действует , особенно в чрезвычайной ситуации без лидера.

В толпе мощно . Она воспринимает образы. Те, которые поражают воображение, оказываются ясными и простыми. Еще одним серьезным эффектом выступают коллективные галлюцинации, т.е. неправильное понимание и толкование событий. Масса людей не задумывается над событиями, она не способна рассуждать. Здесь не возможны противоречия и споры. Толпе не требуется правда.

Внушаемость выступает еще одной чертой толпы. Это человеческая масса, которая находится под гипнозом. Источником внушений становятся иллюзии, которые рождаются у отдельной личности. Толпе просто внушается чувство обожания, фанатизм.

Заражение становится причиной образования особенных свойств толпы, оно устанавливает ее направление. Человек любит подражать чему-либо. Мнения в толпе передаются заражением.

В толпе присутствует эмоциональное усиление. Люди, что в ней участвуют, не просто соседи. Они заражают других, а также сами усваивают эмоции окружающих. Эмоциональный взрыв случается из-за определенных условий.

Мощь толпы направляется на разрушение. Подобные инстинкты спят в глубине сознания всех личностей. Поддаваться подобному отдельным личностям опасно, но в толпе они вольно следуют им.

Психология поведения толпы

В психологии поведения толпы заметны влияния идеологии, с их помощью осуществляются конкретные действия. Они помогают изменить психическое состояние, что происходит под влиянием событий или новостей. В действии толпы происходит стыковка информации, что влияет на поведение личностей. Общая воля и настроения усиливаются во много раз. Массовая истерия становится базой для развития трагических событий.

Один из типов поведения толпы – это паника. Данное эмоциональное состояние возникает из-за недостатка информации о неясном или пугающем событии, или из-за избытка информации, что становится причиной импульсивных действий.

Факторы, которые могут посеять панику, разнятся. Их основа бывает психологической, физиологической, а также социальной. Есть случаи образования паники в обычной жизни из-за катаклизмов или катастрофы. В панике человеком руководит бессознательный страх. Он теряет самоконтроль, начинает метаться, теряет солидарность, не замечает выхода. Факторы, что воздействуют на поведение толпы таковы:

Суеверие.

Это устоявшееся ложное мнение, которое возникло по , пережитых личностью. Хотя встречается суеверный страх, чьи основы неосознанны. Часто суеверия переплетены с верой в определенные вещи. Они свойственны индивидам, независимо от культурного уровня и образования. Суеверие базируется на страхе, оно во много раз увеличивается в толпе.

Это один из видов ложного знания, что закрепилось во мнении социума. Иллюзия иногда становится итогом искажения восприятия. В этом контексте имеются в виду иллюзии, что относятся к восприятию общественной реальности. Общественные иллюзии – это восприятия, что создаются в мышлении личности вместо реального знания, которое не допускается. В итоге, базой иллюзии становится незнание, что дает чересчур негативные эффекты, если возникает в толпе.

Предрассудки.

Также относятся к ложным знаниям, что стали предубеждениями. Они агрессивны, всеми силами противятся истине. Подобное противостояние так слепо, что толпа не воспринимает аргументы, что противоречат предрассудкам.

Основа этого лежит в том, что человеческая память фиксирует не обычное мнение, а запоминает сопровождающие это мнение чувства. Но память избирательна. События, которые противоречат установленному мнению, не всегда подвергаются анализу на сознательном уровне. Они устраняются из-за эмоций, что часто наполняют толпу. Если популярные стереотипы мнения общества перенасыщены эмоциями, то есть шанс появления массового психоза. В ходе него люди совершают наиболее безрассудные действия, они не отдают себе отчет в будущих последствиях.

Коммуникация в толпе

Серьезное значение при образовании толпы обретает коммуникация. В толпе – это обмен важной информацией. Известно, что личность участвует в массовых действиях, если заражается видимым поведением остальных, или если узнает о нем по информационным каналам. Отдельные разновидности подобного поведения появляются из-за острого дефицита данных или недейственной системы подачи информации.

Человек готов поддаться заразительному действию толпы, если это действие совпадает с его убеждениями. В обществе вместе с официальной коммуникацией работает неофициальная. Они соприкасаются в разных точках. К неофициальным источникам относятся слухи, сплетни. Они перемещаются на страницы СМИ.

28 марта 2014, 18:42

Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав

Социальная жизнь людей отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.

Люди и отдельный человек даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее беспокойство у индивида, нередко дополняемое работой воображения относительно возможно низкой оценки своей личности другими.

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:

Публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

Контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

Совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права. Таковыми были многочисленные «медные» или «соляные» бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье или бунтарские выступления английских «луддистов», выразившиеся в уничтожении машин, лишенные ясного идеологического контекста и четко осознаваемых целей совершаемых действий.

Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств — циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи .

Определены даже основные этапы формирования толпы.

Образование ядра толпы . Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является случайный состав образующих ее людей, нередко формирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают зачинщики.

Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес (точнее, в самом начале — любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.

Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы.

Процесс кружения . Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

Появление нового общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап — появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ — результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.

Активизация индивидов через возбуждение . Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям. Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности. Таким образом, четко определяется состав толпы.

Ядро толпы, или зачинщики, — субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях.

Участники толпы — субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентации с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, нередко садистским, наклонностям.

В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.

К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.

В толпе находят себе место повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.

Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.

2 . Классификация толпы

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.

Стихийная толпа . Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа . Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.

Окказиональная толпа . Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная толпа . Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

Экспрессивная толпа . Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа . Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).

Действующая толпа . Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

2. Паническая толпа . Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).

4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности:

Разнородная;
- анонимная (уличная, например);
- персонифицированная (парламентское собрание);
- однородная:
- секты;
- касты;
- классы.

Современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взглядов Г. Лебона. Об организованной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда (Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа») , которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп — о них речь уже шла. Все-таки основной системообразующий признак толпы — ее стихийность.

3 . Психологические свойства толпы

Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:

Когнитивной;
- эмоционально-волевой;
- темпераментальной;
- моральной.

В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей психологии.

Неспособность к осознанию . Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов — частице толпы — утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.

Особенности воображения . У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей.

Еще один очень важный эффект толпы — коллективные галлюцинации. В воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпевают искажения.

Особенности мышления . Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.

Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.

Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее.

Для толпы, не способной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее.

В толпе нет предумышленности. Она может последовательно пережить и пройти всю гамму противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием возбуждений минуты. Ассоциация разнородных идей, имеющих лишь кажущееся отношение друг к другу, и немедленное обобщение частных случаев — вот характерные черты рассуждений толпы. Толпа постоянно подпадает под влияние иллюзий. Некоторые важные особенности мышления толпы следует выделить особо.

Категоричность . Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.

Консерватизм . Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.

Внушаемость . Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.

Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.

Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и готовностью жертвовать собой ради своего идола.

Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Рождение легенд, легко распространяющихся в толпе, обусловливается ее легковерием. Одинаковое направление чувств определяется внушением. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Невозможного для толпы не существует.

Заражаемость . Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.

Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.

Эмоциональность . В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.

Высокая чувственность . Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.

Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно по характеру возбуждений), великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.

В толпе преувеличение чувства обусловливается тем, что само это чувство, распространяясь очень быстро посредством внушения и заражения, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы.

Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.

Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.

В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено.

Экстремизм . Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.

Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно то, что «против них». Это, конечно, не слепая ненависть ко всему, с чем люди себя не идентифицируют. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины.

У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости.

Мотивация . Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.

Безответственность . Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.

В темпераменталъной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности.

Физическая активность . Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы.

Диффузность . Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно.

Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида (или подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий.

В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности.

Моральность . Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др.

Религиозность . Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству.

Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верования толпы всегда имеют религиозную форму.

4 . Психологические особенности индивида в толпе

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.

Человека в толпе характеризуют следующие черты.

Анонимность . Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.

Инстинктивность . В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

Бессознательность . В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Состояние единения (ассоциации) . В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.

Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе.

Состояние гипнотического транса . Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.

Ощущение неодолимой силы . Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует.

Заражаемость . В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Аморфность . В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.

Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.

Безответственность . В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

Социальная деградация . Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.

Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

5 . Поведение толпы

В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.

Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными.

Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.

Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.

Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.

Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.

Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе.

Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе.

Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.

Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение (знание), она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.

В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.

Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокруштельных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.

6 . Лидер в толпе и механизмы управления толпой

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.

Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия.

Класс вожаков подразделяется на две категории:

Люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;
- люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).

Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, — это его обаяние . Обаяние — вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.

Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда — объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.

Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером — демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.

Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы.

Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:

1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;

2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.

Переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают — каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;

Объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

Обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;

Применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

7 . Коммуникации в толпе

Особо важную роль при возникновении толпы играет коммуникация как процесс обмена между людьми значимыми для них сообщениями.

Известно, что индивид становится участником стихийного поведения, либо заражаясь непосредственно наблюдаемым поведением окружающих, либо узнав о нем по каналам официальной или неофициальной коммуникации. Некоторые виды такого поведения возникают в условиях острого дефицита информации или неэффективности систем передачи сообщений.

Люди готовы поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Очевидно, что психическое заражение было бы невозможно, если бы люди не видели действий и поступков других и не слышали о них. Психическое заражение может порождать чувства по все длине эмоциональной шкалы — как положительные, восторженные, так и негативные, чувства уныния и депрессии.

Там, где индивид лишен возможности непосредственно воспринимать картину поведения окружающих, все большую роль играют средства массовой информации — газеты, радио, телевидение и кино.

В любом обществе наряду с системами официальной коммуникации параллельно действуют и системы неофициальные. В разных точках они соприкасаются. Например, содержание неофициальной коммуникации — разговоры, сплетни, толки, слухи — переходят на страницы печатных изданий или становятся темой бесед телевизионного комментатора, который способствует их распространению. И уж, тем более, важные сообщения массовых средств коммуникации обычно обсуждаются в кругу друзей или семьи.

Поэтому в сознании индивида часто заключается интерпретация, разделяемая его соседями, друзьями, родственниками, попутчиками в дороге. Гнев, вызванный, скажем, сообщением о введении нового налога или о росте цен, легко понимается собеседником, ибо он испытывает те же чувства... Это и есть первое условие для подготовки массового поведения.

Литература:

1. Американская социологическая мысль. — М., 1994.
2. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.
3. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. — 1990. № 11.
4. Московичи С. Век толп. — М., 1996.
5. Преступная толпа. — М., 1998.
6. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. — Минск, 1998.
7. Психология масс: Хрестоматия. — Самара, 1998.
8. Психология толп. — М., 1998.
9. Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. — 1990. — № 12.
10. Фрейд 3. «Я» и «Оно». — Тбилиси, 1991.

Содержание статьи:

Психология толпы - это отдельная ветвь психологии, изучающая поведенческие реакции групп людей и отдельного индивидуума в их составе. История знает немало примеров, насколько опасной и непредсказуемой может быть толпа, и в отношении государственного строя, и в отношении отдельно взятых людей. А искусство управления большими массами считается высшим пилотажем у политиков.

Понятие толпы в психологии

Психология дает следующее определение понятию: «толпа» - это неорганизованное, бесструктурное скопление людей, которых объединяют один объект внимания и одни чувства по отношению к нему. Отличительной особенностью такого скопления является отсутствие (или потеря) четкой, осознанной общей цели.

Классическая толпа в социальной психологии - скопление людей во время военных учений, стихийных бедствий, акций протеста, зрелищ массового характера или транспортных перипетий.

Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал за поведением толпы или был ее участником. И в первом, и во втором случае не заметить «эффект толпы» невозможно. Он заключается в том, что люди, попавшие в нее, «заражаются» общим настроением и поведенческими реакциями. Часто даже в ущерб своим желаниям и принципам. Человек буквально вливается в толпу, становясь с ней единым целым.

В зависимости от царящих внутри нее настроений, она может быть очень непредсказуемой и опасной в плане разрушений и травматизации. Поэтому контролировать такие скопления людей очень сложно.

Природа образования толпы позволяет определить ее состав, в который входят:

  • Зачинщики (ядро толпы) - люди, в задачу которых входит сформировать толпу, правильно настроить и использовать в определенных целях.
  • Участники толпы - люди, которые влились в нее и активно участвуют в ее действиях. При этом попасть под влияние большого скопления людей могут как внушаемые люди и люди с обостренным чувством справедливости (сочувствия), так и простые обыватели или праздно шатающиеся. Последние особо активного участия в движениях толпы не проявляют, но при этом способствуют массовости. Наиболее опасными являются люди, которых привлекает толпа только из возможности выплеснуть свою агрессию и негативную энергию.

Интересно! Сам термин «толпа» стал частью социальной психологии именно в такой неспокойный период массовых революционных волнений народа конца ХІХ - начала ХХ века. Поэтому поначалу имел весьма ограниченное определение плохо организованных выступлений пролетариата против эксплуататоров.

Механизм и этапы формирования толпы


Изучая природу скоплений людей, психология поведения толпы выделила 2 главных механизма ее формирования: нарастающее однонаправленное «заражение» эмоционального характера (циркулярная реакция) и слухи. А сам процесс формирования разделила на несколько этапов.

Основные этапы формирования толпы:

  1. Образование ядра толпы . Несмотря на то, что стихийность - отличительная черта толпы, она все же неспособна сформироваться без некоего ядра, центра. В качестве такого ядра могут выступать люди (зачинщики), которые вполне осознают свои действия и преследуют определенные цели, или происшествие (событие). Далее вступает в игру обычное человеческое любопытство, которое притягивает к ядру все больше и больше людей. Людей самых разных возрастов, принципов, темпераментов. Заинтересовавшись происходящим, человек сливается с толпой, чтобы удовлетворить свой интерес. При этом каждое новое «вливание» эмоций подогревает уже создавшийся эмоциональный заряд. То есть срабатывает уже упомянутый выше механизм - циркулярная реакция. Такое «обрастание» центра толпы происходит стихийно, лавинообразно.
  2. Процесс кружения . Внутри образовавшейся толпы нарастает эмоциональное напряжение. На его фоне начинается обострение восприимчивости к информации. Благодаря продолжающейся циркулярной реакции растет и возбуждение - цикл замыкается. У людей проявляется коллективная готовность сразу среагировать на любую поступающую информацию.
  3. Появление нового объекта внимания . Именно разговоры, слухи и сплетни, разогретые накалом чувств, сменяют первоначальную причину - ядро образования толпы. На его место приходит образ, созданный самими участниками «сборища». Он приемлем для всех, объединяет, фокусирует и завладевает чувствами. Он дает ориентацию и направление к действию.
  4. Активизация индивидов через возбуждение . Неизменно растущее внутри толпы напряжение требует разрядки. Этого можно добиться за счет дополнительного стимулирования ее участников путем внушения, подогревания воображения в отношении избранного объекта внимания. Такие действия приводят к тому, что люди приступают к конкретным действиям. Не всегда безопасным и логичным. Подкинуть искру в огонь могут лидер или те же зачинщики, которые могут использовать толпу для определенных целей.

Важно! Уже сформировавшаяся толпа может стать очень опасным оружием в руках агрессивно настроенных людей. Последствия «работы» такой толпы могут носить разрушительный неуправляемый характер. Остановить такую «стихию» чрезвычайно сложно.

Основные виды толпы в психологии


Классификация разновидностей стихийного скопления людей включает несколько направлений в зависимости от того, что взято за основу разделения.

Основные виды толпы в психологии по признаку управляемости:

  • Стихийная. Ее формирование и проявления не связаны с каким-либо видом организации и управления.
  • Ведомая. Сформирована и направляемая (с самого начала или впоследствии развития событий) лидером, то есть конкретным человеком.
Виды толпы по поведенческим реакциям ее участников:
  1. Окказиональная. В основе ее образования лежит любопытство к определенному происшествию, событию, возникшему спонтанно, неожиданно. Это может быть авария, несчастный случай, пожар, драка, стихийное бедствие и т.п.
  2. Конвенциональная. Формируется благодаря интересу к определенному событию массового характера (спортивному мероприятию, зрелищу и т.д.). Причем это событие не носит спонтанного характера: оно заранее объявленное, то есть известное и ожидаемое. Такая толпа относительно управляема, поскольку способна действовать в рамках норм поведения. Однако такое подчинение носит временный характер, а сами рамки поведения могут быть достаточно расплывчатыми.
  3. Экспрессивная. По механизму формирования очень схожа с конвенциональной, то есть людей в ней сплачивает общность отношения к определенному событию или происшествию (возмущение, протест, осуждение, радость, энтузиазм). Имеет подвид, получивший название «экстатическая толпа». Это крайняя степень, когда эмоциональное отношение к событию перерастает в общий экстаз. Чаще всего это происходит во время карнавалов, религиозных ритуалов, концертов, когда ритмически нарастающее заражение доводит толпу до всеобщего транса, эйфории.
  4. Действующая. Формируется на базе эмоциональной общности, готова к конкретным действиям или уже производящая их.
Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды:
  • Агрессивная. Участников такого сборища людей объединяет агрессия, направленная на конкретный объект. Это может быть проявлением ненависти к определенному человеку (суд Линча) или определенному движению, структуре (политическим, религиозным). Результатом такой «сходки» чаще всего являются акты вандализма, избиения.
  • Паническая. В этом случае людей сплачивают массовые панические настроения, заставляющие их спасаться от опасности. Причем паника может быть как обоснованной, с реальной опасностью, так и мнимой, когда опасность носит воображаемый характер.
  • Стяжательная. «Клеем» такой толпы является хаотичная борьба за определенные материальные ценности. В качестве таких объектов конфликта могут выступать продукты питания и товары (ажиотаж во время скидок или дефицита, разгром складов), деньги (при банкротстве банков), места в общественном транспорте. Такой вид поведения людей в толпе может проявляться во время террактов, крупных катастроф, стихийных бедствий.
  • Повстанческая. В толпе этого подвида люди объединены общим чувством недовольства работой властей, правительства. Если вовремя и грамотно вмешаться в стихию такой толпы, ее можно превратить в мощное оружие политической борьбы.
Неясность целей или их отсутствие, непостоянность структуры толпы определяет ее изменчивость. Благодаря этому один вид или подвид может легко и спонтанно трансформироваться в другой. Поэтому знание нюансов формирования и поведения толпы дает возможность манипулировать ею, в том числе с целью предупреждения опасных последствий.

Психологические свойства толпы


Известный всем эффект толпы психология объясняет рядом особенностей, присущих стихийному скоплению людей. Эти особенности затрагивают 4 сферы личности: когнитивную (познавательную), темпераментальную, эмоционально-волевую и моральную.

Психологические свойства толпы в когнитивной сфере:

  1. Неспособность к сознанию. Людская толпа не принимает логику и разум - она живет эмоциями. И руководят ею именно последние. Не каждый человек наедине с собой может услышать и послушаться своего разума, а, поддавшись стадному инстинкту толпы, теряет такую способность совсем. Таким образом, в людской толпе бессознательные качества берут верх над сознательными.
  2. Стимуляция воображения. Все участники толпы заражаются не только общими эмоциями, но и образами. Чрезвычайно усилившаяся восприимчивость к впечатлениям оживляет любую информацию, приходящую к толпящимся. Благодаря этому же эффекту коллективного воображения события, происходящие в зоне действия толпы, могут существенно искажаться. В том числе из-за того, как именно эти события «подаются».
  3. Образное мышление. Для больших стихийных сборищ людей характерно образное мышление, упрощенное до предела. Поэтому они не различают объективную информацию от субъективной, не воспринимают сложных идей, не спорят и не рассуждают. Все, что «живет» в толпе - навязано ей. Она не приемлет обсуждений, не рассматривает варианты или нюансы. Здесь возможны только два варианта: идея либо принимается в чистом виде, либо не принимается вообще. Причем предпочтение отдается иллюзиям и заблуждениям, а не правде и реальности.
  4. Консерватизм. Толпа чрезвычайно привязана к традициям, поэтому не принимает любых новшеств и отклонений в сторону.
  5. Высокая внушаемость и заражаемость. Еще одно свойство, присущее толпе - повышенная восприимчивость к внушению. Поэтому ей легко внушить необходимый образ, идею, которыми заражаются все ее участники.
Психологические свойства толпы в эмоционально-волевой сфере:
  • Эмоциональность. Для поведенческих свойств толпы характерен эмоциональный резонанс. Он выражается в том, что постоянный обмен эмоциями среди участников постепенно доводит общее эмоциональное состояние толпы до предела, который уже сложно сознательно контролировать.
  • Высокая чувственность. Отсутствие ответственности за свои действия в дуэте с гиперчувствительностью порождает чрезвычайно сильные импульсы, которые имеют один вектор направленности. То есть они принимаются всеми участниками толпы. Независимо от «окраски» этих импульсов - великодушные они или жестокие, героические или трусливые. Преобладают здесь простые чувства, но в крайности. При этом они настолько сильны, что побеждают не только разум и личные интересы, но и инстинкт самосохранения.
  • Экстремизм. Толпа - явление разрушающее. Она высвобождает из человека скрытые в глубине души и сдерживаемые страсти, в том числе к разрушению. Это же толкает ее отвечать яростью на любое препятствие (даже в речевой форме) на своем пути.
  • Безответственность. Это явление делает большое скопление людей чрезвычайно склонным к жестокости, особенно под воздействием подстрекателей.
  • Слабость мотивации. Несмотря на всю страстность, с которой толпа воспринимает идеи или события, ее интерес нестабилен и продолжается не долго. Поэтому настойчивая воля и рассудительность ей не характерны.
В темпераментальной сфере свойства толпы характеризуются диффузностью и непостоянностью восприятия идей и образов, а также полной готовностью быстро перейти к конкретным действиям.

В моральной сфере психологические свойства стихийного скопления людей проявляются демонстрацией возвышенных чувств (преданности, чувства справедливости, самоотверженности и т.д.) и религиозности. Последняя особенно важна, поскольку тоже предполагает беспрекословное подчинение, нетерпимость и необходимость пропаганды.

Нельзя обойти стороной и влияние толпы на каждого ее участника, в результате чего он приобретает анонимность, «безликость», возможность отдаться своим инстинктам. Он попадает во власть окружения, в том числе за счет высокой внушаемости и осознания неодолимой силы численности. Он готов пожертвовать своими принципами и личными интересами в пользу интереса толпы. Все это усиливает чувство безнаказанности и склонность к агрессии, произволу. При этом человек лишается индивидуальности, становясь частью общей массы, деградируя поведенчески и интеллектуально.

Способы управления толпой


Поведение неорганизованных массовых скоплений людей может зависеть от многих факторов: идеологических влияний и их подачи, психологического состояния «толпящихся», скорости и направленности развития событий. Общность чувств, умноженная на резонирующие эмоции и реактивную готовность действовать, создает благодатную почву для паники.

Результатом такого «коктейля» могут быть очень трагические события. Поэтому психология толпы выделяет несколько опасных в плане панических настроений факторов. К ним относятся: суеверие, иллюзия и предрассудки. Все эти явления присущи многим из нас и в состоянии изолированности от общества, но в толпе усиливаются многократно. Поэтому они способны привести к массовому психозу.

Несмотря на то, что толпа изначально стихийна и неуправляема, в конце концов она все равно стремится к подчинению. При этом лидер, которому она будет внимать, может быть выбран стихийно или взять власть в свои руки самостоятельно. И для нее такие нюансы совершенно не важны - она будет подчиняться любому из них. Подчиняться инстинктивно, слепо и беспрекословно. Толпа не приемлет слабую власть, но преклоняется перед сильной. Она готова терпеть даже жесткое управление. Более того, именно деспотичная власть является наиболее эффективным рычагом управления толпой.

Умения и навыки, которыми должен обладать лидер толпы:

  1. Идейность . Главная задача «вожака стаи» - создать идею и пустить ее «в массы». Неважно, какую именно. Поэтому чаще всего на пьедестал выбиваются психически неуравновешенные люди, чьи убеждения и цели невозможно оспорить или опровергнуть. Даже в случае полной нелепости или абсурда.
  2. Деятельность . Есть еще одна черта, отличающая «героев» от остальной массы толпящихся - действие. Они не размышляют, а действуют. Причем чаще встречаются лидеры, сила воли и энергичность которых имеет преходящий характер. Гораздо реже толпой управляют люди, у которых эти качества присутствуют постоянно.
  3. Обаяние . Еще одно качество, без которого невозможно возглавить толпу - обаяние. В его основании могут быть восхищение или страх, личное обаяние или специальные психологические методики, успешность или опыт в определенной области, близкой к интересу толпы. В любом случае она должна слушать своего лидера и внимать.
  4. Знание приемов управления толпой . Большинство людей, которые оказываются на верхушке власти над толпой, интуитивно понимает, что нужно сделать несколько последовательных шагов. Сначала стоит внедриться в нее и понять, чем она «дышит», слиться с ней и убедить, что дышишь с ней одним воздухом, а потом подсыпать ей «огня» в виде возбуждающих ее образов. В идеале же, чтобы управлять толпой, нужно знать особенности ее формирования и основные свойства.
  5. Использование сильных выражений . Толпа понимает и принимает только силу, поэтому разговаривать с ней следует сильными, прямыми, громкими фразами. Преувеличения, повторения, резкие утверждения здесь просто необходимы. Причем чем больше повторять утверждение в той же словоформе, тем прочнее оно врезается в умы слушателей и воспринимается уже как непреложная истина.
Примечательно, что в большинстве случаев толпа имеет двойственное управление: с одной стороны она управляется лидером, с другой - силовыми структурами. Соответственно и задачи у них противоположные: лидер стремится сформировать толпу и использовать ее в действии, органы правопорядка - привести ее участников «в чувство» и расформировать.

Наиболее эффективными приемами инактивировать толпу являются:

  • Отвлечение внимания толпящихся на другие цели, события, идеи . Такое разобщение интересов приводит к разобщению и в толпе. Она распадается.
  • «Обезглавливание» толпы . Захват или изоляция лидера лишает толпу идеи, которая ее объединяла. И если на его место сразу не придет другой вожак, она превратится в простое сборище народа. Не устойчивое и ничем не связанное.
  • Пробуждение разума у участников толпы . Главная задача - напомнить участникам толпы о чувстве ответственности, сбросить пелену внушения и анонимности. Это можно сделать несколькими способами. К примеру, объявить о том, что ведется видеосъемка происходящего или конкретно обратиться к участникам по фамилии, имени и отчеству (можно выбрать наиболее распространенные в данной местности данные).
Что такое толпа в психологии - смотрите на видео:


Как видите, толпа может значительно влиять как на участников, так и на социальные и политические процессы в целом. Поэтому основы ее формирования и поведения желательно знать не только политикам, но и простым гражданам, которые в любой момент могут стать ее частью.

На днях прочитала пост об эффекте толпы и не смогла не написать об этом интересном явлении у себя на блоге. Спросите, какое имеет отношение эффект толпы к счастью и личной эффективности? Действительно, счастье и личная эффективность к толпе не имеет никакого отношения. Я считаю, это счастье – это ощущение исключительно внутреннее, глубоко личное. Как только мы попадаем под эффект толпы, мы удаляемся от себя, от своих истинных желаний и хотим того, чего хотят подобные нам. Мы тратим на это время, вместо того, чтобы тратить время на достижение действительно наших целей. И все же все мы подвержены влиянию толпы, так как мы – существа социальные и без общества вряд ли прожили. Так как же уменьшить эффект толпы? Обо всем по порядку…

Исследования об эффекте толпы

Исследователи Университета Лидс под руководством профессора Енса Краузе провели серию экспериментов, в которых добровольцам предлагалось ходить вокруг большого помещения, не разговаривая друг с другом. Нескольким из них были даны более точные инструкции, куда идти. Ученые открыли, что в итоге люди слепо следовали за одним-двумя из тех, кто знал, куда идти. Результаты показали, что только 5% из всех людей определяют направление движение толпы. Остальные 95% следуют за ними, даже не осознавая этого.
Данное исследование является не единственным.

В другом исследовании один психолог попросил студентов сравнить длину нескольких линий. При этом им показывались ответы его товарищей. В итоге 75% участников давали заведомо неправильные ответы, если его выбирала группа.

Вспомните ситуации в школе, когда на контрольной обнаруживалось, что ваш ответ не сходится с ответами соседей. Вы быстро исправляли ответ, а в итоге потом получалось, что ваш ответ был правильным.
Еще в 19 веке француз Ле Бон сказал удивительно точно о толпе: «Сознательная личность исчезает… Образуется коллективная душа… Интеллектуальные способности индивидов исчезают, и берут верх бессознательные качества. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума».

Считается, что эффект толпы может наблюдаться уже у группы в 15 человек. И сегодня ей не нужно даже собираться вместе. Можно вполне спокойно утверждать, что интернет-сообщества, форумы – здесь можно также наблюдать эффект толпы.
Так работает эффект толпы.

Как бороться с эффектом толпы?

Самый первый шаг в борьбе с эффектом толпы – это осознание своего «неиндивидуального» поведения. Если знаешь, то вооружен:)

Во-вторых, не нужно себя ругать за такое поведение. В толпе у людей включается стадный инстинкт. Мы следуем за толпой, потому что так безопаснее. Как мы доверяем человеку в медицинском халате , так мы доверяем группе людей. Первобытный человек, оставшийся без своего стада, был обречен на погибель. Сегодня такой большой опасности уже нет, но мозг наш, натренированный тысячелетиями, об этом мало чего знает. Инстинкт, и все тут. Если не противиться инстинкту, то он не будет противиться вам или вашим дальнейшим действиям.

В-третьих, нужно знать, чего ты действительно хочешь. Многие из наших желаний созданы эффектом толпы. Ничего страшного в этом нет. Если вашими приоритетами все-таки остаются именно ваши желания, идущие из глубины души. Если ты знаешь, чего хочешь, гораздо легче не подвергаться соблазну сравнивать себя с другими из своего окружения. Такое сравнение – всегда проигрышное. У каждого человека свой путь развития. Схема «телевизор-машина-IPhone-квартира» здесь не является универсально (хотя от iPhone я не откажусь даже ради борьбы с эффектом толпы:) Следующий раз, когда вам захочется сравнить себя с другими, подумайте о своих целях. Сравните себя вчерашнего с собой сегодняшним. Если вы чему-то научились, сумели проявить свои лучшие качества, то сравнение всегда будет в вашу пользу.
В-четвертых, нужно научиться «выходить» из толпы. Самое опасное для любого человека в эффекте толпы – это принятие решения. Потому что в этом случае человек подвержен огромному влиянию и не может мыслить самостоятельно. Самый простой способ – не подвергать себя влиянию толпы – избегать их. Получили приглашение на продажу кастрюль Цептер, но кастрюли у вас дома есть? Не ходите туда. Без кастрюли оттуда еще никто не возвращался☺
Если уж попали в толпу, не принимайте там решений. Сделайте паузу, чтобы побыть вне толпы. Чувствуете, что вам очень хочется купить такую же машину, как у друга, сделайте шаг назад, подумайте, а почему вам ее хочется? Не потому ли, что так вам говорит инстинкт? Ведь у вас есть уже машина, которую вы сами выбрали – в соответствии с собственными желаниями и потребностями. Запомните – шаг назад и дать себе время остыть, подумать.
Для продвинутых знатоков эффекта толпы открываются совсем другие перспективы использования этого феномена. Например, при воспитании детей, в руководящей работе или в политике. Но это – тема для другой статьи. А на сегодня все об эффекте толпы.
Наблюдаете ли вы в себе отголоски нашего стадного инстинкта? Буду рада, если поделитесь своими размышлениями в комментариях.
С уважением,
Мария

Понравилась статья? Вы можете принести пользу своим друзьям, если нажмете на одну из кнопочек. Всего одну:) Спасибо!

Подпишитесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту!

*Нажимая на кнопку "Подписаться", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю .

Привычка жаловаться. Враг счастья номер один.

Неделя без жалоб. Отчет о борьбе с врагом счастья номер один.


Бывает, адекватные по отдельности люди, собираясь на стадионах или рок концертах, начинают вести себя совершенно непредсказуемо. Психолог Татьяна Подольская решила выяснить, почему в неорганизованной толпе любой из нас может потерять не только голову, но и человеческий облик.

Простая задачка: вы с друзьями в ночном клубе, это большое заведение, много людей, все веселятся и отдыхают. Вдруг издалека доносится крик: «Пожар!» Каковы ваши действия? Пока вы думаете, я объясню, что в реальных условиях у вас не будет возможности думать.
Отсутствие информации всегда порождает неуверенность и импульс к действиям. Поэтому вы начнете бежать. Куда? Тут сработает стадный инстинкт - вы устремитесь за толпой, поддавшись массовой панике. Я уже слышу ваши возражения: мол, каждый может решать сам, как себя вести. Верно, если только он не в толпе: там жизнь подчиняется своим законам, и даже самый образованный, мудрый и здравомыслящий человек достаточно легко становится лишь песчинкой, которую несет по ветру.

Что надо знать, чтобы не пострадать во время такого урагана? Психологи уже давно изучают феномены, которые возникают в местах большого скопления людей, и выделяют ряд механизмов, бессознательно влияющих на наше поведение, а также дают некоторые рекомендации, как этого воздействия можно избежать.

Осторожно: заразно!
Эффект заражения наиболее распространенный. Этот феномен был известен на самых ранних этапах человеческой цивилизации, когда наши предки впадали в экстаз во время ритуальных обрядов, устраивали заварушки на трибунах гладиаторских арен и спортивных состязаний. В наше время мало что поменялось. Религия, спорт, политика остаются доминирующими триггерами возникновения массовых беспорядков. Американские проповедники - яркий пример ходячей «заразы». Они искусно умеют передавать многотысячной толпе нужные эмоции или психический настрой. Да что далеко
ходить, вспомните повальные «добровольные» денежные вклады народа в МММ! Вы думаете, что аплодисменты, песни и пляски на таких мероприятиях для красоты? Никак нет.

Все направлено на сплочение разума прихожан с целью осуществления дальнейших поборов или чего-то еще. Заразить одного человека намного сложнее, чем заразить группу людей, в которой действует эффект многократного взаимного усиления эмоций. Благодаря такой цепной реакции, часто не понимая почему, мы активно действуем синхронно с толпой. Формула проста: страсти возрастают прямо пропорционально величине аудитории и энергетике вождя. Без паники!
Особой ситуацией, которая влияет на адекватность нашего поведения, является паника. Она получила такое название в честь греческого бога Пана, который одним своим гневом отправлял стада овец в пропасть или мог наслать огонь по несущественной причине. Паника – это сильное эмоциональное состояние, которое возникает при дефиците или переизбытке информации о какой-то непонятной, пугающей новости. Классический пример возникновения массовой паники зафиксирован в США в 1938 году. Радиокомпания Эн-би-си транслировала передачу по книге Герберта Уэллса «Война миров». По официальным данным, около 1 млн 200 тыс. радиослушателей различного возраста и социального положения пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя диктор трижды повторял, что это радиопередача, 400 тыс. американцев заявили, что лично видели гуманоидов.

Навострили уши
Часто предвестником паники выступают слухи - всемирно известное ББС (баба бабе сказала), гордо именуемое в наше время вирусным маркетингом. Ну это как если бы сейчас вам позвонила подруга и сказала, что в магазине Chanel скидка на обувь и сумки - 90%! Человеческая природа такова: если что-то не известно, но жизненно важно – мы найдем, а, возможно, и придумаем интересующую информацию. Обычная ситуация: муж задерживается на работе и не берет трубку. Сколько вариантов возникает в вашей голове?
Подруга недавно что-то говорила о том, что видела его на бизнес-ланче с высокой брюнеткой... и понеслось! Как ни странно, передача слухов помогает нам снизить собственное эмоциональное напряжение, разделить свой страх, неуверенность и волнение. Где есть место слухам, нет времени для размышлений - только эмоции. Психологи считают, что для возникновения слухов необходима угрожающая ситуация, а сама новость должна быть непонятной и не поддающейся проверке. Профессиональные создатели «уток» знают, что для максимальной эффективности «информация» должна отвечать ряду требований: лаконичность, эмоциональность, цифры преувеличены, катастрофа неизбежна, а главное - чем больше повторений, тем лучше. Мировой слух, заполонивший сознание миллиардов людей - конец света 2012. Первоклассная страшилка!
Как говорил мой преподаватель, люди боятся не смерти, а агонии. Для многих, благодаря слухам, агония апокалипсиса уже пару лет как реальность.

Нынче в моде
Вы подумаете, что это какая-то ошибка, и будете неправы. В любом учебнике по социальной психологии вы найдете такой механизм влияния, как мода. Хорошо всем известный пример из современного искусства - черепа, так удачно растиражированные художником Дэмеаном Херстом: они нравятся далеко не всем, и все же смело заполонили нашу жизнь, появившись на футболках, сумках, чехлах для техники и множестве других предметов обихода. Мода возникает под влиянием настроений, увлечений и вкусов, молниеносно заполоняя наше сознание и так же стремительно его покидая в определенный момент. Неверно воспринимать моду лишь как определенные тенденции
в одежде, быту, элементах внешнего вида. Если мы слепо следуем тенденциям, наше поведение становится шаблонным и предсказуемым. Благодаря этому мода «избавляет» нас от психологической проблемы выбора индивидуальной стратегии поведения. Не нужно стремиться к собственной жизни - выбирай из предложенных вариантов, уподобившись массе других «слепых» почитателей.

Сеанс гипноза
Внушение, в отличие от остальных механизмов, является всегда целенаправленным воздействием. Предполагается, что люди, принимающие информацию от суггестора (злостного внушателя), не способны ее критически оценить по причине своей простоты и доверчивости. Бабушка моего друга после нескольких видеосеансов Кашпировского отправилась к стоматологу и без анестезии удалила два зуба. Старушке простительно, но ведь с годами наивных жертв телемагазинов, финансовых пирамид и сомнительных акций, к сожалению, не становится меньше. Возникает вопрос: все ли одинаково поддаются внушению? Благодатной почвой являются закрытые группы, будь то семья или политическая партия, и именно общность идей создает в них стадность понятия «мы». Психологи отмечают особые характеристики у легко внушаемых людей: дети и старики более доверчивы, чем взрослые, физически ослабленный и утомленный человек легче принимает на веру информацию.

Выпишите рецепт!
Что же делать? Не ходить в аквапарки, на концерты и выставки? Нет, это, пожалуй, крайние меры. С некоторыми из механизмов действительно сложно совладать - например, противостоять панике на борту самолета. Но в большинстве случаев взять себя в руки достаточно просто - благодаря паре советов ниже.

1 - Знать меру!
Если вы сложно отказываете другим и верите «профи из рекламы», значит склонны поддаваться психологическому влиянию. Поэтому посещайте сомнительные мероприятия в компании скептично настроенного друга.

2 - В случае когда во время концерта соседи призывают забросать артиста гнилыми помидорами, не действуйте импульсивно. Хотя бы потому, что чужое решение не всегда самое лучшее. Постарайтесь выйти из толпы. И многие из эффектов автоматически потеряют свою силу и магию!