Развитие речи ребенка 2 лет. Условия для развития речи. Количество месяцев от рождения

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.

Развитие речи детей раннего возраста.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

К. Д. Ушинский.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель : развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Цель : развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы -

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали - и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки - тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

5. Игры - подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра - «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда - «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху - «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно - «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

О-о-о (разболелся зуб,удивление).

У-у-у (гудит поезд).

И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

6. Пальчиковые игры .

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники - самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира - это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача - сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.

Я призываю Вас - любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.

Практически все родители задумываются над тем, как научить ребенка говорить в 2 года. В этом возрасте детей начинают очень активно готовить к посещению детского садика, а некоторые малыши уже не первый день являются его постоянными посетителями. Это одна из наиболее весомых причин, почему мамы и папы столь обеспокоены развитием речевой деятельности у ребенка, ведь очень важно, чтобы маленький человечек смог объяснить, чего он хочет, в чем нуждается, что его беспокоит.

Многие родители беспокоятся о развитии речи ребенка 2-3 лет. В этом возрасте ребенок готовится ко взрослой жизни – выходу в детский сад. Важно понять развивается ли ребенок нормально или есть причины для беспокойства.

Среднестатистические нормы

В норме речь ребенка в 2 года не очень богатая и разнообразная.

Словарный запас ребенка 2 лет составляет 200-300 слов. К этому возрасту малыш должен понимать обращенную к нему речь взрослых и уметь составлять простые предложения из 2-3 слов.

Вполне нормальным явлением является то, что дети в 2 года еще не всегда используют полноценные предложения. Они могут выговаривать некоторые слова в неправильных склонениях, иногда путать род.

То есть, ничего страшного, если мальчик скажет: “я поела” – дело в том, что ребенок в первую очередь наследует речь взрослых, и, если он чаще всего контактирует с матерью, он может говорить о себе в женском роде. Со временем малыш осознает разницу, и будет употреблять неправильные словоформы реже.

Бывает и так, что в первые годы ребенок говорит очень мало, только называет предметы, которые его интересуют. Если что-либо вызывает беспокойство, проконсультируйтесь с психологом. Может оказаться, что интеллектуальное развитие малыша в норме, но у него нет потребности говорить много, ведь и без этого он получает все необходимое и может на вполне удовлетворительном для него уровне контактировать с окружающими.

Правила развития речи

Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:

  1. Общаться с ребенком начинайте с самого рождения. Желательно говорить со своим чадом еще в период внутриутробного развития.
  2. Не забывайте поддерживать зрительный контакт. Это важно для нормального психологического, эмоционального, интеллектуального развития, и, соответственно, нормального развития речи.
  3. Частые повторения только на пользу. Чтобы ребенок точно осознал, как называется тот или иной предмет, в раннем возрасте повторять нужно не десятки раз, а сотни или тысячи. Рассматривая вместе картинки, книжки повторяйте малышу то, что изображено на них. Гуляя на прогулке проговаривайте все, что видите, медленно, четко и понятно произнося слова.
  4. Ярко артикулируйте. Пусть ребенок видит, как движутся ваши губы и язык, как изменяется мимика во время разговора. Так он поймет, что нужно сделать, чтобы получились нужные звуки.
  5. Обязательно поощряйте любые попытки малыша говорить с самого раннего детства. Сначала он будет говорить неправильно, но ваша похвала и позитивное подкрепление поможет ему лучше развиваться.
  6. Не забывайте о том, что учить ребенка разговаривать необходимо чем раньше, тем лучше, обязательно прикладывать к этому усилия регулярно. Выделите 10-15 минут ежедневно для занятий по развитию речи. Это время посвятите , развивающим играм или упражнениям. Лучше, если это буту утренние часы, когда малышу легко будет удерживать свое внимание на занятии.
  7. Уделите внимание чтению сказок. Старайтесь каждый вечер читать сказки малышу. Чтение сказок пополнит словарный запас малыша и будет способствовать формированию активной речи. Во время чтения сказок не забывайте об интонациях и акцентах – эмоциональная окраска речи усилит интерес ребенка. Повторное чтение одних и тех же сказок имеет много преимуществ – они позволяют ребенку улавливать разные нюансы, развивать понимание сложных предложений.

Чтение книг способствует развитию речи ребенка 2-3 лет

Что влияет на развитие речи у двухлетки

На то, как будет развиваться речь у детей в 2-3-летнем возрасте, в первую очередь влияют индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Темперамент, характер, потребности малыша – это факторы, которые в первую очередь влияют на то, когда малыш начнет разговаривать и насколько богатой будет его речь.

Здоровый, полноценно развитый ребенок-молчун даже с очень высоким интеллектом может и в три года лишь изредка выдавливать из себя слово-другое, в то время, как разговорчивый открытый ребенок с года начинает щебетать, когда еще не может четко выговорить ни одного длинного слова.

Кроме индивидуального фактора особое значение имеет среда, в которой малыш растет. Совсем не совпадением является то, что ребенок, с которым часто разговаривают, начинает общаться раньше, проявляет больше интереса к контактам со сверстниками.

Естественно, затруднения в развитии речи могут быть связаны с неврологическими проблемами, повреждением мозга, психологическими травмами, дефектами речевого аппарата.

Факторы правильного обучения речи

Если ребенок в 2 года не говорит важно пройти обследования: проверить слух, получить консультацию отоларинголога и детского невролога.

Задумываясь о том, как научить вашего ребенка разговаривать в 2 года, нужно обязательно определить, есть ли какие-либо проблемы, и в чем для вашего ребенка заключаются основные трудности.

Большие проблемы с речью могут быть в том случае, если имеет место невралгическая патология, проблемы со слухом, неправильный прикус. В этом возрасте ребенок может не выговаривать некоторые звуки, но беспокоиться не стоит. Артикуляционный аппарат пока еще не полностью сформирован и не достаточно натренирован.

Речь вашего ребенка в 2 года будет в норме, если его развитием будете заниматься в первую очередь вы сами. Обращение к логопеду – чужому для ребенка человеку, в некоторых случаях может дать обратный эффект – замедлить процесс. Тем более, что в таком возрасте еще рано определять, есть ли у ребенка речевые проблемы. К примеру, склонность к речевым нарушениям более точно проявляет себя только с 4 лет.

Упражнения и игры для речевого развития

Регулярные занятия: артикуляционная гимнастика, игры и упражнения помогут научить ребенка говорить.

Лучше всего развитие речи, интеллекта для детей 2-3 лет проходит в том случае, если обучающие занятия проходят в игровой форме. На пользу также пойдут стишки, песни, игры, развивающие общую и мелкую моторику.

Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.

Малыш сжимает и разжимает пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра

По очереди загибаем пальцы, начиная с большого.

А для волка – кожура.
Сжимаем пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас – беда;
Разбегайтесь – Кто куда!

Резко разжимаем пальцы, сжатые в кулаки.

Развитие мелкой моторики малыша:

  • Создайте «сухие бассейны» для малыша из разных круп: риса, гречки, гороха, пшена. Для этого насыпьте крупы в пластиковые контейнеры.
  • Зашейте крупы в тканевые мешочки, используйте их для игры с малышом.
  • Используйте колючие резиновые мячики, щетки для волос для стимуляции ладошек малыша.

На развитие речи у ребенка в 2 года положительно влияет такая игра, как подражание голосам животных. Это занятие хорошо стимулирует тренировку артикуляции, к тому же является отличным развлечением, интересным и веселым для самого малыша.

Молока налили мало!
Замяукал котик: «Мяу!»

«Гав-гав-гав!» - собака лает
И чужих в дом не пускает.

«Где теленок? Не пойму? -
Замычит корова: «Му-у-у».

Цыпленок запищал: «Пи-пи!
Где же братики мои?»

Утка крякает: «Кря-кря!
Много деток у меня».

На заборе, наверху,
Петух поет: «Ку-ка-ре-ку!»

Квохчет курица: «Ко-ко!
Кормить цыпляток нелегко!»

Козочка кричит: «Ме-ме!
Дайте свежей травки мне».

Ржет «И-го-го!
Ехать очень далеко».

Дятел сел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук! Тук-тук!»

квакает: «Ква-ква!
Здесь очень вкусная трава».

Сидит кукушка на суку.
Она кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»

Общие правила обучения детей

Благоприятная атмосфера в семье, эмоциональный контакт с родителями – важный фактор речевого развития детей 2-3 лет.

На то, какой будет речь конкретного ребенка в 2,5 года, влияет и ваше отношение. Все должно проходить в спокойной и гармоничной атмосфере, которая в первую очередь наполнена любовью. Уже в первые дни жизни, во время практики первого эмоционального общение матери с ребенком закладывается фундамент для дальнейшего развития малыша.

Задумываясь над тем, как учить ребенка правильно, в первую очередь ориентируйтесь не на общие нормы, а на него, как личность . Скорее всего общение ребёнка с другими будет таким же, как ваше общение с ним. Иногда вас будут удивлять “взрослые” привычки ребенка, но стоит понимать, что именно вы, осознанно или неосознанно, поспособствовали их формированию.

Подбирать и применять упражнения для развития речи у детей нужно не только тогда, когда уже обнаружились проблемы – этим нужно заняться заранее. Тем более, занятия в игровой форме сделают досуг малыша более наполненным, захватывающим. Профессионалы разрабатывают специальные речевые игры с учетом интересов и возможностей ребенка, что всегда ведет к лучшим результатам.

Позднее развитие речи детей не должно вас беспокоить, если такое явление свойственно для их типа характера.

Не нужно ориентироваться на то, когда заговорил сын соседки или дочка коллеги, ведь ваш маленький человечек отличается от каждого живого существа.

Возможно, для вашего ребенка будет нормальным произнести первое слово только после года, а начинать общаться полноценными предложениями с трех лет.

Как учить ребенка говорить

Чтобы научить ребенка говорить в 2 года, старайтесь уделять малышу больше внимания: общайтесь с ним, играйте, делайте простые упражнения.

Чтобы стать настоящим профи и помочь своему чаду, вам не обязательно иметь многолетний опыт общения с малышами. Просто используйте игры на развитие речи у ребенка 2 лет. Регулярно общайтесь с малышом и будьте очень внимательны к нему. Стоит уделить внимание и тому, что советуют хорошие педиатры, к примеру, Комаровский.

Доктор Комаровский считает, что нельзя сравнивать детей и мерят всех к одинаковым нормам. Достаточно обеспечить малышу нормальную среду для развития: ограничить пользование гаджетами и наладить общение между детьми и их родителями.

Если мы учим малыша, но при этом не знаем правил о том, как развивать речь ребенка, не стоит беспокоиться. Даже если вы уделите внимание советам экспертов позже, вы сможете улучшить развитие деток, в каком бы то ни было возрасте. Но чем раньше вы начнете заниматься ребенком, тем лучшими будут результаты.

Веселыми помощниками для вас и малыша станут игрушки для развития речи:

  • игрушки с прорезями типа копилок;
  • мозаики
  • игрушки со стержнями, на которые нужно надевать предметы
  • пирамидки
  • шнуровки

Если вы хотите применять для деток какие-либо препараты, обязательно консультируйтесь с врачом. Даже витамины и минералы запрещено принимать бесконтрольно.

Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет могут проводить профессиональные логопеды, но только в случае, если у малышей соответствующий эмоциональный настрой. Только положительное настроение способствует хорошему усвоению знаний и положительному результату обучения.

Двухлетний возраст считается критическим периодом в формировании речевых навыков. От того, как в этот период происходит развитие связной речи у детей, зависит их дальнейшая познавательная, а следовательно, интеллектуальная активность. Вот почему развитию речи крохи очень важно уделять особое внимание в возрасте от двух до трех лет.

Особенности развития речи детей двух-трех лет

Речевое развитие ребенка в два с половиной года происходит стремительными темпами. В этом возрасте малыши прямо-таки на лету «схватывают» и пополняют свой словарный запас словами и целыми выражениями. Им удается довольно легко запоминать простые рифмы, стихи, песни, элементарные сказки. Хотя справедливости ради надо сказать, что далеко не всегда двухлетние крохи полностью понимают, о чем идет речь.

К двум с половиной-трем годам словарный запас ребенка может состоять из полутора тысяч слов - это среднестатистическая норма.

На протяжении всего дня малыш может «болтать» без умолку, независимо от того, есть ли у него слушатели. Двухлетние болтуны любят разговаривать сами с собой, комментировать свои действия или намерения: «Сейчас Сема будет рисовать» или «Оля хочет кушать, пить и спать». Помимо этого они любят общаться с игрушками или героями мультфильмов, могут дать простую характеристику своих ощущений (замерз, устал, весело, грустно). Нередко можно заметить, что ребенок часто употребляет бессмысленные слова, что-то вроде «кути-тути-пути» или «лямба-калямба-малямба». Такое сочетание слов, конструкций из них, звуков и разномастной манеры произношения является своеобразной игрой и очень веселит малыша.

Ближе к трем годам большинство детей может вполне сносно рассказать окружающим о том, где они побывали, что видели или о своих потребностях в данный момент. В это же время укрепляется навык общения со сверстниками, хотя еще совсем недавно большинство детей могло разговаривать только со взрослыми.

После преодоления трехлетнего рубежа подавляющая часть детей способна разговаривать распространенными предложениями и пользоваться разными частями речи, хотя нередко могут делать ошибки в их согласовании, например: «Автобус не ходит, потому что у него нет ножков. У него много колесов». Не зная правильного обозначения предметов, дети могут сами придумывать названия, исходя из качественных характеристик предмета. Так, например, половник может быть «разливалкой», коляска - «каталкой», молоток - «стучалкой», а руль - «крутилкой» и т.д.

Несмотря на то что ближе к трем годам произношение у многих малышей становится значительно лучше по сравнению с прошлым годом, все же ему еще далеко до идеального. Так, некоторые звуки могут произноситься в смягченном варианте (жарко - зярко); какие-то заменяются, переставляются или вовсе исключаются из произношения (телефон - тифон, кубики - букики, зеленый - иеный, хоккей - кокей, футбол - фубол и т.д.). Особую сложность вызывают шипящие звуки и, конечно, «р»: шарик - сялик, дерево - деево. Часто это связано с тем, что большинство детей еще не освоило технику произношения этих звуков, а улавливать на слух такие нюансы им пока сложно. Хотя надо отметить, что имитируя звуки машин, техники или голоса животных, многие дети произносят эти сложные шипящие и рычащие, хотя такие совпадения носят, скорее всего, случайный характер.

Для пользы дела

1. Учим местоимения

Правильное употребление местоимений - важный этап в формировании самосознания ребенка, а также в межличностном дистанцировании от окружающих. С пониманием и правильным применением местоимений ребенок учится воспринимать себя как отдельную личность и отделять себя от социального окружения. Это важно и в рамках становления речи, и в рамках общего развития крохи.

Первый этап - изучение местоимений «я», «ты» и «мы». Нужно объяснить малышу, как правильно употреблять эти слова. С этой задачей поможет справиться игра:

Взрослый: «Скажи, я - Оля».
Ребенок повторяет и показывает на себя пальчиком.
Взрослый: «Где мама? Скажи: мама - это ты».
Ребенок повторяет и указывает на маму.
Взрослый показывая на отражение в зеркале: «А это кто? Мама и Оля? Вот мы где! Мама и Оля - это мы. Покажи, где мы?»
Ребенок показывает на отражение в зеркале и повторяет «Вот мы где!»

Чем чаще взрослые будут играть с малышом в эту или подобную игру, тем быстрее он запомнит правила употребления этих местоимений.

Позже задачу можно усложнить и показывая на других людей (например, детей на детской площадке) проговаривать с ребенком: «Мальчик - это он. Где мальчик? Вот он! А вот девочка. Девочка - это она. Покажи, где девочка? Вот она, правильно!»

2. Учимся спрягать глаголы

Неправильное спряжение глаголов - распространенная ошибка практически всех малышей. Дети нередко «присваивают» обозначения другим своим действиям по аналогии с теми, которые уже освоили. Например, говоря не «хочешь», а «хотишь», не «плачу», а «плакаю» и т.д.

Справиться с этой задачей поможет игровая форма обучения с использованием соответствующей пантомимы или игрушек. Для игры выбирается «сложный» глагол, например, «давать». И ребенок сначала при помощи взрослого, а затем и самостоятельно должен просклонять его: «я даю тебе», «ты даешь мне», «он дает нам», «они дают всем» и т.д.

3. Тренируем артикуляцию

Произношение многих звуков («р», «ч», «ш», «щ», «л», «ж») большинству малышей удается освоить только ближе к четырем годам. Но это не означает, что в двух-трехлетнем возрасте их нужно игнорировать. С этой небольшой сложностью в большинстве случаев можно справиться своими силами, не прибегая к помощи логопедов.

Существует множество легких упражнений, с помощью которых тренируется артикуляция. К ним относятся считалки, скороговорки, четверостишия, в которых сложные для произношения звуки сконцентрированы в большом количестве. Например: «Карр! Кррричит ворррона! Кррража! Карраул! Гррррабеж! Пррропажа!». Необязательно пользоваться известными вариантами артикуляционных упражнений, можно и самостоятельно «творить» на эту тему. Главное в этом деле - акцентировать внимание малыша на нужных звуках и добиться того, чтобы произносил он их обдуманно и осмысленно.

Пришло время осваивать этикет

Освоение азов этикета в столь юном возрасте способствует развитию не только речи, но и коммуникативных навыков. Два-три года - отличное время для того, чтобы учить кроху завязывать новые знакомства при помощи вербальной коммуникации.

В качестве обучающей методики может подойти сюжетно-ролевая игра. Например, ребенку нужно познакомиться с новой игрушкой. На первом этапе взрослый должен предложить малышу некий набор стандартных выражений, позволяющих устанавливать контакт. Например: «Привет, я - Тема. А тебя как зовут?» или «Привет, меня зовут Ваня. Пошли играть!». И после этого нужно предложить крохе проявить инициативу и познакомиться с новой игрушкой или ребенком на площадке.

Позже можно приступать к разбору конфликтных ситуаций, возникающих во время игр с другими детьми, и предлагать ребенку различные варианты вежливого их разрешениях. Этот навык поможет малышу быстрее влиться в коллектив и найти общий язык с другими детьми без слез, драк, истерик и обид.

Игры, направленные на развитие речи

Существует огромное количество игр, предназначенных для развития внимания, логики и мышления. Но среди них можно вычленить те, которые направлены исключительно на развитие речи. К таким играм можно отнести:

1. Телефонные переговоры

Общение по телефону хорошо тем, что малыш не видит собеседника, а значит, лишен возможности что-то показать жестами или знаками. Поэтому частые телефонные беседы являются прекрасной тренировкой для активной устной речи.

Зачастую все общение сводится к тому, что ребенок увлеченно слушает, что ему говорят с другого конца связи. Для того чтобы активизировать речевую активность ребенка, необходимо выстраивать диалог таким образом, чтобы малыш волей-неволей включался в активную беседу. Для этого достаточно задавать ему вопросы, на которые он точно сможет ответить. Пусть поначалу это будут односложные ответы «да» и «нет», но при ежедневных разговорах взрослые очень скоро заметят качественные изменения не только в диалоге, но и в том как сильно «скакнула» вперед разговорчивость любимого чада.

2. Вопрос - ответ

Вопросы - вообще универсальный инструмент в части тренировки речевой активности маленького человека. Чем больше вопросов задается ребенку в течение дня, тем скорее его речь заиграет новыми красками. Спрашивать нужно обо всем: понравилось или нет, хочет ли что-то малыш и что именно он желает, интересоваться его мнением, впечатлениями, планами. Прекрасное упражнение - ежедневный «отчет» папе о том, как прошел день: папа интересуется делами своего чада, а тот увлеченно докладывает об успехах и неудачах.

3. Игры в противоположности

Существует специальная методика развития речи детей двух-трех лет, согласно которой введение противоположных понятий в активный словарь малыша происходит при помощи специальных дидактических материалов - парных карточек с изображенными на них противоположными предметами или противоположными характеристиками предметов, явлений, эмоций, черт характера (злой - добрый, жадный - щедрый, глубокий - мелкий, яркий - тусклый и т.д.)

Кроме парных карточек этот метод предполагает использование любимых книг: дети охотно рассматривают иллюстрации и находят противоположности.

Вопросы, требующие ответа

Ближе к трем годам познавательная активная малыша «зашкаливает», и бесконечные вопросы «почему?», «зачем?», «когда?», «а как?», «где?» могут свести с ума. Однако игнорировать и оставлять без внимания этот бурный словесный поток крайне нежелательно.

Трехлетнему карапузу не нужны заумные или слишком распространенные ответы. Скорее всего, ему хочется просто привлечь к себе внимание, поэтому ваши ответы должны быть максимально простыми и понятными маленькому ребенку. В противном случае он ничего не поймет и либо будет донимать бедного родителя и дальше, либо расстроится, либо пойдет «добывать» устраивающий его ответ сам.

На помощь родителям может прийти чувство юмора и детская литература. Искать ответы на многие вопросы в красочных детских изданиях совместно с ребенком - это дополнительная возможность провести время вместе, а также привить малышу любовь к книгам.

Ну и, наконец, встречные вопросы («а ты сам как думаешь, почему?») могут избавить родителя от шквала попутных вопросов и научить кроху рассуждать.

Проверка успеваемости

Поскольку становление речи у маленьких детей - это трудоемкая ежедневная педагогическая практика, предполагающая применение множества упражнений, то и без проверки усвоенного материала не обойтись. Своевременный контроль позволит выявить слабые места и скорректировать программу, в соответствии с которой малыш получает уроки по развитию речи.

В этом случае на помощь придет игра - идеальный способ понять, что малышу удалось усвоить, а что до сих пор вызывает трудности. В процессе игры ребенку предлагаются ситуации, в которых и оцениваются полученные навыки. Так, например, крохе демонстрируют различные предметы и просят их назвать. Усложненный вариант этого упражнения - не только назвать предмет, но и сферу его применения. (чашка - пить чай, ложка - кушать кашу, машинка - катать, мячик - играть в футбол).

По такому же принципу строятся занятия, где малышу предлагается назвать форму предметов, распределить их по размерам и назвать цвета, например: мячик круглый, кубик - квадратный. Мячик больше кубика. Мячик красный и синий, а кубик - зеленый. При проведении таких проверок, следует помнить, что уровень сложности вопросов должен соответствовать возрасту ребенка и его общему интеллектуальному развитию.

Успешное речевое развитие ребенка невозможно без активного участия взрослых. Формирование коммуникативных навыков крохи, а также своевременное приучение к правильному произношению звуков и слов, грамотному использованию речевых оборотов гарантирует более успешную адаптацию в коллективе и, как следствие, высокий уровень общего развития малыша.

Мультфильмы для развития ребенка

Синий трактор. Подборка развивающих мультфильмов

Грузовичок Лева. Подборка лучших серий

Малышарики. Сказочка

Мария Рязанова , Женщина, 27 лет

Добрый день! Сыну 2,5 года будет через 2 недели, очень переживаю по поводу речи. Пассивный словарь у ребенка большой, сложные инструкции выполняет. По развитию в сравнении со сверстниками(и полагаясь на участкового педиатра) все в норме. (Ребенок кушает сам вилкой и ложкой, на горшок просится(ночью тоже, или терпит до утра, или просится), поднимается по лестнице и спускается(иногда уже не приставным шагом, а "как взрослый"), играет в футбол, прыгает через небольшие препятствия, умеет танцевать - ножку выставляет пяточкой крутит, фонарики, знает разницу большой-маленький, умеет рисовать солнышко, тучку и улитку, любит играть в кубики и конструктор, игры уже сюжетные, собирает с помощью взрослого разрезанные картинки или пазлы, ориентируется в цветах - желтый, красный, синий, зеленый). По просьбе: "покормит котика молочком", - идет, открывает холодильник, берет молоко, наливает котику в миску, закрывает крышечку, ставит обратно в холодильник. Ходим в группу кратковременного пребывания в детском саду, любит слушать стихи и сказки. Активный словарь - 90-100 слов. Многих животных, а также другие предметы называет звукоподражательно: медведь - рычит, собачка ав-ав, уточка кья-кья, курочка ко-ко, петушок кукаку, поезд - туту (тутука), часики- тик, самолет - уууу(уука), лягушка ква-ква, машинка - просто гудит, бе-бе(баран), ме-ме(коза). Сейчас слова, которые появляются, уже не звукоподражательные. Другие слова в запасе: зайка, ёока(ежик,ёлка), кубкука(кубики), ам-ам(кушать), куп-куп(купаться), кап-кап (капает что-либо), тёп-тёп/тёптёка (идти, лестница), пых-пых (дым,труба, пар), палка (палка и печеньк соломка), теака(тарелка), булка(что-либо мучное, в тч хлеб), игака (игрушка, играться), катькака (экскаватор, трактор), сёка (сок), дай/дайдай,да/не, на,мама,папа, тётя,дядя, деака(дедушка), пипи(писать), кака(какать), пепа(из мультика свинка), гогон и пеака (гордон и перси паровозы из мультика), тёака(терка), агука(огурчик), яака (яблоко), пеака (персик), типтика (цыпленок), зюзёка (ружье), танка/тантанка (танк), канкан(кран), наняка(данилка), кики(кирилл), ик (икает), биби (машина сигналит), уго/ого (большой), гага (гуси, гусеница), тииг (тигр), пхью ка (фу кака), кый-кый (колется что-то, прививка), кых-кых (котик или кыш - прогоняет его), кии (киса/котик), зяка (жарко, горячо), ой,ай,бум,бам, бабах, ком (снежный ком для снеговика), тиих (тихо), беака (белка), яя (я сам), гугу (кенгуру)... Самое основное, что говорит часто. Из предложений: ты куда, мама топтоп (идти куда-то, кто-то ушел или пришел), мама пипи/кака/амам, мама уго (большое что-то), ой теака (ой терка порезала порезала), кии кый кый (котик поцарапал), мкока - морковка, мыика/бумка (мишка, недавно начал бумка начал называть из сказки теремок, когда мишка бум и развалил теремок) и тому подобное. На вопросы где были, что делали, кто это, - отвечает. Загадки про животных угадывает (например, кто в дупле живет, по веточкам прыгает и любит кушать орешки и грибочки, говорит беака(белка), кто морковку любит - зайка, и другие). С детками общаемся, ходим в развивающие центры, я с ребенком занимаюсь и о карточкам, читаем, рисуем, танцуем, мелкую моторику развиваем... Педиатр и невролог говорят, что речь в норме, однако, многие сверстники говорят трехсложными предложениями и уже называют более сложные слова. По совету знакомых обратились к другому неврологу, который сказал, что такая речь - это зрр. Скажите пожалуйста, похожп ли описанная мною ситуация в речи на зрр или это речь в пределах нормы? Очень переживаю, заранее спасибо за ответ.

Здравствуйте.В 2,5 года ребенок с нормальным речевым развитием начинает строить сложные предложения, использует порядка 200-300 слов, умеет ставить простые вопросы «что?», «куда?», и произносит правильно большинство букв, исключения составляют «р», «л» и шипящие гласные. Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных. В этом возрасте расширяется запас и понимание более сложных прилагательных, например, вкусный, красивый, большой, веселый, высокий и т.п. Речь ребенка в 2,5 года разложу по пунктам,чтоб было понятно. Понимание речи: · Выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку». · Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинку, потом без нее Самостоятельная речь: · Словарный запас - произносит более 200 слов. · Правильно использует предлоги, союзы · Слоговую структуру слова воспроизводит правильно · Согласовывает прилагательное с существительным в именительном падеже в женском и мужском роде (прим. «клясная кофта» - красная кофта) · Правильно называет множественное число существительного · Правильно произносит звуки: А, О, И, У, Э, Ы, П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, Й, В, ВЬ, Ф, ФЬ,Х, ХЬ, ТЬ, ДЬ, НЬ, ЛЬ, С, З, СЬ, ЗЬ · Звуки Ш, Ж – заменяет звуками С, З; Ч, Ц, Щ – заменяет звуком ТЬ, СЬ; звуки Р, Л – заменяет ЛЬ, Й. О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят следующие признаки: Когда в 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»).Логопед прав, у ребенка имеет место ЗРР. Нужно заниматься и все будет хорошо. С малышом нужно проводить специальные занятия по развитию речи: показывайте ребенку предметы и называйте их; называйте и показывайте действия с игрушками; показывайте и объясняйте картинки с изображением отдельных предметов и действий; рассказывайте малышу короткие стишки и заучивайте их вместе с ним; дети очень любят скороговорки и чистоговорки. Выучите их вместе с ребенком и повторяйте почаще; играйте с малышом в игры-поручения («принеси», «найди») и др. Помните о том, что слово-название, которое ребенок должен усвоить, нужно выговаривать выразительно, медленно, с паузами, повторяя много раз, и сопровождать соответствующими движениями.Вам следует совершенствовать активную речь ребенка - обогащать словарь, пользоваться при разговоре всеми частями речи, правильно произносить звуки в словах; расширять пользование речью - уметь передать свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них; воспитывать навыки культурной речи - говорить негромко, не спеша, не размахивать при этом руками и др.

Консультация врача-логопеда на тему «Речь ребенка в 2 5 года» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

В этой статье:

В возрасте 2-3 лет происходит активное развитие речевой моторики у малышей, хотя, конечно, не у всех. И в этом случае на помощь крохе должна прийти любящая мама, у которой должны быть на вооружении различные развивающие игры для детей, направленные на ускорение этого процесса.

Чтобы малышу было весело играть, нужно создать вокруг него непринужденную атмосферу и сделать занятия максимально интересными. Главное – привлечь его внимание, а потом процесс обучения пойдет намного проще и быстрее.

Эффективные игры для развития речи

Начинать проводить развивающие игры необходимо после того, как кроха достиг годовалого возраста. В это время все новое познается крохой намного быстрее, поэтому упускать такой шанс нельзя. Следующие игры отлично помогают овладеть первыми, самыми тяжелыми, речевыми навыками.

«Кто дольше?»

Суть игры довольно проста. Мама называет любую гласную или согласную букву. Задание крохи – переиграть маму, протянув подольше названный звук.

Играть в «Кто дольше?» можно всей семьей – этим вы только заинтересуете своего ребенка. Заниматься разрешается хоть каждый день, но лучше чередовать забаву с другой, чтобы она не наскучила малышу. Данное упражнение развивает не только речь, но и дыхательную систему ребенка.

«Повторяшки»

Очень веселая и интересная игра, формирующая навыки правильного произношения, и тренирующая артикуляционный аппарат крохи. Она предполагает чтение мамой небольших предложений, а задачей малыша является повтор последнего слога каждой строчки. Например:

«Вот пришла уже зима – ма-ма-ма, ма-ма-ма.

Будем весело играть – рать-рать-рать, рать-рать-рать.

Дождь на улице идет – дет-дет-дет, дет-дет-дет».

Такие рифмовки может придумывать каждый день – так крохе будет намного интереснее играть. Такой творческий подход ускорит процесс развития речи малыша. Играть в «Повторяшки» нужно с детьми в 1-2 года.

«Проводи зайку»

Такая игра улучшает не только речевую моторику крохи, но также учит его ориентироваться в пространстве. Для проведения такого мероприятия вам понадобится любимая игрушка вашего малыша (в данном случае – плюшевый зайчик).

Задача мамы: возьмите игрушку в руки и скажите ее голосом своему ребенку, что она хочет познакомиться с домом. Попросите малыша взять зайчика в руки и показать ему все самое интересное в доме. Но не только показать – кроха должен попытаться рассказать своему плюшевому другу обо всем, что его может заинтересовать.

После осмотра детской и гостиной, пройдите с ребенком на кухню, где все тем же «игрушечным» голосом спрашивайте у него название различных кухонных принадлежностей и предметов, которые там находятся. Обязательно интересуйтесь тем, для чего они необходимы.

Не засыпайте малыша всеми вопросами сразу – лучше играйте с ним в эту забаву каждый день, постепенно «разговаривая» его. Если вы станете спрашивать у него обо всем сразу, он запутается, и даже потеряет интерес к игре.

Игра «Проводи зайку» предназначена для детей, которым уже исполнилось хотя бы 1,5 года. Но если ваш ребенок в 1 годик уже вовсю учится связывать слова и словосочетания в предложения, вы вполне можете заниматься с ним до достижения им двухлетнего возраста.

«Спящая кукла»

Данная игра направлена на развитие речевого и слухового аппарата. Для ее проведения вам понадобится кукла, резиновый пупсик или мягкая игрушка. Далее все нужно делать по нижеприведенному алгоритму:

  1. Попросите своего ребенка уложить куколку спать, спев ей колыбельную песню.
  2. Когда игрушка «уснет», пусть кроха аккуратно уложит ее в кроватку и укроет одеялом.
  3. Пока кукла «спит», скажите ребенку, что разговаривать нужно шепотом, чтобы ее не «разбудить.

Во время «сна» игрушки говорите с крохой, спросите его о том, чем они будут заниматься, когда куколка «проснется», во что будут играть и т. д. Ваша цель – научить малыша связному разговору. Это будет непросто, но не давите на кроху, и уж тем более не кричите на него. Подобные действия могут надолго отбить у него желание играть в подобные игры.

Пальчиковые игры для развития речевой моторики

Пальчиковые игры предназначены для развития речи у детей в возрасте 10 месяцев. За счет проведения таких занятий развивается мелкая моторика, что положительно влияет на артикуляционный аппарат крохи. Они подразумевают выполнение так называемой «пальчиковой гимнастики», основанной на использовании забавных детских стишков.

Вовсе не обязательно делать все по шаблону. Мама вполне может сама подобрать рифмовки, и к каждой строчке придумать движения пальцами, которые будут передавать смысл сказанного.

Такое обучение делится на несколько этапов:

  1. Мама показывает малышу сценку только своими пальчиками.
  2. Под заранее заготовленные стишки мама двигает и своими пальчиками, и пальчиками малыша.
  3. Взрослый и малыш выполняют пальчиковые движения синхронно.
  4. Кроха выполняет движения самостоятельно, взрослый проговаривает стих, а при необходимости помогает ребенку правильно делать пальчиковую гимнастику.
  5. Ребенок самостоятельно выполняет упражнение и проговаривает стишок, мама только немного ему подсказывает и помогает.

Маленьким деткам, не достигшим хотя бы годовалого возраста, нужно только показывать пальчиковые «спектакли». Разучивать их вместе следует уже тогда, когда кроха научится проговаривать словосочетания. Отлично поддаются обучению полуторагодовалые малыши и детки постарше.

Для начала маме нужно будет потренироваться, самостоятельно разучив одну детскую потешку, и придумав к ней интересные пальчиковые движения. Например:

«Спозаранку Петушок

Песенки поет,

Чистит хвостик, гребешок,

Хоровод ведет.

Любят дети с ним играть,

Песни петь и танцевать».

К каждой строчке придумайте движение, потренируйтесь несколько дней, и уже потом переходите к занятиям с ребенком. От таких упражнений многие детишки просто в восторге, особенно если ежедневно им предлагают новые стишата.

Артикуляционная гимнастика для детей 1-3 лет

Занятия артикуляционной гимнастикой с маленьким ребенком особенно необходимы, если имеет место ярко выраженная . Существует целый комплекс упражнений, которые выполняются с целью укрепления и улучшения работы всех элементов артикуляционного аппарата (языка, щек, уздечки, губ).

Занятия с ребенком нужно сделать красочными, занимательными, необычными. Следует вызвать у малыша восторг и желание упражняться каждый день. Тогда и процесс развития речевого аппарата начнет продвигаться намного быстрее.

Вот несколько эффективных упражнений, которые можно выполнять ежедневно. Заниматься нужно с ребенком, который достиг полуторагодовалого (или хотя бы годовалого) возраста.

Упражнение «Блин»

Широко улыбнуться и высунуть язык. Поместить его на нижнюю губу и держать на протяжении 5-7 секунд. При этом необходимо следить, чтобы губа была расслаблена и не терлась о зубы. Даже легкое напряжение является показанием для повторного проведения манипуляции.

«Улыбка»

Это одно из простейших упражнений для развития артикуляционного аппарата у ребенка. Крохе всего лишь нужно растянуть губы в улыбке таким образом, чтобы зубы не были видны. Удерживать такое положение на протяжении 5-10 секунд. Делать 3-4 подхода в день.

Упражнение «Пятачок»

Вытянуть губы трубочкой, а затем двигать ими вправо, влево и по кругу. Выполнять процедуру на протяжении 1-3 минут.

Игра «Маятник»

Рот немного приоткрыть, губы растянуть в широкой улыбке и высунуть наружу кончик языка. Под счет мамы ребенок должен касаться попеременно каждого уголка рта кончиком языка. Повторять движения следует не менее 10 раз, постепенно увеличивая продолжительность занятий.

Все упражнения, из которых состоит комплекс артикуляционной гимнастики, должны выполняться в сидячем положении. Ребенок при этом должен быть расслаблен и настроен на игровой лад. Только тогда от таких занятий будет польза.

Дыхательная гимнастика для развития речи у детей

Такие упражнения играют особенно большое значение, поскольку тренируют дыхательную систему ребенка. Принцип прост: вдох выполняется через нос, выдох – через рот. Именно на выдохе и выполняется большая часть таких упражнений.

Упражнение «Лети, бабочка!»

Для выполнения такого упражнения вам нужно будет вырезать несколько бабочек из разноцветной бумаги. Каждую бабочку прикрепить к не очень длинной нитке, а затем все фигурки вместе приделать к шнурку или тонкому деревянному бруску. Заготовку для игры повесить таким образом, чтобы она висела на уровне лица малыша.

Покажите ребенку бабочек, после чего скажите что-то вроде: «Смотри, какие красивые бабочки – разноцветные, маленькие, интересные. А как они умеют летать»!

После этого легонько подуйте на бабочек, чтобы показать ребенку, что от него требуется. Скажите ему: «Погляди, как далеко они улетели! А ну-ка, давай и ты попробуй. Полетят ли они у тебя так же далеко?»

Задача малыша – набрать как можно больше воздуха через нос, и со всей силой подуть на бумажных бабочек. Вы же должны следить за тем, чтобы его плечи оставались прямыми, он не поднимался на носочки, не добирал даже немного воздуха в легкие, и не надувал щеки. Дуть следует осторожно, чтобы не спровоцировать головокружение.

Упражнение «И пошел первый снег»

Данная игра потребует от вас небольшого куска ваты, разделенного на множество мелких клочков. Они послужат снежными хлопьями. Разместив «снежинки» на столе, скажите: «Посмотри, как много снежинок. Все они напоминают о зиме, и если ты любишь эту пору, давай вместе подуем на них».

Покажите ребенку, как правильно выполнять упражнение, после чего он сам должен повторить процедуру. Проводите такие игры каждый день по 3-5 минут.

Такие упражнения должны выполнять только при желании ребенка, поэтому не заставляйте их учиться против воли. Этим вы можете добиться эффекта, прямо противоположного ожидаемому.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры не только помогают развивать речевой аппарат, но также улучшать память, мышление, фантазию и мелкую моторику.

Так, с ребенком можно играть во что угодно, имитируя:

  • семью;
  • школу;
  • магазин;
  • салон красоты;
  • праздники и т. д.

У таких игр есть свой алгоритм проведения, которому необходимо следовать. Он включает в себя следующие действия:

  1. Выбор темы.
  2. Тщательная разработка плана игрового мероприятия.
  3. Создание ситуации.
  4. Распределение ролей.
  5. Старт игры.
  6. Поддержание интереса ребенка к забаве за счет придумывания различных неожиданных поворотов и ситуаций.
  7. Завершение игрового мероприятия. Финал должен быть логическим, чтобы малыш понимал, ради чего проводилась игра.

Чтобы веселее было проводить такие занятия, лучше играть всей семьей. Это пойдет на пользу и крохе, и родителям.

Развивающие игры для детей от 2 лет

Дети от 2 лет и старше уже имеют кое-какие навыки общения, поэтому задача родителей заключается в их закреплении и развитии.

С этой целью был создан интерактивный обучающий комплекс «Мерсибо», который состоит из упражнений, направленных на:

  • выполнение дыхательной гимнастики;
  • развитие фонематического слуха;
  • проведение звуко-буквенного анализа;
  • улучшение неречевого слуха;
  • обучения основам грамматики (деткам от 3 лет и старше);
  • развитие логического мышления;
  • улучшение внимания;
  • стимуляция полноценного мышления и др.

Все игры, из которых состоит учебный курс «Мерсибо», проводятся в визуальном режиме. Это обеспечивают наборы картинок, которые выводятся на экран специальной мультимедийной доски.

Для кого предназначен обучающий комплекс?

Сборник упражнений «Мерсибо» используется в основном в дошкольных учебных заведениях, не имеющих доступа к сети интернет. Это платный курс, однако, программа обучения довольно обширная, поэтому она приобрела огромную популярность не только у воспитателей детских садов, но также у родителей.

Занятия по методике «Мерсибо» помогают развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, укрепляют память, вырабатывают смекалку, учат фантазировать и мыслить логически. Такие игры способствуют значительному пополнению словарного запаса малыша, подготавливают его к школе.

Интерактивный комплекс «Мерсибо» можно установить на домашний ПК, чтобы в любой момент вы могли открыть ту или иную игру и начать заниматься с ребенком. Но если вы придерживаетесь мнения, что обучать ребенка должны родители, тогда варианты домашних игр, представленных выше, выручат вас в любое время и любую погоду.

Полезное видео о том, как развивать речь ребенка 2-3 лет