Ребенок плачет на подготовке к школе. Ребенок постоянно плачет

Школа является одной из важных составляющих в процессе развития ребенка. Вместе с тем, начало обучения в школе предполагает новые обязанности для ребенка. У него формируются определенные впечатления, новый круг общения, что может оказаться весьма значительной нагрузкой в эмоциональном плане в таком возрасте. Поскольку в школе ребенок будет проводить почти весь день, родителям очень важно подготовить свое чадо к школе, в частности, к первому классу.

После линейки 1 сентября многие родители спешат по своим делам. Но почему малыш, который только что радовался происходящему, плачет, не отпуская маму или папу. Насчет этого у психологов есть своя точка зрения. Рассмотрим ее подробнее.

Дети очень впечатлительные и требуют некоторого времени для адаптации в новых условиях. Если ребенок перед школой ходил в детский сад или воспитывался самостоятельно родителями дома, он резко попадает в новую для него среду. Поэтому школа может вызывать у первоклассников настоящий стресс. Добавьте ко всему еще тот фактор, что в его окружении появляется много новых детей, новые стены, новые условия времяпровождения, дополнительная ответственность. К этому он может быть не готов морально. Необходима определенная адаптация. Психологи подсчитали, что период адаптации может занимать от 5-ти до 8-ми недель. Этот период варьирует в зависимости от подвижности ребенка, его активности. Ребенку нужно привыкнуть к новому расписанию жизни, обязанностям по урокам, уменьшению возможности поиграть во дворе, подольше поспать. Его большей частью жизни начинает руководить учитель. Вследствие этого, считается, что семилетний возраст у большинства детей является кризисным.

Опасность кроется в том, что с началом учебы в школе первокласснику может быть нанесена психологическая травма. Помощь прежде всего в этом периоде должна исходить от родителей. Если ребенок в школе плачет, не отпускает маму, маме необходимо правильно настроить ребенка, без криков и нервов. Если каждая мама поставит себя на место ребенка, она сумеет понять, почему так малышу не нравятся произошедшие перемены в его жизни: новые люди, новое общение, новые обязанности, указания и запреты. Следует быть особо внимательным к поведению ребенка в первые месяцы учебы: если он плохо спит, плохо ест, часто капризничает или плачет, он еще не адаптировался к новым условиям жизни.

Ценным советом психологов для всех родителей является заблаговременно начинать прививать ребенку самостоятельность, давать ему возможность принимать решения, упорядочить режим дня ребенка. Такие действия со стороны родителей поспособствуют тому, что ребенок станет более уверенным в себе. Он максимально быстро справится с боязнью определенной ситуации или допущения ошибки.

Зная свой режим дня, ребенок будет ориентироваться, сколько у него времени может занимать зарядка, прогулка, компьютерные игры, во сколько надо вставать. Если родители желают, чтобы ребенок придерживался этого режима, им прежде всего надо подавать пример поведения.

Необходимо слушать ребенка. Если у него возникли проблемы или переживания, не стоит считать, что они настолько “детские”, что смешными становятся. Когда ребенок с детства будет делиться с родителями своими переживаниями, ему легче будет уже в юности общаться с родителями.

Если ребенка не критиковать, а уместно объяснить его ошибки, это тоже не отобьет у него желания быть откровенным и открытым. Ведь родители для ребенка - это не учитель в школе, а родные люди.

Таким образом, отношение ребенка к школе возможно сформировать воспитанием и соответствующим поведением родителей. Залогом благополучной адаптации первоклассника к школе являются сочувствие, сопереживание, уважение и любовь родителей.

Наш ребенок пошел в первый класс. Первую неделю было все хорошо, а теперь плачет на уроках. Дома спрашиваем, чем он расстроен, а он молчит или опять начинает плакать. Подскажите, что делать?

Не секрет, что для любого первоклассника начало учебы сопряжено с довольно сильными эмоциональными переживаниями: режим дня и требования, предъявляемые к вчерашнему дошкольнику, стали более жесткими, хорошо знакомые воспитатели уступили место пока еще незнакомому первому учителю, глобально изменился коллектив детей. Опыт показывает, что не все дети готовы к подобным переменам.

По ходу замечу, что год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, весьма важен для его психического развития. Именно к семи годам он уже умеет в достаточной мере регулировать свое поведение, обретает некоторую ответственность, каковой нет у детей младшего возраста.

Первые яркие дни учебы, вызывавшие неподдельный восторг, довольно быстро перетекают в школьные будни. Как итог, первоклассник начинает быстро утомляться, становясь плаксивым и раздражительным.

Специалисты выделяют основные критерии, по которым можно судить о том, насколько ребенок смог адаптироваться к учебному процессу. Сюда относятся: желание/нежелание выполнять задания педагога (иными словами, учиться), дошкольный уровень знаний и навыков, стремление к успеху или банальное желание избежать неудачи, умение воспринимать, перерабатывать и сохранять получаемую от учителя информацию, а также умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

По степени адаптированности детей можно подразделить на три основные группы. Дети, относящиеся к первой группе, довольно быстро вливаются в коллектив, приобретая новых друзей. Эти ребята доброжелательны, спокойны и без видимого напряжения выполняют основные требования учителя. Дети из второй группы (они составляют примерно треть от общего числа первоклашек) имеют более продолжительный период адаптации, вызванный длительным неприятием ими новой ситуации обучения, общения с учителем и одноклассниками. Эти школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с кем-то из класса, болезненно – слезами и обидами - реагировать на замечания педагога. Третья группа - дети, адаптирующиеся со значительными трудностями. Это примерно каждый седьмой ребенок. Такие детки с большим трудом усваивают учебный материал, резко

проявляют свои эмоции, «мешают» учителям и детям.
Первые две-три недели учебы первоклассника психологи называют «физиологической бурей»: в это время организм отвечает значительным напряжением практически всех систем и выдает наружу довольно бурную реакцию, выражающуюся в чрезмерной плаксивости, утомляемости, раздражительности. Несколько позднее школьник постепенно приспосабливается, заметно успокаивается и учится правильно реагировать на изменившуюся ситуацию.

Какие советы можно дать в этом случае?
1.Если ребенок излишне непоседлив и плаксив, то его имеет смысл показать психологу и врачу;
2.Если ребенок быстро утомляется и теряет интерес к занятию, после чего ведет себя отвлеченно, то в этом случае нужно поговорить с учителем, чтобы тот смог предложить первокласснику индивидуальный график работы на уроке;
3.Если ребенку трудно отвыкнуть от игрушек, то вполне можно разрешить ему брать их с собой в школу, объяснив при этом, что играть можно только на перемене;
4.Незаметно понаблюдайте за своим ребенком во время школьной прогулки. Постарайтесь уяснить для себя особенности его общения с учителем и одноклассниками. Это поможет вовремя скорректировать возможные проблемы;
5.Ни в коем случае не критикуйте первоклассника, поддерживайте его и избегайте навязывания ему негативных ярлыков (неумеха, неслух, лентяй и т.д.). Этим самым вы позволите ребенку чувствовать в себе уверенность и ощущать себя наравне с более успешными сверстниками;
6.Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и в какой-либо кружок или секцию. Дополнительные занятия – творческие или спортивные – лучше начинать за год до учебы или через год после ее начала, ко 2-му классу;
7.При выполнении домашнего задания старайтесь делать небольшой перерыв через каждые 10-15 минут. Это позволит вашему чаду не терять концентрации внимания при самостоятельном усвоении предмета. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа;
8.Показывайте ребенку, что любите его таким, каков он есть, а не за его достижения;
9.По возможности честно и терпеливо отвечайте на любые вопросы ребенка.
10.Хотя бы иногда ставьте себя на место своего чада, и тогда вы начнете понимать, как нужно себя с ним вести.
Когда-то С.Харрисон сказал: «Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе».

На вопрос ответил СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАТОВСКИЙ, психолог, к. пед. наук, специалист в области педагогической и семейной психологии.

Начало обучения в школе - это один из самых значимых этапов в жизни Вашего ребенка. На этой ступени он приобретает новый социальный статус. Он становится учеником. В это время у него появляются новые обязанности, требования, впечатления, новое общение. Все это связано с большими эмоциональными нагрузками. Естественно, необходимо учитывать, что в школе ребенок проводит основное время. Школа действительно становится для него вторым домом. Поэтому необходимо правильно эмоционально подготовить ребенка к первому классу.

1 338461

Фотогалерея: Школа: почему ребенок плачет, не отпускает маму

Дорогие мамочки, я думаю, что многие из Вас задавали себе вопрос: «Когда приходит время идти в школу - почему ребенок плачет и не отпускает маму». Психологи, рассматривая данную довольно распространенную проблему, приходят к следующим выводам.

Совсем недавно Ваш ребенок ходил в детский сад или сидел с Вами дома. И тут резко он попадает в незнакомую для него среду. Школа вызывает у него состояние стресса. Ребенок мало того, что находится в новых условиях, его еще и окружает огромное количество детей. К такому числу новых лиц он может быть просто не готов. Адаптация у детей к школе проходит по-разному. Им придется потратить какое-то время, необходимое для того, чтобы привыкнуть к изменениям. В среднем для этого необходимо 5 - 8 недель. Если Ваш ребенок очень подвижный, то и адаптация к новой среде пройдет быстрее. Дети идут в первый класс преимущественно в семилетнем возрасте. Почему данный возраст у большинства детей является кризисным? В это время на ребенка возлагается дополнительная ответственность, которой он ранее не знал. Школа требует от него быстрого взросления, в то время как его гораздо больше интересует побегать где-нибудь во дворе. Такое положение вещей противоречит его жизненной позиции. Действительно, сложно привыкнуть, что теперь его день расписан по часам, первоклассник не может играть, спать, есть, когда пожелает. Теперь он должен все это делать по времени, и с разрешения учителя. Чувство новой приобретенной ответственности не отпускает его.

Часто начало учебного года становится не просто тяжелым периодом в жизни первоклассника, а и психологически травматичным. Любую маму волнует душевное состояние ее ребенка. Если ребенок плачет, не хочет идти в школу, не отпускает маму, Вам необходимо психологически поддержать Вашего ребенка, правильно его настроить. Постарайтесь поставить себя на место ребенка. Почему Вам должны нравиться изменения, произошедшие с Вами в один день, полностью перевернувшие всю Вашу жизнь? Вы обязаны ходить в заведение, где никого не знаете, где никто еще не знает Вас. Еще вчера все внимание было обращено только на Вас, а сегодня вокруг находятся десятки других детей. Вам постоянно раздают какие-либо указания, которым Вам необходимо следовать. Появляется множество запретов. Добавим сюда возможные конфликты, и картинка о школе складывается в уме первоклассника не особо приятная. Ребенку приходится менять себя, и в безумно короткие сроки. Все это требует огромных затрат как физических, так и психических. В это время ребенок плохо спит, худеет, капризничает во время еды, иногда плачет. Кроме того, первоклассник может замыкаться в себе, выражать свой внутренний протест, отказываться следовать дисциплине. Его не отпускает чувство несправедливости. Такое состояние ребенка легче предупредить, чем изменить.

Попытайтесь заблаговременно начинать развивать в ребенке самостоятельность. Пусть он сам начинает принимать какие-либо решения. Тогда он станет уверенным в себе. В нем не будет развиваться боязнь с чем-либо не справиться, боязнь допустить какие-нибудь ошибки. Часто дети не приступают к чему-либо новому, так как не хотят выглядеть хуже на фоне остальных детей. Поэтому развитие в ребенке чувства самостоятельности в принятии решений поможет ему с большей легкостью стать на новую ступеньку его жизни, под названием: «школа». Постарайтесь составить режим дня ребенка. Пусть он сам Вам в этом поможет. Начиная со времени, когда ему необходимо проснуться, почистить зубы, сделать зарядку, заканчивая временем сна. Определите вместе с вашим ребенком, когда именно вы будете идти на прогулку, сколько это займет у вас времени; сколько времени он может поиграть в компьютерные игры; сколько времени уделить просмотру телевизора. Вам необходимо внимательно слушать ребенка, сопереживать его проблемам и переживаниям. Пусть поделится с Вами эмоциями сегодняшнего дня. Не заставляйте первоклассника моментально садиться за уроки. Он сидел за партой целый учебный день. Теперь ему необходимо отдохнуть. Поиграйте в активные игры. Ему необходимо выпустить наружу эмоции, снять напряжение и усталость после учебного дня. Никогда не делайте за ребенка его работу. Ваша задача показать, как правильно собирать портфель, куда складывать школьную форму. Но он должен все это делать самостоятельно. Ребенок не отпускает возможность увильнуть от своих обязанностей, поэтому Вам необходимо вместе с ним их оговорить заранее. Старайтесь не применять по отношению к ребенку открытую критику. Подберите слова таким образом, чтобы не обидеть его, не лишить желания продолжать заниматься. Помните, ребенок должен видеть в Вас не учителя, а маму. Вместо того, что б учить его, помогайте. Если он плачет, постарайтесь понять суть проблемы. Займите сторону его друга, на которого он в любой момент сможет положиться. Именно Вы настраиваете ребенка на учебу, и на школу в целом. Обсудите с ребенком, что именно он ожидает от школы, от учебы, от общения с одноклассниками. Если его желания не совпадают с реальностью, постепенно и деликатно внесите свои коррективы. Вам необходимо это сделать настолько тонко, чтобы не лишить ребенка желания учиться.

– Ребенок пошел в школу – в первый класс, или в третий, или в шестой… И вот прошло несколько недель и ребенок кричит, устраивает истерики: «Не хочу в школу!» Должно ли это насторожить родителей?

Екатерина Бурмистрова

– В первую очередь, речь, конечно, о синдроме адаптации. Про адаптацию можно долго рассказывать. У нас в России – очень длинные каникулы, три месяца. За это время происходит, с одной стороны, глобальный отдых и восстановление. Но, с другой стороны, – глобальное отвыкание.

Да, первоклассникам надо привыкать к новому режиму, к новой жизни. Но в итоге так получается, что привыкать по-новому нужно почти всем. И родителям в том числе. Потому что все находятся в периоде адаптации: еще не восстановился режим с утренними вставаниями для тех, кто не должен был по долгу службы вставать рано, дневной график, не восстановилась наша привычка к нагрузкам, к постоянной мобилизации.

Только мы, в отличие от детей, боимся плакать. Я прочитала в одной из своих групп в социальных сетях, как мама написала: «Я запретила при мне произносить слово “осень”». Но чаще родители не показывают свое состояние. У детей меньше этой психологической защиты и все переживания – наружу.

Так что первые шесть-семь недель – это период адаптации, привыкания, когда еще на процессы, связанные с новым графиком, ребенок, подросток и родитель тратит гораздо больше сил, чем он будет тратить потом, когда привыкнет.

Уж очень резкий контраст между временем отдыха и учебным годом. Особенно если начало осени – теплое, как лето, а нужно уже все прекратить и загнать себя в класс, где душно, жарко.

– Кроме адаптации, какие могут быть причины?

– Сразу неверно спланированное расписание. Иногда прямо с первой недели, не соблюдая какие-то правила адаптации, на детей, даже на учащихся младших классов, наваливают не только школьные нагрузки. А ведь уже второклассникам со второй недели задают домашнее задание, а у них тут же и музыкальная школа, и спортивные тренировки.

Главное правило адаптации – дозированное наращивание нагрузки.

Скажем, вы себе выбрали программу, составили ее. Да, она большая. Но не нужно брать все сразу, с первой недели. Обычно педагоги лояльны, нужно просто разговаривать. Не торопитесь.

Недавно я шла по улице и слышала разговор мамы с подростком. Подросток просил: «Мама, давай хотя бы первую пару недель без репетитора. Давай я сейчас пойму, с чем справляюсь сам, а в чем мне нужна помощь». На что мама ответила: «Нет, у нас договоренность. Ты идешь прямо сейчас, с начала учебы».

Бывает, что ребенок просто не привык себя заставлять

У ребенка может вызывать неприятие то, что школа – это скучно, там надо работать, там есть обязанности?

– Да. У нас немецкая система образования, она присутствует в России и в большей части других стран и не связана с развлечением. Это система, которая основана на некоем принуждении, на том, что трудно, что ты трудности преодолеваешь и эти систематические усилия – часть воспитания. Если родители в целом с этой концепцией не согласны и у них есть возможность выбора, то нужно что-то другое искать.

Есть семейное обучение, и там график строится, исходя из потребностей семьи и ребенка. Это совершенно другие ритмы. Есть частные школы, где к ребенку индивидуальный подход и где можно вообще не делать никаких усилий. Есть другие системы обучения, где пытаются обойтись без зубрежки и без классно-урочной системы.

Только надо помнить, что у каждой системы есть свои минусы.

А еще то, что умение трудиться необходимо в жизни. Причем сам по себе труд не травмирует. Травмировать может плохое отношение педагога, перегрузка. Бывает, что ребенок просто не привык себя заставлять вообще.

Фото: Sergey Beynik “Первоклашка” (фрагмент)

– Но если истерики сильные, каждый день, ребенок категорически заявляет, что в школу не пойдет? Переводить в другую школу, на семейное обучение?

– Я бы решение не принимала, пока не пройдут эти полтора-два месяца. Нужно пытаться разобраться, в чем может быть еще дело. Причин дискомфорта в школе, помимо адаптации, может быть много: пришел новый мальчик в класс, шумный, драчливый, и ребенок его боится. Или пришла какая-нибудь девочка, которая больший лидер, чем ваш ребенок.

Может быть, что-то произошло в плане в отношений с другими детьми, может быть, поменялся учитель, может быть, сменилась раздевалка или класс, может быть, начался новый предмет со строгим учителем, может быть, поменялся поставщик обедов и там стало невозможно есть. А может быть, у ребенка проблемы, и он не может пользоваться школьным туалетом.

Истерика может появиться, если начались оценки или ребенок пошел в пятый класс, а средняя школа – совсем другое, другая жизнь, другие требования. Причин может быть много, может быть, какая-то касается вашей ситуации? Но в первую очередь нужно исключить какие-то моменты конфликта с учителем.

А еще, может быть, ребенок просто дорос до протеста. Скажем, в первом классе ему не пришло в голову, что можно в школу не хотеть, а теперь вырос и сообразил. От родителей здесь нужен адекватный ответ, настрой, что школа – это необходимая часть жизни…

Так что надо не сразу бежать и забирать ребенка, а смотреть, что происходит, в чем причина, не появилась ли психосоматика – головные боли или рвота, например. Но, опять же, сначала ищем причину и только потом принимаем решение.

Мама устала и решает: «Все плохо, пошли в другое место»

– Насколько важен настрой родителей на учебу в школе?

– Если родители не уверены, что школа – это хорошее место в целом или, скажем, считают, что конкретная школа недостаточно хороша для ребенка, – это очень сильно ему транслируется, ребенок тонко чувствует ситуацию, даже если этот разговор происходит между взрослыми на кухне вечером или по телефону.

То есть если вы сами сильно сомневаетесь и сами сильно устали от школы, мимо ребенка это не пройдет и все моменты его сопротивления будут усилены.

Ребенку гораздо легче, если родители настроены на то, чтобы этот период пройти обязательно. Родитель может сказать, что всем сейчас тяжело, в том числе и взрослым, может рассказывать про адаптацию, что нарушен привычный путь, нейронные цепочки нарушились и еще не восстановились.

– Ты привык вставать в половине десятого, а сейчас – в 6.45 или в 7 часов. Конечно, тебе трудно, понятно, что ничего не хочется, и в школе шумно. Нужно время, чтобы к этому шуму привыкнуть. Человек так устроен, что ему на все привыкания нужно время.

Бывает, конечно, что столкнулись с тем, что школа действительно не подходит. Что-то изменилось, или ребенок вошел в какую-то уязвимую стадию, чем-то переболел, и у него начались какие-то невротические проявления. Но и тут решение уйти не должно быть очень быстрым.

Действовать немедленно нужно в ситуациях, связанных с насилием со стороны учителя.

А если у ребенка накапливается действительно неприятие школы, то оно никуда не денется через два месяца. Дело взрослых – наблюдать, советоваться, возможно, снизить нагрузку, но не размышлять вслух при ребенке, подходит ли ему школа. Потому что это очень сильная дестабилизация для детей.

Решение забрать ребенка из школы должно быть очень медленным. Если вы уходите из ситуации, в которой есть ощущение, что вы не справились, есть риск, что эта ситуация, где вы не справляетесь, перекочует и на другую систему обучения.

Когда все-таки, на ваш взгляд, стоит переходить в другую школу, на домашнее обучение?

– Важно, чтобы прошло время, и лучше уходить в стабильной, хорошей ситуации, когда вы в принципе можете и остаться, но просто вам больше подходит другой вариант. Потому что ощущение неудачи и стремление уйти от трудностей по первому эмоциональному срыву – стратегически очень сомнительный выбор.

Да, повторяю, бывают экстренные ситуации, что действительно надо уходить, например, когда учитель агрессивен или истеричен.

Но все-таки чаще на первой эмоциональной волне обычно ребенка забирают потому, что мама устала, а тут еще ребенок сопротивляется. Мама решает: «Все плохо, пошли в другое место». А через какое-то время трудности, эти же или другие, могут появиться и в другом месте.

Если ребенка каждый раз выдергивали и он полностью благополучно не прошел синдром адаптации, у него формируется привычка выскакивать в момент трудностей. И это очень нехорошо.

Так что решение уйти из школы нужно принимать со спокойной головой: «Все, здесь мы все взяли, нам сюда больше не надо».

Иногда со своими проблемами надо разобраться именно родителям. Может быть, в семье какие-то проблемы, родители в кризисе, и ребенок переносит их, в том числе на школу. Так что порой сначала нужно решить, смягчить проблемы в семье, и тогда проблемы со школой станут гораздо мягче.