Самые амбициозные космические проекты россии. Дальнейшая детализация космической программы. Разработка пилотируемых космических программ

Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с по 1963 год .

Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года , стал одновременно и первым в мире космическим аппаратом , позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство . Этот день (12 апреля) отмечается в России и во многих других странах мира, как Всемирный день авиации и космонавтики .

В последующем совершили полёты ещё пять кораблей серии, в том числе два групповых (без стыковки), в том числе с первой в мире женщиной-космонавтом Терешковой . Планировавшиеся ещё 4 полёта (в том числе более длительные, с созданием искусственной гравитации) были отменены.

Восход

Корабль фактически повторял корабли серии «Восток» , но имел увеличенный передний приборный подотсек, его спускаемый аппарат был переконфигурирован для полёта и посадки внутри СА двоих-троих космонавтов (для чего были исключены катапультные кресла и для экономии места космонавты располагались без скафандров), а вариант для выходов в открытый космос имел навесную шлюзовую камеру.

Полёт корабля «Восход-1» в 1964 был первым в мире многоместным, «Восхода-2» - с первым в мире выходом в открытый космос. После двух полётов ещё несколько планировавшихся полётов (в том числе на низкую орбиту, более длительные, групповые, с первым смешанным женско-мужским экипажем, первым выходом женщины в отрытый космос) были ещё впереди.

Союз

Корабль «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 сначала для облёта Луны . К Луне должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков 7К-9К-11К . Впоследствии этот проект был закрыт в пользу облёта Луны на корабле Л1, выводимым на РН «Протон» , а на базе 7К и закрытого проекта околоземного корабля «Север» начали делать 7К-ОК - многоцелевой трехместный орбитальный корабль (ОК) с солнечными батареями, предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите , для проведения различных экспериментов , в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Спираль

Буран

Единственный из 5-ти строившихся, первый корабль серии совершил единственный беспилотный полёт в 1988 году, после чего программа была закрыта в 1993 году ввиду распада СССР и тяжёлой экономической ситуации. В постсоветской России разрабатывались проекты многоразового космического корабля МАКС (отменён) и частично-многоразовых космических кораблей «Клипер» (отменён) и «Русь» (продолжается).

Непилотируемые космические программы

«Марс » - наименование советских межпланетных КА , запускаемых к планете Марс , начиная с 1962 года . Вначале был запущен «Марс-1 », затем одновременно «Марс-2 » и «Марс-3 ». В 1973 году к Марсу стартовало сразу четыре КА («Марс-4 », «Марс-5 », «Марс-6 », «Марс-7 »). Запуски КА серии «Марс» осуществлялись РН «Молния» («Марс-1») и РН «Протон » с дополнительной 4-й ступенью («Марс-2» - «Марс-7»).

См. также

Напишите отзыв о статье "Космическая программа СССР"

Примечания

Ссылки

О возобновлении программы по освоению Луны власти РФ определились с началом ее активной фазы. Как заявил глава Роскосмоса Олег Остапенко , полномасштабное освоение естественного спутника Земли "начнется в конце 20-х - начале 30-х годов". В целом на изучение космоса, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина , правительство намерено выделить 321 миллиард рублей до 2025 года.

Как сообщает РИА "Новости", часть из объявленной Рогозиным суммы пойдет на создание новых модулей МКС, а также на развитие автоматического космического аппарата ОКА-Т, находящегося сейчас на станции и предназначенного для проведения экспериментов в условиях глубокого вакуума. "Очень много всего намечено", - сказал Рогозин.

В оформленном виде, как пояснил Остапенко, проект новой Федеральной космической программы на 2016-2025 годы будет согласован правительством "в ближайшее время". По словам главы космического ведомства, программа почти полностью прошла согласование.

"Данная программа, формирование ее практически завершено, мы завершаем стадию согласования и в ближайшее время она будет представлена на утверждение", - сказал Остапенко, которого цитирует РИА "Новости", на совещании в Центре подготовки космонавтов.

Новая программа предполагает, в частности, создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса, активное освоение Луны, разработку робота-космонавта, который будет помогать экипажу Международной космической станции (МКС) во время выходов в открытый космос.

Для сравнения, США в соответствии со своей космической программой в 2030-е годы рассчитывают осуществить путешествие человека на Марс. Недавно американские специалисты испытали в атмосфере Земли новую технологию посадки на Красную планету "летающей тарелки" - аппарата Low-Density Supersonic Decelerator. При этом на Марсе уже более года работает американский марсоход Curiosity.

Что касается МКС, то на совещании по развитию космонавтики Рогозин поставил вопрос о том, насколько стране целесообразно развивать пилотируемую космонавтику в международном аспекте. Вице-премьер обратил внимание, что в настоящей геополитической ситуации, учитывая развитие экономик ведущих стран мира, Россия обязана быть максимально прагматичной.

"Мы должны определить для себя, что мы делаем дальше. Я хотел бы услышать ваше мнение относительно того, есть ли смысл нам продолжать работу в рамках пилотируемой космонавтики в международном аспекте, или нам пора разрабатывать сугубо национальный проект", - цитирует РИА "Новости" Рогозина.

Ранее вице-премьер говорил, что Россия после 2020 года может направить свои средства на более перспективные космические проекты, чем Международная космическая станция. А в ответ глава НАСА Чарлз Болден выразил мнение, что трения между США и Россией по поводу кризиса на Украине все-таки не приведут к окончанию работы международной станции.

Среди представленных летом российских космических проектов есть интересные, дорогие, сомнительные и вполне реализуемые.

Вряд ли все эти проекты будут выполнены в полном объеме в будущем, но если это произойдет, случится очередная революция в освоении космоса.

1. Ликвидатор: космический дворник

Люди еще не освоили космос, но уже успели его загрязнить. Согласно данным Space Surveillance Network, вокруг Земли вращается порядка 16 200 объектов, каждый из которых может представлять угрозу для новых космических аппаратов.

Есть определенный шанс того, что сюжет фильма «Гравитация», в котором два космонавта оказываются отрезанными от Земли в результате разрушения их космических аппаратов мусором, может сбыться. В августе Роскосмос объявил о своих планах по разработке космического аппарата для очистки геостационарной орбиты от отработанных спутников и верхних ступеней космических ракет. Проект под названием «Ликвидатор» должен получить развитие в период 2018-2025 годы с бюджетом примерно в 10,8 миллиарда рублей (порядка 300 миллионов долларов).

2. Новые космодромы

Роскосмос планирует потратить 900 миллиардов рублей (24,3 миллиарда долларов) на инфраструктуру для поддержки космодромов. Эти средства будут использованы для расширения космодрома Плесецк, а также для завершения строительства космодрома Восточный и поддержки космического комплекса Байконур в Казахстане.

3. Дистанционное зондирование земли

Дистанционное зондирование земли — одно из самых слабых мест российской космической отрасли. Не имея национальной программы в космосе, российские ученые вынуждены полагаться на информацию от международных спутников.

Федеральная космическая программа, которая должна разрабатываться в 2016-2025 годах, обещает увеличить присутствие орбитальных спутников в космосе путем вывода 26 высокотехнологичных аппаратов общей стоимостью 358 миллиардов рублей (9,7 миллиарда долларов).

Среди проектов, включенных в программу: «Метео-ССО», глобальная гидрометеорологическая и гелиофизическая система из четырех спутников нового поколения; «Метео-Глоб», глобальная система метеорологического зондирования, использующая видимые и инфракрасные частоты; «Ресурс», программа из трех спутников, которые будут снимать Землю с высоким и сверхвысоким разрешением; «ЕС-ССО», система космического надзора в случае возникновения чрезвычайных ситуаций из 10 спутников на синхронной с Солнцем орбите; «ЕС-ГСО», похожая система чрезвычайного реагирования, работающая в оптическом и радиолокационном диапазонах на геостационарной орбите.

4. База на Луне

Российский космический аппарат первым облетел темную сторону Луны и взял образцы почвы, но мы не высаживали людей на поверхность спутника.

В настоящее время Роскосмос серьезно озаботился проблемами исследования Луны. Агентство планирует потратить 280 миллионов долларов на развитие лунной базы, доставить мобильный манипулятор, грейдер, экскаватор, кабельное покрытие и мобильного робота на лунную поверхность в 2018-2025 годах. Похоже на то, что Роскосмос хочет серьезно обосноваться на Луне.

5. Луноход

Лунная база без лунохода — деньги на ветер, поэтому Роскосмос разрабатывает новый ровер, который займется поиском природных ресурсов. Луна полна ресурсами вроде редкоземельных элементов, титана, урана, которых мало на Земле. Также она богата гелием-3, возможным топливом для ядерного синтеза. Новый лунный транспорт будет называться «Лунамобиль», и его разработка должна завершиться к 2021 году с последующими испытаниями в течение четырех лет.

6. Сверхтяжелая ракета для Марса

В сентябре 2014 года планы по разработке сверхтяжелой ракеты мощностью 120-150 тонн полезной нагрузки получили предварительное одобрение президента Владимира Путина. Эта ракета является одной из самых дорогих идей Роскосмоса, и ее бюджет в два раза больше, чем ракеты «Ангара», которая используется на данный момент. Цель будущей ракеты — полет на Марс. NASA разрабатывает с этой целью аналогичный аппарат.

7. «Спектр-РГ» для исследования черных дыр

В 2013 году Российско-немецкая обсерватория высоких энергий «Спектр-РГ» была готова к запуску с целью изучения галактических кластеров и черных дыр с телескопом eROSITA. Хотя идея находится в разработке с 1980-х годов, проект получил перезапуск только в 2005 году с бюджетом в 135 миллионов долларов. Несколько раз его приостанавливали из-за задержек, связанных с немецкой разработкой телескопа. Обсерватория должна быть готова к 2017 году.

По материалам hi-news.ru


Image caption Байконур будет оставаться главным космодромом для пилотируемых программ

Новая российская Федеральная космическая программа будет дешевле и скромнее предыдущей, заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров. Проект ФКП России на 2016-2025 годы был представлен в среду в Москве.

"За последний год стоимость проектов ФКП подверглась серьезным изменениям, если учесть сложившиеся экономические условия, изменение курса валют и изменение уровня инфляции. ФКП должна была составить 2,85 триллиона рублей, мы понимали, что это была бы серьезная нагрузка на бюджет. Сейчас нам удалось уложиться в 2,004 триллиона рублей ", - заявил Комаров.

Глава Роскосмоса сказал, что главными приоритетами для космонавтики остаются формирование и поддержание орбитальной группировки космических аппаратов, фундаментальные исследования в области космического пространства и дальнего космоса, а также пилотируемые полеты. Однако дорогостоящих крупных экспедиций Россия организовывать пока не будет.

"Мы хотели бы реализовывать более амбициозный вариант программы, который бы активно и агрессивно решал задачи по освоению дальнего космоса, Марса, программ астероидных и других. Но мы исходили из реального состояния тех средств, которые могут быть реально выделены на реализацию программы", - сказал он.

Эксперты считают логичным шагом подобную оптимизацию программы, однако сомневаются в целесообразности некоторых компонентов, таких, как, например, создание национальной орбитальной станции. Это не исключил глава Роскосмоса.

Между тем как считает эксперт в области космоса Вадим Лукашевич, России в нынешних условиях нужно было наоборот ставить перед собой амбициозные задачи в космосе - с тем, чтобы их выполнение оказало благотворное влияние на всю отрасль.

Тяжелая "Ангара"

Комаров рассказал, что проект Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы предусматривает отказ от ряда научных программ, но в него заложено финансирование работ, целью которых является пилотируемая экспедиция к Луне с возможной высадкой.

Предусмотрено в ней и финансирование создания ракеты-носителя среднего класса и ракеты-носителя тяжелого класса с повышенной грузоподъемностью.

Комаров объяснил, что ракета (речь идет об "Ангаре-А5В" грузоподъемностью до 37,5 тонн на опорную орбиту) просто необходима России, поскольку иначе в перспективе Роскосмос будет вытолкнут конкурентами из целого сегмента космических пусков.

Эта ракета станет новой рабочей лошадкой Роскосмоса. "До 2030 года все полезные нагрузки будут выводиться в космос с помощью тяжелых ракет-носителей "Ангара-А5В", - сказал Комаров.

От ракеты-носителя сверхтяжелого класса было решено отказаться.

В руководстве Роскосмоса в разработке сверхтяжелого носителя наподобие советских Н-1 или "Энергии" смысла не видят, поскольку такая ракета стоила бы слишком дорого, а задачи, которые ставятся перед ней, можно решить при помощи серии пусков и сборкой того же межпланетного корабля на орбите.

Кроме того, Россия к 2025 году должна начать летные испытания перспективного пилотируемого корабля для полетов к Луне.

Как пояснил Комаров, если бы была поставлена политическая задача совершить экспедицию к Луне, то Россия смогла бы совершить это в короткие сроки, но теперь Роскосмос планирует отодвинуть эту задачу на конец следующего десятилетия, чтобы сделать это менее затратным образом.

Ближе к Земле

Глава Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев считает, что космическая отрасль должна быть ближе к практическим, насущным интересам экономики и простых людей.

"Мне не понятен интерес исключительно к вопросам, когда мы полетим на Луну и когда мы сделаем сверхтяжелый носитель", - сказал он.

"Мы находимся в той ситуации, когда наша орбитальная группировка, отвечающая за социально-экономическое развитие, научное развитие системы двойного назначения, находится не в самом лучшем состоянии. Мы уже не говорим о соревновательном элементе с США, орбитальная группировка которых составляет более четырехсот аппаратов", - сказал Коптев.

Коптев сказал, что в настоящее время в строительстве группировки спутников ориентироваться Россия будет скорее на Китай, у которого такая группировка больше на пять аппаратов и составляет 139 спутников.

Согласно проекту ФКП, российская группировка должна в результате вырасти до 181 спутника.

Спутников связи станет больше в два раза, дистанционного зондирования Земли - в 2,3 раза, число научных аппаратов вырастет втрое.

Оптимизация

Как объяснил эксперт, главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин, в новом проекте ФКП удалось не отказаться ни от одной действующей программы, пересмотрев лишь их объем и сроки реализации.

"Те, которые были профинансированы на 70 и более процентов, их это вообще не коснулось. Остальные программы немножко растянули во времени [...] Все программы немного, процентов на 10-15 увеличились в сроках реализации", - сказал он.

Но главной экономией, по словам Маринина, станет отказ от планов запуска пилотируемого космического корабля "Союз" со строящегося космодрома "Восточный".

Пусковые площадки для ракет-носителей "Союз" существуют на космодроме Байконур, срок аренды которого у Казахстана истекает в 2050 году.

На "Восточном", по словам Маринина, будет создаваться инфраструктура для "Ангары" и перспективного носителя среднего класса.

Здоровые амбиции

Как полагает эксперт в области космоса Вадим Лукашевич, на самом деле России нужен большой и амбициозный космический проект, и начинать надо со сверхтяжелой ракеты.

По его словам, программа строительства сверхтяжелой ракеты, которую не одобряет Юрий Коптев, может потянуть за собой и остальные программы, он станет своего рода локомотивом всей космической отрасли.

"Если мы идем по пути отказа от амбициозных целей, то мы фактически консервируем наше нынешнее состояние. Американцы строят сверхтяжелую ракету , китайцы строят супертяжелую ракету. Начинают с двигателей, а потом создадут все остальное...", - сказал он в интервью Би-би-си.

Аргументы противников сверхтяжелой ракеты заключаются еще и в том, что все элементы такого носителя, включая и полезную нагрузку, были бы и сверхгабаритными. Для подготовки такого старта необходимо было бы создавать на космодроме отдельный гигантский монтажный комплекс, фактически - космический сборочный завод.

Между тем корабли для той же лунной экспедиции можно собирать на орбите, доставляя их туда в несколько этапов - пусками тяжелой ракеты "Ангара".

Но Вадим Лукашевич считает, что для космической отрасли было бы полезно попытаться совершить некий рывок, вместо того, чтобы пытаться удержаться на позициях полувековой давности.

"Если мы говорим, что это "Восточный", значит там нужно строить завод. Или перепрофилировать мощности в Комсомольске-на Амуре. А мы же, как решил Королев в 1957 году располагать производственные мощности в одном месте, а космодром в другом, так мы и возим по железной дороге. И этот габарит железнодорожный диктует нам диаметр блока первой ступени", - сказал он.

Орбитальная станция

Россия собирается продолжать работу на Международной космической станции до 2024 года, заявил Комаров. То есть МКС останется в строю в течение всего срока действия российской космической программы.

Что произойдет после этого, однозначно и точно сказать он не смог: "Конкретные решения по срокам и задачам будут приниматься позднее".

В Роскосмосе существуют планы по созданию орбитальной станции на основе модулей российского сегмента - тех, которые к 2024 году будут пристыкованы к МКС, сказал Комаров. Однако ее окончательная структура не определена, как не определено участие в ней иностранных партнеров.

О возможности создания национальной орбитальной станции заявил в середине апреля президент Владимир Путин. Во время прямой линии он сказал, что такая станция появится после 2023 года.

Юрий Коптев сказал, что возможность сохранения российского сегмента МКС в виде отдельной станции позволит "купировать политические риски".

"Если форс-мажор какой-то, очередные политические демарши, у нас есть возможность после 2019 года сохранить скелет, основу, фундамент подобного рода станции", - сказал он, добавив, что развивать ее можно будет с иностранными партнерами - "БРИКС или другими".

Проект создания национальной станции открыто критикуют эксперты.

Член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш в интервью "Голосу Америки" сказал: "Ее [национальной станции] главной задачей будет показать, что Россия все еще космическая держава. Правда, при этом сотрудники госпропаганды РФ вынуждены будут все время доказывать, что российский орбитальный комплекс лучше или, по крайней мере, не хуже китайского, который в начале 2020-х годов будет развернут в околоземном пространстве".

Эксперт Вадим Лукашевич также считает проект по созданию станции имиджевым и даже с этой точки зрения бесполезным на фоне других космических программ.

"Ну будет у нас эта станция. Американцы полетят, допустим, к астероиду, в 30 году - на Марс. Дальше - к 25 году Китай построит орбитальный комплекс, сопоставимый с "Миром". А у нас будет своя маленькая посещаемая станция", - сказал он.


После полета Гагарина люди всерьез думали, что всего через несколько десятилетий Человечество покорит космическое пространство, колонизирует Луну, Марс и, возможно, более отдаленные планеты. Однако прогнозы эти были излишне оптимистичными. Но сейчас сразу несколько государств и частных компаний всерьез работают над тем, чтобы оживить утратившую накал космическую гонку. В нашем сегодняшнем обзоре мы вам расскажет про несколько самых амбициозных подобных проектов современности.



Американский мультимиллионер Деннис Тито, ставший в свое время, первым космическим туристом, создал программу Inspiration Mars, целью которой является запуск частной миссии на Марс в 2018 году. Почему именно в 2018? Дело в том, что при старте корабля 5 января этого года, появляется уникальная возможность осуществить полет по минимальной траектории. В следующий раз такой шанс выпадет лишь через тринадцать лет.




Американское агентство передовых разработок DARPA планирует запустить масштабную космическую программу, разработанную на сто и более лет. Главной ее целью является желание исследовать пространство за пределами Солнечной Системы на предмет потенциальной его колонизации Человечеством. При этом само DARPA планирует потратить на это лишь 100 миллионов долларов, основная же финансовая нагрузка ляжет на плечи частных инвесторов. Подобный режим сотрудничества в агентстве сравнивают с исследовательскими экспедициями 16 века, во время которых их руководители, действуя под флагами разных стран, в итоге получали большую часть доходов от присоединенных к Короне территорий и статус королевского наместника в них.




Известный режиссер Джеймс Кэмерон основал фонд, который займется проблемой использования астероидов в полезных для Человечества целях. Ведь эти космические объекты полны редкоземельных элементов. А той же платины в 500-метровом астероиде может оказаться больше, чем было добыто на Земле за всю ее историю. Так почему бы не попытаться достать эти ресурсы? К начинанию Кэмерона присоединились Google, The Perot Group, Hillwood и некоторые другие компании.




Япония планирует в самом ближайшем будущем построить т.н. «солнечный парус» ESAIL, который, благодаря давлению солнечных лучей на его поверхность, будет двигаться по космическому пространству со скоростью 19 километров в секунду. А это сделает его самым быстрым рукотворным объектом в Солнечной Системе.




В апреле 2015 года Российское Космическое Агентство объявило о своих амбициозных планах, подразумевающими создание обитаемых баз на Луне и Марсе уже к 2050 году. При этом все значимые спуски в ее рамках будут осуществлены не с Байконура, с нового космодрома Восточный, который сейчас строится на Дальнем Востоке.




Предвещая и дальнейшее развитие частных полетов на орбиту Земли, российская компания Орбитальные Технологии совместно с РКК Энергия запустили проект с названием Commercial Space Station по созданию первого отеля для космических туристов. Ожидается, что первый его модуль будет отправлен в Космос уже в 2015-2016 годах.




Одним из самых перспективных направлений по освоению Космоса считается разработка идеи космического лифта, который мог бы поднимать по тросу объекты на орбиту Земли. Создать первый подобный транспорт обещает к 2050 году японская компания Obayashi Corporation. Лифт этот сможет двигаться со скоростью 200 километров в час и нести в себе одновременно 30 человек.




На орбите Земли находится огромное количество старых, отработавших свое спутников, превратившихся в так называемый «космический мусор». И это при том, что запуск одного только килограмма груза туда составляет в среднем 30 тысяч долларов. Вот по этой причине агентство DARPA и решило начать разработку космической станции Phoenix, которая займется отловом старых спутников и сбором из них новых, функционирующих.


Точка зрения

КОСМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РОССИИ

(Блуждание в лабиринте или стремление не упустить свой шанс?)

М.РЕБРОВ

ТОЧЕН ЛИ ВЕКТОР КОНВЕРСИИ

Практическая космонавтика, о которой веками мечтали многие поколения, начиналась как побочный продукт развития стратегических вооружений, как дитя конверсии послевоенных лет. Вспомним первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, созданную коллективом ОКБ-1 во главе с С.П.Королевым. Наша знаменитая "семерка", превратившись в космическую ракету-носитель, вывела на орбиту Спутник №1 и Гагаринский "Восток", она до сих пор состоит на космической службе, демонстрируя надежность и рациональность своего технического решения. В 60-е годы на базе баллистической ракеты, получившей на Западе обозначение "СС-4", был создан носитель "Космос". Затем в том же НПО "Южное" на базе боевой машины " СС-9 " была разработана ракета-носитель "Циклон". А ведь есть еще и "протоны", "зениты", "молнии", есть непревзойденная по мощности ракета-носитель "Энергия".

Не желая уступать нам первенства в делах космических, Америка не пожалела денег на то, чтобы утвердить за собой статус ведущей космической державы. Лунная программа, программа "Аполлон", создание орбитальной станции "Скайлэб", многоразового челнока "Шаттл" стоили многие десятки миллиардов долларов. Цель же была одна: сначала догнать Россию, а затем - вырваться вперед. И это удалось.

Однако не следует думать, что только соображения престижности толкали энергичных и прагматичных американцев на "космическую гонку". Они умеют считать, проигрывать возможные варианты, вкладывать большие деньги лишь в то, что сулит большие прибыли. Затратив на программу "Аполлон" 24 млрд.долл., промышленность США заработала на космических патентах около 300 млрд.

Мы вроде бы тоже не лыком шиты. Создание только ракетно-космической системы "Энергия" - "Буран" вызвало такую лавину открытий, изобретений, усовершенствований, что авторскими свидетельствами на них можно оклеить всю эту гигантскую систему. Был составлен специальный альбом, в который вошло 600 оригинальных научно-технических достижений. Это новые технологии и материалы, станки и устройства, программы и методики, экспериментальные установки и измерительная техника, автоматизированные системы управления и покрытия. И что, спросите? Почти ничего. Как говорится, все ушло в песок, осталось невостребованным.

Практичные американцы подсчитали, что на каждый доллар, вкладываемый в космонавтику, можно получить пять долларов отдачи. Да, это трудно: нужно крутиться, нужно думать, нужно эффективно реализовывать все ноу-хау. Эксперты США полагают, что уже в недалеком будущем объем продаж на космическом технологическом рынке достигнет 10-15 млрд.долл. Вот и стремится вторая космическая держава прочно занять там свою нишу, и побольше.

Ну а мы? Что делаем, чем занимаемся? На что и на кого уповаем? Как-то довелось прочитать такое: известная и легендарная (не будем бояться этого слова) космическая фирма, где создавались "востоки", "восходы" и "союзы", аэрокосмический комплекс "Энергия" - "Буран", собирается обрести новую славу на выпуске ширпотребовской продукции. Дело в принципе благородное, кастрюли-сковородки, протезы и кухонные комбайны (пусть даже и устаревшие, во по лицензии японской "Саньо") нам, ох, как нужны.

Так порой понимается "конверсия", так понимаются "рыночные отношения", так идет пресловутая "перестройка". Провозглашая модные, а в чем-то и правильные лозунги вроде "Вперед - к рынку!", мы как-то не очень задумываемся, а с чем же придем на столь манящий, особенно международный, рынок. С бытовой техникой, примитивной электронной аппаратурой, домашними холодильниками, неподгорающими сковородками? Кто купит их у нас? Если и найдется покупатель в так называемых развивающихся странах, то сколько и чем заплатит?

Неужто мы до сих пор не осознали очевидное: именно космическая промышленность России способна удержать страну на достойном уровне как научно и технически развитую державу, стать основой современного технологического процесса, без которого немыслимо улучшение благосостояния и всей нации, и каждого из нас?

Мне вспоминается разговор с доктором технических наук, профессором, академиком Инженерной академии Юрием Григорьевым, тесно связанным с космической индустрией многие годы. "В наших космических системах, - убеждал он меня, - нет деталей и материалов, привезенных из дальних стран, и технологий, купленных за валюту, тоже нет. Это относится к комплексу "Мир", его модулям, кораблям "Союз" и "Прогресс", нашим космическим ракетам-носителям, автоматическим межпланетным лабораториям, спутникам прикладного назначения..."

Эту же мысль с выкладками и аргументами я слышал от академика Владимира Уткина, возглавляющего ведущий НИИ в области ра-кетно-космической техники, от главного конструктора "Бурана" Глеба Лозино-Лозинского, директора НПО "Техномаш" Вячеслава Булав-кина... Российская космонавтика, хотя и уступает американской по части электроники, лидирует в ряде технологий. У нас - самая мощная на сегодня ракета с особенно совершенной первой ступенью, у нас - непревзойденные жидкостные реактивные двигатели, единственная в мире действующая долговременная орбитальная станция, у нас - уникальный ядерный реактор, способный вырабатывать энергию в космосе, компактный, достаточно мощный и надежный, у нас - исключительно точные плазменные двигатели, которые используются для

изменения орбит космических аппаратов... Можно назвать и другое современное оборудование, представляющее потенциальную ценность для осваивающих космическое пространство государств. К тому же в руках российских ученых, обладающих несравненным в мире опытом, "банки знаний", без которых другим странам не обойтись. Это и уникальные методики исследований, и подготовка экипажей длительных экспедиций. Это и та уникальнейшая испытательная база, которой обладают Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, НПО "Энергия", НПО им.Лавочкина, НПО "Композит", НПО "Техномаш"... Да разве все и всех перечислишь! Вот из чего можно "делать" деньги. И большие.

Во что обходится нам наше богатство? Общие ассигнования на гражданскую космическую программу в начале 1993 г. были определены в 51 млрд.руб. в ценах конца 1992 г., что с учетом индексирования примерно вдвое ниже бюджета отрасли начала 80-х годов. Эти 51 млрд. составляют 0,22-0,27% расходной части федерального бюджета России. Для сравнения: в США эта цифра на текущий финансовый год составляет 0,95%. И, несмотря на критические голоса, звучащие время от времени в конгрессе, НАСА (Национальное управление по аэронавтике и космическим исследованиям) получает государственную поддержку, дабы не утратить лидирующего положения в делах космических.

Что касается оплаты труда в нашей космической отрасли, то здесь цифры таковы: в первом квартале 1993 г. средняя заработная плата составляла всего 13 тыс.руб. в месяц, с января 1994-го ее обещают увеличить до 64 тыс. Бюджетные неурядицы обернулись тем, что только в 1992 г. научно-космические учреждения страны потеряли 30 тыс. сотрудников, а производственные предприятия - 40 тыс. чел. Словом, все разговоры о выбрасываемых на ветер "огромных миллиардах" не более, чем миф.

Не пора ли нам очнуться от самобичевания, оглянуться на то, что достигнуто великим талантом и необыкновенным энтузиазмом десятков тысяч ученых, конструкторов, инженеров, рабочих высочайшей квалификации, героизмом летчиков-космонавтов, и разумно, рачительно воспользоваться этими достижениями, этим достоянием в наших же собственных интересах.

МИРАЖИ В ЗОНЕ ВИДИМОСТИ

Теперь о международном рынке космических технологий. Он существует уже более 15 лет, и конкуренция здесь столь же жесткая, как и на всех других международных рынках. Сегодня соотношение квот выглядит примерно так: 60-65% составляет доля всей Западной Европы, 30-35% - США. Доля России, крупнейшей космической державы, смехотворно мала: не составляет даже полупроцента.

В руках США оказался могучий рычаг регулирования этого рынка, и они не хотят его упускать. Все дело в том, что свыше 60% так называемых "полезных нагрузок", в том числе для стран Азии, Латинской Америки, Африки, производят американские фирмы. Не желая упустить свое, они наращивают выпуск космической продукции. При ситуации, когда предложения по услугам запусков спутников в 2,5 раза превышают спрос потребителей (без учета России), они цепляются за все, только бы не потесниться.

Каждое время требует своих тактических приемов. Когда между двумя великими державами лежит почти остывший труп "холодной войны", один из таких "приемов" заключается в разного рода запретах. Скажем, чтобы запустить с Байконура или Плесецка американский спутник связи, по действующим в США законам необходимо получить специальную экспортную лицензию. В то же время из-за ограничений КОКОМ появляется возможность расторгать такого рода соглашения либо не заключать их вообще.

Второй вариант уверток - неадекватность взаимных обязательств. Вспомним российско-индийский контракт на поставку Россией "в Индию криогенных ракетных двигателей и те горячие споры, которые возникли вокруг него. Американская сторона требует от России предоставить ей информацию по всем заключенным нами контрактам. Допустим, что у обеих договаривающихся о космическом сотрудничестве держав есть на то аргументированные доводы. Но тогда непременно должно выполняться и условие симметрии, то есть получение Россией аналогичной информации в те же сроки от США. Тем более, что в трансконтинентальных корпорациях условий для нелегальной утечки "запретных" технологий вполне достаточно. Скажем, Россию не может не беспокоить утечка в Израиль технологии производства ракеты "Эрроу", которая может нести заряд в 500 кг на дальность, превышающую 300 км. Однако наши запросы по этому поводу американская сторона оставляет без внимания.

И еще к вопросу о том, как нас пытаются водить за нос. Американская корпорация "Бак-стер интернэшнл", базирующаяся в Чикаго (штат Иллинойс), и один из московских заводов, производящий компоненты для ракет и принимавший участие в создании орбитальной станции "Мир", образовали совместное российско-американское предприятие "МосМед". Идея на первый взгляд представляется заманчивой: создание дефицитной продукции и разработка рыночной стратегии. Но вот что настораживает: 75% акций принадлежат компании "Бакстер" и лишь 25% - коллективу завода.

Борьба за рынок космических технологий, которой принято объяснять демпинговые и иные устремления России, - всего лишь формальное прикрытие, позволяющее не говорить прямо о борьбе США за право называться великой и первой космической державой. На то, что реальность именно такова, указывают и сам факт разделения космического рынка, и стремление конкурентов под аккомпанемент ласковых увещеваний о поддержке наших реформ сделать все возможное, чтобы не допустить на этот рынок Россию.

И не будем наивными: заграница нам не поможет. Конкуренция была, есть и будет. И когда конкурент слабеет, теряет лицо, протягивает руку, ему не помогают стать равным. Отсюда и та печальная и тревожная реальность:

на международный космический рынок нас не пускают. Примером тому уже упоминавшаяся нашумевшая история с русско-индийским контрактом, "интриги" с "Топазом", ущербное, на мой взгляд, соглашение о совместном полете на "Мире" и "Шаттле": мы на "американский борт" на неделю, они на наш - на месяц...

Предвижу возражения: а как же программа космического сотрудничества России и США? Такая действительность появилась. По словам директора НАСА Дэниэла Голдина, американский сенат выделил 100 млн.долл. на промежуточное использование нашей станции "Мир" для полетов американских астронавтов. По утверждению генерального директора Российского космического агентства (РКА) Ю.Н.Коптева, совместные проекты дадут возможность выводить на орбиты спутники и другую полезную нагрузку с помощью российских ракет-носителей "Протон" и американских "Спейс Шаттл".

Все это заманчиво. Но не успели высохнуть чернила на подписях под документом, как поступило уточнение: запуск спутника "Марс обсервер" с помощью "Протона" НАСА предпочитает перенести с октября 1994 года на 1996-й. Или такая ситуация. Как сообщил журнал "Авиэйшн уик энд Спэйс текнолоджи", у калифорнийской компании "Спэйс систем Лорал" образовалась своеобразная очередь из 20 спутников - телекоммуникационных и метеорологических, - которые необходимо доставить на орбиту. Компания заключила с нами коммерческий контракт на один "Протон" (запуск предполагается осуществить в последнем квартале 1995 г.). Вроде бы соглашение предусматривает использование в период между 1996 и 1998 годами еще четырех "Протонов". Возникает вопрос: почему так мало, если в очереди 20 спутников стоят уже сегодня, а контракт растянут на пять лет? Не ясно также, какую долю от названных господином Голдиным 100 млн. получим мы. Немало и других неясностей в коммерческой деятельности РКА.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Впервые наши планы на космическое будущее получили огласку после расширенного заседания коллегии бывшего Министерства общего машиностроения летом 1989 г. На нем присутствовали главные и генеральные конструкторы, директора НИИ, академики, военные и, конечно же, чиновники из ВПК. Прессе, радио и телевидению была роздана брошюра, которая называлась "СССР в космосе. 2005 год". В ней были разделы: научные исследования (космические аппараты служат интересам науки); основные концепции программы исследования Марса; спутники для исследования природных ресурсов Земли и гидрометеорологии; космические системы навигации, связи, телевидения и геодезии; космическая технология (спутники для космического производства); пилотируемые комплексы.

Конечно же, не вина тех, кто строил эти планы, что они в большей своей части остались лишь "бумажными" замыслами. Обвальная перестройка поставила космическую индустрию страны и ее интеллектуальный потенциал в тяжелейшие условия. И те, кого мы называли "рабочими нашего космоса", вынуждены были свернуть с "магистрального направления" (к нему мы еще вернемся) на "узкоколейку": заказы сократились, ассигнования резко уменьшились, организационные структуры стали рушиться, суверинизация республик бывшего СССР разорвала межотраслевые и межпроизводственные связи.

Свет в конце туннеля вроде бы забрезжил в начале 1993 г., когда Российское космическое агентство опубликовало проект "Государственной космической программы до 2000 года". Заложенный в него принцип: дешевле, меньше, проще- похоже, становился определяющим для российских планов освоения космоса. "Непревзойденные свершения" и "гигантизм" в космических проектах стали уступать место более трезвому и взвешенному подходу, позволяющему в жесткой финансовой ситуации осуществлять текущие, важные для земной практики работы в космосе и создавать задел на перспективу. Новая программа, по признанию специалистов, в большей степени ориентирована на требования заказчиков и потребителей космических исследований и информации, получаемой из космоса, чем на соображения государственного престижа или амбиции политиков.

Разумный подход - и здесь ничего против не скажешь. Но прошло сравнительно немного времени - оно в основном потрачено на российско-американские переговоры о сотрудничестве в области космонавтики, - и РКА обнародовало новые планы на перспективу. Не вполне ясно, насколько "смена орбиты" оправдает возлагаемые на нее надежды. Скомпилированная из программ, ранее претендовавших на роль рационализма, она может стать привлекательной, и скорее всего авторы еще одной "перестройки" вправе рассчитывать на положительную реакцию налогоплательщиков выдвижением откровенно популистских лозунгов типа: "Заработаем валюту на своем участии в международных космических проектах". Но и сомнения, которые рождают более глубокое знакомство с этими проектами, мне представляются оправданными. Что здесь имеется в виду?

СМЕНА ОРБИТЫ: УВЕРЕННОСТЬ ИЛИ НАДЕЖДА

Сотрудничество всегда шло на пользу, тем более в таком масштабном и дорогостоящем деле, как освоение космоса. Проблема эта общечеловеческая, решать ее надо вместе. И вряд ли нужно доказывать, что одному государству, будь оно трижды могущественным и богатым, таких расходов в одиночку не потянуть. И все-таки какие интересы преследуют Россия и Америка, идя на совместные проекты? Сколь равноправно это партнерство?

Прошло 18 лет после совместного советско-американского полета, в котором участвовали корабли "Союз" и "Аполлон". Проект, получивший название "ЭПАС", вселял большие надежды на будущее сотрудничество, но все эти годы, после 1975-го, оно шло вяло. Каков ныне расклад карт в международном пасьянсе, какие ходы следует ожидать от основных действующих сторон России и США?

Еще совсем недавно вопрос повисал в воздухе, но в 1992 г. начались подвижки, и вот состоялся старт американского "Шаттла", на борту которого работал российский космонавт Сергей Крикалев. А в 1995-м на нашей станции "Мир" три месяца отработает американский астронавт. Планируется и стыковка со станцией одного из "Шаттлов", и пятисуточный совместный полет, когда на борту орбитального комплекса впервые в истории будут работать 10 чел.

Честолюбивые американцы, по утверждению "Интернэшнл геральд трибюн", видят в своих космических программах средство обеспечения мирового лидерства как в области обороны, так и технологии. Регулярные полеты "шаттлов" демонстрируют их уверенность в том, что в поединке гигантов Америка победила нокаутом. Но тем не менее западные специалисты заявляют: "Будем реалистами: на долю бывшего СССР все еще приходится две трети мировых запусков."

Да, мы еще не остановились на космическом пути, хотя трудностей у России немало. К тому же всегда не просто стыковать технологии разных "национальностей". Но сейчас время тех, кто не только пытается выжить, но и дерзает. "Подобно тому как американскую программу исследования космоса столь мощно питал опыт немецких ученых после второй мировой войны, так и сегодня она могла бы выиграть благодаря участию русских," - заключает "Интернэшнл геральд трибюн".

У американцев свои проблемы. Проект их орбитальной станции "Фридом", комментируют обозреватели, стал похож на шерстяной свитер, который выстирали в горячей воде. Ее первоначальные масштабы, предполагавшееся число космонавтов на борту, оснащение и энергетика тают, как комета при сближении с Солнцем. Причина - бюджетные перипетии.

Но только ли они? Реальность сегодня такова, что из имеющихся в мире тяжелых ракет-носителей только российская "Энергия" способна вынести в космос модули будущей "Фридом". И обойдется это гораздо дешевле, чем если такую миссию возложить на "шаттлы". Американцы все еще не сумели оценить достоинства наших "протонов" и "зенитов". К этому следует добавить опыт российских специалистов по обеспечению длительных космических экспедиций, без чего сама идея станции "Фридом" теряет смысл.

Завершившийся сравнительно недавно 14-суточный полет многоразового космического корабля "Колумбия" (самый продолжительный в истории "челноков") в основном был посвящен медицинским экспериментам и исследованиям на орбите. Экипаж, состоявший из семи астронавтов, двое из которых женщины, работал по 18 часов в сутки, чтобы выполнить запланированную программу.

Американцы высоко оценивают результаты этого полета. Его успех бесспорен. Но если сравнить двухнедельную экспедицию с годичным полетом на "Мире" космонавтов В.Титова и М.Манарова и планируемый на 1994- 1995 гг. 18-месячный рейс врача В.Полякова, то со всей очевидностью виден уникальнейший опыт, полученный нашими исследователями. Но годичному эксперименту предшествовала серия длительных полетов, которые позволили получить огромный статистический материал, позволяющий планировать самые смелые космические программы и прогнозировать рабочее состояние космонавтов.

Предстоящие совместные полеты, работы на "Мире" и "Шаттле", как мне представляется, должны стать толчком к объединению усилий двух ведущих космических держав на новом уровне взаимной заинтересованности друг в друге. Однако нам не гоже распродавать свой космический товар по дешевке. За него надо брать столько, сколько он стоит.

Пока Россия и Америка пытаются разобраться в своих "выгодах" и "невыгодах", Европа продолжает мирно трудиться как ни в чем не бывало. Она пока вскапывает свой "космический огород", несмотря на то, что начала с опозданием и до урожая еще далеко. Однако это не смущает европейцев, и они с усердием приступили к созданию большой и мощной ракеты "Ариан-5". Полагают, что она сможет конкурировать с аналогичными носителями при запуске коммерческих спутников и космического самолета "Гермес". Не обернется ли честолюбие Европы непомерными затратами на то, что в принципе можно купить на том же мировом космическом рынке? Специалисты уклончиво отвечают: время покажет.

"АЛЬФА" ДОЛЖНА СТАТЬ "СИГМОЙ"

Отказавшись от проекта "Фридом", американцы совместно с Европейским космическим агентством, Канадой и Японией задумали создать международную орбитальную станцию и пригласить к участию в ее разработке Россию.

Замысел, прямо скажем, впечатляет. Будущая орбитальная станция (на данной стадии проекта она имеет название "Альфа") представляет собой довольно сложную конфигурацию, включает несколько блоков-модулей: базовый (или служебный), энергетический, стыковочный, геродинно-аккумуляторный, исследовательский... Предполагается, что они будут созданы участниками проекта, а потому именуются: европейский, российский, американский, японский. Общая масса станции - свыше 200 т, объем герметических помещений - 1200 куб.м, энергетика - 120 кВт. В качестве транспортных средств, доставляющих на станцию экипажи и грузы, планируется использовать наши космические корабли "Союз" и "Прогресс" и американский многоразовый корабль "Спейс Шаттл". Намерено создать свой корабль и Европейское космическое агентство.

Собрать всю конструкцию предполагается за 10 ракетных запусков (пять российских и пять американских). Начнутся эти работы в мае 1997 г. и завершатся за шесть месяцев. В этот период экипажи начнут активно участвовать в сборке станции. В общей сложности строительство огромного орбитального комплекса займет примерно пять лет. Завершатся все работы "к 2001 году, после чего начнется полномасштабная эксплуатация станции. Полагают, что ее ресурса хватит на десять-пятнадцать лет.

Конечно же, участие в столь масштабном международном проекте станет хорошей поддержкой для наших космических НИИ, КБ, испытательных центров и заводов. Ведь в проекте "Альфа", как заявил генеральный директор РКА Ю.Н.Коптев, будет задействовано около 200 предприятий, а это - 60-70 тыс.чел. Конечно же, такие именитые фирмы, как НПО "Энергия", "Композит", "Техномаш", ЦНИИМаш, завод им.Хруничева, "Прогресс", "Звезда" и др., получат гарантированную загрузку, что позволит поддерживать "на плаву" определенную часть наших космических программ. И Россия не просто внесет свой богатейший опыт "в общую копилку", но и приобщится к самым последним достижениям стран Запада.

Поговаривают, что возможно измененное название проекта: не "Альфа", а "Сигма", что знак интеграции более соответствует идее единения. Но это, как говорится, детали. Сомнения, которые вызывает не сам замысел создания международной станции, а ее правовые основы, мне представляются.не лишенными оснований.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ИЛИ КАМЕНЬ НА ШЕЮ?

Есть такая английская поговорка: "Не кладите все яйца в одну корзину". Участие России в международном проекте потребует немалых затрат. Наивно думать, что за все наши разработки нам будут платить твердой валютой. Схема расчетов такова: вложил какую-то сумму в "общую копилку" - и получай часть "ресурсов". Если баланс в одну сторону, то тебе что-то причитается, если в другую, то доплати за пользование общим добром. Принцип вполне интеллигентный, соответствующий рыночным нормам. Но чтобы вкладывать деньги в солидное мероприятие, их надо иметь. Наши сегодняшние возможности, увы, скудны. Надо выискивать резервы, в чем-то сокращаться.

Консервация до лучших времен многоразового космического корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия" позволяет сэкономить определенную сумму. Всего 1,8 млрд. отпущено на их сохранение. Поставлен крест на "Мир-2". А ведь еще совсем недавно мы говорили, что

долговременные орбитальные станции со сменяемыми экипажами и насыщенной научно-технической программой исследований, экспериментов и испытаний - магистральное направление нашей космонавтики.

По мнению экспертов, вынужденное свертывание ряда направлений в силу голодного пайка, на который посажена базирующаяся на передовых технологиях космическая индустрия страны, грозит России отставанием по многим приоритетным позициям. Утрата этих позиций еще не стала необратимой. Но чтобы выправить положение, время терять нельзя. Понимая ситуацию, в минувшем году около 10% космического бюджета было выделено на развитие технологий и программ, которые призваны обеспечить нашей космонавтике лидирующее положение в начале грядущего столетия. Достаточно ли этой доли?

Определенные дивиденты призвана принести техника космической связи. В начале 1993 г. на связь работало 22 российских спутника. Предполагается, что уже к 1995 г. количество линий магистральной связи возрастет в три раза, а к 2000 г. и того больше - в несколько десятков раз. Оказание услуг в области космической связи государственным и коммерческим предприятиям считается надежным источником доходов. Но и здесь у нас все не так, как в мировой практике. Сегодня ни одно суверенное государство, из числа входивших ранее в СССР, пользуясь российскими спутниками связи, не внесло за их эксплуатацию ни копейки, и 98% всех космических расходов несет Россия.

И все-таки вернемся к "яйцам в одной корзине". Каковы гарантии того, что, выложившись на международный проект орбитальной станции, мы не останемся у разбитого корыта? Российские стандарты на системы жизнеобеспечения для космических аппаратов не совпадают с американскими. Стандарты по ряду технических параметров (и в частности, для спутников-ретрансляторов) - тоже. Наклонение плоскости орбиты станции "Альфа" 51,6 град. (у "Мира" - 65 град.), а это значит, что с ее борта можно будет обозревать лишь 7 % территории России.

Непреодолимых препятствий нет, и если делать шаги навстречу друг другу, можно найти приемлемые компромиссные решения. К тому же, как убеждает генеральный директор РКА, участие в проекте "Альфа" обойдется России в 2-2,5 раза дешевле, чем осуществление собственного проекта "Мир-2", что уже на первом этапе у нас есть шанс заработать примерно 400 млн.долл., а на втором и третьем этапах эта цифра может возрасти до 900 млн. Но прежде необходимо разработать и подписать ряд документов, определяющих, как уже было сказано, правовой статус России, формирующих юридическую и политическую основу всех соглашений.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Есть ли выход из лабиринта, в котором наша космонавтика блуждает вот уже не один год? Возьму на себя смелость сказать: "Есть". Космическая индустрия создавалась государством, им контролировалась и финансировалась. Слишком ли щедрыми были эти вложения или не очень - тема отдельного разговора. Важно уяснить, что космические КБ, НИИ, производства, созданные государством, не могут жить без государственной поддержки, государственных заказов, да и переоборудоваться лишь своими усилиями они не могут. Важно уяснить и то, что не следует жалеть денег на космическую науку и технику, ибо нация развивается в соответствии с уровнем передовых технологий. А коль так, нужно ли, разумно ли ориентировать отрасль, использующую самые передовые технологии, на переход к технологиям более низкого уровня?

Я бывал на многих космических фирмах, встречался и беседовал с директорами и генеральными конструкторами, академиками и рядовыми рабочими, видел лаборатории, сборочные цехи, испытательные стенды, знаю многих работающих на этих фирмах и поэтому со всей ответственностью могу утверждать: им по силам самостоятельно изготовить действующий образец практически чего угодно, они способны выполнить все работы от идеи до образца любой сложности. А дальше надо искать тех, кто готов взять этот головной образец для серийного выпуска. Словом, все эти НПО и ОКБ хороши как фабрики передовой мысли, непрерывно продуцирующие новые идеи, технологии, образцы продукции...

Когда ассигнования на космическую отрасль резко сокращаются, когда такие центры, как ЦНИИМаш, НПО "Энергия", завод им.Хруничева и др., не в состоянии обеспечить наработку своих стендов и золотое национальное достояние простаивает, это обернется тем, что надежность техники упадет. Более того, положение в этих объединениях таково, что великолепные конструкторы, ученые, технологи не обеспечены ни зарплатой, ни соответствующим оборудованием. И как следствие - "утечка умов". Из-за такой политики, отсутствия централизованных вложений и заботы об экспериментальной базе, которую постоянно нужно обновлять, мы придем к тому, что завтра пока еще в передовой космической отрасли будем пожинать такие же плоды, как и в очень многих других отраслях.

И последнее. Деньги, которые выделяет государство, пусть даже скромные, должны идти на создание и развитие космической науки, а не на амбициозные устремления к "суверени-зации" отдельных предприятий и не на сомнительную "приватизацию". Увы, на это тоже тратятся немалые усилия, а в результате рождаются дублирующие друг друга организации (скажем, РКА и Главкосмос), утрачиваются рычаги управления, но... появляются шикарные "офисы".

Словом, космонавтике нужен хозяйский подход. Тогда забрезжит свет в конце туннеля, тогда она будет не только брать, но и отдавать. Щедро и много. Такова она по своей сути, и слова гениального провидца К.Э.Циолковского о "горах хлеба и бездне могущества" куда более серьезны, чем могут кому-то показаться.