Самый известный самурай в мире. История самураев в японии. Самурай: определение слова

Тайра-но Киёмори был полководцем и воином, который создал первую самурайскую административную систему управления в истории Японии. До Киёмори, самураи в основном рассматривались как наемные воины для аристократов. Киёмори взял под свою защиту клан Тайра после смерти своего отца в 1153 году, и быстро добился успеха в политике, в которой он ранее занимал лишь незначительный пост.

В 1156 году, Киёмори и Минамото-но Йошимото (глава клана Минамото) подавили восстание и стали управлять двумя высшими кланами воинов в Киото. Их союз превратил их в непримиримых соперников, а в 1159 году Киёмори одержал победу над Йошимото. Таким образом, Киёмори стал главой самого могущественного воинского клана в Киото.

Он продвинулся по государственной службе, а в 1171 году выдал свою дочь за императора Такакура. У них, в 1178 году, появился ребенок, сын Токихито. Киёмори позже использовал этот рычаг, чтобы заставить императора Такакура отдать свой трон принцу Токихито, а также своим союзникам и родственникам. Но в 1181 году умер от лихорадки в 1181 году.

11. Ии Наомаса (1561 – 1602)


Ии Наомаса был знаменитым генералом и даймё в период Сэнгоку, когда правил сегун Токугава Иэясу. Он считался одним из Четырех Небесных Королей Токугава, или самых преданных и уважаемых генералов Иэясу. Отец Наомаса был убит после того, как его ошибочно признали виновным в измене, когда Наомаса был маленьким ребенком.

Ии Наомаса продвинулся вверх в клане Токугава, и получил большое признание, после того, как под его руководством 3000 солдат одержали победу в битве при Нагакутэ (1584). Он боролся так лихо, что получил похвалу даже от генерала противников, Тоётоми Хидэёси. После того, как он помог одержать победу Токугава во время осады Одавары (1590), он получил замок Миновa и 120000 коку (древняя японская единица измерения площади), то есть самый большой участок земли, принадлежащий кому-либо из вассалов Токугава.

Звездный час Наомаса настал во время битвы при Секигахаре, где он был ранен шальной пулей. После этого ранения он так до конца не мог поправиться, но продолжал бороться за жизнь. Его подразделение стало известно как "Красные Дьяволы", за их кроваво-красные доспехи, которые они носили в бою, для психологического воздействия.

10. Датэ Масамунэ (1567 - 1636)

Датэ Масамунэ был безжалостным и жестоким даймё в ранний период Эдо. Он был выдающимся тактиком и легендарным воином, и его фигура стала еще более знаковой из-за его потерянного глаза, за что его часто называли «Одноглазый Дракон».

Как старший сын клана Датэ, он должен был занять место своего отца. Но из-за потери своего глаза после оспы, мать Масамунэ посчитала его непригодным кандидатом для правления, и второй сын в семье взял управление на себя, в результате чего в семье Датэ возник раскол.

После несколько ранних побед в качестве генерала, Масамунэ завоевал положение, став признанным лидером и начал кампанию, чтобы победить всех соседей своего клана. Когда соседний клан попросил Терумунэ, его отца, обуздать своего сына, Терумунэ сказал, что не будет это сделать. Впоследствии Терумунэ был похищен, но перед этим он дал наставления, чтобы сын убил всех членов вражеского клана, если что-то подобное случиться, даже если в ходе битвы отец будет убит. Масамунэ повиновался, убив всех.

Масамунэ служил Тоётоми Хидэёси в течение некоторого времени, а затем перешел на сторону союзников Токугава Иэясу после смерти Хидэёси. Он был верен обоим. Хотя это удивительно, но Масамунэ был покровителем культуры и религии, и даже поддерживал дружеские отношения с Папой Римским.


9. Хаттори Хандзо (1542 - 1596)



Хаттори Хандзо был известным самураем и ниндзя эпохи Сэнгоку, и одной из самых часто изображаемых фигур той эпохи. Ему приписывают спасение жизни Токугава Иэясу, а также, что он помог ему стать правителем объединенной Японии. Он получил прозвище Они-но Хандзо (Дьявол Хандзо) за свою бесстрашную военную тактику, которую он показал.

Хаттори выиграл свою первую битву в возрасте 16 лет (в ночном нападении на замок Удо), и успешно освободил из заложников дочерей Токугава в замке Каминого в 1562 году. В 1579 году он руководил отрядом ниндзя из провинции Ига для защиты против сына Ода Нобунага. Провинция Ига была, в конечном счете, уничтожена самим же Нобунага в 1581 году.

В 1582 году он внес свой самый ценный вклад, когда помог будущему сегуну Токугава Иэясу бежать от преследователей в провинцию Микава, с помощью местных кланов ниндзя.

Он был отличным фехтовальщиком, и исторические источники указывали, что последние годы своей жизни он скрывался от всех под видом монаха сименем "Сайнен." Легенды часто приписывают ему сверхъестественные способности, такие как исчезновение и появление в другом месте, предвидение и психокинез.

8. Бэнкэй (1155 - 1189)



Мусашибо Бэнкэй, известный в народе просто как Бэнкэй, был воином-монахом, который служил Минамото-но Есицунэ. Он – популярный герой японского фольклора. Рассказы о его рождении очень разнятся - некоторые говорят, что он был сыном изнасилованной матери, другие называют его потомком бога, и многие приписывают ему атрибуты ребенка демона.

Бэнкэй, как говорят, убивал минимум 200 человек в каждом бою, в котором он участвовал. В возрасте 17 лет, он был ростом более двух метров, и его называли гигантом. Он прошел обучение по владению нагинатой (длинным оружием, похожим на гибрид топора и копья), и покинул буддийский монастырь, чтобы присоединиться к тайной секте горных монахов-аскетов.

По преданию, Бэнкэй отправился на мост Годзё в Киото, где обезоружил каждого проходящего мимо фехтовальщика и тем самым собрал 999 мечей. Во время его 1000-го боя, он потерпел поражение от Минамото-но Ёсицунэ, и стал его вассалом, борясь с ним против клана Тайра.

Находясь в осаде несколько лет спустя, Есицуне совершил ритуальное самоубийство (харакири), в то время как Бэнкэй боролся на мосту в передней части главного входа замка, чтобы защитить своего хозяина. Говорят, что солдаты, организовавшие засаду, боялись заходить мост, чтобы вступить в бой с одиноким, гигантом. Бэнкэй убил свыше 300 солдат и еще долго после того, как битва уже была закончена, солдаты видели, как покрытый ранами и пронзенный стрелой Бэнкэй по-прежнему стоит. Гигант упал на землю, умерев стоя, что в итоге стало известно как "Стоячая смерть Бэнкэя."

7. Уэсуги Кэнсин (1530 - 1578)



Уэсуги Кэнсин был даймё в период Сенгоку в Японии. Он был одним из самых могущественных полководцев той эпохи, в основном его помнят за его доблесть на поле боя. Он славится своим благородным поведением, военным мастерством и давним соперничеством с Такэдой Сингеном.

Кенсин верил в буддийского бога войны - Бисямонтена – и поэтому его последователи считали его воплощением Бисямонтена или Бога войны. Он иногда упоминается как "дракон Этиго", за его грозную технику боевых искусств, которую он показал на поле боя.

Кенсин стал юным 14-летним правителем провинции Этиго после того, как вырвал власть из рук своего старшего брата. Он согласился выйти на поле боя против могущественного военачальника Такеды Сингена, потому что завоевательные кампании Такеды приближались близко к границам Этиго.

В 1561 году Кенсин и Синген участвовали в своей самой большой битве, четвертом сражении при Каванакадзиме. По преданию, во время этой битвы Кенсин накинулся на Такэду Сингена со своим мечом. Синген отмахивался от ударов своим боевым железным веером, и Кенсину пришлось отступить. Результаты боя не однозначны, так как оба военачальника потеряли более 3000 человек.

Хотя они были соперниками более, чем 14 лет, Уэсаги Кенсин и Такэда Синген несколько раз обменивались подарками. Когда Синген умер в 1573 году, Кэнсин, как говорили, плакал в голос из-за потери такого достойного противника.

Также следует отметить, что Уэсаги Кенсин лихо победил самого могущественного военачальника той эпохи, Ода Нобунага, аж два раза. Говорят, что если бы он не умер внезапно после тяжелого пьянства (или рака желудка или же убийства, в зависимости от того, кого вы спросите), он, возможно, узурпировал бы трон Нобунаги.

6. Такеда Синген (1521 – 1573)



Такеда Синген, из провинции Кай, был выдающимся даймё в позднем периоде Сэнгоку. Он известен своим исключительным военным авторитетом. Он часто упоминается как "тигр из Кай" за свое военное мастерство на поле боя, и, как главный соперник, Уэсуги Кэнсина, или "Дракона Этиго".

Синген взял под свою защиту клан Такэда в возрасте 21 года. Он объединился с кланом Имагава, чтобы они помогли в проведении бескровного переворота против его отца. Молодой военачальник добился быстрого прогресса и получил контроль над всем близлежащим районом. Он воевал в пяти легендарных сражениях против Уэсаги Кэнсина, а затем клан Такэда разрушили внутренние проблемы.

Синген был единственным даймё, обладающим необходимой силой и тактическим мастерством, чтобы остановить Ода Нобунага, который хотел управлять Японией. Он победил союзника Нобунаги, Токугава Иэясу в 1572 году, и захватил замок Футамата. Тогда он разбил небольшую объединенную армию Нобунага и Иэясу. Во время подготовки к новому бою, Синген скоропостижно скончался в своем лагере. Некоторые говорят, что вражеский стрелок ранил его, в то время как по другим источникам считается, что он умер от пневмонии или от старой боевой раны.

5. Токугава Иэясу (1543 - 1616)



Токугава Иэясу - первый сегун и основатель сёгуната Токугава. Его семья практически управляла Японией с 1600 года до начала Реставрации Мэйдзи в 1868 году. Иэясу захватил власть в 1600 году, стал сёгуном в 1603 году, отрекся от должности в 1605 году, но оставался у власти до своей смерти в 1616 году. Он является одним из самых известных полководцев и сёгунов в японской истории.

Иэясу пришел к власти, воюя под кланом Имагава против блестящего лидера Ода Нобунага. Когда лидер Имагава, Йошимото, был убит во время неожиданного нападения Нобунага, Иэясу образовал тайный союз с кланом Ода. Вместе с армией Нобунаги они захватили Киото в 1568 году. В то же время, Иэясу заключил союз с Такэдой Сингеном и расширил свою территорию.

В конце концов, после прикрытия бывшего врага, альянс Иэясу-Синген рухнул. Такеда Синген победил Иэясу в ряде сражений, но Иэясу обратился за помощью к Ода Нобунага. Нобунага привел свою большую армию, и силы Ода-Токугава в 38000 человек одержали великую победу в битве при Нагасино в 1575 году против сына Такэды Сингена, Такеды Кацуёри.

Токугава Иэясу в конечном итоге пережил многих великих людей той эпохи: Ода Нобунага засеял почву для сёгуната, Тоётоми Хидэёси получил власть, Сингэн и Кенсин, два сильнейших соперника, были мертвы. Сёгунат Токугавы, благодаря хитрому уму Иэясу, будет править Японией еще в течение следующих 250 лет.

4. Тоётоми Хидэёси (1536 - 1598)



Тоётоми Хидэёси был великим даймё, генералом, самураем, и политиком периода Сэнгоку. Его считают вторым «великим объединителем» Японии, сменившим своего бывшего хозяина, Ода Нобунага. Он положил конец периоду Воюющих царств. После его смерти, его молодой сын был вытеснен Токугава Иэясу.

Хидэёси создал ряд культурных наследий, таких как ограничение, по которому только члены класса самураев могли носить оружие. Он финансировал строительство и восстановление многих храмов, которые все еще стоят в Киото. Он сыграл важную роль в истории христианства в Японии, когда он приказал казнить на кресте 26 христиан.

Он присоединился к клану Ода около 1557 года в качестве скромного слуги. Его повысили, и он стал вассалом Нобунага, и участвовал в битве при Окэхадзаме в 1560 году, где Нобунага победил Имагава Йошимото и стал самым могущественным полководцем периода Сэнгоку. Хидэёси провел многочисленные ремонтные работы в замке и по строительству крепостей.

Хидэёси, несмотря на свое крестьянское происхождение, стал одним из главных генералов Нобунаги. После убийства Нобунаги в 1582 году от рук его генерала Акэти Мицухидэ, Хидэёси хотел отомстить, и, вступив в союз с соседним кланом, победил Акэти.

Хидэёси, как Нобунага, так и не получил титула сёгуна. Он сделал себя регентом и построил себе роскошный дворец. Он изгнал христианских миссионеров в 1587 году, и начал охоту за мечами, чтобы конфисковать все оружие, остановив крестьянские восстания и обеспечив большую стабильность.

Когда его здоровье начало давать сбои, он решил воплотить в жизнь сон Ода Нобунага о том, как Япония завоевывает Китай, и начал завоевание династии Мин с помощью Кореи. Вторжение Кореи закончилась неудачей, и Хидэёси умер 18 сентября 1598 года. Классовые реформы Хидэёси изменили социальную классовую систему в Японии на следующие 300 лет.

3. Ода Нобунага (1534 - 1582)



Ода Нобунага был могущественным самураем, даймё, военачальником, который инициировал объединение Японии в конце периода Воюющих царств. Он прожил всю жизнь в непрерывных военных завоеваниях, и захватил треть Японии до своей смерти в перевороте 1582 года. Его помнят, как одну из самых жестоких и дерзких фигур периода Воюющих царств. Его также признают одним из величайших правителей Японии.

Его верный сторонник Тоётоми Хидэёси стал его преемником, и он стал первым, кто объединил всю Японию. Токугава Иэясу позже укрепил свою власть сёгунатом, который правил Японией до 1868 года, когда началась Реставрация Мэйдзи. Говорили, что "Нобунага начинает делать национальную рисовую лепешку, Хидэёси месит ее, и, в конце концов, Иэясу садится и ест ее."

Нобунага изменил технику военного дела в Японии. Он внедрил использование длинных пик, способствовал строительству укреплений замков, и особенно применению огнестрельного оружия (в том числе аркебуз, мощного огнестрельного оружия), что привело к многочисленным победам полководца. После того, как он захватил два важных мушкетных завода в городе Сакаи и провинции Оми, Нобунага получил превосходящую оружейную мощь над врагами.

Он также учредил специализированную воинскую классовую систему, основанную на способностях, а не на имени, звании, или семье. Вассалы также получили землю на основе того, сколько там производится риса, а не от размера земель. Эта организационная система была позже использована и широко разработана Токугава Иэясу. Он был отличным бизнесменом, модернизировавшим экономику от сельско-хозяйственных городов до формирования городов-крепостей с активным производством.

Нобунага был почитателем искусства. Он построил большой сад и замки, популяризировал японскую чайную церемонию, чтобы можно было поговорить о политике и бизнесе, и способствовал началу формирования современного театра кабуки. Он стал покровителем миссионеров-иезуитов в Японии, поддержал создание первого христианского храма в Киото в 1576 году, хотя он оставался непреклонным атеистом.

2. Хонда Тадакацу (1548 - 1610)



Хонда Тадакацу был генералом, а позже даймё, в конце периода Сэнгоку до раннего периода Эдо. Он служил Токугава Иэясу, и был одним из Четырех Небесных Королей Иэясу наряду с Ии Наомаса, Сакакибара Ясумаса, и Сакаи Тадацугу. Из этих четырех, Хонда Тадакацу имел репутацию самого опасного.

Тадакацу был настоящим воином в глубине души, и, после того, как сёгунат Токугава превратился из военного в гражданско-политический институт, он стал все больше отдаляться от Иэясу. Репутация Хонды Тодакацу привлекла внимание некоторых из самых влиятельных фигур в Японии того время.

Ода Нобунага, который, как известно, не хвалил своих последователей, называл Тадакацу "самураем среди самураев." Тоётоми Хидэёси называл его "лучшим самураем на востоке." О нем часто упоминали как о "воине, превзошедшем саму смерть", так как он никогда не получал серьезных ран, несмотря на то, что прошел через чем более 100 боев к концу своей жизни.

Его часто характеризуют как полную противоположность другому великому генералу Иэясу, Ии Наомаса. Оба были свирепыми воинами, и способность Тадакацу ускользать от травм часто противопоставлялась всеобщему представлению, что Наомаса пережил много боевых ранений, но всегда боролся с ними.

1. Миямото Мусаси (1584 - 1685)



Хотя он не был выдающимся политиком, или знаменитым генералом или военачальником, как многие другие в этом списке, пожалуй, не существовало другого, более великого фехтовальщика в истории Японии, чем легендарный Миямото Мусаси (по крайней мере для западных жителей). Хотя он был фактически бродячим ронином (самураем без хозяина), Мусаси прославился благодаря рассказам о его мастерстве фехтования в многочисленных поединках.

Мусаси - основатель техники фехтования Нитен-рю, искусства боя на двух мечах – там одновременно используются катана и вакидзаси. Он был также автором «Книги пяти колец», книги по стратегии, тактике и философии, которая изучается до их пор.

По его собственным рассказам, Мусаси провел свой первый поединок в возрасте 13 лет, где он победил человека по имени Арика Кихей, убив его палкой. Он боролся с адептами известных школ фехтования, но никогда не проигрывал.

В одном поединке против семьи Йошиока, знаменитой школы фехтовальщиков, Мусаси, как сообщается, изменил своей привычке появляться поздно, прибыл на несколько часов раньше, убил 12-летнего противника, а затем сбежал, когда на него напали десятки сторонников его жертвы. Чтобы отбиться, он достал свой второй меч, и эта техника владения двумя мечами положила начало его технике Нитэн-ки ("два неба, словно одно").

По рассказам, Мусаси странствовал по земле и сразился в более чем 60 поединках, и никогда не был побежден. Это консервативная оценка, скорее всего, не принимает во внимание смерти от его рук в крупных сражениях, в которых он участвовал. В последние годы своей жизни, он участвовал в поединках гораздо меньше и больше писал, удалившись в пещеру, чтобы написать «Книгу пяти колец». Он умер в пещере в 1645 году, предвидя свою смерть, так что он умер в позе, сидя с одним поднятым вертикально коленом и держа свой вакидзаси в левой руке, а палку в правой .

Японские воины самураи (буси) - искусные воины средневековой Японии. Как правило ими являлись светские феодалы, князья и мелко-сословное дворянство. Термин буси означает «воин» и имеет более обширное представление, не всегда его следует относить к самураям. Термин самурай следует из глагола «саберу», имевшего значение «служить». Японские воины в совершенстве владели мечом, луком и рукопашным боем, следовали строжайшему кодексу бусидо или «путь воина».

Занятием японских воинов было не только ведение войны, зачастую они являлись личными телохранителями своего хозяина - даймё, что буквально переводится как «большое имя», а в мирное время самураи были обыкновенными слугами. Самураев всегда считали элитой в обществе Японии, а даймё считался элитой среди самураев.

В этой статье мы собрали для вас наиболее интересные факты о самураях.

10. О женщинах-самураях. Когда мы произносим слово самурай, сразу приходит образ воина-мужчины, вместе с тем в древних японских хрониках есть множество упоминаний о женщинах-самураях, которые именовались онна-бугэйся. В кровопролитных сражениях женщины и девушки-самураи принимали участие наравне с воинами-мужчинами. Нагината (длинный меч) - оружие, которое они чаще всего использовали. Древнее японское холодное оружие с длинной рукоятью (примерно около 2 метров) имело изогнутое лезвие односторонней заточки (длиной около 30 сантиметров), практически аналог холодного оружия ближнего боя - глефы.

В исторических хрониках о женщинах-самураях упоминаний практически нет, из-за этого историки предполагали, что их было крайне мало, но новейшие исследования исторических хроник показали, что женщины-воины вносили свой вклад в сражениях гораздо чаще, нежели принято считать. В 1580 году произошла битва в местечке Сенбон Матсубару. По результатам раскопок из обнаруженных на месте сражения 105 тел, по результатам проведенного анализа ДНК 35 принадлежат женскому полу. Раскопки в других местах древних сражений дали результаты приблизительно такие же.

9. Доспехи самураев. В отличие от рыцарских лат средневековой Европы броня самураев создавалась с учетом подвижности, должна быть очень прочной, но при этом оставаться достаточно гибкой, чтобы не стеснять движений воина. Доспехи самурая изготавливались из металла или прочных кожаных пластин, покрытых лаком. Пластины аккуратно связывались между собой кожаными шнурками. Руки защищали наплечники - небольшие щиты прямоугольной формы, а также бронированные рукава.

Интересной деталью доспехов самурая является шлем, имеющий форму чаши, собранный из металлических пластинок, скрепленных между собой заклепками. Лицо воина защищали доспехи, крепившиеся на затылочной части, под шлемом. Интересной деталью самурайского головного убора является подшлемник, очень напоминающий маску Дарта Вейдера (интересный факт: дизайн формы шлема персонажа кинофильма «Звездные Войны» Дарта Вейдера взят именно от формы шлема японских воинов). Эта деталь доспехов защищала воина от ударов стрел и мечей, наносимых под небольшими углами. К шлему воины крепили маски боевых личин - мэнгу, защищавшие воина и пугавшие врага.

8. Секс и самураи. Сексуальные отношения между воинами Японии можно назвать свободными. Приблизительно такие же отношения между воинами имели место быть и в древней Спарте. Однополые связи как правило возникали между более опытными мастерами-самураями (наставниками) и молодыми воинами, которые только начинали тренироваться (новичками). Называлась эта практика однополых отношений - вакасюдо (путь молодости). Найденные документальные свидетельства говорят, что через «путь молодости» проходил практически весь класс самураев.

7. Самураи-европейцы. Древние японские хроники говорят, что при особых условиях человек, не японец, вполне мог воевать вместе с самураями, а стать одним из самураев считалось особой честью. Такому воину выдавали оружие и доспехи, а также называли новым именем, японским. Эта честь могла быть пожалована только очень влиятельными лидерами, например, даймё, либо человеком, который реально управлял Японией большей частью времени, - полководцем, то есть сёгуном.

В истории есть упоминание о четырех мужчинах, которым выпала честь получить звание самураев:

Английский мореплаватель и первый британец, который достиг берегов Японии, Уильям Адаме, также известный под именем Миура Андзин, сыгравший важнейшую роль в развитии торговых отношений Японии с Голландией и Японии с Англией.

Голландский мореплаватель и торговец Ян Йостен ван Лодестейн, известный под именем Яйосу, исполнявший обязанности советника сёгуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам.

Офицер военно-морских сил Франции Юджин Коллаче также принял титул самурая. Японское имя неизвестно. По прибытию во Францию был уволен по военно-полевому суду как дезертир. Он написал книгу «Приключения в Японии 1868-1869», которая была опубликована в 1874 году.

Голландец по происхождению и торговец оружием Эдвард Шнелл, японское имя Хирамацу Бухей. Был у японцев военным инструктором и поставщиком оружия.

6. Численность самураев. Бытует мнение, что самураи были избранными воинами и их было очень мало. В реальности самураи были вооруженными слугами, приближенными к знати. Впоследствии самураи стали ассоциироваться с классом буси - воинами среднего и высшего сословия. Напрашивается простой вывод - самураев было значительно больше, чем принято считать, более 10% населения Японии являлись самураями. А так как их было много, они оказали значительное влияние на историю империи; считается, что сегодня в каждом японце есть частичка крови великих воинов.

5. Одежда самурая. Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль одежды воина оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.

Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.

Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая - волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.

4. Оружие самурая. Являясь воинами, самураи в совершенстве владели многими видами оружия. Самым древним мечом, которое носили японские воины, был меч тёкуто. Так назывались все мечи древнего типа, появившиеся у воинов Японии в II-IV веках нашей эры. Они были прямые и имели одностороннюю заточку.

Оружие продолжало совершенствоваться. В дальнейшем мечи стали более изогнутыми и со временем превратились в легендарный японский меч, известный нам под названием катана - изогнутый японский двуручный меч с односторонним клинком и длиной лезвия более 60 сантиметров. Без сомнений, японский меч катана является символом самурая, ведь, как гласит кодекс самурая, душа воина живет в его мече. Вместе с катаной самураи носили меч меньшего размера - сёто, длиной 33-66 сантиметров. Сёто имели право носить только самураи. Вместе большой и малый мечи назывались дайсё, что буквально переводится «большой-малый».

В арсенале самурая был также длинный лук - юми, длиной более двух метров. Делается лук из слоеного бамбука, дерева, также в работе используется кожа - этот способ изготовления не менялся веками. Практика в стрельбе из лука у самураев доходила практически до фанатизма. Также в бою японские воины использовали копье - яри, японское древковое оружие, имеющее множество модификаций. Но копье для самурая являлось, по большей части, символом личной храбрости.

3. Образование самурая. У подавляющей части самураев помимо того, что они были искусными воинами, было великолепное образование. Бусидо, самурайский кодекс, говорил, что воин всегда должен улучшать и совершенствовать себя любыми способами, даже если это не связано с войной. Японские воины писали стихи, рисовали картины, проводили чайные церемонии, изучали каллиграфию, многие владели искусством составления букетов - икебана, читали литературу и имели отличные знания в математике.

2. Образ самурая. Доспехи и оружие самурая создавали достаточно внушительный внешний вид, и сейчас во многих кинофильмах японских воинов показывают именно такими. В действительности, все было не так. Их рост в средневековой Японии был приблизительно 160-165 сантиметров, а телосложение было худое. Кроме того, есть множество упоминаний, что, вполне вероятно, самураи произошли от этнической группы малочисленного народа айнов. Они были значительно выше и сильнее японцев, кожа у них была белая, а внешний вид во многом совпадал с европейским.

1. Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота - сэппуку или харакири - есть непосредственный атрибут самурая. Сэппуку совершался в тот момент, когда воин не имел возможности следовать кодексу бусидо, либо когда его пленил враг. Ритуальное самоубийство совершалось не только по доброй воле, но и использовалось как наказание, но в любом случае это был почетный способ смерти.

Ритуал сэппуку - это достаточно продолжительный ритуал. Он начинался с церемонии омовения. После купания воина одевали во все белое и приносили его самую любимую еду. Сразу после еды на уже опустевшее блюдо клался короткий меч. Далее самурай писал предсмертное стихотворение - танка (пятистрочная японская стихотворная форма, состоящая из 31 слога). После этого самурай брал короткий меч, обматывал лезвие материей, чтобы не разрезать руку, и совершал самоубийство, разрезая свой живот.

Находящийся рядом человек должен был добить самурая путем отрубания ему головы. В большинстве случаев это был ближайший друг, которому оказывалась величайшая честь, отводилась ему почетная роль. Величайшим мастерством помощника было отрубить голову так, чтобы она повисла на небольшой полоске кожи и осталась в объятиях уже мертвого самурая.

МУГЕН-РЮ ХЕЙХО

Меч катана, принадлежавший самому Токугава Иэясу

В самурайские времена в Стране восходящего солнца было много прекрасных мечей и много великолепных мастеров, блестяще владеющих искусством фехтования. Однако самыми знаменитыми мастерами меча в самурайской традиции стали Цукахара Бокудэн, Ягю Мунэ-нори, Миямото Мусаси и Ямаока Тэссю.

Цукахара Бокудэн родился в городе Касима провинции Хитати. Первым именем будущего мастера было Такомото. Его родной отец был самураем, вассалом даймё провинции Касима и обучал своего сына обращению с мечом с самого раннего детства. Казалось, Такамото был прирожденным воином: пока другие дети играли, он упражнялся со своим мечом - сначала деревянным, а потом и настоящим, боевым. Вскоре его отдали на воспитание в дом знатного самурая Цукахара Тосонока-ми Ясумото, который приходился родственником самому даймё и блестяще владел мечом. Свое искусство вместе с фамилией он решил передать приемному сыну. В нем он нашел благодарного ученика, твердо вознамерившегося стать мастером на «пути меча».

Мальчик тренировался неустанно и вдохновенно, и его упорство принесло свои результаты. Когда Боку-дэну исполнилось двадцать, он уже был мастером меча, хотя мало кто об этом знал. и когда юноша осмелился бросить вызов знаменитому воину из Киото, Отиаи То-радзаэмону, то многие сочли это дерзкой и необдуманной выходкой. Отиаи решил проучить наглого юнца, однако, ко всеобщему удивлению, Бокудэн в первые же секунды дуэли одержал победу над именитым противником, но сохранил ему жизнь.

Отиаи тяжело переживал позор этого поражения и решил отомстить: он выследил Бокудэна и напал на него из засады. Но внезапное и коварное нападение не застало молодого самурая врасплох. На этот раз Отиаи лишился и жизни, и репутации.

Эта дуэль принесла Бокудэну громкую славу. Многие даймё пытались заполучить его в телохранители, но молодой мастер отклонил все эти весьма лестные предложения: он вознамерился и дальше совершенствовать свое искусство. Долгие годы он вел образ жизни рони-на, странствуя по стране, учась у всех мастеров, с которыми его сталкивала судьба, и сражаясь с опытными фехтовальщиками. Времена же были тогда лихие: войны эпохи Сэнгоку дзидай были в полном разгаре, и Бокудэну доводилось участвовать во множестве сражений. Ему доверили особую миссию, сколь почетную, столь и опасную: он вызывал на поединок командиров противника (многие из которых сами были первоклассными фехтовальщиками) и убивал их на глазах у всего войска. Сам же Бокудэн оставался непобежденным.


Пединок на крыше храма

Одной из самых славных его дуэлей стал поединок с Кадзивара Нагато, слывшим непревзойденным мастером нагината. Он также не знал поражений и был настолько искусным в обращении с оружием, что мог на лету разрубить ласточку. Однако против Бокудэна его искусство оказалось бессильным: едва Нагато замахнулся своей алебардой, Бокудэн убил его первым же ударом, что со стороны выглядело легко и просто. На самом же деле это была виртуозная техника хитоцу-тати - стиль одного удара, которую Бокудэн оттачивал в течение всей своей жизни.

Самой же курьезной «дуэлью» Бокудэна стало происшествие, приключившееся с ним на озере Бива. Бокудэну в это время перевалило за пятьдесят, он уже по-другому смотрел на мир и не хотел убивать людей ради бессмысленной славы. Как назло, в лодке, где среди прочих пассажиров был и Бокудэн, оказался один устрашающего вида ронин, тупой и агрессивный. Этот ронин похвалялся своим фехтовальным искусством, называя себя лучшим в Японии мастером меча.

Обычно похваляющемуся глупцу нужен слушатель, и самурай выбрал для этой роли Бокудэна. Однако тот не обращал на него никакого внимания, и такая непочтительность взбесила ронина. Он вызвал Бокудэна на поединок, на что тот спокойно заметил, что настоящий мастер стремится не нанести поражение, а по-возмож-ности избежать бессмысленного кровопролития. Такая мысль оказалась для самурая труднопереваримой, и он, распалясь еще больше, потребовал у Бокудэна назвать его школу. Бокудэн ответил, что его школа называется Мутэкацу-рю, буквально - «школа достижения победы без помощи рук», то есть без меча.

Это рассердило самурая еще больше. «Что за чепуху ты мелешь!» - сказал он Бокудэну и приказал лодочнику причалить к крохотному уединенному островку, чтобы Бокудэн мог на практике показать ему преимущества своей школы. Когда лодка подошла к острову, ронин первым выпрыгнул на берег и обнажил свой меч. Бокудэн же взял у лодочника шест, оттолкнулся от берега и одним махом увел лодку далеко от острова. «Вот так я и достигаю победы без меча!» - сказал Бокудэн и помахал рукой оставленному на островке глупцу.

У Бокудэна было три приемных сына, и всех их он обучал искусству меча. Однажды он решил устроить им испытание и для этого поставил над дверью тяжелый чурбан. Как только дверь открывалась, чурбан падал на входившего. Первым Бокудэн пригласил старшего сына. Тот почуял подвох и ловко подхватил падавший на него чурбан. Когда чурбан обрушился на среднего сына, тот успел вовремя увернуться и одновременно вытащить из ножен меч. Когда же дошла очередь до младшего сына, то тот в мгновение ока обнажил свой меч и великолепным ударом рассек падающий чурбан пополам.

Бокудэн был очень доволен результатами этого «экзамена», ибо все трое оказались на высоте, а младший к тому же продемонстрировал великолепную технику мгновенного удара. Однако своим главным преемником и новым главой своей школы Бокудэн назвал старшего сына, ибо для достижения победы ему не пришлось действовать мечом, а это более всего соответствовало духу учения Бокудэна.

К сожалению, школа Бокудэна не пережила своего основателя. Все его сыновья и лучшие ученики погибли в сражениях против войск Ода Нобунага, и не осталось никого, кто мог бы продолжить его стиль. Среди учеников был и сам сёгун Асикага Ёситэру, блестяще владевший мечом и достойно отдавший жизнь в неравном бою с окружившими его убийцами. Сам Бокудэн умер в 1571 г. в возрасте восьмидесяти одного года. Все, что осталось от его школы,- это множество легенд и книга из ста стихов, известная как «Бокудэн Хякусю». В стихах старого мастера речь шла о пути самурая, что проходит по тонкой, как острие меча, грани, отделяющей жизнь от смерти...

Разработанные Бокудэном техника одного удара и идея достижения победы без помощи меча были блестяще воплощены в другой школе кэн-дзюцу получившей название «Ягю-Синкагэ рю». Основателем школы Синка-гэ был знаменитый воин Камиидзуми Нобуцуна, чье фехтовальное мастерство по достоинству оценил сам Такэда Сингэн. Его лучшим учеником и преемником стал другой известный мастер меча, Ягю Мунэёси.


Миямото Мусаси с двумя мечами. С картины неизвестного художника XVIIв

Мунэёси, достигший немалого мастерства еще до встречи с Нобуцуна, вызвал того на поединок. Однако Нобуцуна предложил Мунэёси сразиться сначала на бамбуковых мечах с его учеником, Хикида Тоёгороо. Ягю и Хикида сходились дважды, и дважды Хикида наносил Ягю стремительные удары, которые тот не успевал парировать. Затем с потерпевшим очевидное поражение Ягю Мунэёси решил сразиться и сам Нобуцуна, но когда противники встретились взглядом, между ними словно бы ударила молния, и Мунэёси, повалившись в ноги к Нобуцуна, попросился к нему в ученики. Нобуцуна охотно принял Мунэёси и учил его два года.

Мунэёси вскоре стал его лучшим учеником, и Нобуцуна назвал его своим преемником, посвятив во все тайные техники и во все секреты своего мастерства. Так слились фамильная школа Ягю со школой Синкагэ, и возникло новое направление, Ягю-Синкагэ Рю, ставшее классическим в искусстве кэн-дзюцу. Слава об этой школе распространилась по всей стране, и слух о знаменитом Ягю Мунэёси дошёл до ушей самого Токутава Иэясу, который в то время еще не был сёгуном, но считался одним из наиболее влиятельных людей в Японии. Иэясу решил испытать уже престарелого мастера, который говорил, что для одержания победы меч вовсе необязателен.

В 1594 г. Иэясу пригласил к себе Мунэёси, чтобы проверить его мастерство на практике. Среди телохранителей Иэясу было немало самураев, великолепно владеющих мечом. Лучшим из них он приказал попытаться зарубить мечом безоружного Мунэёси. Но тот всякий раз успевал в последний момент уклониться от клинка, обезоружить атакующего и так швырнуть его на землю, что несчастный уползал на четвереньках или вовсе не мог встать.

В конце концов были побеждены все лучшие телохранители Иэясу, и тогда он решил лично атаковать Мунэёси. Но когда Иэясу занес свой меч для удара, старый мастер успел поднырнуть под клинок и толкнуть обеими руками его рукоять. Меч, описав в воздухе сверкающую дугу, упал на землю. Обезоружив будущего сёгуна, мастер вывел его на бросок. Но бросать не стал, лишь слегка «подприжал», а потом вежливо поддержал потерявшего равновесие Иэясу. Тот признал полную победу Мунэёси и, восхитившись его мастерством, предложил ему почетную должность личного инструктора фехтования. Но старый мастер собирался уходить в монастырь и предложил вместо себя своего сына Мунэнори, который впоследствии также стал замечательным мастером меча.

Мунэнори был учителем фехтования и при сёгуне Хидэтада, сыне Иэясу, и при его внуке Иэмицу. Благодаря этому школа Ягю-Синкагэ вскоре стала очень известной по всей Японии. Сам же Мунэнори прославил себя в битве при Сэкигахара и во время штурма Осакского замка - он находился в числе телохранителей сёгуна и убивал воинов противника, пытавшихся пробиться к ставке Токутава и уничтожить Иэясу и его сына Хидэта-ду. За свои подвиги Мунэнори был возведен в ранг даймё, жил в чести и богатстве и оставил после себя немало трудов по фехтовальному искусству.

Особое внимание школа Ягю-Синкагэ уделяла развитию интуитивного чувства приближающегося противника, неожиданного нападения и прочей опасности. Путь к вершинам этого искусства в традиции Ягю-Синкагэ начинается с постижения техники правильного поклона: стоило ученику опустить голову слишком низко и перестать следить за окружающим пространством, как он тут же получал неожиданный удар деревянным мечом по голове. и так продолжалось до тех пор, пока он не обучался ускользать от них, не прерывая поклона.

В былые же времена искусству воина учили еще более безжалостно. Чтобы пробудить в ученике необходимые для выживания качества, мастер кормил его оплеухами 24 часа в сутки: незаметно подкрадывался к нему с палкой, когда тот спал или занимался домашней работой (обычно ученики в доме мастера выполняли всю черную работу), и безжалостно бил. В конце концов ученик ценой шишек и боли начинал предчувствовать приближение своего мучителя и думать, как избежать ударов. С этого момента наступал новый этап ученичества: мастер брал в руки уже не палку, а настоящий самурайский меч и учил уже очень опасным боевым приемам, предполагающим, что ученик уже развил в себе умение мыслить и действовать одновременно и молниеносно.

Некоторые мастера меча совершенствовали свое искусство дзансин до степеней почти сверхъестественных. Примером этого может служить сцена испытания самураев в фильме Куросавы «Семь самураев». Испытуемых приглашали войти в дом, за дверями которого прятался парень с дубинкой наготове и неожиданно бил вошедших по голове. Один из них пропустил удар, другим удавалось уклониться и обезоружить нападающего. Но лучшим был признан самурай, который отказался войти в дом, ибо почуял подвох.

Одним из сильнейших мастеров дзансин считался сам Ягю Мунэнори. Однажды погожим весенним днем он вместе со своим юным оруженосцем любовался цветением сакуры в своем саду. Вдруг его стало одолевать чувство, что кто-то готовится нанести ему удар в спину. Мастер осмотрел весь сад, но ничего подозрительного не обнаружил. Оруженосец, изумленный странным поведением господина, спросил его, в чем дело. Тот посетовал, что, наверное, стареет: его стало подводить чувство дзансин - интуиция говорит об опасности, которая на деле оказывается мнимой. и тут парень признался, что стоя за спиной любующегося вишнями господина, подумал, что мог бы очень легко его убить, нанеся неожиданный удар сзади, и Мунэнори не помогли бы тогда все его умения. Мунэнори на это улыбнулся и, довольный, что его интуиция по-прежнему на высоте, простил юноше его грешные мысли.


Миямото Мусаси сражается против нескольких противников, вооруженных копьями

Об этом случае прослышал сам сёгун Токутава Иэми-цу и решил устроить Мунэнори испытание. Он пригласил его к себе якобы для разговора, и Мунэнори, как и следует самураю, почтительно присел у ног правителя на расстеленную на полу циновку. Иэмицу заговорил с ним и во время разговора вдруг неожиданно набросился на мастера с копьем. Но движение сёгуна не было для мастера неожиданным - он сумел почувствовать его «нехорошее» намерение гораздо раньше, чем тот его осуществил, и поэтому сразу же сделал Иэмицу подсечку, и сёгун был опрокинут, так и не успев понять, что же произошло, и не успев замахнуться своим оружием...

Совсем по-другому сложилась судьба современника Ягю Мунэнори - одинокого воина Миямото Мусаси, ставшего героем самурайских легенд. Он большую часть жизни оставался неприкаянным ронином, а в битве при Сэкигахара и в сражениях при Осакском замке находился на стороне проигравших противников Токутава. Жил он как настоящий аскет, одевался в рванье и презирал многие условности. Всю свою жизнь он оттачивал фехтовальную технику, однако смысл «пути меча» видел в постижении безупречности духа, и именно это приносило ему блестящие победы над самыми грозными противниками. Поскольку Миямото Мусаси сторонился общества и был героем-одиночкой, о его жизни известно немного. Реального Миямото Мусаси затмил его литературный двойник - образ, выведенный в одноименном популярном приключенческом романе японского писателя Ёсикава Эдзи.

Миямото Мусаси родился в 1584 г. в деревне Миямото, расположенной в местечке Есино, провинция Мима-сака. Его полное имя было Синмэн Мусаси-но-ками Фудзивара-но Гэнсин. Мусаси был мастером меча, как говорится, от бога. Первые уроки фехтования он брал у своего отца, однако мастерство оттачивал самостоятельно-в изнурительных тренировках и опасных дуэлях с грозными соперниками. Любимым стилем Мусаси стал нито-рю - фехтование сразу двумя мечами, однако не менее ловко он обращался и с одним мечом, и с трезубцем дзиттэ и даже использовал вместо настоящего оружия любые подручные средства. Свою первую победу он одержал в 13 лет, вызвав на поединок известного мастера меча Арима Кибэи, принадлежавшего к школе Синто Рю. Арима не отнесся к этому поединку серьезно, ибо не мог допустить, что тринадцатилетний мальчишка может стать опасным противником. Мусаси вышел на поединок, вооружившись длинным шестом и коротким мечом вакидзаси. Когда Арима пытался нанести удар, Мусаси ловко перехватил его руку, провел бросок и ударил шестом. Удар этот оказался смертельным.

В шестнадцать лет он вызвал на поединок еще более грозного воина, Тадасима Акияма, и победил его без особого труда. В этом же году юный Мусаси участвовал в битве при Сэкигахара под знаменами клана Асикага, выступившего против войск Токутава. Отряды Асикага были разбиты наголову, и большинство самураев сложили свои буйные головы на поле брани; юный Мусаси также был тяжело ранен и, скорее всего, должен был погибнуть, если бы из гущи сражения его не вытащил знаменитый монах Такуан Сохо, который выходил пострадавшего юношу и оказал на него большое духовное влияние (так излагается в романе, хотя это, конечно, художественный вымысел).

Когда Мусаси исполнился двадцать один год, он отправился в муся-сюго - воинские странствия, ища достойных соперников, чтобы отточить свое фехтовальное мастерство и поднять его на новые высоты. Во время этих странствий Мусаси носил грязные, драные одежды и выглядел очень неопрятным; даже в бане он мылся крайне редко, ибо с ней был связан один очень неприятный эпизод. Когда Мусаси все-таки решил вымыться и залез в о-фуро, традиционную японскую ванну - большую бочку с горячей водой, то на него напал один из его противников, пытавшийся воспользоваться моментом, когда знаменитый воин был невооружен и расслаблен. Но Мусаси и тут сумел «выйти сухим из воды» и одолеть вооруженного врага голыми руками, однако после этого случая возненавидел купание. Это происшествие, приключившееся в бане с Мусаси, послужило основой для известного дзэнского коана, вопрошающего о том, что должен сделать воин, чтобы победить окруживших его врагов, застигших его стоящим обнаженным в бочке с водой и лишенным не только одежды, но и оружия.

Иногда неряшливый вид Мусаси пытаются объяснить своего рода психологической хитростью: введенные в заблуждение его заношенным платьем, соперники смотрели на бродягу свысока и оказывались не готовыми к его молниеносным атакам. Однако по свидетельству ближайших друзей великого воина, все его тело и голова с раннего детства были сплошь покрыты безобразными струпьями, поэтому он стеснялся раздеваться при людях, не мог мыться в бане и не мог носить традиционную самурайскую прическу, когда полголовы обривалось наголо. Волосы Мусаси всегда были растрепанными и неприбранными, как у классического демона из японских сказок. Некоторые авторы считают, что Мусаси страдал врожденным сифилисом, и это тяжкое заболевание, мучавшее мастера всю жизнь и в конце концов его убившее, определило характер Миямото Мусаси: он чувствовал себя не таким, как все прочие люди, был одинок и обезображен, и этот недуг, сделавший его гордым и замкнутым, подвигнул его и на великие свершения в воинском искусстве.

За восемь лет странствий Мусаси дрался в шестидесяти дуэлях и вышел из них победителем, одолев всех своих противников. В Киото он провел серию блистательных поединков с представителями клана Ёсиока, служившими инструкторами фехтования при семье Асикага. Мусаси победил старшего брата, Ёсиока Гэндзаэ-мона, и зарубил насмерть младшего. Тогда его вызвал на поединок сын Гэндзаэмона, Ханситиро. На самом же деле семейство Ёсиока намеревалось под предлогом дуэли заманить Мусаси в ловушку, наброситься на него всей толпой и убить наверняка. Однако Мусаси узнал об этой затее и сам устроил засаду за деревом, около которого собрались коварные Ёсиока. Внезапно выскочив из-за дерева, Мусаси на месте зарубил Ханситиро и многих его родственников, остальные же в страхе разбежались.

Мусаси также нанес поражения и таким известным воинам, как Мусо Гонноскэ, непревзойденному дотоле мастеру шеста, Сисидо Байкану, который слыл мастером кусари-кама, и мастеру копья монаху Сюдзи, который доселе слыл непобедимым. Однако самой знаменитой из дуэлей Миямото Мусаси считается его поединок с Саса-ки Ганрю, учителем фехтования влиятельного князя Хосокава Тадатоси, лучшим меченосцем на всем северном Кюсю. Мусаси вызвал Ганрю на поединок, вызов был с готовностью принят и получил одобрение самого даймё Хосокава. Дуэль назначили на раннее утро 14 апреля 1612 г. на маленьком островке Фунадзима.


Первый удар - завершающий удар!

В назначенное время Ганрю приехал на остров со своими людьми, он был одет в алого цвета хаори и хакама и опоясался великолепным мечом. Мусаси же опоздал на несколько часов - он откровенно проспал,- и все это время Ганрю нервно ходил туда-сюда по берегу островка, остро переживая такое унижение. Наконец лодка привезла и Мусаси. Он выглядел заспанным, одежда была мятой и изодранной, как рубище нищего, волосы спутаны и всклокочены; оружием же для поединка он выбрал обломок старого весла.

Такая откровенная насмешка над правилами хорошего тона взбесила истомившегося и без того обозленного противника, и Ганрю стал терять хладнокровие. Он молниеносно извлек меч и яростно направил удар в голову Мусаси. Одновременно с этим Мусаси ударил Ганрю по голове своей деревяшкой, отступив на шаг. Шнурок, стягивающий его волосы, оказался рассеченным мечом. Сам же Ганрю повалился наземь без сознания. Придя в чувство, Ганрю потребовал продолжения поединка и на этот раз ловким ударом сумел рассечь одежду своего противника. Однако Мусаси сразил Ганрю наповал, тот повалился на землю и более не вставал; изо рта его хлынула кровь, и он тут же умер.

После поединка с Сасаки Ганрю Мусаси очень изменился. Дуэли больше не привлекали его, зато он всей душой увлекся дзэнской живописью в стиле суйбоку-га и обрел славу великолепного художника и каллиграфа. В 1614-1615 гг. он участвовал в сражениях при Осакском замке, где показал чудеса храбрости и воинского мастерства. (Неизвестно, правда, на чьей стороне он сражался.)

Большую часть жизни Мусаси странствовал по Японии со своим приемным сыном и лишь на излете жизни согласился послужить у даймё Хосокава Тадатоси, того самого, которому некогда служил покойный Ганрю. Впрочем, Тадатоси вскоре скончался, и Мусаси оставил дом Хосокава, став аскетом. Перед самой смертью он написал ставшую знаменитой «Книгу пяти колец» («Го-рин-но сю»), в которой размышлял о смысле боевых искусств и «пути меча». Умер он в 1645 г., оставив о себе память как о мудреце и философе, прошедшем через огонь, воду и медные трубы.

Любая традиция - в том числе и традиция боевых искусств - знает периоды расцвета и упадка. История знает немало примеров, когда в силу разных обстоятельств традиции прерывались,- например, когда мастер не знал, кому передать свое искусство, или же само общество теряло интерес к этому искусству. Случилось так, что в первые десятилетия после реставрации Мэй-дзи японское общество, увлекшись перестройкой на европейский лад, утратило интерес к своей собственной национальной традиции. Безжалостно вырубались многие прекрасные рощи, некогда воспевавшиеся поэтами, и на их месте возникали чадящие трубами заводские корпуса. Было разрушено немало буддийских храмов и старинных дворцов. Под угрозой оказалось и выживание традиций самурайских боевых искусств, ибо многие считали, что эпоха меча безвозвратно прошла, и упражнения с мечом - совершенно бессмысленная трата времени. Тем не менее самурайская традиция благодаря подвижничеству многих мастеров сумела-таки выжить и найти себе место в преобразившейся Японии и даже выплеснулась за ее пределы.

Одним из таких мастеров, спасавших благородное искусство меча от угасания, стал Ямаока Тэссю, жизнь которого пришлась на период падения режима Токутава и заката «золотого века» самураев. Заслуга его в том, что он сумел проложить тот мостик, по которому самурайские боевые искусства перешли в новую эпоху. Ямаока Тэссю видел спасение традиции в том, чтобы сделать ее открытой для представителей всех сословий, желающих посвятить жизнь «пути меча».

Мастер Ямаока Тэссю родился в 1835 г. в самурайской семье и, как это водится, первые навыки обращения с мечом получил от своего отца. Мастерство же свое он оттачивал под руководством многих мастеров, первым из которых стал знаменитый фехтовальщик Тиба Сюсаку глава школы Хокусин Итто Рю. Затем Тэссю в возрасте 20 лет был принят в самурайскую семью Ямаока, представители которой из поколения в поколение славились искусством копья (соодзюцу). Женившись на дочери главы этой семьи, Тэссю принял фамилию Ямаока и был посвящен в сокровенные тайны семейной школы фехтовального мастерства.

Объединив все приобретенные знания и вдохновленный дзэнскими идеями, Тэссю создал свой собственный стиль фехтования, назвав его Муто Рю - буквально, «стиль без меча»; своему же залу для фехтовальных упражнений он дал поэтическое название «Сюмпукан» («Зал весеннего ветра»), заимствованное из стихов известного дзэнского мастера Букко, жившего в XIII в.,- того самого, что помогал Ходзё Токимунэ отражать монгольское нашествие. Кстати сказать, образ ветра - быстрого, не знающего преград и способного мгновенно превратиться во всесокрушающий ураган - стал одной из важнейших мифологем, раскрывающих веками складывавшийся образ мастера меча.

В двадцать с лишним лет Тэссю прославился своими блестящими- победами над многими искусными фехтовальщиками. Однако был у него один противник, от которого Тэссю постоянно терпел поражения, - Асари Гимэи, глава школы Наканиси-ха Итто Рю. В конце концов Тэссю попросил Асари стать его учителем; сам же он тренировался с таким упорством и безжалостностью к самому себе, что получил прозвище Демон. Однако, несмотря на все свое упорство, Тэссю не мог победить Асари в течение семнадцати лет. В это время сёгунат Токутава пал, и в 1868 г. Тэссю участвовал в боевых действиях «войны Босин» на стороне бакуфу.

Подняться до нового уровня мастерства Тэссю помог дзэн-буддизм. У Тэссю был свой наставник, мастер дзэн монах Тэкисуи из храма Тэнрю-дзи. Тэкисуи видел причину поражений Тэссю в том, что тот уступает Асари не столько в технике фехтования (она была у него отточена до предела), а именно духом. Тэкисуи посоветовал ему медитировать над таким коаном: «Когда встречаются два сверкающих меча, то прятаться негде; будь холодно-спокойным, подобно цветку лотоса, расцветающему средь бушующего пламени и пронзающему Небеса!» Лишь в возрасте 45 лет Тэссю удалось в медитации постичь тайный, невыразимый словами смысл этого коана. Когда же он вновь скрестил мечи со своим учителем, то Асари рассмеялся, отбросил свой клинок и, поздравив Тэссю, назвал его своим преемником и новым главой школы.

Тэссю прославился не только как мастер меча, но и как выдающийся наставник, оставивший после себя множество учеников. Тэссю любил говорить, что постигающий это искусство меча постигает суть всех вещей, ибо приучается одновременно видеть и жизнь, и смерть. Мастер учил своих последователей, что истинная цель искусства меча заключается не в уничтожении противника, а в выковывании собственного духа - только такая цель достойна времени, потраченного на ее достижение.

Эта философия Тэссю отразилась и в разработанной им системе так называемых сэйганов, до сего времени широко применяемой в различных японских традиционных видах единоборства. Сэйган в дзэн-буддизме означает обет, который дает монах, иначе говоря - суровое испытание, в котором проявляется сила духа. Согласно методике Тэссю, ученик должен был непрерывно тренироваться в течение 1000 дней, после чего он допускался к первому испытанию: ему предстояло за один день провести 200 поединков с одним лишь коротким перерывом. Если ученик выдерживал это испытание, то затем мог пройти второе, более сложное: за три дня он должен был участвовать в трехстах поединках. Третье же, заключительное испытание предполагало-прохождение через 1400 поединков за семь дней. Подобное испытание выходило за рамки обычного понимания фехтовального искусства: для того чтобы выдержать такую нагрузку, одного лишь владения техникой фехтования было мало. Ученик должен был объединить всю свою физическую силу с силой духа и достичь могучего намерения пройти это испытание до конца. Выдержавший такой экзамен мог с полным правом считать себя настоящим самураем духа, каким и был сам Ямаока Тэссю.

В мировой истории всегда были такие группы людей, чей образ навечно остался романтизированным в людских сердцах. Западная поп-культура опирается на европейские и американские героические личности, оживляя их в вестернах, фильмах о средневековье и сказках, в странах, где правили короли и королевы. Ковбои и рыцари всегда служили идеальным образом для создания популярных медийных продуктов, благодаря бесчисленным приключениям и захватывающим ситуациям, в которых они оказывались с завидным постоянством.

Самураи были аналогом европейских рыцарей, знатным военным классом в средневековой Японии. На протяжении сотен лет, самураи играли важнейшую священную роль в японском обществе. Самурай присягал своему господину и обязался служить ему своим клинком и мудростью, следуя определенному своду моральных и философских правил, называемому бусидо. Следование пути бусидо помогало самураю воплотить в жизнь понятия рыцарства, достигнуть мастерства во владении боевыми искусствами, почитать такие понятия, как преданность, честь, служение, и предпочитать смерть бесчестью. Некоторые самураи могли стать военачальниками по праву наследования, не дожидаясь воли господина.

После того, как рассказы о самураях распространились за пределы Японии, люди со всей планеты проявили живой интерес к их истории. Это на самом деле было очень увлекательно: самураи воплощали в себе образ идеального воина, почитавшего культуру и законы, серьезно относящегося к избранному им жизненному пути. Когда самурай подводил господина или самого себя, по местным обычаям он должен был быть подвергнут ритуалу «сэппуку» - ритуальному самоубийству. В нашем списке вы найдете десять величайших самураев, которые жили в Японии в то или иное время.

10. Ходзё Удзицуна (1487 — 1541)

Ходзё Удзицуна был сыном Ходзё Соуна, основателя клана Ходзё, контролировавшего большой участок региона Канто — самого густонаселенного острова Японии, в период Сэнгоку (1467 — 1603). Период Сэнгоку характеризовался постоянными войнами между семьями высокопоставленных военнослужащих, и Ходзё Удзицуна улыбнулась удача появитсья на свет именно в этот промежуток времени, в 1487 году. Удзицуна разжег давнюю вражду с кланом Уэсуги, забрав себе замок Эдо в 1524 году, одно из главных средоточий власти в средневековой Японии. Ему удалось распространить влияние своей семьи на весь регион Канто, и к моменту его смерти в 1541 году, клан Ходзё был одной из самых могущественных и доминирующих семейств в Японии.

9. Хаттори Ханзо (1542 — 1596)

Это имя может быть знакомо поклонникам творчества Квентина Тарантино, поскольку именно на основе реальной биографии Хаттори Ханзо, Квентин создал образ фехтовальщика для фильма «Убить Билла». О раннем периоде жизни Ханзо не так уж много известно, но историки склоняются к тому, что он родился в 1542 году. Начиная с возраста 16 лет, он боролся за выживание, участвуя во множестве сражений. Ханзо был предан Токугава Иэясу, не раз спасая жизнь этому человеку, позже основавшему сегунат, стоявший во главе Японии более 250 лет, с 1603 по 1868 год. Во всей Японии он известен, как великий и преданный самурай, ставший легендой. Его имя можно найти высеченным у входа в императорский дворец.

8. Уэсуги Кэнсин (1530 — 1578)


Уэсуги Кэнсин был сильным военачальником и по совместительству лидером клана Нагао. Он отличался выдающимися способностями в качестве командира, в результате чего его войска одержали множество побед на поле боя. Его соперничество с Такэда Сингэном, еще одним военачальником, было одним из самых широко известных в истории за период Сэнгоку. Они враждовали на протяжении 14 лет, за это время участвуя в нескольких схватках один-на-один. Кэнсин умер в 1578 году, обстоятельства его смерти остались невыясненными. Современные историки полагают, что это было что-то похожее на рак желудка.

7. Симадзу Ёсихиса (1533 — 1611)


Это еще один японский полевой командир, который жил на протяжении кровавого периода Сэнгоку. Он родился в 1533 году, будучи юношей, зарекомендовал себя в качестве талантливого командира, позднее эта черта позволила ему и его товарищам захватить большую часть региона Кюсю. Благодаря своим успехам на поле боя, он заслужил беззаветную верность своих слуг (заклятых мечей, как их еще называли), которые отчаянно сражались за него на поле боя. Ёсихиса стал первым, кто объединил весь регион Кюсю, в последствии он был разбит Тоётоми Хидэёси и его 200-тысячной армией.

6. Мори Мотонари (1497 — 1571)

Мори Мотонари вырос в относительной безвестности, но это не помешало ему взять под контроль несколько крупнейших кланов в Японии и стать одним из самых устрашающих и сильных военачальников периода Сэнгоку. Его появление на общей сцене было внезапным, столь же неожиданным был ряд побед, которые он одержал над сильными и уважаемыми соперниками. В конечном счете он захватил 10 из 11 провинций Тюгоку. Многие его победы были одержаны над куда более многочисленными и более опытными соперниками, что сделало его подвиги еще более впечатляющими.

5. Миямото Мусаси (1584 — 1645)

Миямото Мусаси был самураем, чьи слова и мнения до сих пор несут отпечаток на современной Японии. Мусаси был ронином, самураем без хозяина, который жил в период Сэнгоку. На сегодняшний день он известен, как автор «Книги пяти колец», где описывается стратегия и философия самураев в бою. Он первым применил новый боевой стиль в технике владения мечом кендзюцу, назвав его нитен ичи, когда бой ведется двумя мечами. По легенде, он путешествовал по древней Японии, и за время путешествия успел одержать победу во множестве поединков. Его идеи, стратегии, тактики и философия являются предметом изучения по сегодняшний день.

4. Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598)

Тоётоми Хидэёси считается одним из отцов-основателей Японии, одним из трех человек, чьи действия помогли объединить Японию и положить конец долгой и кровавой эпохе Сэнгоку. Хидэёси сменил своего бывшего господина Ода Нобунага, и начал проводить социальные и культурные реформы, которые определили дальнейшее направление развития Японии на промежуток в 250 лет. Он запретил владение мечом лицам, кто не является самураем, а так же начал общенациональные поиски всех мечей и прочего оружия, которое должно было отныне принадлежать лишь самураям. Несмотря на то, что это сосредоточило всю военную силу в руках самураев, такой шаг стал огромным прорывам на пути к общему миру со времен воцарения эпохи Сэнгоку.

3. Такэда Сингэн (1521 — 1573)

Такэда Сингэн был, пожалуй, самым опасным командиром за все время эпохи Сэнгоку. Он родился наследником рода Такэда, но лично захватил власть, когда выяснилось, что его отец собирался оставить все своему другому сыну. Сингэн союзничал с несколькими другими сильными самурайскими кланами, что подтолкнуло его к выходу за пределы родной провинции Кай. Сингэн стал одним из немногих, кто смог победить армию Ода Набунаги, который на тот момент успешно захватывал другие территории Японии. Он умер в 1573 году, страдая от болезни, но к этому моменту он был уже на пути к консолидации власти над всей Японией. Многие историки полагают, что если бы он не заболел, то Ода Набунага никогда не пришел бы к власти вновь.

2. Ода Нобунага (1534 — 1582)


Ода Нобунага был движущей силой объединения Японии. Он был первым военачальником, сплотившим вокруг себя огромное количество провинций и сделал своих самураев доминирующей военной силой во всей Японии. К 1559 году он уже захватил свою родную провинцию Овари и решил продолжить начатое, расширяя свои границы. В течение 20 лет Нобунага медленно шел к власти, представ в образе одного из самых страшных военачальников страны. Лишь паре человек, среди которых был и Такэда Сингэн, удалось одержать победы в борьбе с его уникальной военной тактикой и стратегией. К счастью для Нобунага, Сингэн умер и оставил страну на его растерзание. В 1582 году, на пике своего могущества, Нобунага стал жертвой государственного переворота, начатого его же собственным генералом, Акеши Мицухидэ. Осознав, что поражение неизбежно, Нобунага отступил внутрь храма Хонно-Джи в Киото и совершил сэппуку (ритуальное самоубийство самураев).

1. Токугава Иэясу


Токугава Иэясу, возможно, был не самым эффективным самураем, но к концу периода Сэнгоку он стал тем человеком, на руках у которого оказались самые лучшие карты. Иэясу заключил союз между кланами Токугава и Ода Нобунага, но со смертью последнего, огромные военные силы оказались без главнокомандующего. Хотя Тоётоми Хидэёси и заменил Нобунагу, его абсолютная власть над страной продлилась очень короткое время. С 1584 по 1598 года силы Токугава Иэясу боролись с армией Тоётоми Хидэёси за контроль над страной. В 1598 году Хидэёси умер от болезни, оставив 5-летнего сына в качестве наследника. В 1600 году в битве при Сэкигахара, силы армии Токугавы нанесли смертельный удар остаткам альянса Ода и Тоётоми. С этого момента он стал первым сегуном, чья династия правила Японией вплоть до возрождения династии Мейдзи в 1868 году. Годы правления клана Токугава наложили свой отпечаток на путь развития страны, изолировав ее от остального мира на целую четверть тысячелетия.


Теги:

Любой, кто слышал об Японии , наверняка слышал и о самураях . Самураи были группой воинов , которые были известны своей свирепостью и верностью . У них есть неизгладимое место в истории Японии, сформировавшее цивилизацию. Самураи являются символами японской культуры , и в них укорен кодекс чести. Вот список 10 самых величайших самурайских воинов в истории.

10. Шимадзу Йошихиса

Один из самых известных военачальников периода Сенгоку , Симадзу Йошихиса , был из провинции Сацума . Некоторое время он был женат на своей тете. Он начал кампанию по объединению Кюсю и у него было много побед. Его клан управлял значительной частью Кюсю в течение многих лет, но в конечном итоге был побежден Тоётоми Хидэёси . После поражения Йошихиса , как полагают, ушел в отставку и стал буддийским монахом . Он умер мирной смертью.

9. Дата Масамунэ

Известный своей близостью к насилию и отсутствию милосердия , Дама Масамунэ был одним из самых страшных воинов своей эпохи. Потеряв правый глаз в детстве из-за оспы, ему пришлось приложить дополнительные усилия, чтобы его можно было признать бойцом . После ряда поражений в первые дни он медленно строил свою репутацию и стал одним из самых эффективных воинов того времени. Когда его отец был похищен врагами своего клана, Масамунне ответил, убив всех и своего отца во время миссии. Позднее он служил Тойотоми Хидэёси и Токугава Иэясу .

8. Уэсуги Кеншин

Известный как Дракон Эхиго , Кеншин был жестоким воином и лидером клана Нагао . Он был известен своим соперничеством с Такедой Шингеном . Они сражались друг с другом в течение многих лет, участвуя в дуэлях несколько раз. Он также был одним из военачальников, которые сопротивлялись кампаниям Оды Нобунага . Он был авторитетным командиром. Существуют различные истории, связанные с причиной его смерти.

7. Токугава Иэясу

Первоначально союзник Оды Нобунага и его преемник Тоётоми Хидэёши Токугава Иэясу больше шевелил мозгами, чем мечем. После смерти Хидэёси он собрал врагов клана Тоётоми и боролся против них, за власть. Он победил Тойотомиса в битве при Секигахаре в 1600 году и стал первым тогугаванским сёгуном в 1603 году. Сёгунат Токугавы открыл новую эру мира в Японии и правил до 1868 года.

6. Хаттори Ханзо

Лидер клана Ига , Хаттори Ханзо был одним из редких самураев, которые также были и воинами ниндзя . Он был верным слугой Токугавы Иэясу , который несколько раз спасал своего хозяина от смерти. Его основным оружием было копье . В его старшие годы Ханзо стал буддийским монахом. Он один из самых известных воинов в японской поп-культуре и вдохновил многих воинов.

5. Такэда Шинген

Часто называемый тигром Кай , Такеда Шинген был страшным воином, а также поэтом. Он сражался в многочисленных битвах. В четвертой битве в Каванакаджиме он встретил своего соперника Уэсуги Кеншина в битве один на один. Он был одним из немногих воинов, которые добивались успеха в отношении Оды Нобунаги и имели возможность остановить его. Тем не менее, Шинген умер в загадочных обстоятельствах в 1573 году, после чего Нобунага консолидировал власть.

4. Хонда Тадакатсу

Также известный как «Воин, превзошедший смерть» , Хонда Тадакацу был одним из самых жестоких воинов , которых создала Япония. Один из четырех царей Токугавы , он участвовал в более чем сотнях сражениях, и не был побежден ни в одном из них. Его главным оружием было копье, известное как резак Стрекозы , которое вызывало страх у каждого противника. Тадакацу воевал в решающей битве при Секигахаре , которая привела к новой эре в японской истории.

3. Миямото Мусаси

Самый знаменитый воин-самурай на протяжении многих лет, Миямото Мусаси был одним из величайших фехтовальщиков, которые когда-либо жили в Японии. Его первая дуэль была в возрасте 13 лет . Он сражался в битве между кланом Тойотоми против клана Токугава , на стороне Тойотоми, в конечном итоге бы побежден. Позже он путешествовал по Японии, выиграв более 60 дуэлей и ни разу не проиграв. Самый известный поединок Мусаси состоялся в 1612 году, в котором он сражался с мастером-фехтовальщиком Сасаки Коджиро и убил его. В последующие годы он потратил больше времени на сочинение и написал «Книгу пяти колец», в которой подробно описаны различные методы борьбы с мечом. Киото и заложил основу объединения Японии . Он использовал огнестрельное оружие в битвах, новое орудие в то время. Его смерть была вызвана предательством одного из его собственных генералов, Акечи Мицухидэ , который поджег храм, в котором он отдыхал. Тем не менее, Нобунага покончил жизнь самоубийством, более почетным способом умереть.